Транпорт Боснии и Герцеговины – Путешествия вокруг планеты

Транспорт Боснии и Герцеговины

В связи с тем, что Босния и Герцеговина имеет довольно сложный горный рельеф, то именно этот фактор существенно повлиял на развитие и структуру такого сектора экономики, как транспорт Боснии и Герцеговины. А, исходя из этого, наиболее распространенным видом пассажирского и грузового транспорта, является автомобильный, который представлен, как межгородскими, так и международными линиями.

В связи с тем, что Босния и Герцеговина имеет довольно сложный горный рельеф, то именно этот фактор существенно повлиял на развитие и структуру такого сектора экономики, как транспорт Боснии и Герцеговины. А, исходя из этого, наиболее распространенным видом пассажирского и грузового транспорта, является автомобильный, который представлен, как межгородскими, так и международными линиями.

  1. Транспорт Боснии и Герцеговины и его особенности
  2. Автомобили Боснии и Герцеговины
  3. Автобусы Боснии и Герцеговины
  4. Поезда Боснии и Герцеговины
  5. Авиатранспорт Боснии и Герцеговины

Транспорт Боснии и Герцеговины и его особенности

Помимо своей горной специфики и отсутствия водного и морского транспорта, транспорт Боснии и Герцеговины имеет и свои этнические особенности, которые для многих европейцев путешествующих по этой стране воспринимаются несколько дико. Так в частности если вы собрались ехать из Баня-Луки являющегося сербским сектором современного административного деления в столицу Боснии и Герцеговины город Сараев, то на том же междугороднем автобусе или такси вы сможете доехать только до так называемого Сербского Сараево, района постоянного проживания сербов. А далее вам придется пройти пешком для того, чтобы пересесть на иной автобус, идущий, допустим, до хорватской части того или иного города.

Автомобили Боснии и Герцеговины

В связи с тем, что в Боснии и Герцеговине в особом почете автомобильный транспорт, то наиболее весомые капиталовложения в эту инфраструктуру направляются в строительство автомобильных дорог, которые по утверждению многих путешественников просто первоклассные, и подстать немецким автобанам или американским фривеям. Исходя из этого, автомобили Боснии и Герцеговины вполне соответствуют своим дорогам.

При этом стоит отметить, что на автомобиле можно добраться практически в любую точку Боснии и Герцеговины без особых затруднений. А если вы путешествие по всей Европе и у вас есть Шенгенская виза, то проехать транзитом в одну из соседних с Боснией и Герцеговиной стран так же просто, как и у нас съездить на дачу или загород.

Автобусы Боснии и Герцеговины

Ввиду того, что автомобильный транспорт является практически основным видом транспорта, который обеспечивает большую часть пассажирских и грузовых перевозок, автобусы Боснии и Герцеговины курсирующие по стране являются самими современными автобусами, соответствующими самым строгим требованиям Европейского Союза. При этом стоит отметить, что сама Босния и Герцеговина не имеет своих автоперевозчиков, основная часть автобусного парка принадлежит европейской транснациональной компании «Евролайнс», чем собственно и обеспечивается довольно высокий уровень сервиса.

Поезда Боснии и Герцеговины

Ввиду того, что Босния и Герцеговина имеют довольно сложный горный рельеф, то железнодорожный транспорт, в стране, развит довольно слабо и осуществляет перевозки пассажиров и грузов по ограниченному количеству маршрутов. При этом стоит отметить, что практически все поезда Боснии и Герцеговины имеют довольно приличный срок эксплуатации и отличаются от своих аналогов иных стран Европы минимальными скоростями передвижения и довольно частыми остановками, длительность которых часто превышает время, указанное в расписании движения.

Авиатранспорт Боснии и Герцеговины

Официально авиатранспорт Боснии и Герцеговины располагает четырьмя международными аэропортами, а именно аэропорт Бурмир, расположенный в Сараево, Маховляни, что в Бени-Лука, а так же аэропорты Мостар и Тузла. Однако уже довольно длительное время аэропорт Мостар прекратил принимать пассажирские самолеты и специализируется на исключительно грузовых авиаперевозках.

Так, что основная нагрузка на пассажирские и грузовые авиаперевозки приходится на аэропорт Бутмир в Сараево. При этом стоит отметить, что собственного авиапарка у страны нет. Все авиаперевозки осуществляются авиакомпаниями Турции и Германии. Так, что при перелете из итальянского Милана в сараевский Бутмир, в любом случае будет соответствовать довольно приличному уровню предоставляемого сервиса. Однако туризм Боснии и Герцеговины от этого особо и не страдает.

Подпишись на новости туризма от Travel247 и читай их в Яндекс и Google!

Транспорт в Боснии и Герцеговине: междугородний и международный

Босния и Герцеговина имеет весьма развитое междугороднее и международное транспортное сообщение, не смотря на войну, которая отгремела здесь совсем недавно. Общественный транспорт представлен здесь поездами, автобусами и самолетами.

  • Железнодорожный транспорт – развит слабо. Учитывая особенности рельефа, ходит он лишь по немногим маршрутам, идет медленно и часто отстает от расписания. Поезда отнюдь не новые. что не добавляет комфорта в поездки. С другой стороны, из окна поезда открываются просто таки нереальной красоты виды.
  • Автобусные перевозки – самый развитый вид транспорта в Боснии. Можно уехать в любую точку страны, а так же в Европу или на ближний восток без особых проблем. Автобусы новые, современные. Все чинно и строго. Даже если вы подсаживаетесь где то по дороге, вам стюард оформляет талон, билет и квитанцию. Невиданное дело для Украины или России.
  • Авиационный транспорт – имеет недорогое сообщение с рядом стран Балканского полуострова, к примеру: в Черногорию, Сербию. Лоукостеры летают из аэропорта Тузла. Мало куда можно улететь без пересадок.

Я рассмотрю ситуацию со стороны Сараево, однако все сказанное относится и к другим городам Боснии и Герцеговины. К сожалению, этот город на картах Гугла представлен весьма скудно, поэтому я нарисовал вам краткую карту Сараево, отметив на ней ЖД-вокзал, автовокзал и аэропорт. Кроме того, показана дорога от аэропорта до этих вокзалов, я опишу её ниже чуть-чуть подробнее. А пока что, давайте разберем по порядку транспорт.

Авиаперелеты в Боснии и Герцоговине

Аэропорты Боснии

В Боснии де-факто 4 международных аэропорта: Бутмир (Сараево), Маховляни (Бени-Лука), Мостар и Тузла. Однако в Мостар регуллярные рейсы уже не летают. Остальные три предоставляют возможность полета международными рейсами, но не имеют внутренних рейсов.

Аэропорт Бутмир в Сараево – главный международный аэропорт. Он принимает большую часть рейсов не из ЕС, основная масса из них осуществляется Туркиш Эирланс. Сюда же отправляется и турецкий лоукостер Pegasus. А вот WizzAir к примеру, летает в Тузлу.

Читайте также:
Как добраться из аэропорта Меммингена в Мюнхен?

Цены на перелеты в Боснию и из неё

Естественно, цены на авиаперелет – величина непостоянная, но попробовать ориентировочную стоимость узнать я могу. Но лучше, конечно, ловить акции и специальный цены в поиске билетов.

Привожу несколько рейсов для примеру, цены взяты на 2017 год за перелет в одну сторону.

  • Босния – Германия 31$
  • Босния – Великобритания 32$
  • Босния – Дания 34$
  • Босния – Швеция 36$

Аэропорт в Сараево

Сараевский аэропорт Бутмир – небольшой но современный аэропорт. Теплый, уютный и немноголюдный. Не смотря на свой туристический потенциал, страна пока что привлекает очень мало туристов, поэтому летают в основном местные. Находится весьма удаленно от центра города и транспорт общественный к нему не ходит. Либо такси, либо пешком.

В аэропорту находятся представительства авиакомпаний, обменники, прокат автомобилей, магазинчик и кафе. Кроме того, обратите особое внимание на левый выход из аэропорта, там будет находиться стойка с информацией для туристов. Рекомендую взять там карты и путеводители. Они бесплатны. Девушка за стойкой отлично знает английский и ответит на ваши вопросы.

Не забудьте поменять сразу немного денег в аэропорту. Курс не такой уж и плохой, а в трамвае вам пригодится местная валюта.

Как добраться из сараевского аэропорта до автовокзала

Вариантов здесь несколько:

  1. Взять авто в аренду
  2. Взять такси
  3. Дойти пешком до остановки и поехать на трамвае
  4. Самый простой – это воспользоваться трансфером до аэропорта

Если с машиной вы и сами, думаю, разберетесь, то с остальным чуть сложнее.

Такси из аэропорта в Сараево до автовокзала реально стоит около 5 евро. Но плох тот таксист, который не пытается кинуть туриста, эта пословица международная и действует везде. Возле аэропорта много частников. Попробуйте договориться с ними за 5 – 6 евро. Не забывайте, это хоть и не Азия, но долгие годы под османской империей дали о себе знать, и торговаться здесь можно не хуже, чем в азиатских странах. Либо, можете попросить девушку из тур. стойки вызвать вам такси.

Ну и наиболее сложный, но дешевый вариант – добраться своими ногами и общественным транспортом. На карте выше я отметил дорогу. Зеленным цветом – это вам предстоит пройти пешком. Это может вызвать небольшие трудности, если у вас чемоданчик на колесах: придется катить по дороге. Возле аэропорта и на километр от него обочины не предусмотрены, но с сумками и в берцах я бодро шагал по травке и снежку, в то время как коллеги с чемоданчиками и на каблуках плелись по трассе.

Дойдя до трамвайной остановки, вы садитесь в любой трамвай, идущий направо, то есть, в сторону старого города. Не забудьте, сразу на входе купить билет (1.8 КМ – около 1,5 евро), иначе попадете на штраф, как я в свое время на 14 евро. Выйдя из трамвая возле посольства США, отправляетесь к вокзалам. Автовокзал и ЖД находятся рядом. Ориентир – высокая перекрученная башня напротив.

Автовокзал Сараево

Автовокзал тут достаточно простой, хоть и напичкан всякими турникетами автоматическими, которые пропускают по билету автоматически. Испытать их мне так и не удалось, опаздывал, и охранник видя мои занятые руки открыл служебный вход, через который мы и проскочили, показав лишь ему билеты.

Автобусы, как я уже говорил, все новые. Основной перевозчик – Евролаинс. Цены достаточно демократичные, учитывая, что это наиболее распространенный тип транспорта для перемещения между городами Боснии.

Расписание и цены на автобусы

Для примера – немного цен на автобусы. Актуальная информация всегда доступна на туристическом портале Сараево. Цены указаны в боснийской валюте – Конвертируемой Марке. 2 КМ = 1 евро. Более подробно о деньгах Боснии и курс боснийской марки.

По Боснии

Автобус Сараево – Бени-Лука

Ежедневно: 09:15, 14:30, 15:30, 16:30, 18:30

Автобус Сараево – Фойница

Ежедневно: 05:30, 07:30, 09:30, 11:30, 13:30, 15:30, 17:30, 19:55

Автобус Сараево – Мостар

Ежедневно: 06:00, 07:00, 07:35, 08:15, 09:00, 09:55,11:30, 12:30, 13:00, 14:30, 15:30, 16:00, 17:00, 18:00, 19:55

Автобус Сараево – Тузла

Ежедневно: 05:00, 06:30, 07:25, 08:30, 09:30, 10:30, 11:30, 12:30, 13:30, 14:00, 14:30, 15:35, 16:00, 17:00, 18:00, 18:50

Автобус Сараево – Зеница

Ежедневно: 05:30, 06:30, 07:00, 07:30, 08:30, 09:30, 10:30, 11:30, 12:30, 13:15, 13:30, 14:00, 14:30, 15:30, 16:00, 16:30, 17:30, 18:30, 19:00, 19:30, 20:00, 21:00

Международные автобусы из Боснии

Автобус Сараево – Вена

Автобус Сараево – Херцег-Нови

Вторник и суббота: 11:00

Автобус Сараево – Любляна

Вторник, четверг, воскресенье: 20:40

Автобус Сараево – Белград

Вторник, четверг, воскресенье: 06:00

Автобус Сараево – Нови-пазар

Вторник, четверг, воскресенье: 07:00, 15:00, 21:00, 22:00

Автобус Сараево – Берлин

Автобус Сараево – Мюнхен

Ежедневно: 08:00, Суббота: 17:00

Автобус Сараево – Скопье

Вторник, пятница: 18:30

Автобус Сараево – Приштина

Автобус Сараево – Сплит

Ежедневно: 10:00, 14:30, 21:00

Билеты в пути, если подсаживаетесь на автобус, можно купить с стюарда. При этом вам все равно дадут билет, чек и квитанцию. Багаж оплачивается отдельно: каждое место сдаваемого багажа обойдется еще в 1 КМ. От оплаты вам остается отрывной талончик, вторая часть которого клеится на сумки, нечто, вроде системы багажа в самолете, но рекомендую следить за своими сумками на выходе, на практике, при выдаче багажа номера мало кто сверяет.

ЖД транспорт в Боснии

Босния получила в наследство от Югославии несколько железнодорожных узлов. Общая длина железных дорог на территории Боснии всего лишь 1031 километр.

Основные железнодорожные магистрали:

  • Плоче — Мостар — Сараево — Зеница — Добой — Бошански Замак — Винковци и далее на Центральную и Восточную Европу.
  • Бихач — Приедор — Босански-Нови — Баня-Лука — Добой — Тузла — Зворник.

Ими курсируют два железнодорожных перевозчика:

  1. ЖД Республики Сербской
  2. ЖД Боснии и Герцеговины

ЖД вокзал в Сараево

Железнодорожный вокзал находится рядом, с автовокзалом, что делает его доступным для пассажиров, приехавших автобусом, однако от аэропорта он так же удален, как и его автобусный собрат. Построен с размахом, но ныне хорошо запущен. Рядом можно поймать такси – частника, который услужливо надурит вас на 10 – 20 евро. Информационная стойка не работает.

Читайте также:
Девичья Башня в Баку: описание, легенда, фото

Немного информации о рейсах, взятых с официального сайта ЖД дорог Боснии и Герцоговины. К сожалению, на момент написания статьи, разделы онлайн заказа билетов были не сформированы и не работали.

Рейсы поездов в БиГ
  • Поезд Сараево – Тузла, цена 19 КМ (30,50 КМ в две стороны)
  • Поезд Сараево – Бени-Лука, цена 25,7 КМ (41 КМ)
  • Поезд Сараево – Бихач, цена 40 КМ (64 КМ)
  • Поезд Сараево – Приедор, цена 31,50 КМ (50,6 КМ)
  • Поезд Сараево – Нови Град, цена 35,1 КМ (56 КМ)
  • Поезд Сараево – Модрича, цена 19,4 КМ (31,1 КМ)
  • Поезд Сараево – Завидовичи, цена 9,9 КМ (15,9 КМ)
  • Поезд Сараево – Зеница, цена 6,9 КМ (11,1 КМ)
  • Поезд Сараево – Какань, цена 5 КМ (8 КМ)
  • Поезд Сараево – Високо, цена 4 КМ (6,4 КМ)
  • Поезд Сараево – Чаплина, цена 12,1 КМ (19,4 КМ)
  • Поезд Сараево – Мостар, цена 9,9 КМ (15,9 КМ)
  • Поезд Сараево – Ябланица, цена 7,6 КМ (12,2 КМ)
  • Поезд Сараево – Коньиц, цена 6,3 КМ (10,1 КМ)
  • Поезд Сараево – Брадина, цена 4,6 КМ (7,4 КМ)
  • Поезд Сараево – Пазариц, цена 3,6 КМ (5,8 КМ)
  • Поезд Мостар – Бихач, цена 47,1 КМ (75,4 КМ)
  • Поезд Постар – Зеница, цена 14,3 КМ (22,9 КМ)
  • Поезд Мостар – Добой, цена 21 КМ (33,8 КМ)
  • Поезд Мостар – Тузла, цена 26,3 КМ (42 КМ)

Кроме того, есть поезда и в ряд других стран:

  • Поезд Сараево – Белград, цена 32,9 КМ (60,6 КМ в два конца) (поезд отменен)
  • Поезд Сараево – Мюнхен, цена 246 КМ (453 КМ)
  • Поезд Сараево – Штутгарт, цена 314 КМ (589,9 КМ)
  • Поезд Сараево – Париж, цена 459,5 КМ (879,9 КМ)
  • Поезд Сараево – Прага, цена 271 КМ (507 КМ)
  • Поезд Сараево – Копенгаген, цена 518 КМ (998 КМ)
  • Поезд Сараево – Вена, цена 177 КМ (317 КМ)
  • Поезд Сараево – Загреб, цена 59 КМ (95 КМ)
  • Поезд Сараево – Любляна, цена 84 КМ (133 КМ)
  • Поезд Сараево – Марибор, цена 91 КМ (145 КМ)
  • Поезд Сараево – Есеница, цена 95 КМ (152 КМ)
  • Поезд Сараево – Осиек, цена 40 КМ (65 КМ)
  • Поезд Сараево – Пекс, цена 65 КМ (76,2 КМ)
  • Поезд Сараево – Будапешт, цена 109 КМ (190 КМ)
  • Поезд Сараево – Плоче, цена 23,5 КМ (38 КМ)
  • Поезд Мостар – Загреб, цена 75 КМ (119 КМ)
  • Поезд Мостар – Любляна, цена 100 КМ (158 КМ)

Таким образом, мы видим, что перемещение на общественном транспорте внутри Боснии и за её пределы не составляет труда, и цены весьма демократичны.

Как выбрать транспорт для путешествия по городам Боснии и Герцеговины?

Отправляюсь на отдых в Боснию и Герцеговину, хотел бы внимательно ознакомиться с этой страной. Подскажите, какой вид транспорта стоит выбрать для передвижения между городами, насколько доступна аренда авто?

В Боснии и Герцеговине очень развито автобусное сообщение( железнодорожного практически нет), и вы без труда сможете путешествовать в комфортабельных автобусах по городам страны. Цены невысокие , автобусы фирмы Евролайнс ходят четко по расписанию. Приведу несколько примеров: автобусы Сараево- Мостар ходят 12 раз в день с 6.00 до 20.00, цена- 6 евро, Сараево-Бени-Лука- 5 раз в день с 09.15 до 18.30, цена – 15 евро, Сараево- Тузла – 16 раз в день с 05.00 до 18.50, цена – 10 евро и так далее. Билеты можно не только на автовокзале купить, но и у стюарда автобуса. Кроме этого, в Боснии и Герцеговине есть несколько ж-д магистралей- Плоче — Мостар — Сараево — Зеница — Добой — Бошански Замак — Винковци и далее на Центральную и Восточную Европу. а также Бихач — Приедор — Босански-Нови — Баня-Лука — Добой — Тузла — Зворник, но я Вам все-таки советую путешествовать на автобусе.

Что касается аренды машин, то с этим в Боснии проблем нет, можете это сделать сразу в аэропорту, можете забронировать по интернету итд. Взять в аренду автомобиль можно, если Ваш стаж вождения превышает 2 года, и международное водительское удостоверение обязательно. Лучше всего взять в аренду автомобиль у всемирно известных фирм, но можете воспользоваться и услугами местных компаний. В любом случае, это будет дороже, чем путешествия на автобусах.

Наверное, удобнее всего передвигаться по Боснии и Герцеговине на арендованном автомобиле. В таком случае у вас не возникнет проблем с поисками нужного транспорта для того, чтобы добраться в то или иное место. При аренде автомобиля обязательно берите навигатор, с которым ориентироваться в стране будет гораздо проще, хотя при поездках в отдаленные районы лучше спрашивать советы у местных жителей.

На протяжении последнего десятилетия местные власти вкладывают большие деньги в транспортную инфрастуктуру, благодаря чему с каждым годом качество дорожного полотна становится лучше. Сейчас на автомобиле можно добраться практически в любую точку страны.

Стоимость аренды автомобиля бюджетного класса находится в диапазоне от 25 до 30 евро. Минимальный возраст водителя должен быть 21 год, но он может быть увеличен в зависимости от категории автомобиля. Для водителей в возрасте до 25 лет может быть установлена дополнительная плата. Водительский стаж должен составлять не менее двух лет. Наличие водительского удостоверения международного образца не обязательно, но приветствуется.

Движение в стране правостороннее, правила дорожного движения практически ничем не отличаются от наших. В населенных пунктах скорость движения не должна превышать 60 километров в час, за их пределами – 100, а на автомагистралях – не более 130 километров в час.

Из общественного транспорта первое место по популярности занимают автобусы, которые после автомобилей являются основным средством передвижения по стране. Междугородние автобусы современные и отвечают всем европейским стандартам. Внутренние перевозки внутри страны осуществляют не местные компании, а европейские, чем и обусловлено высокое качество обслуживания. На автобусе вы можете добраться практически в любой населенный пункт страны, только нужно учитывать, что в некоторые места автобусы ездят не каждый день, а всего несколько раз в неделю.

Читайте также:
Фотографии музея Польди-Пеццоли

Есть в Боснии и железнодорожный транспорт, но с учетом горного рельефа страны развит он не очень хорошо. Пассажирские перевозки осуществляются только по ограниченному количеству маршрутов. При этом в отличии от автобусов поезда имеют приличный срок эксплуатации, уровень комфорта у них далек от идеального, также как и скорость передвижения (задержки и опоздания это нормальное явление). Если в большинстве европейских стран поезда являются самыми популярными средствами передвижения, то о Боснии это сказать невозможно, здесь удобнее всего путешествовать на автобусах.

Некоторые туристы отдают предпочтение передвижению по стране не наземным, а воздушным транспортом. На территории Боснии есть четыре международных аэропорта. Также как и в случае с автобусами, собственного авиапарка в стране нет, поэтому большую часть авиаперевозок осуществляют турецкие и германские авиакомпании.

Раньше Босния и Герцеговина не пользовались особой популярностью у наших туристов. Этому мешал конфликт на Балканах и необходимость приобретения визы. Теперь все обстоит иначе, на 30 дней виза не нужна и последствия конфликта меньше беспокоят страну.

Из транспорта в стране есть поезда, автобусы и такси, а в Сараево есть еще троллейбусы и трамваи. Железнодорожный транспорт за время военного конфликта сильно пострадал и еще не полностью восстановлен. Поездов не хватает и в летний сезон они переполнены. Но если Вы не особо требовательны к комфорту, то воспользоваться услугами железной дороги можно. Виды из поездов очень живописные, особенно по дороге из Сараево в Мостар.

Самым популярным видом транспорта в Боснии и Герцеговине являются автобусы. На них Вы без труда попадете в любую точку страны. Автобусный парк в стране новый, цены демократичные и ездят автобусы строго по расписанию.

Услугами такси туристы смогут воспользоваться только в больших городах. Так же нужно учитывать, что парк машин здесь старый и не все такси имеют счетчики. Если будете пользоваться услугами такси, то обязательно оговаривайте оплату заранее.

Неплохой вариант путешествовать по стране на арендованном автомобиле, но здесь тоже есть свои сложности. Взять машину на прокат можно только в крупных городах, таких как Сараево, Баня-Луке и Мостаре. В других городах с арендой машин будут сложности. Так же учтите, что местность здесь гористая и дороги проложены по склонам год, что требует от водителя особого умения и внимания. Если по гористой местности Вы никогда не ездили, то брать машину на прокат не нужно. Ну а если Вы опытный водитель со стажем, то правила дорожного движения здесь такие же, как в Европе и Вы сможете наслаждаться красивой природы Боснии и Герцеговины из окна машины. Для аренды автомобиля нужны международные водительские права, которым не менее 1 года и водительский стаж. Стоимость проката машины от 40 евро в день, а если оформлять на неделю, то будет дешевле. При оформлении аренды обязательно обращайте внимание на техническое состояние автомобиле, здесь нередки случаи аренды старых технически неисправных машин.

Наше пятидневное путешествие по Боснии и Герцеговине на машине

В конце февраля уже достаточно потеплело, и мы решили съездить на несколько деньков в Боснию на машине. Маршрут планировали заранее, выбирая самые интересные места: Столац, Мостар, Яйце, Сараево, Горажде. Что у нас из этого получилось, читайте ниже. В конце статьи карта с маршрутом поездки в Боснию из Черногории, а бюджет поездки я расписала в отдельной статье.

Видео из поездки

Если видео не отображается, его можно посмотреть по этой ссылке.

День первый. Будва — [Требинье] — Столац — Благай — Мостар

Я написала в отдельной статье о том, что нужно знать, собираясь ехать в Боснию самостоятельно.

Накануне отъезда мы встретились с прокатчиком и перезаключили договор на аренду машины: обновили даты, проверили гринкард и добавили надпись, что машина может выезжать за границы Черногории. Раз сто проверили все документы перед выездом. Собрали рюкзаки, заправили машину, поехали!

Как мы границу Черногории с Боснией проходили

Чем ближе мы подъезжали к границе, тем хуже становилась погода. Мерзкий дождь, ветер. Откуда? По прогнозу солнце обещали!

На границе черногорский пограничник взял документы и чуть ли не сразу «закатил глаза»:

— Всё, — говорит, — едьте обратно в Подгорицу, у вас бумажка договора аренды машины криво оторвана.

— Как в Подгорицу? Мы в Сараево едем, нам ещё друга в аэропорту встречать! — отвечаю я.

— Нет, — говорит. — Вот тут две буквы не могу прочитать. Едьте в Подгорицу.

— Но я не могу ехать в Подгорицу! — объясняю я ему на английском. — Мне в Сараево нужно, на самолёт.

Пограничник театрально качает головой, смотрит на договор аренды, ещё раз закатывает глаза а-ля «пропало всё». После минут пяти пререканий указывает рукой на стоянку, а потом на здание: паркуйся и заходи к моему начальнику поговорить.

Я паркуюсь, звоню прокатчику машины, тот высылает мне копию договора по whatsapp. Захожу в комнату, начинаю объяснять ситуацию и показывать договор. Начальник машет мне рукой, мол, это ерунда, мне это не интересно. Сейчас что-нибудь другое найду. Смотрит на меня, начинает расспрашивать, куда еду, зачем, на сколько. Листает мой паспорт, потом сканирует его и … бинго!

Оказывается, в туристическом центре нас зарегистрировали не на 28 дней, как мы рассчитывали, а на 27. А заплатили мы за 28. Хорошо, что я взяла с собой розовые бумажки — чеки об оплате. Ещё минут десять разговоров, я упрямо повторяю, что мне вот очень нужно в Сараево, показываю оплаченные брони жилья, и начальник отдаёт мне паспорта и отпускает. Фууух.

На боснийской стороне пограничник сказал «Добар дан», спросил, куда едем, и поставил штампик. Всё. И дождь как-то прекратился, и распогодилось.

Требинье — Столац

В сам Требинье мы заезжать не стали, т.к. были уже в городке. Я писала несколько постов о нём, их можно найти по ссылке.

По дороге в Столац заехали в пещеру Ветреницу, но, как и ожидалось, всё закрыто. В не сезон, чтобы попасть в пещеру, нужно заранее договариваться со смотрителем, а мы этот момент упустили. Расписание и подробную информацию можно найти на официальном сайте пещеры.

Читайте также:
Аэропорт Дюссельдорфа: код и официальный сайт, план и схема, расписание

В Столац приехали проголодавшимися. Сам городок небольшой и весь избитый. Смотреть толком нечего. Старый город не вдохновил. Из заведений — спорт. бары, две пекары и кафе.

В Столац-то мы не поесть приехали, хотя надежда перекусить была, а увидеть средневековый некрополь. Сам некрополь находится за городом, где-то в 9 км по направлению к Мостару. Пропустить некрополь невозможно. Он расположен прямо у дороги. Большие каменные надгробия и кипарисы видно с дороги.

А вот такое сразу напротив некрополя:

Благай

В Благай мы приехали уже ближе к вечеру. В старом городе — ни души. Припарковались, пошли прогуляться. Зашли в мусульманскую эко-деревню 18-ого века. Хоть она и закрыта на ремонт, один из рабочих провёл нам интересную экскурсию. Долго и подробно рассказывал, как устроены дома, объяснил, что гарем — это не то, чем привыкло его считать большинство людей, что ислам — это мирная религия и много ещё всего. Интересно, но голод как-то не перебило.

В Благае нашли банкомат, сняли денег — обзавелись боснийскими марками.

Мостар

В Мостар приехали уже в сумерках. Оказалось, что жильё, которое мы забукали на airbnb, без адреса — лишь точка на карте. Давай кружить, искать, как подъехать: там одностороннее, тут одностороннее. Приехали. Точка на карте указывала на один из девятиэтажных домов, а в airbnb ни номера квартиры, ни номера дома. Как я так не заметила?

Написала хозяину, через пять минут к машине подошла женщина. Оказывается, спать мы будем не в девятиэтажке, а в частном доме.

Где мы ночевали в Мостаре

Пару слов о самом жилье. Т.к. в Мостаре мы планировали остановиться на одну ночь, то к жилью особых требований не было. Сначала я даже хостел нашла — 10$ за койку. А потом нашла квартиру за 20$ с бесплатной парковкой. Ну его, этот хостел

Квартира оказалась этажом в частном доме. Внутри — кухня, ванная и спальня. Очень тепло, даже жарко.

Оставлю ссылку на страницу апартаментов Тео на букинге, вдруг кому пригодится.

Хозяйка на удивление хорошо говорила по-английски. Нарисовала нам подробную карту, рассказала, куда идти, что посмотреть, и, главное, где вкусно и недорого поесть. «Тут, — говорит, — за углом, недорогой хороший ресторан».

Ресторан действительно оказался за углом, в двух шагах от дома. У ресторана свой сад, красивая дорожка с подсветкой. Внутри всё как положено. Пока официант вёл нас к столику, я думала «Как в таком месте могут быть низкие цены?» Что ж, уже интересно проверить, что в понимании наших хозяев «недорого покушать». А ресторан действительно оказался недорогим и вкусным.

Ещё хорошие отели в Мостаре:

Little Rock Rooms 3* — апартаменты с бесплатной парковкой в шаговой доступности от старого города.

Hostel Musala — чистый уютный хостел с номером на двоих за 23$.

Guest House Nana — недорогой гест с хорошими отзывами.

Hotel Bristol 4* — отель прямо у реки Неретва, просторные номера, вкусный завтрак.

Villa Park 3* — апартаменты с видом на реку Неретва и прекрасными отзывами.

Что посмотреть в Мостаре

За вечер обошли весь Старый город, посмотрели на знаменитый мост, сделали пару фото.

Нашли статую Брюса Ли, тоже сфотали на память. Но сфотали по-особому, с подсветкой

Про Мостар написала отдельный пост, хороший городок, со своей изюминкой.

День второй. Мостар — Сараево

Встали с утра пораньше, чтобы успеть прогуляться по Мостару. Под покровом ночи не было видно пулевых ранений города.

Стоило нам остановиться на мостаровском мосту, как тут же к нам подошел босниец. Началось всё стандартно: откуда вы, а русские, Россия, здравствуйте, я гид, дёшево покажу Мостар. А нам-то не надо. Спасибо, мы уже всё посмотрели, что хотели. И тут понеслась: босниец начал рассказывать, что недавно сгорел его дом, и что на нём — единственная его одежда, и что он не ел, и нет денег, и что-то ещё.

Как думаете, развод это или правду говорил босниец? Мы от него еле отвязались.

От Мостара до Сараево 130 км пути. Дорога идёт вдоль реки Неретвы. Сказать, что живописно — ничего не сказать. И природа, и мосты, и акведуки, и туннели… Жаль, что погода была хмурая.

А ещё — горные вершины, покрытые снегом. Как же они меня вдохновляют!

Ближе к Сараево есть платная магистраль. Проезд стоит 2.5 марки, что приблизительно 1.25 евро. Магистраль прекрасна. Прекрасны туннели, прекрасна цена. Всё прекрасно!

После того, как мы встретили друга в аэропорту и заселились в квартиру, которая достойна отдельного поста, нельзя было не пойти гулять в старый город. А если учесть, что квартира в 5-ти минутах ходьбы от него, то не пойти прогуляться было бы глупостью. Интересно, что хозяин квартиры сказал нам: «Оставьте свою машину в гараже. Пользуйтесь общественным транспортом или такси — у нас сумасшедшие водители.»

Я никогда не думала, что Босния и Герцеговина настолько восточная страна. Чуть ли не в центре Европы-то! А тут тебе и восточные сладости, и кофе в турках, и базар, и пряности, и повсюду пики мечетей.

А ещё в Сараево очень много антикварных лавок. Очень.

День третий. Сараево

Дождь. Серый непрекращающийся дождь целый день. Сходили в Старый город, купили зонтики. Но что-то гулять под дождём, пусть даже под зонтиком, совсем не хочется. Сидим дома. Хорошо, хоть гамак есть. Можно целый день колбаской лежать и представлять, что это Таиланд.

В старом городе Сараево много вкусных ресторанов. Все они оформлены со вкусом, и сидеть внутри очень приятно, если бы ещё никто не курил. Сигаретный дым столбом — типично для Балкан.

День четвёртый. Сараево

Проснулась ночью от боли в шее. Затекла, бывает. Подушка высокая какая-то.

Утром проснулась, умылась и поняла, что не шея затекла, а возраст разогнуться я даже не могу. Лежать больно, сидеть невозможно, дышать, кушать — всё через боль. Вот так бывает, когда нерв защемляет.

Читайте также:
Где лучше отдыхать с детьми летом

Целый день пыталась найти позицию, в которой а) не больно лежать б) не затекает спина в) можно дышать.

Думала о том, что завтра нужно сдавать квартиру и ехать почти 300 км домой, я — единственный водитель, а за окном льёт дождь.

Внезапно на телефон пришло уведомление, что кто-то в Благае обналичил мою банковскую карту. Проверила счет — сняли всё до копейки. Бывают же дни.

День пятый. Сараево

Самочувствие моё улучшилось! Во-первых, диклофенак — крутая мазь. А во-вторых, оказалось, что в банке был какой-то сбой, и деньги все вернули обратно.

Всё же решили продлить квартиру ещё на день. Всё-таки пью и ем через боль. Лучше отлежаться перед дорогой, мне ж вести машину.

А другу нашему уже улетать пора, я расхрабрилась и даже пошла проводить его. Прогулялись пешком — дождя не было! Посадили друга на такси. Домой еле дошла. Порой я себя чувствую как ёжик, который на кактус лезет.

В Сараево очень много красивых зданий, с невероятными фасадами, но все они в плачевном состоянии:

Скамейка с usb-портами и на солнечных батареях. В Дубровнике, конечно, красивее. Но всё равно зачёт. Кстати, в Черногории такие же скамейки есть в Тивате.

День шестой. Дорога домой: река Пиво, озеро Пиво и почти 300 км весны

Проснулась ночью от боли в шее. С другой стороны уже. Представляете?! С одной полегчало, с другой прихватило! И смех, и слёзы. Утром я в отчаянии: опять не могу повернуться. Всё же решаем с Игорем ехать домой. А то так можно надолго в Сараево остаться.

Конечно, по пути уже никуда не заезжали, как планировали 🙁 Дорога и так заняла целый день, и для меня стала настоящим испытанием. Началось всё с мелкого дождя, который превратился в снег на перевале в районе Никшича и в проливной дождь ближе к Подгорице. В Боснии, на подъезде к пограничному пункту Хум, дорогу вообще смыло. Границу прошли легко и быстро, никого не было. Пограничники откровенно скучали.

Если бы не проливной дождь, то я бы завалила вас фотографиями озера Пива (на самом деле, Пивское озеро) и реки Пиво. Это одно из красивейших мест в Черногории, которые я занесла в свой топ достопримечательностей страны.

Места потрясающие. Каждый раз открываю что-то новое в Черногории, и каждый раз не верю, что так может быть. Эта страна поистине прекрасна!

Маршрут поездки

Если карта не отображается, её можно открыть по этой ссылке.

Привет!
Меня зовут Татьяна, и я рада видеть вас на блоге «Жизнь непредсказуема!».
Я люблю путешествовать, а в блоге делюсь своими впечатлениями, советами и прочими полезными заметками.

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Буду очень благодарна, если вы оцените статью:

Транспорт в Боснии и Герцеговине – Transport in Bosnia and Herzegovina

Босния и Герцеговина имеет возможности для автомобильного , железнодорожного и воздушного транспорта . Есть пять международных автомобильных маршрутов и 20 государственных автомагистралей, по которым можно добраться на автобусе во многие страны. Общая протяженность железных дорог составляет чуть более 1000 км, и они связаны с Хорватией и Сербией . Здесь 25 аэропортов, семь из них с твердыми взлетно-посадочными полосами. Река Сава судоходна, но ее использование ограничено.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Дороги
    • 1.1 Дороги
      • 1.1.1 Международный
      • 1.1.2 Государственные дороги
    • 1.2 Национальные и международные автобусы
  • 2 железные дороги
    • 2.1 Железнодорожное сообщение с соседними странами
  • 3 водных пути
    • 3.1 Порты и гавани
  • 4 Торговый флот
  • 5 аэропортов
    • 5.1 Аэропорты – с взлетно-посадочными полосами с твердым покрытием
    • 5.2 Аэропорты – с грунтовыми взлетно-посадочными полосами
    • 5.3 Вертодромы
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Дороги

  • Всего : 21846 км
    • с твердым покрытием : 11425 км (4686 км междугородных дорог)
    • без покрытия : 10 421 км (2006)

Дороги

Международный
  • E65
  • E73 (Панъевропейский коридор Vc), шоссе A1
  • E661
  • E761
  • E762
Государственные автомагистрали
  • Маршрут 1
    • Маршрут 1-8
  • Маршрут 2
  • Маршрут 5
  • Маршрут 6
    • Маршрут 6-1
  • Маршрут 14
    • Маршрут 14-1
    • Маршрут 14-2
  • Маршрут 15
  • Маршрут 16
    • Маршрут 16-2
  • Маршрут 17
  • Маршрут 18
  • Маршрут 19
    • Маршрут 19-2
    • Маршрут 19-4
  • Маршрут 20

Национальные и международные автобусы

Босния и Герцеговина хорошо связана с другими странами Европы. Главный автовокзал Сараево имеет свой сайт. Основным поставщиком международного автобусного сообщения в Боснии и Герцеговине является Eurolines. Есть маршруты в Хорватию, Германию, Австрию, Францию, Нидерланды, Черногорию, Бельгию, Данию, Швецию и Сербию. Несмотря на географическую близость Боснии и Герцеговины к Сербии, в день ходит только один автобус, на который уходит более 8 часов из-за отсутствия надлежащих дорог.

Железнодорожные пути

  • Всего: 1032 км. Стандартная ширина колеи : 1435 мм ( 4 фута 8 дюймов). + 1 ⁄ 2 дюйма ) (2006)

Железнодорожное сообщение с соседними странами

  • Тот же калибр: 1435 мм ( 4 фута 8 дюймов). + 1 ⁄ 2 дюйма )
    • Хорватия – да
    • Сербия – да
    • Черногория – нет

Водные пути

Река Сава (северная граница) открыта для судоходства, но использование ограничено (2008 г.)

Порты и гавани

Градишка , Брод , Шамац и Брчко (все внутренние водные порты на Саве, ни один из которых не работает в полную силу), Орашье, Босния

Торговый флот

нет (оценка 1999 г.)

Аэропорты

Воздушные перевозки начались в Боснии и Герцеговине в период Королевства Югославии, когда флагманский авиаперевозчик Aeroput открыл регулярный рейс, соединяющий национальную столицу Белград и Подгорицу в 1930 году с остановкой в ​​Сараево. Годом позже компания Aeroput открыла еще один регулярный рейс, начинающийся в Белграде, затем останавливающийся в Сараево и продолжающийся в направлении Сплита , Сушака и Загреба . К середине 1930-х годов Aeroput открыла два маршрута, соединяющих Белград и Загреб с Дубровником через Сараево, а в 1938 году открыла международный маршрут, соединяющий Дубровник, который через Сараево становился основным местом отдыха, в Загреб, Вену , Брно и Прагу .

Аэропорты – с асфальтированными взлетно-посадочными полосами

всего: 7
2438 до 3047 м: 4
1524 до 2437 м: 1
до 914 м: 2 (2008)

Аэропорты – с грунтовыми взлетно-посадочными полосами

всего: 18
тысячу пятьсот двадцать четыре до 2437 м: 1
914 до 1523 м: 7
под 914 м: 10 (2008)

Читайте также:
Перенос кухни в комнату или коридор. Все нюансы.

Вертодромы

Смотрите также

использованная литература

В эту статью включены материалы, являющиеся общественным достоянием, с веб-сайта CIA World Factbook https://www.cia.gov/the-world-factbook/ .

внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы по теме транспорта в Боснии и Герцеговине .

Рекомендуем использовать для путешествий автобусные трансферы по Боснии и Герцеговине . Это один из самых простых способов путешествовать сюда.

Hajde, druže: большой путеводитель по Боснии и Герцеговине

Когда я говорю, что была в БиГ, то большинство людей сразу же задаёт один простой вопрос: «Ой, а это одна страна?» Спустя ещё пару минут, когда уходит удивление, начинается вереница расспросов про военное прошлое, геноцид по национальному признаку, спрятанные в горах мины. Моя пожилая бабушка до сих пор считает, что город Сараево периодически бомбят, для друзей Босния — «где-то там, где Сербия», знакомая пара недавно не пустила своих взрослых детей в Мостар, сказав, что это очень опасно. Нет, война в этих краях закончилась двадцать лет назад. Нет, это не более опасно, чем поездка в любую точку Западной Европы. Да, это одна страна. Вернее, утка в зайце, заяц в сундуке: после распада Югославии государство стало состоять из мусульмано-хорватского и сербского энтитетов: Федерации БиГ и Республики Сербской. Округ Брчко с 1999 года управляется самостоятельно. Как говорится, одна голова — хорошо, две — лучше, три — Босния и Герцеговина.

Как добраться

Гражданам России виза не нужна, въезд осуществляется по загранпаспорту. Оставаться можно 30 дней. В стране работают три аэропорта: в Сараево, Бане -Луке (привет, Ryanair), Тузле (сюда, кстати, летает много всего из Европы, спасибо, Wizz Аir). Есть ещё аэродром-легенда в Мостаре, про который многие слышали, но никто не видел. К сожалению, прямых рейсов из России пока нет. Самый простой вариант добраться до столицы страны — полететь из Москвы через Стамбул или Будапешт. Другой путь — приземлиться в Белграде, а потом ехать на автобусе до Сараево (время в пути — 7 часов, дорога горная, цена — 20 евро). Как вариант — перелёт до Хорватии (Загреб, Сплит, Дубровник) / Черногории (Тиват, Подгорица), но автобуса всё равно не миновать. Валюта в стране — конвертируемая марка (2 марки — 1 евро), очень часто принимают евро, особенно на заправках и в приграничных районах.

Правило это работает не всегда, есть поезд Баня — Лука — Сараево, что приходит на единый ж/д вокзал, есть автобус из Сараево в Белград, который едет именно из центра, но это исключение. «Источно Сараево» находится в 20-30 минутах езды от главных достопримечательностей, и, вероятно, места, где вы будете жить. Квест можно пройти тремя способами: пойти на автобус, что останавливается в 400 метрах от вокзала (остановка Dobrinja), заранее скачать приложение MojTaxi (но работает оно так себе, а на автовокзале последний год проблемы с интернетом), попытаться уговорить таксистов, караулящих приезжих, чтобы они включили счётчик. Шансы минимальны, но вдруг повезёт (нормальный прайс до центра города, Башчаршии (Baščaršija) — 8 евро, но парни на машинах считают, что 20 для приезжих — окей). Но зато они согласны на евро, спасибо, ребята.

Сараево

Polako — первое слово на босанском языке, которое я выучила. Медленно, без суеты, спокойно. Это образ жизни, стиль, позиция. Первое, что должен сделать каждый уважающий себя турист, приехавший в БиГ, — выпить кофе. Хоть в центре, хоть на окраине, хоть у себя в жилище. Достопримечательности от вас не убегут, жара не спадёт, а вот жизнь сразу заиграет новыми красками. Кофе здесь — не просто напиток. Пьют его здесь много, лихо и постоянно, редко берут с собой (надо уважать процесс), практически всегда пьют с сигаретой (а курят в этих широтах все и везде). Шесть-семь кружек в день — норма. Могут сделать американо, эспрессо, капучино. Но посмотрят на вас с недоверием. Пьют литрами здесь именно домашний кофе. Домаћа кафа / Bosanska kafa.

Напиток подают на небольшом подносе, в маленьких турках (джезвах), рядом кладут кусочек рахат-лукума. Ещё вам принесут стакан воды (из-под крана, но здесь с этим нет проблем). Кофе будет стоить 2-3 марки. Пейте, сидите, смотрите. Слушайте речь, которая чем-то похожа на русскую. Вдыхайте запах дыма, кальяна, горячих камней, восточных благовоний. Здесь очень не любят спешить: местные могут часами пить кофе-кафу, обсуждая последние новости, стоять на проходе, потому что встретили товарища, обнимать своих и чужих детей. Это люди, которые постоянно говорят «ovo je život». Вот это жизнь.

Перекрёсток культур, «Балканский Иерусалим», Восток — Запад

Сразу скажу, что каждый район города, по которому в 90-е палили из всего, что стреляет, — отдельная песня. Да, здесь есть следы войны, часто можно встретить заброшенные дома, россыпи от обстрелов, но важно понимать, что это, конечно, не самая богатая, но невероятно гостеприимная страна. Непростая и очень колоритная. Немного восточная, а это дело тонкое. Здесь и правда очень рады всем. Большинство туристов, приезжающих сюда, доходит только до Башчаршии, пешей улицы, небольшого райончика, в котором правят. голуби. Да, около Себиля (Sebilj), символа Сараево, фонтанчика в самом центре города, круглогодично сидит невероятное количество птиц, из-за чего это место в народе называют Голубиной площадью.

Сама же Башчаршия может напомнить одновременно турецкий Стамбул, македонский Скопье, албанский Берат, где рядом еда, ковры, духи, шаровары и латунные изделия. Летом здесь невероятное количество туристов, но если хочется почувствовать дух, то можно и нужно приходить сюда рано, в 8-9 часов. Не очень далеко от площади с голубями расположены две крепости: Белая (Bjela tabija) и Жёлтая (Žuta tabija). Про Белую смело можно забыть, потому что она вся огорожена, а вот с Жёлтой открывается мощный вид на город. Самый сок — закатное время.

Если двигаться от Себиля в сторону BBI, торгового центра, то за одну проходку можно собрать целый букет достопримечательностей. Здесь и мечеть Гази Хусрев-бега, основанная в XVI веке, и собор Святейшего Сердца Иисуса, и Музей военного детства, и остатки караван-сарая «Ташлихан».

Читайте также:
Виза в Японию для белорусов - виды, этапы и стоимость, документы

Слева, параллельно движению, — река Миляцка. На ней находится тот самый мост, где был убит Франц Фердинанд. В годы учёбы в школе город Сараево ассоциировался только с этим событием, спровоцировавшим Первую мировую, и ни с чем иным. Справа останется печально известный рынок «Маркала», где в 90-е произошло две перестрелки, а сейчас вновь торгуют вкуснейшими фруктами. Отсюда на трамвае номер 3 (ILIDZA) можно уехать в очень тихий и милый заповедник Врело Босне (Vrelo Bosne), который находится в пятнадцати километрах от центра.

Про заповедник: от конечной остановки трамвая идти минут 15 до Большой аллеи, потом по ней ещё добрых минут 30. Альтернатива — конная повозка, которая возит туристов до входа в обитель природы, где тебе и лебеди, и маленькие озёра, и водопадики, и перекусить. Вход — 2 марки. Про трамвай: 40 минут дороги, 1.80 местных денег, билет — у водителя. Да, не платить за проезд — национальный вид спорта на Балканах. Купить tramvajsku kartu искренне пытаются только туристы, но очень часто водители просто отмахиваются, мол, да ладно ты, брось, так довезу. Контролёр? Если что — прикинься веником. Но я бы не рисковала, потому что они, эти самые контролёры, всегда появляются в самый ненужный момент. Каждая поездка может обернуться приключением: постоянно в вагоне кто-нибудь ругается, что-то выясняет, везёт кота, трёх огромных собак, покрышки, комнатные растения. И это в переполненном трамвае, когда за бортом +35.

Если у вас крепкие нервы, то из центра можно отправиться в «Туннель Спасения» (Sarajevski ratni tunel), построенный в 1993 году, когда была осада Сараево. Он позволял людям покинуть город, обеспечивал доставку боеприпасов, лекарств, гуманитарной помощи. Вход — подвал частного дома, изрешеченного пулями. Сейчас можно пройти примерно 20 метров туннеля, посмотреть документальный фильм, проникнуться духом времени. Удовольствие, мягко говоря, не для слабонервных, вход — 10 марок. Здесь же, на этом же берегу реки, где автовокзал, Тоннель, Республика Сербская, находятся и Сараевская пивоварня, в которой есть музей, и любопытнейший ресторанчик под названием Inat kuća («Дом упрямства»). Старинные интерьеры, бойкие официанты, блюда местной кухни с огромными порциями.

«А вот это, знаете ли, наша Мачу Пикчу», — с гордостью шутят местные, показывая на гору Требевич, где к Олимпиаде 1984 года были построены бобслейная и санная трассы. Следующая их шутка, конечно, будет про то, что этих видов спорта в Югославии отродясь не было, но ударить в снег лицом было нельзя: команду собрали из представителей других видов спорта. В 90-е годы тем местам хорошенько досталось. Сейчас вся бывшая трасса в граффити, с вершины по-прежнему открывается невероятный вид на город. Добраться можно с помощью канатной дороги (6 марок для местных, 20 марок для туристов). Зимой будет настоящим преступлением отказать себе в поездке на Яхорину, там, в 30 км от Сараево, расположен горнолыжный курорт. Самая высокая отметка — 1916 м, множество отелей, подъёмники, живописные виды. Плюс гуманные цены и на проживание, и на ski-pass.

Если не получается поехать на природу, но жутко хочется свернуть с туристических троп, то самое время отправиться в места, где местных намного больше, чем туристов: это и Viśnik (здесь находится театр SARTR, который функционировал во время трагических событий 90-х), и Gorica (кстати, район, где родился и вырос Эмир Кустурица), и Grbavica (боснийский режиссёр Ясмина Жбанич сняла в 2004 году одноимённый фильм), и Novo Sarajevo, что похож на обычный многоэтажный российский город, и Vratnik, улочки которого уходят в небо. Отдельное удовольствие — брести по ним без цели, скажем, в 8 вечера, когда жара спала, из кафан звучат боснийские любовные баллады — седовлинки, а пожилые югославы шумно обсуждают устройство современного мира, выкуривая одну за одной. Ешь, молись, люби.

Мостар

Мой первый приезд в Мостар, что случился пару лет назад, наглядно доказывает главное балканское правило: ничего нельзя планировать заранее. Вернее, можно, но здесь у ребят свой взгляд на вещи. Я ехала по крепкой жаре за +35 на автобусе из Херцег Нови (Черногория), который пришёл на станцию на 2 часа позже положенного. Когда я приехала в Боснию, выяснилось, что жить мне предстоит за железной дорогой, а чтобы туда добраться, нужно сделать неплохой крюк. Вишенкой на торте стало то, о чём я напрочь забыла: на адресе апартаментов, в которые я шла, вместо номера дома стояло прекрасное bb. Оно встречается на территории бывшей Югославии очень часто: на улицах просто нет номеров (поверните направо за седьмым магазином от синей горы, топните, развернитесь, дышите спокойно). Конечно, надо было бы заранее спросить маршрут, но нет. Ситуацию спасла милая продавщица из ларька, которая после 2 минут диалога на всех знакомых нам языках, позвонила со своего телефона хозяйке, та примчалась, дело кончилось хорошо.

Между нами говоря, Мостар — один из самых колоритных городов в стране. Дорога из Сараево до Мостара — красивейший маршрут Балкан, в моём личном топе он делит первое место с поездом Подгорица — Белград (9 часов по горам и туннелям с песнями, кофе и сигареткой в купе). Из Сараево сюда можно доехать на поезде, есть 2 рейса в день. Или же на автобусах, которые едут раз в час-полтора (нет, это не I.Sarajevo). Ж/д и автовокзал в столице расположены в 7 минутах ходьбы друг от друга. Автобус — 21 марка, поезд — 11 марок. Всю дорогу, которая займёт два-три часа, виды — огонь. Как и температура в Герцеговине с июня по сентябрь.

Благай

В пятнадцати километрах от Мостара расположен городок, который раньше был центром Герцеговины, а сейчас является тихим местом для уединённых прогулок. Особенно в том случае, если вы быстро проскочите основной туристический объект — Blagaj Tekija — пристанище дервишей, странствующих монахов. Если вы не фанат, то вполне хватит насладиться всем этим благолепием со смотровой площадки на другом берегу, ещё и денег сэкономите. Кстати, внизу будет исток Буны — эффектнейшее появление изумрудной воды из пещеры. Добраться в этот край можно из Мостара на такси, что обойдётся в 10-15 евро, или на автобусах с Испанской площади (ориентир — гимназия). Расписание висит на остановке, но за три моих поездки оно ни разу не сработало. Дружеский совет: берите такси, оставайтесь там с ночёвкой, бродите по улочкам. Polako, polako, polako, мы помним.

Читайте также:
Поезд 392И, Лениногорск — Томск. Расписание по станции Маршрут проложить

Баня-Лука

Этот город сложно советовать как must see. Если есть вагон свободного времени, то сюда можно приехать ради любопытства. Если вы приземлились в местном аэропорту — сто процентов пойдёте бродить по центру, где огромное количество студентов, бульваров, кафан, сербских флагов (этот город расположен в Республике Сербской). Если же вы находитесь в режиме «первый раз и самое-самое», то город, расположенный на реке Врбас, пожалуй, можно пропустить. Кстати, «под рейсы» к аэропорту подают автобус. 5 евро — вжух — и вы в центре. Валюта здесь та же, те же цены и т. д., но отдельная есть заявочка на «мы — не Босния». Местные очень этим гордятся. Всё на кириллице, Сербия, но в боснийских декорациях. Вечер можно провести, прогуливаясь по Господской улице — местному Арбату, разглядывая Храм Христа Спасителя, любуясь Ферхадией, мусульманской святыней города. К сожалению, в 1993 году её взорвали, практически полностью уничтожив, но в 2016-м торжественно открыли снова. Для настойчивых скажу, что из Сараево сюда проще всего доехать на поезде (время в пути — 5 часов; цена — 22 марки). Очень часто поездку в Баню соединяют с путешествием в Зеницу (не надо тратить время) и Травник. А вот на нём остановимся подробнее.

Травник

— Нajde, druže! — кричит мне водитель автобуса, который вот-вот отойдёт с остановки.

— Что? — спрашиваю я, не успев переключиться на босанский.

— Давай, товарищ! — повторяет он на чистом русском языке.

Я впрыгиваю в салон, подаю билет, сажусь на свободное место. Мысль поехать в Травник, небольшой город, расположенный в 90 километрах от Сараево, пришла ко мне пару лет назад после прочтения романа «Травницкая хроника», посвящённого двум дипломатам, оказавшимся здесь в ХIX веке. Автор — Иво Андрич, родился в этих краях. Единственный Нобелевский лауреат по литературе от Югославии. Справедливости ради нужно сказать, что родился он не в Травнике, а в Долаце, небольшой деревне поблизости. Его родной дом снесли (никто ведь не думал, что так всё обернётся), а позже, по фотографиям и записям, соорудили реплику в самом центре города. Сейчас здесь музей, небольшое кафе и памятник. Любопытно, но, разумеется, для фанатов. Одно из самых красивых мест — Plava voda — источник-водопад, вдоль которого расположено несколько кафе. Уплетать салатик, слушая шум воды, — бесценно. Кстати, находясь там, вы совершенно точно обратите внимание на огромный каменный бастион, который будто нависает над городом. Не поленитесь подняться: с этой старой крепости (XIV-XV вв.) открывается один из самых красивых видов — город, горы, дороги, люди, что похожи на маленьких жучков. Туристы Травник не очень жалуют. Немноголюдно, спокойно, немного хмуро, потому что нет цели показывать парадность. И 16 мечетей в городе. На 57 000 местного населения.

Вышеград

Представьте, что вы вдруг очутились в маленьком городке, расположенном на бурной реке по двум ее сторонам. Их соединяет мост, возникший во времена, когда нужно было проложить путь из Боснии в Стамбул. Горы вокруг берут местечко в кольцо, изумрудная вода, в которой отражается город, шумит, в самый жаркий день веет прохладой. Об этой реке поются народные песни, об этом месте местные могут часами рассказывать притчи, про этот мост тот самый Андрич написал целую книгу — «Мост на Дрине». Вернее, не про само сооружение, а про людей, которые его строили, жили рядом с ним, умирали, оставляли своих детей. Сейчас в Вышеград (Республика Сербская), что находится на северо-востоке страны, ежедневно едут десятки туристов. К мосту, спокойствию, к Андричграду.

  1. Андричград (Каменград) — градостроительный проект, посвящённый писателю Иво Андричу. Он расположен именно внутри Вышеграда (читай: город в городе). Вход бесплатный;
  2. Сделано это чудо-место под руководством и при финансировании Кустурицы. Открытие состоялось в 2014 году, в день убийства эрцгерцога Фердинанда (и оно даже было здесь разыграно).
  3. Небольшое пространство можно обойти за час. Всё из камня, с коваными штуковинами. Здесь собраны разные архитектурные изыски: и сербские, и боснийские, и восточные.
  4. Есть кинотеатр, книжный, рестораны, гостиница. Не всё доделано, но и Москва не сразу строилась.
  5. Вкуснейшая национальная еда. Мясное выглядит так, что я, вегетарианка, съела бы его с горкой.
  6. Тучи цепляются за горы, река переливается, домики пестрят. Полное ощущение сказки и детства. Особенно в момент, когда залипаешь у воды.
  7. Запах. Я думаю, на Балканах явно духарят воздух: кофе, восточные благовония, свежесть, мокрый камень, пудра. Какая-то атака на рецепторы.
  8. Остановиться можно в самом Андричграде, рядом с ним (он как бы ограждён крепостью), но мой совет — жильё на холмах, потому что оттуда открываются завораживающие виды.
  9. Кустурица несколько раз говорил в интервью, что будет снимать здесь свой новый фильм. Без Моники Беллуччи, но и слава богу. Или не будет. Он вообще не очень предсказуемый.
  10. Непредсказуемы и автобусы, которые могут домчать сюда и отсюда (автовокзала нет, нужно махать руками, когда видишь транспортное средство). Самое надежное — попросить хозяина апартаментов проводить до точки посадки, но не ждать пунктуальности.

Требинье

Милый провинциальный город, в который или влюбляешься с первого взгляда, или считаешь одним из самых скучных в стране. Скучных, но приятных и тёплых. До хорватского Дубровника — 24км, от Сараево — 200. Если едете из Черногории на машине, то по дороге можно зарулить в Клобук — местечко, где Кустурица снимал «По млечному пути». После выпуска фильма он оставил здесь все постройки, созданные специально для работы над картиной. В самом Требинье умиление вызывает Старый город, охраняемый старинными стенами, кафе «Под платанами», рынок, который отбрасывает в русские 90-е. Вкусно, душевно, недорого. А ещё продают вяленый инжир.

Читайте также:
Въезд на Украину для граждан России по внутренним паспортам будет запрещён с 1 марта 2021 года

Сложным автостопом через боснийские города — отзыв путешественника.

Есть две фразы, которые мне очень нравятся: “Все, что ни делается – к лучшему” и “Все будет так, как должно быть, даже если будет наоборот”. В нашем случае они дополняют друг друга, потому что за время путешествия я понял, что если что-то происходит (плохо или хорошо), значит так должно быть. И если мы не видим всей цепочки событий, почему так происходит, значит надо подождать немного и все прояснится.

Я выбрал именно такое введение сегодня, потому что хочу рассказать о сложном боснийском автостопе и о том, как мы провели самое большое время на дороге, думая что это вселенский заговор против нас. Признаться после этих нескольких дней мы просто мечтали выбраться из Боснии и Герцеговины (если бы это было так просто).

Автостоп в Боснии и Герцеговине вне туристических троп.

От Требинье до Високо я бы назвал дорогу “туристической тропой”, потому что там еще не так сложно поймать машину, простояв на шоссе около часа. Да и туристы там не в новинку, но вот за пределами этой “тропы” начинается полная “глушь”. Не знаю, возможно это мы были такими “счастливчиками”, но факт на лицо. За этой чертой минимальное время, которое можно провести на дороге – от 2 и до бесконечности часов, это еще будет за счастье. А если еще учитывать не слишком гостеприимных местных жителей и местами плохую погоду, то путешествовать становится не комфортно совершенно.

Поэтому хочу дать пару советов тем, кто соберется ехать автостопом по Боснии и Герцеговине:

  • выбирайте максимально удобное место остановки для водителя (!), чтобы снизить шанс “пролета”. Я уже говорил, что Босния – это горная страна, поэтому с обочинами и парковками там туго. Не стоит так же стоять на зигзагообразных поворотах, хоть их там и куча. Да, придется побегать в поисках удобного места, но поверьте, сэкономите уйму времени.
  • активность на дороге. Чем активнее вы будете голосовать, тем лучше, только прошу, соблюдайте меры безопасности на дороге. Лично мы с Милой активно размахивали руками, чтобы привлечь к себе внимание.
  • общий вид. Не советую мужчинам быть при бороде, а девушкам выглядеть слишком вызывающе и открыто, в первом случае вы отпугнете сербов и хорватов, а во втором – мусульман :).
  • если вы таки поймали машину, договаривайтесь “на берегу”, то есть сразу скажите, что хотите ехать без денег, чтобы не было лишних проблем.
  • если вы очень долго простояли на дорогое, пробуйте договариваться с теми, кто стоит рядом. Начать можно с вопроса типа: “а в какую сторону дорога туда-то?”, а дальше уже смотрите на реакцию водителя. Кто не расположен отвечать на “дурацкие” вопросы, и уж тем более везти куда-либо попутчиков, будет видно сразу.
  • если в остановившейся машине пьяный водитель, то не стоит отказываться сразу, потому что других вариантов у вас может и не быть :).

Ладно, теория – это хорошо, но я лучше перейду к практике, точнее к повествованию о дальнейшем нашем путешествии.

В центр Боснии – в Травник!

Мы с Милой перелезли через дыру в заборе, чтобы выйти на автостраду из Високо, следующий пункт назначения, как я упоминал ранее – городок Травник. Говорят, там тоже есть что посмотреть туристам, да сам городок живописен, хоть и мал.

Здесь машину поймать было еще не сложно, буквально через полчаса остановилась красная легковушка с двумя рабочими, которые не сильно тратя на нас свое внимание подкинули до первой развилки.

Еще через значительный промежуток времени нас подобрал грузовик до городка Витяз. И, наконец, оставшийся промежуток мы проехали с местным дальнобойщиком, совершенно не ожидая, что тот остановится. Парень был молодой, активный, и почему-то думал, что мы хорошо его понимаем по-сербски. В общем рот у него не закрывался, а гудок фуры то и дело раздавался вслед местным лавочникам и “ночным бабочкам”.

От Сараево до Травника всего 90 км, по русским меркам это не много, но вот по Боснийским, видимо, иначе, потому что потратили полдня на дорогу.

Что тут можно посмотреть? Конечно же, крепость, которые есть практически в любом городе бывшей Югославии, и от которых начинало подташнивать. Но, раз мы здесь, долг туриста зовет!

Мила правда оказалась другого мнения, и осталась в туристической части города.

Городок, действительно, очень красив и располагается в большой Лашвинской долине, где с запада на восток протекает одноименная река Лашва.

Центр города с уютными домиками, ресторанчиками, кафе и мостиками через реку. Вот здесь я Милу и оставил, чтобы подняться до крепости.

Кроме этого в городе есть Дом Турецкого Паши, из которого на данный момент сделали административное здание, поэтому любоваться будем только фасадом.

Мини-экскурсия закончилась благополучно, и я вернулся к Миле, чтобы идти дальше через город, по пути подумывая о ночлеге.

Частные дома куда-то попрятались, выставив на показ только высотки со все теми же замазанными дырами от пуль и взрывов. Мы все шли и шли, а места подходящего не находилось. Уже конец города был близок, тогда Мила заметила маленькую узкую лестницу, ведущую на стену-насыпь. Я решил забраться по ней, разведать обстановку.

Наверху были частные огороды, где в одном из них копалась местная женщина. Не размышляя долго, чуть повыше я приметил неплохое место для палатки, и попросил хозяйку там остановиться на ночлег. Женщина была не против, предложив даже питьевой воды на случай, если нам понадобиться.

В одной из предыдущих статей я упоминал это место. Это как раз там, где полночи грузили кирпичи через дорогу, отчего мы долго не могли уснуть :).

Тише едешь. будешь в Яйце.

Следующий день выдался совсем неудачный и в плане погоды, и в плане транспорта. По 20-40 км перемещались из Травника, устроив небольшой пикничок на заправке. И то только потому, что замерзли, как цуцики.

Читайте также:
Пересечение границы Азербайджана

Выпросили у хозяйки две кружки горячей воды, а бесплатный интернет образовался сам :). А потом долгий, нудный автостоп и игра в прятки с дождем.

Доехали до Турбе, идем пешком на выход из города. Доехали до Вакуф, снова идем пешком на выход из города. Хорошо, хоть населенные пункты маленькие. И так до тех пор, пока не застряли на выезде из городка под названием Яйце. Неплохое название для сложившейся ситуации :).

Просидев на дороге несколько часов, пока уже солнце не грозилось зайти за горизонт, мы таки решили поставить палатку на местном холме за колючим забором, где по всем параметрам никого не должно было быть.

Местные жители были совсем какие-то не приветливые, стараясь скорее смыться с глаз, чем проявить любопытство к редкому туристу, не говоря уж про помощь. Плюс погода стояла совершенно не жаркая, поэтому холодные горные водоемы, коих здесь и было немеряно, нам приходилось проезжать мимо на очень редко попадающемся транспорте. Так что мы уже просто мечтали выбраться из Боснии и Герцеговины в радушную теплую Сербию, чтобы помыться и постираться.

Но вечер застал нас в Яйце, поэтому идем смотреть очередную крепость в городе, которую заприметили по ходу дела.

До города пришлось идти около 4 км, так как высадили нас почти на выезде. По узким улочкам с как-будто игрушечными домиками мы оказываемся на холме в центре городка Яйце, где стоит она – очередная крепость!

Кстати, она нам понравилась, очень симпатичное местоположение.

Вход туда оказался не бесплатный – 2 марки, но я сказал охраннику, что денег у меня нет, и он пропустил меня бесплатно. Вот так, иногда даже дыру в заборе искать не нужно, а охраннику огромное спасибо.

Так крепость выглядит изнутри, строго и без излишеств :).

Особенно запомнился водопад прямо под ней.

Несколько фотографий, в магазин за провиантом и бегом обратно к месту ночевки.

Баня Лука и пьяный водитель.

Вообще до городка Баня Лука мы хотели доехать еще вчера, но застряли в Яйце, поэтому решено было сегодня во что бы то ни стало достичь назначенной точки.

Автостоп в этот день был еще хуже, чем вчера, хоть погода радовала. С самого утра как нас высадили на площадке перед дорожным старым отелем с полем малины рядом, так мы там и просидели несколько часов.

Представляете целая малиновая плантация рядом, а поесть нельзя, ибо охраняется. Мужики прямо здесь ее собирают и продают.

Газель, которая все же отреагировала на наши активные призывы “остановись!” провезла нас совсем недалеко до какой-то полу вымершей деревни, где мы так же проторчали очень долго. Я уж думал, ночевать там придется, ан нет, остановился мужчина из Словении, и подвез прямо до Баня Лука.

Признаться, мы уже так намучались за эти два дня, что уже и город смотреть не хотелось, хотя там есть что поглядеть. Просто прошли по объездной, чтобы выбраться быстрее на дорогу из Боснии. А по пути в одной из мини пекарен съели огромную пиццу, половину которой взяли с собой, и зарядили всю технику.

Через пару часов, когда солнце уже почти клонилось к закату, а мы потеряли надежду поймать хотя бы еще одну машину, перед нами очень резко затормозила белая потрепанная легковушка. Обрадованные, мы оба подлетели просто к машине.

Внутри сидел совсем не трезвый, но очень добродушный водитель. Я думал, Мила откажется лезть внутрь, ведь до следующего населенного пункта – Добой было около 60 км, а дорога сами понимаете – серпантин. Но Мила была не против, а я постоянно следил за рулем водителя, которого, кстати, зовут Горан.

Не смотря на то, что он был не трезв, ехал он медленно и довольно ровно. Зато благодаря его “состоянию” мы смогли “напроситься” поставить палатку к нему на участок в Тесличе, что в 25 км от Добоя.

Точнее участок был не его, а деда, который умер 10 дней назад. Сейчас в доме никто не жил, но туда нас не пустила жена Горана, которую он привез чуть позже, чтобы познакомить с “гостями”, а на участке разрешили остаться. Правда было очень сыро после дождя, но ровный газон лучше, чем лесные буреломы.

Нас угостили шоколадкой и соком, оставив потом наедине с собакой, которая по привычке сторожила пустой (теперь уже) дом,

и котом, которого выгнали на улицу и судя по всему не кормили, потому что мы ему с легкостью скормили четверть нашего хлеба. Не помню котов, которые едят хлеб без всего :). За нашу доброту кот всю ночь терся у палатки и пел “песни”.

После уезда хозяев, пришлось еще разбираться с соседями, которые завидев чужаков, приехали на машине для осуществления допроса. Названное имя Горана и предъявление его номера телефона их немного успокоило, и мы наконец смогли поспать.

Весь следующий день мы снова провели в дороге, послав к черту достопримечательности Боснии, капризную горную погоду и “гостеприимность” боснийцев. Мила уже просто мечтала о теплом солнышке, горячем душе и родных сербах, впрочем, как и я. И только к вечеру снова чудом мы оказались на границе между Боснией и Герцеговиной с Сербией.

Мультипоисковики Aviasales и Skyscanner ищут билеты по всем авиакомпаниям. Оптимально искать на одно и то же направление у обоих, а покупать там, где дешевле. Узнайте также о секретах поиска дешевых авиабилетов.

Это возможно! С поисковиком турпутевок level.travel. Горячие предложения по всем туроператорам, легкий поиск и покупка.

Roomguru — поиск лучших цен на отели во всех главных системах бронирования. Максимальная экономия на жилье. Смотрите также советы — как найти недорогое жилье.

Cherehapa — сравнение и выбор лучших условий страхования своего путешествия. Полисы по действующим тарифам крупнейших страховых компаний и даже дешевле!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: