Фотографии Биологического музея Тимирязева

«Терема» в центре Москвы. История Биологического музея Тимирязева

Этот усадебный комплекс уникален своей архитектурой. Расположенные в центре Москвы «терема» построены в конце XIX- начале XX века в очень популярном тогда русском стиле (также его называют псевдорусский или новорусский стиль). Архитектурный комплекс состоит из трех зданий — «Старого музея», в нем сейчас размещается администрация музея, «Нового музея», в котором расположены экспозиционные залы, и одноэтажного флигеля, но в музейный комплекс он не входит.

Коллекционеры Щукины

В начале 1880-х годов купец Иван Васильевич Щукин основал Торговый дом «Щукин и сыновья». Его фирма была одной из крупнейших в России, торговала в основном тканями и мануфактурными изделиями как внутри страны, так и за границей. Своих сыновей Иван Васильевич сделал младшими партнерами: Николай занимался поставками из России, Петр работал со странами Востока, Сергей отвечал за связи с Западом.

Братья Щукины были коллекционерами. Например, Сергей увлекался импрессионизмом и поддерживал художников этого еще непризнанного направления искусства.

Пристрастия Петра Ивановича Щукина с возрастом менялись, поэтому его коллекция была очень разноплановой. Сначала он собирал старинные немецкие и французские гравюры, литературу. Потом он увлекся предметами из стран Востока — персидские шали, турецкие ковры, шелковые ткани из Индии и Китая. Позже Петр начал коллекционировать предметы русской старины.

Причем собирал он самые обычные бытовые вещи, которые отражали жизнь разных сословий. Петр Щукин покупал только предметы с историей. Вместе с увлечением коллекционированием у Петра Щукина возникла идея строительства отдельного здания для своих собраний.Петр Иванович Щукин

С чего все началось

После смерти отца Щукины поделили фирму — каждый получил большой капитал, что дало братьям возможность пополнять свои коллекции еще активнее. Мечта Петра Щукина о здании для коллекций стала реальностью. В 1891 году он купил у потомков князей Грузинских землю с большим садом на окраине Москвы, в районе «Грузины». Участок был примерно в два раза больше, чем нынешняя территория.

Осенью того же года Петр Щукин заказал известному тогда архитектору Борису Фрейденбергу строительство здания в русском стиле. Суть этого стиля заключается в подражании элементам русской архитектуры деревянных домов XVI-XVII столетий — всевозможные резные наличники, башенки, навесные гирьки и так далее.Фасад музея. Фото из Биологическим музея им. К. А. ТимирязеваФасад музея.

Здание для купца было построено не деревянное, а каменное — помня о московских пожарах, Петр Иванович опасался за сохранность коллекции. При строительстве были соблюдены все меры противопожарной безопасности — между залами установлены массивные металлические двери, на окнах — плотно закрывающиеся металлические ставни. Все это сохранилось в усадьбе по сей день.Главное хранилище старого музея. Фото из Биологическим музея им. К. А. Тимирязева

Для того, чтобы почерпнуть больше особенностей старой русской архитектуры, летом 1892 года Петр Щукин вместе с архитектором Борисом Фрейденбергом специально ездили в Ярославль и Ростов-Ярославский, где сохранились постройки XVII века. Много элементов было скопировано с ярославских церквей, в частности, изразцы и висячие «гирьки» с храма Иоанна Предтечи.

Строительство было закончено осенью 1893 года. Так появился музей «Российских древностей П. И. Щукина».Верхний вестибюль старого музея. Фото из Биологическим музея им. К. А. Тимирязева

Увеличение коллекции — расширение площадей

Через некоторое время Петр Иванович Щукин решил построить еще одно здание и пригласил известного архитектора Адольфа Эрнестовича Эрихсона. В 1897 году он приступил к возведению второго здания усадебного комплекса, которое сейчас выходит фасадом на Малую Грузинскую улицу. К осени 1898 года строительство было завершено. Эрихсон создал уникальное здание, сочетающее в себе элементы русской и западноевропейской архитектуры.

Для завершения усадьбы Щукин в 1904 году пригласил еще одного архитектора Федора Никитича Кольбе — купец хотел построить музейный склад для архивных документов. Здание возвели в начале 1905 года.Музейный склад. Фото предоставлено Биологическим музеем им. К. А. Тимирязева

Тогда же под руководством Адольфа Эрнестовича построили и въездные ворота с решеткой.

Щедрый подарок

После завершения строительства усадьбы Петр Щукин решил подарить свою коллекцию вместе со зданиями и участком земли государству, в частности, Императорскому Российскому Историческому музею им. Императора Александра III. Но при этом оговорил несколько условий: купец останется пожизненным хранителем коллекции, на свои средства продолжит ее пополнять, никогда его собрания не будут расформированы и усадьба должна называться «Отделение Императорского Российского Исторического музея им. Императора Александра III- Музей П. И. Щукина».

Читайте также:
Индонезия столица, виза, карта, флаг, герб, площадь, численность населения Маршрут проложить

Щедрый подарок был принят со всеми условиями. Собрания купца в полтора раза превышали численность экспонатов Императорского исторического музея. Петр Щукин был награжден орденом Станислава и получил звание действительного статского советника, которое приравнивалось к должности генерала по линии Министерства просвещения и давало право на потомственное дворянство.Гостиная в Новом музее. Фото предоставлено Биологическим музеем им. К. А. Тимирязева

Художники в музее

Многие художники — современники Щукина — приходили в музей и рисовали предметы из его коллекций для воссоздания исторической точности своих работ. Например, у Василия Сурикова на картине «Степан Разин» изображен персидский ковер — это точная копия малоазийского ковра XVIII века из коллекции Петра Ивановича.

Валентин Серов для росписи занавеса Дягилевского театра в Париже взял за основу персидские миниатюры. На картине Василия Верещагина «Двери Тамерлана» изображены два сторожа в бухарских халатах, которые полностью повторяют халаты, привезенные Щукиным с Востока.Василий Суриков «Степан Разин». Обратите внимание на ковер, на котором сидит атаманВасилий Верещагин «Двери Тамерлана (Тимура)». Халаты стражей художник «подсмотрел» в музее Щукина

Судьба усадьбы после смерти Петра Щукина

После смерти Петра Щукина в ноябре 1912 года, вопреки оговоренным условиям, его коллекции практически сразу начали перевозить в подвалы Исторического музея, но из-за череды политических событий — Первая мировая война, революция, Гражданская война — закончить удалось только к началу 1925 года.

В усадьбе разместили один из филиалов Исторического музея — «Музей старой Москвы». Потом решением Совнаркома эти здания были переданы музею «Центральной промышленной области». Но уже в конце 1920-х годов его закрыли, и усадьбу самозахватом занимали разные организации, мастерские и так далее.

В начале 1930-х годов часть помещений отдали под студенческие общежития, хотя жили там не только студенты. Большой выставочный зал разделили на 12 маленьких комнат — сейчас в этом помещении располагается администрация музея. От внутренних интерьеров уцелело очень немного.

Начало истории Биологического музея в усадьбе

Долгое время усадьбой никто не занимался и постепенно она стала разрушаться. Но в 1934 году, по ходатайству Максима Горького, Моссовет решил передать эти здания Биологическому музею.

Музей переехал в усадьбу летом 1935 года, начал проводить ремонтные работы и постепенно разворачивать экспозиции. К весне 1941 года все было готово к полноценной работе, но началась Великая Отечественная война, и деятельность музея была приостановлена. Коллекции были эвакуированы в объединенные хранилища, а в зданиях усадьбы разместились курсы Красного Креста. Некоторые сотрудники музея остались преподавать — рассказывали о физиологии человека, используя в качестве наглядного материала музейные экспонаты. За 1941−1943 гг. в музее обучились более 10 тысяч медсестер и санитаров.

В конце 1943 года эти здания передали Геологическому фонду для размещения геологических материалов. Здание вернули Биологическому музею в декабре 1946 года.

Туннель

В Биологическом музее им. К. А. Тимирязева, помимо тематических и научных мероприятий, на регулярной основе проводятся экскурсии по усадебному комплексу. И безусловной «фишкой» является самый настоящий подземный туннель, в котором раньше размещались картины. Соединить два здания крытой галереей Щукину предложил художник Верещагин во время строительства «Нового музея».

Еще при Петре Ивановиче Щукине на большом приусадебном участке, помимо зданий и построек, находилась оранжерея. В 1930−40 годах часть планировочной структуры была утрачена. Но оранжерея существует и сейчас, она также открыта для посетителей.

С 1995 года музейный комплекс имеет статус памятника градостроительства и архитектуры федерального значения.Биологический музей им. К. А. Тимирязева

ЭкспозицииЭкспозицииЭкспозиции

Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева

Музей располагается в двух изящных зданиях городской усадьбы П.И. Щукина конца XIX века. Архитектура музея в истинно русском стиле, с изразцами и кирпичными узорами.


Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева

Сам музей создали в 1922 году на базе Музея живой природы Московского народного университета им. А.Л. Шанявского. Музей работает как научно-образовательный и художественно-эстетический . В нем насчитывается больше шестидесяти тысяч экспонатов, представлена крупнейшая коллекция скульптур по антропогенезу, графика, живопись, представители различной российской и другой микрофлоры, биологические группы, насекомые, кораллы и моллюски.

В выходные работает программа «Семья в музее». Дети вместе с родителями учатся работать с микроскопами, могут рассматривать различные бактерии, микробы, проводить опыты. Организовываются семейные викторины и игры, способствующие развитию любви к биологии и защите окружающей среды.

Читайте также:
Карта Национального парка Асо-Кудзю, где находится Национальный парк Асо-Кудзю на карте мира

Здесь можно увидеть маленькую оранжерею с редкими растениями, тропическими цветами, необычными хищными кустарниками, питающимися насекомыми.

Очень интересна интерактивная вставка «Смотри в оба». Она позволяет посмотреть на мир глазами животных и затем сравнить его с изображением, воспроизводимым человеческими органами зрения.


Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева

Музей имеет большую экскурсионную карту и больше шестидесяти маршрутов по типам растений и животных. Демонстрируются опыты и научно-популярные фильмы по разной тематике. В наличие множество программ образования для всех возрастов, организованы общества любителей цветов, минералов, кружок юных палеонтологов.

Каждый год в музее проводят «Фестиваль увлекательной биологии», «Фестиваль увлекательной науки», которые привлекают любителей всего живого.

Экспозиция Биологического музея Москвы

Главные экспозиции музея посвящены растительному и животному миру, теории эволюции, происхождению и эволюции человека, его влиянию на биосферу, генетике. В общей сложности в фондах музея сейчас хранится свыше 75 тысяч единиц экспонатов.

Бесплатная виртуальная экскурсия по залам доступна на официальном сайте Биологического музея им. Тимирязева.

© Официальная страница Биологического музея имени К. А. Тимирязева Вконтакте

«Живым» музей-лекторий сделали исследования рабочей лаборатории, где сотрудники наглядно проводят эксперименты, а все желающие могут поучаствовать и вживую изучить жизнедеятельность организмов. Прежде всего задачей работы музея была биологическая практика. Этими принципами руководствовался создатель заведения Б. М. Завадовский. Вот почему посещение музея так увлекательно и значительно отличается от музеев «традиционного» типа.

В музее регулярно проводятся тематические экскурсии и мастер-классы для детей и их родителей, организовываются новые временные выставки.

© Официальная страница Биологического музея имени К. А. Тимирязева Вконтакте

Из истории

Биологический музей им. Тимирязева открылся в 1922 году. Его основал и занял место директора знаменитый биолог и эндокринолог Борис Михайлович Завадовский. Экспозиции и выставочные залы он создавал, опираясь на только что появившийся тогда метод тематического обустройства музейного пространства.
Широкая общественность, как и служащие музеев, стали придерживаться мнения, что музеи – это не просто место для хранения предметов, а учреждения, в которых представлены экспонаты для ознакомления с ними людей.

Завадовский придерживался такого же мнения, потому с помощью своего биологического музея, он стремился наглядно продемонстрировать важные идеи в биологии и эволюции для широкого круга людей.


Биологический музей им. Тимирязева. Фото 30х годов 20 века

Музей был создан на базе Музея живой природы, однако, без дополнительных экспонатов музейно оформить тематические выставки не было возможным, так как до 1920-х годов почти все музеи представляли собой частные коллекции с разрозненными, иногда единичными, предметами.

Потому сотрудниками музея, во главе с Завадовским, велись переговоры по приобретению некоторых необходимых экспонатов во Франции, Германии и других странах.

В биологическом музее одними из первых отделов были открыты сначала физиологический и эволюционный, как дань уважения Тимирязеву, а после — экологический. В рамках этих отделов освещались темы, доказывающие эволюцию и рассказывающие о взаимоотношениях между организмами.

Директор музея часто бывал заграницей, с целью улучшить свой московский музей. На основе поездок по европейским странам и США он написал несколько аналитических работ по музейному делу и добился признания в музейном сообществе как теоретик и практик.

В 1932 году Завадовский создал проект, согласно которому для музея выделялось новое здание, с большей площадью, но он не был одобрен. Благодаря представлению этого проекта, по официальной просьбе А. М. Горького, в 1934 году под музей был отдан Щукинский особняк, в котором он находится до сих пор.

С 1941 года по 1946 год функционирование музея было приостановлено, часть фондов вывезена, а некоторые физиологические предметы экспозиций применялись для обучения сотрудников Красного креста, который разместился в те годы в здание.

Музею был возвращен дом только через год после окончания войны, и к маю 1947 года основная экспозиция была воссоздана и музей снова начал функционировать.

В 1948 году Завидовский покинул пост директора музея, часть его экспозиций были расформированы или изменены. Осталась неизменной только нумерация залов, которая сохранена и сейчас, что в совокупности с переносом и изменением расположения экспозиций, затрудняет навигацию по музею.

В современное время в экспозиционном корпусе музея функционирует 17 постоянных выставочных залов и комната для практических занятий.

Большинство из этих залов были оформлены в 80-е годы, все они тематические и представляют конкретную биологическую тему. Экспозиции не равноценны по художественному оформлению, но этот недостаток решается путем показа слайдов с дополнительными изображениями во время проведения экскурсий.

Свое существование музей начал, как небольшое отделение, открытое в 1922 году при кафедре биологии в Университете имени Свердлова. Через 12 лет музей переехал в отдельный комплекс зданий, в котором ранее размещался Щукинский Музей древностей.

Начало работам над созданием коллекции музея положил профессор Завадовский – крупный специалист в области биологии человека. На первых этапах экспонаты располагались в двух небольших залах в здании университета. С самого открытия была принята активная стратегия привлечения посетителей, поэтому часть экспозиции, а именно, деревья и кустарники располагались на улице – в сквере перед зданием музея.

Читайте также:
Авиакомпания Азал: официальный сайт

Там же располагались экспонаты, которые наглядно демонстрировали правила проведения севооборота, высаживались образцы медоносных и лекарственных растений. На свежем воздухе проводилась демонстрация приемов искусственного опыления цветущих растений и выполнения прививки саженцев на деревья.

На протяжении нескольких лет сквер у музея являлся научно исследовательской базой, на которой совместно с работниками университета и студентами могли работать и учиться школьники из расположенных поблизости школ.

В 34-мгоду музей был переведен в здание бывшего Щукинского музея, который прекратил свое существование после Октябрьской революции. Позже к комплексу старых зданий была пристроена оранжерея. В настоящее время зданию, в котором располагается московский биологический музей имени Тимирязева, присвоен статус памятника архитектуры и градостроительства федерального значения.

Сегодня площадь выставочного комплекса музея составляет около 900 квадратных метров. На это, сравнительно небольшой площади, располагается обширнейшая экспозиция, охватывающая разные разделы естественных наук.

С 1997 года на территории музея открылась первая в нашей стране интерактивная биологическая выставка. Здесь посетители не просто могут осматривать экспонаты, но брать их в руки, что-то пробовать на вкус, оценивать аромат, а также, выполнять другие интересные задания, позволяющие расширить свой кругозор.

С 2008 года в музее регулярно проходят «Семейные квесты» — это увлекательное мероприятие, рассчитанное на детей и родителей. Такой квест позволяет не только получить новые знания по биологии, но и улучшить отношения в семье, ведь совместные приключения отлично сближают людей.

Режим работы Биологического музея

Биологического музея им. Тимирязева работает каждый день, кроме понедельника, по следующему расписанию:

  • вторник, среда, пятница, суббота: с 10.00 до 18.00
  • четверг: с 12.00 до 21.00
  • воскресенье: с 11.00 до 18.00.

Кассы прекращают работать за час до закрытия музея.

Обратите внимание, что музей закрыт в последний вторник каждого месяца на санитарный день.

В предпраздничные дни время работы музея сокращается на один час.

© Официальная страница Биологического музея имени К. А. Тимирязева Вконтакте

Как добраться до музея на машине, общественном транспорте

До музея проще всего добраться на автомобиле, введя в навигаторе координаты для навигатора QH7C PJ, или с помощью общественного транспорта.

Ближайшие станции метро:

    «Улица 1905 года» – добраться от этой станции можно либо пешком, либо на автобусах №69 и №850 до остановки «ул. Малая Грузинская». Пешком до музея можно дойти за 12-15 мин.

  • «Краснопресненская» – до музея от метро едут троллейбусы №35 и №66, автобус №152. Остановка называется «Поликлиника №220», от остановки нужно пройти около 8 мин.
  • «Баррикадная» – от станции до музея можно дойти за 12 мин, идя вдоль зоопарка по ул. Красная Пресня и свернув на ул. Малую Грузинскую.
  • Стоимость билетов

    Стоимость входных билетов в Биологический музей им. Тимирязева зависит от категории:

    • Взрослый полный билет — 280 рублей
    • детский (от 7 до 17 лет) и льготный (для детей от 7 до 17 лет, пенсионеров, инвалидов 3 гр, многодетных семей) билеты — 140 рублей
    • дети до 7 лет, студенты, музейные работники, инвалиды 1 и 2 гр. — бесплатно.

    Полный список льготных категорий можно посмотреть на официальном сайте.

    Каждое третье воскресенье месяца — бесплатный вход в музей для всех посетителей.

    Билеты можно приобретать непосредственно в кассе или онлайн. Обратите внимание, что электронный билет необходимо распечатать.

    Биологический музей предлагает также годовые абонементы для неограниченного посещения музея в течение года:

    • годовой абонемент на владельца + 1 гостя: 1600 рублей
    • годовой абонемент на владельца + 2 гостей: 2700 рублей.

    В музее проходят различные экскурсии — в залах музея, оранжерее, под открытым небом, с индивидуальным рабочим местом, с демонстрацией опытов и т. д. Полное описание и стоимость экскурсионного обслуживания смотрите на официальном сайте.

    Читайте также:
    Автокредит для иностранных граждан с видом на жительство в России

    Семейное посещение

    В этот музей стоит приходить всей семьей, так как экспозиция будет интересна и малышам, и пенсионерам. Особенно рекомендуется прийти на экскурсию по программе «Семья в музее», в рамках которой проводятся различные мероприятия.

    • Семейный лабиринт. Это увлекательная игра, во время которой ребята и их родители узнают много новых и интересных фактов из области биологии. Посетителям будет предложено ответить за вопросы кроссворда, отыскать в витринах изображения различных видов динозавров, исправить ошибки, которые художник допустил, рисуя картину, познакомиться с примитивным языком жестов попробовать определить по вкусу выпитого сока, из какого плода он приготовлен и много других развлечений.
    • Смотри в оба! Это интереснейшее мероприятие, во время которого ребята смогут заново «открыть» различные законы природы. Например, посетители смогут узнать, как устроен глаз человека и понять, почему мы видим мир именно таким. Кроме того, посетителям покажут, как устроены глаза других существ, а также, предложат посмотреть, как выгляди мир, если смотреть на него глазам собаки или, например, бабочки. Гости смогут узнать, как создаются оптические иллюзии и можно ли что-то разглядеть в полной темноте.
    • Прозрачная наука. Это уникальная программа для любознательных гостей, которые любят задавать вопросы и получать на них ответы. Главным действующим лицом этой программы будет не гид, как в других музеях, а сам посетитель. Гостям предстоит узнать множество интересных фактов, используя микроскопы и другое лабораторное оборудование.
    • Путешествие в микромир. Тем, кого интересует, как устроен окружающий мир, будет очень полезна эта программа. Во время экскурсии можно будет увидеть, как выглядят под микроскопом различные вещества и самим научиться готовить препараты для исследования.
    • Сказочная химия. Все дети любят сказки, потому что там возможны волшебные превращения. А в этой программе музея ребятам покажут настоящие чудеса, которые создаются не при помощи волшебных палочек, а с использованием различных химических препаратов.

    И это далеко не полный перечень образовательных семейных программ, в музее будут предложены и другие занимательные экскурсии, в том числе и проводимые под открытым небом.

    Экспонаты выставок

    Биологический музей им. Тимирязева насчитывает в своем фонде до 90 тыс. различных экспонатов. Среди них множество естественно-научных предметов, диорамы и редкие книги по естествознанию.

    Отличие экспонатов данного музея от множества других состоит в том, что это не просто место для демонстрации предметов, а музей, демонстрирующий важнейшие идеи биологии с помощью, представленных в нем экспонатов. Органические предметы, чучела и схемы призваны наглядно продемонстрировать течение эволюции, и показать разнообразие видов в живой природе.

    В музее есть залы, полностью посвященные растениям, в анатомическом театре посетители могут познакомиться с организмом человека, а также представлены чучела животных и макеты клеток и органов. Особую гордость у музея вызывают диорамы целых биологических сообществ, например, «Птичий базар».

    Архитектор и архитектура

    История строительства комплекса знаний на Малой Грузинской улице связана с именем крупнейшего коллекционера древнерусских предметов быта и искусства Петра Ивановича Щукина. В 1891 году он покупает участок площадью в 1 гектар для возведения здания под его коллекцию.

    Архитектором было предложено стать Б. В. Фрейденбергу. Коллекционер совместно с архитектором изучил примеры «краснокирпичной» провинциальной архитектуры на севере России, для создания своего проекта, подчеркивающего самобытность предметов коллекции.

    Строительство шло в несколько этапов. Центральный корпус был построен спустя два года после покупки земли. Постройка была в глубине участка из темно-красного кирпича под щипцовыми крышами «в шахматы» в новорусском стиле.

    В 1896 году в здании начался показ коллекции для посетителей, однако, из-за быстрого роста предметов в коллекции, Щукин принял решение о строительстве дополнительного здания.

    Второй этап строительства проходил с 1896 года по проекту архитектора А. Эрихсона и длился два года. Здание было построено в том же новорусском стиле, но было более просторным и соединялось с первым при помощи подземной галереи, кроме этого, в то же время была возведена ограда с центральным входом.

    В 1905 году было сооружено одноэтажное здание под музейные склады, оно выполнено по проекту Н. Кольбе в похожем стиле на основные здания. После передачи здания в 1932 году вдоль нового корпуса была возведена оранжерея. В 1995 году всему музейному комплексу был присвоен статус памятник архитектуры и градостроительства.

    Биологический музей имени Тимирязева

    Фото Биологического музея Тимирязева

    Читайте также:
    Стоит ли ехать в Аланию в октябре: погода, дожди, отзывы туристов с фото

    Время: вт-ср, пт-сб – 10:00-18:00, чт – 12:00-21:00, вс – 11:00-18:00, пн, вт (последний вторник каждый месяц) – выходные дни.

    Стоимость: 200 р. (возможность льгот можно уточнить при покупке).

    Биологический музей имени Тимирязева – Москва, Малая Грузинская улица, 15

    Улица 1905 года, Баррикадная

    В 1922 году академик Завадовский основал Государственный Биологический музей имени К.А. Тимирязева. Тогда это был единственный музей такого рода в нашей стране.

    Музейная композиция включает порядка 70 тысяч экспонатов. Они находятся в комплексе зданий, некогда принадлежащих Музею русских древностей. Три постройки, сложенные из красного кирпича, напоминают терем и очень красивы, их площадь 900 м 2. Но, увы, экспозиции немного тесновато. Поэтому в выставочных залах для посетителей доступно всего лишь 7% от количества всех запасов. Но есть в этом и позитив – музейные работники время от времени делают ротацию экспонатов: одни прячут, другие перемещают в выставочные залы. Таким образом, в музее Тимирязева всегда можно увидеть что-то новое даже тем, кто здесь не раз бывал.

    Жизнь животных и растений, биосфера и человек, эволюция жизни на Земле, генетика и происхождение человека – вот далеко не полный перечень тем, которые представлены в экспозициях биологического музея. Школьные экскурсии, семьи и отдельные посетители откроют для себя знакомый, но еще не познанный свет, в котором сокрыты такие аспекты бытия, которые неподвластны человеку, где не говорят на человеческом языке, но хорошо понимают себе подобных.

    Это мир птиц, зверей и насекомых, трав и деревьев, камней и песка, мир внутри человеческого тела, и даже загадочный мир динозавров, исчезнувших с лика Земли много лет назад. Все эти маленькие осколки миров ребенок здесь может увидеть, потрогать и осмыслить, складывая из разноцветных кусочков красочную картину мироздания.

    Дети окажутся вдруг в жаркой сухой пустыне, суровой тундре, заглянут в лес, побывают на берегу пруда. И все это не фантазии – такое действительно возможно, благодаря не только обширным знаниям, но и творческому вдохновению сотрудников музея им. Тимирязева. Большинство работающих здесь – молодые люди. Они не боятся новых форм в работе, но опираются на опыт своих предшественников.

    В стенах музея уже более 20 лет проходит игра «Семейный лабиринт». На это стоит посмотреть – среди десятка залов носятся детишки с «паспортами» в руках. Они встают на стульчики возле витрин, рассматривают образцы, берут в руки бивни настоящего мамонта, орудия труда пещерного человека, пробуют с закрытыми глазами сок, угадывают его название, рассматривают под микроскопами крылышки бабочки, песчинки и эритроциты. Так юные естествоиспытатели выполняют творческие задания, придуманные сотрудниками музея. Сценарий каждый раз меняется. Но обязательно в финале довольные путники занимательного лабиринта получают подарки и призы.

    Недавно в биологическом музее открылась исследовательская интерактивная лаборатория для детей. Там есть оптическое оборудование – самые современные модели. Юные исследователи с помощью микроскопа изучают невидимые глазу простейшие растения и микроорганизмы. Там же есть модель тела человека, состоящая из органов, которые вынимаются, их можно рассмотреть и попытаться потом заново собрать. На других занятиях изучаются повадки жителей подводного мира, можно услышать настоящие пение птиц.

    А вы слышали, как поет дятел? А знаете ли что рог единорога – это не сказки? Хотите ли с одного взгляда научиться отличать хищного динозавра от его миролюбивых собратьев? Сможете ли прямо в музее своими руками сделать такие же бусы, какие носил древний человек? Все это или еще что-нибудь, не менее захватывающее, узнают и делают дети на интерактивных занятиях в биологическом музее, в его выставочных залах. Взрослым тоже будет приятно увидеть что-то новое или встретиться с уже знакомыми, но не менее интересными чучелами зверей и динозавров. Остается только купить билет, и захватывающие ощущения обеспечены.

    Биологический музей Тимирязева в Москве

    Вт, ср, пт, сб с 10:00 до 18:00, чт с 12:00 до 21:00, вс с 11:00 до 18:00, пн – выходной.
    Санитарный день – последний вторник месяца.

    Метро ст. Краснопресненская, ст. Улица 1905 Года, ст. Баррикадная
    Автобус ост. «Государственный биологический музей», 116
    Автобус ост. «Малая Грузинская ул.», 79

    Государственный Биологический музей им. К. А. Тимирязева — древний естественнонаучный московский музей с богатой экспозицией, одно из самых популярных мест детских экскурсий. Расположился в здании-памятнике архитектуры на улице Малой Грузинской, 15, где ранее находился музея древностей России Петра Щукина.

    Читайте также:
    Карта реки Каньо Кристалес, где находится Река Каньо Кристалес на карте мира

    Подход, с которым создавался Биологический музей имени Тимирязева, в корне отличался от идеи остальных открывшихся музеев того времени: миссия заведения — всецело охватить знания о науке жизни, не просто накапливать и хранить ценные материалы, но и раскрывать их значение с учетом биологических принципов. Здесь предъявляются высокие требования к уровню научных знаний, изложенных в экскурсиях.

    Экспозиция Биологического музея Москвы

    Главные экспозиции музея посвящены растительному и животному миру, теории эволюции, происхождению и эволюции человека, его влиянию на биосферу, генетике. В общей сложности в фондах музея сейчас хранится свыше 75 тысяч единиц экспонатов.

    Бесплатная виртуальная экскурсия по залам доступна на официальном сайте Биологического музея им. Тимирязева.

    «Живым» музей-лекторий сделали исследования рабочей лаборатории, где сотрудники наглядно проводят эксперименты, а все желающие могут поучаствовать и вживую изучить жизнедеятельность организмов. Прежде всего задачей работы музея была биологическая практика. Этими принципами руководствовался создатель заведения Б. М. Завадовский. Вот почему посещение музея так увлекательно и значительно отличается от музеев «традиционного» типа.

    В музее регулярно проводятся тематические экскурсии и мастер-классы для детей и их родителей, организовываются новые временные выставки.

    Режим работы Биологического музея

    Биологического музея им. Тимирязева работает каждый день, кроме понедельника, по следующему расписанию:

    • вторник, среда, пятница, суббота: с 10.00 до 18.00
    • четверг: с 12.00 до 21.00
    • воскресенье: с 11.00 до 18.00.

    Кассы прекращают работать за час до закрытия музея.

    В предпраздничные дни время работы музея сокращается на один час.

    Стоимость билетов

    Стоимость входных билетов в Биологический музей им. Тимирязева зависит от категории:

    • Взрослый полный билет — 280 рублей
    • детский (от 7 до 17 лет) и льготный (для детей от 7 до 17 лет, пенсионеров, инвалидов 3 гр, многодетных семей) билеты — 140 рублей
    • дети до 7 лет, студенты, музейные работники, инвалиды 1 и 2 гр. — бесплатно.

    Полный список льготных категорий можно посмотреть на официальном сайте.

    Билеты можно приобретать непосредственно в кассе или онлайн. Обратите внимание, что электронный билет необходимо распечатать.

    Биологический музей предлагает также годовые абонементы для неограниченного посещения музея в течение года:

    • годовой абонемент на владельца + 1 гостя: 1600 рублей
    • годовой абонемент на владельца + 2 гостей: 2700 рублей.

    В музее проходят различные экскурсии — в залах музея, оранжерее, под открытым небом, с индивидуальным рабочим местом, с демонстрацией опытов и т. д. Полное описание и стоимость экскурсионного обслуживания смотрите на официальном сайте.

    Как доехать до Биологического музея Тимирязева

    Музейное здание удобно расположено недалеко от Московского зоопарка, в пешей доступности от Белорусского вокзала и Садового кольца.

    Из центра города и удаленных районов удобно добираться на метро до станции «Баррикадная» (фиолетовая ветка) или «Краснопресненская» (кольцевая станция метро). Пешком от метро вы дойдете до музея за 10–12 минут: нужно будет пройти по улице Красная Пресня, а затем повернуть направо на Малую Грузинскую улицу.

    До самого здания доезжает автобус № 116. Остальной наземный транспорт — автобусы, электробус № 79 — останавливается за перекрестком улиц Красная Пресня и Малая Грузинская. Расстояние от остановки — около 300 метров.

    На машине удобно подъезжать по Звенигородскому шоссе со стороны пригорода, а из центра — по Садовому кольцу с поворотом на улицу Красная Пресня.

    Для заказа автомобиля вы можете воспользоваться приложениями служб такси: например, Gett или Яндекс. Такси.

    Московский Биологический музей имени Тимирязева на панорамах Google Maps

    Биологический музей имени Тимирязева

    Биологический музей им. К.А. Тимирязева расположен в старинном особняке в центре Москвы. Он был основан в 1922 году Б. Завадовским, крупным специалистом по биологии. Ряд направлений биологии впервые в мире был раскрыт широкой публике именно в этом музее. Это физиология растений, животных и человека, генетика, экология, теория эволюции.

    Сегодня фонды музея насчитывают около 75 000 единиц хранения и включает в себя множество уникальных экспонатов. Особенно примечательными считаются обширные коллекции муляжей грибов, различных сортов плодов и ягод, гербарии, коллекции чучел птиц и скульптурные антропологические реконструкции. Кроме научных экспонатов, в Биологическом музее представлены произведения искусства, посвященные природе и ее исследователям (живопись, графика, скульптура). Коллекция постоянно пополняется благодаря экспедиционным поездкам сотрудников музея.

    Биологический музей в пять раз меньше по размерам, чем схожий по направленности Дарвиновский музей: площадь его выставочных залов — примерно 900 кв.м. Но за счет этого он, возможно, более комфортен для посещения с детьми. Здесь разработаны специальные интерактивные маршруты, которые будет интересно и полезно пройти прежде всего детям школьного возраста.

    Читайте также:
    Церковь Санта-Мария-дель-Мар в Барселоне - история, фото, описание, время работы, карта

    В целом, подход к экспонированию достаточно традиционный и большая часть экспозиции, очевидно, давно пребывает без обновлений. На сайте музея есть виртуальный тур, благодаря которому вы сможете подготовиться к посещению.

    Залы музея посвящены отдельным темам. Так, в первом зале представлены интересные витрины, отражающие отдельные экосистемы, сосуществующие с человеком, такие, как: “Горное ущелье”, “Лес и болото”, “Городской лесопарк”. Также в зале расположены витрины, сообщающие о заповедниках России и особо редких представителях флоры и фауны.

    Экспозиции следующих трех залов посвящены животному и растительному разнообразию нашей планеты. Особое внимание уделено особенностям строения каждой группы. Позвоночные животные сгруппированы в витринах зала по местам обитания (лес, вода, почва, открытые пространства), что демонстрирует приспособленность к конкретной среде обитания.

    Залы с пятого по девятый посвящены физиологии. Экспозиция позволяет сравнение пищеварительной, нервной и эндокринной систем человека и животных, знакомит посетителей с особенностями обмена веществ. Отдельный зал показывает строение кровеносной системы. Девятый зал отведен под научные приборы и интерактивную экспозицию. С их помощью можно узнать как устроена клетка и живой организм, узнать побольше о растениях, об устройстве тела человека.

    Далее следует зал, подробнее знакомящий посетителей с миром растений: семенами, видами соцветий, корневой системой. Украшением зала являются цветы – коллекция живых растений и фотографии самых необычных растений мира. В этом же зале можно познакомиться со съедобными растениями.

    Два последующих зала раскрывают эволюционную теорию, повествуют об основных положениях это теории, объясняет причины изменяемости видов и механизм естественного отбора.

    Особенным является зал, посвященный подводному миру: экспонаты заключены в стеклянные шары со специальным раствором, позволяющим сохранить их яркую окраску. Это рыбы коралловых рифов и пресных тропических водоёмов, а также популярные аквариумные виды. Экспозицию дополняют аквариум с живыми пресноводными рыбами и террариум с водными черепахами.

    Предпоследние залы повествуют об основах генетики, где можно узнать о закономерностях наследования признаков и взаимодействии генов. Последний зал является наиболее современным и посвящен развитию жизни на Земле. Здесь можно увидеть палеонтологические экспонаты, реликтовые виды растений и животных, разные формы эволюции групп организмов.

    Музей следует традициям, заложенных его основателем Б. М. Завадовским, и ориентирован на школьников и студентов. В нем проводятся тематические экскурсии и практические занятия по 60 темам, с учетом возраста посетителей. Музейные работники разработали специальные интерактивные программы, квесты и мастер-классы для детских групп и семейных посещений, существуют биологические кружки, работает детская исследовательская лаборатория, в выставочных залах организуются обучающие занятия для школьников. Ежегодно музеем проводится около 50 выставок, посвященных конкретным коллекциям, юбилеям ученых, ведется научная работа.

    «Терема» в центре Москвы: история Биологического музея Тимирязева

    Биологический музей им. К. А. Тимирязева находится на Малой Грузинской улице в усадьбе, принадлежавшей крупнейшему собирателю русских и восточных древностей, купцу Петру Ивановичу Щукину.

    Этот усадебный комплекс уникален своей архитектурой. Расположенные в центре Москвы «терема» построены в конце XIX- начале XX века в очень популярном тогда русском стиле (также его называют псевдорусский или новорусский стиль). Архитектурный комплекс состоит из трех зданий — «Старого музея», в нем сейчас размещается администрация музея, «Нового музея», в котором расположены экспозиционные залы, и одноэтажного флигеля, но в музейный комплекс он не входит. МОСГОРТУР вспоминает историю «теремов».

    Коллекционеры Щукины

    В начале 1880-х годов купец Иван Васильевич Щукин основал Торговый дом «Щукин и сыновья». Его фирма была одной из крупнейших в России, торговала в основном тканями и мануфактурными изделиями как внутри страны, так и за границей. Своих сыновей Иван Васильевич сделал младшими партнерами: Николай занимался поставками из России, Петр работал со странами Востока, Сергей отвечал за связи с Западом.

    Братья Щукины были коллекционерами. Например, Сергей увлекался импрессионизмом и поддерживал художников этого еще непризнанного направления искусства. Так, около десяти лет Сергей Щукин финансировал Пабло Пикассо. Купец даже создал в своем особняке галерею — Музей нового западного искусства. Кстати, сейчас вся коллекция Сергея Щукина, это около 250 полотен импрессионистов, находится в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

    Пристрастия Петра Ивановича Щукина с возрастом менялись, поэтому его коллекция была очень разноплановой. Сначала он собирал старинные немецкие и французские гравюры, литературу. Потом он увлекся предметами из стран Востока — персидские шали, турецкие ковры, шелковые ткани из Индии и Китая. Позже Петр начал коллекционировать предметы русской старины.

    Читайте также:
    Страны, входящие в зону евро в 2022 году: где в Евросоюзе пользуются этой валютой

    Причем собирал он самые обычные бытовые вещи, которые отражали жизнь разных сословий. Петр Щукин покупал только предметы с историей. Вместе с увлечением коллекционированием у Петра Щукина возникла идея строительства отдельного здания для своих собраний.

    Петр Иванович ЩукинАнтон Усанов, МОСГОРТУР

    С чего все началось

    После смерти отца Щукины поделили фирму — каждый получил большой капитал, что дало братьям возможность пополнять свои коллекции еще активнее. Мечта Петра Щукина о здании для коллекций стала реальностью. В 1891 году он купил у потомков князей Грузинских землю с большим садом на окраине Москвы, в районе «Грузины». Участок был примерно в два раза больше, чем нынешняя территория.

    Осенью того же года Петр Щукин заказал известному тогда архитектору Борису Фрейденбергу строительство здания в русском стиле. Суть этого стиля заключается в подражании элементам русской архитектуры деревянных домов XVI-XVII столетий — всевозможные резные наличники, башенки, навесные гирьки и так далее.

    Фасад музеяФото предоставлено Биологическим музеем им. К. А. Тимирязева

    Здание для купца было построено не деревянное, а каменное — помня о московских пожарах, Петр Иванович опасался за сохранность коллекции. При строительстве были соблюдены все меры противопожарной безопасности — между залами установлены массивные металлические двери, на окнах — плотно закрывающиеся металлические ставни. Все это сохранилось в усадьбе по сей день.

    Главное хранилище старого музеяФото предоставлено Биологическим музеем им. К. А. Тимирязева

    Для того, чтобы почерпнуть больше особенностей старой русской архитектуры, летом 1892 года Петр Щукин вместе с архитектором Борисом Фрейденбергом специально ездили в Ярославль и Ростов-Ярославский, где сохранились постройки XVII века. Много элементов было скопировано с ярославских церквей, в частности, изразцы и висячие «гирьки» с храма Иоанна Предтечи.

    Строительство было закончено осенью 1893 года. Так появился музей «Российских древностей П. И. Щукина».

    Верхний вестибюль старого музеяФото предоставлено Биологическим музеем им. К. А. Тимирязева

    Увеличение коллекции — расширение площадей

    Через некоторое время Петр Иванович Щукин решил построить еще одно здание и пригласил известного архитектора Адольфа Эрнестовича Эрихсона. В 1897 году он приступил к возведению второго здания усадебного комплекса, которое сейчас выходит фасадом на Малую Грузинскую улицу. К осени 1898 года строительство было завершено. Эрихсон создал уникальное здание, сочетающее в себе элементы русской и западноевропейской архитектуры.

    Новый музей. Вид со стороны Малой Грузинской улицыФото предоставлено Биологическим музеем им. К. А. Тимирязева

    Для завершения усадьбы Щукин в 1904 году пригласил еще одного архитектора Федора Никитича Кольбе — купец хотел построить музейный склад для архивных документов. Здание возвели в начале 1905 года.

    Музейный складФото предоставлено Биологическим музеем им. К. А. Тимирязева

    Тогда же под руководством Адольфа Эрнестовича построили и въездные ворота с решеткой.

    Щедрый подарок

    После завершения строительства усадьбы Петр Щукин решил подарить свою коллекцию вместе со зданиями и участком земли государству, в частности, Императорскому Российскому Историческому музею им. Императора Александра III. Но при этом оговорил несколько условий: купец останется пожизненным хранителем коллекции, на свои средства продолжит ее пополнять, никогда его собрания не будут расформированы и усадьба должна называться «Отделение Императорского Российского Исторического музея им. Императора Александра III- Музей П. И. Щукина».

    Щедрый подарок был принят со всеми условиями. Собрания купца в полтора раза превышали численность экспонатов Императорского исторического музея. Петр Щукин был награжден орденом Станислава и получил звание действительного статского советника, которое приравнивалось к должности генерала по линии Министерства просвещения и давало право на потомственное дворянство.

    Гостиная в Новом музееФото предоставлено Биологическим музеем им. К. А. Тимирязева

    Художники в музее

    Многие художники — современники Щукина — приходили в музей и рисовали предметы из его коллекций для воссоздания исторической точности своих работ. Например, у Василия Сурикова на картине «Степан Разин» изображен персидский ковер — это точная копия малоазийского ковра XVIII века из коллекции Петра Ивановича.

    Валентин Серов для росписи занавеса Дягилевского театра в Париже взял за основу персидские миниатюры. На картине Василия Верещагина «Двери Тамерлана» изображены два сторожа в бухарских халатах, которые полностью повторяют халаты, привезенные Щукиным с Востока.

    Читайте также:
    Камбоджа. Полезные заметки для самостоятельных путешественников

    Василий Суриков «Степан Разин». Обратите внимание на ковер, на котором сидит атаман Василий Верещагин «Двери Тамерлана (Тимура)». Халаты стражей художник «подсмотрел» в музее Щукина

    Судьба усадьбы после смерти Петра Щукина

    После смерти Петра Щукина в ноябре 1912 года, вопреки оговоренным условиям, его коллекции практически сразу начали перевозить в подвалы Исторического музея, но из-за череды политических событий — Первая мировая война, революция, Гражданская война — закончить удалось только к началу 1925 года.

    В усадьбе разместили один из филиалов Исторического музея — «Музей старой Москвы». Потом решением Совнаркома эти здания были переданы музею «Центральной промышленной области». Но уже в конце 1920-х годов его закрыли, и усадьбу самозахватом занимали разные организации, мастерские и так далее.

    В начале 1930-х годов часть помещений отдали под студенческие общежития, хотя жили там не только студенты. Большой выставочный зал разделили на 12 маленьких комнат — сейчас в этом помещении располагается администрация музея. От внутренних интерьеров уцелело очень немного.

    Начало истории Биологического музея в усадьбе

    Долгое время усадьбой никто не занимался и постепенно она стала разрушаться. Но в 1934 году, по ходатайству Максима Горького, Моссовет решил передать эти здания Биологическому музею.

    Музей переехал в усадьбу летом 1935 года, начал проводить ремонтные работы и постепенно разворачивать экспозиции. К весне 1941 года все было готово к полноценной работе, но началась Великая Отечественная война, и деятельность музея была приостановлена. Коллекции были эвакуированы в объединенные хранилища, а в зданиях усадьбы разместились курсы Красного Креста. Некоторые сотрудники музея остались преподавать — рассказывали о физиологии человека, используя в качестве наглядного материала музейные экспонаты. За 1941−1943 гг. в музее обучились более 10 тысяч медсестер и санитаров.

    В конце 1943 года эти здания передали Геологическому фонду для размещения геологических материалов. Здание вернули Биологическому музею в декабре 1946 года.

    Туннель

    В Биологическом музее им. К. А. Тимирязева, помимо тематических и научных мероприятий, на регулярной основе проводятся экскурсии по усадебному комплексу. И безусловной «фишкой» является самый настоящий подземный туннель, в котором раньше размещались картины. Соединить два здания крытой галереей Щукину предложил художник Верещагин во время строительства «Нового музея».

    Еще при Петре Ивановиче Щукине на большом приусадебном участке, помимо зданий и построек, находилась оранжерея. В 1930−40 годах часть планировочной структуры была утрачена. Но оранжерея существует и сейчас, она также открыта для посетителей.

    С 1995 года музейный комплекс имеет статус памятника градостроительства и архитектуры федерального значения.

    Биологический музей им. К. А. Тимирязева Антон Усанов, МОСГОРТУР

    Автор текст Екатерина Баранова

    Государственный Биологический музей имени К.А. Тимирязева

    Как музей Тимирязева известно в Москве одно из крупнейших собраний, посвященных тематике образования и развития жизни на Земле. Экспонаты коллекции Государственного Биологического музея интересны не только знатокам и любителям этой науки, но и всем любознательным людям. В 1934 году решения властей о размещении в бывшей усадьбе коллекционера П.И. Щукина музея Тимирязева добился Максим Горький.

    Крупный промышленник и купец Петр Щукин приобрел земельный участок в московском районе Грузины для строительства именно музейных зданий, но совсем другой тематики. Он собирал коллекцию русских редкостей, то есть экспонатов археологических и исторических. Первоначально было выстроено здание в глубине участка. Архитектор Фрейденберг, автор Сандуновских бань, закончил постройку в 1893 году.

    Вскоре стало ясно, что разрастание коллекции потребует дополнительных площадей, и коллекционер заказал новое здание, уже выходящее фасадом на Малую Грузинскую улицу. Архитектор Эрихсон завершил новое строительство в 1898 году. Первое здание стали именовать Старым музеем, а второе – Новым.

    После большевистской национализации щукинская коллекция влилась в фонды Исторического музея, а усадьба вмещала последовательно несколько разноплановых музеев и студенческое общежитие. С передачей музею Тимирязева более просторное здание на Малой Грузинской заняли выставочные залы, а теремок во дворе – музейная администрация.

    Оба здания построены в одинаковом стиле, с широким использованием древнерусских архитектурных элементов. В ограждении, общем для всей территории усадьбы, со стороны улицы встроены каменные ворота с арочным въездом и крышей затейливой конфигурации.

    Здание более поздней постройки имеет крыльцо с крышей в виде четырехгранной пирамиды, стоящей на фигурных колоннах и узорном портике. Фасад верхнего этажа украшают белые резные наличники оконных проемов на кирпичной стене, нижний этаж до уровня цокольного декорирован пирамидальными камнями и окрашен в белый цвет.

    Читайте также:
    Когда ехать отдыхать в Дубай? Климат и погода, цены

    Расположенное внутри двора здание более ранней постройки имеет характерное для древнерусских построек высокое крыльцо и крытую лестницу, ведущую сразу на верхний этаж. Крыльцо украшено башенкой, вторая установлена над горизонтальной верхней площадкой лестницы. Здесь на первом ярусе размещен медальон с барельефом единорога, сохранившийся со времени постройки.

    Кроме традиционных способов демонстрации музейных экспонатов, в музее Тимирязева используются и живописные полотна, и размещение образцов в имитации окружающих природных условий.

    Для достижения максимального эффекта от демонстрации использована техника диорам, сочетающих чучела животных и окружающие их растения в засушенном виде с живописью заднего плана. К созданию диорам был привлечен автор Бородинской панорамы художник Дешалыт, большой мастер подобных изображений.

    Чучела тетеревов зафиксировали позы самцов этих птиц, называемых косачами, в момент токования, то есть схваток за самок в брачный период. Четко видна черная окраска перьев, белая оторочка крыльев, красные брови. Лировидные хвосты косачей являются их отличительным признаком, позволяющим избежать ошибочной идентификации.

    Предлагаемый вниманию будущих посетителей слайдер позволяет получить представление о построении музейных экспозиций. Объемные витрины позволяют размещать экспонаты на нижней плоскости, а на задней стенке укреплены планшеты с более мелкими по размерам образцами, кронштейны с чучелами и муляжами животных средних размеров.

    Можно понять, что в одном из залов, кроме экспонатов, расставлены зрительские стулья для получения информации от сотрудников музея. Представлены на слайдах и отдельные фрагменты экспозиций, посвященные различным составляющим растительного мира, типа семян и шишек.

    Одним из образцов, привлекающих внимание посетителей, является отрезок лиственничного бревна. Кроме торцевого среза с годовыми кольцами, у экспоната сколота боковая поверхность и выколот клин до центра ствола. Таким образом предоставляется возможность рассмотреть структуру древесины лиственницы во всех плоскостях.

    Лиственница – единственное из наших хвойных растений, сбрасывающих хвою на зимний период. Хвоинки на длинных ветвях растут по спирали, а на коротких пучками. Древесина этих деревьев обладает повышенной долговечностью вообще и во влажной среде в том числе.

    В царской России существовал одно время запрет на использование такой древесины для частных нужд. Возможно, именно эта мера спасла дерево от уничтожения во времена массового строительства деревянных кораблей.

    Многим покажется странным, но лиственница занимает почти половину от площади всех лесных массивов в нашей стране (точнее, 47%). При этом считающаяся символом России береза с 13% березняков только третья, а на втором месте с 17% находятся сосняки.

    Обширному и разнообразному грибному царству посвящен следующий слайдер нашего обзора. На снимках как привычные для всех шляпочные грибы, так и экзотические для большинства посетителей виды. Внешний вид некоторых из них весьма необычен и любопытен, однако экспозиция самых обычных грибов может принести больше практической пользы.

    Ведь сбор дикорастущих грибов в России издавна и развлечение, и источник продуктов питания. Грибы у нас употребляют вареными, жареными, маринованными, сушеными и солеными.

    Однако уровень знаний видов грибов, способность отличить съедобные от ядовитых находится на низком уровне, поэтому визит в музей Тимирязева не будет лишним и в этом плане.

    Моллюски – одна из групп беспозвоночных животных, появившаяся одной из первых, еще в кембрийском периоде палеозойской эры, более 505 миллионов лет назад. Биологический тип моллюски делится на классы: слизни и улитки, мидии и моллюски, кальмары и осьминоги.

    Моллюски имеют голову, бесформенное мягкое тело и орган передвижения. Органы дыхания, пищеварения и кровеносная система принципиально не отличаются от других животных, вплоть до человека.

    Большинство из них имеют внешнюю оболочку – раковину, вырастающую из наружного слоя тела, мантии. Составляющие раковину вещества практически не разлагаются, поэтому многие дошли до нас с давних времен. Обширная коллекция раковин собрана в музее Тимирязева.

    Разнообразие мира животных в некоторой степени иллюстрирует очередной слайдер нашего обзора биологического музея. Охота зверей, их питание в условиях неволи, обращение с потомством представлены на инсталляциях, изготовленных таксидермистами и оформителями рассматриваемого учреждения.

    Таксидермия, или искусство выделки чучел животных, в представленных изображениях играет главенствующую роль. Позы животных в различных жизненных ситуациях естественны, достаточно выразительны даже выражения на их мордах и мордочках.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: