Павло-Обнорский монастырь, Россия — подробная информация с фото

Павло-Обнорский мужской монастырь

Павло-Обнорский мужской монастырь – православный монастырь в Вологодской области основанный в начале XV века. Монастырь был закрыт в 1924 году, возвращен Церкви в 1994 г.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Монастырь основан Павлом, отшельником, учеником Сергия Радонежского.

Согласно житию Павла Обнорского, в 1414 году, по видению, которое имел преподобный Павел (звон колоколов с противоположного берега реки), он обратился к митрополиту Фотию за разрешением на основание монастыря, но получил отказ в грубой форме. Однако после того, как митрополит сам имел видение, он призвал Павла и дал разрешение, и на левом берегу Нурмы был построен деревянный Троицкий собор и основан общежительный монастырь. Павел благословил на игуменство своего любимого ученика Алексия, при этом сам продолжал жить в своей келье, посещая монастырь только по праздникам. Его любимым собеседником и духовным отцом был Сергий Нуромский, в память об их встречах между Павло-Обнорским и Спасо-Нуромским монастырями была выстроена часовня. После своей кончины в 1429 году преподобный был похоронен у южной стороны Троицкого собора.

В 1489 году монастырь получил от Великого князя Ивана III грамоту о наделении монастыря лесом, деревнями и освобождении от податей. Привилегии монастыря были впоследствии закреплены Василием III, Иваном IV Грозным и их преемниками. В монастыре строится соборный храм Троицы (1505—1516 годы), позднее царём монастырю были отписаны деревни в Костромском и Белозерском (вклад Семёна Шелешпальского). Зимой 1529 года Василий III со своей второй женой Еленой Глинской предпринял паломничество по монастырям Севера для испрошения чадородия, побывав и в Павло-Обнорском монастыре.

В 1538 году монастырь подвергся разрушению от казанских татар, которые разграбили и сожгли обитель, а также убили нескольких монахов.

В 1546 году при постройке церкви Сергия Радонежского и Павла Обнорского была произведена попытка обрести мощи основателя обители, но согласно повелению Павла, представшего в сонном видении тогдашнему игумену Протасию, были оставлены почивать под спудом. В 1547 году Павел был причислен к лику святых.

В 1585 году жалованная грамота была писана Фёдором Иоанновичем, в 1599 — Борисом Годуновым, а в 1607 году — Василием Шуйским, благодаря последним монастырь получил рыбную ловлю на реке Вёксе (вклад Вологодского князя Андрея Меньшого). В 1621 году Михаилом Фёдоровичем и в 1625 году его отцом Патриархом Филаретом все предшествующие грамоты были подтверждены, а также дарованы сёла в Вологодском, Ярославском и Костромском уездах, и рыбная ловля на реке Сухоне. В 1677 году Фёдор Алексеевич по просьбе игумена Иосафа в специальной грамоте переписал все дарованные ранее вотчины, рыбные ловли и угодья с указанием всех прежних жалованных грамот. В 1684 году права монастыря на владение всеми землями было подтверждено грамотой Иоанна и Петра Алексеевичей. К концу XVII века в обители проживало 59 насельников, монастырь владел 8 сёлами (одно — близ Гря́зовца, остальные в Пошехонья), 122 деревнями, в которых было 710 дворов, а в них «крестьян и бобылей» 1 798 душ. К монастырю была приписана Макарьева пустынь в Костромском уезде. Имелось два подворья в Вологде (в Новинках и на Мостовой улице) и одно — в Москве (у Сретенских ворот).

В 1694 году настоятели монастыря получают право именоваться архимандритами.

Ко времени составления штатов в 1764 году монастыре было 28 монахов, монастырских слуг и крестьян 1 964 души, большие площади пахотной земли, сенокосов, леса, рыбные ловли. Монастырь был положен в третьем классе с игуменским настоятельством. Монастырю было оставлено небольшое количество пахотной и сенокосной земли вокруг монастыря, рыбные ловли и назначено жалование.

В 1867 году неподалёку от монастыря на высоком холме основан Воскресенский скит.

В середине XIX века в монастыре проживало 12 монахов. В 1909 году монастырь пострадал от сильного пожара. В огне расплавился крест, полученный преподобным Павлом от Сергия Радонежского. Перед революцией в монастыре проживало около 80 насельников.

Последним игуменом монастыря был архимандрит Никон (Чулков). Монастырь закрыт в 1924 году по решению Грязовецкого уездного исполкома РКП(б). В 1920-30-е годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году открылся детский санаторий, затем областная санаторно-лесная школа.

Возвращён церкви в 1994 году. С 1994 по 2003 год был подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря. 5 июня 1999 года был освящена трапезная церковь Успения. С 2003 года указом Синода — самостоятельный монастырь. Наместник — игумен Амфилохий (Кузнецов), в прошлом — насельник Спасо-Прилуцкого монастыря. Братия: 4 человека. В обители около 5 трудников и вольнонаёмных работников. При обители действует столярная мастерская. В монастыре пекут свой хлеб. Имеется небольшая библиотека.

На восстановление монастыря выделяются средства из бюджета Вологодской области. Проведены научно-проектные работы по восстановлению колокольни Успенской церкви. С 2009 года ведётся строительство деревянной колокольни, восстановление Святых ворот, части монастырских стен и башенок.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Читайте также:
14 лучших парков Санкт-Петербурга для отдыха и прогулок

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Храмы [ править ]

  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы
  • Церковь Воскресения Христова
  • Церковь Троицы Живоначальной
  • Часовня Павла Обнорского
  • Часовня Павла Обнорского на святом источнике

Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь

Благочиние

Адрес

162011 Россия, Вологодская область, Грязовецкий район, село Юношеское.

Настоятель

игумен Игнатий (Молчанов)

E-mail

Телефон

Официальный сайт

Вконтакте

Духовенство

  • игумен Игнатий (Молчанов)
  • игумен Игнатий (Молчанов)
  • игумен Амфилохий (Кузнецов)
  • иеромонах Филлип (Баландин)
  • иеромонах Герасим (Кокшаров)
  • иеромонах Лонгин (Зименков)
  • иеромонах Савватий (Манин)

Как добраться

Фотогалерея

Справка

Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь расположен в Грязовецком районе юго-западной части Вологодской области. Обитель находится в центре небольшого дачного села Юношеское, в низине реки Нурма. От трассы Москва-Архангельск 4 километра лесной грунтовой дороги. Ближайший городок Грязовец находится в 15 км.

Монастырь является действующим, он был возвращен Церкви 1 января 1995 года. С 2006 года ведутся восстановительные и строительные работы.

История Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря ведет свой отсчет с 1414 года, когда преподобный Павел получил благословение митрополита Фотия на основание обители, явившей миру немало подвижников. До конца XV века монастырь оставался деревянным, огражденным бревенчатыми стенами. Свидетельством экономического развития монастыря явилось каменное строительство, начавшееся при Великом князе Василии III. Монастырские документы свидетельствуют, что по его повелению с 1505 по 1516 гг. строится Троицкий собор, куда князь пожертвовал сосуды и медно-посеребренное паникадило с 45 шандалами для свечей и государственным гербом наверху, которое сохранялось в монастыре еще в начале XX в.

На протяжении многих столетий, благодаря великим царским и великокняжеским вкладам и некоторыми пожертвованиями недвижимых имуществ от частных лиц, монастырь обогащается и благоустраивается. Уже в XVI столетии Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь, несмотря на удалённость от столицы и разорение в 1538 году казанскими татарами, стал обретать известность и экономическое благополучие. Среди жертвователей и паломников были богатые люди, вельможи и великокняжеские особы. Монастырь многим был обязан щедротам Великого князя Василия III Иоанновича, благодаря которым в обители высился красивейший каменный храм во имя Святой Троицы. В 1528 году здесь побывал и сам жертвователь со своей второй супругой Еленой Глинской «и милостыню велию давал ,…и велел молиться о чадородии». После царского паломничества 25 августа 1530 года у них родился сын Иоанн Васильевич.

Не оставлял обитель своими пожертвованиями и сам наследник – «богодарованный» сын Василия III – Иоанн IV, позже прозванный Грозным. В мае 1545 года он и сам посетил монастырь и те места, где его покойный родитель молился о даровании наследника престола. В последствии к Павло-Обнорскому монастырю благоволили члены Императорской семьи Дома Романовых. В июле 1912 года обитель посетила великая княгиня Елизавета Фёдоровна, родная сестра императрицы Александры Фёдоровны, прославившаяся при своей жизни благотворительностью.

Монаршая власть постоянно интересовалась жизнью Павло-Обнорской обители. Последний великий вклад, до закрытия монастыря, был сделан семьей Дома Романовых, после пожара в монастыре, который случился в ночь с 25 на 26 августа 1909 года после всенощного бдения, в храме, где находились мощи преподобного Павла, и потушить который удалось только после четырнадцатичасовой борьбы с огнем.

На средства Николая II Александровича и царицы Александры Фёдоровны в монастыре над мощами преподобного Павла Обнорского была сооружена серебряная рака с мраморной сенью. 31 мая 1910 года храм был вновь освящен.

Старейший документальный источник по истории Павло-Обнорского монастыря — писцовая книга Гавриила Коробьина и подъячего Федора Стогова 1628-1630 гг., в которой говорится: «Монастырь Павлов на речке Нурме, в нем церковь Живоначальныя Троицы с приделом Павла Обнорского, другая церковь Успения Богородицы с трапезою, третья церковь Преподобнаго Сергия Радонежского, все три каменные. В церквах Божие милосердие образа, свечи, книги, ризы, колокола и всякое церковное строение…»

Тяжелым временем для русских монастырей было XVIII столетие. Уже в Петровскую эпоху начались решительные сокращения привилегий монастырей, изъятие их доходов. В результате конфискации церковных земель в 1764 году Павлов монастырь потерял около двух тысяч крестьянских душ. Трудности усугубил сильный пожар, охвативший обитель в 1764 году. В 1777 году был, наконец, произведен ремонт зданий. Однако и в последующие годы монастырь влачил жалкое существование на скудном казенном содержании.

С приходом в обитель игумена Иоасафа Тихонова (1861-1877) положение в монастыре резко изменилось. Возрождение Павловой обители стало делом его жизни. При нем была выровнена ведущая от Московского тракта к монастырю дорога, устроены гостиница для состоятельных богомольцев и отдельный дом для их прислуги. Река Нурма, подходившая к самым стенам обители, была отведена в сторону с помощью особого канала, а ее высохшее русло использовано под огород. Вокруг монастыря возвели каменную ограду в три метра высотой, с тремя восьмиугольными башнями и двумя вратами. Под ее южным пряслом были устроены сохранившиеся до наших дней погреба с кирпичными сводами. На высоком, но безлесном правом берегу Нурмы по распоряжению игумена были посажены еловая и сосновая рощи, к западу от обители был насыпан холм, похожий на усеченный конус, так называемая «Голгофа». На его верхней площадке была выстроена восьмиугольная деревянная часовня. Второй насыпной холм, расположенный в сотне метров восточнее монастыря, послужил основанием для скита. На вершине холма в 1867–1869 годах игумен выстроил двухэтажную церковь Воскресения Христова, сохранившуюся до наших дней. В 1875 году перестраивается церковь преподобного Павла.

Читайте также:
Национальный парк Алтын-Эмель, Казахстан — подробная информация с фото

После 1877 года строительство в монастыре почти прекратилось. Единственным крупным зданием, возведенным в тот период, явилась колокольня. Она была построена в 1881-1887 г.г. и представляла собой четырехъярусный столп с огромной луковичной главкой. До наших дней у восточной стены трапезной сохранились нижние ярусы колокольни, декорированные в «русско-византийском» стиле.

К началу ХХ столетия внутри каменной монастырской ограды со Святыми вратами, построенной во второй половине ХIХ века, находились четыре храма, два двухэтажных братских корпуса и трехэтажный настоятельский корпус. Каменные храмы, слитые воедино в центре обители, создавали впечатление величественного и грандиозного строения. К Свято-Троицкому собору примыкали церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи и преподобного Павла Обнорского с придельными храмами прп. Сергия Радонежского и иконы Божией Матери Корсунской. Теплая церковь во имя Успения Божией Матери с надстроенной колокольней составляла единую совокупность строений с трапезной и настоятельскими кельями.

В 1904 году в здании настоятельского корпуса была устроена иконописная школа на двадцать учеников. Принимались в школу мальчики в возрасте 10-15 лет. Летом 1912 г. закончились работы по ликвидации страшного пожара, произошедшего в 1909 году.

В 1914 году обитель отмечает юбилей – 500 лет со дня основания Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря. В 1920 годы Павло-Обнорский монастырь разделил общую участь православных монастырей России. Он был упразднен, а монахи изгнаны из его стен. Обитель закрыли Великим постом 12 апреля 1924 года. Многие из иноков подверглись гонениям. Решением президиума Грязовецкого исполкома было предложено организовать в помещениях Павло-Обнорского монастыря: …в одной церкви — народный дом (библиотека-читальня, сцена-театр), вторая церковь — класс, а в двух остальных — маслодельная артель. Помещение, где жили монахи — общежитие приезжающим рабочим и служащим на отдых во время лета.

Судьбы монахов сложились по-разному, но все они в той или иной форме продолжали духовное служение. Одна общая черта есть в жизни всех Павло-Обнорских подвижников – после закрытия монастыря рано или поздно им пришлось вступить на путь скитаний. Павло-Обнорские монахи выбирали разные пути. Последний игумен, архимандрит Никон, нелегально проживал у духовных детей, некоторое время служил в храме г. Любима, а затем пошел по пути создания тайного монастыря. Позднее он был приговорен к 10 годам тюрьмы и в последний день 1941 года умер в Соль-Илецкой тюрьме, близ Оренбурга. Подвижник игумен Михаил Лаков, хотя и был арестован сразу после закрытия монастыря, однако был отпущен на свободу и впоследствии оказался в селе Чернецкое, Грязовецкого района, где служил в храме Успения Божией Матери почти до самой смерти. Казначей обители иеромонах Николай (в миру Александр Иванович Воропанов) служил в Спасо-Нуромском приходе Грязовецкого района, затем в церкви г. Данилова, был репрессирован и после отбытия ссылки служил в церкви Вознесения г. Тутаева. В 1941 году он был вновь арестован и расстрелян. Такова же судьба и другого подвижника – иеромонаха Иерофея (мирское имя Никандр Арсеньевич Глазков), который был также репрессирован, после служил в церкви Введения Пресвятой Богородицы в г. Любиме, в проповедях открыто обличал безбожную власть и был приговорен в 1937 году к расстрелу.

Территорию Павло–Обнорского монастыря переименовали в село Юношеское. Все храмы, кроме Успенского и скитского, были разрушены. В 1994 году обитель была возвращена Церкви. С 1994 до 2003 года монастырь был подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря. 5 июня 1998 года Высокопреосвященнейшим архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом был освящен трапезный храм во имя Успения Божией Матери, возобновлены регулярные богослужения. С 27 декабря 2003 года указом Синода монастырь становится самостоятельным, а 8 июня 2004 г. получает юридический статус. 23 января в обители совершается празднование памяти преподобного Павла Обнорского. Вместе с возрождением духовной жизни восстанавливаются уцелевшие монастырские строения, возводятся кирпичные стены ограды, построена часовня над мощами преподобного Павла, деревянная колокольня и хозяйственные постройки, в храме установлен новый иконостас.

Павло-Обнорский монастырь и священная роща

Нурма — река в Вологодской области России. Ну́рма переводится как «луговая река», от мерянского «нур» — луг, поле. Это слово родственно карельско-финскому nurmi — «лужайка, луг», эст. nurm — «возвышенность, поле», марийскому нур — «поле на возвышенности».
Рядом с рекой находится Троицкий монастырь Павла Обнорского, а неподалеку древняя святыня народного православия — священная роща.

Место Нуромской рощи действительно удивительное. Она растет на высоком правом берегу реки. В роще, в непосредственной близости от реки, есть источник с превосходной водой.

Чуть дальше в лесу есть огромный валун с плоским верхом, на котором любил молиться Павел и с которого его прогоняли местные язычники меряне. Говорят, что этот камень удивителен по своим свойствам. Если лечь на него, то он поможет от боли в суставах, позвоночнике, от застарелого радикулита. По преданию, во время таких молитвенных стояний на камне к святому Павлу приходили лесные звери.

Читайте также:
Медицина в Японии в 2021 году: здравоохранение и медицинский туризм

Когда паломники подходят к нему, то многих охватывает удивительное чувство счастья и спокойствия.
Рядом с валуном растет священная ель, древо предков у всех финно-угров, увешанная иконами и тряпицами. В ее оголившихся корнях паломники оставляют подношения — деньги, конфеты, хлеб. Удивительно, но монахи монастыря не борются с язычествующими православными.

Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь — православный мужской монастырь, основанный в 1414 году на берегу реки Нурмы учеником Сергия Радонежского святым Павлом Обнорским. Один из самых древних монастырей Русского Севера.

В монастыре покоятся мощи его основателя святого Павла Обнорского, из Троицкого собора происходит несколько икон, в том числе работы Дионисия, в настоящее время находящихся в собрании Третьяковской галереи, Русского музея, Вологодского музея-заповедника. Немногие сохранившиеся постройки — комплекс памятников архитектуры.

Монастырь основан Павлом, отшельником, учеником Сергия Радонежского. 15 лет жил вблизи Троицкого монастыря в уединении. После чего получил от преподобного Сергия благословение на основание собственной обители, и в знак этого благословения — кованый медный крест (сохранялся в Обнорском монастыре до пожара 1909 года). После чего направился в Комельские леса, где 3 года жил в дупле липы (дупло сохранялось в монастыре).

Преподобный Павел спасается в дупле липы (клеймо иконы XVII века)

После трех лет жизни в дереве, пропитавшись древесным Духом, Павел уходит на реку Нурму в священную рощу, располагающуюся на ее берегу. Там, неподалеку от огромного камня и родников, он строит свою келью.

Вокруг кельи стали селиться отшельники. Согласно житию Павла Обнорского, в 1414 году, обратился к митрополиту Фотию за разрешением на основание монастыря, В итоге на левом берегу Нурмы был построен деревянный Троицкий собор и основан общежительный монастырь. После своей кончины в 1429 году преподобный был похоронен у южной стороны Троицкого собора.

Территория монастыря, по форме приближавшаяся к правильному четырёхугольнику, имела по периметру длину около 590 метров. С северной и восточной стороны полностью, а с западной и южной — частично, в 1862—1866 годах монастырь был обнесён каменной стеной высотой около 3 метров. Все постройки монастыря: ограда, башни и ворота, Троицкий собор, Придел Иоанна Предтечи, Придел Сергия Радонежского, Церковь Успения Богоматери с колокольней, Церковь Павла Обнорского, кельи, трапезный комплекс, келарскую палату, настоятельские покои, хозяйственные помещения и прочее.

Монастырь закрыт в 1924 году , а в последующие годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом и другие учреждения.

Вот что осталось от монастыря в настоящее время:

Сохранившиеся здания Павло-Обнорского монастыря

Церковь Успения с бывшей трапезной палатой

Настоятельский корпус, пристроенный к Успенской церкви, вид со стороны бывших Святых ворот

Братский корпус, вид с территории монастыря

Колодец, по преданию, выкопанный Павлом Обнорским

Возвращён церкви в 1994 году. Проведены научно-проектные работы по восстановлению колокольни Успенской церкви. С 2009 года ведётся строительство деревянной колокольни, восстановление Святых ворот, части монастырских стен и башенок.

Иконостас
Иконостас для деревянного Троицкого собора был заказан Дионисию, известнейшему русскому иконописцу своего времени, за 6 лет до строительства каменного собора. В работе над иконостасом, вероятнее всего, принимали участие помощники Дионисия — его сыновья Феодосий и Владимир; бесспорной работой самого мастера можно считать икону «Распятие».

Спас в силах. Икона деисусного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Распятие. Икона праздничного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Уверение Фомы. Икона праздничного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Успение. Икона местного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Павло-обнорский монастырь: самый большой из северных монастырей

Этот монастырь — один из самых древних и огромных русских монастырей. В настоящее время все постройки монастыря относятся к памятникам архитектуры.

Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь

Павло-обнорский монастырь — это православная мужская обитель, принадлежащая к Вологодской епархии.

Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь был устроен сподвижником и последователем Сергия Радонежского Павлом.

Основан монастырь был в 1414 году на побережье Нурмы.

«… В 1998 году здания монастыря (Павло-Обнорского) были в очень плачевном состоянии…

Сейчас же эти места просто не узнать, смотрю и душа радуется! Здания отремонтировали, в церкви проходят службы, приезжают люди на праздники и просто, как туристы, посмотреть.

Спасибо монахам и неравнодушным людям, которые содействовали и вносили свою лепту в восстановление монастыря»

Свято-Троицкий мужской монастырь был основан отшельником Павлом

Павел родился 1317 году на юге Москвы. Еще в юности, избегая брака, на который его уговаривали родители, он ушел из дома.

В 21 год Павел принял постриг и потом направился к Сергию Радонежскому, благословленный преподобным, прожил 15 лет в полном уединении недалеко от Троице-Сергиевой Лавры.

После 15 лет иночества, сподвигнутый Сергием Радонежским, отшельник Павел решился н постройку собственной обители.

Павел Обнорский построил Павло-Обнорскую пуствнь. Фото: st03.kakprosto.ru

В 1389 году, близ обители Дионисия Глушинского, Павел строит себе келью, но вскоре покидает ее и отправляется в Комельский лес.

Читайте также:
Как перевести и получить пенсию гражданину Украины в России в 2021 году: объясняем детально

В течении трех лет его жильем становится дупло липы. Это странное пристанище до сих пор хранится в монастыре.

Через три года отшельник покинул лес и отправился вдоль речки Нурмы, на правом берегу которой построил себе келью. Вскоре, вокруг его скита стали оседать другие монахи.

Житие преподобного Павла повествует о странном предвестии ему. В 1414 году отшельник услышал колокольный перезвон с другого берега Нурмы.

Постройку Троицкого собора начали на левом берегу Нурмы

Павел Обнорский обратился к митрополиту Фотию благословить его на постройку монастыря, но, к сожалению, получил отказ. И лишь после того, как видение с колокольным звоном посетило митрополита, тот сам позвал отшельника и дал разрешение на строительство.

На левобережье Нурмы возвели Троицкий собор и основали монастырь. Настоятелем Павел благословил своего воспитанника Алексия, а сам так и остался жить в своей келье на правом берегу.

Митрополит Фотий дал разрешение на постройку Павло-Обнорского монастыря. Фото: fs3.fotoload.ru

Монастырь же Павел посещал по праздникам проводя время в беседах со своим духовным отцом Сергием Нуромским.

В память о их встречах, на пути из Павло-Обнорского в Спасо-Нуромский монастырь, построили часовенку.

Скончался преподобный в 1429 году и был погребен с южной стороны Троицкого собора.

В 1489 году Обнорский монастырь получил от князя Ивана III документ об освобождении от податей, а также грамоту о наделении деревнями и лесом.

Сии привилегии были продлены и Великим князем Василием III и Иваном Грозным и их последователями.

Василий третий давал жалованные грамоты для монастыря Вологодской области

В 1505 году в монастыре началось строительство соборного храма в честь Святой Троицы. В 1529 году князь Василий III с супругой Еленой отправился в паломнические поездки по монастырям Севера, именно тогда он и посетил Павло-Обнорский монастырь.

В 1538 году Павло-Обнорский монастырь разрушили

В 1538 году монастырь почти полностью уничтожили. На него напали казанские татары, они разграбили и сожгли обитель. Было убито и несколько монахов.

В 1546 году, когда строили церковь Сергия Радонежского и отшельника Павла было принято решение об извлечении и обретении мощей основателя.

Однако тогдашнему игумену Протасию было явление преподобного Павла во сне, велевшего оставить мощи. В 1547 году Павел Обнорский канонизирован.

В 1585 году царем Федором была подписана жалованная грамота, монастырь получил разрешение на ловлю рыбы в Вёксе. В 1621 году все грамоты были подтверждены Михаилом Федоровичем и патриархом Филаретом и дарованы села в нескольких уездах, рыбная ловля в речке Сухоне.

К концу XVII века монастырь уже владеет сто двадцати двумя деревнями в семьсот десять дворов и восьмью селами. В монастыре подвизятся пятьдесят девять насельников.

Царь Федор Иванович не раз давал грамоты Павло-Обнорской обители. Фото: mtdata.ru

Павло–Обнорская пустынь продолжает расширяться

В 1684 году к Обнорскому монастырю приписана Макарьева обитель в Костромском уезде. Имеются два подворья в Вологде и одно в Москве.

Сведения о владениях получены из описей имущества обители 1654 — 1687 гг. С 1694 года настоятели монастыря становятся архимандритами. К 1764 году в монастыре проживают 28 насельников.

Во второй половине XIX века в обители подвизались всего 12 монахов. В 1909 году монастырь сильно пострадал во время пожара. В огне оплавился крест, подаренный отцу Павлу Сергием Радонежским.

В 1917 году в монастыре проживало 80 монахов. Последним до революции настоятелем монастыря оказался архимандрит Никон Чулков.

В 1924 году Павло-Обнорский мужской монастырь закрыли

В 1924 году монастырь закрывается. В следующие годы сносят Троицкий собор и другое монастырские постройками, а также разваливают колокольню и ограду. На месте монастыря открыли школу и детский сад. В 1945 году здесь открылся детский санаторий.

Павло-Обнорский мужской монастырь. Фото: pavelobnorskiy.cerkov.ru

Возвращен церкви Обнорский монастырь в 1994 году. До 2003 года он относился к подворью Спасо-Прилуцкого монастыря. В 1999 году была освящена церковь Успения. В 2003 году Священный Синод постановил отнести монастырь Павла Обнорского к самостоятельному.

Наместником стал игумен Амфилохий Кузнецов. Братия составляла всего 4 человека. При обители открыли столярную мастерскую и хлебопекарню. Была устроена небольшая библиотека.

Восстановление обители производилось на средства Вологодской области

На восстановление мужского монастыря было выделено некоторое количество бюджетных средств области. Провелись работы по реконструкции колокольни Успенской церкви. С 2009 года идет возведение деревянной колокольни, а также восстанавливают части монастырских стен и башен.

Вход в Павло-Обнорскую обитель. Фото: gradm.ru

По своей форме территория монастыря напоминает четырехугольник, длина периметра примерно 590 метров, обнесенный каменной стеной трезметровой высоты. С западной стороны — каменные святые врата, с восточной — простые деревянные ворота в форме шатра.

1505 год — примерное время строительства Троицкого собора

Поговорим отдельно о каждом храме, который находится на территории Свято-Троицкого монастыря. Собор Святой Троицы построен примерно в 1505 году.

Средства для его строительство пожертвовал князь Василий III. По предположительным данным, собор строился ростовскими зодчими.

Троицкий собор Павло-Обнорского монастыря. Фото: pavelobnorskiy.cerkov.ru

Читайте также:
Фотографии Капитолия в Вашингтоне

Храм схож с собором Ярославской Преображенской обители. Также к Троицкому собору были пристроены приделы Иоанна Предтечи и Сергея Радонежского. Последний находится справа от алтаря и оформлен пятиярусным иконостасом.

Придел в честь Иоанна Предтечи построен в форме тента. Во второй половине XVII века установлена трехъярусная колокольня.

На южной стороне была возведена церковь Павла Обнорского «под колокол». Под колокол — это такой архитектурный тип храма, который получил широкое распространение в русском церковном зодчестве в конце XV и первой половине XVI веков.

На литографии за 1880 год изображен одноглавый собор, а уже за 1883 год собор имеет 5 глав. В 1936 году Троицкий собор был уничтожен властями.

Монастырская церковь Успения изначально задумывалась как трапезная

На территории Павло-Обнорского монастыря также построена Успенская церковь. Изначально она задумывалась как трапезная. Строительство комплекса началось в 1536 году.

Он должен был по плану состоять из церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы и трапезной, а также прилегающей к ней келарской палаты, настоятельских покоев, хозяйственных построек. Но, к сожалению, строительство было приостановлено из-за недостатка средств.

Вход в Успенскую церковь Павло-Обнорского монастыря

Завершились строительные работы к августу 1586 года. Трапезная сохранилась в виде набора построек разных времен.

Перестройка трапезной началась в XVIII веке, как только перестала использоваться по назначению. Здесь разместилась церковь Успения Божией Матери.

Церковь Павла Обнорского была построена в 1546 году

Обнорская церковь построена в 1546 году мастером Григорием. Согласно описи 1654 года, в церкви находились мощи отшельника Павла. В 1687 году колокольню перестраивают под книгохранилище, переделывают алтарь, паперть заменяют каменной.

Позже, на место библиотеки переносят престол во имя Сергия Радонежского, а книги возвращаются в Успенскую церковь.

В Павло-Обнорской церкви пятиярусный иконостас. В 1875 году церковь разбирают, на ее месте ставят одноглавую Корсунскую. Здесь также два придела в честь Сергия Радонежского и Павла Обнорского. Павло-Обнорская церковь выдержана в псевдорусском стиле.

Как и большинство других построек, церковь была взорвана в 1930 годы. На месте этой церкви была построена деревянная часовня. В этой часовне над местом упокоения находится рака с мощами преподобного Павла Обнорского.

С запада к Успенской церкви примыкают настоятельские покои

Также на территории монастыря находится настоятельские покои, которые примыкают с запада к трапезной Успенской церкви. Павел Обнорский внес огромный вклад в духовное развитие Русской православной церкви.

Стены, храмы, обстановка и святыни основанного им монастыря, по сей день привлекают верующих и паломников.

У монастыря во всемирной паутине есть официальный сайт

В настоящее время Павло-обнорский монастырь в Вологодской области имеет официальный сайт. Официальный сайт Павло-Обнорского монастыря может посетить каждый, чтобы узнать новости, посмотреть фото со служб, а также посмотреть расписание богослужений, которые обновляются каждый день.

Монастырь находится по адресу: Россия, Вологодская область, Грязовецкий район, село Юношеское.

Павло-Обнорский монастырь

Настоящие сокровища часто бывают неприметны и не очень известны. Живет вот с вами сосед, обычный вроде бы, приветливый. Проходит время, и вы узнаете, что человек этот — благотворитель, меценат или великий подвижник. И с местом такое случается: проезжаете мимо него тысячу раз, а на тысяче первом узнаете о нем какую-то удивительную историю. Павло-Обнорский монастырь стал для меня именно таким открытием. Много раз проезжал я мимо. Если бы знал, конечно же, давно бы свернул на эту дорогу:

И намного раньше увидел бы это чудо: один из древнейших монастырей Русского Севера.

Подумать только: седьмое столетие идет Обители, основанной учеником самого Сергия Радонежского — Павлом Обнорским! Тяжелую годину пережил монастырь: в начале 20-го века молодая и еще во многих вопросах глупая Советская власть растерзала его, уничтожив множество строений, включая Троицкий собор. Но у некоторых духовных мест есть потрясающее свойство — восстанавливаться даже после тяжких испытаний. Сегодня Обитель постепенно возрождается, своим примером давая надежду многим людям.

Во время моего приезда фотосъемка внутри монастырских стен была запрещена. Что ж, жаль, но это право монахов — решать, как им организовывать и оберегать свою духовную жизнь. Можем лишь пожелать, чтобы когда-нибудь запрет был снят. Ведь внутри много интереснейших малых архитектурных форм (деревянных), созданных чьими-то золотыми руками. А еще на территории Обители живет одна из самых милых собачек, которых я встречал в своей жизни, его имя — Мух. У него это написано на конуре. Я много, где бывал, но воспоминания о пребывании в этом месте остались особые. Там очень светло и как-то спокойно-спокойно и легко.

Мне рассказывали, что в одном из строений монастыря сохранился древний пол. Из досок метровой ширины, сделанных столетия назад из цельных деревьев. Да много там прекрасного: ворота каменные, здания. Этим стенам, кирпичам века, чего они только не видели, сколько слышали молитв, сколько согрели душ. Шли времена, текла жизнь. Русь, Российская Империя, СССР и снова Россия. а где-то в лесах Вологодчины-Новгородчины стоял и стоит монастырь. И дай Бог ему стоять и дальше века и века нескончаемые. Может быть, в том числе и его молитвам облегчается жизнь многострадальной нашей Родины.

Читайте также:
Собор Парижской Богоматери (Нотр дам де Пари) в Париже: фото и описание

Монастырь стоит на окраине села Юношеского, среди милых домиков, рядом течет небольшая, но веселая речка. А на горе — еловая роща, посаженная монахами в 1862 году. Ельник часто неприветлив. Это естественная природная особенность: темные стволы, большая плотность деревьев, ветви до самой земли и отсутствие яркой растительности внизу (почва елового леса кислая) делают такой лес мрачноватым. Но в этом случае деревья были высажены на горе и с определенной логикой, поэтому получилось просто чудно: празднично и светло.

Из таких мест жаль уезжать, в них хочется возвращаться. Они остаются в памяти.

Павло-Обнорский монастырь

Ансамбль Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря – памятник регионального значения. Поставлен под государственную охрану постановлением Губернатора Вологодской области №945 от 15.10.2001 года. В 2014 году исполнилось 600 лет со дня основания обители

Монастырь находится в Грязовецком районе Вологодской области, село Юношеское, п/о Ростилово. В середине 1990-х годов возвращен Русской Православной церкви Московского Патриархата.

Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь основан преподобным Павлом Обнорским.

Павел Обнорский (1317, Москва – 10 января 1429, Вологодская губерния) – ученик Сергия Радонежского, основатель Павло-Обнорского монастыря. Почитается Русской церковью в лике преподобных, память 10 января (по юлианскому календарю).

Родился в 1317 году в Москве, с детства имел склонность к монашеской жизни. В 22 года, когда родители стали предлагать ему вступить в брак, ушел из дома и в Рождественском монастыре на Волге принял монашеский постриг. Позднее перешел в Троицкий монастырь (ныне Лавра) и стал учеником Сергия Радонежского. В поисках места для уединения Павел посещал различные пустыни. После странствий остановился в Комельском лесу, где три года прожил в дупле липы при речке Грязовице, а затем перешел в том же лесу на реку Нурму, построил себе келью и выкопал колодец. Место жительства Павла стало известно, к нему начали приходить желающие стать его учениками. В 1414 году по благословению Сергия Радонежского и с согласия митрополита Фотия Павел строит Свято-Троицкий храм, вокруг которого возникает монастырь, получивший название Павло-Обнорский.

Для обители Павел установил строгий общежительный устав, управление возложил на своего ученика Алексия, которого сделал игуменом. Сам Павел продолжил проживать в уединенной кельи рядом с монастырем.

Скончался Павел 10 января 1429 года. Его житие было написано около 1546 года. Канонизирован в 1457 году. Мощи Павла Обнорского хранились под спудом в церкви Сергия Радонежского, основанного им монастыря. В 1878 году над ними была установлена массивная серебряная рака. 26 сентября 1920 года рака была вскрыта. В настоящее время мощи хранятся в деревянной часовне на территории Павло-Обнорского монастыря.

Подписи игуменов Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря стоят под важнейшими государственными актами XVI-XVII веков. Располагающая к монашескому подвигу пустынная природа привлекала сюда насельников. В монастыре процветал подвиг пещерного жительства и существовал уединенный скит во имя Воскресения Христова, основанный учеником преподобного Серафима Саровского игуменом Иоасафатом. К обители были приписаны Спасо-Преображенский Макариево-Писемский и Свято-Благовещенский Иннокентиево-Комельский монастыри.

При монастыре были 5 часовен (одна из них – над колодцем, выкопанном прп. Павлом) и пещеры, которые существуют и поныне. В монастыре находились: чудотворная Корсунская икона Божьей Матери, особо чтимый образ Успения Божьей Матери в Успенской церкви, почитаемый с древних времен образ прп. Павла, писанный с него прп. Дионисием Глушицким, а также дупло того дерева, в котором жил прп. Павел. Хранившийся в монастыре медный восьмиконечный крест, которым благословил Павла Обнорского Сергий Радонежский, расплавился во время пожара в 1909 году.

Первый каменный храм был возведен в 1505-1516 гг. в честь Живоначальной Троицы. Почти через сто лет от основания монастырю суждено было претерпеть страшное поражение и совершенное опустошение – в 1538 году казанские татары, разграбив монастырь сожгли его и удалились. В 1605-1610 годах Троицкий собор был капитально перестроен. В XVII веке сооружается колокольня и монастырская ограда.

Монастырь в 1628-1630 года по Писцовым книгам предстает в следующем виде:

«Монастырь Павлов на речке Нурме: в нем церковь Живоначальныя Троицы с приделом Павла Обнорскаго; другая церковь Успения Богородицы с трапезою; третья церковь преподобнаго Сергия Радонежскаго; все три каменныя. На монастырье келья игуменская, келья казенная и 20 келлий братских. За монастырем – двор конюшенный, два двора скотских, две мельницы с тремя жерновами».

В Переписных книгах 1678 года стольника Петра Голохвастова и подьячего Ивана Саблина, значится: церковь Троицкая в Павлове монастыре о трех главах; кроме придела преп. Cepгия Радонежского при Троицком храме освящен другой придел – во имя Рождества Иоанна Предтечи; над церковью преподобного Павла Обнорского сооружена колокольня каменная и на ней больших и малых 13 колоколов; две кельи казенные каменные, кельи игуменские деревянные и 17 келий братских также деревянных.

В конце XIX века пространство, занимаемое монастырем, представляло почти правильный четвероугольник, обнесенный с восточной и северной, отчасти с западной и южной сторон, каменною, вышиною под три метра оградою. На трех углах ограды возвышались восьмиугольные, на половину каменные и деревянные, с деревянными, покрытыми железом, куполами и шпицами башни. С прочих сторон монастырь ограждается каменными монастырскими зданиями, из которых одно на юго-западном углу монастыря заменяет четвертую башню. Для богомольцев была устроена гостиница.

Читайте также:
Оформление страховки для поездки в Голландию

Церкви в монастыре

Соборная во имя Троицы, каменная, холодная, одноэтажная, строена на средства Великого князя Василия III Иоанновича, между 1505 и 1516 годами. Иконостас четырехъярусный, «нового дела». Древний иконостас сгорел во время большого пожара в монастыре, бывшего в 1767 году. Из него уцелели только 25 образов.

Церковь преподобного Павла, основателя монастыря, устроенная над его гробом в 1546 году. В ней иконостас старинный, искусной резьбы, позолоченный, хорошей греческой живописи. Стены храма расписаны. Над почивающими под спудом мощами преподобного Павла была устроена рака «одетая» медными, искусной чеканки листами. Над ней в углублении стены и на двух колоннах возвышается резная деревянная золоченая сень. В трапезной церкви хранилась в стеклянном футляре часть липового дупла, в котором преподобный Павел жил три года, подвизаясь в лесах Комельских.

Церковь преподобного Сергия Радонежского. Придел в честь Рождества Иоанна Предтечи пристроен к ней не позднее 1644 года.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с высокой колокольней.

Обитель закрыта в 1924 году по решению Грязовецкого УИКа. В 20-30-ые годы ХХ века были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня, ограда. На территории монастыря размещалась опытная педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году открылся детский санаторий, затем областная санаторно-лесная школа. Возвращен верующим в 1994 году, как подворье Вологодского Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря.

5 июня 1999 года был освящен трапезный храм во имя Успения Богородицы. Пока не освящен Скитской храм во имя Воскресения Христова с приделами Покрова Божьей Матери Тихвинской иконы Царицы Небесной и Всех святых.

Сегодня в монастыре хранятся следующие святыни: мощи прп. Павла Обнорского и прмчч. Обнорских: Ефрема, Герасима, Иеронима, Исаакия, Дионисия и Митрофана, покоятся под спудом, на месте разрушенного Троицкого собора обители. Вблизи монастыря находятся камень, на котором молился преподобный Павел Обнорский, и колодец который он выкопал. В храме Богоявления Господня с. Раменье хранится дупло, в котором молился прп. Павел, и покров с его мощей.

В 2003 году на заседании Синода РПЦ было принято решение преобразовать подворье Спасо-Прилуцкого монастыря в самостоятельный Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь.

Восстановление строений монастырского ансамбля проводились за счет собственных средств монастыря, Вологодской епархии и благотворителей. В 2008 году работы велись работы по вычинке и покраске фасадов братских келий с внутренней стороны монастыря, по восстановлению монастырской ограды. На научно-проектные работы по восстановлению колокольни Успенской церкви выделены средства из областного бюджета в размере 451,8 тыс. рублей. В 2009 году велось строительство деревянной колокольни, восстановление Святых ворот, части монастырских стен и башенок.

Павло-Обнорский монастырь, Россия — подробная информация с фото

Павло-Обнорский монастырь

Основатель монастыря инок Павел родился в Москве в первой половине XIV столетия. С юности он ощутил тягу к монашескому образу жизни. В возрасте 22 лет он принял постриг в одном из небольших поволжских монастырей. Вскоре Павел пришел в обитель Сергия Радонежского, которая, словно магнит, притягивала к себе ищущих духовного совершенства. Среди многочисленных учеников Сергия Павел оказался одним из самых выдающихся и вместе с тем – самых строптивых. В то время как сам радонежский подвижник стремился к распространению на Руси общежительных монастырей, которые должны были явить ожесточившемуся миру пример евангельских отношений между людьми, Павел всей душой тянулся к одиночеству, к полноценному отречению от “мира” и погружению в созерцательное “безмолвие”. Павел, согласно его житию, “по благословению святого Сергия отъиде вдале от монастыря в отходную келию и бысть в ней лет 15”. Но этого добровольного заточения ему показалось недостаточно. Он захотел уйти на север, в безлюдные заволжские леса. На прощание Сергий в знак благословения дал Павлу крест, который тот хранил всю жизнь.

Павел отправился странствовать по монастырям и пустыням Заволжья. Придя в леса Буйского уезда, он три года жил в дупле огромной липы. Во время своих скитаний Павел встречался с такими известными в то время подвижниками, как Авраамий Чухломский и Сергей Нуромский. Одинокая жизнь в дремучих лесах сыскала Павлу славу великого подвижника. К нему стали приходить иноки, желавшие “спасать душу” вместе с ним.

Наконец старец решил изменить своему одиночеству и создать монашескую общину. В 1414 году Павел получил у митрополита Фотия благословение на основание монастыря. Его главный храм был посвящен троице. К концу жизни у Павла вновь проснулась тяга к “безмолвию”. Оставив во главе обители одного из учеников, Павел поселился на другом берегу Нурмы. Там он и умер 10 января 1429 года. Во второй половине XIX века монастырские власти выкупили этот участок земли и построили там две мемориальные часовни: на месте молитвенной кельи Павла и над выкопанным колодцем.

Зимой 1529 года Василий III со своей второй женой Еленой Глинской предпринял богомольное путешествие в Кирилловский монастырь для испрошения чадородия и, посещая лежавшие на пути монастыри, не миновал и обители Павловой. Вскоре здесь приступили к сооружению и второго каменного храма в честь Успения Пресвятыя Богородицы.

Читайте также:
Серебряная карта Аэрофлот бонус: как получить

Но уже несколько лет спустя, в 1538 году в эти края пришли с юга, по Обноре, казанские татары, разграбившие обитель. Это произошло в период управления монастырем игумена Протасия, первого автора жития преподобного Павла Обнорского. Однако, благодаря покровительству московских великих князей и царей, благоволивших к северным монастырям и часто посылавших сюда богатые вклады, обитель сумела уже в XVI веке выстроить несколько каменных зданий, наладить обширное хозяйство. Об этом свидетельствует писцовая книга 1628-1630 годов. “Монастырь Павлов на речке Нурме: в нем церковь Живоначальныя Троицы с приделом Павла Обнорского; другая церковь Успения Богородицы с трапезою; третья церковь преподобного Сергия Радонежского; все три каменные. В церквах Божие милосердие образа, свечи, книги, ризы, колокола и всякое церковное строение блаженныя памяти государя царя и великого князя Василия Иоановича. На монастыре келья игуменская, келья казенная и 20 келий братских. За монастырем – двор конюшенный, два двора скотских, две мельницы с тремя жерновами. Пашни на 165 четвертей в каждом поле; сена около полей на 400 копен; лесу строевого и дровяного в длину 8, в ширину 6 верст, а инде и более”.

В мае 1545 года монастырь посетил царь Иван Васильевич Грозный. Русский историк Н.М. Карамзин в своем труде “История государства Российского” цитирует то место “Царственной книги”, где рассказывается об этой поездке царя: “Лета 7053 (в 1545 году) ездил Государь с братом Юрием и князем Владимиром Андреевичем в Троицкий монастырь и в Переславль, а оттуда, отпустив князей Юрия и Владимира в Москву, поехал в Ростов, Ярославль, на Белоозеро в Кириллов монастырь, Ферапонтов, Вологодский Спасов на Прилуке, Корнильев, Павлов, к Борису и Глебу на Устье, и возвратился в Москву Июля в 7-й день”. Впрочем, царь замаливал свои грехи не только участием в продолжительных службах в храмах, но и обильными пожертвованиями в монастырские казны. По царской грамоте в 1541 году монастырю приписаны местные деревни, а в 1546 прибавлены деревни: Скалино Костромском и Инжевар в Белозерском уездах со многими окружными деревнями, угодьями, починками и урочищами, несколько позднее царь приписывает к монастырю Макариево-Писемскую пустынь. Не забывали московские князья монастырь и позднее.

Каменный Троицкий собор был возведен в монастыре в 1505 – 1516 годах. К сожалению, он был уничтожен в 1936 году. О его облике можно судить лишь по старым описаниям, рисункам и фотографиям. Это был стройный четырехстолпный храм с позакомарным покрытием и трехапсидной алтарной частью. У основания закомар шел профилированный карниз. Лопатки делили фасады на три прясла. Согласно описи 1678 года, собор был трехглавым. В целом и в деталях храм напоминал построенный в то же время собор ярославского Спасо-Преображенского монастыря. Позднее собор утратил две боковые главки, на литографии 1880 года он изображен одноглавым. Однако вскоре на соборе были поставлены четыре декоративные главы. На литографии 1883 года собор пятиглавый.

В соборе Павлова монастыря хранилось немало первоклассных произведений искусства. В его украшении принимал участие великий художник средневековой Руси Дионисий. Три иконы из деисусного чина (Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостол Петр) были переданы из Павлова монастыря в Корнильево-Комельский, а оттуда попали в собрание Вологодского музея. Предполагают, что они написаны Дионисием. То же можно сказать и об иконе “Распятие” из Павлова монастыря (ныне находится в Государственной Третьяковской галерее).

Собор был первой, но далеко не последней каменной постройкой в монастыре. Продолжить строительство позволила щедрость молодого великого князя Ивана IV. В 1545 году он “поехал по чюдотворцем молитися в Переславль, и из Переславля поехал в Ростов, и в Ферапонтов монастырь, и на Вологду к Спасу на Прилуки, и Корнилов, и в Павлов, и к Борису-Глебу на Устию; во всех тех монастырех кормил и милостынею удоволил”. Вскоре у южной стены Троицкого собора был возведен небольшой храм, в верхнем этаже которого находился престол во имя Сергия Радонежского, а в нижнем – Павла Обнорского. Постройку этого храма, несомненно, ускорила и общерусская канонизация Павла Обнорского на церковном соборе 1547 года. В Павловской церкви находилась гробница основателя монастыря. В ней лежал крест, которым Сергий Радонежский благословил Павла. В трапезной этой церкви хранилась и другая реликвия – часть липового дерева, в дупле которого поселился Павел, придя в обнорские леса.

Развитие соборного комплекса продолжалось в XVII столетии. В начале века в восточном конце северной паперти собора был устроен придел во имя Рождества Иоанна Предтечи, завершенный высоким шатром. В третьей четверти XVII века у юго-западного угла была поставлена трехъярусная шатровая колокольня. В итоге возникла живописная многообъемная композиция с двумя шатрами по сторонам основного четверика. В 1875 году была разобрана Павловская церковь и колокольня. На их месте был возведен одноглавый четырехстолпный храм во имя Корсунской Богоматери и приделами Сергия Радонежского и Павла Обнорского.

Читайте также:
Как оформить гражданство ребенку до 14 лет через госуслуги

Его архитектура была выдержана в характерном для того времени псевдорусском стиле. Как и древний Троицкий собор с церковью Иоанна Предтечи, он был взорван в 1930-е годы.

28 мая 1536 года в монастыре началось строительство трапезного комплекса. Он должен был включать в себя, помимо собственно трапезной, теплую церковь Успения Богоматери, келарскую палату, настоятельские покои, хозяйственные помещения, а также упомянутую в источниках, но неизвестную по назначению “белую палатку”. Недостаток средств сильно затормозил возведение трапезной. Оно было завершено лишь 15 августа 1586 года. Окончить строительство помогли деньги, присланные незадолго до кончины Иваном IV. Раскаявшийся царь приказал монахам поминать в своих молитвах невинные жертвы опричного террора.

Трапезный комплекс сохранился в виде сложного конгломерата разновременных построек. Его композиционное ядро – поднятая на высокий подклет прямоугольная в плане одностолпная трапезная палата. Перестройка палаты началась еще в XVIII веке, когда она перестала использоваться по прямому назначению и была превращена в обширную теплую церковь Успения Богоматери. Над ее сводами поднялся высокий восьмерик с барабаном и главкой, существовавший до 1880-х годов. В 1860-е годы были разобраны древние своды и устроен деревянный потолок, балки которого опирались на четыре каменных столба. Тогда же были растесаны древние щелевидные окна.

Подобно другим современным ей зданиям такого типа, трапезная палата имеет весьма лаконичное, однако по-своему выразительное убранство фасадов. Широкие лопатки на углах между окнами подчеркивают монументальность здания. По верху стен идет декоративный поясок консолей, хорошо сохранившийся на чердаке, где можно увидеть верхнюю часть северной стены палаты, скрытую на фасаде поздней постройки.

С запада к трапезной примыкает длинный трехэтажный корпус – настоятельские покои, два нижних его этажа также относятся к XVI веку, а третий, завершенный треугольным фронтоном, надстроен в третьей четверти XIX века.

К западу от трапезной сохранилось еще одно старинное здание – двухэтажный келейный корпус, выстроенный во второй половине XVII века. Он стоял в одну линию с западным пряслом разобранной ныне каменной монастырской ограды, немного севернее трехпролетных Святых ворот. Внутреннее членение здания на одинаковые по размерам ячейки-кельи выявлено на фасадах с помощью широких лопаток. Над межэтажной тягой помещен пояс “ширинок” с круглыми вставками, а вверху – многообломный карниз с раскреповками. Оконные проемы растесаны, однако на втором этаже сохранились килевидные завершения наличников.

В монастыре сохранился и второй келейный корпус, стоявший в линию с южной стеной монастыря. Он выстроен в середине XVIII века и представляет собой длинное, прямоугольное в плане здание под четырехскатной крышей. Фасады корпуса декорированы одними лишь лопатками.

XVIII столетие было тяжелым временем для русских монастырей вообще и для Павлова – в частности. Уже в Петровскую эпоху начались решительные сокращения привилегий монастырей, изъятие их доходов. В результате конфискации церковных земель в 1764 году Павлов монастырь потерял около двух тысяч крестьянских душ. Трудности усугубил сильный пожар, охвативший обитель в 1764 году. В 1771 году новый настоятель, архимандрит Пахомий, так описывает состояние вверенной ему обители: “Монастырь Павлов по осмотру нашему явился весьма ветх; ограда пала, кельи погнили, и как настоятелю, так и братии негде стало жить, а на церквах кровли ветхие ж, и течь имеется немалая; каменное строение все ветхо, и в соборной церкви опасно служить”.

В 1777 году был наконец произведен ремонт зданий. Однако и в последующие сто лет монастырь влачил жалкое существование на скудном казенном содержании. Положение резко изменилось с приходом в обитель игумена Иоасафа Тихонова (1861-1877). Выходец из среды тамбовского купечества, Иоасаф был наделен незаурядной деловой хваткой и неиссякаемой энергией. Возрождение Павлова монастыря стало делом его жизни. Получив в наследство от предшественника, игумена Анатолия, пустую казну и полуразвалившиеся здания, Иоасаф за годы своего настоятельства потратил на строительство и прочие нужды монастыря более 200 тысяч рублей. Почти все эти средства были получены им от “добровольных жертвователей” – местных и костромских купцов, которых Иоасаф умел заставить раскошелиться “на святое дело”.

При Иоасафе была выровнена ведущая от шоссе к монастырю дорога, устроены гостиница для состоятельных богомольцев и отдельный дом для их прислуги. Река Нурма, подходившая к самым стенам обители, была отведена в сторону с помощью особого канала, а ее высохшее русло использовано под огород. Вокруг монастыря возвели каменную ограду в три метра высотой, с тремя восьмиугольными башнями и двумя воротами. Под ее южным пряслом были устроены сохранившиеся до наших дней погреба с кирпичными сводами. На высоком, но безлесном правом берегу Нурмы по распоряжению игумена были посажены еловая и сосновая рощи.

Для себя игумен выстроил в лесу, в отдалении от монастыря, “молитвенную келью”, рядом с которой выкопал пруд и устроил небольшой огород. Место для кельи он избрал историческое – рядом с тем камнем, у которого беседовали Павел Обнорский и Сергий Нуромский.

Деятельность Иоасафа не знала границ. Однажды он лично расписал стены обители двенадцатью картинами из жизни Серафима Саровского. Возмущенное таким самоуправством – а может быть, и качеством живописи, – епархиальное начальство велело закрасить картины.

Читайте также:
Берлинская телебашня – панорамный вид на город

Однако мелкие неудачи не охлаждали пылкую фантазию Иоасафа. Его сознанием овладела причудливая идея: устроить близ монастыря своего рода “мемориал”, напоминающий о Страстях господних. С этой целью к западу от обители был насыпан первый холм, похожий на усеченный конус, – так называемая “Голгофа”. На его верхней площадке была выстроена восьмиугольная деревянная часовня, в которой помещено огромное распятие с предстоящими – Богородицей и Иоанном Богословом.

Но часовня была лишь временным сооружением. По замыслу игумена на ее месте надлежало воздвигнуть нечто фантастическое: огромный храм с престолами, посвященный важнейшим событиям последних дней земной жизни Иисуса. Стены здания должны быть были стеклянными, защищенными проволочной сеткой. Это позволило бы наблюдать за богослужением, не только находясь внутри храма, но и стоя снаружи. Верх здания мыслился облегченным, состоящим из деревянных конструкций.

Более реалистичным и потому более успешным оказался второй “духовный” замысел Иоасафа. Желая поднять престиж обители, вернуть ей славу “высокого жития”, он решил устроить близ нее скит. Эта древняя форма монашеского подвига получила свое название от пустыни Скит близ Александрии, где в IV веке н.э. подвизался знаменитый отшельник Макарий Великий. Жить в скиту могли только наиболее стойкие иноки. На Руси всегда отдавали предпочтение большим монашеским общинам – киновиям. Однако в середине XIX века многие крупные монастыри обзавелись собственными скитами – своего рода “филиалами”, где жили несколько старцев-схимиков. Высшие духовные и светские власти поощряли устройство скитов, видя в этом средство укрепления престижа церкви и монашества. Особенно славились своими скитами во второй половине XIX века Оптина Пустынь, Саров, Валаам, Соловки.

Устройство скита в Павловом монастыре было отмечено той же причудливой фантазией игумена Иоасафа, что и создание “Голгофы”. Основанием для скита послужил насыпной холм, расположенный в сотне метров восточнее монастыря. По преданию, именно здесь Павел Обнорский увидел в чаще леса чудесное сияние, отмечавшее “святое место”. На вершине холма в 1867 – 1969 года Иоасаф выстроил двухэтажную церковь Воскресения Христова, сохранившуюся до наших дней. В ее нижнем этаже должны были разместиться кельи монахов-скитников, а в верхнем – собственно храм.

Воскресенская церковь представляет собой образец суховатой эклектики с преобладанием псевдорусских мотивов. Храм был увенчан тринадцатью большими и малыми главками: пять на возвышенном прямоугольном тамбуре, остальные – на щипцах, которыми завершаются фасады.

Игумен позаботился и о благоустройстве окружающей территории. Склоны холма были обложены дерном. У подножия, на краю верхней площадки и вокруг церкви устроены дорожки, посыпанные песком или мощенные кирпичом. Вдоль дорожек были высажены деревья, главным образом ели. Между дорожками Иоасаф распорядился посадить малинник.

В восточном склоне холма была выкопана пещера для молитвенного уединения по примеру древних “отцов монашества”.

Для своего любимого детища – скита – игумен лично составил устав, отличавшийся строгим благочестием. Иноки должны были жить в непрестанном труде и молитве, питаться только растительной пищей. Женщинам вход на территорию скита был категорически воспрещен.

Вероятно, именно строгость скитского устава и обрекла весь план на неудачу. Монахи не желали жить в скиту. Имея все необходимое для “монашеского подвига”, скит пустовал до 1913 года за неимением самих подвижников. Времена изменились, и любителей “безмолвия” уже нелегко было найти даже среди монахов.

Тяжелая болезнь заставила Иоасафа уйти с поста игумена в ноябре 1877 года. После этого строительство в Павловском монастыре почти прекратилось. Единственным крупным зданием, возведенным в “послеиоасафовский” период, явилась колокольня. Она была построена в 1881-1887 годах и представляла собой четырехъярусный столп с огромной луковичной главкой. До наших дней у восточной стены трапезной сохранились нижние ярусы колокольни, декорированные в “русско-византийском” стиле.

Если бы в конце XIX – начале XX века в Павловском монастыре велась летопись, на ее страницах были бы занесены лишь несколько достойных упоминания событий. В 1904 году в здании настоятельского корпуса была устроена иконописная школа на двадцать учеников. В 1908 году началась постройка новой, двухэтажной гостиницы. Ее большое, но непритязательное здание существует и поныне. Летом 1909 года монастырь стал жертвой страшного пожара. В огне погибла и устроенная Иоасафом серебряная рака Павла Обнорского.

Средства на восстановление обители собирали по всей России. Царь Николай II пожертвовал новую раку для мощей преподобного. Летом 1912 года работы по ликвидации последствий пожара были завершены. В связи с этим монастырь посетила сестра императрицы Александры Федоровны, великая княгиня Елизавета Федоровна, вдова убитого эсеровскими боевиками в феврале 1905 года московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. После гибели мужа она постриглась в монахини и прославилась своей благотворительностью.

В настоящее время монастырь является действующим филиалом Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: