Фотографии Кохтлы-Ярве

Уникальный промышленный город в Эстонии — Кохтла-Ярве

Несмотря на то, что Эстония является одной из ближайших соседок России, мы очень мало знаем об этой стране. Самые известные эстонские города — Таллин, Нарва, некоторые возможно вспомнят еще Тарту. Но вот о крупном промышленном городе с непривычным названием Кохтла-Ярве мало кто слышал.

  1. Местоположение
  2. История города
  3. Достопримечательности с фото
  4. Численность населения
  5. Экономика
  6. Инфраструктура
  7. Музей сланца

Местоположение

Кохтла-Ярве — это пятый по величине населенный пункт Эстонии. Он находится в северо-восточной части страны, в уезде Ида-Вирумаа. По сути, это агломерация, состоящая из несколько промышленных поселков-районов, а именно:

  • Ярве (а также автономный район Кява) — это исторический и административный центр города, его сердце.
  • Ахтме — крупный спальный район.
  • Кукрузе — один из промышленных сланцедобывающих центров, известный помимо прочего крупным отвалом отработанной породы.
  • Ору — поселение, возникшее вокруг торфобрикетного завода.
  • Сомпа — поселок деревенского типа.
  • Вийвиконна.

История города

Люди жили на месте нынешнего города очень давно. Первые письменные упоминания о деревнях Ярве и Кукрузе датируются 1241 годом, а о Сомпа — 1420 годом.

История современного Кохтла-Ярве неразрывно связана с горючим сланцем. В этом регионе были обнаружены богатые залежи этого полезного ископаемого, которое часто называют твердой нефтью. В начале 20 века потенциальным источником топлива и сырья для химической промышленности заинтересовалось руководство страны.

В 1919 году была организована добыча сланца как в шахтах, так и открытым способом. Вокруг вырастали шахтерские поселки, а в 1924 году возле железнодорожной станции Кохтла возник завод, производящий сланцевое масло, а рядом с ним — и поселок с названием Кохтла-Ярве.

В годы Второй мировой войны и первые послевоенные годы значение сланца для промышленности возрастало, а шахтерский поселок увеличивался. 15 июня 1946 года Кохтла-Ярве получил статус города.

Вплоть до 1990 годов город разрастался, в него включали все новые поселки. В 1991 году Кохтла-Ярве уменьшился за счет того, что из его состава была выведена часть районов.

Достопримечательности с фото

Туристических достопримечательностей в шахтерском городе немного. Кроме уникального Эстонского музея-шахты, любознательный турист может посетить следующие места:

  • Водонапорная башня. Один из символов Кохтла-Ярве, по задумке строителей должна была иметь форму шахтерского фонаря. Находится на въезде со стороны Нарвы.
  • Водопад Валасте. Самый высокий водопад Эстонии находится в окрестностях города. Наиболее удачное время для посещения — весна, когда водопад наиболее полноводен, а также зима, когда струи воды застывают, образуя причудливые узоры.
  • Мельница и усадьба Тюрпсаль. Находится на въезде, мыза была известна уже в 1497 году и принадлежала одному из старейших родов Эстляндии — семейству фон Пайкуль.
  • Усадьба Кукрузе в одноименном районе. Старинная усадьба рода фон Толь, выстроенная в разных архитектурных стилях.

Мельница и усадьба Тюрпсаль:

Усадьба Кукрузе в одноименном районе:

Численность населения

По данным 2013 года население города составляло около 36,5 тысяч человек, однако оно постепенно уменьшается. Самые густонаселенные районы:

  • Ахтме;
  • Ярве.

Почти 40 % населения — это пенсионеры.

Экономика

Экономика города тесно связана с добычей и переработкой горючего сланца. Кохтла-Ярве называют порой эстонским Донбассом. К сожалению, в последние годы экономическая ситуация в городе ухудшается в связи с уменьшением потребности в этом полезном ископаемом. Шахты закрываются, а заводы сокращают рабочие места.

В настоящее время в городе работает 1 шахта и 1 карьер под управлением государственного акционерного общества «Эсти Энергия».

Другие крупные предприятия отрасли — это АО «Виру Кеемиа Групп» и химический завод по производству удобрений «Нитроферт».

Читайте также:
Стоиомось приватизация квартиры в 2022 году

Инфраструктура

В связи с географическими особенностями в городе действует хорошо налаженная сеть общественного пассажирского транспорта. Сообщение между районами осуществляется посредством автобусов и маршрутных такси.

Среди объектов социальной сферы можно назвать:

  • 6 средних и 8 начальных школ;
  • 3 ПТУ;
  • Вирумааский колледж Таллинского технического университета;
  • 6 больниц с поликлиниками;
  • имеется 34 спортивных сооружения;
  • православная церковь.

Остановиться на несколько дней можно в гостинице:

  1. Hotel Alex;
  2. Virumaa Hostel;
  3. Valaste Guest house and Camping.

Работают кафе и торговые центры.

Музей сланца

Музей сланца — одно из подразделений уникального Эстонского шахтного музея. Это настоящая гордость города, которая вызывает неизменный интерес у туристов.

Музей расположен по адресу: Яаaма 100, Кохтла-Ныммe 30503 Ида-Вирумаа.

Расписание работы: вторник-суббота с 11:00 до 17:00.

Это интереснейший очень интерактивный и одновременно информативный музей. Во время экскурсии туристам предлагается надеть каску и взять в руки настоящий шахтерский фонарь, а затем спуститься в шахту. Там, под землей, им предстоит проехать на подземном поезде, который когда-то возил шахтеров, познакомиться с основным шахтерским инструментарием и способами добычи и испытать на себе повседневные трудности рабочих будней шахтера.

За дополнительную плату можно пообедать в подземной шахтерской столовой. Интересна также и прогулка по обширной территории музея с множеством экспонатов, а также экстремальная поездка на заброшенные карьеры.

Кохтла-Ярве, Эстония – достопримечательности и развлечения

  • Город Kohtla Jarve на карте Эстонии
  • Что посмотреть в Кохтла-Ярве обязательно – главные достопримечательности города
  • Кукрузский террикон
  • Глинт в Онтике
  • Водопад Валасте
  • Музей-шахта
  • Достопримечательности Кохтла-Ярве за 1 день
  • Что делать в Кохтла-Ярве летом
  • Чем заняться в Кохтла-Ярве зимой

Чаще всего, туристы, выбирающие Европу, в качестве следующего объекта путешествий, предпочитают отправляться в столицы стран с многовековой историей. Те, кто выбирают Эстонию, чаще всего едут в Таллин. Однако, в этой прекрасной стране много других городов, которые заслуживают внимания. Взять хотя бы Кохтла-Ярве.

Удивительно то, что этот маленький городок возведен прямо на залежах горючего сланца. Чем же он может заинтересовать туриста? Сегодня мы расскажем вам об этом.

Город Kohtla Jarve на карте Эстонии

Кохтла-Ярве – относительно молодой город, возникший в 1946 году. По величине – он пятый в стране. Население города – 36 тысяч человек. Интересно то, что эстонцев там проживает всего 15 %.

Данный административный округ, скорее, можно назвать агломерацией, нежели городом. В его состав входит несколько промышленных районов:

  • Ору.
  • Ярве.
  • Вийвиконна.
  • Ахтме.
  • Сомпа.
  • Кукрузе.

Расположение Kohtla Jarve на карте страны:

Что посмотреть в Кохтла-Ярве обязательно – главные достопримечательности города

Данная агломерация – важный промышленный объект страны. Её сланцевые месторождения очень ценные. Благодаря особым природным условиям, в пределах данного округа сосредоточено большое количество уникальных достопримечательностей.

Кукрузский террикон

Очень красивая природная достопримечательность, представляющая собой искусственную насыпь из пустых пород. Не так давно здесь функционировала шахта. Теперь она закрыта.

На территории террикона находится музей сланца, который может посетить любой желающий. Придя в него, вы сможете узнать много интересного о данном ресурсе, особенно о специфике его формирования.

Местные власти планируют строить горнолыжный курорт на кукрузском терриконе в будущем.

Глинт в Онтике

Эта природная достопримечательность – один из главных символов Эстонии. Именно здесь была зафиксирована отметка над уровнем моря более, чем в 55 метров.

Сюда ежедневно привозят десятки туристов, желающих узнать, как шахтеры добывают сланец. Они могут спуститься тут в шахты по специальным лестницам и даже совершить прогулку на поезде, которым пользуются настоящие шахтеры.

Водопад Валасте

Данный водопад – самый большой в Балтийском регионе. Кроме того, он очень красивый. Находится он рядом с Глинтом в Онтике. На местной территории есть смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на природу.

Совет! Рекомендуем увидеть водопад Валасте весной, в период таяния воды.

Музей-шахта

Основная достопримечательность Кохтла-Ярве. Данная шахта функционирует давно, а точнее с 90-х годов. В тот период здесь добывали огромное количество сланца. К сожалению, сегодня его запасы значительно уменьшились.

Читайте также:
Основные сведения об Австрии

После того, как стало ясно, что ресурса в этом месте практически не осталось, власти инициировали затопление шахты, но, благо, план не был приведен в действие. В итоге из нее сделали музей.

Достопримечательности Кохтла-Ярве за 1 день

Кохтла-Ярве – маленький эстонский городок, который можно объехать на автомобиле за несколько часов. Практически все достопримечательности города вы сможете увидеть за пару дней. Однако, если время поджимает, то кроме природных ресурсов и красот, рекомендуем дополнительно ознакомиться с:

  • Водонапорной башней. Визитная карточка города. Архитектор изначально задумывал специфическую постройку, которая напоминала бы по форме обыкновенный шахтерский фонарь. Находится данная достопримечательность на въезде в Нарву.

  • Усадьбой Кукрузе. Интересный исторический объект, созданный в разных архитектурных стилях. Ранее она принадлежала семье фон Толь. Некоторые здания усадьбы одноэтажные, но есть и двухэтажные, с балконом. Отделка стен – белая, а крыши – бежевая или ярко-оранжевая.

  • Мельницей Тюрпсаль. Находится на въезде в город, поэтому ее невозможно пропустить. С 1947 года принадлежала уважаемому эстонскому семейству Пайкуль.

Что делать в Кохтла-Ярве летом

С наступлением приятной теплоты расцветает природа. Если будете в этом городе летом, обязательно посетите центральный парк. Прогуляйтесь по берегу пруда, послушайте пение птиц, наслаждайтесь видом шикарного фонтана.

Здесь очень красивое озеро. Можно арендовать лодку и совершить прогулку по нему. Также в данном парке есть зоны для игры в футбол или волейбол. А еще летом здесь функционируют аттракционы. В городском парке Кохтла-Ярве вы сможете весело провести время, как в одиночестве, так и с компаний.

Кроме этого, в теплую погоду рекомендуется пройтись вдоль улиц города, чтобы рассмотреть классическую сталинскую архитектуру. Многоэтажные дома здесь практически не реставрировали, а на некоторых из них даже сохранились рисунки, сделанные при жизни Иосифа Сталина.

Чем заняться в Кохтла-Ярве зимой

Зима – прекрасное время года, когда можно вдоволь насладиться природными достопримечательностями. Да, они покрыты снегом, однако от этого не лишаются очарования.

Если будете здесь зимой, обязательно отправьтесь к водопаду Валаста, а точнее – на его смотровую площадку. Оттуда открывается очень красивый вид. Также рекомендуем посетить местную шахту-музей.

Кохтла-Ярве – город коричневого золота

Кохтла-Ярве – это город на северо-востоке Эстонии, возникший в 1946 году на залежах горючего сланца. Население на данный момент – 36 тысяч человек, эстонцев среди которых всего 15%. Из всех эстонских городов Кохтла-Ярве имеет наиболее разбросанную структуру, образовавшись в свое время из нескольких рабочих поселков, обслуживавших сланцевые шахты. В советское время его население доходило до 70 тысяч жителей, однако после того, как Эстония получила независимость, некоторые части города были выделены из его состава и стали самостоятельными – это уездный центр Йыхви, а также города Кивиыли и Пюсси. Сделано это было по политическим мотивам – считалось, что слишком большие русскоязычные города с их мощными профсоюзами и “забастовочными комитетами” угрожают новой эстонской власти.

Однако даже после всех этих реорганизаций город все равно продолжает состоять из нескольких удаленных друг от друга частей – это, прежде всего, центральный район Ярве, новый спальный район Ахтме, расположенный к югу от отделившегося Йыхви, а также Кукрузе, Ору, Сомпа, Вийвиконд, Сиргала и Кява. Обойти их все за один раз невозможно, а потому я пока ограничусь лишь центральной, Ярвеской частью города. Находится она чуть в стороне от шоссе Нарва-Таллин, ориентиром у въезда будет вот такая водонапорная башня.

Читайте также:
Уровень средней заработной платы в Санкт-Петербурге на 2022 год

Сразу поясню тему насчет “коричневого золота”. Одно время в Эстонии стало модно придумывать девизы для каждого города. Именно тогда Нарва стала “городом хорошей энергии” (рядом расположены две электростанции), а Силламяэ – “городом свежих морских ветров” (расположен на берегу моря). Для Кохтла-Ярве тогда же был придуман несколько противоречивый девиз – “город коричневого золота”. Имелось в виду, конечно, то, что большинство жителей города до сих пор занято в добыче и переработке горючего сланца, цвет которого как раз ближе всего к коричневому. Однако из-за всем понятных нехороших ассоциаций тема развития не получила и заглохла :)

Но продолжим прогулку по Ярвеской части города, начав от водонапорной башни. Вот здесь раньше находилась автостанция Кохтла-Ярве, все автобусы, направлявшиеся в Таллин, всегда делали здесь остановку. Но сейчас автовокзал перенесли в другое, более оживленное место.

Дома в этой части города особым изяществом не отличаются. Вот это вообще какой-то экспериментальный дизайн :)

Улица здесь называется Оутокумпу, в честь города-побратима Кохтла-Ярве, финского Оутокумпу. Дружбе между городами посвящен вон тот “камень содружества”.

Делаем круг мимо облезлых “хрущевок”

Тут даже не пять этажей, а всего четыре

Вот и центральный перекресток Кохтла-Ярве. Тут в кадр попал трактор, везущий только что убранный снег.

Центральная улица Кохтла-Ярве – Ярвекюла. Влево уходит вторая основная улица – Калеви, ведущая в сторону шоссе Нарва-Таллин. Тут как раз хорошо видно, что дом слева был построен еще до “борьбы с излишествами в архитектуре”, а дом справа – уже после :)

Дома с “излишествами” выглядят, конечно, посимпатичнее

Розовый дом напротив – гостиница ALEX. Как мне тут рассказали, ее хозяин в свое время выжил в страшной катастрофе парома “Эстония” и на полученную от судоходной компании компенсацию смог купить это здание, в котором и открыл отель.

А это городская библиотека. Что это там за указатель справа?

Вот такой местный креатив. Все стрелки, как я понял, указывают на библиотеку, где можно найти книги на соответствующую тему. А вот Вестерос – это еще и город в Швеции, которая тоже находится в том же направлении :)

А вот и главная площадь Кохтла-Ярве

Это что, у нас такая радиостанция есть – Юмор FM? И правда, в Эстонии она тоже вещает.

“Юмор FM” делает упор на сатирические и юмористические передачи. Филиалы “Юмор FM” работают в 148 городах России, а также Риге и Минске.

От центральной площади начинается пешеходная аллея с лавочками и фонарями

“Знак, у которого все фотографируются”, оказывается и в Эстонии есть такая тема. Правда я не знаю, зачем рядом с ним фотографироваться :)

У нас в Нарве есть такой квартал в городе – Коолипыйк (“школьный переулок”), он весь застроен старыми двухэтажными домами и потому является в городе самым непрестижным, чуть ли не трущобами. Здесь же, в Ярвескй части Кохтла-Ярве, такое ощущение, что все дома именно такие. Смотрится, честно говоря, не очень.

Еще один домик послевоенной постройки. Рядом – вездесущая Maxima.

Вообще, конечно, есть в Кохтла-Ярве и более современный район, с обычными пятиэтажками и девятиэтажками – бывший т.н. Соцгород – но он расположен чуть дальше на север, я туда не пошел.

Читайте также:
Топ 9 горнолыжных курортов Грузии

Недостаток красоты компенсируется салоном красоты :)

Показывал эти фотографии сотрудникам на работе, одно время жившим в этом городе. Они каждую фотографию сопровождали емким нецензурным словом на букву П :)

И тут вдруг посреди этого П появляется вот это. Как говорится, вот вам четыре буквы, Ж, 0, П и А, сложите из них слово “счастье”. В Кохтла-Ярве, как мы видим, сложили :)

Впрочем, именно здесь, на площади перед горуправой, Кохтла-Ярве становится отдаленно похож на Санкт-Петербург :)

Монумент “Слава труду”. Судя по ступенькам на трибуне, именно здесь в советские времена проходили демонстрации трудящихся. Я, кстати, хоть и живу в этом регионе очень давно, но в этом месте – в первый раз. До этого видел этот памятник только в фотоальбомах типа “Советская Эстония”.

Панорама площади. В центре памятник, по бокам “сталинский ампир”. Горуправа остается за спиной, не попадая в кадр. Но там здание страшное, совершенно не гармонирующее с окружением.

Над этим “креативным” указателем мы, конечно, долго смеялись :)

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан :)

Я же направился обратно к машине, которую оставил на улице Ярвекюла у одного из магазинов.

Кстати, насчет магазинов, приведу здесь давний комментарий от одного из моих читателей, Александра из СПб –

Спасибо за информацию о городе. Для нас, ленинградцев, Кохтла-Ярве был КТМ (конечной точкой маршрута) однодневных вылазок в Эстонию, за что нас совершенно справедливо и называли “покупантами”. От водонапорной башни шла улица магазинов, она идет и сейчас, только в этих магазинах для нас уже ничего интересного нет.
А раньше – все было нужно и интересно!
Вначале шла Нарва, а потом – Кохтла-Ярве. Машину ставили около водонапорной башни или на пустыре, где сейчас Сельвер. Потом – разделившись на группы по интересам – мужчины в спорттовары за автозапчастями, а женщины – в одежду. Встречались у продовольственного, где покупали Вана Таллин, пиво (если повезет) ну и молочные продукты.
И помню симпатичное кафе “Трилобит”, кажется, после улицы магазинов – направо.
Удивлял нас отличный асфальт (по сравнению с Ленинградом), обилие дорожных знаков и светофоров, здесь мы впервые увидели светофоры на фермах над дорогой. Ну и аккуратные домики. Теперь все это в прошлом, к сожалению. Вид у города весьма-весьма убогий. На фотографиях он выглядит даже лучше.

В Кохтла-Ярве есть и свои “пять углов”. Вот здесь улица Лидии Койдула уходит от перекрестка под углом 45 градусов в сторону той самой центральной площади, где мы недавно были.

В феврале 2018 года Эстония отмечает 100-летие независимости

Кохтла-Ярве

Город Кохтла-Ярве является одним из крупнейших промышленных городов Эстонии, чья экономика формируется за счет добычи и переработки горючего сланца. Он привлекает туристов своими уникальными природными объектами, связанными с особенностями его экономической деятельности.

История Кохтла-Ярве

Несмотря на то, что статус города Кохтла-Ярве получил лишь в 1946 году, на этой территории поселения возникли задолго до этого. Впервые записи о них были сделаны в Датской поземельной книге в 1241 году, но это были лишь села и деревни. В город они превратились благодаря нахождению здесь залежей горючего сланца, представляющего собой «твердую нефть».

После того как в 1916 году партия сланца была отправлена в Петербург на исследования, были выявлены его многочисленные положительные свойства. Ископаемое стали использовать как топливо, а также применять в химической промышленности.

Читайте также:
Сколько лететь до Гоа из Москвы прямым рейсом? Время, часов

В настоящее время территориально город состоит из восьми отдельно стоящих частей. Определить, где жилой регион, а где промышленный, весьма просто по возведенным домам и зданиям. Национальный состав города – русские, эстонцы и другие национальности.

Погода в Котхла Ярве

Погода Котхла-Ярве – вот что волнует путешественников перед поездкой, поэтому они стараются приезжать летом, когда температура поднимается до максимального уровня. Зимы здесь относительно мягкие, но летнее время является гораздо более привлекательным для туристов.

Климат Кохтла-Ярве характеризуется как холодно умеренный. Здесь выпадает значительное количество осадков даже в самый засушливый месяц, которым считается февраль. Самый дождливый месяц – это август. Среднегодовая температура составляет около 5ºС.

Чем Кохтла-Ярве интересен туристам?

Сердцем Кохтла-Ярве является площадь Вирула, на которой расположен одноименный торговый центр. На Центральной аллее установлен памятник «Слава труду», напротив постамента расположилась мэрия. Из всех построек города выделяется соседнее с мэрией здание, возведенное в конце 40-х-начале 50-х годов, которое отличается монументальностью. Имеется и другой постамент, установленный в советское время, – это памятник погибшим советским воинам.

Посещая Кохтла-Ярве, фото могут выйти не столь впечатляющими как на европейских курортах, но найти хороший фон все же удастся, особенно у центральной аллеи или парка.

Кохтла Ярве – достопримечательности

Символов города немного, к тому же некоторые из них находятся в несколько плачевном состоянии, например, водонапорная башня, которую практически возвели на въезде в город, но оставили неокрашенной. Тем, кто абсолютно не знаком с сельской жизнью, стоит посмотреть на руины ветряной мельницы, располагающиеся на противоположной стороне от башни.

К самым интересным достопримечательностям Кохтла-Ярве (Эстония) относятся следующие:

  1. Террикон в Кукрузе, отличающийся значительной высотой, которая составляет 182 м. Ранее здесь была действующая шахта, которая в настоящий момент закрыта, а на ее месте в 1966 году был открыт Музей сланца.
  2. Еще один музей-шахта расположен в 10 км от центра Кохтла-Ярве – в Кохтла-Нымме. Здесь также раньше была шахта, которая функционировала до 90-х годов, пока употребление сланца не уменьшилось.
  3. Глинт в Онтике – природный символ Эстонии. Здесь зафиксирована самая высокая отметка над уровнем моря – 55,6 м. Во время полуторачасовой экскурсии можно совершить спуск в шахту.
  4. Водопад Валасте – считается самым высоким на территории Балтийского региона.
  5. В деревне Куремяэ, которая находится рядом с Кохтла-Ярве, расположилась основная архитектурная достопримечательность – Пюхтицкий Успенский монастырь. Здесь содержится древняя икона Успение Богоматери, ее особенностью является то, что Божья Матерь изображена стоящей на земле.

Где остановиться в Кохтла-Ярве?

Для туристов, посещающих Кохтла-Ярве, отели предлагаются совершенно разной ценовой категории. Наиболее популярными являются:

  1. Гостевой дом и кемпинг Valaste – расположен в 20 м от водопада Валасте. Здесь имеется сауна, детская площадка, кафе, сад с принадлежностями для барбекю.
  2. Апартаменты Sakala 1 – расположены в 4,3 км от глинта Онтика. Преимуществом является то, что здесь можно остановиться с домашними животными.
  3. Апартаменты Põhja allee 9 – находятся в 4 км от скал Онтика, в распоряжении гостей имеется патио.
  4. Хостел Virumaa – находится в непосредственной близости от автовокзала. К услугам гостей предоставляется бесплатная частная парковка. Номера на первом этаже подходят для людей с ограниченными физическими возможностями.

Как добраться до города?

Желая попасть в промышленный центр Эстонии, нужно знать, где находится Кохтла-Ярве. Город расположен в северо-восточной части страны, практически рядом с шоссе Таллин-Нарва-Петербург. Добраться до города можно от автовокзала на регулярных рейсах или на поезде.

Кохтла-Ярве

59° 23.9227 ′N , 27° 15.0299 ′E
59.39871N, 27.25050E
59°23′55.36″N, 27°15′1.79″E

Читайте также:
Транспортный сервис государства Израиль

6 материалов по 5 объектам, 24 фотографии

  • Карта
  • Заметки 2
  • Фотографии 24

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Кохтла-Ярве.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Кохтла-Ярве. Город коричневого золота ;)

Материал понравился:

Промышленный город на северо-востоке Эстонии. Население 37 тысяч человек. Вся промышленность здесь построена вокруг добычи и переработки горючих сланцев. В этой связи недавно был забавный случай. Городское руководство решило, что городу надо придумать девиз. И придумали. “Кохтла-Ярве — город коричневого золота”. Уж лучше было бы без девиза :)

Как-то на одном форуме меня спросили:

-Что интересно про Котхлу напишешь? Бываю там раз в полгода и никак не пойму: 45 тысяч жителей, для Эстонии немало, заводы какие-то работают, что для Эстонии тоже редкость — но почему же там так угрюмо?

Да, в отличие от Нарвы, в Кохтла-Ярве действительно нет средневековых достопримечательностей, а потому город довольно уныл. Тем не менее, здесь есть очень много красивых домов т.н. “сталинской” архитектуры, правда большинство из них них пребывают в довольно-таки облезлом состоянии. В целом же такое ощущение, что если Нарва развивалась до самого конца советской власти, то Кохтла-Ярве как-будто застрял где-то в хрущевском времени. Точно так же город не особо развивался и в последние годы, о чем говорит отсутствие современных торговых центров.

Еще в определенных кругах город считается самым бандитским и гопническим в Эстонии. Ну, во всяком случае, так мне рассказывали кохтла-ярвеские однокурсники в общаге :)

На въезде в город. Визитная карточка Кохтла-Ярве — водонапорная башня

Останки ветряной мельницы у торгового центра Prestone

В центре города. Слева — ‘”хрущевская”‘ ахитектура, справа — “сталинская”

Жилые дома 50-х годов

Православная церковь довоенной постройки

И еще в дополнение к сказанному. Ностальгический рассказ туриста из С.-Петербурга Александра, того самого, что рассказывал про свое детство в Элва:

Спасибо за информацию о городе. Для нас, ленинградцев, Кохтла-Ярве был КТМ (конечной точкой маршрута) однодневных вылазок в Эстонию, за что нас совершенно справедливо и называли “покупантами”. От водонапорной башни шла улица магазинов, она идет и сейчас, только в этих магазинах для нас уже ничего интересного нет.

А раньше — все было нужно и интересно!

Вначале шла Нарва, а потом — Кохтла-Ярве. Машину ставили около водонапорной башни или на пустыре, где сейчас Сельвер. Потом — разделившись на группы по интересам — мужчины в спорттовары за автозапчастями, а женщины — в одежду. Встречались у продовольственного, где покупали Вана Таллин, пиво (если повезет) ну и молочные продукты.

И помню симпатичное кафе “Трилобит”, кажется, после улицы магазинов — направо.
Удивлял нас отличный асфальт (по сравнению с Ленинградом), обилие дорожных знаков и светофоров, здесь мы впервые увидели светофоры на фермах над дорогой. Ну и аккуратные домики. Теперь все это в прошлом, к сожалению. Вид у города весьма-весьма убогий. На фотографиях он выглядит даже лучше.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей – платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид – горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. – точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета – Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот материал в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Да немало развалили. Текстильный Кренгольм в Нарве умер полностью, а это 7 фабрик было. С советской оборонкой много чего было связано — нарвский Балтиец и таллинский Двигатель закрыли, силламяэский Силмет достаточно удачно перепрофилировали из атомного в производителя редкоземельных металлов. А так все три на атомный Минсредмаш работали. Да много чего закрыли, ведь рынки сбыта не так просто найти и на модернизацию много денег надо.

А сейчас флагманы промышленности — это сланцевая энергетика и сланцепереработка. Несколько новых заводов строят по производству мазута из сланца. Не дай бог нефть упадет — Эстония на этом столько потеряет. Так что как бы эстонцы не желали России падения нефтедоходов, мы теперь тоже в одной лодке :)

Но все равно имеющейся промышленности слишком мало, чтобы хорошо жить. Даже власти уже поняли это. На субподрядах много не заработаешь. Так и будет в стране минималка 300 евро. А лни-то рассчитывали, что заводы закроют, а зарабатывать будут на банках и инфотехнологиях. А тут вдруг кризс — бац. И Эстония после него так и не восстановилась до конца. К примеру, Россия в 2008 имела +5% роста, а в 2009 -8%, т.е. в сумме -3%. А Эстония за два года тогда упала где-ьл на 15-18% в сумме.

А средняя зарплата да, формально 900 с чем-то евро. Но медиана гораздо ниже. Недаром сотни тысяч жителей свалили за границу. Живут и работают в Финляндии, Швеции, Англии, Ирландии. 1.2 млн осталось от советских 1.6 млн. Ничего так, да?

Кохтла-Ярве

Описание

Кохтла-Ярве (эст. Kohtla-Järve; с 1946 года) — город на северо-востоке Эстонии. Расположен на залежах горючего сланца, добыча и переработка которого являются основными видами деятельности в городе.

Местонахождение и размеры

Город находится на северо-востоке Эстонии, в уезде Ида-Вирумаа, вблизи шоссе Таллин-Нарва-Петербург и железнодорожной ветки Таллин-Нарва. Площадь — 68 квадратных километров. Является пятым по площади и по численности населения городом Эстонии. Состоит из восьми отдельно стоящих частей города: Ахтме (эст. Ahtme), Ярве (эст. Järve), Кукрузе (эст. Kukruse), Ору (эст. Oru), Сомпа (эст. Sompa), Вийвиконна (эст. Viivikonna), Сиргала (эст. Sirgala) и Кява (эст. Käva). Ахтмеская часть города находится южнее уездного центра и состоит из Центрального Ахтме, Нового Ахтме, Старого Ахтме, Пуру, Ийдла, Таммику и Паргитагузе. Крупные промышленные предприятия (ТЭЦ, VKG, «Нитроферт») находятся на северо-западе ярвеской части города. Между Старым Ахтме и городом Йыхви расположен жилой микрорайон Ийдла.

История

Кохтла-Ярве получил статус города в 1946 году. Однако поселения на его территории существовали давно. Так, первое упоминание о деревне Ярве (там она именуется Jeruius) в Датской поземельной книге (англ.) относится к 1241 году. Нынешняя часть города Кукрузе впервые упоминается тоже в 1241 году (Kukarus), а Сомпа — в 1420 году (Soenpe).

Вероятно, на месте нынешнего Кохтла-Ярве так и не возникло бы города, если бы не горючий сланец, залежи которого в здешних краях довольно значительны. Образно говоря, горючий сланец — это «твердая нефть». О том, что этот камень может гореть, местные жители знали давно. Существуют легенды, рассказывающие о том, каким образом это было замечено. Согласно одной из них, когда-то в давние времена пастухи, разжигая костры, имели обыкновение выкладывать вокруг них кольцо из камней. Обычно для этого использовали известняк, но как-то раз воспользовались желтовато-коричневыми камнями, которых оказалось немало в том месте. Пастухам трудно было поверить своим глазам, когда они увидели, как жарко эти камни пылают вместе с дровами. По другой легенде некий крестьянин построил себе баню из сланца. Стоило растопить её, как загорелись стены — к величайшему изумлению крестьянина и всех соседей.

Однако долгое время сланец оставался в глазах местного населения всего лишь странным курьезом, не имевшим практического значения. Использовать его в качестве топлива не было необходимости, ведь вокруг хватало лесов. К тому же горящий сланец выделяет слишком много копоти.

Всерьез сланцем заинтересовались во втором десятилетии двадцатого века. Известно, что в 1916 году партия эстонского сланца была отправлена в Петроград для того, чтобы изучить его свойства. Исследования показали, что сланец является ценным полезным ископаемым, которое может использоваться как в качестве топлива, так и в качестве сырья для химической промышленности.

В 1919 году в Эстонской республике было создано объединение «Государственная сланцевая промышленность». Сланец добывали как под землей, в шахтах, так и открытым способом, то есть на сланцевых разрезах. Рядом с шахтами и разрезами росли поселки. В 1924 году неподалеку от железнодорожной станции Кохтла был построен завод по производству сланцевого масла. Рядом с ним начал расти рабочий поселок, названный Кохтла-Ярве. В середине 1930-х годов он включал несколько рабочих кварталов — Кява, Вахекюла, Паванду.

В годы Второй мировой войны значение эстонского сланцевого бассейна выросло: Германия рассматривала его как источник получения горючего. Впрочем, начать полномасштабную эксплуатацию месторождения немцы не успели.

После войны сланец во все возрастающих количествах потребовался для северо-западной части Советского Союза. Главный поселок сланцевого бассейна получил статус города 15 июня 1946 года.

С этого момента в течение почти двадцати лет шел процесс административного объединения окрестных населенных пунктов в рамках Кохтла-Ярве. В 1949 году в состав Кохтла-Ярве были включены поселки Кохтла и Кукрузе. В 1960 году в него вошли города Йыхви и Ахтме, а также поселок Сомпа. В 1964 году в подчинение Кохтла-Ярве перешли город Кивиыли, посёлок Ору, Пюсси и Вийвиконна. Таким образом, Кохтла-Ярве сильно разросся, превратившись при этом в город с уникальной планировкой, поскольку его части оставались сильно разбросанными «островами», лежащими среди лесов, сельскохозяйственных угодий и сланцевых разработок.

В 1991 году количество частей Кохтла-Ярве уменьшилось, из его состава вышли Йыхви, Кивиыли и Пюсси, став самостоятельными городами, а также Кохтла, получившее право посёлка. В настоящее время Кохтла-Ярве состоит из шести (а если точнее, восьми) частей: Ярве (в район входит также автономный район Кява), Сомпа, Кукрузе, Ахтме, Ору и Вийвиконна (в район административно также входит и поселок Сиргала). Планировка города остается очень своеобразной. Число жителей его немногим менее 50 тысяч, однако два человека, находящиеся один в Сиргала, а другой в Ярве — то есть оба на территории Кохтла-Ярве, — могут быть разделены расстоянием, превышающим 30 километров.

В 1990-е годы объёмы добычи и переработки сланца уменьшились, однако перспективы для дальнейшего существования сланцевой промышленности сохраняются, особенно если удастся модернизировать её до уровня самых современных технологий. Кроме того, накопленные за десятилетия производственная культура и навыки, промышленный интеллектуальный потенциал жителей Кохтла-Ярве дают широкие возможности для развития в городе иных, не связанных со сланцем предприятий.

Части города

  • Ярве состоит из Старого Города, Эхитаяте (соседствует с Кява) и т. н. Нового Города (бывший Социалистический район) (т. н. Соцгород).
    • Старый Город — центр обработки и исследования сланца.
    • Кява — промышленная часть, располагающаяся на юге города Кохтла-Ярве, развивалась вместе с шахтой Кява.
    • Новый Город — центр образования и культуры.
  • Ахтме состоит из Ийдла, Таммику, Пуру, Центрального Ахтме, Старого Ахтме и Нового Ахтме. Спальный район города, по численности населения является вторым районом города. Находится в 2 км на юго-западе от Йыхви.
  • Кукрузе — часть города между Кохтла-Ярве и Йыхви в рамках волости Кохтла. Поселение сформировалось после 1916 года, когда в Кукрузе стали добывать сланец. Кукрузе известен своим террикоником, являющаяся местом развлечения в зимние месяцы.
  • Ору находится в 9 км на восток от Йыхви недалеко от Оруской железнодорожной станции, в границах Тойлаской волости. Поселение возникло в связи с постройкой завода, производящего торфобрикет, в 1958 году.
  • Сомпа находится вблизи Таллинско-Нарвской железной дороги, на западе от Йыхви и востоке от Ярвеской части города в пределах волости Йыхви.
  • Вийвиконна находится в 7 км на юго-западе от железнодорожной станции Вайвара (эст.), в границах волости Вайвара.
    • Сиргала был основан вместе со сланцевым карьером. Находится на востоке от Вийвиконна.

Кроме административной власти у этих частей города общим является только производство и обработка сланца, а также часть инфраструктуры.

Эстонский Кохтла-Ярве и российский Ижевск сблизил Хоакин Мурьета

5 сентября 2019 7:14

Балет на музыку рок-оперы Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» показали в эстонском городе Кохтла-Ярве молодые артисты балетной студии «Театральный сезон» из столицы российской автономной республики Удмуртия – города Ижевска.

Спектакль потряс зрителей новаторским подходом постановщика – руководителя студии и балетмейстера, заслуженной артистки Удмуртии Оксаны Батуевой и второго хореографа Надежды Мироновой.

Только ленивый в 70-х годах прошлого века не гонялся за магнитофонными записями Рыбникова. А попасть в Московский «Ленком» на «Хоакина Мурьету» было равносильно «увидеть Париж и умереть».

Но чтобы на этот сюжет, эту музыку был поставлен балет, да еще силами молодых людей от семи до тридцати пяти лет – такое представить было непросто. А тут – надо же: в эстонский шахтерский город приехал этот спектакль.

Привезла балетный коллектив из Ижевска Екатерина Хабибуллина, которая много лет назад побывала с детьми в Кохтла-Ярве, где они участвовали в конкурсе академического вокала для детей и юношества. С той поры и возникли тесные творческие связи между Ижевской Школой искусств № 13 и эстонским шахтерским городом. Детские фольклорные коллективы из Ижевска вместе с юными исполнителями из Кохтла-Ярве готовили спектакли по финно-угорским песням, сделали вокальную постановку на темы детских сказок кохтла-ярвеского автора Эдуарда Конта. В Ижевской Школе искусств побывали на практике и ученики художественного отделения Школы искусств из Кохтла-Ярве вместе со своим преподавателем Ольгой Жарковой. Там, в Удмуртии Ольга увидела рисунки, сделанные местной сырой нефтью. Вернувшись домой, попробовала повторить опыт художников из Ижевска. Но так как нефти в Эстонии нет, но зато есть сланцевое масло, она дала мастер-класс по использованию синтетической нефти в качестве краски для живописи.

Однако, вернемся к «светлому убийце» – как назвал своего героя в прологе к кантате «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты» чилийский поэт Пабло Неруда. Трудно понять, как эту историю про любовь и смерть человека, мечтающего разбогатеть и для этого занявшегося добычей золота в Калифорнии, а в результате потерявшего все, вообще можно танцевать. Однако Евгений Костин в роли Хоакина, Полина Поторочина, танцующая партию Тересы, и Андрей Иванов в образе Смерти, как и остальные сорок исполнителей, сделали невозможное: они исполнили волю постановщика, объединившего вокал рок-оперы, кино на заднике сцены и танец. Причем, все средства используются в едином ритме, подчиняя ему зрителей.

Что творилось в зале после того, как артисты вышли на поклон, можно представить, если сказать, что руководители города долго не могли подняться на сцену из-за несмолкающих аплодисментов. Но когда стихла овация, мэр Кохтла-Ярве Людмила Янченко поблагодарила коллектив из Ижевска и его руководителей за доставленное наслаждение.

Интересно было узнать мнение детского хореографа из России о том, что она думает об Эстонии, ее людях. Но оказалось, что Оксана Батуева в этой Балтийской стране впервые.

– В 1978 году я танцевала этот спектакль в постановке Евгения Панфилова – советского энтузиаста свободного танца. С тех пор никто и никогда больше не ставил балет по этой рок-опере. Я счастлива тем, что смогла показать этот спектаклю жителям эстонского города. В Эстонию я приехала впервые, но, надеюсь, не в последний раз. Нас встретили здесь очень радушно. Руководитель Общества русской культуры Кохтла-Ярве Роза Иванова устроила моим детям потрясающую экскурсию в Тойла – место, тесно связанное с русской культурой. Мы потрясены сценой Центра культуры Кохтла-Ярве, на которой танцевали дети. Это не просто городской «очаг культуры». Как нам рассказали, недавно он коренным образом обновился. И мы видим, что он превратился в настоящий театр.

Директор Кохтла-Ярвеского центра культуры Светлана Короткова сказала, что гости из Ижевска соберутся вместе с руководителями танцевальных коллективов Кохтла-Ярве, чтобы обсудить возможность создания общего, масштабного проекта с участием юных артистов двух городов.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2022 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: