Храм Тирта Эмпул на Бали
” class=”wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_1907″>
Храм Тирта Эмпул на Бали – необычное место, любимое туристами из других стран. Собственно, это целый комплекс, где можно провести целый день, изучить обычаи индуистов, отлично отдохнуть, и не соскучиться. Индуизм большое внимание уделяет воде. Для верующих океан, озеро или река – источник жизни и благополучия. Все храмы расположены вблизи водных поверхностей. Именно здесь посетители оздоровляются, успокаиваются и настраиваются на молитву. Это место овеяно легендой. В далекие времена на земле жил царь, который был так уверен в собственном могуществе, что стал дерзить богам. Он заявлял, что небожители – никчемные существа, а он, Мая Динава, самостоятельно защищает своих подданных, дает им пищу и оберегает от бед. И возносить почести следует ему, а не богам.
В конце концов, его насмешки оскорбили бога Индру. Он послал небесное войско, чтобы усмирить Мая Динаву. Но случилось так, что земное войско победило небесное. После такого успеха Мая Динава окончательно возгордился: он отравил все источники в своих владениях. Уцелевшие ангелы напились отравленной воды и умерли в страшных мучениях. Тогда бог послал огненную змею (молнию) на землю, и там, где она ударила, из земли пробились источники целебной воды, которые источают воду до сих пор. Индра побрызгал своих солдат и воскресил их. Люди увидели могущество богов и казнили Мая Динава. А на том месте, где ударила молния, благодарные верующие выстроили в 926 году храм. Рядом с комплексом находится вилла для высокопоставленных гостей, которые желают в тишине и уединении отдохнуть в этом чудесном месте.
История строительства
Тирта Эмпул (Tirta Empul) один из самых известных храмов на Бали. Сооружение построено в 962 году нашей эры на месте родника. Первые исторические сведения о возникновении культа святой воды в этих местах упоминаются в давних мифологических преданиях. В своё время правителем острова Бали был Мая Данава. Царь запрещал своим подданным поклоняться божествам и верить в высшие могущественные силы. Диктатор и еретик чувствовал себя безнаказанным, насмехался и проявлял неуважение к богам. По легенде с этим не мог смириться Бог-воитель Индра. Он послал своих божественных воинов, чтобы свергнуть с трона тирана. Вопреки всему, царь уничтожил всех солдат, спустившихся с небес.
Индра сильно разгневался — негоже вмешиваться человеку в божественные планы. Бог ударил своим посохом о землю. Из образовавшейся скважины хлынула вода. Индра окропил этой водой павших воинов, и они ожили. Испив воду из святого источника, Бог-воитель почувствовал душевное облегчение. Воинственное стремление уничтожить царя прошло. Индра выбрал путь примирения. Так на месте источника был воздвигнут храм Тирта Эмпул. Дальнейшая судьба царя Мая Данавы неизвестна. Возможно, он был изгнан либо исцеляющая вода изменила и его сущность.
Храм находится в окружении живописной природы, где растут густые вечнозелёные деревья и кустарники. Архитектура основного здания храма впечатляет своей изысканностью и грацией. Святилище сложено из деревянных и каменных элементов, украшенных позолотой и покрытых узорами тонкой резьбы. Рядом с храмом Тирта Эмпул находится лесистый холм, откуда прекрасно видны внутренние убранства святилищ. Во времена европейской колонизации острова Бали, голландцы построили здесь красивую усадьбу для чиновников. Позже она стала резиденцией первого президента независимой Индонезии.
Архитектура
Этот замечательный комплекс состоим из 3-х сообщающихся друг с другом частей. Каждая часть имеет особое назначение и отделяется от соседних воротами:
- Все туристы начинают осмотр с Джабы Пура, или центрального двора. На территории расположены лавочки с сувенирами, едой. Здесь можно недорого перекусить и приобрести саронги, а также корзиночки с жертвенными фруктами и сладостями, которые понадобятся для посещения храма и целебных источников.
- Погуляв по импровизированному базарчику, туристы через ворота переходят в Джабу Тенгу, или центральный двор. Здесь располагается Храм Тирта Эмпул. Впечатляет обилие позолоты, резных деталей из камня и минералов. Повсюду стоят статуи богов (индуизм исповедует многобожие), страшных демонов, которых побеждают боги. Много изображений животных. В честь 20-ти основных богов возведены отдельные павильоны. При желании, в храме можно помолиться или загадать желание, принеся в дар богам купленную заранее корзиночку. Территория засажена деревьями, здесь всегда прохладно.
На территории храмового комплекса можно провести целый день, переходя из одного двора в другой, изучая традиции индуизма.
Что посмотреть
Главной достопримечательностью Тирта Эмпул являются купели, находящиеся во внутреннем дворе храма. Это три каменных бассейна, заполненных родниковой водой. Один бассейн с кранами заполняется ёмкость беспрерывным потоком воды из святого источника. Сюда приходят тысячи балийцев, для проведения обрядов, молитв и купаний. Всего 13 кранов, которые имеют свои названия.
Существует поверье, что каждый фонтан обладает своим отдельным исцеляющим свойством. Это струи воды от разных заболеваний, сглаза, избавления от бесов, для укрепления здоровья, рождения детей, увеличения благосостояния, приобретения противоядия и так далее. Вокруг купели установлены большие статуи Демонов Гаруда. Это крылатые мифологические существа с человеческим телом и головой птицы. Они, словно наблюдают за купанием и молитвами верующих.
Вторая купель считается самим родником. Поверхность воды источника покрыта разноцветными листьями и кувшинками лотоса. Чистая и прозрачная вода бьёт из-под земли. Это необыкновенное зрелище сравнивают с пульсирующим сердцем. Третьим бассейном является большой пруд. В нём плавают огромные разноцветные карпы. Купание в пруду запрещено, а вот покормить рыб можно.
Помимо главного здания храма, на всей местности установлены небольшие каменные павильоны, предназначенные для поклонения и молитв разным божествам. Сооружения украшены экзотическими мифологическими скульптурами. Всего насчитывается около 20 святилищ. Повсюду стоят уникальные изваяния животных, птиц и людей. Вдоль тропинок, ведущих к павильонам, высажены красивые тропические цветы.
Легенда о храме и источнике
На протяжении многих столетий на острове Бали от поколения к поколению передавались священные традиции и ритуалы поклонения божественным силам. Всё это ради достижения гармонии души, тела и духа. Для жителей Бали это больше, чем легенды, традиции и религиозные обряды, они считаются смыслом жизни. На территорию храма Тирта Эмпул можно пройти только людям, облачённым в саронг. Саронг — это одежда местных жителей в виде ткани, прикрывающей полностью нижнюю часть тела. Согласно традициям, у каждого прихожанина должно быть два одеяния: одно для купания в бассейне, другое для молитв.
Перед тем, как совершить омовение в святом источнике, необходимо поднести корзины с дарами богам и каждому фонтану. Это могут быть рис, сладости и фрукты. Верующие зажигают палочки с благовониями, закрывают глаза и делают три глубоких вдоха. В это время они настраивают себя к проведению обряда, забывая о своих проблемах. И только потом заходят в воду. Мужчинам разрешается опускаться в купель с голым торсом. Женщина должна быть в одежде, закрывающей плечи, а также обязательно должна подвязать резинкой длинные волосы.
Находясь в бассейне, рядом с краном святого источника, верующие должны три раза омыть лицо, три раза набрать в рот воды. Затем нужно поставить корзину с дарами на кран и помолиться. Только после этого разрешается трижды подставить голову под струю воды. Так совершается ритуал очищения перед каждым фонтаном. Это не касается только одного крана, из которого вытекает вода для омовения умерших людей.
Стоит отметить, что такой строгий свод правил поведения касается только паломников. В основной массе балийцы проводят ритуал очищения в произвольном порядке, но с соблюдением основных канонов. Туристам разрешается пройти данный обряд, согласно своим убеждениям и разумениям. Главное, чтобы своими действиями не оскорбить чувств местных верующих.
Самое основное правило для путешественников — это не ходить по территории храма в мокрой одежде. Погружение в бассейн возможно только после посещения всех святилищ. В субботние и в воскресные дни здесь достаточно многолюдно. Можно долго простоять в очереди для омовения в источнике. Для истинных верующих время ожидания в купели не является тягостным.
Храм Тирта Эмпул (Pura Tirta Empul)
Храм Тирта Эмпул (Pura Tirta Empul, или Tirta Empul Hol y Water Temple) находится на востоке Бали, в 39 км от Денпасара и в 14 км от Убуда, в деревне Тампаксиринг (Tampaksiring). Его также называют Х р амом святой воды Пура Тирта Эмпул.
- Храм Тирта Эмпул (Pura Tirta Empul)
- Описание внешнего вида и архитектуры
- История храма
- Как добраться до храма
- Храм Тирта Эмпул (Pura Tirta Empul) на карте
- Get Directions
- Что посмотреть рядом
- Советы по организации поездки
В данной статье я расскажу, что представляет собой эта достоп р имечательность, чем она знаменита и почему стоит ее посетить. Кроме того, я опишу наиболее популярные маршруты проезда к храму. Также я дам несколько полезных советов, которые помогут сделать вашу поездку более комфортной и без неожиданных «сюрпризов».
Но сначала поговорим о том, как выглядит храм.
Описание внешнего вида и архитектуры
Храмовый комплекс построен в 962 г. н.э. в честь бога Вишн у . На его территории располагается знаменитый источник, который, по верованиям индуистов, исцеляет от болезней и очищает не только тело, но и душу.
Рядом с самим храмом на холме находится вилла , в которой любят останавливаться знаменитые люди. Так, в июне 2017 года здесь гостил бывший президент США Барак Обама.
Территория храма Тирта Эмпул поделена на три части:
- Передний двор Jaba Pura (Джаба Пу р а)
- Центральный двор Jaba Tengah (Джаба Тенга)
- Задний двор Jeroan (Дже р оан)
Вход в каждый двор проходит через ворота , отделяющие одну часть от другой.
В передней части вы сможете увидеть стоянку и много магазинов, в которых продаются саронги, сувениры, местная еда и напитки. На тер р итории храма располагаются около 20 павильонов-святилищ разных богов – Вишну, Шивы , Брахмы и других. Такие павильоны называются «бале» (bale).
В этом месте растет очень много зелени, поэтому здесь постоянно тень и прохлада. Тут вы сможете увидеть не только много разных статуй богов и демонов, но также и алтари для жертвоприношений. Местные индонезийцы часто приходят сюда поклониться богам и сове р шить ритуалы.
А теперь я расскажу вам про самую главную достопримечательность – святой источник Тирта Эмпул, или Tirta Empul Holy Springs. Это 3 бассейна (или купели), два из которых доступны посетителям для омовений «мелукат». Т р етий бассейн предназначен для церемоний и ритуалов верующих балийцев, и в будние дни сюда попасть туда невозможно.
Самый первый из них — водоем, где снизу бьет источник прозрачной, кристально чистой пресной воды. На дне его находятся различные водоросли. Балийцы называют этот водоем источником вечной молодости, а святую воду в нем — амритой. Вода, поднимаясь снизу, вздымает песок и водо р осли, и от этого все пространство бассейна похоже на пульсирующее сердце.
Перейдем ко второму бассейну. Он состоит из 3 купелей. Омовение надо начинать слева с первой купели. Она предназначена для снятия стресса, очищения кармы и создания гармонии между мужем и женой. Там находятся 13 кранов-источников. Подойти можно ко всем, кроме 11 и 12 , если считать слева направо. Два последних предназначены для усопших; их можно также отличить по внешнему виду: у них другая форма и надпись на местном языке.
Следующий водоем имеет три источника: два для снятия проклятия, а третий – для очищения чакр. Он содержит семь фонтанов и предназначен для местных жителей. Каждый из фонтанчиков имеет свое назначение. Так, один нужен для здоровья , другой помогает беременным, третий для благосостояния, четвертый от сглаза и так далее.
Дальше находится еще один бассейн без кранов, где плавают рыбки, с которыми можно за небольшую плату сфотографироваться и покормить. На территории располагаются скульптуры богов и мифических существ , а также дерево баньян. Все они завернуты в саронги – в знак уважения к святому месту.
История храма
Как уже было сказано, датой основания храма считается 9 62 год. Об истории возникновения этой святыни ходят интересные легенды.
Говорят, что в Пейджене жил правитель, колдун черной магии, король Майя Денава. Он умел превращаться в животных или предметы и злоупотреблял своей силой.
Однажды им овладела гордыня, и он посмел с р авнить себя с богом Индрой. Он запретил жителям молиться, уничтожил все храмы, чтобы они не могли просить защиты, и высмеивал их за святые устремления.
Тогда Индра разозлился и пришел к еретику со своей армией. Ночью Майя Денава потихоньку, пока никто не видит, отравил источники, и наутро воины, напившись воды, умерли. Разгневавшись еще больше, Индра ударил своим посохом о землю, и появился на земле новый источник, способный исцелить воинов.
Майя Денава бросился бежать, но по дороге превратился в камень. Индра пустил в него стрелу, и из бока у камня вылилась кровь, которая превратилась в реку. Таким образом, короля свергли, а вокруг источника построили храм. И с X века он считается святым местом. Балийцы ве р ят, что источник приносит счастье, благо, любовь и здоровье.
Как добраться до храма
Добраться до Тирта Эмпул можно, арендовав транспорт. На маршрутных автобусах, к сожалению, доехать до х р ама нельзя, так как в этих местах транспортная сеть почти не развита. Я советую вам арендовать скутер, автомобиль или заказать такси.
Вот один из способов доехать до храма на арендованном транспорте из центра Денпасара:
- Начинайте маршрут от главной больницы Сари Дхармы и двигайтесь вдоль по улице Jl. Di p onegoro, затем поверните налево и, проезжая прямо перекресток, езжайте дальше.
- На развилке выбирайте второй съезд и двигайтесь до перекрестка, а затем сверните налево.
- Езжайте дальше прямо до следующего кольца, снова выбирайте второй съезд и езжайте прямо по улице JI. Veteran.
- Минуйте кольцо на 3 съезде и окажетесь на улице Jl. Patimura. Проедьте 600 метров, на пятом повороте свернете налево на Jl. Suli и дальше двигайтесь 1,4 км.
- Затем поверните направо на J. Sari Gading, а потом налево и сразу же направо, на улицу Jl. Gatot Subroto Tim.
- Езжайте 1 , 6 км и поверните налево на Jl. Trenggana, где нужно будет проехать 6 5 0 метров прямо, а затем свернуть направо, на Jl. Siulan.
- Далее проезжайте 500 метров и поверните налево, на Jl. Nagasari.
- Через 550 метров сверните направо на Jl. Ida Bagus Japa.
- На третьем повороте езжайте налево, а потом направо, на улицу Jl. Pagutan. Затем двигайтесь прямо по этой дороге, никуда не сворачивая, 650 метров.
- Поверните налево, на улицу Jl. Raya Batubulan, двигайтесь 3,4 км и затем сверните направо на Jl. Palguna.
- Езжайте по дороге 3,7 км, никуда не сворачивая, и затем поверните направо, на улицу Jl. Ambarwati.
- Двигайтесь 1,1 км до перекрестка, затем сверните налево, на Jl. Raya Mas.
- Едьте далее до кольца, уходите на первый съезд и попадете на улицу Jl. Raya Teges.
- Никуда не сворачивая, езжайте прямо 2 км, пока не достигнете перекрестка, затем повернете налево, на Jl. Dr. Ir. Sukarno.
- Езжайте 2,7 км, затем возьмите левее и снова двигайтесь прямо 2,7 км. После этого повернете левее и езжайте прямо по главной дороге, никуда не сворачивая, 8 км.
- Далее сворачивайте правее и двигайтесь прямо 1,8 км, доедете до развилки и увидите статую божества. Сверните направо, на первый съезд. Там снова поворачивайте направо и проезжайте еще 600 метров.
- Вы окажетесь на улице Jl. Tirta. Езжайте по ней, пока не приедете к развилке: одна дорога ведет прямо, а другая, правее, ведет вниз. Вам надо выбрать левый путь.
- Когда поедете дальше, увидите снова две р азвилки. Съезжайте вниз, на правую.
- Перед вами будет еще развилка из трех дорог. Выбирайте ту, которая посередине. Далее двигаетесь прямо и примерно через 400 метров увидите слева от дороги маленький белый домик и вывеску «Holy Spring Tirta Empul Tampaksiring». Вы на месте.
Храм Тирта Эмпул (Pura Tirta Empul) на карте
No results found in this location. Please try again.
Двигаться дальше
Бали: Пура Тирта Эмпул (Pura Tirta Empul)
- Tweet
- Share 0
- +1
- LinkedIn 0
- VKontakte
В окрестностях Убуда много удивительных мест, которые стоит посетить. Пура Тирта Эмпул — Храм священной воды — одно из таких, где можно не только посмотреть на живые древности, но и в буквальном смысле погрузиться в них с головой.
Рядом со входом в Тирта Эмпул растет огромное баньяновое дерево. Под подобным деревом принц Гаутама, медитируя, достиг просветления и стал Буддой. Баньяны считаются священными в Индии и странах Азии. На Бали этим великанам повязывают саронги и ставят рядом с ними алтари, куда местные жители приносят подношения духам дерева. У каждого крупного храма обязательно растет баньян, а иногда и несколько.
Балийский храм — это огороженное пространство, внутри которого находятся три двора, отделенных друг от друга. Тирта Эмпул начинается с просторного внешнего двора, который символизирует земную сферу. В нем есть открытый павильон бале (bale), где можно укрыться от палящих лучей безжалостного балийского солнца. Из этого двора через разные ворота можно попасть в другие места храма.
Ворота без перекладины наверху называются Чанди Бентар (Candi Bentar), что переводится как «расколотые ворота». Они олицетворяют космическую гору, расколотую на две части. Половинка добра и половинка зла, негативные и позитивные силы Вселенной. Также это символ двойственности человеческого существа и переход из одной формы существования человека в другую.
Ворота с пирамидой сверху называются Кори Агунг (Kori Agung). Их охраняют каменные фигуры со зверскими лицами, преграждающие путь демонам.
Охраняют Тирта Эмпул множество мифических существ с выпученными глазами, острыми клыками, когтями, звериным оскалом, призванных не пускать в храм злых духов.
Эти ворота ведут в среднюю часть храма, которая называется джаба-тенга (jaba tenga). Средний двор является как бы переходным местом между земным и божественным, в нем верующие готовятся ко встрече с богами.
В нем расположены павильоны для общественных собраний, павильоны для подношений, жертвенники второстепенным богам, павильоны для других церемониальных нужд.
Балийцы приходят сюда целыми семьями молиться, совершать обряды и церемонии и делать подношения богам и демонам, дабы умилостивить одних и задобрить других.
Церемонию возглавляет священник в белых одеждах.
Зажав цветы между пальцами, люди молятся своим богам.
Посреди храма находится священный источник, холодные чистые воды которого изливаются в бассейны, где совершают очищающее омовение. Вода в нем кристально прозрачная, такая, что прекрасно видны водоросли и черный песок, который взбаламучивают струи ключа. Балийцы верят, что вода в этом источнике живая, что она обладает магической силой исцеления от многих болезней, очищает от грехов и дарует благость.
Из источника вода через краны-фонтаны поступает в священные купальные бассейны. Раньше купальни для мужчин и женщин были раздельными, но сейчас это правило не соблюдается. Считается, что каждый фонтан дарит людям свое благословение: один очищает дух, другой дарит любовь, третий — здоровье, Десятый и одиннадцатый источники в левом бассейне предназначаются для омовения мертвых.
Место довольно людное, и в бассейне постоянно кто-то находится. Верующие слева направо переходят от фонтана к фонтану. Прежде чем молиться, просить что-то у богов и очищаться от грехов, каждому фонтану делают подношение — бамбуковую корзиночку с цветами, рисом, сладостями, благовониями. Потом необходимо произнести молитву, три раза плеснуть водой в лицо, а после трижды наклонить голову под струи.
Для купания нужна подходящая одежда, закрывающее тело. Вполне подойдет рубашка и саронг (главное, не потерять его во время купания.
Перед очищением тела необходимо очистить ум — такую инструкцию я получил от одного из смотрителей. Очищать ум среди толпящихся балийцев и туристов было довольно сложно, и постояв немного на ступенях, мы с Темой пошли в воду. Вода довольно холодная и первое время захватывает дух. В бассейне не очень глубоко, примерно по пояс. Мы подныривали под струи и старались вести себя прилично.
После омовения можно покормить рыбок — огромных карпов, которые плавают в пруду в соседнем дворике. Корм для рыбок продается здесь же неподалеку.
И как обычно на Бали, рядом с храмом расположился сувенирный рынок. Выход с территории устроен таким образом, что приходится пройти через все эти ряды торговцев.
Храм Тирта Эмпул на Бали
Одним из самых древних и выдающихся храмов острова Бали является Тирта Эмпул. Он глубоко почитаем местными жителями за его целебную силу. К святыне приезжают люди из разных стран, чтобы ощутить ее завораживающую атмосферу, пройти обряд омовения в святой воде и обрести душевное равновесие и здоровье. Несмотря на то, что храм Тирта Эмпул не пользуется большой популярность среди туристов, я советую его посетить. Он подарил мне много положительных эмоций.
Что собой представляет храм?
Храм Тирта Эмпул (Pura Tirta Empul) в переводе с балийского языка обозначает храм святой воды. Это древний индуистский храмовый комплекс в центре Бали, включающий храм бога Индры и источники святой родниковой воды. Это священное место является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Балийцы приезжают сюда, чтобы помолиться и получить благословение в святых водах. Они посещают комплекс не реже 2 раз в год.
Тирта Эмпул является действующим храмом. Здесь проводятся службы и ритуалы, служители следят за порядком (не все части открыты для туристов). Комплекс имеет живописную и большую территорию с яркой архитектурой. Она разделена на три части: передний двор (храмовые ворота), центральный и внутренний дворы. Посетителей встречают пышные сады, украшенные тропическими растениями, статуями и скульптурами божеств индуистской мифологии, затем приветствуют зоны с купальнями.
Источники
Балийцы глубоко почитают стихию воды, так как она имеет созидательную силу. На острове особенно ценятся храмы расположенные возле водоема. Храм Тирта Эмпул построен вокруг священного источника, поэтому вода здесь абсолютно чистая и свежая, с температурой 22-24°C. Считается, что она благословенна богами и обладает целительными свойствами. На его территории есть три открытых бассейна для очищающих омовений:
- Бассейн с источником. В этом бассейне, называемом «фонтаном вечной молодости», видно, как природный источник извергается из вулканической почвы. Из этого водоема вода поступает в купальни, где происходит ритуал омовения.
- Бассейн для купания и молитвы. В этом бассейне совершаются ритуалы очищения. Омовение проводят в одежде. Верующие молятся под струями 13 фонтанов с разными назначениями (здоровье, богатство и прочее). По легенде это обращения к разным духам. Люди проходят слева направо (с запада на восток) через струи воды, кроме последних двух, так как вода в них предназначена для очищения в погребальных обрядах.
- Пруд для разведения рыбы. Это самый большой бассейн, наполненный яркими рыбами разных цветов и размеров. За 2000 рупий можно купить еду и покормить карпов. Рядом с водоемом находится кафе, предлагающее закуски.
Омовение (благословение, очищение кармы) в святых источниках Тирта Эмпул является одним из самых сильных ритуалов, проводящих на Бали. Перед погружением в источники нужно посетить храм.
История создания
Храмовый комплекс Тирта Эмпул построен около большого природного источника в 962 году во времена династии Вармадева (10-14 вв). Название храма происходит от одноименного источника подземных вод, образованного от реки Пакерисан.
По местной легенде храм посвящен Вишну, индуистскому верховному богу Нараяна. Миф повествует о балийском правителе Майаденава, бросившем вызов влиянию индуизма и отвергшим со своими подданными религиозные обычаи и молитвы. Это разгневало богов, и бог Индра отправился искать короля.
Майаденава, спасающийся от войск Индры, в бегах по холму магическими силами создал отравленный источник. Истощенные войска Индры пили воду и ослабевали. Заметив это, бог бросил посох в землю, где пробился святой очищающий источник, вылечивший воинов и вернувший их к жизни. Это предание стало легендарной историей священного источника Тирта Эмпул, а также праздников Галунган и Кунинган, отмечаемых балийцами.
Цены на билеты и время работы
Вход в храм стоит 15000 рупий для взрослых и 7500 рупий для детей. Процесс омовения занимает около 2 часов, но время пребывания в храме не ограничено. При входе посетителям бесплатно выдается традиционный саронг (длинная юбка с красным поясом), чтобы покрыть нижнюю часть тела в знак уважения к святыне. Но в этом саронге нельзя посещать купальни, поэтому необходимо иметь запасной или взять напрокат за 10000 рупий. Люди купаются одетыми, поэтому необходимо иметь сменную одежду и полотенце.
За дополнительную плату предлагается купить подношение – 10000 рупий, арендовать шкафчик для хранения вещей – 5000 рупий, взять место на парковке – 3000 рупий. За символическое пожертвование местные жители рассказывают туристам о тонкостях ритуала очищения. На выходе с храмовой территории есть небольшой рынок сувениров Сукавати и продуктовые магазины.
Храм открыт ежедневно с 7.00 до 18.00. Это место очень популярное и посещаемое, поэтому желательно приезжать сюда с утра в будни, чтобы избежать толп и очередей у фонтанов. Туристические автобусы с туристами начинают прибывать к 10:30-11:00. В выходные, праздники дни и дни полнолуния место особенно переполнено.
Как добраться?
Храм Тирта Эмпул расположен на высоте 700 м над уровнем моря, в деревне Манукайя, недалеко от города Тампаксиринг центральной части Бали. Это в 15 км к северу от Убуда. Сюда легко добраться на машине, мотобайке или общественном транспорте.
Храм Тирта Эмпул расположен рядом с президентским дворцом Истана Тампаксиринг, построенным первым президентом Сукарно в 1957 году для приема иностранных гостей, семейных выходных и праздников. Резиденция президента Индонезии расположена на вершине холма, прямо над храмом. В 10 минутах езды находится храм Гунунг Кави.
Храм Тирта Эмпул на карте
На этой карте я отметила точное расположение данного храма.
Храм Тирта Эмпул – сокровище балийской культуры и религии. Местные жители и путешественники со всего мира посещают это уникальное священное место для очищения тела, разума и души. Целительная сила святых источников наполняет положительной энергией и способствует исполнению желаний.
Храм Пура Бесаких на Бали: как добраться, история, описание
Храм Пура Бесаких является одной из достопримечательностей Индонезии. Конкретно на Бали 9 священных храмов. Бесаких построили более 10 веков назад с целью защитить местных жителей. Рассмотрим, почему его называют материнским храмом, где он находится и как до него добраться из разных туристических зон. Также рассмотрим, какие интересные места для посещения находятся рядом. Подробнее об интересных местах Бали на ToursBali.
- Главная святыня острова
- История
- Описание
- Как добраться
- Ближайшие к храму достопримечательности
- Как подготовиться к поездке
Главная святыня острова
Путешественники утверждают, что в Индонезии расположено более 1000 храмов. Святилища выглядят как маленькие семейные алтари в домах, либо как большие комплексы. Увидеть их все своими глазами за несколько дней невозможно.
Храм Besakih, простирается на вулкане Агунта, в западной его части. Согласно легендам, именно здесь находиться «Ось мира». Вокруг нее крутятся и планеты, и звезды, и целая Вселенная. Вулкан Агунт — святая обитель, где живут боги. Их так любят почитать балийцы. Получается, что храм — самое святейшее место в Индонезии. Для жителей посещение комплекса сравнимо с паломничеством.
Ничем не примечательный храм не вписался бы в это святое место, поэтому местные жители выстроили огромный высокохудожественный комплекс. Он состоит из 86 строений, размещенных на большой площади. Пенатаран-Агунг считается самым важным из всех.
Помимо всего прочего, Бесаких является самым древнейшим храмом на острове. Есть информация, что некоторые лестницы и алтари возведены больше 2000 лет назад. Получается, что святое место расположилось здесь еще до того, как по острову распространился индуизм. Возможно, что к этому месту когда-то местные жители приносили дары.
Бесаких можно назвать единственным храмом, принимающий у себя людей всех религий.
История
Самые древние упоминания о святилище датируются XI в. Но информация касается уже возведенного комплекса. Когда, кем и при каких обстоятельствах он был построен — неизвестно. Существует интересная легенда, в которой описывается странник-монах. Считается, что он выстроил храм в VIII в. Но это всего лишь легенда, не подтвержденная никакими документами.
Существует еще одна история, где говорится, что храм построил раджа Кесари. Он жил в X веке, но тогда становится непонятным, почему некоторые элементы комплекса сооружены 2000 лет назад. Возможно, раджа работал над расширением святилища, которое уже было выстроено.
- Говорят, что храм расширялся каждые 100 лет. Эксперты подсчитали возраст Агунг Панатарана. Ему как минимум 300 лет. В летописях можно встретить информацию, что короли Индонезии старались выделять средства на достройку комплекса.
- Начиная с XI в комплекс нигде не упоминался. Однако в XV в политический округ перешел непосредственно в центр острова, соответственно, данные о Бесаких начали включать в летописи. Например, есть информация, что храм когда-то считался государственным и в нем располагался мавзолей.
Также известно, что местные жители прятались под крышей храмов во время природных бедствий. В спокойное время они носили сюда жертву для искупления грехов. Иногда здесь устраивали мероприятия по жертвоприношению. Балийцы убивали животных для своих богов.
- В 1963 году началось вулканическое извержение. Это событие считается одним из страшных за всю историю. Весной того года был запланирован праздник очищения человеческой души. Он проводился раз в сто лет, но в феврале у подножия вулкана определили повышение температуры почвы. Тогда жрецы сочли это дурным предзнаменование и решили, что празднество стоит перенести. К началу мероприятия были совершены все приготовления. Люди не желали отказываться от проведения святой церемонии.
- 18 марта произошел взрыв и из жерла высвободились лавовые «реки». Лава сошла со склона, накрывая собой все на пути. Из-за страшного бедствия погибло более 1000 балийцев. Большая часть людей лишились крова. В то же время граждане из некоторых стран Европы могли наблюдать кровавые закаты. Говорят, что это было связано с извержением на острове.
С того времени специалисты стараются наблюдать активность кратера. Примечательно, что во время бедствия Бесаких не разрушился. Он расположен на склоне вулкана, но лавовые потоки не задели его. Балийцы утверждают, что боги были благосклонны, поэтому не стали разрушать святое место. Также местные жители верят, что именно храмовый комплекс в тот день защитил остров от серьезных разрушений. Сегодня узнать хронологию об извержении Агунга можно в интернете.
Не зря храм Бесаких называют материнским. Жители острова дорожат им. Он защищает их от природных катастроф, а также помогает держать связь с богами. Именно этот древний храм когда-то стал местом, где активно начали распространять религию индуизм.
Описание
Храмовый комплекс включает в себя три сооружения. Каждый из храмов был посвящен богу индуистского пантеона. Бога-создателя здесь зовут Брахма, Вишну — хранитель, а Шива — разрушитель. Человек может помолиться одному божеству или всем одновременно. Каждое святое место на Бали устроено таким образом.
Рассмотрим устройство храмов, включенных в комплекс Бесаких:
- Самая большая постройка находится в центре комплекса. Она называется Агунг Панатаран. Сюда приходят люди, чтобы поклониться Шиве. Сам храм включает в себя 3 двора, расположенных друг над другом в виде ступеней.
- Следующий храм носит имя Дангин Кретег. Здесь молятся священному Брахме.
- В западной части Панатаран находится Бату Мадег. Посвящен он богу Вишну.
Каждая постройка финансируется одним балийским округом. Панатаран поддерживает округ под названием Клунгкунг, а Бату Мадег и Дангин Кретег развиваются за счет Бангли и Карангасема соответственно. Другие области не имеют храмов, но они дают жизнь постройкам.
Получается, что Бесаких принадлежит всем жителям и одновременно нескольким округам. Также он включает в себя алтари, которые принадлежат аристократии. Самым интересным сооружением комплекса является Панатаран. Он, в свою очередь, включает в себя приблизительно 50 религиозных строений.
Храм Бесаких, уже было сказано, включает в себя три больших двора:
- Добраться до первого двора можно, преодолев лестницу с 52 ступенями. Ее боковины декорированы фигурами божеств индуизма. На верхушке можно увидеть ворота — Чанди Бентар. Можно сказать, что этот двор выполняет роль парадной, так как остальные сооружения находятся в других двух дворах.
- Войти во второй двор можно через большие ворота. Со всех сторон их украшают камни. За декорациями находится трон богов. Шива сидит по центру, а по его обеим сторонам восседают Вишну и Брахма. В этом дворе располагается местечко Санухан-Агунг, где во время праздников боги принимают от людей щедрые дары. Совсем рядом можно заметить павильон, состоящий из колонн. Его название — Бале-Агунг. Рядом с ним помещение Паведажан. Если первое здание предназначено для верующих, то второе закрыто для посетителей, так как здесь размещены священнослужители.
- Последний третий двор также расположен рядом, но для того, чтобы попасть в него, придется пройтись по лестнице. Вся территория создана в форме террас. Также тут есть религиозного назначения постройки в форме башен. В одной из них хранится документация, содержащая в себе информацию о Бесаких.
Меру — это слово означает религиозные сооружения. Все они имеют разную высоту и количество ярусов. Но это не ошибка архитекторов. Дело в том, что каждая постройка посвящена божеству. Самые большие меру принадлежат самым высоким богам. К примеру, для Шивы сооружено 11-ярусное строение.
Еще одно интересное здание — храм кузнецов. Оно также находится в третьем дворе. На последней террасе сверху есть крытые строения, посвященные Шиве и предкам раджей Клунгкунга. Их тоже считали богами.
При наступлении религиозных празднеств территорию Бесаких украшают. Для декора используют разую палитру цветов. Каждый оттенок олицетворяет конкретного бога. Божеству Шиве соответствует белый, а Брахме — красный. Черный цвет принадлежит великому Вишну, а желтый символизирует божество Ида Санхьянг.
Здесь часто отмечают:
- Галунган — празднуется каждые 210 дней. Считается, что вначале праздника духи спускаются к людям и веселятся с ними. Государственные учреждения не работают 10 дней в этот период.
- Кунинган — фестиваль, который начинают отмечать через 10 дней после окончания Галунган. Чтобы заручиться поддержкой духов, жители преподносят богам желтый рис.
- Бхатара Турун Кабех — мероприятие, которое проводят в первое полнолуние после Нового года. Все балийцы посещают храм, так как считают, что в этот период все боги посещают его.
Бесаких — храм, который отдален от населенных пунктов. Но именно своим местоположением он привлекает гостей острова. Чаще всего туристы приезжают себя, чтобы помедитировать. Общая атмосфера и священность места располагают к уединению.
Кстати, жители Бали утверждают, что в море обитают злые духи, поэтому спят головой к Агунгу, а ногами к воде. Считается, что вулкан способен очистить негативные энергетические потоки.
Как добраться
Чтобы добраться до храмового комплекса, необходимо взять в аренду автомобиль или заказать. Рассмотрим, как доехать до достопримечательности из Ловина и северного Денпасара. Что касается южных областей, то дорога до святилища проходит через Денпасар. Этим маршрутом можно пользоваться и тем, кто остановился в районах Нуса Дуа, Кута, Санур и т.д.
Доехать к месту из северного Ловина можно в среднем за 2,5 часа. Расстояние составляет 90 км.
- Выдвигаемся от пляжа Ловина, что в провинции Булеленг, в сторону дороги Jl. Singaraja-Gilimanuk. Движемся на восток к населенному пункту Сингарадже.
- Проезжаем поселение и продолжаем движение по той же трассе. Примерно через 10 километров останавливаемся на перекрестке Jl. Gn. Batur. Отсюда до храма ведут две дороги — горная и вдоль побережья.
- Горная дорога полна поворотов, кочек и ухабов. Она предназначена для бывалых путешественников, которые едут в святое место не первый раз.
- Для тех, кто на Бали впервые, предусмотрен более простой маршрут. После перекрестка нужно продолжить путь по дороге Jl. Raya Air Sanih. Через 40 километров езды по прямой на пути окажется поселение Тианьяр.
- Проехав городок, турист должен повернуть в правую сторону и продолжить путь по прямой. Через 25 километров машина приведет к перекрестку Jl. Ps. Hewan Besakih.
- Повернув от перекрестка в левую сторону, путешественник окажется практически рядом с храмом. Вход уже появится через 3,5 километра.
Если турист остановился в Денпасаре, то до Бесаких ему придется преодолеть расстояние в 53 км. Это займет около 1,5 часов.
- От городка туристу следует поехать на восток по дороге Jl. Prof. Dr. Ida Bagus Mantra. Поворот на трассу Jl. Raya Takmung появится через 17 километров. Определить ее можно по зеленому знаку.
- Повернув в левую сторону, машина заедет в поселение Семарапура. Отсюда следует поехать к северному выезду.
- Оказавшись на дороге Jl. Raya Besakih, турист должен проехать еще 14 километров. Первый поворот ведет прямо к храму.
- Дорога Jl. Ps. Hewan Besakih через 6 километров приведет путешественников ко входу комплекса.
Таким образом, доехать до священного места не так сложно. Главное ориентироваться на дорожные знаки.
Ближайшие к храму достопримечательности
Рядом с храмовым комплексом располагается много живописных мест.
Самыми лучшими для посещения являются:
- Агунг — вулкан, на котором и располагается храм. Вершина находится на высоте более 3000 метров. Кратер периодически извергается. Последствия его извержений по-прежнему можно увидеть в окрестностях.
- Телага Ваджа — река, протекающая у подножия Агунга. Балийцы прозвали ее «Белой водой» из-за бурлящих вод. Согласно одной из легенд, речка появилась после извержения вулкана. Для местных жителей она источник питьевой воды.
- Батур — еще один действующий вулкан, высота которого составляет 1717 м. Вокруг него расположено несколько деревушек и озеро. Добраться до вершины получиться менее, чем за пару часов.
- Озеро Батур — образовалось на дне кратера, который извергался около 20 тыс. лет назад.
- Горячие источники — располагаются в термальном комплексе на берегу озера. Само озеро находится у подножия Батура.
Это лишь небольшой список мест, которые туристы могут посетить, оказавшись в Бесаких. Самым непоседливым людям также стоит посетить деревню Труньян. Здесь живет народ, который поклоняется языческим богам. Они не закапывают тела умерших, а складывают под ароматическим деревом. Когда от трупа остаются лишь кости, они собирают их и перемещают на кладбище. При желании гости острова могут попасть и туда.
Храм Бесаких
Х р ам Бесаких (Pura Agung Besakih) считается главным на Бали. Он также входит в число священных х р амов острова, которых здесь всего девять.
- Храм Бесаких
- Почему же Бесаких является главным храмом?
- История храма Пура Бесаких
- Описание храмового комплекса Бесаких
- Как добраться до храма Бесаких
- Храм Пура Бесаких (Pura Agung Besakih) на карте
- Get Directions
- Что посмотреть рядом с храмом
- Советы по посещению Пура Бесаких
Более 1000 лет назад его построили на действующем вулкане Агунг для защиты местных жителей.
На этой странице вы найдете подробное описание храма, его историю и узнаете, почему он называется материнским (х р амом матери). Также я расскажу вам, где он находится, как добраться до него из разных районов Бали. Кроме того, я познакомлю вас с достопримечательностями, которые находятся рядом.
Говорят, что Бали — остров тысячи храмов. Это действительно так. Здесь святилища находятся буквально повсюду — от небольших семейных алтарей во дворах балийских домов до огромных храмовых комплексов. Всю тысячу х р амов вы вряд ли успеете посетить, а вот посмотреть главный храм Бали я вам настоятельно рекомендую.
Почему же Бесаких является главным храмом?
Бесаких, или Пура Бесаких (Pura A g ung Besakih), находится на западном склоне вулкана Агунг (Gunung Agung). Это самая высокая гора на острове, ее высота достигает 3 142 метра. Кроме того, считается, что именно здесь расположена так называемая «Ось мира», вокруг которой, по легенде, вращается вселенная, все планеты и звезды. Сам же вулкан служит обителью для богов и почитается у местных жителей чуть ли не как самая священная точка острова.
Конечно, в таком месте просто нельзя было построить скромный храм. Поэтому балийцы возвели здесь целый комплекс, состоящий более чем из 86 религиозных сооружений. Это действительно огромная территория. Здесь только для туристов доступно около 3 0 000 квадратных метров, а все постройки располагаются на площади более 1 5 0 000 м2. Это самый крупный храмовый комплекс на всем острове.
Кроме того, Бесаких — это еще и самый древний балийский храм. Ученые выяснили, что некоторые элементы (такие как алтари и лестницы) имеют возраст свыше 2 000 лет. А это значит, что святилище в этом месте находилось еще до распространения индуизма на Бали. Скорее всего, на месте нынешнего храма было расположено языческое священное сооружение, где местные жители приносили дары духам своих предков.
Все это позволяет смело заявлять, что Бесаких действительно является главным храмом Бали. К тому же, у него еще есть богатое прошлое, о кото р ом я расскажу вам дальше.
История храма Пура Бесаких
Первые письменные упоминания об этом месте датируются началом XI века. Но эти упоминания касаются уже существующего храма, а не его строительства. А вот когда он был построен — вопрос менее ясный. Есть легенды, в которых упоминается некий странствующий монах, построивший Бесаких в VIII веке. Но документальных сведений об этом событии не осталось. Также, по преданиям, другим основателем мог быть раджа Кеса р и, живший в начале X века. Но откуда тогда взялись алтари возрастом в два тысячелетия? Вероятно, Кесари лишь расширил храм, который уже существовал до него.
Вообще, Бесаких расширялся и достраивался почти каждое столетие. Ученые выяснили, что Агунг Паната р ан (центральный храм, посвященный Шиве) – одно из трех главных святилищ комплекса, — был построен в XVII веке. В летописях говорится, что многие балийские короли в разные времена выделяли деньги на строительство храма.
С XI века Бесаких долго не упоминался ни в одном документе. И лишь в XV веке, когда политический центр Бали переместился в центральную часть острова, храм вновь стал фигурировать в различных летописях. В частности, есть упоминания о том, что Бесаких является государственным храмом, в котором находится мавзолей.
Известно, что во время стихийных бедствий балийцы укрывались в этом храме, а в остальное время приносили жертвы богам, чтобы искупить грехи. Устраивались даже церемонии жертвоприношения, во время которых закалывался тигр, буйвол, корова и черная обезьяна.
Одним из самых знаковых событий в истории Пура Бесаких можно считать извержение вулкана Агунг в 1 9 63 году. Весной этого года должно было проводиться празднование Eka Dasa Rudra (Эка Даса Руд р а), праздника духовного очищения, проводимого раз в столетие. Незадолго до этого, в феврале, было зафиксировано повышение температуры почвы у подножья вулкана.
Жрецы посчитали это плохим знаком. Они были уверены, что это гнев богов, и празднование Эка Даса Рудра нужно перенести на другой год. Однако их никто не послушал – ведь все уже было готово к началу церемонии. Жрецы не ошиблись. 18 марта 1 9 63 года кратер Агунга взорвался и выбросил из себя потоки лавы. Они сошли по склонам вулкана и уничтожили все на своем пути. В результате извержения погибло более 1000 людей, многие балийцы остались без крыши над головой. Примечательно, что в это же время жители некоторых европейских стран наблюдали красные закаты. Говорят, это связано именно с событиями на Бали.
С тех пор сейсмологи пристально следят за активностью кратера вулкана. Но есть один примечательный факт, который местные жители расценивают как благосклонность богов. Дело в том, что во время извержения Бесаких совершенно не пострадал. Несмотря на то, что он находится на склоне вулкана, потоки лавы обошли его стороной. Было это случайностью, или действительно волей богов – никто не знает. Но балийцы уверены, что именно храм спас остров от чудовищных разрушений. Хронологию извержения вулкана Агунг в настоящее время можно проследить в разделе Вулкан Агунг — новости.
Часто Бесаких называют «храмом матери», но правильнее будет — «материнский храм». Для местных жителей он имеет очень большое значение. Он защищает остров от стихийных бедствий и помогает общаться с богами. Это самый главный и древний храм на Бали, именно он стал источником распрост р анения индуизма в этих местах. Поэтому он и является материнским.
Описание храмового комплекса Бесаких
Весь комплекс состоит из трех основных храмов. Каждый из них посвящен одному из божеств индуистского пантеона (его еще часто называют Тримурти или Трисакти).
В эту триаду входят:
- Б р ахма – бог-создатель
- Вишну – бог-хранитель
- Шива – бог-разрушитель
Храм позволяет молиться всей троице в целом, или же каждому божеству отдельно. По сути, так устроен почти каждый балийский храм.
В Бесаких устройство храмов следующее:
- В центральной части комплекса находится самый большой храм – Агунг Панатаран. Он состоит из трех дворов, которые располагаются как бы ступенями друг над другом. Здесь поклоняются Шиве.
- Чуть восточнее находится второй храм – Дангин Кретег. Он посвящен Брахме.
- Третий х р ам – западнее. Он называется Бату Мадег и посвящен, соответственно, Вишну.
Интересно то, что каждый из храмов построен и поддерживается за счет одного из балийских округов. Так, например, Агунг Панатаран финансируется Клунгкунгом, а Дангин К р етег – Карангасемом. Бату Мадег поддерживает округ Бангли. У других округов здесь нет больших храмов, но есть отдельные постройки (например, у Гианьяра, Бадунга, Булеленга и Табанана). Таким об р азом, Бесаких является как общим для всех балийцев, так и главным святилищем для жителей некоторых округов.
Кстати, здесь же можно найти небольшие алтари, принадлежащие представителям балийской аристократии.
С точки зрения архитектурной проработки, наиболее интересен будет храм Агунг Паната р ан. На его территории расположено около 5 0 ритуальных сооружений.
Как я уже говорил, храм состоит из трех дворов:
- Первый двор. Чтобы попасть в него, нужно подняться по лестнице из 5 2 ступеней. Сама лестница по бокам украшена скульптурами индуистских божеств, а на ее вершине расположены традиционные расщепленные ворота – Чанди Бентар. Первый двор является как бы прихожей. Основные же постройки расположены во втором и третьем.
- Второй двор. Сюда ведут большие ворота, щедро украшенные каменными декорациями. За ними расположен трон для божеств. Поскольку этот храм посвящен Шиве, он восседает посреди, а по бокам от него расположились Брахма и Вишну. Здесь же, во втором дворе, находится помещение Санухан-Агунг. В нем во время больших праздников собираются боги и принимают дары балийцев. Рядом находится Бале-Агунг. Это крытый павильон, в котором вместо стен – 2 4 колонны. Здесь местные жители могут помолиться. Еще одно здание – Паведажан. Но для посторонних оно закрыто, так как предназначено для священнослужителей.
- Третий двор. И, наконец, чтобы попасть в третий двор, нужно опять же преодолеть лестницу. Территория двора оформлена в виде террас, находящихся одна над другой. Здесь находятся меру – традиционные религиозные постройки в виде башен, напоминающие пагоды. Одна из них, кстати, служит сокровищницей храма. В ней также хранятся документы и летописи, связанные с Бесаких.
Можно заметить, что меру в храме разной высоты, и у них разное количество ярусов. Это связано с тем, что каждая меру посвящена какому-либо богу. Чем выше почитается тот или иной бог, тем выше ярусов у меру, которая ему посвящена. Например, 11-ярусные меру построены в знак уважения Шиве.
В третьем дворе также располагается храм кузнецов – Панде Веси. А на самой ве р хней террасе стоят две закрытые постройки. Одна из них посвящена богу Шиве, а вторая – предкам бывших раджей Клунгкунга, которых тоже считали божествами.
Во время религиозных праздников территорию храма, как правило, украшают. Если вы окажетесь здесь в один из праздничных дней, то наверняка заметите, что среди прочих преобладают четыре цвета – белый, красный, черный и желтый.
Эти цвета символизируют определенных божеств:
- Белый – это цвет бога Шивы
- К р асный цвет принадлежит Брахме
- Черный цвет соотносится с Вишну
- Желтый цвет принадлежит верховному богу по имени Ида Санхьянг Види Васа
Эти же цвета используют и в других святилищах во время больших праздников. Вообще, праздники в Пура Бесаких – это важная часть жизни храма. Здесь традиционно отмечают Галунган – праздник победы добра над злом. Он завершается праздником Кунинган – встреча с духами предков за праздничным столом. В первое посленовогоднее полнолуние в храме ежегодно отмечается Бхатара Ту р ун Кабех, этот праздник обычно приходится на март или апрель и длится около 10 дней. В эти дни можно увидеть ритуальные танцы, театр теней и различные спектакли, а также услышать традиционный балийский оркестр, стать свидетелем местных церемоний.
Отдаленность от населенных пунктов, определенная труднодоступность и особое, сакральное расположение делают Бесаких чрезвычайно интересным для всех, кто желает заняться медитацией. Считается, что сами балийцы спят ногами к морю, где обитают злые духи, а головой по направлению к Агунгу, который «очищает» отрицательные потоки энергии. Располагает к медитации и единению с самим собой и ландшафт храма: необыкновенная растительность, потрясающие панорамы, открывающиеся с его стен.
Бесаких – общий х р ам, то есть доступный для всех индуистов. Что же касается посетителей других вероисповеданий, то обычно им можно находиться только около храмов, то есть во дворах на первом уровне, не заходя в религиозные постройки. Впрочем, и такие посещения часто затягиваются на несколько часов.
Как добраться до храма Бесаких
От курортных зон сюда не курсирует общественный транспорт. Поэтому добираться придется на арендованном транспорте или такси. Я подробно опишу для вас путь из Денпасара и из северного курорта Ловина. Из таких южных курортов как Санур, Кута, Легиан, Семиньяк, Нуса Дуа и Джимбаран дорога проходит через Денпасар, так что можно использовать первый маршрут.
Из Денпасара (1, 5 часа, 53 км)
- Выезжайте из города на восток, к Jl. Prof. Dr. Ida Bagus Mantra.
- Едьте прямо. Примерно через 17 километров будет поворот на Jl. Raya Takmun g . Перед ним есть заметный зеленый знак, указывающий направление в Такмунг. Вам нужно повернуть налево.
- После поворота вы окажетесь в городе Семарапура. Направляйтесь к его северному выезду – дороге Jl. Raya Besakih.
- По этой дороге нужно ехать примерно 14 километров, до поворота к храму. Там есть указатель. Но если вы пропустите нужный поворот, дальше будет еще несколько.
- Повернув на Jl. Kedu g ung Besakih, двигайтесь по ней еще 6 километров, после чего окажетесь на месте.
Из северного курорта Ловина (2, 5 часа, 90 км)
- Выезжайте из Ловины на трассу Jl. Singaraja-Gilimanuk. Но двигаться нужно не в сторону Гилиманука, а на восток, к Сингарадже.
- Добравшись до Сингараджи, продолжайте двигаться по этой дороге еще около 10 км, до перекрестка с Jl. Gn. Batur.
- Здесь нужно решить, как ехать дальше. Можно повернуть на Jl. Gn. Batur и по горной дороге через район Кинтамани проехать к храму. Только учтите, что дорога очень извилистая, и на пути будет много поворотов. Если у вас есть с собой навигатор или вы не в первый раз едете таким путем – сворачивайте на Jl. Gn. Batur. А я расскажу, как добраться до Бесаких вдоль морского побережья.
- Проехав перекресток с Jl. Gn. Batur, вы окажетесь на Jl. Raya Air Sanih. Езжайте по ней и никуда не сворачивайте. Вам нужно попасть в город Тианьяр. Это примерно 40 километров по прибрежной дороге.
- После выезда из Тианьяра сверните направо. Там есть несколько поворотов. В принципе, все они выведут вас на нужную дорогу.
- Езжайте прямо. Дорога проходит по сельской местности и через живописные места. Ехать по ней нужно примерно 2 5 км. Так вы доберетесь до перекрестка с Jl. Ps. Hewan Besakih. На нем поверните налево.
- Двигайтесь по этой дороге – и через 3, 5 км окажетесь у входа в храм.
Храм Пура Бесаких (Pura Agung Besakih) на карте
No results found in this location. Please try again.
Храм Пура Бесаких – «мать храмов», главная святыня Бали
11 ноября 2013 г. Мария Глазунова
Несмотря на то, что Индонезия, в целом, мусульманская страна, остров Бали – это цитадель индуизма. Местные верования и традиции являются смесью индийского индуизма, буддизма, малайских ритуалов и древнеяванского культа.
Также Бали известен, как «Остров тысячи храмов», сами балийцы говорят, что на острове храмов больше, чем домов, ведь в каждой деревне есть как минимум три храма:
- Pura Desa – «храм деревни», построенный его первыми жителями, а поэтому расположенный в центре на главном перекрёстке, посвящен Браме-Творцу.
- Pura Puseh – храм Вишну-Сохранителю и другим духам земли. В нём обычно проводятся церемонии, посвящённые плодородию.
- Pura Dalem – посвящен Шиве-Разрушителю или его жене Дурге. В храме обитают души умерших, до кремации.
Кроме того, в каждом балийском доме, есть свой домашний храм. Если двор отсутствует или его территория мала, то такой храм с алтарем могут соорудить даже на крыше.
Есть на острове и основные главные храмы, про некоторые из них мы уже писали:
В этой статье мы расскажем о самом главном храме на острове – Пуре Бесаких, “матери всех храмов”, что находится на северо-западном склоне священной горы Агунг (Gunung Agung)
Самая высокая гора острова – Агунг (3142 м), она и является главным объектом поклонения, это место обитания могущественного Батара Махадевы (воплощение Шивы).
Храм Бесаких построили более 1000 лет назад, а в 1917 году случилась трагедия – храм был практически полностью разрушен извержением вулкана, и на протяжении всего двадцатого века его восстанавливали по крупицам. Следующее извержение, в 1963 году, прошло для храм безболезненно.
Бесаких располагается на высоте 1 км над уровнем моря, поэтому после обеда его террасы затягивает облаками, которые удерживает Агунг. Так что, если хотите увидеть священную гору, отправляетесь к храму в ясную погоду рано утром – мы же были в храме в облачный день
“Храм” на балийском языке – “пура”, место, окруженное камнями
Все балийские храмы построены по одному принципу, и представляют собой открытые прямоугольные дворы (пограничная зона между миром людей и богов – это основная территория храма),
с внутренними двориками (царством богов) с алтарем и жертвенниками,
Всё это располагается под открытым небом
Входные ворота обычно массивные и украшены резьбой, охраняют ворота статуи – защитники храма
Внешний двор от внутреннего отделён ещё одной стеной, с резными воротами
В каждом дворе от одного до нескольких шатров – бале (крыша-навес на четырех колоннах),
под такими шатрами собираются общины для обсуждений насущных вопросов
также в бале может располагаться оркестр.
Меру – многоярусные пагоды башни-пураны, в которых обитают боги
По числу крыш можно определить где чье жилье. Количество ярусов нечетное, максимум одиннадцать – это признак наивысшего уважения (для богини риса – Деви Шри и Шивы), а у Вишну и Брахмы – девять
Пура Бесаких представляет собой огромнейший комплекс из 22 храмов – трёх крупных: Penataran Agung (храм Шивы), Batu Madeg (храм Вишну) и Kiduling Kreteg (храм Брахмы) и 19 небольших
Из самого верхнего открывается вид на нижние храмы
Также на территории комплекса Бесаких, помимо храмов есть хозпостройки, амбары и площадки для петушиных боев – всё что нужно для комфортного проживания монахов.
Ну а для туристов, продают кукурузу
практически на каждом пролёте лестницы,
а также прохладительные напитки
Считается, что боги посещают храмы только в праздничные дни, а в обычное время пагоды пустуют.
Именно поэтому в дни праздников балийцы стараются обязательно прийти в храм, на церемонию,
Приходят целыми семьями,
приносят дары
и обращаются к богам с просьбами
и молитвами,
чтобы обрести мир и душевное спокойствие
но не везде в храме так многолюдно, в верхних храмах, даже в дни церемоний, пусто
спокойствие и благодать
Кое-где можно застать одиноких посетителей, общающихся с богами
В эти же дни храмы особенно преображаются – алтарь украшен зонтиками, а всем статуям повязывают саронги
Во внутреннем дворе храма, после церемоний балийцы устраивают священные танцы, спектакли и музыкальные представления, основанные на древней мифологии, чтобы умилостивить богов. Мы не раз были свидетелями таких торжеств.
Про балийские ритуалы и церемонии можно почитать в наших статьях:
- Кремация на Бали или самый главный праздник
- Кремация на Бали: финальная стадия процесса
- Сарасвати – самый яркий и запоминающийся ежегодный праздник на Бали
- Легонг – танец божественных нимф
- Петушиные бои на Бали
- Фестиваль еды, кофе и моды на Бали
- Галунган – главный праздник на острове Бали
- Как задобрить злых духов или открываем тайны магических балийских церемоний
- Тонкости аренды скутера на Бали
- Фестиваль еды, кофе и моды на Бали
Самые главные и важные церемонии проводят в храме Шивы, например, каждые сто лет здесь отмечают Ekadasa Rudra (грандиозная церемония изгнания злых духов), а каждые десять лет – Panca Wali Krama, в октябре каждого года, в полнолуние – Piodalalan. Если вам доведётся побывать на одном из этих празднований, считайте это большой удачей
Полезная информация
Добраться до Пура Бесаких несложно – любой балиец подскажет дорогу, если вдруг заплутаете. Ну а если есть gps навигатор, то можно ехать по координатам: -8.37435, 115.450804
Просмотреть Бали на карте большего размера
Стоимость входа на територрию комплекса 15 тыс. рупий ($1,5). От парковки нужно еще около 1 км идти вверх по дороге, мимо сувенирных лавок
Если подняться по главной лестнице, то во двор храма, скорее всего, попасть будет сложно – у ворот дежурят назойливые гиды, предлагающие свои “услуги по сопровождению”
Они объясняют, что не индуистам запрещено ступать на территорию храма без сопровождения и, конечно, одни туристы верят, а другие, просто готовы заплатить за экскурсию
Некоторые вовсе внутрь не заходят, довольствуются видом со стороны, убранством лестницы и прогулкой вокруг вдоль храмовых стен, любуясь на местных прихожан с дарами
Во внутренний двор можно попасть и минуя гидов – с двух сторон от главной лестницы есть лестницы поменьше, по которым можно подняться и беспрепятственно зайти внутрь
При посещении как этого храма, так и любого другого, важно соблюдать местные обычаи — надеть саронг (прямоугольный кусок ткани – замотать вокруг талии)
Если своего саронга нет, то на входе его за умеренную плату предложат в аренду, так же как и зонтики от солнца или дождя.
Каждый житель Бали считает своим долгом, хотя бы раз в год, посетить этот храм. А для туриста особая удача, если сделать это ему удается в значимые дни, когда проводятся важные обряды и церемонии. В эти дни, во-первых, храм наиболее выигрышно смотрится, а во-вторых, позволяет еще больше проникнуться красивой, но немного странной для европейцев культурой загадочного Бали
Красивых и увлекательных вам путешествий!
Другие интересные и значимые храмы на Бали:
Похожие статьи про интересные храмы в других странах:
Понравилась статья? Поделись с друзьями или сохрани в соц. сетях, чтобы не потерять