Гид по общественному транспорту Москвы
Я живу в Москве 35 лет и езжу на общественном транспорте каждый день.
По данным Турстата, Москва — самый посещаемый регион России: ежегодно сюда приезжает 23,5 миллиона человек. Если собрались в Москву, прочитайте этот гайд по общественному транспорту, чтобы не заблудиться в метро и не разориться на такси.
Уважаемые пассажиры!
В статье указаны цены на проезд в 2022 году. Если стоимость проезда изменится, мы поменяем цифры и здесь.
Аэроэкспресс
Для кого: для тех, кто только прилетел
Сколько стоит поездка: 500 Р
Посмотреть расписание и купить билет: на сайте аэроэкспресса или в приложении
Если вы прилетели в аэропорт Шереметьево, Домодедово или Внуково, добраться до города можно на аэроэкспрессе. Это скоростные электрички с мягкими креслами, местами для чемоданов и велосипедов и бесплатным вайфаем, которые ездят от аэропортов до железнодорожных вокзалов.
Из аэропорта Шереметьево доедете до Белорусского вокзала и метро «Белорусская», из Домодедово — до Павелецкого вокзала и метро «Павелецкая», из Внуково — до Киевского вокзала и метро «Киевская».
Расписание, тарифы и табло аэропортов смотрите на сайте аэрокспресса, а в приложении можно купить электронный билет, который не нужно распечатывать: для прохода через турникет приложите экран телефона с QR-кодом билета к считывателю.
Когда я лечу один, без семьи и чемоданов, пользуюсь аэроэкспрессом. На метро и экспрессе выходит в два раза дешевле, чем на такси, и не приходится переживать из-за пробок.
Такси
Для кого: для тех, кто торопится
Сколько стоит поездка: от 150 Р
Скачать приложение: «Яндекс.Такси», «Ситимобил», «Убер»
Не стойте на обочине с поднятой рукой — пользуйтесь приложениями агрегаторов такси: «Яндекс.Такси», «Гетт», «Убер» и другими. В приложении заранее видно цену поездки, поэтому у таксиста не получится везти вас окольными путями от Ленинградского вокзала до Казанского. По количеству скачиваний в Эпсторе и Гугл-плее лидирует приложение «Яндекс.Такси».
Стоимость поездки меняется каждую минуту — она зависит от количества машин в районе, пробок, времени суток и даже погоды. Поэтому важно знать, как сэкономить.
Выбирайте время поездки. В утренние и вечерние часы пик больше людей хотят ехать на такси — из-за повышенного спроса и пробок цены увеличиваются. По возможности не планируйте поездку в промежутке с 8 до 9 и с 17 до 19 часов.
Попробуйте чуть позже. Если не торопитесь, проверьте цену поездки через несколько минут — стоимость может измениться. Но будьте готовы к тому, что цена может как уменьшиться, так и увеличиться.
Сравнивайте цены. Установите приложения нескольких агрегаторов и сравнивайте цены. У перевозчиков разные тарифы, алгоритмы расчета стоимости поездки, количество машин в округе — и цены тоже различаются.
Метро
Для кого: для тех, кому надо быстрее
Сколько стоит поездка: 40—57 Р
Посмотреть схему метро: на сайте Московского метрополитена
Метро — дешевый и быстрый способ передвигаться по городу: поезда едут со скоростью 50—70 км/ч и без пробок, а проезд стоит от 40 Р .
Ежедневно метро пользуются 7 миллионов пассажиров. Поэтому в часы пик может даже не получиться зайти в вагон: как-то на «Выхино» мне пришлось пропустить пять поездов — уехал на шестом.
Московское метро — это 14 линий и 261 станция, поэтому с непривычки сложно ориентироваться. Чтобы не заблудиться в переходах, установите приложение «Яндекс.Метро» (iOS / Android) или «Метро Москвы» (iOS / Android). В «Метро Москвы» кроме построения маршрута сообщают новости метрополитена, можно почитать о каждой станции и достопримечательностях Москвы, узнать, есть ли свободные велосипеды на стойках велопроката.
Вход в метро и переходы между станциями открываются в 6 утра и закрываются в час ночи — не забывайте об этом, если задерживаетесь на работе или в гостях, чтобы не пришлось ехать на такси. А на сайте метро можно посмотреть время отправления первого и последнего поезда от каждой станции.
Чтобы сориентироваться в направлении движения, обратите внимание на голос диктора в вагоне. Мужской голос объявляет станции при движении к центру города, женский — от центра. На кольцевой линии мужской голос звучит при движении поезда по часовой стрелке, женский — против. Так сделали для удобства слабовидящих пассажиров, а вам пригодится, если сели в поезд, не посмотрев, куда он едет.
Кроме подземных линий, в метро еще есть Московское центральное кольцо — кольцевая линия, по которой ездят скоростные электрички. На МЦК 31 станция с пересадками на метро. Тарифы на проезд такие же.
Оплатить проезд можно картой «Тройка» или купить билет в кассе. А еще на турникетах работает Эпл-пэй и Самсунг-пэй. Оплачивайте проезд, приложив телефон к считывателю, — с карточки спишется 44 Р .
Наземный транспорт
Для кого: для тех, кому далеко идти
Сколько стоит поездка: 40—57 Р
Посмотреть расписания маршрутов: на сайте Мосгортранса
В наземном транспорте ориентироваться сложнее, чем в метро: в городе 800 маршрутов автобусов, троллейбусов и трамваев. А пункт назначения не всегда в пешей доступности от метро. Я езжу на наземном транспорте каждый день — добираюсь от дома до станции метро.
Когда еду в незнакомое место, уточняю у того, к кому еду, маршрут нужного автобуса или троллейбуса и как называется остановка, на которой выходить. А еще узнаю, из какого выхода выйти из метро, чтобы не заблудиться и не уехать в другую сторону.
Если спросить дорогу не у кого, используйте приложение «Яндекс.Транспорт» или прокладывайте маршрут в «Яндекс.Картах» — приложения покажут, где выйти и на каком автобусе доехать до нужного адреса.
Для проезда на наземном транспорте лучше пользоваться картой «Тройка», но если ее нет, билет можно купить в кассе метро или у водителя за 57 Р . Еще билеты продаются в наземных кассах или специальных автоматах у остановок. Но кассы и автоматы есть не везде и часто не работают.
В кассах и автоматах можно расплатиться наличными или карточкой. А в автобусах, троллейбусах и трамваях стоят новые валидаторы с функцией бесконтактных платежей — оплачивайте проезд, приложив карточку или телефон. При таком способе оплаты проезд обойдется в 44 рубля.
Раньше в Москве были маршрутные такси, но в 2022 году их практически не осталось. Вместо них ездят синие микроавтобусы — там действуют те же тарифы, что и на остальном наземном транспорте.
Наземный транспорт работает круглые сутки — действуют 13 ночных маршрутов. Если не успели на последний поезд метро, до дома все равно доберетесь.
Карта «Тройка»
Для кого: для тех, кто ездит каждый день
Сколько стоит: 50 Р
Тарифы: на сайте «Тройки»
Для поездок на общественном транспорте купите карту «Тройка» — без нее в Москве никак. Сэкономите и деньги, и время: это дешевле, чем покупать билет у водителя автобуса, и не придется стоять в очереди в кассу метро.
Если редко пользуетесь общественным транспортом, «Тройка» будет работать как электронный кошелек для оплаты проезда: за 1 поездку спишется 40 Р . А если в течение 90 минут делаете пересадки — то 62 Р за 1 поездку на метро или МЦК и сколько угодно поездок на наземном транспорте в пределах этого отрезка времени. Например, моя теща раз в полгода приезжает в Москву и ездит только от вокзала до нашего дома и обратно. Она положила на карту 500 Р — деньги хранятся пять лет, и на этот срок вопрос покупки билетов для нее закрыт.
Если планируете ездить каждый день, лучше перейти на тариф «Единый» и оплатить проездной на 60 поездок или на 30, 90 или 365 дней. Например, безлимитный проездной на три месяца стоит 5430 Р . А годовой безлимитный проезд обойдется в 19 500 Р .
За оформление «Тройки» возьмут залог 50 Р — в любой момент карточку можно сдать и получить залог обратно. Максимальная сумма пополнения — 3000 Р , а положить деньги на карту можно в кассах метро, наземного транспорта и аэроэкспресса, на сайте transport.mos.ru, в приложениях банков Тинькофф, Сбербанк и Альфа-банк и даже через смс.
Обратите внимание, что удаленно пополняется именно электронный кошелек — оплатить проездной можно только через кассу. Однажды я пополнил карту через сайт, а потом узнал, что перезаписать тариф «Кошелек» на «Единый» нельзя. Из-за разницы тарифов я потерял 500 Р .
«Тройка» действует в метро, в наземном транспорте, на МЦК, на аэроэкспрессе и в пригородных электричках. А еще картой можно оплатить прокат велосипедов, посещение зоопарка и музеев.
Как добраться до Красной площади
Сохраните эту инструкцию, чтобы не растеряться в незнакомом городе и бюджетно добраться до Кремля.
От аэропорта Внуково. Сесть на аэроэкспресс до Киевского вокзала — 500 Р . На вокзале спуститься в метро на станцию «Киевская» Арбатско-Покровской линии (синяя ветка) — 40—57 Р . Выйти на третьей станции — «Площадь Революции».
От аэропорта Шереметьево. Сесть на аэроэкспресс до Белорусского вокзала — 500 Р . На вокзале спуститься в метро на станцию «Белорусская» Замоскворецкой линии (зеленая ветка) — 40—57 Р . Выйти на третьей станции — «Театральная».
От аэропорта Домодедово. Сесть на аэроэкспресс до Павелецкого вокзала — 500 Р . На вокзале спуститься в метро на станцию «Павелецкая» Замоскворецкой линии (зеленая ветка) — 40—57 Р . Выйти на второй станции — «Театральная».
От Казанского, Ленинградского и Ярославского вокзалов. Спуститься в метро на станцию «Комсомольская» Сокольнической линии (красная ветка) — 40—57 Р . Выйти на четвертой станции — «Охотный ряд».
От Курского вокзала. Спуститься в метро на станцию «Курская» Арбатско-Покровской линии (синяя ветка) — 40—57 Р . Выйти на следующей станции — «Площадь Революции».
Еще 10 автобусных маршрутов Москвы изменятся с 10-16 июня
В Москве с 10-16 июня изменятся еще 10 автобусных маршрутов в рамках масштабного обновления маршрутной сети города, сообщает столичный департамент транспорта.
С 10 июня изменения маршрут № 426 (Станция метро “Текстильщики” – Улица Гурьянова, 77) на юго-востоке Москвы будет отменен. Вместо этого столичные власти предлагают пользоваться маршрутами № 292 и 193.
Также с 10 июня на юго-востоке будет отменен маршрут автобуса № 524 (Станция метро “Текстильщики – Цимлянская улица, 1). Взамен в департаменте предлагают использовать для поездок маршруты № 30, 35, 438 и 646. При этом на маршрут № 646 выйдут дополнительные автобусы, по обещаниям он будет ходить в два раза чаще. Сейчас интервал движения в будни в среднем составляет около 20 минут. В ведомстве отметили, что после открытия МЦД-2 произошло перераспределение пассажиропотоков между автобусными маршрутами и с автобусов на МЦД, поэтому требуются изменения.
С 14 июня изменения затронут маршрут № 99, который также проходит на юго-востоке и частично юге Москвы. Маршрут в сторону станции МЦК “ЗИЛ” поедет через улицы Ленинская Слобода и Мастеркова (вместо Велозаводской и Автозаводской улиц), в обратном направлении трасса маршрута не изменяется. Отмечается, что изменение позволит приблизить остановку автобуса № 99 к входу на станцию метро “Автозаводская”. В сторону ЗИЛа у метро можно будет сесть в автобусы № 99 и т67 на одной остановке.
С 15 июня отменяется автобусный маршрут № 517 (Станция метро “Орехово – Цимлянская улица, 1) на юге и юго-востоке столицы. Вместо автобуса № 517 предлагается пользоваться маршрутами № 10, 287, 623, 694 и 719, а также Люблинско-Дмитровской и Замоскворецкой линиями метро.
Кроме того, с 15 июня на юге Москвы отменяется маршрут № 676 (Станция метро “Алма-Атинская” – Станция метро “Домодедовская”. Вместо этого предложено использовать маршрут № 694 и Замоскворецкую линию метро. По обещаниям властей, автобус № 694 будет ходить чаще. В настоящее время интервалы движения маршрута № 694 в будни составляют более 40 минут.
В департаменте сообщили, что изменения вводятся на основании данных о пассажиропотоках на маршрутах № 517 и 676 на их уникальных направлениях, а также учитывая наличие дублирующих маршрутов и линий метро. Отмечается, что усиление маршрута № 694 вместо отдельных маршрутов № 517 и 676 позволит сократить дублирующие участки маршрутов, повысить регулярность движения автобусов и использовать низкопольные автобусы большой вместимости.
С 16 июня изменения затронут маршруты № 145к, 553, 579, 691к и 953.
Маршрут № 145к на юго-западе города получит новый номер – 945. Трасса маршрута при этом не изменяется. На маршруте будут работать более вместительные низкопольные автобусы.
Автобус № 953 (Станция метро “Юго-Западная” – “Мега”) на юго-западе Москвы будет отменен. При этом маршрут № 553 (Станция метро “Теплый Стан” – Станция метро “Ленинский проспект”) поедет от торгового центра “МЕГА Теплый Стан” через станцию метро “Теплый Стан”, улицу Академика Варги, станцию метро “Тропарево”, Ленинский проспект до станции МЦК “Площадь Гагарина”. Обратно от площади Гагарина автобусы временно будут ехать через улицы Вавилова и Дмитрия Ульянова к остановке “Университетский проспект” и затем привычным маршрутом по Ленинскому проспекту. Отмечается, что до выполнения работ по организации разворота низкопольные автобусы не смогут безопасно развернуться на площади Гагарина.
Для проезда по Ленинскому проспекту по-прежнему можно будет пользоваться маршрутами № м1, м4, т4, 111, 144 или автобусом № 553 на временных остановках на улице Вавилова. Для проезда от торгового центра “МЕГА Теплый Стан” до станции метро “Юго-Западная” предлагается пользоваться автобусом № 485. Отмечается, что изменения позволят сократить дублирующие участки маршрутов и использовать более вместительные низкопольные автобусы.
На маршруте № 579 (Платформа “Переделкино” – Микрорайон “Солнцево-Парк”) начнут работать более вместительные низкопольные автобусы. Трасса маршрута при этом не изменяется.
Номер автобуса № 691к на северо-западе и севере города изменяется на новый – 291. Трасса маршрута при этом не изменяется. На маршруте № 291 начнут работать более вместительные низкопольные автобусы. Отмечается, что новые интервалы маршрута спланированы с учетом повышения вместимости автобусов и пассажиропотока на целевом направлении маршрута – от “Октябрьского поля” до Карамышевской набережной.
Как сообщалось ранее, всего до конца июня 2022 года коммерческие перевозчики выйдут на 157 обновленных городских маршрутов. По новым контрактам будут работать четыре компании. Срок контрактов – 3, 5 или 7 лет. На большинстве маршрутов будут работать низкопольные вместительные автобусы, количество автобусов большого класса увеличится на 73% по сравнению с прошлыми контрактами.
«Маршруты транспорта Москвы»
Маршруты пассажирского транспорта
Схемы передвижения транспорта
Если нужно узнать, как проехать на городском общественном транспорте в до места назначения, можно запустить специальный наш веб-сервис маршрутов, созданный на основе приложения от Wikiroutes. На карте, что откроется перед вами, нужно наметить начальную и конечную точку пути, сделать шаг к ознакомлению расписания движения городского, а также пригородного общественного транспорта по городу Москва.
Карта маршрутов города Москва
Теперь можно изучить более подробно путь определенного маршрута автобуса, трамвая, троллуйбуса или маршрутного такси со всеми необходимыми остановками.
Интерактивная карта с маршрутами ТС по городу Москва в совершенстве функционирует на мобильных устройствах, поддерживающих ОС iOS или Android. Сервис для своей работы применяет карты GoogleMaps. Он является, практически, самым пополняемым справочником рейсов общественного транспорта в .
Преимущества сервиса
Его характерностью является то, что он полностью рассчитан для тех людей, которые выбирают преимущественно общественный транспорт. Эта программа позволяет прокладывать путь от местонахождения потенциального пассажира в данный момент времени до места его следования, учитывая движение городского транспорта.
В соответствии со своими характерными особенностями, план с маршрутами делает возможным задать направление пути по территории города Москва. При этом пользователю будет предоставлено сразу несколько вариантов, чтобы он выбрал для себя наилучший маршрут. Как уже было сказано, сервис использует Google карты, привязанные к остановкам общественного транспорта. Это позволяет наблюдать процесс движения транспорта и не пропустить остановку, на которой нужно выходить.
Итак, с помощью веб-сервиса, открытого на вашем мобильном устройстве, можно самостоятельно обозначить маршрут, выбрать наиболее подходящее транспортное средство и благополучно добраться до места назначения.
Важно отметить! Предлагаемый нами веб-справочник маршрутов уже действует во многих областных городах России, показывает онлайн маршруты всех типов общественного транспорта вместе с остановками.
В разделе Маршруты показаны все города, где действует данный сервис.
Как пользоваться
Чтобы онлайн сервис маршрутов в городе Москва действительно оказывал вам помощь, необходимо сделать следующее:
- сделать метку на карте, указав начальное местоположение;
- наметить на интерактивной карте место назначения или вписать адрес в поисковую строку, или выбрать подходящий из предлагаемого списка;
- как только будут указаны основные точки пути (начальная и конечная), к делу устанавливается связь с системой, которая показывает одно или несколько направлений, используя данные о линиях движения транспорта;
- как только варианты будут отображены, нужно будет выбрать нужное;
- далее сервис оповестит о нахождении ближайшей к потенциальному пассажиру остановке;
- информация будет представлена в двух видах. Первая — как кривая линия на карте, вторая — как текстовый список остановок;
- теперь можно начать пользоваться картой с маршрутами.
Из вышеизложенного видно, что сервисом несложно пользоваться. С ним свободно разберется каждый житель Москвы и любой гость города, которому нужно будет не растеряться в этом незнакомом для него городе.
Следует обратить внимание! Перечень маршрутов включает не только наземные группы транспорта, но и пассажирские суда, если такие имеются в вашем городе.
Данный сервис поддерживает информацию о пересадках на одном либо нескольких видах ТС, если добраться к пункту назначения напрямую не получается. И еще: можно искать все схемы проезда в определенной области карты в радиусе 1 километра и применить поиск по базе транспорта для того, чтобы узнать путь определенного транспорта. Кроме того предоставляется информация о каждом маршруте городского транспорта, об остановках, о расписании движения выбранного ТС в , карта, похожие направления и пр.
Во время пользования было замечено 2 недостатка этого сервиса:
- При обозначении переходов для посадки на другое ТС сервис не учитывает наличие на пути стоящих магазинов и построек и закрытых для прохода участков и выдает сокращенный прямой путь через все эти постройки.
- Сервис работает только при наличии интернета, а карты выбираются лишь для воссоздания путей следования и остановок. Если находиться в не зоны домашней сети, не получится сэкономить на трафике.
Веб-сервисы круто меняют нашу действительность, и они уже давно вошли в нашу жизнь. Мы об этом даже и не задумываемся. Растет новое поколение, которое наверняка не будет сталкиваться с поиском нужного транспорта в незнакомом городе.
Если о справочнике маршрутов города Москва вы до сих пор ничего не знали и по этой причине не добавили приложение в свои мобильные помощники, наступило время это сделать и восполнить упущенные возможности.
Пришло время меняться и идти в ногу со временем!
Новое в оплате наземного общественного транспорта в Москве с 01.09.2021: бесплатные пересадки и отмена «зоны Б» (и почему это почти ничего не меняет)
Нынешняя осень оказалась богата на транспортные события. Речь, естественно, не о временных скидках по картам «Мир» в рельсовом внеуличном транспорте – организатор этой акции НСПК, а не транспортники. Аналогичная, кстати, сейчас идет в Московской области – позволяя сэкономить 10 рублей с каждой поездки на местных автобусах. Что, впрочем, куда менее заметно, чем 10/20 рублей в московском метро – там-то они от базовой цены в 46 рублей отсчитываются, давая до 40% экономии, а в области в основном принята километровая система. Так что, например, доехать от моего дома до ближайшего метро по карте стоит 78,54 рубля – на фоне чего червонец скидки как-то уже и теряется. Куда выгоднее «поймать» проходящий мимо московский автобус. А вот их-то, как раз, пара нововведений и коснулась.
Причем первое – как раз официально затронуло мои края: отменена тарифная зона «Б». Откуда она появилась? При расширении Москвы некоторые «городские» автобусы получили маршруты по 50+ километров. Гонять такие по обычному внутригородскому тарифу большого смысла нет.
Поэтому старые территории и Новомосковский АО, к ним непосредственно примыкающий стали зоной «А»: со стандартными билетами и недорогими безлимитными проездными. Вплоть до того, что можно спокойно купить проездной на год за 19,5 тысяч рублей и ни в чем себе не отказывать. А Троицкий АО, простирающийся до границ Калужской области, стал зоной «Б». Проезд по которой стоит столько же, сколько и в городе – но вот «дальней» поездке положено обходиться в 60 рублей. Билеты на количество поездок, впрочем, работали без доплаты – а вот безлимитные проездные официально не поддерживались. Единственным вариантом был свой местный билет «Автобус» на 30 дней с ценой 2070 рублей. Для сравнения – московский единый на те же 30 дней стоит 2245 рублей, но включает в себя и поездки на метро, МЦК, центральной зоне МЦД – и всей наземке. А не только в автобусах.
И вот теперь это разделение убрали. Казалось бы, большое дело. Но в реальности – просто приведение де-юре к положению дел де-факто. Поскольку и ранее на этих маршрутах стояли совершенно обычные валидаторы (а до этого – турникеты), к географии не привязанные. Так что все билетики для основной зоны, включая и безлимитные, спокойно работали. Правда можно было нарваться на контроллеров – и схлопотать штраф при использовании «неправильного» билета… Но у меня, например, ни разу не получилось. Более того – специально интересовался в свое время у товарищей в синих куртках: можно ли вот здесь ездить по безлимитному единому. Получил ответ, что никаких проблем не будет. Но официально они таки были возможны. Теперь нет. Во всяком случае, в «Новой Москве» — на деле «межзональный тариф» это еще и поездки из Зеленограда в Москву, причем там все остается по-старому. Втихую – об этом в победных реляциях никто не говорит.
Стоило ли торжественно объявлять об отмене того, что на самом деле и существовало-то в основном на бумаге, но на практике нормальным образом реализовано не было? Отдельный вопрос. Который касается и еще одного громкого нововведения этого года, а именно бесплатных пересадок в наземке.
Изначально-то в Москве (как и во всех остальных городах мира) система была простой: все пересадки оплачивались по факту. Кроме, разве что, метро – где плата взымалась только при проходе на его территорию, а дальше хоть весь день за свой пятачок катайся. А в остальном транспорте каждая поездка оплачивалась отдельно: вне зависимости, была она действительно отдельной или частью длинного составного маршрута. Причем с учетом размеров города последние становились все более актуальными. А безлимитные единые проездные – все более безальтернативными для регулярных дальних поездок.
Немного исправилась ситуация с обновлением тарифного меню в 2013 году – появилось такое понятие, как тариф «90 минут» (причем изначально даже с отдельными специальными билетами – которые потом упразднили). Фактически та самая «длинная поездка» с использованием нескольких видов транспорта. Короткая, к примеру, стоит ныне по «Тройке» 42 рубля – и столько и снимается на самом первом валидаторе на маршруте. На втором – доплата в 23 рубля. На третьем и далее – в течение 90 минут уже ничего. Во всяком случае, если говорить о наземке – в метро в рамках этого тарифа можно войти только один раз. Т.е., например, доехали на автобусе до ближайшей станции (42 рубля заплатили в автобусе), зашли в метро (доплата 23 рубля), доехали до нужного места, вышли и пересели на другой автобус (уже бесплатно) – это работает. А если ехать на метро, потом пересесть на автобус, потом с него на метро – это уже две поездки.
Но в общем-то разобраться было несложно, да и система получилась удобной и логичной. Пока не стало меняться понятие поездки на метро. Изначально таковая была просто промежутком между входом на одной станции и выходом на любой другой, но… Появилось МЦК – с бесплатными пересадками между метро и МЦК, в т.ч. и уличными. Далее к этому добавилось МЦД – по той же схеме. В итоге по цене одной «короткой» поездки теперь можно кататься полтора часа, входя и выходя на станциях. Некоторые «пересадки» могут занимать больше 10 минут – но остаются бесплатными, если эти 10 минут идти пешком. Вот попытка сэкономить время, и проехать, например, от «Верхних котлов» до «Нагатинской» одну остановку на автобусе, сразу же приводила к финансовым потерям. Но, опять же, внутреннюю логику освоить и учитывать несложно.
Правда вот на фоне такой бесплатной единой системы из кучи линий странновато стала выглядеть необходимость доплачивать в тех случаях, когда нужно просто по району проехать на двух автобусах для удобства. Ехать на электричке от «Трикотажной» до «Текстильщиков», а потом на метро до «Котельников» — всего 42 рубля. Проехать три остановки на автобусе, а потом еще две на трамвае – 65 рублей. Что особенно сильно напрягало после появления экспрессных маршрутов. У которых количество остановок сильно уменьшено, так что приходится выбирать – либо дальше ходить, либо больше платить
Собственно, этот момент и решили упростить – теперь тариф «90 минут» остается только для того, для чего и был придуман: реально длинные поездки с использованием и метро (+МЦК и МЦД), и наземки. Используем только внеуличную систему – это короткая поездка независимо от количества пересадок. Используем только наземку – она же. Для этого, правда, придется привязать «Тройку» к личному кабинету, после чего пересадки включатся в течение 12 часов. Бумажные «Единые» на 1–2 поездки не подходят, да и «Тройка» без привязки – тоже (так что параноикам есть смысл регистрироваться на левую симку, благо такие пока еще найти можно). И стоит обратить внимание на то, что все слова в рекламе значимые – бесплатной является только пересадка между разными маршрутами. Схитрить быстро съездив куда-то из дома и вернувшись за пол-цены можно – но только если возвращаться на другом номере (или для простоты на другом транспорте: туда – автобус, обратно – трамвай или наоборот) при наличии такой физической возможности. А вот с экспрессами проблема рассасывается сходу. Либо если нужно «срезать» путь на паре автобусов – вместо одного «кривого». Либо не ждать какой-то редко ходящий автобус, а проехать с пересадкой.
В остальном же… По большому счету, ничего не меняется. Большинство пользуется наземкой чтоб добраться до/от метро – а для таких комбинаций все равно нужен старый добрый тариф «90 минут». Чистые же поездки на автобусах, трамваях и т.п. как правило короткие и без пересадок – так что на них нововведение вообще никак не сказывается. Особенно смешно выглядит предложение сэкономить до 11 тысяч рублей в год. Откуда взялась сумма – в принципе понятно. В году примерно 250 рабочих дней. Если ранее требовалось две поездки «90 минут» (на работу и обратно), то это 32,5 тысячи по кошельку «Тройки». Если же их получится теперь заменить на «короткие» (ибо метро не нужно), то это 21 тысяча. Все бьется. Однако, напомню, что безлимитный проездной на год стоит 19,5 тысяч – и позволяет вообще не задумываться ни о количестве поездок, ни о пересадках, ни о видах транспорта и нюансах их взаимодействия. А кошелек имеет смысл если ездить не часто – но тогда и экономии большой взяться не откуда. Если же нужно ездить не только в наземном транспорте, то от этого нововведения никакой экономии в принципе взяться неоткуда. Но «бесплатные пересадки» — это звучит красиво, конечно.
Характер англичан, манеры и особенности поведения
Запишитесь на первый бесплатный урок
На вопрос «Опишите англичанина», многие бы из вас ответили: «Чопорные, вежливые, любят чай и всегда говорят о погоде». Мнение большинства читателей основывалось бы на известных стереотипах, которые не всегда являются правдой.
Немаловажную роль в создании таких стереотипов играют и литературные произведения известнейших русских и английских писателей : яркий художественный образ героев надолго оставляет след в нашей памяти и формирует отношение к той или иной нации. Приведем пример из романа «Орландо» английской писательницы Вирджинии Вульф:
But Sasha was from Russia, where the sunsets are longer, the dawns less sudden and sentences are often left unfinished from doubt as how to best end them
Но Саша родилась в России, где закаты медлят, где не ошарашивает вас своей внезапностью рассвет, и фраза часто остается незавершенной из-за сомнений говорящего в том, как бы ее лучше закончить.
Мы решили провести собственное небольшое исследование, целью которого рассмотреть и показать основные отличия между национальным английским и русским характером, его поведением, манерами и культурой общения.
Уникальные черты характера английских людей и русских
Принц Чарльз целует руку матери после того, как она вручила ему почетную медаль садоводческого общества Виктория во время визита на цветочную выставку в Челси в 2009 году
Вежливость и сдержанность
Сдержанность и вежливость являются одними из главных черт английского стиля общения. Англичане в наших глазах даже иногда чрезмерно вежливы. Они очень часто говорят «Спасибо», «Пожалуйста» и «Я сожалею». Они не разговаривают громко на улице. Они не толкаются в автобусах, чтобы занять свободное место, они покупают билеты с указанием места в очередях на автобусных остановках. Жители Англии не обмениваются рукопожатием, встречая друг друга, они не показывают свои эмоции даже в трагических ситуациях.
Некоторые считают, что англичане- холодные, бесчувственные, флегматичные люди. Знаменитая английская сдержанность, стремление скрыть эмоции, сохранить лицо – это следствие строгого воспитания.
Не так много вещей могут вывести англичанина из себя. В тех случаях, когда представитель сентиментальной латинской расы или душевной славянской будет рыдать слезами восхищения или умиления, англичанин скажет “lovely” («мило»), и это будет равноценно по силе проявления чувств. В статье “Вопросы, которые категорически не стоит задавать англичанам” мы обозначили ряд тем, которые следует обходить в общении с жителями Туманного Альбиона, чтобы не нарваться на лицемерное «мило».
В понимании англичан, русские не очень вежливы и более эмоциональны , но добродушны и очень гостеприимны. В давние времена русский человек, выходя из дому, оставлял дверь отворенною и пищу готовую для странника, поэтому и ходили легенды о широте русской души. В силу большей эмоциональности русским свойственны открытость, отзывчивость и задушевность в общении.
Английский снобизм и русская любознательность
Существует глубокое убеждение, что все англичане – немного снобы и искренность не является их главной чертой. Англичане находят эти обвинения несправедливыми и не имеющими оснований.
Однако следует отметить, что британцы ужасно гордятся тем, что заметно отличаются от любой другой нации мира . Об этом говорят и старые обычаев, такие, как левостороннее движение или игра в крикет. Британцы весьма неохотно перешли на десятичную систему мер, поменяв свои обожаемые пинты на литры, а дюймы на сантиметры и до сих пор свой путь высчитывают милями.
Более того британцы занимают чуть ли не последнее место в Европе по количеству знающих иностранный язык . Их нежелание разговаривать на языке иностранцев можно просто объяснить: зачем прилагать усилия и учить другой язык, если все учат английский?
Для русских англичане – это одна из самых уважаемых наций. Русскому национальному характеру свойственны повышенный интерес, любопытство и доброжелательство как к иностранцам в целом, так и к англичанам в частности. Возможно, это связано с положительным образом англичан вынесенным из литературы и фильмов. И даже после личного контакта, несмотря на все странности англичан, русские все равно воспринимают их позитивно.
На заметку
Английские слова foreign и foreigner употребляются, как правило, в отрицательных контекстах. В иллюстративной фразеологии английских словарей foreigner (иностранец) предстает в явно снисходительном свете.
Различия в поведении русского человека и жителей Туманного Альбиона
Личное пространство
Для находящихся в лифте англичан очень важно, чтобы их поведение не было истолковано как угрожающее, странное или каким-либо образом неоднозначное. Самый простой способ сделать это – избегать зрительного контакта.
У англичан больше претензий на временное владение территорией, чем у русских. Англичанин, снимающий комнату в отеле, считает ее своей временной собственностью, и его очень удивляет, что служащие отеля без предупреждения или с минимальным предупреждением заходят в комнату и выполняют какие-то работы (как медперсонал в больнице). Вследствие этого англичан часто застают неодетыми в их комнате в отеле.
В транспорте считается нормальным воздержаться от того, чтобы сесть рядом с кем-либо; как уже отмечалось выше, если в транспорте освобождается отдельное место, англичанин обычно встает и переходит на него, если сидел вместе с другим пассажиром.
Английские дети имеют полное право на свободное пространство. Например, без их согласия никто не может войти в их комнату, даже родители. В России даже если дети и имеют такое счастье – жить в отдельной комнате да еще и с дверью, то любой родственник может зайти туда даже без стука.
Контакт
Рукопожатие англичане используют гораздо реже, чем русские. Рукопожатие может использоваться при знакомстве, первой встрече и прощании в остальных случаях оно менее популярно, чем в русской культуре. Есть мнение, что англичане могут пожать друг другу руки при знакомстве, а потом больше в жизни не обмениваться с этим человеком рукопожатием.
Физическое разнополое прикосновение к руке, локтю, плечу в английском общении возможно, оно нейтрально. Англичанин прокладывает путь через толпу, дотрагиваясь до руки, локтя, плеча загораживающих ему дорогу людей. В русском общении это исключено, прикосновение к незнакомому считается грубым и некультурным. Англичане не любят прикосновения всем телом – именно это они считают вмешательством и интимностью. Дистанция общения у англичан значительно больше, чем у русских. Приблизительно дистанция английского общения в 1,5 раз больше, чем русского.
«Физическая неприкосновенность» у англичан формируется рано – англичане прекращают трогать детей в 7-8 лет; русские – гораздо позже, они прикасаются и гладят по голове даже подростков. При этом в России допустимо трогать не только своих, но и чужих детей. Английские дети этого не допускают – они чувствуют себя взрослыми.
Интересно
Комфортным расстоянием между собеседниками для англичан считается примерно 83-85 см. Для общения друзей в неформальной обстановке расстояние составляет 45-120 см, а социальная дистанция у англичан ( за обеденным столом, в офисе и т.д.) варьируется от 1 до 3,5-4 метров.
Терпимое отношение к окружающим
В Англии нельзя открыто ненавидеть кого-то или что-то , за это можно попасть в тюрьму. Вы можете высказывать свою ненависть в узком кругу людей или единомышленников, но если вы посмеете говорить о предмете своей ненависти при постороннем человеке, которому это не нравится, то не удивляйтесь, если к вам придет повестка в суд.
Про такие наболевшие темы, как феминизм, геи и негры лучше вообще не вспоминать. Не забывайте, что в Англии и у стен есть уши. В России же вы можете ненавидеть даже Вашего собеседника и смело заявлять об этом ему в лицо. Самый плохой исход таких заявлений – это бесконтрольная драка и все.
Очередь для англичан- дело святое!
Очередь в Англии на автобусной остановке: не обязательно выстраиваться друг за дружкой, но каждый знает, за кем должен зайти в автобус.
В Англии само понятие очереди – священно. Вероятно, для большинства британцев, она является олицетворением социальной справедливости, и нарушение очереди вызывает бурю негодования в их душах.
Замечание, сделанное человеку, пытающемуся пройти без очереди, считается достойным поступком, как действие, направленное на предотвращение и порицание общественного хамства. Для очередей сделаны специальные ряды, существуют собственные системы. В России же каждому надо быть первым и, вооружившись фразой «мне только спросить», все и везде пытаются пройти вне очереди.
На заметку
Для обозначения очереди британцы используют слово “queue”, американцы – “line”, соответственно различаются и словосочетания со значением «пройти без очереди»: “to jump the queue” – британский вариант, “to cut in the line” – американский.
Бережливость и экономность
Большинство англичан до сих пор не топят в домах или топят весьма условно. С одной стороны, экономят. С другой – привыкли. Логика у жителей Альбиона железная: зачем включать отопление ночью, когда все лежат под тёплыми одеялами? Зачем доводить температуру в доме до летней, если на календаре зима? Пара тёплых свитеров – вот и решение. А залезая под одеяло, они берут с собой грелку с горячей водой – всяко получается дешевле, чем топить.
Разнится и отношение к водным ресурсам. В Англии нельзя тратить много воды , хотя официально это и не запрещено, но жители её всегда экономят. К примеру, умывальники в Британии не снабжены смесителями. Англичане умываются, набрав полный умывальник воды, а затем спуская использованную воду. В России в последнее время люди стали более аккуратно использовать воду из-за водяных счетчиков, то есть из прагматических целей, но до англичан нам все равно далеко.
Экономят англичане на одежде , но своеобразно – покупают очень качественные дорогие вещи и стараются игнорировать копеечный ширпотреб, который расползается после первой стирки. Вещей у них, таким образом, немного, но все они долго служат и прекрасно выглядят.
Вместо заключения: мы разные или нет?
По большому счету, сколько не сравнивай англичан и русских, все равно различий будет слишком много, начиная от языковых особенностей и заканчивая менталитетом. Главное для взаимодействия разных культур – это понять и принять человека или целый народ.
А о языковых особенностях и традициях, которые помогут нам это сделать, мы поговорим в следующий раз.
10 особенностей английского менталитета
Мы все живем на одной планете, но в каких-то вещах совершенно отличаемся. Национальный характер основывается на историческом обществе.
Если взять русского человека и англичанина, то говоря об одном и том же, они будут понимать разное. Причиной тому – у каждого народа своя правда. Переубеждать кого-то очень трудно, и нужно ли? Ведь тем и интересен разный народ, что у каждого свои ценности, привычки и убеждения.
Разница вовсе не отдаляет нас друг от друга, а учит смотреть на вещи с разных сторон. В этой подборке вы узнаете об особенностях менталитета удивительных англичан! Возможно, какие-то черты вам покажутся похожими на наши.
10. Культура чаепития
Англичане верны своим традициям – одной из них уже более 350 лет. Чаепитие они проводят в кругу своих родственников или близких друзей. В это время принято вести душевные, теплые или светские беседы.
Первое чаепитие отводится на 6:00 часов утра. Англичане могут пить чай прямо в кровати, потому что не все встают в такую рань.
В 8:00 они завтракают (конечно, всегда бывают исключения), заваривая ароматный цветок из скрученных чайных листьев.
В 11:30 (время ланча) они тоже выпивают чай, затем могут это делать в 16:00 во время работы, а затем после напряженного долгого рабочего дня. Англичане никогда не откажутся насладиться ароматным чаем.
9. Любовь к животным
Англичане просто обожают животных, и заботятся о них, как о собственных детях. Если вы посмотрите документальные фильмы, английские передачи, то заметите, что в одном доме может жить несколько животных.
В России люди заводят обычно одну собаку, либо одну кошку, а англичане могут завести несколько собак или кошек, или тех и других вместе.
Впрочем, они никогда не откажутся и от других животных – например, попугая, совы, мыши и т.д.
В Великобритании процветает большое количество организаций по защите животных – здесь нет бездомных собак или кошек, их сразу забирают в приюты. А если хочется взять в свой дом нового члена семьи, работники служб проводят очень тщательный отбор будущих владельцев.
8. Домоводство и садоводство
Навряд ли в Англии можно увидеть запущенный сад. Все без исключения – будь то разнорабочие или королевские семьи, ухаживают за садом.
Воскресная радиопередача про садоводство в Великобритании называется «Gardeners Question Time». В ней часами обсуждаются вопросы, волнующие слушателей: они получают ответы на то, как готовить компост, в какое время и как подрезать разные сорта цветов, как бороться с вредителями и прочее.
Важнейший символ Англии – это дуб, он растет более 900 лет. Если вы смотрели английский сериал «Мисс Марпл», то, должно быть, помните, как главная героиня, детектив, все время ухаживает за своим садом.
7. Патриотизм в генах
Англичане убеждены в своем превосходстве, но лишены яркого проявления своего патриотизма. С большим трудом представляются жители этой страны, произносящие: «Как же я горжусь тем, что я англичанин», чем очень отличаются от других наций.
Шумный патриотизм – удел закомплексованного народа, не знающего своего места. Тому, кто уверен в своем превосходстве, ни к чему кричать о своей верности родине.
Наоборот, их самоирония, юмор и скептицизм к самим себе не позволяют другим народам смотреть на них свысока. Англичане патриотичны и щепетильны во многих вопросах, но никогда не показывают этого.
6. Аристократия в крови
Уже с малых лет детей обучают хорошим манерам и правилам этикета. Англичане уже с детства знают, как себя вести с другими людьми, в общественных местах.
Все это передается из поколения в поколение, и маленькие англичане вырастают в галантных, аристократичных и сдержанных взрослых. Они не проявляют свои эмоции на людях. Если вдруг по Лондону будет идти громко разговаривающий и нервный человек, скорее всего, это иностранец.
Даже если англичанина охватит буря эмоций, он выразит их иначе – юмором, щедро сдобренным сарказмом. Еще одно отличие народа – вежливость. Они никогда не нагрубят оппоненту, даже если всей душой презирают его.
5. Личное пространство
Многие люди, приезжая в Англию, поражены манерами жителей – для них вполне уместна лесть, они делают комплименты другим, люди этой страны всегда вежливы и обходительны, им несвойственно эмоционально проявлять свои чувства и говорить на повышенных тонах.
Британцы почти не говорят о своих заслугах, но у них очень развито чувство собственного достоинства. Что касается личного пространства – в Англии каждый живет так, как хочет.
Соседи, знакомые никогда не лезут и не обсуждают частную жизнь других, а в общественном транспорте жители Великобритании стараются отворачиваться – взгляды являются неуместными.
Посторонние люди стараются не становиться друг к другу слишком близко на улице или в магазине. Здесь каждый может самовыражаться так, как хочет, и его никто за это не осудит.
4. Забота о безопасности
Англичане очень заботятся о своей безопасности и своем здоровье. Рабочим, например, на стройке, обязательно нужно надевать каски. Если подросток решит покататься на скейтборде, то, скорее всего, родители купят ему защитное снаряжение – на локти и колени.
В общественных местах, курение запрещено. Люди могут курить только на открытом воздухе. Наркотические вещества в Соединенном Королевстве запрещены – за их хранение и распространение полагается большой штраф или заключение под стражу.
3. Умение строить планы
Англичане умеют строить планы и делают это на год вперед. Нам всем известна фраза: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». К жителям Великобритании это не относится. Они могут отложить дела на потом, если те не требуют срочности.
Без планирования на несколько лет вперед в Англии почти никто не живет – свадьба планируется за года два, посещение врача за год, даже похороны и те планируются за пару десятилетий…
Для планирования у жителей Соединенного Королевства есть специальный календарь, в котором они расписывают свои планы на ближайший год.
2. Традиционное представление о семье
В Великобритании пары без детей не принимают за семью. То есть, если вы приедете с любимым человеком в эту страну, будучи женатыми уже 5 лет, и у вас нет детей, никто не назовет вас семьей.
Здесь семья и дети – синонимы. Если у человека есть родители, сестры и братья, тети и дяди, но нет своих детей, то англичане скажут, что у человека нет семьи.
Но у нас все иначе, для нас семья – это родственники, близкие люди, с которыми мы живем.
1. Особое чувство юмора
Наверное, каждый слышал, что у англичан специфический юмор. Они сами признают его одним из своих лучших достоинств.
Иностранец может даже обидеться, потому что англичане умеют высмеивать и порой задевают «за больное», сами того не желая. Эта черта у них с самого детства.
Причем на оскорбительные шутки необходимо отвечать тем же! Обидные слова, по их мнению, просто вершина остроумия. Физиологические шутки, язвительные насмешки, как бы парадоксально это не звучало, свойственны джентльменской породе.
Особенности британского менталитета
Чтобы свободно разговаривать с англичанами, недостаточно хорошо говорить на английском языке. Важно также знать британскую культуру и менталитет. Если не учитывать особенности национального характера, разговор с англичанином может показаться грубым или неуместным. Нужно хорошо представлять себе, что и когда стоит говорить и как при этом необходимо себя вести.
На самом деле большинство из нас имеют представление о британском менталитете исходя из типичного образа англичанина – чопорного, вежливого и невозмутимого. Но насколько эти характеристики правдивы? И в чем именно они заключаются? Давайте получше узнаем характер англичан. Вот список из их основных особенностей.
Вежливость
Англичане действительно вежливы – это не миф. Они учтивы и предупредительны к окружающим людям. Англичане извиняются тысячу раз за день: слова sorry и excuse me они говорят, даже если виноват кто-то другой. Прохожий задел плечом – англичанин скажет sorry . Кто-то наступил на ногу – британец инстинктивно извинится первым. А в случае, если он виноват, – извинится несколько раз с неподдельной искренностью. Любые разговоры с незнакомыми людьми в общественных местах – с продавцами, кассирами, лифтерами, управляющими – обязательно начинаются с Please или Excuse me .
Вежливость проявляется и в поведении. Англичане не толпятся, пытаясь первыми попасть в вагон метро. Они не стараются занять чужое место или ни за что не влезут без очереди. По правилам вежливости они не разговаривают громко в общественных местах. В метро, например, чаще всего молчат, даже если едут с другом или компанией.
Английскую вежливость называют «отрицательной» или «пассивной». «Активную» вежливость, которая предполагает проявление заинтересованности в другом человеке, англичане считают навязчивой. Они полагают, что вежливо не вмешиваться в жизнь других людей. Это связано еще с одной особенностью менталитета – особым отношением к личным границам.
Личные границы
Британцы трепетно относятся к частной жизни. У них есть строгие правила соблюдения личных границ. Во-первых, англичане следят за своими и чужими физическими границами. Например, они не подходят к людям слишком близко, всегда интуитивно выдерживая определенную дистанцию. С незнакомыми людьми эта дистанция составляет от 1 до 4 метров, с незнакомыми собеседниками – не больше 85 см. При общении с друзьями допустимо подходить на расстояние 45 см. Эти цифры примерно в 1,5 раза больше, чем в России. Это очень заметно по тому, как британцы стоят в очереди, располагаются в лифте, рассаживаются в общественном транспорте. Они всегда держат дистанцию.
Физическая дистанция выражается также в прикосновениях. Даже среди очень близких людей не принято часто дотрагиваться, обниматься и целоваться. Считается неприличным дотрагиваться до другого человека своим телом: поэтому в вагоне метро англичане прокладывают путь через толпу с помощью рук. Прикосновения к руке или плечу считаются нормальными, остальное – нарушение личных границ.
Во-вторых, у англичан есть строгие границы частной жизни. Англичане настолько уважают личные границы, что никогда не входят в комнаты своих детей без стука. Задавать личные вопросы считается нарушением. Англичане не проходят в гостях дальше гостиной и не показывают свой дом гостям: это частная территория. Знакомиться без повода, спрашивать имя собеседника без важной причины – тоже нарушение границ. Заводить разговор с незнакомым человеком нежелательно, максимум – можно позволить себе small talk о погоде, если ситуация это допускает.
Самообладание
Типичный образ чопорного английского джентльмена, в любой ситуации сохраняющего самообладание, возможно, немного устарел. Вполне можно встретить эмоциональных и неспокойных британцев. Тем не менее, знаменитая невозмутимость англичан – не миф, а важная особенность менталитета. Невозмутимость – одна из самых достойных черт характера, по мнению британцев.
Самообладание заключается в том, что человек не должен слишком явно показывать свои эмоции. И неудачу, и успех, и горе, и радость нужно встречать с внешним, а желательно и с внутренним спокойствием. Чрезмерная эмоциональность, раскованное поведение, открытое проявление чувств на людях осуждаются. Страх, боль, холод и голод нужно самоотверженно терпеть, оставаясь внешне невозмутимым.
Иностранцы не понимают, зачем скрывать свое состояние за маской и считают эту особенность лицемерием. Это не совсем справедливо. Дело не в том, что англичане боятся чужого мнения или привлечения внимания. Основная причина такого поведения, которое воспитывается с детства и становится неотъемлемой частью менталитета, это забота об окружающих. Они не хотят доставлять неудобства другим людям своими эмоциями – это еще одно последствие английской вежливости.
Консерватизм
Англичане консервативны по сравнению с другими нациями – это тоже не преувеличение. Конечно, не все и не до крайности. Есть британцы с нестабильным характером, есть совершенно не консервативная молодежь, есть много новых и модных течений. Но в целом и в среднем англичане не любят изменения и ценят традиции. Они едят одну и ту же традиционную английскую еду на завтрак, обед и ужин, ходят в один и тот же паб, любят знакомые предметы обстановки и антиквариат, ценят порядок и дисциплину. Ремонт в доме для них означает не смену мебели и декора, а реставрацию.
Англичане тяжелы на подъем, им не свойственна спонтанность. Они почти никогда не решают ничего внезапно. А любые крупные дела планируют за несколько недель или месяцев. Они записываются к зубному врачу не на следующую неделю, а через два месяца. Отпуск планируют за год, а крупные события – свадьбы и юбилеи – за пару лет.
Стабильность в характере англичан способствуют сохранению стереотипного английского менталитета, ставшего известным на весь мир с викторианских времен. Хотя в стране произошло много перемен и до сих пор изменения постоянно продолжаются, основные черты – вежливость, самообладание и тот же самый консерватизм.
Особенное чувство юмора
Чувство юмора выделяется среди других особенностей британского менталитета тем, что англичане его считают своим основным достоинством. Они гордятся своим чувством юмора – не только наличием, но и его спецификой, отличиями по сравнению с другими нациями. И их юмор действительно особенный. Во-первых, часто его сложно вообще заметить. Во-вторых, даже если вы заметите, что англичанин сказал что-то смешное, то необязательно поймете юмор. И в-третьих, некоторые шутки могут вас задеть или уязвить, если вы не привыкли к такому юмору.
Англичане обожают каламбуры, иронические замечания и преуменьшения. Последний прием – отличительная особенность британского чувства юмора. Имейте в виду, что если житель Великобритании после просмотра великолепного кино невозмутимо скажет “It was pretty good” , это не холодность и невозмутимость, это юмор. Иностранцы редко находят это смешным, но англичане прекрасно понимают такие шутки.
Между близкими людьми допустимо язвительное чувство юмора с саркастичными насмешками и ироничными замечаниями. Непосвященные люди из других стран могут счесть такие шутки оскорбительными. Но для англичан это демонстрация мастерства в остроумии. Они могут подкалывать друг друга, совершенно не обижаясь.
Отношение к классовому разделению общества
В Великобритании общество строго разделено на классы, и особенности классового разделения стойко закреплены в сознании англичан. Каждый человек принадлежит к определенному классу в зависимости от происхождения родителей и воспитания. Классовая принадлежность – важная информация о человеке в Великобритании.
Переход из одного класса в другой в Великобритании очень затруднен, в отличие от США. Это возможно только через поколения – по расчетам ученых, на это нужно целых 10 поколений! Межклассовые браки – огромная редкость. Конкретный человек не может выйти за пределы своего класса, как бы он ни старался – ни богатство, ни влияние, ни профессия это не изменят.
Манеры, вкус, привычки и другие показатели класса невозможно устранить или замаскировать. Как невозможно поменять свое школьное и университетское образование – а это очень важный показатель класса. Также показателями класса являются акцент, профессия, связи и даже почтовый индекс. По одному индексу об англичанине можно узнать очень многое, поэтому при знакомстве или описании какого-либо человека британцы часто упоминают место жительства вместо профессии.
Если англичанин захочет все-таки повысить класс своих детей или внуков, для этого нужно приложить огромные усилия. Но почти никто так не делает – англичан из любого класса все устраивает. Много денег можно заработать и в низшем классе, а получать непрактичное дорогое образование, менять привычки, учиться другому диалекту, носить непривычную одежду и общаться с неинтересными для себя людьми никто не стремится.
Экономность
Англичане бережливы. Даже при хорошем достатке они экономят на том, на чем русским не приходит в голову экономить. Это их привычка и особенность национального характера.
Британцы экономят воду. Например, они не умываются под струей воды, а набирают воду в раковину. Так же они моют посуду: набирают воду, намыливают всю посуду и только потом быстро смывают под струей. Экономят и на отоплении: зимой топят мало или почти не топят. Англичане спят под теплыми одеялами с грелками, и их это устраивает.
Англичане покупают только качественные и надежные вещи, которые стоят достаточно дорого. Это тоже способ экономии – такие вещи долго служат, не приходится часто делать покупки. Это касается и одежды, и техники, и других предметов.