Берлинская стена: история создания и разрушения в контексте европейской истории

Берлинская стена история создания и разрушения

Берлинская стена, возведённая в ночь 13 августа 1961 года (известная как Berliner Mauer), была физическим разделением между западным Берлином и Восточной Германией. Цель со стороны запада — удержать недовольных восточных немцев от бегства на Запад. Когда Берлинская стена пала 9 ноября 1989 года, её разрушение оказалось почти таким же мгновенным, как и её создание. 28 лет Берлинская стена была символом холодной войны, железного занавеса между Советским коммунизмом и «демократиями Запада». Когда «железный занавес» пал, праздновали во всём мире. Читайте далее историю создания и разрушения Берлинской стены.

Зачем построили берлинскую стену

Завершая Вторую Мировую Войну союзные державы разделили Германию, образовав четыре зоны. Согласно решениям Потсдамской конференции, эти зоны разделили между собой Соединённые Штаты, Великобритания, Франция, Советский Союз, вплоть до раздела столицы Германии — город Берлин.

Отношения между Советским Союзом и тремя другими союзными державами быстро стали портиться. Кооперативная атмосфера оккупации Германии образовала конкурентную, даже агрессивную среду. Наиболее известным инцидентом стала Берлинская блокада (июнь 1948 года), во время которой Советский Союз прекратил все поставки Западному Берлину. Хотя конечным итогом предполагалось воссоединение Германии, новые отношения между всеми союзными державами создали атмосферу «холодной войны» — Запад против Востока, «западную демократию» против коммунизма.

1949 год — эта новая форма организации Германии стала официальной, когда три зоны, оккупированные Соединёнными Штатами, Великобританией, Францией, объединились, образовав Западную Германию (Федеративная Республика Германия, или ФРГ).

Зона, отошедшая Советскому Союзу, быстро сопровождается формированием Восточной Германии (германская Демократическая Республика, или ГДР).

Такое же разделение — Запад-Восток, произошло через всю территорию Берлина. Поскольку Город Берлин оказался полностью расположен среди советской зоны, Западный Берлин стал «островом демократии в Коммунистической Восточной Германии».

Экономическое различие ГДР-ФРГ после создания Берлинской стены

За короткий период времени после Великой Отечественной Войны условия жизни Западной и Восточной частей Германии стали совершенно разными. Благодаря поддержке оккупирующих держав, Западная Германия стремительно создавала капиталистическое устройство общества. Экономика ФРГ пережила такой быстрый рост, что стала называться «экономическим чудом». Жители Западной Германии начали жить хорошо, покупая гаджеты, технику, путешествовать.

Жители Восточной Германии — наоборот. Советский Союз рассматривал её, как буферную зону. Когда Восточная Германия стала, собственно, страной (1949), то находилась под непосредственным влиянием Советского Союза, планомерно создавалось коммунистическое общество. Благодаря советской партийной номенклатуре СССР того времени, экономика Восточной Германии затянулась, свободы личности сильно ограничивались, постепенно создавая напряжённость среди немцев. Условия жизни населения Западной и Восточной Германии начали стремительно различаться в пользу Запада.

Создание массовой эмиграции жителей ГДР на Запад (ФРГ)

За пределами Берлина Восточную Германию укрепили (1952). К концу 1950-х некоторые жители Восточной Германии пытались эмигрировать. Однажды беженцам, размещённым на складах, открыли ворота Западной Германии. Большинство сбежавших были молодые, подготовленные специалисты. К началу 1960-х Восточная Германия стремительно теряла свою рабочую силу, своё население.

Согласно оценкам периода 1949-1961 гг., почти 2,7 миллиона человек покинули Восточную Германию. Правительство отчаянно стремилось остановить этот массовый отток граждан ГДР, прикрывая лёгкий доступ восточных немцев к Западному Берлину.

Даже предпринималось несколько попыток просто захватить Западный Берлин. Отчаявшись удержать своих граждан, руководство Восточной Германии понимало — что-то нужно сделать. За два месяца до падения Берлинской стены, Вальтер Ульбрихт, председатель Государственного Совета ГДР (1960-1973) сказал: «Niemand Hat, умереть Absicht, ете Мауэр ЗУ errichten. Эти знаковые слова означают: никто не собирался строить стену. После этого заявления отток восточных немцев только увеличился. Следующие два месяца 1961 года около 20 000 человек бежали на Запад.

Строительство Берлинской стены и её последствия

Распространились слухи, что что-то может привести к ужесточению границ Восточного и Западного Берлина. Никто не ожидал ни скорости, ни абсолютности Берлинской стены. Чуть позже полуночи 12-13 августа 1961 года грузовики с солдатами, строителями рвались через Восточный Берлин. Когда большинство берлинцев спали, бригады строителей, военные, начали «разрывать» улицы, идущие в Западный Берлин. Они вырыв ямы, поставили бетонные столбы, натянули колючую проволоку, создавая границу между Восточным, Западным Берлином. Телефонные провода также перерезали, перекрыли железнодорожные линии, разделив даже метрополитен столицы.

Проснувшись утром, берлинцы оказались шокированы. Ранее «жидкая граница теперь стала жёсткой». Восточные берлинцы больше не могли пересекать границу, посещая оперы, пьесы, футбольные матчи. Около 60 000 жителей Восточного Берлина потеряли свою работу, хорошо оплачиваемые рабочие места, предоставляемые Западным Берлином. У друзей, влюбленных, даже члены многих семей потеряли возможность пересекать границу, встречать своих близких.

Размеры Берлинской стены

Общая протяжённость Берлинской стены составляла 155 километров, пробежав не только через центр Берлина, но обернулась вокруг Западного Берлина, полностью отрезав его от остальной части Восточной Германии.

За свою 28-летнюю историю стена пережила четыре крупных преобразования, начиная забором из колючей проволоки с бетонными столбами. Спустя некоторое время её быстро заменили более крепким, постоянным сооружением, сделанного из бетонных блоков, колючей проволоки. Первые два варианта стены спустя время заменили третьим вариантом (1965) — бетонной стеной, поддерживаемой стальными балками.

Четвертый вариант Берлинской стены, построенный 1975-1980 гг., оказался самым сложным, основательным — бетонные плиты почти 12 футов (3,6 метра), 4 футов (1,2 метра); поверх плит лежала гладкая труба, проходящая вдоль вершины стены, мешая людям масштабировать её.

Читайте также:
Лучшие пляжи Кемера — как добраться и отели у моря

Ко времени падения Берлинской стены (1989), там образовалась 300-футовая Ничейная Земля, дополнительная внутренняя стена. Солдаты патрулировали собаками, заметая следы. Восточные немцы также установили противо-транспортные траншеи, электрические заборы, массивные световые системы, 302 сторожевые башни, 20 бункеров, даже минные поля.

Много лет пропаганда со стороны Восточно-германского правительства говорила: народ Восточной Германии приветствует стену. В действительности, потенциальные последствия, напряжённая ситуация, с которым они сталкивались, не позволяли многим говорить об обратном.

Контрольно-пропускные пункты стены

Хотя большая часть Восточно-Западной границы насчитывала несколько слоёв превентивных мер, вдоль Берлинской стены стояло всего несколько официальных проёмов — контрольно-пропускных пунктов, нередко использовавшихся должностными лицами, имеющих специальное разрешение пересекать границу.

Самым известным считался пункт пропуска Чарли, создавая границу между восточно-западным Берлином на Фридрихштрассе. Контрольно-пропускной пункт Чарли был главным пунктом доступа для военнослужащих союзников, западных граждан, пересекающих границу. Вскоре после возведения Берлинской стены, Чекпойнт Чарли стал иконой холодной войны, часто фигурируя среди фильмов, книг того времени.

Попытки побега, линия смерти

Берлинская стена не позволяла большинству восточных немцев эмигрировать на Запад, но не сдерживала всех. За всю историю Берлинской стены, по оценкам, около 5000 человек сделали это безопасно.

Некоторые ранние успешные попытки были простыми, например, бросание веревки над Берлинской стеной, подъём вверх. Другие были дерзкими — таранили грузовиком или автобусом Берлинскую стену, пробегая за ним. Другие были самоубийцами, поскольку некоторые люди прыгали из верхних окон жилых домов, граничащих с Берлинской стеной.

Окна этих зданий заколотили (сентябрь 1961); канализацию, соединяющую Восток-Запад, перекрыли. Другие здания снесли, очищая пространство для Todeslinie — «линию смерти» или «полосу смерти». Данная открытая территория позволяла вести прямой огонь, чтобы восточно-германские солдаты могли выполнять приказ Шиесбефеля 1960 года, открывать огонь по любому, кто пытается перебежать. За первый год погибли двадцать девять человек.

По мере укрепления Берлинской стены, попытки перебежать становились всё более продуманными. Некоторые люди с разных сторон рыли тоннели через подвалы зданий Восточного Берлина, под Берлинской стеной Западного Берлина. Другая группа построила воздушный шар, пролетев над стеной.

Немногие попытки перебежать оказались успешными. Восточно-германские охранники стены могли стрелять по любому, кто приближался к восточной стороне без предупреждения, поэтому всегда присутствовала вероятность смерти. По разным оценкам, пересекая Берлинскую стену, погибло 192-239 человек.

Берлинская стена: мифы и реальные факты

50-я жертва Берлинской стены

Одним из самых печально известных случаев неудачной попытки произошел 17 августа 1962 года. В начале полудня двое 18-летних мужчин побежали к стене с намерением проскочить ее. Первый из молодых мужчин был успешным. Второму, Питеру Фехтеру, не повезло.

Он перелезал через забор, пограничник открыл огонь. Фехтер продолжал подниматься, но силы иссякли, как только он достиг вершины. Затем он повалился на Восточно-германскую сторону. К потрясению всего мира, Фехтер просто остался там. Стражи Восточной Германии не стреляли в него больше, но не пошли ему на помощь. Фехтер кричал в агонии почти час. Как только он истек кровью, стража Восточной Германии унесла его тело. Он стал 50-м человеком, погибшим у Берлинской стены, постоянным символом борьбы за свободу.

Падение Берлинской стены

Падение Берлинской стены произошло почти так же внезапно, как ее подъем. Были признаки, что Коммунистический блок ослабевает, но коммунистические лидеры Восточной Германии настаивали, что Восточная Германия нуждается в умеренных изменениях, а не в радикальной революции. Граждане Восточной Германии не согласились.

Берлинская стена: два города, два мира, две Европы

13 августа 1961 года началось сооружение Берлинской стены — главного символа «холодной войны» и разделения Германии

Берлинская стена стала самым известным в мире символом холодной войны, а ее разрушение закономерно превратилось в символ развала коммунистического союза восточноевропейских государств. За неполных три десятка лет своего существования Берлинская стена обросла множеством мифов: число погибших исчисляли сотнями, она считалась непреодолимой, а тех, кому удавалось вырваться в Западный Берлин, полагали инженерными гениями. В действительности документы подтверждают только 140 случаев гибели при попытках преодолеть Берлинскую стену, тогда как успешные побеги фиксировались чаще — более 5000 раз. И большинство из побегов были результатом скорее усердия и огромного желания оказаться на Западе, чем проявлением инженерного гения. Он-то как раз создал ту самую Стену, за которой три десятилетия на территории социалистической ГДР бок о бок с ее столицей существовал капиталистический Западный Берлин.

Оцепление из восточногерманских солдат возле Бранденбургских ворот в первый день строительства Берлинской стены 13 августа 1961 года

Два мира — два Берлина

Появление Западного Берлина стало результатом выполнения союзнических договоренностей об оккупационных зонах в Германии. Несмотря на то, что столицу третьего рейха взяла штурмом Красная Армия, причем без всякой поддержки союзников, город после победы разделили на четыре зоны оккупации: советскую, британскую, американскую и французскую. И, как три зоны оккупации Германии превратились в Тризонию, на основе которой 23 мая 1948 года была провозглашена ФРГ, так из трех западных берлинских зон родился Западный Берлин.

Читайте также:
Зарплата в МЧС России: из чего складывается

Это было уникальное образование: в сердце провозглашенной 7 октября 1949 года ГДР появился анклав, политика которого определялась даже не в западногерманской столице — Бонне, а гораздо дальше. Снабжение западноберлинской территории шло за счет бывших стран-оккупантов, и Восточной Германии приходилось не просто мириться с этим, но и охранять специальные транспортные коридоры, предназначенные для этой цели.

Солдаты Национальной народной армии ГДР охраняют участок границы с Западным Берлином, на котором идет строительство первой части Берлинской стены, 23 ноября 1961 года

Но идеологические и политические противоречия, разделившие Германию, не могли окончательно разделить берлинцев, многие из которых имели родственников по ту или эту стороны границы или ездили на работу из одного Берлина в другой. И хотя они не могли делать это совершенно свободно, все-таки возможностей для таких перемещений было достаточно: ежедневно через 94 пропускных пункта (81 уличный и 13 в метро и на городской железной дороге) границу между двумя Берлинами пересекали в среднем 400 тысяч человек.

Учиться на Востоке и работать на Западе

Традиционной причиной, по которой власти ГДР в конце концов приняли решение возвести Берлинскую стену, называют постепенно увеличивавшиеся масштабы бегства подготовленных специалистов из Восточной Германии. Для них возможность свободного выезда в Западный Берлин была фактически открытой дорогой к переселению в ФРГ. Конечно, восточногерманские власти такая ситуация не могла устраивать. И дело было даже не в идеологии, хотя она занимала существенное место в западноберлинском вопросе. ГДР, в которой высшее и среднее специальное образование были бесплатными, регулярно лишалась существенной части высококлассных подготовленных специалистов. Многие жители Восточного Берлина и вообще Восточной Германии стремились стать инженерами, врачами, строителями и так далее за счет бюджета ГДР, но устроиться работать в Западном Берлине, где платили существенно больше.

Жители Западного Берлина смотрят через только-только появившуюся Берлинскую стену на восточный сектор города, 1961 год

Но возможность постоянно сравнивать два образа жизни некогда единой страны, конечно, тоже поддерживала стремление молодых немцев (а именно они составляли существенную часть постоянно перемещавшихся через границу Западного Берлина) к переселению на Запад. Постепенно усиливавшееся влияние Штази на повседневную жизнь в ГДР, жесткий идеологический контроль, ухудшение условий работы — все это заставляло жителей Восточного Берлина и переехавших в столицу немцев налаживать контакты в Западном Берлине и стремиться перебраться туда сначала на работу, а потом и навсегда.

Особенно активным этот процесс стал в конце 1950-х и начале 1960-х годов, когда руководитель ГДР Вальтер Ульбрихт объявил экономический курс на преодоление разрыва между двумя Германиями и достижение превосходства восточногерманской экономики над западногерманской. Для страны это означало повышение производственных норм и быстрое расширение процесса коллективизации, который зачастую центральная власть проводила весьма жесткими методами. Немцы, имевшие возможность сопоставить условия жизни там и тут, ответили на это всплеском берлинской эмиграции, и тем самым спровоцировали окончательное решение о постройке Берлинской стены. Восточная Германия не собиралась мириться с потерей экономически активного населения и совершенно не намерена была давать остальным своим гражданам возможность увидеть, как можно жить иначе.

Жители Западного Берлина смотрят на Берлинскую стену, середина 1960-х

Независимость против недоступности

Был и еще один фактор, ускоривший возведение Стены, — конфликт между бывшими союзниками, а теперь противниками в холодной войне по поводу политического статуса Западного Берлина. Последнюю попытку урегулировать этот вопрос в 1958 году предпринял советский лидер Никита Хрущев, который выдвинул западным странам ультиматум с требованием проведения в течение полугода переговоров о статусе западной части германской столицы. Советское правительство предлагало придать Западному Берлину статус вольного демилитаризованного города, который бы управлялся независимой гражданской администрацией, а не оккупационными властями. Но поддержки на Западе эта идея не получила: там обоснованно опасались, что независимая администрация быстро потеряет сначала экономический, а потом и политический контроль над территорией, которая вскоре без всяких проблем сольется с остальной Восточной Германией.

Берлинская стена в районе Бранденбургских ворот, середина 1960-х годов

Обсуждение всех этих вопросов шло достаточно открыто для того, чтобы о неопределенности судьбы Западного Берлина узнали не только его жители, но и их восточные соседи. Это спровоцировало новый виток «уходов» на Запад: с января по июль 1961 года ГДР покинули почти 208 тысяч человек, в том числе 30 тысяч — только в июле. Еще около 10 тысяч успели уехать в первые дни августа. А вот те, кто пришел на пропускные пункты ранним утром 13 августа 1961 года, увидели перед собой плотную цепочку восточногерманских пограничников, солдат Национальной народной армии ГДР и вооруженных рабочих активистов. . И закрытые двери КПП.

В течение двух дней власти Восточной Германии держали на границе вокруг Западного Берлина плотное оцепление, за спинами которого постепенно появлялись все новые и новые витки колючей проволоки. А два дня спустя, 15 августа под охраной все тех же пограничников и солдат на месте «колючки» начали появляться первые участки стены из бетонных блоков.

Так называемая «полоса смерти» Берлинской стены. Хорошо виден последний рубеж ограждения — бетонный забор на границе с Западным Берлином, по верху которого идет закругленный бордюр, не позволяющий зацепиться, и дорожка для патрулирования перед ним

Читайте также:
Депортация и запрет на въезд в РФ: как избежать неприятностей

155 километров раздора

Общая длина Стены составляла 155 километров, из которых только 43 км проходили по территории собственно Берлина, а остальные приходились на пригороды. Те, кто никогда не видел Берлинскую стену, представляют ее себе в виде бесконечного бетонного забора с колючей проволокой наверху. В действительности Стена представляла собой сложное инженерно-фортификационное заграждение, включавшее и участки из бетонных блоков с закругленным навершием (чтобы никто не мог зацепиться за стенку и преодолеть ее), и заграждения из перевитой колючей проволоки, и участки металлического забора. Но непреодолимой или почти непреодолимой Берлинскую стену делали не сами заборы, а то пространство между ними, которое патрулировалось восточногерманскими пограничниками: с контрольно-следовой полосой, металлическими противотанковыми «ежами», яркими фонарями и участками колючей проволоки под напряжением.

Конечно, такой сложной структура Стены была не везде, а только на самых «побегоопасных» участках. Но в целом несанкционированное проникновение на западноберлинскую территорию стало почти невозможным. Тем, кто получал соответствующие разрешения, требовалось пройти через один из тринадцати контрольно-пропускных пунктов (к 1989 году из них действовали только три) и через них же вернуться назад, поскольку правом проживания на территории Западного Берлина восточные немцы не обладали.

Восточногерманские солдаты патрулируют границу с Западным Берлином незадолго до начала строительства Берлинской стены

Проще всего приходилось пенсионерам ГДР: они обладали правом свободного перемещения между частями Берлина. И это еще раз подтверждает версию о том, что важнейшей причиной для строительства Берлинской стены стали все-таки экономические, а не идеологические мотивы.

Как только появилась Стена, начались и побеги через нее. Жители ГДР не собирались мириться с невозможностью отправиться за лучшей жизнью. Первым беглецом стал 19-летний пограничник Конрад Шуман, который перепрыгнул через колючую проволоку днем 15 августа 1961 года. С того дня и до падения Берлинской стены через нее сумели перебраться тысячи человек, причем далеко не все из них шли с востока на запад — были и такие, кто шел с запада на восток. По ним, в отличие от беглецов из ГДР, восточногерманские пограничники не имели права открывать огонь, а всячески способствовали таким перебежчикам.

Вид на укрепленный участок Берлинской стены в городской черте со стороны Западного Берлина

Те же, кто стремился в Западный Берлин, рисковали не только свободой, но и жизнью: приказ прямо требовал от пограничников ГДР открывать огонь на поражение по всякому, кто рвался на Запад. По разным данным, число таких жертв может составлять от 140 (подтвержденные документально случаи гибели) до 1300 человек, еще около двухсот были ранены. Свыше 3000 перебежчиков были задержаны и получили тюремные сроки: в уголовном законодательстве Восточной Германии существовала отдельная статья, предусматривавшая наказание за попытку бегства из страны.

И все-таки гораздо больше перебежчиков сумели воплотить свою мечту и перебраться в Западный Берлин. Число успешных побегов через Берлинскую стену составляет 5075.

Демонтаж секции Берлинской стены возле Бранденбургских ворот, 21 декабря 1989 года

А 9 ноября 1989 года «перебежчиками» стали все жители Восточной Германии: правительство ГДР приняло решение о свободном праве граждан на выезд, и Стена потеряла свой смысл. В течение нескольких месяцев ее разрушили до основания, сохранив лишь некоторые небольшие участки в качестве памятников эпохе холодной войны, одним из самых ярких символов которой и была Берлинская стена.

Берлинская стена: история создания и разрушения в контексте европейской истории

Люди постарше, хорошо помнящие события, так называемой, «перестройки», развала Советского Союза и сближения с Западом, наверняка знают знаменитую Берлинскую стену. Её разрушение стало настоящим символом тех событий, их зримым воплощением. Берлинская стена, история создания и разрушения этого объекта могут многое рассказать о бурных европейских изменениях середины и конца XX века.

Исторический контекст

Понять историю Берлинской стены невозможно, не обновив в памяти тот исторический фон, который привёл к её возникновению. Как известно, Вторая мировая война в Европе закончилась Актом капитуляции фашистской Германии. Последствия войны для этой страны были плачевными: Германию разделили на зоны влияния. Восточная часть контролировалась советской военно-гражданской администрацией, западная уходила под контроль администрации союзников: США, Великобритании и Франции.

Ещё через некоторое время на базе этих зон влияния возникло два независимых государства: ФРГ – на западе, со столицей в Бонне, и ГДР – на востоке, со столицей в Берлине. Западная Германия вошла в «лагерь» США, восточная – оказалась частью социалистического лагеря, контролируемого Советским Союзом. А так как между вчерашними союзниками уже вовсю разгоралась холодная война, то две Германии оказались, в сущности, во враждебных организациях, разделенных идеологическими противоречиями.

Но ещё раньше, в первые послевоенные месяцы, между СССР и западными союзниками был подписан договор, по которому Берлин – довоенная столица Германии – также делился на зоны влияния: западную и восточную. Соответственно, западная часть города должна была фактически принадлежать ФРГ, а восточная – ГДР. И всё бы ничего, если бы не одна важная особенность: город Берлин находился глубоко внутри территории ГДР!

Читайте также:
Правила дорожного движения ( пдд ) в республике казахстан в 2022 году

То есть, получилось так, что Западный Берлин оказался анклавом, кусочком ФРГ, со всех сторон окруженным территорией «просоветской» Восточной Германии. Пока отношения между СССР и Западом были относительно неплохими, город продолжал жить обычной жизнью. Люди свободно перемещались из одной части в другую, работали, ездили в гости. Всё изменилось, когда «холодная война» набрала обороты.

Строительство Берлинской стены

К началу 60-х годов XX века стало очевидным: отношения двух Германий безнадёжно испорчены. Мир стоял перед угрозой новой глобальной войны, напряжение между Западом и СССР нарастало. К тому же, стала очевидной огромная разница в темпах экономического развития двух блоков. Проще говоря, обывателю было понятно: жить в Западном Берлине куда комфортнее и удобнее, чем в Восточном. Люди устремлялись в Западный Берлин, сюда же перебрасывались дополнительные войска НАТО. Город мог стать «горячей точкой» Европы.

Чтобы прекратить подобное развитие событий, власти ГДР решили перегородить город стеной, которая сделала бы невозможными всяческие контакты жителей некогда единого населённого пункта. После тщательной подготовки, консультаций с союзниками и обязательного одобрения со стороны СССР в последнюю ночь августа 1961 года весь город был разделен надвое!

Описание Берлинской стены

В литературе часто можно встретить слова о том, что стену построили за одну ночь. На самом деле, это не совсем так. Безусловно, такое грандиозное сооружение невозможно возвести в столь сжатые сроки. В ту памятную для берлинцев ночь перегородили только главные транспортные артерии, соединяющие Восточный и Западный Берлин. Где-то поперёк улицы подняли высокие бетонные плиты, где-то просто поставили заграждения из колючей проволоки, в некоторых местах установили шлагбаумы с пограничниками.

Было остановлено метро, поезда которого двигались раньше между двумя частями города. Изумлённые берлинцы утром обнаружили, что они уже не смогут пройти на свою работу, учёбу или просто в гости к друзьям, как делали это раньше. Всякие попытки проникнуть в Западный Берлин считались нарушением государственной границы и жестоко карались. В ту ночь, действительно, город был разделён на две части.

А сама стена, как инженерное сооружение, строилась не один год в несколько этапов. Здесь нужно вспомнить, что властям пришлось не только отделить Западный Берлин от Восточного, но и оградить его со всех сторон, ведь он оказался «чужеродным телом» внутри территории ГДР. В итоге стена приобрела следующие параметры:

  • 106 км бетонного ограждения, высотой в 3,5 метра;
  • почти 70 км металлической сетки с колючей проволокой;
  • 105,5 км глубоких земляных рвов;
  • 128 км сигнального ограждения, под электрическим напряжением.

А ещё — множество сторожевых вышек, противотанковые доты, огневые точки. Не забываем, что стена рассматривалась не только в качестве препятствия обычным гражданам, но и как военно-фортификационное сооружение, на случай наступления НАТОвской военной группировки.

Когда была разрушена Берлинская стена

Всё время, пока она существовала, стена оставалась символом разделения двух мировых систем. Не прекращались попытки её преодоления. Историками доказано, как минимум, 125 случаев смерти людей при попытке перейти стену. Ещё около 5 тыс. попыток увенчались успехом, причём, среди везунчиков преобладали солдаты ГДР, призванные защищать стену от перехода собственными согражданами.

К концу 80-х годов XX века в Восточной Европе прошло уже столько грандиозных изменений, что Берлинская стена выглядела полнейшим анахронизмом. Тем более, что к тому времени свои границы с западным миром уже открыла Венгрия, и немцы десятками тысяч беспрепятственно уезжали через неё в ФРГ. Западные лидеры указывали Горбачёву на необходимость демонтажа стены. Весь ход событий со всей очевидностью показывал: дни уродливого сооружения сочтены.

И это случилось в ночь с 9 на 10 октября 1989 года! Очередная массовая демонстрация жителей двух частей Берлина закончилась тем, что солдаты открыли шлагбаумы на пропускных пунктах и людские толпы хлынули навстречу друг другу, хотя официальное открытие пропускных пунктов должно было состояться утром следующего дня. Люди не хотели ждать, к тому же всё происходящее было наполнено особым символизмом. Многие телекомпании вели прямую трансляцию этого уникального события.

В ту же ночь энтузиасты начали разрушать стену. Поначалу процесс был спонтанным, выглядел как самодеятельность. Части Берлинской стены стояли ещё некоторое время, сплошь разрисованные граффити. Возле них фотографировались люди, и снимали свои сюжеты телевизионщики. Впоследствии стену разобрали с помощью техники, но в некоторых местах её фрагменты остались в качестве мемориала. Дни, когда была разрушена Берлинская стена, многие историки считают окончанием «холодной войны» в Европе.

Берлинская стена (1961-1989) – причины создания и падения сооружения

История возведения

После совещания секретарей, которые представляли коммунистические и рабочие партии, 11 августа 1961 года Народная палата ГДР приняла решение начать строительство ограждения, разделяющего столицу на восточную и западную территории. Ее возведение началось через два дня. За всю ее историю Берлинскую стену неоднократно перестраивали, последнюю реконструкцию провели в 1975 году.

А в 1989 комплекс состоял из нескольких частей:

  • бетонный забор длиной 106 км и высотой 3,6 м;
  • металлическая сетка — 66,5 км;
  • ограждение с сигнализацией и под электричеством;
  • земляные рвы;
  • сторожевые вышки;
  • полосы длиной 14 км с острыми шипами.

Ограждений не было только в местах, где можно было перейти границу по водоемам. Сначала охрану несли 13 пропускных пунктов, но позже их количество сократилось всего до трех. Осенью 1989 года ГДР сняла ограничения на вход в Западный Берлин, а в 1990 контроль исчез полностью.

Причиной строительства Берлинской стены стал конфликт между ГДР и остальной частью Германии. Глава правительства Конрад Аденауэр подписал указ о разрыве политических отношений с любым государством, которое признает Демократическую Республику. Восточная сторона предложила создание конфедерации, но Западная ответила отказом. ГДР заявила о своих правах на столицу, ведь она находилась на ее территории.

Читайте также:
Как провести незабываемый Новый Год на Мальдивах?

Берлин был признан восточным городом и Советским Союзом. Правительство СССР требовало от США, Франции и Великобритании признать западную часть города демилитаризованной и вольной. Но после приезда Хрущева в Штаты этот ультиматум отложили. Хотя ГДР в 1960 году ограничила посещение Восточного Берлина гражданами ФРГ. Западная территория в ответ отказалась от торгового соглашения, что ГДР расценила как холодную — экономическую — войну.

Кризис этим не закончился: оба государства увеличивали вооруженные силы и пропагандировали плохую политику противника. В ГДР началась насильственная коллективизация, появились трудности из-за увеличения норм производства. Граждане Восточной Германии массово переезжали в ФРГ. Обострение обстановки привело к тому, что страны ОВД решили закрыть границу, зачем и построили Берлинскую стену.

Сооружение комплекса

Летом 1961 года началось сооружение стены. Военные отряды Берлина за несколько часов в ночь с 12 на 13 число блокировали границу, которая находилась в пределах города. Утром граждане города не могли попасть на работу, так как их останавливали патрули. А 15 августа западную территорию обнесли колючей проволокой, началось строительство самой стены, перекрыли 4 станции метро.

Выселили людей из домов, которые прилегали к границе. Окна, которые выходили на Западную столицу, заложили кирпичами. Через несколько месяцев эти здания полностью снесли. Разорвали даже телефонную связь, но из-за решеток на системах не получилось остановить работу водопровода и канализации. Так как западные журналисты проявляли большой интерес к строительству стены, по ее периметру были установлены большие зеркала, которые отражали солнечные лучи и подсвечивали объективы камер. Затем увеличилась высота сооружения, и для желающих заглянуть на другую сторону установили несколько вышек.

Перестройка конструкции длилась до 1975 года. Началась история Берлинской стены с кирпичного забора, позже добавили бетонные плиты, блоки с колючей проволокой. Первые несколько дней некоторые жители ГДР и солдаты Национальной армии просто перепрыгивали через еще невысокое ограждение. Их могли остановить только патрули и полицейские.

И лишь к 1975 году стена окончательно сформировалась. Ее конструкция состояла из нескольких элементов:

  • бетонные блоки высотой 3,6 м;
  • строения для пограничников и сторожевые башни;
  • бесшумная сигнализация;
  • система цилиндрических барьеров;
  • патрульные посты.

Со стороны Восточного Берлина вдоль сооружения была отделена запретная зона с предупреждающими табличками. После стены располагалась металлическая сетка с сигнализацией, затем противотанковые ежи, полоса с шипами, которую прозвали «газоном Сталина». Дальше можно было увидеть дорогу для мотоциклов патруля и песчаную ленту — с ее помощью выявляли следы нарушителей.

Хотя возвести стену собирались для того, чтобы защитить ГДР от американцев и жителей Западной Германии, на самом деле она способствовала разделению города на две части. Из-за конструкции граждане Восточного Берлина не могли добраться до другого конца столицы.

Работа транспорта

Построить стену оказалось проще, чем организовать работу транспорта в городе. Сначала перекрыли большинство дорог, которыми объединялись две части Берлина. Метрополитен пришлось разделить на 2 автономные системы, около 15 станций закрыли почти на тридцать лет. Большинство из них превратились в транзитные и следовали без остановок до западной части Берлина.

Трамвайные линии, которые находились в границе стены, также перекрыли. А к концу 60-х в западной стороне они исчезли полностью. Разделили и железную дорогу, большая часть осталась на территории Восточного Берлина. Посетить этот сектор можно было только на автобусе. Транспорт проезжал через КПП, где его осматривали пограничники ГДР. Часто люди пытались вывезти беглецов из Восточной столицы.

Общественный транспорт оставался в разъединении до начала 1990 года. Но воссоединение всех линий заняло еще несколько лет.

Варианты перехода

Посещать Западный Берлин можно было только по специальному разрешению. Свободно могли проходить лишь пенсионеры. Из-за этого часто попадались беглецы. Вариантов было множество:

  • 28 человек сбежали по тоннелю, который вырыли сами;
  • перелетали на воздушных шарах из нейлона;
  • совершали полеты на самодельных дельтапланах;
  • переползали по веревке, которую перекинули через дома;
  • стену таранили бульдозером.

Во время холодной войны пропускали граждан ГДР за деньги, операцию осуществлял адвокат Вольфганг Фогель. С 1964 по 1989 с его помощью сбежали 215 000 человек из Восточного Берлина и 34 000 политических заключенных из тюрем этой части города. Западная столица заплатила за это более 3,5 млрд марок.

В 2007 в архивах «Штази» нашли приказ от октября 1973, согласно которому патрульные и пограничники должны были расстреливать всех беглецов независимо от пола и возраста. Количество жертв в разных источниках отличается — от 645 до 1245.

Читайте также:
Самые популярные способы доехать из Анталии в Аланию и обратно

При этом беженцы сами убивали пограничников, пытаясь выбраться из города. Обычно такие сражения заканчивались арестом жителей ГДР. А в 1966 патрульным пришлось убить двух детей — десяти и тринадцати лет. Из Западного Берлина в Восточный также пытались попасть люди. Но по ним не разрешено было стрелять, хотя пойманных отправляли в тюрьму на десять лет согласно статье в Уголовном кодексе ГДР.

Падение конструкции

В Советском Союзе началась перестройка, под влиянием которой в 1989 Венгрия согласилась на разрушение границы с Австрией. ГДР не решилась последовать примеру этой страны. Но вскоре жители Восточной Германии начали выезжать в другие страны, пытаясь так попасть на Западную территорию. В Будапеште и Праге прекратили принимать немцев в августе 1989, так как их было слишком много.

А 11 сентября Венгрия опубликовала решение о полном крушении границ. И в течение следующих трех дней из ГДР выехало более 15 000 человек, ограничение уже не имело никакого смысла. Граждане выходили на улицу с транспарантами, требовали соблюдения прав и свобод. Руководству СЕПГ пришлось уйти в отставку, а девятого ноября огласили новые правила въезда и выезда из государства.

Граждане ГДР получили визу для немедленного посещения ФРГ. Они не дождались установленного срока, тысячи людей хлынули через границу. Пограничники ничего не знали о падении Берлинской стены, они стреляли по толпе из водометов, но вскоре уступили ее натиску. С другой стороны города также начали пересекать ограждение. Эта прогулка напоминала праздничное шествие: произошло объединение братского народа.

Стена оставалась только как главный символ недавнего прошлого. Ее пытались сломать, разрисовали граффити, оставили на ней множество надписей. Жители города забирали себе на память остатки бетонных блоков. А в октябре 1990 ГДР и ФРГ объединились, распад стены занял несколько месяцев.

Упоминания в искусстве

В 2010 году в Берлине открыли мемориальный комплекс. Его назвали «Окно памяти» и посвятили немцам, которые при переходе через границу выпали из домов. Памятник выглядит непримечательно — его изготовили из ржавой стали и украсили черно-белыми фотографиями погибших граждан ГДР. Частью комплекса стала часовня «Примирение», ее построили на месте подорванной церкви с таким же названием.

Есть несколько интересных фактов, связанных с разрушением стены. С Восточной стороны к стене нельзя было подобраться, но с Западной она стала холстом для уличных художников. А после того как она пала, разрисованные обломки продавали по высокой цене. Некоторые фрагменты попали в другие страны и стали частью новых конструкций и зданий.

Многие музыкальные коллективы вспоминали стену в своих песнях:

  • Би-2 «Прощай, Берлин»;
  • Tokio Hotel «World Behind My Wall»;
  • Dokken «Back for the Attack»;
  • Scorpions «Wind of Change»;
  • Sex Pistols «Holidays in the Sun»;
  • Queen «Jazz»;
  • Mike Mareen «Germany».

Есть и книги, посвященные границе между Западным и Восточным Берлином. К таким относят «Те слова, что мы не сказали друг другу» Марка Леви, «Псих, или Неудачная попытка переправиться через стену» Михаила Казовского, «Апофегей» Юрия Полякова. В компьютерных играх есть карта, названная Берлинской стеной. Некоторые фильмы демонстрируют жизнь горожан по обе стороны ограждения: «Гуд бай, Ленин!», «Взрывная блондинка», «Шпионский мост», «Расплата», «Любовь за стеной».

Разделение Берлина и страны на две части привело ко многим жертвам, политическим и экономическим проблемам. А после крушения стены и объединения территорий Германия превратилась в процветающее государство с высоким уровнем жизни.

Большой театр оперы и балета Республики Беларусь

История театра

Большой театр оперы и балета Республики Беларусь

Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь создан в 1933 году как Государственный театр оперы и балета Беларуси на базе Белорусской студии оперы и балета. С 1940 года – Большой, с 1964 – академический.

История театра начинается в 20-х годах ХХ века на сцене первого Государственного драматического театра, имевшего в своем составе солистов оперы, хоровую и балетную группы и небольшой симфонический оркестр. Там ставились музыкально-драматические спектакли, отрывки из опер и балетов, звучала народная музыка. В этот период будущие звезды белорусского оперного и балетного искусства получали образование в музыкальных техникумах Минска, Витебска, Гомеля. А также в созданной в 1930 году Государственной студии оперы и балета, возглавляемой выдающимся русским певцом Антоном Боначичем — в прошлом коллегой великого Федора Шаляпина на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге За три года студия подготовила целую плеяду профессиональных артистов и осуществила постановки опер “Золотой петушок” Н.Римского-Корсакова (1931) и “Кармен” Ж.Бизе (1932).
25 мая 1933 года Государственный театр оперы и балета в Минске был открыт оперой “Кармен” с великой белорусской певицей Ларисой Александровской в заглавной партии. Беларусь обрела центр высокопрофессионального музыкально-драматического творчества и исполнительского искусства, приобщилась к европейскому оперному наследию, вошла в мировой культурный процесс.
Первые спектакли 1933 года, помимо “Кармен” — оперы “Евгений Онегин” и “Пиковая дама” П.Чайковского, “Царская невеста” Н.Римского-Корсакова и первая балетная постановка театра — “Красный мак” Р.Глиэра. Первое поколение художественно-творческого состава театра – И.А. Гитгарц (художественный руководитель), Г.Н. Петров (дирижер), О.М. Борисевич (режиссер), Л.В. Крамаревский и К.Н. Муллер (балетмейстеры); оперные исполнители – Л.П. Александровская, Р.В. Млодек, С.Ю. Друкер, И.М. Болотин, М.И. Денисов; солисты балета – А.В. Николаева, Т.С. Узунова, Ю.В. Хираско, С.В. Дречин. Кроме того, своим стремительным творческим становлением молодой коллектив был во многом обязан крупным мастерам русской театральной сцены – дирижерам Н.Б. Грубину и В.И. Пирадову, режиссерам И.Ю. Шлепянову и Б.А. Покровскому, балетмейстерам Ф.В. Лопухову и А.Н. Ермолаеву, художнику С.Ф. Николаеву.
В период с 1933 по 1939 год театр освоил классические оперные шедевры западноевропейского и русского репертуара, среди которых – “Князь Игорь” А.Бородина, “Севильский цирюльник” Дж.Россини, “Риголетто” Дж.Верди, “Тоска” Дж.Пуччини, “Русалка” А.Даргомыжского. При театре работала балетная студия, где занимались одаренные дети и участники самодеятельных кружков со всей Беларуси. Балетная труппа театра состояла в то время более чем из 100 артистов, отличавшихся довольно высокой профессиональной подготовкой. Были поставлены балеты “Коппелия” Л.Делиба, “Конек-горбунок” Ц.Пуни, “Тщетная предосторожность” П.Гертеля, “Лебединое озеро” П.Чайковского.

Читайте также:
Шарм-эль-Шейх, Египет — все о городе с фото

Одной из главных своих задач театр оперы и балета Беларуси считал создание национального репертуара. 10 марта 1939 года премьерой оперы белорусского композитора Евгения Тикоцкого “Міхась Падгорны” было ознаменовано открытие собственного здания театра на Троицкой горе, построенного по проекту известного архитектора Иосифа Лангбарда. Первым балетным спектаклем, представленным на новой сцене в постановке знаменитого хореографа Касьяна Голейзовского, стал “Бахчисарайский фонтан” Б.Асафьева, открывший новый сезон 1939-1940 годов.
В целом, этот период стал очень плодотворным для театра – были поставлены три национальные оперы – “У пушчах Палесся” А.Богатырева, “Міхась Падгорны” (2-я редакция) Е.Тикоцкого и “Кветка шчасця” А.Туренкова. Кроме того, важнейшим событием для национальной культуры и театра стала постановка первого белорусского балета “Салавей” М.Крошнера. В июне 1940 года эти спектакли с большим успехом прошли в рамках Декады Белорусского искусства в Москве.
До войны заметными спектаклями белорусского театра, во многом определившими его будущий творческий облик, стали: “Мадам Баттерфляй” (“Чио-чио-сан”) Дж.Пуччини, “Сказки Гофмана” Ж.Оффенбаха, балет “Дон Кихот” Л.Минкуса. Последняя предвоенная премьера театра – “Травиата” Дж.Верди, которая прошла 22 марта 1941 года.

Во время Великой Отечественной войны (1941—1945) Беларусь была оккупирована немецко-фашистскими войсками, Столица подверглась жесточайшим бомбардировкам и была превращена в руины. Многие артисты театра ушли на фронт либо присоединились к партизанскому движению, многие создавали фронтовые концертные бригады и выступали на передовой перед солдатами Советской Армии. Театр оперы и балета был эвакуирован в Поволжье России (города Горький и Ковров), где продолжал активную творческую деятельность.

Сразу после освобождения столицы коллектив вернулся в Минск и в декабре 1944 года открыл сезон премьерой оперы “Алеся” Е.Тикоцкого (дирижер-постановщик – М.Э.Шнейдерман, режиссер-постановщик – Б.А.Покровский, художник-постановщик – С.Ф.Николаев). Это событие ознаменовало возрождение Национального театра оперы и балета Беларуси. После ремонта и реконструкции поврежденного бомбежкой здания театра, его работа возобновилась, и очень скоро театр вошел в число признанных лидеров в культурном пространстве бывшего Советского Союза.
Яркими событиями в истории национального театрального искусства послевоенного периода стали премьеры балета “Князь-возера” В.Золотарева и оперы “Кастусь Каліноўскі” Дм.Лукаса (1949 год). Кроме того, в 50-е годы значительные достижения белорусского театра связаны с интерпретациями русской и зарубежной оперной классики — опер “Иван Сусанин” М.Глинки, “Фауст” Ш.Гуно, “Демон” А.Рубинштейна, “Паяцы” Р.Леонкавалло, “Страшный двор” С.Монюшко, “Мазепа” и “Иоланта” П.Чайковского, “Борис Годунов” М.Мусоргского, “Садко” Н.Римского-Корсакова и др. В 1953 году был поставлен один из популярнейших спектаклей театра, с большим успехом исполнявшийся до 2008 года – опера Дж.Верди “Аида” (дирижер-постановщик – Л.Любимов, режиссер-постановщик – Л.Александровская). Вместе с тем, важную часть творческого процесса составили постановки произведений советских и национальных композиторов – опер “Тихий Дон” И.Дзержинского, “Молодая гвардия” Ю.Мейтуса, “Марынка” Г.Пукста, “Купальская ноч” и “Ясны світанак” А.Туренкова, “Надзея Дурава” А.Богатырева; балетов “Аповесць пра каханне” и “Паламяныя сэрцы” В.Золотарева, “Падстаўная нявеста” Г.Вагнера, а также классических балетов – “Эсмеральда” Ц.Пуни, “Жизель” и “Корсар” А.Адана, “Баядерка” Л.Минкуса, все балеты П.Чайковского.

В последующие годы, вплоть до распада СССР, белорусский театр имел устойчивую репутацию одного из самых ярких и творчески жизнеспособных коллективов. Его высокий художественный уровень в разное время определяли такие известные дирижеры, как: Онисим Брон, Лев Любимов, Татьяна Коломийцева, Ярослав Вощак, Владимир Мошенский, Геннадий Проваторов, Александр Анисимов; режиссеры Олег Моралев, Дмитрий Смолич, Юрий Юженцев, Семен Штейн, Вячеслав Цюпа, Маргарита Изворска-Елизарьева; художники Евгений Чемодуров, Эрнст Гейдебрехт, Евгений Ждан, Вячеслав Окунев.

Новый этап развития национальных традиций в балете связан с творчеством композитора Евгения Глебова – на сцене театра были поставлены три его балета – “Мечта”, “Альпийская баллада” и “Избранница”. Белорусские оперы посвящены разным этапам истории нашей страны – “Зорка Венера” (1970) и “Новая зямля” (1982) Ю.Семеняко, “Сівая легенда” (1978) Дм.Смольского, “Сцежкаю жыцця”(1980) Г.Вагнера, “Дзікае паляванне караля Стаха” (1989) В.Солтана, “Князь Наваградскі” А.Бондаренко (1992), “Джордано Бруно” (1977), “Визит дамы” (1995) и “Юбилей” (2002) С.Кортеса, “Мастер и Маргарита” (1992) Е.Глебова, “Записки сумасшедшего” (2005) В.Кузнецова, “Синяя Борода и его жены” (2006) В.Копытько и ряд других. Вместе с тем, основу оперного репертуара театра составили шедевры итальянского bel сanto – “Набукко”, “Бал-маскарад”, “Аида”, “Отелло” Дж.Верди, “Мадам Баттерфляй”, “Тоска”, “Богема” и “Турандот” Дж.Пуччини, классические оперы русских композиторов. Важнейшими событиями в истории белорусского театра стали грандиозные постановки опер “Орестея” С.Танеева, “Война и мир” С.Прокофьева, “Борис Годунов” и “Хованщина” М.Мусоргского, “Леди Макбет Мценского уезда” (“Катерина Измайлова”) Д.Шостаковича.
Деятельность балетной труппы в 80-90-е годы характеризуется непрерывным обогащением репертуара шедеврами классики, дальнейшим освоением лексики современной хореографии. Постановки Валентина Елизарьева — “Кармен-сюита”, “Сотворение мира”, “Тиль Уленшпигель”, “Спартак”, “Щелкунчик”, “Кармина Бурана”, “Болеро”, “Ромео и Джульетта”, “Страсти”, “Жар-птица”, “Весна священная” — стали визитной карточкой коллектива, как на Родине, так и за рубежом.

Читайте также:
Работа и вакансии в Карловых Варах для русских и украинцев в 2022 году — рассматриваем суть

Большим художественным достижением балетной труппы стала постановка балета “Тиль Уленшпигель” (музыка Е. Глебова, сценография Е. Лысика). История и современность нашли свое отражение в балете на музыку С. Прокофьева “Ромео и Джульетта”. Впервые на территории бывшего Советского Союза воплотилась в театральном действии знаменитая сценическая кантата К.Орфа “Carmina Burana”. Культурным событием, получившим широкий общественный резонанс, стала постановка балета “Страсти (Рогнеда)” А.Мдивани, посвященного одной из самых трагических страниц славянской истории начала Х века.

В 1996 году в результате реорганизации единый театр разделился на самостоятельные структуры – театр оперы и театр балета.

В 2009 году после капитальной реконструкции здания было принято решение вновь объединить труппы в единый Национальный академический Большой театр оперы и балета.

В настоящее время в обновленном здании театра готовятся новые оперные и балетные постановки.

В июне 2009 года прошла премьера белорусской комической оперы Яна Давида Голланда “Чужое багацце нікому не служыць”, реконструированной Владимиром Байдовым и Виктором Скоробогатовым по аутентичным партитурам композитора. Также немецким хореографом-постановщиком Дитмаром Зайффертом восстановлен балет “Тщетная предосторожность” на музыку Л.Герольда.

Заметными театральными премьерами 2010 – 2011 годов стали оперы “Набукко” Дж.Верди (дирижер-постановщик В.Волич, режиссер-постановщик М.Панджавидзе), “Тоска” Дж.Пуччини (дирижер-постановщик В.Плоскина, режиссер-постановщик М.Панджавидзе), “Снегурочка” Н.Римского-Корсакова (дирижер-постановщик В.Плоскина, режиссер-постановщик С.Цирюк); “Шопениана” на музыку Ф.Шопена (балетмейстер-постановщик Т.Ершова, дирижер-постановщик О.Лесун), “Тристан и Изольда” на музыку Р.Вагнера (хореограф-постановщик Ю.Троян, дирижер-постановщик Н.Колядко), “Сильфида” Х.Левенсхольда (балетмейстер-постановщик Н.Долгушин, дирижер-постановщик В.Плоскина).

В декабре 2010 года в рамках масштабного культурного проекта –Минского международного Рождественского оперного форума театр принял более 150 гостей из России, Литвы, Латвии, Азербайджана, Сербии, Испании, Узбекистана, Украины. На сцене были представлены спектакли Большого театра Республики Беларусь — “Набукко”, “Тоска”, “Кармен”; “Травиата” и “Севильский цирюльник” Латвийской Национальной Оперы и Московского театра Новая Опера им. Е.В.Колобова, а также Гала–концерт с участием ведущих солистов театра и приглашенных звезд мировой оперной сцены.

В составе театра также работает творческий коллектив “Белорусская капелла”, который занимается научной, издательской и концертной деятельностью, направленной на возрождение старинной белорусской музыки (в частности, по инициативе и при участии коллектива были осуществлены записи старинных белорусских опер “Агатка” и “Аполлон-законодатель”, постановка оперы “Фауст”). С 1990 года при театре работает Детский музыкальный театр-студия. В его афише — 2 спектакля для детей.

За последние годы коллектив театра побывал более чем в 30 странах мира. Наверное, на географической карте скоро останется совсем мало государств, где хотя бы один раз не выступал театр оперы и балета Республики Беларусь: от Португалии и Испании до Японии и Китая, от Норвегии и Великобритании до Турции и Таиланда — везде коллектив нашел своих горячих поклонников.

“Золотой фонд”. Белорусский театр оперы и балета


Рецепетиции нового балета “Пер Гюнт” в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси. Премьера была запланирована на 3 и 4 июня, но перенесена на 8 и 9 сентября. Фото: Виктор Драчёв (отсюда)

С другой стороны есть вера и надежда. И любовь во время чумы. Обязательно!


© AFP 2022 / SERGEI GAPON. Все активные ссылки открываются в новом окне.

И я очень и очень сочувствую тем артистам, которые сейчас вынуждены находиться в таких условиях, потому что это требует колоссальной выдержки и крепкого физического здоровья! Держитесь, мои дорогие, всё будет хорошо.


Фото: Виктор Драчёв (отсюда)

Но с другой стороны. это же какой-то культурный коммунизм для зрителя. театры, концерты, выставки – всё бесплатно да ещё и прямо к домашнему дивану! Драгоценности мира так щедро посыпались из открытых сундуков, что просто глаза разбегаются! Радуйтесь, но будьте благодарны за это, любители искусства!

Я всю весну наслаждалась этой щедростью, но праздник ещё продолжается. Из фондов Белтелерадио специально для нас высыпались такие жемчужины, ценность которых на сегодняшний день очень и очень велика!

Представляю вам три моих самых любимых спектакля, которые в разные годы были поставлены на сцене Большого театра оперы и балета Беларуси. Как будто специально для меня они сейчас, один за одним, официально были выложены в открытый доступ.

“Щелкунчик” в моей самой любимой постановке, постановке Валентина Елизарьева (запись 1998 года; по этой ссылке размещены 2 части). Здесь – мои самые любимые мыши из всех “Щелкунчиков” и Дроссельмейер, который мне очень-преочень нравился (Александр Фурман). А всё о щелкунчике – символика, мифология, игрушки, балет, кино и пр.- см. у меня по соответствующему тэгу в конце статьи.

Читайте также:
Отдых в Аюттхае, Таиланд, 2022 - цены, развлечения, достопримечательности

“Болеро” Мориса Равеля с великолепным Владимиром Ивановым и бесподобной Татьяной Шеметовец, которую я очень уважаю (запись 1985 года).

“Кармина Бурана”, вокально-хореографическое представление (запись 1986 года). Мои походы на него совпадали с изучением латыни, зарубежной литературы того же периода (поэзия вагантов) и конкретно данного манускрипта. Я не могу даже сосчитать, сколько раз я наслаждалась этим спектаклем. Владимир Долгих лично для меня – самый лучший Поэт моего времени (и по совместительству самый лучший Ромео и самый лучший принц Зигфрид из “Лебединого. “). настоящий актёр! “Кармина Бурана” в театре до сих пор идёт в паре с “Кармен-сюитой” (Бизе-Щедрин), я обожала присутствовать в зале в такие вечера!


Директор балетной труппы, заслуженная артистка Беларуси Татьяна Шеметовец. Фото: Виктор Драчёв (отсюда)

Мои вечера в Большом, чтоб вы понимали – это 1990-1998 гг. Ко всему, что я назвала выше, это ещё и блистательные фуэте Татьяны Ершовой (лучшая Одетта-Одиллия моего времени). Это Руслан Минин – лучший Красс (“Спартак”) и лучший Тореро (“Кармен-сюита”), под которым сцена всегда горела, настолько он был хорош! Это лучший Меркуцио (“Ромео и Джульетта”) в исполнении Андрея Мартынова. Это заслуженный артист БССР Владимир Комков (лучший Спартак и лучший Адам /”Сотворение мира”), который при всех своих регалиях и послужных списках мог так исполнить партию графа Вишенки в утреннем спектакле балета “Чиполлино”, что от восторга пищали не только дети, но и их мамы! И это, чёрт побери, вставное па-де-де из балета “Жизель”. И балет “Корсар”. весь. полностью. Всё это я любила безумно!

Моя самая-самая любимая постановка – “Ромео и Джульетта”, и на канале белоруского Большого выложен один из её фрагментов (самый любимый, сильный и пронзительный; надо же, как снова совпало!): тема “Монтекки и Капулетти” / “танец с мечами”.

Из классики ещё очень настаиваю на “Жизель, или Вилисы”. Это запись с действующим составом труппы. Этот балет я и любила, и не любила одновременно, и многое зависело от конкретного вечера. Не последнюю роль в этом в прямом и переносном смысле исполняли некоторые артисты. В мои времена в нём была прекрасна Инесса Душкевич. Сейчас мне здесь нравится Яна Штангей, и я уже упоминала её имя раньше, когда говорила о балете “Витовт”.

Любителям оперы.


Фото отсюда

“Оркестр у нас в яму не садится. Если будут репетировать – то на сцене, соблюдая дистанцию. Репетиции оперных артистов проходят индивидуально – концертмейстер, дирижер и вокалист. Три человека в камерном зале на 110 человек могут разместиться свободно на расстоянии 10 – 15 метров.” (цитата отсюда)

На белорусские оперные спектакли я ходила как на праздник: на премьеры, на приглашенных звёзд и – так совпадало, честное слово! – на любимца женщин тенора Марата Григорчика (вспомните арию La donna è mobile /”Женщина непостоянна”, то бишь песенку герцога из оперы “Риголетто” – и всё поймёте).

До сих пор вспоминаю премьеру “Катерины Измайловой” (“Леди Макбет Мценского уезда”). у меня был культурный шок. я себе тогда устроила такой подарок на день рождения, после которого долго приводила себя в чувство. Чтоб вы понимали, для меня это было как “Жизель”: и ужасно, и офигенно! потрясающе одновременно. С тех пор в оперу я стала ходить избирательно, особенно на современные постановки.

А сегодня опера пришла ко мне:

Промотайте страницу на facebook, найдёте ещё кое-что интересное.

ВНИМАНИЕ! Некоторые записи через какое-то время исчезнут из открытого доступа! Так что спешите увидеть и услышать, пока искусство так близко к народу! За новыми обновлениями можно следить по тем ссылкам, которые связаны непосредственно с “Золотым фондом” и с самим театром.

А белорусскому Большому и очень важному для меня театру желаю здоровья, мужества и терпения! Браво, брависсимо! И до встречи!

Большой театр Беларуси

Большой театр Беларуси (Государственный театр оперы и балета Белорусской ССР, Государственный Академический Большой театр оперы и балета Белорусской ССР, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь).

Снято в 1964 году с набережной р. Свислочи со стороны, где потом был построен ресторан «Журавинка».
Фото Иванова Н.А. Из архива Воложинского В.Г.

Здание театра (автор проекта Георгий Лавров) было заложено 11 июля 1933 г. в день празднования годовщины освобождения Минска от белополяков. Однако, от первоначального проекта отказались ввиду несоответствия грандиозности замыслов (планировалось, что театр одновременно смогут посетить 3000 зрителей). Поэтому здание театра было построено по проекту другого известного архитектора — И. Лангбарда в 1934-1938 гг.

Со строительством здания была связана крупная афера, которая благодаря действиям сотрудников милиции, была раскрыта.

Фото из фондов Центрального музея МВД.

Во время войны театр пострадал незначительно. Во время первых бомбежек Минска в него попала авиабомба, разрушившая зрительный зал. Оккупанты вывезли из театра музей, всю мебель, музыкальные инструменты, декорации, гардероб на 23 оперных и балетных спектакля, электроаппаратуру, нотную библиотеку. В уцелевших помещениях была устроена конюшня.

Восстанавливался театр в 1948 г. под руководством автора.Количество зрительных мест — 1200.

Читайте также:
На каком языке говорят в Турции, разнообразие диалектов в 2022 году

Оперный театр, строительство набережной Свислочи, фото 1952 г. Начало 1950-х годов. Из архива Воложинского В.Г. Снято в 1965 г. со стороны ул. Я. Купалы. Фото Иванова Н.А. Из архива Воложинского В.Г.

Здание Театра оперы и балета (ул. Пашкевич, 23) находится в парке, на возвышенности. Парк ограничен улицами: М.Богдановича, А.Пашкевич, Куйбышева, Я.Купалы. Площадь вокруг театра названа именем Парижской коммуны 1871 г. Это название она получила в 1919 г., до этого называлась Троицкой горой, Троицким рынком, Троицким предместьем. До реконструкции 1935 г. здесь был рынок, постройки. В 1949 г. вокруг Оперного театра, на месте разрушенных в годы войны жилых построек, был заложен парк.

1968-69 г. Фото Иванова Н.А. Из архива Воложинского В.Г.

Государственный театр оперы и балета БССР открылся 25 мая 1933 года оперой «Кармен» с Ларисой Александровской в заглавной роли.

Новый театр был создан на базе студии оперы и балета, а его спектаклем вплоть до 1938 г. шли на сцене БДТ-1 (Белорусского драматического театра).

В 1940 году в Москве прошли Дни белорусского искусства. На сцене Большого театра были показаны национальные спектакли, высоко оцененные музыкальной общественностью столицы. Восхищение москвичей вызвал первый белорусский балет «Соловей». Театр наградили орденом Ленина, и он получил право называться Государственным Большим театром оперы и балета. Опера Богатырева «В пущах Полесья» была удостоена Государственной премии.

Во время войны коллектив театра. состоящий из 50 человек, работал в Горьком, а затем в Коврове. После освобождения Минска коллектив сразу же вернулся в родной город. Здание театра было повреждено, поэтому первое время спектакли шли в Окружном Доме офицеров. Первые постановки минчане увидели уже осенью 1944 года.

В 1947 году в реконструированном здании театра была поставлена опера Лукаса «Кастусь Калиновский». Довоенный репертуар полностью удалось восстановить к 1949 году. Затем появились классические спектакли — «Мазепа», «Иван Сусанин» и другие.

Для маленьких минчан в 1955 году был создан первый детский оперный спектакль «Маринка».

В 1989 году была поставлена одна из лучших отечественных опер — «Дикая охота короля Стаха» Солтана, получившая Государственную премию Беларуси. В 1996 году балет «Страсти» («Рогнеда») Мдивани-Елизарьева, посвященный судьбе полоцкой княгини, был удостоен Государственной премии Беларуси, премии Международной ассоциации танца под эгидой ЮНЕСКО «Бенуа де ля данс».

Вид на театр до начала реконструкции. 2006 г. Фото Дмитрия Киркорова.

Скоро Национальному академическому Большому театру оперы и балета Республики Беларусь — одному из архитектурных символов столицы — вернут черты, изначально заложенные его автором — зодчим Иосифом Лангбардом. Жителям столицы хорошо знакомы и другие его работы: Дом офицеров, Дом правительства, главный корпус академии наук. Эти постройки во многом формируют узнаваемый архитектурный облик города.

Реконструкция здания началась в первом квартале 2006 года.

2006 г. Фото Александра Мелеховца.

Работу над таким объектом разделили на два этапа. Первый — максимальная реализация замыслов автора с учетом современных материалов и технологий: оформление интерьеров, залов, одним словом внутреннего убранства театра. Второй компонент — полная замена сценического оборудования.

2007 г. Фото Александра Мелеховца.

На фасаде театра устанавливают скульптуры.

2007 г. Фото Александра Мелеховца.

За счет рационального проектирования уже удалось в промежуточном ярусе заложить три этажа, где разместятся костюмерные, живописный цех. Увеличится уклон партера, что улучшит видимость происходящего на сцене. Не исключено, что появится репетиционный зал такого же размера, что и игровая площадка. Кроме того, на одном из эскизов Лангбарда искусствоведами УП «Белреставрация» были обнаружены в нишах второго яруса фасада скульптуры. Многие ведущие мировые театры украшены скульптурами, и это придает им особую торжественность и театральность. Возможно и у нас они будут установлены.

Установка скульптур и макетов скульптур (по центру).

Осень 2008 г. Фото Воложинского В.Г.

По центру — макет будущей скульптурной композиции. Аполлон с венками в руках, а по обе стороны от него две летящие нимфы, трубящие о приходе покровителя искусств. Под ними будет «развиваться» бронзовая лента с нотным станом, на одной ее части вытеснят фрагмент из первых постановок балета и оперы. Вес будущей скульптуры 7 тонн.

Авторы композиции: Геннадий Буралкин, Александр Финский, Михаил Шкробот.

Две музы Г. Буралкина уже украшают здание театра. Это Мельпомена — покровительница театрального искусства — держит маски, и Полигимния — покровительница поэтов — писателей гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, также считается, что она изобрела лиру. Две другие музы выполнены А.Финским. Это — Каллиопа — покровительница эпической поэзии и Терпсихора — покровительница танца. Все скульптуры имеют высоту около 5 метров и каждая весит почти 5 тонн. Все статуи тонируют по специальной технологии так, чтобы со временем бронза не позеленела.

05.08.2009 г. Фото Воложинского В.Г. 25.10.2013 г. Фото Воложинского В.Г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: