Где находится Церковь Федора Стратилата на Ручью. Местоположение Церкви Федора Стратилата на Ручью на карте Великого Новгорода и описание

Церковь Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде

Содержание:

Церковь Феодора Стратилата на Ручью в Великом Новгороде была построена в 1360— 1361 годы. Почему «на Ручью»? Сегодня поблизости от храма никаких ручьев не наблюдается, рядом шумит улица «Федоровский Ручей». Все правильно — до 1950-х годов и никакой улицы не существовало, а на протяжении столетий протекал здесь достаточно полноводный Федоровский ручей, разбивавший надвое Торговую сторону. Вот на его берегу, со стороны Плотницкого конца, в 1360 году и начали строить каменную церковь Феодора Стратилата.

Освящение его во имя великомученика Феодора Стратилата объясняется просто — в 1115 году в Новгороде еще княжил знаменитый Мстислав Владимирович Великий, получивший в крещении имя Феодор в честь этого святого.

Оставаясь на протяжении веков приходским храмом Федоровой улицы Плотницкого конца, церковь Феодора Стратилата на Ручью постепенно приходила в упадок. Особенно печальным выдалось для нее XIX столетие. Но в начале XX века храм словно очнулся от мертвенного сна и неожиданно прославился — сначала на всю Россию, а потом и на весь мир. Это произошло благодаря открытию его древних фресок.

Древняя живопись церкви Феодора Стратилата на Ручью очень похожа с росписью храма Спаса Преображения на Ильине улице, выполненной Феофаном Греком, переклички очевидны: как в почти буквальном повторении некоторых сюжетов, так и в совпадении ряда деталей.

Документальных свидетельств о жизни Феодоровского храма в первые века его существования сохранилось очень мало.

В начале XIX века приход уменьшился и обеднел, здание ветшало; фрески портились, частью они оказались забелены; богослужения совершались лишь на престольные праздники (дни памяти великомученика Феодора Стратилата и святителя Николая Чудотворца). Потом нашелся жертвователь — точнее, жертвовательница: купеческая вдова Е. А. Васильева. На ее деньги храм отремонтировали и в 1880 году заново освятили. Увы, почти вся древняя живопись после этого оказалась скрыта под побелкой и масляной записью.

Новая эпоха в истории церкви Феодора Стратилата на Ручью началась в 1910 году, когда в храм пришли реставраторы. К концу 1912 года реставрационные работы завершились — миру был явлен фресковый ансамбль XIV столетия; кроме того, реставраторы открыли несколько композиций на фасадах и заново пробили заложенные кирпичом «аутентичные» окна — в целях улучшения освещения внутреннего храмового пространства.

Война нанесла церкви Феодора Стратилата на Ручью тяжелые раны, но, по сравнению с послевоенным состоянием других новгородских храмов (из тех, что вообще уцелели), храм пережил эти страшные годы еще сравнительно благополучно. Больше всего пострадали от снарядов западная трапезная пристройка и колокольня, лишившаяся шатра. Послевоенная реставрация затянулась до 1961 года, после чего древнюю церковь превратили в общедоступный музей. Православные храмы Великого Новгорода.

Архитектура церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде

Архитектурно церковь Феодора Стратилата на Ручью представляет собой квадратный в плане четырехстолпный одно-апсидный храм с одной главой и трехлопастным завершением фасадов (оно было восстановлено в ходе послевоенной реставрации), которые делятся лопатками на три части, повторяя внутреннюю структуру здания. Фасады церкви и ее апсиду отличает обилие узких окон-амбразур со стрельчатыми завершениями готического типа. Отзвук северной готики несут на себе и перспективные порталы входных дверей.

Храм богато декорирован, причем «плотность» декора возрастает по вертикали, достигая своеобразного насыщения на барабане купола. Декоративные формы тут — самые разнообразные: это и фризы, и полуциркульные арки, и разнообразные ниши, и валики. К украшению фасадов следует отнести также кресты двух типов: так называемые «голгофские» — выполненные рельефным образом и снабженные «постаментом»; и закладные, как бы «утопленные» в кладку в нижних частях стен. И те, и другие являются традиционным элементом новгородской храмовой архитектуры. Уже архимандрит Макарий (Миролюбов) отмечал крест второго типа в апсиде — «против горнего места»; этот крест можно увидеть и сегодня.

Тот же автор, первым опубликовавший «почти научное» описание церкви Феодора Стратилата, рассказал о фресковой живописи на фасадах, цитируем:

«На стенах с восточной же стороны по углам два выступа, а между каждым выступом и полукружием два изображения, по правую сторону Знамения Божией Матери, а по левую Тихвинской Божией Матери, в настоящее время почти забеленные».

Кроме того, отец Макарий фиксирует потемневшее изображение «Не рыдай мене Мати» на южной стене и следы трех фресок на западном фасаде.

Строитель Феодоровской церкви, в сущности, не придумал ничего нового: он использовал приемы, известные в ранней новгородской архитектуре и во многом воспринятые от смоленской школы храмового зодчества, а также уловил некоторые готические веяния, пришедшие из Прибалтики и северной Германии, с которой Новгород имел тесные связи, — но подошел к задаче творчески. Новаторство его заключалось в новом расположении всех этих элементов, в неизвестном ранее синтезе. В результате он создал классический образец новгородского храма, надолго — примерно на столетие — определивший облик местных церквей. И это столетие стало настоящим «золотым веком» новгородского зодчества. Век этот кончился с подпадением Новгорода под власть Москвы и общей унификацией русской жизни, после чего оригинальная новгородская культура ушла в прошлое.

Читайте также:
Онлайн табло аэропорт Брянск Как С Добром Добраться!

Интерьер церкви Феодора Стратилата на Ручью

Интерьер церкви Феодора Стратилата на Ручью в деталях устроен довольно необычно, что сообщает храму своеобразную уникальность.

Строитель церкви максимально придвинул «несущие» столпы к стенам, стараясь высвободить как можно больше площади для молящихся. При этом ориентация наоса оказалась как бы «поперечной», он вытянулся по оси «север — юг», что в крестово-купольном храме выглядит странно, тем более что в нашем случае квадрат храма на самом деле слегка вытянут как раз в продольном направлении, с запада на восток. Ранее, когда церковь была действующей, этот эффект проявлялся еще ярче, так как восточный рукав креста был скрыт высоким иконостасом, а с запада тоже имелась визуальная преграда, суживающая подкупольное пространство, — в качестве таковой выступала алтарная стена расположенного на хорах Покровского придела, которая вместе с участками западной стены поперечного нефа образовывала единую плоскость.

Автор Феодоровского храма как будто сознательно «разбивал» пространство нижнего яруса на отдельные помещения, связанные друг с другом лишь проходами, — это больше касается, разумеется, пространства под хорами, сформированного по «зальному» принципу. При таком построении освещения, даваемого узкими окнами-бойницами, не хватало; известно, что в XVII столетии освещать помещение скудному солнечному свету помогали девять светильников; столь разветвленной «световой схемы» в других новгородских храмах не имелось.

Слева от собственно алтаря находится жертвенник, справа — диаконник. Оба они соединены с наосом арочными проходами, но если жертвенник не имеет отдельного перекрытия, то диаконник представляет собой довольно низкое помещение с коробовым сводом. Уменьшение диаконника по высоте позволило устроить над ним, в юго-восточном углу храма, небольшой придел на хорах, который был освящен во имя небесного патрона заказчика церкви — святого Симеона Столпника Дивногорца.

На хоры ведет лестница, расположенная в северо-западном углу. Обширные хоры церкви Феодора Стратилата на Ручью покоятся — в отличие от большинства новгородских храмов, где в качестве пола полатей использовался деревянный настил, — на каменных сводах нижнего яруса.

В Симеонов придел над диаконником из центральной части хор можно было попасть по деревянному переходу, вытянувшемуся вдоль южной стены храма.

Гораздо необычнее был устроен Покровский придел в центре хор — такое его расположение можно считать уникальным, от подкупольного пространства его отделяла довольно высокая, почти в три метра, каменная преграда.

Если попытаться мысленно реконструировать весь интерьер Феодоровского храма таким, каким он был в первые столетия его существования, — со всеми этими перегородками, прекрасными иконостасами, переходами, малыми изолированными помещениями, то поневоле признаешь— выглядела тогда церковь внушительно. Да еще со стенами, сплошь расписанными замечательными фресками!

Над фресками церкви Феодора Стратилата на Ручью явно работали несколько изографов. Один из них расписывал купол храма и совершенно очевидным образом копировал манеру Феофана Грека.

Рука второго мастера опознается во фресках верхнего регистра декорации наоса; стилистика этих изображений наиболее близка стилистике волотовской росписи — настолько, что можно предположить участие волотовского мастера в украшении Феодоровского храма и составление именно им иконографической программы росписи. Оставаясь в рамках концепции исихазма, художник уходит от повышенной экспрессии и «сиюминутности» духовного озарения — в сторону большей камерности, интимности и, если можно так выразиться, ранимости.

Наконец, третий мастер наверняка вышел из волотовской школы, но он пишет несколько суше, графичнее, живопись в его фресках как бы отступает на второй план — при том, что «идеологически» его творения звучат вполне в унисон с художественным ощущением его учителя. И это есть воспринятое Русью духовное завещание Византии, которой вскоре было суждено исчезнуть с карты мира. Все это очень близко кругу преподобного Сергия Радонежского, сложившемуся около этого времени. И из этого же корня выросло великое искусство преподобного Андрея Рублева.

Храм Феодора Стратилата на Ручье в Новгороде

Х рам возведен в 1360–1361 гг. В XVII в. были пристроены трапезная и колокольня. В 1910 г. от побелки была очищена роспись храма, выполненная под сильным влиянием Феофана Грека. В 1959 г. проводились реставрационные работы. Является музейным объектом.

Информация из Единого государственного реестра объектов культурного наследия:

Регистрационный номер: 531510339320006

Смотрите также

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Читайте также:
Жилье в Испании: как снять квартиру и апартаменты? Отели в Барселоне

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

«53 новгородских храма»: церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице (Великий Новгород)

Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице — единственный древний храм, сохранившийся до наших дней в Неревском конце Новгорода в пределах вала Окольного города.

Храм расположен на Софийской стороне у перекрестка улиц Стратилатовской и Новолучанской. В древности мимо церкви проходили улицы Щиркова и Розважа, которые шли параллельно от Волхова в сторону вала Окольного города.

История церкви восходит к далекому домонгольскому времени. В основе ее лежит один из наиболее древних храмов Новгорода, четвертый по времени заложения после Софийского собора (1045 г.), церкви Благовещения на Городище (1103 г.), Никольского собора на Ярославовом Дворище (1113 г.).

Однако этот памятник, не имеющий древней живописи и к тому же значительно перестроенный в более позднее время, до последних десятилетий не привлекал особого внимания исследователей. Его история, особенно начального периода, до сих пор изобилует белыми пятнами.

О времени основания церкви и ее заказчике кратко сообщает Новгородская первая летопись под 6623 (1115) годом. В этой самой ранней летописной записи не названо место, где был возведен храм, и не говорится, был ли он каменным или деревянным. В более поздних летописях под тем же 1115 годом Федоровская церковь указана каменной и обозначено ее месторасположение.

Кем был основатель храма, Воигость, неизвестно. Имя «Воигость» состоит из двух слов – «вой» и «гость», которые в древнерусском языке обозначали «воин» и «гость», «чужеземец», «купец». Можно предположить, что заказчик, носивший такое имя, был выходцем из рода, который имел отношение к ратному делу. Неслучайно церковь была посвящена мученику Федору Тирону.

Древнейший храм Федора Тирона не простоял и двух столетий — в конце XIII века он был построен заново. Летописец не сообщает, какому великомученику Федору — воину-новобранцу Тирону или военачальнику Стратилату — был посвящен новый храм, но, вероятнее всего, с этого времени он стал носить имя Федора Стратилата. Церковь Федора Стратилата конца XIII века вновь перестраивается в середине XVI столетия.

Именно с тех времен церковь приобрела архитектурные формы, в основном дошедшие до нашего времени.

Церковь Федора Стратилата, как и большинство новгородских храмов, очень сильно пострадала в годы шведской оккупации Новгорода 1611-1617 годов. После шведов Федоровская церковь долгое время стояла в запустении. Только во второй половине XVII века Софийская сторона стала постепенно возрождаться. В Неревском конце на многих улицах поселились стрельцы. Тогда на этой обживаемой территории возникла необходимость в приходском храме.

В 1804 году с запада к храму была пристроена четырехъярусная каменная колокольня. До этого времени возле храма стояла простая деревянная звонница, устроенная на двух столбах. В XVIII-XIX веках церковь Федора Стратилата пополняется реликвиями и различными предметами церковного убранства.

В годы советской власти церковь Федора Стратилата разделила судьбу большинства храмов. Точный год ее закрытия пока не выяснен. Известно, что в 1924 году церковь была еще действующей. Скорее всего, закрытие произошло в 1933 году. Имеются архивные сведения, что в 1934 году были переданы акционерному обществу «Интурист» для продажи за валюту целые комплексы вещей, происходивших из многих новгородских церквей и монастырей, в том числе и из ликвидированной к этому времени церкви Федора Стратилата. В трагическом 1937 году в числе приговоренных к расстрелу священнослужителей был и священник церкви Федора Стратилата Дмитрий Георгиевич Семенов.

Читайте также:
Погода во Вьетнаме в декабре — отзывы туристов - 2021

Во время Великой Отечественной Войны церковь Федора Стратилата, в отличие от большинства новгородских памятников архитектуры, пострадала незначительно. В послевоенные годы она использовалась как складское помещение.

В 1955 году 26 православных новгородцев сделала попытку убедить власти в необходимости открытия для богослужений церкви Федора Стратилата на Софийской стороне. Через митрополита Ленинградского и Новгородского Григория верующие обратились к патриарху Алексию и гражданским властям с просьбой о передаче в их пользование храма Федора Стратилата. Однако решением Новгородского облисполкома в просьбе было отказано.

Только в 1991-2002 году были проведены реставрационные работы, которые по разным причинам затянулись более чем на 10 лет, причем храм претерпел за это время два пожара, перебои с финансированием, смену заказчиков и научных руководителей. С 1992 года после ухода из жизни исследователя и научного руководителя реставрации храма Г.М. Штендера работы велись под руководством В.А. Дружинина. После 70-летнего забвения церковь Федора Стратилата на Софийской стороне, отреставрированная на средства государства, вновь возвращена верующим. 19 декабря 2002 года архиепископ Новгородский и Старорусский Лев освятил храм.

При церкви действует воскресная школа и театральная студия «Стратилат». По воскресным дням совершается Литургия с сурдопереводом для глухих и слабослышащих прихожан.

Настоятель храма — протоиерей Сергий Золотарев.

Клирик — священник Роман Пушкарев.

Отец Сергий, в Великом Новгороде есть два храма Федора Стратилата. Чем объясняется популярность этого святого в нашем городе?

— Скорее, можно говорить не о популярности в Новгороде, а о популярности на Руси, как, впрочем, и в Греции. Дело в том, что оба святых Федора, Федор Стратилат и Федор Тирон, были покровителями воинов, поскольку для князя воинская доблесть была почитаема в первую очередь. В Византии Федор Стратилат был покровителем высшего сословия. Он, в первую очередь, не просто воин, а воин-мученик. Таким образом на Руси была преемственность с Византией, почитание воина-мученика, воина Христова. Что касается того, почему именно Федор, а не Георгий Победоносец, тоже покровитель воинов, то это связано с родом Мономаховичей. По одной из их линий в крещальных именах был популярен Федор. Кстати, в те времена были, условно говоря, языческие, родные имена, и вторые — христианские. Так, у крестившего Русь святого равноапостольного князя Владимира крещальное имя было Василий. А у Ярослава Мудрого – Георгий.

В новгородском Кремле есть церковь святого Андрея Стратилата. Этот святой тоже покровитель воинов?

— Да, «стратилат» означает главнокомандующий, полководец. Вместе с тем же Андреем Стратилатом или Саввой Стратилатом пострадало за Христа много мучеников солдат, уверовавших в истинного Бога взирая на подвиг своего командира.

Я думаю, наш храм не был изначально освящен в память Федора Стратилата. По всей видимости, храм был посвящен или обоим Федорам сразу или, возможно, Федору Тирону. Древняя летопись не указывает посвящения, а просто говорит «храм святому Федору». Возможно, это был Федор Тирон, потому что в правом приделе у нас сохранились остатки престола, который был вторым престолом Федора Тирона. А в Новгородском государственном музее-заповеднике хранится парная икона из храма Федора Стратилата на Ручью, где изображены Федор Стратилат и Федор Тирон. В Византии можно было встретить просто храмы святых Федоров.

Какие святые особенно почитаются в нашей стране?

— Думаю, самый почитаемый во всем христианском мире святой — это святитель Николай Чудотворец. Причем почитается он не только среди православных и католиков, но даже среди консервативных протестантов.

Многие русские святые обрели всероссийское почитание после возвышения Москвы и объединения вокруг нее других русских разрозненных земель. Например, Сергий Радонежский, 700-летие со дня рождения которого мы празднуем в этом году.

По всей России почитаются святая блаженная Ксения Петербургская, Иоанн Кронштадтский, Оптинские старцы, Серафим Саровский, Пантелеимон Целитель. А дальше все зависит от местности. Недаром нижние ряды иконостаса отличаются друг от друга иконами местных святых.

Но в молитвах мы в первую очередь должны обращаться к Богу?

— Да, мы должны понимать, что любая наша молитва должна быть всегда обращена к Богу. Например, когда совершается вход с Евангелием во время Литургии, поется так называемый входной стих. Так вот это молитвословие обращено к Богу, но прославляется тот или иной аспект, связанный с празднуемым событием – Христос Воскресший, Христос Преобразившийся или Прославляемый в Своих святых.

Читайте также:
Испанский визовый центр, Новосибирск, сроки и стоимость оформления документов

Можно сказать, что в порядке молитв существует определенная иерархия. Молимся сначала Богу, затем Божьей Матери, а потом святым. Святые своим личным подвигом достигли уподобления Богу настолько, насколько это возможно для сотворенного создания, осуществили замысел Божий о себе. Мы прославляем их как наших помощников, друзей, но не как каких-то особых небожителей, героев или богов. Это нужно понимать. Даже в молебне какому-либо святому мы сначала поем песнопения Христу, затем Богородице и чествуемому святому. Такой же порядок мы видим и в чине наших вечерних и утренних домашних молитв.

Как мы можем понять, что наша молитва услышана? Стоит ли верить в знаки, сны?

— Бог всегда слышит наши молитвы, но искать каких-то особых знаков не надо. Мы обращаемся к Богу как нашему Отцу. Давайте проведем аналогию. Все мы чьи-то дети, а многие из нас уже сами являются родителями. Все мы любим своих детей и желаем им блага. Когда наш ребенок что-то просит, мы даем ему просимое, но, может быть, не сразу или не в той мере, не в той форме, в какой он хочет. Например, если ребенок голоден и просит сладкое, но не полезное, то мы отвечаем на его просьбу, но даем ему более полезную пищу. Потребность в голоде мы насыщаем, но не тем способом, как просит ребенок. Ребенок может быть недоволен, но ведь мы ведь понимаем, что действуем ради его же блага. Так же и Бог слышит наши молитвы, но либо не отвечает на них, либо отвечает позже. Рано или поздно обстоятельства жизни выстроятся так, что ответ придет. А искать какие-то знаки в случайных встречах, или, там, сочетаниях цифр в номерах автомобилей – бессмысленное занятие. Бессмысленное и опасное: обязательно обманемся.

Святые наставники говорили, что сны могут быть от Бога, но бывает это очень редко. Не у каждого из нас в жизни случаются такие экстраординарные обстоятельства, чтобы Богу необходимо было воздействовать на нас через сон. Бог может воздействовать на нас по-разному. Вспомним историю про пророка, у которого ослица заговорила, когда он не хотел слушать волю Божию. Через сон и слова людей тоже можно узнать волю Божию, но бывает это редко.

Сны могут быть и от темных сил, когда мы предаемся страстям и отходим от Бога. Это нередко касается людей, которые вели духовную жизнь, а потом порыв ослабел, и они отошли от Бога.

Наконец, сны могут быть просто отражением наших мыслей, повседневных событий. Психология может лучше объяснить это. Это очень зыбкая почва и не нужно на эти вещи обращать внимание.

Если это сон от Бога, и мы решимся не принять его, в любом случае Бог найдет множество способов донести до человека Свою волю, не только через сон.

Как человеку стать более терпеливым и смиренным в своих просьбах?

— Если мы просим терпения, то мы сами в этой просьбе должны высказывать терпеливость в ожидании ответа. Если человек просит смирения, то Господь создаст такие обстоятельства в его жизни, где он может проявить свое смирение. Так, у одного из Оптинских старцев есть рассказ из жизни его духовного чада – один человек просил благословения взять себе слугу, а через какое-то время просил благословения прогнать его. Тот оказался дерзким и непослушным. Старец сказал ему – терпи. Ты думал, ты такой смиренный, тихий, а Господь послал человека, который раскрыл твою внутреннюю суть. Ведь из сосуда выплеснется только то, что в нем есть. Толкнешь человека на улице, и сразу увидишь, что у него внутри и что он тебе скажет.

У Бога о каждом из нас есть замысел. Святые отцы называли этот замысел «логосом» в значении смысла, смысла нашей жизни. Мы все отличаемся друг от друга, и не только внешностью, не только характерами — у каждого есть свои таланты, дарования. Мы можем отчасти понять, в чем замысел Божий о нас, раскрывая в себе эти дары. Ведь, если у кого-то нет музыкального слуха, то вряд ли он станет великим композитором. И, наоборот, если кто-то музыкально одарен, может не стоит прогуливать занятия в музыкальной школе? Не обязательно талант ограничивается только художественными дарованиями. Талант – это вообще некий дар, вспомните притчу о талантах. С каждого из нас спросится, как мы реализовали то, что нам даровано. Замысел Божий о нас – это то, какими Господь нас предвидит, хочет нас видеть, а значит, реализация того, что в нас заложено. Цель – достичь Царства Божия – у нас одна, но путь туда у каждого свой. И сравнивать, кто лучше, кто хуже, нельзя. Когда мы говорим о нашем пути в вечность, лучшее для нас – это то, что Бог замыслил о нас.

Читайте также:
Посольство Исландии в Москве - официальный сайт, адрес и телефон

В молитве мы просим «Отче наш, … да будет воля Твоя». В жизни мы часто стоим на развилке дорог, как Иван Царевич в сказке, и просим Господа помочь выбрать именно наш путь и поставить «духовные шлагбаумы» на ненужных нам путях, чтобы нам не плутать и развить дар Божий в нас. Повторюсь, Воля Божия о нас – это лучшее для нас, лучшее из того, что могло бы быть выбрано, прожито нами. И именно этот путь Господь избирает для нашего спасения.

Люди сотворены свободными, но злоупотребление свободой приводит ко злу. Это видно на примере первых людей Адама и Евы, которые реализовали свой дар свободы, принеся в мир зло и страдание. Присутствие зла в мире обусловлено наличием свободной воли разумных существ.

Такие понятия как судьба, предопределение не существуют?

— Христианство отрицает такие понятия. Да, мы не являемся полностью свободными, ведь абсолютная свобода предполагает полную независимость от всего, но мы не выбирали, когда, где и кем родиться. По самому началу своего бытия мы уже несвободны.

Часто под понятием свободы у нас понимается свобода выбора. Но это свобода выбирать из предложенного нам. Например, можно подойти к киоску и выбрать один сорт алкогольного напитка или другой. Это вроде бы свобода выбора, но по сути, это только иллюзия свободы. Предполагается, что мы всё равно что-то выберем, и причем, из предложенного. А если любой выбор будет потаканием греху? Подлинной свободой окажется в данном случае – отказаться от выбора вообще, не выбирать никакой алкогольный напиток. Это совершенно другой уровень свободы.

Есть свобода действовать в соответствии со своей природой и свобода делать все, что угодно. Многие атеисты пытались подловить верующих – раз ваш Бог всемогущ, то может ли Он сделать то-то и то-то, например, умереть? Вопрос глуп. Если вместо «Бог» поставить «Абсолютное Бытие», мы увидим внутреннее противоречие – как Бытие может перестать быть? Всемогущество ведь не означает осуществление любого бреда, который может прийти нам в голову, например, сделать круглый квадрат.

Мы можем выбрать путь осуществления замысла Божия о нас, но часто на этом пути промахиваемся мимо цели. Cлово «грех», по-гречески «амартия», и означает «промах». Слово «покаяние» — «метанойя» — которое многие из нас понимают просто как раскаяние, на самом деле это означает буквально «перемену ума», «возвращение» к цели, с которой мы сбились. И единственное предопределение, о котором можно говорить — это предопределение ко спасению. Апостол Павел говорит нам о том, что Бог хочет, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины. Когда мы осуществляем волю Божию о нас, мы реализуемся во всей полноте. Отказываясь от следования своему предназначению, мы получаем иллюзию свободы и идем по пути небытия.

Вспомним притчу о блудном сыне. Пока он был с отцом, он считал себя несвободным, взял свою часть наследства, всё прокутил, даже питался из свиного корыта, а затем «пришел в себя» и вернулся с покаянием. Это пример того, что подлинная жизнь, подлинная свобода – наша жизнь в Боге и с Богом.

На самой заре христианства было создано произведение «Учение двенадцати апостолов». Многие ученые датируют его первым веком нашей эры. Красной нитью сквозь этот трактат проходит учение о двух путях – жизни и добра, смерти и зла. Бог не предопределяет каждый шаг в жизни человека, а результат следования по какому-либо пути. Путь зла ведет к гибели, а путь добра — к полноте вечной Жизни в мире и любви.

При подготовке материала использован справочник-путеводитель 2013 года «Новгородская митрополия» и материалы с сайта http://wikimapia.org

Проект осуществляется в сотрудничестве с миссионерским отделом Новгородской епархии.

Церковь Федора Стратилата на Ручью

Адрес: г. Великий Новгород, ул. Федоровский ручей, д. 19А
Телефон: +7 (816) 263-4098

Как добраться:

Сайт:
Время работы:

В центре Новгорода, на Торговой стороне, располагается одна из самых впечатляющих построек периода расцвета Новгородской вечевой республики – церковь Фёдора Стратилата на Ручью. Согласно летописным данным, церковь сооружена в 1360-1361 гг. В этот период свободный город жил еще вполне самостоятельной жизнью, оберегая ее основы от любых посягательств извне. Материальное процветание и христианское благочестие шли рука об руку: «боголюбивые» бояре и именитые граждане все чаще становились ревностными покровителями храмового строительства; к ним присоединялось и менее состоятельная часть населения Новгорода – «уличане» (жители тех улиц, на которых сооружалась церковь). Возводимые храмы украшались с все возрастающим великолепием; для их росписей заказчики не скупились на средства, приглашая самых выдающихся живописцев своего времени, причем среди них были не только русские художники, но также греки и сербы.

Читайте также:
Фотографии парка Шкарет

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью принадлежит к типичным памятникам этого счастливого для Новгорода времени. Когда-то на ее месте стоял более древний храм, который, очевидно, и дал название Федоровой улице и протекавшему рядом ручью. Заказчиками этой церкви, согласно древним летописям, считаются люди, принадлежащие к верхушке новгородского боярства того времени. Вероятно, именно по воле состоятельных заказчиков у стен церкви Феодора была сооружена каменная фамильная усыпальница. На протяжении нескольких веков церковь была приходской для Федоровой улицы Плотницкого конца.

Церковь Федора Стратилата открывает новую, «классическую», эпоху новгородского зодчества. Ее архитектурный облик сложился в результате длительного поиска композиционных и декоративных форм, предопределив храмовое строительство в Новгороде почти на целое столетие. Церковь Фёдора Стратилата на Ручью выделяется гармоничной соразмерностью пропорций, плавными линиями силуэта и развитой фасадной декорацией. Так, например, в оформлении фасадов церкви очевидна определенная тенденция: их насыщенность декоративными элементами возрастает от нижних частей к верхним, и достигает кульминации в оформлении барабана. В соотношении глади стен и многочисленных узких окон так же, как и в строчном характере их расположения, угадываются отзвуки северной готики, влияние которой уже ощущалось в отдельных элементах новгородской архитектуры первой половины 14 столетия.

Готическое происхождение имеют и некоторые декоративные формы, в частности, заостренные щипцовые оформления оконных амбразур и стрельчатые завершения перспективных порталов. Вместе с тем в композиции фасадов отмечается влияние более ранней смоленской архитектуры. Эти разнородные элементы сочетаются поразительно непринужденно и естественно: заостренная динамика одних форм уравновешивается мягкими ниспадающими ритмами других, рождая пластически завершенный художественный образ, который на протяжении длительного времени будет вдохновлять новгородских зодчих.

Интерьер церкви Федора Стратилата отличает необычайный «вертикализм» и, вместе с тем, обширность подкупольного пространства, неожиданно распахивающегося по линии «север-юг». Хоры Федоровской церкви поражают своей величиной и фундаментальностью каменной конструкции, заставляющие вспомнить княжеские палати. Существование разного рода небольших изолированных помещений – одна из специфических черт интерьера церкви Фёдора Стратилата. Не исключено, что когда то, здесь же, на хорах, велось обучение грамоте будущих дьячков, чьими надписями-граффити буквально испещрены стены лестницы, ведущей на хоры. Среди этих попыток «набить руку» особенно часто встречаются упражнения в написании алфавита и буквиц, исполненных в стиле оформления новгородских рукописей 14-15 веков. Встречаются и различные шутливые средневековые граффити. Например, «Не шуметь, ходите тихо», «Пойду бобром возле реки», «А се поют на полатях у святого Покрова», «Савва со мной шел с торгу, бил мене, я написал».

О назначении некоторых помещений Федоровской церкви можно сейчас лишь догадываться. Так, высоко над лестницей, ведущей на хоры, под северо-западным угловым сводом находится необычное полуоткрытое помещение с возвышением и большой широкой нишей в восточной части. Попасть на этот широкий уступ можно было только по приставной лестнице. Возможно, он был устроен для уединенной молитвы, что согласуется с мистическими религиозными устремлениями своего времени, которые из монашеской среды проникали в слои образованных мирян. Обширное пространство Федоровской церкви отличает необычайная сумрачность: маленькие окна, несмотря на их изобилие, позволяют проникнуть внутрь лишь узким потокам дневного света. За счет этого контрастного противопоставления густого мрака храмового интерьера и ярких лучей солнечного света, белыми спицами пронзающих его, рождает столь впечатляющие эффекты, что невольно возникает мысль о преднамеренной «режиссуре» этой светотеневой мистерии древними зодчими.

Роспись

Особое внимание при посещении этого храма следует уделить его росписи, так как она представляет поистине прекрасное и уникальное проявление искусства. Стиль росписей церкви Федора Стратилата – это одно из поздних своеобразных проявлений образцов росписей, сформировавшегося в Византии в 14 веке под влиянием мистических настроений, распространенных в монашеской среде. Живописи этого направления были свойственны стремительные ритмы легкого, как бы эскизного рисунка, «аскетический» колорит с узким диапазоном цветов, переводящим акцент на сильные световые эффекты, усложненные ракурсы фигур, результатом чего явилась необычайная драматически напряженная интонация образа.

В основе этого искусства лежат представления о том, что на человека воздействует божественная энергия, требующая от него предельной концентрации всех душевных сил. Поэтому, прихожане церкви часто испытывают чувства, наполненные мистицизмом и лиризмом. Ведь в тающих силуэтах бесплотных фигур, изображенных на фресках, в тонкой мелодичности линий, в динамичной целенаправленности жестов, в пластической экспрессии пейзажей заключена проникновенная эмоциональность, обращенная к глубоко личному переживанию.

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью

Культурное наследие
Российской Федерации

объект № 5310044000

Ссылка: 604 рус. • англ.
Год внесения: 1992
Тип: Культурный объект
Критерии: ii, iv, vi

Читайте также:
Порядок въезда в Узбекистан для граждан РФ (бывших граждан Узбекистана)

Церковь Фёдора Стратила́та на Ручью́ — храм XIV века в Великом Новгороде. Расположен на перекрёстке улиц Андреевская и Фёдоровский ручей.

Содержание

История

Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича. Строительство закончено в течение года. На протяжении нескольких веков церковь была приходской для Федоровой улицы Плотницкого конца.

До недавнего времени она стояла на берегу Фёдоровского ручья. В 1954 году при прокладке дороги Москва—Ленинград ручей был засыпан.

Архитектура

Храм представляет из себя классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода.

Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. По замыслу Семёна Андреевича, постройка должна была служить ещё и как каменный сундук-сейф [1] . С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в XVII веке.

Церковь Феодора Стратилата на Ручью стала эталоном для новгородских зодчих последующих поколений.

Фресковая живопись

Фресковая роспись церкви датируется примено второй половиной XIV века. Она сохранилась, хоть и фрагментарно, но на всех стенах, сводах и арках храма. В 1910 году роспись была освобождена от побелки. Её художественное значение исключительно. От традиционного новгородского стиля она отличается тем, что выполнена в красно-коричневых тонах. Это роднит её с фресками известной церкви Спаса на Ильине улице, которая была расписана Феофаном Греком. Многие персонажи стратилатовских фресок имеют сходство с персонажами живописи церкви Спаса на Ильине. Некоторые второстепенные детали буквально повторяются в росписях этих церквей.

В композиции и отдельных фигурах росписи Федора Стратилата чувствуется значительное влияние византийского искусства XIII—XIV веков.

В настоящее время церковь является объектом Новгородского музея-заповедника и открыта для посещения.

Граффити

На стенах церкви учёные прочитали большое число средневековых граффити, многие из которых носят шутливый характер.Примеры:

  • «Не шуметь, ходите тихо»
  • «Пойду бобром возле реки» (пять раз)
  • «А се поют на полатях у святого Покрова»
  • «Сава со мной шел с торгу, бил мене, я написал»

См. также

Примечания

  1. Термин употребил М. Каргер

Библиография

  • М. К. Каргер «Новгород», издательство «Искусство», Ленинград 1970
  • Т. Ю. Царевская “Роспись церкви Феодора Стратилата на ручью”. М., “Северный паломник”, 2008.

Ссылки

Варлаамо-Хутынский монастырь • Десятинный монастырь • Деревяницкий монастырь • Свято-Духов монастырь • Монастырь Успенский Колмовский • Монастырь Михайлицкий Богородицкий • Руины Ильинского монастыря

Православные храмы и церкви: Церковь Спаса на Ковалёве • Церковь Александра Невского • Церковь Воскресения на Красном поле • Церковь Никиты Мученика • Часовня Печерской иконы Божьей Матери • Часовня Тихвинской иконы Божьей матери • Церковь Николы Кочанова

Новгородский историко-художественный музей • Новгородский музей иконописи • Музей изобразительных искусств • Детский музейный центр Новгородского Государственного музея-заповедника • Музей деревянного зодчества «Витославлицы»

Древнерусские циклы монументальной живописи
Древняя Русь
XI-XII вв.
Софийский и Михайловский соборы в КиевеСофийский, Никольский, Рождественский и Георгиевский соборы в Новгороде • Собор Мирожского монастыря в Пскове • Георгиевская церковь в Старой Ладоге • Церковь Спаса на Нередице
Псковская земля
XIV-XV вв.
Собор Снетогорского монастыря • Церковь Рождества Христова в Довмонтовом городе • Церковь Успения в Мелётове
Новгородская земля
XIV-XV вв.
Успенская церковь на Волотовом поле • Церковь Спаса Преображения на Ильине улице • Церковь Фёдора Стратилата на Ручье • Церковь Спаса на КовалёвеЦерковь Рождества Христова на Красном полеАрхангельская церковь Сковородского монастыря • Церковь Симеона Богоприимца
Московская Русь
XV века
Успенский собор на ГородкеУспенский собор во ВладимиреУспенский собор в Москве (приделы, жертвенник) • Собор Ферапонтова монастыря
Московское государство
XVI века
Трапезная Пафнутьева монастыряСобор Лужецкого монастыря • Успенский собор Свияжска • Собор Ярославского Спасского монастыря • Собор Новодевичьего монастыря • Благовещенский собор Сольвычегодска • Спасо-Преображенская церковь в Больших Вязёмах
Русское царство
XVII века
Церковь Николы Надеина (Ярославль) • Собор Княгинина монастыря (Владимир) • Церковь Троицы в Никитниках (Москва) • Собор Данилова монастыря (Переславль) • Церковь Ильи Пророка (Ярославль) • Церковь Иоанна Богослова (Ростов) • Троицкий собор Ипатьевского монастыря • Софийский собор (Вологда) • Собор Спасо-Евфимиева монастыря • Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове
Утраченные в XX веке ансамбли стенописи зачёркнуты, сохранившиеся фрагментарно — выделены курсивом

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Усмани
  • Церковь Христа Всеспасителя (Киров)

Полезное

Смотреть что такое “Церковь Фёдора Стратилата на Ручью” в других словарях:

Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице — Достопримечательность Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице … Википедия

Читайте также:
6 лучших островов для новобрачных

Фёдора Стратилата церковь «на Ручью» в Новгороде — ФЁДОРА СТРАТИЛАТА ЦЕРКОВЬ на Ручью В Новгороде заложена в 1360 новгородским посадником Семеном Андреевичем, закончена в 1361. Кубич. объема, 4 столпная, 4 главая с 3 лопастным завершением фасадов и большим хором, с пышным архит. декором… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Церковь Знамения Богородицы — (Знамения Божией Матери) несохранившаяся церковь в Великом Новгороде. Стояла на месте ныне существующего Знаменского собора. Возведена в 1354 году в честь иконы «Богоматерь Знамение» XII в. В 1682 году церковь была полностью разобрана, и на её… … Википедия

Церковь Знамения Богородицы (Великий Новгород) — Церковь Знамения Богородицы (Знамения Божией Матери) несохранившаяся церковь в Великом Новгороде. Стояла на месте ныне существующего Знаменского собора. Возведена в 1354 году в честь иконы «Богоматерь Знамение» XII в. В 1682 году церковь была… … Википедия

Церковь Феодора Стратилата — Церковь Феодора Стратилата: Новгород Церковь Фёдора Стратилата на Ручью Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице … Википедия

Церковь Жён-мироносиц (Великий Новгород) — Достопримечательность церковь Жён мироносиц … Википедия

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — Православный храм Церковь Спаса Преображения на Ильине улице … Википедия

Церковь Никиты Мученика (Великий Новгород) — У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Никиты Мученика. Православный храм Церковь Никиты Мученика … Википедия

Церковь Андрея Стратилата — Православный собор Церковь Андрея Стратилата … Википедия

Церковь Спаса на Нередице — Православный храм Церковь Спаса на Нередице … Википедия

Церковь Федора Стратилата на Ручью

Смотрите также:

Церковь Федора Стратилата на Ручью (1361 год) является классическим памятником новгородского зодчества второй половины XIV века. В 1360 году посадник из Новгорода Семен Андреевич и его мать Наталья заложили на берегу Федоровского ручья церковь. В следующем году церковь была закончена.

Церковь Федора Стратилата представляет собой четырехстолпную одноглавую постройку как и все храмы первой половины XIV века. Однако по сравнению с ними церковь Федора Стратилата является более законченным, зрелым художественным произведением.

Внешний облик храма был наиболее существенным новшеством. До недавнего времени фасады храма завершались щипцами с многолопастной ползучей аркой под каждым щипцом. Исследование верхних частей церкви во время восстановления ее после войны привело к выводу о первоначальном трехлопастном завершении храма. Многолопастная арка па фасадах была всего лишь декоративным убранством. Трехлопастное завершение церкви Федора Стратилата было восстановлено.

На фасадах Федора Стратилата, особенно на барабане и апсиде располагается немало декоративных элементов. Барабан декорирован поясками трехугольных впадинок, различных нишек, арочек, а апсида украшена вертикальными тягами-валиками, стянутыми полуциркульными арками. Окопные проемы и порталы имеют стрельчатые завершения. Некоторые ниши на фасадах были украшены фресковыми изображениями. Памятник близок к церкви Спаса-Преображения по своим архитектурному строению. Его фасады так же декорированы нишами, арками, впадинками и крестами. С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, датируемые XVII веком.

Что касается внутренней обстановки храма, то необходимо заметить, что подкупольный квадрат расширен путем приближения столбов к стенам. На больших полатях (хорах) размещены и приделы и помещения, служившие в качестве хранилищ. На полати ведет каменная лестница, сделанная в северо-западном членении здания. Деревянный переход вел с полатей вдоль южной стены в придел, посвященный патрону заказчика Симеону Дивногорцу. В самом низу, под лестницей в южной стене, находятся несколько потайных ящиков и камер для хранения ценностей. Семен Андреевич рассматривал церковь не только как храм, но и одновременно как каменный сундук-сейф.

Внутри храма сохранена роспись, приписываемая работе Феофана Грека. Живопись поражает своим искусным мастерством. Она схожа и в то же время отлична от росписей церкви Спаса-Преображения. Фрески церкви Федора Стратилата исполнены в серо-фиолетовых, голубых, зелено-желтых тонах. Используется прием нанесения красно-коричневой краской бликов по верху. Фигуры изображаются в движении. В этом состоит сходство. Отличает их то, что изображенные фигуры святых более приземисты. Лица написаны не греческого типа, а скорее новгородского, так как выражение их более мягкое, приветливое. Действие сцен развертывается на сложном архитектурном фоне.

Роспись церкви, к сожалению, сохранилась не полностью. На стенах и сводах можно увидеть отдельные сцены из жизни святых. На восточных столбах находится фреска с изображением Благовещения. Ангел из этой группы поражает своим высоким художественным исполнением. На стенах памятника сохранилось много граффити, те есть надписей, выцарапанных на штукатурке в XIV—XV вв. Внизу в толще западной стены и под лестницей сохранились потайные камеры, в которых хранились сокровища заказчика этой церкви. На хорах были устроены приделы и тайники. Вдоль южной стены хор шел деревянный переход в придел Симеона, устроенный над диаконником. На восточной стене хор имеется интересное изображение трех фигур в княжеских одеяниях. Скорее всего, это великий князъ Владимир со своими сыновьями Борисом и Глебом. С хор ведет лестница в барабан, где так же сохраняется древняя живопись.

Читайте также:
Где находится Площадь Вогезов. Местоположение площади Вогезов на карте Парижа и описание

В целом необходимо добавить, что церковь Федора Стратилата — это выдающийся памятник, ставший надолго классическим образцом для последующего строительства. Исходя из старых пространственных решений, в то же время внеся ряд новых черт, зодчий Федора Стратилата придал новый характер внешнему и внутреннему оформлению здания и открыл новую для новгородской архитектуры тенденцию к декоративности, не нарушая при этом конструктивной логичности фасада.

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью

Культурное наследие
Российской Федерации

[kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=5310044000 объект № 5310044000]

Ссылка: 604 [whc.unesco.org/ru/list/604 рус.] • [whc.unesco.org/en/list/604 англ.]
Год внесения: 1992
Тип: Культурный объект
Критерии: ii, iv, vi

Церковь Фёдора Стратила́та на Ручью́ — храм XIV века в Великом Новгороде. Расположен на перекрёстке улиц Андреевская и Фёдоровский ручей.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Архитектура
  • 3 Фресковая живопись
  • 4 Граффити
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Библиография
  • 8 Ссылки

История

Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича на берегу ручья. Ручей упоминается в летописи под 6613 [1105] как Плотницкий [1] . Позднее стал Фёдоровским. Строительство закончено в течение года. На протяжении нескольких веков церковь была приходской для Федоровой улицы Плотницкого конца.

В 1954 году при прокладке дороги Москва—Ленинград Фёдоровский ручей был засыпан. Сегодня церковь располагается на левой стороне улицы Фёдоровский ручей.

Архитектура

Храм представляет из себя классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода.

Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. По замыслу Семёна Андреевича, постройка должна была служить ещё и как каменный сундук-сейф [2] . С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в XVII веке.

Церковь Феодора Стратилата на Ручью стала эталоном для новгородских зодчих последующих поколений.

Фресковая живопись

Фресковая роспись церкви датируется примерно второй половиной XIV века. Она сохранилась, хоть и фрагментарно, но на всех стенах, сводах и арках храма. В 1910 году роспись была освобождена от побелки. Её художественное значение исключительно. От традиционного новгородского стиля она отличается тем, что выполнена в красно-коричневых тонах. Это роднит её с фресками известной церкви Спаса на Ильине улице, которая была расписана Феофаном Греком. Многие персонажи стратилатовских фресок имеют сходство с персонажами живописи церкви Спаса на Ильине. Некоторые второстепенные детали буквально повторяются в росписях этих церквей.

В композиции и отдельных фигурах росписи Федора Стратилата чувствуется значительное влияние византийского искусства XIII—XIV веков.

В настоящее время церковь является объектом Новгородского музея-заповедника и открыта для посещения.

Граффити

На стенах церкви учёные прочитали большое число средневековых граффити, многие из которых носят шутливый характер.[www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=613&rubric_id=1003121&crubric_id=1003125&pub_id=700014 Примеры]:

  • «Не шуметь, ходите тихо»
  • «Пойду бобром возле реки» (пять раз)
  • «А се поют на полатях у святого Покрова»
  • «Сава со мной шел с торгу, бил мене, я написал»

См. также

Напишите отзыв о статье “Церковь Фёдора Стратилата на Ручью”

Примечания

  1. [litopys.org.ua/novglet/novg17.htm#page203 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л., 1950. — С. 196—205.]
  2. Термин употребил М. Каргер

Библиография

  • М. К. Каргер «Новгород», издательство «Искусство», Ленинград 1970
  • Т. Ю. Царевская “Роспись церкви Феодора Стратилата на ручью”. М., “Северный паломник”, 2008.

Ссылки

  • [www.novgorod.ru/read/information/sightseen/novgorod/feodor-stratilata/ Достопримечательности. Церковь Фёдора Стратилата на Ручью]

Отрывок, характеризующий Церковь Фёдора Стратилата на Ручью

С неделю тому назад французы получили сапожный товар и полотно и роздали шить сапоги и рубахи пленным солдатам.
– Готово, готово, соколик! – сказал Каратаев, выходя с аккуратно сложенной рубахой.
Каратаев, по случаю тепла и для удобства работы, был в одних портках и в черной, как земля, продранной рубашке. Волоса его, как это делают мастеровые, были обвязаны мочалочкой, и круглое лицо его казалось еще круглее и миловиднее.
– Уговорец – делу родной братец. Как сказал к пятнице, так и сделал, – говорил Платон, улыбаясь и развертывая сшитую им рубашку.
Француз беспокойно оглянулся и, как будто преодолев сомнение, быстро скинул мундир и надел рубаху. Под мундиром на французе не было рубахи, а на голое, желтое, худое тело был надет длинный, засаленный, шелковый с цветочками жилет. Француз, видимо, боялся, чтобы пленные, смотревшие на него, не засмеялись, и поспешно сунул голову в рубашку. Никто из пленных не сказал ни слова.
– Вишь, в самый раз, – приговаривал Платон, обдергивая рубаху. Француз, просунув голову и руки, не поднимая глаз, оглядывал на себе рубашку и рассматривал шов.
– Что ж, соколик, ведь это не швальня, и струмента настоящего нет; а сказано: без снасти и вша не убьешь, – говорил Платон, кругло улыбаясь и, видимо, сам радуясь на свою работу.
– C’est bien, c’est bien, merci, mais vous devez avoir de la toile de reste? [Хорошо, хорошо, спасибо, а полотно где, что осталось?] – сказал француз.
– Она еще ладнее будет, как ты на тело то наденешь, – говорил Каратаев, продолжая радоваться на свое произведение. – Вот и хорошо и приятно будет.
– Merci, merci, mon vieux, le reste. – повторил француз, улыбаясь, и, достав ассигнацию, дал Каратаеву, – mais le reste… [Спасибо, спасибо, любезный, а остаток то где. Остаток то давай.]
Пьер видел, что Платон не хотел понимать того, что говорил француз, и, не вмешиваясь, смотрел на них. Каратаев поблагодарил за деньги и продолжал любоваться своею работой. Француз настаивал на остатках и попросил Пьера перевести то, что он говорил.
– На что же ему остатки то? – сказал Каратаев. – Нам подверточки то важные бы вышли. Ну, да бог с ним. – И Каратаев с вдруг изменившимся, грустным лицом достал из за пазухи сверточек обрезков и, не глядя на него, подал французу. – Эхма! – проговорил Каратаев и пошел назад. Француз поглядел на полотно, задумался, взглянул вопросительно на Пьера, и как будто взгляд Пьера что то сказал ему.
– Platoche, dites donc, Platoche, – вдруг покраснев, крикнул француз пискливым голосом. – Gardez pour vous, [Платош, а Платош. Возьми себе.] – сказал он, подавая обрезки, повернулся и ушел.
– Вот поди ты, – сказал Каратаев, покачивая головой. – Говорят, нехристи, а тоже душа есть. То то старички говаривали: потная рука торовата, сухая неподатлива. Сам голый, а вот отдал же. – Каратаев, задумчиво улыбаясь и глядя на обрезки, помолчал несколько времени. – А подверточки, дружок, важнеющие выдут, – сказал он и вернулся в балаган.

Читайте также:
Как доехать до Воробьевых гор на метро или транспорте в Москве

Прошло четыре недели с тех пор, как Пьер был в плену. Несмотря на то, что французы предлагали перевести его из солдатского балагана в офицерский, он остался в том балагане, в который поступил с первого дня.
В разоренной и сожженной Москве Пьер испытал почти крайние пределы лишений, которые может переносить человек; но, благодаря своему сильному сложению и здоровью, которого он не сознавал до сих пор, и в особенности благодаря тому, что эти лишения подходили так незаметно, что нельзя было сказать, когда они начались, он переносил не только легко, но и радостно свое положение. И именно в это то самое время он получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою, того, что так поразило его в солдатах в Бородинском сражении, – он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве. Те страшные минуты, которые он пережил во время казни, как будто смыли навсегда из его воображения и воспоминания тревожные мысли и чувства, прежде казавшиеся ему важными. Ему не приходило и мысли ни о России, ни о войне, ни о политике, ни о Наполеоне. Ему очевидно было, что все это не касалось его, что он не призван был и потому не мог судить обо всем этом. «России да лету – союзу нету», – повторял он слова Каратаева, и эти слова странно успокоивали его. Ему казалось теперь непонятным и даже смешным его намерение убить Наполеона и его вычисления о кабалистическом числе и звере Апокалипсиса. Озлобление его против жены и тревога о том, чтобы не было посрамлено его имя, теперь казались ему не только ничтожны, но забавны. Что ему было за дело до того, что эта женщина вела там где то ту жизнь, которая ей нравилась? Кому, в особенности ему, какое дело было до того, что узнают или не узнают, что имя их пленного было граф Безухов?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: