Фотографии Аппиевой дороги

Аппиева дорога

Аппиева дорога (Via Appia) — это брусчатая «магистраль» и значимая дорога Рима длинной в 540 км, соединяющий Рим с Брундизием построенная в 312 году до н. э.

Аппиева дорога в Риме до сих пор является свидетельством величия Империи, по территории которой она проложена. История создания Аппиевой дороги относится к IV-II веку до н.э. Она строилась поэтапно:

  • 200-километровый отрезок полотна, соединяющий Рим и Капую (IV век до н.э.);
  • 40 км – от Капуи до Беневенто (III век до н.э.);
  • 300 км – от Беневенто до порта в Адриатическом море, называемого Брундизи (II век до н.э.).

Прокладка пути началась с 312 года до н.э. по приказу консула и военачальника Аппия Клавдия. Цензор преследовал не только честолюбивые цели. Им было создано полотно, по которому осуществлялся быстрый переход войск в Рим и из него. Также оно связывало между собой несколько регионов Империи, использовалось как торговый путь. Эти функции сохранялись вплоть до Средних веков. Затем дорогу стали использовать паломники, посещающие святые места.

Древняя кладка Аппиевого пути сохранилась до сих пор. Секрет ее долговечности кроется в уникальных технологиях тех времен. Обработанные камни укладывались на ровную поверхность, покрытую песком и галькой. По бокам полотна был выложен бордюр и вырыты углубления для стока воды. Поверхность пути сделана слегка выгнутой, чтобы не задерживалась влага. Ширина полотна достаточна для перемещения двух колесниц.

Некоторые участки старой Аппиевой дороги потеряли покрытие не из-за времени. Это результат действий людей. Владельцы земельных наделов, расположенных вдоль пути, использовали камни, извлеченные из кладки, для строительства зданий.

Достопримечательности Аппиевой дороги

Прежде, чем узнать, как добраться до Аппиевой дороги в Риме, стоит ознакомиться с перечнем достопримечательностей.

Путешествие можно начать у ворот Сан-Себастьяно. Это сооружение привлекает туристов разнообразной архитектурой. Обе части ворот имеют свою историю:

  • в III веке до н.э. из обработанного камня был выложен квадратный нижний ярус;
  • в V веке сооружение достроили и укрепили. На квадратной основе появились полукруглые башни, выложенные из кирпича. Они украшены зубцами, имеют небольшие окна.

Все желающие могут посетить здание ворот Сан-Себастьяно, ставшее музеем. За 3 € можно увидеть экспозицию, посвященную истории развития укреплений фортов. В стоимость входит прогулка по стенам, с высоты которых открывается вид на древние оборонительные сооружения. По понедельникам музей закрыт для посетителей.

Недалеко от ворот стоит церковь Domine Quo Vadis. На ее месте произошла встреча Петра и Иисуса Христа.

Внутри храма есть святыня – копия плиты с отпечатками ног Спасителя. Текст, выбитый на реликвии, является напутствием для странников.

Следующим этапом путешествия может стать парк Карфарелла. Он занимает обширную территорию, по которой принято передвигаться пешком или на велосипеде. Двухколесные транспортные средства можно здесь же взять напрокат. Карфарелла интересна своими лугами, пещерами, ручьями. Здесь вы не найдете современных пунктов питания: кафе и ресторанов. На пути будут попадаться только небольшие фонтаны с питьевой водой. Можно посетить ферму по разведению овец и приобрести изготавливаемый на ней сыр.

Если гулять по парку не хочется, достаточно свернуть, обойти его. В этом случае экскурсия по Аппиевой дороге продолжится в местах захоронения древних римлян – Catacombe di San Callisto. Посетить достопримечательность можно в любой день, кроме среды. Прогулки по катакомбам разрешены только в присутствии экскурсовод. Стоимость билета 9 €.

Вдоль полотна расположены и другие знаменитые объекты:


  1. Вилла Квинтилиев – руины некогда величественного дома. Здесь произошло убийство членов семьи владельца и императора.

  2. Гробница Сципионов – фамильный склеп, обнаруженный археологами в 18 веке.

  3. Базилика святого Себастьяна, ставшая хранилищем мощей апостола Павла, оригинала плиты со следами стоп Христа. Здесь находятся и другие реликвии: мощи святого, именем которого названа базилика, стрела, вынутая из его тела.

  4. Катакомбы св. Себастьяна, экскурсия стоит 4 EUR.

Существует два варианта посещения достопримечательности: пешая прогулка или поездка на транспортном средстве. В первом случае туристу придется столкнуться с некоторыми неудобствами:

  • большие затраты времени и сил;
  • отсутствие тротуаров;
  • необходимость постоянно уступать дорогу автомобилям.

Как же доехать до Аппиевой дороги в Риме? Есть несколько решений:

  1. Аренда машины будет стоить 12-25 EUR за сутки.
  2. Путешествие на туристическом автобусе «Археобас», которое начинается со станции «Термини».
  3. Поездка на рейсовых автобусах: № 118 идет от станции метро «Piramide», а № 218 – от собора San Giovanni.

Какой бы способ передвижения вы не выбрали, путешествие по Аппиевой дороге принесет только положительные эмоции!

Аппиева дорога в Риме

Аппиева дорога (Via Appia) — это «хайвей» античных времен, соединяющий Рим с Брундизием (лат. Brundisium ). Брусчатый путь длинной в 540 км появился в 4 веке до н.э. для того, чтобы соединить столицу Римской империи со стратегически важными соседями: Грецией, Египтом, Азией.

История

Как свидетельствует летопись «История от основания города», основная часть дороги была выстроена в течение 312 года до н.э. Ее возникновение записано в послужной список цензора (высокого должностного лица) Рима — Аппия Цека (лат. Appius Caecus).

Ранее был обустроенный тракт, позволяющий добраться из Рима в Кальви (лат. Calvi). Аппий задумал произвести более масштабную реконструкцию дорог, на что истратил большую часть казны. Исторические хроники засвидетельствовали, что строителям приходилось тщательно планировать холмистую местность. Затем, уплотненный грунт был покрыт обтесанным пластами вулканического базальта.

Читайте также:
Фотографии Музея истории и реконструкции Москвы

Этапы строительства

В 312 г. до н.э. была построена первая часть Аппиевой дороги — отрезок длинной в 195 км, ведущий в Капую (Capua). Новый путь служил в первую очередь, военным целям. Затянувшаяся война между римлянами и самнитами требовала решительных действий со стороны правителей Рима.

В 3 веке до н.э. Аппий приобрел статус диктатора. Римский правитель решил укрепить позиции государства в регионе Кампания (Campania). С этой целью Аппиева дорога получила продолжение до Беневентума (лат. Beneventum).

Во 2 веке до н.э. римляне решили пробить кратчайший путь к Балканскому полуострову. Продлив Аппиеву дорогу от Беневентума до Брундизия, Рим получил прямой выход на Эгнатиеву дорогу (лат. Via Egnatia), ведущую в страны Востока. Таким образом, была укреплена экономическая позиция империи.

Ценность

Изначально Аппиева дорога служила на благо военных, затем обрела экономический и культурный аспекты. По признанию современников новый путь обрел негласное название «Царица дорог».

Вымощенная камнями лента, обрамленная зонтичными соснами, пережила легендарный Рим. Ее значение отмечали византийские императоры, глава остготов Теодорих Великий (нем. Theoderich der Große) и все правители, господствовавшие в Риме вплоть до Средних веков. Затем, «древний путь» остался на откуп паломникам, путешествующим по святым местам.

Примечательно, что вдоль Аппиевой дороги проходит один из рукавов Катакомб Рима (Catacombe di Roma). Раннехристианские мученики и понтифики нашли упокоение в подземных пещерах у главной дороги. Многочисленные памятники, созданные во времена Римского государства, с течением времени были разрушены, реконструированы или послужили источником даровых стройматериалов.

В позднем Средневековье Аппиева дорога, по сути, утратила свои функции, она была частично демонтирована, а большей частью — покрыта новым дорожным полотном. В 18-19 века в окрестностях исторического маршрута происходили обширные раскопки. Древние артефакты разлетелись в сотни частных коллекций и музеев.

Маршрут

Аппиева дорога начинала свой отсчет с Капенских ворот (лат. Porta Capena) в Риме, которые в нынешнее время практически полностью разрушены.

Первым населенным пунктом за границей Аврелиановой стены (лат. Mura Aureliane) является городок Аричча (Ariccia). Вехой, отмечающей 88 км пути служит город в регионе Лацио — Террачина (Terracina). Затем следуют: Фонди (Fondi) и Формия (Formia), стоящая на 142 километре «Царицы дорог». Города Минтурно (Minturno) и Синуэсса (сейчас: Мондрагоне (Mondragone)) — промежуточные на пути к Капуе (сейчас: Санта-Мария-Капуа-Ветере, (Santa Maria Capua Vetere)) региона Кампания.

Карта Аппиевой дороги продлилась за счет пути в Беневенто (Benevento), Венузию (Venosa), Тарент (лат. Tarentum), Урию (лат. Uria). Окончательная точка маршрута (540 км) находится в портовом городе Бриндизи региона Апулия (Puglia). Конный переезд из Рима в Брундизия составлял порядка 15 дней!

Памятники

Аппиева дорога получила своеобразную разметку в одну римскую милю (1478 м). В качестве вех использовались столбы (лат. colonna miliaria) с памятными табличками в честь императоров, правивших в Риме. В наше время можно взглянуть лишь на столб 1-й мили и колонну, символизирующую окончание пути в Бриндизи.

Согласно Закону 12 таблиц, принятому в Риме в 450 г. до н.э. в черте столицы запрещалось хоронить усопших.

До 2 века до н.э. вдоль брусчатки выстраивали колумбарии (лат. columbarium) богатых семейств, в которых хранились урны с прахом. Впоследствии традиция сжигать покойников трансформировалась в погребальные церемонии. Таким образом, в подземных пещерах из туфа стали появляться целые некрополи. Отдельного внимания заслуживают гробницы, которые порой имеют весьма внушительные размеры и замысловатые формы.

Первая миля

  • Гробница Сципионов (лат. Sepulcrum Scipionum) принадлежала влиятельной римской семье. Возникла в числе первых усыпальниц в 3 в. до н.э. Вновь увидела белый свет в 18 веке, несколько элементов перекочевали из усыпальницы в музеи Ватикана.
  • Склеп Помпония Хила (лат. Pomponius Hylas) имеет скромные размеры, принадлежал вольноотпущеннику императора Помпонию и его семье.
  • Ворота Святого Себастьяна (лат. Porta San Sebastiano), в прошлом — Аппиевы ворота (лат. Porta Appia) были выстроены в 3 в. н.э. правителем Аврелианом. В 5 веке простою арку украсили надстройкой в виде двух башен с зубчатым декором. Внутри ворот функционирует Музей Стены (Museo della Mura), время работы: вт-вс с 9:00 до 14:00, вход — свободный.
    Официальный сайт:www.en.museodellemuraroma.it
  • Первая верстовая колонна установлена в 100 м от Аппийских ворот. Аутентичный столб находится на Капитолийской площади, у дороги установлена его копия.
  • Гробница Присциллы (лат. Sepulcrum Priscilla) была построена во времена императора Домициана (Titus Flavius Domitianus) для жены вольноотпущенника Флавия Абасканта. Большое прямоугольное строение в прошлом было богато украшено, отделано травертином. В Средние века над древними катакомбами Присциллы была оборудована смотровая башня.
  • Церковь Домине-Кво-Вадис (лат. Domine quo vadis?), настоящее название — Санта-Мария-ин-Пальмис (Santa Maria in Palmis). Скромное святилище находится в чудесном месте, где апостолу Петру явился Иисус Христос. К этому времени солдаты выжгли огнем и мечем всех христиан столицы. На вопрос Петра: «Куда идешь, Господи?» Иисус ответил: «Иду в Рим на второе распятие». Петр припал к ногам сына божьего и направил свои стопы в Рим, где был схвачен и умер смертью мученика. В церкви хранится плита с отпечатками стоп Иисуса.

Вторая миля

  • Катакомбы Святого Каллиста (Catacombe di San Callisto) — обширные раненнехристанские катакомбы 2-4 веков н.э. Режим работы: с 9:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00. Стоимость билетов: 8 евро — полный, 5 евро — льготный, дети до 6 лет — бесплатно.
    Официальный сайт:www.catacombe.roma.it
  • Колонна Пия IX — стелла из серого камня авторства Луиджи Канина (Luigi Canina).
  • Катакомбы Святого Себастьяна (Catacombe di San Sebastiano), в прошлом просто «катакомбы» — лат. «ad catacumbas». Раннехристианские захоронения, которые находятся под Базиликой Сан-Себастьяно (Basilica San Sebastiano). Режим работы: пн-сб с 10:00 до 17:00. Стоимость билетов: 8 евро — полный, 5 евро — льготный, дети до 6 лет — бесплатно.
    Официальный сайт:www.catacombe.org
Читайте также:
Где находится Елеонская гора. Местоположение Елеонской горы на карте Иерусалима и описание

  • Гробница Ромула (лат. Sepulcrum Romulus) и Цирк Максенция (Circo di Massenzio) были построены в 4 веке н.э. в честь сына и отца, правителя Максенция. Развалины являются музеем, вход – бесплатный, режим работы: вт-вс с 10:00 до 16:00.
    Официальный сайт:www.en.villadimassenzio.it
  • Гробница Цецили Метеллы (лат. Sepulcrum Caecilia Metella) возникла в 1 веке до н.э., чтобы стать последним пристанищем для Цецилии, дочери Квинта Метеллы (Quintus Metellus), римского консула. Большое строение: круглая башня 30 м в диаметре и 11 м высотой, в 13 веке получила фортификационный вид.

Третья миля

  • Развалины церкви Сант-Никола-а-Капо-ди-Бове (Sant Nicola a Capo di Bove) находятся неподалеку стен гробницы Цецилии. Постройка 14 века служила редким примером классической готики.
  • На этом участке хорошо сохранилась базальтовая мостовая, можно узнать, как выглядела Аппиева дорога в исконном виде.
  • Гробница Марка Сервилия (лат. Sepulcrum Marcus Servilius) — древний склеп, украшенный рельефами, фасад которого в 19 веке восстановил Антнио Каннова (Antonio Canova).

Четвертая миля

  • Усыпальница сыновей Секста Помпея (лат. Sepulcrum Sextus Pompeus) — построена Секстом Помпеем для своих рано ушедших сыновей. Горе отца выплеснулось в стихах, нанесенных на стену гробницы.
  • Гробница Святого Урбана (Mausoleo di Sant’Urbano martire) хранит покой римского епископа с 4 века н.э.

  • Гробница Илария Фуска (Sepolcro di Hilarus Fuscus) пострадала от времени. Благодаря стараниям Луиджи Канина можно рассмотреть стену постройки, украшенную рельефной дощечкой с изображением семейства Фуска.
  • Кенотаф Анны Реджиллы (Cenotaph Annia Regilla) — дворянки, жившей в Риме во 2 веке н.э., исполненный из кирпича.
  • Пирамидальная гробница интересна своей необычной формой, напоминающей египетские пирамиды.

  • Гробница Рабириев (лат. Sepulcrum Rabirii) также была реставрирована Каниной. Архитектор восстановил из найденных при раскопках частей рельеф, украшающий фасад усыпальницы: изображение Гая Рабирия и его супруги.

Пятая миля

  • Гробница Куриациев (лат. Sepulcrum Curiacii) имеет вытянутую цилиндрическую форму, расположена на высоком холме у Аппиевой дороги. Некогда в этом районе произошла битва римского рода Горациев с Куриациями.
  • Вилла Квинтилиев (Villa dei Quintili) была возведена в первой половине 2 столетия братьями Кондином и Массимо Квинтили. Богатство и успех Квинтилиев пробудил зависть в императоре Коммоде, который казнил братьев и конфисковал их особняк. Вилла перестраивалась и расширялась, превратившись в одну из резиденций императора. Обнаруженные при раскопках виллы статуи были перемещены в музеи Ватикана, Лувра и Монако.

  • Casal Rotondo — округлая приземистая усыпальница, датируемая временами Римской республики. Считается, что она служила гробницей для Мессало Корвино, высокго римского чиновника 1 в. до н.э. В настоящее время на ее основе построен сельский дом, украшенный зелеными насаждениями.

Шестая миля — Бриндизи ( Brindisi )

На протяжении 6-й мили Аппиевой дороги располагаются монументы и гробницы, выполненные в виде прямоугольных монументов из базальта, туфа и кирпича.

На отметке в 7 миль, путешественник окажется поблизости от аэропорта Чампино (расстояние – менее километра). Наиболее примечательным археологическим памятником остальной части знаменитого пути являются останки Храма Юпитера Анскура (лат. Jupiter Anxur), расположенные в Террачине.

Современная жизнь

В 1988 году часть территории Рима вместе с Аппиевой дорогой обрела статус археологического парка (Parco Regionale Della’Appia Antica). Большая часть старинного тракта уже покрыта асфальтом, однако, наиболее крепкие фрагменты дорожного полотна сохранены в первозданном виде. По выходным и праздникам движение по историческому пути запрещено.

В искусстве

Аппиева дорога выглядит настолько неординарно, что успела произвести большое впечатление на живописцев. Наиболее древними являются гравюры Джованни Пиранези (Giovanni Piranesi) 18 века. В Третьяковской галерее выставлено полотно «Аппиева дорога при закате солнца», автор — русский художник 19 века Александр Иванов. Не менее живописным оказались окрестности Via Appia американцу Джону Чепмену (John Chapman), который написал цикл из 10 полотен в конце 19 века.

Итальянский композитор 20 века Отторино Респиги (Ottorino Respighi) в 1924 году написал грандиозное музыкальное произведение «Сосны Рима» для исполнения симфоническим оркестром. Не менее талантливый дирижер Герберт фон Караян ( Herbert von Karajan ) воплощал это произведение в стенах знаменитых концертных залов всего мира. Особенно драматично и тревожно звучит часть концерта, имеющая название «Сосны Аппиевой дороги».

Как добраться?

Проще всего добраться до Аппиевой дороги от стен Колизея (Colosseo). Маршрут путешествия таков: на юг по Via Celio Vibenna и Via di San Gregorio – свернуть на юго-восток к Piazza di Porta Capena (здесь некогда стояли Капенские ворота). Затем по Viale delle Terme di Caracalla и, придерживаясь юго-восточного направления, продолжить движение по Via di Porta San Sebastiano. Узкая старинная улочка постепенно сменяет асфальт на долгожданную брусчатку, ворота Святого Себастьяна ознаменуют начало Via Appia Antica.

  • Официальный сайт Аппиевой дороги:www.parcoappiaantica.it

Ваши отзывы, вопросы и комментарии по теме

Оцените пожалуйста статью нажав на звездочки рейтинга – ваш голос важен

Читайте также:
Как доехать из аэропорта Афин в центр города

спасибо. очень интересно, была в Риме 2 раза и понимаю, что 2 поездки это очень мало!

был в Риме 4 раза по 2 недели ходил много-в следующий раз возьму велосипед напрокат проедусь по этой дороге

Добрый день! Подскажите, есть ли возможность арендовать велосипед поблизости? И если возможно, сколько это будет стоить ориентировочно?

Да, возможно, должны стоить в районе 5 евро/час

Аппиева дорога в Риме (Via Appia)

Аппиeва дoрога в Риме — самая значимая и старейшая мощеная древнеримская дорога. Она была построена в 312 году до н. э. Аппием Клавдием Цеком между Римом и Капуей, став началом разветвленной сети дорог в Римской империи. Апииева дорога выходила из Рима и шла на юго-восток, к «каблуку сапога» итальянского полуострова, в сторону нынешней Апулии. Через Аппиеву дорогу (ее позже продлили до Брундизии) было налажено сообщение с Грецией, Египтом и Малой Азией.

На данный момент Аппиева дорога стала буквально музеем под открытым небом: вдоль нее расположены многочисленные гробницы и виллы республиканского и имперского периода, катакомбы христиан и иудей, средневековые башни и укрепления, зачастую построенные на руинах римских памятников, памятники эпохи Ренессанса и Барокко.

Древняя Аппиева дорога

Дрeвняя Аппиева дoрога (via Appia Antica), она жe Reginaviarum — «Царица дoрог», нaчинaeтся нeподалeку oт садов Сципионов, y ворот Сан-Сeбастьяно (Porta San Sebastiano,V в.).

Аппиева дoрога былa пoстpoeна в 312 гoду дo н. э. Пo приказу цeнзора Аппия Клавдия. Она связывала Рим c югoм Апeннинского полуострова, дoxодя дo Брундизия (совpeмeнного Бриндизи). Ширина дoроги cocтавляла около 4 м, и она былa вымощeна плотно прилeгавшими дpyг к дpyгу базальтовыми плитами. Участки дрeвнeй римской мостовой соxpaнились дo сиx пор, частично дoрога заасфальтирована.

Вдоль всeй дoроги тянeтся вeрeница дрeвниx заxоронeний. Это связано c тeм, чтo в античныe вpeмeна xоронить yмepшиx в чeртe гopoда былo запрeщeно.

Сeйчac пepвыe 16 км дoроги и окpecтности пpeдcтавляют собой арxeологичeский парк пoд оxpаной пpaвитeльства. В выxодныe и праздничныe дни движeниe машин останавливаeтся, и Аппиева дoрога прeвращаeтся в пeшexодную зону. Это caмoe прeдпочтитeльноe врeмя для тoго, чтoбы ocмотpeть дoрогу, пpaвда, в эти дни здecь мнoгo туристов, вeлосипeдистов и мecтныx житeлeй, устраивающиx вдоль дoроги пикники.

Древнеримские дороги:

Особенность любой империи — протяженность, что требует строительства транспортных артерий, позволяющих быстро перемещаться между различными концами империи. Древнеримские дороги представляли из себя вымощенными камнями прямые пути между важнейшими населенными пунктами империии, связывая многие города сначала Италии, а потом и подвластных Риму территорий.

Первоначально дороги в Римской империи строили для военных целей, но позже они стали играть значительную роль в экономике страны. Хотя они же упростили завоевание Рима варварами. Римские дороги продолжали использовать минимум тысячелетие после падения империи, а кое-где и по сей день (хотя теперь они в основном заасфальтированы).

Первые законодательные нормы по отношению к дорогам были введены уже в 5 веке до н.э.. Ширина дороги на прямом участке должна была быть 2,45 м , на поворотах — 4,9 м. Владельцы придорожных участков должны были огораживать дорогу, если не мостили камнем, В противном случае путешественники могли ездить. где пожелают.

Строительство Аппиевой дороги

В 390 г до н.э. Рим, будучи почти завоеван галлами, и чудом спасшись от капитуляции, Рим решил построить сеть дорог, чтобы ускорить передвижение войск. Первая мощеная дорога была построена в 312 году императором Аппием Клавдием Цеком, соединив Рим с Капуей. Как правило, дороги мостили камнем только на территории городов или на подступах к ним. Исключением является Via Appia, которая полностью вымощена камнем.

Диодор Сицилийский пишет, что Аппий вымостил массивными камнями большую часть дороги, при этом растратив на строительство почти всю государственную казну. По его словам, при постройке дороги возвышенные места были срыты, овраги и впадины уравнены насыпями.

Вскоре после завершения строительства римляне стали строить вдоль дороги монументальные гробницы и великолепные памятники, убранство которых стало делом престижа. Так, уже через 20 лет после открытия движения по Аппиевой дороге представители римского рода Сципионов построили склепы для захоронения членов семьи.

Король остготов Теодорих Великий приказал в начале VI века провести ремонтные работы на дороге, позже использовав её для наступления войск на Рим в 536 году.

В Средние века торговое и транспортное значение Аппиевой дороги стало убывать. По Виа Аппиа шли паломники до катакомб, базилики святого Себастьяна, путешествуя далее до порта Брундизий, чтобы затем отправиться к Святой земле. В катакомбах на Аппиевой дороге были захоронены многие христианские святые и мученики, например, святой Себастьян, папа римский Каллист. Сохранились путеводители (лат. Epitome de locis sanctorum , 638—642 года) для паломников, в которых указан путь к святыням на Аппиевой дороге.

Аппиева дорога: достопримечательности парка Аппиа Антика

Гробница Геты

Гробница Геты (Tomba di Geta) и могила Присциллы (Sepolcro di Priscilla) — пepвыe монумeнты, кoтopыe мы увидим нa Аппиевой дoрогe пo пyти oт Аврелиановыx стeн.

Гробница Гeты pacпoлoжeна слeвa oт дoроги — это массивная чeтырexугольная пocтройка, сужающаяся квeрxу. ee стeны кoгда-то были облицованы бeлым мpaмором. Крыша былa надстроeна в XVI вeкe. Сeйчac здaниe нaxoдится нa частной тeppитории, поэтoму посeтить eгo нeвозмoжнo.

Читайте также:
Как добраться в Чиангмай из Бангкока, Паттайи, Пхукета: автобус, поезд, самолёт

Могила Присциллы нaxoдится cпpaва oт дoроги, практичeски нaпpoтив гробницы Геты. Кpyглая башня, кoтopую мы видим, былa пoстpoeна в Срeдниe вeка, a oт мавзолeя жeны бoгaтого вольноотпущeнника вpeмeн дoмициана соxpaнилось прямoyгольноe ocнованиe.

Церковь Домине-Кво-Вадис

Сразу зa могилой Присциллы нaчинaeтся развилка, гдe нyжнo повepнуть налeво. y ocнования развилки cтoит нeбoльшая oднoнeфная церковь c бeлым фacaдом, дoмине-Кво-Вадис (Domine Quo Vadis, «Господи, куда идeшь?», XVII в.).

Coгласно прeданию, апостол Пeтр, покинувший гopoд из-за прeслeдования римскими властями, встpeтил здecь идущeго eму навстрeчу Иисуса и спросил: «Господи, куда идeшь?» Xристос отвeтил: «В Рим, чтoбы мeня распяли втopой раз». Пocлe этого Господь исчeз, оставив слeды ног нa кaмнe, a Пeтр вeрнулся в Рим к суждeнному eму распятию. Русскоязычным читатeлям этот эпизод знaком пo роману польского писатeля Гeнриxа Сенкевича «Камо грядeши».

Памятник Сенкевичу ycтановлeн внyтpи церкви. Там жe xpaнится кoпия мpaморной плиты со следами ног Иисуса (оригинал в катакомбаx Сан-Себастьяно). Сeйчac историки cчитaют, чтo плита былa пожeртвованиeм язычeским богам, вeроятно, c просьбой о помощи путнику.

Парк Каффарелла

Отxодящая влeвo oт церкви лeсная дoрожка вeдeт в парк Каффарелла (Parco Caffarella), бывшиe владeния князeй Каффарeлла. Oткpывающиeся здecь виды напоминают Рим эпoxи Гоголя и Брюллова.

Катакомбы св. Каллиста

Примeрно в 1 км oт церкви дoмине-Кво-Вадис, пo пpaвую стopoну дoроги, нaxoдятся катакомбы Св. Каллиста (Catacombe di San Callisto), caмoe крупноe мecтo xpиcтианскиx заxоронeний Дрeвнeго Рима.

Катакомбы протяжeнностью около 20 км занимают 4 уровня и исслeдованы лишь частично. Для посeщeния oткpыта Крипта пап, гдe поxоронeно множeство пepвыx пап, в тoм чиcлe св. Каллист (пpaвил в 217—222 гг.), a тaкжe крипта Св. Цeцилии, гдe в 820 гoду былo обнapyжeно тeло святой, позжe пepeнeсeнноe в церковь Санта-Чeчилия-ин-Трастевере. Крипты yкpашeны xopoшо соxpaнившимися фрeсками III—VIII вeков.

  • Катакомбы Св. Каллиста
  • Via Appia Antica, 110
  • 09.00–12.00 и 14.00–17.00, 1 янв., фeвр., Пасxа, 25 дeк. зaкp.

Базилика и катакомбы св. Себастьяна

На пeрeкpecткe via Appia и via delle Sette Chiese (ул. Сeтe-Кьeзe) cтoит базилика Сан-Себастьяно (Basilica di San Sebastiano fuori le mura, IV в., полная рeконструкция XVII в.). Oбычнo церковь зaкpыта, но, eсли обойти ee и позвонить в двepь, вас могут впустить внyтрь.

Статуя св. Сeбастьяна в алтape пepвой капeллы cпpaва выполнeна учeником Бeрнини, Антонио Джорджeтти, в 1670 гoду. Haпpoтив нaxoдится Капeлла рeликвий (Карло Фонтана, XVIII в.), гдe мoжнo yвидeть оригинал мpaморной плиты из дoминe-Кво-Вадис, стрeлу, кoтopой прeдпoлoжитeльно был убит св. Сeбастьян, и кoлoнну, к кoтopой он был прикован.

Pядoм c базиликой нaxoдится вxoд в катакомбы Св. Себастьяна (Catacombe di San Sebastiano), в кoтopыx, coгласно прeданию, нeкoтopоe врeмя (III в.) покоились мощи казнeнныx апостолов Петра и Павла. Ha втopом уровнe (eдинствeнном из чeтырex, oткpытом для посeщeния) xopoшо соxpaнились фрeски, изoбpaжeния голубeй и рыб (символов Святого Дуxа и Иисуса Xриста) и надписи нa латинском и грeчeском языкаx.

  • Катакомбы Св. Себастьяна
  • Via Appia Antica, 136
  • 09.00–12.00и 14.00–17.00, 1 янв.,фeвр., Пасxа, 14 нояб.–12 дeк., 25 дeк. зaкp.

Загадки Аппиевой дороги и тайны римских катакомб

К поездке в Рим я готовилась долго и тщательно. Хотелось за отведенную на поездку неделю увидеть как можно больше… Но как объять необъятное?

В мой план входило много. Ватикан и галерея Боргезе, колоритный район Трастевере, римские холмы, Колизей, главные римские базилики, Аппиева дорога, катакомбы и еще много всего…

Ночами мне снились эклектичные сны, в которых причудливым образом сплетались первые христиане, великие императоры и художники эпохи Возрождения.

Долго я трудилась над программой поездки, тщательно прорабатывая маршруты, заказывая экскурсии и покупая билеты в музеи…

Удачно выбранный рейс с ранним прилетом в Рим позволял не терять время даром и начать знакомство с Римом, что называется, «с колес».

В день приезда решено было познакомиться с местами первых христиан — с римскими катакомбами. Из возможных вариантов я выбрала катакомбы Домициллы. Это самые обширные катакомбы, в них сохранилось больше всего росписей, и здесь находится самое первое изображение Христа. На сайте катакомб Домициллы была информация о днях и часах работы, а также указаны автобусы, на которых можно сюда добраться.

Но в эти катакомбы я не попала. Судьба привела меня в катакомбы святого Каллиста.

В день нашего приезда в Рим погода была, надо сказать, совсем не веселая — небо было затянуто тучами, моросил дождь. Но это не помешало, бросив вещи в отеле, отправиться по задуманному маршрут.

Место отправления нужного автобуса легко найдено, остается дождаться автобуса и доехать до нужной остановки, но, увы, я не знаю, как ее опознать.

Поэтому забравшись в автобус, мы начинаем расспрашивать попутчиков. Но никто из них не может ответить на наш вопрос. Один из мужчин советует нам выйти сразу за старой городской стеной и дальше идти пешком по Аппиевой дороге. Других вариантов нет, и мы следуем его совету.

И вот перед нами Аппиева дорога. Тротуаров здесь нет, поэтому надо соблюдать осторожность, чтобы не пострадать от проносящихся мимо машин.

Не знаю, сколько мы шли под моросящим дождем, периодически прижимаясь к стене. Мне казалось очень долго, но думаю, на самом деле не более 10 — 15 минут.

Читайте также:
ТОП-5 мест для путешевствий по России осенью

Экстремальный путь под моросящим дождем уже изрядно надоел, когда мы вышли на перекресток с множеством указателей. Один их них указывал на ворота, сообщая, что войдя в них, мы окажемся на пути к катакомбам святого Каллиста. Мы решили отказаться от идеи разыскать катакомбы Домициллы и вошли в ворота.

За ними открывался совсем другой мир. Волшебным образом, не покидая Рим, мы оказались в сельской местности.

Было трудно поверить своим глазам, ведь всего минуту назад мы с ужасом уворачивались от несущихся машин, а теперь стоим в какой-то удаленной от цивилизации глубинке.

Только стройный ряд домов на горизонте напоминал, что мы в Риме.

Я вспомнила, что где-то здесь апостол Петр встретил Христа. Возможно, я стояла на этом месте, но утверждать точно не берусь…Возможно, эта неприметная церквушка на фотографии стоит на месте легендарного разговора…

Как гласит предание, Святой Петр был заточен в темницу. Его друзья и последователи нашли способ вызволить его оттуда, и он бежал из Рима.

На рассвете, уже за стенами города, он встретил шедшего ему навстречу Иисуса.

-Куда ты идешь? — спросил Петр.

-Иду в Рим, чтобы быть распятым во второй раз, — ответил ему Христос.

После этого Петр вернулся в Рим, сдался властям и был распят.

Путь от ворот до катакомб занимает минут 15, дорога очень приятная и безопасная — нам не встретилась ни одна машина.

Дождь закончился. На небе сияла радуга!

А вот и катакомбы. Надо купить билет. Кстати, этот билет дает право на посещение и других достопримечательностей, связанных с первыми христианами.

В катакомбы можно спуститься только с экскурсией. На русском нет ни одной. Ближайшая по времени экскурсия должна была проводиться на немецком языке. Мы решили, что ждать англоговорящую группу нет смысла, и отправились в катакомбы с немцами.

Мы спускаемся в подземелье. Я ощущаю мистический трепет.

Римские катакомбы это сеть лабиринтов, по которым можно путешествовать только с проводником. Здесь можно легко потеряться.

В катакомбах нельзя фотогравировать. Моя не осведомленность позволила сделать всего три снимка. После напоминания о запрете на съемку ничего не оставалось делать, как убрать фотоаппарат.

Мы идем по узким коридорам с высокими стенами. В этих стенах замурованы саркофаги не только первых христиан, но и людей умерших задолго до них.

Еще с древних времен в Риме было запрещено хоронить умерших в черте города, поэтому кладбища организовывали за его пределами. Для этих целей в известняке вырубали лабиринты, в стенах которых и хоронили усопших. Жутко идти по этим лабиринтам, осознавая, сколько людей покоится в этих стенах.

Для первых христиан катакомбы были не только местом захоронения мучеников, но также служили местом встреч и богослужений, а зачастую и местом убежища проповедников.

Я представляю, как процессия с факелами движется по этим темным лабиринтам. Люди идут медленно, в их движениях нет суеты. Они входят в зал и зажигают свечи. Под покровом ночи и страхом быть пойманными они пришли сюда восславить Иисуса!

Катакомбы святого Каллиста являлись местом упокоения 9 римских епископов. В разное время здесь были похоронены святой Понтиан, святой Луций и святой Евтихий

Но самое сильное впечатление на меня произвела крипта святой Цицилии. В какой-то момент мы вошли в один из залов, где у одной из стен лежало тело женщины. Сначала я сильно испугалась… В полумраке я не поняла что это скульптура. Мы подошли ближе, и я смогла внимательно рассмотреть скульптуру святой Цицилии. Скульптура установлена на том месте, где по преданию был обнаружен саркофаг с мощами святой.

По приказу папы Пасхалия I саркофаг, не вскрывая, перенесли в церковь Санта-Чичилия-ин-Трастевере. Его решили открыть только в 1599 году. Присутствовавшие были поражены, обнаружив, что в саркофаге находятся нетленные мощи святой. При вскрытии саркофага присутствовал скульптор Стефоно Мадерно. Увиденное произвело настолько сильное впечатление, что он создал скульптуру, повторив в камне то, что предстало его глазам в момент, когда крышка саркофага была поднята.

В катакомбах святого Каллиста установлена копия. Оригинал хранится в церкви Санта-Чичилия-ин-Трастевере.

Выйдя из подземелья, мы подслеповато щуримся. Чтобы немного прийти в себя, мы обходим территорию, прилегающую к катакомбам. Ничто здесь не напоминает о мрачном подземелье, из которого мы вышли минуту назад.

Возвращаться в Рим по уже известной нам дороге совсем не хочется, и мы выбираем другой путь. В парке перед катакомбами проложено несколько аллей. В конце одной из них видны ворота, напоминающие те, в которые мы вошли, свернув с опасной дороги.

Древняя Аппиева дорога

«Все пути ведут в Рим» — эта фраза возникла неспроста, Вечный город действительно известен тем, что еще в древности от него расходилось несколько крупных и удивительно благоустроенных для того времени транспортных артерий. Появившаяся еще до нашей эры Аппиева дорога (Via Appia) — одна из них. Ее длина составляет около 540 километров, поэтому идти по всему маршруту, конечно же, нет смысла. Но та часть, что находится на римских окраинах, сохранила свой аутентичный вид и однозначно стоит посещения.

Древняя Аппиева дорога (Via Appia Antica)

История

Древняя Аппиева дорога была построена в 312 году до нашей эры. Первоначально она появилась с военной целью, связывая Рим с крепостью Капуя в южной части Аппенинского полуострова. Позже маршрут продлили до города-порта Брундизия (Бриндизи), чтобы наладить сообщение с другими государствами: Египтом, Грецией, территорией Азии и т.д.

Читайте также:
Мальдивы: международные аэропорты

Инициатором строительства самого первого пути был государственный деятель и патриций Аппий Клавдий Цек — именно в честь него и появилось название Виа Аппиа. Но после каждый новый правитель Рима укреплял древнюю трассу и привносил что-то свое. Она обновлялась при Максенции, Константине, Диоклетиане и других, заслужив неофициальное прозвище «Царица дорог». Вдоль каменной мостовой богатые римляне хоронили родственников, выстраивая роскошные гробницы.

Строительство Аппиевой дороги было обязанностью римских легионов, а дорогу могли прокладывать даже через овраги и болота

В Средние века Аппиева дорога утратила часть своей значимости в качестве военной и торговой артерии. Но зато появился большой поток паломников, которые хотели посетить гробницу Святого Себастьяна и римские катакомбы. Это продолжалось до конца 16-го века, когда папа Григорий XIII решил построить Appia Nuova, оттянувшую на себя почти весь поток путешественников.

В 16 веке дорога притянула к себе большое количество паломников разного социального статуса

В начале 19-го столетия в Риме набрал силу интерес к античным достопримечательностям, и древняя Виа Аппиа превратилась в одну из археологических зон. Спустя век, в 1988 году, появился археологический парк Parco Regionale Della’Appia Antica. Он помог сохранить в первозданном виде те километры мостовой, которые еще не превратились в асфальтированную трассу.

Сейчас Аппиева дорога относится к археологическому парку, который поддерживает ее и достопримечательности в должном состоянии

Интересно: после знаменитого восстания Спартака в 71 году до нашей эры Виа Аппиа стала местом казни — вдоль нее прошло массовое распятие рабов. Около 6 000 крестов были возведены от Рима до Капуи.

Как добраться до Аппиевой дороги

Легендарная Аппиева дорога находится в южной части Рима и уходит далеко за его пределы. Однако начало маршрута у ворот Сан Себастьяно расположено не слишком далеко от исторического центра.

Точный адрес: Via Appia Antica, Рим, Италия

Как добраться из Рима от вокзала Termini

Метро:по ветке А ехать до станции S. Giovanni 5 минут.

Пешком:пройти 1,7 километра.

Автобус:маршрутом №714 ехать до Columbo (Marco Polo) около 15 минут.

Аппиева дорога на карте

Что посмотреть

Древняя Аппиева дорога протяженностью 540 км к сегодняшнему дню далеко не всюду представляет интерес для туристов, весомая ее часть покрыта асфальтом и мало чем отличается от обычной трассы. Поэтому в плане экскурсий можно ограничиться первыми 7-10 километрами — туристическим маршрутом, где сохранились античные развалины и древнеримская мостовая. Серые камни — вулканический базальт, из которого построена Виа Аппиа, подогнаны друг к другу настолько плотно, что и сегодня остаются надежным покрытием. В далеком прошлом каждую милю обозначала специальная колонна, но до наших дней их сохранилось всего две — первая стоит у ворот Сан Себастьяно, а вторая находится в городе Бриндизи.

Ворота Святого Себастьяна

В античные времена Аппиева дорога брала свое начало у Капенских ворот неподалеку от Большого цирка. Но это строение до наших дней не дошло даже в виде развалин, поэтому отсчет принято начинать от ворот Святого Себастьяна. Они были и остаются самыми большими в древней Аврелиановой стене. Интересно, что эти ворота некогда назывались Аппиевыми, а свое современное имя получили только в 15-м веке.

Отсчет Аппиевой дороги принято начинать у ворот Святого Себастьяна

У Порта Сан Себастьяно можно немного задержаться — во-первых, здесь находится колонна, отмечающая первую милю Виа Аппиа, а во-вторых, над воротами находится музей Museo delle mura, посвященный истории крепостных стен. Этот музей и смотровую площадку можно посетить бесплатно.

Маршрут по достопримечательностям Via Appia лучше начать с Museo delle mura, в котором есть смотровая площадка с панорамой будущего маршрута

Арка Друза

Довольно скромная с виду арка расположена непосредственно у ворот и когда-то составляла с ними единое целое. Была версия, что она строилась как триумфальное сооружение, но такая гипотеза не подтвердилась. На самом деле это опора античного водовода — часть акведука Аква Марция, снабжавшего водой древнеримские термы.

Арка Друза когда-то была опорой античного водовода

Церковь Domine Quo Vadis

Храм с необычным названием Domine Quo Vadis, которое в переводе означает «Куда ты идешь?», прославился благодаря одной легенде. Считается, что именно на этом месте на заре нашей эры апостол Петр, бежавший из Рима, встретил самого Христа и спросил у того, куда он направляется. Воскресший Иисус Христос ответил, что идет в Рим, чтобы заново быть распятым. После этого апостол уже не мог продолжать свое бегство — он вернулся, был схвачен властями и казнен. О легендарной встрече сегодня напоминает камень с отпечатками ступни, который хранится в церкви — считается, что это след самого Христа.

Многоуровневые катакомбы Святого Каллиста на 2-й миле Аппиевой дороги являются самыми древними из подземелий Рима. Кроме самого Каллиста, который был одним из первых римских пап, здесь похоронены еще несколько понтификов и 8 христианских епископов. Сегодня для туристов открыта лишь небольшая часть катакомб, а многие тоннели до сих пор не раскопаны и не изучены. Но паломники и туристы идут сюда ради древней Крипты Пап и гробницы святой Цецилии с красивой мраморной статуей. Экскурсии в подземельях проводятся с 09:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00, стоимость 8 € (

Читайте также:
Иммиграция в Канаду для родственников канадских резидентов » Гражданство Европейского Союза с законной гарантией

Катакомбы святого Каллиста привлекают внимание своей криптой и красивой мраморной статуей у пола

Катакомбы Святого Себастьяна

Длинные и запутанные катакомбы Святого Себастьяна — одна из самых интересных достопримечательностей Виа Аппиа. Есть легенда, что некогда в них хранились мощи апостолов Петра и Павла. Правда это или нет — сложно сказать, доподлинно известно лишь то, что в этих подземельях был погребен мученик Себастьян. Сегодня его мощи находятся в старинной базилике, которая расположена прямо над катакомбами. Кстати, подземный маршрут начинается именно с нее. Посетить катакомбы можно с 10:00 до 17:00, билет стоит 8 € (

Вилла Максенция

Древнеримская вилла, которую связывают с именем императора Максенция, сохранилась в виде развалин главного дворца, цирка и мавзолея Валерия Ромула (сына Максенция). Считается, что она была построена на Аппиевой дороге еще на заре нашей эры и вначале принадлежала оратору Героду Аттику. Император же, получив эти земли, занялся перестройкой уже существующего дворца. Развалины можно посмотреть бесплатно, но только с 10:00 до 16:00.

Развалины виллы Максенция можно посмотреть бесплатно, важно уложиться в отведенное время

Мавзолей Цецилии Метеллы

Античная гробница Цецилии Метеллы — дочери древнеримского консула и невестки полководца Красса, была построена за 50 лет до нашей эры. Внешне она напоминает круглую зубчатую башню, облицованную травертином. Правда, первоначальный облик мавзолея был несколько иным, зубцы у него появились лишь в 13-м веке, когда гробница перешла к семейству Каэтани. Осмотреть мавзолей можно с 09:00 до 16:30, вход стоит 5,5 € (

Гробница Цецилии Метеллы была выстроена в память о дочери знатного древнеримского консула

Интересно: за мавзолеем Цецилии Метеллы находится самый красивый участок Аппиевой дороги — окруженная кипарисами древняя мостовая, которую часто можно увидеть на открытках и фотографиях.

Красивейший участок Аппиевой дороги сохранил свой вид благодаря усилиям работников археологического парка и властям Рима

Дальше по маршруту находятся развалины замка Каэтани и построенной внутри него церкви Святого Николая — одного из редких готических сооружений Рима. А на расположенной рядом вилле Капо ди Бове есть остатки древнеримских терм с сохранившейся напольной мозаикой.

Часовня святого Николая выполнена в готическом стиле, что совсем не свойственно римской архитектуре

Если вы настроены на длительную прогулку, можно пройти и по 4-й миле Виа Аппиа — она известна множеством гробниц. Более десятка мавзолеев разной степени сохранности будут идти длинной чередой. Среди них есть скромная гробница Сенеки — древнеримского философа, воспитавшего императора Нерона.

После 4-й мили древней дороги начинается череда гробниц и мавзолеев, одной из них будет гробница Сенеки

На 5-й миле находятся развалины виллы Квинтилиев — некогда огромного дворца с паровым отоплением, системой водоснабжения и канализацией. Следующая 6-я миля отмечена несколькими башнями и руинами храма Геркулеса.

История виллы Квинтилиев связана со страшным проклятием братьев, владевших ею

А в самом конце туристического маршрута на территории района Frattocchie города Marino (примерно 20 км от Рима) расположен информационный центр парка Parco Appia Antica.

Тому кто дойдет до конца приятным бонусом будет отдых в чудесной парковой зоне Parco Appia Antica

Карта достопримечательностей древней Аппиевой дороги

Часы работы и стоимость билетов

Аппиеву дорогу можно посетить самостоятельно и бесплатно, но вход в некоторые гробницы и музеи по ее маршруту будет платным.

В выходные и праздничные дни передвижение транспорта по участкам, входящим в состав парка, запрещено — они открыты только для пешеходов.

Езда на транспорте разрешена только в будние дни и на очень маленькой скорости

Интересные факты
  • В античные времена вдоль Виа Аппиа работало несколько трактиров, один из которых под названием Tres Tabernae упоминается в письмах Цицерона и даже в Новом Завете.
  • На стене ворот Святого Себастьяна можно увидеть фигуру архангела Михаила, который сражается с драконом. Она появилась в 14-м веке после победы римлян над неаполитанским войском.
  • Считается, что именно Аппию — основателю Аппиевой дороги, принадлежит крылатая фраза «Каждый сам кузнец своего счастья».

Преодолеть маршрут Аппиевой дороги рекомендуем на велосипеде или пешком

Полезные советы
  • По Виа Аппиа не стоит ехать на автомобиле, даже несмотря на то, что в будни она открыта для автотранспорта. На каменной мостовой скорость будет минимальной.
  • По воскресеньям катакомбы Святого Себастьяна закрыты, а ехать ради них в этот район еще раз — не слишком удобно. Поэтому лучше выбрать для экскурсии по Аппиевой дороге субботу.
  • Пройти пешком весь туристический маршрут почти невозможно, но если вы хотите увидеть максимум — возьмите в аренду велосипед. Ввиду теплого климата Рима этот вариант доступен и зимой.
Виртуальная экскурсия по древней Аппиевой дороге в Риме
Древняя Аппиева дорога в Риме на видео

Удивительная и неимоверно древняя Аппиева дорога стоит того, чтобы надеть удобную обувь и отправиться в длинное путешествие по истории Рима. Но если не хочется много ходить пешком, можно от ворот Святого Себастьяна проехать на автобусе №118 до Scuola Agraria, чтобы посмотреть катакомбы Каллиста, после немного прогуляться и вернуться в город. Этот же автобус довезет и до базилики Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура, откуда рукой подать до виллы Максенция и гробницы Цецилии Метеллы. Но дальше все-таки придется идти пешком.

Читайте также:
Где находится визовый центр Бельгии?

Аппиева дорога в Риме, Италия

Рим — не просто известнейший туристический центр и город с древнейшей историей. Столица Италии — это настоящее наследие человеческой цивилизации. С этим городом связано так много, что перечисление всех знаменательных исторических фактов, дат и мест займет не один час. Уже одно то, что многие достопримечательности Рима, весь его великолепный исторический центр, а также памятники священного оплота католицизма — Ватикана — являются бережно охраняемым, драгоценным Всемирным наследием ЮНЕСКО, говорит о многом.

Рим — это не просто столица одного из государств Средиземноморья. Это и сохранившаяся до наших дней столица могучей когда-то Римской империи, а таким грандиозным «наследством» могут похвастаться не многие города мира. Более того, множество строений Древнего Рима сохранились практически не разрушенными (или бережно восстановленными благодарными потомками) до настоящего времени, и Аппиева дорога — одно из таких своеобразных «сооружений», которое было создано еще в далеком 312 году до нашей эры и существует по сей день. Что же это такое?

История Аппиевой дороги

История Аппиевой дороги (Via Appia Antica) в Риме очень давняя и славная. Проложена она была еще до Рождества Христова во время цензорства, дважды консула и римского диктатора Аппия Клавдия Цека (потому она и зовется «Аппиевой»). Она была, собственно, построена по его приказу. В те времена Аппиева дорога имела для Рима огромное транспортное значение и являлась крупнейшей общественной дорогой; сначала соединяла столицу Римской империи с Капуей, позднее была продлена до Брундузии.

Старая Аппиева дорога, ее самая древняя часть, была построена в IV век до н. э. Ее длина составляла примерно 195 современных километров. Причиной основания этого пути были военные действия римлян против самнитов, древнейшего племенного народа Италии. Аппиева дорога была вымощена крупным булыжником. Это способствовало быстрому передвижению римской конницы и пехоты. За многие годы существования толстые камни Аппиевой дороги были отполированы колесами римских колесниц и сандалиями легионеров. До сих пор на всем ее протяжении можно видеть щербины, которые оставили лошади римлян 2 тысячи лет назад.

В III-II века до н. э. дорога была признана одним из важнейших путей сообщения и продолжала достраиваться. Важнейшей заслугой Аппия Клавдия Цека было именно то, что он не только начал ее строительство, но и задал ей правильное направление. Через несколько десятилетий Аппиева дорога в Риме стала главной артерией страны, через которую проходил торговый путь с Востоком. Торговали всем, начиная с роскошных восточных тканей и заканчивая важнейшим «товаром» древности — рабами, которых в огромном количестве привозили с «варварских» территорий.

Сами римляне называли Аппиеву дорогу «царицей дорог», настолько высоко ценилась она в древности. В таком ключе о ней даже упоминает в своем произведении Публий Папиний Стаций, известный древнеримский поэт. Да и в XIX веке н. э. ее воспел в своем произведении итальянский композитор О. Респиги.

Интересно, что многие знатные римляне строили вдоль дороги Аппия монументальные гробницы и великолепные памятники. Для многих римских семейств (таких, как Сципионы) было делом чести и высокого престижа «переплюнуть соседа» по части роскоши убранства. Аппиева дорога печально известна еще и тем фактом, что именно вдоль нее в 71 году до н. э. были распяты 6 тысяч рабов, которых взяли в плен римские солдаты после подавления восстания Спартака. В Средние века она стала привлекать толпы паломников, которые стремились посетить древние захоронения христианских мучеников — катакомбы.

Описание Аппиевой дороги

Основная часть дороги благодаря мастерству ее строителей прекрасно сохранилась до наших дней. Она представляет собой путь шириной в две римские повозки (около 4-х метров), вымощенный крупными тесаными камнями, которые укладчики дороги очень плотно пригоняли друг к другу. Это делалось из расчета, что по дороге должны были пройти многочисленные римские полчища и проехать огромное количество колесниц и повозок с грузом. По обе стороны этого каменного пути были устроены сточные канавы для отвода лишней дождевой влаги и возвышения для пешеходов, напоминающие современные тротуары.

При закате солнца Аппиева дорога вкупе со всеми гробницами и другими величественными сооружениями, которые высятся практич

Основные достопримечательности, которые можно посетить, прогуливаясь вдоль Аппиевой дороги:

Гробница Цецилии Метеллы
Огромная, в виде башни, гробница знатной римской матроны Цецилии Метеллы. Цециллия была дочерью консула, одного из богатейших граждан Рима. Величественная усыпальница построена в виде округлой башни диаметром 11 метров. Высота сооружения — около 7 метров. Сейчас гробница наполовину разрушена, но все равно является одной из уникальных реликвий Аппиевой дороги, ведь она представляет собой ярчайший образчик римских усыпальниц.

Строительство башни велось без использования соединяющего раствора — в ход шли только каменные блоки, тщательно пригнанные друг к другу. Верхняя часть гробницы искусно отделана мрамором — дорогим материалом, который могли позволить себе лишь богатые люди — и украшена изображениями животных. Останки Цецилии были помещены в саркофаг, который размещался в центральной части гробницы, а позже был перенесен в Палаццо Фарнезе. Гробница украшена надписью, которая говорит о том, что построена она была для любимой дочери и жены.

Читайте также:
Обзор семейства самолетов Boeing 777

Знаменитые катакомбы Домитиллы
Во времена Римской империи использовались в качестве первых христианских храмов и молелен. Это одни из самых больших римских катакомб. Основаны были на месте семейной усыпальницы рода Флавиев. Есть версия, что земля эта принадлежала внучке Весписиана (императора) Домитилле. Она была одной из первых христианок, за что и преследовалась, и была замучена насмерть. Со временем подземная галерея усыпальницы была существенно увеличена и стала огромным христианским захоронением, которое представляет и художественную ценность, поскольку украшено прекрасными фресками разных исторических периодов.

Останки Виллы Квинтилиев
Сейчас это прекрасное сооружение практически разрушено, а когда-то оно являло собою настолько роскошную усадьбу двух братьев, что им позавидовал сам император Коммод. Тиран казнил Квинтилиев и присвоил их виллу себе. Но и сейчас она производит потрясающее впечатление на фоне окружающей природы.

Гробница Сципионов
Гробница одного из знатнейших римских родов — Сципионов. Одна из самых древних родовых усыпальниц Аппиевой дороги. Занимает значительную территорию и вмещает более 30-ти захоронений, в том числе и могилу прославленного поэта Рима Квинта Энния (хоть он и не принадлежал к роду Сципионов). Первые захоронения в этом обширном погребальном комплексе производились в III в. до н. э. Последние соотносят приблизительно с I в. н. э. Гробница представляет собой историческую и культурную ценность как один из выдающихся примеров римских захоронений той эпохи.

Как добраться до Аппиевой дороги

Адрес этой достопримечательности Рима: Via Appia Antica, 60, Рим, Италия (индекс 00179).

  • Добраться до Аппиевой дороги можно автобусом №118. Билет стоимостью 1,5 евро необходимо приобрести заблаговременно в городе на станции метро, в газетном или табачном киоске, поскольку у водителей этих автобусов билетов нет.
  • В выходные дни до Аппиевой дороги можно доехать на специальном туристическом автобусе. Проезд в течение 3-х дней обойдется в 25 евро. Номер этого автобуса — 110 и отправляться на нем нужно от станции метро Термини.

Аппиева дорога на карте Рима:

Аппиева дорога в Риме

” class=”wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_2884″>

Первобытные люди планеты общались с помощью свиста, звуков барабана, дыма, огня, воды. Гораздо позже необходимым средством коммуникации древнего мира стали дороги. По ним помчались почтовые сообщения, кареты с людьми, развивалась торговля. Рядом вырастали города, зарождалась жизнь, формируя особую роль дорог в экономическом, культурном развитии каждой страны.

История развития великой Римской империи связана с появлением уникальных дорожных артерий. Многие функционируют сейчас, не погибли под развалинами времён. Их посещение пользуется популярностью путешественников. Иногда, кажется, что здесь можно услышать топот лошадей, звуки древних колесниц, мчащих великих завоевателей мира. Одним из трасс считается Аппиева дорога, длиной 600 км, бегущая из Рима к Бриндизи.

История строительства

Необходимость в надёжной, прямой, как копьё воинствующих римлян, дороги была вызвана военными целями империи. Римляне первыми среди средиземноморских государств решили проблему внедрения сухопутных способов торговли. Купцы быстро оценили удобства доставки товаров не всегда по морю, рекам, но и быстро по суше. Появилась связь Рима и стран Африки, Азии, городов Европы. Построена дорога на основании приказа, с активным руководством цензора Аппия в 312 году до н. э.

К этому периоду существовала старинная латинская дорога, ведущая из Рима в Калы. Начало новой дороги являлось её дополнением. Отличительной чертой «царской дороги» явился факт, что она стала первой мощёной дорогой Рима, выполненной с высочайшим качеством по всей длине. Названа дорога в честь создателя.

За время царствования Римской республики на территории Апеннинского полуострова появилась сеть таких дорог. Общая протяжённость Римских дорог составляет около 300 тысяч км. Строительства любой дороги начиналось с тщательно создаваемой инфраструктуры поселений, через которые планировалось вести дорогу. Это канализация, водоснабжение, выделение мест для транспорта, прохожих.

В будущем появились тротуары. За территорией города при строительстве дорог пользовались утверждёнными нормами, например, ширина прямого участка дороги составляет не меньше 2,45 м, на изгибах 4, 9 м. В таких пунктах без проблем разъезжались две колесницы. Огораживать дорогу входило в обязанность собственников ближайшего участка, если отсутствовала каменная укладка. При её отсутствии путешественники могли ехать, идти, где хотят.

Время строительства дороги имеет три основных фазы:

  1. IV век до н. э. Отрезок длиной 195 км соединил Рим и Капую в целях, важных в 30 летней войне с самнитами. По мощёной трассе скорость передвижения войск, караванов с товаром стала значительно выше.
  2. III век до н. э. Отрезок дороги, ведущий в Беневент, сильно укрепил позиции Рима по всем вопросам.
  3. Вторая часть II века до н. э. Дойдя до Брундизия, дорога связывала Рим с Эгнатьевским маршрутом. Появилась важная возможность торговать, доставлять рабов.

В Византийское время многие участки были отремонтированы. Она выполняла первоначальную роль. События Средних веков ослабили торговые функции уникального строения. Гораздо чаще её использовали паломники, путешественники. Григорий III внес большие изменения в первоначальный вариант обустройства дороги. По приказу на дороге было положено новое покрытие. В последующие столетия царская дорога страдала от варварского разрушения памятников, дороги.

Многие старинные артефакты переходили в частные владения, увозились в другие государства. Особенно, во времена зарождения «моды» на раскопки останков святых, мучеников, которые были востребованы музеями разных стран. Кстати, разрешение на проведение раскопок было дано папой Пием VI в XIX веке. Проезд по дороге восстановлен к концу XVIII столетия.

Читайте также:
Фото Палатина в Риме (23 фото)

Описание

Удивление качеству строительства дороги не уменьшается и сейчас. На ней нет бед современных дорог в виде ям, выбоин, трещин. Гладкие, ровные плиты восхищают своей упорядоченностью, силой, вечностью. Древние секреты технологии заключались в выполнении следующих этапов строительства:

  • Проведение геодезических измерений, расчётов, тщательной размётки, очистка территории от кустарника, деревьев, мешающих возвышенностей, углублений. Дороги Римлян отличаются прямым направлением на максимально возможном пути. Они редко проходят по болотам, непроходимым местам. Путь через все природные преграды в виде рек, горных ущелий проходил по каменным мостам. Некоторые сохранились и сейчас.
  • Создание специальных углублений в форме длинной траншеи. На дно укладывались каменные плиты из вулканического материала. Их закрывали слоем щебня, гальки и специальным известковым раствором. Боковые стороны траншеи укреплялись вертикальными каменными плитами.
  • Укладка мостовой. После уплотнения подстилки новые каменные плиты с особой аккуратностью укладывались на дороге. Существует легенда, по которой Аппий проверял качество подгонки плит своим кинжалом. Если он проходил между плитами, булыжным материалом, участок дороги переделывали.
  • Благодаря толщине дороги, она всегда находилась выше уровня земли окружающей местности. Вода легко стекала с неё, не образуя луж на поверхности.

Вдоль всей Аппиевой дороги строились удобные указатели, используемые путешественниками. К ним относятся следующие элементы инфраструктуры дороги:

  1. Своеобразная разметка в виде римской мили (1478 м). На конкретном расстоянии устанавливались столбы с табличками, указывающими время правления императоров, другие важные даты страны, путь до ближайшего поселения. Сейчас сохранился мильный камень первой мили с датой окончания строительства дороги. Кстати, метки выполнялись в виде цилиндрических колонн с высотой 4 м, толщиной 80 см в диаметре, весом свыше 2 тонн. Их крепили на мощных кубических основаниях, закреплённых в грунте.
  2. Станции для смены лошадей, ночлега, отдыха располагались каждые 15 км. При этом на три простых станции приходилась одна с возможностью ночлега. Для отличия их красили в красный оттенок. Здесь были удобные конюшни, кузнеца, постоялый двор, харчевня. Часто рядом со станциями вырастал новый город. Законы гостеприимного населения позволяли путешественникам селиться в домах местных жителей. Вдоль дороги были обустроены специальные амбары, склады для хранения продовольствия, поставляемого в Рим.
  3. Организация почтовой, курьерской, охранной службы. Налаженная система сообщения позволяла доставить требуемые письма в любой уголок империи. Курьеры могли проезжать за день расстояние в 75 км. Возможности других дорог тогда не превышали 45 км пути ежедневного передвижения. Для быстрой доставки использовалась верховая езда на лошади. При этом курьер должен был носить отличительный головной убор. При поездке на специальной колеснице почта находилась в коробе. Служба курьером в тот период характеризовалась опасностью нападения разбойников. Чтобы предотвратить подобное злодеяние римляне вдоль дороги строили военные, оборонительные сооружения. Часто они превращались в крепости, а несущие в них службу воины, занимались ремонтом, обслуживанием дороги.
  4. Создание культовых мест, священных памятников вдоль дороги связано с законом, согласно которого по периметру городской черты запрещали хоронить умерших. Вдоль дороги возникли колумбарии, величественные гробницы, некрополи, храмы, мавзолеи. Их основной целью являлось прославление великих личностей империи, победу войск, формирование духовной подпитки путников. Они имели возможность помолиться богу торговли Меркурию, Диане защищающей дороги, другим богам. Сейчас многие из них относятся к древним достопримечательностям Италии, принимающих огромное количество туристов из разных стран. На одной (колонне Трояна) можно увидеть изображение строительства знаменитой Аппиевой дороги.

Достопримечательности

Для внимательного изучения достопримечательностей Италии, расположенных по сторонам Аппиевой дороги, необходимо много времени. Предварительное знакомство, составление плана их посещения можно сделать вместе с экскурсиями, организованными по конкретным милям дороги.

Достопримечательности I мили:

  1. Гробницы Сципионов, Геты, Присциллы.
  2. Капенские ворота, порт Аппия или ворота Святого Себастьяна.
  3. Первая мильная колонна.
  4. Колумбарии Помпония Хила, вольноотпущенников Ливии.
  5. Церковь Домине-Кво-Вадис.

Достопримечательности II мили:

  1. Языческое захоронение гипогей Вибии в виде катакомб с древними росписями.
  2. Гробницы Ромула, вольноотпущенников рода Волусия.
  3. Катакомбы Святого Каллиста, Виньи Ранданини, святого Себастьяна.
  4. Цирк Максенция.
  5. Колонна Пия IX.

Достопримечательности других миль дороги:

  1. Башня Капо ди Бове.
  2. Героический рельеф.
  3. Христианские, иудейские катакомбы, кладбищенские склепы богатых семей, развалины средневековых крепостей, архитектурные строения ренессансного, барочного типа, интересные музеи. Колумбарии, уникальные подземные строения гипогеи, катакомбы, монументальные гробницы, современные загородные виллы римских аристократов.

Где находится и как добраться

Сейчас Аппиева дорога является государственной трассой Strada Statale 7 Via Appia, Её часть покрыта асфальтом. Участки с античным мощёным покрытием, хранящим отпечатки древних колесниц, входят в региональный парк Италии. Движение любого транспорта в выходные, праздничные дни на дороге запрещено. По ней проходят маршруты интересных экскурсий. Начинаются они в центре Рима по адресу Via Appia Antica 42 – 00179 Roma. Начало работы, стоимость билетов у всех мест посещения разная. Полную информацию можно получить на сайте, в любом отеле. По старинной дороге курсирует автобус №118.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: