Место дуэли Лермонтова (Пятигорск)

Рябов Е. Н., Коваленко А. Н.: Точное место гибели М. Ю. Лермонтова

Точное место гибели М. Ю. Лермонтова

В ясный, теплый день 15 июля 1881 года, в сороковую годовщину гибели М. Ю. Лермонтова, в маленьком провинциальном городке Пятигорске состоялось первое торжественное чествование памяти поэта. Особое оживление отмечалось с утра на соборной площади, где собрались многочисленные депутации — от Московского университета и консерватории, от артистов императорских театров и общества драматических писателей, от гвардейских юнкеров. Всего журналисты насчитали до тридцати депутаций. В городском соборе отслужили панихиду, и процессия направилась к домику Лермонтова для укрепления на нем доски с датами пребывания поэта в Пятигорске. Цветы и венки были возложены в хорошо известном по роману “Герой нашего времени” гроте, получившем к тому времени имя Лермонтова. На площадке Елизаветинской галереи в цветах и зелени утопал белый пьедестал с водруженным на нем бюстом поэта. Здесь произносили речи, были зачитаны телеграммы, поступившие из разных концов России. В завершение местными и приезжими дамами был открыт базар, прибыль от которого предназначалась на сооружение памятника Лермонтову. 1

На месте гибели М. Ю. Лермонтова — месте, в тот день, казалось бы, наиболее подходящем для торжественной церемонии чествования памяти поэта, поклонников его таланта не было, ибо у жителей Пятигорска к тому времени сложились две версии о месте поединка. Изначально точное место дуэли было известно очень немногим лицам, в разной степени причастным к поединку — непосредственным его свидетелям и членам следственной комиссии, составившим протокол осмотра места дуэли на следующий после гибели поэта день. Конечно, некоторые лица из пятигорского окружения, имевшие точные сведения от своих товарищей — непосредственных участников дуэли, побывали после похорон поэта на месте его гибели. Но, согласно немногочисленным дошедшим до нас свидетельствам современников, противоречивость слухов, порожденных дуэлью, касалась не только причины, но и места ее проведения.

в нескольких саженях от места поединка. 2 В этом свидетельстве имеется явное противоречие, обусловленное плохим знанием приезжим окрестностей Пятигорска. В действительности кладбище, где первоначально был погребен Лермонтов, находилось не в двух верстах, а в полуверсте от тогдашней границы города по дороге к месту дуэли. С окончанием курортного сезона, а затем — следствия и суда, из Пятигорска уехали практически все лица, точно знавшие место поединка и версию, согласно которой дуэль состоялась вблизи кладбища, уже некому было авторитетно опровергнуть. Спустя сорок лет, когда ориентиры на месте дуэли значительно изменились, а частью и исчезли, когда из непосредственных участников дуэли в живых остался только князь А. И. Васильчиков, и из жизни ушли многие старожилы Пятигорска, жители города показывали приезжим два значительно удаленных друг от друга места, признаваемых ими истинным местом дуэли, — у кладбища и более чем в двух верстах за ним.

Поэтому губернатор Терской области, по окончании состоявшихся торжеств одобривший намерение контрагента Кавказских Минеральных Вод А. М. Байкова соорудить памятный крест на месте гибели поэта, признал необходимым прежде создать комиссию по определению точного места дуэли. 3 Комиссия, возглавляемая официальным лицом — вице-губернатором Терской области (что подавало надежду на серьезное отношение казенных учреждений к запросам комиссии), обратилась для отыскания дела о дуэли к архиву Пятигорского комендантского управления и в Тенгинский пехотный полк (по последнему месту службы поэта). Но никакой переписки по дуэли не было обнаружено. Столь же безуспешным оказался поиск лиц, бывших в близких отношениях к Лермонтову. Родственник поэта — А. А. Хастатов, проживавший в 1841 году в Пятигорске, во время поединка, как выяснила комиссия, находился в Кисловодске и о месте дуэли точных сведений не имел. Но он указал на бывшего своего дворового человека, жителя Пятигорска — Евграфа Чалова, давшего комиссии очень ценные показания.

По свидетельству Чалова, в день дуэли он сопровождал двух офицеров, нанявших у него верховых лошадей для поездки в колонию Шотландка. Здесь они встретили Лермонтова и еще одного или двух офицеров, и через некоторое время все вместе поехали из колонии по дороге в Пятигорск. У горы Машук свернули с дороги влево к опушке леса, — на расстоянии приблизительно 2,5 верст от города. Ехавшие верхом спешились, отдали держать лошадей Чалову, и он водил их в стороне от места, где остановились офицеры. Через некоторое время раздался выстрел, и Чалову стало понятно, что целью предпринятой офицерами поездки была дуэль. Нанявшие лошадей офицеры поскакали с Чаловым в город и сдали ему лошадей у дома Уманова.

— Ивана Чухнина, старший, покойный брат которого поздним вечером 15 июля 1841 года доставил тело погибшего поэта с места поединка на его квартиру Два или три дня спустя братья Чухнины сопровождали нескольких офицеров к дуэльной поляне, не сохранившей, по словам свидетелей, никаких следов недавней трагедии. Место дуэли, указанное комиссии Иваном Чухниным, находилось ниже места, определенного Евграфом Чаловым, но практически (так в протоколе работы комиссии!) на том же расстоянии от города.

Члены комиссии воспользовались приездом в Пятигорск профессора Дерптского университета П. А. Висковатова, располагавшего собранными им для биографии поэта материалами. В том числе, и сообщениями от секунданта А. И. Васильчикова. Место, определенное Висковатовым, оказалось вблизи указанного Чухниным — расхождение составило всего лишь 50 шагов. 4 Члены комиссии оказались перед необходимостью выбора и отдали предпочтение показаниям Евграфа Чалова, поскольку он был очевидцем дуэли, видел место поединка днем, и впоследствии бывал там неоднократно, сопровождая лиц, интересовавшихся случившейся трагедией, в частности, крепостных людей, прибывших весной 1842 года из России для перевозки в Тарханы тела поэта. Сознавая, что заключение основано на скудных и достаточно противоречивых свидетельствах всего лишь двух лиц, члены комиссии приняли решение опубликовать в газетах и журналах протокол о проделанной работе, а равно — показания и Чалова, и Чухнина. Комиссия пригласила всех лиц, знающих что-либо о месте дуэли, сделать сообщения в ее адрес до 1-го апреля 1882 года. Экземпляры протокола и показаний с той же просьбой были посланы секунданту А. И. Васильчикову. Маловероятно, чтобы последний оказал комиссии какое-либо содействие, так как протокол о проделанной работе составлен 22 сентября 1881 года, а А. И. Васильчиков скончался в своем имении в Тамбовской губернии всего десятью днями позднее — 2-го октября.

Читайте также:
Идеальный отдых на море в Греции. Халкидики - готовая программа путешествия

Задача, поставленная пред комиссией губернатором Терской области, безусловно, была трудно выполнимой. Проживавший в Пятигорске троюродный брат Лермонтова А. П. Шан-Гирей отказался даже сопровождать профессора Висковатова к месту дуэли, полагая, что найти это место невозможно. П. А. Вискова- тов убедился, что местность, покрытая кустарником, за сорок лет очень изменилась, и определить место свершившейся трагедии можно только приблизительно. По сути, к такому же выводу пришла и комиссия по определению точного места дуэли, отдавая предпочтение месту, указанному Чаловым, как всего лишь “наиболее вероятному”.

Доводы в пользу сделанного комиссией выбора весьма уязвимы, ибо Чалов, сопровождая офицеров к месту дуэли днем, в действительности, не подозревал о цели поездки, казавшейся ему обыденной вплоть до прозвучавшего выстрела. Он не был и очевидцем дуэли, как это следует из его же рассказа. Несомненно, Чалов был предусмотрительно отправлен офицерами для прогуливания лошадей в сторону от места дуэли именно как нежеланный свидетель (причем, вне зависимости от исхода предстоявшего поединка), а после трагической развязки — незамедлительно удален ими. Пока не закончилось следствие, у Чалова были все основания скрывать свою косвенную причастность к дуэльной истории.

знакомые или даже совсем незнакомые с окрестностями Пятигорска. Это означает, что пятигорскому жителю Кузьме Чухнину были указаны точные и надежные при распознавании ориентиры места, где осталось лежать тело Лермонтова. По воспоминаниям Э. А. Шан-Гирей, после девяти часов вечера, 15 июля, тучи рассеялись, и “луна светила как день”. 5 Следовательно, для Чухнина поиск места дуэли был облегчен светом луны, видимой на небосводе в форме полукруга — за сутки перед дуэлью фаза луны миновала первую четверть. Кузьма Чухнин без опасений в первые же дни после дуэли мог предлагать свои услуги проводника к месту поединка — причина его осведомленности была известна следственной комиссии. Примечательно, что П. А. Висковатов, опиравшийся при поисках места дуэли на сведения, полученные от одного из ее участников — А. И. Васильчикова, разошелся, как он отмечает в биографии поэта, всего в 50-ти шагах именно с Чухниным. Но приданный Е. Чалову статус “очевидца дуэли” довлел над членами комиссии, в выводах предпочтение было отдано его показаниям, и памятный знак, а затем и всем ныне известный памятник были установлены на выбранном комиссией месте.

Несомненное доказательство ошибки, допущенной при определении места дуэли, появилось тридцать лет спустя с опубликованием Д. А. Абрамовичем выдержки из протокола осмотра места дуэли, произведенного следственной комиссией на следующий после поединка день, 16 июля 1841 года. Следователи точно описали место поединка, зафиксировав его на местности многими ориентирами. 6

“Это место отстоит от города Пятигорска верстах в четырех на левой стороне горы Машухи при ее подошве. Здесь пролегает дорога, ведущая в немецкую Николаевскую колонию. По правую сторону дороги образуется впадина, простирающаяся с вершины Машухи до самой ее подошвы, а по левую сторону дороги впереди стоит небольшая гора, отделившаяся от Машухи, между ними проходит в колонию означенная дорога. От этой дороги начинаются первые кустарники, кои, изгибаясь к горе Машухе, округляют небольшую поляну. Тут-то поединщики избрали место для стреляния. Привязав своих лошадей к кустарникам, где приметна истоптанная трава и следы беговых дрожек, они (секунданты. — Авт.) „отмерили вдоль по дороге барьер в 15 шагов и поставили по концам оного по шапке. Потом, от этих шапок еще отмерили по дороге ж в обе стороны по 10-ти шагов и на концах оных также поставили по шапке. Поединщи- ки сначала стали на крайних точках, то есть каждый в 10-ти шагах от барьера: Мартынов — от севера к югу, а Лермантов — от юга к северу.”

Следователи последовательно уточняют положение места дуэли в окрестностях города. Первоначально указаны два общих ориентира — расстояние от Пятигорска и направление — дорога в Николаевскую колонию, а именно та, что проходит с левой стороны горы Машухи по ее подошве. Поскольку расстояние указано приблизительно (“верстах в четырех”), даны еще два ориентира: небольшая гора, отделившаяся от горы Машухи впереди по левую сторону дороги, и впадина по правую ее сторону, простирающаяся с вершины Машухи до самой ее подошвы. Так как впадина на склоне горы не единственная, в протоколе отмечен еще один ориентир — первые кустарники, образующие, “изгибаясь к горе Машухе”, небольшую поляну округлой формы. И в заключение следователи зафиксировали еще один, шестой по счету, ориентир. При общем направлении дороги с запада на восток участок дороги, выбранный для поединка, имел направление с юга на север, и размеры его должны были составить не менее 25 метров, ибо дистанция, согласно протоколу, отмерена вдоль дороги, и в исходной позиции дуэлянтов разделяло расстояние в 35 шагов.

следователей, не вызывала сомнений. Но через сорок лет поиск поляны оказался чрезвычайно затруднен в основном, как выразился П. А. Висковатов, из-за “стереотипного кустарника”, покрывшего всю местность. Основываясь на протоколе осмотра места дуэли, составленном следователями в 1841 году, можно предположить, что из двух мест, определенных Е. Чаловым и И. Чухниным, наиболее вероятным было место, указанное последним. Именно Иван Чухнин в показаниях комиссии по определению места дуэли упоминал в 1881 году поляну, ставшую местом поединка.

С опубликованием в 1913 году протокола осмотра места дуэли следственной комиссией стало очевидно, что место гибели поэта, на котором к тому времени уже был установлен памятник, определено ошибочно. Действительно, вблизи памятника отсутствует впадина, простирающаяся с вершины Машука до самой подошвы. В сохранности впадины — достаточно консервативного элемента рельефа, можно не сомневаться, в отличие от другого указанного в протоколе ориентира — поляны, образованной у подошвы и на склоне Машука кустарниковой порослью, динамично изменявшейся во времени. Неоднократно предпринимавшиеся на протяжении многих лет поиски места дуэли уже на основе ориентиров, указанных в протоколе следственной комиссии, были безуспешны и привели к результатам недостаточно обоснованным и противоречивым, не в последнюю очередь из-за недопустимо большого (до полукилометра) разброса в определении этих “истинных” мест дуэли.

Читайте также:
Интересные факты про армию терракотовых воинов: история создания и количество солдат

К сожалению, в протоколе расстояние от города до дуэльной поляны указано приблизительно — “около 4-х верст”. На склоне Машука вдоль дороги от памятника до условного рубежа, за которым скалу Перкальского уже нельзя считать находящейся впереди по отношению к наблюдателю (условие, оговоренное в протоколе следственной комиссии) имеется несколько впадин, достигающих подошвы горы. Поэтому и определить однозначно место дуэли не представляется возможным.

Мы сочли наиболее верным решением возникшей проблемы — обращение к карте местности, по времени создания близкой к гибели поэта. В РГВИА был выявлен “План предполагаемого окружного г. Пятигорска при Кавказских Минеральных Водах смежного с существующим ныне Горячеводском с переменою против Высочайше утвержденного в 1830 г. и с предположением на укрепление оного на случай набега хищников”. 7 План в масштабе 100 сажен в 1 дюйме (84 метра в 1 см) выполнен не позднее первой половины 1843 года. О чем свидетельствует помета карандашом: “К донесению статского советника Устрялова от 6 августа 1843 года №4 — которое в деле строительного отделения 2-го стола №101”. На карте, помимо старых городских кварталов, изображены планируемые новые кварталы, от одного из которых — Мещанского форштадта — в Шотландскую колонию и на Железные Воды запроектирована прямая, как стрела, дорога. Особая ценность старинного плана заключена в отображении по состоянию на 1843 год всей сети имеющихся дорог, включая дорогу в Николаевскую колонию. Начинаясь от дома Уманова на северной окраине города, дорога огибала с запада гору Машук и, поднявшись постепенно на подошву северо-западной оконечности горы, раздваивалась. За этой развилкой левая ветвь огибала скалу Перкальского — невысокую гору, отделившуюся от Машука, с запада. А правая ветвь, круто повернув к востоку, поднималась по северной подошве Машука к седловине, соединявшей Машук со скалой Перкальского. На плане 1843 года зафиксирована растительность, покрывавшая северный склон Машука у его подошвы, и видны несколько полян по правую сторону дороги после развилки. Руководствуясь протоколом следственной комиссии, можно безошибочно выделить небольшую поляну, образованную первыми придорожными кустами.

из углублений простирается до подошвы в направлении поляны, образованной первыми кустами. Согласно протоколу следственной протоколу следственной комиссии, соперники были поставлены на крайних точках дистанции, отмеренной вдоль дороги: Мартынов — от севера к югу, а Лермонтов — от юга к северу. В пределах поляны имеется единственный участок дороги, отвечающий упомянутому следователями условию расположения дуэлянтов. За первым придорожным кустом, удаленным от дороги на 8-10 метров, дорога поворачивала на небольшом участке к северо-востоку. Лермонтов погиб вблизи этого поворота дороги. Иван Чухнин рассказывал писателю С. Филиппову, что место, на котором застрелили Лермонтова, находилось около придорожных кустов, “шагов 20-25 отступя”, и его показание находится в полном согласии с изображением поляны на плане 1843 года.

На плане 1843 года изображены сохранившиеся до нашего времени городские кварталы лермонтовского Пятигорска, и поэтому представляется удобным определить положение места дуэли относительно сохранившегося углового дома Уманова, используя, в качестве опорного, направление старинной улицы, носящей ныне имя Карла Маркса. Результаты расчетов показывают, что место дуэли в действительности находится примерно в двухстах метрах восточнее установленного памятника, если отсчет расстояния вести по дорожке терренкура, проложенной вдоль современного шоссе. Согласно графическим построениям, выполненным с использованием старинной и современных карт, шоссе на северо-западном и северном склонах Машука совпадает или проходит на незначительном (порядка 10 метров) удалении от старой дороги в Николаевскую колонию, начинавшуюся от дома Уманова. Место гибели поэта находится значительно ниже (примерно на 6 метров) установленного памятника, как и настаивал на том Иван Чухнин.

Примечания

1 Нива, 1881 г., с. 796.

2 М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., Художественная литература. 1989 г., с. 449

4 П. А. Висковатов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М., Современник. 1987 г., с. 365.

6 М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. Пенза, 1960 г., с. 303.

Лермонтов. Место дуэли

Когда в душный предгрозовой час 15(27) июля 1841 года у подножия Машука прогремел выстрел, оборвавший жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова, ни двадцатипятилетний отставной майор Мартынов, хладнокровно разрядивший кухенрейтер в своего давнего товарища, ни четверо других участников дуэли не могли даже помыслить о том, что ими погублен великий национальный поэт России. Ни один из них не дал себе труда приметить место убиения, ибо ни один не в состоянии был даже допустить мысль, что это место может стать священным для каждого совестливого россиянина. Их, называвших себя друзьями Лермонтова, хватило лишь на то, чтобы сокрыть правду об обстоятельствах дуэли, связать себя словом «не говорить никому ничего другого кроме того, что будет показано на формальном следствии».

Итог известен. За 170 с лишним лет никому из многочисленных исследователей так и не удалось приоткрыть полог тайны и узнать, что же произошло в тот роковой вторник в седьмом часу пополудни. Тайну верно хранит и само место дуэли. Многие десятилетия почитатели таланта Лермонтова совершают паломничество к известному монументу в окрестностях Пятигорска и далеко не все знают, что установлен он совсем не на том месте, где пролилась кровь поэта.

Гениями становятся после смерти. В этом правиле, пожалуй, только Пушкин был исключением. Он погиб, находясь в зените славы, общепризнанным первым поэтом России. Немилосердная судьба отвела Лермонтову для активной работы в литературе всего лишь четыре с небольшим года. Включая офицерскую службу, ссылки, войну. Но и при всем этом он совершил то, чего не удалось больше никому – довел свое поэтическое творчество до мировых вершин. Впрочем, при его жизни понять это было дано очень немногим. А жестокая судьба продолжала преследовать поэта и после гибели – то умалчиванием, то необоснованными обвинениями. И всегда – ложью и клеветой.

Читайте также:
Как отметить Новый год в Стамбуле - 2021

Почти четыре десятилетия существовал то ли официальный, то ли молчаливый запрет на биографию Лермонтова. О его жизни, а особенно о кончине никто не решался написать ни слова, ибо отношение властей к поэту было хорошо известно. Император Николай Павлович, этот, по выражению Ф.И.Тютчева, «Дон Кихот самодержавия», еще пуще надменные царедворцы, «жадною толпой стоящие у трона», не могли простить поэту праведно-гневных, обличительных стихов. Серый лицом карлик, так и не научившийся сносно говорить по-русски, но руководивший «наружной российской политикой» (Юрий Тынянов) Карл-Роберт Нессельроде, верховный жандарм и «бестолковый царедворец» А. X. Бенкендорф, великий мастер служебных злоупотреблений генерал Главного штаба П. А. Клейнмихель. Эти и иже с ними личности готовы были делать все возможное, чтобы само имя Лермонтова вытравить из памяти народной. Но что земная, даже будь она царственной, власть в сравнении с властью гения! Слава поэта росла, ширилась год от года, его произведения расходились в огромных рукописных и печатных экземплярах. Постепенно имя Лермонтова заняло достойное место среди выдающихся деятелей русской культуры, а периодически появляющиеся все новые факты его биографии начали становиться общественно-значимыми для миллионов сограждан. Более того в 1881 году, к 40-летию гибели поэта, власти даже инициировали создание особой комиссии для определения и увековечивания места давней дуэли.

Председателем комиссии был назначен вице-губернатор Терской области Г. X. Якобсон. На комиссию возложили непростую задачу: «через опрос сведущих людей и собрание надлежащих данных прийти к заключению о месте, где был убит поэт, и затем местность эту снять на план, определить пункт для постановки жертвуемого креста с оградою».

Комиссия отнеслась к возложенной на нее миссии в высшей степени добросовестно. Были соответствующие обращения в архивы, письма к родственникам поэта, настойчивые поиски очевидцев событий сорокалетней давности. К сожалению, к тому времени в живых осталось лишь двое, заслуживающих внимания свидетелей: пятигорский мещанин Евграф Чалов, сопровождавший на своих лошадях секундантов А. Столыпина (Монго) и А. Васильчикова к месту дуэли (подчеркнем: только по его собственным показаниям, которые больше ничем и никем не подтверждалось), и его земляк Иван Чухнин – младший брат Кузьмы Чухнина, бывшего дворового кучера, которому выпала скорбная участь довезти бездыханное тело Лермонтова до дома Чиляева, где поэт и Столыпин снимали квартиру. В период работы комиссии Чалову шел 72 год, Чухнину было 64 года. Многое забылось, растворилось в памяти. Их сведения не во всем совпадали. Комиссия пришла «к заключению, что место дуэли, указанное Чаловым, более вероятное, так как он сам был очевидцем дуэли; видел место днем и после того много раз бывал на этом месте. Чухнин же сам не был очевидцем дуэли; брат его Кузьма, везший тело Лермонтова ночью, легко мог в следующие дни ошибиться точным определением места, тем более, что по словам Ивана Чухнина, когда они приехали на 3-й день на место, указанное Кузьмою Чухниным, то на поляне никаких признаков дуэли не осталось. Место это впрочем находится на близком расстоянии от указанного Чаловым, что еще более подтверждает показание сего последнего».

«Протокол Комиссии по определению места дуэли поэта М.Ю.Лермонтова близ Пятигорска», откуда взят выше приведенный отрывок, был утвержден 22 сентября 1881 года начальником Терской области генерал-адъютантом А.П.Свистуновым. В том же году на площадке, указанной Чаловым, был установлен каменный пирамидальный обелиск.

К 60-летию со дня гибели поэта его почитатели решили увековечить место дуэли более внушительным памятником. Был объявлен конкурс на лучший проект и сбор для этих целей народных средств. Победил проект архитектора И. И. Байкова. В июле 1901 года памятник был торжественно открыт. Он представлял собой гипсовый бюст на постаменте с примыкающей к нему 13-метровой балюстрадой. Но уже через шесть лет из-за нестойкости материала сооружение пришлось разобрать. Только в 1915 году на этом месте появился новый памятник скульптора Б. М. Микешина – обелиск, выполненный из кисловодского песчаника с бронзовым бюстом поэта в круглой нише.

А через несколько лет в архиве канцелярии шефа III жандармского отделения обнаружился документ, вызвавший сенсацию среди лермонтоведов. Это был акт, составленный следственной комиссией на второй день после дуэли. В акте – подробное описание места дуэли.

«Это место отстоит на расстоянии от города Пятигорска верстах в четырех, на левой стороне горы Машухи, при ее подошве. Здесь пролегает дорога, ведущая в немецкую Николаевскую колонию. По правую сторону дороги образуется впадина, простирающаяся с вершины Машухи до самой ее подошвы; а по левую сторону дороги впереди стоит небольшая гора, отделившаяся от Машухи. Между ними проходит в колонию означенная дорога. От этой дороги начинаются первые кустарники, кои, изгибаясь к горе Машухе, округляют небольшую поляну. Тут-то поединщики избрали место для стреляния».

Стало очевидным: знаменитый мемориал, установленный, как значится в многочисленных источниках, на месте гибели поэта, никакой стороной не вписывается в ту местность, которую в действительности избрали поединщики. Ну а где же настоящее место дуэли? Этот вопрос вновь встал тогда в полный рост и уже целый век волнует почитателей поэта. Предпринимались неоднократные попытки найти его и увековечить, восстановив таким образом историческую истину и справедливость, однако содержащегося в найденном документе описания местности недостаточно, чтобы осуществить задуманное, не совершив еще оной ошибки. Но проблема не только в этом.

Многолетний сотрудник Пятигорского музея «Домик Лермонтова» С. И. Недумов (именно ему посчастливилось обнаружить акт следственной комиссии), опубликовавший более сотни исследовательских работ о Лермонтове, разыскал, как сообщалось в печати, место гибели поэта, но так и не добился официального признания результатов своего исследования. Причины самые банальные: российским и местным властям не было и нет дела до Лермонтова.

Недумов умер в 1963 году, ничего не доказав, ничего не добившись. Да что Недумов! Имеющий немалый политический вес и общественный авторитет А.Т.Твардовский, мечтавший о том, чтобы еще к 150-летию со дня рождения Лермонтова были решены и вопрос о реальном месте дуэли, и «вопросы капитального порядка», не дождался этого. Можно назвать еще десятки более или менее известных фамилий людей, которые в разное время пытались как-то сдвинуть дело с мертвой точки. И каждый раз их усилия оставались тщетными.

Читайте также:
Где находится Музей Нобеля. Местоположение музея Нобеля на карте Стокгольма и описание

Пусть не покажется в данном контексте это верхом нескромности, но делал такую попытку и я – к 150-летие со дня гибели поэта – в военном еженедельнике «Сын Отечества», приложении газеты Министерства обороны «Красная звезда». Напомню читателем, что это был 1991 год – время нашей общей эйфории и радужных, но абсолютно пустых надежд. Являясь заместителем редактора еженедельника, курируя в нем вопросы истории, культуры, искусства и проч., с наивностью, свойственной лейтенанту, в крайнем случае, капитану, но никак не полковнику, я уверовал в то, что мне вполне под силу за предъюбилейные печальные лермонтовские месяцы сделать, наконец, то, что давно нужно было сделать. Объединить усилия энтузиастов, музейных специалистов, работников Министерства культуры и с помощью местных органов власти общими силами создать специальную комиссию, способную на основании проведенных в разное время исследований определить и узаконить место дуэли. С публикацией об этом и обратился через еженедельник к официальным лицам и общественности, в том числе к военнослужащим и лично министру обороны Маршалу Советского Союза Д.Т.Язову.

Почему к военнослужащим? По имеющимся данным, которые, безусловно, надо неоднократно проверить и лучше всего с привлечением военных топографов, искомое место находится (точнее будет сказать, находилось почти полтора десятка лет назад) на заповедном, не тронутом цивилизацией участке подножия Машука, где со всех сторон нависают деревья да хозяйничают птицы. Увековечить его надо так, чтобы оставить окружающее в первозданном виде. Можно ли это сделать без подъездных дорог, без тяжелой техники, ничего не перепахивая, не ломая? Можно, если за дело возьмутся военные строители, если они, используя уникальные технические возможности, будут действовать не столько по приказу, сколько по душевному устремлению, ведомые любовью к великому поэту и храброму офицеру. Чрезмерных усилий строительство не потребует. А средства. Они, как представлялось, не слишком большие. Неужели же не найдутся в Отечестве меценаты, отзывчивые, щедрые люди? Неужели не откликнутся, не помогут? Так или примерно так говорилось в публикации, адресованной командованию Северо-Кавказского военного округа, курсантам ставропольских военных училищ, министру обороны.

Официальной реакции на публикацию, однако, не последовало. Ничего не дали обращения и телефонные звонки к военным, к разного рода чиновникам, общественным организациям и иным инстанциям. Нет, прямых отказов не было. Напротив, идеи, предложения находили, вроде бы, полную поддержку. Намечались какие-то планы, кому-то давались поручения, согласовывались и утрясались вопросы. Но в итоге выяснялось, что нет специалистов, «в полной мере владеющих проблемой», что Лермонтовская комиссия после смерти ее председателя Сергея Баруздина распалась и прекратила существование, что документы, касающиеся места дуэли, разрозненны, противоречивы, что они являются собственностью энтузиастов-одиночек, а не государственных организаций, что совершенно неясно, кто именно должен и на основании каких циркуляров всем этим заниматься. И потянулась наша родимая уныло-бесконечная волынка.

Потом грянул август 91-го, разваливший страну и общество, пошли замены лозунгов и жизненных приоритетов; государственно-чиновничья и партийная номенклатура, резво развернувшись в обратную сторону и приняв лик демократов, усердно принялась за строительство светлого капиталистического будущего. До Лермонтова ли кому было, до его ли посмертной судьбы?!
А читательские отклики на публикацию продолжали поступать: письма, открытки, телефонные звонки. Их авторы сопереживали, советовали, возмущались, предлагали посильную помощь. Среди них были и те, кто сам занимался этой проблемой многие годы.

Архитектор из Днепропетровска В.А.Щербаченко несколько десятков лет исследовал тему гибели Лермонтова. Кстати, он не только архитектор, но еще и художник, и, что в данном случае особенно важно, геодезист-маркшейдер. Судя по письму, Щербаченко еще в 1963 году впервые в истории розыска места дуэли Лермонтова выполнил топографическую съемку местности. Изыскания привели к Волчьей балке. Построенные с помощью теодолита поперечные профили балки позволили выявить в зарослях орешника и бузины шесть старых затерянных дорог. Только одна из этих дорог вела в ту самую Николаевскую колонию (ныне поселок Иноземцево), которая упоминается в акте обследования места дуэли. Потом начался поиск площадки – той единственной из многих, которая должна быть в длину не менее 15 метров и иметь к северу уклон, равный 6,3 градуса. И площадка, отвечающая всем заданным условиям, была разыскана.

Если читатель думает, что уникальными исследованиями Щербаченко заинтересовались власть предержащие от культуры, то он глубоко заблуждается. Результаты исследований остались невостребованными. Определенную роль в этом сыграл тогда Ираклий Андроников.

«Ираклий Луарсабович в письме ко мне обещал пригласить меня с докладом о результатах проведенных мною исследований на лермонтовскую научную конференцию, посвященную проблемам установления места дуэли, но не сдержал слова, – писал в редакцию Щербаченко. – Сколько, если судить по публикациям, ученые-теоретики поломали копий на той конференции! Одни утверждали, что место снесено при прокладке кольцевой дороги, другие – что оно заросло непроходимым кустарником и его уже невозможно отыскать, третьи – что нужно привлекать топографов и с их помощью начинать серьезные исследования местности. Андроников же сидел и молчал. А мог бы встать и сказать: «Товарищи! Зачем тратить время на споры. Топографические изыскания уже выполнены лермонтоведом-любителем В. А. Щербаченко. Он заснял Волчью балку, ощупал там каждую полянку и в результате нашел не только место, но и точку, где стоял поэт. Давайте заслушаем его и решим, насколько точны и научно обоснованы его выводы».
Да, мог бы сказать, но промолчал, похоронив дело неизвестно до каких времен. Ведь без его милостивейшего разрешения ни один редактор не принимал статью о Лермонтове. А Андроников был монополист, маленький Сталин в лермонтоведении. »

Почти в одно время с публикацией в «Сыне Отечестве» на тему место дуэли Лермонтова выступила и газета по своей тематике не очень близкая к литературе и лермонтоведию – «Новая строительная газета». В трех номерах кряду, в каждом размером в газетную полосу, она опубликовала обстоятельные изыскания того же В.А.Щербаченко. И снова – в ответ тишина. И снова это никого не заинтересовало.

Читайте также:
Карта Гватемалы на английском, русском языке: дороги, города на карте Гватемалы

А в следующем году будет уже 175-летие печальной дуэли. Не нужно быть пророком, чтобы предугадать – ничего, абсолютно ничего не изменится. Такие мы люди, уточним – русские люди, увы.

***
На предполагаемом месте дуэли М. Ю. Лермонтова наши дореволюционные предки трижды возводили памятники. И не их вина в том, что строили не в нужном месте. Наши деды и отцы за всю послереволюционную историю ничего не сделали, чтобы исправить ошибку. И мы с вами пока не помышляем об этом. Нас хватает на все: на политические распри и междоусобные бойни, на конкурсы красоток и ослепительные шоу, на показушные помпезные «стройки века» и мутные потоки бездарно-детективно-эротической литпродукции. Неужели нас так и не хватит на то, что мы должны, что по элементарным понятиям чести и долга обязаны сделать для великого поэта и гражданина Государства Российского?!

Место дуэли М. Ю. Лермонтова в Пятигорске

Место дуэли Лермонтова в Пятигорске — это поляна на северо-западном склоне Машука. На этом месте 15 июля (27 июля по григорианскому календарю) 1841 года состоялась роковая дуэль. Место отмечено обелиском.

Памятный обелиск имеет классическую форму с пирамидальной вершиной. Памятник изготовлен из породы доломит, которую добывают под Кисловодском. В круглой нише в центре памятника установлен бюст Михаила Юрьевича. Бетонные столбцы рядом с обелиском выполнены в форме пуль. Памятный мемориал окружен металлической оградой. На каждом из четырех углов ограды установлены бетонные грифы.

Место дуэли Лермонтова и Мартынова является частью Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова в Пятигорске. Это одно из самых посещаемых мест города. Памятная поляна с обелиском относится к объектам культурного наследия РФ.

История

Место дуэли Лермонтова в Пятигорске изначально было отмечено каменной пирамидкой со стихами поэта. Позднее, в честь 60-летия со дня рождения Михаила Юрьевича, на этом месте был установлен полукруглый памятник, украшенный венками. Тогда в центре памятника располагалась тумба с бюстом Лермонтова. Каждый год, 15 июля, вокруг памятника собирались люди, проходила панихида по поэту.

Со временем памятник пришел в негодность. К 100-летию Михаила Юрьевича было принято решение не восстанавливать устаревший монумент, а заново построить памятник. Но, из-за войны, памятник открыли только в 1915 году. Его авторами стали Б. М. Микешин (скульптор обелиска), Л. А. Дитрих и В. В. Козлов (скульпторы из Санкт-Петербурга, спроектировавшие ограду). Результатом стал тот самый памятник, который мы видим на фото места дуэли Лермонтова.

Дуэль Лермонтова и Мартынова

В 1840 году Михаил Лермонтов, за дуэль с Э. де Барантом, был отправлен в ссылку на Кавказ — на службу в Тенгинском пехотном полку. По пути на службу Лермонтов остановился в Пятигорске для лечения. Он уже неоднократно бывал здесь и любил этот город.

В течение своего пребывания, Лермонтов неоднократно ядовито высказывался в адрес Мартынова. Отставной майор Николай Мартынов нередко попадал под сравнение с Михаилом Лермонтовым — он тоже писал стихи и прозу. Сам именитый поэт насмехался над произведениями Мартынова, над его кавказским одеянием. На одном из приемов Мартынов услышал оскорбления Лермонтова из-за внезапно остановившейся музыки. Он вскипел и вызвал Лермонтова на дуэль. Это случилось 13 июля, а 2 дня спустя произошла роковая встреча у склона Машука.

По свидетельствам современников, Лермонтов мог бы выжить. Но вооруженная встреча не афишировалась и проходила не по правилам. Так, по историческим свидетельствам удалось установить, что на месте проведения трагического события не было врача. Неизвестно по какой причине, отсутствовали секунданты со стороны поэта. Первым стрелял Мартынов. Он прострелил грудь Михаила Юрьевича. Секундант Мартынова отправился за доктором, но, из-за непогоды, не смог доставить врача. Великий поэт скончался на поляне, на месте дуэли.

Несмотря на статус великого поэта и писателя, Лермонтова похоронили без почестей. В официальном документе было сказано, что он погиб из-за бури с громом и молнией. Император Николай I высказался о смерти поэта: «собаке — собачья смерть». Могила Михаила Юрьевича находится в семейном имении «Тарханы» в Пензенской области.

Лермонтовские места в Пятигорске

В городе есть и другие места, связанные с великим русским поэтом:

  • Дом-музей Лермонтова. В этом доме поэт прожил с мая 1841 года до дня своей гибели. Здесь были написаны его последние строки — согласно историческим данным, это письмо его бабушке. Памятная табличка на доме появилась благодаря инициативе Островского. Сегодня в доме воссоздана старинная обстановка комнат, проходят выставки и другие культурные мероприятия.
  • Грот Лермонтова. Природный объект представляет собой искусственно углубленную пещеру, оформленную под нишу с аркой. Изначально он назывался грот Каллипсо, но, после смерти поэта, его стали называть фамилией писателя. Считалось, что именно отсюда он наблюдал за жизнью курортников, которых в романе «Герой нашего времени» называл «водяным обществом».
  • Лермонтовская галерея. Металло-стеклянная конструкция была возведена в начале XX века — с поэтом она связана косвенно: в год постройки отмечался 60-летний юбилей со дня рождения поэта, поэтому галерею решили назвать Лермонтовской. Сегодня галерея является концертно-выставочным залом.
  • Памятник Лермонтову. Скульптура была построена на пожертвования жителей из разных уголков Российской империи. Поэт изображен задумчивым и печальным, сидящим на склоне Машука.

В пятигорском некрополе можно встретить табличку «Первоначальное захоронение Лермонтова». В этом месте поэт пролежал 8 месяцев, после чего, гроб с его останками увезли к бабушке Лермонтова, в Тарханы. Сейчас в некрополе установлен памятный обелиск.

Как добраться до места дуэли Лермонтова в Пятигорске

В середине XX века район, где произошла дуэль, был включен в городскую черту. От курортной зоны, где расположены пятигорские санатории, можно дойти за 40 минут по живописным горным склонам. От проспекта Калинина к памятнику ведет асфальтированная дорога, без проблем можно припарковать машину рядом.

Читайте также:
Как гражданину Казахстана открыть ИП в России: нюансы оформления

До остановки общественного транспорта «Место дуэли Лермонтова» можно доехать на:

  • автобусе № 223.
  • маршрутных такси № 16, 113, 113а, 213, 223Б.

В 20 минутах ходьбы находится железнодорожная станция «Лермонтовская», на которой останавливаются поезда «Кисловодск — Минеральные Воды».

Расписание поездов до станции «Лермонтовская»

Так как дорога от санаторной зоны холмистая, многие курортники предпочитают добираться до места дуэли на такси. Вызвать такси в Пятигорске можно через приложения: Яндекс. Такси, Maxim, Gett, RuTaxi.

Место дуэли М. Ю. Лермонтова на google-панораме: вид сверху

Место дуэли М. Ю. Лермонтова: видео

Место дуэли М.Ю. Лермонтова – памятное место в Пятигорске

Место дуэли Лермонтова – это одна из важнейших достопримечательностей Пятигорска. Объект культурного наследия федерального значения.

Дуэли в России

Появившиеся в начале 18 века и официально запрещённые, дуэли всё же были чрезвычайно популярны как защита дворянской чести. Порядок их был закреплён дуэльным кодексом Франции, но он соблюдался отнюдь не полностью.

3D-панорама Места дуэли М.Ю. Лермонтова

И хотя поединки эти приравнивались к уголовному преступлению, они случались часто. Отказ от них расценивался как малодушие и закреплял за отказавшимся ярлык труса, в случае если противники равны по социальному статусу, а также приводил к тому, что офицер, вызываемый на дуэль, должен подать в отставку. Так что цена в любом случае была высока.

Однако, приняв вызов, дуэлянты вполне могли разойтись мирно, если обидчик принёс извинения и признал свою неправоту. Ситуаций таких было множество. Как символ примирения, расценивался и выстрел в воздух.

Что же произошло?

Жизнь талантливого поэта, писателя, драматурга М.Ю. Лермонтова оборвалась на 27-м году. Нелепо, неожиданно, незамедлительно. Выстрелом навылет в грудь.

Пятигорск. Северо-западный склон Машука.

Когда?

15 июля 1841 года.

На дуэли с Н.С. Мартыновым, когда-то учившимся вместе с Лермонтовым в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и являвшимся его партнером по фехтованию на эспадронах.

Почему?

Выходец из богатого рода, майор в отставке, двоюродный брат писателя М. Загоскина, знаменитого своими историческими романами, прекрасно образованный, начитанный и с молодых лет пишущий стихи и прозу, Николай Соломонович Мартынов устал терпеть колкие и язвительные насмешки в свой адрес от острого на язык поэта.

Он многократно просил Лермонтова, который при любом удобном случае отпускал в адрес отставного майора неприятные замечания, перестать подшучивать над ним и говорить о нём нелицеприятные вещи. Особенно в обществе дам, вниманием одной из которых он очень дорожил. Последней каплей стали события вечера 13 июля 1841 г.

Что стало причиной проведения дуэли

У Верзилиных

Сегодня в этом здании расположилась экспозиция, посвящённая кавказскому периоду жизни и творчества Лермонтова. Особое внимание отведено гостиной, где Мартынов бросил поэту вызов.

Дом в Пятигорске, расположенный на пересечении улиц Буачидзе и Карла Маркса, принадлежал семье генерала Петра Семёновича Верзилина, с которым поэт познакомился во время лечения на водах.

Лермонтов был частым гостем в этом доме. Мартынов жил во флигеле рядом. По вечерам все собирались в гостиной и оживлённо беседовали, танцевали, спорили, играли на фортепиано.

Шутка

Князь Трубецкой музицировал. В другом конце гостиной, сидя на диване, Лермонтов разговаривал с Эмилией Александровной, дочерью супруги Верзилина от первого брака. Неподалёку беседовали Мартынов и Надежда Петровна Верзилина, общая дочь супругов Верзилиных. Рыжеволосая красавица, она нравилась обоим будущим противникам.

Надо сказать, что Мартынов был очень щепетилен во внешности и крайне утрировал вкусы обитателей гор. Товарищи неоднократно посмеивались над ним. И в этот раз был одет как настоящий горец: в черкесский костюм, дополненный большим кинжалом.

Лермонтов иронично заметил своей собеседнице, что ей нужно быть осторожной, общаясь с этим страшным горцем. Шутка, адресованная девушке, по роковой случайности прозвучала на весь зал, так как именно в этот момент князь Трубецкой остановил игру. Все рассмеялись.

Но быть посмешищем, особенно в глазах милой сердцу Надежды Петровны, Мартынову не хотелось. Он вышел из себя и резко произнёс, что больше терпеть насмешки Лермонтова не будет.

Вызов

Вечер был закончен. Выйдя из дома, Лермонтов не спешил извиняться, а Мартынов был в бешенстве. Итогом их возбуждённого разговора, свидетелей которого нет, стал вызов поэта на дуэль.

Близкий друг майора в отставке настаивал, чтобы Мартынов отказался от задуманного поединка. Но разгневанный Николай Соломонович был непреклонен.

Поэт не воспринял вызов всерьёз и был уверен, что они помирятся и по-прежнему будут добрыми друзьями. Он вообще-то не был любителем подобных поединков. В его жизни это была вторая дуэль.

Лермонтов-дуэлянт

Первая, с французским послом Эрнестом Барантом, состоялась чуть больше года назад, в феврале 1840 г. Француз, опять-таки задетый колкостями поэта, стрелял первым и промахнулся, а Лермонтов выстрелил в сторону.

Тогда за сокрытие факта дуэли, за участие в ней, за отказ оклеветать себя, якобы он стрелял в Баранта, но промахнулся, поэт был осуждён и направлен на службу в Тенгинский пехотный полк. Это было самое опасное место на Кавказе. Здесь, не прекращаясь, шли боевые действия. Фактически Лермонтова отправляли на смерть.

Сказалась в этом решении и личная неприязнь Николая I: Лермонтов сначала своим пламенным стихотворением «Смерть поэта», а затем разбирательствами с французским послом обострял и без того напряжённые русско-французские отношения.

Однако служба не испугала деятеля. В боях он проявлял храбрость, неоднократно представлялся к наградам за свои военные заслуги. Но ни одной так и не получил: Николай I был противником дуэлей.

Но император предоставил Лермонтову долгожданный отпуск, возвращаясь из которого поэт заехал в Пятигорск, навестил старых друзей. Однако в связи с болезнью был вынужден задержаться в городе.

Последняя дуэль

Небольшая поляна, находившаяся в четырех километрах от Пятигорска, была выбрана для проведения поединка. Погода была ужасная. По воспоминаниям очевидцев, буря грохотала и скорбно выла, гром оглушительно гремел, а молния ослепительно сверкала.

По условиям дуэли стрелялись на расстоянии пятнадцати шагов. До трёх выстрелов. Должны были присутствовать секунданты с обеих сторон, экипаж, врач. Двух последних, однако, не было. Помешала непогода.

Читайте также:
Галерея Тейт Модерн в Лондоне — подробная информация с фото

Со стороны Мартынова секундантами были М. Глебов и А. Васильчиков. О секундантах Лермонтова – А.А. Столыпине и С.В. Трубецком – ходят разные слухи. Или их не было на дуэли, или они опаздывали, или их присутствие тщательно скрыли от следствия.

Это и не удивляет. Ведь они на Кавказе были в незавидном ссыльном положении и на судебном процессе могли значительно пострадать.

Убийство

Все видели, что Лермонтов не собирался стрелять. Когда противники сошлись у барьера, поэт опустил пистолет, говоря, что не намерен стреляться из-за пустяков.

Раздражённый Мартынов, для которого постоянные насмешки пустяком не являлись, отступать был не готов и предупредил бывшего приятеля, что, если тот не выстрелит, он убьёт его. Лермонтов стрелял вверх, в воздух.

Мартынов целился невероятно долго, настолько, что секунданты уже намеревались развести дуэлянтов. От меткого выстрела, прошедшего сквозь сердце и лёгкие, по свидетельству князя Васильчикова, Лермонтов упал и скончался на месте.

Отправленный за врачом и повозкой в Пятигорск князь Васильчиков вернулся только с последней – врач в такую погоду ехать за город отказался.

Человека, убитого на дуэли, приравнивали к самоубийце. Именно поэтому похоронить Лермонтова можно было только после получения разрешения от следственной комиссии.

Похороны

17 июля 1841 года тело поэта захоронили на Пятигорском кладбище. В последний путь Лермонтова провожали жители и гости Пятигорска, друзья, знакомые, официальные лица.

Гроб несли четыре человека, каждый из которых – непреднамеренно – представлял полк, где Лермонтову довелось служить: Нижегородский драгунский, Тенгинский пехотный, Лейб-гусарский и Гродненский гусарский.

Ровно через 250 дней тело Лермонтова было предано родной земле. По просьбе бабушки поэта, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, император разрешил перевезти прах в свинцовом гробу и захоронить его в семейном склепе, рядом с матерью и дедом, в родовом имении Тарханы. Место это с 23 апреля 1842 г. стало объектом упокоения русского поэта.

Память о Михаиле Юрьевиче Лермонтове

В разные годы временных памятников было много.

Изначально место дуэли никак не было обозначено. Почитатели творчества Лермонтова разыскали его спустя почти сорок лет после поединка. Руководствуясь мнением старожилов о месте дуэли, в 1878 г. пятигорские фотографы Г.И. Раев и А.К. Энгель положили придорожный камень на поляне.

Первый обелиск

Пройдёт три года, прежде чем контрагент Кавказских Минеральных Вод А.М. Байков прикажет установить здесь семидесятисантиметровый обелиск из машукского камня, на котором лаконично сообщалось: «Михаил Юрьевич Лермонтов. 15 июля 1841».

Спорные места

Правда, лермонтоведы не совсем согласны с тем, что дуэль произошла именно на этом месте. В 1881 г. создали специальную комиссию, чтобы установить точное место гибели поэта.

Профессор П.А. Висковатый, первый исследователь жизни и творчества Лермонтова, очевидцы событий – Евграф Чалов и Иван Чухнин (первый держал лошадей дуэлянтов, второй – брат того извозчика, который вёз тело поэта в Пятигорск) – предполагали, что дуэль произошла у Перкальской скалы.

Памятник к 60-летию со дня гибели Лермонтова

В преддверии этой даты летом 1901 г. было решено поставить временный бюджетный памятник. И.И. Байков, главный архитектор КавМинВод, подготовил проект, по которому уже стоящий обелиск окружили оштукатуренным сооружением из досок, представлявшим собой полукруглую высокую ограду.

Лепные рельефы и венки украсили прямоугольные столбы. На пятиметровую тумбу поставили гипсовый бюст поэта. Концы ограды ознаменовались металлическими жертвенниками с венками.

Надпись, сделанная на памятнике, указывает на дату гибели Лермонтова на этом месте в результате поединка. Открытый 15 июля 1901 г., памятный знак прослужил всего пять лет. На протяжении этого времени в день гибели поэта здесь проводилась гражданская панихида.

Но деревянная конструкция обветшала и в 1907 г. её разобрали. Чтобы создать каменный обелиск, нужны были финансы. Пятигорская управа средств на замену памятника не выделила. Долгое время с этой целью собирались пожертвования.

Вплоть до 1913 года деревянную тумбу, на которую ставили гипсовый бюст, собирали в связи с открытием сезона и разбирали к закрытию.

Памятник к 100-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова

К этой дате приняли решение установить солидный постоянный памятник поэту. 10000 рублей выделил Горный департамент министерства торговли и промышленности.

Проектировал будущий обелиск скульптор Б.М. Микешин, который в это время уже работал над памятником Лермонтову в Петербурге. К планируемой дате закончить работу не получалось. Трудности возникали и с доставкой по грунтовой дороге материала к месту установки, и с невозможностью скульптора лично руководить ходом работ.

Разногласия возникли и в связи с оградой памятника. Микешину не нравился тот вариант, который выбрал заказчик. Тогда, не поставив скульптора в известность, ограду доверили спроектировать другим петербургским скульпторам: Л. Дитриху и В. Козлову. Конечно, это вызвало негодование Микешина, уверенного, что такая ограда разрушает весь его замысел. На открытие памятника в октябре 1915 г. раздосадованный скульптор не явился.

Однако, несмотря на все возражения Микешина по поводу позорящей его как автора памятника ограды, последняя была сохранена.

Описание памятника на месте дуэли

Сегодня каждый, кто приезжает в Пятигорск, считает своим долгом посетить лермонтовские места. Машукская поляна – одно из них.

Дорога, ведущая к памятнику, украшена высокими каменными пилонами, на которых установлены колонны. Сами пилоны спроектировал в 1951 г. архитектор Б.П. Светлицкий. Верхняя часть колонн отмечена изображениями арфы и раскрытой книги.

Сам пирамидальный обелиск – строгий, выполненный в российских традициях XVIII века – изготовлен из светлого доломита и стоит на прямоугольном пьедестале. Его высота – 8,3 метра.

Барельеф выполнен из темной бронзы и расположен в округлой нише постамента. Лермонтов на нём – поручик Тенгинского пехотного полка.

Квадратную ограду составляют тяжёлые металлические цепи, соединяемые эффектными, из бетона, пулями-столбиками. На углах квадрата – большие каменные грифы, символизирующие смерть поэта от огнестрельного ранения. И хотя во времена Лермонтова пули имели шарообразный вид, композиции памятника это отнюдь не умаляет.

Где находится место на карте Пятигорска

Координаты GPS – 44.059203, 43.076936

Читайте также:
Миграционный учет граждан Украины на территории РФ

Как добраться (доехать) до искомой точки

Ближайшая отсюда остановка городского транспорта находится в 760 м – она так и называется «Место дуэли М.Ю. Лермонтова». Сюда вас довезут маршрутки №№ 16, 113, 113а, 213а, 223, 223б и 226.

На машине добраться сюда от центра Пятигорска несложно и самостоятельно:

Приехать в Пятигорск и посетить описанное место – обязанность каждого человека, знакомого с творчеством Михаила Юрьевича. Почему? Потому что именно у подножия горы Машук гордый, как сам Лермонтов, величественно стоит обелиск в честь великого поэта, самый монументальный во всей России.

Место дуэли М.Ю. Лермонтова

На северо-западном склоне Машука стоит одинокий памятник. Здесь погиб выдающийся поэт России Михаил Юрьевич Лермонтов.

15 июля 1841 года грозовым вечером на склоне Машука состоялась дуэль поручика М. Ю. Лермонтова с майором Н.С. Мартыновым. Решающий выстрел оборвал жизнь молодого поэта. Упав замертво на землю, Лермонтов оросил ее своей алой кровью.

  • Фото: предоставлено пятигорским краеведческим музеем
  • Фото: предоставлено пятигорским музеем краеведения
  • Фото: предоставлено пятигорским краеведческим музеем
  • Фото: Предоставлено пятигорским краеведческим музеем
  • Фото: предоставлено пятигорским Музеем краеведения

Место поединка никак не было отмечено. Почитателям творчества поэта пришлось разыскивать это место только спустя много лет. Пятигорские фотографы Г. И. Раев и А. К. Энгель в 1878 г. на поляне, где по мнению старожилов произошла дуэль, положили придорожный камень. Контрагент КМВ А. М. Байков, большой почитатель поэта, распорядился 15 июля 1881 г. установить из машукского камня скромный обелиск на этом месте высотой семьдесят сантиметров.

На нем была нанесена простая надпись, которая сообщала: «Михаил Юрьевич Лермонтов. 15 июля 1841».

В июне 1901 г., в преддверии 60-летия со дня гибели поэта, было принято решение на месте дуэли соорудить временный недорогой памятник по проекту, составленным главным архитектором КМВ И. И. Байковым. Вокруг первоначального обелиска установили оштукатуренное дощатое сооружение в виде полукруглой высокой ограды. Оно состояло из прямоугольных столбов, украшенных лепными рельефами и венками, и пятиметровой тумбы. На тумбу водрузили гипсовый бюст поэта, а на концах ограды установили металлические жертвенники с венками. На памятнике сделали надпись: «Здесь погиб на поединке Михаил Юрьевич Лермонтов. 15 июля 1841 года». 15 июля 1901 г. сооружение было открыто. Этот памятник простоял пять лет. За это время он сильно обветшал, и зимой 1907 года его разобрали. Решено было сделать новый обелиск из камня и бетона, но для этого нужны были средства.

Накануне 100-летия со дня рождения Лермонтова, в начале 1914 г., министерство, управлявшее Кавказскими Водами, предоставило средства для сооружения постоянного монумента в Пятигорске на месте дуэли. Был приглашен скульптор Б. М. Микешин. Памятник, изготовленный из светлого кисловодского доломита, был окончен весной 1915 г. Он напоминал, композиционно, надгробный обелиск А. В. Пастухова, поставленный на вершине Машука. Высота памятника 8,3 м. Темно-бронзовый барельефный портрет поэта помещен в круглой нише пьедестала. Лермонтов изображен в форме поручика Тенгинского пехотного полка. Стоящий на прямоугольном пьедестале строгий и высокий обелиск создан в классической форме «указующего перста», очень широко принятой в России в XVIII веке.

Приемной комиссией Управления КМВ были обнаружены дефекты памятника и предписано было их исправить, предложив также сделать ограду. Микешин, отказав, уехал из Пятигорска. Тогда дирекция Вод пригласила петербургских скульпторов В. В. Козлова и Л. А. Дитриха исправить изъяны и соорудить ограду. Ограда была сооружена со сидящими на углах каменными грифами и столбиками в виде пуль, соединенными цепями. По всей видимости, они должны были означать «мучительную смерть от огнестрельной раны».

Памятник открыли 15 июля 1915 г. без всяких торжественных мероприятий, ведь в это время шла война. Когда Б. М. Микешин увидел в журнале фотоснимки созданного им памятника, выступил с возражением против изменения задуманной им идеи. С возмущением он написал в Управление Вод об «антихудожествен ной и безобразной ограде, позорящей его, как автора памятника». Аллегорическая ограда, не смотря на возражение, была сохранена.

В день гибели поэта, каждый год на этом месте проводится поэтический митинг. Он собирает большое количество людей. Стоящий на месте дуэли М. Ю. Лермонтова монумент стал одним из лермонтовских мест. Само место дуэли до сих пор не известно и продолжаются поиски его точного местонахождения. Большинство лермонтоведов располагают его значительно дальше от города рядом с Перкальской скалой.

У поворота с проспекта Калинина на дорогу, по которой можно добраться к скорбному обелиску, стоят высокие каменные пилоны с трехчетвертными колоннами. На их вершине изображены арфа и раскрытая книга, созданные по проекту архитектора Б. П. Светлицкого в 1951г.

Грузинский вояж “Бродяги”. Часть 7. Пятигорск. Место дуэли М.Ю. Лермонтова, гора Машук, озеро Провал.

Часть 7. Дорога домой. Пятигорск. Место дуэли М.Ю. Лермонтова, гора Машук, озеро Провал.

Так как мы приехали в Пятигорск под вечер, решено было сходить в ближайшую «Пятерочку» купить продуктов на ужин и на дальнейшую дорогу.
Квартира находилась не очень далеко от места дуэли М.Ю. Лермонтова, утром решено было начать нашу прогулку именно с этого места. Точные координаты места дуэли Лермонтова: 44°03′32″ с.ш. 43°04′37″ в.д. Можно доехать на автобусе № 223 и маршрутных такси № 16, № 112а, № 113, № 113а, № 213, № 223Б. Остановка «Место дуэли Лермонтова». Из-за того, что дорога холмистая, многие добираться до места дуэли на такси.
В 20 минутах ходьбы от места дуэли находится железнодорожная станция «Лермонтовская», на которой останавливаются поезда «Кисловодск — Минеральные Воды».
Естественно, при таком многообразии выбора, мы пошли пешком. Подышать чистым горным воздухом и размяться.

Появившиеся в начале 18 века и официально запрещённые, дуэли всё же были чрезвычайно популярны как защита дворянской чести. Порядок их был закреплён дуэльным кодексом Франции, но он соблюдался отнюдь не полностью.
И хотя поединки эти приравнивались к уголовному преступлению, они случались часто. Отказ от них расценивался как малодушие и закреплял за отказавшимся ярлык труса, в случае если противники равны по социальному статусу, а также приводил к тому, что офицер, вызываемый на дуэль, должен подать в отставку. Так что цена в любом случае была высока.
Однако, приняв вызов, дуэлянты вполне могли разойтись мирно, если обидчик принёс извинения и признал свою неправоту. Ситуаций таких было множество. Как символ примирения, расценивался и выстрел в воздух.
18 февраля 1840 года состоялась дуэль М. Ю. Лермонтова с Э. де Барантом, за которую поэт был арестован и предан военному суду. Суд вынес решение о трёхмесячном содержании Лермонтова в крепости с последующим направлением в один из армейских полков. Но Николай I ограничил наказание ссылкой на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк, сражавшийся с горцами на самом опасном участке военных действий. По пути к месту службы Лермонтов заехал в Пятигорск для лечения.
Здесь 15 июля 1841 года на северо-западном склоне горы Машук произошла дуэль между М.Ю. Лермонтовым и его бывшим однокашником по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, а так же его партнером по фехтованию на эспандронах (тупая спортивная шпага) Н.С. Мартыновым.
Выходец из богатого рода, майор в отставке, двоюродный брат писателя М. Загоскина, знаменитого своими историческими романами, прекрасно образованный, начитанный и с молодых лет пишущий стихи и прозу, Николай Соломонович Мартынов устал терпеть колкие и язвительные насмешки в свой адрес от острого на язык поэта.
Он многократно просил Лермонтова, который при любом удобном случае отпускал в адрес отставного майора неприятные замечания, перестать подшучивать над ним и говорить о нём нелицеприятные вещи. Особенно в обществе дам, вниманием одной из которых он очень дорожил. Последней каплей стали событие произошедшее в доме Верзилиных вечером 13 июля 1841 г.
Князь Трубецкой музицировал. В другом конце гостиной, сидя на диване, Лермонтов разговаривал с Эмилией Александровной, дочерью супруги Верзилина от первого брака. Неподалёку беседовали Мартынов и Надежда Петровна Верзилина, общая дочь супругов Верзилиных. Рыжеволосая красавица, она нравилась обоим будущим противникам. Надо сказать, что Мартынов был очень щепетилен во внешности и крайне утрировал вкусы обитателей гор. За это товарищи неоднократно посмеивались над ним. И в этот раз он был одет как настоящий горец: в черкесский костюм, дополненный большим кинжалом.
Лермонтов иронично заметил своей собеседнице, что ей нужно быть осторожной, общаясь с этим страшным горцем. Шутка, адресованная девушке, по роковой случайности прозвучала на весь зал, так как именно в этот момент князь Трубецкой остановил игру. Все рассмеялись.
Но быть посмешищем, особенно в глазах милой сердцу Надежды Петровны, Мартынову не хотелось. Он вышел из себя и резко произнёс, что больше терпеть насмешки Лермонтова не будет.
Вечер был закончен. Выйдя из дома, Лермонтов не спешил извиняться, а Мартынов был в бешенстве. Итогом их возбуждённого разговора, свидетелей которого нет, стал вызов поэта на дуэль.
Последняя дуэль.
Небольшая поляна, находившаяся в четырех километрах от Пятигорска, была выбрана для проведения поединка. Погода была ужасная. По воспоминаниям очевидцев, буря грохотала и скорбно выла, гром оглушительно гремел, а молния ослепительно сверкала.
По условиям дуэли стрелялись на расстоянии пятнадцати шагов. До трёх выстрелов. Должны были присутствовать секунданты с обеих сторон, экипаж, врач. Двух последних, однако, не было. Помешала непогода.
Убийство, а не дуэль.
Все видели, что Лермонтов не собирался стрелять. Когда противники сошлись у барьера, поэт опустил пистолет, говоря, что не намерен стреляться из-за пустяков.
Раздражённый Мартынов, для которого постоянные насмешки пустяком не являлись, не готов был отступать и предупредил бывшего приятеля, что, если тот не выстрелит, он убьёт его. Лермонтов стрелял вверх, в воздух.
Мартынов целился невероятно долго, настолько, что секунданты уже намеревались развести дуэлянтов. От меткого выстрела, прошедшего сквозь сердце и лёгкие, по свидетельству князя Васильчикова, Лермонтов упал и скончался на месте.
Отправленный за врачом и повозкой в Пятигорск князь Васильчиков вернулся только с повозкой – врач в такую погоду ехать за город отказался.
17 июля 1841 года тело поэта захоронили на Пятигорском кладбище. В то время, человека, убитого на дуэли, приравнивали к самоубийце. Именно поэтому похоронить Лермонтова можно было только после получения разрешения от следственной комиссии. Это объясняет такой большой интервал.
Гроб несли четыре человека, каждый из которых – непреднамеренно – представлял полк, где Лермонтову довелось служить: Нижегородский драгунский, Тенгинский пехотный, Лейб-гусарский и Гродненский гусарский.
Через 8 месяцев тело Лермонтова было предано родной земле. По просьбе бабушки поэта, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, император разрешил перевезти прах в свинцовом гробу и захоронить его в семейном склепе, рядом с матерью и дедом, в родовом имении Тарханы. Место это с 23 апреля 1842 г. стало объектом упокоения русского поэта.
Изначально место дуэли никак не было обозначено. Почитатели творчества Лермонтова разыскали его спустя почти сорок лет после поединка. Руководствуясь мнением старожилов о месте дуэли, в 1878 г. пятигорские фотографы Г.И. Раев и А.К. Энгель положили придорожный камень на поляне.

Читайте также:
Отдых в Ницце - отзывы туристов, обзор достопримечательностей города и описание провинции

Первый обелиск будет установлен только через три года, по приказу контрагента Кавказских Минеральных Вод А.М. Байкова. Первый обелиск был семидесятисантиметровым из машукского камня, на котором лаконично сообщалось: «Михаил Юрьевич Лермонтов. 15 июля 1841».
В преддверии 60-летия со дня гибели Лермонтова летом 1901 г., было решено поставить временный бюджетный памятник. И.И. Байков, главный архитектор КавМинВод, подготовил проект, по которому уже стоящий обелиск окружили оштукатуренным сооружением из досок, представлявшим собой полукруглую высокую ограду.
Открытый 15 июля 1901 г., памятный знак прослужил всего пять лет. На протяжении этого времени в день гибели поэта здесь проводилась гражданская панихида.
Но деревянная конструкция обветшала и в 1907 г. её разобрали. Чтобы создать каменный обелиск, нужны были финансы. Пятигорская управа средств на замену памятника не выделила. Долгое время с этой целью собирались пожертвования.
Вплоть до 1913 года деревянную тумбу, на которую ставили гипсовый бюст, собирали в связи с открытием сезона и разбирали к закрытию.
К 100-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова приняли решение установить солидный постоянный памятник поэту. 10 000 рублей выделил Горный департамент министерства торговли и промышленности.
Проектировал будущий обелиск скульптор Б.М. Микешин, который в это время уже работал над памятником Лермонтову в Петербурге. К планируемой дате закончить работу не получалось. Трудности возникали и с доставкой по грунтовой дороге материала к месту установки, и с невозможностью скульптора лично руководить ходом работ.
Разногласия возникли и в связи с оградой памятника. Микешину не нравился тот вариант, который выбрал заказчик. Тогда, не поставив скульптора в известность, ограду доверили спроектировать другим петербургским скульпторам: Л. Дитриху и В. Козлову. Конечно, это вызвало негодование Микешина, уверенного, что такая ограда разрушает весь его замысел. На открытие памятника в октябре 1915 г. раздосадованный скульптор не явился.
Однако, несмотря на все возражения Микешина по поводу позорящей его как автора памятника ограды, последняя была сохранена.

Раковое место дуэли Лермонтова в Пятигорске

Пятигорск — знаменитый курорт, известный не только своими целебными здравницами, но и историческими эпизодами. Здесь, вблизи склона горы Машук находится место дуэли Лермонтова, известного поэта, и драматурга. Прожив всего 27 лет, он оставил большое наследие произведений, которые вошли в классику отечественной литературы.

  1. История ссоры с Мартыновым
  2. Последовательность увековечивания в архитектуре
  3. Как выглядит место гибели поэта в наши дни
Читайте также:
Миграционный учет граждан Украины на территории РФ

История ссоры с Мартыновым

Приехав отдыхать в Пятигорск невозможно не посетить место гибели поэта и не почтить тем самым дань его творчеству. Место дуэли таит в себе особую энергию. 15 июля 1841 года у подножья горы Машук состоялось роковое событие — дуэль между Михаилом Юрьевичем и Н. С. Мартыновым.

Приехав в Пятигорск на лечение, Лермонтов стал неравнодушно относиться к своему сопернику. Загораживая свой чуткий внутренний мир, он был для знакомых злоречивым и заносчивым человеком, однако всегда оставался добрым и отзывчивым человеком своим близким друзьям.

Ворота на въезде к месту дуэли Лермонтова

После многочисленных язвительных высказываний в адрес Николая Соломоновича Мартынова и оскорбительного описания его кавказского наряда, 13 июля на приеме у Верзилиных, Мартынов не выдержал и после беседы с Лермонтовым «с глазу на глаз» бросил поэту вызов. Уже через два дня, они встретились в назначенном месте, на северо-западном склоне Машука.

Стоит отметить, что правила дуэли были совершенно не соблюдены — отсутствовал врач и не пришли секунданты Михаила Юрьевича. Выстрел совершил только Мартынов — насквозь пробив грудь противника. Васильчиков, секундант Николая Соломоновича, поехал за врачом, но в связи с непогодой приехал с пустым экипажем. Великий поэт скончался прямо на месте дуэли.

Примечательно то, что несмотря на все старания похоронить Лермонтова по обычаям церкви, его тело упокоили без особых почестей. Официальный документ, подтверждающий смерть человека извещал о том, что М. Ю. Лермонтов скончался 15 июля, попав под стихию бури с громом и молнией.

В обществе особых соболезнований по этому поводу не было. Многие откликались, что там его и дорога. А император Николай Первый, узнав про известие о смерти, заявил, что «собаке нужна собачья смерть».

Последовательность увековечивания в архитектуре

Такое печальное историческое событие не могло остаться забытым. В первое время, место дуэли в Пятигорске было обозначено небольшой пирамидой из камня, где написаны стихи в память поэта. Позже, для чествования юбилейной даты, шестидесятилетия со дня рождения поэта, был установлен памятник, имевший форму полукруга с украшением из венков и рельефных деталей.

В середине находилась высокая тумба и бюст поэта. Архитектором этого проекта был И. И. Байков. Отрадно, что после открытия памятника, здесь ежегодно, 15 июля, собиралось большое количество людей: давались пожертвования, проводилась панихида. Но, не смотря на приток денег, памятник — год от года приходил в негодность.

После преодоления больших финансовых сложностей, проблемных ситуаций и продолжительных ремонтных работ, архитекторы Микешин и Дитрих создали проект, по которому памятник должен был состоять из обелиска и ограды.

Высота установленного в середине столба превышает 8 метров. Само сооружение выполнено из доломита и бронзы. По центру расположен бюст поэта, указаны годы жизни Лермонтова.

Ограда из бетонных столбиков напоминают образы пуль, они соединены между собой тяжелыми цепями. Четыре грифа по углам охраняют величественное произведение архитектуры. Памятник открыли в 1915 году, когда шла полным ходом Первая мировая война. Поэтому на месте дуэли собралось мало людей.

Как выглядит место гибели поэта в наши дни

Сейчас это уникальное сочетание истории и поэзии. Здесь, каждый год в день смерти поэта проходят митинги поэтов, продолжающих помнить его вклад в литературу. Звучат многочисленные стихи Михаила Юрьевича, и вспоминают знаменитые строки любви к Кавказу.

Однако, точное место, где состоялась дуэль, до сих пор не известно. Специалисты лермонтоведы пытаются по крупицам создать все подробности этой трагедии и воссоздать конкретные координаты рокового эпизода.

Туристы также обязательно посещают это красивейшее место. На дороге, ведущей к памятнику, уже с поворота их встречают каменные пилоны, на верхушке которых открытая книга и арфа, символ вдохновения. Этот архитектурный ансамбль был создан в 1951 году Б. П. Светлицким.

Достопримечательность притягивает туристов своей красотой и естественностью. Деревья, окружающие поляну большие цветники, которые разбили заботливые жители, создают впечатление величия и могущества этого места. Пришедший сюда человек впитывает атмосферу, которая была больше сотни лет назад.

Осознает тот факт, что по этим дорогам, по этой земле ступала нога великого поэта, не боящегося обстоятельств, а наоборот, идущего наперекор судьбе. Место дуэли Лермонтова — восхитительный участок в Пятигорске, где сохраняются исторические ценности, воспитывается любовь к родине, к Кавказу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: