Фото Свято-Боголюбского женского монастыря (28 фото)

Монастырь где убили Андрея Боголюбского. Чудо-храм Покрова на Нерли

Этот монастырь находится уже в СУЗДАЛЬСКОМ районе Владимирской области, хотя от Владимира он всего-навсего в 6 км на север.

Сведения о дате и обстоятельствах возникновения Боголюбского женского монастыря Рождества Богородицы настолько туманны, скудны и противоречивы, что я воздержусь от изложения их всех в данной заметке. Иначе погрязну в изложении версий и споров специалистов.

Это тайна, покрытая мраком средневековья. А поскольку автор этой заметки «исторический сухарь», любитель точных дат и зануда, то изложу лишь основную версию.

Очень вероятно, что монастырь был основан во искупление вероломного злодейского убийства князя Андрея Боголюбского.

Да-да, этот князь, построивший столько храмов, что дай Бог любому правителю, закончил свой земной путь при весьма печальных обстоятельствах и погиб именно здесь.

Для интересующихся личностью и политикой этого неординарного князя ссылка — drevo-info.ru/articles/24607.…

В Боголюбово на территории сегодняшнего монастыря находится дворец-замок Андрея Боголюбского — единственное гражданское здание Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично. Бытует мнение специалистов что строили его итальянские мастера, прислал которых знаменитый Фридрих Барбаросса.

По преданию князь ехал из Владимира в Ростов с чудотворным образом Богородицы (Владимирская икона), и во время ночёвки в этом месте ему явилась Богоматерь, а лошади отказались идти дальше. После этого здесь построили храмы и белокаменный замок.

Но скорее всего всё было прозаичнее.

Этот замок был построен Андреем на стратегически важном месте слияния бывших русел рек Клязмы и Нерли, чтобы «приглядывать» за своим ремесленно-торговым городом Владимиром и заодно боярским Суздалем.

А ещё в те далекие годы (как и сейчас) властьпридержащие старались селится подальше от простого люда. По иронии судьбы князь встретил свою гибель именно здесь. А живя Боголюбский поближе к народу в городе, глядишь и вступился бы кто-то из черни или «администрации президента» за любимого князя.

Князь опирался в своей политике на дружину и на горожан, а не на бояр (за что те дышали в его сторону ядом и ждали случая поквитаться).
И таки дождались.

А народ князя любил, как любят удачливых и харизматичных сильных правителей. Он был умным правителем и вместе с тем удалым рубакой. Короче, славный парень.

В политической жизни Боголюбский опирался не на родовое боярство, а на младших дружинников — милостников, прообраз будущего дворянства. Он им за службу раздавал земли в условное владение.

Но как часто было, бывает, и (как это не печально) ещё долго будет в нашей стране, короля делает окружение (бояре, олигархи).

А народ что? Народ — безмолвствует. Как по Пушкину «Борис Годунов».

Князь проводил политику усиления самовластия, каким станет будущее самодержавие в Московской Руси XV—XVI вв.

Вообще, историки считают Боголюбского первым РУССКИМ самовласцем. Ключевский считает его первым русским (великороссом).

Интересное определение, если учесть что мать князя была половецкая княжна и облик его поэтому был наполовину тюрским.

Фото из интернета. Антропологическая реконструкция Герасимова 1939 года.

Совсем недавно, в 2007 году, провели новое медицинско — криминологическое исследование, инициированное Московским фондом имени Юрия Долгорукого, который создали по решению правительства Москвы и при поддержке РПЦ.
Так вот, заключение этого нового (заказного) исследования полностью исключает наличие «монголоидных» черт в облике князя и указывает на ошибку Герасимова.

Уважаемые читатели, как в облике человека могут отсутствовать черты полученные от матери половчанки? Лишний раз убеждаюсь что нас все эти фонды держат за «лошков» и все результаты делаются в современном мире «под заказчика».

Кто платит, тот и заказывает музыку.

Андрей Боголюбский канонизирован РПЦ и его мощи находятся в Успенском соборе Владимира.

А как канонизированный церковью может иметь «монголоидные» черты? Как-то некрасиво, непорядок.

Кстати, о канонизации и почитании. Прозвище Боголюбский князь получил за неутомимое строительство храмов в Боголюбово, прежде всего за строительство замка.

Всё грандиозное строительство во Владимирской земле должно было подчеркнуть могущество его земли. И для этой цели князь не жалел ни времени, ни сил, ни средств.

Этими произведениями великой архитектуры мы можем теперь любоваться.

Это с его лёгкой руки православные празднуют Покров и Спас, его заслуга.

Также Боголюбский это значит почитающий и любящий Бога. Прозвище князя понятно что означает.

Однако, справедливости ради замечу, что Боголюбский был известен и как инициатор карательного похода на Киев (матерь городов русских) в союзе с северными зависимыми от него князьями. Это чтобы добиться независимости от Киева и посадить на киевский престол угодного правителя. Чем не сепаратизм?

Взяв Киев, победители два дня жгли и грабили столицу. Множество киевлян были уведены в полон. В монастырях дружинники забирали не только драгоценности, но и святыни.

Знаменитый Софийский собор (Митрополия) и Печёрский монастырь были так же разграблены. И всё это с разрешения, вернее, с прямого приказа Андрея Боголюбского.

Вот такая «канонизация».

Получается, князь строил храмы на своей земле и грабил на киевской?
А разве бывают чужие и свои иконы? Чужие и свои храмы?

Возвеличивая своих божеств, князь карал чужих. Видимо, Андрей усматривал, не без основания, в чужих храмах угрозу собственной идеологии.

Но возмездие за киевский разгром православных святынь князя настигло спустя 15 лет, в ночь с 28 на 29 июля 1174 года.

Согласно летописи заговор против князя организовали бояре Кучковичи, владеющие московскими землями, родственники князя.

Бояре были недовольны последними неудачными походами князя на Киев в 1173 году и против волжских булгар в 1171 году. Также они были недовольны казнью своего родственника (шурина Андрея Боголюбского), убитого отцом Андрея — Юрием Долгоруким.

Читайте также:
Сколько лететь до Саратова из Москвы

Ну и, конечно, им не нравились милости в отношении мелкотравчатых дружинников, будущих дворян.

К заговору был также привлечен приближённый князя ключник Анбал, осетин. Что называется, пригрел князь змею на груди.

Долгое время по летописи было известно только 3 имени заговорщика.

Совсем недавно, в декабре 2015 года, при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском была открыта надпись XII века, содержавшая имена 20-ти заговорщиков убийц князя и описание обстоятельств убийства.

А дело было так…

По легенде бояре Кучковичи спустились вначале в винные погреба замка князя.
Употребили там, видимо, для храбрости изрядно. Пьяному море по колено.

Вот тут всё происходило, в этих старых серых каменных стенах, слева.

«Нагрузившись под завязку» мёдами хмельными, да винами заморскими, почуяв себя героями, подошли заговорщики к спальне князя и постучали.
Князь вполне резонно поинтересовался кого черти принесли в ночь глухую.

Один из заговорщиков назвался именем слуги Прокопия. Нет, это не Прокопий решил князь, хорошо знавший голос слуги и отворять не стал.

Дверь выломали. Князь кинулся к мечу, а меча-то нет, ибо его предварительно похитил ключник Анбал. Князь был не робкого десятка. Несмотря на 20-ти кратное превосходство противника одного из нападавших Боголюбский «подрихтовал» подручными предметами до степени трупа.

Сильный князь долго сопротивлялся и наконец окровавленный и изрубленный упал.

Нападавшие вновь спустились в подвал, отпраздновать победу, пить вино хмельное.
Славно потрудились!

Однако, могучий князь очнулся и пытался скрыться. Но это ему не удалось, его обнаружили по кровавому следу или стонам. Здесь ему и отрубили руку.

Фото из интернета. Картина Кириллова, «Убийство Андрея Боголюбского».

Перед смертью князь произнёс:
«Господи! В руки твои предаю дух мой….».

Вот в этой лестничной башне и растерзали «первого российского самодержца», Боголюбского.

Плохо закончили и участники заговора, убийцы. Все они были казнены следующим князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо, младшим братом Андрея.

У сыновей Андрея тоже с княжением как-то не заладилось. Все четверо сыновей умерли или погибли в походах. Один из них, Юрий успел даже побывать мужем знаменитой грузинской царицы Тамары и погиб в борьбе за власть в Грузии.

Короче, все умерли…

А как же развивались события сразу после убийства А. Боголюбского?

Владимирцы кинулись сразу грабить хоромы князя и княжеских приближенных, «чиновников».

А пограбить там было что!

Бесчинство и пьяный разгул продолжались долго. А меж тем о бывшем всесильном князе, вернее, об его теле лежащем на улице как-то все позабыли. Недосуг.

По легенде хоронить князя остался лишь его придворный киевлянин Кузьмище Киянин.

Через пару дней тело было перевезено из Боголюбово во Владимир, где и было отпето настоятелем Владимирского собора.

Высшее духовенство на службе не присутствовало, видимо, сочувствуя заговору. Понятно, что не было и бояр.

Люд владимирский когда увидел похороны, то даже устыдился и протрезвели многие.
Ведь ничего кроме добра простые горожане от своего князя не видели.

Боголюбово: Свято-Боголюбский монастырь, храм Покрова на Нерли и весенний разлив

Свято-Боголюбский женский монастырь в Боголюбово и расположенный неподалеку храм Покрова на Нерли — те места, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Великолепная древнерусская архитектура XII века, красивейшая природа Владимирской земли не оставят никого равнодушными. Здесь хорошо в любое время года, но особенно — в начале мая, когда разливаются Нерль и Клязьма.

Боголюбово со стороны дороги

Свято-Боголюбский монастырь

Свято-Боголюбский женский монастырь знаменит тем, что здесь сохранились фрагменты замка владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского (родился около 1111 года, погиб в 1174 году), сына Юрия Долгорукого, легендарного основателя Москвы. Это единственное частично уцелевшее древнерусское здание гражданской архитектуры.

По преданию, князю было явление Богоматери, которое предопределило выбор этого места для строительства загородной резиденции и храма в честь Рождества Богородицы. От замка уцелела лестничная башня, открытая в 1950-х годах под слоем позднейших наслоений, а также крытый переход на хоры. В XVIII веке над башней была надстроена шатровая колокольня.

29 июня 1174 года князь Андрей Боголюбский был убит в своем замке. Возможно, это послужило причиной того, что уже в XIII веке, при преемниках Андрея Боголюбского, здесь был устроен монастырь. В 1855-1866 годах на территории монастыря по проекту архитектора К.А.Тона, родоначальника «русско-византийского стиля», был возведен собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В 1923 году монастырь был закрыт, а в начале следующего года передан в ведение музейного отдела. В 1991 году часть помещений возвратили церкви, а в 1997 году на территории вновь открыли монастырь.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Боголюбском монастыре Собор Боголюбской иконы Божией Матери Колокольня Всех Святых с надвратной церковью Успения Пресвятой Богородицы

В составе церкви Рождества Пресвятой Богородицы сохранились фрагменты замка Андрея Боголюбского. Это нижний ярус колокольни и переход на хоры церкви. Сама церковь оштукатурена и побелена, а стены замка — белого камня, с характерными арочными поясами.

Археологические раскопки Института археологии РАН в 2018 году, которые проводились на территории храмового комплекса в Боголюбово, принесли новые результаты. По словам члена-корреспондента РАН Владимира Седова, «Открытые при раскопках 2018 года части собора дали новый материал как о плане собора, так и о происхождении владимиро-суздальской архитектуры в целом. Теперь мы понимаем, что, скорее всего, в строительстве этого храма участвовали мастера из Ломбардии и Эмилии-Романьи». Таким образом, версия о европейских корнях владимиро-суздальского белокаменного зодчества получила новые доказательства.

Читайте также:
Цены в Болгарии в 2022 году: услуги, продукты, товары

♦ О том, почему во Владимиро-Суздальской Руси при возведении храмов и других сооружений использовался в качестве строительного материала белый камень — известняк, читайте в статье «Храмовый комплекс в Кидекше: у истоков белокаменного зодчества Руси».

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Боголюбском монастыре Комплекс зданий вокруг церкви Рождества Богородицы в XII веке. Реконструкция Н.Н.Воронина (вариант) Комплекс зданий вокруг церкви Рождества Богородицы в XII веке. Реконструкция Н.Н.Воронина (вариант) Уцелевший фрагмент замка Андрея Боголюбского Иустиновский корпус в монастыре Собор Боголюбской иконы Божией Матери Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Колокольня

Разлив на Нерли и Клязьме

После осмотра Свято-Боголюбского женского монастыря стоит пройти или проехать к железнодорожной станции «Боголюбово», чтобы полюбоваться на бескрайние просторы Боголюбовского луга. Во время половодья весной он уходит под воду. Вдали на небольшой возвышенности посреди воды виднеется храм Покрова на Нерли. Деревья стоят в воде. Необычайно живописная картина.

Эти фотографии разлива я сделала в начале мая. Пик половодья был уже позади, однако вода по-прежнему стояла высоко, подтопив многие деревья и даже постройки.

Железная дорога в Боголюбово Панорама Свято-Боголюбского монастыря С высоты перехода над железнодорожными путями в Боголюбово хорошо виден разлив Нерли и Клязьмы Разлив Разлив Пешеходный мост через железную дорогу в Боголюбово Боголюбовский луг под водой Во время половодья деревья около станции стоят в воде Деревья в воде Голубое весеннее небо красиво отражается в воде Боголюбовский луг под водой Железнодорожный мост через Нерль

Боголюбский монастырь очень необычно смотрится на фоне железной дороги.

Свято-Боголюбский монастырь и железная дорога

С пешеходного моста через железнодорожные пути на него открывается великолепный вид. На фоне белых стен четко выделяются чуть сероватые, белокаменные стены замка Андрея Боголюбского.

Панорама Свято-Боголюбского монастыря

Храм Покрова на Нерли

Перейдя по пешеходному мосту над железной дорогой, оказываешься на другой стороне, откуда открывается вид на заливной Боголюбовский луг, на окраине которого белеет храм Покрова на Нерли.

Согласно Житию Андрея Боголюбского, храм в память об Изяславе Андреевиче (1148-1165), погибшем сыне князя, был построен в 1165 году. Некоторые исследователи называют более раннюю дату постройки – 1158 год. Храм Покрова на Нерли – первый на Руси, освященный в честь праздника Покрова Богородицы. По преданию, белый камень для постройки церкви был вывезен из Булгарского царства, однако это опровергается палеографическими исследованиями.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы был построен на рукотворном холме, на стрелке у слияния Нерли и Клязьмы – древних торговых путей, служа, тем самым, ориентиром для кораблей. Со временем реки изменили свое русло, а холм, который не заливает даже в самые сильные паводки, остался.

Храм Покрова на Нерли и замок Андрея Боголюбского: чертежи и детали каменной резьбы

Первоначально храм Покрова на Нерли окружала галерея, позднее разобранная. Да и сам храм едва избежал печальной участи – в 1784 году его планировали разобрать для постройки монастырской колокольни. Внутренние росписи были утрачены при «поновлении» в 1877 году.

Возможно, так первоначально выглядел храм Покрова на Нерли

И.Э.Грабарь так отзывался о церкви Покрова на Нерли:

Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства.

И это действительно так.

Вода уже немного спала, частично обнажив дорогу к храму. Рядом была пришвартована лодка. Молодой человек предложил нам прокатиться на ней до церкви, однако мы вынуждены были отказаться: торопились в путь. Как всегда в подобных случаях, выручил телеобъектив.

Церковь Покрова на Нерли Церковь Покрова на Нерли Церковь Покрова на Нерли

На площади перед железнодорожной станцией Боголюбово расположился небольшой рынок, где в числе всего прочего торгуют сувенирами.

Сувениры Сувениры

А вот фотография храма Покрова на Нерли, сделанная теплой зимой 2007 года, в новогодние каникулы. УАЗ Патриот с легкостью проехал по Боголюбовскому лугу. Мы почти доехали до храма — нас разделяла лишь узкая лента Нерли.

У храма Покрова на Нерли

© Сайт “Дорогами Срединного Пути”, 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале “Срединный Путь”

Очень величественно смотрятся храмы и природа во всей своей красе. Очень подходящее время получилось для путешествия и съемок. В этот момент еще зелень не спрятала за собой горизонт и можно рассмотреть творения рук человеческих в частично прикрытом виде. Посмотреть сохранившиеся фрагменты замка князя Андрея Боголюбского, так понимаю, не удалось или о них будет отдельный рассказ?

Фрагменты видны в церкви Рождества Богородицы в Боголюбском монастыре — где колокольня (нижний ярус) и переход к самой церкви на хоры, над аркой. Сейчас допишу — для меня-то они очевидны и сразу бросаются в глаза — сама церковь белая, оштукатуренная, а фрагменты замка — белого камня, с характерным арочным поясом.

На фотографии смотрится иначе, особенно когда сам не видел и больше нигде об этом не читал, здесь кажется просто игра света и тени, нужно внимательно присматриваться, поэтому описание не будет лишним. Спасибо.

Я еще добавила фото именно этого фрагмента — вот ссылка конкретно на фотографию: https://anashina.com/wp-content/uploads/2013/05/Zamok-Bogolubskogo.jpg

Читайте также:
Греция, Халкидики. Лучшие пляжи - Orange Beach на Ситонии

Мария, беру свои слова обратно — уже забыла о воде, церквушка красива со всех сторон. Очень понравилась на фоне железнодорожных путей. Интересно, а долго плыть к ней на лодке? Кстати, я наконец-то поняла почему у меня щемит сердце каждый раз, когда я на нее смотрю — синие купола, голубое небо, кипенно-белые стены … это же Санторини. А я очень люблю это место!

У нас много церквей с синими куполами — обычно это те, которые посвящены Богоматери. Плыть, думаю, не так долго. На машине зимой (правда, с другой стороны) мы вообще очень быстро доехали.

Недолго на лодке, мы плыли минут 7-8, это с учётом того, что бензин закончился по дороге. ))

Великолепные фото! Маш, как же быстро спал разлив — мы были там примерно на дней 10 раньше (может, где-то дата тут у тебя и есть, но я цифры всегда в упор не вижу)) — мы были 1-го мая — и какой же был разлив! Как нам повезло. не представляешь, я мечтала увидеть эти края именно во время разлива — и так рада, что получилось всё так, как хотела. И даже больше!

Разлив спал очень быстро — я сравниваю твои фотографии и свои (8 мая) — насколько большая разница. Но вообще вода все еще стоит — не только здесь. Мы потом поехали в Гороховец (пост о нем выйдет завтра), который тоже стоит на Клязьме. Там такой разлив!

От зимней фотки ожидала большего. Очень жаль, что остальные пропали! Я видела фото этого храма зимой — изумительно.

А у тебя и УАЗ-Патриот был? И как машинка? Я слышала разные отзывы, но так поняла, что такую не хочу — люблю комфорт. По мне пусть лучше не такая проходимая будет, но чтобы всё было для дальних путешествий. Однозначно — только внедорожник, но комфортабельный. И не отечественный. )))

УАЗ-Патриот — однозначно нет. Очень много проблем. У нас сейчас другой внедорожник — Mitsubishi L200. Намного комфортабельнее — там же салон Паджеро, только сзади сделано иначе. И багажник большой — мы положили туда наши вещи, и еще место свободное осталось. Для дальних путешествий идеален. К тому же он на дизеле, что есть плюс.

А зимние фотографии храма Покрова на Нерли у меня тогда вообще получились неважные — солнце было за ним, он получался в контровом освещении. А вот Боголюбский монастырь получился великолепно. Но… все пропало.

Но это же пикап, верно? Паджерики люблю, надеюсь, следующий будет у нас Паджерик, но не пикап. ))

О, девушка на пикапе — это круть! Потрясающе! Ты это себе купила? Или на нём ездит брутальный мужчина, а ты просто пользуешься?

Хрупкие девушки часто обожают большие машины

Я не очень-то хрупкая, но большие машины тоже люблю.

Ну это я образно В душе мы все хрупкие и нежные

Ну в душе — то да, однозначно.

У нас редко бывают половодья, но один раз железную дорогу размыло и поезда до города не доходили. Пришлось новый путь прокладывать чуть выше.

В наших краях тоже это редкость — все зарегулировано. А вот там… Причем были места, где казалось — еще немного, и зальет дорогу.

15 лет живу в Европе, каких только церквей и прочих религиозных сооружений я не видела (в Европе и в Азии, и в Южной Америке, и в Африке) а вот таких небесно синих куполов, летящих в весеннем небе … Таких нигде больше нет..

Это верно. Жалко только, что внутри храмов не разрешают фотографировать. Причем в Москве и Подмосковье все-таки чаще разрешают, а вот чуть подальше — строгий запрет.

Это мне странно -в смысле насчет запретов фотографирования в храмах. У нас в Испании и в любой католической стране это прветствуется. Это, скажем так, реклама, грубо говоря. А если поговорить с батюшкой -думаю, любой бы разрешил, даже в Греции можно все снимать внутри,а они ведь тоже ортодоксы.

Да, в Европе я везде фотографировала спокойно. Более того, мне даже показывали какие-то святыни, которые стоит снять.
А у нас — не знаю почему. Формально — с благословения. Но обычно батюшку-то не найти в храме, только во время службы.

Какая разница, а всего то неделя прошла. Все уже зеленое и листики распускаются, а когда мы там были было по моим меркам холодно 🙂 .

Причем мы вообще встречали весну в дороге! Когда выезжали, только-только почки набухали. А потом как все разом начало распускаться, цвести! После возвращения (всего-то 5 дней), я не узнала свой сад — цвело все 🙂

Примерно такие же впечатления получили и мы, когда вернулись в Ростов: уезжали еще только яблони цвели, а приехали, а люди в озерах купаются и все абсолютно зеленое 🙂

У нас вообще весело получилось — уезжали в куртках, прогноз был тоже на умеренную температуру, а в итоге — жара 28-30. Все карты спутала.

Свято-Боголюбский монастырь в Боголюбово – архитектура, Боголюбская икона Божией Матери

Свято-Боголюбский женский монастырь в Боголюбово – это уникальный памятник архитектуры, построенный в духе древнерусских традиций 12 века. Святыня, расположенная на Владимирской земле, восхищает своей самобытностью, строгостью линии. Объект прекрасно гармонирует с окружающим ландшафтом и находится вблизи трассы, участок поселка ухожен и благоустроен.

Читайте также:
Карта Заповедника "Дьявольские шары", где находится Заповедник Дьявольские шары на карте мира

Когда разливаются реки Нерль и Князьма территория поселка становится еще более загадочной. Знаменит храм тем, что именно здесь находятся фрагменты замка владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского. Это здание является единственно уцелевшим со времен гражданской архитектуры. В древности самому князю явилась Богоматерь. Она указала место для строения святыни и резиденции.

Сегодня от замка осталась только лестничная башня, которую открыли еще в 1950-х годах и небольшой закрытый переход. В 18 веке над обителью находилась шатровая колокольня.

Как добраться

Компания “Семейный чемодан” организует экскурсии по монастырям

Сложностей с тем как добраться до достопримечательности не возникнет. Она находится во Владимирской области Суздальского района. Сам же монастырь расположился возле дороги М 7. Если вы едите на поезде, то от станции ГЖД Боголюбово потребуется идти 10-15 минут. С Щелковского автовокзала из столицы ходит рейсовый автобус.

Многие приезжают сюда экскурсионным туром. Святыню посещают в рамках программы по Золотому кольцу. Недалеко от достопримечательности предусмотрена автомобильная стоянка.

Интересные факты из истории

Погиб князь Андрей Боголюбский в 1174 году в своей резиденции. Причины трагического обстоятельства неизвестны. Возможно, этому послужило открытие монастыря при его приемниках.

По проекту К.А. Тона было принято решение возвести белокаменный собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В 1923 году обитель закрыли и потом передали в пользование музею. Помещение вернулось церкви только в 1991 году. Открытие монастыря состоялось в 1997 году.

Сегодня фрагменты замка Андрея Боголюбского можно рассмотреть в составе церкви. Они представлены нижними секциями колокольни и частями перехода на хоры. Сама обитель отреставрирована, покрыта штукатуркой. Стены замка имеют характерные арочные пояса. В качестве основного строительного материала применялся белый известняк.

Новые открытия

Институт археологии РАН в 2018 году проводил археологические раскопки на территории комплекса. В результате проведенной работы были получены новые данные. Представления о плане объекта, архитектуре изменились. Специалисты пришли к выводу, что вероятно, в возведении объекта принимали участие профессионалы из Ломбардии и Эмилии-Романьи. Таким образом, предположение о европейских корнях строения не подтвердилось.

История появления монастыря интересная, да и само место является необычным. Объект находится на стратегически важном месте. В этой точке сливаются две реки Клязьма и Нерли. С этого пункта было удобно вести контроль над ремесленно-торговым городом. Кроме того, в древние времена чиновники старались выбирать место жительства подальше от скопления людей. Но народ очень любил князя. Это был удачливый и харизматичный правитель.

Где остановится на ночлег?

В Боголюбово и рядом распложенных городах можно подобрать жилье на любой вкус и бюджет. Повышенным спросом пользуются гостиницы «Доброе», «У золотых ворот», «Владимир», «Заря», «Клязьма». Имеется много привлекательных вариантов в частном секторе. Перекусить можно в монастырской трапезной. Там простая и вкусная еда. Здесь можно приобрести необходимые продукты.

Архитектурный ансамбль

Загородная крепость представлена следующим ансамблем – собор, элементы разрушенного замка, Боголюбский собор, Благовещенская церковь, колокольня, святые ворота, пруд, ограды, корпуса хозяйственных и жилых построек.

Сам замок не уцелел. Дело в том, что длительное время достопримечательность находилась под «культурным слоем». Территория на протяжении долгого периода не убиралась. Мусор накапливался годами. Все это привело к разрушению колонн. После этого нашли портал, который выступал неотъемлемой частью здания, его разрушили в 1772 году. На этом месте впоследствии появился храм Рождества Богородицы, который радует наш взгляд в настоящее время. Сегодня внутри организован небольшой музей, его интересно посетить.

Колонны замка когда-то были круглой формы. В процессе восстановительных работ их сделали прямоугольными. Сам храм имеет европейский стиль и состоит из блоков известняка.

Когда-то напротив западного угла находился резной киворий. Сегодня на его месте стоит часовня из кирпича 18 века. Внутри нее чаша из белого камня. Если верить приданию, из нее наделялись средства на возведение обители.

Кроме кивория на белокаменной площади находился Богородничий столп. С юга стояла Благовещенская трапезная церковь. В 1804 году ее реконструировали. Они сильно изменила свой первоначальный вид.

На месте надвратной церкви в 1842 году возвели колокольню в честь св. апостола Андрея Первозванного. В конце 18 столетия ее демонтировали, а на ее месте построили колокольню.

В восточной части территории, где сейчас стоят Святые ворота, находилась усыпальница, украшенная живописью. Створы святых врат имели четыре лика – князей Александра Невского, Андрея, Глеба и Георгия. Новый соборный храм вчесть Боголюбской иконы Божией Матери заложили в 1855 году. В строительстве принимали участи разные купечества. Среди них владимирское, ивановское, московское княжество. Стройка шла на протяжении 11 лет. Освещение проводил святитель Феофан Затворник. Внутренним благоустройством храма занимался архимандрит Даниил. Над иконостасом работал Ф.Г. Солнцев. В 70-х была сделана эффектная роспись в классическом академическом исполнении.

С восточной стороны от собора есть двухэтажный келейный корпус. Его построили в 1830 году в духе классицизма. На верхних этажах находились зал для приема, комнаты, келий, а на нижнем ярусе были кухни и трапезная. Когда обитель закрылась, здесь начала работать средняя школа.

С западной стороны находится дом архимандрита. Его построили в 1786 году. Сегодня это здание является частью монастыря. До 1999 года оно эксплуатировалось как телефонная станция. Южнее вы увидите двухэтажный келейный корпус. Первый этаж его возвели еще во второй половине 18 века, а второй ярус был выполнен из дерева и появился спустя сто лет. На протяжении нескольких лет в этом доме проживал епископ Иустин. В советский период корпус был отдан под общежитие, а после районному отделу милиции. В 1999 г. начались реставрационные работы. Сегодня это приемные покои для гостей-архиереев.

Читайте также:
Когда лучше ехать в Прагу, погода в Праге по месяцам климат и температура отзывы

В восточной стороне имелось множество и других построек – баня, скотный двор, номерной фонд с тремя этажами, поликлиника. В 2013 году хозяйственная часть снова стала принадлежать монастырскому комплексу. Сегодня она применяется по своему назначению. Здесь оборудована гостиница для приезжих.

Помимо этого, в обители была еще одна пристройка – маленькая часовня, которую поставили с южной стороны. На этом месте лежало на протяжении трое суток тело святого князя Андрея. Внутри святыни находилось изображение правителя. Сегодня от строения остался только фундамент. В 2008 году святыню возобновили.

Боголюбский монастырь отличается торжественностью. Белокаменные стены восхищают своим величием. Они эффектно смотрятся на фоне зеленых лесов. Купала синего цвета гармонично комбинируют с синем небом. Архитектура, характеризующаяся сочетанием византийского стиля и монументальности, выглядит броско и торжественно.

Внутреннее убранство сегодня лишено древних фресок. Главным его достоянием является Боголюбская икона Богоматери. На соборной звоннице расположен крупный колокол, вес которого составляет 8 тонн. Древнейшее сооружение 12 столетия является часто посещаемым среди туристов местом. Длительное время величавый замок был частично потерянным. В 1954 году удалось найти башню и переход на хоры.

Разлив на Нерли и Клязьме

После осмотра Свято-Боголюбского женского монастыря непременно стоить проехать к железнодорожной станции для того чтобы полюбоваться бескрайними красотами луга. Во время таяния снега поляна уходит ко дну. Место становится сказочно красивым. Деревья стоят на половину погруженными в воду. Складывается невероятно живописная картина. Иногда подтапливаются даже постройки.

Можно пройтись по пешеходному мосту, который идет через железную дорогу. Переходя через него, вы попадаете на другую сторону. С высоты заливной луг еще более прекрасен. На окраине виднеются золотые купола храма Покрова на Нерли. Дата его постройки 1158 год. Это первая святыня на Руси, которая была освещена в честь праздника Покрова Богородицы. Если верить приданию, то для строительства сооружения был привезен камень белого цвета из Булгарского царства. Строительство объекта произведено на рукотворном холме, на месте, где происходит слияние двух рек. С течением времени русло реки видоизменилось, но холм так и остался там стоять. Когда-то это место окружала галерея. Но в скором времени ее разрушили.

В период паводка до обители можно добраться воспользовавшись лодкой. Перед железнодорожной станцией есть маленький рынок. Здесь продаются местные сувениры – магниты, шкатулки, платки, деревянные изделия и разнообразные предметы ручной работы.

Монастырская колокольня

Уникальной достопримечательностью Владимирской области является монастырская колокольня. Ранее на ее месте находилась надвратная церковь в честь св.апостола Андрея Первозванного, которую разобрали в 18 веке. Звонница появилась в 1842 году. Вес самого тяжелого колокола составляет 498 пудов (8 тонн). При этом длина самой постройки ровна 58 метрам. В восточной зоне святых врат расположена усыпальница. Она украшена живописью. В 1884 году на высотку установили куранты, оснащенную четырьмя циферблатами.

Особенности возрождения монашеской жизни, период советской власти

После революции началась череда разгрома и осквернения святынь. Многие монахи были разогнаны и умерли тяжелой смертью. Корпусы монастырей использовались под различные заведения – школу, склады, хранилища, поликлинику, почту. В 1991 году началось возрождение жизни монахов. Часть зданий стала находиться во владении схиигумена Никодима. В 1997 году появилось два монастыря – мужской и женский. С этого момента православная жизнь началась активно возрождаться.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери был полностью отреставрирован. Его оштукатурили и провел паровое отопление. В нем установили паникадила, вес центрального составляет 2 тонны. Пол выложили гранитом и мрамором. Алтарь, престол и жертвенник отремонтировали. В 2002 году изготовили новый иконостас, стоящий из трех ярусов. Соорудили хозяйственные постройки и посадили красивый фруктовый сад.

Сегодня в храме хранится Боголюбская икона Божией Матери. Она признана наиболее почитаемым образом в русской православной церкви. Ее написали еще в 18 веке по приказу Андрея Боголюбского. Древнейший лик русского происхождения относится к числу чудотворных и почитаемых. День празднования установлен 18 июля.

Келейные корпуса тоже отреставрировали. Возобновили свою деятельность швейные, иконописные, столярные мастерские. Сегодня окрестности поселка оглашаются торжественным звоном колоколов. На святом источнике появилась часовня и две купели. Также возродили традицию крестного хода. Он совершается каждый год 1 июля из города Владимир. Обустроили чудотворный источник. В настоящее время полностью завершены работы по реставрации Спасо-Преображенского храма. Расписание богослужений рекомендуется уточнять заранее.

Боголюбский женский монастырь Рождества Богородицы

Мiръ Россия Владимирская область посёлок Боголюбово Боголюбский женский монастырь Рождества Богородицы

Боголю́бский монасты́рь Рожде́ства Богоро́дицы — женский православный монастырь в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области (Владимирская и Суздальская епархия Русской Православной Церкви).

Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Как добраться
  • 7 Паломнику
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честьРождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богоматери, либо чрез Владимирскую икону, либо при её явлении князю Андрею (см. Боголюбская икона Божией Матери).

Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенами (см. одну из реконструкций). «Другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем», — констатирует С. В. Заграевский. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Н. Н. Воронин в 1954 году не обнаружил переход на хоры и лестничную башню, над которой в XVIII веке была надстроена шатровая колокольня. От белокаменной церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 году, сохранилась только цокольная часть.

Читайте также:
Айя-Софья (собор Святой Софии). Стамбул.

Князь Андрей был убит в своём замке. Вероятно, во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь. Н. Н. Воронин высказал предположение, что монастырь на территории замка был устроен при преемниках Андрея, в начале XIII века[2], однако ранние сведения об истории обители очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится.

По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1687 года обитель стала Патриаршим домовым монастырём; в 1753 году — синодальным; позднее перешёл в ведение Владимирских архиереев; с 1882 года до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. При учреждении штатов в 1763 году монастырю был усвоен 3-й класс, в 1872 — 2-й, в 1891 году — 1-й. Огромный, грузный собор в честь Боголюбской иконы Божией матери возведён в 1855-66 гг. в т. н. «русско-византийском стиле» по проекту его основоположника, К. А. Тона.

В 1921—1923 годы настоятелем был викарий Владимирской епархии Ковровский епископ Афанасий (Сахаров). 3 июня 1923 года монастырь был закрыт; 17 сентября того же года президиум Владимирского уездного исполкома принял решение о передаче всего имущества бывшего монастыря уездному и волостному исполкомам; постановлением того же исполкома от 21 декабря и Владимирского губземуправления от 8 января 1924 года ансамбль бывшего монастыря со всем имуществом передавался в ведение музейного отдела.

Современное состояние [ править ]

В 1991 году часть зданий была передана монашествующим во главе со схиигуменом Никодимом. 14 января 1997 года, по решению священноначалия, сюда были переведены 60 сестёр из Задонского Спас-Преображенского монастыря; возникло 2 монастыря: мужской и женский. После этого началась активное возрождение монастыря.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери полностью оштукатурен, проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила, центральное из которых весит около 2 т, и ещё девять малых боковых; гранитом и мрамором выложен пол, белым мрамором — солея, алтарь, престол, жертвенник и горнее место. Завершена реставрация росписи, с 2002 года изготовлен новый трёхъярусный резной позолоченный иконостас. Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели.

Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII в., в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из г. Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля — в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.

Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.

Храмы [ править ]

  • Боголюбский собор (1855-66, арх.К. А. Тон) и колокольня
  • Рождественский собор (1751)
  • Остатки дворца Андрея Боголюбского (1158—1165)
  • Благовещенская церковь (1683), перестроена в 1804
  • Боголюбский собор (1866)
  • Надвратная колокольня (1841)

Святыни [ править ]

  • Чудотворная икона Божией Матери, написанная по повелению святого князя Андрея
  • Святой источник

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 601270, Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово

От Москвы до Боголюбово можно добраться с Курского вокзала поездом (по расписанию) или автобусом (с 6-00 до 20-00 с интервалом каждые полчаса) ежедневно до г. Владимира.

Далее городскими маршрутами – до Боголюбово примерно 6 км (до монастыря): практически на любом автобусе – до ВХЗ (Владимирского хлебозавода) и там уже можно воспользоваться гораздо большим количеством маршрутов.

Из Москвы во Владимир автобусы ходят также с Щёлковского вокзала.

Трасса Е22/М7, центр пос. Боголюбово

Паломнику [ править ]

Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте храма.

Фото Свято-Боголюбского женского монастыря (28 фото)

Свято-БОГОЛЮБСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Религиозная Организация “Свято-Боголюбский Монастырь Посёлка Боголюбово Суздальского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)” действует с 29 декабря 1999 г.
Игуменья Шаховцева Антонина Матвеевна.
Адрес: Суздальский район, поселок Боголюбово, улица Ленина, д. 51в.

1997-2002 гг. – настоятель архимандрит Петр (Кучер).
Накануне зимней памяти прп. Серафима Саровского, 14 января 1997 г., в Боголюбовскую обитель были переведены по благословению Святейшего патриарха Алексия и с согласия правящего архиерея митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия 63 сестры и архимандрит Петр (Кучер) из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря в целях церковного устроения. Таким образом, в Боголюбской обители разместился женский монастырь, духовником которого был назначен архимандрит Петр, а настоятельницей была утверждена насельница Покровского Суздальского женского монастыря монахиня Елена (Богдан).

25 мая 1997 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием, был освящен престол в трапезном Благовещенском храме, в котором периодически теперь совершаются будничные службы и в самом соборе Боголюбской иконы Божией Матери.


Внутренний вид собора Боголюбской Божией Матери до установки нового иконостаса и реставрации росписи. Пол – гранит, мрамор.

Реставрация собора Боголюбской иконы Божией Матери

Интерьер собора Боголюбской иконы Божией Матери после реставрации

Читайте также:
Безопасная и простая аренда автомобиля в Германии

За лето 1997 г. собор был полностью отштукатурен и побелен снаружи самими сестрами, а внутри было проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила, центральное из которых весит около 2 тонн, и еще 9 малых боковых. Сестры под руководством художника-реставратора заканчивают восстановление росписи собора.


Икона Боголюбской Божией Матери на наружной алтарной стене собора

Написана заново икона Боголюбской Божией Матери на наружной алтарной стене Боголюбского собора. Эта икона, как и все остальные росписи, была забелена известью.


Киот с чудотворной копией Боголюбской иконы Божией Матери

Икона святых царственных мучеников из иконостаса Боголюбского собора

Мраморный престол в главном алтаре собора

Плащаница в соборе на праздник Успения Пресвятой Богородицы

Икона Божией Матери Киево-Печерской. Настенная роспись на западной стене Боголюбовского собора. XIX в.

Многие из сестер при поступлении в обитель продали свои квартиры в миру и вложили деньги в кассу монастыря. На эти деньги были куплены в Екатеринбурге гранитные и мраморные плиты, и к Пасхе 1999 г. в соборе был выложен полированным гранитом пол, сделана из белого мрамора солея, алтарь, престол, жертвенник, Горнее место. В октябре 2002 г. по проекту архимандрита Петра был сделан новый мраморный престол, украшенный священными изображениями. Гранитом выложены ступени и входы двух притворов собора, архиерейских покоев, сестринского корпуса, Благовещенского храма, колокольни.
Купола монастырских храмов окрашены в голубой Богородичный цвет, на главный собор установлены новые позолоченные кресты из нержавеющей стали. На колокольню монастыря подняты колокола, весом 1050, 2500 и 8000 кг., которые оглашают окрестности праздничным звоном. На башню древнего Богородице-Рождественского храма осенью 2004 г. были повешены 7 колоколов, специально изготовленные к 850-летию обители.
Возведены многочисленные хозяйственные постройки: гостиница для паломников, гаражи, склады, сенохранилище, скотный двор; заново отремонтировано и обустроено здание старой монастырской бани, монастырский кирпичный забор и угловые башни.
Изготовлены и установлены четверо металлических ворот. Главные ворота святые оформлены и украшены аркой, в боковых нишах которых написаны иконы Спасителя и Божией Матери. Построена рядом сторожка для дежурных.


Главные северные ворота монастыря

Северные ворота монастыря. Вход в хозяйственную часть монастыря

Святой источник

Святой источник с южной стороны монастырской ограды

Устроенный в колокольне в ее среднем ярусе храм в честь Успения Пресвятой Богородицы частично отреставрирован и в нем сделаны пол, фанерный иконостас, балкон для клироса, и 27 августа 2000 г. храм был освящен малым освящением. В тот же день архиепископ Евлогий отслужил первую Всенощную, а 28 августа архимандрит Петр совершил в этом храме первую, после почти 80-летнего перерыва, Божественную Литургию.


Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в колокольне

Среди особых святынь в монастыре хранятся частицы мощей святых Владимирской земли и Киево-Печерских подвижников.
В соборе совершаются ежедневно уставные богослужения и служится Божественная Литургия.


Свято Боголюбский монастырь. Вид с юго-востока

Монастыркий сад


Монастыркий сад

Следы от пруда в монастырском саду

ОЗЕРО (старица Клязьмы)

Памятник участникам ВОВ

Приют при Боголюбском монастыре

В кон. 90-х гг. ХХ в. при Боголюбовском женском монастыре в силу ряда негативных социально-экономических условий сложилось сообщество родителей с детьми, получавших от обители работу, материальную и духовную помощь.
Таким образом, в определенной мере стихийно сложилось некое подобие социального учреждения, занимающегося попечением о воспитании несовершеннолетних граждан.
В 2004 г. родительское сообщество при Боголюбовском монастыре обратилось к Управляющему Владимирской епархией Архиепископу Евлогию с просьбой о создании учреждения интернатного типа при Боголюбском женском монастыре. После изучения данной ситуации, с целью ввести происходящие процессы в правовое поле и защиты интересов несовершеннолетних граждан, было дано распоряжение Епархии о создании приюта как новой формы социального служения монастыря.
Этот образовываемый приют находился в ведении социального отдела Епархии, как учреждение, занимающееся социально-благотворительной деятельностью. Куратор данного направления – секретарь Епархии архимандрит Иннокентий (Яковлев) и секретарь по монастырям архимандрит Нил (Сычев). От монастыря было выделено специальное лицо, ведающее вопросами пребывания несовершеннолетних на территории Боголюбовского монастыря – инокиня Антония (Давидовская).
К 2009 г. в Боголюбовском монастыре проживало 46 несовершеннолетних граждан обоего пола. Для 27 воспитанниц был построен новый двухэтажный корпус с мансардным помещением, где расположены учебные классы. Занятия в школе включали в себя все предметы школьной программы, а также дополнительные занятия по Закону Божию, церковному искусству (вышивка, роспись шкатулок, поделки из глины, основы иконописи), хоровому пению и сольфеджио.
Раз в неделю хор девочек самостоятельно пел за вечерним богослужением и литургией, а в праздничные и воскресные дни помогал основному монастырскому хору. Трапезная для несовершеннолетних находилась в детском корпусе. Воспитанники получали навыки самообслуживания, накрывали и убирали столы, а также чистили овощи на общемонастырской трапезной. По графику дежурств убирали помещения своего детского корпуса. В период летних каникул дети выезжали в лес за ягодами, лекарственными травами, купались в реке под наблюдением воспитателей, помогали на прополке полей, уборке сена. В выходные дни воспитанницы ездили на экскурсии в паломнические поездки, смотрели фильмы духовного содержания. Детям было обеспечено четырехразовое питание, которое составлено в соответствии с медицинскими требованиями и включало в себя все необходимые продукты для растущего детского организма. В монастырском медпункте врачами-специалистами и медсестрами из числа насельниц оказывалась детям квалифицированная помощь и необходимое лечение. Для мальчиков было определена своя программа воспитания, включающая в себя возможность физического развития и занятия спортом. По договоренности с руководством Владимирского государственного университета мальчики занимались в спортивной секции при ВлГУ.
В сентябре 2009 года Валентина Перова покинула Боголюбовский монастырь и 11.09.2009 обратилась с письмом Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву, Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Генеральному прокурору РФ и Уполномоченному по правам ребенка при президенте РФ с заявлением о жестком обращении с ней в означенном монастыре.
Заявление Вали Перовой вызвало большой общественный резонанс и пристальное внимание масс-медиа. В связи с этим заявлением были созданы для расследования всех обстоятельств этого дела комиссия Владимирское епархии (06.10.2009 г.), комиссия Московской Патриархии, комиссия Общественной палаты во главе с известным адвокатом Анатолием Кучереной, комиссия Администрации Владимирской области. Следственный комитет Генпрокуратуры проводил проверку фактов, изложенных в заявлении Вали Перовой. Расследование взял под личный контроль Святейший Патриарх Кирилл.
По итогам проверки комиссии пришли к выводам, совпадающим в своих основных положениях. В частности было отмечено, что положение, в котором находятся несовершеннолетние граждане на территории монастыря, во многом противоречит нормам и правилам, принятым для образовательных и социальных учреждений.
6 октября 2010 г. данный приют был упразднен. До этого дети были переведены в Епархиальную школу-пансион в Михалях г. Суздаля и другие лицензированные учреждения для детей (Камешковский детский дом).

Читайте также:
Фотографии Ризоположенского монастыря

Для восстановления и устройства Суздальского Ризоположенского женского монастыря и его скита в с. Санино Суздальского района были направлены сестры из Боголюбской обители, и приложены немалые труды и средства.

По просьбе ректора Владимирского Государственного Университета насельники Свято-Боголюбского монастыря оказали помощь по внутреннему обустройству нового университетского храма в честь свв. равноап. Кирилла и Мефодия
Был сделан позолоченный двухярусный иконостас, установлены мраморный престол и жертвенник, подарены центральное паникадило, набор колоколов и богослужебная утварь, сестрами монастыря написана храмовая икона, для которой был изготовлен специальный киот.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ женский монастырь в СПАС-КУПАЛИЩАХ

В июне 2002 г. силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, на пустом месте был возведен целый монастырский комплекс с трехэтажным келейным корпусом, представительским домом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный святой источник с надкладезной часовней святого Вонифатия (Святой Вонифатий помогает избавиться от греховных страстей – пьянства и распутства) и пристроенной купелью (2006 – 2007 гг.). Закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.
См. СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ женский монастырь в Спас Купалище.

Приписные храмы: Ильинский храм в селе Янево.
В 2014 г. для восстановления и устройства монастырского подворья монастырем был взят Свято-Тихвинский храм (1820 г.) в с. Лаптево Камешковского района.

Фото Свято-Боголюбского женского монастыря зимой, летом и осенью

Боголюбский женский монастырь в поселке Боголюбово Епархиальные монастыри РПЦ

История

Сохранилась летопись Свято-Боголюбовского монастыря, составленная игуменом Аристархом, который управлял обителью с 29 октября 1762 г. по 9 февраля 1767 г. В декабре 1770 года игумен Аристарх был назначен настоятелем Оптиной Пустыни, где и скончался в январе 1775 года в возрасте 58 лет. После его кончины и была найдена рукопись летописи Свято-Боголюбской обители. В ней отражены основные моменты жизни монастыря, указаны даты всех татарских набегов, разорявших град Владимир и его окрестности, описаны грамоты, подтверждающие царские милости Свято-Боголюбскому монастырю.

Обитель часто посещали цари, князья, а также другие именитые государственные и духовные лица. Здесь нередко бывал и молился св. князь Александр Невский, а в 1263 году после его внезапной кончины на обратном пути из орды, сюда было привезено и его честное тело. Святитель Московский митрополит Петр, будучи еще на Владимирской кафедре, совершал здесь богослужения. А в 1360 г. здесь был и Московский святитель митрополит Алексий. С 1364 по 1373 гг. тут подвизался Суздальский епископ Иоанн, причисленный позднее к лику святых. Летом 1475 года постройки древнего Боголюбова монастыря осматривал известный итальянский архитектор Аристотель Фьораванти. В 1552 г. во время похода на взятие Казани сюда заезжал помолиться царь Иоанн IV. Великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев, расписывая Успенский собор во Владимире, часто бывал и в Боголюбово. По пути во Флорищеву пустынь в 1680 г. в монастыре останавливался царь Феодор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест. Сюда приезжали на богомолье патриархи Московские и всея Руси Иосиф и Никон. Князь Димитрий Пожарский и легендарный генералиссимус Александр Суворов также значатся в числе почетных богомольцев монастыря. В 1690 году обитель посещал царь Петр I. Здесь были также Павел I, Александр I, Александр II и многочисленные великие князья.

13 мая 1913 года Боголюбскую обитель почтил своим посещением последний русский император Николай II с августейшим семейством. Император прикладывался к чудотворной иконе, заходил в великокняжеские палаты, с благоговением созерцал нишу под лестницей, где темными пятнами на века впиталась в известковые камни пола кровь великого русского князя. В 1918 году 17 июля в день памяти св.блгв. князя Андрея Боголюбского царь Николай и его близкие будут также злодейски убиты, как и сам князь Андрей.

В XIX веке в обители, как и во всей России, был духовный расцвет: увеличилось число насельников, строились новые корпуса, в 1842 году была построена новая монастырская колокольня (высотой 58 метров), а за 11 лет (1855–1866 гг.) был выстроен новый пятикупольный соборный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери с приделами в честь свв. праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны и свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Это один из самых больших храмов в Центральной России – вмещает около 5 тысяч молящихся. Он был сооружен на средства московской купчихи Анны Герасимовны Алексеевой с сыновьями по проекту губернского архитектора Я.М. Никифорова, взявшего за основу образцовые разработки К.А. Тона. Денежных средств купцов Алексеевых не хватило, и с 1860 года братия обители ездили в окрестные губернии, ища благотворительной помощи для завершения строительства. Благодаря пожертвованиям благодетелей постройка собора была завершена. В строительстве храма принимало деятельное участие московское, владимирское, шуйское и ивановское купечество.

Читайте также:
Посольство Венесуэлы - адреса, функции, порядок обращения

Основную работу по возведению собора производил монах Серафим, под руководством настоятеля монастыря архимандрита Иеронима, скончавшегося в 1865 году. Немного не дожил до освящения собора и сам отец Серафим, подвижник Боголюбской обители, почитавшийся как человек святой жизни не только во Владимирской губернии, но и в близлежащих местностях.

Продолжил труды по завершению строительства и внутреннему благоустройству храма архимандрит Даниил. Проект иконостаса был выполнен академиком Ф.Г. Солнцевым. Собор отапливался: в цокольном помещении были сделаны специальные печи и устроено пневматическое отопление. В 70-х гг. XIX в. храм был расписан внутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин с. Боголюбово Иван Иванович Шорохов с братьями. Освящал храм в 1866 году святитель Феофан (Затворник), который тогда являлся правящим архиереем Владимирской епархии.

В 1891 году Свято-Боголюбский монастырь был возведен в I класс. С 1882 года стал резиденцией викарных архиеереев. К началу XX века братии в обители было около 75 человек.

Монастырь также имел подворье в г. Владимире. Один его одноэтажный дом с мезонином в 1880 г. был отделан под помещение приюта для престарелых и безродных лиц духовного звания. Второй дом, выстроенный в 1877 г., был двухэтажный деревянный, и в нем находилась часовня в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

Кроме того, у обители было два приписных монастыря: Покровский в 1,5 верстах и Николаев-Волосов в 27 верстах от Боголюбова. В храм Покрова на Нерли Покровского монастыря, основанного в 1165 г. кн. Андреем Боголюбским, ежегодно на престольный праздник 1/14 октября совершался крестный ход из Боголюбской обители. Покровский монастырь в древности был женский, а позднее был преобразован в мужской.

Последним настоятелем Боголюбского монастыря вплоть до его закрытия в 1923 году был святитель-исповедник Афанасий Сахаров, причисленный ныне к лику святых.

После революции наступили годы запустения, были разорены храмы, сброшены колокола, осквернены святыни. Монашествующих разогнали, многие из них, как бывший настоятель монастыря архимандрит Александр (Григорьев) – расстрелянный 7 января 1938 г. в Красноярской тюрьме и иеромонах Владимир (со слов старожилов), приняли от рук безбожников мученическую кончину.

Сослан был и иеромонах Дамаскин (Жабинский Димитрий Иосифович). В июне 1923 года о. Дамаскин поехал в г. Усть-Вымь Зырянской области, чтобы добровольно разделить ссылку со своим духовным наставником епископом Афанасием, привез ему необходимые вещи, в том числе облачения и богослужебные сосуды. В ссылке о. Дамаскин был рукоположен еп. Афанасием в иеромонаха. С июля 1924 по январь 1925 года он жил вместе с владыкой в селах Усть-Кулома и Керчемье Зырянского края.

Дважды арестовывался священник Иосиф Потапов, 1899 года рождения. До революции он был послушником в Боголюбском монастыре, состоял келейником еп. Евгения (Юрьевского), а затем был келейником еп. Афанасия, который и посвятил его в священный сан.

Официальной датой закрытия Боголюбского монастыря можно считать 3 июня 1923 года. Богоборцами не случайно была выбрана эта дата, ведь именно с 3 июня начинался в течение вот уже полутора веков крестный ход во Владимир с Боголюбской иконой Божией Матери. Именно эта дата стоит на акте-описи «конфискованного имущества у ликвидированного Боголюбовского монастыря».

В годы Великой Отечественной войны в монастыре размещался учебный центр – полковая школа по подготовке новобранцев, было три выпуска по 150 человек, принявших здесь присягу и отправленных на фронт. В среднем ярусе колокольни вплоть до реставрации 2012 г. сохранялись надписи – «Тяжело в ученье – легко в бою» и т.п.

В последующее время в Боголюбове размещалась администрация районного центра, и многие монастырские здания были заняты под различные учреждения: райисполком, банк, отделение милиции, почту, телеграф, больницу и поликлинику. В соборе в честь Боголюбивой иконы Божией Матери было устроено хранилище для зерна, в боковых приделах – склады медикаментов, стеклотары и даже бочкового пива. Вплоть до начала 80-х гг. монастырские корпуса использовались для своих целей и нужд различными организациями, здесь же были расположены и жилые квартиры.

В 1960-80 гг. Госстроем СССР и Академией художеств СССР по согласованию с Владимирским облисполкомом и союзом художников РСФСР велись разработки по устройству на территории Свято-Боголюбского монастыря Центра перспективных проблем архитектуры (ЦППА). Были составлены чертежи и схемы, сметы. По этому плану в монастырских зданиях должны были быть устроены гостиницы на 32 и 40 номеров, а в самом соборе предлагалось сделать выставочный зал, кинозал, лекторскую аудиторию, фотолабораторию и т.п., но грандиозные проекты архитекторов не состоялись.

В 1991 г. часть монастырских зданий была возвращена Православной Церкви.

14 января 1997 г. в Свято-Боголюбский монастырь по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в целях церковного устроения из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря были переведены сестры, которые приступили к восстановлению обители.

В настоящее время настоятельницей обители является игумения Антония (Шаховцева).

25 мая 1997 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием был освящен престол в отреставрированном трапезном Благовещенском храме XVII в. А с середины июня 1997 г. возобновлены службы и в соборе Боголюбской иконы Божией Матери.

Читайте также:
История создания Трептов-парка в Берлине

Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели.

Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII в., в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из г. Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля — в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.

Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.

4 декабря 2022 года на праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии митрополит Тихон (Емельянов) совершил Чин поставления во игумении настоятельницы Свято-Боголюбского женского монастыря

Свято-Боголюбский женский монастырь в Боголюбово

Описание

Боголюбский монастырь Рождества Богородицы — женский православный монастырь в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области. Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично.

Боголюбский замок

Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честь Рождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богоматери, либо чрез Владимирскую икону, либо при её явлении князю Андрею (см. Боголюбская икона Божией Матери).

Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенами (см. одну из реконструкций). «Другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем», — констатирует С. В. Заграевский. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Н. Н. Воронин в 1954 году не обнаружил переход на хоры и лестничную башню, над которой в XVIII веке была надстроена шатровая колокольня. От белокаменной церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 году, сохранилась только цокольная часть.

История монастыря

Князь Андрей был убит в своём замке. Вероятно, во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь. Н. Н. Воронин высказал предположение, что монастырь на территории замка был устроен при преемниках Андрея, в начале XIII века, однако ранние сведения об истории обители очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится.

По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1687 года обитель стала Патриаршим домовым монастырём; в 1753 году — синодальным; позднее перешёл в ведение Владимирских архиереев; с 1882 года до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. При учреждении штатов в 1763 году монастырю был усвоен 3-й класс, в 1872 — 2-й, в 1891 году — 1-й. Огромный, грузный собор в честь Боголюбской иконы Божией матери возведён в 1855-66 гг. в т. н. «русско-византийском стиле» по проекту его основоположника, К. А. Тона.

В 1921—1923 годы настоятелем был викарий Владимирской епархии Ковровский епископ Афанасий (Сахаров). 3 июня 1923 года монастырь был закрыт; 17 сентября того же года президиум Владимирского уездного исполкома принял решение о передаче всего имущества бывшего монастыря уездному и волостному исполкомам; постановлением того же исполкома от 21 декабря и Владимирского губземуправления от 8 января 1924 года ансамбль бывшего монастыря со всем имуществом передавался в ведение музейного отдела.

Возрождение монашеской жизни

В 1991 году часть зданий была передана монашествующим во главе со схиигуменом Никодимом. 14 января 1997 года, по решению священноначалия, сюда были переведены 60 сестёр из Задонского Спас-Преображенского монастыря; возникло 2 монастыря: мужской и женский. После этого началась активное возрождение монастыря.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери полностью оштукатурен, проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила, центральное из которых весит около 2 т, и ещё девять малых боковых; гранитом и мрамором выложен пол, белым мрамором — солея, алтарь, престол, жертвенник и горнее место. Завершена реставрация росписи, с 2002 года изготовлен новый трёхъярусный резной позолоченный иконостас. Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели.

Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII в., в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из г. Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля — в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.

Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: