Фотографии Археологического музея Неаполя

Не только эротика. 20 экспонатов Археологического музея Неаполя, которые нельзя пропустить

В этот музей можно смело идти даже без подготовки. А для огромного впечатления и культурного шока достаточно всего одного зала. Но я подумал, что небольшая шпаргалка лишней не будет, и из самого-самого (а там все именно такое) выбрал двадцать экспонатов, которые, как мне кажется, нужно видеть обязательно. На музей у меня ушло около шести часов, почти весь световой день. Это был второй день в Неаполе.

Археологический музей Неаполя состоит из трех этажей и подвала. В подвале показывают египетскую коллекцию — не самое плохое собрание, но и не лучшее. Главные залы на первом этаже (скульптура), на втором (мозаики, Секретный кабинет), и на третьем (фрески, бронзовые статуи Виллы Папирусов, декоративно-прикладное искусство и предметы быта). Есть еще несколько интересных залов (например, нумизматики) но они часто бывают закрыты. Да и не хватит на них сил после всего.

Сначала второй этаж. А конкретно — Секретный кабинет. Это настолько популярное и знаковое место Археологического музея, что туда хотят попасть даже отъявленные ненавистники музеев, и потом еще долго обсуждают, что там у кого видели и какого размера. Содержимое музейных комнат кабинета иногда называют древнеримской порнографией, но по сравнению с тем, что есть в современных секс-шопах, у римлян были незамысловатые игрушки для песочницы. Как раз вот эти посвятительные предметы-органы похожи на формочки для пасочек. Если что-то болело, или не получалось в сексе, то покупали глиняный орган (как на фото) и несли в храм. Боги должны были помочь.

Помпейскую «порнографию» археологи находят практически с первых дней раскопок, сначала думали, что это наследие публичных домов, но потом разобрались и ахнули. Эти римляне оказались такими развратниками. Почти в каждом доме была какая-то фреска или фресочка с неприличным, а то и откровенно пошлым изображением.

И всего за несколько лет раскопок таких неприличеств собрали на целый музейный кабинет. Только в 2000 году (этот факт меня не перестает поражать до сих пор, почему так долго?) Секретный кабинет открыли для всеобщего обозрения. Там есть персонаж, который встречается чаще других. Знакомьтесь, Приап. Римский Бог плодородия. Если увидели здесь лохматого, бородатого мужчину со слегка бешенным взглядом и возбужденным органом — это он. 1. «Приап с кадуцеем».

Приапы-лампы. Внутрь заливали масло, в орган просовывали фитиль, подвешивали за кольцо и поджигали. Кстати, одна испанская фирма разработали уличные светильники-столбики. Недолго думая, назвали — Приап.

Почти все главные экспонаты поступили в музей из раскопанных древнеримских городов. Факт известный — 24 августа 79 года лава Везувия накрыла Помпеи, Гуркуланум, Стабии. Раскопки начнутся в 1748 году и это событие перевернет представление ученых, а потом и общественности о том, как жили люди в Римской империи.

Рядом с Секретным кабинетом — легендарные помпейские мозаики. Будьте предельно осторожны, здесь можно убить не один час, разглядывая картины сложенные из маленьких кусочков цветного стекла. Самый известный экспонат этой части коллекции — огромное мозаичное полотно 2. «Битва при Иссе», или мозаика Александра. На полотне запечатлено эпохальное событие — финал битвы между войсками молодого полководца Александра Македонского и персидского царя Дария Третьего. Здесь показана не просто очередная битва, это исход вечного спора Востока и Запада.

По задумке античного художника-летописца войско противника должно выглядеть многочисленней и лучше вооруженным, Дарий выше Македонского, а значит — сильнее. Автор полотна гениально владеет элементами визуальной пропаганды, показывая, как греки победили не столько силой и количеством, сколько ловкостью и идеей. А еще интересно рассматривать лица. По мнению мастера — персам было жутко страшно.

Читайте также:
Самые безопасные места в автобусе дальнего следования

Неаполь: Археологический музей

Вот я и добрался до последнего репортажа из нашей майской поездки по Италии. В этом посте я расскажу про археологический музей Неаполя и про расположенный среди его залов известный на весь мир Секретный кабинет, в котором собрана довольно экстравагантная коллекция эротических находок из Помпей и Геркуланума. Экскурсия начинается, уберите детей от ваших экранов.

Как я уже неоднократно утверждал — ходить нужно только в избранные музеи, где есть действительно что-нибудь стоящее. В археологический музей Неаполя я шёл с одной целью — посетить Секретный кабинет, старейший в мире музей, посвящённый сексу.

Здание музея было построено в начале XVII века. Вначале в нём располагался неаполитанский университет, пока в конце XVIII века по указу короля Фердинанда IV здание не было переоборудовано в музей.

Большую часть экспозиции музея составляют экспонаты из Помпей и Геркуланума.

Сюда с раскопок были перевезены многие мозаики.

Всё это можно смело пройти быстрым шагом, остановившись разве что у статуй, некогда украшавших виллу Папирусов, раскопанную в окрестностях Геркуланума.

Эти чёрные бронзовые статуи просто притягивают к себе своими магическими глазами, заглядывающими, такое ощущение, прямо в душу. Словно живые.

На мгновение мне даже показалось, что я увидел в них отпечатавшийся ужас трагического извержения Везувия.

Ну и самое главное — Секретный кабинет.

Раскопки Помпей, прогремев на всю Европу, стали самым крупным археологическим проектом эпохи Просвещения и возродили в художественных кругах интерес к классицизму в искусстве. Сухая рациональность эстетики классицизма не вязалась со многими помпейскими находками, особенно сделанными в городском лупанарии.

Среди «неудобных» для экспонирования предметов были фрески и надписи Приапеи, скульптурные сцены содомии и зоофилии, домашняя утварь фаллической формы. Учёные терялись в догадках о том, как поступить с помпейской «порнографией», пока вопрос не был решён в 1819 г. сицилийским королём Франческо I, посетившим места раскопок в сопровождении супруги и дочери. Монарх был настолько возмущён увиденным, что потребовал увезти все «крамольные» предметы в столицу и запереть их в Секретном кабинете.

В 1849 г. дверь в кабинет была заложена кирпичом, потом доступ в него был всё же открыт «лицам зрелого возраста и безупречной репутации». В самих Помпеях фрески, которые не подлежали демонтажу, но оскорбляли общественную нравственность, были прикрыты завесами, которые разрешалось приподнимать только за плату для лиц мужского пола. Эта практика существовала ещё в 1960-е годы. В конце 1960-х гг. была предпринята попытка «либерализации» выставочного режима и превращения Секретного кабинета в общедоступный музей, но она была пресечена консерваторами. Кабинет открывался для публики только на непродолжительное время. Секретный кабинет как одно из последних проявлений цензуры воспринимался неоднозначно, а его содержание вызывало много толков. В 2000 году он был наконец открыт для всеобщего посещения совершеннолетними. Для посещения подростками требуется письменное разрешение родителей. В 2005 году собрание Секретного кабинета было окончательно передано в распоряжение дирекции Национального музея археологии.

А что, на мой взгляд, очень даже эстетично.

DON’T TOUCH! Видимо много желающих прикоснуться к прекрасному.

Гомосексуализм-то уже в те времена был вполне обыденным делом.

Фрески — их вообще огромное множество.

Вот Леда, совокупляющаяся с лебедем. Классический мифологический сюжет кстати, а никакая не порнография.

А вот это уже порнография. Фрески из частных домов.

В общем, римляне-то были большими любителями клубнички, чего уж тут говорить, причём всё это существовало в таком виде, что даже сегодня, во времена довольно-таки распущенные и фривольные, многие краснеют только от одной мысли об этом. А раньше секс во всех его видах, не исключая различных девиаций, был возведён в ранг культа. Я уже как-то упоминал про бешеные оргии, связанные с почитанием богини Афродиты.

Читайте также:
Дворец Пена, Португалия: описание замка в Синтре (с фото)

Ну и напоследок — апофеоз всего этого безобразия. Думали ли мы, рисуя такие картинки на школьных партах, что этому образу вот уже две тысячи лет?

Всё. Спасибо за внимание.

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Национальный археологический музей Неаполя – Фото

На второй день в планах были Помпеи. Но утром проснулись – идет дождь, все в тумане. Хорошо, что на Везувий мы съездили в предыдущий день. В такую погоду мы не увидели бы там вообще ничего, даже кратера – на вершине Везувия лежали облака. Подумали мы и решили пока не ездить в Помпеи, в надежде, что днем распогодится. а поехать с утра в Неаполь в археологический музей – он был планом максимум, но все же обязательным таким, т.к. всё самое ценное из Геркуланума и Помпей хранится именно там. Без посещения Национального археологического музея Неаполя видишь только голые стены и копии тех мозаик, скульптур и фресок, оригиналы которых хранятся в музее.

Археологический музей Неаполя – время работы:

Ежедневно с 9 до 19.30 (вход закрывается за час до окончания рабочего дня).

Выходной – вторник.
Праздничные дни – 1 января, 1 мая, 25 декабря.Доехать по городу можно на такси или на метро (станции Museo [линия 1], Piazza Cavour [линия 2]), из Сорренто, Помпей, Геркуланума – по железной дороге или Чиркумвезувиане.

На машине сложности с парковкой, мы объехали несколько раз вокруг, прежде чем нашли, и то с помощью навигатора, подземную платную парковку
.Входной билет – €6.50.
Дети Евросоюза бесплатно, остальные дети по взрослому билету.

Первым делом пошли смотреть на фрески и мозаики из Помпей:

Вот как оно всё выглядит-то, оказывается! Ярко и впечатляюще, а не ободранные стены. Очень-очень рекомендую все же съездить в Неаполь, благо 20 мин. на машине от Помпеи. Все же без этого впечатление неполное.

Дети всю поездку снимали очень активно на свои фотоаппараты.

Выглядело это как прохождение какого-нибудь квеста в компьютерной игре, где надо быстро собрать как можно больше предметов ))) иногда даже прям неловко было. Но иногда смешно :) Идем мы как-то от Пантеона, и вдруг в витрине замечательные бегемотики и носороги, дети явно заинтересовались, но снять сложно, витрина темная, стекло, отражения, все дела. Андрей и так, и так, рядом туристы тоже принялись снимать. А я щелкнула и отошла, чтобы место не занимать – так Андрей мне такое гневное “ээээ!” выдал, что все туристы рассмеялись над нашим увлеченным маленьким фотографом :)

Так вот, в археологическом музее это выглядело так: входим в зал, дети тут же всё! каждую фреску, картину и мозаику – каждую! начинают снимать. Да, а вспышки там запрещены, так что, конечно, что там могло на мыльницах у них выйти? я не знаю, как настроить в их мыльницах исо, выдержки и все дела. Не сразу нашла, как хотя бы вспышки отключить :))

Андрей фотографирует фавна из Дома Фавна в Помпеях – я вам этот дом покажу, когда буду рассказывать о Помпеях.

Вот он, Фавн (фото Андрея)

это тоже из дома Фавна

Читайте также:
Фото Банде-Амира (39 фото)

а эта мозаика “Битва Александра Македонского с Дарием” лежала в доме Фавна на полу.

Понравился этот зал – зал Меридиана. Зал, оказывается, строился и перестраивался аж с 1615 года, хотели из него сделать астрономическую обсерваторию, но осуществили из этого плана лишь солнечный меридиан (? – что это?), в честь него и название зала. В здании музея до 1777 года располагался университет Неаполя. Затем в нем размещались музей Бурбонов и Королевская библиотека.

Ладно, слишком сильно загружать вас не буду,

Из Геркуланума в основном скульптуры и бронзовые статуи из Виллы Папирусов (мы не увидели их, с Виллой Папирусов у нас что-то не складывалось). Вообще, большая часть музея была закрыта: почти вся египетская коллекция, модель Помпеи. А многое работало в каком-то странном графике, который мне тетечка-служительница начеркала на схеме залов.

Помимо находок из Помпей и Геркуланума в музее широко представлена коллекция с виллы Фарнезе: статуя Геркулеса Фарнезского из Терм Каракаллы, Фарнезский Атлант, монументальная скульптурная группа под названием Фарнезский бык из Терм Каракаллы, Венера Каллипига из Золотого дома Нерона, коллекция бюстов римских императоров, ну и так далее.

Ну а это наш Геракл :) справа который :)

Случайно забрели и в Секретный кабинет. ОСТОРОЖНО! УВЕДИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ГОЛУБЫХ ЭКРАНОВ!! :))

Секретный кабинет (Gabinetto Segreto) при Национальном музее археологии в Неаполе — старейший в мире музей эротического искусства. В нём представлены преимущественно находки из Помпеи и Геркуланума. Из других крупных музеев подобные «секретные комнаты» существовали также в Британском музее.

Раскопки Помпеи, прогремев на всю Европу, стали самым крупным археологическим проектом эпохи Просвещения и возродили в художественных кругах интерес к классицизму в искусстве. Сухая рациональность эстетики классицизма не вязалась со многими помпейскими находками, особенно сделанными в городском лупанарии (публичном доме). Среди «неудобных» для экспонирования предметов были фрески и надписи Приапеи, скульптурные сцены содомии и зоофилии, домашняя утварь фаллической формы.

Учёные терялись в догадках о том, как поступить с помпейской «порнографией», пока вопрос не был решён в 1819 г. сицилийским королём Франческо I, посетившим места раскопок в сопровождении супруги и дочери. Монарх был настолько возмущён увиденным, что потребовал увезти все «крамольные» предметы в столицу и запереть их в Секретном кабинете. В 1849 г. дверь в кабинет была заложена кирпичом, потом доступ в него был всё же открыт «лицам зрелого возраста и безупречной репутации».

В самой Помпее фрески, которые не подлежали демонтажу, но оскорбляли общественную нравственность, были прикрыты завесами, которые разрешалось приподнимать только за плату для лиц мужского пола. Эта практика существовала ещё в 1960-е годы. В конце 1960-х гг. была предпринята попытка «либерализации» выставочного режима и превращения Секретного кабинета в общедоступный музей, но она была пресечена консерваторами. Кабинет открывался для публики только на непродолжительное время.

Секретный кабинет как одно из последних проявлений цензуры воспринимался неоднозначно, а его содержание вызывало много толков. В 2000 году он был наконец открыт для всеобщего посещения совершеннолетними. Для посещения подростками требуется письменное разрешение родителей. В 2005 году собрание Секретного кабинета было окончательно передано в распоряжение дирекции Национального музея археологии.

Это информация из википедии, ну а мы просто шли-шли по залам – и вдруг я вижу это:

Археологический музей Неаполя

Национальный Археологический музей Неаполя знаменит на весь мир обширной коллекцией экспонатов, найденных при археологических раскопках в Помпеях (Pompei), Геркулануме (Ercolano) и Стабии (Stabiae). Эти города находились рядом с Везувием и были погребены под пеплом в результате извержения вулкана.

История возникновения Археологического музея

Здание музея было возведено еще в 1615 году. Изначально в нем находился университет Неаполя, но в 1777 году король Фердинанд IV распорядился разместить в здании музей Бурбонов и Королевской библиотеки.

Читайте также:
Нидерландские Антильские острова: размер зарплат различных профессий, как устроиться в 2022 году

Реконструкцией помещений занимался архитектор Фердинандо Фуга.

Со временем в архитектуру музея еще не раз вносились изменения, в том числе, был достроен второй этаж у правого и левого крыла.

В течение всего 19 века коллекция музея постоянно пополнялась новыми экспонатами, найденными при раскопках древних городов близ вулкана Везувия и в других районах Кампании. Сюда же были помещены коллекции семейства Фарнезе в 1816 году.

В 1860 году музей стал государственной собственностью и получил статус национального музея. После того, как картинная галерея была перенесена в художественную галерею, музей стал полностью археологическим.

Коллекции

Большую часть экспонатов составляют скульптуры, мозаики, фрески, предметы быта, найденные в Кампании. Многие из них представляют огромную историческую и художественную ценность.

Античные скульптуры

На первом этаже Археологического музея размещены античные скульптуры из мрамора и бронзы. Они были найдены недалеко от Везувия и в районе Флегрейских полей, некоторые принадлежали семье Фарнезе.

Фото: Noir777 / Shutterstock.com

Самые известные из экспонатов:

  • статуя Афины Паллады 5 века до н.э.,
  • статуя Венеры Каллипига из Золотого дома Нерона,
  • голова богини Артемиды,
  • статуя Фарнезского Атласа,
  • статуя Геркулеса Фарнезского из Терм Каракаллы,
  • статуи Гармодия и Аристогитона.

Также впечатляют размеры огромной скульптурной композиции Фарнезский бык из Терм Каракаллы 3-2 веков до н.э.

Древние мозаики

Между первым и вторым этажом можно увидеть древние мозаики, созданные в Помпеях. Это уникальная коллекция, представленная мозаиками со 2 века до н.э. до 79 года н.э.

Наиболее известны мозаики, найденные в доме Фавна (Casa del Fauno) в Помпеях, включая произведение «Битва Александра Македонского с Дарием».

Зал фресок и Зал храма Изиды

Второй этаж музея занимают залы, относящиеся к истории Неаполя. Особую ценность представляют Зал фресок, где хранятся фрески из Помпей, Стабии и Геркуланума периода с 1 века до н.э. по 1 век н.э.

Не менее интересен Зал храма Изиды, в котором можно увидеть интерьер знаменитого храма, в античности находившегося в Помпеях. Всё, что уцелело в древнем храме, было перенесено в музей.

Секретный кабинет

Секретный кабинет в музее был организован в 1819 году и до 2000 года был доступен только для ограниченного осмотра, поскольку в нем содержатся фрески, плиты и рельефы с эротическими изображениями. В настоящее время секретный кабинет открыт для всех желающих.

Экспонаты Древнего Египта

Коллекция предметов искусства Древнего Египта в Археологическом музее является третьим по объему в Италии, после Египетских музеев в Ватикане и Турине. Главными экспонатами этого собрания являются частные коллекции кардинала Стефано Борджиа (18 век) и Джузеппе Пикьянти (19 век).

Среди других коллекций представлены артефакты из Помпей, созданные в египетском стиле, а также предметы египетской культуры, подаренные музею немецким путешественником Шнарсом.

Другие коллекции

Целых 6 залов музея занимает знаменитая коллекция семьи Фарнезе. В ней представлено 200 000 экспонатов, найденных по всей Кампании. Это своего рода центральная часть всей экспозиции.

В музее можно увидеть коллекцию греческих и римских монет, а также средневековых монет вплоть до эпохи Бурбонов.

Среди других примечательных выставок — коллекция гладиаторского оружия, древние предметы быта, предметы религиозного культа.

Как добраться до Археологического музея

Музей находится по адресу Piazza Museo Nazionale, 19.

Рядом находится станция метро Museo (линия 1) и Piazza Cavour (линия 2).

Часы работы

Археологический музей открыт для посещения каждый день с 9.00 до 19.30, кроме вторника. В праздничные дни – 1 января и 25 декабря – музей закрыт.

Читайте также:
Сколько стоит билет в Германию на самолет

Стоимость билета

Вход в музей по состоянию на 2022 год стоит 18 Евро для взрослых. Для детей до 18 лет вход бесплатный.

После 17.00 до закрытия музея с понедельника по среду действует специальное предложение — билет стоит всего 9 Евро.

Уточняйте информацию о расписании и ценах на билеты на официальном сайте Археологического музея Неаполя www.museoarcheologiconapoli.it/it/.

Экскурсии по Неаполю

Хотите, чтобы экскурсию по Неаполю для вас провел опытный гид? Конечно, будет лучше, если ваш экскурсовод — местный житель, который познакомит вас с городом так, как никто иной.

Посмотрите самые интересные и необычные экскурсии на сайте Tripster.

Археологический музей Неаполя

Национальный Археологический музей Неаполя — музей уникальный и имеющий преференции даже перед такими знаменитыми музеями, как археологические музеи в Афинах, Стамбуле, Берлине с их богатейшими коллекциями.
«Изюминка» неаполитанского музея — собрание мозаик и фресок с патрицианских вилл Помпей, Геркуланума, Стабий, «законсервированных» потоками лавы и пепла при достопамятном извержении Везувия в 79 году н.э.
Как правило, в археологических музеях представлены скульптуры, саркофаги, предметы быта, украшения, колонны, фрагменты оформления зданий. Здесь же вы можете полюбоваться живописью античных художников и посредством этих картин приобщиться к миру, который окружал людей, живших за два тысячелетия перед нами: увидеть, в каких жилищах они жили, как одевались, чем занимались, как представляли окружающий мир, какие растения и животные их окружали. Эти картины — послание потомкам через толщу времени.

История музея

Мысль о создании музея возникла у короля Карла III Бурбонского, который приступил к правлению Неаполитанским королевством в 1734 году. Я уже писала о его большом вкладе в преображение Неаполя. При нем расширился Королевский дворец и возник великолепный театр Сан-Карло, были построены еще две королевские резиденции: на холме Каподимонте и в пригородной Казерте.

С начала 18 века начались раскопки античных городов, погибших при извержении Везувия. Сначала был обнаружен Геркуланум, потом Помпеи. Многочисленные находки, представляющие художественный и исторический интерес, нужно было где-то размещать. Ввиду их огромной ценности и уникальности напрашивалось создание специального музея.

В то же время Карлу III-му в наследство от матери, Елизаветы Фарнезе, досталась огромная коллекция картин и скульптур, принадлежавшая клану Фарнезе.

Основателем коллекции был кардинал Алессандро Фарнезе, ставший впоследствии папой Павлом III и пробывший на этом посту 15 лет. При нем в 1545 году в Риме начались планомерные раскопки терм Каракаллы, в ходе которых были извлечены около 40 скульптур, положивших начало коллекции Фарнезе.

Его дело продолжил внук, тоже Алессандро Фарнезе и тоже кардинал (но не папа). Кардинал обладал тонким вкусом, а также большой властью и средствами. Соединение этих качеств дало прекрасные результаты: коллекция получилась наиценнейшая. И практически вся она спустя полтора века досталась Карлу Бурбонскому и из Рима перекочевала в Неаполь (хорошо, не в Испанию – потому что впоследствии Карл стал королем Испании).

Коллекция Фарнезе и художественные ценности Помпей, Геркуланума и Стабий и явились ядром археологического музея Неаполя.

Здание музея

Здание для музея подыскал уже сын Карла III, Фердинанд IV, ставший королем Неаполя в 1759 году (его отец Карл в том же году получил трон Испании и, оставив взамен себя 8-милетнего мальчишку, отбыл на новое, более престижное место царствования).

Здание, в котором сейчас размещен Археологический музей, было построено в конце 16 века и использовалась как королевская конюшня. С Королевским дворцом конюшня была связан прямой улицей (сейчас виа Толедо).

Конюшню перестроили, и с 1616 по 1777 в здании располагался университет. Потом университет перевели поближе к центру, а его место занял Королевский музей Бурбонов.

Читайте также:
Замена вида на жительство в России

Сначала это был энциклопедический музей, включающий различные институты и лаборатории (библиотеку, обсерваторию, художественную академию). Со временем «сопутствующие» образования переехали в другие места, остались только художественные ценности, а также библиотека и архивы.

В 1860 году, после объединения Италии, музей стал называться Национальным.

Археологические находки тем временем продолжали пополнять фонды музея. В то же время музей обогатился несколькими частными коллекциями.

В 1957 году коллекцию картин перевезли во дворец Каподимонте. А здание полностью заняли античные скульптуры и археологические находки. Музей стал называться Национальным Археологическим.

Практическая информация: где находится, часы работы, стоимость билетов

Адрес музея: пьяцца Музео, 19

Ближайшее метро – Museo линии 1. Чуть подальше находится станция Cavour линии 2.

Музей открыт с 9 до 19.30. Выходной – вторник.

Музей не работает 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Когда на вторник приходится праздник, выходной день переносится на среду.

Стоимость билетов: 12 евро. До 18 лет – бесплатно. Вечерние входные билеты – 2 евро. Свободный вход в 1-е воскресенье каждого месяца.

В кассе музея можно купить дисконтную карту Campania>artecard и посетить музей уже по этой карте.

Очередей в кассу я там не наблюдала (была в конце мая и в феврале). В феврале было много групп школьников, у которых в музее проходят уроки.

Урок в Египетском зале

Расположение залов

1 этаж (на схеме музея он обозначен как 0): коллекция античных скульптур Фарнезе. 2 небольших зала с камеями. В правом (от центрального входа) крыле 1-го этажа находится спуск в египетскую коллекцию (-1 этаж).

2 этаж (1 на схеме музея): справа монеты и медали, слева – мозаики. За мозаиками расположен так называемый «Секретный кабинет»: небольшой зал с картинами и скульптурами порнографического содержания. Все эти артефакты были найдены при раскопках античных городов.

3 этаж (2 на схеме музея): античные фрески и скульптуры, изделия из металла, стекла, слоновой кости, найденные при раскопках везувианских городов. В отдельном зале представлен макет Помпей в масштабе 1:100. Небольшой раздел посвящен «Великой Греции» — древнегреческим колониям в Южной Италии, там размещены находки из Питекусс и Партенопеи.

На меня наибольшее впечатление произвел 3 этаж. Мне посоветовали начинать осмотр музея именно с третьего этажа, я так и сделала. К 1-му этажу я уже настолько была переполнена впечатлениями, что скульптуры из коллекции Фарнезе прошли вскользь. Осмотр музея у меня занял около трех часов.

Через год после этого я снова оказалась в Неаполе и опять пошла в Археологический музей. На этот раз начала осмотр с первого этажа. И часа за полтора в спокойном темпе обошла все залы.

И дело было не только во мне – изменилась экспозиция. В первый раз зал Меридиана на третьем этаже был заполнен экспонатами (этот большой высокий холл находится между левым и правым крылом музея). Мне сказочно повезло – я попала на выставку «Миф и Природа. От Греции до Помпей» (она проводилась с марта по сентябрь 2016).

Год спустя зал Меридиана был совершенно пуст. И было такое ощущение, что и залов с экспонатами стало поменьше. Может, зимой в музее происходит подновление экспонатов, и часть залов закрывают?

Я читала, что время от времени в экспозиции музея происходят подвижки и перемещения. Моя знакомая попала в такое неудачное время (кстати, летом, в июне), когда был закрыт отдел с фресками. Вот это, действительно, большая потеря. Помпейские фрески время от времени вывозят в другие музеи. Так, впервые я увидела часть этой коллекции летом 2010-го года, когда фрески привозили в Москву и выставляли в Историческом музее.

Читайте также:
Варшава - Прага: как добраться, какое расстояние?

Так что Археологический музей бывает разной степени наполненности. Как уж повезет. Планируя поездку, смотрите официальный сайт, какие выставки в какое время планируются.

Однако предлагаю перейти к «показательной» части.

1 этаж. Коллекция античных скульптур Фарнезе

Пройдя турникет, посетитель попадает в просторный холл, по обеим сторонам которого находятся внутренние дворы: справа — Сад Фонтанов, слева – сад Камелий.

Сад Фонтанов сверху

Дворы окружены галереями, в которых и размещены скульптуры.

Скульптурная группа Фарнезийский бык, или Наказание Дирки, была найдена при раскопках терм Каракаллы. К реставрации этой скульптуры приложил руку Микеланджело. Ее копия есть в московском музее Изобразительных искусств.

Фарнезийский Геракл (тоже из терм Каракаллы)

Для масштаба — с людьми

Многочисленные бюсты императоров, выдающихся людей чередуются со скульптурами богов и богинь

Веспасиан — тот самый, который придумал брать плату в туалетах и сказал: «деньги не пахнут».

Национальный археологический музей Неаполя

Археологический национальный музей Неаполя был основан в 1816 году королем Обеих Сицилий Фердинандом I Бурбонским. Он обладает богатой и обширной коллекцией, и считается одним из самых важных археологических музеев мира с точки зрения римской эпохи. Выставочная площадь составляет 12 650 квадратных метров.

Музей размещается в палаццо Студи, который был построен в 1585 году. До 1777 года в нем находился Университет Неаполя. Затем король Обеих Сицилий Фердинанд IV решил обустроить в этих стенах музей Бурбонов, а также Королевскую библиотеку и школу изящных искусств.


Национальный археологический музей Неаполя

В начале XVIII века Карл Бурбонский начал перевозить из Рима коллекцию Фарнезе, которая принадлежала его матери Елизавете Фарнезе. Спустя пятьдесят лет, процесс завершил его сын Фердинанд IV, несмотря на то, что этому очень противился папа Пий VI.
С учетом новых экспонатов, здания музея стало мало, поэтому его пришлось расширить.

22 февраля 1816 года было провозглашено официальное открытие «королевского музея Бурбонов». По этому случаю Антонио Канова выполнил скульптуру, посвященную Фердинанду. Она установлена на монументальной лестнице музея.

После объединения Италии музей стал собственностью государства.
Во время второй мировой войны он пережил серию бомбардировок. После музей долго восстанавливался и был открыт для публики лишь в 1947 году, а полностью – в 1953 году. В 1957 году пинакотека переехала в королевский дворец Каподимонте, а музей стал исключительно археологическим.
Музей разделен на несколько секций, из которых основными считаются три – коллекция Фарнезе, найденное при раскопках в Помпеях и вокруг Везувия и египетское наследие. В 2012 году была проведена глобальная реконструкция, в ходе которой выставили новые экспонаты.
В 2005 году открыли станцию метро Museo, на которой установили археологические находки и статую, поэтому можно сказать, что визит в музей, начинается еще в подземке.


Метро Museo

Греко-римские скульптуры

На первом этаже музея выставлены греко-римские скульптуры, которые были найдены в разных местах Кампании, среди них Венера Каллипига из Золотого дома Нерона, Геркулеса Фарнезского из терм Каракаллы, монументальная группа Фарнезский бык и другие.


Венера из Капуи. II век.

Коллекция Фарнезе

В XV-XVI вв. Алессандро Фарнезе собрал богатую коллекцию произведений искусства разных столетий. В 1731 году умер Антонио Фарнезе, и вместе с ним затухла мужская линия исторического семейства. Наследство перешло к его племяннице Елизавете, которая была матерью Карла Бурбонского и бабушкой Фердинанда IV. Сейчас коллекция Фарнезе находится в археологическом музее, в Каподимонте и в Королевском дворце в Неаполе. В археологическом музее размещаются римские статуи и антикварные предметы из Пармы и Рима.


Артемида Эфеская. II век. Находилась на вилле Адриана в Тиволи.

Читайте также:
Карта Египта на русском языке. Подробная карта с городами и курортами


Атлант. II век. Находился в термах Каракаллы.

Бронзовые статуи бегунов

Одним из самых ярких и знаменитых экспонатов музея являются две черные статуи бегунов. Они были найдены на вилле папирусов в Геркулануме и считаются копиями греческих скульптур конце IV – начала III вв. до н.э, выполненными в римский период.


Бронзовые статуи бегунов

«Секретный кабинет»

Сексуальная тема во все века находила воплощение в искусстве. Древние римляне не видела смысла прятать или скрывать те веще, которые сейчас назвали бы непристойными. Наоборот, они стремились подчеркнуть символы плодородия или получения наслаждения.
Изображения сцен сексуальной жизни древних римлян были найдены при археологических раскопках в Помпеях или Геркулануме. Сейчас они хранятся в «Секретном кабинете» археологического музея Неаполя. При Бурбонах заглядывать сюда могли посетители, достигшие совершеннолетия и «знакомые с правилами морали».
В конце XIX века эротические экспонаты хотели уничтожить, но директор музея спас их, закрыв комнату на три замка.
Во время фашистского режима сюда могли заходить только люди, авторизированные министерством образования. С 1967 года «Секретный кабинет» был открыт для совершеннолетних посетителей музея, а с 2000 года – для всех.


Секретный кабинет


Секретный кабинет


Секретный кабинет

Коллекция изделий из серебра, кости, терракоты и стекла

Коллекция занимает несколько залов, которые распределены по материалам. В том числе здесь хранятся предметы, найденные после извержения Везувия в 79 году.

Египетские древности

Собрание предметов египетского искусства считается третьим по величине в Италии, после музея Ватикана и Египетского музея в Турине. Оно состоит из частной коллекции кардинала Стефано Борджиа и Джузеппе Пикьянти.

Мозаика

В музее собрана уникальная коллекция мозаик, обнаруженная в Помпеях, Геркулануме и Стабии. Плиний Старший называл их «рисунками в камне».

Как добраться до Национального археологического музея Неаполя

Piazza Museo Nazionale, 19

Metro linea 2. Fermata Piazza Cavour
Metro linea 1. Fermata Museo

Билет – 8 евро.
Бесплатно – первое воскресенье каждого месяца

Часы работы: все дни с 9.00 до 19.30. Закрыт – вторник, 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Археологический музей Неаполя: от античных скульптур до секретного кабинета

Национальный археологический музей Неаполя получил всемирную известность благодаря античным скульптурам и древним мозаикам. В основном, их обнаружили, раскапывая Помпеи и Геркуланум. Часть из них поступила в виде готовых коллекций, собранных представителями королевского рода Бурбонов и семьи Фарнезе (потомственная ветвь папы римского Павла III).

Многим экспонатам более двух тысяч лет. Также есть залы, в которых выставлены современные произведения скульптуры и живописи. Все же особенно впечатляют античные статуи, с исключительной точностью передающие пластику человеческого тела.

Все лето 2018 года в национальном музее работала выставка, которая объединила глубокое прошлое и современную фантастику. Поэтому наряду со скульптурами двухтысячелетней давности можно было увидеть Дарта Вейдера и других героев «Звездных войн».

Выясним, как структурированы постоянные экспозиции Национального археологического музея Неаполя:

  • На самом нижнем этаже помещена Египетская коллекция.
  • «Нулевой» этаж занимает коллекция Фарнезе, а также впечатляющие мраморные и бронзовые статуи, обнаруженные в разных местах провинции Кампания.
  • В залах вокруг внутренних дворов первого этажа и на втором этаже выставлены археологические находки из Помпеев и Геркуланума, а также создана модель разрушенных вулканом Помпеев.
  • Центром второго этажа является Меридианный зал.
  • Правое крыло первого этажа отдано нумизматике.
  • В левом крыле открыт Секретный кабинет.

Определяйтесь со своими приоритетами и выбирайте направление осмотра. Я в этой статье расскажу чуть подробнее, что увидят посетители археологического музея.

Египетские артефакты

В Неаполитанском музее представлена значимая египетская коллекция. Она относится к самым давним в Италии, а по численности занимает второе место после Египетского музея Турина. В Неаполе среди более 2500 артефактов, пришедших из Египта, можно увидеть мумии, саркофаги, посуду с характерными орнаментами, фрагменты настенных росписей.

Читайте также:
Таможенные правила ввоза товаров, продуктов, алкоголя и сигарет в финляндию в 2022 году

Современным посетителям интересно взглянуть на древние папирусы, египетские символы и обрядовые принадлежности. В расписных саркофагах находятся самые настоящие мумии.

Очевидно, что европейский интерес к Древнему Египту был на пике на протяжении многих веков. Больше всего экспонатов поступило в музей Неаполя благодаря увлечению этой культурой кардинала Борджиа.

Любопытно, тот египетский сфинкс (периода Рамсеса II), который тайно появился на острове Капри и был доставлен на виллу Сан Микеле по желанию владельца знаменитой усадьбы Акселя Мунте, имеет отношение к коллекции, осевшей в археологическом музее.

Скульптурное богатство Национального музея Неаполя

Археологическое достояние греко-римского периода этой части Италии представлено исполинскими статуями греческих богов, древнеримских императоров, мифических героев.

В центре зала красуется Атлант, держащий землю на своих крепких плечах. Произведение составляет 185 см в высоту и датируется II веком нашей эры.

В коллекции Фарнезе, состоящей из более чем 50 статуй, собраны как полностью детализированные образы, так и бюсты. Например, ряд на следующей фотографии замыкает строгое 63-сантиметровое изваяние головы богини (по одним версиям – Геры, по иным – Артемиды).

Один из залов занимает известная скульптурная группа «Фарнезский бык». Композиция была создана в 150 году до н.э. Когда ее нашли в 1546 г., к реставрации приложил руку сам Микеланджело.

По легенде, бык свершил наказание жены царя Фив за жестокое отношение этой женщины к матери царя, что и отражено в скульптурном сюжете.

Из особого узорчатого мрамора создана конная статуя, где подчеркнут каждый мускул крупа коня.

Многие извлеченные из-под вулканической лавы скульптуры Помпеев и Геркуланума пострадали. Они тщательно реконструированы талантливыми скульпторами средневековья. Карл III Бурбонский, взойдя на престол Неаполитанского королевства в 1734 году, способствовал формированию коллекций из находок в античных городах, погребенных Везувием. И собрания оказались столь многочисленными, что в залах историко-археологического музея Неаполя каждый год экспозиции дополняются и обновляются.

Но знаменитого подлинного Фавна, найденного на соответствующей вилле в Помпеях, увидят все. Бронзовая скульптура Сатира установлена там, где расположена выставка мозаичных античных шедевров.

Напомню, что постоянные выставки обновляют. И, оказавшись в музее, вы можете увидеть иные экспозиции, а самые известные скульптуры на других местах.

Искусство Помпеев и Геркуланума

Фрески, мозаики и архитектурный декор античных городов занимают несколько залов музея. Картины, ранее украшающие стены вилл, напольные мозаики, декорации ниш фонтанов и бассейнов перенесены как отдельные элементы художественного интерьера.

На одну из стен помещено лучшее мозаичное панно, обнаруженное на полу в доме Фавна в Помпеях. Панно отображает историческую битву Александра Македонского при Иссе.

Ищите главного героя в левой части картины. Там и сохранился только он со своей лошадью. А вот правая часть с противником царем Дарием дошла до современников практически в идеальном состоянии.

Мозаика восстановлена и непосредственно на вилле Фавна. Ее обязательно увидят те, кто отправится в Помпеи на экскурсию.

Посмотрите, как здорово сохранилась мозаика, философски подчеркивающая равенство всех людей перед смертью:

Сюжеты картин многогранны. Всех в статье не представить. Мастера того времени искусно работали с различным материалом и создавали оригинальные композиции.

Помпейская живопись и мозаика изображает вымышленных и реальных героев, сцены быта и охоты, райские сады и орнаменты. Все это декоративное искусство когда-то украшало триклинии, кубикулы и другие помещения вилл в Помпеях, Геркулануме, Стабиях…

Секретный кабинет

Как бы ни представлял визит в Археологический музей Неаполя, невозможно обойти вниманием так называемый Секретный кабинет.

Читайте также:
Можно ли прописать ребенка к бабушке без родителей в 2022 году?

Открыли эту часть музея для всеобщего обозрения только в 2000 году. А все потому, что в залах тайной комнаты выставлены мозаики, фрески и керамические изделия интимного содержания. Эти произведения также обнаружили в погребенных Везувием античных городах. Влиятельные составители коллекций, осмотрев экспонаты, поместили их в отдельные залы и решили, что «развращать» народ подобным искусством не допустимо.

Вход в Секретный кабинет долгое время допускался только по отдельному графику и отдельных категорий посетителей. Сейчас все могут рассматривать эротические сюжеты.

Стоит отдать должное чувству юмора античных художников, обыгрывающих пикантную тематику)))

Экспонатов в Секретном кабинете немало. По всему видно, что тема была очень популярна 2 тысячи лет тому назад. Многие изображения сохранились и на раскопках. Особенно в таких достопримечательностях Помпеев, как Лупанарий и дом Веттиев.

Реконструкции Помпеев

Верхние музейные залы предоставлены для детального знакомства с Помпеями. Созданы модели раскопок. Воспроизведены главные объекты и типовые дома, чтобы современники могли ярче представить и оценить достижения античных городов. Так выглядят раскопки Помпеев:

Обратите внимание на центральную большую площадь. Это форум. Перед форумом находится еще один большой прямоугольник с остатками храма. Там расположены руины древнейшего культового сооружения – храма Аполлона. Мастера создали макет, как выглядел данный объект в процветающем городе.

Эта часть экспозиций музея детально знакомит с античным городом в период его расцвета. Если вы уже добрались до Помпеев, музейная информация поможет лучше представить увиденное на раскопках.

Зал Меридиана

Центральный зал дворца-музея получил название Salone della Meridiana. Это просторный зал XVII века протяженностью 54 м. Архитектура Меридианного зала дополнена яркими потолочными росписями, посвященными чествованиям основателя музея Фердинанда IV и его супруги Марии Каролины.

В этом зале по диагонали проложена меридианная дорожка с изображениями знаков зодиака. В определенное время дня солнечные лучи проникают в помещение так, что меридианная дорожка становится проекцией лучей.

В этом зале еще имеется очень важная надпись, отражающая мнение короля, что предметы искусства томятся, если они не выставлены для общественности. Прекрасно, когда владельцы достояний стремятся открыть их для обозрения всему народу.

Условия посещения Museo Archeologico Nazionale di Napoli

Главный музей Неаполя находится по адресу Piazza Museo 19. Добраться можно 1-ой линией метро (станция Museo) или 2-ой (Piazza Cavour). Пройдя от станции примерно сотню метров, окажетесь у искомого дворца.

Так же я пояснила, как включить экскурсию в музей, если ваш визит в Неаполь ограничен одним днем. Смотрите статью Как посмотреть Неаполь за один день.

Археологический музей открыт 6 дней в неделю, исключая вторник. Часы работы: 9.00 – 19.30. Касса музея закрывается на полчаса раньше.

Ранее стоимость полного билета была 12 евро, но с 1 января 2019 года она повысилась до 15 евро. Об этом объявили на официальном сайте музея. Бесплатный вход по-прежнему предусмотрен для несовершеннолетних посетителей любой страны, а также для всех возрастов в первое воскресенье каждого месяца.

Есть выгода при покупке двух взрослых билетов. В паре они обойдутся в 26 €.

Услуги аудиогида предоставляются за отдельную плату. Полная цена – 5 евро, при использовании музейной карты Artecard – 3.50 евро. Однако данная услуга охватывает только пять языков, а на русском языке отсутствует.

Не лишним будет приобрести Artecard, чтобы снизить стоимость посещения данного музея и других достопримечательностей Неаполя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: