Скорбященская церковь – возрождение на старом месте
Городские кварталы Иваново, среди которых стоит эта церковь, прежде именовались Дмитровской слободой. Да и сейчас горожане говорят – на Дмитровке. Храм по праву считают одним из самых красивых в областном центре. Живописная пятиглавая церковь и высокая колокольня отлично вписаны в городской ландшафт. Однако, в истории этого храма произошло немало драматических событий. В середине 70-х годов прошлого века церковь, посвященную иконе пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость», взорвали. И почти два десятка лет на ее месте находился незастроенный пустырь.
Содержание:
- История храма
- Архитектурные особенности и внутренне убранство храма
- Современное состояние церкви и режим посещения
- Как доехать
- Дополнительная информация
- Скорбященская церковь на карте
История храма
К концу 1820-х годов на западной окраине Иваново образовалась Дмитровская слобода или Дмитровка, как называли ее сами жители. Земля, на которой началось строительство, прежде принадлежала графу Воронцову. Но богатые купцы из Шуи братья Корнауховы купили у графа большие земельные участки и поставили первый в слободе дом для своих семей. Река Уводь отделяла Дмитровку от Вознесенского посада. С юга от слободы находилась деревня Голенищево, владельцем который был граф Шереметьев. А к западу от Дмитровки простирались земли, где вели хозяйство государственные крестьяне из села Курьяново.
Общий вид на Скорбященскую церковь
Купцы Корнауховы разбогатели, нажив немалое состояние на торговле москательными товарами. Так в старину называли предметы бытовой химии – мыло, лаки, клей, технические масла и краски. Через десять лет в Дмитровке обосновались семьи Полушиных и Зубковых, которые построили здесь ситцевые мануфактуры. Одновременно на берегу Уводи появился химический завод, принадлежавший московским купцам Лепешкиным. Так за короткое время Дмитровская слобода превратилась в один из промышленных центров Иваново.
В 1879 году на деньги хозяина химического производства Н. В. Лепешкина и владельца ситцепечатной мануфактуры Е. В. Меншикова, здесь построили небольшую по размерам шатровую церковь. Помимо основного престола в ней было освящено два придела – в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, а также епископа Василия Парийского. А рядом с храмом возвели каменный дом для священнослужителей.
Вид на Скорбященскую церковь с перекрёстка улиц Кузнецова и Рабфаковской
В середине 80-х годов XIX века известное в России просветительское и благотворительное общество «Братство князя А. Невского» построило возле церкви двухэтажный кирпичный дом. В нем разместилось двухлетнее церковно-приходское училище. Здесь готовили преподавателей для церковно-приходских школ, в которых обучали неграмотных горожан чтению, письму и основам счета. Чуть позже рядом с ним появилось одноэтажное здание женской богадельни, построенное архитектором Сергеем Викторовичем Напалковым.
Прошло время, в самом начале XX века у храма возвели шатровую колокольню, декорированную кокошниками. Сделано это было по проекту губернского архитектора Петра Густавовича Бегена, и на деньги, выделенные управляющим химическим заводом А.С. Коноваловым. Именно после этого храм, наконец, прибрел цельность. Красивая церковь очень нравилась жителям города и служила для Иваново-Вознесенска настоящим духовым центром. Во многом это было заслугой деятельного священника храма – Василия Якиманского, прослужившего здесь с открытия церкви до 1903 года.
Вид на Скорбященскую церковь со стороны улицы Кузнецова
С приходом советской власти жизнь храма во многом изменилась. Сразу после революции внутри здания провели проверку и нашли немало ценностей, которые ивановские фабриканты и купцы пытались спасти от конфискации. Возмущенные власти завели против церковной общины уголовное дело, а тогдашнего священника храма Владимира Каллиопина и церковного старосту арестовали.
В 20-е годы прошлого века храм, как и многие другие церкви Иваново, отдали общине лояльной советскому государству обновленческой церкви. Хотя обновленцев было в 8 раз меньше, чем сторонников традиционного православия, поддерживающих патриарха Тихона.
Вид на северный фасад Скорбященской церкви
Через 10 лет один придел храма был сдан в аренду общине иосифлянцев. К концу 1920-х годов в России часть верующих под руководством митрополита Иосифа обособилась от основного ядра церкви. Православные иосифовской ориентации отказывались признавать власть митрополита Сергия, который в те годы был главой РПЦ. Но и эта община задержалась в Иваново всего на несколько месяцев. Ее члены подали прошение о возвращении храма, так как из-за отсутствия средств они не могли содержать церковь и платить налоги. Храм закрыли и разместили в нем склад. А в 1937 году митрополит Иосиф был арестован властями и расстрелян.
Многострадальный Скорбященский храм около 40 лет простоял пустым и бесхозным. В 1942 году верующие безуспешно пытались вернуть себе этот храм и направляли прошения в облисполком. Но их чаяния так и не были услышаны.
Вид на южный фасад Скорбященской церкви
Проходили годы, и повсеместно отношение государства к церкви менялось. Однако, запущенный в 1920-е годы, маховик антицерковного вандализма не просто было остановить. В самом конце декабря 1976 года, незадолго до столетнего юбилея храма, произошло ужасное событие. Скорбященскую церковь взорвали. Она стала последним культовым зданием, уничтоженным в Иваново по решению местных властей. Сохранился даже фотоснимок, на котором запечатлен момент взрыва – разлетающиеся клубы дыма и пыли, опрокидывающаяся колокольня и оседающие стены здания.
Место, где стоял храм, планировалось отдать под строительство спортивного комплекса, поскольку вся страна в эти годы готовилась к Олимпиаде-80. Однако, этим планам не суждено было сбыться, и строители успели лишь вырыть котлован. Потом в городе произошел большой пожар, во время которого сильно пострадало здание школы № 33. Власти в спешном порядке перевели все деньги на ее восстановление, и проект спорткомплекса был позабыт. Полуразрушенное кирпичное здание бывшего Кирилло-Мефодьевского училища снесли позже – в 1990 году. И долгие годы храмовая территория оставалась незастроенной.
Вид на купола Скорбященской церкви
Масштабные работы по восстановлению церкви и колокольни начались в городе летом 1997 года. Автором проекта нового храма стал архитектор Александр Вадимович Пашков. Для начала создали попечительский совет, куда вошли представители православной церкви, ученые и краеведы, а также сотрудники администрации и предприятий Иваново. Над возрождением храма трудились профессиональные строители, студенты из местной архитектурно-строительной академии, волонтеры и монахи Николо-Шартомской обители. За два года старинный храм полностью реконструировали, но теперь он имеет не шатровое, как раньше, а пятиглавое завершение. Примечательно, что Скорбященская церковь стала первой в городе, возрожденной «с нуля» на старом месте.
Архитектурные особенности и внутренне убранство храма
Вид на Скорбященскую церковь и ограду со стороны улицы Рабфаковской
Бело-голубая церковь восстановлена по подобию старого храма, однако, имеет некоторые особенности. В современном варианте внутренние своды двухэтажной церкви лишены дополнительных опор. И это позволило сделать храм более просторным. К тому же, новая церковь теперь выше старой. Вновь отстроенная колокольня поднимается на 35 м, что сопоставимо с высотой двенадцатиэтажного жилого дома. Примечательно, что колокола для нее отливали мастера из мужской Николо-Шартомской обители. Территория храма окружена декоративной кирпичной оградой с воротами, восстановленной на старом фундаменте.
Современное состояние церкви и режим посещения
Храм действующий, и богослужения в нем проходят ежедневно в 7.00 и 16.30. Долгое время церковь являлась подворьем Николо-Шартомской мужской обители, а с 2013 года она имеет статус Архиерейского подворья местной епархии. Верхний придел храма освящен в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих радость», а нижний – Усекновения Главы Иоанна Предтечи и Иоанна Крестителя. Престольные праздники отмечаются здесь 11 сентября и 6 ноября.
Входные ворота на территорию церкви
Особо почитаемой верующими святыней храма является двухсотлетняя икона Богоматери «Всех скорбящих радость». Дети прихожан имеют возможность обучаться в созданной при церкви воскресной школе. А для тех путешественников, которые приезжают в Иваново на собственном автомобиле, удобно, что рядом находится парковка.
Как доехать
На автомобиле. По трассе М7 из столицы до Иваново можно доехать 4,5-5 часов (290 км). От южной окраины Иваново на направлению к центру города около 2,9 км нужно ехать по улице Лежневская. Затем повернуть налево и по улицам Шуйская, Варенцовой и Кузнецова добираться до самого храма. Он находится возле перекрестка улиц Кузнецова и Рабфаковская.
На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Иваново поезд доходит за 7 часов. Железнодорожный вокзал расположен в центральной части Иваново. Кроме того, от Центрального автовокзала Москвы у станции метро «Щелковская» до Иваново за 6 часов можно добраться на прямых или транзитных рейсовых автобусах. Автовокзал в Иваново работает в южной части города и удален от железнодорожного вокзала на 6,5 км. По городу до храма можно подъехать на троллейбусах № 5 и 9, а также маршрутных автобусах № 18, 36 и 43 (остановка «Ленинградская улица»).
Заброшенные и восстанавливающиеся храмы Ивановской области (Парское,Якиманна,Васильевское,Иваново)
Для каждого верующего храм – не просто постройка, а святое пространство, где можно молиться, ставить свечи, участвовать в богослужениях; это место встречи с Богом, место исповедей, крещения детей и прощания с усопшими. Издревле в церквях собирался народ в беды и праздники, люди не представляли жизни без посещения храмов – это был центр поселения. Но начиная с 20-х годов по всей нашей стране началось организованное уничтожение церквей. Шла антирелигиозная война, было снесено большинство ивановских храмов, но некоторые сохранились для хозяйственных целей, правда, после того как в них было уничтожено внутреннее убранство.
Известный ивановский краевед А.А.Тихомиров в книге «Храмы Иванова-Вознесенска» пишет, что в 1917 году в нашем городе и его окрестностях насчитывалось 28 храмов, а к 1977 году в результате всех актов вандализма осталось лишь семь, и то на бывших окраинах города.
Согласно сведениям, которые представлены в коллективной работе авторского театра «Посвящение» ДЮЦ №1 г. Иваново (участник Восемнадцатых краеведческих чтений учащихся Ивановской области), на рубеже 19-20 х веков во Владимирском крае было около 1100 церквей, а к 1985 году их насчитывалось всего несколько десятков. Такие города, как Кохма, Тейково, Фурманов, Приволжск остались без служб в церквях. На территории нынешнего Фурмановского района в конце 19 – начале 20 веков находилось около сорока церквей и часовен, причём в некоторых населённых пунктах было и то и другое. К середине восьмидесятых годов 20 столетия их осталось 22, из них действующих только две: церковь Воскресения (село Ермолино) и церковь Михаила Архангела (село Михайловское). Остальные либо разрушены, либо вовсе уничтожены.
Только представьте, каким был бы образ нашего города с Крестовоздвиженской церковью на площади Революции, со Скорбященской на углу улиц Рабфаковской и Кузнецова…
Сейчас очень медленно и с большим трудом идёт процесс восстановления исторической памяти, создаются книги, альбомы, фильмы, посвящённые разрушенным храмам. Но мне было важно собственными глазами увидеть хотя бы некоторые из них, пообщаться со свидетелями и участниками возрождающейся там церковной жизни.
Церковь Александра Невского в Иваново-Вознесенске.
На пересечении Садовой улицы и проспекта Энгельса можно было бы увидеть церковь Александра Невского с достаточно интересной историей, отражающей правление Александра Второго.
Сначала на средства П.У.Каленкова – помощника мещанского старосты – была построена часовня, посвящённая чудесному спасению царя от покушения Каракозова в 1866 году. В 1882 году она была перестроена в церковь, а в 1881 случилось несчастье – бомба, брошенная членом организации «Народная Воля» Гриневицким, смертельно ранила царя. Скорбящие по утрате монарха предполагали установить в ограде памятник Александру, но замыслы так и остались замыслами. Однако в 1885-1887 годах по инициативе церковного старосты Немцова храм расширили.
До 1917 года Церковь Александра Невского была приписана к Покровскому собору. В 1923 храм закрыли, так как он якобы мешал благоустройству города: на этом месте запроектировали водопроводную магистраль. Это решение вызвало недовольства верующих, но правительство осталось при своем мнении, и в 1924 году церковь была снесена, часть имущества перешла в Преображенский храм.
К сожалению, на нынешний день храм Александра Невского утрачен безвозвратно. Та же участь ожидала еще десяток церквей города, не говоря уже об области.
Монастырский комплекс в селе Васильевское.
Мы посетили село Васильевское Шуйского района и попытались узнать хоть что-то о судьбе когда-то знаменитого храмового комплекса. Одна из прихожанок рассказала нам, что участвовала в самых первых богослужениях восстанавливающего храма ещё четверть века тому назад и своими глазами видела, как фрески, казалось бы, утерянные навсегда после жуткого разгрома и многолетнего запустения, чудесным образом стали проявляться во время литургии.
Историческая справка:
2-я половина XVIII – XIX век.
Из истории храма:
Храмовый комплекс расположен в центральной части села. Сформировавшийся во 2-й половине XVIII века, он был завершен к 1803 году. Первой в центре села в 1758 году была поставлена теплая церковь Николая с приделом Михаила Архангела в честь более ранней деревянной церкви. Затем к юго-востоку от нее выстроили летнюю одноглавую церковь Грузинской Богоматери.
В 1768 году к югу от этих храмов была поставлена соборного типа пятиглавная летняя церковь Троицы.В 1802 году соорудили внушительную ограду, на углах которой были устроены необычные башни-часовни наподобие приземистых цилиндрических башен. В том же году градостроительную роль комплекса еще более усилила высокая пятиярусная колокольня (четыре основных яруса с полуярусом) с парадными проездными воротами посредине западной границы участка. Автором ее проекта выступил П.Е. Корсаков, крепостной архитектор князя Трубецкого из деревни Порхачево. По сторонам колокольни, замыкающей перспективу дороги на Шую, были устроены дополнительные ворота с фигурными фронтонами. Такие же ворота, поставленные на южной границе комплекса, обращены в сторону Заречья, а на восточной выводили к бывшей Аракчеевской бульварной дороге. К этому времени церковь Троицы покрыли железом, тогда как на остальных храмах еще были тесовые кровли. Тесовые кровли имели и пристроенные в середине XIX века к угловым часовням и включенные в линию ограды здания богадельни и архива с кладовыми (на флангах западной стороны). Церковь Николая в 1-й половины XIX века была значительно перестроена и расширена, получив облик сооружения зрелого классицизма. Это один из наиболее крупных храмовых комплексов области, определяющий облик большого торгово-промышленного села и включающий монументальные здания 2-й половины XVIII – XIX веков, различные по стилю и функциональному назначению.
Недалеко от этого былого великолепия, на выезде из села стоит почти полностью разрушенный кладбищенский храм в стиле классицизм. Купола выглядят так, будто кто-то огромный откусил их от здания, колонны придают мрачную мощь, внутри – груды кирпича и одинокий крест, прислонившийся к истерзанной стене. Понять, в честь кого освящён и на чьи средства построен храм, оказалось невозможным – оставалось лишь представлять, как все выглядело первоначально.
Храм Пресвятой Троицы в Якиманне.
Но не все так плохо, как кажется. В Шуйском же районе находится Якиманна, которая благодаря талантливым реставраторам, например, Максиму Максимову, воскресившему мозаику, радует глаз свежестью красок, ухоженностью. Настоятелем храма является отец Мануил, для него эта церковь подобна маяку, он много может рассказать о внутреннем убранстве, об особых проектировочных решениях, например, пространство над алтарем спроектировано им наподобие погребального венка. Он же поведал, что когда увидел колокольню и оставшееся от всех фресок лишь одно полустёртое изображение Христа, поразившее его пронзительным взглядом очей Сына Божия, он понял, поверил в то, что все обязательно восстановится. Кстати, Якиманна – родовое имение Бальмонтов – родители поэта похоронены именно здесь, а могила самого Константина Бальмонта находится в Париже. Перейдем к истории храма. Вот что можно прочесть о нем на сайте Иваново-Вознесенской епархии.
Якиманский погост Иоакима и Анны (8 верст от Шуи, 100 от Владимира, река Кузнечевка).
Погост начинает упоминаться с первой половины 17 в.
Название населенного пункта (село Якиманны) происходит от главного престола погоста – Иоакима и Анны.
В 1898 г. в Якиманском приходе числилось 232 двора окрестных деревень 751 мужчин, 865 женщин. Деревни прихода располагались в пределах 6 верст – Кузнечиха, Абрамово, Палкино, Брылиха, Горяново, Русилово, Минино, Михалево, Веригино, Анфимово, Дрочкино, Юркино и сельцо Гумнищи. Название населенного пункта происходит от сокращения наименования главного престола погоста – Иоакима и Анны.
Холодная церковь (Иоакима и Анны), согласно клировым ведомостям, построена в 1771 г. Мастер неизвестен, храмоздатель – местный земледелец дворянин Василий Павлович Каблуков (жил рядом в деревне Абрамово). Теплая церковь (Казанская) также построена Каблуковым в 1809: “отдельно от холодной церкви позднее. построены тем же Каблуковым: теплая церковь и в ограде же церковной усыпальница каменная, в виде широкой низменной часовни и каменная колокольня. На колокольне 6 колоколов. Большой отлит в 1879 г, весит 130 пудов (на средства Бальмонтов)”.
Росписи в церквях нет. В 1892 сооружена ограда с чугунными решетками. С 1882 при погосте устроено земское народное училище.
“местным преданием считается за старинную и особенно чтимую в своем приходе икона Святых Богоотец Иоакима и Анны”, также в церкви резная икона Спасителя …в 1 аршин.
(отвечал благочинный Шуйского уезда с. Васильевского священник Алексей Благонадеждин, в ведомстве коего состоит Иоакиманский погост, 55 лет, 16 марта 1887 г.)
Уничтожен теплый (Казанский) храм, ограда, часть кладбища.
Сейчас здесь Якиманское подворье Воскресенско-Федоровского мужского монастыря (с. Сергеево). Начальник подворья – игумен Мануил (Шварцман). На территории подворья находится холодный храм Иоакима и Анны (богослужение возобновлено в 2002 году)(http://ivepar.ru). Рядом с колокольней построена деревянная часовня (около 2008 г), установлен деревянный крест и мраморная плита с могилы родителей К.Д. Бальмонта, похороненных на погосте.
Хочется верить в то, что изуродованные антирелигиозной политикой храмы залечат свои раны и будут восстановлены, ведь это частички истории родной земли. Важно, что религия очень связана с культурой и жизнью, кипящей вокруг. Например, всем известны парские калачи, но мало кто знает что пошли они от небольшого села Парское, основанного в 1399 году и находящегося на территории нашей области. Оно имеет богатую историю и сейчас ведутся работы по восстановлению его главного храма. Представляю вам панорамы села, его отчасти разрушенную ,но все еще прекрасную церковь, по сей день она действующая и нам посчастливилось даже встретить звонаря Леонида –глуховатого старца из деревни Галково. Кто знает, как она будет выглядеть через несколько лет?
Заключение.
Многие из нас с восторгом рассказывают о красотах других земель, восхищаются убранством столичных храмов, но ничего не знают о разрушенных, но не менее прекрасных в своём былом расцвете родных церквях. Можно прочитать множество научных трудов, пролистать не один красочный, богато иллюстрированный альбом, посетить десятки сайтов, посмотреть документальные и художественные фильмы о судьбе родного края. Это будет очень полезным и важным делом, но ничто из этого не заменит хотя бы одной – двух поездок к родным святыням, общения с реальными людьми, заинтересованными в сохранении и передаче культурной памяти.[/cut]
Фотографии Пещерных церквей в Иваново
Официальное издание администрации г. Иваново
Храм, сделавший Иваново селом
В документах начала XVII века Иваново названо селом, следовательно, здесь уже была церковь. В описании вотчины князя И.И. Шуйского 1632 года, когда он стал владельцем села Иванова, указывается, что на главной площади (ныне пл. Революции) располагались деревянные церкви: летняя – Воздвижения с приделом Иоанна Богослова и зимняя Параскевы Пятницы.
Задержали старообрядцы
Во время страшного пожара 1699 года деревянные церкви сгорели, после чего началось строительство каменных зданий. В начале XVIII века выстроили высокую кирпичную колокольню, деревянный летний храм и кирпичный зимний. 21 августа 1775 года, во время нового опустошительного пожара «деревянная церковь Воздвижения Честного Креста сгорела дотла, а на другой – Рождества Христова с приделом Параскевы сгорели главы и верх, а на колокольне сгорели полы, колокола попадали и растопились. Церковь Воздвижения стояла 73 года». После этого начали строить кирпичный Крестовоздвиженский храм. Строительство закончили в 1790 году, а освятили только 27 июня 1795-го. Это связано с заметным влиянием старообрядчества в селе Иванове. Зимний храм, восстановленный после пожара, был кирпичный, но небольшой по размеру.
В 1856 году у купца И.А. Бабурина умерла дочь Анна, которая вышла замуж в 18-летнем возрасте, но прожила в браке всего два года. В память о ней он предложил выстроить новую церковь Рождества Христова. Однако в 1860 году И.А. Бабурин умер. Вскоре появились наследники и кредиторы И.А. Бабурина, поэтому возникли проблемы с финансированием окончания строительства. Через некоторое время на средства Я.К. Буркова, А.А. Напалкова и других прихожан новый храм приготовили к освящению, которое состоялось в июне 1864-го. Провел его архиепископ Владимирский и Суздальский Феофан, впоследствии известный как святой Феофан-затворник.
Колокольня для нового колокола
В 1905 году церковным старостой был избран купец С.И. Соколов. Ему удалось провести значительную реконструкцию храма. В 1912 году по проекту московского архитектора И.Е. Бондаренко западная часть здания была надстроена до высоты основного объема и увенчана куполом. Пристройку выполнили в стиле первоначального сооружения, но с использованием железобетонных конструкций. При этом удалось убрать все опорные столбы, и храм стал одним из самых крупных в епархии. Освящение прошло 7 октября 1912-го. На втором этаже новой пристройки оборудовали обширные хоры на 500 человек, где по инициативе старосты – купца С.И. Соколова устроили два придела: Георгия Победоносца и мученицы Параскевы-пятницы. Они были освящены осенью 1914 года.
В 1851 году на средства фабриканта К.Д. Буркова ярославским мастером Чарыжниковым был отлит новый колокол в 800 пудов. Его не решились поднимать на колокольню и повесили на специально устроенной деревянной перекладине. Тем самым был поставлен вопрос о строительстве новой колокольни, в создании которой приняли участие многие купцы и фабриканты села. В 1852 году провели закладку, а через шесть лет закончили строительство огромной четырехъярусной колокольни высотой около 64 метров. Башенные часы с циферблатом на четыре стороны диаметром в три метра К.Д. Бурков купил за 2500 рублей в Москве в специализированной фирме братьев Бутеноп. Самые известные часы их работы стоят на Спасской башне Московского кремля.
С восточной стороны Крестовоздвиженского храма располагалась Феодоровская часовня. Таким образом, на площади сложился своеобразный ансамбль культовых зданий, придававших неповторимый облик центру города.
Имени расстрелянных ткачей
Изъятие церковных ценностей в 1922 году затронуло и древний Крестовоздвиженский храм. Священник С.И. Архангельский и староста Ф.Е. Глебов были арестованы за выступления против разграбления храма. Приходской совет посчитал «оскорбительным для благоговейного почитания священных предметов изъятие их из храма для небогослужебного употребления. Кроме того, как они писали, «эти предметы представляют собой художественную ценность, едва ли повторимую в настоящее время. Несмотря на просьбы прихожан, большинство ценностей храма были конфискованы.
А вскоре началось уничтожение храмового комплекса. Известный ивановский краевед и общественный деятель И.И. Власов писал в 1920-е годы: «Этот комплекс зданий совершенно необходимо сохранить как яркое выражение прежней многовековой жизни села, как его первоначальное ядро».
24 октября 1929 года президиум облисполкома, «имея в виду требования рабочих и трудящихся Иваново-Вознесенска», принял решение «закрыть зимнюю церковь с переводом имущества в летний храм. Зимнюю церковь использовать для хранения хлебных грузов». ВЦИК утвердил это постановление 5 ноября. Было предложено название: «Хлебохранилище имени ткачей, расстрелянных 10 августа 1915 г.». Однако в здании разместилась библиотека, переведенная сюда из разрушенной Вознесенской церкви.
Сломали и не построили
26 июня 1930 года рано утром были сброшены колокола с Воздвиженской колокольни, разбиты и сданы в металлолом. 14 января 1932 года облисполком принял решение о сносе Крестовоздвиженской церкви, поскольку «одним из мероприятий в связи с превращением Иваново-Вознесенска в хозяйственный и культурный центр области является строительство Дома Советов, для этого строительства отведена территория в центре города. ликвидация этих молитвенных зданий вызывается всецело государственными надобностями. Договор с общиной расторгнуть, здания передать горсовету для немедленной сломки». Последняя служба прошла в Крестовоздвиженском храме 20 января 1932 года, после чего община перешла в Благовещенскую единоверческую церковь. Вскоре начался снос храмов, колоколен и Феодоровской часовни. Несколько ценных в художественном отношении предметов и икон передали в областной музей, однако большая часть церковного имущества была уничтожена.
К 1937 году выстроили лишь южный корпус предполагавшегося административного здания, которое так и осталось недостроенным, а ансамбль главной городской площади не был завершен. Дважды предлагалось воссоздать хотя бы часть важнейшего для истории города храмового комплекса, но эта идея осталась нереализованной.
Во время общеепархиального крестного хода 28 августа 2010 года на пл. Революции был освящен поклонный крест в память о существовавших здесь храмах и почитаемой населением Феодоровской иконе Божией Матери. Новый храм в честь этой иконы заложен 20 июня 2011 года. Он начал строиться по проекту архитектора Е.Б. Швец по инициативе прихода прп. Серафима Саровского. Торжественное освящение нового храма состоялось 15 июня 2014-го.
Как за день посетить самый большой белгородский храм, пещерный скит и «Новый Иерусалим»
«Белгородская правда» отправилась на экскурсию в Валуйский округ
Церкви на Валуйской земле начали строить с момента основания в конце XVI века крепости Валуйка, которая стала стратегическим пунктом обороны южных рубежей Московского государства от набегов крымских татар.
В условиях постоянной внешней угрозы со стороны Крымского ханства и набегов кочевников православие стало тем, что объединило местное население в борьбе с врагами.
Накануне событий 1917 года на территории Валуйского уезда насчитывалось уже более 50 храмов. Однако после революции немало святынь было утрачено, в том числе и городской собор в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Эту церковь, построенную в 1853 году, взорвали в 1932-м.
В последние годы Валуйская земля стала обретать новые храмы, не менее красивые и величественные. Посетить сразу несколько церквей, а также услышать их историю, можно, отправившись на экскурсию, которую проводит Валуйский историко-художественный музей.
Свято-Николаевский собор
Белоснежный Свято-Николаевский собор высотой 55 метров возвышается над зеленью деревьев на окраине Валуек. Это самый большой действующий православный храм в Белгородской области.
Сейчас территория церкви граничит с исправительной колонией для осуждённых женщин, а когда‑то храм относился к Валуйскому Успенскому Николаевскому мужскому монастырю – одному из древнейших в Белгородской епархии – и находился на его земле.
Заместитель директора Валуйского историко-художественного музея Наталья Лебедева, рассказала, что первые сведения о монастыре относятся ещё к периоду Смутного времени, а официально годом основания называют 1613-й, когда его существование своим указом подтвердил царь Михаил Фёдорович Романов. Легендарным основателем монастыря считается старец Корнилий, положивший начало обители.
Монастырь был очень значим для Валуйского уезда и соседних территорий Украины. За ним закрепили земельные владения и крестьян сёл Орехово, Яблоново, Казинка и Казначеевка. В те времена в монастыре останавливались послы из Крымского ханства во время дипломатической миссии в Москву, а монахи выступали в качестве переводчиков.
Никольский храм здесь заложили 22 мая 1906 года и освятили 1 сентября 1913-го – в память о 300-летии основания монастыря и царствующей династии Романовых. На торжественном открытии церкви присутствовали до 50 тысяч человек, в том числе паломники из разных мест России и Украины.
В 1920-е годы храм закрыли, а в 1935-м на территории монастыря и в здании храма разместили детскую трудовую колонию. В 2005 году церковь начали восстанавливать, в 2011-м торжественно открыли после ремонтно-реставрационных работ и освятили к 100-летию канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского.
Интересна подземная часть храма, в которой расположен нижний храм и музей церкви. Здесь можно увидеть ещё первую кирпичную кладку и оценить толщину стен здания.
«Кирпичи и делали на кирпичном заводе самого монастыря, и привозили из Вейделевского района, где их жаловала на благое дело графиня Панина. Известно, что со всей округи собирали яйца и замешивали в раствор, так что в прочности кирпичей не стоит сомневаться», – заверила Наталья Викторовна.
И действительно, здание успешно пережило тяжёлые годы, в том числе Великую Отечественную войну.
«Когда здесь была колония, в подвале размещался овощной склад, который со временем забросили. В верхней части здания в то время находился литейный цех, и из‑за высокой температуры из прежнего убранства там практически ничего не сохранилось, – посетовала Лебедева. – А вот внизу при расчистке залов обнаружили остатки икон и закладной камень».
Теперь здесь в витринах выставлены те крохи, которые остались от прежнего храма, например фрагменты керамического бело-голубого иконостаса.
Храм священномученика Игнатия Богоносца
Второй точкой экскурсии стал Храм священномученика Игнатия Богоносца. Здесь, в пригороде Валуек, к деревянной церкви ведёт тихая аллея. За зданием широким кругом проходит смотровая площадка, откуда открывается восхитительный вид с холма на город и место слияния рек Оскол и Валуй. Именно в этом меловом холме возникли скит и подземный храм.
Раньше при многих русских монастырях существовали скиты – места уединения и безмолвия для монахов-отшельников. Так и монахи валуйского монастыря сначала построили в лесу деревянный дом, а позднее обустроили скит в меловых пещерах в 1 км от монастыря. Вырубать подземные гроты не пришлось: спелеологические исследования, проведённые в конце XX века, показали, что у них естественное происхождение.
Установить точное время основания пещерного скита не удалось. По некоторым косвенным признакам это середина XVII века. Зато известно, что в начале XX века в пещерах проводили восстановительные работы. Наиболее опасные места стен и потолка пещер укрепили, трещины и щели заделали штукатуркой.
Обустройство проходило в основном на пожертвования прихожан. Работы велись силами как самой монастырской братии, так и с привлечением доверенных людей из местных жителей. В 1910 году подземные галереи осмотрел архитектор и признал грунт крепким, а пещеры – безопасными.
«До революции над скитом построили церковь ПреображенияГосподня. К сожалению, 1917 год внёс свои коррективы. Церковь не достроили и не освятили, после революции и вовсе сожгли. Позднее входы в пещеры засыпали», – рассказала наш гид.
Расчистка пещер началась в 2005 году, одновременно с началом работ по восстановлению Свято-Николаевского собора. На месте бывшего Преображенского храма построили храм во имя священномученика Игнатия Богоносца. В 2007 году храм был освящён, и пещеры открылись для посетителей.
«Настоятель храма – отец Иоанн. Молодой батюшка, очень деятельный и трудолюбивый. Я несколько раз видела, как он сам косит траву и что‑то красит на маковках церкви», – отметила Наталья Лебедева.
Через храм по крутым ступенькам можно спуститься вниз в подземную часть, а наружу выйти уже в живописном лесу.
Храмовый комплекс «Град Новый Иерусалим»
Последней точкой нашего путешествия стало село Сухарево в 30 км от Валуек. Здесь на Михеевской горе с потрясающим видом на меловые откосы возвышается колоритный комплекс храмов.
По пути наверх проезжаем ещё одну церковь – Введения во храм Пресвятой Богородицы. Здание выглядит древним, но построено оно в 1986 году. Интересно, что в 1988 году его освятили как первый вновь построенный храм в истории новой России.
И вот мы на месте перед деревянной изгородью и большими воротами. Возле входа на территорию в специальном шкафчике можно бесплатно взять платок и юбку.
Внутри Нового Иерусалима с 2001 года идёт возведение храмового комплекса – аналога священного города. Началось всё с установки на горе обетного креста из дуба, вырезанного инициатором строительства отцом Феодором (в миру Александр Маньшин). По его версии, в древние времена последователи апостола Андрея Первозванного основали здесь селение, так как эти места напомнили им Святую землю. Поселение назвали Сихем, или Сихарь, откуда и произошло нынешнее название села – Сухарево.
Год за годом здесь появляются всё новые сооружения. Обетных крестов теперь восемь, располагаются они на окрестных холмах, и в церковные праздники по ним проходит крестный ход. В центре комплекса стоит большая деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи с колокольней. Рядом с ней две часовни, в одной из которых можно увидеть икону скорбящей Божьей Матери, в другой – икону святой равноапостольной Марии Магдалины. Есть тут и Камень помазания, и даже Кувуклия – небольшая часовня, которая заключает в себе Гроб Господень.
Отец Феодор сам рисует эскизы будущих храмов, пишет иконы и вырезает их из дерева. Дело в том, что будущий батюшка Александр Маньшин с детства любил рисовать, поэтому закончил художественное училище и работал на комбинате художественных работ при Художественном фонде России. Однако уже там он мечтал писать иконы и быть священником и позже осуществил свою мечту. В 1980-м художник был рукоположен в сан священника и отправился вместе с семьёй служить в село Сухарево.
Сейчас настоятель храмов града обительного схииеромонах Феодор живёт неподалёку от «Нового Иерусалима», рядом с домом, построенным специально для паломников. Здесь же купель и пруд, где разводят форель, вольеры для косуль и белочек, а также конюшни: старец очень любит лошадей. Эта территория ничем не огорожена и доступна всем желающим.
Что ещё посмотреть в Валуйском округе
В валуйском музее можно заказать экскурсию как по всем трём храмам, так и посетить с гидом один из них на выбор. Туристам предлагают и другие выездные маршруты и экскурсии (на транспорте гостей). Например, можно посетить дом-музей генерала армии Николая Ватутина в названном в его честь селе.
В 1950-е годы родственники Николая Фёдоровича собрали личные вещи полководца, предметы сельского быта, семейные фотографии. Первая экспозиция расположилась в родовом доме, построенном в 1849 году. А сейчас дом-музей имеет два здания: дом, в котором родился генерал, и дом его матери, возведённый солдатами первого Украинского фронта в 1944–1945 годах.
Ещё один новый кольцевой маршрут позволит познакомиться с пятью самыми живописными родниками Валуйского округа, в том числе с родником в Хохловском поселении, расположенным в красивом сосновом бору, и с источником в Вериговке, который несколько лет назад занял первое место во всероссийском конкурсе по благоустройству родников.
Если своего транспорта нет, можно посмотреть Валуйки на одной из двух пеших экскурсий. Экскурсовод расскажет о старинных и интересных городских постройках, в том числе о храмах, здании МЧС, построенном на старинном фундаменте, и школе искусств, где раньше располагались «нумера».
Узнать подробнее можно по телефонам Валуйского историко-художественного музея: (47–236) 3–13–89, 3–22–11.
Острова королевы Шарлотты
Одной из красивейших природных достопримечательностей западного побережья Канады являются острова королевы Шарлотты. Они удивляют своей неброской красотой и удивительным спокойствием. Перед путешественниками открываются пейзажи глубоких фьордов, альпийских лугов и тундры, уходящей в горы.
Общая информация
В 2010 г. острова королевы Шарлотты переименовали в «Хайда-Гуаи», что на языке коренных жителей означает «острова людей». В состав архипелага королевы Шарлотты входят несколько крупных и около 150 мелких островов, благодаря чему общая площадь достигает свыше 10 тыс. кв. км. Общая численность населения составляет более 7 тыс. чел, 20% которых – индейцы.
Острова были открыты в 1774 г. испанской экспедицией, возглавляемой Х. Пересом. Название свое эта местность получила в 1787 г. в честь корабля «Куин Шарлотта» английского мореплавателя Диксона. В период с 1853 по 1863 гг. острова королевы Шарлотты были британской колонией. На решение о ее создании повлияла золотая лихорадка в 1851 г., увеличившая доходы от морской торговли на американских кораблях. Управлял колонией губернатор Ванкувер Джеймс Дуглас. В июле 1863 г. острова королевы Шарлотты вошли в состав Британской Колумбии.
Острова королевы Шарлотты на карте Северной Америки
Острова расположены у северо-западного побережья канадской провинции Британская Колумбия. 2 главных острова – Морсби на юге и Грейам на севере. Кроме того, в состав архипелага входят острова Кангит, Луиз и Лайелл и множество мелких. Берега островов – это скальные образования, склоны которых покрыты густыми хвойными лесами. Когда-то давно горы входили в пояс Кордильер, который впоследствии частично был затоплен ледниками. Самым живописным местом на островах считается природный парк Найкун, расположенный на северо-востоке острова Грейам. Национальная парковая резервация Гуайи-Хаанас расположилась на юго-западе острова Морсби.
Достопримечательности
Оказавшись на архипелаге, вы сможете побывать в незабываемых местах:
- В центре наследия Хайды собрано колоссальное достояние культуры, архитектуры и искусства Хайды Гвайи. В ходе экскурсии вы узнаете историю островов и всё о жизни коренного населения, побываете в художественных студиях, галереях, мини-музеях и др.
- Музей Порт-Клементс имеет необычный архитектурный стиль – красное здание, напоминающее обычный длинный деревянный дом. Однако внешний вид обманчив: внутри содержится уникальная коллекция, насчитывающая более 2 тыс. артефактов. В основном музей посвящен мореплавателям-первопроходцам, также имеется внушительное количество антиквариата, связанного с историей островов.
- Национальная парковая резервация Гуаи-Хаанас – это жилище народа Хайда. Расположена она на юго-западе острова Морсби и представляет собой удивительное место, сохранившее историко-культурное наследие в сочетании с красотой природы. Одним из важнейших мест на территории резервации является деревня Нинстинц, входящая в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь можно увидеть разнообразную коллекцию тотемных столбов и удивительные постройки из кедра.
- Природный парк Найкун предлагает туристам пешие маршруты по великолепным ландшафтам, граничащим с Тихим океаном. Холмы и горы, озера и реки, хвойные леса и цветочные поляны привлекают сюда множество любителей природы. К тому же здесь можно посетить центр культуры индейцев, в котором собраны тотемы, фигуры и другие элементы жизни коренных народов, созданные из дерева. А еще здесь водятся колибри!
Почетное место для развлечений туристов занимает побережье островов. Здесь можно провести время всей семьей и вдоволь отдохнуть. Наиболее популярными пляжами на островах королевы Шарлотты являются:
- Бонанса – это скалистые долины и дикие волны западного побережья. Это место великолепно подходит для морской рыбалки, а кемпинг “Rennel Sound” станет отличным местом для отдыха и пикника. Наилучший период для посещения – с мая по конец сентября.
- Чиникунд-Крик – эта смесь скалистых участков и песчаных островков идеально походит для семейного отдыха и строительства замков из песка. На другой стороне пляжа есть многочисленные тропы для прогулок по лесу. Посещение этого места возможно круглый год.
- Агат-бич – популярный пляж серферов и охотников за сокровищами. Тут хранятся залежи молочных камней, которые называют еще сахарными агатами, и именно это делает их самыми популярными берегами остров королевы Шарлотты.
- Северный пляж – длинная песочная полоса, ведущая к северной оконечности Хайды Гвайи – Розовой косе. Пляж настолько велик, что вы сможете выбрать для отдыха и пикника любое понравившееся место. Наилучший период для посещения длится с начала апреля до конца лета. Единственный нюанс – на все морепродукты, которые вы сможете здесь ловить или собрать, необходимо иметь специальное разрешение.
Не важно, планируете ли вы остаться на неделю или пробудете здесь всего пару дней – острова королевы Шарлотты предложат варианты размещения на любой вкус. Особой популярностью у туристов пользуются места размещения:
- кемпинг “Hiellen Longhouse Village”;
- отель “Sea Raven”;
- коттедж “Echo Bay Lodge”;
- отель “The Sandspit Inn”;
- отель “Jags Beanstalk”;
- лодж “Queen Charlotte Lodge”.
Найти место после длительных прогулок, где можно вкусно и недорого перекусить – не проблема. В большинстве заведений главные предпочтения в меню отдаются морепродуктам. Тут выбор просто неимоверный: от лосося и тунца до крабов и тихоокеанских креветок. Конечно, есть и стандартные американские блюда, и восточная кухня, и европейская. Большинство туристов предпочитают следующие заведения:
- ресторан “Charters Restaurant”;
- кафе “Moon Over Naikoon”;
- ресторан-бар “Queen B’s”;
- паб “Mile Zero Pub & Grill”;
- ресторан “Oceana Chinese and Continental”.
На островах королевы Шарлотты как такового общественного транспорта нет. Между островами курсируют лодки или катера, для туристов есть экскурсионные морские экспедиции. В городах стоит арендовать авто, лучше внедорожник.
Как добраться?
В связи с тем, что острова со всех сторон омывает Тихий океан, добраться туда можно либо по воде, либо по воздуху. Предпочтительней всего следующие маршруты:
- самолет из Ванкувера в Сэндспит совершает ежедневные рейсы. К тому же можно воспользоваться аэротакси или чартерными рейсами. Перелет занимает не более 2 ч.;
- паромом из порта Принс-Руперт добраться можно за двое суток. Путь долгий, но он проходит по красивым фьордам вдоль берегов Британской Колумбии.
Острова Королевы Шарлотты
53° 7.2243 ′N , 133° 50.7275 ′W
53.12041N, 132.15454W
53°7′13.46″N, 133°50′43.65″W
9 материалов, 149 фотографий
- Карта
- Заметки 7
- Фотографии 149
Ссылки от бывалых
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
- в Моих лентах
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы об Островах Королевы Шарлотты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Острова Королевы Шарлотты
Слухи о моей смерти сильно преувеличены. Не надейтесь, я не умер. Но я побывал в раю, и, вы не поверите: там все умерли. Стандартная канадская шутка гласит, что в обычном аду грешников жарят, а в канадском – морозят. Про ад пока не знаю, но теперь точно могу утверждать, что в канадском раю очень холодно. И злобные комары.
Когда я позвонил в агентство заказать самолёт на Сэндспит, мужчина на телефоне сначала долго не мог понять, где это, а потом спросил:
– Зачем же вам туда надо?
– Туризм, – ответил я, – это остров.
Сэндспит: город, название которого буквально значит “песочная сопля”, – самый крупный город острова Морсби, что не так сложно, так как это последний живой город на этом острове. Кажется, что здесь домов больше чем людей. Население городка: 200 человек не считая медведей, количество, значительно возрастающее только в туристический сезон, как минимум на одного меня. В самом городе настолько нечего делать, что половина населения как минимум полгода, зимой, проводит где-нибудь подальше, желательно на континенте. Даже в мае ещё далеко не все вернулись.
– Пляж? – ответил агент.
Пляж, точно. На широте Иркутска. Может для моржей хорошо?
Маленькие пропеллерные самолёты Bombardier Dash вылетают в аэропорту Ванкувера из специального закутка для всех таких рейсов. О, там совсем другая атмосфера, чем на больших рейсах. Не всё слышимое по радио обнадёживает.
– Внимание, внимание. Рейс CA8354 в Нанаймо, не смог сесть в Нанаймо и вернулся в Ванкувер. Тем, кто всё ещё хочет в Нанаймо следует перейти на следующий рейс. Метеорологи сообщают, что в этот раз шансы сесть довольно большие.
Острова Королевы Шарлотты – огромный, практически полностью заброшенный, архипелаг из почти двух тысяч островов, растянувшийся с севера на юг более чем 250 километров. Когда-то здесь жило довольно много людей, немногие потомки которых остались во всего нескольких крошечных городках северной части. На всём архипелаге всего одна асфальтированная дорога (и, как всегда в Канаде, несколько просёлочных, грязевых дорог, используемых лесорубами), только один светофор (на выезде с парома), и всё сделано из дерева: дома, магазины, автозаправки, мосты, даже здание аэропорта. Полностью заброшенная южная часть: заповедник Гвай Хаанас. Тысячи маленьких и больших островов, фиордов и скал, покрытых вечными ледниками гор и песочных холодных пляжей. Заброшенные остатки индейских деревень: строка списка мирового достояния ЮНЕСКО. В заповедник не ведёт ни одной дороги, нет никакого регулярного транспорта, нет кемпингов, пешеходных тропинок, заправок, магазинов, указателей, вообще ничего. Попасть можно только либо на байдарке, либо чартером частной моторной лодки, корабля, или самолёта у одного из местных жителей. Менее трёх тысяч человек в год добираются до этих далёких мест. Американский журнал National Geographic в прошлом году назвал Гвай Хаанас лучшим эпическим путешествием во всей Северной Америке. Другие источники обычно более осторожны. Как все знают, практически всё население Канады живёт вдоль южной границы с США. По этой границе – все заметные канадские города, которые и посещают большинство туристов. После подробных разделов по южной части каждой из провинций, мой Rough Guide описывает все северные территории всего на нескольких страницах, под общим заголовком: “Север”. И хотя острова Королевы Шарлотты и не часть северных территорий, а часть Британской Колумбии, они уже показались составителям достаточно северными, чтобы попасть в тот же раздел. Впрочем, от северной части архипелага до Аляски и правда подать рукой. Общий мотив описания такой: да, здорово, но если вы точно знаете, зачем вам туда нужно и готовы за это заплатить много денег.
Вечером мы сидели на абсолютно пустынном каменистом пляже в практически вымершем городе Сэндспит и ждали заката. К цветущему дереву подлетел какой-то толстый шмель, при ближайшем рассмотрении оказавшийся птичкой колибри. Крошечной птички, сердце которой бьётся тысячу ударов в минуту, а метаболизм которой таков, что в каждый момент жизни она находится в паре часов от голодного обморока. Индейская легенда говорит, что колибри прилетают на острова Королевы Шарлотты из южных стран сидя на плечах канадских гусей. Истина значительно более удивительна: весь путь от Мексики до почти Аляски они делают на двух своих трепыхалках. Чего уж мне на дорогу жаловаться!
Впечатлений получилось очень много. Гораздо больше, чем нужно. Я долго не мог прийти в себя, увиденное на островах открыло мне многое, чего до этого я никогда не знал и не понимал. Чтобы не утомлять всем подряд я разделил впечатления на несколько частей.
lorien22
Записки из подполья
Трек Королевы Шарлотты – часть 1
Итак, благополучно переплыв на Южный остров Новой Зеландии, мы выходим на трек вдоль залива Королевы Шарлотты
Трек Королевы Шарлотты – это 70-километровая тропа в заливе Марльборо между заливом Королевы Шарлотты и заливом Кенепуру
Трек не круговой – можно начать его либо в Ship Cove, место, знаменитое тем, что именно там высадился Джеймс Кук, когда прибыл в Новую Зеландию, либо в Анакиве. В любом случае до каждой из этих точек добраться можно только на водном такси.
Выплываем из Пиктона
Как и все в Новой Зеландии, водное такси стоит не дешево
Но хотя бы можно опять насладиться видами залива Королевы Шарлотты
Я понимаю, что показал вам уже миллионпятьсот фотографий залива, когда мы плыли с Северного острова на Южный – https://lorien22.livejournal.com/393467.html
И народ как-то не впечатлился
Но мне очень нравится, потому я продолжу радовать себя бирюзовыми пейзажами
Владельцы водных такси понимают, что берут с людей немалые деньги
Поэтому они очень стараются тебя как-то развлечь
Поэтому сначала тебя отвозят к одной из отдаленных скал
И показывают очень редких птичек, которые здесь обитают – такие местные паффины
Я не большой орнитолог по жизни, но птички действительно классные
Жалко только солнышко было прямо напротив нас (а впрочем и не жалко – солнце здесь редкость), поэтому фотографировать было непросто
Еще немного утеса с птичками
И плывем дальше
Как же здесь красиво
Дальше тебе показывают ловушки на лосося
Они примечательны тем, что возле них постоянны пасутся морские котики, которые весь день только и делают, что ищут лазейку, чтобы пробраться внутрь и сожрать всю отловленную рыбу)
Тебе рассказывают разные занимательные истории о том, как котик забрался раз в домик смотрителя, и заснул в его кресле.
На самом деле “гид” очень интересно рассказывал. Я сейчас жалею, что благополучно забыл большую часть рассказа)
Продолжаем наше плавание по заливу
Острова в океане
Когда-то я очень любил эту книжку. Хотя к океану она имеет очень непрямое отношение)
Еще немного безумных пейзажей
Дальше на нашем пути был заповедник Мотуара
Он расположен на небольшом острове, и можно либо прогуляться на нем час до выхода на трек, либо остаться тусить здесь на весь день, кто предпочитает проводить время менее активно.
Я на заповедник не пошел, благо хотел выйти на тропу пораньше
Уже виднеется Ship Cove, точка начала
Вот этот вид реально как с каких-нибудь Сейшельских островов, Мальдив или Бора-Бора
Сходим с водного такси
Погода просто отличная, особенно по новозеландским понятиям
Еще одно напоминание для меня не слушаться всяких “умнейших”. Перед поездкой я ходил на лекции по Новой Зеландии, и все как один заявляли, что погода на Южном острове хуже, поэтому надо начинать на Северном и постепенно спускаться вниз. Вышло, разумеется, с точностью наоборот (и это не единственный пример).
Как уже было сказано, именно здесь Джеймс Кук высадился на берег.
Пляж здесь невероятный – золотого цвета камни, синяя вода, зеленая растительность. на треке Абеля Тасмана вот так вот идешь вдоль берега 60 километров. Я немного пожалел, что не успел)
Но меня ожидал мой трек, Королевы Шарлотты. Поэтому давайте все-же отправимся в путь