Аккредитация филиала иностранной компании в РФ: этапы, сроки, особенности

Отличия филиала и представительства иностранной компании. Порядок регистрации

Чем филиал иностранной компании отличается от представительства? Что нужно сделать, чтобы филиал или представительство иностранной компании законно осуществляли деятельность на территории РФ?

Иностранные компании могут осуществлять деятельность на территории РФ через свои филиалы и представительства.

В чем различия филиала и представительства? Что лучше открыть иностранной компании?

Сразу отметим, что все зависит от цели компании. Так, представительство иностранной компании, как уже вытекает из самого названия, создается исключительно ради представления интересов головной компании на территории России.

Функции представительства сводятся к поиску партнеров, как поставщиков, так и покупателей, проведению рекламных мероприятий, осуществлению защиты интересов головной иностранной компании, проведению маркетинговых исследований рынков сбыта и т.п. То есть речь не идет о какой-либо коммерческой деятельности.

Функции же филиала значительно шире. Как раз филиал и создается иностранной компанией для осуществления коммерческой деятельности на территории России.

Как представительства, так и филиалы иностранных компаний не являются самостоятельными юридическими лицами. Филиал должен осуществлять в России ту же предпринимательскую деятельность, что и иностранная компания.

Работа с филиалами имеет ряд преимуществ, поскольку российским компаниям легче взаимодействовать с ними на территории России, чем с головной компанией за рубежом. А для иностранной компании повышается оперативность работы и увеличивается прибыль за счет снижения затрат. Платежи проходят быстрее через российские банки, договоры заключаются быстрее.

Чтобы филиал или представительство могли легально существовать на территории России, необходима так называемая аккредитация, т.е. регистрация в контролирующих органах.

Аккредитацию филиалов и представительств иностранных компаний осуществляет МИ ФНС России № 47 по г. Москве (п.1 Приказа ФНС России от 22.12.2014 г. №ММВ-7-14/668@).

Для некоторых категорий компаний установлен особый порядок. Так, аккредитацию авиакомпаний осуществляет Федеральное воздушное агентство, а кредитных организаций — Банк России, который направляет информацию в ФНС России.

Как зарегистрировать филиал или представительство на территории России?

Как мы уже отмечали, аккредитация или, иными словами, регистрация представительств, филиалов нужна для законности их работы. Порядок аккредитации филиалов и представительств не отличается друг от друга и установлен одним и тем же документом — это приказ ФНС РФ от 26.12.2014 г. №ММВ-7-14/680@.

Чтобы пройти аккредитацию, представительству или филиалу нужно собрать определенный пакет документов.

Подача документов осуществляется в 2 этапа: сначала в торгово-промышленную палату России (ТПП) для заверения численности иностранных работников филиала или представительства, а потом документы подаются в ФНС России.

Головная иностранная компания в течение 12 месяцев после решения о создании филиала, представительства должна:

1 шаг. Заполнить заявление об аккредитации

Заявление заполняется по специально установленной налоговиками форме (форма № 15АФП). Образцы заполнения заявления можно найти в налоговой инспекции.

Заполнить заявление несложно. В нем указываются сведения об иностранной компании и о представительстве или филиале компании: наименование, адрес, сведения о видах экономической деятельности. В заявлении также приводятся данные о руководителе представительства или филиала иностранной компании, а также о численности иностранцев, которые работают в представительстве или филиале компании.

2 шаг. Представить пакет документов вместе с заявлением:

  • учредительные документы иностранной компании;
  • выписку из реестра иностранной компании или иной документ, подтверждающий юридический статус иностранной компании;
  • документ, подтверждающий регистрацию иностранной компании в качестве налогоплательщика в своей стране.

Такой документ выдает уполномоченный орган страны происхождения иностранной компании. Например, для Германии уполномоченным органом является Федеральное министерство финансов.

  • решение иностранной компании о создании филиала, представительства на территории России;
  • положение об иностранном филиале, представительстве;

Такое положение разрабатывается головной иностранной компанией и составляется в произвольном виде с обязательным включением таких сведений, как: наименование иностранной компании, ее филиала, представительства, организационно-правовая форма иностранной компании, место нахождения его филиала, представительства на территории РФ и адрес места нахождения иностранной компании в стране регистрации.

Также в положении указываются цели создания, открытия и виды деятельности филиала, представительства, порядок управления филиалом, представительством иностранной компании (п.1 ст.22 Федерального закона от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», далее — Закон № 160-ФЗ).

  • доверенность о наделении руководителя иностранного филиала, представительства на территории России необходимыми полномочиями;
  • документ об уплате государственной пошлины;

Госпошлина уплачивается в размере 120 тыс. рублей за каждый филиал или представительство. Реквизиты для уплаты пошлины размещены на стендах в налоговой инспекции, а также на сайте ФНС РФ.

  • опись представленных документов в двух экземплярах.

Первоначально комплект документов направляется в ТПП России для заверения сведений о численности иностранных работников филиала, представительства иностранной компании.

Стоит отметить, что услуга заверения ТПП численности работников также платная. Цена услуги из года в год растет. Сейчас стоимость услуги зависит от способа передачи информации: с использованием электронных форм, либо заявление подается на бумаге. В первом случае стоимость услуги составит 18 тыс. рублей, а во втором — 21 тыс. рублей.

Затем документы возвращаются заявителю, то есть иностранной компании, для последующей передачи в ИФНС № 47 по г. Москве по адресу: 127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д.33, стр.1.

В каком виде должны представляться документы?

Документы, которые представляются иностранной компанией, должны:

  • быть на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным нотариусом;
  • представляться в оригинале либо в виде копий, заверенных нотариусом;
  • быть с консульской легализацией или апостилем, если документы выданы органами иностранных государств. Иной порядок может быть предусмотрен международным договором РФ;
  • быть прошиты, листы пронумерованы. На оборотной стороне последнего листа каждого такого документа должна быть сделана запись о количестве листов в документе.

Подчистки и исправления в тексте представляемых документов не допускаются.

Конечным результатом действий будет свидетельство об аккредитации (форма № 15СвФП). А днем аккредитации является день внесения записи в Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц. В специальном разделе на сайте Федеральной налоговой службы можно узнать информацию об аккредитации филиалов, представительств иностранных компаний.

Срок аккредитации — в течение 25 рабочих дней со дня представления необходимых документов (п. 5 ст. 21 Закона № 160-ФЗ).

На сегодняшний день в Госдуме рассматривается законопроект № 1013075-7«О внесении изменений в ст. 21 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ», в котором предлагается сократить срок аккредитации с 25 дней до 15 рабочих дней.

Законопроектом предусмотрена возможность приостановить проверку направленных документов на аккредитацию. Это позволит иностранным компаниям исправить технические ошибки и при этом не потерять в деньгах, ведь при отказе в аккредитации ранее уплаченная госпошлина не возвращается.

Читайте также:
Мальдивы. Общая информация. Столица Мальдивских островов, население, площадь, ВВП, праздники и т.д.

Филиалу или представительству иностранной компании не нужно самостоятельно вставать на налоговый учет. Постановка на учет в налоговых органах осуществляется через аккредитованные филиал или представительство на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств (РАФП) иностранных компаний (п.4 ст.83 НК РФ, приказ Минфина РФ от 28.12.2018 г. № 293н).

Если же иностранная компания действует в России не через аккредитованный филиал или представительство, то для постановки на учет в налоговом органе она должна представить определенный пакет документов.

По каким причинам могут отказать в аккредитации?

Чаще всего причиной отказа бывает подача заявителем, т.е. иностранной компанией, документов не в полном объеме либо представление документов, которые идут вразрез правилам их представления. Отказ в аккредитации можно обжаловать в суде.

На какой срок оформляется аккредитация?

Начиная с 2015 года, аккредитация филиалов и представительств выдается бессрочно. В том случае если у представительства или филиала меняются сведения, ранее представленные при аккредитации, то подается специальное заявление о внесении изменений в реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных компаний.

Что такое аккредитация представительства иностранной компании?

  • Недвижимость
  • Взыскание неустойки по ДДУ с застройщика
  • Включение в реестр при банкротстве застройщика
  • Выезд юриста и эксперта на приемку по ДДУ
  • Заполнение декларации 3-НДФЛ
  • Налоговый вычет
  • Оспаривание сделок с недвижимостью
  • Оформление наследства у нотариуса
  • Оформление наследства через суд
  • Постановка на кадастровый учет
  • Приватизация квартиры через суд
  • Признание права на незавершенное строительство
  • Раздел имущества при разводе
  • Расторжение ДДУ с застройщиком
  • Регистрация залога недвижимости
  • Регистрация прав и сделок в Росреестре
  • Сделки с недвижимостью
  • Недвижимость
  • Защита в спорах с ДГИ г. Москвы
  • Оспаривание кадастровой стоимости
  • Сделки с коммерческой недвижимостью
  • Юридическое сопровождение аренды
  • Регистрация компаний и внесение изменений
  • Аккредитация филиалов и представительств иностранных компаний
  • Внесение изменений в устав и ЕГРЮЛ
  • Регистрация ИП
  • Регистрация некоммерческой организации
  • Регистрация ООО
  • Регистрация ООО с иностранным участием
  • Судебные споры и взыскание долгов
  • Арбитражный юрист
  • Взыскание дебиторской задолженности
  • Включение в реестр денежных требований

Аккредитация филиала (представительства) иностранной компании в России представляет собой процедуру официального подтверждения уполномоченным государственным органом соответствия филиала (представительства) установленным законодательством РФ требованиям. Без аккредитации невозможна законная деятельность филиала (представительства) иностранного юридического лица на территории России.

Задать вопрос специалисту

119180, пер. 1-й Голутвинский, д. 3-5, стр. 1, 1 этаж

  • О компании
  • Вакансии
  • Все услуги
  • Цены
  • Выигранные дела
  • Отзывы
  • Пресс-центр
  • Клиенты
  • Часто задаваемые вопросы
  • Контакты
  • Недвижимость
  • Спорт
  • Банкротство физических лиц
  • Судебные споры
  • Недвижимость
  • Регистрация компаний и внесение изменений
  • Судебные споры и взыскание долгов
  • Интеллектуальная собственность
  • Юридическое обслуживание бизнеса
  • Закрытие бизнеса
  • Спорт

Политика конфиденциальности

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных пользователей сайта https://www.dvitex.ru/ (далее – Политика конфиденциальности) разработана и применяется в ООО Юридическая фирма «Двитекс», ОГРН 1107746800490, г. Москва, пер. Голутвинский 1-й, дом 3-5, оф 4-1 (далее – Оператор) в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту – Закон о персональных данных).

1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.

1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.

1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.

1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:

  • Фамилия, Имя, Отчество;
  • Адрес электронной почты;
  • Номер телефона;
  • иные данные, необходимые Оператору при оказании услуг Пользователям, для обеспечения функционирования Сайта.

1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:

  • обеспечение возможности обратной связи от Специалистов Оператора по запросам Пользователей;
  • обеспечение возможности онлайн оплаты заказанных на Сайте услуг;
  • обеспечения исполнения обязательств Оператора перед Пользователями;
  • в целях исследования рынка;
  • информирования Субъекта персональных данных об акциях, конкурсах, специальных предложениях, о новых услугах, скидок, рекламных материалов и других сервисов, а также получения коммерческой или рекламной информации и бесплатной продукции, участия в выставках или мероприятиях, выполнения маркетинговых исследований и уведомления обо всех специальных инициативах для клиентов;
  • статистических целях;
  • в иных целях, если соответствующие действия Оператора не противоречат действующему законодательству, деятельности Оператора, и на проведение указанной обработки получено согласие Субъекта персональных данных.

1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:

  • сбор;
  • запись;
  • систематизацию;
  • накопление;
  • хранение;
  • уточнение (обновление, изменение);
  • извлечение;
  • использование;
  • передачу (распространение, предоставление, доступ);
  • обезличивание;
  • блокирование;
  • удаление;
  • уничтожение.

2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:

  • законности и справедливости;
  • конфиденциальности;
  • своевременности и достоверности получения согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных;
  • обработки только персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
  • соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;
  • недопустимости объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
  • хранения персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных;
  • уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижению целей, их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.
Читайте также:
Гражданин РФ обязан пройти процесс фотографирования и дактилоскопии, таким образом можно посетить Японию

2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:

  • Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных»;
  • Настоящей Политикой конфиденциальности;
  • Всеобщей Декларацией прав человека 1948 года;
  • Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года;
  • Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года;
  • Положениями Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 1995 год), ратифицированной РФ 11.08.1998 года;
  • Положениями Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой 22.07.2000 года;
  • Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 года № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
  • Приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 года № 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
  • Иными нормативными и ненормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обработки персональных данных.

3. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

3.1. Персональные данные субъектов персональных данных получаются Оператором:

  • путем предоставления субъектом персональных данных при регистрации на Сайте, при подаче заявок, заявлений, анкет, бланков, заполнении регистрационных форм на сайте Оператора или направления по электронной почте, сообщения по телефону службы поддержки Оператора;
  • иными способами, не противоречащими законодательству РФ и требованиям международного законодательства о защите персональных данных.

3.2. Оператор получает и начинает обработку персональных данных Субъекта с момента получения его согласия.

3.3. Согласие на обработку персональных данных дается субъектом персональных данных с момента начала использования сайта, в том числе, путем проставления отметок в графах «Я согласен на обработку персональных данных, с условиями и содержанием политики конфиденциальности», посредством совершения субъектом персональных данных конклюдентных действий.

3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.

3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.

3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.

3.7. Субъект персональных данных в любой момент может просматривать, обновлять или удалять любые персональные данные, которые включены в его профиль. Для этого он может отредактировать свой профиль в режиме онлайн в личном кабинете или отправить электронное письмо по адресу info@dvitex.ru.

4. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.

4.2. При обработке персональных данных Оператор применяет правовые, организационные и технические меры по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О персональных данных», Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 №1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», Методикой определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденной ФСТЭК РФ 14.02.2008 г., Методическими рекомендациями по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации, утвержденных ФСБ РФ 21.02.2008 г. № 149/54-144.

4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.

4.4. При передаче персональных данных Оператор соблюдает следующие требования:

  • не сообщает персональные данные субъекта персональных данных третьей стороне без выраженного согласия, за исключением случаев, когда это необходимо в целях обработки персональных данных, предупреждения угрозы жизни и здоровью субъекта персональных данных, а также в случаях, установленных законодательством;
  • не сообщает персональные данные в коммерческих целях без выраженного согласия субъекта персональных данных;
  • информирует лиц, получающих персональные данные, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требует от этих лиц принятия надлежащих мер по защите персональных данных. Лица, получающие персональные данные Пользователя, обязаны соблюдать режим конфиденциальности;
  • разрешает доступ к персональным данным только уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.

4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.

4.7. Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.

Читайте также:
Штраф за отсутствие регистрации по месту пребывания 2022 - Первый юрист

4.8. Обработка персональных данных производится на территории Российской Федерации, трансграничная передача персональных данных не осуществляется. Оператор оставляет за собой право выбирать любые каналы передачи информации о персональных данных, а также содержания передаваемой информации.

4.9. Личная информация, собранная онлайн, хранится у Оператора и/или поставщиков услуг в базах данных, защищенных посредством физических и электронных средств контроля, технологий системы ограничения доступа и других приемлемых мер обеспечения безопасности.

4.10. Субъект персональных данных осознаёт, подтверждает и соглашается с тем, что техническая обработка и передача информации на Сайте Оператора может включать в себя передачу данных по различным сетям, в том числе по незашифрованным каналам связи сети Интернет, которая никогда не является полностью конфиденциальной и безопасной.

4.11. Субъект персональных данных также понимает, что любое сообщения и/или информация, отправленные посредством Сервера Оператора, могут быть несанкционированно прочитаны и/или перехвачены третьими лицами.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Настоящие Политика конфиденциальности вступают в силу для Субъекта персональных данных с момента начала использования Сайта Оператора и действует в течение неопределенного срока.

5.3. Настоящие Политика конфиденциальности могут быть изменены и/или дополнены Оператором в любое время в течение срока действия Правил по своему усмотрению без необходимости получения на то согласия Субъекта персональных данных. Все изменения и/или дополнения размещаются Оператором в соответствующем разделе Сайта и вступают в силу в день такого размещения. Субъект персональных данных обязуется своевременно и самостоятельно знакомиться со всеми изменениями и/или дополнениями. При несогласии Субъекта персональных данных с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

Представительство иностранной компании в России: зачем необходима аккредитация

Россия с ее необъятным рынком и большими возможностями манит к себе многих бизнесменов из-за рубежа. Сотни компаний из Европы, Китая, Японии, Израиля стремятся закрепиться в РФ. Они как юридические лица правомочны учреждать здесь свои представительства и филиалы. Насколько это им необходимо, зарубежные компании решают сами – российская сторона тут не вмешивается. На заключительном этапе учреждения представительств непосредственно на территории России уже требуется участие государства: рассмотрим, как происходит аккредитация представительства иностранной компании в России.

Зачем заграничным компаниям учреждать свои представительства в РФ

Развитие бизнеса предполагает постоянный поиск лучших возможностей, рынков сбыта, выгодных партнеров, источников более дешевой рабочей силы, более выгодного налогообложения. В современных условиях, когда целые сегменты российской экономики находятся под давлением санкций, на фоне роста кризисных тенденций многие иностранные (прежде всего американские и европейские) фирмы уходят с российского рынка. Но на их место приходят новые, которые занимают освободившиеся ниши с целью закрепиться, расширить свою деятельность и дождаться лучших времен. Это, как правило, компании из КНР, Израиля, Турции, Ирана, которые ориентируются на средний ценовой сегмент; многие из них сейчас получили хорошую возможность выйти на рынки постсоветских государств.

Представительства таких компаний – своеобразные форпосты, главная задача которых – разведать ситуацию: провести маркетинговые исследования, найти партнеров и клиентов, просчитать степень угрозы от конкурентов, выступить представителем интересов фирмы (см. ст. 55 Гражданского кодекса РФ).

Чтобы подробнее узнать о том, зачем необходимы фирмам из-за границы представительства в РФ, ознакомьтесь с информацией о представительстве иностранной компании в России .

Аккредитация представительств зарубежных фирм в РФ

Представительства заграничных фирм в РФ не пользуются правами юридического лица. Все, что касается их учреждения, повседневной деятельности, управления, распределения прав и обязанностей и других вопросов, решается их основателем – головной заграничной компанией. Чтобы новосозданные подразделения зарубежных фирм могли легитимно функционировать в России, им следует получить аккредитацию.

Аккредитация подразумевает обретение легитимного статуса в РФ зарубежным подразделением компании, официальное его признание властями и занесение данных в Госреестр.

Официальное функционирование представительства возможно только после его аккредитации в РФ (ФЗ от 09.07.1999 № 160 ), а государство имеет право осуществлять за этим контроль.

Представительство или филиал: что выгоднее

Юридическое лицо из-за границы, преследуя свои коммерческие интересы, вправе учреждать в РФ представительства или филиалы. Эти подразделения обладают многими общими чертами, но имеют и отличия.

Разбираемся с понятиями: что такое «представительство» и «филиал»

Ст. 55 ГК РФ определяет эти понятия следующим образом:

Представительство Филиал
«Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое.
представляет интересы юридического лица и защищает их». осуществляет все его функции или определенную их часть, в том числе функцию представительства».

Филиал отличается большей автономностью, обладает большими возможностями, чем представительство, а часто выполняет и его функции. Сходства и различия этих организационных форм обобщены в таблице:

Представительство Филиал
Обособленность от компании-основателя + +
Маркетинг, реклама, работа с клиентурой + +
Представление интересов фирмы + +
Наделение частью имущества фирмы + +
Отсутствие правоспособности + +
Назначение руководства сверху + +
Учреждение и ликвидация решением фирмы + +
Материальная ответственность + +
Осуществление коммерческой деятельности +

Более безопасным вариантом для компании из-за рубежа, которая делает первые шаги в РФ, будет учреждение на первом этапе своей деятельности представительства, а в случае успеха – последующее расширение бизнеса, создание филиалов.

В какие федеральные органы обратиться за аккредитацией

До 2015 года в вопросах аккредитации филиалов зарубежных фирм в России ясности не было. Этим могли заниматься различные ведомства: Торгово-промышленная палата, МИД РФ, Банк РФ, Минюст РФ. После внесения изменений в ст. 21 закона № 160-ФЗ появился единый центр для аккредитации зарубежных подразделений – подразделение Федеральной налоговой службы: межрайонная инспекция ФНС РФ № 47 в Москве (127006, Москва, ул. Долгоруковская, д. 33) уполномочена заниматься аккредитацией и вносить данные в госреестр (приказ ФНС РФ от 22.12.2014 № ММВ-7-14/668@).

Именно сюда следует направлять аккредитационные документы лично или по почте. Многочисленные фирмы во всех регионах РФ предоставляют посреднические услуги, принимают документы от заявителей, но их рассмотрение и внесение в реестр совершается именно в инспекции ФНС РФ № 47.

Другой орган, без санкции которого аккредитация невозможна, – Торгово-промышленная палата РФ (ТПП).

Как долго действует аккредитация

До 01.01.2015 длительность аккредитации в РФ для подразделений зарубежных компаний ограничивалась максимально тремя годами для представительств и пятью – для филиалов. С 2015 года продолжительность аккредитации изменилась: и для представительств, и для филиалов она стала бессрочной.

Прохождение аккредитации: основная процедура

Процедура аккредитации представительства иностранной компании в Москве сводится к подаче нужных бумаг, занесению в госреестр информации и получению подтверждения об этом. Следует подготовиться к тому, что она занимает продолжительное время.

Подача документов возможна личная (или через доверенное лицо) и дистанционная (по почте). После проверки комплекта бумаг вторая опись с пометкой об их принятии возвращается лично заявителю (или отправляется почтой).

Госпошлина уплачивается в рублях безналичным перечислением; наличными расплачиваются только те компании, которые впервые открывают в РФ свое подразделение. От них требуется дополнительное письмо, в котором следует изложить (в свободной форме), за что именно внесены деньги.

Филиал заграничной компании вносится в Госреестр, ему присваивают номер аккредитационной записи (НЗА). После этого в течении пяти дней заявителю должны выдать свидетельство о записи и информационный лист. С 01.01.2017 при оформлении свидетельства типографские бланки не используются.

Какие документы понадобятся для аккредитации

Список официальных бумаг содержится в приказе ФНС РФ от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680@.

Пакет состоит из:

  • формы № 15АФП;
  • учредительных документов заграничной компании-учредителя;
  • подтверждения статуса юридического лица у компании;
  • подтверждения уплаты налогов компанией в родной стране;
  • решения компании об учреждении подразделения в РФ;
  • положения (устава) подразделения фирмы (с визою его главы или главы компании);
  • подтверждения полномочий главы подразделения;
  • ксерокопии паспорта и ИНН главы подразделения;
  • подтверждения уплаты пошлины;
  • описи (2 экз.).
Форма заявления

Первый необходимый документ – форма № 15АФП. Несмотря на обширность (на 7 страницах), ее заполнение затруднений не вызывает – нужно просто точно придерживаться инструкции. Перед подачей данную форму необходимо утвердить в Торгово-промышленной палате (ТПП).

Заявление подписывает глава нового подразделения. Документы прошиваются, опечатываются и визируются на сшиве.

Главные требования к документам

Бумаги, которые подаются в ФНС РФ вместе с заверенным у нотариуса переводом, должны:

  • иметь апостиль или быть легализованы в консульстве (бумаги, которые выданы в госучреждениях);
  • прошиваться и нумероваться (кроме тех, которые состоят из одного листа);
  • не иметь исправлений и подчисток;
  • не быть устаревшими. Их срок действия не более 12 месяцев.

Во сколько обходится иностранной компании аккредитация своего подразделения

Стоимость аккредитации зависит от того, самостоятельно ли действует зарубежная компания или пользуется помощью посреднической фирмы. В первом случае цена будет складываться из:

  • госпошлины. Госпошлина за аккредитацию представительства иностранной компании – 120 тысяч руб. за одно структурное подразделение (п.5, ст. 333.333 Налогового кодекса РФ). При отказе в аккредитации деньги назад не возвращаются;
  • оплаты выписки из Госреестра. За предоставление сведений следует заплатить 200 руб. (постановление Правительства РФ от 25.12.2014 № 1491);
  • оплата услуг переводчиков, нотариусов, консульской легализации и апостиля (в каждом конкретном случае тарифы и расценки будут различаться в зависимости от страны).

Во втором случае ко всем этим расходам необходимо добавить стоимость посредничества и консультаций. В Москве это составляет от 40 тысяч до 120 тысяч рублей. (в дополнение к оплате пошлин).

Сколько времени требуется, чтобы пройти аккредитацию

Время, необходимое на прохождение аккредитации, четко оговорено: согласно пункту 8 статьи 2 приказа ФНС от 26.12.2014 № ММВ7-14/680@, срок аккредитации представительства и филиала иностранной компании составляет не более 25 рабочих дней. На практике же этот процесс часто занимает до 35 суток. При легитимации с помощью посреднических фирм время ожидания увеличивается до 6 недель.

Возможно ли ускорить процесс прохождения аккредитации

После введения нового порядка прохождения аккредитации в РФ для новых подразделений зарубежных компаний возможность ускорения процесса ее прохождения исключена.

Возможно ли продлить аккредитацию

С изменением порядка и аккредитационной процедуры продление аккредитации представительства иностранной компании в РФ потеряло смысл из-за введенной бессрочности ее действия.

Для тех, у кого аккредитация подразделений на 01.04.2015 не истекла, была введена процедура обязательной бесплатной переаккредитации (ст. 8 закона № 106-ФЗ). Все, кто не воспользовался предоставленной возможностью и не прошел ее до 01.04.2015 г., автоматически лишился аккредитации.

Заверение данных о числе сотрудников-иностранцев: процедура и стоимость

Заверение данных о количестве иностранных сотрудников в подразделении, которое открывается, – обязательное условие для его аккредитации. Для этого следует заблаговременно (до подачи заявления в ФНС РФ) обратиться в ТПП .

Необходимые бумаги

В ТТП РФ представляют:

  • письмо (на бланке компании со всеми реквизитами) с ходатайством о заверении количества сотрудников-иностранцев в новом подразделении компании, за подписью его главы (или руководителя компании) и поручением ТПП РФ (согласие на обработку персональных данных (см. закон от 27.07.2006 № 152);
  • пятую страницу формы 15АФП;
  • учредительные документы и подтверждение правомочности юридического лица иностранной компании;
  • подтверждение уплаты налогов компанией в своей стране (копия о регистрации);
  • решение компании о создании в РФ своего подразделения;
  • официально принятое положение (устав);
  • доверенность компании на имя главы новосозданной структуры;

Все бумаги следует подавать в Департамент с переводом (нотариус должен заверить их, также обязательна подпись переводчика), они должны быть легализованы или иметь апостиль. Все документы, в которых более одной страницы, должны быть прошиты и опечатаны.

Заверение пятой страницы формы № 15АФП

Согласно новому процедурному порядку, пятая страница формы № 15 АФП заверяется сотрудником Торговой палаты в присутствии заявителя.

Процедура заверения: как это происходит

Прием (а также выдача) документов происходит по адресу: Москва, ул. Ильинка, д. 6/1, в помещении Департамента Палаты по взаимодействию с иностранными филиалами и представительствами, с понедельника по пятницу с 10.00 до 13.00 (при наличии договоренности с сотрудниками Департамента – с 9.00 до 10.00).

Подавать документы необходимо лично (в крайнем случае через доверенное лицо). Во время приема документов сотрудники департамента проведут экспертизу поданных бумаг в присутствии заявителя, выставят счет для оплаты. После того как поступит подтверждение оплаты услуги, работники департамента заверяют пятую страницу формы № 15 АФП. На весь этот процесс может уйти до трех рабочих дней.

Сколько стоит завизировать данные

Оплатить услугу заверения можно банковской картой, а также в кассе (работает в часы приема). Сумма за визирование пятой страницы зависит от количества работающих иностранцев:

  • до четырех работников – 5 тысяч руб.;
  • от четырех сотрудников и более – 15 тысяч руб.

Как проверить наличие аккредитации: статистическая информация (РАФП)

Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица размещены в свободном доступе (п. 11, ст. 21 № 160-ФЗ от 09.07.1999) на сайте ФНС РФ .

Сделать запрос и отыскать интересующие данные просто. Для этого следует ввести в нужные поля НЗА, ИНН/КПП или просто наименование представительства/филиала зарубежной компании.

Как иностранной компании открыть представительство или создать филиал в России: Видео

Аккредитация представительств иностранных компаний в РФ – как проходит процедура

Особенности прохождения процедуры аккредитации представительств иностранных компаний волнуют многих, ведь наряду с российскими организациями на территории РФ имеют право заниматься экономической деятельностью зарубежные предприятия с целью повышения эффективности бизнеса.

Подразделение иностранной фирмы в РФ

Чтобы законно функционировать, получать прибыль и защищать в случае необходимости свои права и интересы, необходима регистрация деятельности подразделения иностранного предприятия – процесс, включающий в себя ряд учетных действий, обеспечивающих компанию индивидуальным налоговым номером, а представительство – номером записи из документа официального подтверждения соответствия объекта установленным стандартам и критериям.

Закон 160-ФЗ регламентирует право зарубежного предприятия функционировать на территории РФ в форме филиала или представительства.

Филиал является обособленным формированием, расположенным вне места нахождения юрлица и выполняющим его функции, включая задачи представительства. Он осуществляет как юридические, так и фактические действия, то есть выполняет все функции своего головного предприятия, либо их часть.

Представительство – обособленное подразделение юрлица, не осуществляющее деятельность головного предприятия во всех отношениях. Формирование представляет и защищает интересы головной компании, может заниматься консультацией и рекламой товаров или услуг без осуществления предпринимательской деятельности.

По факту, ни тот, ни другой вид формирования не является юрлицом и не имеет предусмотренных законом прав. Правовое положение этих субъектов регулируется нормами права той страны, в которой зарегистрирована материнская компания, отвечающая по всем обязательствам своих филиалов и представительств.

Таким образом, работа подразделения ведется в соответствии с организационно-правовыми актами, утвержденными юрлицом в отношении:

  • этапов и алгоритма формирования
  • обязательств и прав
  • системы осуществления и завершения деятельности
  • процедурных норм назначения руководящих должностей и предоставления им определенных полномочий на ведение дел и т.д.

Несмотря на это, до того, как подразделение начнет работать на территории России, необходимо пройти аккредитацию, т. е. заручиться разрешением российской власти на законную деятельность. После процедуры аккредитования подразделение должно стать на учет в ФНС для осуществления контроля над налоговыми взносами, совершаемыми подразделением ИК в казну РФ.

Аккредитация иностранных фирм

Процедура законной регистрации представительства – процесс, направленный на обретение зарубежным подразделением компании правомерного статуса (легитимности) в РФ с последующим официальным его признанием представителями государства и занесением необходимых сведений в госреестр.

Суть процедуры заключается в подтверждении со стороны властей, что ИК получила право принимать участие в торговых отношениях на территории РФ. До этого сотрудники ФМС тщательно проверяют документы и деятельность ИК на соответствие стандартам.

Как только данные о компании будут внесены в специальный реестр, аккредитация считается полученной. По результатам представительство получает документ, свидетельствующий о прохождении законной регистрации с индивидуальным номером и серией.

Помимо главного процесса регистрации, представительству необходимо узаконить свою деятельность следующим образом:

  • получить ИНН и стать на учет в налоговой службе
  • сдать документы на получение регистрационного номера в органах ФСС и ПФР
  • утвердить печать подразделения и прочее

Самым значимым вопросом остается все-таки аккредитация, поэтому рассмотрим алгоритм ее проведения более подробно.

Какие документы готовить, смотрите на видео:

Как проходит аккредитации

Порядок процедуры регулируется законодательством РФ. Процедура проводится на основании заявления.

Процесс начинается до того, как представитель иностранной компании появится на территории РФ. Создатели материнской организации должны единогласно принять решение об открытии в России личного обособленного представительства. И только после этого представитель едет в РФ для оплаты государственной пошлины и подачи соответствующих документов и их копий с переводов, заверенных нотариально.

После рассмотрения обращения ФНС принимает решение и выдает заявляющему лицу документ, подтверждающий законную регистрацию.

В статье № 21 п. 3 ФЗ № 60 указаны причины, по которым ФНС может отказать в официальном признании деятельности представительства ИК на территории РФ.

Отрицательное решение по заявлению принимается, если:

  • подан неполный перечень документации
  • официальные бумаги (свидетельства, договора и пр.) не отвечают законным требованиям
  • в документах указана недостоверная информация
  • было установлено, что представительство открывается с целью ведения деятельности, которая противоречит законодательству или несет потенциальную опасность независимости и безопасности государства или осуществляется в противовес национальным интересам
  • регистрация, полученная ранее, была признана недействительной по причине грубых нарушений законодательства

Решение об отказе можно оспорить в суде, если представитель ИК посчитает его неправомерным. Помимо этого, законодательными нормами введен запрет на повторную подачу заявления.

Куда обращаться

Ранее проведением аккредитации занималась Торгово-промышленная палата. С декабря 2014 г. полномочия были переданы ФНС.

В Москве регистрацией занимается ФНС № 47. Также указанный орган может аккредитовать представительство ИК, которое планирует функционировать не в столице, а в другом регионе.

Чтобы облегчить и ускорить процедуру регистрации, можно воспользоваться услугами посредников, которые за определенную плату (в среднем 350-450$) дадут полезные рекомендации, помогут оформить сотрудников и собрать необходимую документацию.

Формирование заявления

Процедура регистрации начинается с подачи официального обращения установленного образца.

В официальном обращении важно отразить ряд сведений, а именно:

  • полное и сокращенное название компании
  • номер регистрации
  • индивидуальный номер налогоплательщика
  • сумма уставного капитала
  • другие регистрационные данные по необходимости
  • данные о кредитном учреждении, осуществляющем обслуживание компании
  • наименование регистрируемого представительства и его контактные данные
  • сущность, цели и задачи экономической деятельности
  • персональные данные главы, включая гражданство, паспортные реквизиты, идентификационный номер
  • штат сотрудников обособленного подразделения
  • данные представителя компании, подающего заявление

Список документов для аккредитации

Лицо, представляющее иностранную компанию в РФ, должно подать не только заявление, а и пакет требуемых документов. Список следующий:

  • учредительная документация
  • документ, удостоверяющий регистрацию налогоплательщика с номером, выданным в родной стране зарубежной компании
  • документированная бумага, подтверждающая решение о создании зарубежным предприятием представительства в России
  • положение о подразделении
  • документальное уполномочие главы дополнительного формирования
  • доверенность на сотрудников подразделения от руководителя ИК, позволяющая представлять интересы представительства в ФНС, ПФР, ФСС
  • квитанция об оплате госсбора
  • рекомендации деловых партнеров, действующих на территории РФ (не менее 2 по требованию)
  • опись пакета документированных бумаг

Примите во внимание! Опись необходимо представить в 2 экземплярах, на один сотрудник ФНС поставит пометку и вернет заявителю.

Требования к документам

Налоговая служба РФ требует полного соответствия документов с установленными условиями и стандартами.

Рассмотрим требования к документации и важные нюансы аккредитации:

  1. Прием документов и официального обращения ФНС осуществляет в течение 1 года после решения о создании.
  2. Сотрудники уполномоченного федерального органа вправе рассматривать и проверять документацию в указанные законодательством сроки.
  3. На копии или оригинале каждого документированного носителя сведений о компании должна стоять отметка консульства, подтверждающая подлинность, или международный штамп.
  4. Все документы должны иметь нотариально заверенный русскоязычный перевод.
  5. Срок юридической значимости документов не превышает 12 месяцев, поэтому перед регистрацией важно позаботиться о том, чтобы устав, доверенности и учредительные договора были оформлены и выданы не ранее одного года назад.

Запомните! Если представленные бумаги содержат сведения, занимающие 2 листа и более, их необходимо прошить и пронумеровать. Запрещено допускать исправления и помарки.

Обязательная госпошлина

Госпошлина – денежный сбор, взимаемый государственными органами. Размер сбора устанавливается на законодательном уровне.

Размер государственной пошлины в РФ за регистрацию одного подразделения ИК составляет 120 т. руб.

Чтобы получить сведения об аккредитованном представительстве иностранного юрлица, придется заплатить 200 рублей.

Важно! При отрицательном решении в отношении регистрации сумма госпошлины не возвращается.

Безотказная регистрация юрлиц в ИФНС

Получить безотказную регистрацию в ИФНС можно, обратившись за помощью в посредническую компанию, которая дает 100% гарантию на свои услуги. Срок готовности аккредитации составляет в среднем 14 дней.

Важным положительным моментом работы таких организаций является то, что в случае отказа, который может произойти в исключительном случае, они возвращают не только стоимость оплаченной услуги, но и госпошлину.

Гарантии положительного результата оплачиваются отдельно.

Посредники действуют по следующей схеме:

  1. Прием документов из рук официального представителя или получение их сканов по почте.
  2. Проверка корректности оформления документов и их достаточности.
  3. Подготовка отчета по обнаруженным недочетам и ошибкам.
  4. Получение оплаты за услуги.
  5. Внесение поправок в документы.
  6. Выполнение переводов.
  7. Отправка полного пакета документированных носителей заявителю на подпись и исправленных переводов для заверения.
  8. Получение готового пакета от заявителя с пометкой о заверении численности иностранных сотрудников (процедура проводится в ТПП и стоит 15 тыс. руб.).
  9. Подача пакета в ФНС в рамках 3-х рабочих дней.
  10. Получение регистрационного листа на 14 рабочий день с даты проставления отметки на описи.

Сроки и стоимость аккредитации

Как уже говорилось выше, размер госпошлины установлен НК РФ и составляет 120 тыс. руб.
Если по какой-то причине заявитель не предоставил перед подачей заявления и документов исполнительному органу квитанцию об оплате этого сбора, сотрудники инспекции могу проверить факт перечислений самостоятельно через базу платежей.

Для справки! Регистрирующие процедуры выполняются сотрудниками службы не более 25 рабочих дней со дня приема документов от заявителя.

В течение этого периода проводятся обязательные проверки, осуществляются запросы необходимых дополнительных сведений и уточнений, выполняется анализ документов, рассматривается письменное обращение, принимается решение.

Примите во внимание! Практический опыт показал, что в связи с увеличением объема работ ФНС может рассматривать обращение более 25 дней. В ряде случаев регистрация затягивается на 1, 5-2 месяца. Ускорить процесс на законных основаниях невозможно.

Продление разрешения

С начала января 2015 года процедура аккредитации проводится бессрочно. До этой даты регистрация представительств ИК выдавалась на период от 1 до 5 лет. По истечению законного срока представитель ИК должен был подать документы на продление.

Важно! Те ИК, которые зарегистрировались на территории РФ до начала 2015 года должны за 1 месяц до истечения аккредитации подать обращение и документы на выдачу нового разрешения, не ограниченного сроком.

Заверение численности инсотрудников

Законодательство РФ обязует зарубежных заявителей вносить в письменное обращение для ФНС информацию о численности иностранных сотрудников, которые будут состоять в трудовых отношениях с ИК и работать в ее подразделении. Данные сведения необходимо заверить в Торгово-промышленной палате.

Поэтому перед тем, как обратиться в налоговый орган, важно посетить ТПП, а именно:

  • лично обратиться в добровольное негосударственное объединение предпринимателей
  • подать заявку на рассмотрение на официальном сайте ТПП

Электронный сервис ТПП информирует, что процедура занимает не более 3 дней от даты приема документов Департаментом.

Перечень необходимой документации идентичен с пакетом для предоставления в ФНС.

Этапы процедуры на видео:

Как ускорить процедуру аккредитации

Процесс официальной регистрации представительства или филиала ИК требует дисциплины, точного оформления информационных бумаг, а также скрупулезного планирования всего алгоритма действий. Нужно быть профессионалом в этом вопросе, иметь определенную практику работы и навыки, быть ознакомленным со спецификой учредительной документации юрисдикций разных стран. Поэтому, чтобы пройти процедуру аккредитации с минимальными финансовыми и временными потерями, специалисты рекомендуют доверять выполнение задач компании-посреднику на основании договора аутсорсинга.

Законное функционирование зарубежных организаций на территории РФ требует прохождения ряда процедур, которые часто вызывают трудности у заявителей. Надеемся, что данная статья поможет многим беспрепятственно оформить экономическую деятельность в России в соответствии с требованиями законодательства.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Разъяснения МВД о правовом положении иностранных граждан после 1 октября 2022 г.

На сайте МВД Кабардино-Балкарской республики опубликованы подробные разъяснения действия временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан после 1 октября 2022 г. Приводим текст публикации целиком:

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2022 г. № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15 марта 2022 г. и не имеющие по состоянию на 16 июня 2022 г. законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30 сентября 2022 г. включительно обратиться в территориальные органы МВД России с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения, либо выехать за пределы Российской Федерации.

Иностранные граждане, не воспользовавшиеся данной возможностью, с 1 октября 2022 г., будут считаться незаконно находящимися на территории Российской Федерации и подлежат ответственности в соответствии с действующим законодательством.

С 1 октября 2022 г. полностью прекращает свое действие запрет на принятие в отношении иностранных граждан решений об административном выдворении за пределы Российской Федерации, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания (проживания), не разрешении въезда и сокращении срока временного пребывания.

В период действия остальных положений Указа работа с иностранными гражданами осуществляется с учетом следующих особенностей.

1. На иностранных граждан, урегулировавших свое правовое положение в Российской Федерации до 30 сентября 2022 г., в полной мере распространяется действие Указа, в том числе по приостановлению до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством течения сроков временного пребывания иностранных граждан, сроков постановки на учет по месту пребывания без необходимости совершения действий для их продления.

Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия указанных ограничений), до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утвержден. В этой связи действие положений Указа до утверждения соответствующего перечня распространяется на граждан всех иностранных государств без исключения.

В обозначенный Указом период иностранные граждане, урегулировавшие свое правовое положение, вправе обратиться с заявлениями о выдаче разрешительных документов для проживания в Российской Федерации. При этом для выезда из Российской Федерации указанной категории иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, по их обращению следует оформлять транзитные визы.

Разрешительные документы на проживание и регистрацию по месту жительства иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, срок действия которых истекает до 31 декабря 2022 г., считаются действительными до 18 июля 2022 г. включительно.

Сроки временного или постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, регистрации по месту жительства, а также сроков действия удостоверений беженца и свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которые истекают после 31 декабря 2022 г., возобновляются с 1 января 2022 г. и считаются продленным на 199 дней с даты окончания.

2. В случае, если иностранный гражданин был привлечен к административной ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации при подаче заявления об урегулировании его правового положения, такое привлечение не должно рассматриваться в качестве основания для вынесения решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

3. Относительно порядка оформления иностранным гражданам разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, а также их трудоустройства обращаем внимание на следующее.

До конца 2022 года иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, не утратят права на обращение с заявлением о выдаче (переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления и заявленной цели визита в Российскую Федерацию.

Право на заключение трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с работодателями или заказчиками работ (услуг) вне зависимости от заявленной цели визита в Российскую Федерацию сохранят иностранные граждане, являющиеся гражданами государств – членов Евразийского экономического союза.

Работодатели или заказчики работ (услуг), имеющие разрешение на привлечение и использование иностранных работников, также смогут обращаться за выдачей (продлением) разрешений на работу иностранным гражданам без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию.

Кроме того, трудовая деятельность иностранных граждан, оформивших трудовые (гражданско-правовые) отношения в соответствии обозначенным порядком, признается законной и после 31 декабря 2022 г.

Таким образом, для всех иностранных граждан, урегулировавших свое правовое положение, сохраняется возможность оформления до окончания текущего года необходимых разрешительных документов и законного осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации на весь период действия таких документов или трудовых (гражданско-правовых) договоров соответственно.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции).

Классификация иностранных граждан:

  1. по сроку пребывания на территории Российской Федерации:
    • постоянно проживающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел;
    • временно пребывающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях;
    • следующие через территорию Российской Федерации транзитом;
  2. по степени подчиненности юрисдикции РФ:
    • граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом;
    • граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом;
    • военнослужащие иностранных воинских частей, экипажей военных кораблей, самолетов военно-воздушных сил (ВВС);
    • члены официальных государственных, межпарламентских, межправительственных делегаций, миссий;
    • граждане, служащие в международных организациях;
    • граждане, работающие по контрактам с российскими учреждениями, предприятиями, организациями;
    • свидетели и иные лица, статус которых определен международными договорами РФ;
  3. по целям нахождения на территории Российской Федерации:
    • работники дипломатических и консульских учреждений, международных организаций;
    • корреспонденты и журналисты, аккредитованные в Российской Федерации;
    • преподаватели в учебных заведениях;
    • лица, относящиеся к иностранной рабочей силе, – трудящиеся эмигранты;
    • лица, находящиеся на лечении и отдыхе, и т. д.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:

  1. не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;
  2. не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
  3. не могут участвовать в отправлении правосудия;
  4. не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;
  5. не имеют права участвовать в референдуме;
  6. на них не распространяется воинская обязанность;
  7. не могут быть членами политических общественных объединений;
  8. за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);
  9. только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);
  10. могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);
  11. проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;
  12. устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);
  13. по территории, открытой для иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;
  14. могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения;
  15. при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из Российской Федерации может быть не разрешен.

Административно-правовой статус беженцев

Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Основания и процедура признания лица беженцем:

  • обращение с ходатайством о признании беженцем;
  • предварительное рассмотрение ходатайства;
  • принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
  • выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
  • рассмотрение ходатайства по существу;
  • принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
  • выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Лицо, признанное беженцем, имеет следующие права.

1. Получать услуги переводчика и получать информацию о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иную информацию.

2. Получать содействие в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации.

3. Получать содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ.

4. Получать питание и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством РФ, до убытия к новому месту пребывания.

5. Право на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц.

6. Пользоваться жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством РФ, из фондажилья для временного поселения. Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья.

7. Получать медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

8. Получать содействие в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

9. Работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

10. Получать социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

11. Получать содействие в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

12. Получать содействие федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства).

13. Обращаться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц. Форма бланка проездного документа, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются Правительством РФ.

14. Обращаться с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ.

15. Участвовать в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

16. Добровольно возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

17. Выезжать на место жительства в иностранное государство.

18. Пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством РФ и международными договорами РФ, а также законодательством субъектов РФ.

Обязанности лиц, признанных беженцами:

  • соблюдать Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
  • своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом;
  • соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;
  • сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;
  • сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;
  • сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе;
  • проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

Административно-правовой статус вынужденных переселенцев

Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Права лица, признанного вынужденным переселенцем:

  • самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;
  • при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством РФ, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
  • на получение содействия в обеспечении его проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.

Обязанности лица, признанного вынужденным переселенцем:

  • соблюдать Конституцию и законы;
  • соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
  • при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;
  • проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

Президент на время запретил выдворять иностранцев и ограничивать их въезд в РФ

Все иностранные граждане, находящиеся в России, получили шанс легализоваться – даже те, кто давно нарушил сроки пребывания в стране. Для этого нужно обратиться в орган МВД с заявлением. Только надо успеть до 30 сентября 2022 г., пока действует запрет на выдворение и принятие решений об ограничении въезда в РФ

Вчера вступил в силу Указ Президента РФ от 15 июня 2022 г. № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID -19)».

Новый указ продлевает действие временных мер по урегулированию правового положения иностранцев и допускает еще больше послаблений по сравнению с прежним Указом от 18 апреля 2022 г. № 274 (с изменениями от 15 июня, 23 сентября и 15 декабря 2022 г.).

Что же изменилось в правилах пребывания иностранных граждан на территории РФ с 16 июня 2022 г.?

Для кого и на сколько приостановили течение сроков пребывания в России и продлили действие разрешительных документов?

Согласно новому указу на 90 суток с даты снятия введенных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством для его граждан приостанавливается течение сроков пребывания на территории РФ. Что это значит? Будет считаться, что в течение 90 суток с момента возобновления транспортного сообщения с иностранным государством его граждане находятся в нашей стране законно. За это время они должны либо выехать из страны, либо легализоваться в России.

Многие считают, что всем иностранцам продлили срок пребывания в России на 90 суток. Это не так. Однозначно действие этого пункта указа распространяется только на иностранных граждан тех государств, с которыми не открыто транспортное сообщение (Украина, Молдова и др.). На граждан государств, с которыми транспортное сообщение возобновлено, это положение нового указа не распространяется, так как, согласно прежнему указу, они уже должны были выехать из России. А те, кто этого не сделал и при этом не легализовался, находятся в стране с нарушением миграционного законодательства.

Напомню: если к 15 декабря 2022 г. транспортное сообщение со страной было восстановлено 1 , ее граждане должны были выехать из России не позднее 90 суток начиная с указанной даты. Если транспортное сообщение со страной возобновлено позднее, ее граждане обязаны были выехать в течение 90 суток с момента открытия границ. Таким образом, граждане Азербайджана, Армении, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и др. уже должны были либо легализоваться, либо покинуть Россию. На практике тех, кто этого не сделал, суды начали привлекать к ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ 2 . Действие их разрешительных документов не продлевалось.

Возможно ли выдворение по новому указу президента?

Новый указ лояльнее прежнего. Напомню: иностранные граждане, нахождение в России которых к 15 марта 2022 г. считалось незаконным, с этой даты по 15 сентября 2022 г. подлежали привлечению к ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа. В период с 16 сентября 2022 г. по 15 июня 2022 г. им назначалось наказание в виде выдворения за пределы РФ, но только в форме контролируемого самостоятельного выезда из России. При этом сроки добровольного выезда в соответствии с указом президента продлевались.

Согласно новому указу до 30 сентября 2022 г. не могут приниматься решения об административном выдворении. Поэтому даже если иностранный гражданин находится в России незаконно на протяжении 10 лет, самым суровым наказанием будет административный штраф в размере 5 тыс. руб.

Также новый указ запрещает до 30 сентября 2022 г. принимать решения о неразрешении въезда в Россию в отношении иностранных граждан, которые находятся на ее территории. Прежний указ президента не содержал подобных запретов, а потому было принято много таких решений на основании ч. 4 ст. 26 Закона № 114-ФЗ. В суде представители УМВД доказывали, что принятие данных решений возможно в пандемию.

Учитывая послабления, предусмотренные новым указом, – сейчас лучшее время для легализации в России без последствий в виде выдворения и запрета на въезд в страну. Обратите внимание: эти послабления распространяются на всех иностранцев, находящихся в данный момент в России.

Как легализоваться в России, если уже допущено нарушение миграционного законодательства?

Новый указ дает право иностранному гражданину в случае его незаконного нахождения на территории РФ обратиться в территориальный орган МВД с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании его правового положения. Однако указ не предусматривает корреспондирующей обязанности государственных органов урегулировать такой статус. Как это будет реализовано на практике – неизвестно, но думается, что государственные органы будут придерживаться лояльного подхода.

Еще раз обращаю внимание: согласно новому указу применение наказания в виде административного выдворения запрещено. При предъявлении указанного заявления до 30 сентября 2022 г. иностранному гражданину может грозить только привлечение к административной ответственности с назначением штрафа в размере 5 тыс. руб.

Изменилось ли что-то для иностранцев, работающих в России?

В новом указе, как и в прежнем, предусмотрено, что иностранные граждане могут получать патенты без учета требований к сроку предъявления заявления о выдаче патента и заявленной цели визита в Россию.

А если уже приняты постановление суда о выдворении и решение о запрете на въезд в Россию, иностранный гражданин может легализоваться?

В период действия прежнего указа многим иностранным гражданам суды назначили наказание в виде административного выдворения за пределы РФ. Они оказались в менее выгодном положении, чем те, кто допустит нарушение после 15 июня 2022 г. При наличии постановления суда органы МВД не смогут урегулировать правовой статус иностранного гражданина, поскольку судебный акт может быть отменен или изменен только актом вышестоящего суда. Поэтому в данном случае необходимо обратиться с жалобой в вышестоящую судебную инстанцию.

А вот иностранным гражданам, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Россию, вероятно, будет легче. Органы МВД при рассмотрении заявления о легализации вправе самостоятельно отменить ранее принятое решение о запрете на въезд в страну.

Рекомендации иностранным гражданам

  • Если вы являетесь иностранным гражданином и длительное время незаконно находитесь на территории РФ, то сейчас самое время легализоваться, поскольку до 30 сентября 2022 г. запрещено назначать наказание в виде административного выдворения и принимать решение о неразрешении въезда в Россию.
  • Чтобы в дальнейшем законно пребывать на территории РФ, необходимо получить легальные документы. После снятия коронавирусных ограничений и окончания действия указа президента за нарушение миграционного законодательства (в том числе за нарушение сроков пребывания в России) вновь будут назначать наказание в виде административного выдворения за пределы РФ.
  • Если вы работаете в России, обязательно обратитесь за получением патента либо заключите трудовой договор (или договор гражданско-правового характера). За незаконную трудовую деятельность на территории РФ могут привлечь к ответственности, что станет помехой при дальнейшей легализации в России.
  • Отнеситесь к легализации серьезно. Старайтесь не доводить до привлечения к административной ответственности. Если после окончания действия указа президента вас привлекут к ответственности, например за нарушение сроков пребывания в России (ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ), а потом еще и за незаконную работу (ст. 18.10 КоАП РФ), органы миграционной службы могут закрыть для вас въезд в страну. Признать незаконными такие решения крайне сложно.

1 Приложение № 1 к Распоряжению Правительства РФ от 16 марта 2022 г. № 635-р.

2 Постановление Нагатинского районного суда г. Москвы от 25 мая 2022 г. по делу № 05-1803/21, Постановление Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 4 июня 2022 г. по делу № 05-1315/21, Постановление Люблинского районного суда г. Москвы от 11 июня 2022 г. по делу № 05-1431/21 и др.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: