Бруклин: самые посещаемые места
Рубрика: Районы Нью-Йорка 07.07.2015 71251
На западе острова Лонг-Айленд расположился самый густонаселенный район Нью-Йорка — Бруклин (англ. Brooklyn, сокращ. Bklyn), в котором проживает 2 621 000 человек. Его этнический состав разнообразен. Если бы он не являлся районом, а был городом, то считался бы четвертым по величине в США.
Свое название район взял от нидерландского городка Брокелена.
Достопримечательности района
Его самым историческими районами считаются Парк-Слоуп и Бруклин-Хайтс. Отправьтесь туда на прогулку и вы насладитесь красотой посаженных деревьев, домов в викторианском стиле и различными кафе.
Входом в Проспект-Парк являются овальные ворота на площади Гранд-Арми-плаза. Их построили Фредерик Лоу Олмстед и Калверт Во.
Рядом с парком расположен Бруклинский ботанический сад. В саду растет самая большая коллекция бонсаи и роз. Стоит посмотреть травянистый парк в елизаветинском стиле и редкие деревья, привезенный из джунглей.
На улице Brooklyn Avenue расположен Бруклинский детский музей. Он является первым в мире музеем только для детей.
В нем находится коллекция из 20 тысяч предметов культуры и истории, растений и животных. Также внимание посетителей привлекают интерактивные выставки.
Популярным местом среди любителей искусства является Бруклинский художественный музей. Он имеет 5 этажей и занимает площадь почти 42 тысячи кв.м.
В музее насчитывается с около 1.5 миллионов экспонатов. Среди них — предметы искусства Африки, Океании и Нового Света, предметы классического египетского периода и искусства Древнего Востока, произведения современного искусства Америки и Европы.
В южной части Бруклина находится полуостров Кони-Айленд. Именно ему бруклинский поэт Уолт Уитмен посвятил множество своих стихов.
В 1920-х года Кони-Айленд называли «самой большой игровой площадкой в мире» с захватывающими дух аттракционами и восхитительными пляжами.
Сегодня Кони-Айленд тоже представляет интерес для туристов. Летом жители города приезжают отдыхать на океанский пляж, растянувшийся почти на 5 км. В Луна-парке можно покататься на различных аттракционах и колесе обозрения. Здесь множество закусочных и магазинов.
Оказавшись в этом районе, посетите Нью-йоркский аквариум.
А если хотите очутиться в России, идите в район Брайтон-Бич. Это район называют «Маленькой Одессой». Там много русских магазинов и ресторанов.
На углу Сёрф-авеню и Стиллвелл-авеню находится известное кафе Nathan’s Famous. Именно здесь проводятся всемирные чемпионаты по поеданию хот-догов. Клиентами закусочной были такие знаменитости как Аль Капоне, Кэри Грант, президент Франклин Делано Рузвельт.
Самые опасные районы
- Vinegar Hill
- Downtown Brooklyn
- Greenwood Heights
- Hunts Point
- East New York
- Ocean Hill
- Fort Greene
- Brownsville
- Navy Hill
Перед тем, как снять жилье, вы можете проверить статистику района на сервисе https://www.addressreport.com
История района
Изначально эта земля была заселена голландцами. На берегу реки Ист-Ривер они воздвигли деревню Брёкелен.
Земли западной части Лонг-Айленда были отданы голландцам индейцами канарси. И здесь появились «Новые Нидерланды».
На этом месте голландцы основали шесть городов:
- Gravesend (1645)
- Brooklyn (1646)
- Flatlands (1647)
- Flatbush (1652)
- New Utrecht (1657)
- Bushwick (1661)
В 1664 году эти городки вошли в Нью-Йоркскую колонию после того, как англичане завоевали «Новую Голландию». В 1854 году Бруклин стал городом.
В 1898 году Brooklyn вошел в состав Нью-Йорка вместе с Бронксом, Квинсом и Стэйтен-Айлендом. Объединению поспособствовало открытие Бруклинского моста, соединившего Лонг-Айленд с Манхэттеном.
Видео — Топ-10 мест которые нужно посетить в Бруклине:
Бруклин в Нью-Йорке
Бруклин в Нью-Йорке – главный конкурент Манхэттена. Район полон достопримечательностей, и с каждым днем привлекает все больше и больше туристов. Здесь созданы все условия для отдыха: есть пляжи, клубы, исторические памятники, музеи и другие культурные достопримечательности.
Что такое Бруклин и где он находится
Бруклин – район Нью-Йорка, не уступающий по популярности Манхэттену. Многие думают, что это отдельный город в Америке или штат, но это не так. Находится на островке Лонг-Айленд и считается вторым по заселенности в мегаполисе.
Сейчас, глядя на современный мегаполис, трудно поверить, что когда-то он был всего лишь небольшой голландской деревушкой.
Погода
Влияние на погоду в этой части полиса оказывает океан. Хотя климатическая зона, в которой находится район, относится к субтропической, городские застройки не позволяют властвовать воздушным массам с океана. Поэтому зима и лето сильно различаются по температуре воздуха.
Зимой от -2 до +5 градусов. Снег – частое явление, так же, как и ветра. Метели здесь бывают до начала апреля. Но снежный город невероятно красив. Для лета характерны высокие показатели: средняя температура: +28 градусов. Нередко отмечается +38. Велика вероятность проливных дождей. Весна и осень – мягкие, температура в эти сезоны бывает в пределах 10-18 градусов.
История
В 1636 году на этой территории голландцы основали небольшое поселение. Жители занимались рыболовецким промыслом. Холмы напоминали им родные земли. В конце 19 столетия деревушка стала относиться к Нью-Йорку. Толчком к событию послужило возведение Бруклинского моста.
Интересные факты
Коренные поселенцы не желали присоединяться к Нью-Йорку. На референдуме было отдано лишь 51 % голосов от общего числа присутствующих. Тут проживал наш известный соотечественник – Иосиф Бродский.
У населенного пункта нет символа, с которым бы он ассоциировался. Отмечаются самые высокие цены и самые худшие условия для жизни простого населения в Америке.
Районы
По карте удается определить, какие районы основаны англичанами, а какие остались от прежних жителей. Английские тянутся с юга на север, а старинные, голландские – с запада на восток. Центр находится не вовсе не посередине городка, а в северно-западной части.
- Бруклин Хайтс;
- Уильямсбург;
- Брайтон Бич.
Брайтон Бич выбирают в качестве места поселения жители стран бывшего СССР.
Жители
С момента основания в нем проживают иммигранты. Тенденция сохранена и сейчас. Среди них много афроамериканцев, жителей Ближнего Востока, пакистанцев и евреев. Их большая часть. Создана крупнейшая еврейская диаспора. Также сюда едут ньюйоркцы, которые не смогли выжить в большом городе.
Архитектура
Можно увидеть старинные исторические здания, связанные с основанием полиса, и современные постройки. Прошлое отлично прослеживается по архитектуре Бруклин Хайтс. Преобладают два стиля: викторианский и готика. Здесь нельзя возводить высотные дома. Уильямсбург славится необычными строениями. Дело в том, что раньше тут располагались склады, которые позже переоборудовали в жилые дома. Так власти решали проблему с жильем.
Достопримечательности
Есть следующие достопримечательности.
Темпл-сквер
Второе название – Храмовая площадь. Находится на перепутье трех дорог. Главная достопримечательность – баптистская церковь. Здание возведено из красного кирпича. Датируется концом 19 века. Ранее тут находили приют бездомные лица.
Проспект Хайтс
Пожалуй, самое уютное место мегаполиса. Представляет собой улицу с домиками в 3 и 4 этажа. Открыта библиотека с великолепным книжным фондом. Она вправе посоперничать с манхэттенской по посещаемости.
Ботанический сад
Разбит японский сад, розарий, произрастают экзотические растения. Установлены лавочки для отдыхающих, оборудованы мостики, возведены фонтаны.
Привлекает слабовидящих людей. В саду выращивают растения с сильным ароматом. Так незрячие могут ощутить и мысленно представить красоту цветов.
Здание Уильямсбургского банка
Местный небоскреб в котором находится банк. Здание отличается своеобразной архитектурой, напоминает детскую пирамидку. Это связано с тем, что в 30-е годы, когда возводилось сооружение, действовал закон о том, чтобы строения не загораживали солнечный свет. Конструкция сразу приковывает внимание: высотное здание окружают небольшие домики.
Бруклинский мост
Выстроен еще в те времена, когда в качестве транспортного средства, использовали конные упряжки. С его возведением связаны печальные события. Архитектор Реблинг погиб, едва начал строить переправу. Такая же участь ждала его сына, который решил продолжить дело отца. Только жене (невестке Ремблинга-старшего) удалось довести начатое до конца.
По всей длине моста возведены башни в неоготическом стиле. Они долгое время оставались самыми высокими сооружениями США. Мост используют и для пеших прогулок, и в качестве автомобильной дороги.
Проспект-парк
Зеленая зона в которой регулярно проводятся фестивали и концерты. Туристов привлекает необычное мероприятие под названием «Усадьба Леффертов». Гости полностью погружаются в атмосферу 18 века, одевают наряды того времени, могут попробовать себя в качестве рядового солдата или мастерового.
Художественный музей
Находится на окраине Проспект-парка. В качестве экспонатов выставляются полотна художников из США и Западной Европы. Это второй по величине музей мегаполиса.
Транспортный музей
Посетитель узнает историю развития транспортной системы города. Открыт на недействующей станции метро. Экспонаты:
- вагоны;
- карты;
- форма железнодорожников;
- схемы проезда;
- билеты.
Выставки регулярно обновляются. Гостям предлагают прокатиться на старинном транспорте. Работают сувенирная лавочка и закусочная.
Пивоварня
Любители пива оценят эту достопримечательность. Каждую субботу организуются бесплатные экскурсии, на которых посетители могут понаблюдать за процессом пивоварения и попробовать напиток. Для желающих организуются дегустации.
Детский музей
Представляет собой детский городок. Для маленьких посетителей организуют мастер-классы, соревнования, викторины. Дети получают информацию об истории Нью-Йорка в доступной, игровой форме. Для самых маленьких открыта игровая комната.
Парк-Слоуп
Размещены рестораны с кухнями всего мира. Вам удастся попробовать мексиканскую, японскую, итальянскую, еврейскую и другие блюда. Неподалеку старинное кладбище Гринвуд.
Развлечения
Парк аттракционов находится как раз в южной части Бруклина. Это довольно старинный луна-парк, открыт еще в 1903 году. В 2011 году, чтобы привлечь туристов на эту территорию, власти Америки постарались: все аттракционы были обновлены, выстроены новые горки, карусели.
Самым впечатляющим аттракционом является Колесо Обозрения, его высота – 46 метров. В этом парке проводятся ежегодные соревнования по поеданию сосисок в тесте. Лучший вариант для отдыха с детьми.
Район нельзя назвать самым благополучным — много иммигрантов. Уровень преступности определяется, как высокий. Поэтому по ночным заведениям ходить не рекомендуется, выберите более респектабельный квартал.
На территории много русских ресторанов. В них играют в азартные игры, слушают живую музыку всю ночь. Если хочется ночных развлечений, лучше отправиться туда.
Мосты, дороги и улицы
Можно попасть по трем мостам:
- Бруклинскому;
- Вильямсбургскому;
- Манхэтеннскому.
Также оборудована специальная дорога для грузовиков и фур. Мост Верзано представляет собой кольцо, по которому движется транспорт параллельно южно-восточному и южному берегам.
Бруклинский мост отличается от остальных обустроенной пешеходной дорогой.
По дороге от мэрии в Манхэттене до Адамс-стрит в Бруклине, прошел сам Владимир Маяковский. Его крылатое высказывание о достопримечательности до сих пор характеризует его.
Пассажирский транспорт
Относится к метрополитену Нью-Йорка. Метро работает круглосуточно, и большинство жителей добираются до пункта назначения именно на нем. Автобусы ходят по всему району, на них также можно добраться в любое место.
Функционирует железнодорожный вокзал. С него отправляются электрички до ближайших пригородов. По району можно передвигаться на такси. Довезет гостя, куда нужно быстро, комфортно, но дорого.
Лучший способ передвижения – метро.
Местная кухня
Славится заведениями общественного питания. На территории размещено более 800 ресторанов. Среди заведений с русской кухней славится ресторан «Татьяна»,в котором вы всегда встретите соотечественников, тоскующих по родине. Ресторан «Космос» известен ночными мероприятиями, дискотеками в том числе.
Кроме того, приезжий попробует блюда той кухни, которую он предпочитает. Для этого ему достаточно отправиться в Парк-Слоуп. .
Проблем с питанием не возникнет. На каждом шагу есть закусочные и пиццерии.
Шоппинг
Зимой и летом проходят сезонные распродажи. Отсюда везут одежду и обувь, средства по уходу за зубами, электронику. Знамениты рынки района. Один из них – Smorgasburg – продуктовый, в котором посетитель найдет продукты со всех стран мира. Это и восточные приправы, и сладости, и европейская выпечка, и морепродукты, и алкогольные напитки.
Второй рынок – BrooklynFleaMarket – барахолка. Если вас интересуют редкие вещицы, отправляться нужно сюда. Среди хлама попадаются настоящие антикварные предметы обихода, которые можно приобрести по низкой цене.
Посетите Атлантик Центр Молл – торговый центр.В нем турист найдет все, что нужно: от продуктов питания до брендовой одежды. За обувью следует поехать в торговый центр на улице Фултон. Кинг Плаза Молл – двухэтажный торговый центр, открыт еще в 1970 году. Имеется кинотеатр и кафе.
О том, что в магазинах действует система Такс Фри, сообщат специальные наклейки на витринах.
Как добраться
Из Нью-Йорка лучшим вариантом попасть в конечный пункт станет метро по линии В.
Также можно доехать на автобусах или на такси. Если вы находитесь в другом городе, рекомендуется узнать — идет ли поезд или электричка прямо до бруклинского железнодорожного вокзала.
Лучшее время для посещения
В любое время года город принимает туристов. Зимой гости отмечают особую красоту заснеженных памятников архитектуры. Летом привлекателен Ботанический сад. Но зимой дуют сильные ветра с океана, что мешает осмотру достопримечательностей. Летом иногда воздух прогревается до +35 градусов – тоже не погуляешь под солнцем по асфальтированному городу.
Весна и осень – прекрасное время для посещения. Стоит комфортная погода, располагающая к пешим прогулкам, приезжих мало, можно свободно попасть в парки аттракционов.
Уже с начала ноября начинаются распродажи. Весной город красив, все распускается и зеленеет.Воздух еще свеж, не пропитан ароматом раскаленного асфальта.
Посещение лучше планировать, ориентируясь на поставленные перед собой цели. Если это посещение парков с аттракционами – отправляйтесь в конце мая или начале июня, если нужны магазины – посетите в конце осени.
Бруклин в Нью-Йорке известен на весь мир. В нем много интересных мест, это отличный выбор для русских туристов.
Что посмотреть в Нью-Йорке (Бруклин) за 1 — 5 дней?
Рассмотрим все лучшие достопримечательности Бруклина, Кони-Айленда и других районов. Узнаем, что посмотреть в Нью-Йорке за 1, 3 или 5 дней отдыха? Куда сходить и какие популярные места посетить обязательно?
Что посмотреть в Бруклине? Второй по престижности боро Нью-Йорка, расположенный на берегу Ист-Ривер, в западной части полуострова Лонг-Айленд, был основан в 1646 году под голландским названием Брекелен, на бывших индейских территориях, вошедших в состав Новых Нидерландов.
После завоевания англичанами в 1664 году эти земли стали принадлежать колонии Нью-Йорка, а в конце 19 века, Бруклин, бывший на тот момент третьим по численности населения городом в Америке, стал частью «Большого Нью-Йорка», но до сих пор он сильно контрастирует с Манхэттеном и больше похож на отдельный город.
Для поездки в США самостоятельно вам пригодится:
- Поиск дешевых авиабилетов →
- Бронирование недорогих отелей →
Все достопримечательности Нью-Йорка посмотреть можно как самостоятельно, так и заказать интересную экскурсию онлайн на сайте Sputnik8.
Что посмотреть в северо-западном Бруклине (Хайтс)?
Сюда ведут несколько линий нью-йоркского метротрополитена, попасть сюда можно и через 3 автомобильных моста. Самый известный из них, Бруклинский мост, был построен в конце 19 века и на тот момент был крупнейшим подвесным мостом в мире. Мост разделён на 3 части, 2 из которых отданы автомобилям, а третья, возвышающаяся посередине, предназначена для пешеходов и велосипедистов.
Бруклинский мост вечером
Пересекая Бруклинский мост на метро или автомобиле, вы попадаете в исторические районы, Деловой центр и Бруклин Хайтс. В начале 19 века, после постройки паромной переправы через Ист-ривер, сюда стали перебираться зажиточные жители Манхэттена, выстраивая особняки и целые кварталы в викторианском стиле.
Благодаря действию закона о сохранении архитектурных памятников Нью-Йорка, оригинальный стиль района дошёл до наших дней, привлекая сюда не только туристов со всего мира, но и знаменитых местных жителей, таких, например, как поэт Иосиф Бродский.
Бруклин Хайтс, прогулочные дорожки
Продвигаясь по главной торговой улице района в сторону реки, вы окажетесь на Бруклин Хайтс Променад, с которого открываются прекрасные виды на Манхэттен. Набережная расположена над автострадой, ведущей в Квинс, а ниже автострады, от Бруклинского моста до Атлантик авеню, между причалами, протянулся Бруклин Бридж парк с зелёными насаждениями, спортивными и детскими площадками, а также местами для пикника на пятом пирсе, где по воскресеньям проходит фуд-маркет.
Парк Бруклин Бридж
Южнее центральных районов располагаются не менее престижные Боэрум Хилл, Коббл Хилл, Кэррол Гарденс с множеством исторических зданий, особняков в классическом нью-йоркском стиле, ресторанов, магазинов и кафе.
Проспект-парк Слоуп
Здесь же в районе парк Слоуп находится бруклинский аналог Центрального парка, Проспект парк, общей площадью более 2 кв.км, с единственным в Бруклине озером, зоопарком, открытой эстрадой для летних концертов и несколькими спортивными площадками, а по соседству расположился Бруклинский Ботанический сад.
Проспект парк
Куда сходить в центре Нью-Йорка? Рекомендации к посещению выше, отнимут у вас максимум 2-3 дня на просмотр достопримечательностей, остальное время можно потратить на Уильямсберг и другие районы, о которых речь пойдет далее.
Уильямсберг и DUMBO
На севере Бруклина, рядом с Уильямсбергским мостом находится модный район Уильямсберг. Когда-то район заводов, цехов и доков, заполненный эмигрантами, в восьмидесятых годах 20 века он наполнился деятелями искусства, переехавшими сюда из расположенного напротив, через реку, Ист-Вилладж, где стали расти цены на недвижимость.
Уильямсберг
Артисты, музыканты и художники превращали купленные в Ульямсберге цеха и производственные площади в лофты, студии и галереи. На сегодняшний день Ульямсберг считается центром притяжения для самых модных и стильных людей города.
На Бедфорд авеню и соседних улицах сосредоточены галереи современного искусства, небольшие бутики винтажной одежды и магазинчики малоизвестных брендов, интересные лавки с редкими книгами, виниловыми пластинками и даже детскими товарами, на каждом шагу расположены кофейни, винные бары и рестораны различной кулинарной направленности.
Бедфорд авеню
Где побывать и где развлечься? В Уильямсберге множество развлечений, ночных клубов и даже собственная пивоварня, где каждую субботу проводятся бесплатные экскурсии с дегустацией, а по пятницам проходят вечеринки happy hour. По субботам и воскресеньям в Ульямсберге располагается уличный рынок, где можно не только прогуляться, но и заняться туристическим шопингом, купить работы местных художников, винтажные вещи и вещи ручной работы.
В настоящее время, в связи с удорожанием недвижимости в районе, деятели творческих профессий постепенно перемещаются в расположенные неподалёку Бушвик, с его яркими граффити, и Гринпойнт.
Что посмотреть в районе Dumbo?
Южнее, между Бруклинским и Манхэттенским мостом находится район DUMBO (аббревиатура, обозначающая «проезд под Манхэттенским мостом»). Район, бывший промышленным в 19 веке, в семидесятых годах 20 века стал заселяться богемой, превративший бывшие складские помещения в лофты и студии.
Район Dumbo
Район известен одними из лучших видов с набережной на Нижний Манхэттен. Здесь можно отведать вкуснейшую пиццу в знаменитом Grimaldi’s, без которой не мог жить Фрэнк Синатра, а также свежайшее и самое вкусное мороженое в Brooklyn Ice Cream factory.
Brooklyn Ice Cream factory
Кони-Айленд, куда сходить
Что посмотреть на Кони-Айленд, куда сходить обязательно? На юге Бруклина расположен полуостров Кони-Айленд. Он делится на 4 района.
Это Сигейт, на западной оконечности полуострова, состоящий из домиков на одну семью, район находится под охраной и огорожен забором от соседних неблагополучных районов.
Въезд в район Сигейт
А также районы Кони-Айленд, Брайтон-Бич, заполненный выходцами из бывшего СССР, и тихий Манхэттен-Бич, где живут состоятельные американцы, здесь также есть своя служба охраны, район известен бесплатным, но благоустроенным песчаным пляжем.
Полуостров Кони-Айленд
Побережье Кони Айленд ещё с 19 века стало излюбленным местом отдыха местных жителей. В двадцатых годах 20 века здесь был построен деревянный променад, протянувшийся более чем на 4 км от Брайтон-Бич до Кони-Айленд. На всём протяжении набережной стоят скамейки и фонтанчики для питья.
Здесь же, на берегу Атлантического океана, расположен Нью-Йоркский Аквариум, где представлены более 350 видов обитателей водного мира планеты. В центральной части променада расположен Луна-парк, впервые открытый ещё в 1903 году, с самыми большими по тем временам американскими горками.
Нью-Йоркский Аквариум
Что посмотреть на Кони-Айленд за один день? Идем в парк. Сегодня в парке можно провести целый день всей семьей, здесь масса развлечений, как для самых маленьких, так и целая Scream zone для любителей экстрима. Здесь же рядом расположена легендарная закусочная Nathan’s Famous, открытая ещё в 1916 году, именно тут проводятся чемпионаты по поеданию хот-догов.
Променад знаменит ещё и тем, что именно здесь проходят различные фестивали и шествия, в том числе ежегодный парад русалок.
Как сэкономить на поездке? Рабочие лайфхаки!
Данные советы помогут спланировать самостоятельный отдых на курортах зимой или летом дешевле:
- Лучшие цены на отели рекомендуем искать на ROOMGURU. Поисковик ищет среди всех отельных баз интернета, даже у таких гигантов как Booking, и сравнивает цены. Если вы любитель пользоваться смартфоном, то приложение по ПО ПОИСКУ ЖИЛЬЯ просто необходимо. Очень удобно по прилету открыть варианты и тут же забронировать.
- Выгодно застраховать свое здоровье и жизнь в путешествии поможет сервис TRIPINSURANCE, поисковик показывает результаты от всех крупных страховых компаний. Вам остается выбрать лишь самый выгодный вариант, но на здоровье советуем не экономить!
- Авиабилеты? Опытным путем советуем пользоваться AVIASALES, он и по сей день является поисковиком №1 среди самостоятельных путешественников.
Меня зовут Сергей и я работаю гидом по разным городам Европы, Азии, Восточной части России, по совместительству работаю менеджером в крупной турфирме. За время путешествий я испытал массу эмоций, узнал полезную информацию об отдыхе и ценах, увидел уникальные места, о которых спешу поделиться на страницах своего блога о туризме.
«Места силы» Нью-Йорка: Бруклин, Брайтон-бич и Кони-Айленд
Рассказ с фото о Бруклине — одном из самых интересных и самобытных районов Нью-Йорка, а также о Брайтон-бич, ставшем в 1970-х годов прибежищем нескольких поколений иммигрантов из России.
Жители Бруклина (Brooklyn) называют себя «бруклинитами» (brooklynites) и говорят, что Бруклин мог бы быть четвертым по количеству населения городом США, если бы не был «вечно вторым» округом Нью-Йорка. Именно с Бруклина (если не считать бетонных джунглей аэропорта JFK) началось мое знакомство с Большим Яблоком (так называют Нью-Йорк в Америке) летом 2012 года. Ради экономии, я решил поселиться не на Манхэттене, где цены на жилье выше всякой критики, а в центре Бруклина, получив таким образом почти двукратную экономию и, в виде бонуса, полчаса по прямой на метро до Брайтон-бич, куда я впоследствии неоднократно ездил за борщем и пирожками, устав от американских гамбургеров, крылышек и ребрышек.
Содержание:
Общая информация — Манхэттенский мост — Бруклин-Хайтс — Атлантик-Авеню — Проспект-парк и окрестности — Уильямсбург — Брайтон-Бич — Кони-Айленд
Бруклин, как и Манхэттен, расположен на острове — и на этом их сходство заканчивается. Остров Лонг-Айленд по сравнению с Манхэттеном почти материк и места для застройки там гораздо больше, чем на Манхэттене, где из-за тесноты пришлось улицы строить «вертикально». Бруклин на первый взгляд похож на этакий «дачный Нью-Йорк» из-за своей вольготной застройки и невысокой этажности зданий, однако это впечатление весьма обманчиво: здесь есть все, что имеется на Манхэттене: архитектура, этнические анклавы, богемная жизнь и еще много чего.
Даже начинали оба — и Манхэттен, и Бруклин — одинаково: с голландских поселений. На Манхэттене голландцами был заложен Новый Амстердам, позже обменянный англичанам и переименованный ими в Новый Йорк, а на острове Лонг-Айленд примерно в то же время возник крохотный Брекелен — названный так в честь городка в Голландии и чье имя переводе с голландского означает «неровная земля» — ландшафт Лонг-Айленда напоминал колонистам окрестности этого города на родине. Кстати, официально именно Брекелен был первым городом в колонии; вторым стал Олбани — нынешняя столица штата Нью-Йорк (как ни странно, город Нью-Йорк не является столицей одноименного штата); а Новый Амстердам стал лишь третьим.
В состав Нью-Йорка Брекелен, к тому времени давно уже ставший Бруклином, вошел в 1898 году — вместе с Квинсом, Бронксом и Стэйтен-Айлендом. К тому времени острова Манхэттен и Лонг-Айленд уже были связаны Бруклинским мостом, так что объединение расположенных на островах городов-соседей в единый мегаполис было лишь вопросом времени.
Бруклин к моменту включения в Нью-Йорк сам успел поглотить шесть малых городков: помимо собственно Бруклина, то были Уильямсбург, Флэтбуш, Флэтлендс, Грейвсенд и Новый Утрехт. Из них лишь Грейвсенд был английским, остальные были голландскими, и это до сих пор видно на карте Бруклина: улицы в Грейвсенде тянутся вертикально, с юга на север; в остальных же районах они проложены горизонтально, с запада на восток.
Кроме того, административно к Бруклину относится маленький полуостров Кони-Айленд, известный по своему грандиозному парку аттракционов.
Если место вашего ночлега не находится в Бруклине, как было у меня, то в первый раз в Бруклин лучше всего прийти пешком по Бруклинскому мосту. Пешеходная дорожка начинается на Манхэттене у мэрии, идет по пешеходному уровню моста и заканчивается в Бруклине на Адамс-стрит (Adams Street), хотя можно спуститься с моста по любой из лестниц на восточной стороне Ист-Ривер и прогуляться по Вашингтон-стрит (Washington Street) с ее фабричными кирпичными зданиями, превращенными в лофты, рестораны и кафе.
Манхэттенский мост
Прямо на Адамс-стрит возвышается восточная опора еще одной достопримечательности Нью-Йорка: Манхэттенского моста (Manhattan Bridge), построенного в 1909 году:
На нижнем уровне моста проложены линии метро; когда мост открылся, пути не были присоединены ни к одной из линий и рельсы использовались местной трамвайной компанией, билет стоил три цента, что явствует из ее названия: Manhattan Bridge Three Cent Line.
Лучшие виды на оба моста — Бруклинский и Манхэттенский — открываются с бруклинских прибрежных парков на берегах Ист-Ривер.
Район между Манхэттенским и Бруклинским мостами называется Dumbo, что означает «под Манхэттенским мостом», Down under the Manhattan Bridge. Как и в случаях с манхэттенскими Трайбекой и Нолитой, словечко Dumbo придумали риэлторы, которым нужно было емко и кратко описать район своим клиентам.
Бруклин-Хайтс (Brooklyn Heights)
По улице Коламбия-Хайтс (Columbia Heights) можно подняться на променад Бруклин-Хайтс (Brooklyn Heights Promenade), известный также как Эспланада — одно из самых приятных мест для прогулок не только в Бруклине, но и во всем Нью-Йорке.
С Эспланады открываются ничем не загороженные виды на Нижний Манхэттен, Губернаторский остров и статую Свободы:
Особенно шикарно манхэттенский Финансовый округ выглядит в сумерках и ночью:
Единственный минус: старые склады и причалы, простирающиеся аккурат под Эспланадой.
К востоку от променада начинается Бруклин-Хайтс (Brooklyn Heights) — самый престижный и уютный район Бруклина с неброскими, но баснословно дорогими особняками.
Здесь провел остаток жизни Иосиф Бродский, здесь жили Теннесси Уильямс и Труман Капоте, который написал «Завтрак у Тиффани» в доме на углу Орандж-стрит (Orange Street) и Уиллоу-стрит (Willow Street). Одна из самых красивых улиц района — Клинтон-стрит (Clinton Street) с ее викторианским зданием Бруклинского исторического общества. Бруклин-Хайтс и соседний район — Коббл-Хилл (Cobble Hill) находятся под государственной защитой: никто не может построить здесь многоэтажные кондоминиумы.
Атлантик-Авеню
Атлантик-авеню (Atlantic Avenue), одна из основных улиц Бруклина, вокруг которой проживает ближневосточная диаспора. Арабский язык здесь звучит едва ли не чаще английского, каждый второй — вылитый Омар Шариф из «Лоуренса Аравийского»; если есть желание отведать настоящего хумуса и фалафеля — вам сюда. Лично я, дни во время своего первого приезда в Нью-Йорк почти всегда проводя на Манхэттене, ужинать ездил или к арабам, или в Брайтон, благо жил я недалеко — в районе Проспект-парка.
Если идти по Атлантик-авеню до пересечения с Флэтбуш-авеню, то слева будет Уильямсбургский сберегательный банк, единственный классический небоскреб за пределами Манхэттена и единственная достопримечательность подобного рода в этой части Нью-Йорка. Здание примечательного своими часами, которые на момент постройки были самыми большими в мире.
Проспект-парк и окрестности
В нескольких остановках на метро от Атлантик-авеню находится площадь Гранд-Арми (Grand Army Plaza), построенная создателями Центрального парка Калвертом Воксом и Фредериком Ло Олмстедом. Прямо за ней располагается еще один респектабельный район Бруклина под названием Проспект-Хайтс (Prospect Heights), почти ни в чем не уступающий Бруклин-Хайтс: выглядит это как сплошные ряды симпатичных, в основном трехэтажных кирпичных домов.
В одном из таких домов я снимал комнату в свой самый первый приезд в Нью-Йорк. Интерьер первого этажа:
На самой площади Гранд-Арми можно посмотреть на Триумфальную арку в честь победы Севера над Югом (Soldiers’ and Sailors’ Memorial Arch) и зайти в Центральную бруклинскую библиотеку, хотя, если вы уже побывали в библиотеке манхэттенской, особого смысла в этом нет. Сразу за библиотекой начинаются Проспект-парк и Бруклинский ботанический сад (Brooklyn Botanic Garden) — отличное место для отдыха на лоне облагороженной природы. Здесь есть розарий, тропическая оранжерея, японский сад с синтоистским храмом, островки и беседки.
Уильямсбург
Существует два Уильямсбурга: один хасидский, в районе станции коричневой ветки метро Marcy Avenue, с черными шляпами, пейсами, кипами, надписями на иврите, синагогами и семисвечниками. Если вам интересны этнические анклавы, то это место в Нью-Йорке нужно посмотреть обязательно.
Это один из крупнейших еврейских районов Нью-Йорка, где живут те самые хасиды, что продают электронику в B&H. Второй — гойский (хотя евреи и здесь очень даже есть, но уже не хасиды), богемно-художественно-расслабленный, расположен несколько севернее и ограничен на севере Десятой улицей, на юге Уильямсбургским мостом, на западе Ист-Ривер и на востоке Белфорд-авеню:
Манхэттенская неформально-художественная публика мигрировала в эти края под давлением безумных цен на недвижимость к западу от Ист-Ривер и основала свой «новый Ист-Виллидж» в заброшенном промышленном районе недалеко от станции метро Bedford Avenue, которая находится на пересечении одноименной авеню с Cедьмой улицей. Атмосферой местечко напоминает лондонский Кэмден, копенгагенскую Христианию и чилийский Вальпараисо одновременно (второй — характерным сладковатым ароматом, временами долетающим до ноздрей, последний — в основном своими граффити).
Главная достопримечательность этой части Нью-Йорка — улица с голландским названием Уайф-стрит (Wythe Street), где сосредоточено большинство местных кофеен, баров, букинистических магазинов и неформальных художественных галерей. Во всех местных барах подают пиво, которое варят в двух шагах отсюда, в Бруклинской пивоварне (Brooklyn Brewery, North 11th Street, www.brooklynbrewery.com), куда по субботам можно попасть на экскурсию с дегустацией.
Брайтон-Бич
Оговорюсь: достопримечательностью эта часть Нью-Йорка является в основном лишь для жителей бывшего Советского Союза. Некогда хасидский, затем — небезопасный пуэрто-риканский пригород Брайтон-Бич (Brighton Beach) последние сорок лет, с тех пор как из СССР разрешили еврейскую эмиграцию, является «русским».
По впечатлению, которое Брайтон производит на человека «со стороны» — это то, каким бы мог стать Советский Союз, если бы совпали во времени два фактора: бесследно исчезла советская власть и процент евреев среди населения резко вырос бы до 70-80 процентов от общего числа. На Брайтоне можно увидеть кусочек Союза, каким его смогли себе устроить в Америке те, кому намного ближе Бердичев и Тель-Авив. Встретив там украинцев, нежелательно называть их «русскими», результаты этого могут быть вам не к лицу. Аналогично, не следует именовать черных «неграми», а пуэрто-риканцев и мексиканцев — «латиносами», по крайней мере в разговоре с ними.
Конечно, со времен освоения «нашими» Брайтона многое изменилось, однако и сейчас там можно встретить бывших соотечественников, последние лет 10 живущих на Брайтоне и за это время так и не выучивших английский язык. На вопрос «как так?!» ответ примерно такой «так а шо, я ж в ту Америку не езжу..» Справедливости ради, это относится в основном к представителям старшего поколения, живущего на средства своих детей и ими же вывезенным из Союза/России. Эмигрантская молодежь, не говоря уж о тех, кто родился в Штатах и не имеет проблем ни с гражданством, ни с языком, ни с американскими бытовыми привычками, уже не держится за «родной» Брайтон, а расселяется по всему Бруклину и прочим округам Нью-Йорка, но по выходным все равно приезжает в Брайтон есть пельмени, борщ и гулять по самой длинной в Нью-Йорке деревянной прогулочной эспланаде, тянущейся вдоль океанского побережья вплоть до Кони-Айленда.
Брайтонский специалитет: «шримпсы под пивко» — в меню именно так и написано
Подняв себе настроение созерцанием гротескной смеси современной Америки и Союза (каким он был в 80-х), можно искупаться и позагорать на прекрасном пляже (по моему мнению, это один из лучших городских пляжей мира):
Из Манхэттена на Брайтон-Бич ходят поезда Q с кружочком на номере (то есть местные) и B с ромбиком (то есть экспрессы).
Кони-Айленд
В доколониальные времена индейцы называли нынешний Кони-Айленд (Coney Island) «Нарриох», то есть «место без тени». Нынешнее название происходит от голландского слова konijnen — «кроличий остров». Местечко сначала было примечательного огромным количеством живших там кроликов, затем как место для загородных пикников (особенно в данном качестве Кони-Айленд стал цениться горожанами после постройки Бруклинского моста), в наше время известен своим парком аттракционов.
Кони-Айленд считается родиной хот-догов и первых «зубодробительных» аттракционов — таких как 90-метровая башня, привезенная сюда из Филадельфии и американские горки «Циклон» (Cyclone Rollercoaster), являющиеся самостоятельной достопримечательностью Нью-Йорка и недавно объявленные национальным достоянием: за 110 секунд вагончики преодолевают расстояние в 800 метров, развивая скорость до 100 км/ч. Второй раз подряд можно прокатиться дешевле, но мало кто из выживших после первого раза «клюет» на эту маркетинговую уловку.
Берлинская стена: история создания и падения
Берлинская стена – самое знаковое пограничное укрепление в истории ХХ века. Это заграждение стало символом разделения двух миров и раскола Европы на противостоящие политические блоки. По сей день призрак Берлинской стены преследует мир.
Кто и зачем построил Берлинскую стену
Стена была инициативой и собственностью социалистического блока и построена для борьбы с контрабандистами и нарушителями границы. Школьникам ГДР учителя рекомендовали называть стену «заграждением против фашистской и капиталистической агрессии».
Что, кстати, говорит о высоком уровне образования в Советском блоке. Между социалистической экономикой Востока и рыночной Запада существовало негласное соревнование, и ГДР его постепенно проигрывала. За 1950-е годы на Запад переехало жить около 3 миллионов восточных немцев.
Именно благодаря стене и строгой границе ФРГ казалась жителям восточной Германии привлекательнее, чем была на самом деле. И, может, поэтому туда так рвались. И, может, тем сильнее было разочарование, и поэтому случались знаменитые истории возвращения людей социалистического воспитания обратно в ГДР.
Как так может быть, что стена выросла за одну ночь
С 13 по 15 августа 1961 г. Западный Берлин обтянули низкой сеткой из колючей проволоки – это и была первая стена. Поскольку 13 августа было воскресеньем, о стене многие берлинцы узнали только 14 августа, когда их не пустили на работу в другой сектор – это увеличило эффект неожиданности. В первые дни на Запад бежало более 200 пограничников.
Тогда в пограничные войска солдат стали набирать из отдаленных регионов ГДР, избегая ставить земляков в один караул, чтобы не было заговоров. Тогда же началось строительство основной сетки – с пустотелых блоков. Блочную стену можно было протаранить даже пластиковыми ГДР-овским автомобилями, которые были у многих граждан, поэтому вскоре блоки заменили прочными бетонными плитами.
«Стеновые» псы
Территорию между двумя стенами не зря назвали «смертельной полосой». В перебежчиков разрешалось стрелять на поражение. Для охраны здесь использовали и собак, в основном это были немецкие овчарки.
Сколько их было – точно не знает никто, но их количество исчислялось тысячами.
На каждую собаку была надета пятиметровая цепь, которая, в свою очередь, прикреплялась к 100-метровой проволоке, что позволяло овчаркам свободно бегать по территории.
После падения стены с собаками надо было что-то делать, и жителям Германии было предложено забрать их. Однако западные немцы опасались брать таких собак, поскольку считали их очень злыми и опасными, способными разорвать человека на части. Но, тем не менее, собак частично разобрали по частным домам и приютам. В крайних случаях применяли эвтаназию.
Сооружение стены
Строительство стены началось 15 августа 1961 года. Заграждение возводили из бетонных блоков и пустотелых кирпичей. Работы проходили под охраной пограничников. Официально стену именовали «антифашистским защитным валом».
Примечательно, что в день старта строительства стены 19-летний пограничник Конрад Шуманн перепрыгнул через заграждение на своем участке, став первым беженцем из ГДР после официального закрытия границы. Спустя год этот поступок попробовал повторить 18-летний строитель Петер Фехтер, но был застрелен на месте.
К 1989 году Берлинская стена превратилась в сложный комплекс из бетонного ограждения протяженностью 155 км.
Длина ограждения под электрическим напряжением составляла 127,5 км. Высота стены достигала 3,6 м.
Пограничное укрепление несколько раз перестраивалось. Сначала оно была каменным, затем железобетонным. Последняя масштабная реконструкция произошла в 1975 году.
Для иностранцев и граждан ФРГ были установлены специальные КПП. Жителям ГДР пересекать границу запрещалось. По каждому, кто пытался нелегально пересечь стену, пограничникам предписывалось стрелять.
Несмотря на жесткий контроль, побеги продолжались. Для этого использовались канализационные трубы и делались подкопы. Глубина одного из таких лазов составляла 12 м, а протяженность – 140 м. Для побега также использовались самолеты и воздушные шары.
В 1965 году семья Холцапфелей поднялась на крышу здания в Восточном Берлине и сбросила вниз веревку. По другую сторону границы веревку поймали родственники беженцев и держали ее, пока все не спустились на территорию Западного Берлина.
По данным российских исследователей, при попытке пересечь стену погибли 192 человека, около 200 были ранены и более 3 тысяч арестованы. Успешных побегов зафиксировано более 5 тысяч.
Описание Берлинской стены
В литературе часто можно встретить слова о том, что стену построили за одну ночь. На самом деле, это не совсем так. Безусловно, такое грандиозное сооружение невозможно возвести в столь сжатые сроки. В ту памятную для берлинцев ночь перегородили только главные транспортные артерии, соединяющие Восточный и Западный Берлин. Где-то поперёк улицы подняли высокие бетонные плиты, где-то просто поставили заграждения из колючей проволоки, в некоторых местах установили шлагбаумы с пограничниками.
Было остановлено метро, поезда которого двигались раньше между двумя частями города. Изумлённые берлинцы утром обнаружили, что они уже не смогут пройти на свою работу, учёбу или просто в гости к друзьям, как делали это раньше.
В ту ночь, действительно, город был разделён на две части.
А сама стена, как инженерное сооружение, строилась не один год в несколько этапов. Здесь нужно вспомнить, что властям пришлось не только отделить Западный Берлин от Восточного, но и оградить его со всех сторон, ведь он оказался «чужеродным телом» внутри территории ГДР.
В итоге стена приобрела следующие параметры:
- 106 км бетонного ограждения, высотой в 3,5 метра;
- почти 70 км металлической сетки с колючей проволокой;
- 105,5 км глубоких земляных рвов;
- 128 км сигнального ограждения, под электрическим напряжением.
А ещё — множество сторожевых вышек, противотанковые доты, огневые точки. Не забываем, что стена рассматривалась не только в качестве препятствия обычным гражданам, но и как военно-фортификационное сооружение, на случай наступления НАТОвской военной группировки.
Падение Берлинской стены
Задолго до разрушения знаменитого заграждения в Западном Берлине продавали открытки с лозунгом: «Стена должна быть убрана!». В 80-х годах политические лидеры разных стран призывали к уничтожению стены. Так, в 1987 году во время выступления перед Бранденбургскими воротами американский президент Рональд Рейган обратился к советскому лидеру Михаилу Горбачеву с призывом разрушить стену.
Причины падения Берлинской стены
Судьбу стены решили демократические перемены, начавшиеся в странах социалистического содружества в середине 80-х годов прошлого века. Ключевую роль в этих событиях сыграла политика Михаила Горбачева. Власти ФРГ в свою очередь начали предпринимать попытки для объединения Германии. Переговоры между ФРГ и СССР по этому поводу начались в 1988 году.
Упрощение пограничного режима между Австрией и Венгрией весной 1989 года было первым сигналом к тому, что грядет скорое разрушение стены.
Напомним, что Венгрия входила в блок Варшавского договора, одну из главных противоборствующих сторон в холодной войне. За лето 1989 года через территорию Венгрии в ФРГ перебралось 10 тысяч граждан ГДР.
В октябре 1989 года было объявлено о падении советского режима в ГДР. 9 ноября новое правительство объявило о возможности беспрепятственного пересечения границы.
Как это произошло
Граждане ГДР могли получить визы 10 ноября, но уже вечером 9 ноября тысячи немцев направились к границе. Поначалу пограничники пробовали оттеснить толпу, однако были вынуждены открыть границу. По другую сторону стены собрались тысячи жителей ФРГ. Происходящее напоминало массовый праздник, поэтому именно 9 ноября считается датой падения Берлинской стены.
Около 2 млн граждан ГДР в течение 10-12 ноября побывало в Западном Берлине. Стена же рухнула не в один день. Сначала заграждение разбирали, чтобы создать больше пропускных пунктов. А берлинцы приходили со своим инструментом, чтобы забрать на память кусочки стены.
Пограничные укрепления вокруг Берлина убрали за два года.
Что осталось от Берлинской стены
Фрагменты Берлинской стены разбросаны по всему городу. Причем не только там, где проходила граница, но и в различных музейных экспозициях. Остатки некогда устрашающего сооружения превратились в туристические достопримечательности. Перечислим самые знаменитые из них.
БЕРЛИНСКАЯ СТЕНА МИФЫ и РЕАЛЬНЫЕ ФАКТЫ: Видео
Граффити на остатках стены
Со стороны западного сектора доступ к стене был свободным, и она сразу после возведения стала центром притяжения для художников, на ней появилось множество различных граффити. С восточной же стороны стена оставалась чистой, поскольку восточным немцам не разрешалось даже подходить к ней.
Лишь после падения стены, в 1989 году, художники собрались возле восточной стороны стены и тоже разрисовали ее.
На одном из самых известных рисунков запечатлен поцелуй партийных лидеров – Леонида Брежнева и Эриха Хонеккера во время празднования 30-летия образования ГДР. Автор этого рисунка – советский художник Дмитрий Врубель, свой рисунок он выполнил по соответствующей фотографии 1979 года.
А так выглядели улицы Берлина после падения Берлинской стены:
Заключение
Падение Берлинской стены – событие, знаменующее грандиозные изменения в мире. Правда, геополитические проблемы, которые символизировало это строение, никуда не исчезли. Это еще раз доказывает, насколько тяжело человечеству прислушиваться к урокам истории, какими бы наглядными они ни были.
Зачем построили Берлинскую стену и какое влияние она оказала на жизнь простых немцев
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Окончание Второй мировой войны породило в мире новые противостояние, происходило перераспределение сил, которое вылилось в холодную войну. Именно это явление породило Берлинскую стену, которая в последующем стала ее олицетворением по масштабности и нецелесообразности. Гитлер, столь амбициозно планировавший расширить немецкие владения, в итоге привел страну к столь неоднозначному результату.
После окончания войны Берлин был разделен на четыре части: на восточной стороне командовал СССР, на еще трех частях, более западных, свое господство установила Великобритания, США и Франция. Спустя три года после окончания войны, западные части объединяются в одну, в Федеративную Республику Германию. СССР в ответ формирует свое государство – Германскую Демократическую Республику. Эти две части некогда одной страны теперь живут совершенно по разным принципам. Тем, которые им диктуют оккупанты.
Уже в 50-е годы начинается постепенное укрепление границ ГДР и ФРГ, но пока еще возможно относительно свободное перемещение. В 1957 ФРГ принимает ключевое в этом вопросе решение и обещает разорвать отношения с любой страной, которая будет признавать ГДР в качестве самостоятельного государства. В ответ ГДР отменяет международный статус Берлина и ограничивает въезд с противоположной стороны на Восточную часть. Такой «взаимный обмен любезностями» повышает накал страстей и в итоге возникает настоящая стена недопонимания.
В документах Берлинская стена, а точнее операция по ее возведению именуется как «Китайская стена – 2». Уже 12 августа 1961 года начинают закрываться границы, в ночь на 13 число установлены заграждения, закрыты пропускные пункты. Причем происходит это неожиданно для населения, многие горожане утром собирались ехать по делам на другую часть города, но их планам не суждено было сбыться.
Спорный вопрос о построении стены
После окончания Второй мировой войны и до закрытия границ, из ГДР уехало 3,5 млн человек, а это почти четверть населения. На Западе был более высокий уровень жизни, что и привлекало жителей. По мнению многих историков это является основополагающей причиной возникновения стены и закрытия границ. К тому же на границе часто случались провокации от антикоммунистических группировок.
О том, кому конкретно пришла идея возведения стены, спорят до сих пор. Некоторые считают, что идея принадлежит лидеру ГДР Вальтеру Ульбрихту, якобы, таким образом, он спасал свою часть Германии. Немцам приятнее думать, что вина полностью лежит на стране Советов, таким образом, они снимают с себя любую ответственность за случившееся. Учитывая, что строение стали называть не иначе как «стеной позора», то желание избежать ответственности за ее возникновение вполне оправдано.
Сама Berlin Wall после всех реконструкций и видоизменений представляла собой бетонное сооружение в высоту более 3,5 метров, в длину 106 км. Кроме того, были земляные рвы на протяжении всей стены. Через каждые четверть километра находились пункты охраны на специальных вышках. Кроме того, сверху стены была натянутая специальная колючая проволка, исключающая возможность перебраться через ограждение, была сооружена специальная полоса из песка, которую регулярно рыхлили и разравнивали, чтобы следы беглецов было видно сразу же. Подходить к стене близко (по крайней мере, с восточной стороны), было запрещено, были установлены таблички и находиться там было запрещено.
Стена полностью изменила транспортное сообщение города. Было перекрыто 193 улицы, несколько трамвайных линий и железнодорожных путей, которые частично просто разобрали. Система, работающая долгое время просто стала неактуальной.
Строить стену начали 15 августа, для строительства использовали пустотелые блоки, процесс возведения контролировался военными. На протяжении всего времени существования в конструкцию вносились изменения. Последний раз реконструкция производилась в 1975 году. Первое строение было простейшим, с колючей проволкой сверху, но со временем все более усложнялось и превратилось в сложную погранлинию. Сверху бетонные блоки сделали покатыми, для того чтобы невозможно было ухватиться сверху и перелезть на другую сторону.
Раздельно, но, все-таки, вместе
Несмотря на то, что теперь Германию делили не только идеологические противоречия, но и стена, об окончательной сепарации не шло и речи. Многие горожане имели родственников на другой части города, другие ездили на работу или учебу в другую часть. Они могли делать это свободно, для этого работало более 90 пропускных пунктов, через них ежедневно проходило более 400 тысяч человек. Хотя ежедневно у них требовали пропускные документы, подтверждающие необходимость пересечения границы.
Возможность учиться в ГДР, а работать в ФРГ не могло не раздражать восточных властей. Возможность свободно выезжать в западные регионы, причем ежедневно, давала массу возможностей переехать в ФРГ. Заработная плата там была выше, зато в ГДР было бесплатным образование, в том числе среднее. Именно поэтому, специалисты, получив подготовку за счет ГДР, отправлялись на работу в ФРГ, происходила регулярная утечка кадров, которая никак не устраивала восточную сторону.
Однако заработная плата была далеко не единственной причиной, по которой берлинцы стремились переехать на запад. В восточной части довлел повсеместный контроль, условия работы были плохими – это стимулировало жителей Восточной Германии устраиваться на работу в западной части, искать возможности там закрепиться. Особенно заметным процесс миграции стал в 50-е годы, примечательно, что именно тогда власти ГДР всячески пытались преодолеть разрыв между двумя частями Берлина. ГДР должна была выйти на новые производственные нормы, усиленно проводить коллективизацию, причем делалось это весьма жесткими методами.
Немцы, которые видели уровень жизни по обе стороны границы, все чаще и сильнее хотели уехать в западную часть. Это лишь укрепило местные власти во мнении о необходимости постройки стены. Говоря проще, образ жизни в западной части был ближе по ментальности немцам, привыкшим жить в европейском государстве, согласно определенным традициям, устоям и уровню жизни.
Однако главным фактором, который привел к строительству стены, стали разногласия между союзниками, их точки зрения относительно судьбы Германии диаметрально различались. Хрущев – последний советский руководитель, который пытался мирно урегулировать вопрос о политическом статусе западной части Берлина. Он требовал признать независимость территории и передачу власти гражданскому сообществу, а не оккупантам. Но Запад не пришел в восторг от этой идее, вполне обоснованно полагая, что такая независимость приведет к тому, что ФРГ станет частью ГДР. Потому ничего мирного в предложении Хрущева союзники не увидели, напряжение только нарастало.
Жители обеих частей не могли не знать о переговорах, это породило новую миграционную волну. Люди уезжали тысячами. Однако пришедшие утром 13 августа увидели огромную очередь, вооруженную армию и закрытые двери контрольно-пропускных пунктов. Два дня держалось отцепление, а затем стали появляться первые блоки из бетона. Несанкционированное проникновение на западную часть стало практически невозможным. Для того чтобы пройти на западную часть, необходимо было пройти через КПП и через него же вернуться. Остаться временный переходчик на западной части не мог – у него не было разрешения на жительство.
Беглецы через стену
Стена, за период своего существования, обрастала не только колючей проволкой, дополнительными защитными сооружениями, но и слухами и мифами. Она считалась неприступной, а те, кто все же умудрялся пробраться через нее, считались гениями. Ходили слухи о десятках сотен застреленных беглецов, хотя документально подтверждено лишь 140 случаев гибели, причем речь идет о смертельных случаях, к примеру, в результате падения со стены. А вот успешных побегов было куда больше – свыше 5 тысяч.
Иностранцы и граждане ФРГ могли пройти через КПП, а жители ГДР пройти через пункт охраны не могли, при такой попытке охрана могла стрелять на поражение. Впрочем, факт наличия стены никак не отменял возможности организовать подкоп, перейти через канализационные системы, которые оставались едиными. Опять же летательные аппараты также могли помочь в этой сложной затее.
Например, известен случай, когда с восточной стороны с крыши здания бросили веревку, которую с обратной стороны держали родственники беглецов. Они удерживали ее до тех пор, пока все успешно не перебрались на противоположную сторону. Другой дерзкий побег был совершен прямо в день закрытия границы – молодому человеку было всего 19 лет и он, не долго думая, просто перепрыгнул через небольшое еще заграждение. Спустя какое-то время по тому же принципу пытался сбежать еще один молодой человек, но его застрелили на месте.
В то же время полиция вела внутреннюю работу по предотвращению побегов и их профилактике. Из 70 тысяч планировавших сбежать, 60 тысяч были за это осуждены. Причем среди задержанных, убитых при попытке к бегству были как гражданские лица, так и военные. Несмотря на то, что жители знали о том, что за попытку побега предусмотрен расстрел – попытки покинуть ГДР не прекращались. Кто-то пытался зацепиться за автомобиль, который ехал в западную часть, а чтобы не обнаружила охрана, прикреплялись за днища, рыли туннели, и даже выпрыгивали из окон зданий, которые стояли рядом со стеной.
История помнит несколько дерзких побегов, которые совершили жители Восточной Германии, для того чтобы перебраться на запад. Машинист поезда протаранил стену на скорости, при этом, в поезде были пассажиры, часть из которых впоследствии вернулись обратно в Восточную Германию. Другие захватили корабль, который плыл в западную часть, для этого пришлось связать капитана. Через подземный туннель регулярно уходили люди, самый массовый побег произошел в середине 60-х годов, когда через туннель сбежало больше 50 человек. Двое смельчаков сконструировали воздушный шар, который помог им преодолеть препятствие.
Порой подобные затеи заканчивались трагически. Особенно когда жители прыгали из окон, чаще всего их успевали подстрелить, либо они разбивались. Однако самым страшным была возможность оказаться подстреленным, ведь пограничники имели право стрелять на поражение.
Стена пала
Инициатива к объединению исходила от западной стороны, жители которой распространяли листовки о том что стена должна пасть задолго до того как это случилось на самом деле. Такие лозунги звучали и с высоких трибун, причем обращения адресовались к Горбачеву. И именно ему было суждено сыграть заметную роль в решении этого вопроса. Начались переговоры относительно стены.
В 1989 году в ГДР был отменен советский режим, а в ноябре был открыт доступ на западную часть. Немцы, слишком долго ждавшие этого момента, собрались у границы до начала действия новых правил. Военизированная охрана сначала пыталась навести порядок, однако впоследствии, когда собралось тысячи людей, были вынуждены открыть границы раньше, чем планировалось. Именно поэтому исторической датой, когда берлинская стена пала, пусть пока исключительно фигурально, принято считать 9 ноября.
Население, в буквальном смысле, хлынуло на запад. За пару дней там побывало больше двух миллионов жителей восточной части. Почему то жители западной части соскучились по восточной части города куда меньше, обратной миграции не наблюдалось. Начали постепенно разбирать стену, сначала пытались сделать это организованно, создавая больше КПП, но горожане приходили к стене и буквально растаскивали ее на памятные сувениры. Власти приступили к ликвидации стены летом следующего года, на то, чтобы убрать все инженерные сооружения вокруг стены, понадобилось еще около двух лет.
Сейчас куски Берлинской стены установлены по всему городу, не только там, где она располагалась исторически. Немцы соорудили из кусков бетона настоящие мемориальные экспозиции, которые сейчас являются местами посещения туристов.
Самый крупный из них – собственно Berlin Wall – это реальный участок стены, который остался на своем месте около метро. Протяженность этого куска достаточно большая – почти полтора километра. Рядом расположен памятник, посвященный этому событию, место религиозного поминовения для того чтобы почтить память людей, которые погибли при попытке перебраться на западную часть. Этот кусок стены в народе называет полосой смерти, поскольку именно здесь было больше всего несчастных случаев во время попыток преодолеть возведенное препятствие.
Здесь сохранена не только сама стена, но и все заграждения, башня сторожей. Рядом расположен музей, в котором есть не только исторические артефакты, но и архив, библиотека, есть смотровая площадка, с которой видно всю территорию. По сути это одна десятая часть Берлинской стены, но даже этого достаточно чтобы понять всю трагичность происходившей ситуации и положение дел в одном городе, жителей которого разделили за несколько дней.
На Потсдамской площади тоже сохранены части стены, в свое время она тоже была поделена на части стеной, сейчас эти бетонные куски почти полностью изрисованы граффити. О том, что это мемориальный комплекс свидетельствуют стенды, на которых есть информация об истории Берлинской стены.
Несмотря на то, что падение Берлинской стены было крайне важным событием, другие проблемы, которые олицетворяла эта постройка, не исчезли. Все же разрушить стену (равно как и возвести ее) куда проще, нежели решать проблемы и недопонимая, делая выводы из уроков которые преподносит сама же история.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Берлинская стена: история создания и падения
Берлинская стена – самое знаковое пограничное укрепление в истории ХХ века. Это заграждение стало символом разделения двух миров и раскола Европы на противостоящие политические блоки. По сей день призрак Берлинской стены преследует мир.
- Что привело к появлению Берлинской стены
- Сооружение стены
- Падение Берлинской стены
- Причины падения Берлинской стены
- Как это произошло
- Что осталось от Берлинской стены
- Мемориальный комплекс «Берлинская стена»
- Экспозиция на Потсдамской площади
- East Side Gallery
- Чекпойнт Чарли
- Итог
Что привело к появлению Берлинской стены
Сооружение Берлинской стены (Berlin Wall) – прямое следствие глобального противостояния, начавшегося после Второй мировой войны. Общественности эта конфронтация известна как холодная война. Рассмотрим, как разворачивались события, которые привели к возведению Берлинской стены.
- 1945 г. – после разгрома нацистской Германии Берлин разделился на четыре зоны оккупации. Восточную зону контролировал Советский Союз, а три западных – Великобритания, США и Франция.
- Июнь 1948 г. – происходит объединение французской, американской и британской зоны оккупации Германии. За ним следует начало блокады Западного Берлина Советским Союзом.
- 23 мая 1949 г. – провозглашение на территории подконтрольной западным союзникам Федеративной Республики Германия (ФРГ).
- 7 октября 1949 г. – на территории подконтрольной СССР провозглашена Германская Демократическая Республика (ГДР).
- 1952 г. – начало укрепления пограничных рубежей ГДР. Граница с Западным Берлином остается открытой, поэтому желающие покинуть Восточную Германию направлялись именно сюда.
- 1957 г. – ФРГ вводит доктрину Хальштейна, которая предполагала разрыв отношений с любой страной, признавшей ГДР.
- 1958 г. – Никита Хрущев объявил об отмене международного статуса Берлина.
- 1960 г. – ГДР вводит ограничения на посещения гражданами ФРГ Восточного Берлина.
- 12 августа 1961 г. – закрытие границы ГДР с Западным Берлином.
- 13 августа 1961 г. – закрыты все пропускные пункты и установлены заграждения из колючей проволоки. Закрытие границы началось в 01.00. В это время почти 25 тысяч членов «боевых групп» занимали линию границы. В документах проект фигурирует под названием «Китайская стена ІІ».
В 1945-1961 гг. ГДР покинуло 3,5 млн человек, что составляло примерно 20% населения Восточной Германии. Более высокий уровень зарплат в ФРГ побуждал граждан ГДР мигрировать на Запад. Отток населения с Востока стал главным катализатором создания Берлинской стены. Кроме того, власти ГДР часто жаловались на «провокационные» нарушения границы и деятельность антикоммунистических групп.
Историки до сих пор спорят о том, как зародилась идея и схема разделения Берлина. Немецкий исследователь Мартин Забров считает, что главным инициатором возведения стены был тогдашний лидер ГДР Вальтер Ульбрихт, который объяснял свое предложение как спасение Восточной Германии. Старые политики возлагают всю ответственность на Советский Союз, снимая таким образом вину с себя.
Сооружение стены
Строительство стены началось 15 августа 1961 года. Заграждение возводили из бетонных блоков и пустотелых кирпичей. Работы проходили под охраной пограничников. Официально стену именовали «антифашистским защитным валом».
Примечательно, что в день старта строительства стены 19-летний пограничник Конрад Шуманн перепрыгнул через заграждение на своем участке, став первым беженцем из ГДР после официального закрытия границы. Спустя год этот поступок попробовал повторить 18-летний строитель Петер Фехтер, но был застрелен на месте.
К 1989 году Берлинская стена превратилась в сложный комплекс из бетонного ограждения протяженностью 155 км.
Длина ограждения под электрическим напряжением составляла 127,5 км. Высота стены достигала 3,6 м.
Пограничное укрепление несколько раз перестраивалось. Сначала оно была каменным, затем железобетонным. Последняя масштабная реконструкция произошла в 1975 году.
Для иностранцев и граждан ФРГ были установлены специальные КПП. Жителям ГДР пересекать границу запрещалось. По каждому, кто пытался нелегально пересечь стену, пограничникам предписывалось стрелять.
Несмотря на жесткий контроль, побеги продолжались. Для этого использовались канализационные трубы и делались подкопы. Глубина одного из таких лазов составляла 12 м, а протяженность – 140 м. Для побега также использовались самолеты и воздушные шары.
В 1965 году семья Холцапфелей поднялась на крышу здания в Восточном Берлине и сбросила вниз веревку. По другую сторону границы веревку поймали родственники беженцев и держали ее, пока все не спустились на территорию Западного Берлина.
По данным российских исследователей, при попытке пересечь стену погибли 192 человека, около 200 были ранены и более 3 тысяч арестованы. Успешных побегов зафиксировано более 5 тысяч.
Падение Берлинской стены
Задолго до разрушения знаменитого заграждения в Западном Берлине продавали открытки с лозунгом: «Стена должна быть убрана!». В 80-х годах политические лидеры разных стран призывали к уничтожению стены. Так, в 1987 году во время выступления перед Бранденбургскими воротами американский президент Рональд Рейган обратился к советскому лидеру Михаилу Горбачеву с призывом разрушить стену.
Причины падения Берлинской стены
Судьбу стены решили демократические перемены, начавшиеся в странах социалистического содружества в середине 80-х годов прошлого века. Ключевую роль в этих событиях сыграла политика Михаила Горбачева. Власти ФРГ в свою очередь начали предпринимать попытки для объединения Германии. Переговоры между ФРГ и СССР по этому поводу начались в 1988 году.
Упрощение пограничного режима между Австрией и Венгрией весной 1989 года было первым сигналом к тому, что грядет скорое разрушение стены.
Напомним, что Венгрия входила в блок Варшавского договора, одну из главных противоборствующих сторон в холодной войне. За лето 1989 года через территорию Венгрии в ФРГ перебралось 10 тысяч граждан ГДР.
В октябре 1989 года было объявлено о падении советского режима в ГДР. 9 ноября новое правительство объявило о возможности беспрепятственного пересечения границы.
Как это произошло
Граждане ГДР могли получить визы 10 ноября, но уже вечером 9 ноября тысячи немцев направились к границе. Поначалу пограничники пробовали оттеснить толпу, однако были вынуждены открыть границу. По другую сторону стены собрались тысячи жителей ФРГ. Происходящее напоминало массовый праздник, поэтому именно 9 ноября считается датой падения Берлинской стены.
Около 2 млн граждан ГДР в течение 10-12 ноября побывало в Западном Берлине. Стена же рухнула не в один день. Сначала заграждение разбирали, чтобы создать больше пропускных пунктов. А берлинцы приходили со своим инструментом, чтобы забрать на память кусочки стены.
Официальный демонтаж начался летом 1990 года.
Пограничные укрепления вокруг Берлина убрали за два года.
Что осталось от Берлинской стены
Фрагменты Берлинской стены разбросаны по всему городу. Причем не только там, где проходила граница, но и в различных музейных экспозициях. Остатки некогда устрашающего сооружения превратились в туристические достопримечательности. Перечислим самые знаменитые из них.
Мемориальный комплекс «Берлинская стена»
Это один из немногих сохранившихся участков Берлинской стены. Он находится возле станции метро Бернауэр-штрассе. Мемориал охватывает 1,4 км бывшей пограничной линии.
Помимо пограничных строений здесь можно увидеть памятник разделу города и Капеллу поминовения, посвященную людям, которые погибли при попытке бежать в Западный Берлин. Здесь также расположен информационный центр с выставкой артефактов.
Экспозиция на Потсдамской площади
Во времена существования ГДР Потсдамская площадь была разделена Берлинской стеной. Власти решили сохранить несколько бетонных плит с надписями и граффити. Рядом расположены информационные стенды.
East Side Gallery
В 1990 году на участке Берлинской стены на улице Мюленштрассе возникла галерея под открытым небом, ныне известная как East Side Gallery. Там представлено художественное отражение многих политических событий, произошедших в ХХ веке.
Длина галереи составляет 1316 м. Помимо картин и граффити здесь размещено множество надписей, передающих атмосферу времен падения стены.
Чекпойнт Чарли
Это пограничный КПП по адресу Фридрихштрассе 43-45, возведенный после разделения города. Чекпойнт Чарли был не только пропускным пунктом, но и местом обмена шпионами и военными чиновниками. Сейчас здесь находится музей.
Падение Берлинской стены – событие, знаменующее грандиозные изменения в мире. Правда, геополитические проблемы, которые символизировало это строение, никуда не исчезли. Это еще раз доказывает, насколько тяжело человечеству прислушиваться к урокам истории, какими бы наглядными они ни были.