Фото музея деревянного зодчества в Костроме (50 фото)

«Костромская слобода» (Музей деревянного зодчества в Костроме)

Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода» был основан в 1955 году. Большая часть музейных экспонатов собрана за стеной мужского Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря, в живописном месте, где Кострома впадает в Волгу, но несколько деревянных построек также есть с противоположной стороны обители.

В Костромской области уцелели деревянные постройки разных времен, наиболее значимые из которых решили собрать в одном музее под открытым небом. Более того, такое решение было вызвано проведением работ по созданию водохранилища и возведению плотины Горьковской ГЭС на Волге. Из-за строительства этих объектов несколько деревень оказалось под угрозой затопления. Чтобы выявить наиболее ценные памятники архитектуры и спасти их от наступающей воды, в 50-х годах прошлого века в область направлялись экспедиции советской Академии архитектуры. В результате в «Костромскую слободу» в Костроме были перевезены многие деревянные сооружения — шедевры русского зодчества.

Среди первых привезенных экспонатов — Спасо-Преображенская церковь XVIII века постройки из села Спас-Вёжи. В 1955 году ее установили на территории Ипатьевского монастыря. Кроме церквей, в Музей деревянного зодчества Костромы привозили различные хозяйственные сооружения и жилые дома. До 2006 года музей был структурным подразделением музея-заповедника Ипатьевского монастыря, пока не стал отдельным музейным учреждением.

Стоимость билетов различается в зависимости от того, какие объекты вы планируете посетить:

  • Осмотр территории музея без посещения этнографических экспозиций — 100 рублей для взрослых и льготных категорий, дети до 16 лет проходят бесплатно.
  • Осмотр территории и 4 этнографических экспозиций в интерьерах — 180 рублей для взрослых, 120 рублей для льготных категорий граждан, бесплатно для детей младше 16 лет.

Группам предлагается экскурсионное обслуживание (45 минут):

  • 1–10 человек — 700 рублей за всю группу. Дополнительно оплачивается входной билет.
  • От 11 человек: дети, учащиеся, льготные категории — 70 рублей с человека.
  • От 11 человек: взрослые и иностранные граждане — 70 рублей с участника.

В музее «Костромская слобода» можно также посетить интерактивные программы для групп от 15 человек:

  • «Вокруг печки» — 250 рублей. Для участников проводится увлекательная программа с рассказами о быте и традициях крестьянской семьи и вовлечением в повседневные занятия такой семьи. После интерактива (45 минут) — обзорная экскурсия (45 минут).
  • «Гуляй, душа!» — 300 рублей. Посетители примут участие в чаепитии с хозяевами избы, узнают о традициях гостеприимства, а также попробуют себя в народных играх и забавах.

Режим работы музея-заповедника «Костромская слобода»

Музей можно посетить в любой день. Часы работы «Костромской слободы» (музея деревянного зодчества) меняются в зависимости от сезона:

  • Летний сезон: с 10:00 до 19:00 часов.
  • Зимний период: с 09:00 до 17:00 часов.

Отзывы о «Костромской слободе»

Туристы особенно часто отмечают живописную природы и красоту места, где находится музей под открытым небом. По отзывам, на территории есть небольшая площадка для детей, проводятся мастер-классы. Здесь есть туалет и оборудована парковка для автомобилей. Тем, кто хочет узнать об особенностях строительства и обустройства деревянных домов, рекомендуется брать экскурсию. Самые интересные объекты, по мнению многих посетителей, это мельница и бани на сваях.

Большинство путешественников советует совершить неспешную прогулку по территории заповедника «Костромская слобода» и заглянуть в сувенирный магазин, где продают товары народных ремесленников. Лучшее время для посещения, по отзывам туристов, — летний сезон, так как зимой некоторые объекты закрываются. Детям нравится просторная территория музея на природе.

Достопримечательности

В музее-заповеднике «Костромская слобода» собраны различные постройки из дерева:

  • Церковь Собора Пресвятой Богородицы, относящаяся к середине XVI века. Памятник перевезли в музей из села Холм.
  • Церковь Всемилостивого Спаса начала XVIII века, состоящая из 4 частей-клетей. Ранее стояла в селе Фоминское. Колокольня имеет 8 граней, она врублена в кровлю сеней. Внутри сохранились образцы народного мастерства резьбы по дереву.
  • Церковь Ильи Пророка, привезенная из села Верхний Березовец. В той части церкви, где проходили службы в теплое время, сохранился свод, на котором можно увидеть сцены Страстей Христовых, изображенные на холстах, — такой потолок называли «небо».
  • Этнографическая деревня с разными домами: от небольших крестьянских изб до больших домов. Внутри сооружений — тематические этнографические выставки, воссоздающие быт и интерьер прошлых времен. Выставлены также амбары, мельница, а особенно необычно выглядят бани. Они были привезены из Костромской низины, которую регулярно затапливало, из-за чего местные постройки были поставлены на сваи. Посетители часто видят в этих банях отсылку к «избушкам на курьих ножках» из русских сказок.
Читайте также:
Доверенность на получение загранпаспорта в визовом центре в 2021 году

Как добраться до Музея деревянного зодчества в Костроме

Музей-заповедник «Костромская слобода» находится по адресу: ул. Просвещения, 1Б. Доехать сюда можно на общественном транспорте:

  • Автобус № 4, 14, 38, 105, 107, остановка «Ипатьевская слобода» в 1 км от музея.
  • Маршрутное такси № 8, 11, остановка «Ипатьевская слобода»

Дорога из Москвы на автомобиле займет 5–7 часов.

Доехать до музея «Костромская слобода» можно на такси: в Костроме работают службы Gett, Яндекс.Такси, Maxim, RuTaxi.

Панорама территории Музея деревянного зодчества Костромы:

Видео о музее-заповеднике «Костромская слобода»:

Музей деревянного зодчества в Костроме: режим работы 2021 и стоимость билетов, адрес и официальный сайт

На стрелке двух рек Костромы и Волги разместились такие достопримечательности Костромы, как Ипатьевский монастырь и Музей деревянного зодчества. «Костромская слобода» — именно так называют этот музей под открытым небом, история создания которого связана с трагической судьбой многих людей.

В середине XX века началось сооружение Горьковской ГЭС. При создании Костромского водохранилища под угрозой затопления оказалось два десятка населенных пунктов. Их жителей пришлось эвакуировать, а деревня Спас-Вежи, как и древний город Молога, оказавшиеся под водой, стали символами безвозвратно утерянной России.

Наиболее ценные деревянные постройки были спасены от гибели — их перевезли в Кострому и отреставрировали, установив у стен Ипатьевского монастыря. Первым экспонатом музея под открытым небом стала Спасо-Преображенская церковь 1713 года из села Спас-Вежи, установленная в стенах обители в середине 50-х годов XX века.

Церковь Преображения из села Спас-Вёжи, 1628 г. Находилась в Ипатьевском монастыре. Сгорела в сентябре 2002 г.

автор: А. Кувыркин

Также была спасена особо ценная постройка середины XVI века — пятиглавая церковь Собора Пресвятой Богородицы из села Холм.

Обязательно осмотрите удивительной красоты храм Всемилостивого Спаса с восьмигранной колокольней из села Фоминское. Внутри церкви сохранился тябловый иконостас с резными царскими воротами (тябло — это деревянный брус для установки икон).

Кроме того, с затопляемой территории сюда доставили жилые дома и хозяйственные постройки. Группы архитекторов, отправившиеся в экспедиции по Костромскому краю, нашли памятники деревянного зодчества, сохранившиеся, но находящиеся в полуразрушенном состоянии. Эти строения нельзя было оставить на старом месте без присмотра, их целесообразно было перевести в Кострому, в музей под открытым небом и, таким образом, сохранить.

Так появилась этническая деревня с крестьянскими домами и амбарами, овинами и мельницами. Некоторые избы доступны для посещения и Вы сможете познакомиться с бытом, как простых людей, так и более зажиточных. К примеру, здесь имеется усадьба лесопромышленника.

Интересен и дом, напоминающий избушку на «курьих» ножках, это баня. На территории организованы оригинальные тематические выставки «Дом гончара», «Традиции русского чаепития» и другие.

Адрес

г. Кострома, ул. Просвещения, 1б.

Телефон

+7 (4942) 37-38-72, +7 (4942) 31-68-37

Режим работы в 2021 г.

  • В зимний период (с 1 октября по 31 марта) с 9:00 до 17:00
  • В летний период (с 1 апреля по 30 сентября) с 10:00 до 19:00
  • Касса закрывается на полчаса раньше

Стоимость билетов в 2021 г.

  • Для взрослых — 180 рублей
  • Для школьников, студентов и пенсионеров — 120 рублей
  • Для детей до 16 лет — бесплатно

Обратите внимание, что территория музея состоит из двух частей — основная территория и участок по адресу Клубная д.8 (с другой стороны от Ипатьевского монастыря), где находится Церковь Пресвятой Богородицы из села Холм.

Официальный сайт

kosmuseum.ru (филиал Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника)

Старые деревянные строения намного более хрупкие по сравнению с каменными — они подвержены гниению и пожарам. Несмотря на все усилия работников музея, их с каждым годом становится все меньше. В 2002 году сгорела церковь Спаса-Преображения из села Спас-Вежи. Таким образом, не стало экспоната, с которого начинался музей.

Читайте также:
Консульство Австралии в Санкт-Петербурге - официальный сайт, адрес и телефон

Поэтому возможность лицезреть чудом сохранившиеся памятники можно назвать уникальной. Приехав в Кострому, обязательно загляните в Музей деревянного зодчества — Костромскую слободу.

Костромская слобода. Музей деревянного зодчества.

Как я уже писал, наш визит в Кострому был несколько омрачен празднованием дня рождения города. И именно поэтому, мы решили скоропостижно сворачиваться с прогулками по городу. Но, чтобы наша поездка совсем не оказалась бесполезной – отправились в музей «Костромская слобода».

Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей–заповедник «Костромская слобода» – это музей деревянного зодчества России под открытым небом.

Музей представляет собой облагороженную территорию, на которой и расположены экспонаты. Вход на территорию музея стоит символические 40 рублей. За фотосъемку отдельно нужно заплатить 50 рублей. За эти скромные деньги можно отлично провести время на природе, среди истории архитектуры севера.

01. Мельница-шатровка из д. Спас Нерехтского района. Основной объем мельницы с помещениями кладовых, и мукомольным механизмом неподвижен, а верхняя часть с крыльями может поворачиваться для установки против ветра.

02. Постройка имеет трехъярусную композицию. Рубленый «с остатком» сруб образует крупный прямоугольный в плане нижний объем, покрытый тесовой вальмовой кровлей. Над ним в центре возвышается восьмерик-шатер, несущий более широкий восьмигранный вращающийся верхний ярус.

03. Лично я больше всего хотел посмотреть на деревянную мельницу. Так сказать, мельница – выбор редакции.

04. Бани из деревни Ведерки Костромского района. Конец XIX века.

05. Деревня находилась на территории Костромской низины, которую во время весенних половодий заливало водой. Поэтому все постройки, в том числе и жилые дома, ставили на дубовые сваи.

06. Часовня из деревни Притыкино Шарьинского района, конец XVIII-начало XIX века. Эта часовня, перевезённая с берегов реки Ветлуги, своим строгим и лаконичным объёмом напоминает сторожевую башню.

На нижнем четырёхгранном срубе здания установлены два последовательно уменьшающихся восьмерика, которые немного расширяются сверху, образуя повалы. Кровли, нависающие над срубами, защищают стены от дождя и придают сооружению особое очарование.

07. Часовня из деревни Большое Токарёво Солигаличского района Костромской области, конец XVIII-начало XIX века. Часовня отличается от церкви отсутствием алтаря, поэтому некоторые церковные обряды (крещение, венчание, причастие и др.) в часовнях не совершались. Службы в часовнях проходили не каждый день и чаще всего были приурочены к каким-либо событиям.

Часовня из Большого Токарёва освящена в честь иконы Казанской Божией Матери. В большие церковные праздники, приходившиеся на время весенней и осенней распутицы, в часовне совершались молебствия, и она в это время практически заменяла крестьянам церковь. Часовня представляет собой небольшой восьмигранный сруб, сужающийся кверху и окружённый галереей – «гульбищем». Над тесовой восьмискатной кровлей постройки возвышается небольшой шатёр с луковичной главкой.

08. Церковь Всемилостливого Спаса из села Фоминское Костромского района. Относится к широко распространённому типу клетских церквей. Состоит из четырёх «клетей» (частей, объёмов): алтарь, четверик, трапезная, паперть (сени).

09. Восьмигранная колокольня врублена в кровлю сеней. Кровля храма двускатная «клинчатая», в два слоя тёса «со скалой» (между верхним и нижним слоями тёса уложены широкие листы бересты), главки четверика и колокольни покрыты осиновым лемехом. Интерьер церкви – это замечательный образец народного мастерства: солея выполнена в каноне XVII века, лавки с фигурными ножками и резной опушкой врублены вдоль стен; клиросы, украшенные геометрической резьбой, установлены перед иконостасом у северной и южной стен. Обращают на себя внимание полы, рубленные из плах, косящатые и волоковые окна и массивная входная дверь с секирным замком.

10. Церковь Ильи Пророка из села Верхний Березовец Солигаличского района. Точная дата постройки не установлена.

11. В высоком подклете до 1822 года размещалась «тёплая» (отапливаемая) Покровская церковь. Верхний этаж занимал «летний», то есть неотапливаемый храм в честь Ильи Пророка. Церковь имеет богатое внутреннее убранство. Особый интерес представляет интерьер летней церкви, где сохранились: так называемое «небо» – свод, обтянутый домотканым холстом с изображением сцен Страстей Христовых; резной четырёхъярусный иконостас; установленные по стенам четверика расписные тябла, на которых в два ряда размещались иконы; резная сень над плащаницей в северо-западном углу четверика.

Читайте также:
Карта Крита с достопримечательностями на русском языке. Интерактивная карта

12. Типичный деревянный колодец.

13. Дом М. К. Липатова из деревни Журавлёво (быв. Кобылино) Макарьевского района 1857 г. Данный двухэтажный дом также принадлежал богатому крестьянину-лесопромышленнику Липатову и строила его плотницкая артель Е. С. Зиринова. Дом объединяет под одной кровлей жилые помещения первого и второго этажей, холодные горенки, кладовые, чуланы, большой двухъярусный двор с сельниками.

14. Дом Андриана Григорьевича Серова из деревни Мытищи Макарьевского района, 1873 год. Этот большой одноэтажный дом-пятистенок, принадлежащий крестьянину-лесопромышленнику Серову, во многом отличается от других крестьянских домов. Его возводил знатный в Макарьевском уезде мастер Емельян Степанович Зиринов. Дом объединяет в одном срубе избу и горницу. Позади жилой части дома находится «мост», к которому примыкают три горницы. На верхнем этаже вместительного хозяйственного двора находится сеновал, расставлены рыболовные принадлежности, средства передвижения и другие предметы хозяйственного значения. Внизу – хлева и кладовые.

Постройка дома и его резные украшения стоили немалых денег. Хозяин, сплавлявший лес по Унже и Волге, часто бывал на крупных ярмарках, выезжал в Кострому и Нижний Новгород. В его доме можно увидеть редкие для крестьянского быта 19 в. вещи: самовар, граммофон, модные венские стулья, комод, кровать, предметы городского костюма. Снаружи дом украшен глухой (корабельной) резьбой, а интерьер имеет лёгкие резные узоры и выкрашенные оконные рамы, полы и потолки жилой половины дома.

15. Дом крестьянина Скобёлкина из деревни Стрельниково Костромского района, середина XVIII века. Это наиболее ранний образец деревянной жилой архитектуры. Согласно преданиям и родословной его бывших владельцев Скобёлкиных, их предки купили дом у проживавших в деревне Стрельниково стрельцов. Дом поставлен на высокий подклет, срублен из массивных сосновых брёвен и покрыт тесовой кровлей на «самцовой» конструкции. Внутрь его попадают через «проходной рундук» и сразу входят в просторные сени. Их освещают два красных окна; обращают на себя внимание врубленные в стену кровать и лавки и два массивных посудных шкафа, украшенных трехгранно-выемчатой резьбой, известной ещё в древности. В горнице сохранилось глухое (без окон) помещение, служившее её прежним владельцам–староверам молельной комнатой.

Дом из деревни Стрельниково – уникальный памятник народной культуры и единственный из сохранившийся в Поволжье по своей древности. В настоящее время он используется для проведения интерактивных программ с юным поколением.

17. Слева на снимке овин из деревни Пустынь Костромского района, конец XIX века. Предназначался для “огневой” просушки снопов ржи, пшеницы, ячменя, овса.

Основной объем постройки представляет собой квадратный в плане двухъярусный сруб, покрытый двускатной самцовой тесовой кровлей. Сбоку к нему примыкает более низкий предовинник с крутой односкатной кровлей, предназначавшийся для хранения дров и орудий молотьбы. На главном фасаде собственно овина на уровне второго яруса устроен дощатый помост, опирающийся на повалы-помочи.

18. А это довольные мы. Я на этом фото как настоящий Граф Дракула. :)

Музей деревянного зодчества «Костромская слобода»

Создание в Костроме музея деревянного зодчества было связано со строительством на Волге плотины Горьковской ГЭС и созданием Горьковского водохранилища в 1955—1957 гг. В 1946 — начале 1950-х гг. в Костромскую область было направлено несколько экспедиций Академии архитектуры СССР с целью выявления особо ценных памятников русской архитектуры. Первой стала экспедиция под руководством С. Л. Агафонова, после чего и началось создание коллекции музея с перевозки в Кострому с затапливаемых территорий памятников культового назначения и крестьянских домов и хозяйственных построек (бань, амбаров, мельниц) XIX — начала XX вв.

Сам музей находится в живописном месте в районе впадении реки Костромы в Волгу и Ипатьевского монастыря. Идти туда можно сначала около 2 км вдоль набережной, затем по лесу.

Теперь посмотрим на артефакты истории. На фото — церковь Всемилостливого Спаса из села Фоминское Костромского района, датируемая 1712 годом. Относится к широко распространённому типу клетских церквей (один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями).

Храм состоит из четырёх «клетей» (частей, объёмов): алтарь, четверик, трапезная, паперть (сени). Восьмигранная колокольня врублена в кровлю сеней. Кровля храма двускатная «клинчатая», в два слоя тёса «со скалой» (между верхним и нижним слоями тёса уложены широкие листы бересты), главки четверика и колокольни покрыты осиновым лемехом.

Читайте также:
Страны-производители и экспортеры, выращивающие чай в 2021 году — объясняем по порядку

Справа — мельница-шатровка из деревни Спас Нерехтского района. Её основной объем с помещениями кладовых, и мукомольным механизмом неподвижен, а верхняя часть с крыльями может поворачиваться для установки против ветра. Постройка имеет трехъярусную композицию.

Дом крестьянки Чапыгиной начала XX века из деревни Большое Андрейково Нерехтского района.

Дом крестьянина Тарасова из деревни Мухино Вохомского района 1 половины XIX века постройки. Дом состоит из двух частей — передняя, используемая для жилья, и задняя, для зимовки домашнего скота. Вместо привычного дымохода, в таких домах использовалась вытяжная щель в потолке, а в подклете под полом крестьяне хранили зимой овощи и другие продукты. Задняя стена скотного двора имеет двойную толщину, чтобы тепло лучше сохранялось. На втором ярусе располагается сеновал и кладовая для хранения различного инвентаря.

Вновь крестьянский дом Скобелкина середины XVIII века из деревни Стрельниково Костромского района — один из старейших в регионе. В доме восстановлен интерьер крестьянского жилища. Характерной особенностью дома является то, что сени в нем имеют значение самостоятельного помещения, отличающегося своей просторностью, хорошей освещенностью и деталями обстановки, характерными для жилого помещения (лавки, стол, кровать, шкафы). Во внутрь не смогли попасть — закрыто было.

На мой взгляд, самая красивая постройка музея, церковь ярусного типа Илии Пророка из села Верхний Берёзовец под Солигаличем, датированная рубежом XVII-XVIII вв.

В центре свода — круглая икона с погрудным изображением Христа Вседержителя. Иконография росписи опирается на лубочную интерпретацию гравюр иллюстрированных Библий XVII в. Письмо отличается редким аскетизмом, практически это рисунок кистью, где только одежды переданы цветным контуром (синий, охра). Рисунок уверенный, свободный, белый фон естественно входит в структуру всех изображений и создает исключительную светозарность, воздушность росписи. Каждая грань свода имеет двойную орнаментальную рамку из крупных, предельно упрощенных листьев аканта. В вершинах семи граней изображены херувимы и серафимы, на восточной грани — «Всевидящее око». На восточной грани свода размещено «Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом» Это скульптурное навершие иконостаса входит в контекст страстного цикла, как его кульминация, а завершающая сцена «Разделение ризы Христа» по смыслу поставлена напротив «Распятия» на западном лотке свода.

Иконостас четырехъярусный, царские врата резные, ажурные с шестью живописными клеймами (четыре евангелиста и архангел Гавриил с Богоматерью). Центральная часть иконостаса выделена по вертикали спаренными колонками, в навершии которых установлены фигуры предстоящих Распятию. Резьба иконостаса характерна для северного рококо, совмещавшего барочные витые колонки с гроздьями винограда, завитки и классически ясную симметрию композиции.

Музей деревянного зодчества «Костромская слобода». Дом крестьянина Ершова середины XIX века из деревни Портюг Межевского района. Размеры и планировка и конструктивные элементы дома схожи с типами изб русского Севера. Холодная и тёплая избы соединяются друг с другом сенями — «мостом». Из сеней можно попасть в неотапливаемую горницу. Подклет холодной избы использовался под амбар — кладовушку. Посередине кладовой устроена яма — погреб, где хранились соления, квашеная капуста и овощи.

Пароконная сенокосилка 1940-х гг. для скашивания травы. Её рабочая часть включался в себя режущий аппарат, состоящий из пальцевого бруса, внутри которого движется нож. Такая косилка по производительности заменяла труд 8-12 косцов.

Дом крестьянки Лоховой XIX в. постройки из деревни Вашкино Чкаловского района Нижегородской области.

Музей деревянного зодчества «Костромская слобода». Дом Липатова 1857 г. постройки из деревни Журавлёво Макарьевского района. Данный двухэтажный дом принадлежал богатому крестьянину-лесопромышленнику Липатову и строила его плотницкая артель Е. С. Зиринова.

В заключение, знакомьтесь, древнейший памятник церковной деревянной архитектуры всей Центральной России — церковь Собора Пресвятой Богородицы из села Холм Галичского района (1552 г.)

Не менее важная часть экспозиции — коллекция старых глиняных игрушек начала 20 столетия.

Петровская глиняная окарина (свистулька) — один из древнейших духовых инструментов. Главное отличие Петровской глиняной игрушки заключается в зеленовато-буром цвете. Устроена окарина гениально. В глиняном изображении человека или животного или просто яйце делается полость, в которую вдувается воздух. На пути воздушной струи под определённым углом расположен рассекатель. На нём-то и возникает первая вибрация, которая усиливается полостью окарины и ею же сглаживается. Дополнительные отверстия в корпусе окарины предназначены для изменения высоты звука. Декоративные орнаменты: «ёлочки», вертикальные вмятины, точки.

Читайте также:
Болгария евросоюз или нет - 2021

Петровская (она же Сусанинская) игрушка получила свое название от одноименной деревни Петровское, которая находится в Сусанинском районе на юго-западе Костромской области. Гончарный промысел в Костромской губернии ещё в XIX веке существовал во всех уездах, где на 130 кирпичных заводах трудились до 2000 гончаров.

Особенности петровской игрушки заключаются в точности и гармоничности пропорций и утонченном силуэте. Цвет глазури — однотонный зеленоватый или коричневый. Петровские мастера смешивали два сорта глины — коричневую и красную. Украшением игрушек выступают орнаменты в виде елочек, вмятинок и точек. Для нанесения более сложных узоров петровские гончары использовали деревянные штампики. Сюжеты, которые чаще всего встречаются в петровской игрушке — это различные животные (домашний скот, а так же олени, лоси, медведи и т.д.), мужики с гармонями и балалайками, бабы с детьми, скоморохи. Игрушки делают на трех или четырех опорах.

Музей деревянного зодчества в Костроме (Костромская слобода)

Костромская слобода – интересный музей деревянного зодчества Костромы под открытым небом. На площади, равной по размеру городскому кварталу расположились два десятка строений из дерева, спасенных от пожаров и уничтожения. Здесь и избы крестьян разного достатка, и мельницы, и церковь – все деревянное. Во время нашей ноябрьской поездки в Костромы мы не могли отказать себе в удовольствии посетить этот музей.

В музей “Костромская слобода” мы приехали после посещения Ипатьевского монастыря. Припарковав машину рядом с музеем, зашли в небольшую сторожку и приобрели билеты. Фотосъемка – 50 рублей, видеосъемка – 100 рублей.

Здесь же можно были договориться об экскурсии, но мы подумали, что это излишне, правда впоследствии пожалели об этом решении. Экскурсоводы в музее колоритные, интересно рассказывают – удалось немного подслушать, проходя мимо.

Что посмотреть

Музей деревянного зодчестве появился в Костроме в 1969 году, на “стрелке”, где сливаются в одну реки Кострома и Волга. Музей Костромская слобода настолько искусно вписан в ландшафт, что даже тяжело поверить, что это импровизированная деревенька не жилая. Несмотря на то, что экспонаты в музей были привезены сюда из разных мест Костромской области, создатели спланировали музей по такому же принципу, как и русскую деревню. В музее есть “Центральная улица”, куда красными фасадами выходят деревенские избы.

На пригорочках расположились храмы, которых в музее несколько. По традиции амбары и другие нежилые помещения были размещены “на задворках” деревни. Ну а вдоль реки расположились забавные “избушки на курьих ножках” – бани.

В начале музея гостей встречает деревянный дракоша – Змей Горыныч.

Если пройти чуть дальше, то можно увидеть новодельный домик, где когда-то располагался ресторанчик (закрыт уже несколько лет).

Костромская слобода. Ресторан

Увидев впереди большую группу туристов, мы решили свернуть с “Центральной улицы” и отправились на осмотр Церкви Ильи Пророка восемнадцатого века.

Церковь Ильи Пророка

Примечательно, что церковь эта открыта для посещения. Храм привезен из деревни Верхний Березовец Солигаличского района. На первом этаже храма, на подклете находилась теплая Покровская церковь. А верхний ярус занимает летний храм Ильи Пророка, который не отапливался.

Интерьер церкви уникален: местами сохранилась роспись и иконостас. Пару лет назад церковь была отреставрирована.

Особое внимание привлекает расписной купол. Лично мне сразу вспомнилась церковь в Торжке.

В большом помещении церкви расположились мини-макеты экспонатов музея Костромская слобода, благодаря чему можно подробно рассмотреть их конструкцию.

На небольшом острове находится Церковь Всемилостливого Спаса (1712 год). Сейчас в музее проводятся работы по восстановлению крыши здания. Вход внутрь был закрыт.

Церковь Всемилостливого Спаса

Рядом с Домом Ципелева находится часовня необычной формы (18-19 век). Часовню привезли из Солигаличского района, деревня Большое Токарево. Внутреннее убранство утрачено.

Часовня 19-го века

Особенно эффектно часовенка смотрится с мостика, который переброшен через небольшую речушку.

Читайте также:
Рубрика правила перелетов

Часовня. Костромская слобода

Вид на Церковь Всемилостливого Спаса.

Церковь Всемилостливого Спаса

Если перейти на другую сторону речки, то можно дойти до Ветряных мельниц (19 век). В хорошую погоду рядом с мельницами можно пострелять из лука.

Там же у воды можно увидеть бани на сваях.

Ряд домиков открыты для посещения, что не может не радовать в холодное время года. Там можно увидеть как жили крестьяне разных сословий более ста лет назад.

В доме Чаплыгиной из деревни Большое Андрейково Нерехсткого района (20 века) можно увидеть старинный станок, на котором ткали лен.

Следующим по порядку идет Дом Тарасова. Он гораздо больше предыдущего, выше. Жилые помещения находятся отдельно, на небольшом возвышении от земли.

в доме Тарасова

в доме Тарасова

в доме Тарасова

Между домами и голыми деревьями просматриваются купола собора Ипатьевского монастыря.

Один из самых “богатых домиков” – Дом Серова (19 век).

Обстановка в нем отличается от других домиков.

Кроме домиков в музее есть и разные другие деревянные сооружения, например колодцы.

На крылечке одного из домов мы увидели симпатичного котяру.

Издали разглядели овин 19-го века.

В Костромской слободе, на удивление, было довольно много туристов. В других музеях города мы были практически в одиночестве. Не смотря на то, что мы побывали во множестве аналогичных музеев, в Костромской слободе нам было интересно. Осталось еще побывать в подобной этнографической деревне в Иркутске и Архангельске, тогда коллекция будет полной.

Музей деревянного зодчества «Костромская слобода»

Сегодня мы посетим с вами один из старейших в нашей стране музей деревянного зодчества под открытым небом, основанный в 1955 году. Среди экспонатов вы можете увидеть одни из древнейших памятников церковной деревянной архитектуры всей Центральной России XVI-XVII вв.

1. Создание в Костроме музея деревянного зодчества было связано со строительством на Волге плотины Горьковской ГЭС и созданием Горьковского водохранилища в 1955—1957 гг. В 1946 — начале 1950-х гг. в Костромскую область было направлено несколько экспедиций Академии архитектуры СССР с целью выявления особо ценных памятников русской архитектуры. Первой стала экспедиция под руководством С. Л. Агафонова, после чего и началось создание коллекции музея с перевозки в Кострому с затапливаемых территорий памятников культового назначения и крестьянских домов и хозяйственных построек (бань, амбаров, мельниц) XIX — начала XX вв.

2. Сам музей находится в живописном месте в районе впадении реки Костромы в Волгу и Ипатьевского монастыря. Идти туда можно сначала около 2 км вдоль набережной, затем по лесу.

3. Теперь посмотрим на артефакты истории. На фото — церковь Всемилостливого Спаса из села Фоминское Костромского района, датируемая 1712 годом. Относится к широко распространённому типу клетских церквей (один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями).

4. Храм состоит из четырёх «клетей» (частей, объёмов): алтарь, четверик, трапезная, паперть (сени). Восьмигранная колокольня врублена в кровлю сеней. Кровля храма двускатная «клинчатая», в два слоя тёса «со скалой» (между верхним и нижним слоями тёса уложены широкие листы бересты), главки четверика и колокольни покрыты осиновым лемехом.

6. Справа — мельница-шатровка из деревни Спас Нерехтского района. Её основной объем с помещениями кладовых, и мукомольным механизмом неподвижен, а верхняя часть с крыльями может поворачиваться для установки против ветра. Постройка имеет трехъярусную композицию.

7. Дом крестьянки Чапыгиной начала XX века из деревни Большое Андрейково Нерехтского района.

12. Дом крестьянина Тарасова из деревни Мухино Вохомского района 1 половины XIX века постройки. Дом состоит из двух частей — передняя, используемая для жилья, и задняя, для зимовки домашнего скота. Вместо привычного дымохода, в таких домах использовалась вытяжная щель в потолке, а в подклете под полом крестьяне хранили зимой овощи и другие продукты. Задняя стена скотного двора имеет двойную толщину, чтобы тепло лучше сохранялось. На втором ярусе располагается сеновал и кладовая для хранения различного инвентаря.

13. Вновь крестьянский дом Скобелкина середины XVIII века из деревни Стрельниково Костромского района — один из старейших в регионе. В доме восстановлен интерьер крестьянского жилища. Характерной особенностью дома является то, что сени в нем имеют значение самостоятельного помещения, отличающегося своей просторностью, хорошей освещенностью и деталями обстановки, характерными для жилого помещения (лавки, стол, кровать, шкафы). Во внутрь не смогли попасть — закрыто было.

Читайте также:
Температура воды в море по месяцам в странах мира Как С Добром Добраться!

15. На мой взгляд, самая красивая постройка музея, церковь ярусного типа Илии Пророка из села Верхний Берёзовец под Солигаличем, датированная рубежом XVII-XVIII вв.

17. В центре свода — круглая икона с погрудным изображением Христа Вседержителя. Иконография росписи опирается на лубочную интерпретацию гравюр иллюстрированных Библий XVII в. Письмо отличается редким аскетизмом, практически это рисунок кистью, где только одежды переданы цветным контуром (синий, охра). Рисунок уверенный, свободный, белый фон естественно входит в структуру всех изображений и создает исключительную светозарность, воздушность росписи. Каждая грань свода имеет двойную орнаментальную рамку из крупных, предельно упрощенных листьев аканта. В вершинах семи граней изображены херувимы и серафимы, на восточной грани — «Всевидящее око». На восточной грани свода размещено «Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом» Это скульптурное навершие иконостаса входит в контекст страстного цикла, как его кульминация, а завершающая сцена «Разделение ризы Христа» по смыслу поставлена напротив «Распятия» на западном лотке свода.

Иконостас четырехъярусный, царские врата резные, ажурные с шестью живописными клеймами (четыре евангелиста и архангел Гавриил с Богоматерью). Центральная часть иконостаса выделена по вертикали спаренными колонками, в навершии которых установлены фигуры предстоящих Распятию. Резьба иконостаса характерна для северного рококо, совмещавшего барочные витые колонки с гроздьями винограда, завитки и классически ясную симметрию композиции.

20. Музей деревянного зодчества «Костромская слобода». Дом крестьянина Ершова середины XIX века из деревни Портюг Межевского района. Размеры и планировка и конструктивные элементы дома схожи с типами изб русского Севера. Холодная и тёплая избы соединяются друг с другом сенями — «мостом». Из сеней можно попасть в неотапливаемую горницу. Подклет холодной избы использовался под амбар — кладовушку. Посередине кладовой устроена яма — погреб, где хранились соления, квашеная капуста и овощи.

21. Пароконная сенокосилка 1940-х гг. для скашивания травы. Её рабочая часть включался в себя режущий аппарат, состоящий из пальцевого бруса, внутри которого движется нож. Такая косилка по производительности заменяла труд 8-12 косцов.

24. Дом крестьянки Лоховой XIX в. постройки из деревни Вашкино Чкаловского района Нижегородской области.

25. Музей деревянного зодчества «Костромская слобода». Дом Липатова 1857 г. постройки из деревни Журавлёво Макарьевского района. Данный двухэтажный дом принадлежал богатому крестьянину-лесопромышленнику Липатову и строила его плотницкая артель Е. С. Зиринова.

28. В заключение, знакомьтесь, древнейший памятник церковной деревянной архитектуры всей Центральной России — церковь Собора Пресвятой Богородицы из села Холм Галичского района (1552 г.)

29. Не менее важная часть экспозиции — коллекция старых глиняных игрушек начала 20 столетия.

Петровская глиняная окарина (свистулька) — один из древнейших духовых инструментов. Главное отличие Петровской глиняной игрушки заключается в зеленовато-буром цвете. Устроена окарина гениально. В глиняном изображении человека или животного или просто яйце делается полость, в которую вдувается воздух. На пути воздушной струи под определённым углом расположен рассекатель. На нём-то и возникает первая вибрация, которая усиливается полостью окарины и ею же сглаживается. Дополнительные отверстия в корпусе окарины предназначены для изменения высоты звука. Декоративные орнаменты: «ёлочки», вертикальные вмятины, точки.

30. Петровская (она же Сусанинская) игрушка получила свое название от одноименной деревни Петровское, которая находится в Сусанинском районе на юго-западе Костромской области. Гончарный промысел в Костромской губернии ещё в XIX веке существовал во всех уездах, где на 130 кирпичных заводах трудились до 2000 гончаров.

31. Особенности петровской игрушки заключаются в точности и гармоничности пропорций и утонченном силуэте. Цвет глазури — однотонный зеленоватый или коричневый. Петровские мастера смешивали два сорта глины — коричневую и красную. Украшением игрушек выступают орнаменты в виде елочек, вмятинок и точек. Для нанесения более сложных узоров петровские гончары использовали деревянные штампики. Сюжеты, которые чаще всего встречаются в петровской игрушке — это различные животные (домашний скот, а так же олени, лоси, медведи и т.д.), мужики с гармонями и балалайками, бабы с детьми, скоморохи. Игрушки делают на трех или четырех опорах.

Читайте также:
Снять квартиру в Новой Зеландии. Аренда апартаментов посуточно. Цены; бронирование онлайн

Кострома. Музей деревянного зодчества “Костромская слобода”

Помимо прочих достопримечательностей Костромы, о которых речь шла в предыдущих рассказах, есть там ещё одно место, куда интересующиеся люди едут специально и, можно сказать, целенаправленно. Место это по-своему уникальное, отчего и решил я выделить для него отдельный пост, хотя находится оно совсем рядом с Ипатьевским монастырём, и обычно осматривается с ним за один день. Полное название ему – Костромской архитектурно-этнографический ландшафтный музей “Костромская слобода”. Вот туда и пойдём:

На основную территорию экспозиции можно попасть через главный вход музея-заповедника, который располагается к югу от монастыря. Однако, не все приезжие знают, что имеется ещё одна, отдельная зона. Она находится с противоположной, северной стены обители, и состоит всего лишь из одной церкви – Собора Пресвятой Богородицы (1552 г.). Но о ней позднее.

Вход на территорию платный, для взрослых – 150 руб., льготный – 100 руб. Хотя, знающие люди поговаривают, что отдавать свои кровные вовсе и не обязательно. Для любителей прекрасного, но небогатых финансово имеется отличный лаз где-то в заборе. Сам проверять не стал, поэтому проходим как подобает:

История музея тесным образом связана с рукотворным расширением акватории Волги в связи со строительством плотины Горьковской ГЭС и созданием Горьковского водохранилища в 1955—1957 годах.

Ещё с конца 1940-х несколько экспедиций Академии архитектуры СССР изучали территорию Костромской области на предмет перенесения в безопасную от затопления городскую черту памятников деревянной архитектуры севера. По результатам этих экспедиций, в 1955 году на территорию Нового города Ипатьевского монастыря была перевезена и поставлена у стен обители Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вежи (постройки 1713 г.), которая и положила начало всей коллекции музея. К сожалению, до наших дней она не дожила – сгорела во время пожара 4 сентября 2002 года.

Тем не менее, и сегодня экспозиция богата уникальными памятниками деревянного зодчества. Визуально её можно разделить на 2 части. Первая – “смоделированная” деревенская улица с избами, часовнями и церковью поодаль. Вторая часть – так скажем, “ландшафтная”: речка, роща, церквушки с отражением в воде, мельнички, бани на сваях. В общем, тут можно остаться надолго. Но обо всём по порядку.

На входе сразу попадаем на ту самую деревенскую улицу с указателями:

Здесь у обочины приветливо встречает посетителей Змей Горыныч в позе Ждуна:

Рядом ресторан, который теперь, говорят, закрыт на неопределённый срок. Бывал здесь единожды, и могу сказать – понравилось. Жаль, если так и не откроют вновь:

Поначалу поражает, что буквально всё (ресторан, урны, мостики, все строения и утварь) целиком и полностью из дерева. Понятно, что музей тематический, но настолько! Были даже предположения, что и в самом ресторане (в бытность его открытым) подают исключительно в деревянной посуде с деревянными же столовыми приборами. Но нет, не угадал :)

Повсюду, куда не глянь – открыточные пейзажи. Место, конечно, крайне фотогеничное:

Чтобы долго не выбирать, по какой части экспозиции идти вначале, пойдём по дорожке, ведущей от самого входа. Здесь, вдоль вымощенной булыжником деревенской улицы представлен весь спектр крестьянской архитектуры в зависимости от степени зажиточности – от самой простой, до самой. непростой:

Вот, к примеру, дом Тарасова из деревни Мухино, Вохомского района (XIX век). Табличка у входа рассказывает, что само строение интересно своей композицией “на две стопы”, то есть на два сруба под одной крышей: отдельный для самой избы, отдельный для горницы. Помещений много, но топятся все по-чёрному, то есть печью, дым из которой частично уходил в вытяжное отверстие, а частично стелился по земле. Чтобы не угореть протапливали такую избы один раз в сутки – рано утром, когда все уже встали и принялись за уличную работу. Главное потом – не забывать оставлять двери и окна открытыми, дабы тепло не утекло:

Читайте также:
Чешский музей с продолжением

Интерьер избы экспонируется как свадебный: здесь ждут молодых от венца. В переднем углу поставлен стол, покрытый красной скатертью узорного ткачества. На ней – резные ковши, из которых пили пиво, братина и другие предметы:

У стола стоят расписные сундуки и короба с приданым невесты:

А в хозяйственной половине дома находятся сельники для хранения припасов, одежды и утвари, и массивные деревянные двери со скатом:

Идём к следующему дому.

Этот представляет Шарьинский район. Дом Ципелева из деревни Аристиха, тоже XIX век. Изба внушительная, срублена грубовато, зато по-дедовски – без гвоздей. В этой избе организаторы музея представили выставку гончарных изделий. Что-что, а гончарный круг на костромской земле был освоен прекрасно:

Ещё один крестьянский дом – дом Скобелкина, постройки середины XVIII века из деревни Стрельниково Костромского района — один из старейших в регионе. Внутри восстановлен интерьер крестьянского жилища. Как характерная особенность строения отмечается то, что сени в нём имеют значение самостоятельного помещения, отличающегося своей просторностью, хорошей освещенностью и деталями обстановки, характерными больше для жилого помещения, нежели хозяйственного (лавки, стол, кровать, шкафы):

Теперь, прежде чем перейти к двум последним домам деревенской улицы, прервёмся ненадолго, и посмотрим деревянные храмы и часовни, расположенные здесь же, в северной части музейной территории.

По правой стороне “смоделированной” улицы, ближе к речке стоит очень интересная часовня из деревни Большое Токарево (Солигаличский район), этакий образец “малой формы” рубежа XVIII-XIX веков. На первый взгляд она и на часовню-то не очень похожа: низкая, круглой формы с гульбищем вокруг. Ещё одна необычная особенность – стены её сделаны с повалом, т.е. с наклоном внутрь сруба:

А по другую руку, за домами, видна уже “крупная форма” – и тоже из Солигаличского района: церковь Ильи Пророка из села Верхний Березовец. Кстати, она не только “соседка” токаревской часовни, но и современна ей. На мой взгляд, одна из самых красивых построек музея:

А мы снова возвращаемся на деревенскую улицу с жилыми домами, где остались последние, самые богатые жилища – тут тема для отдельного разговора:

По большому счёту, это даже не дома, а целые хоромы – жилища богатых крестьян. Оба из Макарьевского района, и оба имеют точную датировку: тот, что поближе – дом Серова, 1873 год; тот, что подальше – дом Липатова, 1857 год. Оба возведены одной артелью под руководством подрядчика Емельяна Зиринова, знаменитого на всё Верхнее Поволжье плотника и резчика по дереву. Его резные “автографы” можно увидеть на фасадах обоих домов.

Как ни удивительно, а богатые крестьяне-лесопромышленники могли, оказывается, себе такое позволить. Известно, например, что даже “скромный” по сравнению с липатовскими хоромами серовский дом стоил порядка 1000 рублей – а это стоимость целого стада из двух десятков коров!

Повсюду красивая резьба с диковинными растениями и традиционными для сельского орнамента русалками-“фараонками”. А слуховое чердачное окно так и вовсе украшено пафосными львами:

Дом Липатова ещё богаче! И если организация первого этажа здесь ещё соответствует сельскому быту, то верх – это уже просто-таки городская квартира! Ну с поправкой на то, что дом, конечно, из дерева. Сени язык не повернётся назвать “сенями” – это коридоры! А как там красиво в угловых горницах с множеством окон на две стороны! Да уж. Вот вам и крестьяне:

Осмотрев жилые дома, побродим ещё немного по территории, посмотрим, что ещё тут интересного есть.

Вот, например, можно лодки напрокат взять, сплавать по Игуменке, посмотреть расставленные по берегам часовни, мельницы и баньки на столбах. Очень живописно:

И люди подобной возможностью с удовольствием пользуются:

Можно уточек покормить. Благо их здесь немало, и довольно ручных:

Есть возможность пострелять из настоящего лука. Уже который год для этих целей там работает дяденька, который так руку на этом деле набил, что, думаю, не затерялся бы и в лучших стрелецких отрядах прошлого. К сожалению, момент самих стрельб этим мастером снять не удалось. Попросту не успел. Но можете поверить на слово – это настоящий профессионал своего дела:

Читайте также:
Отели в Греции 4 звезды остров Крит, цены все включено

Кстати, помимо стрельб из лука можно покидать и ножи:

Для детей младших возрастов есть небольшая детская площадка с героями русских сказок:

А людей постарше наверняка заинтересует дяденька-кузнец. Не знаю, правда, регулярно ли он там находится, или просто мне повезло. Не могу сказать. Но, по всей видимости, изделия, которые он на виду у всех мастерит, можно у него за определённую плату прикупить:

В общем, хорошо здесь, спокойно. Территория большая, людей немного. А если углубиться чуть дальше, “в поля”, то и вовсе станет практически безлюдно:

Неспешно гуляя в одиночестве, можно поймать себя на мысли, что случайно очутился в XIX – начале XX веков. Так всё аутентично и реально выглядит. Будто и вправду здесь кто-то недавно наколол дров для хозяйственных нужд, поставил стог сена, и сейчас выйдет с вилами или с косой из небольшой дверцы внизу:

И всё время в голове сидит вопрос – как могло так случиться, что подобные деревянные постройки вековой давности смогли дожить до нашего времени?! Ведь дерево же! Я порой удивляюсь, когда вижу каменные строения тех веков. Но там всё же камень. А тут: XVI, XVII, XVIII века. Или тот же самый овин XIX века. Обычный овин, где снопы перед обмолотом просушивали. И до сих пор стоит!

Одним словом, удивительно это всё.

Кстати, благодаря этой самой аутентичности, которую оценили и кинематографисты, на территории музея-заповедника часто работают киносъемочные группы, снимая как художественные, так и научно-популярные фильмы. Из последнего помню съёмки исторического сериала “Кровавая барыня” о жизни небезызвестной Салтычихи. Эта булыжная мостовая “светилась” там почти в каждой серии:

Покрутив здесь круги, направляемся, наконец, в так называемую ландшафтную часть заповедника.

Для этого необходимо пересечь небольшой водоём по мосту:

С моста этого, кстати, открывается недурный вид на ещё одну жемчужину музея – церковь Всемилостивого Спаса, к которой мы ещё чуть позже подойдём поближе:

Ландшафтной эта часть заповедника называется не просто так. Здесь всё заточено под визуальное наслаждение присутствующих, где особенно чувствуется гармония человека с природой:

Хотя, конечно, и здесь есть экспонаты деревянного зодчества достойные внимания. Первой в их ряду стоит уже упоминавшаяся монументальная церковь Всемилостивого Спаса из села Фоминское Костромского района, датируемая 1712 годом. Именно с этого объекта началось формирование музейной архитектурной экспозиции на реке Игуменке. И именно она является “визитной карточкой” всего комплекса, встречающей гостей ещё на входе:

Другим значимым объектом этой стороны является часовня из деревни Притыкино Шарьинского района (XVIII-XIX века), установленная в самом углу территории комплекса:

Ну и конечно нельзя пройти мимо мельницы, правда, потерявшей где-то со временем свои лопасти:

А прямо за мельницей – необычный домик на сваях, похожий на избушку на куринных ножках. На самом же деле – это баня, перевезенная сюда из села Вежи, затопленного Костромским водохранилищем. Кстати, именно в Вежах жил некрасовский дед Мазай, спасавший по весне зайцев. Сам поэт так и писал о Вежах: “Домики там на высоких столбах, так что весною деревня всплывает, словно Венеция. “:

Ну и в заключении всей прогулки осталось посетить самое дорогое сокровище всего музея деревянного зодчества в Костроме, так сказать, самую вишенку на этом торте – церковь Собора Пресвятой Богородицы, которая и находится то даже не на территории заповедника, а за его пределами – у противоположной, северной стены Ипатьевского монастыря. Памятник датируется (только вдумайтесь сейчас!) – 1552 годом (!). Деревянный храм, 1552 год. Чтобы понимать всю сюрреалистичность этой даты – в тот год царь Иван Грозный Казань брал! С ума сойти.

В общем, если уж вы приехали в Кострому, то пройти мимо этого чуда просто не имеете права:

Предыдущие части прогулок по Костроме:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: