Фотографии Памятника Высоцкому в Москве

Страсти по Владимиру. Кто отрезал голову памятнику Высоцкому?

В канун сорокалетия со дня смерти актеру и барду Владимиру Высоцкому отрезали голову. Правда, на ее место тут же приставили другую.

«В момент установки новой головы от него отрезали 30 см»

В последние дни столичные бабушки, регулярно посещающие Ваганьковское кладбище, столбенеют при входе, начинают креститься и приговаривать что-то вроде: «Господи, Володя причесался!»

Поводом для такой реакции является памятник, установленный на могиле Владимира Высоцкого. Те, кто никогда не был на могиле артиста, вряд ли поймут, в чем дело, но для поклонников барда преображение стало настоящим шоком. У скульптуры изменилось выражение глаз, и ранее приглаженная челка поднялась вверх.

Никита Высоцкий, сын поэта, отреагировал на слова Садальского и других критиков.

«Я отвечаю за эту могилу уже 40 лет. Там все, что сделано, — не просто с моего ведома, а я в этом участвовал. Для меня это было непростое решение. Но мы это реализовали вместе с отцовскими друзьями. Конечно, в первую очередь — с Александром Рукавишниковым. Считаю, это правильно и хорошо», — заявил он в интервью Daily storm. Что касается критиков, то Высоцкий-младший охарактеризовал их так: «Они приходят на кладбище себя показать, как хорошо разбираются в скульптуре или еще в чем-то. Рукавишников — наверное, лучший скульптор на сегодняшний день в России. Говорить, что он сделал что-то плохо, могут даже не дилетанты, а долбаки. Люди, которые не разбираются».

Как надгробие поссорило близких

Чтобы понять, что вообще происходит с памятником Высоцкому, нужно вернуться в начало 1980-х, когда вообще решался вопрос об установке монумента на могиле.

Вдова Высоцкого Марина Влади хотела установить на могиле какой-нибудь необычный камень, который должен был отражать внутреннюю суть артиста. Друг Высоцкого Вадим Туманов вспоминал: «Попросила меня найти такой. Я нашел: это была разновидность трактолита. Камень возрастом 150 миллионов лет, вытолкнутый из глубин земли. Поражала его невероятная целостность: при ударе молотком он звенел, как колокол».

Затем возникла новая идея: в земной камень вправить настоящий метеорит. Этот проект был уже готов, но его в штыки приняли родители Высоцкого.

Вот воспоминания еще одного друга Высоцкого Валерия Янкловича: «Когда все приехали смотреть проект Марины с метеоритом, отец посмотрел и сказал:

— А где она — скульптура?

Ему показывают макет, а он продолжает свое:

— Я не понимаю, что это? И кто это сделал? Кто он такой?

Марина разволновалась, стала объяснять, какой это хороший художник. Ее стали успокаивать. Говорили, что все будет в порядке. »

«У тебя там вид гнома с озлобленным лицом и гитарой вместо горба»

История с памятником навсегда внесла раскол в ряды близких Высоцкого. Родители барда, к которым присоединились и сыновья, что называется, продавили решение о скульптуре работы Рукавишникова.

Из воспоминаний Влади: «Когда Володя умер, я, конечно, ничего не знала о ваших привычках и занималась совсем другими делами. И не пошла платить деньги и взять бумажку. А надо иметь такую бумагу, чтобы потом владеть могилой. Я не хотела владеть, это не моя манера жить. А родители Владимира сделали это сразу после его смерти».

Памятник открыли в октябре 1985 года, и на этом мероприятии отсутствовала вдова актера. В своей книге «Владимир, или Прерванный полет» Влади написала так: «Отныне на твоей могиле возвышается наглая позолоченная статуя, символ социалистического реализма — то есть то, от чего тебя тошнило при жизни. И, поскольку она меньше двух метров в высоту, у тебя там вид гнома с озлобленным лицом и гитарой вместо горба, окруженного со всех сторон мордами лошадей».

«На кладбище были идиотские законы»

Несмотря на критику, со временем к памятнику привыкли. Но скульптор Рукавишников, как выясняется, все эти годы горел желанием довести до конца первоначальный замысел.

В интервью РЕН ТВ он заявил: «Несмотря на неимоверную популярность Владимира, ему ничего не разрешали. И на кладбище тоже были идиотские законы. Нельзя было такую высоту, какая была задумана. Не разрешали мне делать такое лицо, которое я задумал, такое эмоционально наполненное. И то, что он связан, не нравилось. Лицо я тогда сделал более благостное, спокойное, что ли. То, что он был связан, я менять уже не стал».

Можно ли довести ситуацию до еще более абсурдной? Оказывается, можно. Садальский заявил, что в итоге заменили скульптуру целиком и теперь старый вариант родственники смогут продать за большие деньги.

Рукавишников, слова которого приводит «КП», опровергает эту версию: «Садальский ошибается, мягко говоря. Ну зачем мне менять целиком памятник и кого-то шокировать? Я снизу отрезал сантиметров 70, а сверху добавил где-то 40. Люди привыкли к маленькой высоте, я сделал чуть повыше».

«Неужели такой я вам нужен после смерти?!»: как миф вытеснил реального Высоцкого

Владимир Семенович Высоцкий при жизни написал стихотворение «Памятник», оказавшееся пророческим.

И с меня, когда взял я да умер,
Живо маску посмертную сняли
Расторопные члены семьи,
И не знаю, кто их надоумил,
Только — с гипса вчистую стесали
Азиатские скулы мои.

История с надгробным памятником Высоцкому словно сошла со страниц «Мастера и Маргариты». Родственники и окружение поэта в погоне за собственными амбициями взялись лепить из поэта нечто подходящее под их собственный вкус.

И не только в памятнике дело. На протяжении десятилетий из Высоцкого усердно лепят «жертву режима», забывая о колоссальной популярности, звездных ролях, элитной квартире в центре Москвы, возможности по полгода проводить за рубежом, встречаясь там в том числе с людьми, причисляемыми к антисоветским элементам. Звезда популярнейшего театра, разъезжавшая по столице на «Мерседесе», еще при жизни стала героем мифа: народ-то считал его «сидельцем», несчастным узником тюрем, даже не представляя, в каких реальных условиях жил их кумир.

Читайте также:
Нужна ли виза в иорданию для россиян, украинцев и белорусов в 2022 году

И где-то вдалеке, почти неслышный за давностью времени, звучит отчаянный вопль самого Высоцкого:

Саван сдёрнули! Как я обужен —
Нате смерьте!
Неужели такой я вам нужен
После смерти?!

Новый памятник на могиле Владимира Высоцкого вызвал грандиозный скандал

24 июля 2022 23:15

Грандиозный скандал разгорелся в канун 40-летия со дня смерти Владимира Высоцкого. По традиции 25 июля поклонники творчества актера и певца приходят на могилу артиста на Ваганьковское кладбище. Там установлен бронзовый памятник кумиру. Однако публику ждет сюрприз. Памятник теперь не тот что прежде – у него другая голова. Многие пользователи соцсетей приняли новый памятник в штыки, в том числе и актер Станислав Садальский.

Сын Высоцкого отрезал папе голову. С живым это сделать не успели, но сейчас – как раз к 40-летию со дня смерти – отрезали голову памятнику на могиле. С новой головой памятник стал на 30 см ниже! Ну и как вам?”, – обратился Станислав Садальский к подписчикам.

Он опубликовал фото памятника “до” и после” так сказать преображения. Как известно, актер был лично знаком с Высоцким и снимался с ним в культовом фильме “Место встречи изменить нельзя”.

“То, что сейчас происходит на могиле, – это же издевательство над Владимиром! Никиту я считаю абсолютно пустым местом. Он позволил сделать из отца наркомана в фильме о нем, разрешил Безрукову надеть на себя посмертную маску отца. Также я видел документальный фильм, в котором Никита запретил использовать голос отца. За разрешение он запросил большие деньги. Одним словом, это тот случай, когда природа отдохнула на молодом поколении”, – негодует Садальский.

По его мнению, обновленный памятник не похож на настоящего Владимира Семеновича. “На старом памятнике был Высоцкий. А новый похож больше на Никиту. К тому же на прежнем монументе Владимир был более мужественным”, – продолжает возмущаться Станислав Юрьевич.

Более всего его возмущает то, что Никита Высоцкий “забыл, что его отец принадлежит не только ему”. “Ну, унизил родного отца на 30 сантиметров. Ну, устроил ему усекновение главы к 40-летию смерти. Ну сделал рот кривым. Что такого? Хорошо, гитару не отобрал и шприц в руку не вложил. Зато благодаря Никите будущее поколение узнает Высоцкого не эпохальным поэтом, а наркоманом и алкашом”, – гневается актер.

А потом и вовсе сделал сенсационное заявление. “Поменяли не только голову. Памятник полностью заменили. А потом его покрасили, чтобы это не сильно бросалось в глаза. А ведь по всем традициям на могиле человека вообще не должно происходить никаких изменений”, – цитирует его Собеседник.Ru.

Артист заявил, что замена памятника на могиле Высоцкого может принести его родственникам большую прибыль. “Старый памятник сейчас можно продать за немыслимые деньги, потому что он представляет большую ценность для любого коллекционера. Это бронза, которая простояла на могиле Высоцкого почти 40 лет. Множество людей прониклись любовью к нему, отдавали ему свое тепло. Я думаю, что старый монумент можно продать как минимум за полмиллиона долларов. Наверняка родственники так и сделают, а деньги поделят”, – рассуждает актер.

Меж тем автор монумента Александр Рукавишников опроверг как сам факт установки нового памятника, так и намерения родственников Высоцкого продать монумент. “Садальский ошибается, мягко говоря. Ну зачем мне менять целиком памятник и кого-то шокировать? Я снизу отрезал сантиметров 70, а сверху добавил где-то 40. Люди привыкли к маленькой высоте, я сделал чуть повыше”, – рассказал скульптор.

Его поддержал известный художник и скульптур Михаил Шемякин. Он считает, что внести изменения в памятник Высоцкому является полным правом Рукавишникова. “Каждый мастер, когда он считает, что чего-то не добился и может усовершенствовать, он вправе свое произведение переделывать и улучшать так, как он хочет. В то же время, если сейчас людям это не нравится, то со временем их реакция измениться в обратную сторону”, – цитирует его “Звезда”.

В свою очередь, сын Высоцкого объяснил, зачем на памятнике отца заменили голову. “По тем временам памятник был идеологически неправильным. Тогда были определенные ограничения: монумент не мог быть выше 2 метров 20 сантиметров. Но и такой прижился, стоял много лет. Не так давно мы начали обсуждать с создателем памятника Александром Рукавишниковым возможность сделать все так, как мы хотели изначально. Потом я принял решение, что надо делать. Конечно, мнений много. Сейчас Садальский на этом отпляшется, потом еще кто-то”, – цитирует Никиту Высоцкого “СтарХит”.

Сын считает, что он и скульптор вправе были обновить памятник. “Он выглядит по-другому, но не плохо. Стал чуть выше, больше затонирован в бронзу, вылеплена новая голова. Садальский – серьезный человек, но мне, честно говоря, на него плевать. А также на его высказывания обо мне и об отце. А вот на могилу отца мне не плевать”, – подчеркнул Никита.

По его словам, в этот раз Рукавишников работал по специальной технологии. Ранее же, как заметил Никита Владимирович, скульптор использовал посмертную маску Владимира Семеновича, чтобы добиться полного сходства с бардом.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Аудио: Реконструктор времени: Владимир Высоцкий

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2022 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Читайте также:
Фотографии Усть-Ленского заповедника

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

“Звонили люди с угрозами”. Скульптор – об истории памятника Высоцкому

Александр Рукавишников – о том, как памятник Высоцкому на Ваганьковском обороняют от самого скульптора даже бездомные

25 июля исполняется 38 лет со дня смерти Владимира Высоцкого. В воспоминаниями о великом поэте, актере и исполнителе своих песен делится известный скульптор, художник, член Российской академии художеств Александр Рукавишников. Он не только знал Высоцкого при жизни, но и стал автором памятника, установленного на его могиле на Ваганьковском кладбище.

– Мы были близкими друзьями с отцом Володи Семеном Владимировичем, – начинает свой рассказ Александр Иулианович. – Он был очень славный дядька, веселый, компанейский, достойный человек во всех отношениях – ветеран ВОВ, имел множество медалей и орденов. И такой настоящий полковник – всегда аккуратный, подстриженный, все у него разложено по полочкам. Семен Владимирович сыном гордился безмерно, обожал Володю и его песни.

«Он всегда был в центре внимания»

– Но меня с Высоцким познакомил не Семен Владимирович, а мой учитель по карате Алексей Штурмин. (В 70-е годы Рукавишников серьезно занимался карате, имеет «черный пояс». А с 1990 года он является президентом Федерации карате города Москвы. – Ред.) Володя сам единоборствами не увлекался, но к Штурмину – основоположнику русской школы карате – относился с большим уважением. А ведь поначалу в нашей стране к каратистам относились с опасением, даже периодически запрещали этим заниматься. Помню, как однажды Высоцкий щедро нас одарил. Он тогда постоянно мотался в Париж, к своей жене Марине Влади. И привез нам из-за границы две громадные спортивные сумки, плотно набитые всякой амуницией для боевых искусств – щитки, перчатки, шлемы, капы, кимоно. В Союзе это все было невероятной роскошью, так что наш восторг словами не описать. Мы, каратисты, устраивали периодически мини-спектакли для посвященных, широко их не афишируя. Показательные выступления проходили на сценах столичных театров. И как-то на нашу «показуху» в Театре на Малой Бронной пришел Володя. Я как раз что-то там выделывал на сцене, и вдруг в зале началось некое движение, гул стал нарастать. Люди заметили, что вошел Высоцкий, хотя он старался проскользнуть незаметно, не привлекая к себе внимания. Но такая уж у него была карма: где бы он ни появлялся, тут же оказывался в центре внимания.

«Володя был уставшим, измотанным жизнью»

– Мы время от времени пересекались в общей компании, отмечая чей-то день рождения или какой-нибудь праздник. Но на этих сборищах Высоцкий никогда не пел и ничего не выпивал. Выглядел он очень уставшим, измотанным жизнью. Общение, суета вокруг него ему самому явно особой радости не доставляли. Он понимал, что его воспринимают как подарок, и старался не разочаровывать людей. Но выдерживал определенное время, чтобы никого не обидеть, а потом громко говорил: «Ухожу по-английски! Извините, времени нет». И быстренько исчезал из виду, чтобы погрузиться в творчество – писать, сочинять.

Я хотел «слепить» Высоцкого еще при его жизни. Мне очень нравилось его лицо – физиономически выразительное, квинтэссенция мужественности. Я изложил Володе свою идею, и он на удивление легко согласился: «Давай сделаем, с удовольствием». Хотя он понятия не имел, какой я скульптор, и не видел моих работ. Потом при встрече я всякий раз спрашивал Высоцкого: «Ну что, будем лепить твой бюст?» Он отвечал: «Будем! Обязательно!» После чего мы разбегались в разные стороны и теряли на какое-то время друг друга из виду. До сих пор виню себя, что не был более настойчив. Так и не успел это осуществить.

Александр Рукавишников // фото: Роман Денисов / Global Look Press

Баталии вокруг памятника

– В 1980 году я пережил два мощных потрясения. Ушли в мир иной два гения. Летом не стало Высоцкого, а в декабре погиб Джон Леннон. Тяжелый был год.

Года через три после смерти Володи вокруг его надгробного памятника разразилась ожесточенная дискуссия. Марина Влади и коллеги Высоцкого по Театру на Таганке хотели видеть на могиле нечто абстрактное – камень или кусок метеорита. Вроде как в Академии наук обещали выделить настоящий фрагмент метеорита. Но отец Володи, его мама Нина Максимовна и мачеха Евгения Степановна заказали мне реалистичную скульптуру. Семен Владимирович был категорически против метеорита, говорил: «Мой сын не с неба упал, он был земным человеком!» История создания памятника Высоцкому была долгой и очень нервной, мне постоянно вставляли палки в колеса. Звонили какие-то люди с угрозами, намекали, что не стоит мне этим заниматься.

Когда памятник был уже готов, мне пришлось срезать «верхушку», потому что вдруг появилось новое постановление – высота скульптурной композиции не должна быть больше 2,5 метров. Но ставить его все равно не спешили. Мне позвонил космонавт Георгий Гречко: «Саша, прошу тебя, развяжи его. И я тебе гарантирую, памятник будет принят на высоком уровне». У меня же фигура Высоцкого была запеленутая – обмотана тканью, он получился связанным по рукам и ногам. Но я уперся и стоял на своем: «Нет, не развяжу! Не могу! Не имею права!»

Марине Влади монумент не понравился

– Влади повела себя, на мой взгляд, очень странно. Она приехала в Москву и изъявила желание посмотреть на то, что я задумал. Я тогда еще работал над глиняным наброском памятника. Она пришла ко мне в мастерскую, такая модная тетенька, изысканная парижанка. И с порога заявила: «Здравствуйте! Я сама тоже скульптор». А по поводу моей работы высказалась категорично: «Я бы не хотела это увидеть на могиле Володи». Я говорю: «Я отталкивался от пожеланий Семена Владимировича». Относительно отца своего мужа Марина высказалась опять же жестко – дескать, Семен Владимирович в этом вообще ничего не понимает и не ему решать. У меня остался очень неприятный осадок после ее визита.

Читайте также:
Татарстан – - Как С Добром Добраться! Маршрут проложить

Я честно пытался найти компромисс, чтобы угодить всем. Предлагал вписать в скульптурную композицию осколок метеорита – положить его рядом с памятником, отколов верх, как будто этот фрагмент его задел и упал поблизости. Однако мне так и не довелось увидеть обещанный кусок метеорита. А 12 октября 1985 года на могиле Высоцкого наконец появился мой многострадальный памятник. Марина Влади на его открытие не приехала, видимо, у нее были на то свои причины.

Памятник на могиле Владимира Высоцкого на Ваганьковском кладбище в Москве // фото: Global Look Press

«Хочу переделать голову Высоцкого»

– Для меня важно, что Семен Владимирович был доволен результатом моих трудов. А в какой-то телепередаче сын Высоцкого Никита сказал: «До сих пор памятник на могиле отца вызывает споры, кому-то он нравится, кому-то не нравится. Но пока я жив, он будет стоять!» Было приятно это услышать. Хотя я, будь моя воля, сейчас кое-что в нем изменил бы. Мне не нравится, как слеплена голова. На мой взгляд, она неудачная и по внешнему сходству, и по другим параметрам. Был смешной случай. Как-то пришел на могилу Высоцкого со своим техническим директором Леонидом Ивановичем. Стоим, и я размышляю вслух: «Отпилить, что ли, ночью эту голову и заменить? Делов-то – слепить новую, приварить быстренько и затонировать. Никто и не заметит». И тут из кустов вылезают бомжи: «Чего вы тут собираетесь отпиливать? А ну-ка валите отсюда!» Мы сразу стали оправдываться: «Ребят, вы нас неправильно поняли, мы не вандалы». Но кроме шуток, я правда хочу поменять эту голову. Может, я это все-таки сделаю, и никто не заметит подмены.

Страсти по Владимиру. Кто отрезал голову памятнику Высоцкому?

Достопримечательность
Поэт с гитарой
55°46′02″ с. ш. 37°36′45″ в. д.HGЯOL
Страна Россия
Город Москва, Страстной бульвар, 15А
Автор проекта Распопов Геннадий
Дата основания 1995
Дата постройки 1985
Статус Охраняется Государством

Па́мятник Вла́димиру Высо́цкому
(также
Поэт с гитарой
) — скульптура в честь поэта и актёра Владимира Высоцкого. Установлена недалеко от Петровских ворот, на Страстном бульваре в Москве[1].

«В момент установки новой головы от него отрезали 30 см»

В последние дни столичные бабушки, регулярно посещающие Ваганьковское кладбище, столбенеют при входе, начинают креститься и приговаривать что-то вроде: «Господи, Володя причесался!»

Поводом для такой реакции является памятник, установленный на могиле Владимира Высоцкого. Те, кто никогда не был на могиле артиста, вряд ли поймут, в чем дело, но для поклонников барда преображение стало настоящим шоком. У скульптуры изменилось выражение глаз, и ранее приглаженная челка поднялась вверх.

Владимир Высоцкий. Особые приметы «Сын Высоцкого отрезал папе голову, — написал в своем блоге актер
Станислав Садальский. — С живым это сделать не успели, но сейчас — как раз к сорокалетию со дня смерти — отрезали голову памятнику на могиле. В момент установки новой головы от него отрезали 30 см».
Никита Высоцкий, сын поэта, отреагировал на слова Садальского и других критиков.

«Я отвечаю за эту могилу уже 40 лет. Там все, что сделано, — не просто с моего ведома, а я в этом участвовал. Для меня это было непростое решение. Но мы это реализовали вместе с отцовскими друзьями. Конечно, в первую очередь — с Александром Рукавишниковым. Считаю, это правильно и хорошо», — заявил он в интервью Daily storm. Что касается критиков, то Высоцкий-младший охарактеризовал их так: «Они приходят на кладбище себя показать, как хорошо разбираются в скульптуре или еще в чем-то. Рукавишников — наверное, лучший скульптор на сегодняшний день в России. Говорить, что он сделал что-то плохо, могут даже не дилетанты, а долбаки. Люди, которые не разбираются».


У могилы Владимира Высоцкого на Ваганьковском кладбище. 1987 год. Фото: РИА Новости/ Олег Ласточкин

Как надгробие поссорило близких

Чтобы понять, что вообще происходит с памятником Высоцкому, нужно вернуться в начало 1980-х, когда вообще решался вопрос об установке монумента на могиле.

Вдова Высоцкого Марина Влади хотела установить на могиле какой-нибудь необычный камень, который должен был отражать внутреннюю суть артиста. Друг Высоцкого Вадим Туманов вспоминал: «Попросила меня найти такой. Я нашел: это была разновидность трактолита… Камень возрастом 150 миллионов лет, вытолкнутый из глубин земли. Поражала его невероятная целостность: при ударе молотком он звенел, как колокол».

Затем возникла новая идея: в земной камень вправить настоящий метеорит. Этот проект был уже готов, но его в штыки приняли родители Высоцкого.

Вот воспоминания еще одного друга Высоцкого Валерия Янкловича: «Когда все приехали смотреть проект Марины с метеоритом, отец посмотрел и сказал:

— А где она — скульптура?

Ему показывают макет, а он продолжает свое:

— Я не понимаю, что это? И кто это сделал? Кто он такой?

Марина разволновалась, стала объяснять, какой это хороший художник… Ее стали успокаивать… Говорили, что все будет в порядке…»

Фрагмент памятника Владимиру Высоцкому, установленного на его могиле на Ваганьковском кладбище. 1998 год. Фото: РИА Новости/ В. Киселев

Дубна

В 2008 году на одной из городских аллей Дубны появился интересный памятник Высоцкому. Фигура барда в полный рост стоит на невысоком постаменте, опираясь левой рукой на гитару.

Магазин, ставший достопримечательностью: 120 лет назад открылся «Елисеевский»

Искусственный интеллект негативно влияет на поведение человека

Читайте также:
Карта Вены, где находится Вена на карте мира

Стала моделью: единственная дочь актера из фильмов «Форсаж» выбрала себе карьеру

«У тебя там вид гнома с озлобленным лицом и гитарой вместо горба»

История с памятником навсегда внесла раскол в ряды близких Высоцкого. Родители барда, к которым присоединились и сыновья, что называется, продавили решение о скульптуре работы Рукавишникова.

Из воспоминаний Влади: «Когда Володя умер, я, конечно, ничего не знала о ваших привычках и занималась совсем другими делами… И не пошла платить деньги и взять бумажку… А надо иметь такую бумагу, чтобы потом владеть могилой. Я не хотела владеть, это не моя манера жить… А родители Владимира сделали это сразу после его смерти».

Шансон Высоцкого. Почему легендарный музыкант начинал с «блатняка» Сам Рукавишников утверждал, что ему не дали воплотить замысел целиком: «Им решительно не нравилось в этой работе, что Владимир Высоцкий изображен со связанными руками и что гитара у него над головой выглядит в определенном ракурсе как нимб. Два года требовали убрать нимб, развязать руки и срезать одну из трех лошадиных морд. Тут уж я пошел навстречу: срезал. Друзья уговаривали: развяжи, убери, все-таки будет памятник! А я помнил Володину песню „Памятник“ и стоял на своем. В итоге он такой, каким видится мне. На том и стою».

Памятник открыли в октябре 1985 года, и на этом мероприятии отсутствовала вдова актера. В своей книге «Владимир, или Прерванный полет» Влади написала так: «Отныне на твоей могиле возвышается наглая позолоченная статуя, символ социалистического реализма — то есть то, от чего тебя тошнило при жизни. И, поскольку она меньше двух метров в высоту, у тебя там вид гнома с озлобленным лицом и гитарой вместо горба, окруженного со всех сторон мордами лошадей».

Памятник Владимиру Высоцкому на Ваганьковском кладбище в Москве. 2022 год. Фото: РИА Новости/ Евгений Биятов

Примечания

  1. 1234
    Цыбульский, 2004, с. 604.
  2. Самые красивые актеры советского кино (неопр.)
    . Рамблер (5 сентября 2017). Дата обращения 14 августа 2022.
  3. Высоцкий (неопр.)
    . Royal Magazine (1998). Дата обращения 14 августа 2022.
  4. Бульварное кольцо: зелёный пояс вместо белой стены (неопр.)
    . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (26 апреля 2016). Дата обращения 14 августа 2022.
  5. Вострышев, 2007, с. 615.
  6. Hamann, 2012, с. 69.
  7. Сингаевский, 2010, с. 79.
  8. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. Песни.1961–1970. — Москва: Время, 2009. — 215 с. — ISBN 9785425090812.
  9. Светлова Е.
    Сила Робин Гуда. Дарья Хмельницкая: “Я всегда знала, что папа — мой!”
    (неопр.)
    . Московский комсомолец (25 июня 2010). Дата обращения 14 августа 2022.

«На кладбище были идиотские законы»

Несмотря на критику, со временем к памятнику привыкли. Но скульптор Рукавишников, как выясняется, все эти годы горел желанием довести до конца первоначальный замысел.

В интервью РЕН ТВ он заявил: «Несмотря на неимоверную популярность Владимира, ему ничего не разрешали. И на кладбище тоже были идиотские законы. Нельзя было такую высоту, какая была задумана. Не разрешали мне делать такое лицо, которое я задумал, такое эмоционально наполненное. И то, что он связан, не нравилось. Лицо я тогда сделал более благостное, спокойное, что ли. То, что он был связан, я менять уже не стал».

Можно ли довести ситуацию до еще более абсурдной? Оказывается, можно. Садальский заявил, что в итоге заменили скульптуру целиком и теперь старый вариант родственники смогут продать за большие деньги.

Рукавишников, слова которого приводит «КП», опровергает эту версию: «Садальский ошибается, мягко говоря. Ну зачем мне менять целиком памятник и кого-то шокировать? Я снизу отрезал сантиметров 70, а сверху добавил где-то 40. Люди привыкли к маленькой высоте, я сделал чуть повыше».


Фотографии и цветы у памятника на могиле Владимира Высоцкого на Ваганьковском кладбище в Москве. 2022 г. Фото: РИА Новости/ Евгений Биятов

Калининград

В центральном парке Калининграда стоит огромная скульптура Владимира Высоцкого, к которой часто приезжают поклонник великого барда. Высоцкий сидит на постаменте и держит в руках любимую гитару. Выглядит композиция весьма тяжеловесно, но очень красиво.

Вкусный и полезный салатик из свёклы с необычной заправкой: рецепт с фото

Из грейпфрута делаю чистящее средство для дома: оно универсальное и экономное

Комбинезоны и заколки-бабочки: худшие модные тренды позапрошлого десятилетия

«Неужели такой я вам нужен после смерти?!»: как миф вытеснил реального Высоцкого

Владимир Семенович Высоцкий при жизни написал стихотворение «Памятник», оказавшееся пророческим.

И с меня, когда взял я да умер, Живо маску посмертную сняли Расторопные члены семьи, И не знаю, кто их надоумил, Только — с гипса вчистую стесали Азиатские скулы мои.

История с надгробным памятником Высоцкому словно сошла со страниц «Мастера и Маргариты». Родственники и окружение поэта в погоне за собственными амбициями взялись лепить из поэта нечто подходящее под их собственный вкус.

И не только в памятнике дело. На протяжении десятилетий из Высоцкого усердно лепят «жертву режима», забывая о колоссальной популярности, звездных ролях, элитной квартире в центре Москвы, возможности по полгода проводить за рубежом, встречаясь там в том числе с людьми, причисляемыми к антисоветским элементам. Звезда популярнейшего театра, разъезжавшая по столице на «Мерседесе», еще при жизни стала героем мифа: народ-то считал его «сидельцем», несчастным узником тюрем, даже не представляя, в каких реальных условиях жил их кумир.

«Всенародный Володя». Мог ли Высоцкий дожить до 80-летнего юбилея? Окружение артиста, создавая благостный миф о Высоцком, сделало все, чтобы оставить в секрете его наркозависимость. Когда Марина Влади впервые рассказала об этом, отечественные поклонники Владимира Семеновича едва не линчевали ее. Зато спустя годы в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» вообще не осталось ничего, кроме наркомании и резиновой маски на артисте
Безрукове. А где же рождение и рост таланта, где трагедия гения? Нет ее. Реальный Высоцкий сегодня скрыт за нагромождением многочисленных мифов, носители которых воюют друг с другом, словно герои «Игры престолов». И внутри эти междоусобиц преображение надгробного монумента кажется нормой, хотя для непосвященного это сущее безумие.
И где-то вдалеке, почти неслышный за давностью времени, звучит отчаянный вопль самого Высоцкого:

Читайте также:
Камбоджа: подробная информация о стране с фото и видео

Саван сдёрнули! Как я обужен — Нате смерьте! Неужели такой я вам нужен После смерти?!

Идея памятника Высоцкому может зависнуть из-за расплодившихся Лениных

У этого термина существуют и другие значения, см. Памятник Владимиру Высоцкому.

Достопримечательность
Поэт с гитарой
Страна Россия
Город Москва, Страстной бульвар, 15А
Автор проекта Распопов Геннадий
Дата основания 1995
Дата постройки 1985
Статус Охраняется Государством

Па́мятник Вла́димиру Высо́цкому

(также
Поэт с гитарой
) — скульптура в честь поэта и актёра Владимира Высоцкого. Установлена недалеко от Петровских ворот, на Страстном бульваре в Москве[1].

Описание[ | ]

Разрешения на установку монумента добился коллега Владимира Высоцкого советский актёр Борис Хмельницкий[2]. Идея расположения памятника у Петровских ворот на Страстном бульваре принадлежит другу поэта — Валерию Янкловичу[3]. В 1963 году Высоцкий написал:

«У меня было сорок фамилий»

Антитезой к этим строкам и стал новый монумент[1][4]. Над его созданием работали архитектор А. В. Климочкин и скульптор Г. Д. Распопов. Композиция изображает поэта, стоящего с раскинутыми руками и взглядом, устремлённым в небо, за спиной у него — гитара[5]. Оригинал скульптуры был выполнен Распоповым в 1979 году, бронзовая фигура для установки была отлита в 1994-м году, её высота — два метра сорок сантиметров[1].

Памятник был открыт 25 июля 1995 года, в 15-ю годовщину со дня смерти Владимира Высоцкого[6][7][8]. Церемонию посетили многие его друзья и поклонники[1]. У подножия скульптуры ежегодно проходят вечера памяти с песнями и стихами Высоцкого[9].

LiveInternetLiveInternet

10. Памятник в Калининграде, на Певчем поле:

11. Бюст в Барнауле, открыт в 2002 году напротив главного корпуса Барнаульского государственного педагогического университета.

12. Памятник Высоцкому и Марине Влади, Екатеринбург. Открыт 3 февраля 2006 года напротив гостиницы «Большой Урал.

13. Памятник в Мелитополе. Открыт 24 сентября 2000 года.

14. Памятник в Воронеже, открыт 9 сентября 2009 года.

15. Памятник в Москве, установлен 25 января 1988 года во дворе театра на Таганке.

16. Украина, г. Мариуполь.

Здесь Высоцкий в образе Глеба Жеглова. Памятник расположен около ресторана «Место встречи».Открыт 20 января 1998 года. В честь 60-летия Высоцкого.

17. Украина, г. Мариуполь. Памятник Высоцкому, работы И.Жигулина, установленный 7 февраля 2003 года.

18. Памятник на могиле Высоцкого, Ваганьковское кладбище, Москва .

Автор А. Рукавишников. Открыт 12 октября 1985 года.

19. Фонтан — скульптурная композиция «Любовь» в Волгодонске:

Памятник Владимиру Высоцкому и Марине Влади в сквере Машиностроителей.

20. Дружковка, Донецкая область, Украина (автор: ValeriyDudush)

. Памятник работы Зураба Церетели, расположен в Москве около Дома-музея галереи Церетели. Большая Грузинская, д. 17

22. Чебоксары, Россия (автор: Dmitry A.Shchukin)

23. Сочи. Парковая зона концертного зала «Фестивальный»

Открытие памятника артисту Владимиру Высоцкому состоялось в Сочи 20 ноября 2011 г.

Памятник установлен в Солнечногорске, на территории Дома творчества Союза художников России «Сенеж». Владимир Высоцкий приезжал сюда, на берега живописного озера, с концертом в 1976 году. Автор монумента — солнечногорский скульптор Владимир Бурыкин.

25. Харьков в 2013 году:

Стало известно, каким именно будет памятник Владимиру Высоцкому, который планируют установить в 2013 году к его 75 летнему юбилею возле Дворца спорта в Харькове, где всенародный бард выступил в мае 1978-го с несколькими концертами.

26. Киев. Памятник Жеглову и Шарапову, установлен на улице Богомольца, 10, возле здания Министерства внутренних дел Украины. Открыт 14 апреля 2009 года.

27. г. Гулькевичи, Краснодарского края. В мае 2012 г. в городском парке культуры и отдыха на Аллее героев был открыт памятный бюст Владимира Высоцкого.

28. Болгария. город Выршец. Памятник Владимиру Высоцкому.

29. Памятник Высоцкому в Выезжем Логе.

В 1967 году в селе Выезжий Лог происходили съемки фильма «Хозяин тайги». И вот сами местные жители сами скинулись и на что хватило средств, то такой памятник Высоцкому в Выезжем Логе и поставили. Да и памятником наверно это тяжело назвать, т.к. это огромный булыжник, где-то 2,5 метра в диаметре, на котором прикреплена табличка с изображением Владимира Высоцкого.

Художником таблички является Борис Бычков. А запечатлены стихи из одной песни написанной Владимиром Высоцким во время съемок фильма «Протопи ты мне баньку по-белому, я от белого света отвык …» из песни «Протопи ты мне баньку». (Вторая написанная песня во время съемов это «Идет охота на волков» — всего две за время фильма).

30. Памятник Высоцкому в селе Беневское.

24 января 1998 года в селе Беневское, что недалеко от Владивостока на собственные средства пенсионер И. Лычко установил стелу из бетона, покрытую облицовочной плиткой и табличкой с именем Владимира Высоцкого.

Памятник Высоцкому в селе Беневское это не пиар ход, чтобы привлечь туристов, а просто душевных порыв пенсионера, который всю свою жизнь слушает песни Владимира Высоцкого. Это своеобразное спасибо певцу за его талант. Хоть памятник созданный пенсионером и хлипкий, ненадежный, да и не долговечный, но зато от чистого сердца.

31. Памятник Высоцкому на горе Сабля

На горе Сабля установлен памятник Владимиру Высоцкому. Это не какой-то монументальный и бронзовый памятник, а фотография певца в железной оправе, защищенная стеклом от непогоды.

Это настоящее проявление уважения и любви к творчеству человека, ведь для этого не приходилось умащивать начальников и градостроителей. Здесь на горе, где открыта вся природа, когда ты наедине с ней, то твоя душа поет. И у большинства людей на такой высоте вспоминаются строки песен Владимира Высоцкого, что говорит о том, что певец пел душой.

Читайте также:
Карта Актун-Туничиль-Мукналь, где находится Актун-Туничиль-Мукналь на карте мира

32. Памятный камень Высоцкому в Домбайской поляне

Скульптор неизвестен, а установлен памятный камень Владимиру Высоцкому перед одним из отелей. На самом камне есть надпись из песни Высоцкого «Так оставьте ненужные споры! Я себе уже все доказал – лучше гор могут быть только горы, на которых еще никто не бывал». Это немного измененная версия, т.к. Владимира Высоцкого было так … только горы, на которых еще не бывал. Но такое маленькое исправление вполне допустимо, т.к. в этом удаленном от цивилизации горном поселке любовь и уважение к творчеству Владимира Высоцкого продолжает храниться.

33. Мемориальная доска в Санкт-Петербурге

Не понятно, почему в культурной столице России и нет памятника выдающемуся певцу, поэту и актеру.

Но даже если административные кадры не спешат воздавать почести, то в народе не забывают своих любимцев. Вот также и случилось с мемориальной доской для Владимира Высоцкого в Санкт-Петербурге.

Скульптор Ю.Куликов давно хотел запечатлеть память о Владимире Высоцком, но из гипса не солидно, а гранит хороших денег стоит. О задумке скульптора узнал один из знакомых и нашел тому хорошую плиту из черного гагата, который по красоте ничуть не уступает граниту или мрамору.

Получив материал, скульптор выполнил свою задумку. И вот с 1992 года в Санкт-Петербурге на здании клуба «Восток» установлена табличка Владимиру Высоцкому с текстом «В этом здании 18 января 1967 года впервые выступал поэт Владимир Высоцкий».

Проект киевского памятника поэту, барду и актеру Владимиру Высоцкому уже несколько лет висит в воздухе.

Еще в 2008 году был проведен конкурс, определен победитель, и на этом все закончилось. Чиновники, которые объявляли конкурс, сами же находят массу причин для переноса даты установления скульптуры.

Скульпторы, чей проект памятника одержал победу, братья Андрей и Петр Озюменко, вылили для себя маленькую бронзовую копию. Скульптура вышла в 40 сантиметров высотой вместо заявленных двух метров 20 сантиметров.

Установить скульптуру планировалось в сквере на бульваре Воровского, где некогда жил известный бард. Здесь также он встретил и свою первую жену.

Уже несколько лет, говорят Андрей и Петр, столичные чиновники то деньги ищут, то с местом решают…

Примечания[ | ]

  1. 1234
    Цыбульский, 2004, с. 604.
  2. Самые красивые актеры советского кино (неопр.)
    . Рамблер (5 сентября 2017). Дата обращения 14 августа 2022.
  3. Высоцкий (неопр.)
    . Royal Magazine (1998). Дата обращения 14 августа 2022.
  4. Бульварное кольцо: зелёный пояс вместо белой стены (неопр.)
    . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (26 апреля 2016). Дата обращения 14 августа 2022.
  5. Вострышев, 2007, с. 615.
  6. Hamann, 2012, с. 69.
  7. Сингаевский, 2010, с. 79.
  8. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. Песни.1961–1970. — М.: Время, 2009. — 215 с. — ISBN 9785425090812.
  9. Светлова Е.
    Сила Робин Гуда. Дарья Хмельницкая: «Я всегда знала, что папа — мой!»
    (неопр.)
    . Московский комсомолец (25 июня 2010). Дата обращения 14 августа 2022.

Студенческие годы

Володя хотел стать актером, но отец был против этой профессии. И ему пришлось поступить в строительный институт. Но тяга к театру была настолько сильной, что Высоцкий бросил институт уже через год. Любовь к театру ему привила мама, которая каждую субботу старалась водить Вову на спектакли.

Чтобы поступить в театральный институт, Высоцкому пришлось вернуться в кружок Богомолова. Позже он поступил в школу-студию МХАТ.

Во время обучения в школе-студии проходил концерт Булата Окуджавы, который сильно повлиял на Высоцкого. После этого концерта Володя начал осваивать игру на гитаре. Он подбирал ритмы, чтобы усилить смысл своих текстов.

В студенческие годы Высоцкий сыграл роль в спектакле “Гостиница Астория”. В этом спектакле он познакомился со своей первой женой Изой Жуковой. Она была замужем. После развода, Иза и Владимир поженились. Свадьбу отметили на Большом Каретном в студенческой компании.

Еще будучи студентом Владимир сыграл в спектаклях — “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского, в пьесах “Ведьма”, «Свадьба», «Иванов» А.П. Чехова. Он также сыграл в кинофильме “Сверстницы” В.С. Ордынского.

В 1960 году Высоцкий получил свой заветный диплом и стал актером драмы и кино.

Памятники Высоцкому в Украине

В Украинской столице 14 апреля 2009 года памятник Жеглову и Шарапову установлен возле здания Министерства внутренних дел. Ранее, в 1998 году, памятник был установлен в Мариуполе. В память о всенародно любимом поэте изваяния установлены в Мелитополе (Запорожская область) и в Одессе. На открытии памятника в Харькове присутствовал сын Высоцкого Никита. Примечательно, что жена Высоцкого была единожды на открытии памятника покойному мужу (памятник на Таганке).

  • wikiway.com
  • progulkipomoskve.ru
  • pamyatniki-v-rossii.ru
  • fb.ru

Смерть и похороны

Сердце Владимира Семеновича остановилось 25 июля 1980 года. Вся Москва пришла попрощаться со своим любимым артистом. Люди приходили к Театру на Таганке и оставляли цветы. Билеты на спектакль Высоцкого, который должен был состояться на днях, никто не вернул. Люди оставили их на память о великом артисте. Никто не остался равнодушным.

Владимира Семеновича похоронили на Ваганьковском кладбище.

И в дальнем зарубежье

Владимир Высоцкий был популярен не только в Советском Союзе, но и в странах социалистического лагеря. Практически в любом населенном пункте зарубежом, где он был с гастролями, есть улица его имени, памятник или мемориальная доска.

Самым масштабным памятником можно назвать изваяние в Подгорице (ранее Титоград, Черногория). Владимир Семенович побывал там дважды: снимаясь в фильме “Единственная дорога” в 1974 году, и годом позже в составе труппы гастролирующей Таганки. Пятиметровая композиция из бронзы появилась на берегу Морачи в 2004-м. На открытии присутствовал сын Высоцкого и представители администрации Москвы, которые от имени России подарили монумент столице Черногории.

Читайте также:
Отдых в России в июле 2022 на море, куда поехать лучше?

Жизнь после смерти

После смерти люди посвящали стихи Высоцкому. Свои тексты они приносили к Театру на Таганке и на могилу поэта. Собирали все стихотворения в сборники и распечатывали.

Песни Высоцкого слушают и сегодня. Многие люди хранят пластинки того времени, как память о поэте. А фильмы с его участием до сих пор показывают на экранах, где артист всегда живой.

Театр

После окончания школы-студии МХАТ Высоцкий работал в Театре имени Пушкина. Там ему давали эпизодические роли в спектаклях. Из-за отсутствия главных ролей он ушел из театра.

В Театре на Таганке Высоцкий начал работать в 1964 году под руководством режиссера Юрия Любимова. Первая значимая роль была в спектакле “Жизнь Галилея”. После этого о Высоцком написали в газетах.

Высоцкий сыграл в спектакле “Антимиры” в 1965 году. В этом спектакле он исполнил “Песню акына” на стихи Андрея Вознесенского. Некоторые зрители приходили посмотреть спектакль только для того, чтобы послушать песни в исполнении Высоцкого.

В 1967 году Владимир сыграл Хлопушу в спектакле “Пугачев”. На репетиции этого спектакля Высоцкий познакомился со своей будущей третьей женой, Мариной Влади.

Владимир всю жизнь хотел сыграть Гамлета, и в 1971 году он появился на сцене в этой роли. Роль Гамлета имела большой успех у зрителей и критиков. Она принесла ему славу и известность.

Актер сыграл в спектаклях “Вишневый сад”, “Добрый человек из Сезуана”, “Берегите ваши лица” и многих других.

Последней посмертной работой Высоцкого в театре был спектакль “В. Высоцкий”. Весь спектакль зрители слышали голос поэта, и смотрели на пустые стулья, которые перемещались в поисках его, главного актера Театра на Таганке.

Памятники, легализация культурного наследия Владимира Высоцкого

Памятник на могилу Высоцкого выбирали все. Даже объявили конкурс по надгробию, в котором участвовали артисты театра. Два года согласовывали памятник с чиновниками, которые постоянно вносили изменения во внешний вид. Его установили в 1985 году. Также были установлены памятники Высоцкому во многих городах.

Первый сборник стихотворений Высоцкого “Нерв” появился в 1981 году. Он стал первым шагом к печати, как утверждает википедия. Потом создали специальную комиссию, которая занималась издательством произведений поэта. Тексты автора напечатали в журналах “Дружба народов”, “Нева”, “Огонек”.

Барда помнят и любят: 9 самых красивых памятников Владимиру Высоцкому, установленных в разных городах России (фото)

Дубна

В 2008 году на одной из городских аллей Дубны появился интересный памятник Высоцкому. Фигура барда в полный рост стоит на невысоком постаменте, опираясь левой рукой на гитару.

Он ходит с ней на прогулку: любитель природы вырастил гусыню во время карантина

Все в жизни происходит в нужное время: притча о трех деревьях

Пандемия COVID-19 «полезна для окружающей среды»? В реальности все наоборот

«На кладбище были идиотские законы»

Несмотря на критику, со временем к памятнику привыкли. Но скульптор Рукавишников, как выясняется, все эти годы горел желанием довести до конца первоначальный замысел.

В интервью РЕН ТВ он заявил: «Несмотря на неимоверную популярность Владимира, ему ничего не разрешали. И на кладбище тоже были идиотские законы. Нельзя было такую высоту, какая была задумана. Не разрешали мне делать такое лицо, которое я задумал, такое эмоционально наполненное. И то, что он связан, не нравилось. Лицо я тогда сделал более благостное, спокойное, что ли. То, что он был связан, я менять уже не стал».

Можно ли довести ситуацию до еще более абсурдной? Оказывается, можно. Садальский заявил, что в итоге заменили скульптуру целиком и теперь старый вариант родственники смогут продать за большие деньги.

Рукавишников, слова которого приводит «КП», опровергает эту версию: «Садальский ошибается, мягко говоря. Ну зачем мне менять целиком памятник и кого-то шокировать? Я снизу отрезал сантиметров 70, а сверху добавил где-то 40. Люди привыкли к маленькой высоте, я сделал чуть повыше».


Фотографии и цветы у памятника на могиле Владимира Высоцкого на Ваганьковском кладбище в Москве. 2022 г. Фото: РИА Новости/ Евгений Биятов

Воткинск

Очень красивый и реалистичный памятник Высоцкому стоит в Воткинске. Красоту этой скульптуры в момент установки оценили не только поклонники великого артиста, но еще и его родственники, искусствоведы, а также скульпторы. Деньги на установку памятника собирали жители сами жители города (он обошелся им около 7 миллионов рублей), а авторами работы являются ижевские скульпторы Постников и Суворов.

Как надгробие поссорило близких

Чтобы понять, что вообще происходит с памятником Высоцкому, нужно вернуться в начало 1980-х, когда вообще решался вопрос об установке монумента на могиле.

Вдова Высоцкого Марина Влади хотела установить на могиле какой-нибудь необычный камень, который должен был отражать внутреннюю суть артиста. Друг Высоцкого Вадим Туманов вспоминал: «Попросила меня найти такой. Я нашел: это была разновидность трактолита… Камень возрастом 150 миллионов лет, вытолкнутый из глубин земли. Поражала его невероятная целостность: при ударе молотком он звенел, как колокол».

Затем возникла новая идея: в земной камень вправить настоящий метеорит. Этот проект был уже готов, но его в штыки приняли родители Высоцкого.

Вот воспоминания еще одного друга Высоцкого Валерия Янкловича: «Когда все приехали смотреть проект Марины с метеоритом, отец посмотрел и сказал:

— А где она — скульптура?

Ему показывают макет, а он продолжает свое:

— Я не понимаю, что это? И кто это сделал? Кто он такой?

Марина разволновалась, стала объяснять, какой это хороший художник… Ее стали успокаивать… Говорили, что все будет в порядке…»

Читайте также:
Замок Тоомпеа (Таллиннский замок)

Фрагмент памятника Владимиру Высоцкому, установленного на его могиле на Ваганьковском кладбище. 1998 год. Фото: РИА Новости/ В. Киселев

Калининград

В центральном парке Калининграда стоит огромная скульптура Владимира Высоцкого, к которой часто приезжают поклонник великого барда. Высоцкий сидит на постаменте и держит в руках любимую гитару. Выглядит композиция весьма тяжеловесно, но очень красиво.

Мужчина решил построить дом: стали копать под фундамент и нашли ценную находку

Гости в восторге от моего нового интерьера кухни: добавила фермерского стиля

Snapchat пытается вернуть популярность обновлениями: определитель породы собак

«У тебя там вид гнома с озлобленным лицом и гитарой вместо горба»

История с памятником навсегда внесла раскол в ряды близких Высоцкого. Родители барда, к которым присоединились и сыновья, что называется, продавили решение о скульптуре работы Рукавишникова.

Из воспоминаний Влади: «Когда Володя умер, я, конечно, ничего не знала о ваших привычках и занималась совсем другими делами… И не пошла платить деньги и взять бумажку… А надо иметь такую бумагу, чтобы потом владеть могилой. Я не хотела владеть, это не моя манера жить… А родители Владимира сделали это сразу после его смерти».

Шансон Высоцкого. Почему легендарный музыкант начинал с «блатняка» Сам Рукавишников утверждал, что ему не дали воплотить замысел целиком: «Им решительно не нравилось в этой работе, что Владимир Высоцкий изображен со связанными руками и что гитара у него над головой выглядит в определенном ракурсе как нимб. Два года требовали убрать нимб, развязать руки и срезать одну из трех лошадиных морд. Тут уж я пошел навстречу: срезал. Друзья уговаривали: развяжи, убери, все-таки будет памятник! А я помнил Володину песню „Памятник“ и стоял на своем. В итоге он такой, каким видится мне. На том и стою».

Памятник открыли в октябре 1985 года, и на этом мероприятии отсутствовала вдова актера. В своей книге «Владимир, или Прерванный полет» Влади написала так: «Отныне на твоей могиле возвышается наглая позолоченная статуя, символ социалистического реализма — то есть то, от чего тебя тошнило при жизни. И, поскольку она меньше двух метров в высоту, у тебя там вид гнома с озлобленным лицом и гитарой вместо горба, окруженного со всех сторон мордами лошадей».

Памятник Владимиру Высоцкому на Ваганьковском кладбище в Москве. 2022 год. Фото: РИА Новости/ Евгений Биятов

Последний долг

Высоцкий ушел из жизни в дни проведения олимпиады в Москве. В эпоху социализма отношение властей к кумиру миллионов советских граждан было довольно напряженное, поэтому договариваться о выборе достойного места для захоронения Высоцкого пришлось Иосифу Кобзону.

Говорят, он предложил заместителю начальника Ваганьковского кладбища просто фантастическую сумму денег. Сам Кобзон утверждал, что тот отказался, сказав, что очень уважает покойного. Позже чиновник ответил перед начальством за свое решение, ведь планировалось выделить под захоронение неугодного власти бунтаря место на отшибе, у свалки.

Могила Высоцкого ранее уже была занята. Там покоился парень, мать которого настояла на перезахоронении сына. Это был особенный случай.

В Почте России объяснили, почему женщине в Петербурге выдали всю пенсию мелочью

Эксклюзивная кожа наппа: Mercedes обновил седан и универсал AMG E 63

Лодки в синем океане — уникальные абстрактные картины от художницы из Лондона

«Звонили люди с угрозами». Скульптор – об истории памятника Высоцкому

25 июля исполняется 38 лет со дня смерти Владимира Высоцкого. В воспоминаниями о великом поэте, актере и исполнителе своих песен делится известный скульптор, художник, член Российской академии художеств Александр Рукавишников. Он не только знал Высоцкого при жизни, но и стал автором памятника, установленного на его могиле на Ваганьковском кладбище.

– Мы были близкими друзьями с отцом Володи Семеном Владимировичем, – начинает свой рассказ Александр Иулианович. – Он был очень славный дядька, веселый, компанейский, достойный человек во всех отношениях – ветеран ВОВ, имел множество медалей и орденов. И такой настоящий полковник – всегда аккуратный, подстриженный, все у него разложено по полочкам. Семен Владимирович сыном гордился безмерно, обожал Володю и его песни.

«Он всегда был в центре внимания»

– Но меня с Высоцким познакомил не Семен Владимирович, а мой учитель по карате Алексей Штурмин. (В 70-е годы Рукавишников серьезно занимался карате, имеет «черный пояс». А с 1990 года он является президентом Федерации карате города Москвы. – Ред.) Володя сам единоборствами не увлекался, но к Штурмину – основоположнику русской школы карате – относился с большим уважением. А ведь поначалу в нашей стране к каратистам относились с опасением, даже периодически запрещали этим заниматься. Помню, как однажды Высоцкий щедро нас одарил. Он тогда постоянно мотался в Париж, к своей жене Марине Влади. И привез нам из-за границы две громадные спортивные сумки, плотно набитые всякой амуницией для боевых искусств – щитки, перчатки, шлемы, капы, кимоно. В Союзе это все было невероятной роскошью, так что наш восторг словами не описать… Мы, каратисты, устраивали периодически мини-спектакли для посвященных, широко их не афишируя. Показательные выступления проходили на сценах столичных театров. И как-то на нашу «показуху» в Театре на Малой Бронной пришел Володя. Я как раз что-то там выделывал на сцене, и вдруг в зале началось некое движение, гул стал нарастать. Люди заметили, что вошел Высоцкий, хотя он старался проскользнуть незаметно, не привлекая к себе внимания. Но такая уж у него была карма: где бы он ни появлялся, тут же оказывался в центре внимания…

«Володя был уставшим, измотанным жизнью»

– Мы время от времени пересекались в общей компании, отмечая чей-то день рождения или какой-нибудь праздник. Но на этих сборищах Высоцкий никогда не пел и ничего не выпивал. Выглядел он очень уставшим, измотанным жизнью. Общение, суета вокруг него ему самому явно особой радости не доставляли. Он понимал, что его воспринимают как подарок, и старался не разочаровывать людей. Но выдерживал определенное время, чтобы никого не обидеть, а потом громко говорил: «Ухожу по-английски! Извините, времени нет». И быстренько исчезал из виду, чтобы погрузиться в творчество – писать, сочинять…

Читайте также:
Визовый центр Испании в Ростове-на-Дону - официальный сайт, адрес, схема проезда, время работы, документы

Я хотел «слепить» Высоцкого еще при его жизни. Мне очень нравилось его лицо – физиономически выразительное, квинтэссенция мужественности. Я изложил Володе свою идею, и он на удивление легко согласился: «Давай сделаем, с удовольствием». Хотя он понятия не имел, какой я скульптор, и не видел моих работ. Потом при встрече я всякий раз спрашивал Высоцкого: «Ну что, будем лепить твой бюст?» Он отвечал: «Будем! Обязательно!» После чего мы разбегались в разные стороны и теряли на какое-то время друг друга из виду. До сих пор виню себя, что не был более настойчив. Так и не успел это осуществить.


Александр Рукавишников // фото: Роман Денисов / Global Look Press

Баталии вокруг памятника

– В 1980 году я пережил два мощных потрясения. Ушли в мир иной два гения. Летом не стало Высоцкого, а в декабре погиб Джон Леннон. Тяжелый был год…

Года через три после смерти Володи вокруг его надгробного памятника разразилась ожесточенная дискуссия. Марина Влади и коллеги Высоцкого по Театру на Таганке хотели видеть на могиле нечто абстрактное – камень или кусок метеорита. Вроде как в Академии наук обещали выделить настоящий фрагмент метеорита. Но отец Володи, его мама Нина Максимовна и мачеха Евгения Степановна заказали мне реалистичную скульптуру. Семен Владимирович был категорически против метеорита, говорил: «Мой сын не с неба упал, он был земным человеком!» История создания памятника Высоцкому была долгой и очень нервной, мне постоянно вставляли палки в колеса. Звонили какие-то люди с угрозами, намекали, что не стоит мне этим заниматься.

Когда памятник был уже готов, мне пришлось срезать «верхушку», потому что вдруг появилось новое постановление – высота скульптурной композиции не должна быть больше 2,5 метров. Но ставить его все равно не спешили. Мне позвонил космонавт Георгий Гречко: «Саша, прошу тебя, развяжи его. И я тебе гарантирую, памятник будет принят на высоком уровне». У меня же фигура Высоцкого была запеленутая – обмотана тканью, он получился связанным по рукам и ногам. Но я уперся и стоял на своем: «Нет, не развяжу! Не могу! Не имею права!»

Марине Влади монумент не понравился

– Влади повела себя, на мой взгляд, очень странно. Она приехала в Москву и изъявила желание посмотреть на то, что я задумал. Я тогда еще работал над глиняным наброском памятника. Она пришла ко мне в мастерскую, такая модная тетенька, изысканная парижанка. И с порога заявила: «Здравствуйте! Я сама тоже скульптор». А по поводу моей работы высказалась категорично: «Я бы не хотела это увидеть на могиле Володи». Я говорю: «Я отталкивался от пожеланий Семена Владимировича». Относительно отца своего мужа Марина высказалась опять же жестко – дескать, Семен Владимирович в этом вообще ничего не понимает и не ему решать. У меня остался очень неприятный осадок после ее визита…

Я честно пытался найти компромисс, чтобы угодить всем. Предлагал вписать в скульптурную композицию осколок метеорита – положить его рядом с памятником, отколов верх, как будто этот фрагмент его задел и упал поблизости. Однако мне так и не довелось увидеть обещанный кусок метеорита. А 12 октября 1985 года на могиле Высоцкого наконец появился мой многострадальный памятник. Марина Влади на его открытие не приехала, видимо, у нее были на то свои причины.


Памятник на могиле Владимира Высоцкого на Ваганьковском кладбище в Москве // фото: Global Look Press

«Хочу переделать голову Высоцкого»

– Для меня важно, что Семен Владимирович был доволен результатом моих трудов. А в какой-то телепередаче сын Высоцкого Никита сказал: «До сих пор памятник на могиле отца вызывает споры, кому-то он нравится, кому-то не нравится. Но пока я жив, он будет стоять!» Было приятно это услышать… Хотя я, будь моя воля, сейчас кое-что в нем изменил бы. Мне не нравится, как слеплена голова. На мой взгляд, она неудачная и по внешнему сходству, и по другим параметрам. Был смешной случай. Как-то пришел на могилу Высоцкого со своим техническим директором Леонидом Ивановичем. Стоим, и я размышляю вслух: «Отпилить, что ли, ночью эту голову и заменить? Делов-то – слепить новую, приварить быстренько и затонировать. Никто и не заметит». И тут из кустов вылезают бомжи: «Чего вы тут собираетесь отпиливать? А ну-ка валите отсюда!» Мы сразу стали оправдываться: «Ребят, вы нас неправильно поняли, мы не вандалы»… Но кроме шуток, я правда хочу поменять эту голову. Может, я это все-таки сделаю, и никто не заметит подмены.

Обнажённая муза Владимира Высоцкого

Саван сдернули – как я обужен,-
Нате смерьте! –
Неужели такой я вам нужен
После смерти?!
В. Высоцкий, 1973 г.

«Не поставят мне памятник в сквере где-нибудь у Петровских ворот», – не без сарказма заметил в одной из своих ранних песен Владимир Высоцкий. К счастью, пророчество Владимира Семёновича оказалось неверным. Именно у Петровских ворот 25 июля 1995 года, в день пятнадцатой годовщины со дня смерти поэта и актёра, Высоцкому был открыт памятник работы скульптора Геннадия Распопова. С тех пор прошло уже два десятка лет. За минувшие годы бронзовые статуи, бюсты и мемориальные доски увековечили память Владимира Высоцкого по всей нашей необъятной родине и даже за её пределами. Среди них много, несомненно, талантливых проектов. Хватает, к сожалению, посредственных и даже неудачных скульптур. Но только один из этих памятников, и по сей день, вызывает у поклонников Владимира Высоцкого по-настоящему неоднозначные и противоречивые чувства.

Читайте также:
Сколько лететь из Екатеринбурга до Тайланда прямым рейсом: время в полете

Мало кто знает, что на могиле поэта могла быть установлена совершенно другая скульптура. История её началась в 1982 году, когда Театр на Таганке выступил в качестве организатора конкурса на лучший проект надгробного памятника Владимиру Высоцкому. В то время говорить об открытости такого конкурса было просто невозможно, и актёрам легендарной Таганки пришлось лично обзванивать знакомых художников и скульпторов. Стоит отметить, что их труды оказались не напрасными, и на призыв откликнулись не только начинающие ваятели, но и именитые скульпторы Леонид Бренер, Вячеслав Клыков, архитектор Анатолий Игнащенко. Участвовал со своим проектом и художник Театра драмы и комедии на Таганке Давид Боровский. В итоге получилась выставка памятников, выполненных в самых разных решениях и формах: от абстрактных композиций и аллегорий до простеньких фигур и бюстов.

На протяжении всего конкурса было огромное количество горячих споров и дискуссий, так как обстоятельства сложились таким образом, что в первые ряды выдвинулось сразу несколько фаворитов. В числе лидеров показа оказались работы и молодого скульптора Александра Рукавишникова, выбравшего лейтмотивом памятника Высоцкому исповедальных «Коней привередливых», и статуя «Бард» известного ваятеля Леонида Берлина. Но если монумент Рукавишникова сейчас, в наше время, хорошо известен всем почитателям таланта Владимира Семёновича, то на описании скульптуры, выполненной Леонидом Львовичем Берлиным, мне бы хотелось остановиться особо. Автор памятника, по-видимому, довольно буквально воспринял определение Высоцкого как человека с обнажённой душой и изобразил его в натуральную величину, с гитарой в руках и. совершенно обнажённым. Даже без фигового листочка на причинном месте! Не удивительно, что с того самого времени в народной памяти накрепко засело «альтернативное» название голого «Барда» – «Призывник перед медкомиссией». Стоит ли говорить, что в СССР подобные авангардные произведения никогда не приветствовались, поэтому ни Марине Влади, ни тем более родителям покойного эпатажный памятник не пришёлся по душе.

Всеволод Абдулов: «Марина выбрала проект Давида Боровского: настоящий небесный метеорит, вправленный в строгий земной камень. Мы даже ходили к академику Яншину – с просьбой к Академии наук выделить метеорит для памятника Высоцкому. Яншин прочитал и ни слова не говоря написал на прошении «Выдать»(*1).

Родители же Высоцкого были изначально против всевозможных аллегорий и символов на надгробии. Они хотели видеть своего сына «как живого», видимо, поэтому они отдали свои голоса работе Александра Рукавишникова. К тому же проект молодого ваятеля поддержал и близкий друг Владимира Высоцкого золотопромышленник Вадим Туманов, который всё время восхищался представленной скульптурой и её портретным сходством с покойным поэтом. Марина Влади и другие сторонники памятника-метеорита художника Давида Боровского оказались не согласны с выбором родителей, посчитав, что этот изваяние мало соответствует тому Высоцкому, которого они знали и любили, но не чашу весов в свою сторону уже склонить не смогли.

В итоге окончательный выбор был остановлен на работе Александра Рукавишникова. Надгробный памятник Владимиру Высоцкому по его проекту был открыт 12 октября 1985 года на Ваганьковском кладбище. Скандальной же работе Леонида Берлина было дипломатично отдано почётное 3-е место. После конкурсной выставки в Театре на Таганке голого «Барда» вернули обратно в художественную мастерскую Леонида Львовича, но уже в скором времени изваяние был стыдливо укрыто от посторонних глаз в Музее скульптуры под открытым небом «Музион», что на задворках Центрального дома художников на Крымском Валу. Это тихое местечко получило свою “минуту славы” гораздо позднее – после того, как туда был «сослан» в вечную ссылку с Лубянки памятник Железному Феликсу. Поэтому и цветов по юбилейным и памятным датам обнажённому «Барду» никто никогда не приносил, так как для подавляющего большинства поклонников Высоцкого работа Берлина так и осталась неизвестной.

Гендиректор «Музиона» Михаил Пукемо: «В 70-х годах я работал в Театре на Таганке техническим директором, лично знал Владимира Семёновича. К памятнику Берлина актёры отнеслись по-разному: кто-то ругал, кто-то, напротив, хвалил. Лично я думаю, что такой памятник вполне имеет место быть! Скульптор считал, что истинный художник в своём творчестве обнажён перед людьми. Нагота символизирует ранимость поэта, его обнажённую душу!»(*2)

К сожалению, узнать из первых уст о том, что подвигло скульптора на создание такого противоречивого памятника, уже не удастся: Леонид Львович Берлин скончался в 2001 году. Но, так или иначе, фигура обнажённого Владимира Высоцкого стала одной из самых значительных работ мастера. В связи с этим было небезынтересно узнать, что некоторое время назад о легендарном памятнике вспомнили столичные власти, и обнажённая скульптура поэта поменял место своей постоянной прописки. Теперь все желающие могут увидеть эпатажного «Барда» Леонида Берлина во дворе дома-усадьбы Зубовых, расположенного в Москве по улице Александра Солженицына (бывшей Большой Коммунистической) в районе Таганки.

*1. Виктор Бакин «Неизвестный Высоцкий. Жизнь после смерти». – М.: Эксмо; Алгоритм, 2011. – с. 197.
*2. Газета «Спид-инфо» (Москва), 2007, № 15, июль, с. 3.

1. Скульптор Леонид Львович Берлин (1925 – 2001) – автор памятника «Бард», посвящённого Владимиру Высоцкому.
2. Памятник Владимиру Высоцкому «Бард» во дворе дома-усадьбы Зубовых, расположенного в Москве по улице Александра Солженицына (бывшей Большой Коммунистической) в районе Таганки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: