Муромский Спасо-Преображенский монастырь на карте

Спасо-Преображенский монастырь в Муроме

Описание

Му́ромский Спа́со-Преображе́нский монасты́рь («Спа́сский что на Бору́») — мужской монастырь Муромской епархии Русской Православной Церкви, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки.

История

Местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI в. «Повести о водворении христианства в Муроме», связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем (не позднее 1015 года). Появление монастыря на рубеже X—XI веков прочно утвердилось в российской историографии, хотя существуют и другие точки зрения на время появления обители.

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.

«В лето 6604… Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день … Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса …»

Ко времени кончины муромского князя Юрия Владимировича — 19 января 1175 года, относится второе упоминание Спасского монастыря, как места погребения князя: «преставися князь Муромский Юрьи месяца генваря 19 день, и положен бысть у святаго Спаса в Муроме» При этом по Ипатиевскому списку, церковь, в которой был погребен князь, характеризуется, как возведенная его стараниями: «Въ томъ же лете преставися Дюрдий князь Муромьский месяца генваря 19 день и положенъ бысть у Христовы церкви въ Муроме, юже самъ созда»

В конце XV века Спасский монастырь ещё раз косвенно упоминается на страницах летопиского свода в связи с кончиной одного из новгородских бояр — Федора Борецкого, принявшего перед смертью иноческий постриг в Спасском монастыре — единственной в то время мужской обители в Муроме: «Тоя же весны (9 мая 1476 года) преставися въ городе въ Муроме Марфинъ сынъ Федоръ, и постригся месяца маия въ 9».

В середине XVI века после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань, в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря.

«Несмотря на многочисленные перестройки, собор в основе сохранил свой прежний вид. В нём с большей силой чувствуется живая традиция пятиглавых соборов, идущих от Успенского собора Московского Кремля. … Скромная орнаментация, строгие пропорции, монолитность здания придают ему облик суровой простоты, соответствующей торжественному монастырскому храму»

С именем цара Ивана Грозного связано и начало экономического расцвета Спасского монастыря. Наделив обитель обширными вотчинами, царь установил в нём также «общежительство». В описях Мурома 1624 и 1636/37 гг монастырь значится как «строение государево», что подтверждает активное участи в жизни обители представителей царствующего дома.

В 1616 году Муром подвергся нашествию вооруженного литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь.

В период церковных реформ Патриарха Никона Муром довольно значительное время оставался в оппозиции нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества. Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658—1662) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют». В 1662 году архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона был отстранён от управления монастырем, а в феврале 1666 года вызван на собор в Москву. Несмотря на принесённое покаяние архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

В 1680-е годы в Спасский монастырь были сделаны крупные пожертвования со стороны митрополита Сарского и Подонского Варсонофия (Черткова), происходившего из династии муромских купцов. По настоянию митрополита, в монастыре были построены двухэтажный настоятельский корпус и начата реконструкция обветшавшего Покровского трапезного храма.

Читайте также:
Самый большой национальный парк в Северной Америке — Вуд Баффало

В 1720-е годы монастырь был приписан к Рязанскому Архиерейскому дому и на его территории было открыто первое в городе учебное заведение — школа для обучения священнических детей

26 января 1765 года в Муромское Духовное правление был направлен Указ епископа Владимирского и Муромского Павла (Гребневского), в котором со ссылкой на постановление Святейшего Синода, епископ уведомил членов правления об упразднении Борисоглебского монастыря и переводе братии в Спасо-Преображенскую обитель.

С 1866 по 1868 годы обителью упралял архимандрит Гавриил (Воскресенский) — в прошлом профессор Казанского университета сначала по кафедре церковного права, а позже по кафедре философии, первый русский историк философии.

Пришедший в 1877 году на должность настоятеля архимандрит Антоний (Ильенов) застал её в самом удручающем состоянии — храмы разрушались, другие строения приходили в негодность, средств на ремонт не было. После поездки в 1878 году архимандрита Антония на Гору Афон, в обитель была привезена точная копия с иконы Божией Матери «Скоропослушница», оригинал которой находится с X века в монастыре Дохиар. На протяжении 1880-х годов монастырь реставрируется, приводится в порядок, становится местом паломничества.

В 1891 году на территории обители был возведён каменный трехэтажный братский корпус в котором на правах настоятеля размещались муромские викарные епископы: Евгений (Мерцалов), а позднее — Митрофан (Загорский). В 1907 году в здании келейного корпуса была освящена домовая церковь в честь мучеников Херсонесских.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в белогвардейском мятеже, произошедшем в Муроме 8-9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.

В период 1918—1919 годов монастырский Преображенский собор продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц.

В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектируются представителями муромского музея, но уже с января 1929 года Спасский монастырь занимают военные и частично отделение НКВД, в это же время начинается уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц прекращён.

Возрождение монастыря

В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное Управление, а также к Председателю муромского горисполкома В. И. Жукову с открытым письмом в поддержку передачи Муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. За идею возрождения обители выступил академик Д. С. Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. Позже он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…» Но чуть позже в монастырь вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница», и дело сдвинулось с мертвой точки. Понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин.

В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации.

Архитектурный ансамбль

В «Списке памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения», в составе ансамбля Спасо-Преображенского монастыря значатся пять объектов:

  • Спасо-Преображенский собор 1552 г. — небольшой, почти квадратный в плане, четырехстолпный, пятиглавый, трехапсидный;
  • Трапезный корпус с Преображенской церковью 1691 г. — двухэтажный;
  • Настоятельский корпус 1687 г.;
  • Надвратная церковь Кирилла Белозерского 1807-10 гг.;
  • Братский корпус 1890 г.

Спасо-Преображенский монастырь (Муром)

Му́ромский Спа́со-Преображе́нский монасты́рь («Спа́сский что на Бору́») — мужской монастырь Муромской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки.

Читайте также:
Процедура заключения брака в Италии максимально упрощена

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI века «Повести о водворении христианства в Муроме», связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем (не позднее 1015 года). Появление монастыря на рубеже X—XI веков прочно утвердилось в российской историографии, хотя существуют и другие точки зрения на время появления обители.

В середине XVI века после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря.

С именем цара Ивана Грозного связано и начало экономического расцвета Спасского монастыря. Наделив обитель обширными вотчинами, царь установил в нём также «общежительство». В описях Мурома 1624 и 1636—1637 годов монастырь значится как «строение государево», что подтверждает активное участи в жизни обители представителей царствующего дома.

В 1616 году Муром подвергся нашествию вооружённого литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь.

В период церковных реформ Патриарха Никона Муром значительное время отказывал нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества. Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658—1662) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют». В 1662 году архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона был отстранён от управления монастырем, а в феврале 1666 года вызван на собор в Москву. Несмотря на принесённое покаяние, архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

В 1720-х годах монастырь был приписан к рязанскому Архиерейскому дому, и на его территории было открыто первое в городе учебное заведение — школа для обучения священнических детей.

В 1891 году на территории обители был возведён каменный трёхэтажный братский корпус, в котором на правах настоятеля размещались муромские викарные епископы: Евгений (Мерцалов), а позднее — Митрофан (Загорский). В 1907 году в здании келейного корпуса была освящена домовая церковь в честь мучеников Херсонесских.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.

В 1918—1919 годах монастырский Преображенский собор продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц.

В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектировали представители муромского музея, но уже с января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и частично отделение НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц был прекращён.

В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное Управление, а также к Председателю муромского горисполкома В. И. Жукову с открытым письмом в поддержку передачи Муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. За идею возрождения обители выступил академик Д. С. Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. Позже он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…» Но чуть позже в монастырь вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница», и дело сдвинулось с мертвой точки. Понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин.

Читайте также:
Дешевые авиабилеты в Днепропетровск со скидками до 30%. Без комиссий, сборов и других переплат

В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации.

Современное состояние [ править ]

В «Списке памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения», в составе ансамбля Спасо-Преображенского монастыря значатся пять объектов:

  • Спасо-Преображенский собор 1552 г. — небольшой, почти квадратный в плане, четырехстолпный, пятиглавый, трехапсидный;
  • Трапезный корпус с Преображенской церковью 1691 г. — двухэтажный;
  • Настоятельский корпус 1687 г.;
  • Надвратная церковь Кирилла Белозерского 1807-10 гг.;
  • Братский корпус 1890 г.

Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муроме Епархиальные монастыри РПЦ

История

Несмотря на оживлённость и близость к реке,местность,где впоследствии был возведён монастырь,представляла собой удалённую от центра города лесную опушку,вокруг которой возвышались остатки древнего бора. В связи с этим,раньше он так и назывался, «Спасский,что на бору».

Древнейшая иноческая обитель Руси Муромский Спасский монастырь, согласно преданию был основан святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь, однако, не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса, рядом с которым впоследствии образовалась монашеская обитель для христианского просвещения Муромской земли.

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В XII – XIII веках в монастыре погребали муромских князей. Согласно преданию в обители принял монашеский постриг святой благоверный князь Петр, супруг благоверной княгини Февронии.

Еще одна яркая страница в истории связана с Иваном Грозным. В 1552 году царь возглавил поход на Казань. Один из путей его многочисленной рати лежал через Муром.

Молодой царь дал обет: если возьмет Казань — воздвигнет в Муроме каменные храмы. Государь сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Преображенский собор в монастыре. В новый храм русский царь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались поварня, пекарня, «да палаты».

Не лучшим образом сказался на жизни обители период правления Екатерины Великой, издавшей Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Однако Спасо-Преображенский монастырь выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной святыней обители.

В 1891 году на территории монастыря возвели трехэтажный братский корпус.

Монастырь закрыли в 1918 году по обвинению против Советской власти. В 1930-е годы территорию обители занимало военное ведомство, в монастырских зданиях размещался учебный полк связи. Воинская часть покинула территорию обители весной 1995 года. Уже в начале лета того же года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасскую обитель в древнем Муроме.

В 1990 году, накануне 900-летия Спасской обители, академик Д.С. Лихачев обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей святыни. В результате было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда степень разорения обители стала едва ли не более очевидной.

Молодому монаху Кириллу (Епифанову), назначенному в будущем настоятелем, тогда было дано благословение на восстановление святыни. По сути надо было строить обитель заново, что сопрягалось с чрезвычайными трудностями, в том числе организационного и материального характера. И все же процесс восстановления, начатый поначалу стараниями очень немногих людей, привел к возрождению древней иноческой святыни. Во многом этому способствовала поддержка, оказанная монастырю со стороны нынешнего Председателя Счетной Палаты РФ Сергея Степашина, организовавшего в 1994 году Попечительский Совет по восстановлению Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Читайте также:
Водный и активный туризм в Польше - это настоящий праздник

Этому предшествовало проведение летом 2003 года во Владимире конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России. В качестве культурной программы было предложено ее участникам ознакомиться с достопримечательностями края, в том числе со Спасо-Преображенским монастырем Мурома. Степень разрушения древнейшей русской обители произвела глубокое впечатление на посетителей. Остаться в стороне оказалось невозможным, и, вернувшись в столицу, участники конференции передали председателю Ассоциации С. В. Степашину обращение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия с просьбой способствовать восстановлению монастыря. Руководитель Счетной палаты РФ с готовностью откликнулся на эту просьбу.

Вскоре нашлись единомышленники. Аудитор Счетной палаты С. Н. Рябухин работал в прошлом на строительстве Ульяновского авиационного комплекса. Было решено, что ему лучше других удастся организовать восстановительные работы. Так был создан Попечительский совет по воссозданию Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Примечательно, что попечители не стали создавать никаких внебюджетных, благотворительных фондов. Решили, что благотворительные пожертвования будут направляться непосредственно на счет монастыря. Первыми откликнулись «Газпром», «Интеррос», ИК«РИК-ВЭСТ», ИФК «Метрополь», «Сибирская угольная энергетическая компания», «Трансмаш-холдинг».

В период активных восстановительных работ были восстановлены Спасо-Преображенский собор, Покровский и Всехсвятский храмы полностью восстановлены, воздвигнута ограда и воссоздана надвратная церковь прп. Кирилла Белозерского. Полностью отремонтирован и переоборудован братский корпус. На территории воздвигнута часовня вмч. Георгия Победоносца (2002), новый надвратный храм прп. Сергия Радонежского (2005), часовня блж. Ксении Петербургской (2006),часовни в честь икон Божией Матери «Живоносный Источник» и «Спорительница Хлебов». Последняя из них находится при пекарне, в которой выпекаются вкусные и ароматные хлебные изделия. На территории обители располагаются часовня-костница, где хранятся останки похороненных в монастыре монахов и муромских граждан; часовня в честь свт. Николая Чудотворца.

На территории обители с благословения архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия было открыто Муромское Православное духовное училище имени Святейшего патриарха Пимена. По инициативе игумена Кирилла в 2006 году также была открыта Муромская православная гимназия прп. Илии Муромца. Первоначально и она находилась на территории монастыря. В 2013 году отдельное здание для гимназистов построено в городе Муроме на ул. Московская.

В 2013 году была образована Муромская и Вязниковская епархия, выделенная из состава Владимирской епархии. С этого времени обитель стала и административным центром новообразованной епархии. Настоятелем монастыря является в настоящее время епископ Муромский и Вязниковский Нил.

Но монастырь не мыслится без людей, которые его населяют. Центром монашеской жизни является молитва. За молитвой в храме или келье братия проводят большую часть времени. Молитва за богослужением традиционно почитается выше молитвы келейной (кроме особенных случаев Божия избранничества).

В жизни насельника обители труд неотделим от молитвы. Труд монашеский освящен молитвой. Сегодня братия занята на самых разных послушаниях.

В монастыре существует просфорня, на которой трудятся насельники обители. Просфоры пекутся как для самого монастыря, так и для приходских храмов Мурома.

Занимаются братия обители и сельскохозяйственной деятельностью. Небольшой огород находится прямо на территории монастыря. На нем выращиваются овощи

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Муроме — монашеская обитель с почти вековой историей

Согласно летописным источникам, Спасский монастырь в Муроме является древнейшей обителью Святой православной Руси. В 2006 году монастырю исполнилось 910 лет, старше его только Киево-Печёрская лавра.

Содержание:

  1. Краткая история
  2. Храмы Спасо-Преображенского монастыря
  3. Святыни Спасо-Преображенского монастыря
  4. Возрождение обители
  5. Дополнительная информация
  6. Спасо-Преображенский монастырь на карте

Краткая история

Впервые Спасский монастырь упоминается в летописи 1096 года в связи с гибелью в княжеской междоусобице Изяслава Владимировича — сына Владимира Мономаха.

Спасо-Преображенский монастырь с высоты птичьего полёта

Горожане похоронили убитого Изяслава в монастыре Святого Спаса. По легенде, монашеская обитель возникла на том месте, где в 1013 — 1015 годах стоял княжий двор одного из первых русских святых — князя Глеба.

Вначале здесь появилась деревянная Спасская церковь, а впоследствии вокруг неё вырос монастырь, получивший название «Спасский что на Бору». Ещё одна версия гласит, что на высоком берегу Оки, где сейчас возвышается Спасо-Преображенский монастырь, произошло крещение муромских язычников.

Читайте также:
Работа в Арабских Эмиратах для русских — секреты и нюансы легального трудоустройства

Церковь Кирилла Белозерского

В годы татаро-монгольского нашествия Муром и его монастыри были разорены. В 1351 году князь Юрий Ярославович начал восстановление обители. Согласно летописи, князь «обновил град свой, вотчину свою Муром, запустевший со времён первых князей, также и бояре его, и вельможи, и купцы ставили дворы свои и святые церкви обновили иконами и книгами».

Собор Спаса Преображения

Храмы Спасо-Преображенского монастыря

В 1552 году накануне Казанского похода Муром посетил Иван Грозный. Одержав победу, царь прислал в Муром артель зодчих, и один за другим в городе начали строиться каменные храмы. В это же время на высоком берегу Оки вырос великолепный Спасский собор. Иван Грозный установил в монастыре «общежительство» и пожаловал обители обширные земельные владения. Несмотря на многочисленные перестройки, собор Святого Спаса сохранил строгий облик красоты. Это монолитное, пятиглавое, зелёно-бело-чёрное здание, словно огромный ковчег, плывёт в синеве неба. Его купола видны уже издалека туристам, прибывающим в Муром со стороны Оки.

Церковь Херсонесских Священномучеников в братском корпусе

С севера к собору примыкает двухэтажный трапезный Покровский храм, построенный в 1691 году на средства митрополита Варсонофия. Первый этаж отведен под хозяйственные нужды, здесь располагаются пекарня, поварня и кладовые. Второй этаж занимает просторная, светлая церковь.

Святыни Спасо-Преображенского монастыря

Среди святынь обители особенно почитаема чудотворная икона Божьей матери «Скоропослушница», привезенная со Святой горы Афон в 1878 году. Она любима народом за скорое исполнение прошений, освобождение от бед и чудеса исцеления. Многие прихожане замечают, как икона меняет свой лик.

Церковь Василия, епископа Рязанского при настоятельском доме

В дни церковных праздников, таких как Рождество, Крещение, Пасха, её лик светел и радостен, а когда происходят печальные события, лик становится грустным. Воины и контрактники, служащие в Чечне, приходят в монастырь, чтобы помолиться перед образом Георгия Победоносца с древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика. Почитаема паломниками и икона Серафима Саровского с частичкой его мощей. В соборном храме монастыря хранится скульптурный образ Ильи Муромца , помещённый в раку вместе с частичкой мощей, полученной из Киево-Печёрской лавры. Фигура богатыря воссоздана по нетлённым останкам преподобного Ильи.

Часовня Георгия Победоносца

Возрождение обители

В конце XIX века в восточной части монастыря существовал некрополь, где хоронили городскую знать, богатых купцов и священнослужителей. В советское время монастырское кладбище было уничтожено. Сегодня на его месте стоит часовня-костница. Заглядывать в неё страшновато: в подземных нишах покоятся черепа и кости, найденные при раскопках некрополя. В 2008 — 2009 году монастырь капитально отреставрировали на средства, выделенные Счётной палатой Российской Федерации. Благодаря труду иноков и благодетелей ныне обитель возрождена из руин. Восстановлены храмы, разбиты сады.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

В клетках содержатся куропатки и павлины. На территории монастыря открыто хлебопекарное производство. В монастырском магазине можно купить вкусный, дешёвый хлеб, а в трапезной — недорого и сытно покушать.

Спасо-Преображенский монастырь в Муроме

Спасо-Преображенский монастырь — православный мужской монастырь, расположенный в центральной части города Мурома Владимирской области (Россия). Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.


Фото: Михаил Архипов, 2019 г.

В середине XVI века после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря. С именем царя Ивана Грозного связано и начало экономического расцвета места.


Фото: Михаил Архипов, 2019 г


Фото: Михаил Архипов, 2019 г.

Читайте также:
Фотографии Андреевской церкви в Киеве


Фото: Михаил Архипов, 2019 г.

В отдельной комнате Спасо-Преображенского собора в украшенном саркофаге сохраняется частичка тела Ильи Муромца, родившегося в деревне Карачарово неподалёку от Мурома.


Фото: Михаил Архипов, 2019 г.

В период церковных реформ Патриарха Никона Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества, а его настоятель архимандрит Антоний (1658—1662) был отстранён от управления монастырем и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

В 1691 году на территории монастыря была построена двухэтажная Покровская церковь с трапезной (Храм Покрова Пресвятой Богородицы):


Фото: Михаил Архипов, 2019 г.


Фото: Михаил Архипов, 2019 г.

После революции 1917 года монастырь был закрыт. С января 1929 года обитель заняли военные и частично отделение НКВД, а доступ на его территорию монастыря гражданских лиц был прекращён. Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря и монастырь вновь был открыт.

Духовное училище имени Святейшего Патриарха Пимена и церковь во имя Семи мучеников Херсонесских. Здание построено в 1891 году, здесь располагался братский корпус. В 1911 году была устроена домовая церковь. С 2003 года в здании стало действовать Духовное училище:


Фото: Михаил Архипов, 2019 г.

Надвратная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, построенная в 2005 году:


Фото: Михаил Архипов, 2019 г.

Часовня-костница на месте монастырского некрополя:


Фото: Михаил Архипов, 2019 г.


Фото: Михаил Архипов, 2019 г.

Настоятельский корпус с домовым храмом святителя Василия, епископа Рязанского:


Фото: Михаил Архипов, 2019 г.

Другие достопримечательности Мурома:


Увеличить >>

Религиозная Организация “Спасо-Преображенский Мужской Монастырь Города Мурома Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)”

Проверить наличие сведений о банкротстве организации в Едином федеральном ресурсе сведений о банкротстве (ЕФРСБ)?

Проверить на сегодня

Религиозная Организация “Спасо-Преображенский Мужской Монастырь Города Мурома Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)” ИНН 3307012890 ОГРН 1033303602243 зарегистрировано 29.12.1999 по юридическому адресу 602267 , Владимирская область , город Муром , улица Лакина . Статус организации: действующая. Руководителем является игумен Сычев Андрей Николаевич (ИНН 332910561834). Подробнее >

В выписке из ЕГРЮЛ в качестве учредителей указано 3 физических лица. Основной вид деятельности – Деятельность религиозных организаций, также указаны 34 дополнительных вида. В исторических сведениях доступно 165 записей об изменениях, последнее изменение датировано 19 августа 2022 г..

Организация состоит на учете в налоговом органе Межрайонная инспекция ФНС России № 4 по Владимирской области с 29 октября 2012 г., присвоен КПП 333401001. Регистрационный номер в ПФР – 043680000056, ФСС – 330501046233051.

Найдена информация о победе Религиозная Организация “Спасо-Преображенский Мужской Монастырь Города Мурома Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)” в 1 тендере на сумму 88 200 руб. Есть данные об участии организации в 9 завершенных арбитражных делах.

Надёжность

Выявлено 20 фактов об организации:

  • ░░░░░░░ Недобросовестные поставщики
  • ░░░░░░░ Дисквалифицированные лица
  • ░░░░░░░ Массовый руководитель
  • ░░░░░░░ Массовый учредитель
  • ░░░░░░░ Массовый адрес
  • ░░░░░░░ Несдача налоговой отчетности
  • ░░░░░░░ Налоговая задолженность
  • ░░░ Недостоверность руководителя
  • ░░░ Недостоверность учредителя
  • ░░░ Недостоверность адреса

Связи

Актуальные Исторические Все

Выявлены 4 действующие и 1 ликвидированная связанная организация

Выявлена 1 ликвидированная связанная организация

Выявлены 4 действующие и 2 ликвидированные связанные организации и индивидуальных предпринимателя

Госзакупки

В роли: Поставщика

Организация Религиозная Организация “Спасо-Преображенский Мужской Монастырь Города Мурома Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)” являлась поставщиком в 1 государственном контракте на сумму 88 200 руб.

Судебные дела

Имеются данные о 9 завершенных судебных делах с участием Религиозная Организация “Спасо-Преображенский Мужской Монастырь Города Мурома Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)”:

В качестве ответчика: 9 Все судебные дела

Проверки

За период с 2015 года в отношении Религиозная Организация “Спасо-Преображенский Мужской Монастырь Города Мурома Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)” инициированы 7 проверок.

Филиалы и представительства

Сведения о филиалах и представительствах Религиозная Организация “Спасо-Преображенский Мужской Монастырь Города Мурома Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)” отсутствуют.

Читайте также:
Что посмотреть в Брунее самостоятельно. Экскурсии в Бандар Сери Бегаване в 2022

Последние изменения

Завершено рассмотрение судебного дела №А11-9662/2022 от 05.08.2022 в первой инстанции. Организация в роли ответчика, сумма исковых требований 25 000 руб.

Новое судебное дело №А11-9662/2022 от 05.08.2022 в роли ответчика, сумма исковых требований 25 000 руб.

Завершено исполнительное производство № 24273/21/33013-ИП от 12.02.2021

Завершено исполнительное производство № 41940/21/33013-ИП от 02.03.2021

Завершено исполнительное производство № 41941/21/33013-ИП от 02.03.2021

Завершено исполнительное производство № 41951/21/33013-ИП от 02.03.2021

Новая госзакупка в роли поставщика, контракт № 3522300255421000046, контрагент: ГБУЗ НО “Навашинская ЦРБ”

Добавлена бухгалтерская отчетность за 2019 год.

Похожие организации

Похожие организации подбираются на основе совпадения основного вида деятельности и региона ведения бизнеса:

Учредители

Согласно данным ЕГРЮЛ учредителями Религиозная Организация “Спасо-Преображенский Мужской Монастырь Города Мурома Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)” являются 3 физических лица:

Финансы

Данные по финансовым показателям Религиозная Организация “Спасо-Преображенский Мужской Монастырь Города Мурома Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)” приведены на основании бухгалтерской отчетности за 2019 год .

Это ваша компания?

Зарегистрируйтесь и получите возможность управлять отображением информации о Религиозная Организация “Спасо-Преображенский Мужской Монастырь Города Мурома Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)”

Долги

Найдены сведения о наличии исполнительных производств в отношении Религиозная Организация “Спасо-Преображенский Мужской Монастырь Города Мурома Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)”:

Лицензии

Организация имеет 1 лицензию по 1 виду лицензируемой деятельности.

Краткая справка

Религиозная Организация “Спасо-Преображенский Мужской Монастырь Города Мурома Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)” действует с 29 декабря 1999 г., ОГРН присвоен 23 января 2003 г. регистратором ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ОКТЯБРЬСКОМУ РАЙОНУ Г. ВЛАДИМИРА. Руководитель организации: игумен Сычев Андрей Николаевич. Юридический адрес Религиозная Организация “Спасо-Преображенский Мужской Монастырь Города Мурома Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)” – 602267, Владимирская область, город Муром, улица Лакина.

Основным видом деятельности является «Деятельность религиозных организаций», зарегистрированы 34 дополнительных вида деятельности. Организации РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ “СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ГОРОДА МУРОМА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ МУРОМСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)” присвоены ИНН 3307012890, ОГРН 1033303602243, ОКПО 32953523.

Телефон, адрес электронной почты, адрес официального сайта и другие контактные данные Религиозная Организация “Спасо-Преображенский Мужской Монастырь Города Мурома Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)” отсутствуют в ЕГРЮЛ и могут быть добавлены представителем организации.

Спасо-Преображенский монастырь в Муроме. Святыни, расписание, адрес, часы работы

Хочется отметить, что в Муроме располагается 4 монастыря, множество храмов. Конечно же, наибольшей популярностью многочисленных туристов и паломников пользуется женский Свято-Троицкий монастырь, в котором находятся мощи святых благоверных князей Петра и Февронии. Посещение этого места производит необыкновенное ощущение. Но впечатление от мужского Спасо-Преображенского монастыря было не меньшим, а самым положительным и удивительным.

В настоящее время на территории монастыря находятся 2 больших храма, ризница, колокольня, купальня, часовни, братский корпус, паломническая гостиница и трапезная, учебный корпус. Все это расположено на очень ухоженной территории. Подробнее об истории монастыря, его храмах и святынях можно прочитать здесь.

Мы остались очень довольны, что остановились именно здесь, в Спасо-Преображенском монастыре. У нас было очень много времени, чтобы спокойно побродить по его уютным дорожкам, посетить все храмы, прикоснуться к его многочисленным святыням, подышать ни с чем несравнимым монастырским воздухом, перемешанным с водной свежестью Оки и с запахами хлеба из местной пекарни.

История Спасо-Преображенского монастыря

Монастырь был основан в XI столетии на базе деревянной церкви Спаса Всемилостивого, возведенной князем Муромским, Глебом Владимировичем. На тот момент это была первая православная постройка среди языческих храмов. Само слово «Спас» указывает на то, что церковь освятили во имя Господа нашего Бога, Иисуса Христа.

Читайте также:
Отдых в частном секторе в Голубицкой, цены на жилье


Спасо-Преображенский монастырь в Муроме

Начало основания

Когда великий князь Глеб стал править Муромским уделом, он начал активно проповедовать учение Христа. Однако люди не спешили изменять языческой вере, а потому ему пришлось переселиться за черту города, на окраину густого леса. Там он воздвиг церковь Спаса Всемилостивого, которая стала началом основания знаменитой ныне пустыни.

Древняя история мужской обители покрыта тайной. Известно только, что она сильно пострадала от нашествия татаро-монгольского ига 1238 года и была восстановлена только в 1351 г. князем Туровским, Юрием Ярославовичем. Именно он возродил лавру из пепла, отстроив заново все монастырские здания, а также даровав монахам церковную утварь.

Период расцвета Мурома пришелся на середину XVI столетия, когда Русью правил царь Иван Грозный. При его поддержке был построен Спасо-Преображенский храм, а монастырь пополнился новыми реликвиями, настенными росписями и праздничными облачениями для богослужений. Также пустыни были выделены дополнительные земли.

В 1616 г. мужская лавра пострадала от литовских набегов, однако очень быстро была восстановлена, а ее территория пополнилась собором Покрова Богородицы. Тогда же к архитектурному ансамблю присоединилась новая церковь Кирилла Белозерского.

В XVIII столетии при монастыре открыли духовное училище, а братство монастыря пополнилось монахами закрытой на тот момент Борисоглебской пустыни. Земли, ранее дарованные Иваном Грозным, во время правления Екатерины II были конфискованы.

В конце XIX века Спасо-Преображенская лавра обрела чудотворный богородичный образ «Скоропослушница». Икона была создана иконописцами Свято-Пантелеймоновского монастыря на горе Афон и очень быстро привлекла к Мурому тысячи паломников. В 1891 г. на территории пустыни появилось еще одно здание – жилой корпус для монашеской братии.


Реставрация святой обители

Революция и советский период

Первый год после революции монастырь еще функционировал и проводил богослужения, однако в 1918 г. большевистские власти все же закрыли обитель. Причиной этому послужило обвинение епископа Митрофана, управляющего Муромской епархией, в сговоре с Н. П. Сахаровым, организовавшим летнее восстание.

До 20-х годов ХХ столетия действовала только Спасо-Преображенская церковь, выполняя роль приходской, а в монастырском некрополе хоронили обычных городских жителей. Вскоре церковные помещения занял местный краеведческий музей, однако уже к 30-м годам сюда вселились военные и сотрудники НКВД. Тогда же было полностью уничтожено кладбище для монахов.


В конце XIX века Спасо-Преображенская лавра обрела образ «Скоропослушница»

Современный статус

В конце 1990 г. монастырь был передан под управление Русской православной церкви, а спустя пять лет территорию пустыни покинула единственно оставшаяся там воинская часть. Настоятелем назначили иеромонаха Кирилла, и уже через несколько лет лавра начала постепенно возрождаться.

Сюда вернули чудотворную богородичную икону «Скорополушница», монашеская братия стала активно расширяться, появились богатые спонсоры. Значительный вклад в восстановление обители внесла государственная Счетная палата. Именно благодаря ей к 2009 г. удалось полностью отреставрировать Спасо-Преображенский монастырь.

Религиозное значение

Для церковнослужителей и для простых прихожан Спасо-Преображенский храм — это место, где они получают благословление Бога, поддержку святых. Здесь они молятся о здравии, о счастливой и многодетной семье. (см. Предсказания казахской Ванги о России и Украине на 2022 год)

К монастырю привязаны истории великих святых, молившихся в этом храме.

Для человека тяжело больного — Спасо-Преображенская обитель становится лучиком надежды на спасение от страшного недуга. Ему может прийти на помощь Илья Муромец.

Для семей, в чьих отношениях произошел разлад — это способ, чтобы снова скрепить родственные связи, найти понимание. В этом деле надо обращаться за благословлением к святым Петру и Февронии.



Интересные факты и легенды

Вокруг муромской святыни ходит множество легенд и сказаний. Так, многие исторические летописи утверждают, что здесь были крещены местные язычники, решившиеся отступиться от своей веры. В стенах пустыни также принял постриг князь Петр, который вместе со своей супругой Февроньей до сих пор неразрывно связаны с лаврой. Об этом говорит скульптура, украшающая территорию монастыря, а также настенные фрески из княжеской жизни.

Читайте также:
Средняя и минимальная пенсия в Болгарии в 2022 годах

Муромский Спасо-Преображенский монастырь существует уже около тысячи лет и занимает второе место после Киево-Печерской лавры по древности.



Описание и архитектурные особенности

Сегодня Спасо-Преображенский монастырь – это огромный архитектурный комплекс, включающий несколько храмов, жилые корпусы, вспомогательные здания, гостиный двор, а также пекарню. Несмотря на сложную судьбу и практически полное уничтожение, обитель удалось восстановить в первозданном виде.

Собор Спаса Преображения

Храм занимает центральное место в монастырском комплексе. Построен он был при царе Иване Грозном в знак благодарения за взятие Казани. После последней реставрации Спасо-Преображенская церковь стала сочетать в себе стили нескольких веков. Сегодня это пятиглавое здание, отделанное белой штукатуркой и украшенное зеленой крышей. Строгие черные купола венчают золотые кресты, а фасад декорирован арочными оконными проемами.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

По архитектурному стилю Покровский храм гармонично дополняет Спасо-Преображенский собор. Это двухъярусная белоснежная постройка с трехэтажной шатровой звонницей. Возведена церковь была в конце XVII столетия на средства преподобного Варсонофия, при помощи муромского помещика. Отличается она тем, что именно здесь хранится чудотворная богородичная икона «Скоропослушница».

Церковь Кирилла Белозерского

Надвратный храм также датируется XVII веком. Сегодня он находится в западной части комплекса, однако изначально его расположение было северным. Церковь имеет четырехугольную форму, облицована белоснежной штукатуркой, а крыша покрыта зеленым настилом. Единственный небольшой купол венчает позолоченный крест, фасад украшен фреской святителя.


Собор Спаса Преображения


Церковь Кирилла Белозерского


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь Сергия Радонежского

Относительно новое здание, которое возвели только в 2005 г. фасадом к Оке. Несмотря на довольно молодой возраст постройки, зодчим удалось придать ей древнерусский колорит и увязать с общим ансамблем. Это невзрачная, небольшая церквушка с белыми стенами, крыша покрыта зеленой краской, а черный маленький купол оканчивается простым православным крестом.

Часовня на месте бывшего кладбища

Еще одно недавнее строение, появившееся на территории пустыни в конце 90-х годов ХХ столетия. Ранее на его месте располагался монастырский некрополь, а позже там хоронили гражданских лиц. Миниатюрная восьмиугольная часовенка облицована белой краской, отличается высокими арочными панорамными окнами, имеет зеленую крышу и такого же цвета купол с крестом.

Часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Небольшая часовня из красного кирпича с белоснежными элементами декора находится неподалеку от монашеских келий. Аналогично другим постройкам, ее крыша выполнена из зеленого настила, а темный купол венчает позолоченный крест. Из церквушки имеется выход к купели, где можно окунуться или просто набрать святой воды.

На дне купели «Живоносный источник» лежит иорданский камень из святой реки.

Часовня Георгия Победоносца

Эту часовню открыли в начале 2000-х годов в память всем погибшим солдатам. Найти ее можно рядом с настоятельским корпусом. Это прямоугольное, одноглавое здание с белоснежными стенами и зеленой крышей. Фасад украшает фреска Георгия Победоносца, его же икона расположена внутри церквушки.


Часовня Георгия Победоносца

Настоятельский и братский корпуса, домовые церкви

Дом настоятеля был возведен в конце XVII столетия вместе с домовой церковью, освященной во имя св. Василия Рязанского. Постройка имеет два этажа, стены отделаны белой штукатуркой, крыша зеленая. До начала ХХ века первый ярус занимали кладовые помещения, а вот второй был полностью отдан под жилые кельи.

Братский корпус, как и часовня «Живоносный источник», выполнен из красного кирпича, поверх которого нанесен белоснежный декор. Здание трехъярусное, вмещает не более 30 человек. Здесь же находится библиотека, где хранятся древние рукописи, а также духовное училище. Возведена постройка была в 1891 г., а спустя ровно двадцать лет рядом построили домовую церковь «Семи страстотерпцев Херсонесских».

Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка

Николо-Ильинская часовня датируется концом XIX столетия и находится справа от надвратной церкви. Она представляет собой двухэтажную постройку, стоящую на восьмигранном основании. Венчает ее черный шатровый купол, а фасад украшен фресками святых. Выполнено здание из красного кирпича, элементы декора оформлены в белом цвете.

Читайте также:
Все плюсы покупки недвижимости в Дании


Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка


Последующие десятилетия в жизни обители

Весьма благодатным в хозяйственной жизни монастыря оказалось последнее десятилетие XVII века. Это произошло благодаря щедрым пожертвованиям, неоднократно вносимым в его казну митрополитом Варсонофием – выходцем из старинного рода богатых муромских купцов Чертковых. Его щедротами был возведён каменный настоятельский корпус и произведена реконструкция требовавшего ремонта Покровского храма.

Времена правления Петра I не были наполнены значительными событиями, вошедшими в историю монастыря. Единственным существенным нововведением за этот период было открытие на его территории единственного в городе учебного заведения – школы, где обучались дети священников. Даже несмотря на то что число учащихся в ней было невелико, её заслуга очевидна, так как именно она стала первым очагом грамотности в этом обширном крае.

Информация посетителям

Сегодня Спасо-Преображенский мужской монастырь открыт для посетителей и проводит немало экскурсий.

Ознакомиться с деятельностью обители, а также узнать более подробную информацию о посещениях можно на официальном сайте: www.svyto.ru.


Фрагмент мощей Ильи Муромца в Спасо-Преображенском мужском монастыре

Праздники и чтимые даты

В муромской пустыни отмечают несколько значимых дат:

  • 22 ноября – Икона Божьей Матери «Скоропослушница»;
  • 14 октября – Покрова Богородицы;
  • 22 июня – почитание прп. Кирилла Белозерского;
  • 23 июня, 16 июля – почитание свтт. Василия Муромского и Рязанского;
  • 20 марта – день памяти Семи страстотерпцев Херсонесских;
  • 18 июля – обретение святых мощей прп. Сергия Радонежского.

Расписание богослужений

Двери монастыря открыты для посетителей ежедневно с 7:30 до 20:00. Расписание богослужений по будним и выходным дням несколько отличается.

  • 7:40 – литургия;
  • 17:30 – вечерня.

Суббота–воскресенье, а также праздничные дни:

  • 8:00 и 10:00 – литургия;
  • 17:30 – вечерняя служба.


Двери монастыря открыты для посетителей ежедневно

Где находится и как добраться

Спасо-Преображенский монастырь находится по адресу: Владимирская обл., г. Муром, ул. Лакина, 1. Доехать туда из Москвы можно со Щелковского автовокзала или Курского ж/д вокзала. На автомобиле необходимо ехать по трассе М7 и следовать указателям.

Несмотря на тяжелую судьбу, муромский монастырь не только выстоял, но также сохранил свою уникальность. Более того, он продолжает расширяться и пополняться редкими церковными реликвиями, которые притягивают к обители множество паломников.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Расписание богослужений

Масштаб значимости церковного учреждения ясен по количеству прихожан, ежедневно посещающих Муром. Люди с дальних уголков страны едут во Владимирскую область, чтобы помолиться муромским святым, принять благословление у местных священнослужителей. Для большего удобства посетителей рядом с монастырем работает церковная гостиница и столовая.

В целях ознакомления, туристы могут посещать православную обитель пять дней в неделю — с понедельника по пятницу, с 10:00 по 17:00.

Женские имена по святцам для девочек на 2022 год

Как назвать ребенка? Подобрать подходящее имя и угодить всем родственникам? Об именинах святых и о том, как помочь малышу стать решительным или мягким.

Важно! Если целью не является туристическая поездка, то вы сможете обговорить паломнический поход с представителями монастыря.

После богослужения можно подняться на колокольню часовни Сергия Радонежского. Оттуда открывается поразительный вид на природу и город. Звонарь позволит желающим позвонить в колокол. Стоит упомянуть пекарню монастыря, где продается церковный хлеб.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: