Базилика Сан-Дзено-Маджоре в Вероне — подробная информация с фото

Не на века — на тысячелетия!

Верона славится своими историческими базиликами и соборами. Я лично не могу базилику Сан-Дзено Маджоре как-то сильно выделить в сравнении, например, с Дуоме или базиликой Святой Анастасии, они все достойны посещения. С исторической точки зрения Сан-Дзено ценна для Вероны тем, что в ней хранятся мощи святого Зенона (иногда пишут Зинона) Веронийского, который был первым епископом Вероны. Если выделить для посещения города хотя-бы день, Сан-Дзено Маджоре обязательна для посещения.

Небольшой минус расположения базилики в том, что она находится за пределами античной Вероны, а значит и раннесредневековой, аббатство Святого Зенона было построено посреди леса, вдалеке от мирской суеты. Сейчас Пьяцца Сан-Дзено окружена застройкой, возникшей в XVIII — XIX веках. Пешком в ритме спортивной ходьбы можно дойти до базилики от Арены за 20 минут, столько же обратно. Но всё же надо рассчитывать на часок туда-обратно. К сожалению, кроме пары фото с набережной, обьектов фотографирования по пути практически нет, район архитектурно скучноват по сравнению с остальной антично-средневековой Вероной. Поэтому советую автобусы с номерами 32,33 которые довезут от Кастельвеккьо прямо до Сан-Дзено, а потом обратно за 5 минут.

История Сан-Дзено-Маджоре началась ещё в античную эпоху. На месте захоронения Зенона Веронийского, который умер в IV веке, Теодорих Великий приказал в V веке построить маленькую церковь.

Четыреста лет она благополучно простояла без каких-либо разрушений, и стояла бы ещё, если бы в IX веке королю Пипину не пришло в голову разрушить прежнюю церковь, чтобы на ее месте возвести новое строение. Новая церковь, наоборот, в начале X века была практически полностью уничтожена во время венгерского нашествия, мощи святого успели спрятать в кафедральном соборе. Крипта была единственным сохранившимся строением церкви, и мощи Зенона в 921 году возвратились на свое место, но оставались «без крыши над головой», пока не была построена во второй половине того же X века по указу императора Оттона Великого новая, большая базилика, а в XI веке к ней была пристроена колокольня.

Здание немного пострадало при землетрясении 1117 года, но разрушенные части были быстро восстановлены. В XIV веке заменили крышу, изменили плафон центрального нефа, пристроили готическую апсиду. В XX веке провели большую реставрацию, в основном интерьера, естественно, что за 8 веков многие части базилики пришли в удручающее состояние.

Тем не менее, базилика дожила до наших дней в том виде, в котором была построена в X веке по всем канонам романского стиля, внутри тоже сохранилось многое, и это самое ценное. Для верующих важно и посещение крипты базилики.

Аббатство Святого Зенона вокруг базилики, которое стало играть весьма важную политическую роль, в средние века разрослось, были построены дворец аббата, две башни, ещё две церкви, клуатры и другие здания. Вокруг монастыря возник жилой район, позднее слившийся с городом. То, что многое не сохранилось — вина Наполеона, этот варвар, к сожалению, наследил и здесь.

От разрушенного им монастыря до наших дней дошли только — отдельно стоящая башня, которая была построена в XIII веке, клуатр и церковь Святого Прокла, не считая, конечно, самой базилики.

Вероятно, кому-нибудь внешне базилика кажется не очень примечательной, но это и есть классический романский стиль со своей мощной простотой и прекрасным оформлением. Трёхнефное здание в позолочено-розовых цветах веронского туфа с богатым центральным входом и большим окном идеально.

Портик входа состоит из арки с тимпаном, которая опирается на колонны, поддерживаемые двумя каменными львами.

По бокам портала были сделаны скульптором Бриолото мраморные вставки, на которых изображены сцены из Страшного суда.

Этим же скульптором была сделана огромная роза, которая является символом колеса фортуны — шесть статуй-барельефов по окружности розы намекают на взлеты и падения человеческой жизни, на то, как все может быстро измениться.

На люнете Святой Зенон ногами попирает демона и попутно благословляет народ вокруг.

Ворота базилики — «импортные», 48 панно, изображающие 4 чуда святого Зенона и сцены из Библии были в XII веке изготовлены немецкими мастерами, специалистами по работе с бронзой.

Свод базилики поддерживают колонны, среди которых выделяются две основные, массивные, две полукруглые арки служат опорой главному нефу.

На балюстраде статуи 12 апостолов окружают Христа.

Широкая лестница ведёт в крипту. Девять небольших нефов разделены 49 колоннами, в глубине находится главная реликвия — хрустальная рака с мощами святого Зенона.

А статую святого Зенона можно увидеть в малой апсиде слева.

Колонны в крипте украшены резными капителями, как и было принято в романских базиликах.

Читайте также:
Погода в Малайзии: когда приезжать и как не попасть в сезон дождей

Центральный алтарь церкви украшен знаменитым триптихом «Мадонна на престоле с ангелами и святыми» работы Андреа Мантеньи.

По бокам помещения установлены несколько малых ценных алтарей, например вот этот романский XIII века,

или алтарь Скорбящей Мадонны эпохи ренессанса.

В базилике даже сохранилась широкая порфировая чаша из римских терм.

Ценность Сан-Дзено Маджоре и в том, что внутри сохранилось большое количество фресок XIII–XIV веков.

Здесь и Белая Мадонна, и Святой Христофор, сцены Распятия Христова, Крещения, изображения Святых Георгия и Стефана. …

Клуатр, который примыкает к базилике, был построен в XII веке. Не сильно выдающийся, простенький, колонны без украшений, галереи без фресок, только в Северной Италии можно увидеть несколько гораздо более интересных, хорошо сохранившихся. Главные его особенности в том, что он достаточно большой для средневековых монастырей, а также здесь можно встретить надгробие семейства Скалигеров 1313 года.

Рядом с Сан-Дзено стоит церковь Сан-Проколо, в которой хранятся мощи четвертого епископа Вероны святого Прокла. Была построена в VI–VII веках, гораздо позже первой церкви Сан-Дзено, но из-за того, что современная базилика X века, является самой древней постройкой комплекса. Очень простая снаружи, просто сложенная из камня без каких-либо украшений, интерьер посмотреть нельзя, церковь закрыта.

Адрес: Piazza San Zeno 2.

С марта по октябрь:
с 8:30 до 18:00 (с июля по август до 18:30)
воскресенье и религиозные праздники 12.30 — 18.00

С ноября по февраль:
10.00 — 13.00 и 13.30 — 17.00
Воскресенье и религиозные праздники 12.30 — 17.00

Базилика Сан-Дзено-Маджоре в Вероне

Базилика Сан-Дзено-Маджоре в Вероне (San Zeno Maggiore) известна тем, что в ней хранятся мощи святого Зенона Веронийского (Zenone da Verona). В своем современном виде базилика была построена в 10 веке по всем канонам романского стиля.

История возникновения базилики Сан-Дзено-Маджоре

На месте захоронения Зенона Веронийского, который был первым епископом Вероны, изначально была построена маленькая церковь. Работы велись в 5 веке по приказу Теодориха Великого.

При короле Пипине в 9 веке было решено разрушить прежнюю церковь, чтобы на ее месте возвести новое строение. В построенную заново церковь переместили останки святого Зенона. Однако, эта церковь также простояла недолго – в 10 веке здание очень пострадало во время войны с венграми.

В том же 10 веке на месте полуразрушенной церкви была возведена современная базилика в романском стиле. Новая церковь большей частью выдержала землетрясение 1117 года и уже к 1138 году была расширена и полностью отреставрирована. В 14 веке заменили крышу здания, а также создали готическую апсиду и плафон центрального нефа.

Архитектура базилики Сан-Дзено-Маджоре

Внешне базилика не очень примечательна: сдержанный романский стиль в позолочено-розовых цветах с большим окном в центральной части. Но отдельного внимания заслуживает центральный вход с готическими украшениями и внутреннее убранство церкви. Именно здесь находится знаменитый триптих Андреа Мантеньи.

Фото: Kiev.Victor / Shutterstock.com

Фасад

Базилика Сан-Дзено-Маджоре состоит из трех нефов. Для ее строительства использовался золотистый туф из Вероны. В серединной части базилики выполнены мраморные вставки, на которых изображены сцены из Страшного суда. Их автором является скульптор Бриолото.

Центральный портал

Над входом можно увидеть готический портал, созданный в 12 веке мастером Николо. Он же работал над центральном входом в кафедральный собор Вероны.

У основания колонн входа находятся скульптуры львов, разрывающих добычу. На портике выполнены фигуры Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и символы 12 месяцев года. А люнет портала украшен изображением святого Зенона, которого окружают воины.

Фото: vvoe / Shutterstock.com

С боковых сторон портала находятся 16 барельефов, повествующих о сюжетах из Ветхого и Нового Заветов.

Над входом, в центральной части фасада, располагается круглое окно в форме розы. Его создал тот же Бриолото. Поскольку по окружности окна изображены фигуры 6 жонглирующих персонажей, которые то возносятся вверх судьбой, то падают вниз, это окно называется «Колесо фортуны».

Внутреннее убранство

Внутри базилики выделяются две массивные колонны, которые поддерживают свод церкви. Главный неф опирается на две полукруглые арки. В крипту ведут две широкие лестницы.

Фото: Steve Heap / Shutterstock.com

В базилике сохранилась купель 12 века, которая была выполнена из цельного веронского мрамора. Также художественную ценность представляют две чаши и резной алтарь с колоннами, в основании которых находятся фигуры льва, быка и змеи, символизирующие евангелистов.

Справа располагается алтарь Скорбящей Мадонны в стиле барокко. Также обращает на себя внимание широкая порфировая чаша из римских терм.

Фрески

Большое количество фресок 13-14 веков украшают стены базилики. Это изображения Белой Мадонны, Святого Христофора, Распятия Христова, Крещения, Святых Георгия и Стефана. Там же находится известная фреска «Мадонна на престоле со святыми», выполненная Альтикьеро в 1397 году, и триптих «Мадонна на престоле с ангелами и святыми» работы Андреа Мантеньи.

Читайте также:
Транпорт Боснии и Герцеговины - Путешествия вокруг планеты

На балюстраде выделяется статуя Христа в окружении 12 апостолов. Статую святого Зенона можно увидеть в малой апсиде слева.

Клуатр

Клуатр был пристроен к базилике в 12 веке. На всем протяжении галереи располагаются двойные колонны, соединенные арками. В одном из павильонов находится статуя Иоанна Павла II. Среди средневековых надгробий, хранящихся в клуатре, особое место занимает надгробие семейства Скалигеров 1313 года. В лапидарии рядом с клуатром хранится собрание надписей античных времен.

Как добраться до базилики Сан-Дзено-Маджоре

Базилика располагается на Piazza San Zeno 2.

Часы работы

Базилика открыта для посещения ежедневно:

  • с марта по октябрь: с 8.30 до 18.00 (в июле и августе до 18.30), религиозные праздники с 12.30 до 18.00;
  • с ноября по февраль: с понедельника по пятницу с 10.00 до 13.00 и с 13.30 до 17.00, в субботу с 9.00 до 18.00, в воскресенье и религиозные праздники с 12.30 до 17.00.

Стоимость посещения

Вход в базилику Сан-Дзено-Маджоре платный: по состоянию на 2022 год составляет 3 Евро.

Уточняйте информацию о расписании и ценах на билеты на официальном сайте www.basilicasanzeno.it.

Экскурсии по Вероне

Если вам хочется чего-то более интересного, чем обычный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. Возьмите индивидуальную экскурсию от местного гида, который уже подготовил для вас самый увлекательный маршрут по Вероне. Вы увидите не только Базилику Сан-Дзено-Маджоре, но и много других достопримечательностей, зачастую скрытых от туристов!

Посмотрите все экскурсии и выберите самую подходящую для вас на сайте Tripster.

Италия 8, день 1, часть 8: Верона (Basilica di San Zeno)

К Сан-Дзено (сайт, wiki) мы добрались уже к половине шестого и, памятуя, как нас не пустили на Арену за час до закрытия и как выгоняли из венецианского дворца дожей, были почти готовы к тому, что упремся в закрытую дверь: все четыре главных церкви Вероны закрываются в 18:00. Но приветливая девушка в кассе сказала: “Конечно, все открыто”, – и не сделала попытки избавиться от посетителей даже в 18:15. Поэтому, против обыкновения, вас ждет сперва рассказ об интерьере церкви, а потом уже о фасаде.
Но сперва, уж простите, немного истории. (Я, конечно, понимаю, что для многих из вас эти бесконечные имена и даты – темный лес, но лично для меня такие вот исторические странички – просто бальзам на душу, а все упоминаемые имена – практически родные. Мне кажется, что когда простраиваешь связи, осознаешь даты в сквозной хронологии, пусть даже только европейской, понимаешь гораздо больше, чем когда просто смотришь на красивые или не очень картинки. Так что если вам исторические справки не нравятся, просто переходите к следующим абзацам или сразу к картинкам.)
Святой Зенон – довольно интересная фигура не только для Вероны, но и для Европы в целом. Он проповедовал в Вероне в сложный исторический период, когда христианство активно боролось с арианской ересью, отрицавшей единосущность Иисуса Христа Богу-Отцу и, как следствие, догмат о Св. Троице. Надо сказать, по степени распространения арианство в некоторые моменты было, пожалуй, даже популярнее традиционного католичества (правда, никто тогда его католичеством не называл). С другой стороны, еще не было искоренено язычество (особенно этому поспособствовал приснопамятный император Юлиан Отступник). Св. Зенон в бытность свою епископом (восьмым в истории Вероны) немало натерпелся и от Юлиана, и от императоров-ариан Констанция и Валента – один из отцов церкви, папа Св. Григорий Великий, пишет даже, что Зенон стал мучеником за веру, хотя это маловероятно, поскольку его современник, Св. Амвросий, пишет, что кончина была спокойной.
В 1508 г. в епископской библиотеке, вывезенной из Вероны в Венецию, был найден частично сохранившийся манускрипт “Наставления Св. Зенона”. Теологи и филологи находят в нем сходство с работами Киприана и Тертуллиана (особенно в плане использования неологизмов), а упоминание мавританского мученика Аркадия считается доказательством того, что сам Зенон был родом из Мавритании, получил хорошее образование и, вероятно, попал в Верону в свите александрийского патриарха Афанасия в 340 г. Отсюда же пошла легенда, что он был негром – впрочем, ничем не подтвержденная, хотя и запечатленная в знаменитой статуе “Смеющегося Св. Зенона” (XII в.).
На посту епископа Зенон возвел церковь Св. Елены, где мы побывали чуть ранее, основал один из первых в мире женских монастырей и школу священников (прообраз будущих семинарий), а также запретил использовать на похоронах плакальщиков. При этом вел скромный образ жизни и питался собственноручно пойманной рыбой, которую удил на излучине Адидже. В общем, достойный член общества.
Впрочем, достойных членов общества в те времена было немало, и почему многочисленные правители, причем не только веронские, обращали в его сторону свои царственные взоры – большой вопрос. Так, например, первую церковь над могилой святого, по преданию, построил на проезжей Via Gallica (т.е. дороге во Францию-Галлию) не кто иной как остготский король Теодорих, объединитель Италии и, между прочим, арианин. Все тот же Св. Григорий Великий описывает как одно из чудес Св. Зенона наводнение 558 г. в Вероне, случившееся аккурат во время свадьбы лангобардского короля Аутари на печально известной баварской принцессе Теодолинде: вода затопила окрестности выше окон церкви, но в саму церковь не прошла дальше порога, хотя двери были открыты – чудо чудом, но место для свадьбы было выбрано явно не случайно. В IX в. король Пепин Итальянский (он же Карломан, сын Карла Великого) приказал епископу Ротальду построить новый храм, который уже через 100 лет разрушили орды венгров (мощи Св. Зенона на время нашествия были перенесены в собор). В 967 г. церковь была заново отстроена и освящена в присутствии германского императора Оттона I. Наконец после все того же землетрясения 1117 г. размер базилики был увеличен, а еще через 200 лет построили новую готическую апсиду и перекрыли крышу.
Как ни странно, после наполеоновского завоевания Италии церковь Св. Зенона была заброшена и простояла в таком виде аж до конца XX века, когда была объявлена папской “малой базиликой” и отреставрирована. Именно этим объясняется сравнительная яркость и четкость росписей, которые мы с вами сейчас наконец посмотрим. Конец исторической справки.
Итак, базилика Св. Зенона трехнефная, с высокими полукруглыми арками.

Читайте также:
Карта Национального парка Цаво, где находится Национальный парк Цаво на карте мира

. и очень красивым деревянным потолком на стропилах.

Где-то посередине она разделяется на два расположенных друг над другом уровня – крипту и пресвитерий (как во многих позднероманских церквях). Пройдем сперва наверх. Очень длинный пресвитерий.

. огражден балюстрадой со статуями святых в характерных “изогнутых” готических позах.

На триумфальной арке – традиционное “Благовещение”.

А вот тот же сюжет, только в скульптурном исполнении.

По стенам – фрески, в т.ч. мастерской Альтикьеро

В готической апсиде росписи XIV в., три саркофага (причисленные к лику святых веронские епископы Люпициний, Луциллий и Кресценций).

. и считающийся главным шедевром базилики алтарный образ работы Мантеньи (1456-59 г., wiki, Св. Зенон – четвертый слева, с густой черной бородой). В принципе, я бы сказал, типичный для Возрождения многофигурный алтарь, который не заслуживал бы отдельного упоминания, если бы не Наполеон. Точнее, наполеоновская армия, которая хватала все, что плохо лежит, и тащила в Париж. Позже французы алтарный образ вернули, но не целиком – пределлы остались в Лувре (теперь здесь копии). Печальная история, заставляющая задуматься: не в этом ли была причина запустения базилики?

Спустимся теперь в крипту.

Честно говоря, такой большой и пустынной крипты я не видел, наверное, нигде – девять арок в ширину и, наверное, шесть в глубину. Считается, что крипта перестроена из той, самой старой церкви, поставленной Теодорихом еще в V веке. В глубине стоит саркофаг со стеклянной стенкой, в котором под серебряной маской покоится сам Св. Зенон. Считается, что именно здесь поженились Ромео и Джульетта – а значит, все вокруг дышит самой знаменитой трагедией о любви.

Образ Богоматери здесь совершенно греческий, суровый.

Святые, хоть и более позднего времени, тоже нерадостны.

Сюжеты. ну, христианские. “Распятие”.

Серафим просто прожигает взглядом.

Возможно, именно поэтому на остальных капителях скульптор Адамино да Сан Джорджо (1225) оторвался.

“Адам Еву загнал на дерево – дерево трещит, Ева пищит”.

Основная часть базилики, т.н. “chiesa plebana”, т.е. “церковь для черни”, расписана почти сплошь. Прогуляемся. Традиционно, самый большой в церкви – Св. Христофор (2 шт.). Мы их коллекционируем.

Остатки совсем старых фресок.

Мария Магдалина? Нет, Св. Агнесса.

“Св. Георгий со Св. Зеноном, Св. Амвросием и донатором”. Св. Георгий, как всегда, красавчик.

Из-под готики выглядывает романика.

Более поздние вещи: уже нет четко очерченных контуров.

. даже намек на архитектуру (фрагмент “Благовещения”).

Еще одна наша коллекция: рецепты блюд Тайной вечери.

Хлеб, вино. и снова раки, как в Конельяно – на этот раз с вишнями!

Читайте также:
Албуфейра, Португалия: достопримечательности, пляжи и отдых

“Аббат и монахи в сопровождении отцов церкви поклоняются Мадонне”

Целая стена прекрасно восстановленных готических фресок.

Снова Св. Георгий в процессе чуда (дракон в этот раз хотя бы нормальных размеров). Принцесса прилагается.

Чудо Св. Николая на корабле – видели ли вы когда-либо в этом сюжете снег?

Его же подарочек трем бесприданницам. Похоже, если в мешочке, как принято считать, золото, сейчас они станут богатыми – но сиротами.

Интересный, можно сказать, уникальный сюжет: святые отшельники Бениньо (Венигн) и Каро, признанные единственно достойными (или просто наименее брезгливые?), переносят нетленные мощи Св. Зенона из собора в базилику Сан-Дзено.

Обратите внимание на надписи. Это не совсем тот случай, когда мама не научила, что на стенах писать неприлично, – скорее наоборот: эти фрески стали своего рода “гостевой книгой” церкви.

И ладно бы XIX в. – встречаются, например, надписи 1460-го и даже 1390 года

Наконец, просто портрет титульного святого на фоне храма.

Честно говоря, мимо главного, с моей точки зрения, шедевра базилики Св. Зенона мы чуть было не прошли – просто не поняли по описанию, что врата могут быть внутри церкви, а не снаружи, и честно надеялись их спокойно пощелкать на выходе. Ан нет – снаружи сейчас просто дубовые двери, а знаменитые бронзовые врата открыты и прячутся в маленькой (в толщину стен, в ширину самих врат) “прихожей”, освещенной одной чрезмерно яркой лампочкой. (Там и стоять-то вдвоем тесновато, не то что снимать, так еще и бликует все. Уж извините, что получилось.)
Одна створка врат сделана около 1150 г. в саксонском Магдебурге – вероятно, теми же мастерами, что создали “Магдебургские врата” Софийского собора в Новгороде. Вторая створка собрана из частей авторства как минимум трех мастеров, включая Никколо (которого мы уже знаем про собору и увидим еще, когда будем смотреть портал) и Бенедетто Антелами (скульптуры баптистерия в Парме). Сюжеты разные – от ветхозаветных и новозаветных сцен до жития Св. Зенона и “портретов современников” – Матильды Каносской с супругом Готфридом, много пожертвовавших на восстановление храма и аббатства. Попробуем разобраться.
Вместо отделения суши от вод – непонятно как попавший сюда греческий сюжет: Таласса, мать вод, и Гея, мать земли.

“Создание Евы, первородный грех”.

“Моисей получает скрижали завета, жезл Аарона расцветает миндальным деревом”.

“Явление Троицы Аврааму, Авраам сообщает радостную весть Сарре”.

“Договор Авраама с Богом”.

Гэндальф Валаам и ослица”.

“Пещное действо” (самый крупный, с дыркой на коленке – Навуходоносор).

“Танец Саломеи” (вот она, гибкая какая). Голову принесли, голову унесли.

Хотя “Усекновение главы Иоанна Предтечи” на другой картинке.

“Бегство в Египет”.

“Сошествие во Ад”.

Одно из чудес Св. Зенона, точнее, его завершение (начало в вики), записанное веронским нотариусом Коронато. Однажды бес вселился в дочь императора Галлиена (жившего правда, на 100 лет раньше, так что речь, вероятно, идет о его тезке, веронском патриции, но кого волнуют такие частности?). Св. Зенон изгнал беса, а император в благодарность предложил ему корону. Зенон отказался и взял деньгами, которые пустил, как раз, на строительство собора.

Матильда и Готфрид.

Утверждается, что это лев.

А тебя, маска, я не знаю.

Добрая девушка-смотрительница даже дала нам обежать клуатр и сделать несколько фоток (хотя в лапидарий мы, конечно, не попали и опознать надгробие одного из Скалигеров тоже не смогли). Клуатр, как видите, без традиционного колодца в центре (откуда исходят четыре райских реки), зато с крытой беседкой – по-моему, такое встречается довольно редко.

Здесь тоже присутствуют росписи, пусть и более поздние, но на то, чтобы их разобрать, нужно чуть больше времени и желания. Вероятно, это фрагмент “Страшного суда” с изображением Геенны огненной.

Что касается фасада собора (снимать который пришлось уже в глубоких сумерках), он одновременно и традиционный, и не традиционный. Традиционность заключается в окнах-бифорах (в Вероне, кстати, повсеместно заложенных, так что это не би-, а нофоры), высоком крыльце с козырьком и рельефными изображениями месяцев, двух Иоаннах и двух горбунах в уже привычных нам позах.

Ну, и львы, конечно, куда же без них.

Не менее традиционны барельефы со сценами из Ветхого и Нового заветов.

Легко узнаются , например, “Создание животных”, “Создание Адама”.

. “Создание Евы”, “Первородный грех”.

. “Изгнание из Рая”, “Труды прародителей” (Ева, кстати, не копает, а кормит Авеля и Каина).

. “Благовещение, Сретение и Рождество”.

. “Бегство в Египет” и так далее.

Видно, что скульптор Гульельмо (Новый завет) в использовании бурава идет чуть дальше своего старшего коллеги Никколо, что станет “фирменным знаком” треченто.

Читайте также:
Въезд на Украину для граждан России по внутренним паспортам будет запрещён с 1 марта 2022 года

Нетрадиционные же моменты сосредоточены в нижней части рельефа: это иллюстрации к получившей тогда широкое распространение “Легенде о Теодорихе”. Первая сцена касается поединка Теодориха и его противника, вождя гуннов Одоакра. Считается, что Одоакр, убив последнего римского императора, положил конец Западной римской империи. Теодорих с Одоакром воевали много лет (одна из первых их битв случилась как раз возле Вероны, после чего Теодорих и построил церковь, посвященную Св. Зенону).
Так вот, легенда гласит, что Теодорих и Одоакр сошлись в поединке, но не смогли выяснить, кто сильнее. Тогда Одоакр пригласил Теодориха в свою столицу, Равенну, где Теодорих ударом в спину убил хозяина дома.

В конце жизни Теодорих, отягощенный предательским убийством и арианской ересью, которую упрямо исповедовал, увидел в лесу оленя с золотыми рогами (в образе которого воплотился дьявол). Вооружившись луком и стрелами, король стал его преследовать, но внезапно лошадь понесла, доскакав до самого Мессинского пролива, одним скачком его перепрыгнула и бросилась в кратер вулкана Этна, который считался входом в Ад.
На самом деле Теодорих, как и его духовный учитель Арий, умер от дизентерии, а убийство Одоакра на пиру многими до сих пор ставится под сомнение. Вот и делай потом людям добрые дела. Впрочем, как говорится, лучше остаться в веках отрицательным героем, чем банальным засранцем.

В люнете тоже довольно необычный сюжет работы уже известного нам Никколо. Вернее, как – вполне такой обычный: вот титульный Св. Зенон, попирающий дьявола.

. чуть ниже – его чудеса: уже известное нам изгнание беса из дочери Галлиена, чудесный улов рыбаков (Св. Зенон, как мы помним, был их покровителем и часто сам изображается с удочкой).

. вручение ему Галлиеном короны и другое изгнание бесов, спасение тонушего вместе с повозкой крестьянина, на чьи глаза бес опустил пелену и т.д.

Но что за сюжет в основной части? Оказывается, по краю идет надпись: “Св. Зенон благословляет веронскую коммуну и вручает знамя веронскому ополчению”. Как вы помните, это был период гвельфо-гибеллинской распри, и меценат церкви, Матильда Каносская, принадлежала к гвельфовской партии, выступавшей за самоуправление итальянских городов-коммун под духовной властью папы римского – т.е. против германского императора. Вот и делай, опять же, добро людям, скажу я, памятуя о том, сколько императоры сделали для Сан-Дзено. С другой стороны, в конце концов Верона стала именно гибеллинским городом, и те проявили редкостную терпимость, оставив центральный образ в люнете на своем месте.

А венчает фасад большое окно-роза, выполненное мастером Бриолото (знакомым нам по баптистерию). Оно представляет необычный для христианской церкви сюжет – “Колесо фортуны”.

Вчера ты был наверху.

. сегодня вверх тормашками летишь вниз.

С другой стороны, завтра снова будет подъем.

Будет новый день и совсем другая жизнь. А нас назавтра ждала Мантуя.

Базилика Сан-Дзено-Маджоре

Золотисто-розовая базилика Сан-Дзено-Маджоре (San Zeno Maggiore) — одно из самых старинных зданий Вероны. Однако она ценится не только как важный исторический памятник, но и как хранилище мощей Зенона Веронийского, который считается покровителем города. Хрустальный саркофаг с останками святого и сейчас могут увидеть все желающие. А кроме этого храм интересен своим величественным интерьером, старинными фресками и мраморными статуями. Он входит в десятку самых посещаемых достопримечательностей города.

История

Старинная базилика Сан-Дзено-Маджоре пережила за свою историю немало разрушений и много раз восставала из руин. Первая церковь на этом месте появилась еще в 5-м веке по указанию короля Теодориха, повелевшего воздвигнуть часовню над могилой епископа Зенона Веронийского. Этот святой (между прочим, родом из северной Африки) уже тогда был весьма почитаемым в Италии. В одной из древних рукописей есть даже упоминание о следующем чуде: когда город затопило во время наводнения, вода якобы остановилась прямо перед порогом его церкви.

Базилика Сан-Дзено-Маджоре была создана в честь Зенона Веронийского, почитаемого святого в Италии

В 9-веке старая базилика была разрушена и на ее месте построили новый храм — также специально для мощей святого Зенона. Он простоял около столетия, а после был практически снесен с лица земли во время войны с венграми. В период, когда сохранившаяся крипта церкви переживала реставрацию, мощи хранились в кафедральном соборе Вероны, а после их вернули на место.

Внутри базилики находится много фресок, рассказывающих об историях из жизни святого

Наконец, в 967 году базилика Сан-Дзено-Маджоре снова была полностью отстроена. В современном здании мы можем наблюдать отдельные элементы постройки тех лет, ведь позже храм еще восстанавливался после землетрясения 1117 года, расширялся и перестраивался. В 11 веке здесь была возведена колокольня, а в 13-м веке рядом с базиликой построили бенедиктинский монастырь.

Читайте также:
Фото храма Лежащего Будды (129 фото)

Базилика Сан-Дзено-Маджоре на старых открытках Вероны

Со временем монастырь прекратил свое существование, а к 19-му веку сама церковь обветшала и была забыта прихожанами. Ее восстановление, уже в качестве исторического памятника, началось лишь в 1993 году. Сегодня же она является не только значимым туристическим объектом, но и действующим храмом.

Сегодня базилика является действующим храмом, при котором есть своя воскресная школа и детский хор

Как добраться до Базилики Сан-Дзено-Маджоре

Базилика Сан-Дзено-Маджоре расположена у площади Piazza San Zeno, что на левом берегу реки Адидже. Это достаточно оживленный район с хорошей транспортной развязкой, здесь находится несколько известных отелей и ресторанов.

Точный адрес: Piazza San Zeno, 2, 37123 Верона, Италия

Как добраться от вокзала Вероны:

Пешком:1,6 километра через Circonvallazione Oriani и Circonvallazione Maroncelli. Время в пути составит около 20 минут.

Автобус:маршрутом №91 до остановки P.za Corrubbio 6.

Пешком:200 метров. Следуйте на юго-запад по Vicolo dietro Caserma Chiodo в сторону Piazza Corrubbio. Поверните направо на Via S. Procolo. Пункт назначения будет справа.

Базилика Сан-Дзено-Маджоре на карте

Что посмотреть

Базилика Сан-Дзено-Маджоре была построена с тремя нефами — самым высоким центральным и более низкими боковыми. Она выполнена из золотисто-розового туфа, а фасад украшен мраморным порталом. Две высокие колонны, обрамляющие вход, покоятся на фигурах львов, а наверху можно увидеть мраморные статуи двух святых — Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя. Над входной дверью изображен сам епископ, окруженный воинами и всадниками. Столь роскошное оформление создал итальянский мастер Николо, который также работал над украшением кафедрального собора Вероны.

Помимо того, на фасаде базилики можно увидеть мраморные барельефы со сценами из Святого Писания, а также сюжетами некоторых местных легенд. Словом, еще не попав внутрь, посетители проводят немало времени, рассматривая эти искусно вырезанные сценки и оригинальную архитектуру храма. Самым крупным элементом фасада является круглое окно руки архитектора Бриолото. Его назвали «Колесо судьбы» из-за шести фигурок людей, расположенных по окружности — одни из них изображают радость, другие в отчаянии.

Не менее интересны и ворота базилики Сан-Дзено-Маджоре. Облицованные 48-мью бронзовыми табличками, они заслуживают отдельного внимания. На каждой табличке — один из сюжетов Библии, а также здесь можно найти сценки из жизни Зенона Веронийского.

Что интересного внутри

Многие туристы сходятся во мнении, что внутри базилика Сан-Дзено-Маджоре выглядит куда эффектнее, чем снаружи. Здесь есть на что посмотреть — величественный интерьер с колоннами, богатой отделкой, балюстрадой и мраморными статуями.

В пресвитерии можно увидеть старинную фреску руки художника Альтикьеро с изображением Девы Марии, она датируется 1397 годом. Здесь же находится крест 14-го века и триптих, изготовленный в 16-м столетии. Автором последнего стал известный итальянский художник Андреа Мантеньи. Интересно, что часть этого триптиха в настоящее время хранится в Лувре. Во время вторжения Наполеона в Италию он был вывезен из Вероны, а после возвращен обратно в базилику, однако уже без нижних панно (вместо них можно увидеть копии).

Оригинал триптиха находится в Лувре, в базилике же находится копия без нижних панно

Пресвитерий от остального пространства церкви отделяет изящная балюстрада — настоящее произведением искусства. Ее украшают статуи 12-ти апостолов во главе с Иисусом Христом, а чуть дальше можно найти скульптуру святого Зенона, авторство которой до сих пор неизвестно.

Статуи 12-ти апостолов расположены над криптой базилики и считаются настоящим произведением искусства

Но главной ценностью базилики Сан-Дзено-Маджоре является, конечно же, прозрачная рака с мощами покровителя Вероны. Она находится в подземелье — церковном крипте, куда посетителям разрешают пройти на экскурсию. Кроме туристов сюда ежегодно приходит множество паломников.

Мощи святого Зенона находятся в подземелье. Ежегодно это место собирает паломников со всего мира

Наконец, еще одним интересным местом в базилике является крытая галерея (клуатр), примыкающая к основному зданию. Здесь хранится несколько надгробных плит эпохи Средневековья, а также коллекция античных надписей. Да и сама прогулка вдоль двойной колоннады с арочными проемами понравится даже тем, кто равнодушен к старинной архитектуре.

Прогулка по клуатру не оставит равнодушным ни одного туриста

Часы работы и стоимость билетов

Базилика Сан-Дзено-Маджоре готова принять гостей:

  • С ноября по февраль — с 10:00 до 17:00;
  • С марта по октябрь — с 8:30 до 18:00.
Читайте также:
Каким должно быть фото на визу в Венгрию в 2022 году

По воскресеньям она доступна для туристов не ранее 12:30, независимо от времени года (утром в церкви проходит месса).

Актуальную информацию ищите на сайте.

По воскресеньям в базилике проходят мессы, на которые практически не возможно попасть в качестве туриста

Экскурсии

Поскольку базилика Сан-Дзено-Маджоре является действующим храмом, здесь регулярно проводятся мессы, звучит орган. Для верующих вход, разумеется, бесплатный. Туристы же могут зайти сюда на экскурсию, стоимость билета 2,5 евро (

209 руб. ) . Или же можно приобрести Verona Card и бесплатно посетить этот храм в числе других исторических зданий и музеев Вероны.

Verona Card позволяет посещать музеи и исторические места бесплатно в рамках специальных акций

Вместе с билетом посетителям выдается аудиогид на русском языке — можно узнать историю церкви и ее основных достопримечательностей. В стоимость входит и визит в подземелье к мощам святого Зенона. Практически всюду разрешено делать фото. Длительность лекции аудиогида составляет около получаса, но на экскурсию стоит выделить не менее полутора часов, ведь еще есть уютный внутренний дворик, где стоит просто посидеть в тишине, наслаждаясь атмосферой.

Во внутреннем дворе базилики разбит небольшой сад, где можно провести время в тишине и отдохнуть

Панорама базилики Сан-Дзено-Маджоре в Вероне

Базилика Сан-Дзено-Маджоре — удивительное место, где время словно останавливается, где хочется думать о вечных ценностях. Когда же вы решите покинуть храм, рекомендуем задержаться на площади Piazza San Zeno — по воскресеньям там работает антикварный рынок и можно купить оригинальные сувениры. После же отправляйтесь к другим интересным местам Вероны – буквально в 10-15 минутах ходьбы находится музей Arsenale Franz Josef I и старинный замок Кастельвеккио.

Визитная карточка
Адрес

Piazza San Zeno, 2, 37123 Verona VR, Италия

Официальный сайт
Время работы

С ноября по февраль — с 10:00 до 17:00;
С марта по октябрь — с 8:30 до 18:00

По воскресеньям посещения разрешены не ранее 12:30

от Journeying.ru

Важнейшая средневековая церковь в Вероне – Базилика Сан-Дзено Маджоре. Великолепное здание в романском архитектурном стиле с роскошными бронзовыми дверями, сохраняющее огромное количество ценных художественных произведений. Среди многочисленных произведений искусства там находится шедевр – алтарь Сан-Дзено Андреа Мантенья.

Гульельмо Эдерле, один из недавних настоятелей Сан-Дзено Маджоре пишет – «эта церковь – палладий Вероны, она гармонично сочетает в себе религию и родину, историю и искусство». Исторически это действительно похоже на правду. Храм города-государства, храм свободной Коммуны, где хранится Кароччо.

Кароччо – четырехколесная повозка-алтарь, на платформе которой устанавливался штандарт (флаг города), крест, алтарь и небольшой колокол. Под охраной элитных войск её тянули волы. Перед сражениями священники служили мессу, призывая солдат идти в бой во имя Бога, а трубачи, рядом на повозке, воодушевляли солдат. В мирное время кароччо находилась в главной церкви города.

Внутри церковь разделена на три части – плебана, большое помещение для верующих; крипта, в которой захоронен святой Зинон и суперьоре – область, где проводятся священные обряды, мистическое воплощение трех символов/идеологий – Воинствующая, Чистилище, Триумф.

Над могилой святого заступника Вероны, которому приписывают преобразование Вероны в христианство, маленькая церковь была основана в 5 веке при короле Теодорихе. Король Пипин разрушил её и построил новую церковь при участии епископа Ротальдо. Мощи святого Зенона перенесли в новую могилу в 807 году. В начале 10 века во время венгерского нашествия церковь разрушили, и мощи святого Зинона временно перенесли в собор Санта-Мария-Матриколаре. В 921 году они вернулись в свой склеп, и началось строительство существующей ныне базилики. Надпись, вырезанная на фасаде южной стороны, напоминает, что церковь ремонтировали и увеличили в 1138 году после повреждений, вызванных землетрясением 1117 года. Деревянный потолок и апсиду добавили в 1387-98, что потребовало поднятия нефа.

Сан-Дзено являлся храмом монастыря бенедиктинцев, распущенного Венецианской республикой в 1170 году. В 1806 году базилика стала приходской церковью. В 1870-871 годах лестницу, построенную в 16 столетии между нефом и хором, поменяли на лестницы с двух сторон. К центральной лестнице от нефа до склепа прибавили ступеньки. В 1931 году восстановили пресвитерию.

Прежде всего, главный объект внимания – фасад Сан-Дзено. Благородный, мощный, напоминающий о сильной римской Вероне. Фасад разделен на три вертикальных части – центральный неф, увенчиваемый фронтоном, с двумя приделами (боковые нефы) со скошенной крышей. Все поддерживаются маленькими сплошными свисающими аркадами. Пересечение трех частей отмечено угловыми пилястрами, которые заканчиваются в лиственных капителях ниже фронтона. Сан-Дзено, построенная из кремово-розоватого веронского туфа, стала образцом для всех других построенных в Вероне храмов в романском стиле.Фронтон нефа из белого мрамора и разделенный семью пилястрами из розового мрамора создает поразительный контраст с остальным туфовым фасадом. В 1905 году на фронтоне были обнаружены росписи на тему Судного дня. Вдоль всего фасада расположены окна из красного кирпича.

Читайте также:
Как добраться из аэропорта Меммингена в Мюнхен?

В центре большое окно-роза, известное как Колесо Фортуны (Руота дела Фортуна), созданное мастером Бриолото – один из ранних примеров подобных структур, ставших особенностью готической архитектуры. Изображения людей на внешнем обводе окна имеют разные положения, что символизирует превратности судьбы. Первая фигура стоит твердо, вторая падает, затем – подавлены грузом несчастий, восстанавливается и вновь растет. Надпись на латыни объясняет символику: «Только я, Судьба, правлю смертными. Я возвышаю, низвергаю, дарую блага, приношу беды. Я одеваю того, кто нагой, раздеваю того, кто одет. Если кто надеется на меня, будет высмеян».

На крыльце у основания колонн скульптуры львов, работа мастера Николо двенадцатого века. Львы – символы права и веры. На арке с каждой стороны, которые поддерживают кариатиды, имеются барельефы, изображающие Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, а выше арки благословляющая рука Господа и Агнец. Надпись на латыни гласит: «Десная рука Бога благословляет людей, приходящих за святостью».

Истории с двух сторон крыльца и портала вырезаны в двенадцатом веке – справой стороны работа мастера Николо, с левой стороны – Гульельмо.Логично предположить, что их нужно читать снизу верх.Внизу благовещение, бегство в Египет, волхвы, крещение Иисуса, предательство Иуды, распятие Христа. Сцены из Ветхого Завета, легенды о Теодорихе, рыцарские турниры.

Арка украшена мотивами животных и растений, с внутренней и внешней стороны на консоли резьба, изображающая месяцы и труды. Март со сверкающими волосами, развеваемыми ветрами, которые Эол выдувает из двух рогов. Апрель, покрытый накидкой, но уже собирающий цветы. Май на лошади в полном вооружении, собирающийся на войну, по обычаю тех времен. Июнь в образе крестьянина, сидящего на дереве, намеревающегося собрать плоды и поместить их в корзину. Июль – склоненный человек, собирающий пшеницу. Август – плотник, бьющий обод на бочку. Сентябрь – давка винограда. Октябрь – сбивание желудей для свиней. Ноябрь – мясник, режущий свинью.Декабрь собирает вязанки хвороста. Январь кутается в пальто с капюшоном и греется возле костра. Февраль – обрезка виноградной лозы.

Люнетт (арочный проем) – сцены из истории Вероны, святой Дзено, стоящий на дьяволе (символ императорской власти), святой Дзено со стягом, приветствующий жителей Вероны. Под люнетом барельефы с чудесами святого Дзено.

Один из самых потрясающих моментов не только в базилике, во всей Вероне – это бронзовые двери Сан-Дзено, украшенные 48 квадратными панелями, иллюстрирующими библейские истории, жизнь святого Михаила и святого Дзено. Не все фигуры, изображенные на них, идентифицированы, но это святые и исторические личности.

Бронзовые группы создавались несколькими художниками. На левой части (период исполнения остается предметом обсуждения, но предположительно от 1100 г до 1150 г), изображены сцены из Нового Завета и считается, что это работа немецких скульпторов, по меньшей мере, двух мастеров. Аналогичный почерк прослеживается в бронзовых дверях собора в Хильдесхайме, к тому же в тот период монахи-бенедиктинцы из аббатства были немцы. Справа – работа итальянских художников во второй воловине 12 столетия, изображения сцен Ветхого Завета.

Базилика Сан-Дзено-Маджоре

Базилика Сан-Дзено-Маджоре, Верона

Верона славится своими церквями. Кирпичными, полосатыми, бастионоподобными. Они неприступны снаружи, а внутри давят роскошью. Таковы они все. И одна из обязательных к посещению – это базилика Сан-Дзено.

Ну как обязательных! Мы не зашли ни в одну из них, потому что вход был платным, а мы культурно пресытились. Ещё бы! За ту поездку это был уже наш седьмой итальянский город, и среди них были Венеция и Феррара.

Так что веронские храмы останутся для меня кирпичными и полосатыми крепостями, на которые, в принципе, богата северо-итальянская готика.

Базилика Сан-Дзено находится несколько в стороне от центра. К ней нужно специально идти, а если просто блуждать, то вряд ли вывернешь.

Поражает она своими правильными, практически древнегреческими пропорциями. Даже снаружи видно, что Сан-Дзено – трёхнефная. Центральный неф – высокий. Боковые выполнены за счёт приделов, перекрытых односкатными продольными крышами. В общем, образец романики, как, скажем, бамбергский собор.

И действительно, то, чем мы можем любоваться сейчас, было построено в X веке.

Зенон Веронский (Веронийский)

Базилика Сан-Дзено-Маджоре, Верона

А вот первый храм на этом месте был построен в V веке по приказу остготского короля Теодориха Великого. В нём был захоронен Зенон Веронийский (Zenone da Verona), восьмой епископ этого города. Отсюда и название храма – Сан-Дзено, то есть Святой Зенон.

Читайте также:
Отдых и погода на Тенерифе в мае: отзывы туристов, температура воды в океане

Его мощи являются главной реликвией храма, и поклониться им до сих пор приходит много паломников. Что не удивительно – Зенон Веронский почитается как покровитель города.

Поэтому, думаю, есть смысл сказать несколько слов о нём.

Он родился на территории современных Алжира или Туниса, а потому имелись попытки изображать его мавром подобно Святому Августину.

Зенон скитался от храма до храма, пока не добрался до Паданской равнины, до славного города Верона. Здесь жители выбрали его своим епископом. Несмотря на высокий епископский сан, Зенон вёл очень простую жизнь. Питался кореньями и рыбой, которую наудил в норовистой Адидже.

Расцвет его жизни пришёлся на непростое для христианства время, на императоров Юлиана Отступника и двух арианцев Констанция и Валента. Ариане – это одна из ересей, бытовавших во время Поздней Римской империи.

Базилика Сан-Дзено-Маджоре, Верона

Зенон Веронский боролся с ней, как мог.

Приписывается ему и несколько чудес. Например, затопление Вероны в 558 году во время свадьбы короля Аутари и баварской принцессы Теодолинды. Тогда Адидже сильно вышла из берегов и затопила полгорода. Однако речная вода хотя и дошла до порога церкви, внутрь не пролилась, не смотря на открытые врата. И это лишь потому, что в церкви Сан-Дзено хранились его мощи.

В 1508 году, когда епископский архив перевозили из Вероны в Венецию, обнаружили проповеди Зенона. Изящный слог показывал, что он был хорошо начитанным человеком, а по некоторым диалектным словам подтверждалось его североафриканское происхождение. Подобные же диалектизмы можно встретить и у другого Отца Церкви Тертуллиана.

Архитектура базилики Сан-Дзено-Маджоре

В IX веке при король Пипин, сын Карла Великого, приказал веронскому епископу Ротальду перестроить храм на более подобающий для хранения мощей Святого Зенона Веронийского. Однако уже через век его разрушили кочевые племена венгров.

И тогда в 967 году соорудили данный романский образчик. Базилику отстроили на совесть, и она выдержала даже землетрясение 1117 года. Кстати, освящали её в присутствии Императора Священной Римской Империи Отона I.

Фасад выполнен из золотистого туфа из веронских каменоломен. Украшен мраморными вставками. На каждой такой плиточке изображена сцена из Страшного Суда. Все их сделал мастер Бриолото.

Портал пристроил лишь в XII веке мастер Никола (он же работал над алтарём). И, надо сказать, сделал это крайне удачно. Портал придал Сан-Дзено объёмность. А так была лишь глухая стена, а парящая где-то в поднебесье розетка-окно.

Розу, кстати, делал уже знакомый нам Бриолото. Вокруг неё изображено шесть жонглирующих персонажей. Одни из них взлетают вверх, другие падают вниз, тем самым выражая средневековую идею Колеса Фортуны. Подобное же окно-розетку можно найти на базельском мюнстере, которое обращено в сторону Рейна.

Стоит тогда обратить на внутренние врата. Их изготовили магдебургские мастера. То есть эти ворота, вполне вероятно, сделаны той же школой и в том же цеху, что и врата для Софийского собора в Великом Новгороде.

У Сан-Дзено есть огромная крипта. Народная молва говорит, что именно здесь тайно обвенчались Ромео и Джульетта.

Режим работы базилики и стоимость

С марта по октябрь

Церковь открыта в следующие дни и часы.

Пн. – Сб. с 8-30 до 16-00

Вс. с 12-30 до 18-00

С ноября по февраль

Пн. – Сб. с 10-30 до 13-00 и с 13-30 до 17-00.

Базилика Сан-Дзено Маджоре в Вероне

Посвящена священномученику Зенону (Зинону) (+ ок. 360) , погибшему за имя Христа в 350 году, первому епископу и покровителю города Вероны. Его память по православному календарю совершалась в минувшую Субботу Пасхальной седмицы, 25 апреля.

На месте захоронения Зенона Веронийского, который был первым епископом Вероны, изначально была построена маленькая церковь. Работы велись в Х веке по приказу Теодориха Великого. При короле Пипине в IX веке было решено разрушить прежнюю церковь, чтобы на ее месте возвести новое строение. В построенную заново церковь переместили останки святого Зенона. Однако, эта церковь также простояла недолго – в X веке здание очень пострадало во время войны с венграми.

В том же X веке на месте полуразрушенной церкви была возведена современная базилика в романском стиле. Новая церковь большей частью выдержала землетрясение 1117 года и уже к 1138 году была расширена и полностью отреставрирована. В XIV веке заменили крышу здания, а также создали готическую апсиду и плафон центрального нефа.

Внешне базилика не очень примечательна: сдержанный романский стиль в позолочено-розовых цветах с большим окном в центральной части. Но отдельного внимания заслуживает центральный вход с готическими украшениями и внутреннее убранство церкви. Именно здесь находится знаменитый триптих Андреа Мантеньи.

Читайте также:
Памятник Белому Биму в Воронеже — подробная информация с фото

Базилика Сан-Дзено-Маджоре состоит из трех нефов. Для ее строительства использовался золотистый туф из Вероны. В серединной части базилики выполнены мраморные вставки, на которых изображены сцены из Страшного суда. Их автором является скульптор Бриолото. Над входом можно увидеть готический портал, созданный в 12 веке мастером Николо. Он же работал над центральном входом в кафедральный собор Вероны.

У основания колонн входа находятся скульптуры львов, разрывающих добычу. На портике выполнены фигуры Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и символы 12 месяцев года. А люнет портала украшен изображением святого Зенона, которого окружают воины. Внутри базилики выделяются две массивные колонны, которые поддерживают свод церкви. Главный неф опирается на две полукруглые арки. В крипту ведут две широкие лестницы.

В базилике сохранилась купель XII века, которая была выполнена из цельного веронского мрамора. Также художественную ценность представляют две чаши и резной алтарь с колоннами, в основании которых находятся фигуры льва, быка и змеи, символизирующие евангелистов.

Справа располагается алтарь Скорбящей Мадонны в стиле барокко. Также обращает на себя внимание широкая порфировая чаша из римских терм. Большое количество фресок XIII-XIV веков украшают стены базилики. Это изображения Белой Мадонны, святого Христофора, Распятия Христова, Крещения, святых Георгия и Стефана. Там же находится известная фреска «Мадонна на престоле со святыми», выполненная Альтикьеро в 1397 году, и триптих «Мадонна на престоле с ангелами и святыми» работы Андреа Мантеньи. На балюстраде выделяется статуя Христа в окружении 12 апостолов. Статую святого Зенона можно увидеть в малой апсиде слева.

Но главное сокровище базилики – мощи святого Зенона, которые хранятся в храме -крипте. Священномученик Зинон, епископ Веронийский, был родом грек и происходил из Сирии. С юношеских лет он принял монашество и трудился над изучением Священного Писания. Странствуя по монастырям, святой пришел в город Верону и поселился там. Жители избрали его епископом своего города.

Правившие тогда императоры Констанций II (353 – 361) и Валент II (364 – 378) покровительствовали арианской ереси, осужденной на I Вселенском Соборе в 325 году. При их поддержке ариане начали гонения на православных. Святитель Зинон мужественно переносил от еретиков все притеснения. В своих проповедях и посланиях он твердо отстаивал православное учение о Господе Иисусе Христе как Единородном Сыне Божием, Рожденном от Отца прежде всех век. Святитель Зинон написал 16 пространных и 77 кратких поучений и наставлений. Скончался он около 360 года.

Фотографии из личного фотоархива иеромонаха Романа (Модина)

Европа, Святые 13.05.2020, 418 просмотров.

Приём записок и пожертвований в Новоиерусалимскрое архиерейское подворье г. Казани.

Дорогие братья и сестры, наши прихожане и друзья подворья! Для того, чтобы подать заказную или простую записку о здравии или об упокоении, подать сорокоуст, заказать сугубое прошение на Литургии, заказать панихиду или литию по усопшим, оформить в нашем подворье годовое или вечное поминовение, — можно воспользоваться сайтом на портале нашего подворья, который мы используем уже больше 5 лет. Ваше поминовение будет осуществлено на Литургии в ближайший богослужебный день.

Закреплённая запись 05.09.2021

Последние новости и анонсы

В праздник Воскресения словущего митрополит Кирилл возглавил престольные торжества в Воскресенском Новоиерусалимском архиерейском подворье Казани

01 октября 2022 г.

26 сентября 2022 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение слову́щее), митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Воскресения Словущего Новоиерусалимского архиерейского подворья города Казани. По случаю престольного праздника богослужение совершалось пасхальным чином.

Объявляется набор детей в детскую Воскресную школу Новоиерусалимского подворья г. Казани.

05 сентября 2022 г.

Д орогие братья и сестры. С 19 сентября возобновляются занятия в детской воскресной школе Новоиерусалимского подворья.

Божественная Литургия в Новоиерусалимском архиерейском подворье в день Святой Троицы

В день Святой Троицы праздничную Литургию совершил иерей Артемий Чемоданов, а сослужили ему иерей Александр Гудовских и иерей Александр Новицкий, диакон Максим Самарин, а также хор нашего подворья под руководством Тимофея Шагиахметова.

Расписание Богослужений

© 2022. Сайт создан по благословению настоятеля Воскресенского Новоиерусалимского архиерейского подворья – иеромонаха Романа (Модина).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: