Пещеры Могао в Дуньхуане — подробная информация с фото

Пещеры Могао

Пещеры Могао (Mogao Caves)

Пещеры Могао — 492 пещеры, известные статуями и рисунками на стенах, находятся в провинции Ганьсу и замечательны тем, что в них представлена более чем 1000-летняя история буддийского искусства. Признанны в 1987 году объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Согласно легенде, в 366 году монаху по имени Ло Цунь было видение – 1000 Будд, после чего он начал вырубать первую пещеру. Пещеры Могао расположены на Великом шелковом пути, одном из самых важных торговых маршрутов Востока. Монах просил проезжавших купцов жертвовать деньги на устройство пещер. По мере распространения буддизма, пещеры стали местом паломничества. До наших дней сохранилось 492 пещеры. Самая большая – высотой 40 м, самая маленькая – менее 1 м, а общая длина их – около 1,6 км. Комплекс, называемый также «Пещеры 1000 Будд», славится тем, что тут хранятся 2415 раскрашенных глиняных статуй Будды, святых и бодхисатв (существ, которые помогают человеку на пути к просветлению) размером от 10 см до 33 м. Сохранилось около 50 000 кв. м рисунков и росписей на разные сюжеты – от цветочных орнаментов, учения Будды, волшебных сказок и легенд до эпизодов из священных книг. Их цель – наставлять и вдохновлять неграмотных верующих, примерно так, как это делали витражи средневековых соборов. В пещерах сохранилось всего пять деревянных построек.

Примерно в XIV веке пещеры Могао были заброшены и практически забыты, а на рубеже XIX – XX веков вновь открыты. Китайское правительство отправило сюда в 1949 году археологическую экспедицию, работа которой продолжается и по сей день. Сюда устремляется немало туристов, так что в пещерах бывает многолюдно, однако невозможно устоять перед красотой росписей и величием всего комплекса.

Мотивы и развитие стилей

В первую фазу строительства храмов на Великом шелковом пути буддизм еще пропагандировал самоотречение вплоть до полного самопожертвования. Типичное выражение эта позиция получает в «Джатаках», созданных в Индии легендах о прежних инкарнациях Будды Гаутамы. События часто рассказываются как своего рода религиозный комикс в виде последовательности картин (частично в форме буквы «S», начинаясь вверху справа). Стиль изображений в пещерах Могао также несет ярко выраженные индийские черты: люди завернуты в бесшовные юбки или набедренные повязки, верхняя же половина тел обнажена, их кожа – темная, черты лица – индийские или азиатские.

С распространением китайского махаяна-буддизма, который сулит избавление не только монахам, но и мирянам и предпосылает абстрактной нирване наглядный промежуточный рай, а с конца VI в. с возникновением нового китайского государства под властью династии Суй, отвоевавшей Дуньхуан, характер изображений резко меняется. Типичное выражение новое учение получает в картинах рая. Дворцовая архитектура отмечена центральной перспективой и многочисленными прудами; в центре на цветах лотоса восседают Будды, музицируют оркестры, элегантные танцовщицы поднимают ножки и машут развевающимися шалями, причем у большинства участников этих сцен ярко выраженные китайские черты лица. Меняется и сама архитектура: ранние скальные храмы Могао имеют центральную колонну, поддерживающую потолок, в с VI в. – благодаря пирамидальным потолкам – такие колонны становятся излишними и площадь основания становится больше.

Осмотр

Входы в пещеры Могао закрыты стальными дверями, поэтому следует примкнуть к одной из групповых экскурсий. В пещерах нет никакого освещения. Лучше всего приносить с собой карманные фонарики, кроме того, можно взять их напрокат во входном тамбуре; там же надо сдавать свои сумки и фотокамеры. Время работы: ежедн. 8.00-17.00.

Внимание! Днем гиды делают перерыв, поэтому приходить надо либо до 10.00, либо в 14.00.

Обзор наиболее часто посещаемых пещер

Пещера № 16 и № 17

№ 16 — очень большая пещера с тысячей живописных изображений Будды эпохи Западная Ся. Притом, что сама пещера как таковая еще более древняя, предположительно столь же древняя, как и доступная отсюда пещера № 17, в котором была замурована монастырская библиотека.

Читайте также:
Метро в Дубае – удобный способ передвигаться по городу
Пещера № 61

Пещера № 61 (эпоха Западная Ся) знаменита изображениями ее основательниц в натуральную величину – в том числе, изображением принцессы из Хотана, которая вышла замуж за правителя Дуньхуана. Слева изображена монастырская гора Утайшань.

Пещера № 96

Самая большая пещера в Могао, № 96, был создана в 695 г. в период династии Тан. Поскольку она выше, чем скальная стена, то покрыта деревянной крышей и снаружи сразу бросается в глаза своей пагодовидной формой. Изображение Майтрейи высотой 34,5 м считается самой большой интерьерной фигурой Будды в мире. Его руки были реставрированы в 1980 г. У входа демонстрируются различные слои настилов пола, древнейший из которых относится ко времени строительства пещеры.

Пещера № 130

Эта пещера, обустроенна в 713-741 гг. (династия Тан), также таит в себе монументального Майтрейю высотой 26 м. Слева и справа видны настенные изображения боддхисаттв. Росписи и напольные керамические плитки перед входом созданы в эпоху Западная Ся. Апсары, танцующие наверху на стенах, имеют 2 м в длину – таким образом, они самые большие во всем Дуньхуане. Пещера была основана женой военного губернатора и двумя ее дочерьми.

Пещера № 148

В пещере № 148, построенной в 775 г., находится лежащий Будда длиной 15,6 м, о котором скорбят семьдесят два ученика, боддхисаттвы и другие существа. Напротив Будды видны замечательные изображения рая. Слева и справа скачут верхом на своих ездовых животных боддхисаттвы Манджушри и Самантабхадра.

Пещера № 158

В то же время или чуть позже возникла эта пещера с 15-метровым лежащим Буддой, у которого особенно красива голова. О нем скорбят боддхисаттвы и другие сверхъестественные создания, но есть среди плакальщиков и вполне земные существа, в том числе – отчасти карикатурно изображенные чужестранцы, образующие целую группу в изножье. Некоторые заглушают боль, нанося себе раны ножом. Можно распознать и одного «человека с запада» в колпаке с кисточкой – ни дать ни взять «немецкий Михель»!

Пещера № 196

Пещера № 196 из поздней эпохи Тан знаменита изображением борьбы демона Раудракши с учеником Будды Шарипутрой; оно занимает всю западную стену. Только что Раудракша хотел применить против Шарипутры пламя, но его благочестивый соперник, не менее искушенный в волшебстве, заставляет дуть могучий ветер, который гонит пламя назад и наводит ужас и панику среди полчищ Раудракши.

Пещера № 249

Пещера № 249 с великолепными росписями создана в эпоху династии Западной Вэй. На своде потолка напротив центрального входа распростерся великан Асура в окружении бога ветра и грома (узнаваемого по венцу из барабанов), гаруд, гандхарв и других сверхъестественных существ. Слева и справа узнаваем мотив «Тысячи Будд», внизу видны основатели. Оригинальные фигуры не сохранились, представленные здесь были созданы 1000 лет спустя.

Пещера № 257

В Пещере № 257 можно увидеть популярную джатаку: легенду о чудесной девятицветной антилопе (здесь она изображена белой), которая спасает утопающего и взамен просит обещать ей, что он никому не выдаст место ее обитания. Но когда эта антилопа приснилась некой царице, наутро пообещавшей вознаграждение тому, кто может дать об антилопе сведения, спасенный нарушает свой обет – и чудесную антилопу ловят. Но она рассказывает, как было дело, и предатель подвергается наказанию.

Пещера № 323

На левой лицевой стене пещеры № 323 (ранний VII в.) изображена ранняя история Великого шелкового пути: можно увидеть императора У-ди из династии Хань и путешествовавшего по его поручению в «западные земли» (вплоть до территории сегодняшнего Узбекистана) Чжан Цяня, чьи отчеты послужили основой для разработки завоеваний, расширивших территорию Китая до Дуньхуана и еще дальше.

Читайте также:
Рейли – живописный полуостров в тайской провинции Краби
Пещера № 428

Пещера № 428 была сооружена объединением приверженцев буддизма в составе тысячи двухсот членов. Это – одна из самых молодых пещер, с центральной колонной. На правой стене слева можно увидеть одну из легенд о Будде: демон смерти Мара приказывает своей красавице-дочери танцевать перед Гаутамой, чтобы возбудить в нем мирские страсти и тем самым лишить его окончательной победы. Далее представлены две джатакп: о щедром царевиче Судане, который дарит вражеской соседней стране, охваченной засухой, чудесного слона, умеющего заклинать дождь, а также история о царевиче Саттве, который во время верховой поездки со своими братьями принес себя в жертву умирающей от голода тигрице.

Пещерный музей

Полезную дополнительную информацию после экскурсии по пещерам Могао предлагает пещерный музей. Неподалеку от входа есть музейный киоск с прекрасным ассортиментом, но особенно хороши фотографии фрагментов восьми пещер в натуральную величину: на досуге наконец-то можно будет рассмотреть отдельные детали.

Уникальная библиотека

В 1900 г. даосский монах по имени Ван, который жил отшельником в пещерах Могао, очищал одну из них от нанесенного ветром песка. Вдруг часть боковой стены обвалилась. Ван расширил образовавшееся отверстие, прополз в него – и сделал в мрачной, до тех пор скрытой от глаз соседней пещере открытие, значение которого он, малообразованный монах, в свое время не смог оценить по достоинству: он набрел на гору старых письменных свитков высотой более трех метров.

Почтенный монах, правда, заявил о своем открытии губернатору провинции, но тот, очевидно, счел транспортировку находки чересчур дорогостоящей и приказал Вану хранить свитки под замком на том месте, где они были найдены. Семь лет спустя о находке узнал британский археолог сэр Аурел Стейн, который в то время занимался поисками остатков Великой стены в Дупьхуане. Постепенно Стейну удалось втереться в доверие к монаху и уговорить его передать ему рукописи, великолепно сохранившиеся в сухом и прохладном месте. Из двадцати тысяч свитков более трети он благополучно сумел переправить в Лондон.

Ученые или грабители?

Вскоре прибыл еще один исследователь, французский китаист Поль Пелльо. Он также сумел снискать доверие Вана и, поскольку он, в отличие от Стейна, владел китайским языком, то отсортировал самую ценную часть оставшихся рукописей и. перевез их в Париж. Подобным же образом поступали и другие ученые. Когда, наконец, последовала реакция китайских властей, большинство свитков, причем самых ценных, уже находилось за пределами страны.

Бесценные сокровища

Клад рукописей в Дуньхуане, как понял уже Стейн, был монастырской библиотекой неизмеримой ценности. Древнейшие рукописи относились к V в. Когда, предположительно в 1035 г., явились чужеземные захватчики, ради сохранности эти свитки были замурованы, а позднее – забыты. Большей частью здесь содержались буддистские тексты, но обнаружилась и масса иной литературы. Многое было прежде совершенно неизвестно. Среди самого ценного -текст «Алмазной сутры», изданный в 868 г.: это древнейшая печатная книга в мире.

Пещеры Могао

Вырезанные в скалах над рекой Дачуань пещеры Могао (莫高窟) расположены в провинции Ганьсу к юго-востоку от городского уезда Дуньхуан и представляют собой самую большую, богатую и наиболее долго используемую сокровищницу буддийского искусства в мире. Комплекс был построен в 366 году. В течение 1000 лет, начиная с периода династии Северная Вэй (386–535 гг.) до династии Юань (1271–1368 гг.), пещеры Могао играли решающую роль в культурном обмене между Китаем, Центральной Азией и Индией.

К настоящему времени сохранилось 492 пещеры, расположенные на 5 уровнях, в которых находятся около 45000 квадратных метров настенных росписей и более 2000 расписных скульптур. Здесь также хранятся материалы, отображающие различные аспекты средневековой политики, экономики, культуры, искусства, религии и этнических отношений северо-западного Китая. С 1987 года пещерный комплекс включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как один из самых уникальных памятников буддийской религии, культуры и искусства.

Читайте также:
Чем можно заняться на отдыхе в Греции и какие места посетить?

История

Легенда гласит, что буддийский монах во время своего путешествия по Великому шелковому пути увидел сияние тысячи Будд. Приняв это видение как знак, он прорубил первую пещеру в горе, где провел много времени в медитациях и молитвах. В дальнейшем в период с IV по XIV вв. новые гроты были построены буддийскими паломниками, приходившими туда за просветлением. Некоторые из них вырубали себе небольшие пещеры, а другие строили целые храмы.

К XIV веку Великий шелковый путь утратил свое значение как соединительная дорога между Востоком и Западом. Кроме того, с VIII века в соседнем Синьцзяне происходил активный процесс исламизации, и буддизм постепенно утратил свое доминирующее значение. Храмы Могао были забыты на 5 веков. Только небольшая группа монахов из поколения в поколение поддерживала этот уникальный памятник. Новая жизнь комплекса началась на стыке XIX и XX вв., когда в 1900 году даосский монах Ван Юаньлу нашел запечатанную пещеру с буддийскими текстами. С тех пор тысячи исследователей, археологов и охотников за сокровищами начали новое паломничество в Могао.

Многие из пещер очень старые и частично разрушенные временем или «черными археологами», которые в начале XX века экспортировали фрески и скульптуры храмов в европейские страны. Однако ни люди, ни время не смогли уничтожить поразительную красоту Могао, и сегодня не только туристы, но и последователи всех религий, как и тысячу лет назад, приезжают в этот знаменитый храм в поисках просветления.

Артефакты

В пещере № 302 династии Суй (581–618 гг.) были обнаружены одни из самых древних и ярких картин, рассказывающих о культурном взаимодействии на Шелкового пути, где изображены верблюды, тянущие типичную для торговых миссий того периода телегу. Грот № 158 тибетского периода (781–847 гг.) хранит 15-метрового лежащего Будду, занимающего весь зал. Фигуры скорбящих на фресках и в скульптурных формах расположены по всей длине пещеры позади Будды. В пещере № 61 династии Сун (960–1279 гг.) находится знаменитый пейзаж горы Утайшань (одной из четырёх священных гор китайского буддизма), являющийся ранним примером художественной картографии Китая.

Хранящая десятки тысяч рукописей и реликвий Библиотечная пещера была обнаружена в 1900 году и признана величайшим мировым открытием в области древней восточной культуры. Сегодня библиотека Могао представлена большим количеством документов на санскрите, согдийском, китайском и тибетском языках. Исследователи обнаружили не только уникальные буддийские свитки, но и манихейские, христианские и даже зороастрийские тексты. Здесь хранится самый древний текст с зороастрийской молитвой и всемирно известной «Иисусовой сутрой», которую многие историки считают доказательством путешествия Иисуса Христа на Восток.

Стоимость билетов разнится в зависимости от времени года. В период с 1 апреля по 30 ноября цена составит 238 юаней, а с 1 декабря по 31 марта — 160 юаней. В стоимость входит просмотр тематических фильмов «Тысячи лет пещер Могао» и «Великолепие дворца Будды», трансфер, осмотр открытых для туристов пещер, экскурсия в составе 25–30 человек (иностранным туристам предоставляется переводчик) и посещение нескольких выставочных центров.

Как добраться

До места назначения можно доехать на автобусе или такси. Прямой рейс до пещерных храмов Могао отходит от железнодорожного вокзала Дуньхуан (敦煌火车站). Поездка на такси будет более комфортной и займет около 30 минут. Дуньхуан — маленький город, и такси стоит недорого. В связи с этим рекомендуется пользоваться именно такси, особенно в том случае, если удастся разделить стоимость проезда с попутчиками.

Панорама пещерных храмов Могао

Читайте также:
Гора Синай, Египет — подробная информация с фото

Дуньхуанский храмовый комплекс-древнейший памятник буддизма в Китае

Ранние буддийские скальные храмы Китая представляли собой и по назначению и по эстетическому облику явление необычное в китайском зодчестве. Расположенные в горах иногда высоко над землей, изрезанные многочисленными нишами и пещерами, вырубленные без единого четкого плана в толще диких гор, они возникали подобно сказочным городам на пути распространения буддизма, связывая в неразрывное целое с природой архитектуру, скульптуру и живописное убранство. В отличие от небольших святилищ древности, связанных с культом предков, эти храмы открывались путникам с далекого расстояния поражая их своими масштабами и протяженностью. Каждый из пещерных комплексов имел свои художественные особенности. Важное место занимал ансамбль монастыря Цзяньфондун. В его вырезанных в лессовых склонах пещерах скульптурное и архитектурное оформление составило неразрывное единство. Дополнением в раскрашенным статуям святых служили росписи на стенах на темы духовных подвигов Будды Шакьямуни

Пещеры тысячи Будд в Дуньхуане (Цзяньфодун) расположены вдоль границы бескрайней пустыни Гоби, близ Юймэньского прохода.
С 336 года нашей эры в рыхлой породе горы Минша, в ее скалистом склоне было выдолблено около тысячи пещер разной величины.
Это самый впечатляющий китайский религиозный комплекс, вырезанный в цельной горной породе.
492 пещеры сохранились до наших дней. Древнейшие из них датируются 5 веком, 23 были созданы в эпоху Северных династий (386-581), 95 в эпоху Суйской династии (581-618), 213 при Танах (618-907), остальные 161 – между 10 и 14 веками.1.

Одной из особенностей этого комплекса является необычное, но гармоничное сочетание различных архитектурных, скульптурных и живописных стилей. Пещеры просто устроены. Некоторые состоят из одного зала, как правило самые древние, другие же имеют нечто вроде вестибюля, ведущего в зал, богато украшенный росписями, статуями, колоннами, алтарями и нишами различного размера.

Площадь пещер варьируется от 9 до 70 квадратных метров а высота-от полутора до пяти метров.
Древнейшие пещеры обнаруживают влияние центрально-азиатской и индийской религиозной архитектуры (например, столб в центре зала), но это влияние постепенно становится все менее ощутимым, и, наконец, полностью исчезает в храмах Суйской и Танской эпох.

Сокровища пещер Могао — это тысячи скульптур, алтарей и колон, а так же настенные росписи, иллюстрирующие эпизоды из жизни Будды и священные буддийские тексты.
Две тысячи четыреста статуй божеств и скульптурных групп бодхисатв и святых обширного буддийского пантеона выполнена в комплексе Могао из расписной глины. 2. Самые древние работы обычно представляют собой группы с фигурой Будды в центре с бодхисатвами по обе стороны от него, более поздние насчитывают более девяти персонажей.
Скульптуры различной степени проработки размещаются вдоль стен или в нишах. Некоторые отличает необыкновенное совершенство пропорций. Таковы, например, величественная 26-метровая статуя Будды Майтрейи (пещера № 130), авторство которой приписывается художнику начала VIII в. Ма Сычжуну, или статуя в пещере № 96 высотой 33 метра
Фресковая живопись занимает 42000 квадратных метров площади пещер. Она доминирует в убранстве пещер. Росписи выполнены клеевыми красками по сухому грунту.1.
В ранних росписях пещеры Могао в Дуньхуане изображались длинные полосы похожие на ленты, которые как будто танцевали в воздухе, производя впечатление, будто вся стена движется на ветру.

Фреска. Выпукло -вогнутый стиль. Дуньхуан

В это время на некоторых фресках Дуньхуана, появилось многоголовое и многорукое индуистское изображение дхармапалы, Махешвары с тремя головами и шестью руками, четыре вооруженных Сканда верхом на павлине, Ганеша, держащий трезубец с головой слона и телом человека, Вишну с тремя головами и шестью руками в росписи на южной стене. В росписи Дуньхуана использовалась техника индийских традиционных росписей из западных регионов, «вогнуто-выпуклая» техника для создания трехмерного изображения.

Темы росписей стен многообразны. Это образы божеств, святых и культовых мест, сцены, иллюстрирующие буддийские притчи и сказания, в изобилии покрывают стены и потолки. Иногда на задних планах появляются сельские пейзажи с изображением простых людей за повседневными делами: крестьян, работающих на полях, ремесленников, занятых резьбой и литьем, рыбаков и охотников, а также акробатов,
Самые древние фрески, созданные еще до Суйского периода, служат иллюстрациями к историям, почерпнутым из сутр или джатак — повествований о похвальных деяниях Будды его различных жизнях, предшествовавших воплощению в принце Шакьямуни. Эти истории являют верующему пример смиренного поведения, основанного на благородстве и высочайшей жертвенности.3.
Роспись пещеры для медитаций. 538-539. Династия Суй.

Читайте также:
Жизнь в Хорватии в 2022 году — цены на продукты и недвижимость, рынок труда

На этой фреске изображен фрагмент истории о пятистах смельчаках, ставших буддами: лучник приготовился выпустить стрелу в газель, прыгающую по холмам. 4.


В пещерах много изображений Будды. Недаром эти пещеры названы «Пещерами тысячи Будд».

Пещера 320, северная стена, изображение будды Амитабхи, Тан 705 — 781

Эта впечатляющая роспись иллюстрирует эпизод из Джатаки Шамаки — истории, повествующей о любви молодого человека к своим родителям. Наградой за сыновнюю любовь стало божественное сочувствие, вернувшее его к жизни, после того как он умер от раны.

Некоторые исследователи проводят параллели между чертами и позами выписанных тушью или на шелке бодхисатв из Дуньхуана, датируемых Танской эпохой — и изображениями придворных дам в работах Чжань Сюаня и Чжоу Фаня (Тан).

Бодхисатва. Дуньхуан. Тан

В 1899 г. даосский отшельник Ван Юаньлу, живший в пещерах, случайно наткнулся на вход в каменную часовню, в которой обнаружил свыше 40000 манускриптов и несколько тысяч рукописей, прекрасно сохранившихся благодаря сухому воздуху подземелья. Эти бесценные сокровища включали преимущественно буддийские религиозные тексты, однако среди них были и конфуцианские и даосские документы, а так же труды по истории, праву, астрономии, медицине и литературные произведения. Большинство текстов написано на китайском языке.

Фрагмент Дуньхуанской Алмазной сутры

Со временем важность находки привлекла внимание исследователей со всего мир. Сейчас рукописи находятся в музеях Пекина, Лондона, Парижа, Киото, Дели и других крупных музеях.

Пещеры Тысячи Будд

Кришна Васудева[/caption]

Кришна Васудева показан здесь худым старцем с длинной белой бородой, его тело покрыто лохмотьями. Такой образ резко контрастирует с традиционной иконографией, изображающей его молодым и исполненным энергии (пещера 285)(Западная Вэй).

Картина Ваджрапани в Тайной Библиотеке Пещер Могао, Китай. Олицетворение силы и гнева. Конец 9-го века, Династия Тан Авалокитешвара, ведущий душу в рай. Живопись по шелку из пещеры 17 в Могао . Начало X в. Вималакирти беседует с Манджушри

Вималакирти. Деталь сцены «Вималакирти беседует с Манджушри». Середина VIII в. Роспись стены пещеры №103 буддийского храма в Дуньхуане.
Вималакирти (санскр. «Прославленный непорочностью», по-китайски Вэймоцзе, по-японски Юймаки) — первый упасака, ставший бодхисатвой, современник Шакьямуни, прославившийся своим мастерством в диалектике. Легенда о нём описана в Вималакирти нирдеша сутре, которая выражает в образе мирянина Вималакирти, превзошедшего всех последователей Будды и равного по уму лишь Манджушри, принципы махаяны и светского буддизма, что определило популярность персонажа в тогдашнем Китае.

Молитвенное знамя с изображением Будды и воинством демона Мары.
Это изображение могло использоваться как знамя. Оно найдено в пещере монастыря Цзяньфодун, провинции Ганьсу. Его относят к VIII веку
.
«Дэвы (существа, населяющие небесные царства, но лишённые возможности переродиться в земном облике). Роспись пещеры 272, выполненная во времена государства Северная Лян (397 г.— 439 г).»


Уйгурский король из Турфана и слуги.

Фигура Будды Майтрейи в пещере 275 (одна из самых ранних пещер

Пещера 409, Западная Ся

1.Древний Китай. Маурицио
Художник: Вигонь Роберт
Переводчик: Павлова И.
Редактор: Скарпари Маурицио
Издательство: АСТ, 2003 г. стр.265.

2.Древний Китай. Маурицио
Художник: Вигонь Роберт
Переводчик: Павлова И.
Редактор: Скарпари Маурицио
Издательство: АСТ, 2003 г. стр.265.

Читайте также:
Отдых в Сочи зимой 2022, цены, лучшие отели Красной Поляны

3. Древний Китай. Маурицио
Художник: Вигонь Роберт
Переводчик: Павлова И.
Редактор: Скарпари Маурицио
Издательство: АСТ, 2003 г. стр.266.

4.Древний Китай. Маурицио
Художник: Вигонь Роберт
Переводчик: Павлова И.
Редактор: Скарпари Маурицио
Издательство: АСТ, 2003 г. стр.266.

Дуньхуанский храмовый комплекс-древнейший памятник буддизма в Китае: 1 комментарий

Большое спасибо) как раз искала, что бы нового посмотреть в китае.. а у вас так подробно т грамотно все описано…

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пещеры Могао — храмы тысячи Будд

«Чудо пустыни» — Могао — самая большая и самая известная на весь мир сокровищница буддийского искусства.

Могао — крупнейшая пещера раннебуддийского пещерного храмового комплекса Цяньфодун («Пещера тысячи Будд»), воздвигнутого в 353—366 гг. н. э. в 25 км от оазиса Дуньхуан, провинция Ганьсу, Китай.

Цяньфодун, чаще называемый Могао, объединяет 492 пещеры, которые украшались фресками и скульптурами на протяжении тысячелетия (IV—XIV вв.). В пещерах – 42000 кв. метров настенных росписей, 2415 цветных скульптур и около 4000 однотонных скульптур, тысячи древнейших рукописей, рисунков на шелке и гравюр.

Возникновение Могао на восточной кромке пустыни Такла-Макан не случайно — здесь проходили караваны с шёлком, вместе с которыми буддийские учения просачивались в Китай.

Могао один из крупнейших буддийских памятников на территории Китая, место зарождения и распространения буддизма. Могао относится к числу самых охраняемых древних религиозных памятников мира и является объектом паломничества буддистов.

Храм Тысячи Будд имеет почти 1600-летнюю историю. В Китае сменилось десять императорских династий, прежде чем комплекс был полностью достроен. Размеры самой крупной пещеры – 40 х 30 м. Высота самой большой скульптуры – 33 м, а самой маленькой – около 10 см.

В пещерах находятся несколько лучших образцов буддийского искусства, возраст которых составляет более 1000 лет. Также Цяньфодун знаменит своими фресками, на которых запечатлены иллюстрации к самым известным буддийским сутрам и легендам.

Наиболее часто встречаются изображения Будды, небесных правителей и воинов-защитников. Множество росписей воспроизводят подлинные события из истории распространения буддизма. Некоторые фрески имеют огромные размеры, высота самой большой из них достигает 48 метров.

Исторические документы утверждают, что первые пещеры были вырезаны в скале в 366 году. Легенды рассказывают о путешествующем китайском монахе Лэ Цзу-ню, которому однажды было видение тысячи золотых Будд, после чего он решил пробить в скалах первую пещеру.

Идею монаха поддержали и активно начали воплощать в реальность. Вырезанные пещеры расписывали цветными фресками, украшали глиняными скульптурами, хранили в них различные ценности (рукописи, рисунки, вышивки, образцы каллиграфии). Фрески выполнены под влиянием западных школ буддизма.

Пещеры Могао делятся на северные и южные. Все пещеры связаны между собой тропинками. На каждой пещере указана дата создания и династия. Осмотрев пещеры в Дуньхуан, можно представить полную картину развития буддийского искусства, начиная от династии Восточная Цзинь и заканчивая Юань, то есть тысячелетний период. В период Северных династий были созданы фрески, посвященные жизни основателя буддизма – Шакьямуни.

Пещеры Могао — вершина древнекитайского искусства и культуры. Большинство скульптур создано на основе религиозных и фольклорных сюжетов.

В 1900 г. пещеры снова оказались в центре внимания. Даосский монах по имени Ван Юаньлу обнаружил в пещере № 17 тайную библиотеку, где хранилось более 50 тыс. древних рукописей. Тексты были написаны на различных языках: китайском, буддийском, древнесирийском и языках народов Центральной Азии (некоторые уже утеряны и забыты).

Известие об открытии взбудоражило научный мир Европы, и вскоре в Могао потянулись сотни искателей золота и антиквариата, которые разграбили пещеры. По оценкам специалистов, около 80 % документов и других реликвий было вывезено за границу.

Читайте также:
Отдых в Мармарис, Турция в 2022 году - пляжи, цены, достопримечательности, развлечения. Обзор курорта.

В 1907 г. наиболее ценные рукописи, включая древнейшую в мире печатную книгу «Алмазная сутра» (датируется 868 годом), были вывезены Орэлом Стейном в Британский музей. Затем храмовый комплекс посетили научные экспедиции из Франции (Поль Пеллио) и России (Сергей Ольденбург), которые тоже вернулись в Европу не с пустыми руками. Оставшаяся часть рукописей была передана в Пекинскую библиотеку.

Алмазная сутра

Алмазная сутра является вторым подлинно датированным образцом ксилографии (гравюры на дереве). Свиток длиной 4,8 м приобрёл археолог Марк Стейн во время экспедиции 1906—1908 гг. у монаха в пещерах Могао.

На последней странице книги написано: «С благоговением сделано для всеобщего бесплатного распространения Ван Цзе по поручению его родителей в 15-м числе 4-й луны года Сяньтун (то есть 11 мая 868 года)».

1151 год назад – 11 мая 868 года создана первая датированная печатная книга – «Алмазная сутра».

Пещерные храмы Могао в 1987 г. включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пещеры Могао

В Китае имеется множество природных достопримечательностей на любой вкус, и пещерные храмы Могао считаются самыми примечательными. Хотя они представляют собой раннебуддийский храмовый комплекс Цяньфодун («Пещера тысячи Будд»), их часто именуют «Могао» по названию главной пещеры.

История достопримечательности

Пещеры Могао в Китае занимают площадь почти 42 тыс. кв. м. По сведениям ученых, комплекс был создан в 353-366 гг. н.э. Определить возраст пещер можно по декору: например, фрески появились раньше, а скульптуры позже. В некоторых стены практически полностью расписаны клеевыми красками, в других оформление выполнено частично. Большой вред фрескам нанесли русские военные, которые в 1920 г. использовали пещеры как казармы.

Раньше в Китае даосские и конфуцианские храмы строились из дерева. С распространением буддизма из Индии здесь начали появляться пещерные храмы, особенно в тех местах, где другого более приемлемого стройматериала не было. Место их создания выбрано неслучайно: через эту территорию проходили караваны с шелком, одновременно распространяя буддизм.

Пещеры протянулись на 1,5 км в 3-4 этажа. В ранних гротах есть еще колонна в центре, на которой держался потолок. С VI в. потолки стали делать пирамидальными, поэтому в колонне не было более нужды. Как только торговые караваны перестали проходить мимо, и на территорию пришел ислам, храмовый комплекс был заброшен. Буйство природы и руки варваров принесли немалый урон храмам.

Описание пещер

К настоящему времени около 700 пещер сохранилось в удовлетворительном состоянии. Статуями отмечены 492 храма. Общее количество скульптур Будды и бодхисаттв насчитывается около 2,5 тыс. Некоторые из них крошечные и умещаются на ладони, а другие достигают в высоту 30 м. Туристам разрешен вход только в 30 пещер. Власти Китая принялись за восстановление комплекса, поэтому остальные сейчас закрыты.

С 1987 г. пещеры вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В них были найдены ценные свитки, большая часть которых вывезена и хранится в европейских музеях. С 1949 г. пещеры Могао в Дуньхуане стали местом работы ученых-археологов. Процесс продолжается, хотя ученый состав уже несколько раз сменился.

Пещеры Могао пронумерованы, а входы в них закрыты вратами из стали. Внутри нет освещения, поэтому не всем туристам будет комфортно их осматривать. Для таких предназначен музей искусства храмовых пещер. Он находится у подножия горы Саньвэйшань, напротив Могао. Его внутренние помещения полностью копируют убранство храмов.

О том, как было принято решение создать храмы на восточном склоне горы Миншашань, рассказывает легенда. Монах Лэцзунь (имена в разных версиях легенды меняются) путешествовал по этим местам. Добравшись до горы, он почувствовал приток невероятной энергии. После перед глазами возникли тысячи сверкающих Будд. Решив, что это знак свыше, монах решил вырезать в горе пещеру и сделать ее храмом.

Читайте также:
Консульство Украины в Екатеринбурге - официальный сайт, адрес и телефон

В одиночку совершить такое было не под силу, но добрые торговцы, проходившие мимо горы с караванами, оставляли пожертвования. Постепенно пещерный храм был готов. Его сооружали все, кто мог. Кто-то вносил вклад в виде физической работы, а правители и важные сановники нанимали рабочих.

Как добраться?

Пещеры Могао расположены на расстоянии 25 км от оазиса Дуньхуан. В 13 км от этого населенного пункта находится аэропорт, от которого можно доехать на такси. Кроме того, в Дуньхуане около ресторана «Фенвей» имеется прокат велосипедов, которыми тоже можно воспользоваться в качестве транспорта.

Пещеры Могао в Дуньхуане

Пещеры Могао являются всемирно известными руинами, где были обнаружены памятники буддийского искусства, а также достоянием культуры Китая и всего человечества. Их строительство не прекращалось на протяжении десяти веков, то есть велось с 4 по 14 века. Пещеры Могао расположены на восточном склоне горы Миншашань, в 25 километрах к юго-востоку от города Дуньхуан, что находится в северо-западной провинции Ганьсу. Протяженность пещер с юга на север составляет 1680 метров. Это поистине великолепное зрелище! В 1987 году ЮНЕСКО включило пещеры Могао в Реестр мирового культурного наследия.

Согласно источникам, пещеры Могао были созданы в 366 году. Когда святой старец, монах Лэцзунь путешествовал по этим местам, ему было видение тысячи сверкающих Будд. Он решил создать здесь первую пещеру. Впоследствии сооружение пещер не прекращалось на протяжении тысячи пятисот лет. За это время сменилось более десятка династий. К 7 веку нашей эры, в эпоху династии Тан в Дуньхуане был наконец создан грандиозный комплекс, состоящий из более тысячи пещер, где располагались буддийские изваяния. Именно поэтому пещеры Могао получили название пещеры “тысячи Будд”.

Пещерные храмы представляют собой образец гармоничного соединения архитектурного, скульптурного и фрескового искусства. Для верующих они служили местом религиозных отправлений, для других – волшебным храмом, дающим возможность насладиться прекрасным. Уровень художественного мастерства, с которым выполнены фрески, позволяют судить о состоянии искусства в Китае в средние века; тематика фресок навеяна буддийскими легендами.

Хотя пещеры Могао значительно пострадали от различных повреждений, но, на сегодняшний день здесь сохранилось более 700 пещер, из которых в 492 пещерах имеются раскрашенные статуи и фрески, общая площадь которых составляет 45 тысяч квадратных метров.

Кроме того, здесь хранится около 50 тысяч буддийских рукописей и других ценностей, найденных монахом по имени Ван в пещере Цанцзиндун, служившей хранилищем священных буддийских сутр. Среди них около 1000 рисунков на шелке, графюр, вышивок и образцов каллиграфии. Если выставить все фрески, статуи и рисунки на шелке в один ряд, то длина такого «свитка» превысит 30 километров. В этих исторических сочинениях содержатся сведения об истории, географии, политике, национальном составе, военном искусстве, знании о филологии, каллиграфии, религии, искусстве, медицине, науке и технике Китая, Южной и Средней Азии, а также Европы. Недаром их называют «энциклопедией средневековья».

После того, как даоский монах Ван обнаружил пещеры, где хранились буддийские сутры, он взял несколько из них и продал. По мере распространения среди народа этих культурных ценностей весть о хранилище древних рукописей в пещерах Могао облетела с быстротой молнии весь Китай. Сюда стали отовсюду стекаться так называемые “исследователи”. С попустительства цинского правительства, за менее чем 20 лет такие “исследователи” из России, Великобритании, Франции, Японии, США и других стран разграбили Дуньхуан, они вывезли около 40 тысяч священных буддийских канонов и огромное количество фрагментов настенной росписи, скульптуру, причинив памятнику огромное разорение.

В настоящее время культурные ценности Дуньхуана хранятся в музеях и частных коллекциях в Великобритании, Франции, России, Индии, Германии, Дании, Швеции, Республике Корея, Финляндии и США. Общая стоимость похищенных реликвий составляет 2/3 от всех культурных ценностей, оставшихся в Китае. После открытия пещер, в которых находились буддийские реликвии, ряд китайских ученых приступил к их изучению в чрезвычайно трудных условиях. В 1910 году вышли в свет первые книги, посвященные Дуньхуану, именно тогда появилось специальное направление в изучении, посвященное этой проблематике.

Читайте также:
Авиакомпания лоукостер Победа: особенности регистрации и провоза багажа, отзывы

В течение нескольких десятков лет ученые всего мира с большим интересом приступили к изучению искусства Дуньхуана, в частности итоги исследований китайских ученых имели далекоидущие перспективы для дальнейшего изучения. В качестве бесценного сокровища, принадлежащего китайской культуре, пещеры Могао в Дуньхуане постоянно находились под пристальной охраной со стороны китайского правительства. В 1950 году пещеры Могао были включены в список первых объектов, которые находятся под особой охраной государства.

В 1987 году ЮНЕСКО включила их в Реестр мирового культурного наследия. Сегодня у подножия горы Саньвэйшань, что находится напротив пещер Могао, создан Музей Дуньхуанского искусства. В этом Музее воссоздан облик некоторых пещер, только таким образом можно сохранить культурные ценности пещер, открыв их для широкой публики. Зарубежные туристы после посещения павильона дают высокую оценку сокровищам пещер Могао: “Это величайшая сокровищница буддийского искусства в мире”.

Мировое наследие: Пещеры Могао — Сокровищница Буддийского Искусства

Роспись на потолке Настенная роспись Руины крепости Юймэньгуань в 80 километрах к западу от Дуньхуана. Руины крепости в Янгуане.
Песчаная горка Миншашань. Настенная роспись в пещере Юйлинь в Дуньхуане. (пещера № 25, середина династии Тан). Туфньский князь Замп слушает сутры (пещера № 159, середина династии Тан). В 8 веке Туфаньские князья подчинили себе нынешние районы Дуньхуана, подчинение вместе с принцами других княжеств они слушают буддийский сутры. Скульптурная композиция – символ города Дуньхуана.
Сцена охоты (пещера № 249, эпоха Западная Вэй). Цветная скульптура (пещера № 412, династия Суй). Руины города Дуньхуана на западном берегу реки Данхэ к западу от современного города Дуньхуана. Цветная скульптура Бодисатва-кормилица (пещера № 428, эпоха Северная Вэй).
Цветная скульптура «Бодисатва анань» (пещера № 159, середина династии Тан). Бодисатва за чтением сутр (пещера № 322, начало династии Тан). Роспись на своде пещеры (пещера № 285, эпоха Западная Вэй). Персидские торговцы встречают бедитов (пещера № 420, династия Суй).
Роспись Реставрация разрушенной статуи. Картина на шелке «Бодисатва, указывающий путь». (Ныне хранится в Лондоне) В 1900 году была обнаружена пещера Цанцзиндун (пещера № 17). На снимке: вход в нее.
Шакья-Муни в нирване. Длина статуи 15,6 м (пещера № 158, Тан) Один из десяти учеников Шакья-Муни. (пещера № 439, северная Вэй) Одна из древнейших скульптур — Будда Матрейя. (пещера № 275, Северная Лян) Статуи Будды. (пещера № 45, Тан)
Украшение на потолке Багровые реки Украшение на потолке пещеры № 329, Тан Игра на чжэнею (пещера № 85, Тан)
Выезд Чжан Ичао. (пещера № 56, Тан) По этой картине мы можем создать впечатление о достижениях архитектуры в эпоху династии Тан. (пещера № 217, Тан) Фреска, изображающая девушку, играющую на лютне. (пещера № 112, Тан) Летящие феи. (пещера № 320, Тан)
©
Магазета он-лайн
и
Издательство “Синсинь
Охота. (пещера № 249, Западная Вэй) Пещеры в скалах. Пещеры Могао — это чудо в пустыне.

Среди безграничной пустыни воды с ледников Циляньшаньских гор вырос поистине необыкновенный зеленый оазис Дуньхуан.

В юго-восточной части Дуньхуана, на восточном подножье горы Миншашань, в скалах открыто множество соединяющихся друг с другом пещер с цветными настенными росписями и скульптурами на буддистские темы. Они так красивы и таинственны, что волнуют каждого посетителя.

Это и есть Могао – самая большая в мире сокровищница буддийского искусства.

Читайте также:
Экскурсионные туры в Крым на 5, 7 и 8 ночей, питание, проживание и экскурсии включены

Пещеры Могао появились в 366 году. Святой монах Лэцзунь путешествовал в этих местах, и ему явились тысячи блестящих Будд. Он пробил здесь первую пещеру. Потом строительство пещер не прекращалось на протяжении тысячи пятисот лет. За это время сменилось более десятка династий. Сегодня пещеру, вырубленную монахом Лэцзунем, уже нельзя найти, ведь здесь сохранились 750 пещер, площадь настенных росписей которых составляет 45 тысяч квадратных метров, более 3000 раскрашенных статуй буддийских святых и 5 танских и сунских теремов. Кроме того, в пещере Цанцзиндунтун осталось 40—50 тысяч рукописей и других ценностей. Среди них около тысячи рисунков на шелке, гравюр, вышивок и каллиграфических работ. Если выставить все фрески, статуи и рисунки на шелке в ряд, то длина превысит 25 километров. Это же самая большая художественная галерея в мире.

Откуда это чудо в пустыне?

Во II веке до нашей эры ханьский император Уди направил Чжан Цяня послом в западные края, тем самым открыв Шелковый путь, который имел большое значение для дружественных обменов китайских и западных культур. Дуньхуан служил одним из главных перевалочных пунктов на Великом шелковом пути. В то время он был оживленным городом со множеством рынков и храмов, отсюда буддизм и буддийское искусство Индии начали распространяться в Китае. Об этом свидетельствуют уцелевшие на Шелковом пути многочисленные исторические памятники – пещерные храмы. Крупнейшими и наиболее хорошо сохранившимися из них являются пещеры Могао в Дуньхуане.

Статуи буддийских скульптур сделаны из глины. Самыми ценными из них считаются те, что были созданы до династии Тан.

В Дуньхуане исключительно богато представлена фресковая живопись. Это портреты святых и благочестивых верующих, картины на тему буддийских канонов, воспроизводящие подлинные события из истории распространения буддизма, а также картины на сюжеты китайских, индийских и среднеазиатских народных легенд, изображения реальных людей разных национальностей и социальных слоев. Вот некоторые из них: торжественный выезд императора, выступление музыкантов, танцы, работа в поле, ловля рыбы, турниры воинов, встреча китайских и западных купцов, иностранные послы на пиру…

Западные ученые называют дуньхуанские фрески «настенной библиотекой». В этой «библиотеке» ученые познают историю слияния Китая со Средней и Южной Азией в области экономики и культуры.

Как сокровищница искусства пещеры Могао сохранили в себе художественные стили разных исторических периодов. Самым блестящим является искусство династии Тан, заимствовавшее иностранные стили. В тот период здесь были созданы монументальные статуи Будды длиной в несколько десятков метров и изящные статуэтки в несколько сантиметров, а также картины – сцены исторических событий и портреты. Летящие Феи – типичный образ танской живописи. Они хорошо играют на инструментах и прекрасно танцуют. У них нет крыльев, только длинные ленты помогают этим красавицам парить в небе. Говоря о Дуньхуане, люди сразу представляют летящих фей.

До династии Юань пещеры Могао были святым местом для людей, но с династии Мин их постепенно забыли. В 1900 году даос Вань Юаньлу обнаружил Цанцзиндун. Это случайная находка стала важнейшим событием в мировой археологии, но многочисленные письменные памятники и скульптуры были украдены. В мире даже появилось учение «Дуньхуан».

В Китае в 40-х годах был создан исследовательский институт по охране Дуньхуана. В 60-х годах были проведены фундаментальные разработки по сохранностей ценности Дуньхуана. А в начале 80-х годов Дуньхуан вошел в число исторических центров, охраняемых государством.

В последние годы это древняя сокровищница привлекает все больше и больше внимания в мире.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: