Авиакомпания Этихад — официальный сайт
«Этихад» — авиакомпания, базирующаяся в столице ОАЭ, Абу-Даби. Сравнительно молодая национальная авиакомпания в Эмиратах была основана в 2003 году и стала самой стремительно развивающейся в мире. На сегодняшний день в арсенале компании имеются новейшие самолеты последних моделей, оснащенные самым современным оборудованием в мире.
В переводе с арабского «этихад» означает содружество, в компании под этим подразумевают: абсолютную безопасность полетов, удобство направлений, изысканный комфорт и альянс с пассажирами, пожелания которых всегда учитываются.
С каждым годом количество пассажиров, воспользовавшихся услугами авиакомпании «Etihad», растет в несколько раз. В 2014 году авиакомпания выкупила 49% акций у крупнейшего перевозчика «AlItalia». Чья авиакомпания «Etihad Airways»: ее основал шейх Заед.
Общая информация
Коды международной классификации:
Код ИКАО авиакомпании — «EY».
Адрес аэропорта: PO Box 35566, New Airport Road, Khalifa City A, Abu Dhabi.
- телефоны:+97125110000 (call-центр аэропорта)
- «Этихад» — официальный сайт
Режим работы: круглосуточно.
В октябре 2016 года авиакомпания получила пятизвездочный рейтинг по версии SkyTrax и была признана лучшей сразу в трех номинациях: качество услуг, комфортабельность кресел, качество питания.
Регистрация на рейс
Регистрация на рейс «Этихад» открывается за 24 часа до вылета и реализуется одним из способов:
- Пройти регистрацию можно непосредственно в аэропорту, на стойке регистрации, начиная с 2,5 часов до отправления. При предъявлении паспорта, на который были оформлены билеты, пассажира зарегистрируют в порядке живой очереди. В аэропорту сотрудники говорят на нескольких языках, в том числе на английском.
- В специальных центрах, расположенных в городе. Услуга предоставляется не на все рейсы, поэтому информацию необходимо уточнить заранее. Стоимость услуги на взрослого — 30 дирхам*, на ребенка — 20 дирхам*.
- Онлайн регистрация на русском языке на сайте возможна за 24 часа до вылета. Для регистрации необходимо зайти на Etihad airways официальный сайт в соответствующий раздел, где ввести фамилию пассажира заглавными латинскими буквами строго как в паспорте, номер билета, нажать кнопку согласия с условиями, на следующей странице выбрать доступное место в самолете. На указанную электронную почту придет посадочный талон, который необходимо распечатать для предъявления в аэропорту.
- Регистрация на мобильном устройстве происходит как и в предыдущем случае. На официальном сайте «Этихад» можно выбрать русский язык.
Важно! Прибыть к выходу на посадку Etihadairways необходимо за 40 минут до вылета.
- Без багажа после онлайн регистрации можно пройти сразу на паспортный контроль и далее.
- При путешествии с багажом он сдается на стойке, там же предъявляется посадочный талон, если была регистрация онлайн.
Стыковки
При стыковке в аэропорту Абу Даби авиакомпания не предоставляет транзитный отель. При перелете по единому билету багаж выдается в конечном пункте. Если стыковка длится более 8 часов, можно получить ваучер на бесплатное проживание в транзитном отеле, но позаботиться об этом необходимо за месяц до вылета. Если место в отеле не предоставят, можно попробовать запросить капсулу для сна «gosleep».
Питание авиакомпанией предоставляется бесплатно при стыковке от 4 часов. Выдают талоны, которые можно обменять на питание в кафе или «Макдональдсе».
Правила перевозки багажа
Зарегистрированный багаж весом и габаритами не больше допустимых можно провозить бесплатно.
Максимальный размер зарегистрированного багажа — до 158 см в страны США и Канаду, в другие страны габариты составляют 207 см. Одно багажное место не может превышать 32 кг. Для пассажиров эконом-класса вес чемодана не более 23 кг на человека, для бизнес-класса — до 32 кг. На сверхнормативный багаж можно получить скидку 30%, если оплатить его онлайн.
Ручная кладь
Провоз ручной клади осуществляется бесплатно при соблюдении условий по габаритам и весу. Максимально допустимый вес — 8 кг, габариты — 55*40*20 (115 см).
Коляски и детские кресла можно провозить бесплатно в качестве дополнительного багажа.
Для некоторых вещей существуют ограничения к провозу на борту самолета. Что нельзя брать с собой в ручную кладь и какие предметы запрещены к перевозке можно увидеть на официальном сайте «Этихада» по ссылке.
Питание
Важно! Питание на борту считается одним из лучших. Меню разрабатывается для мусульман. Другие типы питания необходимо заказывать заранее за дополнительную плату.
Путешествие с детьми
Для маленьких пассажиров предусмотрены некоторые опции, например, коляску можно сдавать у входа в самолет и забрать ее после прилета в специально отведенном месте, возле ленты получения багажа. Но сначала сотрудники аэропорта наклеят багажные бирки.
Пассажирам могут предоставить коляски на время нахождения в аэропорту. Для семей с маленькими детьми предусмотрена отдельная комната при оплате билета бизнес-класса.
Питание для младенцев или детей постарше необходимо заказать заранее, так же как и люльки, если они необходимы.
Парк самолетов
В парк самолетов авиакомпании «Etihad» входят самые современные «Аэробусы» и «Боинги» вместимостью от 106 до 496 кресел. В ближайшие годы флот ждет пополнение — еще до 200 самолетов указанных марок. В любом самолете даже пассажиры эконом-класса чувствуют себя комфортно.
Базовый аэропорт
Аэропорт Абу-Даби — один из крупнейших международных современных аэропортов, можно сказать, аэропорт будущего, где базируется авиакомпания.
Код IATA — «AUH», код ICAO — «OMAA».
Адрес: P.O. Box 20, Abu Dhabi, United Arab Emirates.
Телефоны: +971 25 75 75 00 (справочная)
Находится в 30 км от города, и добраться до него можно любыми способами: на автобусе, на такси или трансфере, заказанном заранее. Этот аэропорт пользуется популярностью у людей, путешествующих с пересадкой. В транзитной зоне аэропорта можно переночевать в одном из отелей или в специальной капсуле для сна. На территории аэровокзала есть множество магазинов, в том числе, беспошлинной торговли; кафе; ресторанов, вип-зал и прочие удобства для гостей.
Виды тарифов
- «Эконом-класс»: «умное» кресло с подголовником, регулируемой спинкой и большим пространством для ног.
- «Первый класс»: кожаное кресло, душ, туалетный столик отдельная двухметровая кровать.
- «Бизнес-класс»: удобное кресло, трансформирующееся в кровать
- «Резиденс»: трехкомнатные апартаменты, включающие спальню, гостиную душевую.
Основные направления перелетов
Авиакомпания летает более чем по 120 направлениям в разные точки мира, в том числе в Россию (Москву), основными из которых являются страны Ближнего Востока, Европа, Америка.
Бонусная программа
Для постоянных клиентов предусмотрена программа «Etihad Guest», предлагающая скидки и акции, в которой 3 членских уровня: «золотой», «серебряный» и «элитный». При покупке билетов членам клуба начисляются бонусные мили, которые копятся, и ими, впоследствии, можно расплатиться за какие-либо услуги или билет.
Участники программы пользуются различными льготами и скидками на услуги в аэропорту, гостиницах, при аренде авто, на борту авиалайнера и т.д.
Акции и скидки
«Etihadairways» предлагает билеты со скидками на различные направления. Направления, участвующие в акции, отражаются на сайте во вкладке «акции». Они постоянно меняются, если подписаться на новости, можно получать актуальные предложения со скидками на электронную почту.
Аirline «Etihad» растет быстрыми темпами, постоянно улучшая качество услуг и сервиса на борту и в аэропорту. Миллионы людей со всего мира выбирают именно эту авиакомпанию, предпочитая получать 100%-ю безопасность и комфорт полетов.
*Цены указаны на июнь 2018 года.
Дешевые билеты авиакомпании Etihad Airways
- Дешевые авиабилеты
- Авиакомпании
- Etihad Airways
Авиакомпания «Этихад»
Ищите билеты на самолет Этихад? Наш сайт поможет Вам
Быстро найти и купить дешевые билеты Этихад,
Посмотреть Спецпредложения и Официальный сайт авиакомпании,
Сравнить цены на авиабилеты Этихад на популярные направления:
- Москва-Абу-Даби,
- Москва – Пхукет,
- Москва-Коломбо
- New Airport Road, Khalifa City, PO Box 35566, Abu Dhabi, UAE
- Телефон: +971 2 511 0000
- Размер флота: 113
- IATA: EY ICAO: ETD
- www.etihadairways.com
У нас вы найдете расписание рейсов Этихад, правила провоза багажа, общую и контактную информацию об авиакомпании Этихад – телефон, адрес, официальный сайт.
Прямые рейсы авиакомпании Etihad Airways
Популярные прямые рейсы Этихад: Москва – Абу-Даби – Москва. Посмотрите расписание, выберите удобный перелет и найдите авиабилеты онлайн.
Москва – Абу-Даби EY 68 |
12:40 12:15 DME |
18:55 18:40 AUH |
ежедневно с 31.03 ежедневно с 28.10 5 ч 25 мин |
Найти билет |
Абу-Даби – Москва EY 65 |
02:25 02:15 AUH |
06:50 06:55 DME |
ежедневно с 31.03 ежедневно с 28.10 5 ч 40 мин |
Найти билет |
Популярные направления Etihad Airways
- Москва – Абу-Даби от 11 500 ₽
- Абу-Даби – Москва от 33 000 ₽
- Москва – Коломбо от 14 000 ₽
- Москва – Пхукет от 19 000 ₽
Нормы провоза багажа авиакомпании Этихад
Посмотрите правила провоза багажа Этихад. Узнайте вес, размер, габариты ручной клади и багажа, а также стоимость перевеса.
Класс | Ручная кладь | Багаж | |
---|---|---|---|
Первый | 12 кг | 2*32 кг | |
Бизнес | 12 кг | 2*32 кг | |
Эконом | Deal | 7 кг | 23 кг |
Saver | 7 кг | 23 кг | |
Classic | 7 кг | 2*23 кг | |
Flex | 7 кг | 2*23 кг |
Дополнительный багаж* | Перевес багажа** |
---|---|
90 – 270$ (за место) | 100 – 300$ (за место) |
-
*Тарифы на дополнительный багаж зависят от зоны перелета – цены указаны ниже **Плата за перевес взимается в аэропорту – стоимость выше на 10%, чем при оплате заранее
Ручная кладь
40 x 50 x 25 см – габариты ручной клади согласно правил провоза багажа Etihad Airways. Размер ручной клади в сумме не должен превышать 115см. Вес одного места ручной клади не должен превышать 7 кг. Для пассажиров Первого класса и Бизнес-класса разрешается пронести в салон два места общим весом не более 12кг.
Багаж
45 x 72 x 90 см – размеры багажа не должны превышать 207 см по сумме трех измерений. Чтобы узнать сумму трех измерений своего чемодана, измерьте его высоту, ширину, и глубину, и затем сложите эти размеры.
Нормы бесплатного провоза багажа: для Первого класса – 50 кг, для Бизнесс-класса – 40 кг, для Эконом-класса на тарифах Deal и Saver – 23 кг, на тарифах Classic и Flex – 2*23 кг.
Дополнительный багаж оплачивается заранее двумя способами – либо онлайн через сайт авиакомпании, либо по звонку в офис регионального представительства. После оплаты талоны на багаж будут высланы вам по электронной почте.
Цены на сверхнормативный багаж зависят от зоны перелета – показать зоны
Египет, Иран, Иордания, Ливан, Судан, Мальдивы, Афганистан
Европа, Россия, Беларусь, Армения, Казахстан, Сейшелы, Азия, Китай, Гонконг, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, другие страны Африки
Бразилия, Канада, Соединенные Штаты Америки
Япония, Австралия и Корея
Страны Персидского залива (GCC)
Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия
Полуостров Индостан (ISC)
Индия, Бангладеш, Пакистан, Непал, Шри-Ланка
- На рейсах из зоны 2 в страны Персидского залива и обратно (например, Москва-Дубай) цены на дополнительный багаж следующие: увеличить вес с 23 до 32 кг – 90$, второе место до 23 кг – 162$, третье и последующие – 216$ (за место). Место весом 23 – 32 кг – 252$.
- На рейсах между странами, входящими в зону 2 (например, Москва-Тайланд), цены на дополнительный багаж следующие:
увеличить вес с 23 до 32 кг – 90$, второе место до 23 кг – 180$, третье и последующие – 234$ (за место). Место весом 23 – 32 кг – 270$. - По другим зонам перелета вся информация о багаже подробно указана на сайте авиакомпании.
Перевес оплачивается в аэропорту, и стоит дороже на 20-30$ за место, чем при оплате дополнительного багажа заранее.
Остались вопросы – свяжитесь с авиакомпанией:
+7 (499) 272-3786 (представительство в Москве)
+971 2 511 0000 (для звонков из-за границы)
Об авиакомпании «Etihad Airways»
Etihad Airways (Этихад) – национальная авиакомпания Объединенных Арабских Эмиратов, летающая под слоганом “Из Абу-Даби по всему миру”. Славится своим высочайшим уровнем сервиса, обладает премией Skytrax World Airline Awards в номинациях “Лучший в мире первый класс”, “Лучшие кресла в салоне первого класса”, “Лучшее бортовое питание в салоне первого класса”. Маршрутная сеть Etihad охватывает 90 стран мира, воздушный флот насчитывает 113 самолётов. Дочерняя компания: Air Serbia. Базовый аэропорт и штаб-квартира Etihad Airways находятся в Абу-Даби. Официальный сайт авиакомпании Этихад доступен на русском языке.
Самолеты авиакомпании «Этихад»
- Airbus A320
- Airbus A321
- Airbus A330-200
- Airbus A330-300
- Airbus A380-800
- Boeing 777-300
- Boeing 787-9
- Boeing 787-10
Базовый аэропорт: Абу-Даби (Абу-Даби)
Код IATA — EY
Код ICAO — ETD
Адреса офисов и телефоны авиакомпании Этихад
Главный офис:
P.O.Box 35566, Khalifa City A, Abu Dhabi, United Arab Emirates
+97125058111
+97125110000 (Fax)
Офис в Москве:
109028, Серебряническая набережная, 29, бизнес-центр «Серебряный город”, 8 этаж
+7 (499) 272-3786
Email: mowtkt@etihad.ae
Часы работы:
пнд-птн: 10:00 – 18:30
суб, вск – выходной
Авиабилеты Этихад
Все авиабилеты Этихад доступны на AviaBileta.com. Вы можете сравнить цены, купить билеты Этихад онлайн, посетить официальный сайт авиакомпании. сравнить цены
Акции и Спецпредложения авиакомпании Этихад
Посмотрите Cпецпредложения Этихад. Новые акции Etihad Airways вы увидите здесь в день их появления на официальном сайте авиакомпании. Покупайте билеты Этихад дешево!
Авиакомпания Etihad Airways – официальный сайт
Авиакомпания «Этихад Эйрвейз» — национальный перевозчик ОАЭ. Транслитерация арабского наименования «Алитхад» в переводе обозначает «союз». В настоящее время совершает регулярные линии до Бейрута, считается самой быстроразвивающейся воздушной фирмой в истории бизнес-авиации. Так, в 2004 году было перевезено 340 тыс. человек, а в 2008 — уже 8 млн. Предприятие известно крупнейшим в мире заказом авиасудов в 2008 на 205 самолётов.
Информация об авиапарке компании
Модель самолёта | В эксплуатации/в заказе | Максимальная вместимость |
«АэробусА320-200» | 22/18 | 162 |
«АэробусА321-200» | 10/0 | 174 |
«АэробусA321neo» | 0/26 | 236 |
«АэробусА330-200» | 16/0 | 262 |
«АэробусА330-300» | 4/0 | 231 |
«АэробусА350-900» | 0/40 | 314 |
«АэробусА350-1000» | 0/37 | 350 |
«АэробусА380-800» | 10/5 | 498 |
«Боинг777-300ER» | 19/12 | 412 |
«Боинг777-8» | 0/8 | 375 |
«Боинг777-9» | 0/17 | 425 |
«Боинг787-9» | 22/45 | 299 |
«Боинг787-10» | 4/38 | 330 |
«Боинг777F» | 6/0 | на 10,287 тонны |
Контакты авиакомпании
IATA | EY |
ICAO | ETD |
Базовый хаб | Абу-Даби |
Офис, ОАЭ | Абу-Даби |
Представительство, Москва | mowtkt@etihad.ae +7(495)6453-707 |
Начало работы | 2003 |
Головное предприятие | Государство |
Партнёрство | 40 авиакомпаний по «Единому коду» |
Официальный сайт Etihad Airways на русском языке | etihad.com/ru |
Телефон горячей линии | +9712511-0000 |
Почта | info@etihad.ae |
Правила перевоза багажа
Нормы ручной клади «Эйрлайнс»
Тариф | К-во мест/вес, кг |
Эконом | 1 х 7 |
Бизнес, Первый | 2 в сумме до 12 |
Младенцы | 1 х 5 |
Регистрируемые места:
- до США/Канады — 1,58 м по 3 длинам;
- для остальных направлений — 2,07 м по 3 длинам;
- предельная масса 1 места — 32 кг;
- сверхнорматив обслуживается компанией EtihadCargo.
Нормы провоза багажа в/из:
Направление | Эконом | Бизнес | Первый |
Количество мест х вес, кг | |||
США — Канада/Южная Америка/Бермуды | 2 х 23 | 2 х 32 | 2 х 32 |
Африка, кроме Сейшел | 2 х 23 | 2 х 32 | 2 х 32 |
Великобритания —Индия/Бангладеш/Пакистан | 2 х 23 | 2 х 32 | 2 х 32 |
ОАЭ/Катар/Бахрейн/Кувейт/Саудовская Аравия/Оман/Кувейт —Индонезия/Филлипины | 2 х 23 | 2 х 32 | 2 х 32 |
ОАЭ/Бахрейн/Саудовская Аравия/Кувейт/Катар/Оман — Индия/Шри-Ланка/Непал/Бангладеш/Пакистан | до 30 | до 40 | до 50 |
Другие пункты | 1 х 23 Deal/Save 2 х 23 Classic/Flex |
2 х 32 | 2 х 32 |
The Residence | 4 х 32 |
Основные направления
Самолёты «Иттихад» обслуживают 90 стран по всему миру. Если отсутствует прямой рейс, несложно подобрать стыковку.
Российские направления:
- московский Домодедово;
- Санкт-Петербург, Краснодар;
- Самара, Казань.
Пункты Украины и Белоруссии — Одесса, Киев, Симферополь, Минск.
Популярные направления авиакомпании Ethiopian Airlines
Место | Направление | Найти билеты |
---|---|---|
1 | Аддис-Абеба → Дубай | Найти билеты |
2 | Дубай → Аддис-Абеба | Найти билеты |
3 | Аддис-Абеба → Москва | Найти билеты |
4 | Москва → Аддис-Абеба | Найти билеты |
5 | Франкфурт-на-Майне → Аддис-Абеба | Найти билеты |
6 | Аддис-Абеба → Франкфурт-на-Майне | Найти билеты |
7 | Аддис-Абеба → Стамбул | Найти билеты |
8 | Каир → Аддис-Абеба | Найти билеты |
9 | Стамбул → Аддис-Абеба | Найти билеты |
10 | Аддис-Абеба → Каир | Найти билеты |
Сервис и дополнительные услуги
Помощь пассажирам с особыми потребностями:
- несовершеннолетним;
- беременным;
- с медицинскими ограничениями;
- с потребностями по диете.
Выбор предпочитаемого места за дополнительную оплату до начала онлайн-регистрации и бесплатно после старта оформления билетов. Покупки из зоны беспошлинной торговли и шоппинг на борту. К услугам клиентов — журнал-путеводитель товаров, ювелирные изделия, ароматы, престижные аксессуары. Действует услуга встречи в аэропорту до и после перелёта, при пересадке. Пассажиры могут рассчитывать на помощь, сопровождение, организацию автомобилей премиум-класса, приоритетное обслуживание, переводчика. Сервис можно заказать пакетом. Подробности на странице https://www.etihad.com/ru/book/meet-and-greet.
Обратите внимание: Страхование по полису авиакомпания предоставляет с помощью партнёра TravelGuard. Доступно полное покрытие для туристов и бизнес-путешественников большинства обслуживаемых стран.
Трансфер предоставляется через партнёра «Эхтиадских Авиалиний» — компанию Sixt. Сервис доступен для любых классов обслуживания. Кроме трансфера можно заказать встречу в аэропорту.
Регистрация на рейс
Регистрация на рейс «Этихадские Авиалинии» онлайн-способом начинается за 48 часов до отправления линии и оканчивается за 1 час. Форма подбора авиабилетов, бронирования и покупки билетов находится на главной странице etihad.com/ru. Сохранять поисковые данные и управлять изменением услуг могут пассажиры, зарегистрировавшие на сайте личный кабинет.
Оформление посадочного талона в аэропорту открывается за 3-5 часов до отлёта, оканчивается за 1 час для клиентов с билетами «Эконом» и за 45 мин. для владельцев класса «Бизнес». Точные интервалы оказания услуг регистрации указываются в авиабилете.
Другая полезная информация
Способы оплаты услуг «Этихад Авиалиний»:
- банковские карты — Masterсard/Visa/Diners Club/American Express/UATP;
- рассрочка — Masterсard/Visa;
- карты для отдельных направлений — JCB credit/Carte Bancaire/China Union Pay;
- дебетовые с 3-значным CVV/CSC;
- электронные способы — PayPal/Alipay/eNets/Masterpass/Visa Checkout;
- банковский перевод.
Полный список и условий оплаты опубликован по адресу https://www.etihad.com/ru/book/payment-options.
Расписание рейсов
Один отзыв
- Наталья :
Вылет из Тйланда о. Самуи в Москву, билеты покупала в авиакомпании Этихад Эйрвейз с пересадкой в Абу-даби. Рейс до Москвы отменили, все остальные рейсы только немного перенесли. Прошу вернуть деньги за весь перелет, так как перевозчик не выполнил условия перевозуи в полном объеме. В ответ тишина. Причем на почту приходят предложения зарегистрироваться на рейс онлайн до Абу-даби. А дальше то что? Сидеть в Абу-даби? Не понятно. Не рекомендую связываться с этой авиакомпанией.
Etihad Airways
Русскоязычное название: Этихад Эйрвэйз
Год образования: 2003
Страна: ОАЭ
Общая информация об авиакомпании Etihad Airways
Национальная авиакомпания ОАЭ, международные авиалинии в страны Азии и Европы
Код ИАТА: EY
Код ИКАО: ETD
Официальный cайт авиакомпании: www.etihad.com
Адрес: New Airport Road, Khalifa City A, PO Box 35566, Abu Dhabi, Unated Arab Emirates
Телефон: +971 600 555 666
Факс: +971 250 581 11
E-mail: info@etihad.ae
Адрес представительства в России: 109028 г. Москва, Серебряническая набережня, д.29 БЦ “Silver City”, 8 этаж
Телефон представительства в России: +7 499 272 37 86
E-mail представительства в России: mowtkt@etihad.ae
Базовые аэропорты: Абу-Даби
Дата последнего обновления: 23.10.2019
Авиакомпания Etihad Airways
Рейтинг:
55% | 14% | 31% |
- позитив
- нейтрал
- негатив
Фото авиакомпании Etihad Airways
-
2919 27 0
Стюардессы авиакомпании Etihad Airways
-
1948 10 0
Airbus A380 авиакомпании Etihad Airways в аэропорту Лондон Хитроу
-
2430 10 0
Airbus A320 авиакомпании Etihad Airways в специальной раскраске “Формула 1” в аэропорту Абу-Даби
-
1841 9 0
Боинг-777-300 авиакомпании Etihad в аэропорту Париж Шарль-де-Голль
Отзывы
Очень крутой перелёт Москва- Абу-Даби- Сеул.
Форум
Где взять полис страхования, включенный в билет Etihad? Полис нужен для разрешения на въезд в Тайланд.
Вопросы/ответы
- Не получила по е-mail маршрутную квитанцию в подтверждение оплаты билета
- Перелет 16 марта Москва Абу-Даби и обратно 25 марта 2022 Абу Даби Москва возможе
- Ермакова Елена Владимировна
- Изменение паспортных данных
- Александр Подвысоцкий
- Можно ли срочно поменять билет из Токио в Москву через Абу Даби
Обзоры авиакомпании Etihad Airways
История авиакомпании Etihad Airways
Авиакомапания Etihad Airways (Этихад Эйрвэйз) является национальным перевозчиком Объединенных Арабских Эмиратов. Штаб квартира компании расположена в пригороде Абу-Даби, в районе Халифа-Сити. Неподалёку находится и её базовый аэропорт. Etihad Airways обладает одним из крупнейших в пределах Азии и одним из самых современных в мире флотом. Руководит авиакомпанией Совет директоров, возглавляемый Его Высочеством шейхом. В переводе с арабского «Etihad» означает «союз», выражая тем самым открытость авиакомпании и её готовность к взаимовыгодному сотрудничеству с партнёрами.
Уникальность ближневосточного перевозчика
Уникальность Etihad Airways заключается в том, что, будучи гораздо моложе большинства авиакомпаний мира, она сумела войти в историю коммерческой авиации, как самое быстроразвивающееся предприятие в данной области. Etihad Airways была основана в июле 2003 года по указу шейха ОАЭ Халифы бин Зайеда аль Найана. 5 ноября того же года состоялся первый демонстрационный полёт компании в Аль-Айн. А неделю спустя перевозчик приступил к выполнению регулярных рейсов в Бейрут. Далее последовало стремительное развитие – каждый месяц к маршрутной сетке Etihad Airways добавлялось по одному новому направлению, и уже в 2006 году, по прошествии 30 месяцев с момента основания, маршрутная сеть перевозчика включала 30 аэропортов назначения.
Беспрецедентные заказы авиакомпании Etihad Airways
Etihad Airways также отметилась в исторических хрониках своими заказами на поставки авиалайнеров. Так, в 2004 году был подписан контракт на сумму 8 миллиардов долларов США на поставку 5 самолётов марки Boeing 777-300ER и 24 авиалайнеров Airbus. В 2008 году компания объявила о беспрецедентной по своим масштабам сделке за всё время существования коммерческой авиации – заказ на 205 лайнеров. Согласно контракту из этого числа компания гарантированно покупала 100 машин, имела опционы на 55 самолётов, а также право на приобретение еще 50.
Собственный авиационный альянс
Ближневосточный перевозчик стал инициатором и учредителем альянса Etihad Partners в 2015 году. Членами данного авиационного сообщества являются Air Serbia, Air Seychelles и Jet Airways. В портфеле Etihad Airways есть серьёзные доли акций каждой из этих авиакомпаний.
Достижения и сферы деятельности авиакомпании Etihad Airways
За время своего недолгого существования Etihad Airways становилась обладателем различных премий в области гражданской авиации. Деятельность компании включает в себя 3 основных направления:
– пассажирские авиаперевозки (под брендом Etihad Airways),
Коммерческий транспорт
В совместном проекте Ford Transit и РБК мы расскажем
о семи актуальных сферах бизнеса, в которых используются коммерческие автомобили.
Общественный транспорт: российский и зарубежный опыт
В России долгое время почти не было другого транспорта, кроме общественного.
В странах Запада же XX век стал веком личного транспорта: когда каждая семья имеет по меньшей мере одну машину и постоянно на ней передвигается.
Однако с наступлением капитализма в России вдруг оказалось, что общественный транспорт, особенно в крупных городах, не способен справиться со своими задачами, даже с учетом того, что множество россиян стали пересаживаться на личные автомобили. При этом в странах Запада и некоторых азиатских государствах общественный транспорт набирает популярность и только увеличивает эффективность. Сможем ли мы догнать и перегнать лучшие зарубежные транспортные системы? Для нас ведь это вопрос не престижа, а самой насущной необходимости.
По некоторым параметрам мы уже опережаем многие другие страны в том, что касается эффективности перевозок. Взять, к примеру, московское метро. Работает как часы, умудряясь перевозить грандиозное количество пассажиров. По загруженности оно уступает только токийскому. В московском метрополитене в час пик загрузка составляет 5,6 человека на квадратный метр, в токийском — 7. В остальных подземках мира — и в Гонконге, и в Нью-Йорке, и в Лондоне — этот показатель значительно ниже. Так что если Москва справляется с таким потоком, значит, работа тут выстроена очень эффективно (хотя, конечно, комфортной поездку в час пик не назовешь). Правда, нагрузка на московский метрополитен превышает расчетную более чем на 20%, и это свидетельствует о недостаточном развитии системы транспорта в целом. В первую очередь отстает наземный транспорт. Это слабое место не только Москвы, но и всей России.
В московском метрополитене в час пик загрузка составляет 5,6 человека на квадратный метр, в токийском — 7. В остальных подземках мира — и в Гонконге, и в Нью-Йорке, и в Лондоне — этот показатель значительно ниже
В самом начале 1990-х годов маршруты исчезали, передвижной состав старел и выходил из строя. По официальным данным, количество пассажиров, перевозимых наземным транспортом, снизилось в несколько раз. Это не вполне отражает действительность, потому что часть перевозок просто ушла в тень. Плохо организованные и тем более нелегальные маршрутные такси стали, с одной стороны, подспорьем, а с другой — большой проблемой городов. Перечислять несовершенства «маршруток» можно долго, но вот хотя бы один (и главный) параметр — безопасность. В Москве, к примеру, уже в последнее время (когда был наведен относительный порядок) в среднем в год попадала в ДТП каждая пятая маршрутка. Среди муниципальных автобусов показатель был в 3,5 раза ниже. До сих пор даже в наиболее благополучных городах муниципальный транспорт полностью не справляется, а коммерческие перевозчики не исполняют множество официальных предписаний. В этом, собственно, главное отличие наземного транспорта в России и в развитых странах — отсутствие жестко контролируемых стандартов качества.
Билеты на маршрутки стоят дороже (особенно с учетом отсутствия в них льготного проезда), а платить за них сложнее, потому что общих билетных решений для них не существует. Бесконтрольность маршрутных такси создает проблемы не только пассажирам, но и автомобилистам, потому что порождает пробки. Каждый день, например, в Москве на улицы выезжают как минимум 4,5 тысячи маршруток, которые ведут себя на дороге как попало, в частности, создают «бутылочные горлышки» в районах основных транспортных узлов, толпясь у остановок и перекрывая полосы движения.
Дело вовсе не в том, что в мире не прибегают к услугам частных перевозчиков. Несмотря на то что общественный транспорт — дело преимущественно государственное, частники играют важную роль. В Берлине, например, на них приходится 8% всех маршрутов, в Будапеште — 17%, а в Вене — все 30%, то есть примерно столько же, сколько сейчас в Москве. Только работает эта сеть частников совсем иначе. Сейчас в Москве и прочих российских городах нет, по большому счету, согласованности маршрутов между частниками и городом. В той же Вене, как и в других западных столицах, частники встраиваются в существующую маршрутную сеть, таким образом, город справляется с нагрузкой именно на тех направлениях, где это необходимо, а не где удобно владельцу маршрутки. К качеству перевозок в российских городах не предъявляется сколько-нибудь жестких требований. Поэтому даже в продвинутой и богатой Москве половина маршруток не имеют кондиционеров и не соответствуют экологическим стандартам, а людей с ограниченными возможностями могут перевозить в лучшем случае 8% маршрутных такси.
Сейчас в Москве и прочих российских городах нет, по большому счету, согласованности маршрутов между частниками и городом. В той же Вене, как и в других западных столицах, частники встраиваются в существующую маршрутную сеть, таким образом, город справляется с нагрузкой именно на тех направлениях, где это необходимо, а не где удобно владельцу маршрутки
То, что сейчас происходит в Москве, — это попытка построить наземный транспорт на тех основах, которые действуют в Европе. Частные перевозчики в этом году должны быть встроены в транспортную систему Москвы: перейти на стандартные билеты (включая льготные), встроиться в маршрутную сеть, перейти к работе по контрактам. Контракты — это когда в результате конкурса перевозчик получает определенный маршрут, передавая всю выручку городу, а от него получая определенное вознаграждение (хотя доходы от рекламы, как наружной, так и внутри автобуса, остаются полностью у перевозчика). Они позволяют стимулировать перевозчиков к положительным изменениям. Если, к примеру, поставить вознаграждение в зависимость от пунктуальности, можно, как показывает европейский опыт, практически полностью избавиться от опозданий. Уже в прошлом году были проведены пилотные проекты. Один из перевозчиков стал работать по контракту на 22 маршрутах (75% пассажиров по результатам опроса отметили качественное улучшение). На четырех маршрутах, обслуживаемых частным перевозчиком, были установлены валидаторы и стали применяться городские билеты (85% пассажиров отметили улучшение).
Развитие наземного транспорта идет по пути, проложенному прежде всего европейскими странами, не только в том, что касается взаимоотношений с частными перевозчиками. Идет масштабная модернизация подвижного состава: автобусы, трамваи и троллейбусы становятся низкопольными, дружелюбными по отношению к инвалидам, оснащаются климатическими системами, датчиками ГЛОНАСС, позволяющими отслеживать их движение (причем делать это может любой пассажир). Сеть остановок должна быть расширена, чтобы в идеале расстояние между остановками было не более 300 метров. В планах сокращение интервалов движения на 22% и увеличение количества выделенных полос (на 43 километра до конца 2015 года). Все это приведет к тому, что именно наземный транспорт сыграет главную роль в снятии той транспортной напряженности, которая создалась сейчас в крупных городах России (а очевидно, что довольно скоро вслед за Москвой станут наводить порядок в наземных перевозках остальные «миллионники»).
Почему в Европе нет маршруток?
Транспорт цивилизованный и не очень
Маршрутка из Бобруйска приходит в Минск на улицу Бобруйскую. Логично. Правда, заявляют остановку у одного здания, а высаживают пассажиров у другого. Опытные пользователи говорят: ничего страшного, бывает. Я встречаю маршрутку впервые, меня эта необязательность раздражает. Меня вообще необязательность раздражает, но речь сейчас не об этом. А о том, что мы с племянником, который работает редактором одной из бобруйских газет, проводим личный эксперимент. Он едет на маршрутке из Бобруйска в Минск впервые, до сих пор предпочитал поезда: дешевле. Но маршрутки ходят чаще, остановок больше, считается, что так удобнее. Я несколько раз ездила на маршрутках из Новополоцка в Минск. Как только появилась возможность ездить поездом, езжу поездом. Потому что, если есть выбор между маршруткой и общественным транспортом, я никогда не выберу маршрутку. Мне там тесно, грязновато, и, признаться, нервирует водитель, отвлекающийся от дороги на телефонные разговоры и сбор денег у пассажиров. Я знаю, что многие со мной не согласятся, никому своего мнения не навязываю. Мне говорят, что междугородняя маршрутка — это быстро и очень удобно. Не спорю.
— А как ходят маршрутки у вас там, в Чехии? — спрашивает племянник, только что рассказавший, что водитель ехал со скоростью 130 — 140 км/ч, что, конечно, хорошо, потому что в Минск приехали быстрее, чем ожидалось, но. В общем, в следующий раз он снова поездом.
— А там нет маршруток.
— В Европе вообще нет маршруток, — продолжаю я. — В Азии, например, везде. В Пекине я застала времена, когда маршрутки по городу ходили, а потом вдруг — раз! — и исчезли. Самая популярная маршрутка в китайском Синьцзяне — арба, запряженная осликом. На Филиппинах — джипни: созданные из удлиненных джипов автобусики с лавками вдоль бортов. В Таиланде такие тоже есть. Для нас — веселая экзотика, для местных — привычный транспорт.
— Так почему в Европе нет? — настаивает он.
— Да потому, что нецивилизованный вид транспорта. По крайней мере, именно так воспринимается в Европе.
Он молчит, немного ошарашенный: до сих пор не думал об этой проблеме под таким углом. А для меня это уже много лет как очевидность. Самый простой пример — Чехия, в которой я живу. Городских маршруток здесь нет как класса, хотя микроавтобусы по Карловым Варам курсируют. Но это общественный транспорт, который ходит не по самым востребованным маршрутам: обычный большой автобус отправлять затратно, но люди вдоль маршрута живут, и транспорт им нужен. А раз нужен, значит, есть. Ходит несколько раз в день по расписанию. У нас, кстати, это тоже уже есть и не перестает радовать: зашел на сайт «Минсктранса», «Гомельтранса» или другого транса, узнал расписание, вычислил маршрут — и вперед.
Но вернемся к Чехии, в которой маршруток нет, а ездить между городами легко, удобно и недорого. Потому как — конкуренция. Есть государственные перевозчики — комфортные, но без излишеств. Ездят между городами, городками, селами и поселками. Недорого, достаточно часто, достаточно медленно, потому что останавливаются практически в каждом населенном пункте на пути. Для тех, кто живет в глубинке, удобно. Те, кому нужно перемещаться между большими городами, на таких не ездят.
Есть и частные компании с узнаваемыми названиями и автобусами. Всю Чехию под себя подмяла, став почти монополистом, компания с торговой маркой RegioJet, очень узнаваемыми и издалека заметными желтыми автобусами. Самый близкий мне пример — маршрут Карловы Вары — Прага. Расстояние небольшое — всего 125 км, но дороги в Чехии неважные, а потому автобус — большой, красивый, желтый — идет 2 ч. 15 мин., заезжая по дороге в аэропорт (остановка несколько минут, только чтобы высадить и принять пассажиров). Восемнадцать автобусов в день, первый уходит в 5 утра, последний — в 20.00. В обратном направлении первый автобус идет в 6.30 утра, последний — в 21.30. Поэтому немало карловарцев работают в Праге: добраться не проблема, а рано вставать чехи приучены с детства. По дороге несколько остановок: аэропорт, возле метро «Градчанска» и конечная — на центральном автобусном терминале Флоренц. Если кто–то купит билет, будет остановка в городке Лубенец, 40 минут езды от Вар. Такая опция предусмотрена, но используется пассажирами нечасто. Стоимость билета из Карловых Вар до Праги без скидок — 159 крон (примерно 15 рублей).
Система скидок предусмотрена и выгодна всем: и пассажиру, и компании. В офисе компании покупаешь карточку, кладешь на нее какую–то сумму (минимальный взнос 300 крон, около 28 рублей) и вперед — езди, бронируй билеты на сайте со скидкой. В один и тот же день есть рейсы стоимостью 139
(13 рублей) или 149 (14 рублей) крон, но в любом случае дешевле, чем без карточки. С сожалением констатирую, что на другие маршруты моя карловарская скидка не распространяется, но с радостью отмечаю сервис на любом «желтом» борту: интернет на приличной скорости, туалет, каждое место оборудовано индивидуальным экраном — хочешь кино смотри, хочешь музыку слушай (наушники выдают), хочешь судоку разгадывай. А пока ты мучаешься с выбором, тебе предложат газеты и журналы, извинившись, что они только на чешском языке, а потом еще чай, кофе нескольких видов и горячий шоколад. Газеты и чай/кофе/шоколад — бесплатно, то есть входят в цену билета. Все объявления в салоне на чешском и английском, на карловарском маршруте стюард на борту (кажется, я еще не сказала, что в каждом автобусе есть стюард?) и по–русски поймет: маршрут обязывает.
Все билеты можно покупать онлайн — на сайте или в мобильном приложении. Никаких бумажных билетов не надо, достаточно назвать номер своей карточки или показать забронированный билет в смартфоне. Отказаться от билета так же легко, как купить: за 30 минут (а на некоторых маршрутах и за 15) до поездки это можно сделать онлайн. Без всяких штрафов (у нас при возврате купленных онлайн железнодорожных билетов удерживают комиссионные), деньги моментально возвращаются на карточки — только ездите с нами. А ездить на таком автобусе, как вы уже поняли, — одно удовольствие, и тоска об оставленных в Беларуси маршрутках не посещает. Наоборот, посещает вопрос: а почему у нас такого нет?
Но RegioJet в Чехии не монополист, хотя у них есть еще и собственная железнодорожная сеть. Недавно внутричешскими перевозками стала заниматься немецкая компания FlixBus. Возникла конкуренция на маршруте Карловы Вары — Прага, а в таких вопросах конкуренция — это всегда хорошо. Салатовые автобусы ходят 5 — 6 раз в день, промежуточных остановок нет, сервиса на борту тоже — никаких тебе газет и чая с шоколадом. Туалет есть, но это такое обычное дело, что даже не заслуживает отдельного упоминания. Если вы готовы обойтись без сервиса, то добро пожаловать на FlixBus: цены варьируются от 4,90 (12 рублей) до 8 евро (19 рублей) в одну сторону.
Вряд ли чешские перевозчики рады конкурентам из Германии, но выбора у них в общем–то нет: ЕС. Получить разрешение на пассажирские автобусные перевозки что в Германии, что в Чехии — дело непростое, документов понадобится много, рассматривать вопрос будут месяца четыре минимум. И не факт, что перевозки разрешат, даже если с автобусами и водителями будет полный порядок. Структуры, которые рассматривают этот вопрос, решают: не окажется ли переполненным рынок? Если на том или ином маршруте перевозчиков, по мнению принимающей решение стороны, достаточно, новым разрешения не дадут. Конкуренция конкуренцией, а рынок всех вместить не может.
Хочу обрадовать страстных поклонников маршруток: встретить их в Польше и Германии не проблема, несмотря на то что это не самый, с точки зрения европейцев, цивилизованный вид транспорта. Белорусы из Гродно и других мест недалеко от границы ездят в Польшу «на закупы». Поляки ездят в Германию. Украинцы ездят в Польшу — кто «на закупы», кто на работу. Пока такие поездки осуществляются нерегулярно, европейская полиция закрывает на них глаза: есть водительское удостоверение у водителя, страховка у микроавтобуса — пожалуйста. Нерегулярные перевозки на то и нерегулярные. Но лично я предпочитаю автобус: сел, расслабился, выпил кофе, почитал газету — и в Праге. Или в Будапеште, Братиславе или Вене (на дальних этих маршрутах чай/кофе несколько раз приносят). К хорошему привыкаешь быстро. Особенно когда это хорошее — просто обычная норма.
А КАК У НАС ?
Говорить о разветвленной сети междугородних маршрутов регулярных перевозчиков в нашей стране не приходится. Возможности напрямую добраться во многие города официальным способом, особенно в будние дни, нет даже из Минска. А вот и очередная новость на сайте «Минсктранса»: с конца марта предприятие отменяет ежедневный рейс Минск — Лельчицы, в Корму же станет ездить только с пятницы по воскресенье. «Пассажир ушел к нерегулярным конкурентам, — только и разводят руками транспортники. — Кроме того, нужно высвободить наши комфортные микроавтобусы, которые потребляют мало топлива, для более востребованных направлений, чтобы не гонять туда вместительные МАЗы. В направлении Солигорска, в частности».
— Хотя у нас еще остаются маршруты, по которым выгодно отправлять и большие автобусы, — замечает заместитель директора минского автобусного парка № 2 Сергей Ласицкий. — Скажем, Минск — санаторий «Радон» или Минск — Нарочь. На этих направлениях работают современные МАЗ–251, которые преимущественно используются на международных линиях. Такие машины оборудованы туалетами, там ловится Wi–Fi. Все дело в том, что ими ездит большое количество россиян, которым гораздо проще прийти на автовокзал и взять билет, чем искать по интернету телефон диспетчера маршруточников.
Есть ли у государственного перевозчика «антикризисный» план? Пассажиры ведь, отдавая предпочтение маршрутным такси, ссылаются на отсутствие многих важных для них «плюшек». Системы онлайн–бронирования и возможности подсесть по пути следования, например. Хотя эти опции, разъясняет Екатерина Станкевич, юрист, занимающийся вопросами транспортных перевозок, согласно законодательству доступны только регулярным перевозчикам, но никак не тем, кто позиционирует себя как «нерегуляр». Позиция госперевозчика:
— Система онлайн–продажи билетов ticketbus.by вроде и есть, позволяет купить билеты на рейсы, которые отправляются с автовокзалов, причем не только из Минска и даже официально работающих частников. Но слишком уж она неудобная и ненадежная. Обращались с идеей создать собственную систему, которая позволила бы, скажем, оплачивать проезд и с промежуточных остановок, но пока не получается. Это бы, пожалуй, решило еще один вопрос: мы могли бы подбирать пассажиров и по пути следования — точно бы знали, где и кто находится. Ну а пока стали останавливаться на выездах из города. В частности, у метро «Каменная Горка» или «Малиновка». Да, проигрываем «нерегулярам» во времени, но по законодательству перевозить пассажиров на скорости выше 90 километров в час запрещено, хотя наши «Крафтеры» и даже МАЗ–251 по трассе могут и 110 ехать. Водителю, кроме того, нужно через каждые четыре часа работы давать как минимум 20–минутный обеденный перерыв. Иное расписание нам не согласуют. Но спешим заверить пассажиров, ни в Бобруйске, ни в Слуцке, ни где бы то ни было по полчаса уже не стоим.
Бонус, который «Минсктранс» может предложить пассажиру? — это стоимость билетов. «Солигорск — за 6, Могилев — за 7, Гродно — за 9 рублей, это дешевле, чем у конкурентов». А еще к Европейским играм планируется очередное обновление подвижного состава: на маршруты должны выйти почти два десятка новеньких вместительных и мягких МАЗ–251.
Путешествие по Европе в эпоху ковида. Написал инструкцию, как въехать и перемещаться по ней в 2022 году
Съездил тут на три недели в Европу! Сербия, Греция, Франция, Швейцария, Италия. Оказалось, туризм в Европе возможен даже сейчас! Написал небольшую инструкцию, как въехать в Европу и путешествовать по ней в 2022 году.
Так вот. Несмотря на то, что большинство границ до сих пор закрыты, что на прямые рейсы в Рим или Амстердам вас даже не посадят, не все так печально. Есть три легальных пути попадания в Счастливый Западный Мир с обычной туристической шенгенской визой (тип С)!
1) Транзит через Хорватию. Еще недавно это была самая популярная «лазейка». Хорватия открылась для россиян в конце лета-2020, а это уже – Евросоюз. Из нее можно было лететь куда угодно дальше. Хоть в Мадрид, хоть в Брюссель, внутри Евросоюза жестких проверок нет. Сейчас стало сложнее: Хорватия пускать в саму себя перестала, но разрешает транзит 12 часов. При этом уехать транзитно можно только по земле. Т. е. путь выглядит так: вы прилетаете в Хорватию, дальше едете в Словению на поезде или автобусе, и оттуда уже куда кривая европейской мечты выведет.
Обратите внимание, что 12 часов считают очень внимательно. Поэтому ваша задача подгадать с рейсами самолетов и наземных транспортов так, чтобы в этот срок уложиться.
2) Прилет в Грецию. На данный момент Греция – единственная страна, пускающая с туристическими целями. Более того, она даже вроде выдает визы! Если у вас нет шенгена, это сейчас единственный способ его получить.
Для въезда обязательно заполнить специальную PLF-форму и сделать PCR-тест. Форма нужна как раз для отсчета той самой квоты в 500 человек. Ее вроде собираются увеличить до 4 тыс., но по факту и сейчас никаких проблем попасть в нее нет. Судя по всему, она и близко не выбирается. Более того, чтобы заполнить форму, вам в любом случае потребуется сначала купить билет и указать номер рейса. Так что можно не волноваться по этому поводу.
Греция – уже Шенген, значит, дальше можно куда угодно, но есть нюансы. О них ниже!
3) Транзит через Австрию. Способ довольно муторный, но возможный. Австрия разрешает транзит, если у вас есть билеты в третью страну, куда можно въезжать. Например, самый популярный способ – купить автобус в Белград (Сербия). Можно также взять сдаваемые билеты в Афины из Вены. На въезде пограничники смотрят внимательно факт наличия транзита. А недавно австрийский полицейский (!) стал проверять документы и пристально допрашивать пассажиров еще перед вылетом в Шереметьево у стоек регистрации! Без его добра на самолет не сажают. Но, попав в страну, вы уже не будете никем контролируемы и сможете идти на все четыре стороны.
Перемещение внутри Шенгена
Если вы попали в одну из евростран, то дальше уже перемещаться несколько проще. Но будьте внимательны! У каждой страны сейчас свои правила въезда и нахождения в ней. Рекомендуется их тщательно изучить. А также следить постоянно, не изменилось ли чего: ситуация меняется как в одну, так и в другую сторону постоянно.
Большинство стран требует свежий PCR-тест, даже если вы прибыли из другой страны Шенгена. Это несколько осложняет перемещения самолетом. Тесты в Европе дорогие (от 50 евро), а часто вообще их и непросто сделать.
Пересекать границу наземно на общественном транспорте или машине несколько проще, но тут часто тоже бывают проверки, где тоже этот тест могут потребовать. А может, проверки и не быть никакой. Так я въехал в Италию из Швейцарии на поезде, и хоть бы кто мною поинтересовался.
Проще всего переходить границу пешком всякими козьими тропами, особенно в городах, расположенных по обе стороны от нее. В общем, я несколько раз именно так и делал – по периметру тут ничего не охраняется, хотя на самых оживленных проходах и тут случаются эпизодические проверки.
Нахождение внутри Шенгена
Повторюсь, что стоит внимательно прочитать правила въезда и нахождения в каждой из стран, которые вы ходите посетить. Где-то можно свободно ходить весь день, даже маску не надо на улице носить (Швейцария), где-то комендантский час (с 18:00 во Франции с 21:00 в Греции), где-то вообще не заселяют в гостиницы без командировочного листа (Германия), где-то нужно заполнять форму для любого выхода на улицу. Штрафы – большие, так что не попадайтесь.
Помимо правил, также очень полезно изучить правоприменительную практику: за чем следят, за что штрафуют, а на что смотрят сквозь пальцы. Потому что сами ограничения могут вас сильно напугать, но по факту контроль над большинством из них часто практически никакой.
Тесты на ковид!
Это самое важное, они нужны при въезде практически в любую страну. В подавляющем большинстве случаев подходит только PCR-тест! Никакие другие тесты приняты не будут. Обязательно убедитесь, что на вашем тесте будут эти три заветные буквы, в противном случае лучше ищите другое место, где его сделать (я так промахнулся один раз). Исключение – Нидерланды, которые требуют упрощенный, более дешевый тест.
Тест должен быть напечатан (электронный вариант не подходит) и либо иметь печать сделавшей ее компании, либо QR-код. Тесты должны быть сделаны не более чем за 72 часа до момента прилета. Был свидетелем, как не сажали на рейс пассажиров, у которых он был только в электронном варианте.
Имейте в виду, что тесты – дорогое удовольствие. В Москве в аэропортах его стоит сделать 2700 руб. (можно 1800, если заранее, за сутки, но надо для этого специально приезжать лишний раз в аэропорт). Экспресс-тест делается за 1,5–2 часа, поэтому нужно приезжать в аэропорт сильно заранее.
Важно! Тесты нельзя оплатить на месте – вы должны предварительно заказать и оплатить его на специальном сайте. Если вам удобно, можно сделать также в офисе на ул. Вавилова или в частных клиниках типа «Гемотеста».
В европейских городах тесты еще дороже! В Афинах PCR-тест стоит 60 евро, но мне он обошелся в 50 – скидка для пассажиров «Аегеана» (они еще дают промокод 10 евро на следующий полет, так что может выйти даже 40). В Вене тест стоит вообще 100 евро. В Милане, как оказалось, ПЦР-тесты в аэропорту не делают вообще – надо искать какие-то специальные клиники, которые обычно работают только по будням и готовят результаты очень долго.
Все тесты, формы, документы всегда проверяют на вылете сотрудники авиакомпании. Поэтому если что-то не так, то вас скорее не то что не пустят в страну, а просто не посадят на самолет.
Кстати, по пути вам все время придется заполнять всякие формы, бланки, где указывать все свои подробные данные. Их собирают разные страны, авиакомпании; что они потом со всем этим делают – не очень понятно. Но будьте готовы иногда на них потратить лишнее время.
А сейчас расскажу про свой маршрут. Вкратце он выглядел так: Сербия, Греция, Франция, Швейцария, совсем чуть-чуть Германии, Италия.
Скажу сразу, виза у меня была, так что этот шаг мне решать не пришлось. Еще в 2018 году французы мне дали шенген на пять лет. Собственно, его наличие и подстегнуло что-нибудь такое придумать – жалко же, что уже больше года он не используется. В качестве основной страны была выбрана Швейцария: во-первых, я там еще не был, во-вторых, там много транспортных интересностей, в-третьих – языковых интересностей, ну и, наконец, – природных и архитектурных. Осмотру всего этого не должны мешать ковидные ограничения.
Попасть я сперва думал первым вариантом, но позже склонился ко второму. В конце концов, в Афинах и вообще в Греции, я еще не был. А в Хорватии был два раза, ну и как-то это более нервозно бы выходило.
Неудобство у Греции лишь одно – она изолирована от других шенгеностран. Из нее тоже надо лететь. У Швейцарии до последнего момента были строгие правила по прилете – могут посадить на карантин (и они реально отслеживают присутствие тебя дома по сотовой связи и транзакциям карты). А вот в соседней Франции проще – ну, значит, летим туда.
За месяц и Франция и Швейцария немного ужесточили правила въезда. Во Францию теперь стало нельзя не жителям ЕС попасть не из Шенгена и (малозаметное уточнение) тем, кто последние 30 дней из них был не в Шенгене. Осталась маленькая лазейка в виде транзита в одни сутки, поэтому я на всякий случай взял сдаваемый билет Париж – Женева. Швейцария же сажает приехавших по земле на карантин, если они были до этого момента в определенных странах и регионах соседних стран. России и Греции там не было, но был Иль-де-Франс – столичный французский регион. Так что стало критически важно перейти границу незаметно.
1. Покупаю билет Москва – Стамбул – Афины на «Турецкие авиалинии», и к нему через два дня пристыковываю рейс Афины – Париж «Аегеана». Через несколько дней мне приходит письмо, что билет отменен и мне вернут деньги. Как позже я выяснил, турки и греки опять поругались и рейсов «Стамбул – Афины» в реальности уже нет несколько месяцев. Однако они продолжают отображаться в расписании. Это стоило мне некоторых нервов по выбиванию денег из агента-посредника, захотевшего комиссию за возврат, но все закончилось благополучно.
2. Беру новый билет на сербов через Белград. Увы, вышло дорого – почти 18 тыс., в два раза дороже, чем несуществующий турецкий билет. Но отступать некуда. Слава богу, перелет из Афин удалось подвинуть вперед на несколько дней совершенно бесплатно.
3. За день до вылета специально съездил в Шереметьево сделать тест. Чтобы вышло дешевле и надежнее (фиг знает, вдруг очереди какие в последний момент).
4. Посадка на Белград. Во избежание лишних вопросов и подходов к стойкам все регистрации делал онлайн заранее. В зоне посадки меня специально вызвали по громкой связи, чтобы убедиться в наличии теста. Но вот — летим!
5. Долго думал, выходить в Белграде или нет. Сербия сейчас полностью открыта. И с одной стороны, хочется по любимому городу пройтись и, вообще, хорошая погода, с другой – Сербия тоже в списке стран, после которых отсылают на карантин в Швейцарии. Но у меня два паспорта, поэтому выхожу – не торчать же восемь часов в транзитной зоне.
6. На погранконтроле требуют только тест и свободно пропускают. Белград оставил странное впечатление – вроде народу много ходит по центру, но все закрыто, редкие кафе только на вынос. Какое-то сюрреалистичное ощущение от этого всего. В общем, съел плескавицу и отправился обратно в аэропорт.
7. На вылете в Афины тщательно смотрят все: визу, тест, PLF-форму. Сверяют по несколько раз. На рейс поставили какой-то совсем мелкий кукурузник, в котором толком не вмещалась ручная кладь.
8. Прилетаем в Афины. Смотрят тест и отправляют на повторный тест. После — погранконтроль: «Где будете жить, куда дальше едете?» Случайно брякнул, что во Францию лечу, но потом поправился, что основная цель все-таки Афины. Хорошо. И вот я в Евросоюзе! Ура! Заграничные путешествия все же возможны!
9. Несмотря на то что Греция всех пускает, официально порядок тут жесткий. Для выхода на улицу надо заполнять специальные бланки, везде носить маску, а по прилете надо вообще садиться на семь дней на карантин. Сами понимаете, насколько чудовищна мысль быть в древнем интереснейшем городе и не выходить из своего номера аж целую неделю! Многие поэтому оставляют на Афины всего один день и сразу летят дальше, чтобы не рисковать. По факту же никакого контроля за соблюдением карантина нет – я спокойно ходил три дня по всему городу, никто мной не интересовался. Единственная вещь, за которой действительно строго следят, – маски. Их тут нужно носить все время, а если вы «рискуете», как я, лучше не снимайте.
10. Кроме того, тут комендантский час! В будние дни с 21:00, а в выходные – с 18:00. Кафе работают только на вынос, непродуктовые магазины открыты, но торгуют через «цепочку». Зайти внутрь нельзя, нужно попросить продавца принести то, что тебе нужно.
11. В Афинах нужно делать новый тест. Только тут узнаю о его безумной стоимости, но другого выхода нет. Можно бы, конечно, было оставить на Афины только день, тогда бы еще действовал московский тест. Но, с другой стороны, показывать лишний раз в Париже, что я только прилетел из «не ЕС», тоже не стоит. Здесь тоже нужно бронировать тест заранее (можно за день), и лучше выбрать какой-нибудь пункт в городе. В аэропорт проезд стоит дорого, если вы выбрали его, то вам придется платить ещё от 11 до 16 евро за дорогу туда-обратно.
12. Вылет в Париж! Снова на вылете сотрудники авиакомпании проверяют тест и визу! Их же проверяют и по прилете. Для паспортного контроля у меня готов распечатанный женевский билет, но пограничник вообще ничего не спросил – посмотрел визу и вернул паспорт!
13. Франция! Тут бумажек никаких писать не надо. Но тоже все закрыто, все только на вынос, а комендантский час с 18:00 вообще каждый день! Маски обязательны везде, только если не на физической прогулке в парке или на велосипеде.
При этом после 18:00 транспорт работает, и, если у тебя есть уважительная причина, можешь им пользоваться. Если у тебя билет на поезд, ты также можешь следовать до него и от него. В Париже в 19:00 в метро было не протолкнуться. Несмотря ни на что.
Помимо Парижа, посетил также и Лион. Откуда до Женевы оставалось совсем немного. В Лионе бывал раньше два раза, но все равно и третий приятно прогуляться.
14. Ну а дальше было проще. Добравшись до швейцарской границы, я перешел ее в Женеве
и еще несколько раз переходил туда-обратно в районе Базеля.
В Швейцарии вообще все мягче. Кафе, конечно, тоже все только на вынос, но больше никаких ограничений нет. Некоторые музеи, типа музея транспорта в Люцерне, даже работают.
Маски нужны только в общественных местах.
Сама Швейцария – это какое-то запредельно зашкаливающие количество красоты! Здесь совершенно все: города, природа, железные дороги, городской транспорт.
Провел суммарно в Швейцарии 12 дней и не переставал восхищаться великолепием всего этого. Обязательно расскажу подробнее про все это.
15. За все путешествие только один раз остановили менты – около ж.-д. вокзала Базеля. Сказывается близость границ, видимо. Попросили показать паспорт. Наличие визы и то, что я въехал на тот момент две недели назад, их вполне устроило.
16. Выезд из Швейцарии в Италию. Ехал на поезде Беллинцона – Мальпенса, ожидал контроля и проверок. Но не было вообще ничего.
17. Насчет Италии я что-то вообще не заморачивался и не выяснял, что там и как. Знал только, что разрешен транзит 36 часов, которым я и думал воспользоваться, прибыв в Милан и на следующий день улетев из него. Но форс-мажор, о котором я расскажу отдельно, заставил меня остаться в этой благословенной стране еще несколько дней. Тем не менее я ездил спокойно куда хотел, а в какой-то момент узнал, что вся Италия поделена на цветные зоны и север, где я нахожусь, вообще в красной! Это значит, вообще нельзя перемещаться между регионами, да и на улицу особо без лишней надобности не выходить. Но как раз тот случай, когда все уже от этих ограничений устали и полиция не особо достает граждан проверками. На улицах обычная жизнь: людей ходит много, транспорт не пустует, кафе на вынос работают: в общем, даже не скажешь, что что-то не так.
18. Забавным вышло и возвращение. Долго искал обратный билет, но оказалось, что дешевле всего попасть из Милана в Россию через. Грозный! Само по себе уже это очень оригинально, плюс это единственный регион Европейской России, где я еще не был. Так что вот после собора Дуомо, театра Ла Скала, вокзала Милано Чентрале оказался вот здесь!
Впрочем, гулять тут не стал. Переночевал в хостеле и сразу обратно в аэропорт и домой. Как-нибудь в другой раз осмотрю Чеченскую Республику, сейчас не время перебивать впечатления. Кстати, такой рейс мне уже предлагал турецкий Pegasus, когда я два года назад возвращался из Дели.
Так что вывод: можно ехать. Путешествия по Европе сейчас сложны, но вполне возможны! Но лучше минимизировать количество перелетов между странами, а в некоторых случаях – и число самих стран на маршруте. Конечно, путешествия по Европе обойдутся вам, скорее всего, дороже, чем обычно: самолетов мало, цены высокие, маршрут надо тщательно продумывать. Но что касается бюджетных способов, тут тоже все хорошо: автостоп работает, коучсерфинг работает (хоть и похуже, чем обычно, мне некоторые отвечали, что они сейчас не вписывают из-за ковида).
И да, Лувр с Колизеем вы не посетите и в ресторане на Эйфелевой башне не поужинаете. Но зато посмотрите, как переживают пандемию в разных странах, что само по себе весьма познавательно с путешественнической точки зрения. Ну и заодно увидите вечные города без толп туристов, в исходном, можно сказать, состоянии. А это тоже многого стоит.