Достопримечательности Рима: что посмотреть в столице Италии?

Что посмотреть в Риме за 2 дня

Приезжая в туристические места на пару дней, путешественники стремятся увидеть за короткое время как можно больше известных достопримечательностей. Когда экскурсионная программа включает короткие «римские каникулы», то лучше заранее спланировать свои маршруты по столице Италии, чтобы не упустить за 2 дня прогулок по Риму наиболее интересное и познавательное.

День первый

Какая самая знаменитая достопримечательность в Риме? Все ответят — конечно, Колизей. Планируя маршрут на 2 дня, можно забронировать гостиницу рядом с древним амфитеатром, чтобы не терять времени на лишнее передвижение по городу. Из аэропорта Фьюмичино большинство туристов добирается авиаэкспрессом до главного вокзала Рима — Термини. От станции метро Термини, расположенной рядом с вокзалом, вы доедете до метро Колоссео, поблизости от которого можно предварительно снять жильё. Первый день прогулок по Риму лучше всего посвятить осмотру главных «жемчужин» левого берега Тибра.

Колизей

Сохранившиеся до наших дней развалины одного из самых крупных стадионов начала эры, Колизея, — величайший памятник архитектуры Древнего Рима. Поездка в столицу Италии будет напрасной, если не посмотреть на Колизей. Амфитеатр Флавиев, как ещё называют Колизей, открыт с 9 утра до заката солнца. Амфитеатр эллиптической формы с отделкой травертиновым мрамором, поражает своими масштабами, достигая в длину около двухсот метров и более полутораста — в ширину.

Чтобы попасть в древнее архитектурное сооружение, нужно занять очередь, которая двигается довольно быстро.

В своё время Колизей стал образцом для строительства стадионов. Все последующие спортивные арены мира возводились по его подобию. Благодаря множеству входов, расположенных по всему периметру, трибуны стадиона быстро заполняются зрителями и так же оперативно ими покидаются.

В окрестностях Колизея находятся и другие достопримечательности, каждой из которых можно уделить немного времени:

  • Развалины Большой школы гладиаторов;
  • Базилика Святого Климента;
  • Триумфальная Арка Константина.
  • Римский Форум

Двигаясь на северо-запад от Колизея, за несколько минут можно дойти до Римского Форума — древней площади с остатками античных зданий. На территории можно осмотреть руины храмов, триумфальные арки и колоннады. Римский Форум имел огромное значение для управления Империей. Именно здесь собирались лучшие умы Италии для принятия указов и решений государственного значения.

Пантеон Богов

Пройти мимо этого уникального древнеримского сооружения на площади Ротонды просто невозможно. «Храм всех богов», построенный в начале эры, воспевает величие и мощь Римской Империи. Полусферический купол с кессонным потолком и 9-метровым окулусом, равномерно освещающим внутреннее пространство сооружения, считается уникальным инженерным сооружением античных времён.

Галерея и дворец Колонна

Дворец знатного итальянского рода Колонна — одно из самых масштабных произведений древнего дворцового зодчества, поэтому в 2-дневную экскурсионную программу по Риму его нужно включить обязательно. Дворец Коронна начал строиться ещё в Средневековье, и возведение его продолжалось в течение 5 столетий. Внутренние интерьеры палаццо Коронна поражают богатством и роскошью убранства. Дворец включает галерею, в которой на протяжении веков семьёй Коронна собирались шедевры и раритеты художественного искусства.

Если ваш первый день путешествия по Риму пришёлся на субботу, то посетить дворец можно свободно, с 9 до 13 часов, со стороны улицы Виа делла Пилотта. В послеобеденное субботнее время и все остальные дни вход во дворец — по предварительному заказу.

Фонтан Треви

Закончить первый из двух дней своего путешествия по Риму можно у самого знаменитого фонтана Италии — Треви. Величественный фонтан с аллегорическими морскими статуями, шириною почти 50 метров, смотрится ещё масштабнее из-за соседства с фасадом изысканного палаццо Поли. С фонтаном Треви связано много поверий. Чтобы вернуться в Рим вновь — нужно бросить в воды фонтана одну монету. Тем, кто хочет встретить свою любовь, придётся «раскошелиться» на две. А уж если вы мечтаете о свадьбе, то помогут в этом случае только три монеты.

Узнайте подробно обо всех поверьях и легендах римских достопримечательностей, заказывая организованные экскурсии и авторские программы с гидами. Самостоятельно спланировать маршрут по Риму вам помогут опытные путешественники на форуме Винского.

День второй

Во второй день поездки по столице Италии уделите внимание достопримечательностям правого берега Тибра. Если переправиться через Тибр в округе Колизея, со стороны районов Сант-Анджело, Рипа или Регола, то вы попадёте в самый аутентичный уголок Рима — Трастевере. Не упустите возможность прогуляться по узким средневековым улочкам, населённым коренными римлянами.

Трастевере

Трастевере находится по другую сторону Тибра от главных римских достопримечательностей, на холме Яникул. Когда-то здесь было отдельное поселение, которое впоследствии вошло в состав Рима. В просторечии Трастевере с итальянского так и означает — Заречье. На протяжении веков район Трастевере не раз перестраивался и изменялся. Из-за постоянных реконструкций на этой территории образовался сложный лабиринт узких улиц, покрытых брусчаткой. В этом квартале Рима, среди старинных домов, зарослей плюща, древних храмов и повседневной жизни простых римлян, можно ощутить дух настоящей Италии. Самобытный уголок полон уютных трактиров, продуктовых лавок, сувенирных магазинчиков. На улицах повсюду слышны мелодичные песни уличных музыкантов.

Читайте также:
Караван-сарай Рабат-Малик, Узбекистан — подробная информация с фото

На прогулке по Трастевере доступны к посещению:

  • Вилла Фарнезина, в которой потолочные росписи сделаны рукой великого Рафаэля;
  • Музей Рима;
  • прекрасный Ботанический сад на территории старинного поместья;
  • храм Санта-Мария-ин-Трастевере — один из самых древних в Риме,
  • а также подняться на гору Джаниколо, чтобы увидеть с высоты прекрасную панораму Рима. Прогулка на север из Трастевере по набережной Тибра приведёт вас в жемчужину католицизма — Ватикан.

Ватикан

Чуть более 40 гектаров занимает самое известное «государство в государстве», резиденция римских пап и сердце католического мира. Ежедневно Ватикан посещают тысячи туристов и паломников со всего мира, собираясь на площади перед собором Святого Петра.

Знаменитый собор Ватикана начинает свою работу очень рано — с 7 часов утра, музеи открываются на два часа позже.

Если вы попадёте в Ватикан в среду, то можете присутствовать на проповеди, которую в этот день недели читает сам Папа римский.

Под собором Святого Петра находится древний Некрополь со старинными фресками, а также гробница Петра. В музеях Ватикана выставлено огромное количество коллекций мирового искусства, для изучения которых лучше выбрать более свободный график посещения Рима.

Если после прогулок по Трастевере и посещения Ватикана у вас ещё останется свободное время, то можно вернуться в левобережный Рим и познакомиться с главными «пьяцца» Рима и теми достопримечательностями, которые не вошли в маршрут первого дня.

Площади Рима

В непосредственной близости друг от друга расположены две известные римские площади — Капитолийская и Венеции. Архитектурный ансамбль на холме Капитолия проектировался самим Микеланджело и сегодня включает:

  • Дворец сенаторов;
  • Дворец консерваторов;
  • Новый дворец.
  • В центре пространства расположен конный памятник Марку Аврелию.

На Капитолийскую площадь можно спуститься по древней лестнице, украшенной статуями львов и античных героев. У подножия Капитолия находится Площадь Венеции с великолепным одноимённым дворцом, монументом Витториано и триумфальной колонной императора-победителя Траяна.

Также в пешей доступности расположены прямоугольная Площадь Навона, обрамлённая старинными дворцами, церквями и фонтанами, и Площадь Испании со знаменитой лестницей и бутиками мировой моды. Посетив римские «пьяцца», завершите второй день экскурсии отдыхом в садах Боргезе.

Два дня в прогулках по главным достопримечательностям Рима пролетят незаметно, оставив массу впечатлений и приятных моментов. Чтобы узнать Рим подробнее — приобретайте тематические туры или планируйте дополнительные самостоятельные поездки в прекрасную столицу Италии.

Рим. Достопримечательности вечного города.

Рим… Как увидеть всё самое главное в столице Италии и при этом успеть насладиться неповторимой атмосферой вечного города? Начните прогулку по городу с самого главного и посмотрите Колизей. Это самая культовая римская достопримечательность, без посещения которой невозможно представить себе столицу Италии. Три главнейших объекта древнеримской цивилизации, включая Палатин и Римский Форум, лучше совместить в одной прогулке, тем более, что для их посещения можно купить единый билет, и находятся они недалеко друг от друга, а можно и не покупать, а просто посмотреть со стороны.

Колизей в Риме.

Проще всего до площади Colosseo добраться на метро. Выйти нужно на одноименной станции. Когда поднимемся наверх, сразу увидим громадную (по древнеримским меркам) арену со множеством арок – это и есть знаменитый Колизей. Осмотрев его снаружи, пройдите внутрь. Это сооружение было самым масштабным в истории античного мира. Строительство Колизея начал в 72 году Веспасиан, родоначальник династии Флавиев. Фундамент амфитеатра был заложен на месте пруда в садах Золотого дома, грандиозного дворца Нерона. В 80 году император Тит, сын Веспасиана, торжественно открыл амфитеатр, устроив празднества, которые продолжались в течение 100 дней. На арене погибло множество гладиаторов и более 9000 зверей. Строительство окончательно завершилось при втором сыне Веспасиана Домициане. В плане Колизей представляет собой эллипс, общая длина его стен — 527 м. Стены высотой 50 м делятся на 4 яруса. Три нижних — аркады с полуколоннами разных ордеров: на первом ярусе мы видим тосканский ордер, на втором — ионический, на третьем — коринфский. Трибуны, которые могли вместить до 50 000 человек, разделены на 80 секторов, с отдельными входами и лестницами для каждого сектора. Зрители могли быстро занимать и покидать места, что позволяло избегать давки. В центре находится арена для боев, окруженная четырехметровой стеной. Пол арены практически не сохранился, и благодаря этому можно увидеть сложную двухуровневую систему.

Палантин.

Рядом с Колизеем находится древнейший холм Палатин (Palatino), на просторах которого расположены античные храмы, здания и сооружения. Одни из них отлично сохранились, от других остались лишь колонны. Именно с этого холма началась история вечного города, поэтому его посещение обязательно для знакомства с историей Рима.

Читайте также:
Предельные максимальные размеры земельных участков - в 2022 году, для садоводства, установленные законом нормы

Римский форум.

Еще один центр древнеримской цивилизации – Римский Форум (Forum Romanum). Именно здесь сосредоточены главные постройки античного города, со временем превратившиеся в восхитительные руины. Тем не менее, по очертаниям многих из них в воображении легко воспроизводится архитектура старинного города. Поднявшись на вершину склона, можно охватить всю площадь одним взглядом и сделать отличные фото на память. Время посещения: с 8.30 до 19.00 ежедневно. Можно купить единый билет в кассах Палатинского холма, находящихся на улице Сан-Грегорио (Via di San Gregorio), дом 30, либо площади Санта-Мария-Нова (Piazza Santa Maria Nova), дом 53 (от Колизея всего 200 м), или в кассах Форума. Этот билет действует в течение суток и дает право посещения всех трех достопримечательностей без очереди. Его стоимость составляет 12 Евро. Скорее всего, осмотр этих масштабных исторических объектов займет у вас всю вторую половину дня, если нет, то, чтобы набраться сил, можно поужинать в аутентичном ресторане недалеко от Форума и отправиться мимо Алтаря Отечества погулять на площадь Венеции, а оттуда на Капитолийский холм.

Площадь Венеции в Риме.

Площадь Венеции (Piazza Venezia) знаменита одноименным дворцом, с балкона которого Муссолини выступал перед гражданами. В настоящее время здесь находится Национальный музей Палаццо Венеция (Palazzo Venezia), а также музей восковых фигур Чере. Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 8.30 до 19.30. Билет стоит 5 Евро.

Алтпрь Отечества в Риме.

По пути на Пьяцца Венеция находится Алтарь Отечества (Altare della Patria) или Витториано (Il Vittoriano). Это мемориал, возведенный архитектором Дж. Саконни к юбилейной дате объединения Италии. Впервые был открыт в 1911 году, его строительство заняло 26 лет. В центре мемориала возвышается памятник Виктору Эммануилу II, выполненный из бронзы. К Алтарю можно пройти по широкой лестнице. Поднявшись на лифте за 7 Евро на обзорную площадку, можно полюбоваться чудесным видом города.

Рим. Капитолийский холм и музеи.

Капитолийский холм и музеи. Далее по маршруту – Капитолийский холм (Monte Capitolino). Главными достопримечательностями в этом месте являются лестница Микеланджело, которую украшают скульптуры львов, привезенные из египетского храма богини Исиды, а также величественные статуи из театра Помпеи. В центральной части площади располагается статуя Марка Аврелия. Здесь вы можете посетить сразу три дворца с капитолийскими музеями и увидеть оригинальную скульптуру Волчицы, кормящую Рема и Ромула, — символ знаменитой легенды о происхождении Рима. Пусть вас не смущает аналогичная скульптура при входе в музей, ведь это только копия. Часы работы музеев: ежедневно с 9.30 до 19.30, стоимость билета – 16 Евро. Среди них есть музеи, которые можно посетить бесплатно.

Ватикан. Музеи и достопримечательности.

На следующий день отправляйтесь в святая святых – Ватикан и площадь Святого Петра с одноименным собором. Для посещения Ватикана (Vaticano) лучше отправиться на метро и выйти на станции Ottaviano. Дойти до площади Святого Петра (Piazza San Pietro) можно прямо от метро по Via Ottaviano. Полюбуйтесь площадью – ее колоннадами, расположенными по периметру полукруглого пространства, а также возвышающимся белоснежным собором.

Собор Святого Петра в Риме.

Собор Святого Петра — католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире. Белый шатер, сияющий в синем небе Рима — купол собора Святого Петра, главного храма католического мира. Храма, которому уже более пяти веков. По преданию, на месте, где стоит собор Св. Петра (Basilica di San Pietro), был казнен и похоронен апостол Петр. В 324 году император Константин велел возвести здесь базилику. В 1503 году папа Юлий II решил построить новый храм на месте обветшавшей базилики — самый большой в мире христианский собор. Работы начал Донато Браманте, затем в них принимали участие Рафаэль, Джулиано да Сангалло и Бальдассаре Пе- руцци, 20 лет бесплатно проработал над сооружением собора Микеланджело, а после смерти Буонарроти — Джакомо делла Порта. Последним стал Бернини, при котором строительство завер- шилось, и в 1626 году, спустя 120 лет после начала работ, храм был освящен. Длина собора без портика составляет 186,36 м, а с портиком — 211,5 м. В соборе можно провести не один час, но, если у вас останется время, можно подняться на купол собора и полюбоваться великолепной панорамой Рима. Широкая главная лестница поднимается ко входу в собор. У ее начала на площади стоят огромные фигуры апостолов Петра с ключами от Рая (Джузеппе де Фабрис, 1840) и Павла с мечом (Адамо Тадолини, 1838).

Читайте также:
Отдых в Кемере с детьми, лучшие отели и пляжи, цены, где отдохнуть?

Музеи Ватикана

Прогулка по залам и музеям Ватикана займет около половины дня. Обязательно стоит посмотреть Сикстинскую капеллу (Cappella Sistina), где происходит избрание Папы Римского. Также посетите зал с обширной коллекцией античных древностей, капеллу Николина (Capella Niccolina), Ватиканскую пинакотеку (Pinacoteca Vaticana), роскошные апартаменты Борджиа (Appartamento Borgia), полюбуйтесь станцами Рафаэля (Stanze di Raffaello). Загляните в галерею гобеленов и собрание церковного искусства, а также Ватиканскую библиотеку. В завершении экскурсии прогуляйтесь по красивому саду с террасой, где часто прогуливается сам Папа Римский. Билеты в Ватикан лучше купить заранее онлайн, чтобы не стоять в огромной очереди. Пообедав недалеко от Площади Святого Петра, посмотрите достопримечательности, которые находятся рядом с Ватиканом.

Замок Святого Ангела.

Впереди увидите круглый замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo) – еще одна старинная достопримечательность Рима. В разное время здесь размещалась военная крепость, тюрьма, резиденция папы римского. Именно в этой крепости был заточен Джордано Бруно. Пройдите внутрь замка, побродите по его помещениям, загляните в Военно-исторический музей. Часы работы замка: ежедневно, кроме понедельника, с 9.00 до 19.30. Стоимость билета составляет 15 евро для взрослого. Прямо перед замком – великолепный древний мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo), украшенный статуями, и окутанный множеством легенд. Десять статуй создавались Джованни Лоренцо Бернини на протяжении двух лет и были установлены на мосту в 1667 году.

Площадь дель Пополо в Риме.

На следующий день начините прогулку с Пьяцца дель Пополо (Piazza del Popolo). Приехать сюда можно на метро – выйти нужно на одноименной станции. Задержитесь немного на этой восхитительной площади и полюбуйтесь египетским обелиском и тремя фонтанами: Нептуна, Богини Рима и центральным фонтаном. Здесь же находится церковь Санта-Мария-дель-Пополо (Basilica di Santa Maria del Popolo).

Виа дель Корсо в Риме.

Далее прогуляйтесь по Виа дель Корсо (Via del Corso), идущей от Пьяцца дель Пополо к фонтану Треви (Fontana di Trevi). Это старинная улица с элитными бутиками, отелями и шикарными ресторанами. По пути сверните немного налево, чтобы увидеть знаменитую Испанскую лестницу (Scalinata di Spagna), усеянную цветами в летнее время, и туристами, наслаждающимися солнечной погодой. На вершине возвышается храм Тринита-деи-Монти (Scalinata di Trinità dei Monti). На площади Испании всегда царит атмосфера праздника, особенно в дни Высокой моды, которые проводятся здесь каждое лето.

Римский фонтан Треви.

Далее вы выйдете к фонтану Треви, знаменитому монументальной скульптурной композицией во главе с богом Нептуном. Фонтан длительное время находился на реставрации, но теперь им можно полюбоваться во всей красоте. Напротив – церковь Сан-Мачелло-аль-Корсо (San Marcello al Corso) с великолепными барельефами и скульптурами работы мастеров Раджи и Каваллини.

Рим. Пьяцца Навона

Поверните направо – и вы придете к красивейшей площади Рима – Площадь Навона (Piazza Navona). Здесь сразу три фонтана – Четырех рек, Мавра и Нептуна, и знаменитая церковь Святой Агнессы и церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре. По периметру площади располагаются великолепные дворцы — Палаццо де Купис, Палаццо Торрес Ланчелотти, Палаццо Памфили и Палаццо Браски.

Римский Пантеон

Рядом с площадью располагается Пантеон (Pantheon) – усыпальница итальянских королей и знаменитого Рафаэля. До 7 века это был языческий храм, который позже превратили в христианскую базилику. Вы узнаете его по круглому куполу и колоннам на входе. Пантеон был построен при Августе (27 до н. э.), позже был перестроен во времена правления Траяна (98—117) и завершён при императоре Адриане (126). Название Пантеона переводится с греческого как «посвященный всем богам». В 609 году храм преобразовали в христианскую церковь Санта- Мария-ад-Мартирес (Santa Maria ad Martyres), и благодаря этому Пантеон сохранился значительно лучше других античных храмов. Со времен Возрождения Пантеон стал национальным мавзолеем. Желание быть здесь похороненным высказал в своем завещании Рафаэль. Слева помещен бюст Джузеппе Фабриса. В Пантеоне также похоронены короли Италии, Виктор Эммануил II и Умберто I. Часы работы: ежедневно с 9.00 до 17.15, вход бесплатный.

Дворец Правосудия в Риме.

Если пойдете по улице Lungotevere Castello, то выйдете на Piazza dei Tribunali к Дворцу Правосудия (Palazzo di Giustizia). Это знаменитый дворец архитектора Кальдерини: фасад украшает бронзовая колесница со статуями. Недалеко от площади можно поужинать изысканными итальянскими блюдами в аутентичных ресторанах. Местные повара всегда готовы предложить различные виды пасты, мяса, морепродуктов с бутылочкой вина и отменный десерт. В одной статье невозможно рассказать о всех достопримечательностях «Вечного города». Мы же постарались остановиться на самом главном, без чего невозможно представить столицу Италии.

Рим: что посмотреть и где стоит обязательно побывать

Средневековые достопримечательности Рима

Вторая статья римского цикла посвящена средневековым достопримечательностям города. Древнеримские достопримечательности итальянской столицы, были рассмотрены в нашей первой статье ранее. Достопримечательности Ватикана мы рассмотрим в третьей статье римского цикла «Музеи Ватикана: что посмотреть обязательно».

Читайте также:
Турция: нужно ли оформлять визу украинцам?

Дата основания Рима: 753 г. до н. э.
Население города: 2 875 805 чел. (2017 г.)
Площадь города: 1287,36 км2

Капитолийская площадь и музеи

Monte Capitolino – один из семи римских холмов. На нем расположена площадь Piazza del Campidoglio, в центре которой установлена копия древнеримской бронзовой скульптуры императора Марка Аврелия. По периметру площади расположено несколько дворцов – Palazzo Senatorio, Palazzo dei Conservatori, Palazzo Nuovo, а также базилика Santa Maria in Araceli.

В V в. до н. э. на холме возвышался Капитолийский храм, посвященный древнеримским богам Юпитеру, Юноне и Минерве. Время сделало свое дело, и в Средние века от некогда величественного сооружения оставались заброшенные руины. В XVI в. папа Павел III поручил реконструкцию храма с прилегающей площадью великому художнику, скульптору и архитектору Микеланджело Буонаротти. При жизни он успел воплотить малую часть своего проекта. Архитектурный ансамбль Капитолийской площади принял окончательный вид спустя десятилетия после его смерти. Дело одного из титанов Возрождения продолжили его ученики.

Дворец Сенаторов

Центральное сооружение Капитолийской площади – Дворец Сенаторов, воздвигнутый на месте нахождения здания древнеримского архива – Табулария. Его фрагменты сохранились в новом здании. К Дворцу ведет прекрасная беломраморная лестница Cordonata, украшенная мраморными львами внизу и скульптурами древнеримских мифологических героев Кастора и Поллукса наверху. После лестницы по бокам перед дворцом установлены аллегорические скульптуры рек Тибр и Нил. В центре расположена скульптура «Ликующий Рим», которая изображает богиню Минерву, держащую в руке шар – символ римского господства. Центральная башня с часами была добавлена во второй половине XVI в.

Ныне Дворец сенаторов – резиденция мэра Рима, поэтому большинство его помещений закрыто для туристов

Им доступны Galleria Lapidaria (музей надписей на каменных плитах) и подземные коридоры бывшего Tabularium. В сохранившейся нижней античной части здания демонстрируется часть экспонатов Капитолийских музеев.

Дворец Консерваторов

В возведенном в XV в. здании Дворца Консерваторов заседали судебные органы, называемые Conservatori dell’Urbe. Нынешний дворец включает:

  • Cortile – внутренний дворик с фрагментами 12-метровой скульптуры Колосс Константина;
  • Scalone –– парадную лестницу, украшенную рельефами и декоративными панелями;
  • Sala degli Orazi e Curiaz – зал Горациев и Курациев с фресковой росписью поединков между ними;
  • Sala della Lupa – зал Волчицы со скульптурой-оригиналом V в. волчицы, ставшей символом Рима;
  • Esedra di Marco Aurelio с оригиналом конной скульптуры Марка Аврелия;
  • Sale Castellani с коллекцией керамики и посуды коллекционера Кастеллани, подаренной им городу;
  • Pinacoteca Capitolina – Капитолийская Пинакотека, в которой можно увидеть полотна Караваджо, Рубенса и Веласкеса;
  • Medagliere Capitolino – Капитолийский музей монет.

Палаццо Нуово

Музейное здание Нового Дворца действительно было построено позже – в XVII в. Оно во многом повторяет предыдущий дворец. Долгое время в нем хранились античные скульптуры, изъятые как языческие. В XVIII в. папа Климент XII решил преобразовать хранилище в первый публичный музей города.

Во дворе Палаццо Нуово установлен фонтан с мраморной скульптурой морского бога Марфория I в. В Atrio (Атриуме) привлекает внимание огромная статуя богини Минервы V в. до н. э. В расположенной на втором этаже Galleria (Галерее) установлено более сотни античных скульптур.

Залы второго этажа:

  • Sala delle Colombe, названный по мозаике, изображающей четырех голубей и статуи «Девушка с голубем»;
  • Sala del Fauno со скульптурой фавна из красного мрамора;
  • Gabinetto della Venere со статуей Венеры Капитолийской – подарком папы Бенедикта XIV;
  • Sala degli Imperatori, в котором выставлены 65 бюстов римских императоров;
  • Sala dei Filosofi с бюстами философов, поэтов и ораторов древности;
  • Sala del Gladiatore со знаменитой скульптурой «Умирающий галл»;
  • Salone с уникальным кессонным потолком и скульптурами их черного мрамора.

Скульптура Умирающий галл

Замок и мост святого Ангела

Как и дворец Сенаторов Капитолийского холма, Castel Sant’Angelo был построен на месте древнеримского строения – мавзолея Адриана. Его строительство закончилось уже после смерти императора. На вершине мавзолея была установлена грандиозная квадрига с Адрианом в образе бога Гелиоса. От нее сохранилась только голова Адриана, ныне демонстрируемая в Ватиканском музее. Его преемник Антонин Пий решил придать мавзолею государственный статус, после чего в нем были захоронены урны с прахом ряда императоров.

В конце III в. император Аврелиан включил выгодно расположенный дворец-мавзолей в оборонительное кольцо Рима. В конце VI в. мавзолей и ведущий к нему мост стали называться нынешним именем в честь Архангела Михаила.

Замок святого Ангела

В замке св. Ангела стали укрываться папы во времена осад Рима. Для этого замок соединили с Ватиканом крытым коридором, проходящим по Леонинской стене. Некоторые папы даже использовали Сант-Анджело как свою официальную резиденцию (вместо Латеранского дворца). Для повышения обороноспособности к замку пристроили угловые бастионы, названные именами евангелистов. А в подвалах замка церковь стала заключать ненадежных личностей, среди которых были Томмазо Кампанелла, Галилео Галилей и Джордано Бруно.

Читайте также:
Пляжи Халкидиков:Под высоким углом.

В XVI в. пострадавшую от молнии каменную статую Архангела Михаила сменила его бронзовая скульптура. С образованием единого итальянского государства тюрьма была закрыта, а в замке разместились казарма и военный склад. В этот период было утеряно много деталей внутреннего убранства. Сейчас в замке функционирует Museo Nazionale di Castel Sant’Angelo. Посетителям музея доступны полсотни комнат дворца, среди которых папские апартаменты, лоджии Павла III и Юлия II, залы Аполлона, Персея, Паолины (на фотографии) и Климента VII, дворик Александра VI, Секретный архив, бывшая Сокровищница. А с террасы верхнего яруса замка открывается римская панорама.

Внутренний зал музея

Самостоятельную достопримечательность представляет собой Ponte Sant’Angelo. Этот мост также построил император Адриан. Свое нынешнее название он получил одновременно с замком. В XVII в. по заказу папы Климента IX великий скульптор и архитектор Бернини и его ученики изготовили 10 скульптур ангелов, отображающих Крестные Страдания Христа. Сам Бернини создал статуи ангела с Терновым венцом и ангела с надписью INRI.

Оригиналы этих статуй по приказу Папы поместили в церковь Sant’Andrea delle Fratte, а на мосту установили их копии

Прогулки по Вечному городу: что можно посмотреть в Риме

Богатое историческое наследие Рима отразилось и в архитектурном облике города, и в его культурных ценностях, достопримечательностях, возраст которых исчисляется тысячелетиями.

Кто посещает Рим по путевке, может выбирать между экскурсионными турами, которые предлагают многочисленные туристические компании. Те же, кто путешествует самостоятельно, могут сами составить для себя основной топ достопримечательностей, которые бы хотели посетить в первую очередь. А если правильно распределить время и наметить маршрут, то можно увидеть намного больше, чем планировалось.

Итак… Что же нужно обязательно посмотреть в окрестностях Рима и какие достопримечательности главного туристического города Италии надо посетить?

  • Архитектурные шедевры, описание и фото с названиями
  • Древние дворцы, исторические музеи, необычные места
  • Основные достопримечательности Ватикана — маленького государства в Италии
  • Список бесплатных экскурсий
  • Советы для туристов

Архитектурные шедевры, описание и фото с названиями

Куда сходить и что посмотреть в Риме? Любая экскурсия по Вечному городу включает в себя дворцы, фонтаны, музеи и достопримечательности, ставшие своеобразной визитной карточкой Рима.

    Колизей. В первую очередь Колизей. Колизей — главная достопримечательность Рима. Он поражает своей масштабностью и размахом. Здесь можно увидеть каменные лабиринты, комнаты, где содержались рабы и гладиаторы перед боем, клетки животных, выпускаемых на арену для сражений.

Колизей считается самым большим амфитеатром в мире. Билеты можно заранее приобрести на сайте Колизея, чтобы не стоять в огромной очереди. Стоимость посещения – 18 евро, а дети до 18 лет и пенсионеры проходят на экскурсию бесплатно.

В паре шагов от Колизея находится Римский форум. От некогда величественных построек сегодня остались одни руины, но даже глядя на них, несложно представить, каким грандиозным был когда-то центр Древнего Рима. Некогда Форум был обычным рынком; впоследствии он разросся и стал местом народных собраний, заседаний Сената, центром общественной и политической жизни Рима.

Здесь же, рядом с Форумом находится и Палатинский холм – место, откуда начинался Рим. Сюда лучше всего приходить рано утром, когда туристов совсем мало.

Термы Каракалла — самые большие и роскошные термы времен Древнего Рима. Построенные в III веке по распоряжению императора Каракалла, термы стали центром общественной жизни, первым в истории Рима культурно-развлекательным центром. До наших дней уцелели лишь несколько стен и часть внутренних строений, но даже эти руины могут многое рассказать о былом величии Римской эпохи.

Катакомбы Домициллы рядом с термами Каракалла – это многие километры подземных ходов и катакомб, которые славятся своими настенными росписями. В числе древних шедевров – первое в мире изображение Христа в образе пастыря.

На Пьяцца Навона находится сразу несколько достопримечательностей. Церковь Святой Агнессы-великомученицы, египетский обелиск, и фонтаны – фонтан Нептуна (выполнен мастером Лоренцо Бернини), фонтан «Четырех рек» (символизирующий четыре великих реки – Нил, Ганг, Ла-Плата и Дунай), фонтан Моро (Мавра).

Древние дворцы, исторические музеи, необычные места

    Национальный Римский музей содержит богатейшее собрание древнеримских скульптур. Музейный комплекс включает в себя 4 здания, где находятся коллекции: в палаццо Массимо посетители увидят коллекцию древних и средневековых монет, а также мозаики; термы Диоклетиана собрали уникальную коллекцию древних надписей; палаццо Альтемпс (египетская коллекция и собрание античных скульптур) и крипта Бальби (документы и собрания по истории города).
Читайте также:
Оформление годовой шенгенской визы

Для посещения всех этих музеев достаточно приобрести единый билет, его стоимость 16 евро.

Вилла Боргезе – одновременно и роскошное палаццо, и огромный музей живописи – известные и неизвестные полотна Караваджо, Рубенса, Тициана, Рафаэля, а также представителей современной школы итальянской живописи.

Музей этрусков знакомит посетителей с уникальной культурой доримского периода. В музее Рима собраны скульптуры (в том числе и эротического содержания, так что с детьми этот музей лучше не посещать), вы сможете посмотреть на большую коллекцию ювелирных украшений работы древних этрусских мастеров, скрижали из Пирги (золотые пластины с надписями на древних языках – пуническом и этрусском).

Капитолийские музеи расположены на одном из семи холмов – Капитолийском. В выставочных залах можно посмотреть картины знаменитых живописцев, а также скульптуру Капитолийской волчицы, которая, если верить легенде, спасла когда-то будущих основателей Рима – Рема и Ромула.

Есть в Риме еще один необычный музей – Алтарь мира. Алтарь в честь древнеримской богини мира был выстроен еще в XIII веке до н.э. и посвящен удачному возвращению императора Августа из похода, в результате которого территориальные границы Римской империи были расширены.

Позже алтарь был разрушен и смыт водой. В XVI веке фрагменты алтаря начали всплывать на поверхность.

Реставрация найденных фрагментов и создание реконструкции алтаря произошли уже в XX веке по инициативе Муссолини.

Основные достопримечательности Ватикана — маленького государства в Италии

Нельзя обойти вниманием и Ватикан – крошечное, но величественное государство. Ватикан имеет собственные традиции, которые станут весьма любопытным зрелищем.

Но здесь следует учитывать, что при посещении Ватикана твердо соблюдаются правила дресс-кода: одежда должна быть закрытая (плечи и колени), иначе вам могут просто отказать в посещении некоторых достопримечательностей из-за ненадлежащего вида.

В Ватикане сосредоточены наиболее яркие достопримечательности Италии – Собор Святого Петра, Замок Святого Ангела, Пинакотека, Сикстинская капелла.

    Несмотря на то, что Собор Святого Петра считается главным оплотом католиков, посмотреть на грандиозное архитектурное сооружение съезжаются люди любого вероисповедания. Сам храм и огромная прилегающая территория заслуживают пристального внимания.

На его строительство ушло более шести веков, над ним работали видные мастера своей эпохи – Микеланджело, Рафаэль, Бернини, Браманте и другие.

Если подняться на купол (эта услуга платная, 8 евро), то со смотровой площадки можно полюбоваться завораживающими видами Ватикана.

Замок Святого Ангела находится неподалеку от Собора. Построенный еще во II веке как усыпальница для императора Адриана, замок на протяжении веков менял свое предназначение – от острога до крепости. Здесь же работает Национальный музей замка Святого Ангела, стоимость билета в музей – 16 евро.

За 21 евро можно приобрести единый билет в Музеи Ватикана.

Список бесплатных экскурсий

Некоторые достопримечательности Рима доступны абсолютно каждому – и совершенно бесплатно. Это церкви и музеи, где не нужно платить за вход.

    Пантеон – Храм богов, чья история насчитывает более двух тысяч лет. Построенный еще в 27 году храм был посвящен римским богам. Его купол, имеющий 43 метра в диаметре, построен таким образом, что когда солнце находится прямо в зените, сквозь отверстие в куполе бьет прямой и густой луч солнца («божественный свет»).

В народе бытует мнение, что если встать прямо под отверстием в куполе – тебе простятся все твои грехи. Работает это или нет – неизвестно, но желающих проверить гипотезу хоть отбавляй.

Императорские форумы (не путать с Римским форумом). Ряд достопримечательностей и памятников древнеримской архитектуры, связанных с эпохами императоров Древнего Рима – форум Августа, форум Цезаря, форум Веспасиана, форум Траяна, Храм Мира.

Аппиева дорога – одна из центральных дорог древнего Рима. Сегодня Аппиева дорога представляет собой музей под открытым небом: вдоль дороги расположены мавзолеи, виллы, парки, церкви.

По дороге можно пройтись пешком, а можно проехать на специальном автобусе (археобусе), стоимость поездки – 12 евро. Есть более бюджетный вариант путешествия – на велосипеде, прокат которого обойдется в 10 евро.

Фонтан Треви и Палаццо Поли составляют единый архитектурный ансамбль.

Треви – крупнейший фонтан Рима. Он оставил свой след и в кинематографе – красотой фонтана можно насладиться в фильмах «Римские каникулы» и «Сладкая жизнь».

Монетка, брошенная в фонтан – «на счастье» – поможет вернуться в Рим еще раз. В вечернее время фонтан озаряется искусно подобранной подсветкой, а над площадью разливается классическая музыка.

Испанская лестница. Это архитектурное сооружение напрямую связано с тремя странами.

На территории Италии находится лестница, которая объединила после многовековой вражды Францию и Испанию. Там же, на площади Испании, находятся еще несколько достопримечательностей – церковь Тринита-деи-Монте и фонтан Баркачча.

Читайте также:
Безопасность путешествия в КНДР

По-настоящему счастливыми могут считать себя поклонники архитектурного наследия Лоренцо Бернини – итальянского архитектора и скульптора. Множество его работ украшает Рим, причем все это великолепие можно осмотреть совершенно бесплатно. Например, мост Святого Ангела, барельефы и статуи на площадях, скульптурные композиции.

Тем, кто любит творчество Рафаэля, советуем обратить внимание на церкви в Риме: Санта-Мария делла Паче, Санта-Агостино и Санта-Мария делла Пополо. В этих базиликах находятся фрески, принадлежащие руке мастера.

Известные работы Микеланджело также можно осмотреть бесплатно. Это – городские ворота Порта Пия, базилика Святого Петра, базилика Сан-Пьетро ин Винколи.

Что посмотреть в Риме самостоятельно? Для тех, кто предпочитает изучать достопримечательности Рима самостоятельно, проникнуться его ритмом, можно порекомендовать не приобретать стандартные пакеты экскурсий, а отправиться изучать город самому по известным маршрутам. Например, посетить средневековый итальянский квартал Трастевере (находится немного южнее Ватикана).

Предлагаем вашему вниманию подробную карту Рима с достопримечательностями и маршрутами на русском языке.

Обработка самолета противообледенительной жидкостью

С наступлением зимы и холодов в Российских аэропортах все самолеты, отправляющиеся в рейс, проходят процедуру защиты от обледенения. Но только в тех случаях, когда крылья, хвостовое оперение, двигатели и корпус покрылись льдом.

Об расшифровке аэропортов можно прочитать пройдя по данной ссылке. О самых опасных аэропортах мира можно прочитать по этой ссылке.

Обработка самолета Ан-124 шестью машинами

В чем опасность обледенения

Нельзя относиться к обледенению, как к естественному явлению, которое не требует профилактики. Такое заблуждение приводит к катастрофам, поэтому противообледенительная обработка самолета — обязательная процедура перед вылетом. Покрытая льдом поверхность машины может привести к следующим последствиям:

  • Потере подъемной силы из-за обледенения крыльев и хвоста (от этого изменяется их форма). А также увеличивается вес машины. Это может привести к тому, что после взлета самолет потеряет скорость и рухнет на землю.
  • Возможному попаданию снега и льда в двигатели, что приведет к их выключению.
  • Возможному повреждению хвоста самолета при взлете, когда куски льда отрываются от крыла.

Обтекание обледенелого крыла воздушным потоком

Учитывая перечисленные факторы, становится понятно, что обледенение самолета довольно опасная ситуация, которую нельзя допустить.

Почему возникает обледенение

Процедура по очистке самолета ото льда довольно трудоёмкая и дорогая. Ее невозможно избежать, потому что причины появления льда на лайнере такие:

  • Если температура воздуха ниже нуля, то сам самолет охлаждается больше, а влага, содержащаяся в воздухе, оседает на поверхности машины в виде льда.
  • В случае когда температура воздуха около нуля, влага оседает в виде ледяного налета, покрывающего крылья, хвост, двигатели и сам корпус.

А также может примерзнуть снег, который в ходе изменения температуры от отрицательных до положительных показателей превращается в довольно толстую наледь. И последнюю очень непросто удалить.

Деайсинг и антиайсинг

В зависимости от погодных условий проводится тот или иной вид обработки самолета противообледенительной жидкостью.

Как выглядит обработка самолета противообледенительной жидкостью с борта самолета можно посмотреть на видео ниже:

Деайсинг предполагает проведение процедуры непосредственно перед вылетом при условии, что погодные условия сохраняются стабильными. Нет снега или дождя, который при отрицательной температуре становится источником льда на поверхности. Достаточно обработать поверхность — и можно лететь, не опасаясь, что процессы появления льда проявятся снова.

Но когда идет снег, дождь с замерзанием на поверхности из-за пониженной температуры, процедуры деайсинга недостаточно. Потому что нет гарантии, что машина отправится в воздух без кромки льда на своей поверхности. И тогда применяется антиайсинг, который предполагает следующее:

  • Состав противообледенительной жидкости более концентрирован.
  • Препарат не дает образоваться обледенению вплоть до взлета, несмотря на внешние совершенно отрицательные погодные условия.
  • В жидкость добавляются присадки, которые замедляют действие обледенения.

При большой загруженности аэропортов каждый самолет дожидается своей очереди для обработки. И после нее может пройти какое-то время, так что действие препарата закончится и потребуется новая процедура защиты. Командир корабля, зная, когда началась обработка и время ее действия (чтобы не появился лед), в случае нарушения норм вправе потребовать повторной обработки.

Специальные стоянки для облива в непосредственной близости от ВПП (аэропорт Цюрих).

Чтобы избежать такой ситуации, во многих аэропортах мира существует специальная стоянка рядом со взлетной полосой, на которой и производят обработку самолета непосредственно перед вылетом.

Методы обработки

За время эксплуатации пассажирских самолетов разработано несколько методов их обработки, которые в равной мере могут применяться.

  1. Механическое воздействие, когда очищают наледь с борта самолета, как это делают при очистке обычного автомобиля. Но этот способ довольно много времени занимает, хотя и самый дешевый.
  2. В Советском Союзе применяли обдувочный метод, когда горячими струями воздуха обрабатывали поверхность самолета. Но так как большая часть современных пассажирских лайнеров иностранного производства, то эта методика не подходит. При таком способе может быть повреждена обшивка самолета.
  3. Самый востребованный в настоящее время способ — применение противообледенительной жидкости для самолета. В данном случае используются специальные реактивы, которые надежно защищают машину от появления обледенения.

О том как еще подготавливают самолет к вылету можно посмотреть видео ниже:

Виды жидкостей

В основе жидкости — смесь гликоля и воды. Стоит она дорого, но очень радикально действует на налет льда, при этом сохраняя поверхность неповрежденной. Различают следующие виды таких жидкостей:

  1. Очищает самолет от обледенения, но при этом не дает никакой гарантии от дальнейшего воздействия льда.
  2. В состав жидкости входит небольшое количество загустителя, который на непродолжительное время замедляет дальнейшее обледенение после очистки.
  3. Для того чтобы обрабатывать турбовинтовые самолеты, используются жидкости с более плотным уровнем загустителя.
  4. Жидкость с наиболее плотной степенью концентрации присадки дает возможность бороться с обледенением в течение продолжительного времени.

Окрашенная противообледенительная жидкость (сокращенно ПОЖ) различных типов

Определить ту или иную жидкость можно за счет того, что производители добавляют различные красители, которые и обозначают, какая именно применима для того или иного случая.

Все эти методы используются в том случае, когда самолет находится на земле. Но при взлете и движении в атмосфере любая жидкость стекает, и угроза обледенения возрастает уже в полете. В этом случае используются горячие струи воздуха, исходящие из двигателя.

С их помощью разогревается лёд, который образовался на крыльях и стабилизаторах. И в полете происходит процесс освобождения от наледи.

Обледенение самолета — очень опасная ситуация. Допускать такое положение нельзя, так как это грозит аварией самолета и гибелью экипажа и пассажиров. Поэтому процедуры очистки самолета от наледи перед его вылетом из аэропорта обязательны.

О том как собираются бороться с обледенением в будущем можно узнать посмотрев видео ниже:

Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения — разбираем детально

Наверняка вы замечали, что перед взлетом фюзеляж воздушного судна обрабатывают специальным раствором. Этот раствор называется противообледенительной жидкостью, или ПОЖ. Она была создана для борьбы с обледенением поверхности самолетов, и именно благодаря такой предполетной обработке удается избежать невероятного количества авиакатастроф. Но какой именно принцип лежит в основе работы этого вещества? Исследование образцов ПОЖ с помощью сканирующей зондовой микроскопии позволило изучить физику защиты от обледенения.

Методы удаления обледенения

Существует три метода очистки воздушного судна от снежно-ледяных отложений: механический, воздушно-тепловой и физико-химический.

Механический способ представляет собой ручную очистку поверхностей самолета на подобии очистки автомобиля. Это самый дешевый способ, однако ввиду большой трудоемкости и длительности процесса активно применяется лишь в военно-воздушных силах.

Воздушно тепловой способ подразумевает использование специальных обдувочных машин на основе реактивных двигателей. Данный способ был широко распространен в СССР, однако современные самолеты иностранного производства ввиду высокой вероятности повреждения обшивки так не обрабатывают.

Физико-химический способ представляет собой облив самолета специальной жидкостью, собственно этот способ является самым массовым, о нем и пойдет речь дальше. Для облива используются специальные машины, в зависимости от размера самолета варьируется и их количество.

Обработка самолета Ан-124 шестью машинами.

Важность противообледенительной обработки

Необходимость в противообледенительной обработке обусловлена значительным влиянием замёрзших осадков на аэродинамические свойства поверхностей.

В частности, находящиеся на верхней поверхности крыла самолёта снег, иней и лёд снижают критический угол атаки, увеличивают скорость сваливания и превращают обтекающий поток из ламинарного в турбулентный.

В случае расположения двигателей сзади крыла, на хвосте, массовый вброс снега и льда во входные устройства авиадвигателей при взлёте может привести к помпажу и самовыключению двигателей. Известно несколько случаев авиакатастроф по этой причине.

Менее опасными последствиями являются повреждения передней кромки хвостового оперения слетающими с крыла кусочками льда. Однако образующиеся при этом вмятины вынуждают проводить периодические осмотры повреждений в эксплуатации; а также ремонты, что удорожает техническое обслуживание ВС.

Противообледенительная жидкость

Противообледенительная жидкость (сокращенно ПОЖ) – как правило, это подогретая смесь гликоля и воды. В зависимости от условий применения и назначения обработки применяются различные виды жидкости в чистом виде или разведенные водой в той или иной пропорции.

Существует четыре типа ПОЖ:

  • Тип I: предназначен для удаления обледенения. В целях экономии может разбавляется водой. Практически не имеет защитного действия, так как в составе жидкости отсутствуют загустители;
  • Тип II: в состав жидкости входят загустители. Назначение — защита от обледенения. Обладает довольно небольшим временем защитного действия;
  • Тип III аналогичен типу II, но имеет меньшую концентрацию загустителей и применяется для турбовинтовых самолетов с низкой скоростью отрыва при взлете;
  • Тип IV – основной тип жидкости, используемый для защиты от обледенения, имеет высокую концентрацию загущающих присадок, в результате чего достигается более длительный период защитного действия.

Многие производители для удобства наземных служб и летного состава добавляют в жидкость красители, таким образом можно визуально определить тип применяемой жидкости.

Окрашенная ПОЖ различных типов.

СОСТАВ

Чтобы понять, как противообледенительная жидкость защищает корпус воздушно-транспортного средства от обледенения, поговорим о ее составе. В состав ПОЖ входит около 60 % этиленгликоля, а также загустители, антикоррозийные присадки, поверхностно-активные вещества и вода. Чтобы проверить, как ведет себя разбавленная водой жидкость при нанесении на поверхность, мы использовали метод сканирующей зондовой микроскопии.

Продолжение статьи читайте в июньском номере журнала «Наука и техника» за 2019 год. Доступна как печатная, так и электронная версии журнала. Оформить подписку на журнал можно здесь.

De-icing и anti-icing, в чем разница?

Для безопасного взлета недостаточно только удалить отложения с критических поверхностей воздушного судна, необходимо также предотвратить их последующее появление вплоть до момента взлета.

Если требуется только очистить самолет от снега и льда, проводится обработка в один этап, ее называют de-icing.

Если же сохраняются условия для обледенения (идет снег или переохлажденный дождь), проводится обработка в два этапа, при этом второй этап обеспечивает защиту воздушного судна от обледенения до момента взлета (anti-icing). Жидкость для предотвращения обледенения имеет значительно большую концентрацию и определенный промежуток времени не дает осадкам замерзать. Кроме того, в нее добавляются загущающие присадки, что позволяет обеспечить большее время защиты.

Обработка крыла защитной жидкостью.

Длительность защитного действия зависит от вида и интенсивности осадков, температуры, использовавшейся для обработки жидкости. Она определяется экипажем по специальным таблицам, при этом за время начало защитного действия принимается время начала, а не окончания обработки. В случае если взлет не произведен до окончания защитного действия ПОЖ, и сохраняются условия для обледенения, командир обязан запросить повторную обработку самолета. Эта проблема особенно актуальна для крупных аэродромов, где зачастую скапливается большая очередь на взлет. Во многих зарубежных аэропортах существует практика обработки самолета непосредственно перед взлетом на специально оборудованных стоянках, в России подобных стоянок пока ни на одном аэродроме нет.

Специальные стоянки для облива в непосредственной близости от ВПП (аэропорт Цюрих).

Как уже говорилось, противообледенительная обработка применяется только для защиты от обледенения на земле. В процессе взлета под действием набегающего потока остатки жидкости стекают с самолета. В полете борьба с обледенением осуществляется с помощью штатных систем воздушного судна. Существует несколько методов предотвращения обледенения в полете. На большинстве пассажирских самолетов горячий воздух из двигателей используется для нагрева передней кромки крыла, стабилизатора и воздухозаборников двигателей.

Безопасно ли это для здоровья

Самолет – это закрытая система, и воздух с улицы попадает внутрь только при открытых дверях. Когда самолет обрабатывается, все двери уже закрыты. И хотя воздух снаружи все еще забирается, он проходит очистку, и внутри самолета вы даже не почувствуете запаха этой жидкости. Разумеется, это химическая жидкость вредна для здоровья, если ее выпить. Но ничего глобально страшного, от обработки самолета при сидящих внутри пассажирах, произойти не должно.

Способы обработки

Обработка может включать несколько этапов:

Механическое удаление

наиболее применимо к недавно выпавшему рыхлому и сухому снегу; производится с помощью щёток, резиновых скребков и мётел. Этот способ наиболее трудоёмок и, как правило, всё равно требует последующего применения противообледенительной жидкости (ПОЖ). К тому же он занимает значительное время и потому малоприменим в условиях интенсивного использования авиатехники.

Также для рыхлого снега может применяться его сдувание сильным потоком воздуха.

Физико-химический метод

Обычно применяется облив поверхностей воздушных судов (ВС) противообледенительными жидкостями (ПОЖ). Такая обработка обычно производится с применением специальных машин — деайсеров, имеющих баки для содержания и подогрева ПОЖ и устройства для нанесения ПОЖ с регулировкой степени распыла (сплошной струёй или «конусом») и расхода ПОЖ. Машины могут иметь как открытую «люльку» для оператора, так и закрытую кабину с создаваемым комфортным микроклиматом и дистанционным управлением органами распыла ПОЖ. Кабина или «люлька» находится на конце управляемой оператором стрелы для доступа ко всем обрабатываемым участкам поверхностей сверху них.

Также могут применяться стационарные установки на оборудованных площадках — как в виде стрел с кабинами операторов, так и в виде больших «ворот», под которыми самолёты проруливают в процессе нанесения ПОЖ.

Как правило, при отсутствии осадков проводится только удаление обледенения нагретой примерно до +60..+70 °C ПОЖ. За счёт температуры ПОЖ растапливает осадки, которые далее смываются струёй жидкости. Содержание воды в ПОЖ может изменяться оператором в зависимости от погодных условий, что обеспечивает её экономию (в зависимости от типа жидкости она стоит единицы долларов США за 1 литр, а на самолёт размеров Boeing-737 может потребоваться от 100 л жидкости до тонны и более в неблагоприятных погодных условиях).

При продолжающихся осадках поверхность ВС после первого этапа обработки покрывается тонким слоем ПОЖ другого типа (отличающегося вязкостью), обеспечивающего более долговременную защиту. Время защитного действия зависит от типа ПОЖ и погодных условий и может составлять от нескольких минут (переохлаждённый дождь) до 45 минут (иней).

Остающаяся на поверхности ВС после обработки тонкая плёнка ПОЖ защищает поверхность ВС на время руления к ВПП и разбега, а затем сдувается встречным потоком воздуха при скорости примерно 150 км/час.

В настоящее время этот способ обработки наиболее широко распространён.

Тепловой метод

При нём обледенение удаляется нагревом поверхности инфракрасными излучателями. В связи с большой энергоёмкостью и недостаточной эффективностью этот способ редко используется.

Также к тепловым методам можно отнести помещение ВС в тёплый ангар и заправку тёплым топливом.

Решение о необходимости противообледенительной обработки и её способах принимают командир воздушного судна (КВС) и наземный персонал, обслуживающий ВС. Противообледенительная обработка и, особенно, её контроль до сих пор остаются областью, мало поддающейся механизации и требующей значительного применения ручного труда квалифицированного персонала.

Статьи

  • Техника для обслуживания воздушных судов
    • Тягачи для буксировки ВС
    • Автолифты для уборки салона ВС
    • Машины для заправки ВС питьевой водой
    • Машины для обслуживания туалетных отсеков ВС
    • Машины для противообледенительной обработки ВС (деайсер)
    • Машины для мойки ВС
    • Кейтеринговые автолифты
    • Установки воздушного запуска
    • Наземные источники питания (НИП)
    • СКВ (Системы Кондиционирования Воздуха)
  • Техника для обслуживания пассажиров
    • Пассажирские (амбу) автолифты
  • Техника для обслуживания грузов
    • Электрические тягачи для буксировки грузовых телег и вспомогательного оборудования
    • Ленточные погрузчики багажа
    • Ленточные погрузчики багажа с гибкой роликовой системой Roller Track
    • Транспортеры контейнеров и паллет
    • Перегружатели контейнеров и паллет
    • Тягачи для буксировки грузовых телег и вспомогательного оборудования
  • Пожарная и спасательная техника
    • Аэродромные пожарные машины
  • Техника для содержания аэродрома
    • Вакуумные подметательные машины
    • Щеточно-продувочные машины
    • Фрезерно-роторные снегоочистители
    • Навесные фрезерно-роторные снегоочистители
    • Распределители жидких реагентов
    • Распределители реагентов комбинированные
    • Очиститель аэродромных огней

В среде авиаперевозчиков существует так называемая концепция чистоты воздушного судна. Самолет не может быть выпущен в рейс, если на критических поверхностях имеется лед или снег. К критическим поверхностям относятся воздухозаборники двигателей, фюзеляж, хвостовое оперение, гондолы, крылья. В случае обледенения командир экипажа принимает решение на проведение антигололедной обработки.

Методы удаления льда

Механический. Поверхность самолета очищают вручную. Это дешевый способ, но очень долгий и трудоемкий, а поэтому он не применяется в аэропортах с высокой нагрузкой.

Воздушно-тепловой. Применяют специальные обдувочные машины, создающие мощный поток теплого воздуха. Использование данного метода также ограничено ввиду высокого риска повреждения обшивки импортных самолетов.

Физико-химический. Поверхность воздушного судна обливают химическими реагентами (противообледенительной жидкостью) с помощью специальных машин – деайсеров. Наиболее современный и эффективный способ, который не только борется с наледью, но и препятствует ее повторному образованию.

Виды противообледенительной жидкости

Для облива самолетов обычно используют смесь воды и гликоля в теплом виде. В зависимости от состава и содержания компонентов различают четыре типа жидкостей:

  • Первый тип – позволяет убрать наледь. Жидкость не содержит загустителей, разбавляется водой, поэтому практически не имеет защитных свойств.
  • Второй тип – защищает от обледенения. В состав средства вводят загустители, которые предотвращают образование наледи в течение небольшого периода времени.
  • Третий тип – защищает от обледенения. Концентрация загустителей ниже, чем в жидкости второго типа. Средство используется для обработки турбовинтовых самолетов, имеющих низкую скорость отрыва при взлете.
  • Четвертый тип – долговременная защита от обледенения. В жидкости высокая концентрация загустителей, обеспечивающих защитные свойства.

Некоторые производители добавляют в противообледенительные жидкости красящие пигменты. По цвету проще определить тип средства, его свойства и назначение. Например, тип 1 окрашивают в оранжевый цвет, тип 2 – в белый, тип 3 – в желтый, тип 4 – в зеленый.

В материально-техническом оснащении аэродромов присутствуют жидкости всех типов. Если необходимо очистить самолет перед стоянкой, проводят de-icing с использованием жидкости первого типа. Для безопасного взлета необходимо предотвратить появление льда до момента отрыва – применяют средства второго и третьего типа (anti-icing). Жидкость четвертого типа позволяет защитить самолет во время полета в сохраняющихся условиях обледенения (мокрый снег, переохлажденный дождь).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: