Фотографии монастыря Гандан

Монастырь Гандан

Монастырь Гандан, ворота Hons084

В самом центре столицы Монголии — Улан-Баторе — находится буддийский монастырь Гандан, который представляет собой целый комплекс зданий разного возраста. В него входит несколько храмов, субурганов, молитвенных пагод, библиотека и Буддийский университет. Полное название монастыря Гандантэгченлин или Гандан Тэгчинлин хийд, что с монгольского переводится как «Большая колесница всеобъемлющей радости».

В окружении жилых кварталов с их невысокими домами и юртами, Гандан производит чарующее впечатление своими стенами, красиво украшенными резьбой и узорами, и крышей, выложенной черепицей разных цветов. Вход охраняют свирепые скульптуры богов, а во дворе находится статуя самого Будды.

История монастыря Гандан начинается в 1809 г., когда от монастыря Богдо-гэгэнов отделилась специальная школа для изучения высшей буддийской догматики. Школе дали имя Гандан, в честь Гадена, тибетского буддийского монастыря. Первое строение Гандана из дерева, увенчанное золотой крышей, было поставлено в 1835 г. по приказу первоиерарха монгольских буддистов, Богдо-гэгэна V. Спустя несколько лет монастырь обзавелся первым каменным зданием.

Постепенно территория Гандана разрослась настолько, что к концу 19 века здесь проживало около 14 тыс. монахов-лам. В конце 30 гг. 20 века в Монголии повсеместно закрывались монастыри, исключением не стал и Гандан, который был снова открыт в 1944 г. и стал единственным официально действующим буддийским монастырем в социалистической Монголии.

В 1990 г. закончилась серия капитальных реставрационных работ, во время которых Гандантэгченлин претерпел большие изменения. Помимо трехэтажного Мэгджид-Джанрайсэг, построенного в начале 20 столетия, открылись еще два действующих храма — Цогчин и Дзу.

Великолепный белый храм Мэгджид-Джанрайсэг — это последнее буддийское сооружение в Монголии и великолепное архитектурное украшение города. Возвышаясь на 42 м в высоту, храм представляет собой самое высокое сооружение в истории народного зодчества. Для верующих Мэгджид-Джанрайсэг — храм почитания Янрайсига (Megjid Janraisig), по-тибетски Ченресига, бога сострадания — символ независимости для монголов. Внутри него помещена самая высокая золотая статуя Будды.

С 1970 г. при монастыре Гандан работает Буддийский университет, который считается самым большим религиозным образовательным заведением во всей Монголии. Университет умело сочетает методы современного обучения с древними традиционными буддийскими теориями. В университетской библиотеке собрано более 50 тыс. различных монгольских, индийских и тибетских книг и рукописей. И на сегодняшний день здесь находится важнейший центр буддизма Монголии.

Множество верующих посещает монастырь Гандантэгченлин, служба здесь начинается с самого утра и длится несколько часов. Верующие произносят священные мантры, после чего встают на колени на досках, покрывающих каменный двор монастыря. В молитвенных цилиндрах, что находятся во дворе, лежат страницы с молитвами.

Сам монастырь открыт для посещения ежедневно с 9:00 до 16:00. Службы в храмах заканчиваются к полудню. Вход на территорию самого монастыря бесплатный, плата взимается только за посещение храма Мэгджид-Джанрайсэг.

Как добраться

Монастырь Гандан находится северо-западнее основной туристической части Улан-Батора с площадью Суха-Батора в центре. Расстояние примерно 4 км, быстрее и проще добраться пешком (не более получаса), на общественном транспорте или такси можно застрять в пробке, которые в столице Монголии совсем не редкость.

В любом случае на автобусе можно доехать за 500 MNT, на троллейбусе — за 300 MNT, в шустрых маршрутках — за 400—600 MNT. В такси плата за проезд —800 MNT за км.

Монастырь Гандан

29° 45.2402 ′N , 91° 28.5926 ′E
29.75400N, 91.47654E
29°45′14.41″N, 91°28′35.56″E

2 материалa по 1 объекту, 115 фотографий

  • Карта
  • Заметки 1
  • Фотографии 115
  • Отели 0
  • Кафе, рестораны 0
  • Достопримечательности 1 / 1
    • архитектура, памятники, парки 1 / 1
    • музеи, выставки 0
    • театры, кино, музыка 0
    • развлечения 0
    • природа 0
    • ночные клубы 0
    • спорт 0
    • другое 1 / 1
    • общие советы 0
  • Шоппинг 0
  • Транспорт 0
  • Полезное 0
  • Дневники 0 Сообщество

    Ссылки от бывалых

    Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
    Подробнее

    • в Моих лентах

    Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
    Подробнее

    В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о городе Монастырь Гандан.

    монастырь Ганден / Gandan Monastery

    29° 45.2329 ′N , 91° 28.5875 ′E
    29.75388N, 91.47646E
    29°45′13.97″N, 91°28′35.25″E

    Ошибка в координатах?

      Скрыть пустые объекты

    Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
    Подробнее

    Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

    Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

    Один из самых больших монастырей Тибета — монастырь Ганден

    Материал понравился:

    29° 45.2329 ′N , 91° 28.5875 ′E
    29.75388N, 91.47646E
    29°45′13.97″N, 91°28′35.25″E

    Ганден — монастырь на горе Вангбур в 47 км к востоку от Лхасы в Тибете, один из самых крупных буддийских монастырей и знаменитый университет школы гелуг тибетского буддизма, а также место паломничества.

    Главой монастыря является Ганден Трипа, формальный глава школы Гелуг. На фото не он!))

    Ганден Трипа или Гаден Трипа ( «Держащий Золотой Трон») — титул духовного лидера школы тибетского буддизма Гелуг, которая контролировала центральный Тибет с середины XVI века до середины XX-го. Ганден Трипа является настоятелем монастыря Ганден. Нынешним главой школы Гелуг является 102-й Ганден Трипа, Тхубтен Ньима Лунгток Тензин Норбу, а не Далай-Лама, как часто ошибочно считается. Далай-Лама больше светский, чем духовный титул. Хотя Далай-Ламы тоже великие буддийские ученые и мастера. На фото как раз Тхубтен Ньима Лунгток Тензин Норбу.

    Ганден Трипа является выборной должностью, а не линией реинкарнации. Она присуждается на основе конкурсного экзамена. Ганден Трипа выбирается на 7 лет. Первым Ганден Трипа считается или основатель Гелуг Цонкапа (1357—1419), или его преемник Гьялцаб Дже, который после ухода Цонкапы стал настоятелем монастыря Ганден.

    Ранее Ганден был одним из трёх государственных монастырей. Название «Ганден» — это тибетский перевод санскритского «Тушита», легендарной обители Будды Майтреи. Находится на высоте 4500 м.

    Ганден был основан в 1409 году учениками Цонкапы, который прибыл на место будущего монастыря с одним из своих учеников — Гендун Друпом (1391—1474, посмертно был признан Первым Далай-ламой). Гендун Друп поручил двум другим ученикам руководить строительством, и основные здания монастыря были возведены за год. Перед смертью Цонкапа передал своему ученику, Гьялцабу Дарма Ринчену, свои шапку и монашеский плащ, что символизировало его назначение на пост настоятеля.

    В монастыре главной реликвией является ступа с заложенной внутрь челюстью и куском черепа Цонкапы. Но сфотать эту ступу нам не разрешили, поэтому вот вам другая оттуда же.

    Самопроявившийся Цонкапа есть на стене в храме Джоканг в Лхасе.
    История самой святой статуи и храма в Тибете

    Позже Ганден, который был разделён на два факультета — Шарце и Чжангце, превратился в огромный монастырский комплекс, в котором проходило обучение до четырёх тысяч монахов.

    Монастырь был практически полностью разрушен в годы «культурной революции» (1966—1968), но потом был восстановлен. В монастыре сейчас более 200 монахов. Мы увидели монастырскую кухню, где варят масляный чай для этих 200 монахов.

    Находясь в удалении от Лхасы, Ганден менее популярен среди туристов и паломников, чем Сера и Дрепунг, однако исторически именно в монастыре Ганден находились руководители администрации и политические лидеры школы гелуг. Тибетские беженцы воссоздали монастырь Ганден в штате Карнатака (Индия).

    Я забрался на крышу одного из храмов, но никаких особенных видов с неё не вышло.

    На обратном пути уговорил заехать гида в еще одно место по дороге, в котором никогда не был. На картах увидел монастырь Санганг в посёлке Дагзе (Дечен), и очень туда захотелось))
    Кто такой Гухьясамаджа? Посетим монастырь Санганг, узнаем!

    Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует ( за конский процент с отелей – платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней Букинга.

    Знаешь Трипстер ? это эволюция городских экскурсий. Вип-гид – горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь ! Цены от 600 р. – точно порадуют

    Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты!

    • Адрес:

    Дагдзе, Лхаса, Тибетский автономный район, Китай

    Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.

    Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот материал в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
    Подробнее

    Монастырь Гандантэгченлин

    Для отслеживания истории поисков нужно зарегистрироваться или авторизоваться на сайте.

    Чтобы добавлять отели в список избранных необходимо авторизоваться на сайте.

    Чтобы добавлять отели в список отслеживаемых необходимо авторизоваться на сайте.

    Получайте персональные предложения, экономьте время, узнавайте о горящих турах и акциях первыми.

    Ваш город «Херсон»?

    Кликнув «Да», вы увидите туры с вылетом из этого города, телефоны и адреса местных офисов.

    Описание

    историческая и культурная ценность -.-
    степень сохранности -.-
    транспортная доступность -.-
    популярность среди туристов -.-
    экскурсионное обслуживание -.-
    туристическая инфраструктура -.-
    всего отзывов
    всего фото 5
    всего просмотров 1489
    рекомендуют
    не рекомендуют

    • Описание
    • Фото
    • Карта
    • Отзывы

    Монастырь Гандантэгченлин – крупнейший буддийский монастырь в Улан-Баторе. В период с 1944-го по 1990 год монастырь был единственным действующим местом отправления культа в Монголии.

    В 1809 году из монастыря Богдо-гэгэнов выделилась специальная школа для изучения цанида. Она была названа «Гандан» в честь одноимённого лхасского монастыря Гаден. Первое деревянное здание для нового монастыря было основано в Их-Хурэ в 1835 году, а в 1840—1841 годах было построено первое каменное здание. К началу 20 века Гандантэгченлин стал центром веры и буддийской культуры в стране, но в период репрессий монастырь был закрыт. Однако в 1944 году Гандан был вновь открыт, и, под руководством настоятеля габджу Эрдэнипэла, стал единственным официально действующим в социалистической Монголии буддийским монастырём. Этот статус сохранялся до 1990 года. В 70-ые годы при монастыре был создан один из немногих в мире Буддийский Университет. До 2011 года Хамбо-лама, настоятель Гандана Д. Чойжамц, являлся одновременно и главой монгольских буддистов.

    В монастыре находится знаменитая 26-метровая статуя бодхисаттвы Авалокитешвары — «Мэгжид Жанрайсэг». Статуя была возведена в начале ХХ века и стала символом независимости Монголии, с ней также связывали надежду, что она вернет зрение Богдо-гэгэну VIII. В 1911—1913 годах, сразу после упразднения власти китайской администрации в Урге, для статуи был возведён отдельный храм. Высота храма 42 м, его крыша поддерживается 24 деревянными колоннами по 23 м высотой. Для изготовления статуи высотой 25,6 м было использовано 45 кг золота, 56 кг серебра и 400 драгоценных камней. В начале Второй мировой войны статуя была демонтирована, ее основная часть была вывезена из страны. 27 октября 1996 года восстановленная на средства народных пожертвований статуя Авалокитешвары была вновь освящена. Командой скульпторов руководил народный художник МНР Н. Жамба.

    Высота новой статуи – 26 м, она выполнена из меди, инкрустирована 2286 драгоценными камнями, в том числе 186 найденными в самой Монголии, и покрыта 8,6 кг сусального золота, добытого в Монголии. По центру полости статуи установлен одиннадцатиметровый ствол лиственницы, срубленной на священной горе Богд-Хан-Уул. В лотосе-постаменте установлена пятистенная юрта из Булганского аймака, доспехи, лекарственные травы, драгоценности и другие дары монгольских верующих. Кроме этого, сюда были заложены полное собрание Ганджура и Данджура, присланные Далай-ламой XIV, сочинения Цонкапы, подарки других известных лам, например, настоятеля Амарбаясгаланта Гуру-Дэва Ринпоче, а также волосы всех перерождений Далай-лам и резной лик Таранатхи, подаренный Далай-ламой XIII в 1905 году и помещённый в голову статуи.

    В настоящее время храм открыт для туристов, при нём находится более 150 монахов.

    Философские диспуты в монастыре Гандан Тегченлинг 15 октября 2020 г.

    Другие в избранном

    Учения для буддистов из Азии

    8–9 сентября 2021 г.

    Учения для жителей Ладака

    13–14 июля 2021 г.

    Учения Далай-ламы по случаю праздника Сага Дава

    Диалог с российскими нейроучеными

    Заключительный день учений для буддистов Монголии

    13 марта 2021 г.

    Онлайн встреча с Гретой Тунберг и ведущими учеными

    10 января 2021 г.

    Диалог на тему «Сострадание и милосердие – общие ценности в исламе и буддизме»

    28 сентября 2020 г.

    Диалог с молодыми людьми из стран Юго-Восточной Азии

    Далай-лама даровал посвящение Авалокитешвары

    Первый день посвящения Авалокитешвары

    Второй день онлайн-учений Далай-ламы

    Онлайн-учения Далай-ламы из Дхарамсалы
    • All Content Copyright © The Office of His Holiness the Dalai Lama

    Поделиться

    • Фейсбук
    • Твиттер
    • Email

    Выбрать язык

    Социальные сети

    • Фейсбук
    • Твиттер
    • Инстаграм
    • Ютьюб

    Выбрать язык

    • Chinese
    • Tibetan
    • English
    • Hindi
    • Japanese
    • Deutsch
    • Italiano
    • Français
    • Español
    • Mongol
    • Tiếng Việt

    Популярные запросы

    • Расписание
    • Биография
    • Награды
    • Главная страница
    • Далай-лама
    • October
    • September
    • August
    • July
    • June
    • May
    • April
    • March
    • February
    • January
  • Архив 2020 год

    • December
    • November
    • October
    • September
    • August
    • July
    • June
    • May
    • April
    • March
    • February
    • January
  • Архив 2019 год
    • December
    • November
    • October
    • September
    • August
    • July
    • June
    • May
    • April
    • March
    • February
    • January
  • Архив 2018 год
    • December
    • November
    • October
    • September
    • August
    • July
    • June
    • May
    • April
    • March
    • February
    • January
  • Архив 2017 год
    • December
    • November
    • October
    • September
    • August
    • July
    • June
    • May
    • April
    • March
    • February
    • January
  • Архив 2016 год
    • December
    • November
    • October
    • September
    • August
    • July
    • June
    • May
    • April
    • March
    • February
    • January
  • Архив 2015 год
    • December
    • November
    • October
    • September
    • August
    • July
    • June
    • May
    • April
    • March
    • February
    • January
  • Архив 2014 год
    • December
    • November
    • October
    • September
    • August
    • July
    • June
    • May
    • April
    • March
    • February
    • January
  • Архив 2013 год
    • December
    • November
    • October
    • September
    • August
    • July
    • June
    • May
    • April
    • March
    • February
    • January
  • Архив 2012 год
    • December
    • November
    • October
    • September
    • August
    • July
    • June
    • May
    • April
    • March
    • February
    • January
  • Архив 2011 год
    • December
    • November
    • October
    • September
    • August
    • July
    • June
    • May
    • April
    • March
    • February
    • January
  • Архив 2010 год
    • December
    • November
    • October
    • September
    • August
    • July
    • June
    • May
    • April
    • March
    • February
    • January
  • Архив 2009 год
    • December
    • November
    • October
    • September
    • August
    • July
    • June
    • May
    • April
    • March
    • February
    • January
  • Архив 2008 год
    • December
    • November
    • October
    • September
    • August
    • July
    • June
    • May
    • April
    • March
    • February
    • January
  • Архив 2007 год
    • December
    • November
    • October
    • September
    • August
    • July
    • June
    • May
    • April
    • March
    • February
    • January
  • Архив 2006 год
    • December
    • November
    • October
    • September
    • August
    • July
    • June
    • May
    • April
    • March
    • February
    • January
  • Архив 2005 год
    • December
    • November
    • October
    • September
    • August
    • July
    • June
    • May
    • April
    • March
    • February
    • January
  • Фото
  • Видео
  • Выступления и тексты
  • Учения

    Монастырь Ганден

    Всего в 50 км к северо-востоку от Лхасы расположился первый монастырь школы Гелуг – Ганден (тиб. དགའ་ལྡན་; кит. 甘丹寺 Gāndān Sì), который стал главным монастырем этой школы тибетского буддизма. Если у вас мало времени на путешествие в Тибет, то Ганден будет одним из лучших мест для посещения вблизи Лхасы. Из монастыря открывается изумительный вид на долину Кьичу, а вокруг монастыря идет тропа коры, захватывающая дух.

    Ганден был основан в 1409 году ламой Цонкапой – основателем школы гелуг тибетского буддизма. Изображения Цонкапы в окружении его главных учеников, Кедруб Чже и Гьялцаб Чже, можно увидеть по всему монастырю. После смерти Цонкапы в 1419 году, управление монастырем перешло к этим ученикам.

    Пост аббота стал называться Ганден Трипа и передается по ученой степени, а не через реинкарнацию.

    Ганден означает «радостный» на тибетском, а также так называется Западный Рай (известный как Тушита) – дом Джампы (Майтреи), Будды Будущего. Во времена Культурной Революции Ганден пострадал больше всех остальных великих монастырей Тибета, возможно из-за его сильного политического влияния. Монастырь дважды подвергался артиллерийскому огню и бомбардировке (1959 и 1966), но впоследствии был восстановлен. В 1959 году здесь жили 2000 монахов, а сейчас всего 300.

    Вид на монастырь с одной из крыш

    Ганден сегодня

    Первый храм, который вы увидите, войдя в монастырь – Нгамчо Кханг – одно из старейших зданий в Гандене. Он возведен на месте оригинального дукханга Цонкапы, в нем есть небольшой алтарь с изображениями Цонкапы. Слева расположен гонкханг, посвященный четырем божествам-защитникам, включая местное божество Генин.

    Самая впечатляющая постройка в монастыре – похожая на крепость гробница ламы Цонкапы, также известная как Серкханг. Оригинальный мавзолей, как и сохраненное тело Цонкапы, был разрушен во время культурной революции. В новом чортене хранятся спасенные фрагменты черепа Цонкапы.

    Главный вход мавзолея ведет к новому молитвенному залу с маленькой мандалой из песка и внутреннему храму Шакьямуни. Справа находится храм главных божеств-защитников Гелугпа: Палден Лхамо и других дхармапал. Женщинам не разрешается заходить внутрь.

    Большая масляная лампада и молебен на Праздник Тысячи Масляных Лампад (Нгачу Ченмо)

    Поднявшись по ступеням вы увидите храм Янгпачен (или Сердунг) с погребальной ступой Цонкапы. Название храма пошло от камня, который находится сзади храма и залеплен ячьим маслом. Говорят, что этот камень прилетел из Индии. Впереди ступы изображен Цонкапа в окружении своих главных учеников. В комнате также хранятся священные реликвии, связанные с Цонкапой. Вы увидите здесь очередь из паломников, которые хотят купить клятвенные надписи, выполненные монахами золотыми чернилами. Снаружи у храма можно купить амулеты и качественные благовония. В некоторых местах можно забраться на крышу и окинуть взглядом монастырь.

    Напротив гробницы находится маленький храм Будды Майтрейи с двумя большими изображениями Будды Будущего, а также восьми бодхисаттв.

    В недавно восстановленном Зале Собраний хранятся статуи 16 архатов и 2 гигантские статуи Цонкапы (видны только с верхнего этажа). Лестница ведет во внутреннее святилище – Комнату Золотого Трона (Сертри кханг), – в котором хранится трон Цонкапы. Здесь паломникам ударяют по голове желтой шапкой Цонкапы и обувью 13-го Далай Ламы. В северной части здания перед выходом есть 2 входа. Первый ведет на второй этаж, откуда можно увидеть статуи Цонкапы, второй – в библиотеку (Тенгьюр Лхаканг).

    Золотая крыша гробницы Цонкапы

    На восток от храма Золотого Трона и немного вверх по холму расположилась резиденция Ганден Трипы. Здесь есть храм защитников со статуями Демчок, Гонпо Гур (Махакала) и Дордже Налджорма (Ваджрайогини), храм Цонкапы, апартаменты Далай Ламы. Справа находится «комната Нирваны», в которой, как говорят, умер великий учитель. На верхнем этаже в библиотеке есть круглая платформа для создания песочных мандал.

    Загляните в Лумбунг Канцанг, который также известен как Амдо Кангцанг, так как многие монахи, проходящие здесь обучение, родом из Амдо, как и сам лама Цонкапа. Здесь вы увидите ранджунг (самовозникшую) и сумджунг (силой речи) каменное изображение Тары.

    Шарце Трацанг – один из нескольких восстановленных кангцангов (жилищ), в котором можно встретить монахов вдали от туристических маршрутов. В полдень здесь можно послушать дебаты монахов, которые проходят в соседнем дворе. Рядом находятся Баркханг – печатный станок, – и Чангце Трацанг с впечатляющим молельным залом.

    Ниже главного Зала Собраний находится довольно безобидно выглядящий Ньяре Канцанг, который хранит «спорную» статую божества Дордже Шугден, поклонение которому было запрещено настоящим Далай Ламой. Статуя Дордже Шугдена с красным лицом и третьим глазом, в бронзовой шляпе, верхом на снежном льве стоит в третьей часовне в дальнем правом углу.

    Общий вид на монастырь Ганден

    Кора вокруг монастыря Ганден

    Ганден кора – несложная прогулка с захватывающим видом на долину Кьичу. На тропе вы встретите множество паломников и монахов, молящихся, натирающих священные камни или простирающихся на протяжении всей коры. Можно выбрать одну из двух троп: верхнюю или нижнюю кору. Верхняя поднимается на Ангкор Ри с юга от монастыря, и затем спускается по хребту, соединяясь с нижней корой. Для любителей походов лучше всего заложить целый день в своем туре в Тибет на поездку в монастырь, чтобы успеть изучить монастырь и погулять по окрестным горам.

    Чтобы попасть на верхнюю кору, нужно пойти на юго-восток парковки прочь от монастыря. Через некоторое время путь раздваивается – левая тропа ведет к деревне Хепу (тропа треккинг-тура Ганден – Самье); правый путь ведет наверх по хребту к молитвенным флажкам. Забраться на самую вершину займет около 40 минут. Паломники, поднявшись на две вершины, зажигают можжевеловые благовония и делают подношения из цампы, прежде чем двинуться дальше на запад вниз по хребту к монастырю, по пути останавливаясь у других святынь.

    Под конец коры, на восточной стороне хребта, находится жилище для медитаций ламы Цонкапы – маленькая постройка с рельефными изображениями Атиши, Шакьямуни, Цепаме и Палден Лхамо. Считается, что эти изображения обладают даром речи. Над хижиной находится красочно разукрашенная скала, к которой можно подняться по узкой тропинке. От хижины тропа коры идет далее вниз к монастырю.

    Монастырь Гандан

    В XVII веке в Их Хурээ (нынешнем Улан-Баторе) стали появляться множество монастырей. Одним из них был Гандантэгчинлин, который был основан в 1838 году по указу пятого Богдо-гэгэна.


    Сегодня монастырь Гандан находится среди кварталов юрточной застройки. Тем не менее, необычайно красивыми кажутся его ярко раскрашенные стены, крыши из разноцветной черепицы, фигуры страшных богов — стражей входа. Главные ворота храма по традиции обращены на юг. Во дворе находится статуя Будды и каменная ступа.

    Первый монастырь был построен в основном из дерева, а крыша покрыта золотом. В 1840–1841 гг. построен каменный храм Важратары. Главный алтарь в этом храме — статуя Тары Важра, созданная Заназабаром в 1683 году.

    В конце XIX в. монастырь занимал обширную территорию, жили около четырнадцати тысяч лам. Со временем постоянно строили новые дацаны и к началу ХХ века их было уже двенадцать. Это Дашчойнпэл, Гунгаачойлин, Ядгаачойлин, Жуд, Зурхай, Врачебный и так далее.

    Дацан Дэчингалба

    Первоначально храм располагался в центре Их Хурээ. Этот дацан был восстановлен в монастыре Гандан в 1992 году. В центре храма расположен портрет Богдо Хана. Строительство дацана было начато в 1800 году, по указу четвёртого Богдо Хана. С точки зрения буддистов, посвящение Калачакры — церемония, исполненная глубокого смысла, которая собирает и объединяет людей всех наций, имеющих различные корни, в одной миротворческой духовной деятельности. Обряд приносит гармонию и очищение людям, пространству и всему живому. Основной деталью посвящения Калачакры является создание мандалы — буддистской модели Вселенной, обители всех просветлённых существ, которая сооружается из песка. Кульминацией обряда является разрушение мандалы.

    Дацан Дашчойнпэл

    В этом дацане можно не только увидеть, но и послушать основной философский трактат Гунчэн Жамъяаншадува. Этот дацан был основан вторым Богдо Ханом в 1739 году в местечке Долнуур во Внутренней Монголии. В 1756 году переехал в Их Хурээ. В конце 30-х годов был закрыт и вновь восстановлен в 90-х. Сейчас проводятся хуралы более чем 100 лам.

    Храм Гандантэгчинлэн

    По левой стене храма расположены 108 томов Ганжура, сочинённых в XIV столетии и выполненными монгольскими мастерами — золотом на черной бумаге. В центральной витрине в задней части — большая статуя Будды, сделанная монгольскими ламами в 1956 во время празднования 2500 годовщины ухода Будды в Нирвану. В другой стороне — автопортрет Занабазара, сделанный в 1680-х годах по просьбе своей матери. Портрет окружен маленькими статуями семи последующих Жавзандамба.

    Храм Мэгзэд-Жанрайсиг

    Это здание, наверное, самое посещаемое монголами и иностранцами. В нем находится самая высокая статуя Будды. Его трапециевидной формы здание, с крупными золотыми бляшками орнамента, с легким шатром крыши, которую высоко в небе венчает, как и положено, золочёный ганжир.

    Храм Мэгзэд Жанрайсиг — это последнее буддийское сооружение в Монголии. Он возведён в 1911-1913 годах, после изгнания из Монголии маньжуро-китайских наместников, во время восьмого Богдо Хана. Посвящён храм Жанрайсигу, что означает — видящий глазами.

    Это самый высокий в истории национального зодчества храм. Его высота достигает 42 метров. В архитектуре здания удачно сочетаются два разных материала: кирпич и дерево.

    На главном фасаде здания портик из четырех колонн. Деревянные колонны, покрытые красным лаком, имеют широкие капители. Они украшены орнаментальной резьбой и росписью. Кроме того, по верхней части колонн и капителям проходит нанесённый золотом традиционный национальный узор эвэр угалз. Называемый роговидным, он представляет собой ритмически повторяющиеся очертания рогов — мотив, рождённый в искусстве кочевников-скотоводов.

    Возведением статуи руководил главный министр Богдо-гэгэна Чин ван Ханддорж. Внутренность 25-метровой статуи была заполнена томами Ганжура, мантрами, целебными травами и драгоценностями. Для статуи высотой 25 м (точнее 25,6 м) было использовано 45 кг золота, 56 кг серебра и 400 драгоценных камней.

    В начале Второй мировой войны статуя была демонтирована и, по рассказам, была вывезена советскими солдатами. Скорее всего, фрагменты медной статуи были отправлены в СССР на переплавку на снаряды, однако никаких достоверных сведений, подтверждающих это, не имеется.

    27 октября 1996 года восстановленная на средства от народных пожертвований статуя Жанрайсиг была вновь освящена. Командой скульпторов руководил народный художник МНР Н.Жамба.

    Высота статуи — 26 м; выполнена из меди, инкрустирована 2286 драгоценными камнями, в том числе 186 найденными в самой Монголии, и покрыта 8,6 кг добытого в Монголии золота. По центру полости статуи установлен одиннадцатиметровый ствол лиственницы, срубленной на заповедной горе, Богд-Хан-Уул. В лотосе-постаменте установлена пяти стенная юрта из аймака Булган, доспехи, лекарственные травы, драгоценности и другие дары монгольских верующих, полное собрание Ганжура и Данжура, присланное Далай-ламой XIV, сочинения Цонкапы, подарки других известных лам.

    При Гандан с 1970 года действует Буддийская духовная академия, в её библиотеке насчитывается свыше миллиона томов книг и рукописей. Сейчас это главный центр буддизма Монголии и носит звание Занабазара. Академия выпускает священнослужителей.

    В конце 30 годов ХХ века в Монголии повсеместно закрывались монастыри, исключением не стал и Гандан. Вновь его открыли по просьбе верующих в 1944 году, и он стал единственным официально действующим буддийским монастырям в социалистической Монголии.

    На каменистом дворе разложены доски. Верующие сначала читают священные мантры, а потом падают ниц на эти доски. Этот обряд повторяют по несколько раз. Во дворе помещены также молитвенные цилиндры, внутри которых лежат записи молитв. Цилиндры снабжены ручками, с помощью которых верующие вращают их справа налево, по направлению движения солнца. Один поворот равносилен прочтению тех молитв, записи которых находятся внутри.

    В начале девяностых годов оставшиеся храмы Гандана отреставрировали и открыли, также, как и библиотеку с монгольскими, индийскими и тибетскими манускриптами. В Гандан вернулись монахи — сейчас их здесь уже около тысячи. Сейчас открыты около 10 храмов. Людей в монастыре всегда много, по сути, это главная “религиозная” достопримечательность Улан-Батора.

    Уникальная Монголия: пятизвездочная юрта, чай с салом и буддийский Гандан…- ФОТОСЕССИЯ

    В рамках рубрики “Туристические записки” Day.Az представляет вторую часть статьи Эльчина Гусейнова о Монголии.

    Кашемир считается непревзойденной по мягкости, легкости, долговечности и виду натуральной тканью. Она всегда дорогая и причина этого в том, что подходящий козий пух (из чего изготавливается кашемир) берется у коз, которые обитают в самых холодных местах планеты, в условиях резко континентального климата, перепада температур, какие имеют место в Монголии.

    Изюминкой монгольской экономики считается производство кашемира. Здесь сосредоточено примерно 40 процентов мирового производства козьего пуха, а по объемам экспорта кашемира Монголия после Китая занимает второе место в мире. Ценность монгольского кашемира в том, что здесь он производится из пуха, а не из шерсти, как в других странах. Интерес к нему проявляют не только на территории производителя, но и в Италии, Франции, Англии, России, США. Известные дизайнеры закупают как пряжу, так и готовые изделия, сделанные по предложенным ими лекалам.

    Высокое качество кашемировых изделий обусловило высокую цену. Так, средняя стоимость джемпера – от $80-100, женского платья – от $180-200. А популярные изделия из верблюжьего кашемира – от $280. Во всех сувенирных и торговых центрах Улан-Батора одной из доходных статей являются именно изделия из кашемира, а также верблюжьей шерсти – шарфы, накидки, пледы и т.д. Минимальные цены начинаются от 15 долларов.

    Наиболее известными монгольскими торговыми марками являются “Гоби” и “Гойо”. Несколько лет назад в ходе приватизации знаменитой кашемировой компании “Гоби” крупный пакет акций приобрел консорциум из двух японских компаний.

    Монгольская национальная кухня это, в основном блюда из молочных и мясных продуктов, а также мучных изделий. Обед у монголов также начинается с чая. Его пьют, ожидая, пока поспеет баранина. Поднося гостю чай, хозяйка в знак уважения подает его двумя руками. Гость также должен принять пиалу обеими руками, этим он показывает уважение к дому. В Монголии существует обычай правой руки. И пиалу, и табакерку во время церемонии приветствия передают только правой рукой. И, естественно, принимать любое подношение вы должны правой рукой или обеими руками.

    После чая к столу подают баранину, нарезанную большими кусками. При приеме гостей строго соблюдалось правило – старшему по возрасту или с целью подчеркнуть уважение и почет подавать баранью голову и крестец, которые символизируют целого барана. Ведь в Монголии существует обычай в честь дорогих гостей забивать барана.

    За мясом следует бульон, обычно с мясом и домашней лапшой. Монголы почти не пьют сырой воды, поэтому в каждой юрте в любое время дня есть горячий чай или кумыс.

    Из монгольских напитков известным является кумыс (айраг) – сырое кобылье молоко долго сбивают до получения пенистой кисловатой жидкости. Сейчас кумыс найти в городе достаточно сложно – обычно его привозят из сельской местности в бидонах и продают на улицах. Здесь изготавливают также тараг – кипяченое молоко со снятой пенкой, сквашенное посредством специальной закваски.

    Одним из самых популярных блюд монгольской народной кухни является ором. Это пенки, для приготовления которых молоко долгое время кипятят в котле на слабом огне, а потом остужают. Когда остынет толстый слой пенок, их осторожно снимают лопаточкой и выкладывают на деревянное блюдо, складывают вдвое, корочкой наружу, немного подсушивают и подают к чаю.

    Наиболее популярным из молочных продуктов является ааруул (сушеный творог). Засушенный ааруул изготавливается из любого молока – овечьего, козьего, коровьего, верблюжьего. В засушенном виде он может храниться весь год и не теряет своих вкусовых качеств. Его хозяйка юрты иногда преподносит гостям в качестве угощения, которое можно взять с собой в дорогу. Для приготовления ааруула молоко подогревают до свертывания, процеживают. Полученную массу раскатывают, разделывают на небольшие куски и сушат на солнце до полного затвердения. Монголы считают, что постоянное употребление ааруула придает чистоту и крепость зубам.

    Кроме того, популярен и грут – творог, сушенный мелкими комочками. Обычно его размачивают в кипяченой воде и едят вместе с ней. Известен также урюм – молоко долго и медленно кипятят до образования толстой и плотной пенки, пенку снимают, высушивают. Что-то похожее на наш айран это айраш – разбавленное холодной водой кислое молоко. В Монголии есть также молочный самогон – он называется архи. Его изготавливают в юртах. А городское население предпочитает пить водку “Чингизхан”, которая считается самой качественной.

    В Монголии существуют и блюда, известные только в этой стране, например, борцог (куски мелко нарезанного теста, обжаренные в бараньем жире или масле), хальмаг (смесь пенок и муки), пирожки с начинкой из сырого мяса. Местным видом сыра является бяслаг – он приготавливается из пресного творога без соли, отжатого и спрессованного в виде четырехугольного пласта.

    Одним из самых популярных мучных блюд в современной Монголии являются сваренные на пару бозы. Это что-то вроде хинкали или азербайджанской гюрзы – тесто, внутри которого не мясной фарш, а мелко рубленое мясо. Пирожки с мясом здесь любят обжаривать в бараньем жире.

    Раньше, когда не было холодильников, мясо “замораживали” так – освежеванную тушу расчленяли, заворачивали в шкуру и клали в повозку, где она сохранялась всю зиму. Примерно также, в бараньих желудках, кочевники хранили сливочное масло на зиму.

    Рыбу кочевые монголы до недавнего времени практически не ели, в основном ее употребляют в пищу городские жители, которые все больше приспосабливаются к европейской пище.

    Чаепитие в Монголии, как и в Азербайджане, широко распространенная традиция. Если вы даже на минутку зашли в юрту, вам предложат пиалу с чаем. Причем, в отличие от наших традиций, у монголов за чашкой чая не принято вести беседу – обычно, согласно традициям, принято не разговаривать. Но в современной городской жизни эта традиция, как правило, не соблюдается.

    Монгольский традиционный чай окажется для иностранца полной неожиданностью. Почему? Готовят этот “чай” так. Воду кипятят в чугунном котле, бросают в нее зеленый чай, добавляют молоко, вновь кипятят до полной готовности, затем добавляют соль, масло, поджаренную муку, слегка обжаренное сало из бараньего курдюка, костный мозг барана. Чай с такими компонентами часто в течение многих дней служит скотоводам-кочевникам единственной пищей. На поверхности такого чая плавает тонкий слой жира. Пьют его без сахара.

    Интересно, но черный чай в Монголии почему-то называют грузинским чаем. Как мне объяснили, во времена СССР в Монголию завозили чай из Грузии, так с тех пор и принято его называть.

    Лично мне не понравился чай, который нам подавали в разных кафе и ресторанах Улан-Батора. Он имел светло-коричневый цвет и был совершенно безвкусным, по сравнению тем, который принято пить в Азербайджане.

    Отдыхаем в пятизвездочной юрте

    В последние годы в Монголии стал успешно развиваться экологический туризм. Для иностранцев юрта до сих пор является некоей диковинкой и туристы с удовольствием отдают свои кровные для того, чтобы в течение нескольких дней слиться с природой и древними монгольскими традициями житья-бытья. По всей территории стали все больше и больше появляться туристические базы, состоящие из 10-20 войлочных юрт. Теперь можно путешествовать без ночевок в палатках по многим районам Монголии, останавливаясь на ночевки в юрточных лагерях. Размещение вместе с питанием на такой туристической базе обходится в 30-50 USD в сутки на человека.

    Туристические компании бронируют места в подобных юрточных кэмпах в соответствии с выбранным маршрутом передвижения по стране.

    Юрта – традиционное монгольское жилище кочевников. Легко перевозится на большие расстояния и быстро устанавливается в нужном месте. Юрты используются кочевниками не только в Монголии, но и в других частях Средней Азии. Пастухи должны перемещаться на большие расстояния, из-за низкого качества пастбищ. В результате народы этих областей никогда не обосновывались в традиционных городах.

    Юрта для туристов, как правило, устанавливается на деревянном настиле и имеет электрическое освещение. В каждой юрте имеются: деревянные кровати (2 – 4), низкий столик, табуретки, комод или шкаф. Некоторые монгольские турфирмы в дополнение к традиционным железным печкам начали использовать японские и южнокорейские керосиновые обогреватели, что резко повысило комфортность проживания в холодное время года. И даже самые избалованные комфортом не отказывают себе в удовольствии немного пожить в такой своеобразной гостинице

    На юрточных турбазах обычно устанавливают от 5 и до 20 юрт (максимум до 50 юрт). Т.е., одновременно на туристической базе могут размещаться до 180 человек. Как правило, все туристические базы оборудуются ресторанами (европейская и монгольская кухня), сувенирными киосками, туалетом, душем, прачечной. Из развлечений туристам предлагаются бильярд, пинг-понг, прогулки верхом на лошадях.

    Спать в юртах приятно – легко дышится. Юрта быстро нагревается от печки, но так же быстро остывает. Обычно работники турбаз на рассвете тихо заходят в юрту и растапливают печку, чтобы туристы просыпались в тепле. В холодное время года, при 20-40 градусах мороза, туристов заселяют в теплые, заранее прогретые юрты. Есть и недостатки войлочных юрт – хорошая слышимость (при ночлеге в юрте отчетливо слышен лай собак, шум подъезжающей машины и разговоры в соседней юрте).

    В самом главном буддийском храме – Гандан

    Гандан (Гандантекчинлинг) – это главный и наиболее большой буддийский монастырь Монголии и одна из основных достопримечательностей Улан-Батора. Он был возведен в 19 веке и является единственным монастырем, где служба шла практически всегда

    Гандан – это центр более 2 миллионов монгольских буддистов. Среди кварталов юрточной и одноэтажной застройки необычайно красивыми кажутся его ярко раскрашенные стены, крыши из разноцветной черепицы, фигуры страшных богов – стражей входа. Главные ворота храма, по традиции, обращены на юг. Во дворе находятся статуя Будды и каменная ступа. На каменистом дворе разложены доски. Верующие сначала читают священные мантры, а потом падают ниц на эти доски. И этот обряд повторяют по нескольку раз. Во дворе помещены также молитвенные цилиндры, внутри которых лежат записи молитв. Цилиндры снабжены ручками, с помощью которых верующие вращают их справа налево, по направлению движения солнца. Один поворот равносилен прочтению тех молитв, записи которых находятся внутри.

    Стены кумирни, как и ворота храма, украшены орнаментом, резьбой по дереву. Внутри царит полумрак. Воздух насыщен ароматом благовоний. За низкими столиками на подушках рядами сидят ламы. Перед ними стопки продолговатых табличек с текстами молитв. Пришедшие помолиться монголы оставляют в специальных ящичках с изображением богов различные подношения (монеты, печенье, конфеты и т. д. Можно, сколько позволяет время, постоять в кумирне и благоговейно вслушиваться в звуки молитв. Только в звуки, ибо слова их – на санскрите, который в Монголии мало кто знает. А можно, положив свои дары, считать долг перед храмом исполненным и, совершив во дворе, перед статуей Будды, еще одну, прощальную молитву, уйти по своим делам.

    У алтаря сидит старший лама – унзад. Он возвышается над всеми монахами, потому что на его сиденье, согласно сану, подушек больше, чем у всех остальных лам. По его знаку ламы начинают петь гимны. Пение сопровождается ритмичными ударами в барабан, звуками гонгов, раковин, колокольчиков.

    При Гандантекчинлинге действует Буддийская духовная академия, в ее библиотеке насчитывается свыше 50 тыс. книг и рукописей. Также при монастыре открылся детский сад – его воспитанники изучают основную религию Монголии и национальные традиции.

    Вокруг монастыря Гандан сохранилась типичная застройка старого города. Узкие улицы с глухими заборами, торговые лавки, юрты, небольшие гостиницы окружают монастырь со всех сторон.

    Служба в монастыре начинается утром и к полудню уже заканчивается. Вход на территорию монастыря бесплатный. Платным (4-5 долларов) является вход для иностранных туристов в храм Мэгджид-Джанрайсэг. Еще туристу придется отдельно заплатить за фотографирование в храме.

    Во многих буддийских храмах установлено большое количество позолоченных цилиндрических урн, которые можно вертеть. Все посетители подходят к каждой из них и по очереди крутят цилиндры вокруг оси. Как здесь говорят, это для привлечения удачи.

    Нажмите на фотографии для увеличения:

    Фото: Trend

    Читайте также:
    Нюансы судебной практики по кадастровой ошибке при наложении земельных участков в 2021 году
  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: