Фотографии Финский театр в Петрозаводске

Финский театр в Петрозаводске

Национальный театр Республики Карелия

Финский театр в Петрозаводске – национальный театр в столице Карелии, пользующийся большой популярностью у жителей Петрозаводска и туристов. Уникальность петрозаводского театра в том, что только здесь можно увидеть постановки на русском, карельском, вепсском и финском языках. Посещение Национального театра позволяет прикоснуться к культуре Карелии, послушать карельскую и финскую речь, а также увидеть знаменитый эпос «Калевала».

Сэкономь на путешествии!

Информация для посетителей

Билеты в финский театр в Петрозаводске можно купить в кассах, которые расположены в фойе театра. Они открыты по понедельникам и вторникам с 10.00 до 16.00, со среды по пятницу с 10.00 до 20.00, в выходные дни с 12.00 до 18.00. Билеты на вечерние спектакли стоят 500 рублей.

Спектакли проходят со вторника по воскресенье. Дневные представления начинаются в 12.00 и 14.30, а вечерние – в 19.00. Все постановки имеют синхронный перевод на русский язык. Примечательно, что традиция синхронного перевода в наушниках, существовавшая в Советском Союзе, зародилась именно в этом театре.

Туристы, приехавшие в Петрозаводск, могут побывать в здании театра не только на спектаклях. По финскому театру проводят экскурсии, рассчитанные как на детей, так и взрослых. Билеты на экскурсии также приобретают в театральных кассах.

История Национального театра Карелии

В 1921 году в городе появилась труппа актеров, игравших пьесы на финском и карельском языках. Костяк национальной студии при Народном театре драмы составили финны-эмигранты, а руководил актерами Виктор Линден, который прежде работал режиссером в любительских театрах.

Постепенно небольшая студия переросла в театр, названный «Карельская сцена», а через 10 лет образовался Национальный драматический театр. В это время театральную труппу пополнили актеры, приехавшие в СССР из Финляндии и Северной Америки.

Открытие финского театра в Петрозаводске произошло в 1932 году. Его появление было одобрено правительством Карелии, так как местные власти считали, что через приобщение к драматургии можно способствовать росту культурного уровня населения. В те времена основу театрального репертуара составляли пьесы, написанными советскими классиками – Максимом Горьким, Александром Корнейчуком и Борисом Лавреневым.

Потом в СССР наступили времена репрессий. Власти решили избавиться от влияния «финской буржуазной культуры», большую часть мужчин-актеров заключили в тюрьму, и театр закрыли. В начале войны между Советским Союзом и Финляндией, труппу перевели в Ленинград, и актеры выступали перед ранеными в госпиталях и играли пьесы в воинских частях.

Когда началась Вторая мировая война, труппа эвакуировалась вглубь страны и продолжала ставить спектакли для зрителей в городах и селах Сибири и Архангельской области. В это время территория Карелии оказалась под фашистской оккупацией. После войны актеры смогли вернуться в родной город, и финский театр в Петрозаводске стал активно развиваться. В 1970-е годы работавшие здесь режиссеры начали ставить на петрозаводской сцене пьесы драматургов из Финляндии.

История театрального здания

Здание, в котором размещается финский театр Петрозаводска, было возведено в 1913 году петрозаводским инженером Вячеславом Лядинским. В нем работал кинотеатр «Триумф», и собрались чиновники, занимавшиеся проблемами благотворительного общества.

С приходом советской власти здание передали штабу Красной гвардии. В 1920 году здесь провели съезд, на котором было объявлено о создании Карельской Трудовой Коммуны. С 1929 по 1955 годы внутри здания размещался Русский театр драмы, а потом работал кинотеатр.

В середине 1960-х годов здание капитально реконструировали под руководством архитектора Саввы Григорьевича Бродского, и сюда с улицы Гоголя переехал Финский драматический театр. К концу 1990-х годов театральное здание сильно обветшало, и городские власти организовали его новую перестройку. Масштабная реконструкция заняла несколько нет и завершилась в 2003 году.

Спектакли

Постановки в финском театре Петрозаводска идут на двух сценах. Большая рассчитана на 300 мест, а малая – на 50 мест. Театральный репертуар очень разнообразен. На его сценах можно увидеть спектакли, поставленные по классическим пьесам – «Король Лир» и «Двенадцатая ночь» Уильяма Шекспира, «Лекарь поневоле» Жана-Батиста Мольера, «Венецианские близнецы» Карло Гольдони и «Турандот» Карло Гоцци. Кроме того, на русском языке идут спектакли «Три сестры» Антона Чехова, «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева, «Дорога в Небыван» Ирины Комиссаровой, «Беда от нежного сердца» Владимира Сологуба, «Прощание в июне» Александра Вампилова и «Валентинов день» Ивана Вырыпаева.

На финском языке показывают постановки по пьесам Августа Стриндбера «Фрёкен Жюли v3.0», Алексиса Киви и Марии Йотуни «Когда чувства есть…», Сеппо Кантерво «Листы каменной бумаги», «Лембо» и «Песни синего неба». На карельском языке можно посмотреть известный народный эпос «Калевала», спектакли, поставленные по пьесам Флорида Булякова «Дело святое», Сеппо Кантерво «Дом», Антти Тимонена «Земля карельская» и Яны Жемойтелите «Волчица».

Читайте также:
Как часто падают самолеты: статистика

Дети приходят в Национальный театр Карелии на спектакли по сказке Сергея Аксакова «Аленький цветочек», пьесу Ксении Драгунской «Вверх тормашками», постановки по произведениям Джеймса Барри «Питер Пэн», сказке Дмитрия Голубецкого «Волшебный посох», сказке Ольги Портретовой «Корона Тролля» и произведениям Турбьёрна Эгнера «приключения в лесу Елки-на Горке». Кроме того, для маленьких зрителей в театре показывают спектакли по сказкам Ганса Христиана Андерсена «Веселый трубочист», произведениям Семена Голубчина «Волшебная кисточка», театрализованную игровую программу «В гости к Йоулупукки» и сказочный спектакль «Сын-медведь».

Как добраться

Финский театр в Петрозаводске расположен в центре города, на проспекте Маркса, 19. Он удален на 2 км к востоку от городского железнодорожного вокзала. К зданию театра можно подъехать на автобусах № 5, 8, 12, 17, 19, 20, 26 и 29, а также троллейбусах № 1, 2, 4 и 6. Выходить нужно на остановке «Площадь Кирова».

Национальный театр Карелии

История театра

Национальный театр Карелии

В марте 1921 года в Карелии начала работать первая национальная труппа при народном театре драмы. Труппу организовали финны из числа революционеров-эмигрантов под началом Виктора Линдена, бывшего актера и режиссера народных театров Финляндии. В репертуар входили произведения финской дореволюционной драматургии, например, “На сплавной реке” Т. Паккала, “В доме Ройнилы” М. Кант или “Сапожники из Нумми” А. Киви. Силами артистов была поставлена пьеса “В переломные годы”, отражающая жизнь пограничного села. Организация Карельского государственного национального театра была поручена Рагнару Нюстрему, известному в то время в Карелии поэту и театральному деятелю. Первыми актерами стали выпускники Карельского отделения Художественной студии в Ленинграде, набранные в Карелии. В тридцатые годы многие финны, проживавшие у себя на родине, а также в США и Канаде, эмигрировали в Советский Союз. В их числе оказались режиссеры театров Финляндии Кууно Севандер и Аларик Санделин, которых направили на трехмесячные курсы в Ленинград, где они познакомились с Нюстремом и его студией.
В конце 1931 года они возвратились в Петрозаводск и образовали Национальную студиюКарельского государственного драматического театра. К осени 1932 года труппа, возглавляемая К. Севандером, объединилась с выпускниками драматического техникума. Так родился Карельский национальный драматический театр. Задачей национального театра было ознакомление населения с мировой драматургией. В репертуаре значительное место занимала советская классика. Лучшими спектаклями тех лет были “Разлом” Б. Лавренева, “Платон Кречет” А. Корнейчука, “Враги” М. Горького. Осенью 1937 года под флагом борьбы с буржуазным национализмом театр прекратил свое cуществование и возобновил деятельность только в 1940 году после преобразования Карельской АССР в Карело-Финскую Советскую Социалистическую Республику. Первой постановкой был “Егор Булычев” М. Горького. С первых же дней войны Карелия стала ареной военных действий, к сентябрю 1941 года большая часть республики была оккупирована финнами. В годы войны театр продолжал функционировать в эвакуации – сначала в Сибири, затем – в г. Вельске, Архангельской области, наконец с 1943 года снова в Карелии. Художественным руководителем театра в годы войны был московский режиссер и педагог Н. Демидов, ученик и соавтор К. С. Станиславского. Этапным событием для театра стала постановка Н. Демидовым в 1944 году спектакля “Нора” (“Кукольный дом”) по пьесе Г. Ибсена, анализу которого было посвящено специальное заседание Всесоюзного театрального общества в Москве. Особо отмечалась игра исполнительницы главной роли И. Вийтанен. В послевоенные годы в театре были поставлены спектакли “Васса Железнова” М. Горького(1947), “Женщины Нискавуори” Х. Вуолийоки, “Семеро братьев” А. Киви, “Молодой мельник” М. Лассила(1948), “Сын рыбака” В. Лациса (1949). В 1949 году театр инсценировал повесть Э. Грина “Ветер с Юга” (Государственную премию СССР в 1950 году получили режиссер В. Суни, артисты Е. Томберг и Т. Ланкинен). Финский театр первым из национальных театров бывшего СССР стал использовать наушники для синхронного перевода на русский язык. Большая часть репертуара состояла по-прежнему из переводных советских пьес. На финском ставили А. Афиногенова, К. Тренева, Ю. Смуула, В. Розова, А. Корнейчука, И. Друце, В. Лациса. Крупным событием в жизни театра стали гастроли в Москве в 1951 году, в программу которых была включена горьковская “Васса Железнова”. В роли Вассы выступила Елизавета Томберг. Созданный ею образ Вассы Железновой определил в дальнейшем успех “финской Вассы”, хозяйки Нискавуори в пьесе Х. Вуолийоки “Каменное гнездо”, которую театр поставил первым в СССР. С 1968 года к постановкам в театре стали привлекать режиссеров из Финляндии. Курт Нуотио осуществил постановку “Охоты на ведьм” А. Миллера, Сакари Пурунен поставил “Жаворонка” Ж. Ануйя, Пааво Лиски – “Кантелетар” Э. Суомелы. С театром также сотрудничали известные режиссеры Кайса Корхонен, Тимо Вентола, Харри Лиуксиала, ставившие, в основном, финские пьесы. С театром сотрудничали такие известные в России режиссеры, как: И. Ольшвангер (1951,1971, 1974 гг.), О. Лебедев (1961, 1966 гг.), Н. Лившиц (1965, 1968, 1971, 1974 гг.), Л. Хейфец (1970 г.), К. Марсон (1968, 1969, 1971 гг.), А. Народецкий (1973, 1974 гг.), Г. Соловский (1978, 1979, 1981 гг.), Л. Белявский (1980), А. Андреев (1985, 1999-2001), Ф. Берман (1987), А. Али-Хусейн (1994 г.). В 1982 году театр награжден орденом Дружбы народов в связи с 50-летием со дня основания. За годы своего существования театр вырастил плеяду талантливых актеров, в числе которых: народная артистка СССР Елизавета Томберг, народные артисты России Дарья Карпова, Тойво Ромппайнен, Юрье Хумппи и Тойво Ланкинен, заслуженные артисты Карелии Йоуко Роутту, Александр Шелин и Эмма Хиппеляйнен, заслуженный артист России и Карелии Паули Ринне, заслуженный артист России Орво Бьернинен. С 1993 по 2003 год главным режиссером театра был заслуженный артист Литвы и заслуженный деятель искусств Карелии Леонид Владимиров. В 1997 году при Петрозаводской государственной консерватории открылась студия Национального театра, художественным руководителем которой был директор театра (1997 – 2004) Арвид Зеланд. Из последних значительных работ театра надо отметить спектакль по пьесе Л. Нурена “Осень и зима”, удостоенный премии председателя Правительства РК “Сампо” за 1999 год, спектакль по пьесе Ф. Дюрренматта “Играем Стриндберга”, лауреата международного фестиваля “Ламбушка-2000” (актеры Л. Сюкияйнен и П. Микшиев получили республиканские премии “Онежская маска” за лучшие роли сезона), спектакль “Нискавуори” студии театра по пьесе Х. Вуолийоки получил премию “Онежская маска” в сезоне 1999-2000 г. как лучший спектакль сезона и за лучшую режиссуру (реж. Андрей Андреев), диплом международного фестиваля “Ламбушка-2000”, стал участником театрального фестиваля “Медвежьи игры” в рамках Всемирного конгресса финно-угорских народов в Хельсинки в декабре 2000 года, участником 7 международного фестиваля театральных школ “Подиум-2001” в рамках 3 всемирной театральной Олимпиады в Москве в мае 2001 года, участником программы “Учитель-ученик” в рамках XI международного фестиваля “Балтийский дом” в Санкт-Петербурге в октябре 2001 года (Приз зрительских симпатий). Исполнители главных ролей в этом спектакле, учащиеся студии Национального театра Элли Нярья и Евгений Терских стали лауреатами премии председателя правительства РК “Сампо” за 2001 год. Премии “Онежская маска” за сезон 2000 -2001 года в номинации “Новация” удостоился спектакль “Забавы доктора Ариэля” по пьесе А. Касона (реж. Виктор Тереля). Аналогичной премии за сезон 2001-2002 года удостоился спектакль “Опасные связи” по одноименному роману Ш. де Лакло (реж. Андрей Андреев). В 2002 году спектакль «Старосветские помещики» по повести Н.Гоголя был признан лучшим спектаклем международного фестиваля камерных театров «Ламбушка» (Владимир Золотарь получил приз за лучшую режиссуру). 24 июня 2003 года после восьмилетней реконструкции открылась Большая сцена театра, оснащенная самым современным свето- и звукооборудованием. Она открылась премьерным спектаклем “Нуммифарс” по комедии классика финской драматургии Алексиса Киви “Сапожники Нумми”.
В сезоне 2003 – 2004 годов театр продолжал успешно осваивать Большую сцену. В репертуаре появились спектакли «Тайное свидание» по К.Абэ (реж. Олег Николаенко), «Сахалинская жена» Е.Греминой (реж. Ирина Зубжицкая), который принял участие в международном фестивале «Новая драма» в Москве, «Возвращение» по киносценарию А.Платонова «Семья Иванова» (реж. Юрий Цуркану), «Тартюф» Ж.-Б.Мольера (реж. Андрей Андреев). Спектакль «Творение мира. Песни первая и вторая» по эпосу «Калевала» (на снимке, реж. Андрей Андреев), поставленный на Малой сцене театра в 2003 году, стал одним из лучших спектаклей V Международного фестиваля финно-угорских театров в г.Йошкар-Ола (Республика Мари Эл), а также победил в I Международном электронном театральном фестивале «Большая свеча». С июня 2004 года директором и художественным руководителем Национального театра является Сергей Пронин.

Читайте также:
Лучшие варианты аренды жилья в Тивате, цены

2004 в репертуаре появились спектакли «Тайное свидание» по К.Абэ (реж. О. Николаенко), «Сахалинская жена» Е.Греминой (реж. И.Зубжицкая), который принял участие в международном фестивале «Новая драма» в Москве, «Возвращение» по киносценарию А.Платонова «Семья Иванова» (реж. Ю.Цуркану), «Тартюф» Ж.-Б.Мольера (реж. А. Андреев), «Творение мира. Песни первая и вторая» по эпосу «Калевала» (реж. А. Андреев),
Среди удачных спектаклей 2005—2006 есть постановки на национальные темы — «Коробейники» и «Лемби», написанные карельским драматургом С.Кантерво (реж. С. Пронин), спектакль по пьесе современных финских драматургов Б.Ахлфорса и Й.Баргума «Есть ли тигры в Конго?» (реж. В.Михельсон), мюзикл «Липериада» по мотивам повести классика финской литературы М.Лассила «За спичками» (реж. Л. Стукалов), который в 2007 стал лауреатом «II Национального фестиваля «Музыкальное сердце театра» в Москве.
С 2005 Национальный театр при поддержке Баренцева Секретариата в Петрозаводске проводит Международный фестиваль этнических театров стран Баренцева Евро-Арктического региона и финно-угорского мира «Северная звезда».
В 2006 театр совместно с Карельским училищем культуры открыл отделение актеров драмы. В 2010 году курс окончил обучение. Его учащиеся влились в работу театра со спектаклем «Беда от нежного сердца» и работой в текущих спектаклях театра – сказке «Час волшебства», спектаклях «Липериада», «Дело святое», «Коварство и любовь», «Песни синего неба», «Безобразная Эльза», «Король Лир» и других. С августа 2010 по июль 2011 годов художественным руководителем и директором театра был Арвид Зеланд. В 2010 году при Петрозаводской Государственой консерватории набран новый актёрский курс. Мастер курса – заслуженный деятель искусств Карелии Сергей Пронин. Второй педагог курса главный режиссер Национального театра Карелии Андрей Дежонов.

К наиболее значимым премьерам сезона 2010-2011 годов можно отнести спектакли “Король Лир” (режиссер Андрей Дежонов) и “Волчица” (на карельском языке, реж. Егор Чернышов). С начала сезона 2011 года директором театра стала Ирина Павловна Шумская, а главным режиссёром – Андрей Дежонов. В театральном сезоне 2011-2012 годов к творческому процессу подключились режиссеры из Санкт-Петербурга: “Фрёкен Жюли v3.0” (на финском языке, реж. Олег Николаенко), “Лекарь поневоле” (реж. Андрей Андреев), “Прощание в июне” (реж. Иван Стрелкин), “Калевала. Эпизоды” (на финском и карельском языках, реж. Олег Николаенко), а также “Ходари” (2 редакции на русском и карельском языках, реж. Андрей Дежонов). В этот период были реализованы интересные проекты. Завершен российско-немецкий проект с Ландестеатром (г. Тюбинген) по совместной постановке спектакля “Ромео & Джульетта” (реж. Ральф Зибельт). Спектакль был показан в нескольких городах Германии и в Петрозаводске в рамках Международного Шекспировского фестиваля «Globe» (17-25 апреля 2011 года), организованного Национальным театром Республики Карелия. В ноябре 2011 года спектакль Национального театра Карелии “Старосветские помещики” стал участником Международного фестиваля им. Ф.Волкова “Русская драматургия на языках мира” (г.Ярославль). В сентябре 2012 года “Фрёкен Жюли v3.0” был показан на Международном фестивале камерных спектаклей “Ламбушка”. В преддверии юбилейного сезона с 6 по 10 сентября 2012 года состоялись успешные гастроли Национального театра Карелии в Санкт-Петербурге. Спектакли игрались на двух площадках: Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке и Санкт-Петербургского Академического драматического театра им. В.Ф.Комиссаржевской.

Читайте также:
Постановление Правительства РФ N 335 от 09.06.2003 - V. Продление срока действия визы, аннулирование и восстанов

Национальный театр Петрозаводска

Национальный театр Карелии — место, где тесно переплелись русская и финская культуры. Такой синтез зародился благодаря широкой интернациональной основе — на сцене учреждения играли финны, карелы и ингерманландцы.

Первую труппу сформировали из выпускников Ленинградского театрального техникума и артистов Русского драматического театра в Петрозаводске. Актёрами руководил драматург и поэт Рагнар Нюстрем. Произошло это сразу после открытия учреждения в 1932 году.

Последующие годы благоприятными для развития театра не назовёшь: сначала репрессии, унёсшие жизни многих творческих людей, затем Великая Отечественная война с эвакуацией и постоянным перебазированием.

В 1955 году учреждение обретает постоянный дом. Им стало историческое здание № 19 на проспекте Карла Маркса (бывшая Мариинская улица). Здесь театр располагается и по сей день. После реконструкций в 1965 и 2003 годах постройка сильно изменилась. К визитной карточке учреждения, барельефу кузнеца Илмаринена, добавились стеклянный эркер, каменный японский сад в фойе, пространство, посвящённое бывшим и современным артистам театра. Обновили интерьер большой и малой сцен. Теперь большой зал вмещает до 300 человек, малый — в 6 раз меньше. На малой сцене действует свободная посадка.

Афиша Национального театра в Петрозаводске

Расписание спектаклей составляется на текущий месяц и публикуется на официальном сайте учреждения. Дублируется на 2 языках: русском и финском. Большая часть представлений начинается в вечернее время: в 18:00 и 19:00 часов.

Репертуар карельского национального театра

Отличительная черта всех постановок заключается в том, что они идут на карельском, финском и вепсском языках с синхронным переводом на русский при помощи радионаушников. Ничего подобного вы больше не увидите ни в одном театре мира.

Все спектакли учреждения наполнены чувством, жизненностью, стремлением как можно глубже раскрыть каждый образ, психологизмом и правдивостью. К средству выразительности относится и игра крупным планом при замедленном ритме.

  • Любителям классики стоит посмотреть комедию в стихах «Горе от ума» по одноимённому произведению Александра Грибоедова.
  • Зрелищностью отличаются спектакль-танец «Экзамен-Dance».
  • Посмотреть на всю труппу в действии предоставляет возможность драма «Земля Карельская».
  • Среди других представлений — «Любовь и голуби», «Кадриль», «Машина едет к морю», «А зори здесь тихие», «Эликсир любви».
  • На самых маленьких зрителей рассчитаны интерактивные и развлекательные программы «Забавы театрального домового Тэпе», «В гости к Йоулупукки».
  • Детям от 6 лет и старше понравятся сказки «Питер Пэн», лауреат российской премии «Арлекин» и других престижных фестивалей «Сын-медведь», «Корона Тролля».
Читайте также:
Отдых в Рафаиловичи в 2022, Черногория - цены, пляжи, развлечения и достопримечательности

Билеты

По безналичному расчёту можно купить билеты через официальный сайт, группу во ВКонтакте или у партнёров учреждения: kassir.ru.

Приобрести билеты без наценки получится в кассах. Здесь также можно рассчитаться банковскими картами. Кассы открыты каждый день. Расписание: ежедневно с 11:00 до 20:00, перерыв с 12.00 до 12.30, с 15.00 до 15.30

Средняя стоимость билетов — в районе 200–400 руб. Если хотите сэкономить, следите за акциями и скидками. Распространяются на спектакли, которые идут на большой сцене.

Актёры

С 2010 года учреждение возглавляет Ирина Шумская. Постановками спектаклей занимается Андрей Дежонов. К созданию представлений также причастны режиссёры Вячеслав Поляков, Станислав Романов, Андрей Смолко, Вадим Романов, Максим Соколов.

Труппа состоит из 30 человек, 10 из них обладают почётным званием заслуженного артиста Карелии. Из общего списка выделяются народный артист России — Пётр Микшиев и народный артист Карелии — Виено Кеттунен.

Экскурсии

Позволяют ближе познакомиться с интерьером исторической достопримечательности, заглянуть закулисье, приобщиться к творческому миру и даже попробовать себя в роли актёра.

Выделяют несколько видов: экскурсии, которые проводятся для разных возрастных категорий, семейный театральный клуб, представляющий собой образовательную платформу для детей, их родителей, бабушек и дедушек, квест для большой компании от 25 человек. Кроме того, здесь часто организуются выставки и мастер-классы. Все детали уточняйте по соответствующему номеру телефона.

Малая сцена Государственного национального театра Карелии на панораме Google:

Как добраться

Объект исторического наследия находится в центральной части Петрозаводска. По соседству разместились памятники федерального наследия: Карлу Марксу, Энгельсу, Петру I. Неподалёку также расположились Музей изобразительных искусств Карелии, Музыкальный театр РК, стадион «Юность». По проспекту курсируют автобусы, по ул. Куйбышева — автобусы и троллейбусы.

На автобусе: до «Площади Кирова» вас довезёт транспорт № 8, 12, 17, 20, 26. Подходят и автобусы № 5, 19, 25. Они следуют до остановки «Госкомитет ГО и ЧС/Площадь Кирова», которая находится по ул. Куйбышева.

На троллейбусе: до указанной выше остановки по ул. Куйбышева ходят троллейбусы № 1, 4, 6. Пункты назначения разделяет расстояние в 87 метров.

Пешком: до места назначения удобно добираться от набережной Онежского озера. Идите через Петровский сквер, ул. Пушкинскую и пр. Карла Маркса или же по ул. Титова, Куйбышева и пр. Карла Маркса. Расстояние составляет чуть больше километра.

На автомобиле: от вокзала «Петрозаводск-Пассажирский» под силу доехать меньше, чем за 10 минут (пункты разделяет 2 километра). Самый короткий маршрут проходит по пл. Гагарина, пр. Ленина, ул. Фридриха Энгельса, пл. Ленина и пр. Карла Маркса. Чтобы доехать из юго-западной части карельской столицы, заложите 16 минут. Двигайтесь по ш. Лоссинскому и ул. Гоголя.

Из Древлянки:

От вокзала:

На такси: пассажирскими перевозками здесь занимаются «Максим», «Поехали», «Тройка», Uber, Taxi и Ko, «Яндекс. Такси».

«Финский театр» в Петрозаводске на панораме Google: вид снаружи

Видео о Национальном театре РК:

Фотографии Финский театр в Петрозаводске

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ГОРОДА П ЕТРОЗАВОДСКА

WWW . PETROZAVODSK 2. NAROD . RU

ВСЁ О ПЕТРОЗАВОДСКЕ • СОБЫТИЯ • ИСТОРИЯ • ЛЮДИ

• КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ • ТЕАТРЫ И КИНОТЕАТРЫ ГОРОДА

ИСТОРИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА РК

В марте 1921 года в Карелии начала работать первая национальная труппа при народном театре драмы. Труппу организовали финны из числа революционеров-эмигрантов под началом Виктора Линдена , бывшего актера и режиссера народных театров Финляндии.

В репертуар входили произведения финской дореволюционной драматургии, например, “В доме Ройнилы ” М. Кант или “Сапожники из Нумми ” А. Киви.

Собственными силами была поставлена пьеса “В переломные годы”, отражающая жизнь пограничного села.

Организация Карельского государственного национального театра была поручена Рагнару Нюстрему , известному в то время в Карелии поэту и театральному деятелю.

Первыми актерами стали выпускники Карельского отделения Художественной студии в Ленинграде, набранные по городам и селам Карелии.

В тридцатые годы многие финны, проживавшие у себя на родине, а также в США и Канаде, эмигрировали в Советский Союз. В их числе оказались режиссеры театров Финляндии Кууно Севандер и Аларик Санделин . “Иностранных специалистов” направили на трехмесячные курсы в Ленинград, где они познакомились с Нюстремом и его студией. К новому году они возвратились в Петрозаводск и образовали Национальную студию Карельского государственного драматического театра.

К осени 1932 года труппа, возглавляемая К. Севандером , объединилась с выпускниками драматического техникума. Так родился Карельский государственный национальный театр.

Задачей национального театра было ознакомление коренного (нерусского) населения с мировой драматургией. В репертуаре значительное место занимала советская классика. Лучшими спектаклями тех лет были “Разлом”

Читайте также:
Где сделать и получить загранпаспорт в Вологде в 2022 году — адрес МФЦ и УФМС

Б. Лавренева, “Платон Кречет” А. Корнейчука, “Враги” М. Горького. Спектакли показывались не только зрителям Петрозаводска, но и сплавщикам леса, рыбакам и колхозникам.

Осенью 1937 года под флагом борьбы с буржуазным национализмом театр прекратил свое существование и возобновил деятельность только в 1940 году после преобразования Карельской АССР в Карело-Финскую Советскую Социалистическую республику. Первой постановкой был “Егор Булычев ” М. Горького.

С первых же дней войны Карелия стала ареной военных действий, к сентябрю 1941 года большая часть республики была оккупирована финнами.

В годы войны театр продолжает функционировать в эвакуации сперва в Сибири, потом в Архангельской области, наконец с 1943 года снова в Карелии. Из послевоенных показателен спектакль “Ветер с Юга” Э. Грина и Б. Филиппова, премьера которого состоялась в ноябре 1948 года.

Финский театр первым из национальных театров бывшего С ССР ст ал использовать наушники для синхронного перевода на русский язык. Большая часть репертуара состояла по-прежнему из переводных советских пьес. На финском ставили Афиногенова, Тренева , Смуула, Розова, Корнейчука, Друце , Абдуллина, Лациса.

Крупным событием в жизни театра стали гастроли в Москве в 1951 году, в программу которых была включена горьковская ” Васса Железнова”. В роли Вассы выступила Елизавета Томберг . Возможно, образ Вассы Железновой определил в дальнейшем успех “финской Вассы “, хозяйки Нискавуори в пьесе Х. Вуолийоки “Каменное гнездо”.

С 1968 года к постановкам в театре стали привлекать режиссеров из Финляндии. Курт Нуотио осуществил постановку “Охоты на ведьм” Миллера, Сакари Пурунен поставил “Жаворонка” Ануйя , Пааво Лиски – ” Кантелетар ” Суомелы . С театром сотрудничали также Кайса Корхонен , Тимо Вентола , Харри Лиуксиала , коллеги ставили, в основном, финские пьесы.

С театром сотрудничали такие известные в России режиссеры, как: И. Ольшвангер (1951,1971, 1974гг.), О. Лебедев (1961, 1966 гг.), Н. Лившиц (1965, 1968, 1971, 1974гг.), Л. Хейфец (1970г.), К. Марсон (1968, 1969, 1971гг.), А. Народецкий (1973, 1974гг.), Г.Соловский (1978, 1979, 1981гг.), Л.Белявский (1980г.), А. Али-Хусейн (1994г.).

За годы своего существования театр вырастил плеяду талантливых актеров, в числе которых нар . а рт. РСФСР Дарья Карпова, нар . а рт. СССР Елизавета Томберг , нар . а рт. РСФСР Тойво Ромппайнен , Юрье Хумппи и Тойво Ланкинен , засл . арт. КАССР Йоуко Ронтту , Александр Шелин и Эмма Хиппеляйнен , засл . арт. КАССР и РСФСР Паули Ринне , засл . арт. РСФСР Орво Бьернинен .

В настоящее время в театре работают нар. арт .К арелии Виено Кеттунен и Эрна Лунд , Лидия Сюкияйнен и Эйла Нярья , засл . арт. России и нар . а рт. Карелии Петр Микшиев , засл . арт. Карелии Елена Корнилова.

С 1993 года гл. реиссером театра является засл . деятель культуры Карелии Леонид Владимиров, который поставил, в частности, следующие спектакли: “Добрый день, господин Гоген” А. Ставицкого , “Владимирская площадь” Л.Разумовской, “Паяц” С. Оянена , “Где твой дом, Ангел?” Р. Мустонен , “Шампанское с валерьянкой” С. Мрожека и др.

В 1997 году при Петрозаводской консерватории набран национальный актерский курс под эгидой Санкт-Петербургской театральной Академии. Курс нуждается в преподавателях из Финляндии, в частности, по сценической речи. Возможно участие в учебных постановках студентов финских театральных вузов, равно как и гастроли национального курса с учебными постановками в Финляндии, обмен студентами и т.д.

C января по октябрь 1932 года – Карельский национальный драматический театр

C октября 1932 по 1950 год – Государственный Финский драматический театр

C 1950 по 1956 год – Государственный Карело-Финский драматический театр

C 1956 по 1990 год – Государственный Финский драматический театр

C декабря 1991 года – Государственный Национальный театр Республики Карелия
Финский театр

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР В ФОТОГРАФИЯХ

Финский театр, 1950-е г.г.
Фото с сайта НА РК (Архивная мозаика)

Финский театр, 1950-е г.г.
Фото с сайта НА РК (Архивная мозаика)

Здание кинотеатра “Триумф” – сегодняшнее здание Национального (Финского) театра до реконструкции 1960-х г.г.
Фото с сайта НА РК (Архивная мозаика)

Сегодняшнее здание Национального (Финского) театра до реконструкции 2002-2003 г.г.
Фото с сайта НА РК (Архивная мозаика)

Сегодняшнее здание Национального (Финского) театра до реконструкции 2002-2003 г.г.
Фотооткрытка

Национальный театр. 2003
Фото с сайта http://petrozavodsk-300.hoha.ru

· Автор сайта Гайдук Станислав

· Сайт основан 13 июля 2004 года

· Сайт имеет свой ре-директ. Теперь Вы можете заходить на сайт по привычному адресу http :// petrozavodsk 2. narod . ru , а также по адресу http :// petrozavodsk 2. boom . ru

· Текст – с сайта teatr.karelia.ru, 4, 5, 6 фото – с сайта Национального архива РК ( Архивная мозаика), 2-е и 3-е фото взяты с сайта http :// history . ptz . ru , 1-е фото с сайта VOVOI’ Z WEB PAGE

Читайте также:
Как доехать до канатной дороги в Москве на Воробьевых горах и Лужниках

· Перепечатка или любое другое пользование материала ТОЛЬКО с гиперссылкой (ссылкой) на «П 2 ».

© “ПЕТРОЗАВОДСК-2”, 2002 – 2004
© Сайт «”Петрозаводск-2″: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА »

Национальный театр Карелии

Фото и описание

Национальным театром республики Карелия является государственный театр драмы в Петрозаводске. Это единственный в России финский театр, где спектакли проходят на карельском, русском и финском языках. В этом здании в 1918 году находился штаб Красной гвардии, затем – театр “Триумф”, а в 1965 году была проведена реконструкция здания, что сильно изменило внешний вид театра. После реконструкции 2003 года здание приобрело свой современный вид.

Первая театральная национальная труппа стала работать здесь в марте 1921 года. Организаторами ее стали финны-эмигранты из революционных рядов под руководством Виктора Линдера – бывшего режиссера и актера театров Финляндии. Театральный репертуар составляли финские произведения дореволюционной драматургии. Немалых сил потребовала от артистов постановка пьесы «В переломные годы», которая отразила настоящую жизнь пограничного села.

Для организации Карельского национального театра была выбрана кандидатура в лице Рагнара Нюстрема – известного театрального деятеля и поэта того времени. Первыми актерами театра стали выпускники Карельского факультета Художественной студии в городе Ленинграде. Задача национального театра состояла в том, чтобы ознакомить население с мировой драматургией, представителями которой были: М. Горького «Враги», Б Лавренева «Разлом» и многие другие. Осенью 1937 года театр прекратил свою работу под лозунгами борьбы с буржуазным национализмом. Деятельность театра была восстановлена в 1940 году после того, как была преобразована Карельская ССР в Карело-Финскую Советскую Социалистическую республику.

В послевоенные годы Финский театр стал ведущим из всех национальных театров бывшего СССР, ведь только в нем начали использовать специальные наушники для синхронного перевода слов на русский язык. Как и прежде, наибольшая часть постановок состояла из переведенных советских пьес. Пьесы А. Афиногенова, Ю. Смуула, А. Корнейчука ставились на финском языке. Начиная с 1968 года к театральным постановкам стали привлекать финских режиссеров. С театром начали сотрудничать известные режиссеры: Тимо Вентола, Кайса Корхонен, Харри Лиуксиала, которые ставили в большинстве своем финские пьесы. В 1982 году театр получил орден Дружбы народов по поводу своего 50-летия с момента основания.

На протяжении с 1993 по 2003 год главным театральным режиссером являлся заслуженный артист Литвы и деятель искусств карельской республики Леонид Владимиров. В 1997 году открылась студия Национального театра при Петрозаводской государственной консерватории. Художественным руководителем студии был директор театра Арвид Зеланд, проработавший в этой должности до 2004 года.

Что касается последних наиболее значительных работ национального театра, то можно отметить: «Осень и зима» по пьесе Л. Нурена, «Играем Стриндберга» по пьесе Ф. Дюрренматта. Некоторые актеры, принимавшие участие в постановках, получили республиканскую премию «Онежская маска» за исполнение лучших ролей за период театрального сезона. Спектакль под названием «Нискавуори», поставленный по пьесе Х. Вуолийоки стал обладателем той же премии только за лучшую режиссуру Андрея Андреева.

24 июня 2003 года по прошествии восьмилетней реконструкции была открыта Большая сцена театра, которая оснащалась самым современным звуко- и светооборудованием. Большая сцена открылась премьерой спектакля «Нуммифарс» по классической комедии финской драматургии «Сапожники Нумми» Алексиса Киви. В период с 2003 по 2004 года в театре появились новые постановки: «Тайное свидание» режиссера Олега Николаенко, «Сахалинская жена» режиссера Ирины Зубжицкой, «Тартюф» Андрея Андреева. Поставленная в 2003 году на Малой сцене театра постановка «Творение мира. Песни первая и вторая» была признана лучшим спектаклем Пятого Международного фестиваля финно-угорских театров в Йошкар-Оле. Также постановка одержала победу в Международном электронном театральном фестивале под названием «Большая свеча».

Театральная мозаика Карелии

К Году театра в России Национальный архив Республики Карелия подготовил виртуальную выставку «Театральная мозаика Карелии» о театрах нашего края. Основу экспозиции составляют документы и фотографии из фондов театров, органов власти, личных фондов деятелей театрального искусства Карелии, изданий, находящихся на хранении в КУ НА РК.

Театр дореволюционный

Первые спектакли были поставлены в Петрозаводске уже в начале XIX века. Это был век театра домашнего, театра любительского. В постановках принимали участие в основном местные чиновники и члены их семей, а сборы от спектаклей шли на благотворительность. Основу репертуара составляли водевили, шуточные оперетки и классические произведения. В 1872 г. по инициативе губернатора Г.Г. Григорьева на месте современного Национального театра Республики Карелия было построено деревянное здание театра и подарено Петрозаводскому благотворительному обществу. В 1877 г. образовалось Петрозаводское общество любителей музыкального и драматического искусств, способствовавшее развитию любительского театра.

Читайте также:
Справка о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ)

В 1906 г. Комитет попечительства о народной трезвости построил на ул. Пушкинской деревянное здание Народного дома, в котором разместился первый профессиональный театр. Выходец из заонежских крестьян антрепренер И.Ф. Савельев привез в Петрозаводск труппу профессиональных артистов. Открытие театра Народного дома состоялось 26 декабря (по старому стилю) 1906 г., была показана пьеса «Каширская старина». Здание Народного театра сгорело в 1910 г. и, сыграв несколько спектаклей на разных площадках, последняя труппа театра распалась.

В 1912 г. в Петрозаводске были построены сразу два театра – Летний и «зимний»: Летний театр в общественном саду и новое каменное здание Петрозаводского благотворительного общества взамен пришедшего в негодность и сгоревшего в 1906 г. деревянного. В Петрозаводске появилась труппа профессиональных артистов, в которой работали такие известные в будущем режиссеры, как Б.Ф. Дауговет и Б.А. Бертельс. 4 декабря 1912 г. состоялось торжественное открытие здания Петрозаводского благотворительного общества, показана пьеса А.Н. Островского «Волки и овцы» в исполнении труппы драматических артистов. На следующий год в этом же здании разместился кинотеатр «Триумф». В последующие годы столичные режиссеры и профессиональные артисты приезжали в Петрозаводск в основном в летние сезоны и ставили спектакли в Летнем театре. В летний сезон 1916 г. в городе впервые работал Н.В. Петров, будущий создатель Народного театра драмы Петрозаводска.

В конце XIX – начале XX веков в Петрозаводске и уездах продолжает действовать любительский театр, устраиваются народные спектакли. Круг любителей драматического искусства и непрофессиональных исполнителей расширился: чиновники, купцы, мещане, земские служащие и даже крестьяне. Сбор от спектаклей шел на благотворительные цели.

Театры 1918 – середины 1920-х гг.

Советская власть сразу обратила внимание на театр как на мощнейшее средство идеологического воздействия и просвещения народа. В Петрозаводске почти одновременно открылись несколько театров: Народный театр драмы, Передвижной народный театр, театр Мурманской железной дороги, Камерно-музыкальный театр. Не все из них оказались жизнеспособными. Особое значение для развития театрального искусства Карелии имело открытие 6 июня 1918 г. (в газетных публикациях встречаются две даты открытия Народного театра — 5 и 6 июня, в афише – 6 июня) Народного театра драмы под руководством молодого режиссера Александринского театра Н.В. Петрова. В этот день в здании театра «Триумф» была показана пьеса М. Горького «На дне». В летний сезон в Петрозаводске играли актеры Александринского театра, среди которых блистали Е.П. Корчагина-Александровская и Н.С. Рашевская. После окончания успешного летнего сезона Народный театр драмы был принят на государственное финансирование. 18 ноября при театре была открыта Студия театрального искусства. Осенью 1919 г. Народный театр драмы возглавил Ю.Н. Юрьин. Тогда же театр стал выезжать в гастрольные поездки по уездам, а в январе 1920 г. был переименован в Губернский театр драмы. В сезон 1921-1922 г. главным режиссером театра стал режиссер Александринского театра Н.В. Смолич. В труппу вошли артисты центральных театров, в т.ч. один из старейших актеров Александринского театра Н.П. Шаповаленко.

В марте 1921 г. при финской секции Карполитпросвета был образован Карельский театр. В состав труппы вошли финны-революционеры, эмигрировавшие из Финляндии. Возглавил коллектив актер и руководитель любительских театров Финляндии Виктор Линден. Осенью 1922 г. дело В. Линдена продолжила Санни Нуортева, жена наркома просвещения Карельской трудовой коммуны, будущего председателя ЦИКа АКССР А.Ф Нуортева, организовав любительский театр «Карельская сцена». Спектакли финноязычной труппы проходили в здании театра (кинотеатра) «Красная звезда» на углу пр. К. Маркса и Онежской набережной.

Кроме театров Петрозаводска в годы Гражданской войны действовали театры в уездах и уездных центрах – Олонце, Пудоже, Вытегре, Повенце.

После окончания войны из-за тяжелейшего экономического положения прекратилось финансирование профессиональных театров. Губернский театр драмы был переведен на самоокупаемость. Получая лишь разовые дотации от местной власти, театр не раз приостанавливал свою деятельность, и в 1926 году был закрыт.

Театры довоенного периода (конец 1920-х — 1940 гг.)

В конце 1920-х гг. улучшение финансового положения республики позволило возобновить работу профессионального драматического театра в Петрозаводске. 1 мая 1929 г. в помещении кинотеатра «Триумф» показом пьесы В.М. Киршона «Рельсы гудят» состоялось открытие весеннего сезона театра драмы, а осенью Карельский государственный театр драмы начал работать на постоянной основе (с 1932 г. – Карельский государственный театр русской драмы).

Тогда же стало возможным приступить к осуществлению мер по созданию национального профессионального театра. В 1928 г. на курсы режиссерского отделения Ленинградской художественной (театральной) студии был направлен Р.Я. Нюстрем, преподаватель Карельского егерского батальона, писатель, участник любительского финноязычного театрального коллектива. Годом позже в Ленинграде начала обучение специально отобранная группа талантливой молодежи республики. Осенью 1932 г. выпускники Карельской студии (позднее Карельский драматический техникум) Ленинградского театрального техникума объединились с национальной труппой актеров под руководством Кууно Севандера, уже работавшей с начала года при Карельском государственном драматическом театре. Сформированная из числа финнов, приехавших в АКССР из США и Канады, национальная труппа прошла трехмесячное обучение в Ленинграде осенью 1931 г. Художественным руководителем объединенного коллектива был назначен Р.Я. Нюстрем, директором Кууно Севандер. В октябре 1932 года состоялся показ первого спектакля Карельского государственного национального драматического театра по драме Бориса Лавренева «Разлом» в исполнении объединенной труппы театра. Пережив репрессии 1937-1938 гг., театр стал работать в форме студии, а после окончания Зимней войны был восстановлен как Государственный Финский драматический театр.

Читайте также:
Какую местную продукцию стоит привезти с собой из Паттайи?

Карельский государственный театр русской драмы и Карельский государственный национальный драматический театр регулярно выезжали в гастрольные поездки по республике для «более широкого обслуживания населения». В 1936 г. артисты Карельского государственного национального драматического театра совершили тысячекилометровый лыжный культурно-просветительный поход по районам республики.

В конце 1920-х гг. новое развитие получил любительский театр. В 1927 г. в Петрозаводске возникла рабочая театральная мастерская (РАТЕМАС), позднее реорганизованная в ТРАМ – Театр рабочей молодежи. Отсутствие специальной профессиональной подготовки актеры-любители компенсировали злободневными сюжетами и новыми сценическими формами. Именно в ТРАМе зародился будущий кукольный театр. В 1935 г. для «усиления художественного воспитания детей и подростков» ТРАМ был реорганизован в театр юных зрителей (ТЮЗ) из которого вскоре выделилась группа кукловодов. 15 декабря 1935 г. состоялась первая профессиональная кукольная постановка – спектакль «Рис» по пьесе Р.М. Ландиса. После ликвидации в 1937 г. ТЮЗа кукольники работали при Карельском государственном театре русской драмы, а с 1938 г. Петрозаводский театр кукол стал самостоятельным учреждением.

В 1930-е гг. в республике работали колхозно-совхозные театры, которые с успехом гастролировали по населенным пунктам и предприятиям в районах. В Медвежьей Горе действовал Центральный театр Беломорско-Балтийского комбината, основу штата которого составляли заключенные. Репертуар театра включал драматические спектакли и оперные постановки. В январе 1941 г. театр был передан в ведение Комитета по делам искусств при СНК КФССР, а на его базе вскоре образован Республиканский театр музыкальной комедии.

Театры в годы Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия

С началом Великой Отечественной войны театры республики закрывались или эвакуировались. В эвакуации театральные коллективы ставили спектакли, гастролировали по стране с концертами и театральными постановками. Вкладом в дело Победы стали для артистов выступления в составе фронтовых концертных бригад на передовой, шефские концерты и спектакли для воинских частей армии и флота, госпиталей.

После освобождения Петрозаводска в городе уцелело лишь одно театральное здание – бывший «Триумф», в котором разместился Театр русской драмы КФССР. Государственный Финский (Национальный) драматический театр (с 1950 г. Государственный Карело-Финский драматический театр) первые послевоенные годы находился в Олонце, а в 1950 г. вернулся в Петрозаводск, получив здание на ул. Гоголя – довоенный Дом крестьянина. Петрозаводский театр кукол работал на разных площадках города до середины 1950-х гг., пока наконец не обосновался в здании дореволюционной постройки по соседству с «Триумфом». Для выступлений артистов в парке отдыха в летний сезон был построен новый Летний театр взамен разрушенного в годы войны.

Первый театральный сезон был открыт в Петрозаводске уже 16 сентября 1944 г. Республиканский театр музыкальной комедии представил зрителям комическую оперу Оффенбаха «Перикола». Но из-за отсутствия материальной базы театр был закрыт в начале 1949 г.

В 1952 г. на пл. Кирова началось строительство нового театрального здания по проекту архитектора С.Г. Бродского.

Театры второй половины ХХ века

В 1955 г. было закончено строительство театрального здания на площади Кирова в Петрозаводске по проекту архитектора С.Г. Бродского. Распоряжением Совета Министров СССР от 20 мая и Совета Министров КФССР от 16 июня 1955 г. Театр русской драмы был реорганизован в Государственный музыкально-драматический театр КФССР (с 1956 г. КАССР). Разместился театр в новом здании. Зрителям стали доступны не только драматические спектакли, но и музыкальные. Музыкальная труппа открыла сезон 5 ноября 1955 г. опереттой И. Дунаевского «Вольный ветер». В последующие годы театр радовал зрителей многообразием музыкальных жанров: классические оперетты и оперы, современные оперетты и комические оперы, музыкальные сказки и музыкальные комедии — преддверие мюзиклов. В 1956 г. балетом-комедией «Соперницы» П.Л. Гертеля началась история карельского балета, в которой было немало ярких событий и имен. 27 марта 1959 г. состоялась премьера первого национального балета “Сампо” на музыку Г.-Р.Н. Синисало в постановке И.В. Смирнова. Летом того же года балет был с успехом показан на Декаде карельского искусства и литературы в Москве. В 1985 г. публике была представлена новая редакция балета. Сценическая жизнь «Сампо» перешагнула рубеж столетий, получив заслуженное признание нескольких поколений зрителей. 29 апреля 1968 г. постановлением Совета Министров Карельской АССР Музыкально-драматический театр был разделен на Музыкальный и Русский драматический театры республики. Два театра продолжили свою деятельность под одной крышей. Драматическая труппа театра, а с 1968 г. Государственный Русский драматический театр КАССР с высоким мастерством исполнял спектакли по произведениям русской и зарубежной классики, современных советских и зарубежных писателей. В 1973 г. была показана инсценировка И.М. Бацера в постановке И.С. Ольшвангера «В подвалах отеля «Мажестик» (Четыре дня из жизни комиссара Мегрэ)» по произведению Ж. Сименона. Актер К.В. Пилипенко с тончайшим психологизмом сумел передать образ известного сыщика. Спектакль прошел с огромным успехом. А сам писатель Ж. Сименон, узнав о спектакле в Петрозаводске, прислал К.В. Пилипенко телеграмму со словами дружественной поддержки. В 1982 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в развитии театрального искусства Государственный Русский театр драмы был награжден орденом Знак почета. Преемником Государственного Русского театра драмы в ХXI веке стал профессиональный негосударственный авторский театр “Ad Liberum”, продолживший традиции высокого театрального искусства старейшего театра драмы республики.

Читайте также:
Как стать гражданином Вьетнама россиянину в 2022 году

В середине 1950-х гг. после переезда Театра русской драмы в новое здание, старейшее театральное здание Петрозаводска на проспекте К. Маркса было предоставлено Государственному Финскому драматическому театру. В 1961 г. начинается реконструкция здания по проекту архитектора С.Г. Бродского. Проект предусматривал объединение Государственного Финского драматического театра и Петрозаводского театра кукол, находившегося в соседнем здании, в единый архитектурный комплекс. В связи с затянувшейся реконструкцией и объединением в 1963 г. Финского и Русского драматических театров с целью экономии под общее руководство, Государственный Финский драматический театр не только временно лишился сцены, но и собственной материальной базы. Это побудило актеров Е.С. Томберг, С.А. Туорила, Д. Карпову, писателей и драматургов республики обратиться с открытым письмом о судьбе театра в Министерство культуры СССР. Наконец в 1965 г. режиссерским дебютом Т. Хайми — спектаклем «Куллерво» открылось новое здание театра. Кроме традиционно исполняемых спектаклей по мотивам эпоса «Калевала», по произведениям русской и зарубежной классики, пьес советских авторов, в последующие годы в репертуаре театра появляются спектакли по произведениям писателей Карелии. За спектакль по произведению А. Тимонена «Примешь ли меня, земля карельская?» создатели постановки были награждены в 1972 г. Государственной премией РСФСР им. К.С. Станиславского. Спектакль транслировался по Центральному телевидению СССР, а в Финляндии состоялась радиопостановка спектакля.

Ближайшим соседом Государственного Финского драматического театра стал Петрозаводский театр кукол. В здании 1859 года постройки до революции располагалась гауптвахта, Алексеевская библиотека, кинотеатр «Сатурн». В советское время до Великой Отечественной войны размещалась телефонная станция и кафе, после войны до 1955 г. – ансамбль «Кантеле». Работа театра кукол в здании началась одновременно с его реконструкцией в 1955-1956 гг. – созданием пристройки для стационарного театра со зрительным залом на 125 мест. После реконструкции 1961-1964 гг. по проекту С.Г. Бродского здание театра кардинально изменило свой облик. В 1953 г. в театр пришел Ю.И. Андреев, с которым связана более чем полувековая эпоха в истории театра. Актер, режиссер, учившийся у С.В. Образцова, драматург, Ю.И. Андреев поставил более пятидесяти спектаклей. Спектакль театра 1974 г. «Карельский сувенир» получил широкое признание не только на родине, но и за рубежом, а куклы к спектаклю художника Х.Г. Скалдиной заслужили бронзовую медаль ВДНХ. Большим успехом театра в 1980-е гг. стал спектакль «Картины Калевалы» в оформлении Т.Г. Юфы.

В 1980-х гг. в Петрозаводске появился еще один театр, который стал неотъемлемой частью театральной Карелии. Театр «Творческая мастерская» возник по инициативе актеров. 23 февраля 1985 г. восемь ведущих актеров Русского драматического театра КАССР (О.А. Белонучкин, Л.Ф. Живых, Е.Ю. Бычкова, В.И. Мойковский, Л.В. Зотова, Г. Б. Залогин, Г.М. Москалева, Т.В. Румянцева) показали на сцене Дома актеров Союза театральных деятелей Карелии поставленный своими силами литературный спектакль по повести Б. Васильева «Завтра была война». Спектакль, который игрался почти без декораций, имел огромный успех, актеров стали приглашать СТД Москвы и Ленинграда. В 1988 г. был создан карельский филиал Всероссийского объединения «Творческие мастерские» Союза театральных деятелей РСФСР. 16 ноября 1988 г. на сцене Национального театра КАССР состоялась премьера спектакля «Плаха» по роману Ч. Айтматова. Этот день считается официальной датой рождения нового театра, который возглавил народный артист Литвы И.П. Петров, уже работавший ранее в театрах Петрозаводска. В период становления театр «Творческая мастерская» не раз менял свой статус, став с 1992 г. государственным учреждением. Впереди у театра были новые победы и борьба за существование, творческий поиск и неизменная любовь зрителей.

Читайте также:
16 лучших курортов Сейшельских островов - какой выбрать для отдыха, фото, описание, карта

В 1960-е — 1970-е гг. в районах республики и Петрозаводске были образованы популярные у зрителей, радующие свои мастерством знаменитые народные театры Сортавалы, Пудожа, Олонца, Беломорска, Калевалы, театр-студия “МОНТЕС” в Петрозаводске и другие негосударственные театры. В ХXI веке театральные традиции любительских и негосударственных театров республики получили новую жизнь и новое развитие. К сожалению, документы негосударственных, любительских, народных театров за вторую половину ХХ века не поступали на хранение в Национальный архив Республики Карелия.

Музыкальный и Русский драматический государственные театры республики

Государственный Финский драматический театр КАССР (с 1991 г. Национальный театр Республики Карелия)

История / Historia

Торжественное открытие Карельского государственного национального драматического театра состоялось в октябре 1932 года. Первым спектаклем была драма Б. Лавренева «Разлом» в постановке Р. Нюстрема (Руско).

На сцене играла труппа, созданная из выпускников карельской студии Ленинградского театрального техникума и актеров национального финского коллектива, существовавшего при Петрозаводском Русском драматическом театре, во главе с Кууно Севандером. Первым художественным руководителем театра был поэт и драматург Рагнар Нюстрем, первым директором – Кууно Севандер.

Коллектив театра 1932 г.

С самого начала театр создавался на широкой интернациональной основе. Его актёры – карелы, финны, ингерманландцы – хорошо знали культуру, быт и традиции своего народа. Не меньший вклад в развитие театрального искусства внесли и финны-иммигранты, принесшие опыт и традиции рабочих финских театров Америки и Финляндии. Имея в большинстве своем национальный актерский состав, театр выполнял двуединую функцию, заключавшуюся в приобщении финно- и карелоязычных народов, населяющих республику, к произведениям культуры на родном им языке.

Много испытаний выпало на долю театра: репрессии 1937-39 годов и Великая Отечественная война, унесшие жизни многих талантливых актёров и режиссёров, многократные перебазирования и переформирования, реконструкции, эмиграция…

За 85 лет существования у театра сложились свои уникальные традиции – финская и русская культура, литература, театральные школы постоянно оказывали влияние на творческое лицо театра. Национальной спецификой театра стали игра крупным планом и в замедленном ритме, стремление к психологизму, глубокая наполненность чувством при внешней сдержанности, жизненность, правдивость, стремление раскрыть «душу» каждого образа.

ЗДАНИЕ ТЕАТРА

Национальный театр Карелии располагается на одной из старейших улиц Петрозаводска – проспекте Карла Маркса (бывшая Мариинская улица). Зданию театра, несмотря на его современный вид, почти 150 лет. В 1865 здесь было построено театральное здание, где выступали местные труппы и гастролёры. Оно было деревянным и, увы, сгорело, но в 1912 году построили новое кирпичное здание, где вскоре был открыт кинотеатр «Триумф». В последующие годы здесь проводились различные балы, маскарады, ставились спектакли.

Здание 1950-х гг.

Здание театра до реконструкции 2003 г.

Национальный театр Карелии (в то время Государственный Финский драматический театр) в 1955 году обрел в этом историческом здании свой постоянный дом. Началась масштабная реконструкция комплекса, в который входили здание кинотеатра «Триумф» и гауптвахта, где впоследствии стал работать Театр кукол. Реконструкция шла под руководством московского архитектора, художника, книжного иллюстратора, скульптора и поэта Саввы Бродского.

Савва Бродский не только спроектировал здание, интерьер, но и сам выполнил отдельные декоративные детали оформления. В частности, мозаичное панно на фасаде здания, изображающее героя «Калевалы» Илмаринена. Кузнец, из-под тяжёлого молота которого разлетаются золотые искры, стал визитной карточкой театра.

После реконструкции 2003 года (автор нынешнего облика Национального театра Карелии и Театра кукол – архитектор Евгений Таев) барельеф кузнеца Илмаринена стал частью стеклянного эркера. Эркерное фойе украшает небольшой фонтан и каменный японский сад. Здесь проходят торжественные приёмы, творческие встречи, вечера поэзии и романса у рояля. На втором этаже можно ознакомиться с выставкой картин или фотоэкспозицией. Справа от гардеробной зоны расположено Правое (или Артистическое) фойе, посвящённое актёрам Национального театра Карелии: тем, кто играет на сцене сегодня и тем, кто стоял у истоков – основателям, кумирам прошлых лет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: