Финское образование высоко ценится в Европе

Финские школы: мифы в международной прессе, особенности контекста и новые технологии

Вместо предисловия: Электронная промышленность, леса, машиностроение — ключевые статьи экспорта Финляндии. Тем не менее образование – еще одна сфера, которая, пожалуй, даже шире известна простым смертным, в силу своей B2C направленности и благодаря многочисленным публикация в прессе, электронных медиа и упоминаниям в родительских чатах, сопровождающихся обычно чем-то в духе «и когда у нас все так будет» или «наши-то так точно не сделают» — в зависимости от степени оптимистичности родителя. В статье, расскажу о том, что по факту происходит в школах Финляндии и с системой среднего образования. Без деталей и постараюсь по делу.

Ключевые выводы:

1. Для таких стран, как Казахстан или Россия, экспорт образовательной системы общеобразовательных школ практически невозможен и нерелевантен на национальном уровне, хотя возможна реаппликация отдельных программ и элементов в рамках как государственных, так и частных инициатив.

2. Наиболее экспортабелен и универсален финский опыт в сфере развития «кросс-предметных навыков» детей и наделения школ полномочиями в модификации программы.

3. На протяжении последнего десятка лет наблюдается постепенное падение уровня финских школьников относительно международных конкурентов, что признает финское руководство. Новые учебные программы, призванные вернуть Финляндии статус «лидера в образовании» запущены только во второй половине 2016 года, поэтому говорить о их результативности еще очень и очень рано.

Про Финляндию, которая не Казахстан. Да и не Россия.

Начинайте с географии и демографии. Говоря о том, насколько переносим опыт чего бы то ни было – один из первых вопросов, который стоит себе задать – а чем отличаются страны, города, люди – те, чей опыт мы берем и те, кто его использует. Специфика Финляндии, как страны, весьма примечательна:

— Маленькое население. Всего в стране 5.5 миллионов человек, причем живут они концентированно на юге, на очень небольшой территории.
— Крайне гомогенное население. 89% населения – это этнические финны, 5.5% — шведы. Проблемы с различными религиозными течениями и верованиями тоже по сути нет.
— Незначительная разница в доходах населения.
— По статистике 2008 года, 1/3 школ – меньше чем на 50 учеников; всего 4% — это школы на 500 и более.

А теперь сравните это со средним количеством в 336 учеников на школу в Казахстане, разнообразным по этническому составу населением, которое значительно разнится в зависимости от области и существенно отличается по уровню дохода.

Вполне резонно предположить, что уже это одно ограничивает возможность полного переноса финской системы в наши реалии, хотя и не говорит о том, что нельзя использовать отдельные ее элементы в изоляции, встраивая в национальные планы.

Откуда растут ноги «финской системы образования» периода лидерства в PISA

Из 1980-1990-ых годов, по большей части. Основные изменения, привнесенные в тот момент:

— Одинаковая школьная программа и бесплатные для всех школы.
— Качественно обученные преподаватели в начальной школе.
— Степень «преподавателя» открывала двери не только для работы в школе, но и в государственном и частном секторе, что снимала лимиты профессии и позволяла расти дальше.
— Развитие культуры доверия преподавателям.

Результатом этого периода стало лидерство Финляндии в рейтинге PISA – сначала в 2000, потом 2003, 2006 и позиции в топ 5 в другие периоды. В 2013 году в Business Insider появилась другая статья. Про то, что сейчас Финляндия – только 12-ая в списке. И про то, что с этим делать.

Сложности финских школ

“Неожиданное положение в качестве глобального образовательного лидера и образца для подражания отвлекли Финляндию от фокуса на постоянном совершенствовании и обновлении. Некоторые утверждают, что сосредоточенность на объяснении прошлых успехов для тысяч туристов и сферы образовании отвлекли финов от разработки собственной системы. Другие говорят, что популярность PISA стимулировала другие страны изменить свои учебные программы. Эти страны взяли вопросы PISA и начали формировать уроки на основе этих вопросов, что подняло средний уровень ответов» — так объяснил ситуацию Паси Салберг на презентации результатов PISA.

Если кратко, основными сложностями текущей системы являются:

— Низкий интерес к науке у школьников. 65% учеников показали плохие результаты по этому направлению. 2/3 из них – мальчики.
— Большая разница в успехах мальчиков и девочек. Девочки, в целом, показывают значительно лучшие результаты (примечание автора: долго пыталась понять – почему и чем грозит – но не поняла.
— Минимальная в абсолютах, но растущая, относительно прошлых лет, разница между школами.
— Отсутствие мотивации у успевающих детей. В Финляндии – своя уравниловка и большой фокус на то, чтобы никто не остался позади. К сожалению, это приводит к тому, что талантливым ребятам в школе может быть очень и очень скучно.

Свежие реформы. Совсем свежие.

«Я все еще верю в нашу систему образования» — говорит министр образования и культуры Финляндии и готовит план реформ. Те, что касаются 1-6 классов – были представлены в августе 2016. Программы для 7-9 классов – по плану в 2017, 2018, 2019.

Что в них сохраняется:

— равный доступ к образованию для всех
— значительный фокус на обучение педагогов
— ответственность и свобода на уровне отдельных школ и районов

Что меняется:

— Добавление кросс-дисциплинарного модуля в обязательную программу. В рамках него ребята решают задачи, которые не относятся исключительно в одному предмету, а дают возможность применить разные знания. Интересно, что именно по этому поводу министерство образования и культуры даже выпустило отдельный релиз, полностью посвященный мысли «нет, мы не отказываемся от предметов в школе, мы просто добавляем кросс-дисциплинарный модуль. Медиа-ресурсы, которые говорят про отмену предметов в финских школах – неправы».
— Введение тьютора для каждой школы. Задача тьютора – помогать с использованием новых педагогических практик и продвигать использование новых цифровых технологий.
— LUMA-программа, с задачей стимулирования изучения математики и естественных наук, начиная с детского сада и до университетского уровня. Фокус в программе делается на обучение на конкретных жизненных примерах и в естественной среде (природа, предприятие и тп).
— Multiliteracy (знание нескольких языков) для возможности изучения предметов на этих языках

Вместо послесловия:

Финская система, однозначно входит в топ и я ни в коей степени не хочу преуменьшать ее значимость, однако, пытаясь переложить ее на местные реалии – всегда стоит задавать себе 2 вопроса:

Читайте также:
Как восстановить потерянный патент на работу

1. А на сколько эти вещи релевантны в моей среде?
2. А те ли это вещи, которые вывели Финляндию в лидеры?

Почему образование в Финляндии – лучшее в мире

Система образования Финляндии признана самой лучшей в мире согласно новому глобальному рейтингу стран, составленному Economist Intelligence Unit для медиахолдинга Pearson.

На втором месте — Южная Корея, замыкает тройку Гонконг. Япония и Сингапур — на 4 и 5 месте соответственно. Россия заняла 20-е место в рейтинге, США – 17-е.

Рейтинг основан на международной оценке результатов выпускных экзаменов между 2006 и 2010 гг.

Для Финляндии это не случайность. С тех пор как были реализованы крупнейшие реформы в сфере образования 40 лет назад, школьная система страны постоянно находится в верхней части международных рейтингов.

Но как они это делают? Все очень просто – идя против эволюционной централизованной модели, принятой в большинстве стран западного мира.

1. Дети финов не идут в школу, пока им не исполнится семь лет
2. Они редко делают домашнее задание и не сдают экзамены, пока не достигнут подросткового возраста
3. Первые шесть лет учебы в школе знания детей не оцениваются вовсе.
4. Существует только один обязательный стандартизированный тест в Финляндии, который проводится когда детям исполняется 16 лет
5. Все дети, умнее или глупее, учатся в одном классе
6. Финляндия тратит примерно на 30% меньше на ученика, чем США
7. 30% учеников пользуются дополнительной помощью в первые девять лет обучения
8. 66% выпускников школы поступают в колледж (что является максимумом в Европе)
9. Разница между самыми сильными и самыми отстающими школьниками – минимальная в мире
10. 93% финнов заканчивают старшую школу (на 17,5% больше, чем в США
11. 43% учащихся старшей школы ходят в “летнюю школу”
12. Учащиеся начальной школы имеют 75 минут перемен в день по сравнению с 27 минутами в США
13. Учителя проводят только 4 часа в день в школе и 2 часа в неделю посвящают профессиональному совершенствованию
14. Число учителей в Финляндии сравнимо с Нью-Йорком, в то время как учеников – намного меньше (600 тыс. по сравнению с 1,1 млн)
15. Школьное образование на 100% финансируется государством
16. Все учителя в Финляндии, должны иметь степень магистра, которая полностью субсидируется
17. Национальный учебный план представляет собой только общие рекомендации.
18. Учителей набирают из топ-10% выпускников университетов.
19. Средняя стартовая зарплата учителя в Финляндии составляет $28 тыс. в год (данее 2008 г.). В США – $36 тыс.
20. Зарплата учителей со стажем 15 лет на 2% превышает среднюю зарплату выпускников тех же университетов (в США составляет всего 62% от средней зарплаты)
21. Не существует никаких специальных доплат учителям
22. Учителя имеют тот же социальный статус, что и доктора или юристы.
23. Согласно международному исследованию 2001 года финские дети были в топе, или очень близко к верхним позициям, в науках, чтении и математике.
24. Финляндия опережает страны со сходной демографической ситуацией, например Норвегию, где система образования аналогична США.

Дубликаты не найдены

Кинематографическое

Познакомлюсь с девушкой для серьёзных отношений

С шахматами не шутят

Урбанистика а России

Ушла жена

Нам обоим по 28, в отношениях 11 лет, в браке 5, дочке 4. На семейном морском отдыхе с супругой и дочкой почувствовал, что что-то не так. Спросил. Сказала, что не соскучилась за те 2 недели, что мы не виделись (мы с дочкой и её бабушкой, моей мамой, уехали на юг) не соскучилась как обычно, перестала чувствовать себя за мной как за каменной стеной. Я расстроился и даже обиделся, тк я очень и очень неплох во многих аспектах. Сразу жопа почуяла, что появился мужик. Но все знакомые и моя мать говорили, что я дурак и это невозможно. Отношения всегда были гармоничные, не ругались, очень схожи по взглядам и, скажем так, энергетике.

Вернулись в Питер 1го августа, дочка осталась с бабушкой на юге, через пару дней поехали гулять в парк, чувствовал, что держу за руку уже чужого человека. Ещё через пару дней она переехала к матери, чтоб якобы меня не мучать и разобраться в себе. Август для меня был ужасным, я был один, я был уничтожен. По наивности и неопытности думал, что смогу это разрулить, тк чувствовал себя виноватым, хоть и причины жена мне назвала весьма мелкие для таких событий. Но смог через пару дней алкоголя взять себя в руки и начать работать над собой. Для себя.

Начал качать пресс, сменил работу, сменил стиль, доделал ремонт в квартире, который начали ещё до отпуска, съехались, перевезли все вещи. Жена уже не могла целовать, не терпела прикосновений, про секс я даже молчу, но спали в одной кровати. Я пытался быть дружелюбным. Так прошла неделя. Потом меня это доконало и я поставил условие, что, если она будет дальше продолжать топтать наши отношения, то может собирать вещи и уходить. Через день спросил, мол, ну что. Отказала. Ну, что ж, будь посему. Это была среда. Я уехал к матери. Разговаривал с ней, мать мне поведала, что оказывается таки есть мужик.

Поговорил с женой. Просто симпатия. Пару раз гуляли с ним в те 2 недели пока меня и дочери не было в городе и 1 раз, когда дочь уже вернулась с юга в конце августа. То есть дочь с ним виделась. В новые отношения, по её словам, не бежит. С её точки зрения пропажа чувств с её стороны ко мне и сама возможность появления симпатии к другому вполне достаточные условия, чтоб разрушить семью. Человек, которому она симпатизирует бросил предыдущую жену сам по причине, что любви никогда и не было. Что ж.

В пятницу приехал, чтобы попытаться объяснить дочери, что всё хорошо и так нужно, что папа и мама всё равно с ней. И определить разброс по вещам, что заберёт с собой. У неё включилась явно защитная реакция, тк пыталась нападать и ещё раз выяснить отношения. Вероятно чтобы развести меня на грязные эмоции и окончательно убедиться в правильности своего решения. А мне не хотелось.

Читайте также:
Зарплата директора школы в москве и других городах россии в 2021 году

В субботу и воскресенье собирала вещи в нашей квартире. В понедельник я забрал дочь из сада и привёз к ней, в дом её матери. Увезённых вещей из нашей квартиры я там не увидел. Что ж.

Идёт 3 неделя моей самостоятельной жизни. В отремонтированной квартире из которой вырвали сердце. С женой общаюсь только по вопросам дочери. Никаких как дела и прочее. Тк обстоятельства изменились. Дочку после сада забираю и отвожу к жене и бабушке. На выходные неделя-через-неделю забираю к себе. Документально пока не развелись. Мне уже в качестве эксперимента интересно решится ли она. Хотя, честно говоря, не вижу смысла принимать её назад. Всё наше окружение, даже её родная мать крутят пальцем у виска от её выходки. Никто не ожидал.

Очень жалко дочку.

Пытаюсь понять что мне делать дальше. Чего я хочу. Своё уже отстрадал. Просто пытаюсь сам для себя честно понять.

Не знаю зачем написал. Наверное, просто поделиться. Такие дела.

Почему финские школы — лучшие в мире: отрывок из книги «Почти идеальные люди»

Кто платит за образование в Финляндии? Сколько получают местные учителя? Нравится ли в школе самим финнам? «Афиша Daily» публикует фрагмент книги «Почти идеальные люди» — работы журналиста Майкла Бута о повседневной жизни скандинавов, которая выйдет в издательстве «Эксмо» в июле.

Английский писатель и журналист, автор The Independent on Sunday, Condé Nast Traveller, Monocle и Time Out. Прожил в Дании более 10 лет

Самое прославленное достижение Финляндии после окончания холодной войны — ее система образования. Но от самих финнов мы бы никогда об этом не услышали. На то, что лучшие школы на свете находятся в Финляндии, обратили внимание иностранцы.

Раз в три года, начиная с 2000-го, ОЭСР публикует международный рейтинг систем образования, который считается наиболее точным и авторитетным. В нем собраны данные об оценках учащихся из 70 стран мира по математике, литературе и естественным наукам. В каждом из рейтингов Финляндия оказывается либо первой, либо в числе первых по всем областям знания. Недавно журнал The Atlantic назвал ее «лидирующей образовательной сверхдержавой Запада».

Много лет подряд педагоги со всех концов света слетаются в Финляндию, чтобы выяснить секреты ее успеха. Можно предположить, что финны заваливают свои школы государственными деньгами. Но нет: затраты страны в пересчете на одного учащегося не выше, чем в среднем по странам — членам ОЭСР. Финские учителя получают примерно такую же зарплату, как и их коллеги в других европейских странах (то есть примерно на 20 процентов меньше, чем в США).

Может, в финских школах меньше учеников в классе? Дети начинают учиться, едва появившись на свет? Или они с головой погребены под домашними заданиями и сдают тесты чаще, чем профессиональные велогонщики? Или их завтраки щедро присыпаны риталином Одно из названий препарата, содержащего психостимулятор метилфенидат, запрещенный в России. В некоторых странах применяется для концентрации внимания. (Прим. ред.) ?

Нет, нет, и снова нет (хотя я не располагаю результатами анализов их завтраков). Количество учеников в классе не меньше, чем обычно в Скандинавии — от двадцати до двадцати трех. Так же, как и в остальной Северной Европе, школа начинается с семи лет. Поскольку многие женщины работают, а дошкольные учреждения недороги (оплата зависит от дохода семьи), большинство детей посещает их с самого раннего возраста. Но настоящие школьные уроки начинаются только с семи лет. До шестнадцатилетнего возраста экзамены и тесты почти отсутствуют; на дом задают сравнительно немного; школьные оценки не публикуются; в среднем ребенок проводит в школе около четырех часов в день. Отдельных школ для особо одаренных здесь нет.

Все вполне по-скандинавски, и все же в области образования Финляндия опережает своих соседей по региону. Один мой датский приятель фыркнул в ответ на мои восторги по поводу финских школ и заметил, что в финском высшем образовании все обстоит не так здорово. В этом есть доля правды, и, тем не менее, более 95 процентов финских детей старше шестнадцати продолжают получать знания в тех или иных учебных заведениях. Шведы тоже злятся, что их бывшая колония опережает их по столь знаковым показателям. По их мнению, финнам просто повезло с однородным составом населения и сравнительно небольшим числом иммигрантов.

Самих финнов слегка озадачило их лидирующее положение в первых рейтингах PISA (программа оценки успеваемости ОЭСР). Сначала они предположили, что это некий изъян системы PISA, и даже сейчас некоторые из них скептически настроены по этому поводу.

«Наша школьная система хороша в смысле равных возможностей для всех, но я не принимаю всерьез разговоры про лучшее в мире финское образование. Я не верю отчетам PISA, — сказал мне журналист Хекки Аиттокоски. — Финские школы не хуже и не лучше любых других в Западной Европе, но у нас намного меньше иммигрантов и не так много учеников из малообеспеченных семей. Кроме того, родной язык для 99 процентов учеников — финский или шведский, а вот, скажем, в Германии 10 процентов школьников из турецкоязычных семей. По крайней мере это мое видение».

«На это я отвечу, что не только не-иммигранты финны учатся лучше не-иммигрантов шведов, но и дети финских иммигрантов учатся лучше детей шведских иммигрантов», — так сказал мне профессор Патрик Шейнин, декан факультета поведенческих наук Университета Хельсинки (он занимается развитием человеческого потенциала финнов). «Шведские претензии к PISA несостоятельны. Есть страны, где больше иммигрантов, чем в Швеции, но с лучшей, чем там, образовательной системой, а есть страны, где иммигрантов меньше, а результаты хуже».

Самый поразительный аспект финского образования состоит в том, что его успехи равномерно распределены между учебными заведениями. Это страна с наименьшей величиной изменчивости показателя успеваемости: разница между лучшими и худшими школами составляет всего 4 процента. В таких странах, как Сингапур, Тайвань и Гонконг, которые также находятся в числе мировых лидеров образования, лучших учеников направляют в специальные школы для одаренных детей. Изменчивость показателей успеваемости внутри одной отдельно взятой школы там невелика, но если сравнить показатели нескольких школ, особенно из разных регионов, то расхождения окажутся очень существенными. А вот в Финляндии не имеет особого значения, где ходит в школу ваш ребенок — в лапландской глубинке или в пригороде Хельсинки. Скорее всего, его успеваемость будет одинаковой везде.

Читайте также:
Карта Южно-Уральского заповедника, где находится Южно-Уральский заповедник на карте мира

В недавнем опросе Гэллапа на тему внутренней миграции финны оказались на третьем месте после новозеландцев и американцев по вероятности переезда из одного города в другой в течение пятилетнего периода. Шейнин считает, что в этой связи равный уровень школ имеет важнейшее значение. «На каждую сотню учащихся приходится несколько тех, кто переходит из одной школы в другую. Если в результате переездов и смены школ образуется серьезный пробел в математике, то это большая проблема». Секрет, по его словам, состоит в неукоснительном и строгом следовании школьной программе, которая предполагает индивидуальные занятия с отстающими учениками (такую дополнительную помощь ежегодно получает примерно треть финских школьников).

Не менее важны внимание и ресурсы, предназначенные тем, кто учит. «У нас по всей стране необычайно много курсов повышения квалификации учителей», — говорит Шейнин. В Финляндии работа учителя считалась престижной с момента зарождения образовательной системы во второй половине девятнадцатого века. Это объяснялось той ключевой ролью, которую играли учителя в формировании национального самосознания и обретении страной независимости.

Вспоминая кучку психопатов и социофобов, которые руководили моим образованием, я восхищаюсь тем, что в Финляндии учителя давно превратились в национальных героев. Они работают на переднем крае создания у граждан образа успешной и процветающей родины.

«Учителями становились те, кто хотел быть первопроходцем, нести в страну свет знаний. Поэтому учительство до сих пор считается почетным занятием», — говорит Шейнин. Прежде образование давало практические жизненные навыки вроде заготовки леса или шитья. Но теперь учителей стали называть «светочами народа», освещающими путь к независимости Финляндии.

Более четверти выпускников высших учебных заведений рассматривают карьеру учителя в числе приоритетных вариантов. В отличие от США или Великобритании, где полуграмотный соискатель на должность — обычное дело, в Финляндии в школьные учителя идут лучшие из студентов.

«Вспомните-ка своих учителей», — предлагает Шейнин. Меня передергивает. «Вот именно! — смеется он. — Разве такой опыт приведет вас к мысли стать учителем? Конечно, нет. А вот если вы учились у умного, обаятельного и опытного профессионального педагога, ваш настрой может оказаться иным».

В Финляндии попасть на курсы повышения квалификации учителей бывает труднее, чем на магистерские программы для юристов или врачей. Обычно конкурс там составляет десять и более человек на место. Пару лет назад на магистерскую программу в Университете Хельсинки было подано 2 400 заявок на 120 мест. С 1970 года все финские учителя обязаны получать магистерское образование, оплату которого субсидирует государство. «Все финские учителя получают высшее образование на основе научных исследований. Их учат не только преподавать, но и критически осмысливать свою деятельность», — говорит Шейнин.

Несмотря на героическую роль, сыгранную учителями в истории Финляндии, образование в стране на самом деле было таким же плохим, как и у нас, пока не появилось обязательное магистерское образование для педагогов. Это стало краеугольным камнем успеха.

«Дайте учителям возможность получать магистерскую степень», — ответил Шейнин на мою просьбу посоветовать что-то другим странам. Но это же огромные деньги, возразил я. «А как можно решить эту проблему, не потратив денег? В противном случае в университеты будут поступать только те, чьи семьи достаточно богаты, чтобы оплатить учебу. Эти люди вряд ли станут учителями, они скорее пойдут по стопам своих родителей. В Финляндии в университете может учиться любой желающий. Нужно, чтобы учителями становились толковые ребята из рабочих семей. Ведь на самом деле Великобритания тратит больше денег, а результаты там хуже. Нужно выбирать лучших студентов и финансировать их учебу, а не тратить уйму усилий на тех, кто учится кое-как».

Другая теория объясняет высокую успеваемость финских детей, особенно в младших классах, простотой языка. Известно предположение американского журналиста Малколма Гладуэлла о том, что китайские детишки успешнее в математике, поскольку их система исчисления логичнее, проще и лаконичнее по сравнению с англоязычной и многими другими. Возможно, то же относится и к финскому языку. «Ребенок выучивается читать и писать примерно в шесть лет, и этот навык остается с ним навсегда. Разумеется, словарный запас увеличивается, но новые слова просто падают в копилку», — сказал мне знакомый финн, когда я поделился с ним этой теорией.

Дает ли эта простота некую лингвистическую фору финским детям? Ведь если не разбираться с глагольными формами будущего времени, можно сэкономить кучу сил. Финские школы с обучением на шведском языке показывают результаты на уровне среднеевропейских. Шведский сложнее, и, очевидно, его освоение длится дольше.

Есть еще одна важная причина высокой успеваемости в Финляндии. Это все то же равноправие. В Финляндии нет двухуровневой системы образования и частных школ. Все финское школьное образование финансируется государством. Поэтому Финляндия смело может заявить миру, что равноправие здесь начинается со школьной скамьи.

Итак, учителя счастливы, PISA счастливы, родители счастливы, а финская экономика явно выигрывает от того, что получает трудовые ресурсы, способные деятельно помогать ее диверсификации. А что дети? Они-то как себя чувствуют?

Перед моей поездкой в Финляндию ВОЗ опубликовала данные опроса о том, насколько довольны или недовольны своей учебой школьники разных стран мира. К удивлению многих, из доклада следовало, что финским детям учиться нравится меньше всех. Еще в 2006 году ОЭСР опубликовала примерно такой же доклад. В нем говорилось, что шведские детишки больше любят школу, чем финские, и, несмотря на более высокие экзаменационные оценки, финские ученики уступают шведским в навыках самовыражения.

«Вопрос звучал так: «Вам очень нравится учиться в школе?» — и понятно, что утвердительно ответили лишь немногие, — объясняет Шейнин. — Наши исследования показывают: дети считают, что учиться «нормально». Если попросить человека в допубертатном или в пубертатном возрасте оценить свое отношение к чему угодно, то, скорее всего, ответом будет «нормально». Добавьте к этому характерную для финнов меланхоличность… Из отчета ВОЗ мы также узнали, что финские ребята среди первых ответили утвердительно на вопрос: «Считаете ли вы, что школа важна?» Понятно, что если сравнивать их со странами, где альтернатива школе — улица, то утвердительных ответов будет еще больше».

Многие стали ссылаться на отчет ВОЗ, доказывая состоятельность идеи о том, что финская система образования способствует социальной отчужденности и даже озлобленности. Причиной этой дискуссии стали два инцидента. В ноябре 2007 года восемнадцатилетний Пекка-Эрик Аувинен застрелил в своей школе в Йокела (примерно в 50 км от столицы) директора, медсестру и семерых учеников. Затем, в сентябре 2008 года двадцатидвухлетний учащийся кулинарного техникума в Каухаекки (около 200 км от Хельсинки) Матти Юхани Саари во время занятий расстрелял десятерых одноклассников из пистолета 22 калибра.

Читайте также:
Проверка очереди в детский сад по свидетельству о рождении

В 2006 году тоже случилось событие, потрясшее всю Финляндию, но оно, к счастью, обошлось без фатального исхода. В мае того года восемнадцатилетний Калле Холм сжег дотла главную финскую святыню — собор пятнадцатого века в городе Порвоо, на ступенях которого царь Александр I провозгласил в 1809 году финскую автономию.

Я спросил Шейнина, что он думает по поводу школьной стрельбы. Связано ли это с финской системой образования? Он считает, что нет, и называет других виновных: «Веками мы смотрели на вас [британцев и американцев]. Ваши литература, искусство, культура служили нам образцами. А теперь, особенно с распространением интернета, Соединенные Штаты превратились в ролевую модель, на которую ориентируется финская молодежь. Сами посудите, почему это не случилось лет пятьдесят назад? Очень просто: только особо одаренный псих мог додуматься до такого сам».

«Вы считаете, что это слепое копирование Америки? И нет никакой связи ни с трудностями в учебе, ни с темными сторонами финской души?» — уточнил я.

«В наши дни любой, кто считает себя членом какой-нибудь темной секты, может найти себе единомышленников по всему миру. А у финнов есть склонность искать объекты для подражания, — сказал Шейнин. — Не знаю, как у вас, но в моей юности были откровенно черные полосы. Думаю, надо следить за коммуникацией между учителями, школьными психологами и школьными врачами. Похоже, здесь бывают проблемы».

Из печального опыта Норвегии мы знаем, что вооруженные безумцы стали трагической приметой времени и могут появиться где угодно. По количеству огнестрельного оружия на душу населения Финляндия уступает лишь США и Йемену. Как сказал мне один местный житель: «Мы нация охотников. Мы убиваем по 65 тысяч оленей в год. А в Хельсинки, бывает, заходят и медведи, и волки».

Спустя пару дней я был в торговом центре Kamppi в Хельсинки и обратил внимание на группу подростков у входа в магазин для скейтбордистов. Широко улыбаясь и стараясь не походить на грязного извращенца, я подошел поближе и объяснил, что собираю материал об образовательной системе их страны. Мне интересно узнать, что думают на этот счет «обычные» школьники. Могу ли я задать им несколько вопросов? Под длинными челками скрывались два мальчика и девочка, которые сначала поискали возможный путь к бегству, а затем в полной панике уставились друг на друга.

Мне следовало бы сообразить, что классическая финская необщительность, помноженная на одинаковые для всего мира подростковые страхи, не поможет оживленной беседе. Большинство их ответов состояло из пожиманий плечами, неловких отговорок и хмыканья. («Скажите, как вы относитесь к школе?» — «Мм, ну это… Гы, да нормально все!»). Единственный вывод из этого краткого не-общения с представителями финского юношества: финские подростки так же ершисты и подвержены гормональным всплескам, как и любые другие.

«Мы в Финляндии готовим к жизни, а не к экзаменам». Как устроено лучшее в мире школьное образование

Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная Организация экономического сотрудничества и развития, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е — по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят довольно мало времени за учебой!

Принципы финского образования в школе:

1. Равенство…

… Школ

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Мортана и Вальдорфская школа. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

… Всех предметов

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

… Родителей

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

… Учеников

Финны не делят учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», — делится впечатлениями русская мама.

… Учителей

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

Читайте также:
Как найти работу с предоставлением жилья в Беларуси без посредников для женщин и мужчин

… Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка

Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).

2. Бесплатность

Кроме самого обучения бесплатны:

  • обеды;
  • экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;
  • транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;
  • учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

3. Индивидуальность

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

Поддерживающее обучение «слабых» учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.
Коррекционное обучение — связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

4. Практичность

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

5. Доверие

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и тому подобного. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

6. Добровольность

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

7. Самостоятельность

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

Когда и сколько учимся?

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:
— нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;
— верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.

В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских — «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) — и пасхальных.

Читайте также:
Остров Рюген на карте

Обучение — пятидневка, только в дневную смену. Пятница — «короткий день».
Чему учимся?

1–2 класс:

Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

3–6 класс:

Начинается изучение английского языка. В 4 классе — еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины — предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах — игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры — это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7 классе.

7–9 класс:

Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе — 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».

Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.
Мелочи школьной жизни

Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.
Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.

Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам.

Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

Финское образование лучшее в мире?

Я слышал и читал ранее, что финское образование является лучшим в мире по рейтингу, составленному образовательной организацией Pearson Education . Но не знал, почему оно лучшее, до настоящего момента.

А вот сегодня прочел статью о 7 принципах «средней» ступени финского образования , и многое стало ясно. Лучшее оно, образование, потому что отлично удовлетворяет условиям воспитания нового человека глобального мира. Человека – потребителя, “глобика”, так сказать.

А “глобику” не нужно великих открытий, ему не нужно перенапряжение, ему нужен комфорт и спокойствие. Система уже позаботилась о его задаче в обществе, и эта задача – потребление. Одной профессии тебя выучат, а больше знаний и не нужно. Ведь если много учиться, то так и на развлечения времени не останется. А что это за потребление без развлечения?!

Ну, не буду забегать вперед, давайте почитаем о самих этих принципах. Стоить заметить, что автор статьи Наталья Киреева (русская женщина, проживающая в Хельсинки) действительно считает финское образование лучшим. А я позволю себе короткие комментарии, позволяющие прийти к выводам, заявленным мною выше.

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частногосударственных. Разница, кроме того что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Мортана и Вальдорфской школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Читайте также:
Все песчаные пляжи Мадеры с фото и описанием

Замечательная идея на счет социального статуса. Видимо, это финны взяли из советской системы образования.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением при создании классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

То есть ни какой специализации. Не важно – ваш ребенок гений математики или нет. Сиди, не дергайся.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

С трудом верится, что в “гнезде” ювенальной юстиции родителей не тестируют на социальный статус. Видимо это припасено для “менее продвинутых” государств. Ведь у нас в России данное анкетирование как раз все больше распространяется.

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую, по здешним меркам, можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», — делилась впечатлениями русская мама.

Вот тут русская мама называет вещи своими именами. Система работает на усреднение, гении системе не нужны. Все должны соответствовать минимальному стандарту.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

Совсем не понимаю как можно стать наставником, при этом не “прикипая душой” к своему классу?! Думаю, тут автор выдает желаемое за действительное. По сути превращая учителя, предоставляющего образовательную услугу, в учителя-наставника. Вот как раз, чтобы дать услугу, “прикипать” не нужно.

Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка

Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем.

Надеюсь, по этому вопросу ни у кого вопросов нет? Запугивая и родителей и учителей, система превращает детей в бесконтрольных существ со всеми вытекающими последствиями.Ребенок это еще не личность, а развивающаяся личность. И без взрослого контроля и наставления не известно, в кого он превратится. Хотя нет, понятно в кого – потребителя! Государственная пропаганда об этом позаботится.

2. Бесплатность (Замечательно!)

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.

Не готов давать оценку данной инициативе, но по мне – это какой то хаос.

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

Инженером можешь ты не стать, но потребителем – обязан.

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

Доверие или безразличие?

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Читайте также:
Колизей в Риме, Италия: фото, описание

Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

Создается впечатление идеально справедливого общества. Что хочешь делаешь, не хочешь – не делаешь, ни кто тебе за это слово не скажет. А как тогда тренируется сверхусилие? Как воспитать характер, волю, усердие? Но это ничего не нужно потребительской системе. И это еще раз доказывает, что именно такого “свободного” человека финская образовательная система и взращивает.

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

То есть еще раз доказывается, что знания по сути и не нужны, когда есть гугл. Осталось только сделать знания, доступные в интернете, удовлетворяющими идеологии глобального мира и дело с концом.

Мой приятель недавно был в Финляндии и рассказывал, что на улицах и в барах много пьющей и веселящейся молодежи. Теперь я понимаю почему. У настоящего, “свободного” потребителя развлечения – необходимая часть жизни. (Уроки? – не слышал.)

Но самое страшное это, насколько я понимаю, то, что родители не могут принудить свое чадо учиться. Если школа сказала, что ты водитель, то все – приговор. А если родитель не согласен, то ни к чему такой родитель. Ребенок изымается пользу государства и становится водителем. А родителю остается смириться, если не хочет попасть в тюрьму.

Так что если еще раз где нибудь услышите, что финская система образования лучшая в мире, подумайте кто и зачем дает такую оценку.

Залог успеха финского образования. Почему учиться в Финляндии лучше, чем в Европе и Америке?

Секрет образования в Финляндии в том, что в этой стране качество ценится больше отличных оценок. Своей нынешней славой финские школы обязаны Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Эта международная организация каждые три года проводит опросы 15-летних подростков из разных стран по литературе, математике и естественным наукам.

Финляндия занимает высокие позиции во всех опросах с 2000 года, лишь иногда уступая Южной Корее, Китаю и Сингапуру. Но если азиатская модель обучения – это долгие часы изнуряющей зубрежки, то успех Финляндии заключается в том, что они задают меньше домашней работы и занимают детей творческими заданиями.

В большинстве стран Европы и Америки, а также в Канаде, Австралии и Новой Зеландии принято постоянно проверять знания школьников и студентов посредством тестов и экзаменов, поддерживать их соревновательный дух, а также следить за эффективностью работы учителей и предлагать широкий выбор образовательных учреждений с разным уровнем преподавания и финансовых возможностей. Обучение в частных школах здесь — норма жизни. В этих странах родители начинают копить на обучение ребенка чуть ли не с момента его рождения. Разброс цен на образование достаточно велик. Например, в Англии в начальных школах-пансионат ах стоимость составляет от 15 000 фунтов стерлингов за год, и чем старше становится ребенок, тем больше становится стоимость его обучения. Причем цены в школах и вузах Америки, Англии и других европейских стран ежегодно растут примерно на 5%. В Америке, например, в частных школах учится не более 10% учащихся. Такое образование не по карману даже местному населению. Стоимость колеблется в районе $40 000 за год.

В Канаде также достаточно популярны государственные школы, однако для иностранцев они платные. Стоимость обучения в «канадской глубинке» составит от $20 000 в год, в Торонто, Ванкувере и Монреале — от $24 000.

Цены на обучение варьируются в зависимости от рейтинга, и, чтобы достичь верхних позиций, школы постоянно соревнуются путем проведения бесконечных промежуточных и семестровых тестов, сравнительного анализа успеха учеников по разным предметам. Оценивается не только успеваемость, но и отношение к учебе, участие в общественной жизни школы и класса, личные спортивные и творческие достижения. На детей все это ложится непосильным бременем огромного количества предметов и учебных часов, стрессами от учебы и конкуренции среди сверстников. Финляндия, пожалуй, единственная европейская страна, которая полностью отвергает подобный подход.

Так в чем же секрет финского образования?

Начнем с того, что в Финляндии нет частных школ. Небольшое количество независимых образовательных учреждений здесь существует, но все они также финансово поддерживаются и контролируются государством. Также в Финляндии нет частных университетов.

Кроме того, в этой стране нет стандартизирован ных школьных тестов. Единственное исключение – это Национальный экзамен на аттестат зрелости, который учащиеся сдают по завершению средней школы. Вместо стандартных контрольных работ, учителя сами создают независимые тесты для своих подопечных. Все дети получают табели успеваемости в конце каждого семестра, но оценки в этих табелях проставлены в зависимости от индивидуального подхода и системы каждого учителя.

Стоит отметить, что в Финляндии профессия учителя считается престижной. Чтобы получить эту профессию, необходимо закончить магистратуру и пройти множество тренингов и курсов на повышение квалификации. Работа учителя хорошо оплачивается и, вместе с тем, на его плечах лежит огромная ответственность.

По задумке финнов, школа должна быть здоровой и безопасной средой для развития детей. Все начинается с простого: школы предоставляют ученикам бесплатное здоровое питание, доступ к медицинской помощи и психологической консультации и, главное, индивидуальный подход к каждому ребенку. Даже для иностранцев образование и питание в школах Финляндии было, есть и будет бесплатным.

Saunalahti school in Espoo, Finland
Photo by Andreas Meichsner for Verstas architects

«Настоящие победители не соревнуются»

Так говорит в одном из своих произведений финский писатель Самули Паронен. И действительно, эта цитата очень точно подходит к определению финского образования. В Финляндии нет списков самых лучших школ или учителей. Здесь важно не соперничество, а сотрудничество. Внедрение такого подхода в систему образования привело к постоянному потоку иностранных делегаций, которые наблюдают за обучением детей в школах и обращаются за советом к экспертам образования в Финляндии.

Читайте также:
Аэропорт Манас

Однако финское образование не всегда было самым лучшим. В 80-х годах прошлого века система обучения очень нуждалась в реформах. Определяющим фактором для их проведения стала идея всем детям предоставить одинаковую возможность обучения, независимо от места проживания или дохода семьи.

Успех школьных реформ 80-х показал блестящие результаты уже в 2000 году. Когда показатели PISA резко подскачили, финны сначала даже подумали, что это ошибка и попросили перепроверить данные. Но проверка лишь подтвердила, что образование в Финляндии вышло на новый, высокий уровень и на данный момент считается лучшим, причем среди стран Европы, Америки и Азии.

Финская образовательная система 14 Характеристики успеха

Финская система образования имеет какОсновная цель – предоставить всем гражданам равные возможности для получения качественного образования. Акцент на образовании делается на обучение, а не тесты или экзамены.

Нет общенациональных тестов для учащихся базового образования. Единственный национальный экзамен проводится в конце среднего образования. Как правило, поступление в высшие учебные заведения основывается на результатах этого теста и вступительных испытаний.

Образование в Финляндии является одним из самых успешных в мире, в нем нет платы за обучение, а питание полностью субсидируется. Финская стратегия достижения равенства и превосходства в образовании основана на построении комплексной школьной системы, финансируемой из государственных средств..

Часть стратегии заключалась в том, чтобы распространить сеть школ таким образом, чтобы ученики располагали школой рядом с их домами. Если это невозможно, предоставляется бесплатный транспорт. Инклюзивное специальное образование в классе и усилия по обучению, направленные на минимизацию неэффективности, также типичны для систем образования в Северных странах..

Еще одной из его выдающихся особенностей является то, что ученики не вынуждены делать домашнюю работу после школьных занятий, поэтому они могут тратить время на общение и досуг..

На первый взгляд, если мы видим его структуру, она может напоминать структуру любой страны, однако, что отличает ее от других, так это ее способ зачать студента и преподавательский состав..

Какие образовательные этапы составляют финскую систему образования?

Как и большинство систем образования, финский составлен Министерством образования (2008 г.) по дошкольному образованию, базовому образованию (начальное и среднее образование), старшей средней школе (которая включает техническое обучение). и третичный (образованный университетами и политехниками).

Обязательное образование

Дети зачисляются на обязательное или базовое образование в возрасте семи лет, которое длится девять лет, начальная школа – шесть, а средняя школа – три..

В течение этого периода базовой подготовки дети будут обучаться различным предметам, которые подготовят их к дальнейшему обучению..

В отличие от других стран, дошкольное образование не является обязательным, но оно задумано как право предлагать должность в детском саду (Международный институт образовательных подходов, 2007).

Среднее образование

Как только они закончат базовое образование, они продолжат обучение в старших классах средней школы..

Это считается необязательным и подразделяется на два: общий сроком три года (состоит из итогового экзамена) и курс профессионального обучения продолжительностью три года, который дает доступ к практике профессии (OECD, 2003). в Международном институте образовательных подходов, 2007).

Высшее образование

Высшее образование предлагается в университетах и ​​политехникумах. Если вы хотите получить высшее образование, вы должны сдать итоговый экзамен в старшей ступени средней школы или по основам профессиональной подготовки..

Несмотря на то, что при сдаче экзаменов этого типа аккредитуются для получения высшего образования, каждый институт может использовать тесты, которые им необходимы для отбора студентов. Наконец, обратите внимание, что вы можете получить степень бакалавра и выпускника. (ОЭСР, 2003 в Международном институте образовательных подходов, 2007).

На каких языках говорят?

В Финляндии два официальных языка: финский и шведский. Поэтому, будучи офицерами, вы будете получать подготовку и использовать оба на всех уровнях системы образования..

Ниже в виде диаграммы мы представляем структуру финской образовательной системы:

Источник: Министерство образования, 2008

14 ключей для образовательной системы успеха по Финляндии

На первый взгляд может показаться, что это такая же образовательная система, как и другие. Что же является одним из наиболее эффективных и результативных согласно отчету PISA? (OECD, 2006, Enkvist, 2010). Затем мы оставляем некоторые характеристики, которые делают эту образовательную систему одной из лучших в мире (Роберт, 2007)..

Студенческое тело

Далее мы представляем вам успешные характеристики финского образования в отношении студентов:

1- Важность студента против приобретения знаний.

Финская образовательная система характеризуется пониманием того, что ученик, который счастлив в классе и чувствует себя комфортно, потому что он свободен учиться в своем собственном темпе, усвоит знания, которые ему необходимы..

2- Уютная обстановка

Финская образовательная система понимает, что ученики должны чувствовать себя как дома, когда они в школе. То есть, их приоритет состоит в том, чтобы предложить преемственность между обоими, и для этого их возможности обусловлены, чтобы способствовать этому чувству.

Рабочие места удобны, коридоры украшены работами детей, и даже цвета их теплые. Поскольку школы, как правило, не очень большие, и преподаватель, и директор знают своих учеников..

Отношения между учителями и учениками – это отношения дружбы и уважения. Учителя мотивированы и стремятся помочь своим ученикам учиться. Они также могут наложить санкции, начиная с получасового расслабления ребенка, у которого было плохое поведение, до приостановки на три месяца..

3- Содержание адаптировано к ритму обучения

Как и во многих образовательных системах, перед тем, как перейти на обязательный этап, он уже призван пробудить у детей такие навыки, как любопытство. Только утром и привлекательным способом.

Если ребенок не поспевает за остальными одноклассниками, ему или ей предоставляется возможность учиться рано (6 лет), и даже с разрешения родителей они могут оставить его до тех пор, пока ему не исполнится 8 лет необязательного образования, пока они не будут готов учиться чтению.

Ни один ребенок не может повторить курс, так как это запрещено законом; хотя это может происходить исключительным образом. Чтобы избежать этого, создаются группы детей с этой трудностью, а вспомогательные ученики даже отправляются в класс.

График разработан с учетом биологических ритмов. Когда обязательная школа заканчивается, в возрасте 16 лет занятия продолжаются 45 минут и смешаны с 15-минутными периодами отдыха, в которых учащиеся могут делать то, что они хотят.

Читайте также:
Работа и вакансии для врачей за границей: зарплаты медиков за рубежом в 2021 году
4- Раннее выявление особых образовательных потребностей

Финская образовательная система характеризуется наличием системы, способной обнаруживать любые нарушения или трудности в обучении. Даже будучи детьми на необязательном образовании, студенты проходят различные тесты, чтобы выявить любую проблему в их обучении, если есть.

В случае, если это утвердительно, эти дети переходят в начальную школу в специализированных классах с соотношением пяти учеников и специализированных учителей в том же центре, что и другие дети..

В случае наличия незначительных проблем полное включение ребенка производится со всеми необходимыми для этого средствами. Специализированные преподаватели находятся во всех центрах.

5- адекватное отношение к обучению

На обязательном этапе (начальном и среднем) количество учащихся в классе не превышает 25, хотя правило состоит в том, что их должно быть не более 20. В отличие от других стран, есть помощники по образованию, которые помогают главному учителю в материал как со студентами, представляющими специальные образовательные потребности.

В среднем образовании есть советник на 200 учеников. Это позволяет вам обслуживать их всех эффективно и результативно. Все присутствующие в одном центре и должны посещаться минимум два раза в год для каждого студента.

6- Мотивированные студенты

Студенты обычно работают в команде или в одиночку. В то время как факультет, как еще один ресурс, посвящен мотивации их участвовать и оставаться активными в своей деятельности.

Центры отличаются наличием полок с книгами, а также проекторами, компьютерами, телевизорами . Студентам постоянно предлагается использовать все имеющиеся у них средства для накопления знаний..

7- Свобода выбора

В Финляндии студенты могут выбирать прогрессивно и в зависимости от их зрелости. Например, в базовом образовании – язык, который вы хотите изучать, или факультативные или факультативные предметы.

Они могут выбрать свое обучение, тем самым развивая свою самостоятельность и чувство ответственности за учебу. Этот широкий спектр самостоятельности для учащихся средних школ готовит их к дальнейшему обучению.

8- Система оценки, которая мотивирует

Студенты не оцениваются с использованием чисел или заметок. В 9 лет это правда, что они проходят оценку, но это имеет характеристики, описанные выше. После того, как нет ничего оценки до 11 лет.

Таким образом, не имея оценок как таковых, каждый студент может учиться в своем темпе без напряжения. Финляндия выбрала любопытство, которое характеризует детей, поэтому оценка была бы ошибкой.

Примечания как таковые появляются в возрасте 13 лет и сохраняются после использования оценок от 4 до 10. На некоторых уровнях экзамены проводятся каждые шесть недель. Таким образом, оценка основана на оценке того, что студент знает, так что это стимулирует и мотивирует студента.

Преподавательский состав

Как только мы увидим, как Финляндия сталкивается с образованием своих учеников, мы увидим ключи к успеху ее учителей:

9- Профессия социально значимая

Несмотря на то, что работа в сфере образования равна оплачиваемой в других европейских странах, профессия учителя высоко ценится обществом.

Это уважение возникает, учитывая важность, которую страна придает их образованию, и ощущение, что учителя являются экспертами. Учителя чувствуют, что они на службе у детей, поэтому существует начальная мотивация.

10- Строгий выбор

Он учитывает как дисциплинарные и теоретические компетенции, так и концепцию образования, которую они узнали о своем ремесле, а также знания о своем детстве..

Учителя в классе, помимо трехлетнего опыта работы в качестве помощников, должны сдать экзамен на аттестат зрелости. Как только они это получат, они смогут представить себя на факультете образования, который они выберут. Позже они пройдут разные тесты и собеседования.

Преподаватели, специализирующиеся по предмету, должны получить степень магистра по дисциплине и изучать педагогику в течение одного или двух лет. Для поступления в университет необходимо сдать те же тесты, что и предыдущие.

Когда у них уже есть диплом, они должны найти работу, и за это муниципалитеты отвечают за набор персонала вместе с центрами. Как директора, так и участвующие комитеты могут влиять на решение в зависимости от своих проектов и потребностей..

11- Качественные материалы для обучения

Учителя имеют в своем распоряжении целый ряд готовых материалов в своих классах. В отличие от других стран, классы удобные и большие, оснащены мультимедийными материалами..

12- Свобода учить

Финские учителя имеют подлинную педагогическую свободу, а также самостоятельность в преподавании. Поэтому они мотивированы в своем повседневном.

13- Отношения с университетами

Преподавательский состав связан с университетом, потому что он участвует в обучении студентов, которые готовятся в качестве профессоров, и даже вмешивается в работу университета в случае необходимости.

14- Непрерывная переработка

Учителя регулярно проходят обучение, чтобы дать качественное образование своим ученикам в школах. Это обучение может быть по собственной воле или предложено руководителями центров в ходе диалога..

Кроме того, государство проводит программы служебного обучения в областях, которые необходимы или имеют большое значение.

Профессионалы могут также запросить финансирование для повышения квалификации. Как было сказано выше, педагоги понимаются как важная часть образования, поэтому особое значение придается их образованию (Министерство образования и культуры, 2013 г.)..

заключение

Как мы видим, финская система образования обращает внимание на мелкие детали, возможно, это объясняет ее хорошие результаты в отчетах PISA..

Или, возможно, это тот факт, что его главная цель – сосредоточиться на ученике и его способностях, давая им возможность учиться в своем собственном темпе и без стресса или напряжения, так как они не оцениваются по количеству в своих начинаниях в системе образования..

То есть их ученики живут без страха быть неправыми и мотивированы учиться.

Кроме того, школы считаются продолжением семейного дома, что способствует их обучению. Что касается учителей, мы видим, что, в отличие от других стран, они имеют большое социальное влияние, они высоко ценятся обществом и уважаются им..

Их обучение очень важно, и, поскольку они являются экспертами в области обучения, после того, как они прошли соответствующий контроль, они могут свободно осуществлять свою деятельность без присмотра, что способствует автономии и самосовершенствованию..

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: