Борьба с коррупцией в Сингапуре Текст научной статьи по специальности « Право»
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефимов Георгий Викторович
The article is devoted to investigation of such problem as corruption which is really relevant to the Russian Federation. The researcher pays attention to major factors such as acceptance of rigid laws, punishment of corrupt officials, creation of the department on struggle against the corruption, which facilitates Singapore in solving this problem.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ефимов Георгий Викторович
Struggle against corruption in Singapore
The article is devoted to investigation of such problem as corruption which is really relevant to the Russian Federation. The researcher pays attention to major factors such as acceptance of rigid laws, punishment of corrupt officials, creation of the department on struggle against the corruption, which facilitates Singapore in solving this problem.
Текст научной работы на тему «Борьба с коррупцией в Сингапуре»
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В СИНГАПУРЕ
Георгий Викторович ЕФИМОВ,
Дальневосточный государственный технический университет
Сингапур сегодня —это наиболее развитое в социально-экономическом отношении государство Юго-Восточной Азии, которое вместе с Тайванем, Гонконгом и Южной Кореей занимает прочные позиции в ряду «азиатских тигров». Республике есть чем гордиться—на протяжении жизни одного поколения ей удалось совершить прорыв из «третьего мира» в «первый». По многим показателям она входит в число передовых стран международного сообщества. Это одно из криминогеннобезопасных обществ, экономика которого почти полностью истребила коррупцию.
Бывшему премьер-министру г-ну Ли Куан Ю можно с полной уверенностью приписывать начало, руководство и укрепление процесса борьбы с коррупцией в Сингапуре. В ноябре 1999 г. г-н Ли заявил: «Честное, эффективное правительство с незапятнанной репутацией было и остается самым ценным достижением правящей партии и главным достоинством Сингапура»1.
Коррупция определяется мировым банком как «. злоупотребление служебным положением с целью получения личного дохода»2.
Коррупция подрывает политическую систему страны. Она может уничтожить политических лидеров, правительства, даже целые общества. Последствия «дружеского покровительства» сыграли свою роль в азиатском экономическом кризисе 1997—1998 гг. Коррупция также может стать причиной крупных политических скандалов, например, из-за нее в 1999 г. Европейская комиссия в полном составе была вынуждена уйти в отставку.
Эта проблема получила широкий общественный резонанс после участившихся случаев злоупотреблений со стороны нечистоплотных политических деятелей и должностных лиц во многих странах. В своих целях они использовали результаты приватизации, либерализации реформ в области внешних займов и в социальной сфере. Эти случаи можно назвать в качестве главных причин провала реформ, направленных на достижение экономического прогресса, создание свободного рынка и поддержание демократической традиции. Но в целом ни одна страна не защищена от коррупции. Так, персонал центральной службы обеспечения (Central Supplies Office — правительственный департамент, занимавшийся заготовками и поставками) за определенную мзду давал заинтересованным лицам информацию о заявках, поступавших на тендер. Чиновники Импорто-экспортного департамента (Import and Export Department) получали взятки за ускорение выдачи разрешений. Подрядчики давали взятки клеркам, чтобы те закрывали глаза на определенные нарушения. Человеческая изобретательность практически бесконечна, когда дело касается конвертации власти в личную выгоду. Избавиться от этого организованного рэкета в Сингапуре было не слишком трудно, гораздо труднее обнаружить акты коррупции и бороться с ними.
В 1959 г., когда правящая партия Сингапура—Партия народного действия (ПНД) пришла к власти, она приняла мощную программу по борьбе с коррупцией3. ПНД неоднократно провозглашала, что ее задача—повысить ответственность государственных чиновников, она также ратовала за широкое информирование населения и общественности о каждом случае коррупции и неотвратимости наказания за этот вид преступления.
Еще в 1952 г. британским колониальным правительством было создано специальное Бюро по расследованию коррупции (БРК—Corrupt Practices Investigation Bureau), подчиняющееся непосредственно премьер-министру. Бюро несет ответственность за поддержание принципа честности и неподкупности в государственной службе. В его обязанности входит проверка случаев злоупотребления среди государственных чиновников и сообщение
о них соответствующим органам для принятия необходимых мер. Бюро изучает методы работы потенциально подверженных коррупции государственных органов с целью обнаружения возможных слабостей в системе управления. Если выясняется, что подобные пробелы могут привести к коррупции и злоупотреблениям, бюро рекомендует главам этих отделов принять соответствующие меры4.
В 1963 г. был принят закон, согласно которому свидетели, вызываемые для дачи показаний в БРК, не имеют права отказываться исполнить свой гражданский долг5. В силу вступило правительственное решение, в соответствии с которым судьям позволили в процессах о взяточничестве использовать факты, свидетельствующие, что обвиняемый расходует больше средств, чем зарабатывает, и обладает собственностью, стоимость которой превышает его финансовые возможности. Судам было предоставлено право конфисковывать доходы, полученные в результате коррупции. В 1989 г. максимальную сумму штрафа за коррупционные действия увеличили с 10 тыс. до 100 тыс. сингапурских долларов6. Предоставление ложной или вводящей в заблуждение информации стало расцениваться как преступление, наказуемое тюремным заключением или штрафом. Кроме того, все случаи коррупции обязательно освещались в СМИ.
В основу борьбы с коррупцией были положены следующие принципы:
– предпринимаются меры по отношению к обеим сторонам: к тем, кто дает взятки, и к тем, кто их берет;
– четко соблюдается принцип ответственности: коррупция наказывается в административном и уголовном порядке, но общественное порицание — неотъемлемая часть наказания;
– наличие четкой границы между государственными обязанностями и личными интересами;
– необходимо крепить главенство закона. Это достигалось за счет сотрудничества Бюро, расследовавшего случаи коррупции, и судебных органов, которые решали, каким будет наказание. Общественность должна быть уверена, что Бюро действует эффективно и юридически законно;
– неподкупность является ключевым критерием, основной целью политических лидеров;
– определяющим фактором при назначении должностных лиц должно быть признание личных и профессиональных заслуг, а не наличие родственных связей или политического покровительства;
– государственным служащим должны соответственно платить. В Сингапуре министрам и высшим должностным лицам платят согласно формуле, привязанной к средней заработной плате успешно работающих в частном секторе лиц (адвокатов, банкиров и т.д.);
– обязательно создание эффективного, работающего на принципе честности и преданности своему делу органа по борьбе с коррупцией, и защита информаторов, сообщающих о случаях коррупции;
– должно быть минимизировано количество подписей, необходимых при оформлении документов, что уменьшает возможности для коррупции;
– законы использовать таким образом, чтобы их действие распространить на должностных лиц с целью выяснения источников доходов. Каждый год от государственных служащих требуется заполнение специальных форм для декларации имущества, активов и долгов7.
Все перечисленные принципы сингапурцы старались повсеместно выполнять. Кроме того, Сингапуру удалось осуществить контроль за денежной политикой, введя жесткие правила: строгие ограничения расходов на избирательные кампании; разрешение осуществлять пожертвования только в пользу политических партий, а не отдельных министров или членов парламента, поскольку нельзя позволить таким образом покупать влияние с целью изменения политики и правительства8.
Таким образом, жесткие законы, наказание коррумпированных чиновников, эффективное функционирование ведомства по борьбе с коррупцией, личные примеры руководителей высшего звена, соответствующее жалованье для министров и государственных служащих—вот основные факторы, использующиеся Сингапуром в борьбе с коррупцией. Согласно опубликованному рейтингу Jranspa-rency International (JI) в октябре 1999 г. Сингапур — седьмая из наименее коррумпированных стран мира и первая среди азиатских стран по этому показателю (общий рейтинг 9,1 балла из 10)9. Можно сказать, что борьба с коррупцией является одним из ключевых факторов успеха его развития.
1 Марк Хонг. Сингапур — страна, победившая коррупцию. Режим доступа // www. assia-pacificru
2 Марк Хонг. Двенадцать ответов Сингапура на вывозы глобализации // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 1. С. 29—35.
3 Гуревич Э.М. Правящая партия Сингапура: структура, идеология, политика // Юго-Восточная Азия, история и современность / под ред. А.Н.Узякова, Ю.О. Лев-тонова. М.: Наука, 1983.
4 Гуревич Э.М. Интеграция по-сингапурски //Азия и Африка сегодня. 2002. №9. С. 36—41.
5 Lee Kuan Yew. The Singapore Story: 1965—2000. From third world to first. Harper Col Lins Publishers. Chapter 12. Struggle against corruption. N.Y.: USA, 2000.
6 Осипова М. Сингапур: победить коррупцию можно! // Азия и Африка сегодня. 2004. № 1. С. 43—45.
7 Lee Kuan Yew The Singapore Story: 1965—2000.
8 Марк Хонг. Сингапур: история успеха // Новая и новейшая история. 1997. №7. С. 17—27.
9 Гуревич Э.М. Интеграция по-сингапурски.
SUMMARY: The article is devoted to investigation of such problem as corruption which is really relevant to the Russian Federation. The resercher pays attention to major factors such as acceptance of rigid laws, punishment of corrupt officials, creation of the department on struggle against the corruption, which facilitates Singapore in solving this problem.
Борьба с коррупцией в Сингапуре: высокие заработные платы чиновников и высокая ответственность
Сингапур – это уникальное государство, которое развивается исключительно собственным путём, применяя строгие меры наказания и высокие заработные платы. Некогда отсталая и закоррумпированная страна за 30-40 лет развития достигла потрясающих экономических показателей. И причиной такого прорыва стало именно жёсткое искоренение коррупции. После обретения независимости сингапурское правительство встало перед выбором: погрузиться в воровство и личное обогащение, предоставив возможности своим друзьям и родственникам стать лидерами «Форбс» и оставить население страны на выжженной земле, или же победить массовую коррупцию и беззаконие, чтобы вывести страну на пьедестал мирового первенства. Руководство страны выбрало второй путь развития событий. В результате весь мир познал про «сингапурское чудо» и узнал, что с коррупцией можно бороться очень эффективно и относительно быстро. Борьба с коррупцией в Сингапуре – это показательный мировой пример и опыт, который многие страны, в том числе и Россия, могли бы взять на заметку. Однако, чтобы ввести понятие «честность» в работе чиновников, правительство должно быть готово сажать своих друзей и родственников, так говорил лидер Сингапура Ли Куан Ю.
Причины высокой коррумпированности в Сингапуре
Получив юридическую независимость, Сингапур получил тяжёлое наследие. Страна безо всяких природных ресурсов, включая пресную воду и песок, погрязла в многоуровневой коррупции, которая трепетно поддерживалась как самим населением (у китайцев не принято приходить в гости и на приём к чиновнику без подарка), так и всем административным аппаратом.
Законодательство было двойственным, слабым и толком не охватывало сферу взяточничества, правоохранительные органы не обладали властью для решения антикоррупционных вопросов, а малые заработные платы чиновников служили платформой для повсеместных поборов.
Жить по-честному не собирался никто: государственные служащие без зазрения совести пользовались служебным положением, а население получало доступ до каких-либо услуг и ресурсов.
Сломать сложившееся положение в обществе мог только комплекс мер, направленных на каждого члена общества, от верховных чиновников до простого гражданина. В 1965 году борьба с коррупцией в Сингапуре стала задачей №1 для нового правительства страны.
Антикоррупционная политика государства
Практически каждый россиянин слышал о том, что Сингапур победил коррупцию на своей территории, но далеко не каждый знает ответ на вопрос: «Как в Сингапуре победили коррупцию? Какие методы были применены и как закрепили результат?». Согласитесь, вопросы очень актуальны для нашей российской действительности.
Сингапурское правительство, начавшее борьбу с разгулом коррупционной преступности, обратило внимание на корень проблемы – маленькие заработные платы чиновников. Однозначно, люди, наделённые властью, компенсировали небольшие заработки взятками.
Кроме того, полностью отсутствовало понятие «прозрачности» и контроля над работой госслужащих всех рангов. Начиная борьбу с коррупцией, новое правительство страны исходило из трёх основных принципов:
- Коррупция в Сингапуре должна быть искоренена, и это государственный ПРИОРИТЕТ.
- Борьба с коррупцией осуществляется БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ, при этом всех чиновников лишили права неприкосновенности.
- Введено понятие «ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ», то есть доказательством взяточничества можно считать жизнь не по средствам.
- Подключение СМИ.
Направления борьбы с коррупцией
Понимая остроту проблемы в целом для страны, правительство во главе с премьер-министром Ли Куан Ю принимает решение о беспрецедентном комплексе мер против коррупции.
Ужесточение законодательства и ответственности каждого государственного служащего
Была введена новая система законов:
- удалена двусмысленность и неоднозначность всех законодательных актов;
- разработаны и введены новые законы страны;
- введена жёсткая система наказаний по «коррупционным» статьям для всех без исключения государственных служащих, которых лишили права неприкосновенности;
- введён юридический термин «презумпция виновности», где в качестве виновности во взяточничестве использовались показатели жизни чиновника (уровень жизни должен соответствовать только трудовым доходам);
- расширены полномочия прокуроров и правоохранительных органов в вопросах антикоррупционной деятельности;
- проведена реформа судейской системы.
Введение тотального контроля над работой чиновников
В начале 1960 года был введён закон «О предотвращении коррупции», который определил образование специального Бюро по борьбе с коррупционерами. В начале своей деятельности Бюро состояло из 140 человек и трёх подразделений, каждое из которых имело исключительные полномочия:
- следственное. Занималось непосредственными расследованиями, обысками, допросами не только чиновников, но и членов их семей;
- справочно-информативное. Занималось отбором кандидатов на государственные посты посредством конкурса и собеседований, а также выявлением слабых мест в рабочих процессах чиновников;
- вспомогательное. Обеспечивало финансовую деятельность бюро.
Значительное повышение уровня заработных плат госслужащих
Источник: https://pixabay.com/photos/money-money-tower-coins-euro-2180330/
Чтобы у государственных служащих не было соблазнов в получении взяток, им повысили оплату труда и одновременно ввели строгую систему наказаний. Та методика расчёта заработной платы государственных служащих, которая была введена в самом начале антикоррупционной программы, действует по настоящее время. Доходы чиновников формируются, исходя из суммы в 2/3 части дохода частного (коммерческого) сектора за аналогичный период, отражённые в налоговых декларациях
Подключение СМИ в процесс освещения всех коррупционных скандалов
Таким образом, формировался институт «совести и позора» для всех граждан сингапурского общества.
Деятельность специализированного бюро
Несмотря на то, что в стране было введено специализированное бюро по борьбе с взяточничеством и халатным отношение к своей работе чиновников, Сингапур избежал репрессий в прямом смысле этого слова.
Он не стал перенимать опыт Китая, где применялись публичные расстрелы провинившихся чиновников, но достаточно жёстко занимался искоренением «заразной жадности». Бюро по расследованию случаев коррупции действует по настоящее время, оно наделено авторитарными полномочиями, которые имеют черты прокурорского надзора и следственного комитета.
Справочно-информативное подразделение бюро занимается отбором кандидатов на государственные должности, проводят кастинги и собеседования, отвечают за повышение квалификации работающих государственных служащих, а также занимаются выявлением и устранением слабых мест в работе чиновников, которые могут привести к взяточничеству или коррупции.
Наказание за коррупцию
Объявив борьбу с взяточничеством, государственным приоритетом Сингапур буквально разорвал шаблон о нормальности азиатской коррупции. А став мировой экономической державой, после искоренения «заразной жадности», Сингапур подтвердил мнение, что коррупция – это тормоз в развитии любой страны.
Способствовали успеху ужесточение наказаний и повышение заработных плат госслужащих. Ровно тридцать лет, как в Сингапуре применяется следующая система наказаний для чиновников, которые замешаны в коррупционной деятельности: минимальный денежный штраф в размере 100 тысяч сингапурских долларов (курс к рублю 1:48) + конфискация имущества, нажитого на нетрудовые доходы + тюремное заключение.
Высокие результаты
За три десятка лет сингапурская антикоррупционная программа дала исключительно высокие результаты. Самым главным показателем победы над сингапурской коррупцией можно считать собственную развитую экономику с высоким индексом доверия инвесторов. Приток инвестиций закономерно привёл к развитию рынка труда, товаров и услуг, что в свою очередь повысило оценку уровня оплаты труда.
Поэтому среднемесячный доход сингапурского жителя сейчас составляет сумму соизмеримую со 150-200 тысячами рублей. Кроме экономических показателей, результатами сингапурской антикоррупционной деятельности можно назвать исключительно высокий уровень сознательности и чистоты рядов государственной службы, прозрачность предоставления государственных услуг и высочайший уровень безопасности страны в целом.
Борьба с коррупцией в лицах
Многие россияне интересуются вопросом: «Кто был президентом Сингапура, победившим коррупцию?». Если быть точными, то антикоррупционную деятельность Сингапура вёл премьер-министр Ли Куан Ю. Годы его правления в стране 1965-1990 год, и именно в эти годы была поставлена и проведена основная борьба с коррупцией.
Специализированное Бюро расследований по вопросам коррупции напрямую подчинялось только ему. Его вклад в развитие страны Сингапур трудно переоценить, хотя многие упрекали его в том, что он вмешивается в частную жизнь сингапурцев. Этот целеустремлённый человек был настолько предан идее очистки рядов сингапурских госслужащих от «заразной жадности», что посвятил ей большую часть своей профессиональной деятельности.
Очень интересными являются его мемуары «Из третьего мира в первый», где он рассказывает о тернистом пути развития Сингапура, об искоренении коррупции и внутренней борьбе, о важности высокой оплаты труда.
Возможность перенятия опыта для России
Большинство российских аналитиков и политиков в один голос говорят о том, что перенятие сингапурского опыта в вопросах борьбы с взяточничеством в России нецелесообразно и контрпродуктивно.
По их мнению, это связано с различиями в истории, географии и масштабах наших стран, отличающихся менталитетом, а также невозможностью применения жёстких авторитарных методов на территории РФ.
Однако и действующие российские антикоррупционные программы также не дают результатов. Наша страна находится в мировом рейтинге стран по уровню коррупции на почётном четвёртом месте между африканскими странами Сомали и Гвинеей (данные на 2018 год).
Если когда-нибудь российское правительство примет во внимание мировой опыт Сингапура и оттолкнётся от их основополагающих моментов, то, возможно, в нашей стране начнётся закат коррумпированности власти. Для этого нужно:
- чтобы политическая верхушка власти была искренне настроена на искоренение коррупции и не боялась «сажать своих родственников и друзей»;
- применять комплексный подход;
- создать Антикоррупционное Ведомство (агентство, бюро), которое будет автономным подразделением от всех иных ветвей власти и свободным от коррупции;
- нужно регулярно анализировать работу государственных служащих и выявлять слабые звенья в работе чиновников. По итогам анализа уничтожать все возможности проявления коррупции;
- установить высокие заработные платы госслужащих в сочетании с высокой степенью уголовной и административной ответственности.
Интересно, какой из пунктов никак нельзя применить в России? Какой из пунктов не может быть применён в соответствии с историей, географией и масштабами нашей страны?
Заключение
Сингапур – это территориально небольшое островное государство, которое превратилось за три десятка лет в лидера мирового сообщества. Ни одна другая страна мира до сих пор не смогла продемонстрировать такие быстрые и такие значительные успехи в области экономики и борьбы с коррупцией. Сингапурское правительство во главе с премьер-министром Ли Куан Ю, ввело обширный комплекс мер, который включал в себя:
- изменение законодательства, снятие неприкосновенности госслужащих, ужесточение мер наказания для чиновников в сочетании с тотальным контролем над их работой, проведением внезапных проверок и ротации кадров;
- значительное повышение оплаты труда государственных служащих в целях развития экономики страны в целом;
- громкое освещение коррупционных скандалов в средствах массовой информации и формирование общественного осуждения.
Эти меры оказались настолько эффективными, что практически искоренили коррупцию. Несмотря на это в незначительной доле коррупционеры всё же ведут свою незаконную деятельность в Сингапуре, смело можно сказать, что по российским мерам в Сингапуре коррупции нет, а правительство находится на страже интересов своих граждан.
Борьба с коррупцией в Сингапуре: высокие заработные платы чиновников и высокая ответственность
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
- Recent Entries
- Archive
- Friends
- Profile
- Memories
Как победили коррупцию в Сингапуре? Эффективные методы борьбы
Коррупция, это раковая опухоль на теле любого государства. Коррупция, это самое страшное что может произойти с обществом. Коррупция рождает не эффективную экономику, рост цен, преступность, бунты и даже революцию.
Для того чтобы чиновник смог произвести действия коррупционного характера, ему нужны подельники, заместители, бизнесмены, прокуратура, прикрытие от вышестоящих госслужащих. И вот мы уже наблюдаем мафиозную группу, которая повязана друг с другом преступлением, которая обладает административным ресурсом и чувствует себя абсолютно безнаказанно. Они могут совершать и другие преступления ибо знают, что в случае чего, поддельники их прикроют.
Если гражданин или бизнесмен пострадавший от коррупции попытается наказать коррупционера-чиновника с помощью закона, у него это не получится, полиция не примет заявление, а суды не будут принимать обвинительное заключение. Более того на гражданина или бизнесмена может начаться банальная травля со стороны проверяющих органов или даже могут против него сфабриковать дело и отправить под суд. Газеты и телевидение не расскажут о коррупционных делах, ибо они подконтрольны административному ресурсу.
Коррупционер является потенциальным предателем и изменником родины, любая спецслужба проведя небольшие оперативные работы, может запросто выяснить о коррупционных связях чиновника и шантажировать его. Если коррупционер не будет выполнять приказы иностранных спецслужб, то в западной прессе появятся обличительные статьи о махинациях чиновника, чиновник попадёт в черный список стран америки и европы, все его счета в западных банках будут заморожены.
Можно сколько угодно рассуждать о пути развития государства, о борьбе с бедностью и преступностью, о прорыве экономики и т.д., но пока не будет уничтожена коррупция, любые начинания о развитии будут безрезультатны.
Сегодня я хочу вам рассказать как победили коррупцию в одном государстве под названием Сингапур. На самом деле как бы страшна не была коррупция на первый взгляд, она очень уязвима, самое главное чтобы был чист и честен всего один человек – руководитель государства.
Как победили коррупцию в Сингапуре
Борьба с коррупцией как приоритет
Сингапур – страна, победившая коррупцию буквально за 40 с небольшим лет. При этом удалось не только избежать массовых расстрелов чиновников, как в Китае, но и даже обойтись без особо жестких репрессий.
Когда британцы в середине 50-х годов покинули свою колонию – Сингапур, гражданам Сингапура досталась очень слабая законодательная база, практически необразованное население, низкие зарплаты, непрозрачная экономика, повсеместная коррупция. И крайне смутные перспективы. Ли Куан Ю вместе со своей партией “Народное действие” выиграл выборы и стал премьер-министром, именно он стал символом борьбы с коррупцией, лозунгом которого был: “Хочешь победить коррупцию, будь готов отправить за решётку своих друзей и родственников.”.
Как вы уже поняли, одной из первых задач, которой занялась команда Ли Куан Ю, стало уничтожение коррупции и повышения доверия и уважения к государству среди населения.
Антикоррупционная кампания состояла из четырех элементов, первым из которых стало создание мощной независимой службы по борьбе с коррупцией. От британского колониального правительства осталось Бюро по расследованию коррупции – БРК, но его полномочия были крайне путаны, и занимались его сотрудники очень
мелкими делами в нижних и средних эшелонах полиции, среди инспекторов, контролировавших лоточную торговлю, инспекторов по землеустройству и т.д. Ли Куан Ю значительно усилил БРК, переподчинил его премьеру Сингапура и наделил поистине безграничными полномочиями.
Лишить чиновников неприкосновенности
Параллельно всех чиновников и их семьи лишили неприкосновенности. Агенты БРК получили право проверять банковские счета, имущество не только самих чиновников, но и их детей, жен, родственников и даже друзей! Если клерк и его семья живут не по средствам, бюро автоматически, не дожидаясь команды сверху, начинает расследование. Расследования БРК были сосредоточены на крупных взяточниках в высших эшелонах власти. С мелкими чиновниками-жуликами
боролись путем упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах, вплоть до отмены разрешений и лицензирования в менее важных сферах общественной жизни. Параллельно судам было предоставлено право конфисковывать доходы, полученные в результате коррупции.
В 1989 г. максимальную сумму штрафа за коррупционные действия увеличили с 10 до 100 тысяч сингапурских долларов. Дача ложных показаний БРК или введение следствия в заблуждение стало нарушением, каравшимся тюремным заключением и штрафом до 10 тысяч сингапурских долларов. Причем БРК не раз проводило расследования и в адрес самого Ли Куан Ю, и в адрес его семьи, но результатов они не имели. За время деятельности БРК было посажено несколько федеральных министров, глав профсоюзов, общественных деятелей, топ-менеджеров государственных компаний.
Без компромиссов
Вот один из эпизодов, как власти Сингапура призывали к ответу высокопоставленных чиновников. Ви Тун Бун был министром министерства охраны окружающей среды в 1975 году, когда он совершил поездку в Индонезию со своей семьей. Поездка была оплачена подрядчиком, строившим жилье, интересы которого он представлял
перед государственными служащими. Он также получил от этого подрядчика особняк стоимостью 500 тысяч сингапурских долларов, а также два кредита на имя его отца на общую сумму 300 тысяч сингапурских долларов для спекуляций на фондовом рынке, которые были выданы под гарантии этого подрядчика. Он был обвинен, осужден и приговорен к четырем годам и шести месяцам тюрьмы. Он обжаловал приговор, но обвинение было оставлено в силе, хотя срок заключения
и был уменьшен до 18 месяцев.
Жить по средствам
Второй элемент антикоррупционной программы: в Сингапуре была фактически введена презумпция виновности агента правительства, любого государственного ведомства или государственной общественной организации. В 1960 г. был принят закон, который позволял считать доказательством взятки то, что обвиняемый жил не по средствам или располагал объектами собственности, которые он не мог приобрести на свои доходы, как подтверждение того, что обвиняемый получал коррупционные доходы.
Любое вознаграждение, полученное чиновником от лица, искавшего связи с правительством, будет считаться заплаченным коррупционным путем в качестве стимула или награды, пока не доказано обратное. Это фактически переносит бремя доказывания своей невиновности на служащего, который должен убедить суд, что вознаграждение не было получено в рамках коррупционной схемы. В случае, если вина чиновника доказана, то его имущество подлежит конфискации, чиновник платит огромный штраф, садится в тюрьму на достаточно приличный срок. При этом его семья считается опозоренной, и никто из членов семьи хорошую работу в Сингапуре найти не сможет.
Большая зарплата как залог порядочности
Третий элемент – были радикально повышены зарплаты чиновников. Ли Куан Ю утверждал, что госслужащим стоит платить самые большие зарплаты потому, что они заслужили это, представляя собой порядочное и честное правительство. Если им недоплачивать, они могут поддаться соблазну и вовлечься в коррупционные действия.
Повышение зарплат привело к тому, что в государственный сектор перешли лучшие специалисты. Когда в стране начался быстрый экономический подъем, заработная плата чиновников начала расти пропорционально доходам частного сектора. Госслужащим и судьям, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня топ-менеджеров частных корпораций. Первоначально заработная плата была установлена фиксировано на высоком уровне.
Ли Куан Ю посчитал эту систему неэффективной и предложил новую, согласно которой пересмотр жалованья министров, судей и высших государственных служащих стал бы автоматическим, привязанным к сумме налогов на доходы, уплачиваемых частным сектором. Сама формула расчета заработной платы, которая работает до сих пор, выглядит так: уровень оплаты труда чиновника определялся как 2/3 дохода работников частного сектора сопоставимого ранга, показанного ими в налоговых декларациях.
Фактор СМИ
Четвертый элемент – формирование независимых, объективных СМИ, освещавших все найденные факты коррупции. Чиновник, пойманный на чрезмерных расходах, взятке, сразу же становится “героем” первых полос.
Вот кратко об основных шагах к успеху в борьбе с коррупцией.
Коррупция в Сингапуре и методы борьбы с ней в 2019 году
Взяточничество и хищения из государственной казны были серьезной проблемой Республики Сингапур с момента обретения ею независимости в 1965 году. Однако благодаря новому лидеру – Ли Куан Ю такая проблема, как коррупция в Сингапуре, была решена оперативно и эффективно. И сейчас страна может гордиться одним из самых низких уровней коррумпированности власти в мире.
- 1 Чем был вызван высокий уровень коррупции в Сингапуре
- 2 Основы антикоррупционной стратегии Республики Сингапур
- 2.1 Стратегия борьбы с коррупцией в Сингапуре на практике
- 2.2 Функции Бюро по расследованию случаев коррупции
- 2.3 Система наказаний за причастность к коррупционной деятельности
- 3 Современный уровень жизни в Республике Сингапур
Чем был вызван высокий уровень коррупции в Сингапуре
Ли Куан Ю вошел в мировую историю как президент Сингапура, победивший коррупцию, причиной которой был низкий уровень жизни в стране и маленькие заработные платы госслужащих.
Говоря о том, как боролись с коррупцией в Сингапуре, следует назвать следующие меры:
- введена ротация чиновников;
- обеспечена прозрачность проверок нижестоящих чиновников вышестоящими;
- введена система внезапных проверок вместо запланированных;
- обеспечено поощрение работы независимых СМИ;
- налажена система взаимодействия с гражданами, сообщающими о фактах нарушений.
Все эти меры дали ощутимый результат. Кроме того, была повышена заработная плата чиновников, что позволило привлечь на работу в органы власти лучших специалистов и сформировать в стране прослойку профессиональных обеспеченных госслужащих. В настоящее время оклад чиновника составляет 2/3 дохода сопоставимого с ним по рангу работника частной корпорации. Таким образом сотрудники государственных органов утратили мотивацию к взяточничеству. Неудивительно, что руководитель, победивший коррупцию в Сингапуре, пользуется в стране таким уважением.
Основы антикоррупционной стратегии Республики Сингапур
Борьба с коррупцией в Сингапуре была ориентирована на три важнейших направления:
- Исключение из госаппарата взяточников;
- Максимальное упрощение государственных процедур;
- Ужесточение наказаний за выявленные факты нарушений.
Успешность проводимой антикоррупционной политики обеспечили обширные реформы в области законодательства. Все назначения чиновников стали прозрачными и понятными. Свою роль сыграла и жесткая регламентация служебных полномочий каждого чиновника.
Опыт борьбы с коррупцией в Сингапуре свидетельствует о том, что новое правительство поставило во главу угла человеческий фактор и доверие населения.
Коррупция была названа угрозой, препятствующей успешному развитию страны. В результате «быть честным и неподкупным» стало нормой общества, отклонение от которой осуждается и сурово наказывается.
Неслучайно то, как победил коррупцию Сингапур, является примером для всего мира.
Стратегия борьбы с коррупцией в Сингапуре на практике
Большая часть населения страны – китайцы. Нормы их культуры не позволяли обращаться к чиновникам без «подарка», и со временем должностные лица сами стали требовать такие «подарки». И это считалось в порядке вещей. Поэтому новое руководство страны поставило задачу изменить ситуацию в корне, внедрив в сознание людей новые стандарты. Обществу была сделана так называемая «прививка честности»: коррупционные скандалы подробно освещались, велась активная работа с населением, к управлению страной привлекались лучшие профессионалы. В итоге сингапурская стратегия борьбы с коррупцией привела к формированию новых взглядов в обществе.
Функции Бюро по расследованию случаев коррупции
В число прямых обязанностей сингапурского БРК (Бюро по расследованию случаев коррупции) входит:
- рассмотрение поступающих от граждан обращений и жалоб о замеченных фактах коррупции;
- предоставление премьер-министру страны отчетов о проведенной работе;
- расследование правонарушений, обнаруженных в ходе проверок.
Особое внимание Бюро уделяет тем чиновникам, которые занимают должности, потенциально связанные с коррупционной составляющей.
Имея неограниченные полномочия, БРК в Сингапуре может:
- не дожидаясь решения суда задерживать подозреваемых чиновников и проводить обыски;
- осуществлять проверки банковских счетов и долевых активов;
- вызывать на допросы любых свидетелей;
- привлечь к ответственности любого гражданина страны.
Говоря о том, есть ли в Сингапуре коррупция сегодня, следует отметить, что в настоящее время пытаться дать взятку в стране не просто бесполезно, но и реально опасно, так как это грозит суровым наказанием.
Система наказаний за причастность к коррупционной деятельности
Одним из пунктов программы по борьбе с коррупцией в Сингапуре стала реформа законодательства и судебной системы.
В настоящее время к взятке приравниваются абсолютно все подарки или вознаграждения за оказанные услуги. При этом очень важно, что свою долю ответственности несет каждая из сторон.
Сумма штрафов за уличение в подобном преступлении может достигать 100 000$, а в особо тяжких случаях – лишение свободы до пяти лет. Суровость наказаний является одной из причин того, почему в Сингапуре нет коррупции, вернее, практически нет. Каждый чиновник обязан раз в год подать декларацию, доказывающую отсутствие у него долгов, что является своеобразным подтверждением его благонадежности. Столь эффективные методы борьбы с коррупцией привели к тому, что сегодня Сингапур занимает лидирующие места в мировых рейтингах по экономической свободе и уровню развития.
Современный уровень жизни в Республике Сингапур
Сингапур – это уникальное соединение азиатских традиций и европейских достижений. Улицы города-государства поражают чистотой и порядком. В стране действует эффективная система штрафов, что помогает значительно снизить количество правонарушений.
Средняя заработная плата в стране – 4000$. Начинающий специалист в столице может рассчитывать на 3000$ в месяц. При этом стоимость, к примеру, медицинских услуг ниже, чем в Европе и США. Еще одним показателем благосостояния населения страны является наличие автомобиля. Владельцы авто вынуждены платить немалые налоги и сборы, так как государство старается максимально снизить количество транспорта на дорогах. В частности, первый регистрационный взнос составляет 1000$, а дополнительный регистрационный – 140% от стоимости авто! Так что позволить себе такую роскошь могут априори лишь граждане с достатком выше среднего.
4 фактора, которые помогли победить коррупцию в Сингапуре.
Сингапур – небольшое государство в Юго-Восточной Азии, которое знаменито своими развитыми технологиями. Одноименная столица считается вторым по безопасности городом в мире после Токио. В том числе благодаря отсутствию коррупции в стране. Сингапурцы нашли выход, как свергнуть мафиозную элиту, поэтому сегодня государство развивается семимильными шагами. Novate.ru расскажет о главных принципах, которые помогли истребить взяточничество.
Сингапурцы нашли выход, как свергнуть мафиозную элиту, поэтому сегодня государство развивается семимильными шагами.
Приоритет страны – борьба с коррупцией.
Ли Куан Ю провозгласил своим девизом победу над взяточничеством, даже если придется посадить родственников и друзей / Фото: politika-v-rashke.ru
Сингапурцам удалось избавиться от взяточничества буквально за 40 лет. И это без массовых расстрелов коррупционеров и жестких репрессий как в КНР. Раньше Сингапур был колонией Великобритании. В 50-х британцы покинули город, оставив практически необразованное население с низкими зарплатами, неработающими законами и коррупционерами во власти. Выборы выиграл политический деятель Ли Куан Ю, который провозгласил своим девизом победу над взяточничеством, даже если придется посадить родственников и друзей.
4 шага антикоррупционной программы.
1. Снятие с чиновников неприкосновенности.
Всех чиновников вместе с семьями лишили неприкосновенности / Фото: grodno24.com
Первым элементом борьбы стало усиление независимого Бюро по расследованию коррупции (БРК) и наделение его безграничными полномочиями. Всех чиновников вместе с семьями лишили неприкосновенности. Агенты БРК проверяли банковские счета и имущество не только членов правительства, но их семей и даже друзей. Если оказывалось, что кто-то живет не по средствам, сразу же начиналось расследование.
БРК боролось именно с крупными взяточниками в высших эшелонах власти. А для мелких чиновников придумали другой выход – максимально упростили принятие бюрократических решений и убрали всякие двусмысленные трактовки. Судам разрешили конфисковать коррупционные доходы. Кстати, БРК неоднократно расследовал дело и самого Ли Куан Ю, но ничего не находило.
Никаких компромиссов с коррупционерами / Фото: 2.bp.blogspot.com
Приведем один пример. Министр охраны окружающей среды Ви Тун Бун в 1975 году поехал с семьей в Индонезию. Вот только поездку оплачивал подрядчик-строитель, чьи интересы в правительстве представлял Ви Тун Бун. Также подрядчик предоставил министру жилье за 500 тыс сингапурских долларов и открыл два кредита на имя своего отца на 300 тыс, чтобы спекулировать акциями на фондовом рынке. БРК выявило махинации Ви Тун Буна и приговорило его к 4 годам и 6 месяцам заключения. Министру удалось обжаловать приговор, и срок сократили до 18 месяцев, но обвинение осталось в силе.
2. Жизнь по средствам.
Если чиновник провинился, имущество конфисковали, он выплачивал огромный штраф и отправлялся за решетку / Фото: s.wsj.net
В 1960 году приняли закон, согласно которому взяточником можно было считать любого человека, который жил не по средствам или имел слишком дорогую собственность. Фактически это означало презумпцию виновности всех чиновников и государственных организаций. То есть даже за намек на взятку они считались коррупционерами, пока суд не доказывал обратное. Если чиновник все-таки провинился, имущество конфисковали, виновный выплачивал огромный штраф и отправлялся за решетку на приличный срок. Семья коррупционера считалась опозоренной, и никто не давал им хорошую работу.
3. Высокая зарплата – залог порядочности.
Ли Куан Ю считал, что госслужащие должны получать большие зарплаты / Фото: static.365info.kz
Ли Куан Ю считал, что госслужащие должны получать большие зарплаты. Во-первых, они заслужили этого порядочной и честной работой во влаго правительства и народа. Во-вторых, так будет меньше соблазн брать взятки, ведь люди будут в достатке. Благодаря существенному увеличению зарплат в госсектор перешло много хороших специалистов. За счет этого в стране начался экономический подъем, а вместе с ним продолжал расти доход госслужащих. Сегодня система расчета зарплаты выглядит так. Доход чиновника равен 2/3 дохода работников частного сектора аналогичного ранга (по данным налоговой декларации).
4. Прозрачность СМИ.
Госслужащий, которого уличили в коррупции, моментально становился главным героем первых полос / Фото: glas.ru
Стране нужны были независимые и объективные средства массовой информации, которые не подчинялись коррупционерам из правительства. Газеты честно освещали каждый случай взяточничества. Госслужащий, которого уличили в жизни не по средствам или коррупции, моментально становился главным героем первых полос.
P.S. В.К. Высокие зарплаты не являются гарантией отсутствия коррупции. Примером могут служить многие страны мира, включая и Россию.
Поэтому, на мой взгляд. зарплата чиновников любого уровня необходимо должна напрямую зависеть от благосостояния населения. И это, на мой взгляд, очевидное условие.
Что же касается прозрачности СМИ – так это вообще оксюморон, поскольку частные СМИ никогда не будут прозрачными, а СМИ государственного подчинения – тем более. СМИ необходимо должны быть честными в своих публикациях, поэтому необходима их прямая ответственность за свои публикации вплоть до их закрытия, не смотря на все вопли о зажиме демократии.
И все эти меры необходимо должны быть применимы ко всем органам власти вплоть до высших её эшелонов. Однако, меры эти могут быть приняты и осуществлены только снизу, но никак не сверху. И это, я полагаю, понятно.
Поэтому Сингапур статистически, возможно, и справился с коррупцией. Но это вовсе не значит, что её там нет.
Нулевая коррупция Сингапура: миф или реальность?
В политизированной тусовке России нынче моден откуда-то взявший миф о том, как в Сингапуре искоренили коррупцию. «Да, все просто, – гласит этот миф, и его с полной уверенностью лидеры партий и фракций тиражируют на различных политических дебатах и форумах, – Ли Куан Ю пришел к власти, увидел весь этот ужас, расстрелял парочку своих ближайших друзей и соратников, все тут же и кончилось».
В мифе звучит намек – коррупцию можно истребить только сверху и самым жестоким образом. На самом деле все было не так. Расстрелов точно не было, а вот трупы были – в основном политические, но один был и реальный. Впрочем, это было так давно, что рассказывать лучше в конце всей истории.
Страна, в которой, как считают эксперты, коррупция наименее развита, получает 100 баллов. С 1997 года в этом авторитетном обзоре Сингапур стабильно считается наименее коррумпированной страной Азии и традиционно получает оценку, близкую к 100. Другая международная организация «Транспарэнси интернэшенл» (Transparency International) уже 15 лет называет Сингапур среди семи наименее коррумпированных государств мира.
Singapore Inc.
Лет десять назад я получил коротенькое письмецо из Сингапура. Его написал мой хороший приятель, дипломат из Генерального консульства Японии во Владивостоке, служивший здесь лет 6 в пору великой российской смуты и по-своему полюбивший Приморье, однако срок его службы вышел, и МИД отправил его «отогреваться» после Владивостока, сидевшего тогда то без света, то без воды.
Японский дипломат писал в почти родной Владивосток: «Вы не поверите, но то, что в России принято называть «демократией», а Вы, как журналист, называете «свободой слова», в Сингапуре практически отсутствует. В парламенте вроде бы и есть 3 партии, но 98 процентов мест занимает правящая. Можно получать любую газету мира, но местная пресса исключительно лояльна к правительству. Эта страна похожа на одну большую корпорацию, все граждане которой расположены по иерархии в штатном расписании и лично заинтересованы в успешной финансово-экономической деятельности этой большой фирмы, которую можно назвать «Сингапур Инкорпорейтед»…
Наверное, в этом наблюдении, которое в дружеской переписке мимоходом сделал японский дипломат, и кроется существо «сингапурского антикоррупционного чуда». Как в бизнесе назовут сотрудника компании, который умыкнул некую сумму из общего оборота? – Вором, мошенником, крысятником, но никак не коррупционером… И тем более удивительны мифы о Сингапуре, которые вдруг стали примером для российской политической элиты. Применим ли для России опыт этой страны, которая стала таковой лишь в 1965 году, в которой, как в тигле, переплавлены все основные нации Юго-Восточной Азии, но титульной – сингапурской – так до сих пор не существует, где сложились очень своеобразные политические механизмы, а гражданское общество базируется скорее на конфуцианских традициях, нежели на возможности каждого члена общества влиять на жизнь страны?
Колониальное достояние
Как это ни странно, но главный инструмент, до сих пор позволяющий очищать сингапурское общество от коррупционной чумы, был создан угнетателями и поработителями, на волне освобождения от которых и сформировался нынешний правящий класс Сингапура. Это Бюро по расследованию коррупции (БРК – Corrupt Practices Investigation Bureau). Оно было основано англичанами в 1952 году для борьбы со взяточниками в нижних чинах полиции, инспекций по контролю лоточной торговли, землеустроителей, которые по долгу службы должны были пресекать действия тех, кто занимал общественные места и дороги для «левых» ларьков и киосков или строил хижины на государственных землях. Но за подношение такие самозахваты или торговля без патента чаще всего не замечались. И когда партия народного доверия во главе с Ли Куан Ю в 60-е пришла к власти, национальные освободители воспользовались старым добрым английским скальпелем.
Сам Ли Куан Ю пишет в своих мемуарах об этой антикоррупционной политике с явной гордостью: «Мы решили сосредоточить внимание БРК на крупных взяточниках в высших эшелонах власти. В 1960 году изменили устаревший «Закон о борьбе с коррупцией» (Anticorruption Law), принятый в 1937 году, и расширили определение взятки так, что оно стало включать любые блага, имевшие какую-либо стоимость. Поправки к законам дали широкие полномочия следователям, включая поиск, арест и расследование банковских счетов и банковских документов подозреваемых и их жен, детей и агентов. Отпала необходимость доказывать, что человек, получивший взятку, действительно имел возможность оказать требуемую услугу. Налоговые инспектора обязаны были выдавать любую информацию, касавшуюся подследственного. Существовавший закон, который гласил, что показания сообщника недействительны, если не подтверждались еще кем-либо, был изменен, чтобы позволить судье приобщать показания сообщников к делу.
Наиболее важное изменение в законе позволяло судам трактовать то обстоятельство, что обвиняемый жил не по средствам или располагал объектами собственности, которые он не мог приобрести на свои доходы, как подтверждение того, что обвиняемый получал взятки. Директор БРК, работая под эгидой канцелярии премьер-министра, обладал властью расследовать действия любого служащего и любого министра. Он справедливо заслужил репутацию борца с теми, кто предал доверие людей.
С 1963 года мы ликвидировали анонимность, то есть ввели обязательное правило для свидетелей, вызываемых БРК для дачи информации, представить себя. В 1989 году мы увеличили максимальный штраф, налагавшийся за коррупцию, с 10 000 до 100 000 сингапурских долларов. Дача ложных показаний БРК или введение следствия в заблуждение стало нарушением, каравшимся тюремным заключением и штрафом до 10 000 сингапурских долларов. Суды были уполномочены проводить конфискацию доходов, полученных в результате коррупции».
И возникает вопрос, во многом риторический: применим ли подобный опыт для России с ее богатыми традициями царской охранки, НКВД, КГБ? Ответ пусть дает читатель…
Скелеты в шкафах
Дыма без огня не бывает… Откуда же в мифах о стране, победившей коррупцию, постоянно фигурируют близкие друзья Ли Куан Ю, которых тот «поставил к стенке»?
Вот несколько историй.
Тан Киа Ган – действительно давний приятель Ли Куан Ю еще со времен, когда Тан возглавлял профсоюз авиакомпании «Малэйжиен айрвейз», а Ли был там юридическим советником. Затем Тан стал министром национального развития, а потом, проиграв выборы, снова вернулся в совет директоров той же авиакомпании и начал выступать против закупки самолетов «Боинг». Представители «Боинга» аккуратно проинформировали правительство, что позиция Тана «против» была бы изменена за вознаграждение. Состав предполагаемой коррупционной сделки так и не был доказан, но Ли Куан Ю публично заявил, что Тан небезупречен в делах с «Боингом», и он был изгнан. Бизнес у него не задался, потому что никто в Сингапуре не хотел иметь с ним дел, и бывший министр превратился в человеческую развалину.
Другой друг Ли с 50-х годов, Ви Тун Бун, тоже министр – охраны окружающей среды, был уличен в получении особняка от подрядчика и оплаченных поездках с семьей в Индонезию. В этом случае суд состоялся, он получил срок 4,5 года, отсидел полтора. Теперь на свободе, но что с ним – никому неизвестно.
Еще один министр национального развития Те Чин Ван получил 800 000 долларов наличными за предоставление застройщикам участков государственных земель, и когда БРК по доносу одного из партнеров Те начала расследование, покончил с собой. В предсмертной записке, адресованной лично Ли Куан Ю, он написал: «Как благородный восточный джентльмен я считаю, что будет справедливо, если я заплачу за свою ошибку самую высокую цену. Искренне Ваш, Те Чин Ван».
Как бы там ни было, но любые примеры «зарубежного успеха» в тех или иных областях, особенно политические или общественные, требуют очень критичного взгляда. Азиатские примеры особенно…
Источник
Сингапур часто приводят в качестве положительного примера успешного развития государства. Дескать, и коррупции там почти нет, и граждан так жестоко наказывают за любую мелочь, что они почти не нарушают закон. Но есть нюанс: внешний долг Сингапура составляет 382 % от ВВП. Это значит, что экономика Сингапура, мягко говоря, нездорова.
Экономическое чудо Сингапура
Немалую роль в сформировании данного мифа сыграл сам Ли Куан Ю. В своей книге «Сингапурская история: из „третьего мира“ — в „первый“» он пишет:
Для того чтобы за три десятилетия пройти путь от бедности до процветания, нам пришлось преодолеть практически непреодолимые препятствия.
Сингапур преодолел проблемы бедности, свойственные странам «третьего мира».
В 1959 году, когда я стал премьер-министром, объем валового национального продукта (Gross Domestic Product) на душу населения составлял 400 долларов США.
Остановимся на последнем пункте — ВВП на душу населения в 400 долларов — это много или мало? По данным Всемирного Банка[6] ВВП на душу населения США в 1960 году составлял 3007 долларов, а Сингапура — 428 долларов. Но США на тот момент была самой богатой страной капиталистического мира, обгоняя более чем в два раза даже совсем не бедные Францию или Великобританию. Соседями Сингапура в данном рейтинге на тот момент являлись такие страны, как Португалия (360 долларов), Испания (396 долларов), Япония (479 долларов), Греция (533 долларов). То есть страны Южной Европы и Япония, которые хотя испытывают экономические трудности в наше время, но являются развитыми странами теперь и были далеки от реальной бедности уже в середине XX века. При этом среднее значения ВВП на душу населения по Восточной и Южной Азии на тот момент было 147 и 83 долларов, соответственно. Сингапур, Япония и Гонконг (429 долларов) на тот момент были самыми процветающими странами и территориями на тот момент во всём Дальнем Востоке. Для сравнения, другой азиатский тигр — Южная Корея — в 1960 году стартовала с уровня 155 долларов на человека, Таиланд — со 101 доллара, а Малайзия, от которой отделился Сингапур, имела 235 долларов.
Характерно, что в той же книге, но в другой главе Ли Куан Ю сам же пишет, что Сингапур был очень важным городом Британской империи и де-факто являлся «столицей» их владений в Азии:
Созданный англичанами в качестве торгового форпоста, он постепенно стал центральным пунктом их всемирной морской империи.
То есть такая «столица» по определению не могла быть бедной по сравнению с окрестными странами и имела серьёзную фору при дальнейшем экономическом развитии. К примеру, Санкт-Петербург и Стамбул хоть и потеряли столичный статус практически 100 лет назад, всё ещё являются вторым и первым по величине городами в России и в Турции, а также важными экономическими и транспортными центрами. Да, минусом для Сингапура была внезапно свалившаяся на голову независимость и отсутствие провинций, поэтому важно было сохранить и расширить экономические связи с соседними странами. Создание в 1967 году Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), одним из основателей которой стал Сингапур, решило данную проблему и позволило Сингапуру стать экономическим центром данного региона. А опасения Ли Куан Ю о том, что в Малайзии к власти могут прийти малайские националисты и начнут блокаду, перекроют поставки воды и т. п., так и остались опасениями.
В целом Сингапур представляет собой отличный пример того, как грамотно распорядиться колониальным наследием, причём довольно большим. Но настоящим примером того, как превратиться из бедной страны в богатую, Сингапур не может являться из-за довольно высоких стартовых позиций и специфического статуса города-государства с населением всего лишь 1,65 млн человек в 1960 году. При этом настоящий пример превращения действительно бедной 25-миллионной Южной Кореи в ныне богатую страну изобилует малоприятными моментами и не настолько красочен, чтобы об этом писать воодушевляющие книги.
Отношения с Россией
1 июня 1968 года СССР установил дипломатические отношения с недавно объявившей независимость республикой. Сингапурское посольство находится в Москве, российское посольство в Сингапуре. Действуют межправительственные соглашения «об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» и «о поощрении и взаимной защите капиталовложений». Товарооборот между странами в 2014 году достиг 8,5 миллиардов долларов.
В 2015 году сингапурская компания Baoli bitumina Singapore (BBS) объявила о намерении вложить 2,7 миллиарда долларов в инфраструктурные проекты на Дальнем Востоке России (в Хабаровском крае и Приморье). В частности, предполагается строительство в РФ высокотехнологичного завода по производству битума, а также портовых сооружений.
12 ноября 2018 года Владимир Путин впервые посетил Сингапур в связи с 50-летием установления двусторонних отношений. В Сингапуре российский Президент принял участие в саммите АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) и в саммите стран Восточной Азии.
Сравнение России и Сингапура
Критики России часто пишут, что Россия должна стыдиться того, что на свете есть такие страны, как Сингапур. Дескать, маленький Сингапур безо всяких ресурсов построил свободный демократический город-сад, а огромная Россия страдает от авторитаризма, коррупции и нехватки денег.
Это критическое сравнение несостоятельно по следующим причинам:
Сингапур — это фактически город, а не государство, и сравнивать его нужно не с Россией, а с Санкт-Петербургом например. Ведь петербуржцы тоже могут сказать, что месторождений нефти и газа в Санкт-Петербурге нет, однако это не мешает мегаполису демонстрировать весьма неплохие даже по сравнению с нефтеносными регионами финансовые результаты.
Сингапур — довольно-таки авторитарное государство, власть в стране можно охарактеризовать как наследственно-выборную диктатуру. У власти с 1959 года — более полувека — находится Партия народного действия, в 2012 году её представители занимали 82 из 84 мест в парламенте. В течение полувека страной вручную управлял один человек — Ли Куан Ю (премьер-министр, затем старший министр и министр-наставник). Он вникал в мельчайшие детали и регулировал все вопросы, в том числе гигиену и правила этикета. В том числе он лично проверял претендентов на брак с правительственными служащими (обычно на основе коэффициента интеллекта) и определял, сколько детей у них должно быть.
В Сингапуре жесточайшим образом ограничивается оппозиция и свобода слова. Оппозиционеров Си Шуньцюаня и Дж. Б. Джеяретнама преследовали годами. Джеяретнама все его два пятилетних срока в качестве оппозиционного члена парламента обвиняли во множестве нарушений, от клеветы до нецелевого использования фондов. Во время своего второго депутатского Джеяретнаму пришлось 11 раз участвовать в судебных тяжбах по обвинению в диффамации, что в итоге довело его до банкротства. В последние годы жизни этот высококлассный юрист был вынужден торговать своими книгами о сингапурской политике на перекрестках или у метро, так как ни один книжный магазин не взял бы их.
Сингапур отнюдь не является оплотом гражданских свобод, в стране действует жёсткая система штрафов и даже применяются телесные наказания. За относительно мелкие нарушения общественного порядка — такие как рисование на стенах, например — сингапурцев наказывают публичной поркой и ударами бамбуковой палкой. Кстати, даже привыкшие к плётке в руках государства западные туристы были так впечатлены жёсткостью правоохранителей Сингапура, что дали городу прозвище «Fine City», что можно перевести и как «прекрасный город», и как «город штрафов».
Сингапур отнюдь не является обществом дешёвого потребления и экономических свобод. Так, например, при покупке автомобиля надо заплатить такой налог, что автомобиль в Сингапуре обойдётся в несколько раз дороже, чем в других странах. Мало того. Даже этим сверхдорогим автомобилем можно будет свободно пользоваться только 10 лет. Дальше потребуется продлевать (за большие деньги) разрешение на автомобиль — а если этого не сделать, автомобиль будет отобран и отправлен на утилизацию.
Сингапур является обществом тотальной слежки. Само собой, Сингапур нашпигован видеокамерами, которые следят за каждым чихом граждан. Мало того — все автомобили и мотоциклы в Сингапуре в принудительном порядке оснащаются средствами для автоматической оплаты платных дорог и парковок. Так как платных дорог в маленьком Сингапуре хватает, а парковки так и вовсе платные почти все, властям не составляет труда следить за всеми маршрутами автомобилистов.
В Сингапуре, несмотря на значительное богатство, всё же есть трущобы и бедняки. В этих трущобах живут неквалифицированные наемники из Бангладеш, Китая и т. д. Собственно, адовы условия проживания напару с крайне несправедливой оплаты труда и стали одной из причин забастовки водителей транспорта пару лет назад.
В Сингапуре нет бесплатной медицины. Есть часть пенсионного фонда, под названием MediSave, которую при определенных условиях разрешается использовать для оплаты некоторых медицинских услуг. однако эта часть никогда не покрывает 100 % расходов, то есть как минимум половину приходится платить из собственного кармана. Полноценная медицинская страховка стоит огромных денег, которых у среднего сингапурца просто нет.
Сингапурские граждане живут под гнётом кредитов. Средний сингапурец, как и средний житель большинства западных стран и восточноазиатских «тигров», обвешан кредитами и живет от зарплаты до зарплаты всю свою жизнь.
Утверждение о том, что якобы, в отличие от России «Сингапур не имеет ресурсов» — манипулятивно. Как уже было сказано выше, Сингапур обладает выгодным экономико-географическим положением, которое само по себе уже является очень важным ресурсом. Обладать таковым намного удобнее, чем, например, обладать запасами нефти и газа в Западной Сибири. Потому что для того, чтобы получить прибыль от нефтегазовых месторождений необходимо осуществить масштабные инвестиции в геологоразведку, добычу полезных ископаемых, их доставку из тайги и болот, необходимо так же найти рынок сбыта для углеводородов. Сингапур же просто стоит на таком месте, которое кораблю, плывущему из Европы на Дальний Восток, обогнуть крайне сложно. С очень высокой вероятностью такое судно заглянет в Сингапур для дозаправки или текущего ремонта. Находясь в ключевом узле торговых путей крайне выгодно развивать не только транспортные услуги, но и торговлю и производство, так как в такое место проще инвестировать, проще завозить и вывозить товары.
Источник
Пример для России: как боролись с коррупцией в Сингапуре
Наша власть постоянно нам врет, что нынешнюю коррупцию победить очень сложно. Что в России, якобы, всегда воровали и нельзя ради борьбы с коррупцией применять жесткие методы, это ведет к беззаконию. Но существуют примеры, когда и в современном правовом государстве, вполне успешно такие методы применялись и это привело к тому, что сейчас такие страны являются одними из самых развитых стран. Наиболее интересная страна в данном контексте – Сингапур.
К моменту обретения независимости Сингапур оказался в ситуации, чем-то напоминавшей постсоветскую Россию. Страна находилaсь в крайне тяжелом экономическом положении, и была пронизана беззаконием. Законодательство было импортировано британскими колонизаторами из далекой Англии, правоохранительные органы оказались не в состоянии противостоять организованной преступности, а большинство чиновников участвовало в коррупционных схемах. Население имело низкий уровень образования и не умело отстаивать свои права. Похоже на современную Россию?
Лидеры страны пришли к пониманию необходимости обуздать коррупцию и произвол, сознавая, что без этого страна не имеет будущего. Это послужило основанием для принятия системы мер, отличавшихся последовательностью.
Действия чиновников были регламентированы, бюрократические процедуры упрощены, обеспечен строгий надзор за соблюдением высоких этических стандартов. Органом, воплотившим эти меры в жизнь и сохранившим свои полномочия и сегодня, стало специализированное Бюро по расследованию коррупции. Граждане обращались в Бюро с жалобами на действия госслужащих и требовали возмещения убытков.
Одновременно с этим было ужесточены меры уголовного наказания за коррупционные действия, повышена независимость судебной системы, резко поднята зарплата судей и обеспечен их привилегированный статус, введены чувствительные экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях. Жёсткие акции (вплоть до увольнения всех сотрудников таможни) были проведены во многих государственных ведомствах. Эти меры сочетались с уменьшением вмешательства государства в экономику, повышением зарплат чиновников и подготовкой квалифицированных административных кадров.
В настоящее время Сингапур занимает лидирующие места в мировых рейтингах по отсутствию коррупции, экономической свободе и уровню развития. Пример Сингапура показывает, как можно благодаря политической воле, эффективному антикоррупционному законодательству и неподкупному независимому агентству, практически за несколько лет свести коррупцию к очень низкому уровню.
Произошло упрощение процедур принятия решений, была устранена всякая двусмысленность в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования. Независимое Бюро занялось борьбой с коррупцией в высших эшелонах власти. Расследования были инициированы даже против близких родственников руководителя страны Ли Куан Ю. Ряд министров, уличённых в коррупции, были приговорены к различным срокам заключения, либо покончили жизнь самоубийством, либо бежали из страны.
Были резко подняты зарплаты судей, на судейские должности были привлечены «лучшие адвокаты». Зарплата сингапурского судьи достигла нескольких сот тысяч долларов в год (в 1990-е годы – свыше 1 млн. долл.). Были жёстко подавлены мафиозные группировки. Госслужащим, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня, характерного для топ-менеджеров частных корпораций.
В реализации антикоррупционного законодательства на практике весьма велика роль специального агентства – Бюро по расследованию коррупции. Это правительственное агентство, расследующее и преследующее коррупцию в государственном и частном секторах, было учреждено еще Британским колониальным правительством в 1952 году. А Закон о предотвращении коррупции, вступивший в силу в 1960 году, наделил Бюро обширными полномочиями в расследовании.
Основные функции Бюро: рассмотрение жалоб, содержащих обвинения в коррупции в общественной и частной сферах, расследование случаев халатности и небрежности, допущенных государственными служащими, а также проверка законности их действий и решений. Методы работы Бюро авторитарны. Оно имеет исключительное право без решения суда задерживать и обыскивать подозреваемых в коррупционных деяниях, если на то есть основания в соответствии с Законом. Может вести расследование не только в отношении подозреваемого, но также его родственников и поручителей, проверять любые их банковские, долевые и расчетные счета и финансовые записи. Может вызывать на допрос свидетелей, а также расследовать любые правонарушения, вскрывающиеся в ходе изучения коррупционного дела.
Для поддержки прозрачности бизнес-среды, Бюро расследует коррупцию и в частном секторе, занимается теми, кто дает взятки и «откаты». Любое лицо предлагающее, дающее или берущее взятку или «премию» за приобретение товара у конкретного поставщика по закону может быть оштрафовано или осуждено на срок, либо и то и другое вместе. В дополнение к этому суд назначает штраф, эквивалентный полученным взяткам. Любое лицо, предлагающее или берущее взятку от имени другого человека, также подлежит наказанию в том же в объеме, как если бы оно действовало от самого себя.
Объединенное с офисом премьер-министра, Бюро возглавляется директором и напрямую подчиняющимся главе государства. Поэтому агентство независимо от полиции и других ведомств, обладая политической и функциональной независимостью от бюрократии, включая чиновников в ранге министров.
Закон о коррупции 1989 года (Конфискация выгод) наделил суд правом конфисковать собственность и денежные средства, происхождение которых лицо, уличенное в коррупции, не может внятно объяснить. Правовая система Сингапура настроена на профилактику коррупции.
Сингапурский подход к проблеме коррупции опирается на эффективность административного управления. В условиях неэффективного госуправления есть множество лазеек для незаметного и неконтролируемого процветания коррупции, появляются способы провести и обойти систему. Эффективное администрирование могут обеспечить лишь люди, имеющие самоуважение и достаточную оплату, достоинство и прозрачность намерений. Обеспечить им все это можно, скорее всего, оградив их от коррупции и уменьшив возможность для предательства ими своей гражданской и личной совести.
Государственные служащие каждый год обязаны подать специальную декларацию об отсутствии у них долгов. Считается, что погрязший в долгах чиновник скорее пренебрежет своими должностными обязанностями ради собственной выгоды, то есть, скорее будет вовлечен в коррупционные схемы. Предоставление чиновником ложных сведений в такой декларации приводит к увольнению чиновника с госслужбы.
Каждый чиновник при приеме на службу и далее ежегодно обязан декларировать свое имущество и инвестиции в бизнес, включая вложения жены и зависимых от него детей. Несоответствие богатства и получаемого жалования ведет, как минимум, к административному расследованию. Если чиновник владеет долями в частных компаниях, ему могут предложить продать паи и акции во избежание конфликта интересов.
Достижения Сингапура в сфере борьбы с коррупцией впечатляют. Авторитарными методами правительство держит под контролем бюрократию, успешно справляется с задачей предупреждения коррупции. И во многом за счет этого обеспечивает благоприятный инвестиционный климат Сингапура. Но заработают ли эти методы в России?
Организация системного противодействия коррупции помимо непосредственного преследования коррупционеров, предполагает проведение мер предупреждения и контроля, пересмотра коррупциогенного законодательства, повышения окладов рядовым чиновникам, эффективную пропаганду идей верховенства закона и «чистых чиновничьих рук». Реальная борьба с коррупцией – это не кампания, для проведения которой назначены сроки. Это направление государственной деятельности, которое должно вестись непрерывно.
В Сингапуре авторитарные методы работают во многом благодаря искреннему желанию политического руководства противостоять коррупции. Оно ведет подчеркнуто скромный образ жизни. Каждый осужденный в совершении коррумпированных действий наказывается, несмотря на размеры банковских счетов и положение в обществе. В противном случае борьба с коррупцией – только видимость. Способна ли на это нынешняя российская власть?
В России для такого процесса нужно главное — политическую волю. У нас вместо систематической борьбы с коррупцией время от времени проходят кампании «взять и посадить». Отдельные посадки не изменяют суть системы. А при отсутствии системы, смена одних чиновников на других — бессмысленна. Поскольку та система власти, в которую эти чиновники попадают, заставляет их жить по ее правилам. Либо система «сжирает» тех, кто не желает жить по ее правилам.
В России ни власть, ни оппозиция не имеют четкой программы реальной борьбы с коррупцией, кроме общих благих пожеланий: заменить «плохих» (чиновников, судей, олигархов и т. п.) на «хороших». Но никто не предлагает проработанной системы борьбы с коррупцией, хотя имеется достаточно примеров успешной реализации подобных методов.