Введение в банковскую систему Китая
Экономический рост Китая и модернизация его институтов с чисто социалистических по своему характеру на институты с чертами рыночной экономики были успешными усилиями. Реформы коснулись всех институтов и всех форм жизни по всей стране.
Банковская система Китая является частью этих реформ и находится в разгаре программы изменений поколений, поскольку она переходит к более открытой системе, поддерживающей выход Китая в мировую экономику после десятилетий коммунизма и государственной собственности. Программа началась в начале 1980-х годов и продолжается по сей день.
Банковская структура Китая
Банковская система Китая раньше была монолитной, с Народным банком Китая (НБК), его центральным банком, в качестве основного органа, уполномоченного проводить операции в стране. В начале 1980-х годов правительство открыло банковскую систему и разрешило пяти государственным специализированным банкам принимать депозиты и вести банковскую деятельность. Этими пятью специализированными банками являются Промышленный и коммерческий банк Китая (ICBC), Строительный банк Китая (CCB), Банк Китая (BoC), Банк коммуникаций (BoCom) и Сельскохозяйственный банк Китая (ABC).
В 1994 году китайское правительство учредило еще три банка, каждый из которых предназначен для определенной цели кредитования. Эти банки, определяющие политику, включают Банк сельскохозяйственного развития Китая (ADBC), Банк развития Китая (CDB) и Экспортно-импортный банк Китая.
Все специализированные банки провели первичное публичное размещение акций (IPO) и имеют разную степень собственности населения. Несмотря на эти IPO, большинство банков по-прежнему принадлежит правительству Китая.
Китай также разрешил работать в стране десятку акционерных коммерческих банковских учреждений и более чем сотне городских коммерческих банков. В Китае также есть банки, предназначенные для сельских районов страны. Иностранным банкам также было разрешено открывать филиалы в Китае и делать стратегические миноритарные инвестиции во многие государственные коммерческие банки.
Общие активы китайской банковской системы в 2019 году составили 285 трлн юаней или 40,6 трлн долларов.
Банковское регулирование Китая
Основным регулирующим органом, осуществляющим надзор за банковской системой Китая, является Комиссия по регулированию банковского страхования Китая (CBIRC), которая заменила Комиссию по регулированию банковской деятельности Китая (CBRC) в апреле 2018 года. CBIRC отвечает за разработку правил и положений, регулирующих банковское дело и страхование. секторов в Китае. Он также проводит проверки и надзор за банками и страховщиками, собирает и публикует статистические данные о банковской системе, утверждает создание или расширение банков и решает потенциальные проблемы с ликвидностью, платежеспособностью или другие проблемы, которые могут возникнуть в отдельных банках.
Народный банк Китая также имеет значительную власть над банковской системой Китая. Помимо типичной ответственности центрального банка за денежно-кредитную политику и представления страны на международном форуме, роль НБК заключается в снижении общего риска и обеспечении стабильности финансовой системы. PBoC также регулирует кредитование и обмен иностранной валюты между банками и контролирует платежную и расчетную систему страны.
Страхование вкладов в Китае
В мае 2015 года вступили в силу правила Китая о страховании вкладов. Страхование вкладов предназначено для защиты вкладчиков от потери их средств и исключения возможности массового изъятия средств из банка в случае распространения негативных слухов о проблемах, связанных с конкретным банком. Агентство также призвано помочь обанкротившимся банкам выйти из отрасли с наименьшим возможным негативным воздействием.
Центральный банк Китая семь раз собирал страховые премии от финансовых организаций к 2018 году от в общей сложности 4017 организаций с балансом 82 млрд юаней или 11,6 млрд долларов. К середине мая 2019 года никаких триггерных событий объявлено не было.
Экономика Китая динамично росла в последние десятилетия, а его институты модернизировались. Экономические институты также приобрели большую независимость в условиях социальной рыночной экономики, чем в той, которая ранее была основана на коммунистических идеалах. По мере того, как эти изменения продолжают обретать форму, китайская банковская система продолжает претерпевать программу реформ для перехода от государственной к частной собственности и поддержки перехода экономики к форме капитализма, на что, как ожидается, уйдет много лет.
Банковская система Китая: особенности и сравнение с другими
Банковская система представляет собой совокупность разных национальных банков, а также кредитных организаций, которые действуют в рамках единой денежно-кредитной политики.
Формирование банковской системы Китая
Нынешняя банковская система Китая относительно молода. Ее формирование можно рабить на четыре этапа.
Первый этап – 1848-1911 гг. При правлении династии Цин в Китае существовали и “традиционная”, и “современная” системы. Первая имела многовековую историю, однако была феодальной. Эти банки до 1900 года на основе древних обычаев обслуживали больше половины всех операций по торговле.
Современная система формировалась благодаря образованию филиальной сети заграничных банков. Они занимали основные позиции и диктовали условия в банковской сфере.
Второй этап – 1912-1948 гг. Он характеризовался укреплением роли национальных банков страны. Всего 164 банка, но центральный банк, “Банк коммуникаций” и “Крестьянский банк” контролировали политику на финансовом рынке.
Третий этап – 1949-1978 гг. Банковская система Китая стала крупнейшей в мире.
Четвертый этап – с 1979 года по сегодняшний день. Развитие банковской сферы протекает в рамках начатой в 1979 году экономической реформы.
Банковская система Китая
Деятельность банков регулируется государством. Структура банковской системы Китая включает два уровня. На первом находится центральный банк, далее — специализированные государственные и коммерческие банки.
Функции центрального регулятора исполняет Народный банк. Его капитал полностью финансируется государством.
НБК регулирует работу кредитно-денежных организаций. Он решает вопросы создания, прекращения их деятельности и утверждает список проводимых операций.
Коммерческие банки можно поделить на две группы: расположенные на материке и расположенные в Сянгане (более известном как Гонконг). В этом административном районе нет центрального банка. Капитал перемещается без ограничений.
Банковская система Китая предусматривает учреждение коммерческого банка после рассмотрения данного вопроса НБК и принятия им конкретного решения.
В пределах КНР банкам запрещено:
- заниматься операциями с акциями;
- инвестировать в недвижимость, которая не предназначена для своих нужд;
- вкладывать денежные средства в небанковские организации и предприятия.
Банковская система Китая также включает кредитные кооперативы и городские кооперативные банки.
Банковская система основывалась исходя из задачи создания во главе пирамиды разных банков единого централизованного банка с сетью отделений, который способен сосредоточить и выпуск денег, и основную часть операций.
Особенности банковской системы Китая заключаются в том, что это один из самых динамичных компонентов экономики, а также то, что жесткий контроль над работой коммерческих банков осуществляется государством через НБК.
Иностранные банки
На территории Китая активную деятельность ведут иностранные банки и их отделения.
С 1979 года иностранным организациям разрешено образовывать представительства в особых экономических зонах. Но они могли заниматься исключительно рыночными исследованиями, экономическим анализом, установлением контактов с китайскими властями.
Наибольшее число иностранных банков открывается в районах концентрации компаний с зарубежными инвестициями.
Политика центрального банка в отношении курса юаня
Для Народного банка вопрос о либерализации курса валюты остается ключевым. Президент банка отметил, что Китай будет проводить работу по стабильности юаня на рациональной основе.
Рассматривая урегулирование курса национальной валюты, следует принять во внимание следующие факторы: необходима стабильная макроэкономическая ситуация; нужна реформа, которая способна обеспечить равномерность курса валюты; следует учитывать взаимовлияние изменений курса юаня и глобальной экономики.
Роль Центрального банка в банковской системе
Основные задачи Центрального банка: либерализация процентной политики, установление свободных депозитных и кредитных процентных ставок, решение вопросов ценообразования. Ставки не являются индикатором дефицита свободных средств. Твердые процентные ставки по вкладам и устанавливаемые каждый год ставки по кредитам распространены на все банки.
На вклады идет около 40% доходов населения. Учитывая уровень развития КНР, это можно считать высоким показателем. Это объясняется, с одной стороны, известной бережливостью китайцев, с другой – подобное поведение населения вытекает из состояния экономики, необходимости иметь сбережения, желания получить образование.
С реализацией планов НБК по либерализации ставок эта «гора сбережений» может прийти в движение, вызвав изменение структуры вкладов.
Защита вкладов населения
Система защиты вкладов – часть общественной и финансовой системы безопасности страны. Все сбережения должны быть защищены от рисков с помощью отдельного органа. Защита депозитов снижает опасность рисков, способствует повышению доверия к банкам.
Из-за необходимости выполнять требования ВТО КНР предстоит многое сделать для ликвидации нехватки в квалифицированных работниках и создания качественной системы надзора.
В целях прозрачности центральный банк Китайской республики внедрил компьютерную систему с небольшими отчетными периодами. Эффективный надзор станет обеспечиваться путем ликвидации кредитных рисков, это позволит значительно снизить долю долговых обязательств.
Проблемы банков в КНР
С возрастанием проблем может повлиять на другие государства банковская система Китая. 2016 год мог стать моментом начала очередного мирового кризиса. До текущего момента стабильность поддерживалась в результате иностранного финансирования. Теперь ситуация изменилась, поэтому уязвимость банковской системы Китая увеличивается. Также с 2009 года зреет опасность роста теневого финансирования. Многие аналитики сравнивают текущее состояние банков с состоянием финансовой системы Японии в 1980-е гг.
Проблема заключается и в том, что кредитный пузырь неплатежеспособности накапливается. В условиях, когда в стране такая большая денежная масса, производственная база и огромные объемы экспорта и импорта, следует обеспечить некий уровень высоколиквидных резервов.
Говоря, чем характеризуется банковская система Китая, кратко можно отметить: структура банковской системы государства включает два уровня. На первом находится центральный банк, на втором — государственные и коммерческие банки. На территории государства активную деятельность ведут иностранные банки и их отделения. Особенностью китайской банковской системы является то, что это один из самых динамичных элементов в экономике, а также жесткий контроль государства над деятельностью банков.
Аналитика Публикации
Кредиты китайских банков: структура сделок, условия и риски
В условиях действующего режима санкций США и стран ЕС российский бизнес существенно ограничен в привлечении кредитных средств от американских и европейских кредитных учреждений. В такой ситуации значительно вырос интерес российского бизнеса к китайским банкам как к потенциальным источникам крупных заимствований. В то же время достаточно явно стала проявляться заинтересованность китайского правительства и кредитных учреждений КНР в финансировании проектов на территории России.
Известно, что большую активность в этом направлении проявляют Государственный банк развития Китая (China Development Bank), Экспортно-импортный банк Китая (The Export-Import Bank of China, CEXIM) и Банк сельскохозяйственного развития Китая (Agricultural Development Bank of China). Данные банки относятся к категории так называемых “банков развития” или “политических банков”[1], они контролируются Правительством КНР и сотрудничают, прежде всего, с российскими государственными банками (Сбербанк[2], ВТБ[3], Внешэкономбанк[4] и др.), предоставляя им кредиты для последующего финансирования проектов, которые предполагают наличие китайского участника.
В некоторых случаях заимствования привлекаются крупнейшими российскими компаниями (Вымпелком[5], Мегафон[6], Ростелеком[7], Ямал СПГ[8]) от банков КНР напрямую. Даже первичный анализ публично доступной информации о кредитных сделках показывает масштаб сотрудничества, учитывая, что совокупный размер заимствований российскими банками (иными организациями) у китайских банков исчисляется триллионами рублей.
По нашему опыту сопровождения ряда проектов из числа приведенных выше, кредитные сделки, заключаемые представителями крупного бизнеса России с банками КНР, по большей мере соответствуют принятым международным практикам, но при этом имеют определенную специфику. Для эффективного закрытия сделки с китайским банком потенциальным заемщикам необходимо принимать во внимание их типичные требования и стандарты работы.
Структура кредитной сделки
Перед заключением кредитного договора банк КНР обязательно проведет юридическую проверку потенциального заемщика. Чаще всего такие проверки касаются только наиболее существенных вопросов и рисков, связанных с должником, а также некоторых страновых рисков. В частности, банк будут интересовать (1) риски ликвидации (банкротства) заемщика, (2) распределение уставного капитала между акционерами (участниками), (3) текущие судебные дела с участием заемщика, которые могут оказать на него существенное негативное влияние, (4) полномочия подписантов, (5) необходимые корпоративные одобрения, (5) применимые регуляторные требования российского законодательства, (6) налоговые последствия исполнения сделки для сторон, наступающие в России, (7) наличие у заемщика судебного иммунитета и т.д. Для целей соблюдения внутренних процедур, китайский банк может также потребовать подтверждение юридического консультанта, что Россия не относится к списку беднейших стран с крупной задолженностью (Heavily Indebted Poor Countries, HIPC)[9], а заемщик не был вовлечен в финансирование терроризма и отмывание денег.
Особенное внимание кредитующий банк может также обратить на санкции США и ЕС, действующие в отношении российского заемщика, его акционеров или топ-менеджеров. Очевидно, что само себе включение указанных лиц в какие-либо санкционные списки не препятствует предоставлению финансирования. В противном случае российские государственные банки вовсе не смогли бы привлекать заимствования у китайских банков. Тем не менее, сотрудничество с подсанкционными лицами рассматривается китайскими банками как определённый риск для них самих. Так, например, риск может связываться с широкими полномочиями Президента США по квалификации каких-либо сделок, заключаемых финансовыми учреждениями с подсанкционными компаниями, как существенных (significant transaction), что может повлечь введение серьезных ограничений для таких учреждений на доступ к американской банковской и финансовой системе[10]. Не исключено, что после ужесточения санкций или появления прецедента по реализации Президентом США указанных полномочий банки КНР начнут оценивать риск сотрудничества с подсанкционными компаниями как высокий. При таком сценарии достаточно сложно прогнозировать сохранение кооперативности китайских банков в отношениях с российскими заемщиками, и тем более, с российскими государственными банками.
По практике юридическая проверка проходит достаточно быстро – в переделах двух-трёх недель, при условии, что заемщик оперативно предоставляет банку запрошенные документы.
Если результаты проверки устраивают кредитующий банк, то стороны переходят к обсуждению условий сделки. Как правило, банки КНР предоставляют кредиты российским заемщикам путем открытия не возобновляемой кредитной линии (loan facility). Если заемщиком является государственный банк, то, скорее всего, кредит будет предоставляться без обеспечения. В других случаях кредитор попросит достаточное, по его мнению, обеспечение в виде банковской гарантии (при этом допускаются банковские гарантии российских государственных банков), залога ликвидного имущества, прав требования, поручительства бенефициаров заемщика и/или флагманской компании группы. То есть инструменты обеспечения в целом аналогичны привычной для нас практике. Особенность состоит в том, что при прочих равных китайский банк в качестве приоритетного инструмента обеспечения будет рассматривать обеспечение, имеющее тесную связь с КНР (например, поручительство китайского акционера совместного предприятия или активы залогодателя, находящиеся в Китае)[11]. Кроме того, для дополнительного контроля банк может потребовать, чтобы заемщик открыл расчётный счёт в валюте кредита (т.е., как правило, в юанях) в определенном подразделении данного банка и совершал все операции с кредитными средствами в рамках заключенного договора через такой счет.
По нашему опыту кредиты банков КНР для российских заемщиков всегда являются целевыми. При этом цель неизменно должна предполагать участие в финансируемых проектах китайского бизнеса. Если кредит предоставляется государственному банку, то вероятнее всего цель будет сформулирована достаточно широко со ссылкой на развитие российско-китайских отношений (в том числе, в рамках инициативы “один пояс один путь”), что некоторую свободу усмотрения в выборе проектов, на финансирование которых будут направлены привеченные средства.
В других случаях цель будет более определенной. Так, например, российские телекоммуникационные гиганты (Вымпелком, Мегафон, МТС, Ростелеком) привлекали кредиты под финансирование проектов, реализуемых с участием Huawei.
Вместе с тем важно отметить, что китайские банки скорее всего не согласятся выдать российскому заемщику кредит на пополнение оборотных средств, если при этом заемщик не принимает обязательство по финансированию проектов, предполагающих закупку китайской продукции, привлечение китайских подрядчиков или иную выгоду для китайского бизнеса.
Цель предоставления кредита имеет существенное значение, учитывая, что банки КНР отличаются глубокой вовлеченностью в финансируемый проект. На этапе согласования выборки средств банк потребует материалы по проекту. Также кредитный договор будет предусматривать обязанность заемщика регулярно предоставлять в банк документы по проекту, включая копии наиболее значимых договоров (подряд, поставка и др.). При этом данные материалы и документы должны будут подтверждать реальное соблюдение заемщиком цели кредита. Нецелевое использование кредита признается событием дефолта на стороне заемщика (или приравнивается к событию дефолта), что дает право банку прекратить предоставление траншей и потребовать досрочного возврата ранее выданных сумм с уплатой процентов.
Применимое право
Теоретически китайское законодательство допускает, возможность предусмотреть в кредитном договоре, заключенном между банком КНР и российским заемщиком, что он будет урегулирован российским правом. Естественно, для российского заемщика такой выбор права будет более привлекательным, учитывая, что китайское право мало знакомо российским компания (в отличие от английского права, по которому заключены сотни сделок с российскими активами). Однако на практике китайские банки имеют точно такие же опасения относительно российского права и всегда настаивают на заключении сделки по праву КНР. В некоторых случаях они могут также согласиться на применение английского права. Однако учитывая, что по кредитной сделке банк обладает более сильной переговорной позицией добиться уступки с его стороны в пользу применения российского права практически невозможно.
Тем не менее, стандартные кредитные договоры, используемые банками КНР, в целом не отличаются какими-либо специфическими конструкциями или положениями. Они вполне соответствуют международным стандартам как в плане структуры, так и в плане терминологии. В частности, их можно сопоставить с образцом Лондонской ассоциации участников кредитного рынка (Loan Market Association, LMA)[12]. Так, стандартный кредитный договор будет предусматривать параметры кредитования (цель (purpose), кредитный лимит (facility), ставка (interest rate), сроки возврата (terms of repayment)), отлагательные условия (conditions precedent), порядок выборки средств (utilization), условия досрочного возврата (voluntary prepayment), заверения заемщика (representations), обязательства по возмещению потерь (indemnities), финансовые ковенанты (financial covenants), информационные обязательства (information undertakings), события дефолта (events of default) и их последствия и т.д.
Учитывая данную практику квалифицированным российским заемщикам достаточно удобно вести переговорный процесс с банками КНР. Стороны используют общую терминологию, при этом ситуации, когда переговоры задерживаются в связи с необходимостью уточнения российским заемщиком вопросов именно китайского права практически не возникают.
Отдельные обязательства заемщика
По нашему опыту переговорный процесс со стороны банков КНР ведется достаточно эффективно, при этом банк вполне может согласиться с разумными предложениями российского заемщика по корректировке первоначального проекта договора.
Часто первый проект договора, предложенный банком, будет включать достаточно широкий перечень сопутствующих обязательств заемщика, то есть обязательств, которые не связаны прямо с возвратом кредита и уплатой процентов. При этом нарушение таких обязательств признается событием дефолта, влекущим возникновение у банка права требовать акселерации кредита (acceleration). Именно в рамках положений о таких обязательствах существует наибольшее пространство для дискуссий, поскольку остальные условия являются по большей части коммерческими (процесс их согласования ничем особенным не отличается от внутренних кредитных сделок).
Смена контроля. В договоре будет предусмотрен запрет на смену контроля на стороне заемщика без согласия банка. Чтобы исключить какие-либо неоднозначные ситуации рекомендуется установить закрытый перечень признаков наличия контроля, принимая во внимание реальное распределение уставного капитала и возможные изменения.
Заверения. В договоре будет широкий перечень заверений, сформулированных достаточно широко. Вполне вероятно, что некоторые из заверений будут изначально некорректными для заемщика, в связи с чем необходимо тщательно проверить соответствуют ли заверения действительности, как минимум, на момент заключения договора. Если не соответствуют, то следует их скорректировать и предоставить банку комментарий относительно необходимости корректировки. Например, проект договора может предусматривать, что заемщик имеет законное право собственности на все свои активы. Если на самом деле существуют риски, что право заемщика на какое-либо имущество может быть оспорено, то необходимо раскрыть сведения о таких рисках банку и предложить внести соответствующие исключения из данного заверения. Кроме того, действие заверений может быть ограничено введением квалифицирующих признаков, связывающих ответственность заемщика только с фактически известными ему обстоятельствами и/или с обстоятельствами, о которых ему должно быть известно с учётом стандарта разумного поведения.
Возмещение потерь. Заемщик будет обязан возместить потери банка в связи с различными ситуациями. Типичными являются обязательства по возмещению потерь в связи с (1) налогами (имеется в виду ситуация, когда китайский банк по какой-то причине сталкивается с претензиями российских налоговых органов по уплате налогов при получении денежных сумм от заемщика), (2) курсовыми потерями (если, например, по какой-то причине суммы по выданному в юанях кредиту конвертируются при уплате банку в другую валюту), (3) расходами, производимыми банком в следствие нарушения заемщиком договора. Данные положения вряд ли получится исключить, но можно попытаться ограничить их применение путем установления обязательства банка предоставлять письменные доказательства потерь и их размера, а также сужения ответственности заемщика до уровня разумно понесенных потерь.
Ковенанты. Договор может предусматривать негативные обязательства заемщика, выражающиеся в определенных запретах, которые касаются его статуса, деятельности или имущества. Например, запрет на проведение реорганизации, на отчуждение заемщиком своего имущества, на создание обременений в отношении такого имущества, на совершение зачетов, на дополнительные заимствования и др. Такие ограничения чаще всего избыточны и не целесообразны применительно к конкретному заемщику. Поэтому необходимо предлагать исключения из запретов, которые позволят заемщику вести основную деятельность в нормальном режиме. Рекомендуется предлагать в качестве исключений (1) сделки, совершаемые заемщиком в процессе обычной хозяйственной деятельности (ordinary course of business), (2) обременения, возникающие в силу закона, (3) критерии материальности для сделок определенного вида, (4) внутригрупповые сделки, (5) сделки, не ухудшающие положение заемщика, (6) существующие на дату кредитного договора обременения имущества заемщика и т.п.
Отлагательные условия
Как правило, договор будет предусматривать необходимость выполнения заемщиком ряда отлагательных условий перед выдачей первого транша. Список такого рода условий может быть широким, при что некоторые из них могут быть неприменимы к конкретному заемщику. В то же время банк должен будет в рамках формальной процедуры удостовериться, что все условия выполнены. Во избежание недоразумений, необходимо детально изучить список отлагательных условий и скорректировать его таким образом, чтобы он применялся к конкретному заемщику. Например, если заключение кредитного договора не требует корпоративного одобрения на стороне заемщика (кредитный договор не является крупной или иной экстраординарной сделкой), то из списка следует исключить предоставление заемщиком протокола совета директоров об одобрении сделки.
Также следует иметь ввиду, что китайский банк в обязательном порядке включит в список отлагательных условий предоставление юридического заключения (legal opinion), выданного юридической фирмой в отношении заемщика и договора. Поэтому заемщику необходимо будет взаимодействовать с предложенной банком фирмой и предоставлять комментарии по её вопросам.
Арбитраж
Как и в случае с выбором применимого права, существует теоретическая возможность согласования в кредитном договоре форума для рассмотрения споров, находящегося за пределами КНР (например, Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ). Однако, как показывает практика, китайские банки предпочитают, чтобы споры с их участием все же рассматривались в китайских третейских судах. Наибольшей популярностью пользуется Китайская международная торгово-экономическая арбитражная комиссия в Пекине (CIETAC). Для российских заемщиков выбор данного форума означает необходимость в случае возникновения спора быть готовыми к существенным расходам, в том числе связанным с его удаленностью.
Банковская система Китая
СОДЕРЖАНИЕ
Предпосылки для развития банковского сектора в Китае
В конце 70 годов руководством Китая была начата глобальная реформа и определены четыре стратегические задачи развития Китая – реформирование системы сельского хозяйства, промышленности, военной сферы и развития высоких технологий. В данный переходный период необходимо было совместить рыночные принципы развития страны с эффективным макроэкономическим контролем отраслей экономики со стороны государственных органов.
Одновременно важная роль была отведена развитию банковской системы Китая, которой предстояло решить три ключевые задачи в банковском секторе:
– избежать риска угрозы общесистемного характера банковской системы, связанной с наличием “плохих долгов” на балансах китайских банков,
– ослабить чрезмерное регулирование отрасли и снять ограничения ведения банковской деятельности, в части регулирования банковских ставок, трансграничного движения капиталов и валютно-обменных операций, квотирования объемов кредитования, операций на рынках капиталов, предусматривающих размещение акций и других банковских инструментов,
– усилить конкуренцию на банковском рынке, повысить уровень управления и оценки кредитного риска, создать механизмы судебно-юридической защиты интересов кредитных институтов в части возврата кредитных средств.
Интенсивное реформирование банковского сектора, с учетом рыночных инструментов и китайской специфики, определило синхронность и эффективность выбранной модели управления реформами в банковском секторе, основные направления которых заключались в:
– определении основных параметров функционирования банковских учреждений с одновременной либерализацией финансово-банковской системы КНР,
– создании глобальной финансовой системы с мировым финансовым центром в г. Шанхай в целях влияния на рост экономики страны.
Так, в 2014 году китайская экономика обогнала экономику США и стала первой экономикой по номинальному ВВП (ППС). По итогам 2015 года ВВП Китая составил 19 696 млрд. долларов США или 17,08 % в общемировом ВВП. В качестве сравнения приведу пример, что на долю остальных 175 стран приходится 30,76% общемирового ВВП (ППС) или в денежном выражении 34 980 млрд. долларов США. Таким образом, исходя из анализа общемирового валового продукта за 2015 год можно отметить, что на первые 15 стран приходится чуть более 69% общемирового ВВП или 79 155 млрд. долларов США.
В структуре ВВП Китая лидировала промышленность, доля которой составила более 48% стоимости полного объема промышленного производства в стране.
Рост и развитие химической промышленности поставил Китай на первое место среди производителей азотных удобрений.
По золотовалютным запасам Китай продолжает занимать первое место, опережая Японию в 2,6 раза, Россию в 8 раз, США более чем 27 раз.
Китай является ядерной державой с 1964 года и третьей космической державой с 2003 года, играет важную роль в проведении внешней политики и состоит в таких международных организациях, как ООН, АТЭК, G20, ВТО, а также ШОС и БРИКС.
Китай (КНР) является крупнейшим в мире кредитором и одновременно одним из основных должников. Сумма задолженности составила на начало 2016 года 3,1 триллиона долларов США. Благодаря его золотовалютным резервам Китай обеспечивает обслуживание долга своевременно.
В 2015 г. было одобрено строительство 16 железных дорог и 5 аэропортов с общим объемом финансирования около 110 млрд. долларов США и рассматриваются еще более 50 проектов для привлечения частных инвестиций общим объемом около 160 млрд. долларов США.
Закономерный и последовательный экономический рост предопределил роль Китая в мире как сверхдержавы с колоссальным политическим, экономическим, культурным и военным превосходством над большинством других государств, в том числе великими и ядерными державами.
Роль банков Китая в банковском секторе
Банковский сектор Китая находится в процессе постоянного развития. Несмотря на то, что структура банковского сектора Китая и система его управления соответствует особенностям переходного периода от китайского социализма к новому экономическому устройству страны, тем не менее банковский сектор Китая показал свою доминирующую роль в показателях мировой банковской системы.
Цель развития банковской системы Китая по прежнему заключается в том, чтобы:
– обеспечить стабильность развития банковского сектора и, как следствие, повысить эффективность работы каждого отдельно взятого банка;
– распределить денежно-кредитные ресурсы между всеми звеньями экономики Китая через созданную трех-уровневую банковскую систему;
– содействовать развитию малого и среднего бизнеса в целях формирования финансово обеспеченного среднего класса;
– укрепить денежный оборот и стабильность китайского юаня в целях дальнейшего продвижения его на мировые рынки капиталов.
Реализация банковских реформ в Китае направлена на повышение капитализации банковской системы и своевременное поддержание отраслей экономики в различные периоды, включая и кризисные.
Бурный рост банковского сектора сопровождается одновременно реорганизацией и реструктуризацией банков, совершенствованием банковского надзора с применением международных стандартов, разработкой и изменением банковского законодательства.
Доминирование китайской экономики в мировом производстве не смогло не отразиться на позиции китайских банков в формировании пула ТОП-10 крупнейших мировых банков.
Структура банковской системы Китая 2018 и перспективы ее развития
Банковская система Китая имеет трехуровневую структуру и полностью находится под контролем государства.
Первый уровень формируют Народный банк Китая и политические банки развития. Народный банк, являясь эмиссионным, кредитным и платежно-расчетным центром страны, отвечает за:
– осуществление эмиссии и регулирование обращения национальной валюты;
– контроль и управление органами денежного обращения;
– контроль и регулирование рынка денежного обращения;
– издание приказов и положений, касающихся контроля и управления сферой денежного обращения;
– проведение операций с государственным золотовалютным запасом;
– управление государственным казначейством;
– обеспечение системы платежей и расчетов;
– исследование, анализ и прогнозирование в сфере денежного обращения;
– осуществление соответствующей деятельности в сфере международного денежного обращения;
– осуществление других обязанностей, установленных Госсоветом КНР.
Всекитайская комиссия банковского регулирования осуществляет контроль и надзор за банковской системой.
Три политических банка развития – Государственный банк развития Китая, Банк развития сельского хозяйства Китая, Экпортно-импортный банк Китая – отвечают за реализацию государственных программ в промышленной, аграрной и внешнеторговой областях соответственно.
Основу банковской системы Китая составляют государственные коммерческие банки, среди которых лидирует «большая четверка», а именно:
– Промышленно-коммерческий банк Китая (Industrial & Commercial Bank of China – ICBC);
– Китайский строительный банк (China Construction Bank – ССВ);
– Сельскохозяйственный банк Китая (Agricultural Bank of China – АBС);
– Банк Китая (Bank of China).
На эти 4-е банка, которые являются основой китайской банковской системы, приходится 70-80% всех банковских депозитов и кредитов, также они выполняют крайне важную функцию предоставления финансовой поддержки процессу реформ в Китае. Особенно актуальной эта задача была на начальном этапе реформ.
Вторая группа коммерческих банков – это акционерные коммерческие банки. Наиболее крупнейшие из них: Транспортный банк (Bank of Communication), Промышленный банк CITIC, Банк Гуанда (China Everbright Bank), Китайская банковская корпорация Миньшэн (China Minsheng Banking Corp.,Ltd), Банк Хуася (Нuа Xia Bank), Торговый Банк Китая (China Merchants Bank), Шанхайский банк развития Пудуна (Shanghai Pudong Development Bank), Гуандунский банк развития (Guangdong Development Bank), Фуцзяньский промышленный банк (Fujian Industrial Bank), Шэньчжэнский банк развития (Shenzhen Development Bank Co., Ltd). Коммерческие банки осуществляют следующие банковские операции:
– привлекают вклады (депозиты) и предоставляют кредиты;
– проводят расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов, осуществляют кассовое обслуживание клиентов;
– открывают и ведут счета клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных;
– выпускают, покупают, продают и хранят платежные д ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя и другие документы) и документы, осуществляют иные операции с ними;
– выдают поручительства, гарантии, иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме;
– покупают у китайских и иностранных юридических и физических лиц и продают им наличную иностранную валюту;
– покупают и продают в стране и за ее пределами драгоценные металлы, камни, изделия из них;
– привлекают и размещают драгоценные металлы во вклады;
– привлекают, размещают средства, управляют ценными бумагами по поручению клиентов (трастовые операции);
– оказывают брокерские и консультационные услуги, осуществляют лизинговые операции.
Третий уровень коммерческих банков – городские и сельские коммерческие банки, городские и сельские кредитные кооперативы были созданы в целях сокращения теневого банкинга на уровне предприятий малого бизнеса и микрокредитования. Их функционирование способствует охвату мелких и слабо обеспеченных экономических субъектов в рамках государственной программы расширения кредитования малых и средних предприятий.
Иностранные банки стали важной частью банковского сектора этой страны. В Китае банки с участием иностранного капитала делятся на три группы: подконтрольные банки, созданные зарубежными инвесторами, чьи главные офисы находятся на территории КНР; филиалы зарубежных банков; банки, чьи акции находятся в совместном владении зарубежных и китайских акционерных обществ (совместные банки). Иностранными банками в Китае называют те банки, которые частично или полностью принадлежат иностранному капиталу.
Начиная с 2004 г. количество иностранных банков, действующих на территории Китая, увеличивалось ежегодно на 10%. По состоянию на конец IV квартала 2013 года насчитывалось 42 банка с иностранным участием в капитале, 92 филиала иностранных банков и 187 представительств.
Перспективы развития банковского сектора Китая имеют поступательное движение и отражают те экономические процессы, в которых глобально учавствует Поднебесная.
- Принимая во внимание:
– лидерство Китая по объему валового внутреннего продукта в мировой экономике – 1-е место по паритету покупательной способности;
– владение золотовалютными резервами более чем 30%;
– статус Китая как крупнейшего кредитора в страновом разрезе;
– сильные и лидирующие позиции китайских банков в мире;
Исполнительный совет МВФ включил китайский юань в корзину SDR, сообщается в пресс-релизе на сайте фонда. Решение вступило в силу 1 октября 2016 года. Китайский юань стал пятой валютой, входящей в корзину. Кроме «большой тройки», резервными валютами МВФ также считаются японская йена и британский фунт. Согласно решению совета МВФ, доля юаня в корзине составит 10,92%. Валюта сразу заняла третье место из пяти по удельному весу в корзине. Теперь она выглядит так: 41,73% – доллар США, 30,93% – евро, 10,92% – юань, 8,33% – японская иена, 8,09% – британский фунт.
- Принимая во внимание лидирующие позиции китайской экономики, очевидно, что китайские банки будут следовать за экономическими интересами своей страны и проводить поступательную экспансию банковского бизнеса в различных странах, обслуживая торговые операции своих клиентов за счет расширения использования юаня на мировых рынках и предоставляя им полноценный банковский сервис.
- Принимая во внимание тенденции развития, происходящие в мировой банковской системе, очевидно, что конкуренция банковской системы Поднебесной будет возрастать за счет либерализации и снятия ограничений на отдельные виды операций, с одновременной унификацией и слиянием банковских регуляторов и их функций с созданием в конечном итоге единого мегарегулятора отрасли.
- Принимая во внимание переход Китая к реализации четвертой стратегической задачи – построению высокотехнологичных отраслей в Поднебесной, предполагается создание новых типов банков, основной задачей которых будет содействие развитию инновационных проектов нового поколения.
- Принимая во внимание, что более 99% компаний КНР относятся к малому и среднему бизнесу, их вклад в ВВП Китая превышает 60%, а налоговые поступления составляют около 50%, политика государства и банков будет направлена в том числе на рост кредитования микро-, малого и среднего бизнеса в целях создания в стране устойчивого среднего класса.
При утере паспорта, на владельца накладывается административная ответственность в виде штрафа
- АТВмедиа
- Новости
- Неновости
- Видео
- Фото
- Афиша
- Эксперты
- Обещания
- Поиск
- Прямой эфир
- АТВмедиа
- Неновости
- Законодательство и право
Спроси у любого человека, какой документ самый главный, и каждый, не задумываясь, ответит: «Паспорт!». Это, пожалуй, самый важный документ с 14 лет. Однако не редко его теряют или портят.
Стоит подробнее рассказать о первом случае. Этот материал даст вам четкие ответы на вопросы: предусмотрен ли штраф за потерю паспорта? Как восстановить документ? Какие нужны бумаги для получения паспорта? Что делать если документ украли?
Какой штраф за утерю паспорта в 2022 году
Согласно закону, а быть точнее ст. 19.16 КоАП РФ, за утерю паспорта предусмотрен штраф. Эта мера была специально введена правительством. Ведь этот документ действительно самый главный в жизни любого гражданина Российской Федерации, а значит, отношение к нему должно быть особенное. Его стоит бережно хранить и уж точно следить, чтобы он не пропал. В противном случае вас ждет наказание в виде штрафа.
Размеры штрафов варьируются в зависимости от ситуации, при которой был потерян паспорт. Но, так или иначе, размеры штрафа не менялись и меняться не планируют. В 2022 году за утерю паспорта, его владелец должен заплатить от 100 до 300 рублей. Этот штраф накладывается на гражданина, который потерял паспорт, но практически сразу сообщил о пропаже в паспортном столе.
Сумма зависит от срока заявления о пропаже. В данном случае, стоит рассмотреть несколько ситуаций:
Штрафы при проживании с недействительным паспортом
Если в паспорте нет прописки
Если документ утерян в другом городе
Если паспорт украли
Когда можно избежать штраф за утерю паспорта?
В некоторых случаях за утерю паспорта госорганы не назначают штраф. К этим ситуациям относится уважительная причина. Например, гражданин потерял паспорт в результате происшествия, повлекшего за собой проблемы со здоровьем. Но в таком случае, необходимо предоставить справку из больницы.
Также специалист паспортно-визовой службы может смягчить наказание и вынести лишь предупреждение, если посчитает обстоятельства утери паспорта «смягчающими».
К таким ситуациям можно отнести, например, командировку. Но здесь также потребуются доказательства: билеты, чеки, направления от работодателей.
Кроме того, специалист может смягчить наказание, если паспорт украли, но потерпевший оперативно сообщил об этом в полицию, а затем сразу же обратился в паспортно-визовый отдел. Но подчеркиваем, размер штрафа в этих ситуациях определяет сам специалист на свое усмотрение.
Действия при утрате
Что делать при краже паспорта. Пошаговая инструкция:
- Первым делом нужно определить, при каких обстоятельствах случилась пропажа.
- Если это просто утеря, тогда важно как можно скорее обратиться в паспортно-визовый отдел. Там ваш предыдущий документ аннулируют. Даже если вы найдете пропажу, паспорт будет уже не действителен. Это необходимость, которая обезопасит владельца утерянного документа от мошенников, которые могут воспользоваться его данными. Если кража, то сперва обратиться в полицию, а затем в паспортный стол. (Если вы просто потеряли паспорт, перейдите к пункту 4).
- В полиции написать заявление и получить справку о подтверждении кражи. С этой справкой гражданин должен обратиться в паспортно-визовый отдел для получения нового документа.
- В паспортно-визовом отделе нужно написать заявление для последующего восстановления документа.
- Оплатить госпошлину в размере 1500 рублей.
- Оплатить штраф. Пока гражданин его не оплатит, специалисты не приступят к изготовлению нового паспорта.
Новый документ вам сразу не сделают, но выдадут временное удостоверение личности.
Восстановление утерянного паспорта
На восстановление паспорта уходит 10 дней. Столько времени и не больше требуется специалистам. Этот раздел, а также перечень документов строго регламентируется Приказом МВД от 13.11.2017 № 851 и Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828.
Стоит отметить, что с временным удостоверением гражданин может выполнять все те же действия, что и с паспортом: покупки билетов, оформление документов и так далее.
Каковы сроки оплаты штрафа и как его оплатить
Как только гражданин получил уведомление, что ему необходимо оплатить штраф, он имеет полное право его оспорить в течение 10 дней. Для этого необходимо написать заявление на имя руководителя конкретного паспортно-визового отделения и указать почему, по вашему мнению, штраф установлен не верно.
Однако если гражданин не изъявил желание оспаривать наказание, то он должен в полном размере выплатить штраф в течение 60 дней со дня постановления.
На сегодняшний день существует два способа оплаты штрафа: безналичный и наличный. Последним вариантом можно воспользоваться в отделении любого банка или кредитной организации, а также в любом отделении почты. Безналичная оплата может производиться через терминалы оплаты или банкоматы банков и кредитных организаций, а также через мобильные приложения. Но стоит учитывать при оплате, что проведение платежа может затянуться до 3-х дней.
Также погасить штраф можно на портале государственных услуг. Переводить деньги нужно по реквизитам, указанным в предписании. После оплаты гражданину необходимо сохранить чек в качестве подтверждения операции.
Ответственность за неуплату
Неуплата штрафа за утерю паспорта может привести к более жестокому наказанию. Если гражданин не внес оплату за 60 дней со дня предписания, то дело будет передано в суд для дальнейшего разбирательства.
В итоге сумма штрафа может возрасти в несколько раз, а гражданина могут привлечь к административной ответственности и даже поместить под арест.
Заключение
Паспор т гражданина Российской Федерации — самый главный документ любого россиянина. Его выдают в 14 лет и по факту, этот документ с вами до конца жизни (не считая замены по возрасту).
Только при наличии паспорта можно совершать все операции связанные со здравоохранением, финансами, образованием и так далее. Поэтому к документу нужно относиться максимально бережно. В первую очередь, лучше хранить его в специальной обложке.
Паспорт всегда нужно иметь с собой, в крайнем случае, его заверенную ксерокопию. При этом носить документ желательно в безопасном месте. Например, во внутреннем грудном кармане.
Восстановление паспорта при утере или порче
![]() |
Юлия Меркулова Автор статьи Практикующий юрист с 2012 года |
Как восстановить удостоверение личности, если вы его потеряли или испортили?
Вас могут постичь неприятности в виде штрафа при проживании без основного документа. Для применения санкции не имеет значения причина отсутствия бланка: утеря или порча.
Административная ответственность не связывает наказание с умышленной утратой
При обнаружении отсутствия паспорта и невозможности его найти необходимо обратиться в подразделение ГУВМ МВД, чтобы восстановить документ в установленном порядке.
Порядок восстановления российского паспорта
Если ваш паспорт украли, сообщите об этом в полицию. При обнаружении утери документа гражданин обязан обратиться за его восстановлением в течение одного месяца со дня утраты.
Чем скорее вы заявите в полицию об утрате, тем лучше для вас. Не позволяйте мошенникам пользоваться вашим бланком для совершения преступлений.
Какие заявления подаются при утере паспорта?
Чтобы восстановить утерянное удостоверение, необходимо написать в УВМ МВД два заявления:
- об утере. В нем следует указать место инцидента, дату утери, обстоятельства;
- о выдаче нового паспорта вместо утраченного.
Образцы заявлений можно скачать в интернете на официальном сайте МВД или портале госуслуг.
Куда обращаться при порче паспорта, и какие заявления писать?
При порче порядок действий будет аналогичен описанному выше: необходимо подать в УВМ МВД два заявления.
В первом вы описываете обстоятельства порчи документа, дату, место происшествия. Одновременно подаете прошение о выдаче нового бланка взамен испорченного.
Временное удостоверение личности, которое выдается, пока готовится основное, позволяет:
- совершать операции в банке;
- покупать билеты для поездок внутри России.
С ним не получится:
- пересечь государственную границу;
- оформить прописку;
- заключить брак.
Какие документы для восстановления необходимо предъявить?
Перед посещением территориального отдела УВМ МВД необходимо сделать 4 фотографии, уплатить госпошлину, чтобы предъявить оригинал квитанции работникам миграционного управления с заявлениями.
Чтобы все сведения из прежнего документа сохранились в новом, необходимо предъявить:
- свидетельство о регистрации по месту жительства;
- свидетельство о браке;
- свидетельство о разводе (при наличии);
- свидетельства о рождении детей;
- военный билет или приписное удостоверение для мужчин до 27 лет.
Срок восстановления российского паспорта
Установленный законом срок на изготовление нового документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, составляет 60 дней.
Если вы обратитесь за восстановлением в УВМ МВД по месту своего жительства, процесс займет около 10 дней
Госпошлина: где можно заплатить?
Когда речь идет об уплате госпошлины, всегда актуальным остается вопрос: где взять реквизиты для оплаты?
Их вы можете узнать:
- в территориальном УВМ МВД;
- в местном МФЦ;
- через банкомат или терминал Сбербанка;
- на сайте МВД России (там же можно распечатать квитанцию, после чего заплатить в банке).
Банковские реквизиты для уплаты госпошлины при замене паспорта в связи с утратой отличаются от реквизитов для первичной выдачи бланка или при его замене по возрасту.
Сбор могут не уплачивать дети-сироты или несовершеннолетние лица, оставшиеся без опеки родителей.
Госпошлина за утрату
Она составит 1500 руб ., штраф — 100-300 руб . Дополнительный штраф может назначаться при наступлении определенных ситуаций.
Вам грозит санкция, если в течение 30 дней после пропажи документа вы не обратились в УВМ МВД или МФЦ для его восстановления
Госпошлина за испорченный паспорт
Если бланк пришел в негодность, придется заплатить за выдачу нового государственную пошлину в сумме 1500 руб .
Порча паспорта случается, например, если вы его постирали вместе с одеждой или не уследили за ребенком, и он исписал документ ручкой.
В этом случае также придется заплатить 100-300 руб . за умышленное уничтожение или порчу документа, удостоверяющего личность гражданина, или небрежное его хранение по ст. 19.16 КоАП РФ .
Как восстановить российский паспорт в другом городе?
Восстановить главный документ можно в любом городе РФ. Для этого вам понадобится:
- заполнить заявление по форме П1 о выдаче/замене;
- уплатить госпошлину и принести квитанцию;
- написать заявление об утрате или порче;
- сделать 4 фотографии, две из них используют для временного удостоверения личности. Можно взять готовые фотографии, сделанные не позднее 2 месяцев назад;
- предъявить талон-уведомление о регистрации происшествия.
Чтобы восстановить бланк в другом городе, вам следует:
- обратиться в полицию с заявлением, в котором указать все обстоятельства утери документа. При заявлении о краже разбирательство может занять несколько месяцев, но если заявить об утере, факты будут проверены в течение 2-4 недель, и вы сможете быстрее оформить новый бланк;
- подтвердить обращение в полицию талоном-уведомлением, который вам выдадут при приеме заявления;
- ближайший паспортный стол выдает временное удостоверение личности, но получить его по месту временной регистрации намного легче;
- запросить выписку из карточки регистрации жилого фонда с места постоянной регистрации. Основываясь на временном удостоверении личности, паспортный стол запрашивает информацию дистанционно;
- заплатить штраф за утерю документа в ближайшем отделении банка;
- сделать фотографии в количестве 4 штук размером 35х45 мм;
- собрать стандартный набор бумаг для получения паспорта;
- подождать окончания проверки обстоятельств по факту утери документа;
- обратиться в ближайший УВМ МВД с заявлением о выдаче нового бланка.
Если у вас имеется возможность вернуться домой и обратиться за восстановлением паспорта по месту жительства, лучше так и поступить.
В этом случае срок восстановления будет минимальным — не более 10 дней с момента подачи заявления и всех бумаг.
Резюме
Процедура восстановления паспорта при утере или порче проста. В течение 30 дней нужно прийти в миграционное управление МВД и составить заявление. Вас попросят уплатить госпошлину.
Если у вас еще остались вопросы, мы готовы ответить на них. Предлагаем вам воспользоваться онлайн-формой и получить консультацию наших опытных юристов или позвонить по телефону, указанному на сайте.
![]() |
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
Комментарии
Здравствуйте. Я потерял паспорт, прописки у меня сейчас нет, так как выписался с бывшего места жительства, а на новой квартире еще не прописался. Паспорт выдан отделом УФМС по району в котором я был прописан с рождения, прописываться сейчас я буду в другом районе. Куда мне сейчас обратиться для восстановления паспорта по утере? Что делать для замены паспорта при утере? Какие необходимо документы (есть сканы старого паспорта)? Взыскивается ли штраф по утере? Если да, то можно ли как то избежать штрафа, указав например причину не утеря а кража?
Согласно п. 15 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, выдача и замена паспортов производятся подразделениями по месту жительства, месту пребывания или по месту обращения гражданина.
Обращайтесь в районное отделение ФМС. На период выдачи нового – от 1 месяца и более, Вы вправе просить временное удостоверение личности.
Паспорта выдаются гражданам:
- в 10-дневный срок со дня принятия подразделениями всех необходимых документов (или заявления о выдаче (замене) паспорта и личной фотографии в форме электронных документов) в случае оформления паспорта по месту жительства, а также в связи с утратой (похищением) паспорта, если утраченный (похищенный) паспорт ранее выдавался этим же подразделением;
- в 2-месячный срок со дня принятия подразделениями всех необходимых документов (или заявления о выдаче (замене) паспорта и личной фотографии в форме электронных документов) в случае оформления паспорта не по месту жительства или в связи с утратой (похищением) паспорта, если утраченный (похищенный) паспорт ранее выдавался иным подразделением.
Статья 19.16 КоАП: Умышленные уничтожение или порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо небрежное хранение удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшее утрату удостоверения личности гражданина (паспорта), – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.
В случае если паспорт гражданина РФ на Ваше имя был похищен (т.е. Вы его лишились в результате совершённой кражи, грабежа, разбоя, мошенничества и т. д.) необходимо незамедлительно обратиться с соответствующим заявлением в орган внутренних дел РФ и получить там талон-уведомление о регистрации сообщения о происшествии. Только после этого Вы можете обратиться с заявлением о выдаче паспорта гражданина РФ в связи с его хищением в подразделение ФМС России. В этом случае, естественно, привлечь Вас к административной ответственности по ст. 19.16. КоАП РФ, т.е. за умышленное уничтожение или небрежное хранение паспорта, повлекшие его утрату, сотрудники ФМС России не имеют права.
Для получения паспорта гражданина РФ в связи с его утратой или хищением Вам необходимо предоставить следующие документы:
- письменное заявление об утрате паспорта, в котором указывается, где, когда и при каких обстоятельствах был утрачен (похищен) паспорт;
- заявление о выдаче паспорта(Форма № 1-П), заполненное ручным или машинописным способом;
- четыре личные фотографии, соответствующие установленным требованиям;
- квитанцию об уплате государственной пошлины;
- талон-уведомление о регистрации сообщения о происшествии, полученный в органах внутренних дел – только в случае хищения паспорта (но не в случае его утраты).
Для проставления обязательных отметок во вновь выдаваемый Вам в связи с утратой или хищением паспорт необходимо иметь при себе также:
- военный билет (для военнообязанных);
- свидетельства о рождении детей в возрасте до 14-ти лет (предоставляются для внесения сведений о детях, гражданах РФ);
- документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства (например, домовую книгу) – в Вашем случае их не будет – соответственно отметка о регистрации в паспорте проставлена не будет;
- свидетельство о регистрации брака (при наличии);
- свидетельство о расторжении брака (при наличии).
Какой штраф за утерю паспорта в 2022 году?
Штраф за утерю паспорта предупреждает неосторожное или небрежное обращение с этим документом. Это административное наказание, которое предусмотрено ст. 19.16. КоАП.
Нарушителя необязательно накажут «рублем», по усмотрению руководителя территориального органа управления по вопросам миграции (УВМ) могут ограничиться предупреждением. И все-таки на снисходительность не стоит рассчитывать, штраф за утерю паспорта более вероятен.
Постановление и порядок действий
Механизм привлечения к административной ответственности, наложения штрафа за утерю паспорта в 2022 году не претерпел изменений. Лицо обращается в территориальный орган УВМ по месту нахождения, подает письменное заявление, в котором излагает факт и причины отсутствия документа.
Получив заявление, сотрудник миграционного ведомства выдает постановление, в котором указывает основание для начисления штрафа за потерю паспорта. Им может быть небрежное хранение или обращение с документом, что подтверждается его исчезновением.
сотрудник миграционного ведомства обязан
- Привести доказательства того, что заявитель небрежно относился к документу;
- Определить степень такого отношения.
Для справки! Все эти доказательства содержаться в заявлении владельца потерянного документа. Степень вины также устанавливается по этому обращению.
Отсутствие таких доказательств означает, что в УВМ ограничатся предупреждением. Это возможно, если владелец-заявитель указывает не зависящие от него причины.
- Затопление квартиры по вине соседей или коммунальных служб;
- Пожар;
- Кража, грабеж;
- Действия третьих лиц, которым документ был передан на ответственное хранение;
- Другие случаи.
Под действиями третьих лиц, которым документ был передан на ответственное хранение, понимается, например, передача паспорта в составе обязательного пакета документов для получения какого-либо разрешения. Это может быть подача заявления в банк или в госучреждение (БТИ, госреестр), работники которого потребовали оригинал паспорта, но затем потеряли его.
- При затоплении или пожаре – соответствующий акт;
- В случае кражи, грабежа, других преступлениий – акты, другие процессуальные документы, справки правоохранительных органов;
- Утеря сотрудниками учреждений, организаций – расписка о получении ими документа, письменный ответ о его утере.
Размер штрафа за утерю
Насколько тяжелы финансовые потери в таком случае и сколько стоит штраф за утерю паспорта? Законодатель не отнес данный проступок к категории тяжелых, за это владелец обязан уплатить от 100 до 300 рублей. Сумма небольшая, поэтому прибегать к уловкам и введению сотрудника УВМ в заблуждение не рекомендуется. Есть риск, что подобные действия могут наказать серьезнее.
Наложение санкций и обжалование постановления в суде
Постановление на основе полученного заявления вступает в законную силу через 10 дней после его выдачи. Это время предоставляется для обжалования акта в судебном порядке. Владелец документа может не согласиться с принятым решением и наказанием, обратиться с исковым заявлением.
Отсутствие жалобы приводит к тому, что постановление вступает в силу. Это накладывает обязанность на владельца потерянного документа исполнить наказание. В данном случае – уплатить штраф за потерю паспорта.
Когда сумма удваивается?
Ответ на вопрос о том, какой штраф за потерю паспорта, будет не полным, если не указать случаи, когда указанные выше суммы могут удваиваться. Законодатель условно разделяет все причины случившегося на три группы: казус, небрежное сбережение документа и умышленные действия.
Первый вариант рассмотрен выше – пожар, залив, кража и т.п. Во втором случае учитывается, что владелец документа мог предвидеть негативные последствия своих действий, но не предпринял советующих мер. Наказывается указанным выше штрафом за утерю паспорта в 2022 году.
А вот если владелец намеренно действовал так, чтобы повредить или утерять документ, размер наказания увеличивается в два раза.
- Выбросил паспорт в окно или реку;
- Намерено поджег все бумаги, в которых находились документы, удостоверяющие личность;
- Другие аналогичные обстоятельства.
[ad-4]
Особенности, увеличивающие штраф
Даже при умышленной утери паспорта, его восстановлении, штраф в 2022 году не превышает 600 р. Но это только в том случае, если владелец не откладывал обращение в УВМ. При подаче заявления спустя три месяца он оказывается виновным в другом административном нарушении – пребывании, проживании без удостоверяющего личность документа. Наказание предусматривается ст.19.15 КоАП, штраф – до 3000 руб. (5000 руб. – для Москвы и Санкт-Петербурга).
Для справки! Усиленный размер штраф за повторную утерю паспорта не предусматривается.
Особенность наказания в том, что оно не накладывается на несовершеннолетних лиц, которые не достигли 16 лет. А вот лицам-нарушителям в возрасте от 16 до 18 лет вполне могут назначить штраф. И если у них нет источника заработка, необходимая сумма взыскивается с их родителей.