Фотографии храма Бахуса

Гигантские руины Баальбека (45 фото)

Впечатляющий храмовый комплекс Баальбек в Ливане датируется около 2 тысячами лет и приписывается рукам римлян. Однако есть немало подозрений, что часть Баальбека куда более древние постройки и созданы они неведомой цивилизацией с высокими технологиями.

Историки утверждают, что основной храм древнего комплекса Баальбек в Ливане – храм Юпитера – построен римлянами в I веке нашей эры. Однако, хотя это уже довольно подробно задокументированный исторический период, так и не удалось найти ни одного (!) первоисточника, где бы сами римляне упоминали хоть одним словом либо строительство храма. Либо какие-либо работы, связанные с таким строительством. Все ссылки на римское строительство относятся только к уже современной литературе.

Более того, считается, что строительство храма Юпитера в Баальбеке заканчивалось уже при знаменитом Нероне. Однако стены широко известного “золотого храма”, который Нерон строил в Риме (столице империи), представляет из себя лишь оштукатуренную кирпичную кладку, которая не выдерживает никакого сравнения с храмом Юпитера в Баальбеке – глубокой провинции Римской империи.

Мифология же относит данное сооружение во времена до Всемирного Потопа.

Соседние храмы – храм Венеры и храм Бахуса – не идут ни в какое сравнение с храмом Юпитера. Они вполне соответствуют возможностям времен Римской империи. В основном же комплексе храма Юпитера следы многократных переделок и перестроек в самые разные эпохи видны просто в громадном количестве.

Вопреки иногда встречающемуся утверждению, т.н. “Южный камень” вовсе не брошен строителями по дороге и не потерян при транспортировке – он так и остался лежать в каменоломне, и даже не отделен до конца от скального основания. Наклон же блока задается общим уклоном поверхности, которую имел в этом месте скальный массив.

Вокруг в каменоломне остались вертикально стоящие каменные блоки, также не отделенные от скального основания. Разделяющие их проходы рассчитаны как раз на человека и (равно как и характер поверхности) полностью соответствуют древним каменоломням, где стройматериал добывался вручную.

Однако поверхность Южного камня заметно отличается от поверхности перемычки снизу, которая продолжает соединять его со скальным массивом. Так что не исключен вариант, что сам гигантский блок изготовлен в одно время, а окончательно отделить от скалы его пытались уже позже.

В первом же помещении т.н. Гексагона (шестиугольной конструкции) остатки колонн уложены в качестве простого фундамента стен. На одной из колонн – следы инструмента, создающие впечатление, что колонна изготавливалась на каком-то громадном токарном станке.

Тогда чем оставлен этот след?

Местами можно встретить следы простой распиловки (возможно и вручную):

Гранитные колонны вокруг т.н. Центрального Двора выглядят чем-то чужеродным, не сочетающимся с окружающими постройками из известняка и мрамора. Колонны обработаны очень хорошо, без видимых погрешностей.

Храм Бахуса хоть издали и выглядит “солидно”, но не имеет в своей конструкции чего-то особо выдающегося.

Шесть уцелевших колонн храма Юпитера поражают своими размерами. Сделаны они, правда, не из гранита (как иногда указывается в некоторых источниках), а из мрамора. На колоннах следы сильной эрозии и современные реставрационные заплатки.

Ряд мегалитов с южной стороны храма производит впечатление чего-то недоделанного. Его функциональное назначение непонятно, хотя он и образует стенку длинной платформы, вытянувшейся вдоль всего храма.

Непонятно и назначение многочисленных квадратных дырок как в стенах храма, так и в мегалитах нижнего яруса. Объяснение гида о том, что их пробили торговцы для крепления тента над своими лавчонками, вызывает сильные сомнения. Возможно, их могли использовать для обшивки, например, деревом, но и эта версия вызывает сомнения.

Один из блоков нижнего яруса зачем-то попытались дополнительно стесать, не доведя дело до конца. Округлые края обработанной части – не след круглой фрезы, а край выбранного материала (по движению инструмента при ручной обработке).

В северной части храма Юпитера видны остатки колонн, между которыми втиснуты блоки, составляющие небрежную кладку сплошной стены. Считается, что это арабы перестраивали храм в крепость, но вызывает сомнения как версия переделки именно арабами (а не теми же римлянами), так и версия крепости вообще, поскольку комплекс ничем не защищен ни с востока, ни с юга.

На фоне стены с западной стороны храма – остатки колонн, которые никто так и не смог убрать.

Не выдерживает проверки информация о том, что ступени в Баальбеке якобы огромных размеров и рассчитаны как будто на гигантов. На самом деле ступени как раз соответствуют обычному человеческому росту.

Но сама конструкция лестниц вызывает удивление. Лестница составлена из монолитных блоков порой сразу по 7-8 ступенек. Странное и весьма трудоемкое решение, ведь лестницу можно было сделать куда проще.

Между тем есть тут и вполне обычные лестницы:

Но рядом с ними снова блоки громадных размеров.

Большие блоки по краю местами имеют фаску, выполненную не до конца. Причем для этого не зашлифовывали поверхность, а просто снимали миллиметр-два камня.

Читайте также:
Штамп о пересечении российской границы в паспорте иностранного гражданина

Основной двор комплекса поднят на значительную высоту относительно окружающего уровня земли. В толще каменной кладки по периметру (не ясно: буквой “П” или по всему периметру) – катакомбы внушительных размеров с небольшими ответвлениями. В восточной части катакомб ныне разместился небольшой музей.

В середине Основного Двора находится то, что называется “алтарем” – небольшая конструкция из каменных блоков (на снимке ниже – в левой части), чуть возвышающаяся над уровнем земли во Дворе. Однако с восточной его стороны есть археологический раскоп, где можно видеть аж 10 рядов кладки. Зачем сделана эта конструкция высотой с трехэтажный современный дом, уходящая в землю, и почему ее назвали при этом “алтарем” – не ясно.

Можно предположить, что в некий период уровень Основного Двора был значительно ниже (возможно на уровне окружающей земли), и лишь позднее Двор был засыпан зачем-то до современного состояния.

В восточной стене Основного двора есть несколько внутренних помещений, в одном из которых можно увидеть составные (. ) блоки перекрытий. Судя по всему, они соединены внутри металлическими штырями (как это иногда практиковалось в Древней Греции).

Однако поражает, что за столь продолжительное время составные блоки нигде даже не погнулись, хотя на них лежат каменные блоки потолка.

С северной стороны к храму Юпитера примыкает странная конструкция – “мегазабор” из огромных блоков. Он в чем-то аналогичен ряду мегалитов с южной стороны храма (см. выше), но здесь в отличие от южной стороны промежуток между “мегазабором” и стеной храма ничем не заполнен. Образуется пустое пространство непонятного назначения с единственным небольшим проходом снаружи.

На стыках мегалитов в верхней части “мегазабора” зачем-то сделаны выемки странной формы. Причем фаска, снятая по краям мегалитов, повторяет форму выемки.

Конечно, наиболее поражает западная стена платформы под храмом Юпитера, где расположился знаменитый трилитон – три огромных блока (ряд внушительных размеров под трилитоном представляет из себя как бы продолжение северного “мегазабора”, повернувшего за угол). Зачем строителям потребовались именно такие запредельные размеры – так и остается загадкой.

Южный камень, оставшийся в каменоломне, явно куда-то планировалось разместить. Никаких сопоставимых по масштабам конструкций в окрестностях нет. И единственно напрашивающееся место – поверх трилитона. По длине Южный камень сюда вполне подходит.

Согласуется с такой версией и разница по высоте между верхним краем трилитона (на снимке внизу: обломок колонны лежит именно на трилитоне, а край верхней лестницы соответствует уровню пола храма Юпитера).

Однако в таком случае получается, что платформа храма Юпитера так и не была достроена. Ведь Южный камень так и остался в каменоломне..

Странные параллельные друг другу полосы на верхней грани трилитона. Причем, линии идут не параллельно краям блоков, а под ярко выраженным углом к ним. При этом пара соседних блоков подтесаны как будто специально параллельно этим линиям. Происхождение их не ясно. Не исключен вариант и прозаического объяснения: полосы оставлены какими-то не очень аккуратными археологами в недалеком прошлом.

Еще большая загадка: округлая поверхность одного из блоков в западной стене. Очень похоже на кусок колонны огромных размеров, уложенный на бок. Блок раскопан совсем недавно – вынутый грунт еще даже не успел покрыться травой.

Однако данный блок находится в кладке под (. ) трилитоном. И если это – действительно кусок колонны, то получается. что и мегакладка с трилитоном сооружались на обломках еще более древнего сооружения.

Впрочем, это вполне соответствует легендам, что Баальбек восстанавливался какими-то “гигантами” после Всемирного потопа. То есть исходное сооружение было допотопным. О его же начальной форме в таком случае остается только гадать.

Для снятия напряжения после стольких загадок – снимок комплекса в вечерних сумерках:

Пропавшая колонна Баальбека на фото 19 века

Художник, архитектор Луи-Франсуа Кассас, 1799 год.

Художник Василий Поленов, 1882.

Художник Дэвид Робертс, 1839 год.

Художник Антон Перко, 1905 год.

Генерал Фрэнсис Чесни, 1835 год.

Адмирал Чарльз Франкленд, 1829 год.

Писатель Джон Карн, 1836 год.

Художник Хьюберт Саттлер, 1846 год.

Теперь рассмотрим колонну ближе современными средствами.

Одного простого взгляда хватит, чтобы понять, что сама по себе колонна в принципе не может ни падать, ни стоять под таким углом, не разваливая стену.

Просто сравним толщину и соответственно массу колонны храма Бахуса с толщиной стены, поставив рядом для масштаба человека.

Толщина стены видна в этом месте, возле женщины, раскинувшей руки. Колонны с каннелюрами – ложбинками вдоль фуста, окаймляющие недостроенные Пропилеи этого Храма, значительно тоньше 19-ти колонн коринфского ордера вдоль стен и одной “упавшей”.

Блоки стены рассыплются как кубики, если на нее действительно упадет или навалится эта мега-колонна.

Но колонна и не наваливается. Вверху она касается стены очень малой площадью. Наверняка там просто стальной стержень, которым зафиксировали колонну, когда монтировали в этом положении.

Читайте также:
Как бесплатно жить за границей

Совершенно очевидно, что всю тяжесть держит конструкция, уходящая вниз. Мощный стальной стержень, зафиксированный в глубине нижней частью и находящийся внутри тела колонны частью верхней.

Для туристов, ясен пень, стержень закрыт как бы подставкой, сформованной из как бы мрамора. Обратите внимание также на идеально ровный лист на подошве колонны. Листовая сталь, без сомнений, сквозь которую идет стержень в тело колонны и опору. Причем, без мощного внутреннего стержня колонна в принципе не может стоять. Если заметили, она составлена из двух частей, и без сквозного стержня, очень мощного и прочного, эти части неизбежно должны упасть.

Еще одно фото с явным металлическим дном колонны под немножко другим углом.

Другими словами, колонна – самостоятельное изделие индустриальной эпохи. Она в принципе не могла здесь появиться раньше середины 19 века и к памятнику древнеримской архитектуры, появившемуся несколько раньше, не имеет отношения.

Когда она появилась?

Ответить на вопрос поможет выдающийся французский фотограф своего времени Феликс Бонфилс. Бонфилс служил в Ливане, когда в 1860 году увлекся фотографией. В 1867 году окончательно переселился в Ливан, перевез семью, открыл в Бейруте фотомастерскую и стал фотографом Ближнего Востока. В 1860 году он сделал самый удивительный из снимков Храма Бахуса – без упавшей колонны.

Если совместить с нынешним фото, то колонны с очевидностью нет. Пусть не вся, пусть за деревьями, но она обязана быть видна.

Другая фотография с этого негатива.

После этого Бонфилс делал уже общеизвестные снимки Храма. Например этот.

В том же 1860 году итальянский фотограф Танкред Дюма, также живший и работавший в Бейруте, также зафиксировал непривычный облик Храма. Правда, он снимал вовсе не Храм, но он попал в кадр, и на нем с очевидностью еще не монтировали знаменитую колонну.

Хоть и далеко до Храма, но никаких нет сомнений, что колонна отсутствует. Ставим оба фото рядом с современным снимком.

И подобно Бонфилсу, Дюма в том же году снял этот храм в привычном виде, с колонной. Это также говорит о том, что монтировали ее в 1860 году, и оба фотографа были тому свидетелями. Хотя Дюма – в темную.

Ну а Бонфилс не был бы великим фотографом, если бы не оставил в своем наследии еще одно фото жанра “было-стало”. Мы уже видели, как он сдал массу автографов строителей древнего Египта на еще сырых элементах их древних объектов и свидетельств формовочных технологий, вплоть до чугунных каркасов архитравов величайшего храмового комплекса в Карнаке, строительство пальмирской Триумфальной арки в индустриальную эпоху, дамские часы эпохи Просвещения на римско-эллинистической скульптуре в древней Пальмире . Любуемся самым первым снимком Бонфилса 1960 года, обращая внимание на колонну, которая была до нынешней.

Очень глупо была поставлена предыдущая колонна. Ее расположили не на постаменте, а рядом, значительно ближе к стене. Никаким способом колонна не может спрыгнуть с постамента и встать так, как она стояла, это можно сделать только методом целенаправленного монтажа, более никак.

Понятна и природа глупости. Строители памятника вынуждены были поставить ее таким образом, потому что на постаменте она не удержится, развалит Храм как домик из детских кубиков. А в том положении, в котором ее сделали строители, под таким углом нагрузка на стену на порядок меньше.

Есть также дагерротип, который первый фотограф Баальбека Жозеф-Филибер Жиро де Прандже сделал в период 1842-1844 годов. В оригинале он отзеркален, ниже его правильная версия. Откройте полное фото и убедитесь, что первоначальная колонна была прикопана значительно ближе к стене между постаментами.

Также обратите внимание на то, что верхняя часть второй половины составной колонны начала угрожающе разрушаться еще в начале 1840-х.

Ставили первую колонну, разумеется, грунтом. А в 1860 году при уборке грунта увидели признаки возросшего давления на стену, ускорившийся процесс разрушения верхней половины колонны, общую глупость ее расположения относительно постаментов, и чтобы старая колонна не развалилась и не развалила Храм, убрали ее от греха и смонтировали новую армированную на века.

Разница колонн вполне видна и на картинах дофотографической эры, и на фотографиях. У новой посередине между частями большая выбоина, которой у старой не было. Например на этом фото 1850 года французского фотографа Максима Дю Кампа.

Обратите внимание и на то, что постамент для колонны, сквозь которую вставлен стержень нынешнего колонного изделия, был заменен. До 1860 года и на первом снимке Бонфилса 1860 года он целый. После установки нынешнего изделия постамент разрушен посередине.

Все снимки 1860 года Бонфилс делал с разных ракурсов, ключевой снимок Храма без колонны – с дальнего, что говорит о том, что возможность снимать идеальные пары “было-стало”, пока монтировалась колонна, фотографам закрыли. Что естественно: негоже всяким прохожим и фотографам видеть работу строителей памятников истории.

Читайте также:
Как зарегестрировать компанию на Багамских островах в 2021 году

Осталось посмотреть исток этой великолепной идеи с полуупавшей колонной.

Его мы найдем в якобы исследовании руин английского писателя, историка, путешественника, знакомого нам еще по увековековечиванию проекта недостроенной триумфальной арки Септимия Севера в Пальмире Роберта Вуда 1757 года Les ruines de Balbec, autrement dite Heliopolis dans la Coelosyrie . Почему якобы? Потому что это такой же проект строителей памятников истории, как и “исследование” Пальмиры.

Даже и современную картинку ставить не надо, чтобы увидеть проектный характер этого “описания”, все более чем очевидно. Но поставим для сравнения фото уже известного нам Дюма 1880 года.

В проектах создателей истории памятники всегда делались лучше, нежели исполняли строители – далеко не ходя, вспомним мощнейшие недоделки проекта, увековеченного Робертсом, строителей Петры, совсем безобразное поспешное исполнение увековеченного комиссией Наполеона проекта Колоссов Менона, урезание первоначального проекта гизских Великих пирамид с семи до пяти, четырех и трех строителями гизского комплекса, прекрасный проект барельефов Храма Исиды на Филе, в натуре исполненный руками, растущими не из того места. и т.д., и т.д.

Из девяти величайших в мире колонн Храма Юпитера (а в еще более ранней версии их вообще было десять) в натуре было исполнено только шесть, почти полностью были исключены колонны вдоль стены Храма Бахуса, не сделан антаблемент, и т.д. Но самую выдающуюся деталь Храма, полуупавшую колонну, строители все-таки сохранили и со второй попытки исполнили – сначала в глупой версии, затем в нынешней вменяемой.

Что еще следует добавить: первые раскопки Баальбека, даже не реставрации, инициировал кайзер Вильгельм II 11 ноября 1897 года. Первые немецкие экспедиции работали с 1898 года. Никаких ученых до этого, тем более реставраторов не было в Баальбеке. Книга об этих первых раскопках немецкого археолога Теодора Виганта Baalbek; Ergebnisse der Ausgrabungen und Untersuchungen in den Jahren 1898 bis 1905, кому интересно.

Для чего мы подробно смотрели эту колонну и возню с ней? Для того, чтобы на этом ярчайшем примере в очередной раз убедиться, что памятники истории сразу делались как памятники. По собственным проектам, с заложенными в них “признаками древности” и эффектными “руинными деталями”. Они никогда не были функциональными сооружениями, а задумывались, вбрасывались в литературу и исполнялись в натуре уже как памятники.

[ Вынужден ставить ] Сейчас многие блогеры собирают донаты, это в порядке вещей. До поры воздерживался, но приходится обращаться. Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты – буду признателен. Карта Сбербанка 4276020033021665. ЮMoney (Яндекс-кошелек) 410013946572302.

«Храм Бахуса»

Идёт год, второй, но плотные леса всё ещё окружают стройку. Москвичи-старожилы, помнившие, что здесь когда-то жили черти и водились привидения, осторожно переходили на другую сторону Тверской, тем более, что о таинственной стройке шли легенда за легендой.
Нашлись смельчаки, которые, несмотря на охрану и стаю овчарок во дворе, всё-таки ухитрялись проникнуть внутрь, чтобы потом рассказывать чудеса:
– Индийская пагода воздвигается.
– Мавританский замок!
– Языческий храм Бахуса.

Последнее оказалось ближе всего к истине.

Наконец леса были сняты, тротуары очищены, и засверкали тысячи огней сквозь огромные зеркальные стёкла. Храм Бахуса?
Впрочем, это название не было официальным. В день снятия лесов было назначено торжественное, с молебствием освящение.
С утра толпы народа запрудили улицу, любуясь на щегольской фасад “нового стиля” с фронтоном, на котором вместо княжеского герба белелось что-то из мифологии. На тротуаре была толчея людей, жадно рассматривавших сквозь зеркальные стёкла причудливые постройки из разных неведомых доселе Москве товаров.

Горами поднимаются заморские фрукты. Как груда ядер, высится пирамида кокосовых орехов, с голову ребёнка каждый. Необъятными пудовыми кистями висят бананы. Перламутром отливают разноцветные обитатели морского царства. А над всем этим блещут электрические звёзды на батареях винных бутылок, сверкают и переливаются в глубоких зеркалах, вершины которых теряются в туманной высоте.
Двери магазина были ещё заперты, хотя внутри стали заранее собираться приглашённые, проходя со двора.

Привезённые для молебна иконы стояли посреди магазина, среди экзотических растений. Наконец, к полудню зашевелилась полиция, оттесняя народ на противоположную сторону улицы. Прискакал взвод жандармов и своими конями разделил улицу для проезда важных гостей.
Ровно в полдень двери магазина отворились, и у входа появился громадный швейцар. Гости сверкали орденами и лентами: военное начальство, штатские генералы, духовенство.

В зале гостей встречал стройный хозяин-блондин в безукоризненном фраке, с “Владимиром” на шее и французским орденом “Почётного легиона” в петлице.
Нечто фантастическое представляла собой внутренность магазина. Золото и лепные украшения стен и потолка производили потрясающее впечатление.

В глубине зала вверху виднелась тёмная ниша, а рядом с ней были редкостные английские часы, огромный золочёный маятник которых казался неподвижным: часы шли бесшумно.
Зал гудел, как муравейник. Вскоре появился и самый дорогой гость, первый знаток вин, создавший огромное производство и образцовые виноградники “Новый Свет” в Крыму и на Кавказе, – Лев Голицын.

Читайте также:
На собеседовании отвечайте честно на все вопросы

Во второй половине зала был сервирован завтрак.
Серебро и хрусталь сверкали на белоснежных скатертях, повторяя в своих гранях мириады электрических отблесков.

А посредине между яркими графинами, наполненными винами разных цветов, вкуса и возраста, стояли бутылки всевозможных форм и объёмов.

На столах всё было выставлено сразу, вместе с холодными закусками. Причудливых форм заливные, желе и галантины вздрагивали. Огромные красные омары и лангусты прятались в застывших соусах. А доминировали надо всем своей громадой окорока.
Окорока варёные румянели розоватым салом. Окорока вестфальские спорили нежной белизной со скатертью. Они были нарезаны тонкими, как лист, пластами во весь поперечник окорока.

Наискось широкого стола розовели и янтарились белорыбьи и осетровые балыки. Чернелась в серебряных вёдрах стерляжья мелкая икра. Высилась над краями горкой тёмная осетровая и крупная, зёрнышко к зёрнышку, белужья. Ароматная паюсная пухла и глыбилась на серебряных блюдах.

Кончился молебен. Начался завтрак. Становилось шумнее. Запивая редкостные яства дорогими винами, гости пораспустились. Начались тосты, сопровождавшиеся тушами оркестра. Но через какое-то время по зале раздалось рыкание льва: это откашлялся протодьякон, пробуя голос. И загудела по зале его октава, от которой закачались хрустальные висюльки на канделябрах.
– Многолетие дому сему! Здравие и благоденствие!
А когда дошёл он до “многая лета”, даже страшно стало.

Официальная часть торжества кончилась.
Громовой бархатный гул ещё переливался под потолком, как вдруг занавес ложи открылся и из её солнечной глуби грянула разудалая песня:
– Гайда, тройка, снег пушистый,
Ночь морозная кругом
.
Бешено зааплодировали Анне Захаровне и хору яровских певиц в белых платьях.

На другой день и далее, многие годы, магазин был полон покупателей, А тротуары – полны безденежных, а то и совсем голодных любопытных, заглядывавших в окна:
– И едят же люди! Ну, ну!

В этот магазин не приходили: в него приезжали. Каретники старались превзойти один другого. Швейцар выносил корзины и пакеты за дамами в шиншиллах и соболях с кавалерами в бобрах или в шикарных шинелях с капюшонами.

Особо важные покупатели знали продавцов по имени-отчеству.
– Ну, Иван Фёдорович, чем полакомите?
– Вот, Николай Семёнович, получена-с из Сибири копчёная нельмушка и маринованные налимьи печёнки. Очень хороши! Прикажете завернуть?

О.О. Садовская, почти ежедневно заходившая в магазин, пользовалась особым почётом, как любимая артистка.
– Что прикажете, Ольга Осиповна?
– А вот что, ты уж мне, Иван Фёдорович, фунтик маслица, там какое-то финляндское есть. Да кругленькую коробочку селёдочек маринованных. Вчера муж брал.
– Знаю-с, брали. Всё будет сделано-с!

Дамы обыкновенно толпились у выставки фруктов. Там приказчик знал своих покупательниц и умел так отпустить им товар, что ни одного яблока не попадёт с пятнышком, ни одной обмякшей виноградинки.

Сам же хозяин приезжал в Москву только на один день: он был занят устройством такого же храма Бахуса в Петербурге, на Невском, где был его главный, ещё отцовский магазин.

В.А. Гиляровский. Москва и москвичи. М., 1926.

Ровно 115 лет назад, 5 февраля 1901 года, в Москве был открыт
“Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин”.

Таинственные сооружения со всего мира, которые до сих пор не разгаданы учёными (7 фото)

Наша планета — это удивительное место, полное загадок. Некоторые из них ещё предстоит отрыть, а другие ещё предстоит решить. Ознакомьтесь с этим списком мест, которые до сих пор сбивают учёных с толку.

1. Волконский дольмен

фото: ebaumsworld.com

Знаменитому Волконскому дольмену, расположенному в горах Сочи, несколько тысяч лет. Учёные и обычные люди до сих пор спорят о предназначении этого объекта.

Некоторые люди уверены в его культовом предназначении, другие убеждены в мистических свойствах этого дольмена. Однако главная загадка этого сооружения заключается в том, как именно и с помощью каких инструментов древним людям удалось выдолбить просторное помещение внутри гигантского валуна.

2. Скальное образование Аль-Насла, Саудовская Аравия

фото: ebaumsworld.com

Это загадочное образование в Саудовской Аравии ставит в тупик даже самых опытных путешественников.

Этот гигантский песчаный камень не только почти не соприкасается с землёй, но также имеет абсолютно ровную трещину, проходящую через его середину, которая кажется созданной с помощью лазера.

И никто не знает, что произошло на самом деле.

3. Теотиуакан, Мексика

Теотиуакан, или “место рождения богов”, расположен вблизи современной столицы Мексики, города Мехико.

В настоящее время среди руин Теотиуакана можно встретить лишь туристов, но раньше в этом древнем городе проживало более 100 тысяч человек.

4. Домус-де-Янас, о. Сардиния, Италия

фото: ebaumsworld.com

Италия знаменита своими бесчисленными архитектурными сооружениями, включая величественный Колизей и знаменитую Пизанскую башню. Однако в Италии существуют не столь популярные, но не менее интересные туристические достопримечательности.

Читайте также:
Транспорт в Словении. Аренда машины в Словении. Прокат автомобиля онлайн

Одна из них — “Дом фей” (Домус-де-Янас) в Сардинии, чей крошечный размер больше подходит для фей, нежели для людей. В настоящее время считается, что этим каменным “домикам фей” около 6000 лет.

5. Кайласанатха, пещеры Эллора, Индия

фото: ebaumsworld.com

Кайласанатха — одно из самых загадочных и крупных сооружений на планете, полностью вырезанное из монолитного камня. Современные археологи могут только догадываться о том, зачем древним индийцам понадобилось вручную возводить такое уникальное сооружение.

6. Храм Бахуса в Баальбеке, Ливан

фото: ebaumsworld.com

Храм Бахуса — это загадочное сооружение, которое было возведено в начале первого тысячелетия нашей эры. Храм настолько велик, что знаменитый афинский Парфенон на его фоне кажется крошечным.

7. Камни у села Асука, Япония

фото: ebaumsworld.com

В различных частях окрестностей села Асука есть необычные резные камни, известные своими квадратными отверстиями, которые древние жители Японии проделали для неизвестных целей.

К мраморным колоннам Баальбека

По Дамасскому шоссе в долину Бекаа

Из самого центра Бейрута, как бы разделяя город пополам, на северо-восток идёт Дамаское шоссе. Широкое и многополосное в пределах Бейрута, покинув его, Дамаское шоссе сужается, резко устремляется в горы, периодически срываясь на серпантин.

Ливан страна горная, а скорее всего, высокогорная, ведь больше половины его территории лежит на высотах более 900 метров. Два горных хребта, параллельных друг другу, пересекают страну с севера-востока на юго-запад. Тот хребет, который западнее называется, как и вся страна — Ливан, он тянется вдоль узкой прибрежной равнины. А с восточной стороны, вдоль границы с Сирией протянулись скалистые и непреступные горы Антиливана.

Тем временем, Дамасское шоссе, петляя, и всё время устремляясь вверх, оставляя за собой многочисленные небольшие селения, неизменно выводит на вершину перевала горного хребта, отделяющего западную и центральную части страны и восточную. Сразу за перевалом начинается долина Бекаа.

Вид открывается немного суровый и даже пугающий.

Вот только что, вроде бы была сочная зелень, характерные для всего Средиземноморья посадки оливковых деревьев и сразу, как только перемахнули через гору, марсианская пустынность окружающих пейзажей.

Весной, говорят, в этих местах значительно веселее, горные склоны покрыты нежно-зелёной травой и украшены ярко-красными пятнами полевых маков. Но мы оказались в этих местах в начале ноября, после завершения весьма жаркого летнего сезона, отсюда и преобладание серых оттенков.

Однако, даже при таком скучноватом цветовом решении Долина Бекаа выглядела весьма живописно.

А ещё эта высокогорная долина уникальна своей плодовитостью, культивируют здесь и пшеницу, и картофель с помидорами и много ещё чего, причём в таких объёмах, что хватает накормить, как минимум, весь Ливан, да ещё и соседнюю Сирию в придачу.

Климат для многих сельскохозяйственных культур в долине Бекаа весьма благоприятен, солнца много, да и с поливной водой недостатка не наблюдается. Окружающие долину горные хребты дают начало главным рекам страны Оронту и Литани.

В долине Бекаа Дамаское шоссе делает поворот на Сирию, куда мы направимся ровно через три дня, но сейчас наш путь лежит по другой дороге, пересекающей долину поперёк. По этой дороге, мы поедем в Баальбек, туда, где сохранились живописные развалины древнеримских храмов.

Дорога идёт мимо возделанных полей и расположенных вдоль трассы селений с незамысловатой сельской архитектурой. Вроде бы и совсем рядом небоскрёбы Бейрута, а тут совершенно другой мир, сельский, с патриархальным укладом жизни.

Впрочем, скоро дорога приводит в Захле, довольно большой город, центр регионального виноделия.

Местного вина нам попробовать не удалось, но виноградники видели. Их очень много разбито на склонах гор, обращённых к долине.

Непосредственно в Захле живут греко-католики, но в окружающих город селениях преимущественно мусульмане.

Со стороны, такое соседство выглядит мирным, но всё время вспоминается недавняя гражданская война, когда люди убивали друг друга исключительно по конфессиональному признаку. Однако, тему войны я уже поднимал в предыдущем рассказе, а в этот раз меня интересует древность.

Руины Анджара

Про долину Бекаа известно с 6-го тысячелетия до нашей эры, так свидетельствуют древнеримские источники, которые связывали Бекаа и финикийские города-государства, располагавшиеся в те времена за перевалом на берегу Средиземного моря. Я обязательно вернусь к финикийской теме, к коей проникся после своих недавних визитов в Тунис и отчасти на Мальту и Сицилию. Очень меня интересует как финикийская цивилизация, зародившаяся в этих местах, осуществляла свою территориальную экспансию, причём больше торговлей, чем войной. Вот и вином из долины Бекаа впервые стали торговать именно финикийцы, что косвенно свидетельствует об уровне развития виноделия в этом регионе ещё с тех незапамятных времён.

Предпосылками раннего появления человека в этих местах были не только комфортный для проживания климат и наличие источников воды, но и сам рельеф местности. Ведь долина Бекаа, лежащая в окружении гор, широкий естественный коридор очень удобный для прохода, как мирных караванных путей, так и войск. Этим и пользовались в разные времена персидские армии, военные формирования под началом Александра Македонского, римские легионы, отряды крестоносцев, исламские воины и иные.

Читайте также:
Визовый центр Италии - адреса и оформление визы

Дожившими до наших дней свидетельствами прошлого являются расположенные в долине Бекаа археологические комплексы в Анджаре и Баальбеке.

В этот день мы побывали в обоих из них, но сначала упомяну про Анджар.

Сейчас это небольшой городок, численностью чуть более двух тысяч человек, преимущественно армянской национальности. Собственно говоря, именно армяне, его и основали в первой половине 20-го века из числа тех, что покинули родные селения из районов отошедших Турции.

Интересный факт, в городке шесть кварталов, каждый из которых основан выходцами одного из шести покинутых селений. Большинство армян Анджара являются прихожанами Армянской Апостольской церкви, им удалось сохранить свою культуру и память об оставленных родных местах.

Но, известен Анджар, прежде всего, своими археологическими раскопками. Археологи в начале 20-го века искали столицу государства итуреев, народа говорившем на древнеарамейском языке. О том древнем этносе известно не так уж много, хотя упоминания античных историков, Страбона например, имеются.

Из этих источников и стало известно, что древнюю Итурею населяли кочевые арамейские и арабские племена. За сто лет до новой эры территория Итуреи частично была захвачена царями Иудеи, которые поставили местное население перед выбором: или подвергнутся обрезанию или убраться куда подальше.

Выбравшие обрезание были обращены в иудаизм и позже смешались с еврейским населением Галилеи. Другие, что покинули Итурею вместе с родственным арамейским племенем ханаанеи (хотя возможно это разные названия одного и того же племени) ушли на побережье и сформировали финикийский этнос.

Специально оставил это утверждение, которое, конечно же, является неверным, что стало понятно уже после обубликования рассказа в общении с коллегами по сайту. Основой финикийского этноса были ханаанеи это да, и наблюдался данный этногенез тысячи за две до нашей эры. Соответвенно итурейцы к зарождению финикийской цивилизации никакого отношения не имели, ибо жили гораздо позднее. Тут неожиданно возникла идея, может итурийцы также потомки легендарных ханаанеев, что очень вероятно. Есть над чем подумать долгими зимними вечерами.

Кстати, про ханаанеев упомяну чуть позже, уже в Баальбеке.

Археологи пытались найти столицу итурейцев город Хапцис, который по некоторым предположениям существовал на месте современного Анджара во 2-м тысячелетии до нашей эры. Но удалось им найти нечто совсем иное, не такое древнее, но весьма ценное.

Они нашли руины дворцового комплекса 8-го века, принадлежащего халифу Валиду I из династии Омейядов.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Практически все видели и знают про храм Парфенон (Parthenon) в Афинах. Вот и мы тут обсуждали это величественное сооружение. А ведь существует древнеримский храм намного больше по размерам (высота его колонн почти в 3 раза выше), с уникальной резьбой по камню и лучше сохранившийся, однако менее известный для туристов. Знаете где он находится?

Сейчас я вам покажу и расскажу …

Баальбек — один из древнейших городов мира — находится на территории современного Ливана. Когда-то эта область являлась частью Римской империи. Начиная с I века до н.э., римляне начали здесь строительство грандиозного храмового комплекса. Рядом с Храмом Юпитера, самым большим храмом в Римской империи, расположен храм немного меньшего размера — 66 метров в длину, 35 метров в ширину и 31 метр в высоту.

Храм Вакха был одним из трех главных храмов в большом комплексе в Баальбеке в Ливане. Баальбекское святилище в Ливане – комплекс древних храмов, формировавшийся на протяжении двух тысячелетий. Благодаря своим размерам Баальбек относится к самым значительным храмовым комплексам, когда-либо строившимся на Ближнем Востоке. Баальбек называют «Акрополем Леванта».

Многие считают его самым прекрасным древним храмом Ближнего Востока.

Он расположен на высоком холме, высота которого увеличена за счет могучей древней террасы, сложенной из камней еще во времена финикийцев. Первоначально здесь находился храм Баала (Ваала) – древнего божества, почитавшегося в Финикии. В эллинистическую эпоху его образ слился с образом греческого бога Солнца Гелиоса, и Баальбек получил название Гелиополис – Город Солнца. Во времена римского императора Августа Баальбек стал колонией Рима, а храм Солнца был обращен в храм Юпитера, рядом с которым были построены храмы Вакха (Бахуса) и Венеры. Во времена Византийской империи языческие храмы были обращены в христианские, затем наступила эпоха арабского владычества, затем пришли крестоносцы, за ними турки… Древние храмы грабили, они перестраивались, разбирались на стройматериал. Вдобавок, постройки Баальбека четырежды разрушались землетрясением. Сегодня комплекс Баальбека лежит в руинах.

Храм был посвящен Вакху (также известному как Дионис), римскому богу вина. Это изящное сооружение практически полностью сохранило свой центральный объем и ныне является одним из лучших в мире образцов древнеримской архитектуры.

Читайте также:
4 лучших торговых центра в Нячанге

Храм был возведен по приказу римского императора Антонинуса Пиуса и разработан неизвестным архитектором приблизительно в 150 г. н. э. Размеры храма Вакха 69 метров в длину и 36 метров в ширину. Довольно скромно по сравнению с гигантом-соседом, храмом Юпитера. Широкая Лестница в 33 ступени ведет в преддверие святилища. Прекрасный, украшенный рельефами портал манит внутрь. Через покрытый тончайшей резьбой портал можно попасть во внутреннее пространство храма, стены которого украшает великолепная колоннада. Все колонны увенчаны коринфскими капителями. В храме Вакха сохранился и каменный резной алтарь.

Причина хорошей сохранности храма заключается в том, что он долгое время являлся частью Средневековых Укреплений Баальбека.

Впечатляющий 11-метровый главный вход украшен каменной резьбой в виде винограда и виноградных лоз. Некоторые резные фигурки на потолке представляют собой изображения Вакха, другие скульптуры — людей, различных существ и ритуалов.

На протяжении многих веков серия землетрясений практически разрушила Баальбек. Долгое время здесь практически не проводилось никаких раскопок, и лишь в 1898 году немецкая экспедиция начала восстанавливать руины.

В течение веков памятники Баальбека пострадали от ограблений, войн и землетрясений, а также от многочисленных перестроек в период Средневековья.

В 1984 часть руин Баальбека, включая и Храм Вакха, были признаны объектами Всемирного наследия. Храм поражает своими впечатляющими размерами, великолепными каменными украшениями и монументальными воротами с фигурами Бахуса.

Древнейшая история Баальбека неизвестна. При императоре Августе город был обращен в римскую колонию (Соlonia Julia Augusta, Felix) и имел римский гарнизон. Самыми значительными и наиболее величественными являются развалины большего храма Юпитера, построенного в Римский период Антонином Пием. Храм был разрушен временем и войнами. Довершило дело землетрясение 1759-го года и сейчас мы можем увидеть лишь остатки собственно храма и двух больших дворов, окруженных колончатой галереей, с великолепным портиком при входе. А ведь раньше именно сюда приезжали римские императоры, чтобы принести жертвы своим богам и спросить оракула о судьбах империи.

Здание главного храма в глубине большого двора представляло прямоугольник в 89 м. длины и 49 м. ширины, крыша которого покоилась на 54 коринфских колоннах, образуя перистиль. Из этих колонн в настоящее время сохранилось всего 6, имеющих приблизительно 7 метров в обхвате и стержень в 19,8 м. длины, а вместе с пьедесталом — 24 м.; все остальное представляет жалкие обломки, покрывающие всю занимаемую развалинами местность, площадью около 5 кв. км.

По сравнению с храмом Юпитера Парфенон в Афинах может показаться карликом. Но как ни величествен храм Юпитера, основание, на котором он покоится, до-римской постройки, сложенное из колоссальных каменных глыб, еще более грандиозно.

Мишель Алуф, бывший хранитель Баальбека, писал:

“…несмотря на свои грандиозные размеры, они (камни Трилитона) так аккуратно сложены и так точно соединены друг с другом, что между ними почти невозможно просунуть даже иголку. Никакое описание не может дать сколько-нибудь точное представление о том потрясающем впечатлении, которое производит на наблюдателя вид этих гигантских блоков”.

Фото 23.

Наиболее интересными сооружениями в Баальбеке считаются огромные террасы. Они выложены из громадных каменных блоков весом от 300 до 1000 тонн (к примеру, средний вес каменных блоков в пирамиде Хеопса 2,5 тонны), причем уложены они без какого-либо связывающего состава и настолько точно и аккуратно, что просунуть даже иголку между ними весьма проблематично.

Крупнейшей террасой в Баальбеке является терраса на которой римляне построили храм своему верховному богу — Юпитеру. Храм Юпитера не дожил до наших дней, он был разрушен мощным землетрясением. От него осталось только 6 колон высотой по 22 метра, но и они производят очень сильное впечатление.

Три стены этой террасы выложены из девяти рядов монолитных блоков, каждый размером 11 х 4,6 х 3,3 метров и весом более 300 тонн.

Четвертая стена — особенная, ее сделали из трех, чуть ли не самых крупных обработанных камней в мире.

Есть версия, что террасы были построены задолго до прихода в Баальбек римлян.

Например, терраса, на которой был воздвигнут храм Юпитера, в юго-восточной стене состоит из девяти рядов каменных блоков, каждый размером примерно 11х4,6х3,3 м и весом более 300 тонн. А в ее стену с северо-западной стороны встроены три самых больших в мире обработанных монолита. Их называют Трилитон или Чудом трех камней. Эти камни имеют длину 29 м, высоту 4 м и толщину 3,6 м. Вес каждого из трех гигантов составляет от 800 до 1000 тонн. Причем, камни Трилитона так аккуратно сложены и так точно соединены друг с другом, что между ними почти невозможно просунуть даже иголку.

Как же 800-тонные камни Трилитона перетаскивались из каменоломни к месту строительства? Расстояние не такое уж большое — не более полукилометра, да и разница в высоте между двумя пунктами не слишком велика. Однако, если учесть размеры и вес этих камней и то обстоятельство, что дорога от каменоломни до храма все же не совсем ровная, перевозка при помощи обычных транспортных средств кажется невозможной. И далее, еще большей загадкой представляется — каким образом камни Трилитона были затем подняты более чем на 20 футов (почти 7 м) и установлены на стену с такой точностью, без всякого известкового раствора.

Читайте также:
Отзывы и описание преимущества отдыха на Кипре в июне: где лучше отдыхать, чем заняться, погода

А это южный камень — собственно самый крупная обработанная каменная глыба в мире, вернее будет сказать почти обработанная — ее часть так и не была отделена от скалы. Южный камень был найден в камнеломне в километре от города. Вес монолита более 1000 тонн.

Арабы считали, что Баальбек принадлежал мифическому Нимроду, который когда-то царствовал в этой части Ливана. В одном арабском манускрипте, найденном в Баальбеке, говорится, что Нимрод послал гигантов, чтобы они восстановили Баальбек после Потопа, ( что перекликается с историей о 12-ой планете ) В другом тексте сказано, что Нимрод восстал против своего бога и выстроил в Баальбеке Вавилонскую башню.

Иногда строительство Баальбека связывается с библейским персонажем Каином, сыном Адама. Он будто бы построил Баальбек в качестве убежища, когда бог Яхве проклял его. Патриарх общины маронитов Ливана Эстфан Довейги писал: “Согласно сказаниям, крепость Баальбек — самое древнее строение в мире. Его построил сын Адама Каин в 133 году от сотворения мира, в припадке безумной ярости. Он назвал его в честь своего сына Еноха и населил великанами, которые были наказаны Потопом за свои беззакония”.

Местные мусульмане тоже считали, что это было выше возможностей людей — передвигать огромные камни Баальбека. Но они полагали, что эту работу сделали не великаны, а демоны или джинны. Английский путешественник Дэвид Уркхарт предложил сходную версию о том, что строители Баальбека применяли в качестве передвижных кранов для транспортировки камней мастодонтов — вымерших ныне огромных животных, похожих на слонов!

Некоторые утверждают, что такие тяжелые камни, как 800-тонные монолитные глыбы Баальбека, невозможно поднять и с помощью современных кранов. Это не совсем верно. Боб Макгрейн — технический директор компании “Болдуинс Индастриал Сервисез” — одной из ведущих британских компаний по сдаче кранов в аренду, подтвердил, что имеются некоторые типы передвижных кранов, при помощи которых можно поднять 1000-тонный камень и установить его на кладку высотой в 20 футов (7 м). Компания “Болдуинс” располагает поворотными кранами грузоподъемностью в 1200 тонн марки “Готвальд АК 912”, а в других компаниях имеются краны, способные поднять груз и в 2000 тонн. К сожалению, эти краны не могут передвигаться с таким тяжелым грузом. Каким же образом мы могли бы перевезти Южный камень на место строительства? Инженеры компании “Болдуинс” предложили два варианта: первый — воспользоваться тысячетонным краном, поставленным на гусеницы. Недостаток этого способа в том, что для него требуются предварительные трудоемкие земляные работы, чтобы построить для движения крана прочную, ровную дорогу.

Другой вариант — вместо крана воспользоваться несколькими модульными гидравлическими трейлерами, которые можно соединить в платформу для перевозки тяжелых грузов. Эти трейлеры поднимают и опускают груз при помощи встроенных в их подвеску гидравлических цилиндров. Чтобы поднять камень в карьере, нужно завести трейлер в отверстие, вырезанное в нижней части каменного блока. Камень может быть окончательно установлен на стене, на высоте 20 футов с помощью земляной насыпи.

Но в отношении способов, предлагаемых компанией “Болдуинс”, имеется, конечно одна небольшая загвоздка — когда строился Баальбек, об этих технических методах XX века, разумеется, никто и помышлять не мог!

Ну, а что получается, если мы все же вернемся к гипотезе о методах без применения современной технологии? Обычно высказывается предположение, что мегалитические каменные глыбы перемещались при помощи деревянных катков. Но современные эксперименты показали, что такие катки разрушаются даже под тяжестью значительно меньшей, чем 800 тонн. И если даже можно было бы воспользоваться таким способом, то, по проведенным подсчетам, для перемещения Южного камня потребовались бы совместные усилив 40 тысяч человек. Остается совершенно недоказанным, что 800-тонные каменные глыбы можно было передвигать таким примитивным способом.

Другим слабым местом традиционной интерпретации является вопрос — зачем строителям нужно было возиться с такими тяжестями, если гораздо проще было разбить гигантский монолит на несколько блоков меньшего размера. По мнению моих друзей — инженеров-строителей использование в Трилитоне таких огромных каменных блоков — очень опасное дело, так как любая вертикальная трещина в камне могла бы привести к серьезному ослаблению всей конструкции. И напротив, такой же дефект в меньших блоках никак бы не отразился на прочности всей конструкции.

Поэтому вообще нет никакого смысла в том, чтобы пытаться представить себе, как десятки тысяч человек силятся сдвинуть и поднять 800-тонные глыбы. Как же в таком случае мы сможем выйти из тупика и что можно было бы предположить относительно намерений строителей Баальбека?

Читайте также:
Страговский монастырь в Праге — подробная информация с фото

С одной стороны, они, по-видимому, были совершенно, уверены в том, что в их строительном материале не было никаких дефектов. Поэтому они предпочитали пользоваться крупными блоками из чисто конструктивных соображений, полагая, что таким образом будет обеспечено более прочное основание, способное выдержать колоссальные вертикальные нагрузки. Это очень любопытная идея. С другой стороны, возможно, что строители просто очень спешили и им было выгоднее обтесать и доставить на место один большой камень, чем два малых. В этом случае следует, конечно, предположить, что они обладали строительной техникой высокого уровня.

Но если Трилитон представляет собой более позднее наслоение и выстроен с применением высокой техники в неведомые времена, то более низкие слои должны увести нас еще дальше в глубь предыстории. Эти нижние ряды кладки юго-западной стены тщательно сложены из камней меньшего размера, а поверх уложен ряд 300-тонных плит, со стесанной внешней гранью. Соседняя юго-восточная стена на том же уровне сложена из ряда мегалитических блоков того же размера, но не однородных — у некоторых из них грани стесаны, у других — нет, а ширина обтесанной поверхности разная даже у соседних блоков. Единственный вывод, который можно из этого сделать, это то, что верхний ряд первоначальной платформы когда-то был серьезно поврежден и затем реконструирован.

Отправимся на виртуальную экскурсию к осмотренным храмам. Нажимаем на картинки ниже и попадаем поближе к древностям.

От «храма Бахуса» до «Гастронома №1»

Ровно в полдень 5 февраля (23 января ст.ст.) 1901 года в Москве, на углу улицы Тверской и Козицкого переулка, при огромном стечении народа состоялась торжественная церемония открытия «Магазина Елисеева и погребов русских и иностранных вин», который и по сей день является одной из визитных карточек столицы.

Чудо из «ларца»

Столь высокий интерес отчасти объяснялся тем, что московская публика в течение 3-х лет строила предположения о том, что скрывается за плотными лесами, окружавшими стройку.

Вот как описывал эти события Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи»:

«Архитектор, привезенный Елисеевым, зашил весь дом тесом, что было для Москвы новинкой, и получился гигантский деревянный ящик, настолько плотный, что и щелочки не осталось.

Идет год, второй, но плотные леса все еще окружают стройку. Москвичи-старожилы, помнившие, что здесь когда-то жили черти и водились привидения, осторожно переходили на другую сторону, тем более, что о таинственной стройке шла легенда за легендой.

Нашлись смельчаки, которые, несмотря на охрану и стаю огромных степных овчарок во дворе, все-таки ухитрялись проникнуть внутрь, чтобы потом рассказывать чудеса.

— Индийская пагода воздвигается.

— Языческий храм Бахуса.

Последнее оказалось ближе всего к истине.

Наконец леса были сняты, тротуары очищены, и засверкали тысячи огней сквозь огромные зеркальные стекла».

Строительные леса были сняты только утром в день открытия, и вокруг здания собралась многочисленная публика, разглядывающая через окна интерьеры и ассортимент гастронома; к началу церемонии открытия полиция оттеснила уличных наблюдателей. Организованное мероприятие стало масштабным событием с молебном и торжественным обедом, в заключении выступил цыганский хор «Яра». Пригласительные билеты для гостей были напечатаны на бумаге верже с позолочённой каймой, среди посетивших церемонию гостей — московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной, гласные Московской городской думы, деятели православного духовенства, основоположник русского виноделия Лев Голицын.

Подбирая помещение под большой магазин в Москве, Григорий Елисеев, ставший единоличным главой товарищества в 1896 году, рассматривал различные здания на Арбате, Петровке, Большой Дмитровке, остановившись по рекомендации гласного Московской городской думы Александра Гучкова на бывшем особняке Козицкой на Тверской.

Это здание было построено в конце XVIII веке по заказу вдовы статс-секретаря Екатерины II Григория Козицкого. После смерти Козицкой дворец перешел к ее дочери – княгине А.Г. Белосельской–Белозерской. Она вскоре обнаружила, что в ее доме завелась «нечистая сила». Говорили, что княгиня не раз видела привидения и слышала устрашающие звуки. Не выдержав таких ужасов, Белозерская сбежала из дома.

Позже выяснилось, что «нечистой силой» оказалась шайка разбойников, которые задумали выжить хозяев из роскошного здания и поселиться на их месте. Преступники были пойманы, а княгиня вернулась в свой дом.

В XIX веке этот дом принадлежал княгине Зинаиде Волконской, внучке Козицкой и супруге родного брата знаменитого декабриста Сергея Волконского. Княгиня устраивала в своем доме литературно-музыкальные вечера, на которых побывали Александр Пушкин, Василий Жуковский, Денис Давыдов. В 1829 г. Волконские уехали в Италию, после чего дом переходил от одного владельца к другому.

«Нечто фантастическое представляло собой внутренность двусветного магазина. Для него Елисеев слил нижний этаж с бельэтажем, совершенно уничтожив зал и гостиные бывшего салона Волконской, и сломал историческую беломраморную лестницу, чтобы очистить место елисеевским винам. Золото и лепные украшения стен и потолка производили впечатление чего-то странного. В глубине зала вверху виднелась темная ниша в стене, вроде какой-то таинственной ложи, а рядом с ней были редкостные английские часы, огромный золоченый маятник которых казался неподвижным, часы шли бесшумно»,

– делился своими впечатлениями от увиденного Владимир Гиляровский.

Читайте также:
Музей техники Вадима Задорожного, Россия — подробная информация с фото

Магазин открытий и сюрпризов

Открывшийся магазин состоял из 3-х торговых залов, в которых размещалось в общей сложности 5 отделов. Крупнейший отдел — фруктовый, другие отделы — кондитерский, колониально-гастрономический, бакалейный, специализированный отдел был отведён для хрусталя Баккара.

Для торговли вином вскоре после открытия пришлось организовать отдельный вход со стороны Козицкого переулка, так как расстояние от главного входа до Страстного монастыря составляло около 90 метров, тогда как законодательно винная торговля была разрешена на расстоянии не менее ста метров (42 саженей) от церквей. Кстати, именно через этот вход в советские времена «нужные люди» получали дефицитные товары.

Помимо роскошного убранства и продавцов-консультантов, владевших несколькими иностранными языками, были у Елисеевского и другие отличительные особенности. Например, собственные мастерские-производства, среди которых было несколько небольших пекарен, кондитерский цех, цеха засолки, копчения, маслоотжима, обжарки кофе, колбасная фабрика. Также непосредственно в подсобных (в основном — подвальных) помещениях магазина разливались вина и напитки, изготовлялись варенья и мармелады.

Оформлению торговых залов Григорий Елисеев уделял повышенное внимание. По воспоминаниям современников, именно он впервые стал особенным образом выкладывать товар – в форме больших пирамид, символизировавших изобилие. А изобилие здесь всегда было не только символом, но и вполне реальным фактом. Даже избалованные москвичи с целым рядом товаров познакомились здесь впервые: настоящими открытиями для них стали оливковое масло, трюфели и анчоусы.

Вдохновленный успехом предприятия, такие же магазины Елисеев решил создать в Санкт-Петербурге и Киеве – главных городах Российской империи.

Все они были выдержаны в одном стиле, интерьер и внутреннее убранство их были похожи, а на прилавках царило такое же изобилие, редкостные деликатесы, экзотические фрукты и замечательные пирожные, как и в Москве.

После Октябрьской революции 1917 года «Елисеевский» магазин в Москве проработал всего 2 дня, а в 1918 году вывески были сданы в металлолом. В условиях карточной системы в первые годы Советской власти гастроном фактически не работал. Лишь в 1921 году с осуществлением Новой экономической политики продовольственный магазин на традиционных площадях восстановил функционирование и получил наименование «Гастроном № 1», после чего опять стал примером успешного развития «пищевой индустрии в СССР ».

«Елисеевское дело»

Тучи над «Гастрономом №1» стали сгущаться в 1982 году, когда КГБ начал слежку за директором магазина Юрием Соколовым, занимавшим эту должность с января 1972 года. Во время очередной командировки в его кабинете были установлены микрофоны и видеокамеры, что позволило зафиксировать многочисленные факты передачи ему подчинёнными денег в конвертах. В конце октября того же года директор и его заместитель Немцев, а также заведующие отделами Свежинский, Яковлев, Коньков и Григорьев были арестованы по обвинению «в хищении продовольственных товаров в крупных размерах и взяточничестве».

Это дело полностью расследовалось КГБ, без привлечения МВД. На даче Соколова были обнаружены около 50 тыс. советских рублей. На допросах Соколов пояснил, что деньги не его личные, а предназначены для других людей. После того, как Соколову пообещали снисхождение в суде, он раскрыл все имена сообщников. В результате чего было возбуждено около сотни уголовных дел против руководителей московской торговли, в том числе, против начальника Главмосторга Николая Трегубова.

Однако бывшему директору «Елисеевского» это не помогло: Верховный Суд РФ приговорил Юрия Соколова к «высшей мере наказания» – расстрелу. 14 декабря 1984 года приговор был приведён в исполнение. В 2011 году даже вышел фильм «Дело гастронома № 1», основанный на этих событиях.

Возвращение к истокам

В феврале 2016 года Департамент культурного наследия сообщил о завершении работ по реставрации фасада магазина Елисеева, который имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Эти ремонтно-реставрационные работы велись в течение 2-х лет (2014-2015 годы) без приостановки работы магазина. Основной задачей реставраторов стало воссоздание исторического облика здания на начало XX века, когда магазин Елисеева только открылся, а также сохранение элементов декоративного убранства фасадов 1870-х годов.

Реставраторы очистили фасады и декоративные элементы от поздних красочных покрытий и грязи. Лепной декор был восстановлен по шаблонам и моделям, снятым с сохранившихся элементов. Восстановлены штукатурные карнизы, элементы фурнитуры с окраской. Проведена реставрация оконной и дверной столярки, металлических козырьков, кронштейнов осветительных приборов, отвесов крыши с восстановлением системы водоотвода.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: