Карта Актун-Туничиль-Мукналь, где находится Актун-Туничиль-Мукналь на карте мира

Актун-Туничиль-Мукналь

Актун-Туничиль-Мукналь (Actun Tunichil Muknal)

  • Актун-Туничиль-Мукналь (Actun Tunichil Muknal) Актун-Туничиль-Мукналь (Actun Tunichil Muknal)
  • Актун-Туничиль-Мукналь (Actun Tunichil Muknal) Актун-Туничиль-Мукналь (Actun Tunichil Muknal)
  • Актун-Туничиль-Мукналь (Actun Tunichil Muknal) Актун-Туничиль-Мукналь (Actun Tunichil Muknal)
  • Актун-Туничиль-Мукналь (Actun Tunichil Muknal) Актун-Туничиль-Мукналь (Actun Tunichil Muknal)
  • Актун-Туничиль-Мукналь (Actun Tunichil Muknal) Актун-Туничиль-Мукналь (Actun Tunichil Muknal)
  • Актун-Туничиль-Мукналь (Actun Tunichil Muknal) Актун-Туничиль-Мукналь (Actun Tunichil Muknal)
  • Актун-Туничиль-Мукналь (Actun Tunichil Muknal) Актун-Туничиль-Мукналь (Actun Tunichil Muknal)
  • Актун-Туничиль-Мукналь (Actun Tunichil Muknal) Актун-Туничиль-Мукналь (Actun Tunichil Muknal)

Актун-Туничиль-Мукналь (Actun Tunichil Muknal)

Actun Tunichil Muknal — пещера в Белизе. Находится в неподалёку от города Сан-Игнасио, археологический памятник цивилизации майя, где обнаружены скелеты, керамика и каменные изделия. Наиболее известные из человеческих останков получили название «Хрустальная девушка»: это скелет девушки-подростка, возможно, принесённой в жертву, чьи кости со временем покрылись природными наслоениями и выглядели сверкающими во время открытия (откуда и название). В главной камере обнаружено ещё несколько скелетов.

Керамика, найденная в пещере, представляет особый интерес, поскольку она была преднамеренно продырявлена особыми отверстиями.

Попасть в пещеру можно, перейдя вброд или переплыв через большой пруд. Внутри пещеры, однако, постоянно сухой климат, даже во время ураганов.

Вблизи от пещеры находятся несколько археологических памятников майя — Кахаль-Печ и Шунантунич.

Актун-Туничиль-Мукналь древними майя рассматривалась как шибальба (вход в ад, преисподнюю).

Туристическое управление Белиза (The Belize Tourism Board) предоставило лицензии на проведение туров в пещеру лишь небольшому количеству турагентов, с тем, чтобы поддерживать разумный баланс между доходами от туризма и сохранением пещеры.

Пещера находится на территории природного заказника Гора Тапира (Tapir Mountain Nature Reserve). Чтобы добраться до пещеры, турист должен около 45 минут подниматься вверх по несложной горной дороге через джунгли. Вход в пещеру затоплен водой, и путешественники должны быть готовы к тому, что могут промокнуть. Пещера состоит из ряда камер, конечной из которых является «Собор», где когда-то проходили церемонии жертвоприношений. Здесь обнаружено 14 скелетных останков и многочисленные образцы древней керамики майя. Чтобы добраться до «Собора», нужно пройти по пещере около 1,5 — 2 часов, поэтому туристы должны быть готовы к тому, что их путешествие по пещере продлится от 4 до 6 часов. Купальные костюмы носить необязательно, достаточно носить быстровысыхающую одежду. Носить обувь запрещено, однако при этом туристы обязаны быть в носках, чтобы не оставлять следы от пота. Гиды обычно носят с собой сухие сумки, в которых можно хранить камеры и другие предметы, которые могут пострадать от воды. В некоторых местах единственным источником света является фонарик на шлеме или переносной фонарь. Температура в пещере довольно прохладная.

10 мест на карте мира, которые местные жители считают входом в Ад

Многие камни и различные предметы люди издревле наделяли некими сверхъестественными или целебными свойствами. Так, на Руси верили, что вода из семи разных колодцев может исцелить ряд болезней, а некоторые представители древних культур полагали, что рубин может вылечить болезни органов пищеварения и активизировать кровообращение.

Помимо отдельно взятых вещей нередко особенными свойствами, причем не всегда положительными, наделяли целые места. Слава мест с негативной энергетикой прочно закрепилась за низинами и оврагами. Со временем к ним добавились и другие объекты, в силу своих особенностей на подсознательном уровне вызывающие чувство опасности и ассоциации с потусторонним миром. Мы разыскали 10 таких мест, которые люди считают вратами в темное царство.

Чистилище святого Патрика, Ирландия

Считается, что пещера на острове Стейшн посреди Лох-Дерг в графстве Донегол представляет собой не что иное, как врата в другой мир. По легенде, когда Святой Патрик проводил на острове Великий пост в молитвах, к нему явился Христос. Он показал ему муки грешников и провал, через который имеющий веру и раскаяние может оказаться в чистилище. Паломники, приезжавшие сюда, верили, что после смерти окажутся избавленными от чистилищных мучений. В настоящее время вход в пещеру закрыт, а рядом с ним построена часовня.

Дарваза, Туркменистан

Чтобы вредные газы не выходили наружу, в 1971 году геологи подожгли наполненную газом пустоту, образовавшуюся в ходе разведки скопления подземного газа, полагая, что через пару дней огонь погаснет. Но пламя с тех пор так и не потухло, непрерывно горя днем и ночью. Местные жители и путешественники прозвали место «Дверью в преисподнюю».

Ворота Плутона, Турция

В 2013 году археологи обнаружили на территории античного города Иераполис, что возле современного Памуккале, руины места, называемого «Ворота Плутона» или «Врата в преисподнюю». Географ Страбон, живший в I веке до н.э., писал про них, что «это место наполнено испарениями, настолько плотными и насыщенными, что трудно увидеть землю; любая птица, которая туда залетает, моментально умирает». Исследователи предполагают, что «портал в ад» использовался для жертвоприношений.

Читайте также:
Карта Вены, где находится Вена на карте мира

Пещера Сивиллы, Италия

Согласно греческой мифологии, Кумская Сивилла получила в дар от Аполлона такое количество лет жизни, сколько песчинок поместится у нее в ладони. Про вечную молодость предсказательница забыть спросила, поэтому постепенно высыхала. Считается, что жила Кумская Сивилла в одной из пещер в Кумах, около Неаполя. Пещера Сивиллы занимает главную роль в подземном царстве под Кимами. А недалеко от нее находится озеро Авернус, которое для римлян и греков являлось входом в ад.

Вулкан Масая, Никарагуа

Вулкан в 20 км. к юго-востоку от города Манагуа зародился 2500 лет назад. Хотя он ничем особенно не отличается от других вулканов, испанские конкистадоры считали вулкан местом зла и назвали его «уста ада». Для изгнания из места дьявола испанский священник установил на вершине крест, а к нему была проложена дорога. Историки же называют Масая центром паронормальных явлений.

Актун-Туничиль-Мукналь, Белиз

Белизские пещеры майя использовали для ритуальных церемоний и захоронения усопших. Пещера Актун-Туничиль-Мукналь является археологическим памятником цивилизации майя. Именно эту пещеру майя рассматривали как вход в преисподнюю.

Гора страха Осорезан, Япония

Окружающий пейзаж напоминает описания буддистского ада и рая, включая восемь пиков и реку Санзу но Кава, которую пересекают мертвые души на их пути к загробной жизни. Гора же считается вратами в загробную жизнь.

Река Ахерон, Греция

Согласно древнегреческой мифологии, Ахерон — это река, через которую возит души перевозчик Харон. Но река эта существует не только в мифах, но и в реальном мире. Река протекает в эпирской области Феспротии, проходя через гористую местность Какозули, мрачное ущелье протяженностью 5 км, равнину Эпира и исчезая в озере-болоте Acherusia palus. В «Божественной комедии» Данте река Ахерон опоясывает первый круг Ада. Стоит ли говорить, что многие стараются не переплывать здесь с одного берега на другой.

Фенг Ду, уезд Фэнду, Китай

В Фэнду расположен город призраков. Он полон святынь и храмов и считается местом, где живет дьявол. Рядом с городом находится гора Мин Шань, являющаяся домом Короля мертвых Тяньцзы.

Ад, Норвегия

Норвегия – холодная северная страна, однако, если взглянуть на карту, можно обнаружить, что ад расположен именно здесь. Волей судьбы или чьей то злой шутки городок с населением в 1500 человек получил название hell, что в переводе с английского означает «ад». В отличие от общепринятых представлений об аде, в этом запросто можно замерзнуть, если слишком легко одеться.

Пещера Актун-Туничиль-Мукналь

Пещера Актун-Туничиль-Мукналь в Белизе занимает особое место среди пещер Майя. Она расположена недалеко от города Сан-Игнасио (Белиз) и носит причудливые прозвища «каменный гроб», «хрустальный гроб», «пещера хрустальной девы». Прочитав статью, вы познакомитесь с этим уникальным местом поближе.

2. Какую историю имеет пещера Пещера Актун-Туничиль-Мукналь в Белизе?

Более 1000 лет назад верховные жрецы империи Майя спустились в то, что сейчас известно как пещера Актун-Туничиль-Мукналь в Белизе, в отчаянной попытке умилостивить Богов, совершая человеческие жертвоприношения. После распада империи Майя пещера была забыта и пролежала нетронутой более тысячи лет, пока её случайно не обнаружили в 1989 году.

После тщательного обследования археологи нашли керамику, обсидиановые клинки, ритуальные предметы, огромную каменную гробницу и нетронутые останки нескольких человеческих жертв, в том числе маленьких детей.
Археологи до сих пор работают над тем, чтобы точно выяснить, почему эти дети и молодые взрослые люди были принесены в жертву и оставлены непогребёнными. Современная теория гласит, что их жизни были предложены, чтобы умилостивить бога дождя Чака. Но возможно, жертвы страдали от какого-то психического заболевания… Жрецы Майя хотели, чтобы их нечистые духи были пойманы в ловушку в пещере.

Как бы там ни было, вне сомнения пещеры, подобные Актун-Туничиль-Мукналь, были важными церемониальными местами. Древние майя верили, что они являются связующим звеном между миром людей и подземным миром Богов. Легенды Майя говорят о пещерах, как о вратах ада, где правили 12 злобных божеств.

2. Актун-Туничиль-Мукналь в Белизе — священная пещера Майя No 1 в мире

Пещера Актун-Туничиль-Мукналь занимает особое место среди пещер Майя. Она носит причудливое прозвище «Пещера хрустальной девы». В пещере Актун-Туничиль-Мукналь в Белизе (Actun Tunichil Muknal) есть все, что может пожелать любопытный турист, начиная от истории и заканчивая скелетами.

Читайте также:
Фотографии Усть-Ленского заповедника

Национальным Географическим обществом она была объявлена священной пещерой Майя №1 в мире. Сюда стекаются известные документалисты, всемирно известные археологи, любознательные путешественники…

Актун-Туничиль-Мукналь в Белизе — это живой музей, где имеются необычные артефакты. Здесь можно увидеть скелеты жертвоприношений, которые остались там, где они умерли примерно в 700-900 годах нашей эры.

Пещера Актун-Туничиль-Мукналь в настоящее время находится в природном заповеднике Тапир-Маунтин в Западном районе Кайо Белиза, примерно в часе езды от города Сан-Игнасио. Чтобы сохранить целостность объекта, только уполномоченным гидам разрешается приводить посетителей в пещеру.

Чтобы попасть в пещеру, посетители должны сначала пройти через джунгли около часа, иногда переходя вброд неглубокие реки. Вход в пещеру охраняется родниковым бассейном, обязывающим посетителей плавать в нём. Затем необходимо перейти вброд подземную реку (1 км).

3. Какие достопримечательности имеет пещера Актун-Туничиль-Мукналь в Белизе?

Пройдя через ряд огромных валунов, посетители попадают в несколько больших пещер, в том числе в одну, известную как «Собор». Здесь можно увидеть множество нетронутых артефактов майя, включая парящий алтарь, вырезанный из местного камня.

Одно из прозвищ пещеры,»Пещера каменного гроба», появилось, благодаря этому великолепному произведению религиозного искусства. Нынешнее название Актун-Туничиль-Мукналь в Белизе (Actun Tunichil Muknal) переводится как «Пещера Хрустального Гроба».

Отсюда участники должны подняться по скользкому карнизу, чтобы добраться до священных лабиринтов, где древние жрецы майя проводили свои ужасные ритуалы. Посетители могут увидеть нетронутые скелеты детей и молодых взрослых, чьи жизни были принесены в жертву в отчаянной попытке умилостивить Богов в одно из самых бурных и трудных времён в истории Майя.

Самому молодому человеку, чьи останки лежат в глубине пещеры, по оценкам, всего 1 год. Археологи установили, что большинство жертв были убиты ударом тупого предмета, в результате чего их черепа были раздроблены. Рядом со скелетами посетители могут увидеть коллекцию керамики, в том числе ритуальные сосуды, содержащие пищу и другие подношения Богам.

Хрустальная Дева лежит в задней части этой секции. Археологи датировали её смерть чуть более 1000 лет назад. Из-за пропитки минералами скелет приобрёл сверкающий кристаллизованный вид.

Другие интересные артефакты включают резные изображения лиц и животных. Посетителей могут ожидать встречи с некоторыми из наиболее интересных диких животных страны в пещере. Это могут быть хищные пауки, таких как Амблипиги, широко известные как «паук-хлыст», пресноводные крабы, сомы и тропические рыбы.

4. Правила поведения в пещере Актун-Туничиль-Мукналь в Белизе

Посетители пещеры должны быть осторожны, чтобы не нарушить святость места, так как ни одна из керамики, артефактов или скелетов не привязана. Изучение пещеры обычно занимает целый день, поэтому надо быть готовым к раннему утреннему старту, чтобы должным образом оценить уникальную атмосферу пещеры.

Фотографирование здесь запрещено… Однако посещение этого места создаёт действительно особые воспоминания, так как эта пещера является одним из немногих мест Майя, которые избежали разрушительного воздействия времени.

Вот такая пещера Актун-Туничиль-Мукналь находится в Белизе! Читайте также:

Уважаемые читатели! Пишите комментарии! Путешествуйте по необычным природным и рукотворным местам на страницах сайта «Мир увлечений»!

«Хрустальная девушка» пещеры Актун-Туничиль-Мукналь

Пещера в Белизе хранит сверкающие, покрытые кальцитом скелеты детей майя, которые были принесены в жертву богу дождя

Скелет восемнадцатилетней девочки с двумя раздавленными позвонками лежит подбоченясь на полу в пещере. Останки известны как «Хрустальная девушка». Спустя тысячу лет девушка обрела известность.

Пещера была обнаружена в 1989 году в джунглях горного природного заповедника Тапир, в часе езды от белизского города Сан-Игнасио. Потребуется еще час ходьбы через мелкие реки и джунгли, и вы сможете увидеть пещеру Актун-Туничиль-Мукналь, или «ATM». Чтобы попасть в пещеру, придется еще плыть, а затем пробираться по пещерной реке один километр.

Пройдя еще полтора километра вглубь пещеры, минуя огромные валуны и пещерные комнаты (одна из которых известна как «Кафедральный собор»), в задней части пещерной системы вы найдете скелеты жертв ритуальных убийств. Ритуальные жертвоприношения богам проводились майя более 1000 лет назад.

Возраст убитых варьируется от 1 года до вполне зрелого. Четверо из них были принесены в жертву в возрасте от 1 до 3 лет, некоторые были забиты в расщелины и небольшие прилегающие пещеры. Один скелет принадлежит ребенку 7 лет, один — подростку 15 лет, который был связан до того, как его убили, один — 20-летнему, а остальные — взрослым в возрасте от 30 до 45 лет. Многие скелеты, принадлежащие более молодым людям, демонстрируют признаки деформации черепов, придающие их головам слегка вытянутый вид.

Читайте также:
По какой программе легче иммигрировать в Канаду, где выше шансы

Почти все жертвы умерли вследствие получения тупой травмы головы, а у некоторых полностью разбиты черепа. Определить, к какой эпохе принадлежат скелеты, затруднительно из-за того, что они были фактически цементированы кальцитом со дна пещеры. Большая часть найденной глиняной посуды датируется 700-900 гг. н.э., что указывает на время, когда эти люди были принесены в жертву.

Еще глубже в пещере находится самый известный из этих скелетов, принадлежащий восемнадцатилетней девочке (или на данный момент 1018-летней), известный как «Хрустальная девушка». Скелет уникален благодаря своему положению и тому, что два его позвонка раздроблены. Исследователи полагают, что девушка была убита особенно жестоким образом, а затем брошена на землю, где она и пролежала последние 1100 лет. Скелет пробыл там так долго, что полностью кальцинировался, что придало костям искрящийся, слегка вздутый вид и породило название артефакта — «Хрустальная девушка».

Обстоятельства жертвоприношений неизвестны. По одной из версий, они совершались, чтобы успокоить бога дождя Чаака или богов подземного мира. Другая теория гласит, что тела принадлежат ведьмам (возможно, страдавшим от каких-то психических или физических недугов), которых хоронили в пещере, чтобы запереть их дух в ловушке.

В пещере были обнаружены керамические предметы с «отверстиями от убийств», а также силуэты лиц и животных, вырезанные майя. Пещера также является домом для жгутоногих пауков и других хищных насекомых.

Из-за отдаленного расположения и процесса кальциноза пещеры многие из реликвий сохранились в том же состоянии, в котором их и оставили. С момента обнаружения пещеры похищена была лишь небольшая часть артефактов (некоторые вещи были разграблены на ранних стадиях исследования).

Название Актун-Туничиль-Мукналь переводится как «пещера хрустальной гробницы». Местные жители знают ее под названием «Шибальба» (аналогично преисподней майя). Традиционно считалось, что пещера — это вход в ад, наполненный реками крови и скорпионами. Это было владением богов смерти майя, «властителей Шибальбы». Двенадцать божеств, часто именуемые демонами, носили такие имена как «Пронзающий демон» и «Властитель черепов» и причиняли людям боль, насылая на них болезни и страх.

В стране, которая не славится защитой своего культурного наследия, данная пещера является одним из немногих охраняемых мест, и только несколько гидов имеют право проводить экскурсии по пещере. Будьте очень осторожны, так как ни один из скелетов или глиняных образцов утвари не огорожен, и некий турист уже случайно наступил на один из черепов и повредил его.

Полезно знать

Идеальный способ ознакомиться с пещерой — нанять частного гида, который отвезет вас туда в 7 утра — до прибытия основных групп. Тихое путешествие позволяет понять глубину пещеры, а также оценить размер самой большой ее камеры.

Примечание: для посещения требуется лицензированный гид, а также предварительная договоренность. В пещеру не разрешается брать мобильные телефоны, фотоаппараты, еду и рюкзаки.

Актун-Туничиль-Мукналь — пещера «Хрустальной девы»

Гигантская подземная пещера Актун-Туничиль-Мукналь (или пещера «Хрустальной девы») в джунглях западного Белиза по-своему уникальна. Чтобы проникнуть в это природное сооружение, нужно преодолеть подземную реку, которая вот уже много тысяч лет несёт через пещеру свои воды.

Археолог Калифорнийского университета Холли Мойес занимается изучением Актун-Туничиль-Мукналь. Вместе с небольшой группой археологов она пытается разгадать тайну пещеры, наполненной странными «экспонатами». Холли провела два десятилетия, буквально ползая в душных подземных лабиринтах. Она пыталась (и пытается до сих пор) найти ответ на один вопрос: что заставило древних майя совершать жертвоприношения именно в этом труднодоступном месте?

Жертва кровавым богам

Вместе с членами археологической экспедиции Холли из года в год пробирается в пещеру, двигаясь вверх по течению подземной реки. Рост женщины 160 сантиметров, и вода достигает её подбородка. В огромных пещерных залах, пол которых местами уходит под воду, каждый звук разносится эхом, а походные фонарики на касках исследователей кажутся в непроницаемой темноте маленькими светящимися точками.

Пройдена четверть мили. Путешественники выбираются из воды на скользкий берег и оказываются в огромном помещении. Прямо на земле лежат сотни оранжевых и чёрных керамических горшков размером с футбольный мяч. Между ними тут и там разбросаны миниатюрные инструменты из обсидиана, пиритовые статуэтки и зеркала. По лестнице, вырубленной в камне, можно подняться ещё в одно небольшое помещение.

Читайте также:
Жизнь в Польше – плюсы и минусы, цены, налоги, работа и зарплата

Она здесь, — говорит Холли, как будто речь идёт о старой подруге.

Её фонарь освещает скелет молодой женщины, лежащий на спине. Кости, поблескивая в свете фонарика, кажутся хрустальными, поэтому это место и называют пещерой «Хрустальной девы». Эта женщина была принесена в жертву кровавым богам. И произошло это более 1000 лет назад.

За прошедшие 50 лет исследователи обнаружили подтверждение того, что в сотнях пещер на землях майя, простирающихся от полуострова Юкатан в Мексике до Сальвадора, проводились религиозные ритуалы с жертвоприношениями. В таких пещерах, как Актун-Туничиль-Мукналь, найдены останки людей и животных, а также огромные керамические горшки, музыкальные инструменты, драгоценные украшения, ритуальные статуэтки. Во многих пещерах имеются алтари. Стены некоторых пещер украшены роскошной резьбой по камню. А ведь древние резчики трудились почти в полной темноте.

Майя сильно рисковали, углубляясь под землю более чем на милю, преодолевая подземные реки, поднимаясь на крутые утёсы или опускаясь в бездонные трещины. Даже в наше время археологи пробираются в эти места только благодаря специальному снаряжению.

Конец цивилизации майя

Майя жили на большей части Центральной Америки. Их сакральным центром, судя по всему, была пещера Актун-Туничиль-Мукналь. Между 250 и 950 годами, которое археологи называют классическим периодом, джунгли являлись родиной великолепных городов. В Копане к югу от Актун-Туничиль-Мукналь жили 30 тысяч человек. В Тикале, в нескольких часах езды на запад, — 100 тысяч человек. А соседний Каракол являлся родиной целых 180 тысяч человек! Майя возводили в городах величественные пирамиды и стелы из серого камня. Они наблюдали звёздное небо, сочиняли музыку и писали книги. Их система письма до сих пор считается самой передовой в доколумбовой Америке. Но цивилизации майя наступил конец. Большие города были оставлены людьми и постепенно заросли лесом.

Начиная с середины XIX века археологи исследуют джунгли в поисках следов древних жителей. Самое первое, что они отметили в ландшафте, — это изобилие пещер с сенотами, естественными провалами, образованными обрушиванием сводов известняковых пещер, в которых протекают подземные реки. Но эти пещеры поначалу не заинтересовали исследователей. Они нанесли на карту города, великие пирамиды, подробно описали богато украшенные дворцы, скопировали иероглифы со стел…

Нырнуть в реку!

Всё изменилось в 1959 году. Тогда неподалёку от руин известного ныне города Чичен-Ица на полуострове Юкатан была найдена пещера. Её назвали Баланканче.

Там имеется тёмный очень узкий и низкий туннель. Нужно лечь на землю и проползти примерно 150 метров, чтобы оказаться в следующем помещении, которое выглядит как антикварная лавка, наполненная древними вазами. После обнаружения этого сокровища археологи призадумались: какие ещё сюрпризы скрыты в пещерах?

К 1996 году, когда Холли Мойес, в ту пору аспирант Атлантического университета штата Флорида, прибыла в Белиз, чтобы участвовать в проекте по изучению пещер, эти исследования уже шли полным ходом. Холли вместе с остальными с трудом продиралась сквозь джунгли. Оказавшись перед входом в «подземное царство», она поняла: чтобы проникнуть туда, нужно нырнуть в реку, вытекающую из пещеры. Другого пути нет. И Холли нырнула. И не пожалела об этом ни разу. Загадки древних майя заворожили её.

Вход в преисподнюю

Под руководством директора Института археологии в Белизе Хайме Аве Холли начала исследовать пещеры майя.

Майя были одержимы пещерами, — говорит она. — Каждая пещера, по их поверьям, была входом в преисподнюю, которую они назвали Шибальба. По представлениям майя, владыки Ши-бальбы поражали людей болезнями.

По ночам в лагере Холли читала миф майя о создании мира «Пополь-Вух» и нашла там описание Шибальбы. Речь шла о Хун-Ахпу и Шбаланке, героях-близнецах, которые отправились в подземный мир, чтобы сразиться со злым богом Шибальбы. Холли удивило противоречивое отношение майя к потустороннему миру. Шибальба считалась у них «местом страха», где обитали монстры с отвратительными именами — Демон Гноя и Летающие Струпья. В то же время преисподняя в мифе майя была связана с жизненными ресурсами. Они боялись Шибальбы, но не могли жить без неё. В этих тёмных пещерах обитал бог дождя Чак. Он пугал людей раскатами грома и сверкающими молниями, но жить без воды, падающей с неба, они не могли…

Читайте также:
Фотографии Археологического парка Сан-Августин

В 1997 году группа археологов под руководством Хайме Аве, куда входила и Холли Мойес, впервые подробно обследовала пещеру Актун-Туничиль-Мукналь. Работы длились три месяца. Каждый день Холли ныряла в подземную реку, чтобы проникнуть в подземный мир древних. Долгие часы под землёй она наносила на карту планы пещерных помещений и тщательно осматривала их в поисках следов майя.

Под землёй время останавливается, — говорит Холли. — Я работаю с утра до поздней ночи и не замечаю этого. Хайме приходится искать меня.

Это больше не интересно!

У входа в пещеру Актун-Туничиль-Мукналь археологи обнаружили несколько горшков и целые горы раковин улиток. Когда они углубились под землю, находок стало больше, они выглядели все более странными. Самый большой — центральный зал пещеры, расположенный в четверти мили от входа, — выглядел как склад керамических горшков и обломков обсидиана, всего более тысячи предметов. А ещё там находились 14 человеческих скелетов, считая «Хрустальную деву». Некоторые притулились в углах, другие лежали посередине. В тёмных пещерных нишах Холли Мойес увидела скелеты младенцев. Учёные брали образцы костей и кусочки древесного угля с пола пещеры для последующего радиоуглеродного исследования.

Результаты исследования озадачили археологов. Предметы, найденные ближе ко входу пещеры, датировались от 250 года до IX века. А образцы из главного зала принадлежали к VIII и IX векам. Получается, что в течение многих веков майя заходили в пещеру, но лишь в VIII веке рискнули войти в тёмную зону, то есть углубиться под землю, и постепенно эти походы стали для них постоянными. Снова и снова они уходили в глубины пещеры, проводили там религиозные церемонии и приносили жертвы. И затем, словно по мановению волшебной палочки, все это прекратилось. После IX века люди словно потеряли к пещере всякий интерес.

Мольбы о дожде и урожае

Тихим вечером в конце одного полевого сезона Холли Мойес сидела у входа в Актун-Туничиль-Мукналь. В кронах деревьев ссорились обезьяны, пронзительно кричали какие-то птицы. Река скользила от пещеры среди мшистых валунов тем же самым путём, которым она несла свои воды в течение многих тысячелетий. Холли думала о том, что около 1100 лет назад майя внезапно стали ходить в пещеру. Почему? И почему они так же внезапно покинули пещеру?

IX век был бурным временем в истории майя. Большие древние города современного Белиза, Гватемалы и Гондураса начали приходить в упадок. После шести веков процветания земли майя внезапно опустели. Население в городе Тикале, в джунглях к западу от Актун-Туничиль-Мукналь, уменьшилось с 90 тысяч до 10 тысяч человек. Население Копана также резко уменьшилось. Некогда великолепные города опустели, их начали поглощать джунгли. Археологи называют это крахом цивилизации майя и вот уже в течение многих десятилетий обсуждают его причину. Некоторые утверждали, что майя были уничтожены иностранными захватчиками или разрушением торговых маршрутов. Другие обсуждали возможность какой-нибудь страшной эпидемии или крупного гражданского восстания.

В 2000 году части «пазла» начали вставать на своё место. Учёный-майянист Джилл Ричардсон закончил 17-летнее исследование климата Мезоамерики в древности. Ричардсон изучал осадки со дна озёр, годичные кольца деревьев, сталактиты и сталагмиты в пещерах и сделал однозначный вывод: в начале IX века нашей эры произошло резкое снижение количества дождей. В своей книге о великой засухе майя «Вода, жизнь и смерть» учёный пишет, что у майя всегда были непростые отношения с водой. С мая по октябрь на их землях ежегодно шёл сильный дождь, но в течение остальных шести месяцев царила засуха. Чтобы вырастить урожай для пропитания огромного количества населения, майя использовали сеть водохранилищ, ирригационных канав и систем дренажа, которые сохраняли дождевую воду влажных месяцев. Но в течение IX века осадки внезапно почти прекратились, даже во время сезона дождей.

Ричардсон описывает ужасную картину: водохранилища опустели, зерновые культуры на полях, отвоёванных у джунглей, погибли. Начался голод, погибли миллионы людей. Оставшиеся в живых, уже ни на что не надеясь, ушли к побережью океана или озёрам на севере.

Прочитав книгу Джилла Ричардсона, Холли задумалась: не были ли жертвоприношения в пещерах связаны с засухой? Она обратилась к книгам по истории искусства майя и в одной из них обратила внимание на фотографии ваз. На некоторых из них было изображено божество с огромными глазами и в экзотическом головном уборе. Это был Чак, бог дождя майя, живший в подземном царстве. Так, значит, майя верили, что дожди зарождались именно в пещерах.

Читайте также:
Карта долины кувшинов, где находится Долина кувшинов на карте мира

В тех же книгах имелись фотографии наших современников, потомков древних майя, стоящих на коленях в пещере. Они держали свечи и молились. Нынешние майя — католики, но они по-прежнему совершают паломничества в пещеры и молятся там о дожде и богатом урожае.

Последняя попытка

В следующий раз, пробираясь по реке в Актун-Туничиль-Мукналь, Холли вообразила себя идущей в процессии древних майя. Они шли в темноте, освещая путь факелами. На спинах паломники несли гигантские керамические горшки и пели молитвы. Впереди шагал жрец в богатом наряде, на его поясе посверкивал обсидиановый нож. Люди выглядели измождёнными. Они пришли в царство Чака — Шибальбу, следуя путём героев-близнецов. Всем было не по себе, но другого пути у них не было. Позади жреца плелась двадцатилетняя женщина. Её колотила крупная дрожь. Через несколько минут она должна была отдать свою жизнь безжалостному богу дождя.

Приближался сезон посева, но на небе не было ни облачка. Водохранилища опустели, почва на полях была выжжена солнцем. Чака не радовали жертвы, которые ему приносили. Он ждал кровавого жертвоприношения. Наконец, шествие достигло центрального зала, который был завален прежними подношениями божеству. Жрец вынул нож…

Их мир разваливался, думала Мойес, и они сделали последнюю попытку понравиться Чаку. Она называет подземные ритуалы культом засухи.

С начала первого полевого сезона в Актун-Туничиль-Мукналь, за 17 лет, Холли Мойес и её команда исследовали больше 50 пещер, расположенных в Белизе. И все же археологи не берутся утверждать, что культ засухи был широко распространён. Область исследований планируется расширить до Мексики и Гватемалы.

— В некоторых пещерах почти физически чувствуется отчаяние майя, которые пытались спасти свой мир от гибели, — говорит Холли. — Скоро мы доберёмся ещё до одной пещеры, которая расположена в нескольких километрах к югу от Актун-Туничиль-Мукналь. Она огромная — в неё мог бы пройти океанский лайнер. Во времена засухи люди прибывали сюда со всех концов империи. Первый же зал заканчивается массивной каменной стеной, в которой имеется очень узкий проход, через который можно только проползти. Это одни из ворот в Шибальбу. Моё воображение рисует картину отчаянной молитвы тысяч людей майя, просящих о дожде. О дожде, который никогда не пойдёт…

ТАЙНА ПЕЩЕРЫ ХРУСТАЛЬНОЙ ДЕВЫ (Актун-Туничиль-Мукналь)

Гигантская подземная пещера Актун-Туничиль-Мукналь (Actun Tunichil Muknal), в джунглях западного Белиза уникальна. Чтобы проникнуть в это природное сооружение, нужно преодолеть подземную реку, которая вот уже много тысяч лет несет через пещеру свои воды. Археолог Калифорнийского университета Холли Мойес занимается изучением Актун-Туничиль-Мукналь. Вместе с небольшой группой археологов она пытается разгадать тайну пещеры, наполненной странными «экспонатами». Холли провела два десятилетия, буквально ползая в душных подземных лабиринтах.

Она пыталась (и пытается до сих пор) найти ответ на один вопрос: что заставило древних майя совершать жертвоприношения именно в этом труднодоступном месте?

Индейцы майя верили, что пещеры, особенно те, что простираются на километры под землей, — это порталы в загробный мир, или Шибальба, «место страха», где живут повелители зла. Майя боялись преисподней и считали, что нужно задабривать ужасных богов, живших под землей, с помощью жертвоприношений, в том числе и человеческих. Это одно из таких мест, где людей приносили в жертву богам загробного мира.

Актун-Туничиль-Мукналь, что в переводе означает «пещера хрустальной девы», которую также называют сокращенно АТМ, впервые была исследована в конце 1980-х годов. Вход в пещеру имеет форму песочных часов и затоплен водой.

За прошедшие 50 лет исследователи обнаружили подтверждение того, что в сотнях пещер на землях майя, простирающихся от полуострова Юкатан в Мексике до Сальвадора, проводились религиозные ритуалы с жертвоприношениями. В таких пещерах, как Актун-Туничиль-Мукналь, найдены останки людей и животных, а также огромные керамические горшки, музыкальные инструменты, драгоценные украшения, ритуальные статуэтки. Во многих пещерах имеются алтари. Стены некоторых пещер украшены роскошной резьбой по камню. А ведь древние резчики трудились почти в полной темноте.

Майя сильно рисковали, углубляясь под землю более чем на милю, преодолевая реки, поднимаясь на крутые утесы или опускаясь в бездонные трещины. Даже в наше время археологи пробираются в эти места только благодаря специальному снаряжению.

Читайте также:
Камбоджа: подробная информация о стране с фото и видео

Майя жили на большей части Центральной Америки. Их сакральным центром, судя по всему, была пещера Актун-Туничиль-Мукналь. В период между 250 и 950 годами, который археологи называют классическим, джунгли являлись родиной великолепных городов. В Копане, к югу от Актун-Туничиль-Мукналь, жили 30 тысяч человек. В Тикале, в нескольких часах езды на запад, – 100 тысяч человек. А в соседнем Караколе обитали аж 180 тысяч человек!

Майя возводили в городах величественные пирамиды и стелы из серого камня. Они наблюдали звездное небо, сочиняли музыку и писали книги. Их система письма до сих пор считается самой передовой в доколумбовой Америке. Но цивилизации майя наступил конец. Большие города были оставлены людьми и постепенно заросли лесом.

Начиная с середины XIX века археологи исследовали джунгли в поисках следов древних жителей. Самое первое, что они отметили в ландшафте, – это изобилие пещер с сенотами: естественными провалами, образованными обрушиванием сводов известняковых гротов, в которых протекают подземные реки. Но эти пещеры поначалу не заинтересовали исследователей. Они нанесли на карту города, великие пирамиды, подробно описали богато украшенные дворцы, скопировали иероглифы со стел.

Все изменилось в 1959 году. Тогда неподалеку от руин известного ныне города Чичен-Ица на полуострове Юкатан была найдена пещера. Ее назвали Баланканче. Там имеется темный, очень узкий и низкий туннель. Нужно лечь на землю и проползти примерно 150 метров, чтобы оказаться в следующем помещении, которое выглядит как антикварная лавка, наполненная древними вазами. После обнаружения этого сокровища археологи призадумались: какие еще сюрпризы скрыты в пещерах?

Карта Актун-Туничиль-Мукналь, где находится Актун-Туничиль-Мукналь на карте мира

День 1-й: Подготовка к путешествию, дорога через Юкатан; краткая информация о Белизе
День 2-й: дорога в сердце Белиза; переправа на остров Caye Caulker
День 3-й: снорклинг на Барьерном рифе Белиза
День 4-й: снорклинг в атолле Turneffe
День 5-й: западный Белиз
День 6-й: приключения в пещере Actun Tunichil Muknal
День 7-й: Плаценсия и окрестности
День 8-й: Заповедник Community Baboon sanctuary; снова Канкун, и возвращение домой

День 6-й. Маршрут: западный Белиз – переход трех рек вброд – приключения в пещере Actun Tunichil Muknal – разные уровни пещеры – скелеты, утварь индейцев Майя – возвращение в цивилизацию – дорога на юг, до Плаценсии.

Поход в пещеру Actun Tunichil Mucnal (делее именуемую ATM) был запланирован на шестой день путешествия. Бронирование сделали при помощи хозяина кемпинга Джона, который договорился с одним из независимых гидов, проживающим в деревне неподалеку.
Тот зашел за нами в кемпинг в 8 утра. Честно говоря, мы думали, что все приключение займет часов 5-6, но оказалось, что потребуется целый день, с 8 утра до 6 вечера. Стоимость – $80 на одного, и пока это была самая высокая цена за экскурсии в Белизе, включая острова. Хозяева кемпинга собрали нам в коробочку ланч, пожелав нескучного времяпрепровождения. Вместе с гидом мы уселись в минивен, и поехали в сторону Сан-Игнасио, чтобы подобрать остальных участников группы.

Пещера АТМ расположена по пути назад, к зоопарку, у границы заповедника Tapir Mountain. В западном Белизе так много известняковых пещер, что они даже образовали целую подземную систему. Археологами установлено, что пещеры использовались древними Майя в церемониальных целях; в них приносились жертвы богам, а также хоронили покойников. Индейцы считали, что пещеры – это преддверья в 9-уровневый подземный мир Шибальба, где обитали боги.

В свою очередь, весь мир Майя представляли в виде шара (когда там европейцы поняли, что Земля круглая, говорите?!), разделенного на три плоскости: верхняя – небо, средняя – надземный мир, и нижняя – Шибальба. Три плоскости нанизаны на Древо Жизни; в надземном мире его представляет дерево сейба, считающееся по этой причине священным. Сейба интересна тем, что ветви от ствола расходятся практически под прямым углом, крона таким образом представляет собой идеальную полусферу.

Символ креста очень широко распространен в культуре Майя. Когда в 16-м веке континента достигли европейцы, миссионеры стали пытаться обратить Майя в христианство, и как не странно, не встретили сильного отпора, ведь символом у пришельцев тоже был крест. Майя быстро связали его с символом Древа Жизни, и такая связь существует и поныне.
Более того, индейцы были настолько продвинутыми людьми, что даже знали точную дату создания мира. В нашем календаре она выглядит как 13 августа 3114 года до Рождества Христова. До этого мир существовал в виде огромного шара воды. В вышеозначенный день, верховный бог с помощью молнии вызвал на поверхность шара три скалы, образовавшие центр вселенной. Вторая вспышка молнии зародила огонь между трех скал, вдохнув жизнь в мир. Символ из трех камней прочно вошел в культуру Майя, часто использовался в рисунках и надписях. Да и кострище для приготовления еды они обозначали тремя камнями, на которые ставилась посуда, а внизу разводился огонь.

Читайте также:
Татарстан – - Как С Добром Добраться! Маршрут проложить

Не менее интересна и история появления людей по майским представлениям. Индейцы верили, что боги пытались создать людей 4 раза. Цель создания заключалась в том, чтобы новые существа прославляли богов в молитвах и церемониях, передавали знания следующим поколениям, и так до бесконечности. Без прославления мир остановился бы и умер.
С первой попытки у богов получились животные и птицы, но, когда им приказали произносить имена богов, раздавалось лишь чириканье и блеянье. Не способные славить создателей, первые существа были прокляты на поедание. Со второй попытки появились люди из глины, даже умеющие говорить, но без интеллекта, просто повторяющие слова. Тоже были забракованы и обращены обратно в грязь. Третья версия людей создавалась из дерева. Эти были намного лучше, умели разговаривать, ходить, и даже размножаться (не спрашивайте меня – как :)), но тоже были несколько туповаты и не помнили ничего. Великий трактат Майя Popol Vuh говорит, что оставшиеся “деревянные” люди, кто сумел избежать уничтожения, нашли покой в лесу среди деревьев, став обезьянами. И вот, наконец, боги с помощью маиса создали текущую версию 4.0 современного человека. С тех пор, представить индейца без маиса было невозможно, также как китайца без риса.

Слушая занимательные легенды гида, мы не заметили, как снова оказались в Сан-Игнасио. У небольшой двухэтажной гостиницы подобрали еще две компании. Как оказалось, один из американцев долгое время проработал в Магадане с женой-турчанкой. Есть повод подивиться тесноте мира и непредсказуемости путей в нем.
С Западного шоссе минивен свернул на проселочную гравийную дорогу, и трясясь по кочкам, въехал на задворки бедной деревни в джунглях. В дорожной пыли возились вперемешку дети и собаки, женщины в цветных юбках и тюрбанах развешивали на веревках выстиранное белье, мужчины курили на крылечках, оглядывая обширные плантации соевых кустов. В этой деревне мы подобрали сторожа – человека, который будет охранять минивен, пока все мы ползаем по пещере.

– Места здесь полудикие, – посетовал гид.
– Всякий люд по джунглям бродит.

Дальнейшая дорога летела сквозь плантации, красиво вписываясь в живописную долину между Maya Mountains. Периодически в воздухе проносились стаи желто-зеленых попугаев и белоснежных цапель, паривших над сейбами. Через час несильной тряски, автомобиль вырулил на небольшую утрамбованную площадку посреди леса, уже частично занятую двумя другими машинами. “Конкуренты”, вздохнул гид.
Распределив груз среди мужчин в группе (предполагалось нести не только свое барахло, но и общественное, как то: еду, спасательное оборудование, веревки, шлемы, фонарики, непромокаемые мешки для камер, и прочее), он еще раз пересчитал всех, взял в руки угрожающего вида мачете, и сказал идти след в след за ним.

Буквально через 5 минут путь нам преградила река. Покрутившись на берегу в поисках мостика, мы с удивлением увидели, как гид, не сбавляя скорости, вошел в реку прямо в ботинках и с тяжелым рюкзаком за плечами. “Ну, чего ждем?”, – спросил он, и весело помахал рукой с середины потока. “Рано или поздно, все равно ноги промочите, и не только их. Так что не трусьте, и за мной!” По одному мы стали переходить реку вброд. Ощущения от воды, затапливающей ботинки и ноги в шерстяных носках, прямо скажем… неординарные. Ничего противного нет, просто довольно необычно и в какой-то мере интересно. Надо – значит надо.
Весь остальной путь до пещеры гид не переставая шутил и сыпал байками, не останавливаясь даже во время перехода еще двух рек. На их дне лежали уже самые настоящие валуны, а не галька, как в первом ручье. Камни округлые, скользкие, явно сопротивляющиеся нашему продвижению вперед.

Наконец, через 40 минут подошли к разинутой пасти пещеры, поросшей по бокам мхами и папоротниками на манер бороды. Вглубь пещеры стремилась подземная река, другого способа попасть туда не замочившись, не было. Рассевшись на камнях, мы перекусили бутербродами, печеньем и соками, запаковали камеры в непромокаемые мешки, разделись до шорт и собрались у входа в пещеру. По идее, идти можно и в купальнике, если вас не смущает наличие шлема с фонарем на голове, придающее фигуре вид светящегося циклопа-головастика, но в таком случае шорты придется взять с собой. Если у мужчин плавки не европейского типа, а скромные семейные панталоны хотя бы до середины бедра, то им шорты можно не брать. О причинах такой зацикленности на одежде будет рассказано позже.

Читайте также:
Средняя пенсия на Кипре в 2021 годы: разбираем во всех подробностях

Глубина реки у входа в пещеру составляет более 6 метров, температура её – ледяная. Единственный плюс заключался в том, что пока ты обалдеваешь от обжигающего холода и тянущих якорем на дно ботинок, адский бассейн кончается, и можно вылезти на берег уже внутри пещеры.

Преодолев первое препятствие, наша группа, тяжело отдуваясь, выстроилась перед гидом, который велел всем включить фонари на шлемах. Далее шли цепочкой, шаг в шаг, передавая назад все слова нашего отважного сопровождающего: “watch your step”, “formation on the right”, и т.д. И надо сказать, эти пресловутые “формации” окружали со всех сторон: сталактиты и сталагмиты из карбоната кальция, колонны (сталагнаты), усыпанные тысячами “бриллиантов”, дырки в потолке – насесты летучих мышей, их guano на стенах (и не надо смеяться – считается ценным продуктом, на основе которого приготавливаются некоторые лекарства :). А также видели больших пещерных пауков, белых, почти прозрачных, и лишенных глаз.

В воде мы находились постоянно, где по колено, где по пояс, по грудь, а кое-где приходилось вплавь огибать выросшие из воды фаллические колонны. Два раза меняли уровень, забираясь на 2-3 метра вверх, и даже там нас настигала вода. Наконец, подошли к огромному куску скалы, явно свалившемуся с потолка. Гид указал куда-то вверх на щель и сказал, что именно туда нам и надо. Подъем был нелегким, метров на 10, в мокрой одежде, рискуя каждую минуту соскользнуть вниз (случаи бывали). Оказавшись под потолком, нам было предложено разуться, женщинам в обязательном порядке натянуть что-нибудь на бедра, так как мы находились перед входом в древнюю церемониальную залу Майя, и негоже ходить среди скелетов в полуобнаженном виде. “To respect a cave”, – ёмко выразился гид.

И действительно, в свете фонарей нам открылось огромное помещение, щедро утыканное сталагмитами, а среди них виднелись то кости, то черепа (не пластик :), то горшки, а то и остатки кострищ. Всё абсолютно настоящее, не прикрытое ни стеклами, не огороженное веревками. Хотя на полу пещеры проглядывалась еле заметная тропинка, всё равно просили очень внимательно смотреть под ноги, чтобы ненароком не наступить на что-нибудь ценное. Можно себе представить, как выглядела наша группа со стороны: 6 полуголых людей в мокрых носках, с шлемами на голове, идут на цыпочках среди скелетов, а во главе у них самый натуральный археологический маньяк. Гид взахлеб рассказывал легенды пещеры, было видно, насколько он сам в восторге от этого места. Всегда приятно, когда человек занимается любимым делом.

О существовании пещеры АТМ знали с конца 70-х, но исследовать её начали совсем недавно, 12-15 лет назад. К 2000 году было найдено и раскопано около 200 глиняных горшков и других предметов обихода, а также 14 скелетов. Только малую их часть вывезли из пещеры для исследований, остальное по-прежнему находится здесь, делая АТМ уникальным, естественным музеем древностей.

Вскоре вокруг тропы стали появляться горшки в невообразимом количестве. Индейцы Майя приходили сюда, ставили посудины на три камня, символизирующие центр вселенной (как было рассказано выше), делали церемониальные обряды, а затем разбивали горшки, чтобы выпустить дух мира. Иногда просто пробивали сбоку дырку. На некоторых горшках мы заметили своеобразный логотип – фигурку обезьяны. Гид сказал, что это “trademark” данного места, и если нам когда-нибудь захотят продать горшок белизских Майя, мы теперь знаем, как отличить настоящий от подделки 🙂

Но, конечно, “звездой” пещеры является почти полностью сохранившийся скелет девушки Actun Tunichil Muknal, чьим именем и названа пещера. Чтобы на него посмотреть, надо было забраться под потолок уже этой пещерной залы, правда на этот раз не по валунам, а по вполне цивилизованной стремянке. Это единственный скелет, огороженный веревкой, и то из-за идиотов-туристов. Несколько лет назад какая-то коза фотографировала скелет с близкого расстояния, нависнув над ним, когда от её камеры отвалился объектив, и отбил нижнюю челюсть бесценной находки. Кроме того, частенько туристы ложились рядом со скелетом в ту же позу, чтобы сфотографироваться на память. Какое уж там “respect a cave!” Спасибо, что хоть еще пускают посмотреть. В длину скелет совсем небольшой, где-то 150 см, и действительно в очень хорошем состоянии.

Читайте также:
Город Градец Карлове в Чехии

Назад мы возвращались по своим следам, шаг в шаг. Нашли ботинки в целости и сохранности, передохнули, и полезли вниз, в воду. Купальники к тому времени уже высохли, было не очень приятно снова намокнуть. На выходе из пещеры часто происходят несчастные случаи. Видимо, люди, соскучившись по солнечному свету, так сильно торопятся выбраться наружу, что теряют бдительность. Только накануне, по словам гида, один из туристов сломал руку. Осторожно переплыв ледяной бассейн, мы вновь оказались в середине джунглей.
Пещерная экскурсия завершилась, и стала одним из самых ярких моментов за все путешествие. По слухам, туры в пещеру обещают вскоре прикрыть совсем, все-таки слишком много вреда от туристов. Всем желающим рекомендуется поторопиться.
Неподалеку устроили привал с перекусом, расположившись на поваленных пальмах. Кроме нас там отдыхали еще люди из двух-трех групп. Гиды держались от туристов в сторонке, позвякивали золотыми цепями, курили, и отгоняли мошек с помощью солидных мачете. Сцена походила на лагерь беженцев под суровой охраной 🙂

На парковке переоделись в сухое (в стороне находилось что-то вроде кабинки из пальмовых листьев), закинули сторожа в его деревню, и погнали в Сан-Игнасио. Распрощавшись с попутчиками, мы договорились с одной парой ехать дальше, в Плаценсию. Путь предстоял не близкий, по темноте, а двумя компаниями все же безопасней. По пути в кемпинг слушали рассказы гида о том, как идет бизнес, и кто ему вставляет палки в колеса.

В Trek Stop’e выписались из кабинки, чем безмерно удивили Джуди и Джона.

– Куда вы на ночь глядя? – посетовали они.
– Так надо, – упрямо отвечали мы.
– Вот ведь шило в попе, – переговаривались пенсионеры, – Езжайте, только осторожно.

Они даже вызвались позвонить в гостиницу в Плаценсии, где у нас была бронь, чтобы подтвердить “что двое сумасшедших русских все-таки прибудут к полуночи”. Отнеслись они к нам по-отечески, очень доброжелательно, и конечно, я с удовольствием рекомендую “Trek Stop” в качестве бюджетного пристанища в западном Белизе.

В кафе “Ceasar’s Place”, где уже останавливались в предыдущий день, мы встретились с ребятами, как и было запланировано, и мини-караваном отправились на юг Белиза. В темноте гораздо легче ехать за чьими-нибудь красными огнями, поэтому менялись каждый час. В столичном Бельмопане свернули на Hummingbird highway, по которому еще не выдавался случай поездить. По отзывам, это шоссе – одно из самых красивых в Белизе, но в темноте мы, конечно, ничего увидеть не могли, кроме бесконечных поворотов. К концу отпуска нам все же представился шанс проехать здесь утром, но не буду забегать вперед.

Деревня Placencia находится в конце небольшого полуострова, через который ведет не мощеная, присыпанная красной пылью дорога. Длина её – 35 км, и это был самый сложный отрезок пути за все время путешествия по Белизу. Усталость брала свое, сил гнать не было, да и трясло сильно, поэтому в Плаценсию добрались только через час после съезда с шоссе Колибри. Номер в гостинице “Cozy Corner” был заказан еще из дома, да и Джон подтвердил бронирование, так что на этот счет не волновались. К гостинице нельзя подъехать на машине (стоит в песке на пляже), поэтому пришлось оставить Dodge/Hundai в центре деревни на импровизированной парковке.

Народ уже разошелся спать, но один из работников гостиничного ресторана ждал; передал ключи от номера, и тоже ушел. Комнатка оказалась так себе, 2 вентилятора, TV, кровать, душ, туалет, все без особых претензий и изысков. Тут силы окончательно покинули наши уставшие организмы, и мы не заметили, как сразу заснули.

Катерина Андреева.
Хьюстон, США – Белиз, Центральная Америка
Декабрь 2005 – Январь 2006.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: