Фотографии Богоявленского-Анастасиина монастыря

Богоявленский-Анастасиин женский монастырь

Ранее это было три монастыря: Богоявленский мужской, Крестовоздвиженский и Анастасиинский женский. Основателем первого считается старец Никита, ученик Преподобного Сергия. После пожара в 1847 г. мужской монастырь был упразднен и передан в ведение женского Крестовоздвиженского. Анастасиин монастырь был основан в XV веке первой женой Ивана Грозного Анастасией Романовной. В 1764 г. был упразднен, а монахини переведены в Крестовоздвиженский монастырь. Через десять лет Анастасиин монастырь был восстановлен на прежнем своем месте под названием Крестовоздвиженского Анастасиина. Ныне монастырь является действующим. Годом основания Богоявленского монастыря считают 1426 г., когда был освящён первый храм – в честь Богоявления Господня. В нём под спудом покоятся мощи прп. Никиты.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику

История [ править ]

Храмы монастыря Костромы стали одними из первых каменных храмов Костромы: новый Богоявленский собор был освящён в 1565 г. В 1569 г. Иоанн Грозный перебил братию монастыря во главе с игуменом за то, что они радушно встретили проезжего князя Старицкого Владимира Андреевича, не ведая, что тому суждено попасть в царскую немилость.

В 1608 г. за стенами монастыря мужественно отбивались монахи вместе с горожанами и монастырскими крестьянами. Осада длилась больше полумесяца. Поляки убили 38 крестьян. 11 монахов заперлись в монастыре, желая скорее умереть, чем сдаться врагу. Память преподобных Трифиллия, Макария, Савватия, Финогена, Варлаама, Дионисия, Иова, Кирилла, Максима, Иоасафа, Гурия, убитых поляками, празднуется 15 (29) сентября, в один день с памятью прп. Никиты.

В 1612 г. в Богоявленском монастыре молились князь Димитрий Пожарский и воины русского ополчения, шедшие из Нижнего Новгорода освобождать Москву.

С XVII в. обители помогал боярский род Салтыковых, которые устроили в монастыре фамильный некрополь. Во многом благодаря им в 1610 г. освятили новую каменную церковь Иоанна Богослова, около 1618 г. – Трёхсвятительскую церковь, к Богоявленскому собору пристроили Никольский храм, в 1620-е гг. возвели звонницу. В 1642-1648 гг. деревянная стена была заменена каменной.

В результате петровских и екатерининских реформ монастырь пришёл в упадок. В 1814 г., когда в стенах обители была открыта духовная семинария, в монастыре осталось лишь около десятка монахов. Тогда как в семинарии училось 500-600 человек. Одним из ректоров семинарии был прп. Макарий (Глухарёв), будущий просветитель Алтая. Благодаря ему в 1824-1825 гг. юго-западная башня монастыря с написанной на ней в 1672 г. надвратной чудотворной Смоленской иконой Божией Матери была перестроена в Смоленскую церковь.

Во время пожара 1847 г. народ со слезами молился в монастыре перед Смоленской иконой Божией Матери о спасении города. Но город сгорел. Смоленский храм остался едва ли не единственной постройкой монастыря, которая почти не пострадала.

Монастырь Костромы закрыли. Были разрушены временем и разобраны людьми несколько башен и храмов (из башен сохранилась лишь одна, перестроенная в колокольню), намеревались разобрать и Богоявленский собор. Слава Богу, в 1863 г. было принято решение присоединить остатки обители к соседнему Анастасииному Крестовоздвиженскому женскому монастырю, основанному около 1400 г., возможно, дочерью Димитрия Донского Анастасией. (Имя Анастасия в названии монастыря принадлежит преподобномученице Анастасии Римляныне.)

Так образовался новый, Богоявленско-Анастасиин монастырь. Его игумении Марии (Давыдовой) и сёстрам обители предстоял тяжёлый труд по восстановлению. Средства собирали не только в Костромской губернии, но и далеко за её пределами. К 1869 г. к Богоявленскому собору был пристроен «новый собор» из красного кирпича. Старый собор теперь находится в алтарной части, а весь собор носит имя Богоявленско-Анастасииного. Отремонтировали и Никольскую церковь.

Игумения Мария открыла в монастыре благотворительные заведения: училище для бедных девиц, первую в России лечебницу для селян и фельдшерские курсы. Во время русско-турецкой войны действовал лазарет для раненых воинов. Возобновили лазарет в Первую мировую (1914).

Посещая Кострому, Романовы не обходили своим вниманием и Богоявленско-Анастасиин монастырь. В 1619 г. здесь побывал Михаил Романов. Были Александр III и Николай II. Дважды посетил обитель святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1902 г., отслужив литургию в соборе, он сказал: «Много я ездил по святой Руси, но такого прекрасного, такого благолепного храма не видел».

В 1919 г. большевики закрыли обитель и устроили в ней рабочий посёлок «Безбожник». Закрыть тогда же Богоявленский собор они не смогли из-за протестов народа. С 1918 по 1922 г. здесь служил протодиаконом священномученик Василий Разумов, расстрелянный в 1937 г.

Собор был закрыт в 1925 г. и отдан под архив. К 1928 г. разобрали на кирпич большинство стен и башен монастыря. Газета писала о благодарности людей за разрушение монастыря: «Пожилая женщина развешивает бельё по протянутой верёвке:

– Ишь, без стены-то и сохнет скорее. Просторно стало и светло».

В 1936 г. разрушили Никольскую церковь, кладбище, засыпали пруд. В 1982 г. государственный архив, расположенный здесь, сгорел вместе с собором.

Современное состояние [ править ]

В Богоявленско-Анастасиином соборе власть предполагала устроить органный зал. Но после упорной борьбы в 1990 г. она передала Церкви развалины собора, годом спустя – Смоленскую церковь и трапезный корпус. 18 августа 1991 г. в Богоявленско-Анастасиин собор, ещё не восстановленный, но уже ставший кафедральным, перенесли из церкви Воскресения на Дебре главную святыню Костромы чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери.

Читайте также:
Исторические сооружения Сан-Франциско

Первой настоятельницей монастыря стала игумения Иннокентия. Когда в 1972 г. она с матерью была в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, старец Иоанн (Крестьянкин) неожиданно сказал ей на прощанье: «Приедете домой – сделайте игуменский посох». Восемнадцатилетняя девушка послушалась старца. Для кого этот посох, она узнала лишь в 1991 г.

Только мусора пришлось вывезти более 200 грузовиков. Но даже когда ещё на восстановление монастыря не хватало денег, игумения Иннокентия открыла богадельню для старушек имени св. Марии Магдалины (в 1992) и приют для бездомных девочек имени святого праведного Иоанна Кронштадтского (в 1993). Материальные и духовные плоды такой веры налицо. Пусть иконостас покрыт не золотом, а белой краской, но Богоявленско-Анастасиин и Смоленский храмы восстановлены и действуют. Чудотворную настенную икону-фреску Смоленско-Костромскую икону Божией Матери (1672), уцелевшую в двух пожарах, удалось очистить и от наслоений советского времени. Больше сорока старушек и инвалидов спасены от голодной смерти, и десятки сирот согреты любовью монахинь. Семь сестёр из Богоявленско-Анастасииного монастыря стали настоятельницами других возрождаемых женских обителей.

С лета 2000 г. мироточит икона Сергия Радонежского и 7 других икон. В алтаре Богоявленско-Анастасииного собора находится небольшой складень-мощевик (точная копия подлинника, хранящегося ныне в Церковном музее в Ипатьевском монастыре), в котором кроме мощей святых, имеются частицы Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы. Ещё одной святыней, находящейся в соборе, является величественный крест с частицами мощей 278 святых из Богородицкого Игрицко-Песоченского монастыря. В раке, установленной рядом с киотом чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, почивают ныне святые мощи старца Тимона Надеевского – ученика и духовного другавеликого святого Русской земли прп Серафима Соровского. Мощи старца Тимона были обретены на месте его блаженного упокоения в бывшей Николо-Надеевской пустыни Костромской епархии.

В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария. При обители действуют богадельня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Вместе со старушками и девочками в монастыре насчитывается более 100 насельниц. Возрождается прежняя традиция совершать крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой через весь город, на который 16/29 авг. собираются более 10 тыс. людей из разных областей и весей.

Храмы [ править ]

Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор

Собор Богоявления Господня

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Святыни [ править ]

– чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;

– святые мощи преподобного Никиты Костромского (почивают под спудом в подклете Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора);

– святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского;

– крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря);

– складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря).

Престольные праздники [ править ]

11 ноября – преподобномученицы Анастасии Римляныни

Почитаемые праздники

12 января – преподобномучеников Богоявленских (местн.);

19 января Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;

3 февраля – преподобного Тимона, старца Надеевского (местн.);

5 февраля – Собор Костромских святых;

27 марта и 29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери;

18 июля и 8 октября – преподобного Сергия, игумена Радонежского;

10 августа – Смоленской-Костромской иконы-фрески Божией Матери;

28 сентября – преподобного Никиты Костромского (местн.)

Фото [ править ]

Фото начала 20-го века

Вид сверху на территорию обители

Богоявленский-Анастасиин женский монастырь2

Трапезная палата в монастыре (XVII век)

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

От Ярославского вокзала Москвы доехать поездом или автобусом от автостанции у метро “Щелковская” до Костромы. Проезд по г. Костроме: троллейбус № 2 и 7, автобус № 1 до остановки «Улица Пятницкая», автобус № 2 до остановки «Фабрика-кухня».

156000, г. Кострома, ул. Богоявленская, 26.

Паломнику [ править ]

Богослужения

В храме совершаются ежедневно. Утреннее в 7:30 ч, в воскресные и праздничные дни – в 9 ч, вечернее – в 18 ч.

Территория монастыря Костромы закрыта для посторонних: открыт только собор. Гостиницы для паломников при монастыре нет. Есть два номера мобильных телефонов людей, у которых можно остановиться на квартире, но это далеко, за городом, мы звонить не стали поэтому.

Требы в монастыре очень дорогие, за четыре записки: одна о здравии и одна об упокоении + две записки на молебен (у Феодоровской иконы Божией Матери) с меня взяли 1 000 руб. Сестра за свечным ящиком спросила, что меня огорчило? Я ответила, что огорчила меня цена, поскольку я не смогу проделать маршрут, который собиралась. И ещё сказала, что у нас в Москве молебен стоит 40-50 руб.. ,а не 300 и записка 30-50 руб., и священник иногда читает записки по сорок минут – столько их, но прочитывает каждое имя. Свечи тоже дорогие – берите любую свечу в своём храме и умножайте минимум на три. В общем, запасайтесь наличностью. А лучше подайте требы в Ипатьевском монастыре, там и свечи, и записки по совести, сколько опустишь в ящик, только большие свечи нужно покупать, но цены очень умеренные.

Местные Богоявленский Настасиин монастырь не любят, поэтому на службах, кроме монахинь, наберётся едва человек 10. Мы были на Литургии, потом началась Лития, потом Молебен. Литургия протекала обычно, Лития “побыстрее бы”, а молебен “без комментариев”. Я на таком молебне оказалась впервые в жизни, и даст Бог, последний. То что водосвятного не было, ладно, но на нём даже не читался (не то чтобы пелся) акафист, т.е. преп. моли Бога о нас, все святии молите Бога о нас. Длился он от силы минут семь! По выходу из монастыря, разговорились с местными. Женщины рассказали то: дорого очень, а служат как придётся, да ещё монахини выгоняют со службы женщин с детьми, если ребёнок начинает капризничать. Я уточнила, делают замечание? Нет, просто выводят прилюдно из храма. Поэтому местные туда ходят только приложиться к Феодоровской иконе. Они считают, что в этом монастыре нет православия, я поддерживаю – от православия там только храм. Храм шикарный, просторный.

Читайте также:
Аэропорт Норильск: официальный сайт, расписание рейсов

Ж/д вокзал и автовокзал в Костроме находятся недалеко друг от друга – 1 автобусная остановка (через мост развязки, идти не очень приятно, поэтому лучше подъехать, если чего). Городской транспорт ходит хорошо, стоимость проезда 17 руб. Люди дружелюбные, к просьбам и вопросам относятся с большим участием, поэтому если вы чего-то не знаете, вам не только подскажут, но и покажут. Есть 14-й автобус, который идёт через оба вокзала и довезёт до обоих монастырей.

Мы ехали из Москвы поездом, приехали рано, но городские автобусы уже ходили. Доехали до центра (до Каланчи), вроде на №2, туда много чего идёт, а там пешочком до монастыря (5-7 мин.). Вообще Кострома город маленький. Мы пешком обошли его центральную часть и зашли через мост в Ипатьевский монастырь за один день. (При Ипатьевском монастыре тоже нет гостиницы для паломников) Хотели покататься на речном трамвайчике, я вычитала расписание в интернете. Как выяснилось, речные трамвайчики ходят только по сб. и вс. Гостиницы дорогие, примерно 3 000 руб. сутки, есть хоспис на Советской улице (пересечение с Чайковского, во дворах, через рынок), номера нормальные 400 руб. сутки, но мы не стали останавливаться там, поскольку нет камер хранения, чтобы оставить вещи. Можно найти гостиницы дешевле 1300-1800 руб. за ночь, но мы решили не ночевать в Костроме вовсе. . Потом местные жители подсказали, что гостиница для паломников есть, рядом со Знаменским женским монастырём, на Нижней Дебре возле церки Воскресения.

В центре много сувенирных лавочек с товарами местного производства (льняные изделия, травные чаи, чёрная соль – на любителя :) и пр.). Нам понравилась особо одна, если идти от набережной к памятнику Сусанину, то по левую руку в салатовом домике не доходя памятника первый вход с угла дома, в названии вроде присутствует слово “Снегурочка”, может “Сувениры от Снегурочки”. По пути то и дело встречаются музейчики, колоритные магазинчики, галереечки – миленькие, маленькие. Очень много столовых, кафе, где можно совсем недорого покушать (например, порция рыбы с гарниром – 100 руб.)

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь в Костроме

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь — это действующая обитель и центр духовной жизни Костромы. На территории монастыря расположен Богоявленский Кафедральный собор. Каждый день сюда приходят сотни верующих и паломников со всей России, чтобы поклониться главной его святыне — чудотворной Фёдоровской иконе Божьей матери.

Во время Второй Мировой войны самолет с Федоровской иконой Божьей матери облетел Москву, в 2001 году для защиты города, с разрешения патриарха Алексия II, тот же ритуал был совершен над Костромой. Фёдоровская святыня издавна является покровительницей детей и семьи.

Обитель расположена недалеко от главных достопримечательностей Костромы, в историческом центре города, и осмотреть ее непременно стоит. Правила посещения самой обители очень строги и часто вход на ее территорию закрыт. Вместе с тем, внутреннее и внешнее убранство Богоявленского собора предстанет перед Вами во всем своем великолепии.

На монастырской территории, кроме кафедрального собора, находятся собор Богоявления Господня, церковь Смоленской иконы Божией Матери и колокольня.

История

История обители очень интересна, а временами и трагична — она связана с тремя древними монастырями.

Согласно преданию, в конце XIV — начале XV века княгиня Анастасия Димитриевна, дочь князя Дмитрия Донского основала женскую обитель, получившую имя Анастасиин монастырь. Обитель находилась недалеко от первого костромского Кремля, на берегу реки Сулы, притока Волги (в настоящее время реку Сулу Вы не увидите: она течет в трубе под Пятницкой улицей).

Первоначально монастырь был особножительным, или идиоритмическим, (по уставу такой обители, каждый монах сам ведет свое хозяйство и сам питается). Число монахинь и послушниц в монастыре было немногочисленным и в 1764 году его упразднили, а монахинь перевели в расположенный в Кремле Крестовоздвиженский монастырь.

Однако, через десять лет Крестовоздвиженская обитель была уничтожена пожаром и Анастасиин монастырь был восстановлен на прежнем своем месте под названием Крестовоздвиженского Анастасиина.

Богоявленский мужской монастырь был основан старцем Никитой, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского в 1420-х годах. В 1559–1565 годах в обители был возведен Богоявленский собор, ставший кафедральным храмом Костромы. В 1847 году обитель была упразднена.

К тому времени в Ангастасиином монастыре было введено общежитие, и число монахинь значительно возросло. В 1863 году Анастасиин и Богоявленский монастыри объединяются под именем Богоявленско- Анастасииного женского монастыря.

В истории обители много трагических событий — Смутное время и пожар середины XIX века, полная разруха и опустение XX века. Но монастырь вновь отстраивается и возрождается.

Читайте также:
Воинская обязанность после получения гражданства РФ

В 1991 году впервые после 1925 года в соборе была проведена церковная служба, а через несколько месяцев в храм внесли выдающуюся костромскую святыню — Фёдоровскую икону Божией Матери. Вскоре возобновились службы в Смоленской церкви, а в 2006 году восстановлен храм в подклете собора (освященный во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Никиты Костромского).

Летом 2010 года началось восстановление колокольни Кафедрального собора. Интересно, что с началом работ на хмуром небе неожиданно появилась радуга, красовавшаяся в течение 10 минут, что свидетельствовало о том, что в обители начато благое дело.

Многие годы работы проходили на всей территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря. За время забвения монастырские постройки ушли в землю и их стены стали разрушаться. Строители сняли грунт и углубили коммуникации. Заново выполнена планировка территории, устроены дорожки и отмостки, построена пешеходно-транспортная сеть.

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь вновь стал одним из духовных центров не только Костромы, но и всей России! Это самая древняя женская обитель в Костромском крае.

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

Богоявленский мужской монастырь, крупнейший в Костроме, был основан в день Богоявления Господня в 1426 г. на реке Суле, неподалёку от центральной части города – Костромского кремля. Его “строителем” и первым игуменом летопись называет Преподобного Никиту – “сродника и ученика” Преподобного Сергия Радонежского.

Долгое время монастырь оставался деревянным, Его первым каменным зданием стал пятиглавый Богоявленскийсобор,построенныйв1559-1565 годах, при царе Иоанне IV, Грозном, по благословению святителя Макария – митрополита Московского. Собор возведён был артелью каменщиков, прибывших в Кострому, как предполагают, из Ростова Великого. За образец строители взяли Успенский собор Московского Кремля.

На протяжении своей многовековой истории знал монастырь сей и годы расцвета и годы полного запустения. Грамоты, данные в разное время его настоятелям, показывают, что пользовался он покровительством и поддержкой и Великих князей и Государей наших. Любила посещать его первая супруга царя Иоанна Грозного – Анастасия. Здесь уместно вспомнить: о том, что она будет царицей, предрёк ей Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский. И сам её царственный супруг не оставлял Богоявленский монастырь своей милостью. Впрочем, помнит наша древняя обитель и страшные дни гнева его, когда за почести, оказанные царскому племяннику, направлявшемуся через Кострому из Первопрестольной в Нижний Новгород, жестоко пострадали многие и сам игумен её. Скорый на гнев и расправу, Государь постарался затем искупить свой грех пред обителью, одарив её многими дарами и милостями, ноте страшные дни остались в истории обители и в истории града нашего запечатлёнными навсегда.

Страшные дни. Богоявленский монастырь помнит их немало. Все тяжкие испытания, все грозные удары времени монастырь встречал и превозмогал достойно. В годы Смутного времени, например, иноки его явили пример, достойный благодарной памяти потомков, пример верности вере своей православной и Отечеству. В конце декабря 1608 года, когда Кострома оказалась в руках польских интервентов, иноки Богоявленского монастыря решили скорее пожертвовать своей жизнью, но не покориться захватчикам. Лишь после осады н штурма монастырь бью охвачен и разграблен. Одиннадцать его иноков приняли мученическую смерть. Имена сих преподобных мученников сохранились до наших дней. Память их 12 января по новому стилю. Их мощи, как и основателя монастыря – преподобного Никиты, покоятся в усыпальнице собора.

О том, насколько известным и значительным был Богоявленский монастырь в России того времени, говорит хотя бы тот факт, что при избрании на царство Михаила Фёдоровича Романова в феврале 1613 года на Московском Земском Соборе присутствовал и подписался под избирательной грамотой, в числе других выборных, и настоятель этого монастыря игумен Арсений.

ХVII век для Богоявленского монастыря стал временем каменного строительства. Деньги на строительство прислали многие, но главными жертвователями были: бояре Салтыковы, мать царя Михаила – инокиня Марфа, его отец – Патриарх Филарет и другие патриархи Московские и всея Руси.

В 1610 году била воздвигнута каменная церковь во имя св. Иоанна Богослова, которую освятил сам патриарх Гермаген – будущий священномученик.

В начале того же столетия к Богоявленскому собору были пристроены каменные галереи, затем воздвигнуты Трехсвятительская и Сретенская церковь, звонница с приделом честь Преподобного Сергия Радонежского – в нижнем её ярусе, и церковь в честь святителем Михаила, Петра и Ионы – над святыми вратами обители.

Особенно благоукрасился монастырь при измене Герасиме. С 1542 по 1672 год, без какого-либо перерыва, возводил он, одно за другим, каменные здания. В первые шесть лет этого тридцатилетнего срока монастырь был обнесён каменной стеной семиметровой высоты. Монастырь приобрёл вид крепости. Шесть башен возвышались над стеной: четыре – угловых и две – надвратных. В 1678 году Багоявленский собор был расписан “на иждивение” боярина Петра Михайловича Салтыкова. К этому же времени относится и написание на стене юго-западной башни иконы Богаматери Смоленской, чудесно сохранившейся во время пожара 1773 года, после чего и началось её особое почитание. Здесь сначала была построена деревянная часовня, а в 1824 году, алтайским миссионером, архимандритом этой святой обители Маканием Глухаревым, на средства костромского гражданина Ф.М. Обрядчикова возведена небольшая церковь, названная в народе “Смоленской часовнями”.

В ХVIII веке и в первой половине ХIХ века Богоявленский монастырь переживал пору своего упадка. Навое строительство в нём почти не ведётся. лишь в 1758-1760 годах на средства генеральши Екатерины Михайловны Салтыковой в монастыре была выстроена церковь его имя Святится Христова Николая – над гробом супруга её Михаила Петровича Салтыкова. Сокращалось число братии, здания пустовали. С 1779 года Сюда были помещены все присутственные места города, которые находись здесь до 1809 года. В 1814 году в монастырь была переведена духовная семинария.

Читайте также:
Азербайджан — подробная информация о стране

Пожар, истребивший в сентябре 1847 года почти половину Костромы, не пощадил и Богоявленский монастырь, превратив его в развалины. О восстановлении монастыря в те годы не могло быть и речи: город, посещённый столь страшной бедой, не имел возможности оказать опустошённому и разрушенному пожаром монастырю хоть какую-то помощь. Монастырь был закрыт. Городские власти в течение 16 лет продали кирпич разбираемых его Развалин для строительства частных здании, щебень же отдавали бесплатно – для мощения улиц. Были разобраны, таким образом, Сретенская и Трехсвятительская церкви, паперти Богоявленского собора, звонница, почти все жилые и хозяйственные постройки, часть стен. К 1864 году монастырь перестал существовать.

Богоявленский собор не был разобран, поскольку император Николай Павлович повелел сохранить его как памятник древности. Скорее всего, остался бы он, со временем, и памятником самому исчезнувшему монастырю, если бы не Божия воля, явленная через игумению Марию, в 1863 году вступившую в управление женским Анастасииным Крестовоздвиженским монастырём. В том году подала она прошение о передаче ей бывшего Богоявленского монастыря под условием его восстановления.

Начинается новая страница истории древней костромской обители. Монастырь становится девичьим. Изменилось и его название: к прежнему названию добавилось слово Анастасиин, Воистину символическое добавление. “Анастасия” – с древнегреческого – означает воскресение. Именно воскрешённым, а не просто обновившимся становится монастырь, и воскресение это связано с новым его расцветом.

Начав трудный подвиг возрождения монастыря, игумения Мария фактически отстроила его заново. Прежде всего она позаботилась о расширении Богоявленского собора. К нему были сделаны три новые пристройки – с западной, южной и северной стороны, сам же древний собор был превращён в алтарь. Просторный, обновлённый, с большим вкусом украшенный, собор был торжественно освящён 28 декабря 1869 года. Позднее его новые стены были расписаны и внутри и снаружи. Обновлена была усыпальница под алтарём, устроена каменная галерея, соединившая собор со святыми вратами под колокольней. В 1867 году в усыпальнице была устроена небольшая церковь во имя св. великомученика Никиты и Преподобного Сергия Радонежского. Возрождён был и Никольский храм.

После пожара 1847 года чудотворная икона Смоленской Божией Матери вновь дивным образом сохранилась без повреждения, хотя сама Смоленская церковь и выгорела дотла. После этого почитание сей святыни ещё более усилилось. Вскоре же после пожара Смоленскую церковь начали восстанавливать. Возобновлена она была на средства Платона Васильевича Голубкова, уроженца Костромы. Богослужения в ней постоянно совершались и в годы полного упадка монастыря. Трудами и заботами игумении Марии была восстановлена, почти полностью местами разрушенная, монастырская стена. Западная башня над святыми вратами была перестроена в звонницу.

Над юго-западными въездными вратами во время пожара уцелела часть стены с древним изображением лика Св. Николая, чудесно уцелели фонарь и верёвка, на которой фонарь висел перед образом. Когда хотели приступить к разборке этих врат, каменщик, поднявшийся наверх, неожиданно упали сильно ушибся. После, на исповеди, он поведал священнику, что был сброшен какой-то неведомой силой. Разборка врат была приостановлена, образ св. Николая с тех пор стал почитаться особо. В 1871 году к уцелевшему остатку стены с изображением лика св. Николая была пристроена деревянная часовня. Она осталась невредимой при следующем страшном пожаре, посетившем Кострому в 1887 году. В 1892 году была заменена каменной, более просторной.

Во время пожара 1887 года вновь остался невредимым в полностью выгоревшем храме чудотворный образ Смоленской Божией Матери. Храм этот также был значительно перестроен в 1892 году.

В восстанавливаемом игуменией Марией монастыре были возведены три жилых корпуса для сестёр и настоятельский корпус, а также – двухэтажный, с подвалом – Трапезный корпус, в котором, помимо трапезной палаты, разместились хозяйственные помещения, живописная и швейная мастерская. Несколько позже к западной стене Смоленской церкви были пристроены два корпуса – казначейский и больничный. В подвале больничного корпуса устроили резервуар, в который поступала самотёком речная вода Сулы для потребностей монастыря.

Все вновь построенные здания были отмечены печатью высокого архитектурного вкуса. Одновременно производился ремонт старых зданий и велось строительство новых в Анастасиино-Крестовоздвиженском монастыре, находившемся на территории Костромского кремля. Монастырь этот игумения Мария предназначила для учебно-благотворительных целей, переместив большую часть инокинь в Богоявленско-Анастасиин монастырь. Прежде всего она устроила здесь училище для девочек, из которых в нём готовили сельских учительниц.

В 1873 году в Анастасиино-Крестовоздвиженском монастыре была устроена первая лечебница для народа, а в его училище стали готовить ещё и сестёр милосердия. Позднее были организованы такие же лечебницы для сельского населения в трёх вотчинах обители, где крестьяне до того не имели никакой врачебной помощи .Сёстры милосердия – воспитанницы монастыря – участвовали в борьбе с эпидемиями, лечили больных и раненых во время войн. Деятельность народных лечебниц и курсов сестёр милосердия принесла монастырю заслуженную известность и получила высокую оценку государства. Выл издан указ об открытии подобных лечебниц и курсов при других девичьих и женских обителях страны.

Читайте также:
Валюта в Германии: где обменять, примерные цены, что купить

Игумения Мария стремилась распространить свет Православия и в иноверческой среде. Для этой цели в 1888 году несколько сестёр Вогоявленско-Анастасиина монастыря, во главе с монахиней Варварой, основали в 1891 г. в Эстонии монастырь с благотворительными учреждениями при нём – бесплатной лечебницей, аптекой и приютом для девочек-сирот. Монахиня Варвара стала первой игуменией основанного ими Пюхтицкого монастыря, который стал крупным центром распространения Православия в Эстонии.

В 1887 году упомянутый выше пожар в очередной раз причинил большой урон монастырю. Игумения Мария вновь восстановила его, Однако силы её оказались подорванными, вскоре она заболела и умерла. День смерти её – 29 января 1889 года. В дальнейшем монастырём управляли, последовательно, ещё три игумении – Игумения Евпраксия, Игумения Анна и Игумения Сусанна.

После революции Богоявленско-Анастасиин монастырь был закрыт. Казалось, что – навсегда. Началось великое его разорение. Богоявленский собор, Смоленская церковь и звонница были отданы под хранилища архива. Костромской государственный архив располагался в соборе до пожара, случившегося 16 августа 1982 года. В огне того пожара погибли дивные фрески собора, исполненные знаменитыми костромскими изографами Гурием Никитиным и Силой Савиным, расписавшими Успенский собор Московского Кремля, Ильинскую церковь в Ярославле, Троицкий собор в Ипатьевском монастыре и другие храмы древних и славных городов русских.

Богоявленско-Анастасиин монастырь был закрыт в начале 1919 года, в его зданиях расположились жилые квартиры и учреждения, а древний собор заняли под архив. Монастырский некрополь, где покоились члены многих знатных русских родов, был полностью уничтожен.

В 1982 году пожар уничтожил и архив, и бесценные фрески.

20 июля 1990 года, на первом заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по избрании патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было принято решение о возрождении монастыря. Первыми насельницами в нем стали монахини эстонского Пюхтицкого монастыря, который около ста лет назад был основан монахинями Богоявленско-Анастасииной обители.

Церкви и здания монастыря были отреставрированы, при обители открыты детский приют и богадельня.

Монастырь стал духовным центром Костромской епархии, его собор стал кафедральным, в монастыре размещается епархиальное управление и духовная семинария.

В 2002 году у стены кафедрального собора был установлен бронзовый памятник небесному покровителю Костромы – Георгию Победоносцу.

Богоявленско-Анастасиин монастырь – хранитель святыни рода Романовых

Старинный костромской монастырь имеет почти 600-летнюю историю и был основан преподобным старцем Никитой. Эти столетия вместили немало радостных и трагических событий. Сегодня духовный центр Костромских земель полностью восстановлен и отреставрирован. И приезжающие в старинный русский город туристы и паломники стремятся увидеть хранящуюся здесь чудотворную икону Федоровской Божией Матери, известную всем православным христианам.

Содержание:

  1. История обители в XV-XVIII веках
  2. Жизнь обители в XIX-XX веках
  3. Архитектурные памятники на территории обители
  4. Современное состояние и режим посещения
  5. Как доехать до монастыря
  6. Дополнительная информация
  7. Богоявленско-Анастасиин монастырь на карте

История обители в XV-XVIII веках

Самый первый монастырь на окраине Костромы был мужским. Его создал один из учеников Сергея Радонежского и его родственник Никита, который, уже будучи старцем, пришел на костромскую землю из Боровска. Произошло это в 1426 году. Точная дата смерти этого христианского подвижника не сохранилась, но известно, что погребли уважаемого Никиту Костромского в самом первом соборе созданной им обители.

Богоявленско-Анастасиин монастырь с высоты птичьего полёта

Поначалу все постройки в монастыре делали из дерева, и мощные монастырские стены защищали Кострому от набегов неприятелей. Только в 1559 году братия собрала нужные средства и получила от Московского митрополита Макария разрешение возвести первый каменный храм. Пятиглавый Богоявленский сбор строили под руководством игумена Исайи (Шапошникова) шесть лет и освятили в 1565 году. Его главным жертвователем стал двоюродный брат российского царя Иоанна IV, предпоследний удельный русский князь – Владимир Старицкий.

Спустя 4 года Старицкий с войском отправился на защиту Астрахани и по пути заехал в костромскую обитель. Монахи и настоятель оказали родственнику государя теплый прием, который, однако, стал поводом для придворной интриги. Окружение царя оговорило Старицкого, и по приказу Иоанна Грозного его убили в том же году в Александровской слободе. Монастырь тоже оказался в страшной опале. В 1570 году большую часть насельников и игумена Исайю казнили, похоронив последнего в подклете каменного собора на монастырской территории.

Вид на постройки Богоявленско-Анастасииного монастыря

Однако время шло, и, несмотря на непростые испытания, монастырь рос и влияние его усиливалось. Поэтому в XVI веке к мужской обители приписали две женских – Крестовоздвиженскую и Анастасиину, названную в честь основательницы – дочери Дмитрия Донского.

Начало XVII века обернулось для Руси очень трудным и разорительным Смутным временем. В последние дни 1608 года войска Лжедмитрия II, руководимые Александром Лисовским, вошли в город, прорвали оборону и заняли монастырь. За то, что монахи и монастырские крестьяне оказались верны присяге, данной русскому царю Василию IV, их убили, а саму обитель разграбили. Имена погибших насельников и костромичей и сегодня почитаются прихожанами.

Позже, когда беды миновали, по всему городу началось большое строительство. Появились два новых монастырских храма и придел к Богоявленскому собору, построили звонницу и каменную монастырскую ограду с башнями, которая сделала обитель настоящей крепостью.

Читайте также:
Карта Хорватии на русском языке. Подробная карта с городами и курортами

В 60-70-е годы XVII века артель изографов, под началом знаменитых иконописцев Силы Савина и Гурия Никитина, украсила главный монастырский храм фресками. Но, к сожалению, эти настенные росписи не сохранились. Тогда же на юго-западной башне каменной монастырской стены была создана знаменитая икона-фреска с ликом Богоматери.

Богоявленский собор с золотыми куполами

В начале следующего, XVIII века прошла целая череда петровских преобразований, и темп монастырской жизни замедлился. Денег на строительство новых зданий не было, и число монахов уменьшилось. Лишь только в 1752-1760 гг. на средства Е.М. Салтыковой здесь построили новый одноглавый Никольский («Салтыковский») храм. Так скорбящая вдова пожелала увековечить могилу мужа – генерал-майора М.П. Салтыкова.

С 1779 года началось всенародное почитание иконы-фрески Богоматери. Причиной этого послужил большой пожар, охвативший весь город и нанесший немалый ущерб обители. Многие постройки тогда сгорели в огне, но Смоленская икона-фреска совершенно не пострадала. С этого времени жители Костромы уверовали в ее чудодейственные свойства.

Богоявленский собор с золотыми куполами, Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор с тёмными куполами

Жизнь обители в XIX-XX веках

С 1814 года на протяжении 33 лет в обители жили и получали образование ученики Духовной семинарии, а настоятели монастыря считались ее ректорами. В эти годы стараниями архимандрита Макария (Глухарева) одну из башен монастырской ограды перестроили в красивый одноглавый храм, который посвятили Смоленской иконе Богоматери.

Осенью 1847 года насельников обители ждало непростое испытание – очередной большой пожар, который практически полностью уничтожил все монастырские постройки. Ущерб был огромен, обитель пришлось закрыть, а монахов – перевести в Богородицкий Игрицкий мужской монастырь, расположенный неподалеку от Костромы. И лишь в 1863 году, спустя 16 лет, монастырь решили восстановить, но уже как женский. Он получил название Богоявленско-Анастасиина, а его первой настоятельницей назначили игуменью Марию (Давыдову), под руководством которой и началось восстановление уничтоженной при пожаре обители.

Церковь Смоленской иконы Богоматери. На заднем плане: слева колокольня, справа Богоявленский собор

Это непростая работа заняла около полутора десятков лет, и монастырь отстроился только к 1880-м годам. На его территории были отреставрированы старые здания и возведены новые. А обитель прославилась среди местных жителей как центр христианского служения. В начале XX века в ней работали курсы для сестер милосердия и самая первая в России больница, помогающая сельским жителям.

В 1918 году новое советское государство закрыло монастырь, а его главный храм – Богоявленский собор еще шесть лет оставался приходской церковью. В эти непростые годы священником здесь был Василий Разумов. Позже его арестовали, осудили, а в 1937 году – расстреляли.

В 1925 году в бывшем соборе разместили костромские областные архивы. За последующие несколько десятков лет стены обители были уничтожены, а Никольскую церковь и часовню вообще разобрали. Собор без должного ухода и ремонтных работ ветшал и разрушался. Но самый сильный урон ему был нанесен пожаром, который случился в областном архиве в 1982 году. Тогда огонь уничтожил последние фрески XVII века.

Решение о возрождении обители было принято в 1990 году, и уже на следующий год сюда приехали первые монахини из Эстонии. Тогда же произошло освящение собора, и ему в епархии был придан статус кафедрального. Чуть позже в этот храм перенесли одну из главных православных святынь – иконописный образ Федоровской Божией Матери, считающийся родовой святыней царской династии Романовых. А в начале 2000-х годов на монастырской территории установили памятник покровителю города Кострома – Федору Стратилату.

Архитектурные памятники на территории обители

Величественный пятиглавый Богоявленский собор – самое древнее каменное здание в Костроме, сохранившееся до наших дней (1565 г.). Исследователи считают, что в его строительстве принимали участие московские мастера. Этот четырехстолпный храм отличает величие форм и пропорций, а его фасады завершают изящные килевидные закомары. Правда, в более позднее время подзакомарное покрытие было заменено на практичное четырехскатное. На протяжении долгой истории к собору сделали несколько пристроек, и самые крупные строительные работы проходили 1864-1869 гг. Сейчас собор имеет четыре престола, и именно в нем хранится знаменитый образ Федоровской Божией Матери.

Кроме того, на монастырской территории расположена одноглавая церковь, посвященная Смоленской иконе Богоматери (1825 г.). Та самая, которую перестроили из башни на каменной стене. В свое время ее возвели на деньги, выделенные богатым костромским купцом Ф.М. Обрядчиковым, а руководил строительством городской архитектор П.И. Фурсов. Первоначально храм построили в стиле классицизма, но после пожара, произошедшего в 1887 году, его перестроили в русско-византийском стиле.

Купола Богоявленского собора (золотые куполами), Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор (тёмные купола)

Особо выделяется на монастырской территории высокая живописная колокольня (1864 г.). Она имеет шатровое завершение с изящной золоченой главкой и часы в одном из проемов для звонов.

Современное состояние и режим посещения

Монастырь действующий. В нем постоянно проживают более ста насельниц и настоятельница, а также ежедневно совершаются церковные богослужения. На монастырской территории находятся Духовная семинария и управление Костромской епархией. Помимо этого, в монастыре открыта богадельня для пожилых женщин и приют, где живут и обучаются девочки-сироты.

Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор

Проход на монастырскую территорию для посторонних запрещен. Паломники и туристы могут посетить только часовни и наружные входы Богоявленского собора.

Читайте также:
Отдых в Пицунде: отели, пляжи, бассейны и насколько «все включено»

Как доехать до монастыря

Монастырь расположен на ул. Симановского (Богоявленской), 26.

На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги, повернуть на ул. Советская и по ней доехать до Сусанинской площади. От площади к монастырю ведет улица Симановского.

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. По городу до монастыря ходят автобус № 1 и троллейбусы № 2, 7 (остановка «Ул. Пятницкая»), а также автобус № 2 (остановка «Фабрика-кухня»).

Фотографии Богоявленского-Анастасиина монастыря

Богоявленский мужской (с 1863 года – Богоявленско-Анастасиин женский) монастырь был основан в двадцатых годах XV века на тогдашней окраине Костромы преподобным Никитой Костромским, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского. Точная дата кончины преподобного Никиты неизвестна (предположительно – середина XV столетия); погребен он был в деревянном Богоявленском храме созданной им обители.

Поначалу все постройки в монастыре делали из дерева, и мощные монастырские стены защищали Кострому от набегов неприятелей. Только в 1559 году братия собрала нужные средства и получила от Московского митрополита Макария разрешение возвести первый каменный храм. Пятиглавый Богоявленский собор строили под руководством игумена Исайи (Шапошникова) шесть лет и освятили в 1565 году. Его главным жертвователем стал двоюродный брат российского царя Иоанна IV, предпоследний удельный русский князь – Владимир Старицкий.

Спустя 4 года Старицкий с войском отправился на защиту Астрахани и по пути заехал в костромскую обитель. Монахи и настоятель оказали родственнику государя теплый прием, который, однако, стал поводом для придворной интриги. Окружение царя оговорило Старицкого, и по приказу Иоанна Грозного его убили в том же году в Александровской слободе. Монастырь тоже оказался в страшной опале. В 1570 году большую часть насельников и игумена Исайю казнили, похоронив последнего в подклете каменного собора на монастырской территории.

Начало XVII века обернулось для Руси очень трудным и разорительным Смутным временем. В последние дни 1608 года войска Лжедмитрия II, руководимые Александром Лисовским, вошли в город, прорвали оборону и заняли монастырь. За то, что монахи и монастырские крестьяне оказались верны присяге, данной русскому царю Василию IV, их убили, а саму обитель разграбили. Одиннадцать иноков приняли мученическую смерть – святые преподобномученики Трифиллий, Макарий, Савватий, Афиноген, Варлаам, Иов, Кирилл, Дионисий, Максим, Иоасаф и Гурий. Имена погибших насельников и костромичей и сегодня почитаются прихожанами Их мощи, как и основателя монастыря прп. Никиты, покоятся в Усыпальнице собора.

Позже, когда беды миновали, по всему городу началось большое строительство. Появился придел к Богоявленскому собору, построили звонницу и каменную ограду с башнями.

В 60-70-е годы XVII века артель изографов, под началом знаменитых иконописцев Силы Савина и Гурия Никитина, украсила Богоявленский собор фресками. Но, к сожалению, эти настенные росписи не сохранились. Тогда же на юго-западной башне каменной монастырской стены была создана знаменитая икона-фреска с ликом Богоматери.

С 1779 года началось всенародное почитание иконы-фрески Богоматери. Причиной этого послужил большой пожар, охвативший весь город и нанесший немалый ущерб обители. Многие постройки тогда сгорели в огне, но Смоленская икона-фреска совершенно не пострадала. С этого времени жители Костромы уверовали в ее чудодейственные свойства.

С 1814 года на протяжении 33 лет в обители жили и получали образование ученики Духовной семинарии, а настоятели монастыря считались ее ректорами. В эти годы стараниями архимандрита Макария (Глухарева) одну из башен монастырской ограды перестроили в красивый одноглавый храм, который посвятили Смоленской иконе Богоматери.

Осенью 1847 года насельников обители ждало непростое испытание – очередной большой пожар, который практически полностью уничтожил все монастырские постройки. Ущерб был огромен, обитель пришлось закрыть, а монахов – перевести в Богородицкий Игрицкий мужской монастырь, расположенный неподалеку от Костромы. Пожар не пощадил и Богоявленский монастырь, превратив его в развалины. Городские власти в течение 16 лет продавали кирпич разбираемых его развалин для строительства частных зданий. Монастырь практически перестал существовать. Богоявленский собор не был разобран, император Николай Павлович повелел сохранить его как памятник древности.

И лишь в 1863 году, спустя 16 лет, монастырь решили восстановить, но уже как женский. Он получил название Богоявленско-Анастасиина, а его первой настоятельницей назначили игуменью Марию (Давыдову), под руководством которой и началось восстановление уничтоженной при пожаре обители. Игумения Мария фактически отстроила монастырь заново. Она позаботилась о расширении Богоявленского собора. Обновлена была усыпальница под алтарем, устроена каменная галерея, соединившая собор со святыми вратами под колокольней. В 1867 году в усыпальнице была устроена небольшая церковь во имя св. великомученика Никиты и Преподобного Сергия Радонежского.

Обитель при управлении игумении Марии прославилась среди местных жителей как центр христианского служения. В начале XX века в ней работали курсы для сестер милосердия и самая первая в России больница, помогающая сельским жителям.

Читайте также:
Кабмином назначена квота для иностранных рабочих на 2022 год

В 1918 году новое советское государство закрыло монастырь, а его главный храм – Богоявленский собор еще шесть лет оставался приходской церковью. В эти непростые годы священником здесь был Василий Разумов. Позже его арестовали, осудили, а в 1937 году – расстреляли.

В 1925 году в бывшем соборе разместили костромские областные архивы. Собор без должного ухода и ремонтных работ ветшал и разрушался. Но самый сильный урон ему был нанесен пожаром, который случился в областном архиве в 1982 году. Тогда огонь уничтожил последние фрески XVII века.

Решение о возрождении обители было принято в 1990 году, и уже на следующий год сюда приехали первые монахини из Эстонии. Тогда же произошло освящение собора, и ему в епархии был придан статус кафедрального. Чуть позже в этот храм перенесли одну из главных православных святынь – иконописный образ Федоровской Божией Матери, считающийся родовой святыней царской династии Романовых. А в начале 2000-х годов на соборной территории установили памятник покровителю города Кострома – св. вмч. Федору Стратилату. При архиепископе Алексие (Фролове) (управляющий Костромской епархией в 2010-2013 гг.) собор был полностью заново расписан.

Богоявленско-Анастасиин монастырь

Богоявленско-Анастасин женский монастырь в Костроме находится в пяти минутах от центра города и главных достопримечательностей. Основан около 1426 года учеником и «сродником» преподобного Сергия Радонежского преподобным Никитой Костромским. До середины 16 века все строения Богоявленского монастыря были деревянными. В 1559-1565 гг. в Костромском монастыре возвели каменный Богоявленский собор — пятиглавый, четырехстолпный, трехабсидный, на высоком подклете (в начале 17 века собор с пяти сторон обнесли галереей, с севера пристроили Никольский придел).

В Смутное время во время захвата Костромы поляками 30 декабря 1608 года Богоявленско-Анастасиин монастырь был разорен, 11 иноков во главе с архимандритом Варлаамом (Наумовым) были убиты. В 1619 году вo время своего пребывания в Костроме монастырь посетил царь М. Ф. Романов. В 16-18 вв. Костромской монастырь находился под покровительством знатного рода Салтыковых, многочисленные представители которого погребены в подклете Богоявленского собора. В течение 17 века в основном на средства Салтыковых в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре Костромы был построен ряд каменных строений: в 1607-1618 гг. — Трехсвятительская (позднее – Сретенская) церковь, в 1620-е гг. — столпообразная звонница с приделом преподобного Сергия Радонежского в нижнем ярусе, в 1642-1648 гг. — мощные стены и шесть башен (на средства патриарха Иосифа и М.М. и П.М. Салтыковых), жилые и хозяйственные постройки. В 1667-1672 гг. Богоявленский собор расписала артель живописцев во главе с Г. Никитиным и С. Савиным. К концу 17 века архитектурный ансамбль монастыря достиг своего расцвета, представляя собой выдающийся памятник русского зодчества. В 50-е гг. 18 века в Богоявленском монастыре Костромы была построена Никольская («Салтыковская») церковь — блестящий образец стиля барокко — сооруженная над гробницей генерал -майора М.П. Салтыкова его вдовой Е.М. Салтыковой, освященная в 1760 году.

В 1814-1847 гг. в стенах Богоявленского женского монастыря размещалась Костромская духовная семинария. В начале 20-х гг. 19 века, юго-западная угловая башня Костромского монастыря по инициативе ректора семинарии архимандрита Макария (Глухарева) была перестроена в церковь Смоленской иконы Божией Матери.

В результате опустошительного пожара в сентябре 1847 года монастырь Костромы очень сильно пострадал и вскоре был упразднен. В 1850-е-начале 1860-х гг. были разобраны или взорваны звонница, Сретенская церковь 17 века, началась разборка Богоявленского собора (были разрушены его галерея и Никольский придел). К счастью, протесты костромичей и личное вмешательство наследника престола Николая Александровича спасли другую обитель от полного уничтожения. В 1863 г. Богоявленский монастырь объединили с Анастасииным женским монастырём, в единый Богоявленско-Анастасииин женский монастярь, который возглавила игумения Мария (Давыдова). В 60-70 гг. 18 века в Костромской монастыре были проведены большие строительные работы: в 1864-1869 гг. к Богоявленскому собору пристроили так называемый «новый собор», в котором храм 16 века стал служить алтарем, в 1865 году проездную башню ограды перестроили в колокольню, в 1860-е гг. возвели ряд жилых корпусов (больничный, рабочий) и др. постройки.

Во второй половине 19 века начале 20 вв. Богоявленский монастырь неоднократно посещали представители династии Романовых: в 1863 году его посетил наследник престола Николай Александрович, в 1866 г. — наследник престола Александр Александрович (будущий император Александр III), в 1881 году – император Александр III с императрицей Марией Федоровной и наследником Николаем Александровичем (будущим императором Николаем II), в 1913 г. во время торжеств в связи с 300-летием романовской династии Костромской монастырь посетили императрица Александра Федоровна с наследником Алексеем Николаевичем и четырьмя великими княжнами. В1913 и 1916 гг. Богоявленско –Анастасиин женский монастырь Костромы посещала великая княгиня Елизавета Федоровна, в 1897 и 1902 гг. — отец Иоанн Кронштадтский.

Костромской Богоявленский монастырь закрыли в 1919 году, в его стенах был устроен рабочий поселок, вскоре получивший название «Безбожник». В 1925 г. был закрыт Богоявленский собор, в котором вскоре разместился губернаторский архив, В 20-30-е гг. 20 века ансамбль монастыря понес страшный урон: в 1928 году разобрали его стены и башни (из полученного кирпича по бывшей линии стен были построены 2 трехэтажных жилых дома), в середине 1930-х гг. разрушили Никольскую («Салтыкосвскую») церковь Костромы, уничтожили монастырское кладбище, засыпали монастырский пруд.

Читайте также:
Замок Брунсвик на карте

В 1982 г. в результате пожара, вспыхнувшего в находящемся в Богоявленском соборе архиве, был нанесен огромный ущерб и архиву, и зданию собора. В 80-е гг. 20 века проходила реставрация собора (автор проекта архитектор А. П. Чернов), в котором предполагалось устроить зал органной музыки. В 1990 г. собор передали епархии, тогда же в нескольких уцелевших, возле него строениях был возрожден Богоявленско — Анастасиин женский монастырь, первой настоятельницей которого стала игуменья Иннокентия (Травина). 17 августа 1991 года собор был освящен епископом Александром (Могилевым) и стал кафедральным собором.

На следующий день крестным ходом сюда перенесли главную святыню края — Феодоровскую икону Божией Матери. С 1991 году в трапезном корпусе монастыря размещаются Костромское духовное училище (с 1996 г. — Костромская духовная семинария) и епархиальное управление.

7-8 мая 1993 г. во время своего пребывания в Кострому Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II провел службы в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы, 8 мая он посетил духовное училище. Вновь посетив Кострому в связи 250-летием Костромской епархии, Патриарх Алексий II служил в соборе 23-24 июля 1994 года.

Святыни Богоявленского монастыря:

  • чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы;
  • чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;
  • святые мощи преподобного Никиты Костромского (почивают под спудом в подклете Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора);
  • святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского;
  • крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря);
  • складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря).

Месторасположение:

Адрес: г. Кострома, Симановского, 26
Телефон: (4942) 31-83-94

Как добраться:
Проезд (по г. Костроме): троллейбус № 2 и 7, автобус № 1 до остановки «Улица Пятницкая», автобус № 2 до остановки «Фабрика-кухня».

Богоявленско-Анастасиин монастырь

Фото и описание

Пышный и необычный Богоявленский собор Анастасиина монастыря сочетает в себе два здания — одно построено в XVI веке, второе в XIX. Сейчас это кафедральный собор Костромы, в нем находится главная костромская святыня — Феодоровская икона Богородицы. Кроме этого, здесь сохранились старые монастырские строения и еще одна — Смоленская — церковь, перестроенная из башни.

История обители

Это один из монастырей, которые основывались по всей России многочисленными учениками Сергия Радонежского. Этот был основан преподобным Никитой Костромским. Никита был из знатного рода, и родственником самого Сергия. Он долгое время был игуменом Высоцкого монастыря в Серпухове, потом жил в Высоко-Петровском монастыре в Боровске (где наставлял юного Пафнутия Боровского), а потом удалился под Кострому для основания своей собственной обители по благословению св. Сергия.

Датой основания монастыря считается 1426 год. Поначалу он был деревянным, а в 1559 году деревянный Богоявленский собор меняют на каменный. Считается, что это вообще была самая первая каменная церковь Костромы. Монастырь находился под покровительством удельных князей Старицких и этот период его истории связан именно с ними. Каменный собор был построен на деньги последнего русского удельного князя — Владимира Старицкого. Он был двоюродным братом Ивана Грозного, служил ему, участвовал в военных походах. Но в итоге все-таки попал в опалу, а потом был казнен вместе со всей семьей — Грозный не мог терпеть и тени другого претендента на престол. Считается, что поводом для оговора послужила как раз торжественная встреча князя Владимира в Богоявленском монастыре. Сам монастырь после этого был разорен Иваном Грозным и большая часть братии во главе с игуменом была казнена.

Во время смутного времени деревянный монастырь был взят в 1608 году, и во время штурма погибло несколько монахов и окрестных крестьян — их имена помнят здесь и до сих пор служат по ним панихиды.

После этого в начале XVII века монастырь отстраивается. В 1618 году появляется Трехсвятительская церковь, в 1610 году — церковь Иоанна Богослова, новая трапезная, а чуть позже монастырь обносится каменными стенами с шестью башнями. К монастырю приписываются еще две женских обители, находящиеся неподалеку — Крестовоздвиженская и Анастасиина.

Перестраивается Богоявленский собор, расписывает его в конце XVII века знаменитая артель Гурия Никитина. На монастырь много жертвуют бояре Салтыковы — он является их родовой усыпальницей.

В1760 году появляется Никольская церковь — в ней захоронен генерал-майор Михаил Петрович Салтыков, начинавший службу при Меншикове и закончивший при Екатерине II. Мужской монастырь здесь хиреет, а тем временем два соседних женских — Анастасиин и Крестовоздвиженский сливаются в один.

В 1821 по 1824 год ректором Костромской семинарии и архимандритом этого монастыря был знаменитый Макарий Глухарев. Это было началом его пути. Потом он переедет в Киев, а дальше — организует Алтайскую духовную миссию и поедет проповедовать в Сибирь. Он был одним из образованнейших людей своего времени, первых переводчиков Писания на современный русский язык, общался в Сибири с декабристами и окормлял их. Макарий был канонизирован в 2000 году. В монастыре о нем напоминает построенная именно по его инициативе Смоленская церковь.

В 1847 году случается страшный пожар, и монастырь фактически оказывается уничтоженным. Братия уходит отсюда, и несколько лет все стоит в руинах, пока в 1863 году сюда не переводится женский Анастасиин монастырь. И тогда по инициативе новой игуменьи он фактически отстраивается заново.

Читайте также:
Расскажем где лучше отдохнуть в Танзании

После революции монастырь был упразднен, но собор действовал до 1924 года. Потом в нем был размещен костромской архив, потом предполагали сделать концертный зал. С 1990 года монастырь возрождается.

От всего большого комплекса монастырских построек до нашего времени дошло немногое. В значительно перестроенном виде сохранились три башни и часть стены. На месте старых стен сейчас находится сталинская застройка послевоенного времени. Была утрачена Никольская церковь XVIII века с колокольней — сейчас на этом месте стоит памятный крест.

Богоявленский собор

Храм был построен на месте предыдущего деревянного в 1559 году. В XVII веке появляется звонница, а позакомарное покрытие сменяется четырехскатной крышей. В те времена собор был обнесен галереей, но до настоящего времени она не дошла.

В середине XIX века монастырь горит и несколько лет лежит фактически в развалинах, а после 1863 года отстраивается заново. В 1867 году, к собору пристраивается новая часть: еще один пятиглавый кирпичный храм в псевдорусском стиле. Сейчас это здание выглядят необычно — как две церкви, стоящие рядом. На самом деле внутри они соединены — старая часть стала алтарем, а новая — самой церковью. В новой части был устроен предел св. Анастасии — ведь сюда переехал Анастасиин монастырь, и пределы св. Никиты и Сергея Радонежского — здесь находятся остатки монастырских захоронений. Считается, что икона св. Сергия Радонежского, находящаяся в этом храме иногда мироточит.

Росписи Гурия Никитина до нашего времен, к сожалению, не дошли: костромской архив, который располагался в храме, сгорел в 80-е годы XX века, и фрески разрушились. Храм был расписан заново уже в наше время.

Здесь находится надгробие основателя монастыря — св. Никиты Костромского. Также сейчас здесь лежат мощи еще одного костромского святого — Тимофея Надеевского. Это был старец, духовный сын преп. Серафима Саровского, который в первой трети XIX века жил в Николо-Надеевской пустыни. Его погребение и мощи были найдены в 2003 году при реставрации монастыря, он был канонизирован, а тело было перенесено в кафедральный собор. Среди святынь собора также находится мощевик с частицами мощей 278 святых. Он хранился раньше в Игрецком монастыре — одном из самых крупных и богатых костромских монастырей, а после закрытия монастыря был передан сюда.

Феодоровская икона

Сейчас в Богоявленском кафедральном соборе хранится одна из самых почитаемых на Руси икон Богородицы — Феодоровская. Предание говорит о ней, что она написана апостолом Лукой, реально она датируется примерно XII веком и повторяет иконографию Владимирской. Неизвестно, почему она называется «Феодоровской» – скорее всего, это связано с тем, что икона связана с родом Мстиславичей, потомков Владимира Мономаха, а они почитали Федора Стратилата, как своего покровителя. Сейчас Федор Стратилат считается святым покровителем Костромы, и перед собором в 2002 году появился памятник ему. Скорее всего, эта икона долгое время хранилась в каком-то из храмов, посвященных св. Фёдору Стратилату.

Особое почитание иконы началось с XVII века. По преданию, именно в день празднования этой иконы Михаил Романов согласился принять русский престол, и именно этой иконой благословила сына инокиня Марфа. Впоследствии именно в честь именно этой иконы немецкие принцессы, выходящие замуж за представителей рода Романовых, принимая православие, получали отчество Фёдоровна. Мария Федоровна, жена Павла I, и Мария Федоровна, жена Александра II, Александра Федоровна, жена Николая I, и Александра Федоровна, жена Николая II — все они были названы именно в честь этой иконы.

Икона находилась в Успенском кафедральном соборе Костромы. После войны ее пытались реставрировать — к сожалению, реставрация показала, что от оригинальной живописи XII века остались только разрозненные фрагменты, а вот написанная на обратной стороне Феодоровской иконы икона св. Параскевы сохранилась — датировка иконы дается сейчас в первую очередь по ней. После уничтожения Успенского собора Феодоровская икона века меняла местопребывание неоднократно, потому что место архиерейской кафедры в советское время несколько раз переносилось.

С 1991 года кафедральным собором Костромы является Богоявленский собор Анастасиина монастыря, и святыня находится именно там.

Смоленская церковь

Церковь построена в 1824 году на месте одной из угловых башен монастырских стен. Когда-то на стене этой башни была написана Смоленская икона Богородицы — теми же иконописцами, который расписывали Богоявленский собор в 1672 году: Гурием Никитиным и Силой Савиным. Икона вскоре стала почитаться в народе как чудотворная. В середине XVII века случился большой пожар, горели все здания монастыря, но чудесным образом эта фреска не была повреждена. В начале XIX века обветшавшую башню перестроили в церковь. Архитектором, скорее всего, был П. Фурсов. В середине XIX века чудо повторилось — во время большого пожара 1847 года икона уцелела.

Современный облик церковь получила после перестройки 1887 года. К этому моменту в монастыре располагалась духовая семинария, и Смоленский храм стал семинарским.

После революции в здании некоторое время был музей революционной печати. Оклад с чудесной иконы был снят, а она сама сильно повреждена, и восстановлена уже после передачи здания церкви.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: