Фотографии Петровский пассаж

Петровский пассаж

Петровский пассаж – исторический торговый комплекс, выполненный в виде пассажа, фасады которого обращены сразу на две улицы – Петровку и Неглинную – в центре Москвы.

Здание построено в 1903-1906 годах по проекту архитектора Сергея Калугина при участии архитектора Бориса Фрейденберга и инженера Владимира Шухова.

Трёхэтажный пассаж оформлен в духе модерна, его фасады окрашены в мягкий бежевый цвет и украшены барельефами с изображением кадуцея (жезла Меркурия – бога-покровителя торговли), львиных голов, лент и растительных элементов. Входы со стороны Петровки выполнены в виде арок, увенчанных лепной головой льва, а входные группы со стороны Неглинной украшают фигуры львов со щитами. Ряды окон перемежаются небольшими пилястрами. Изнутри торговые ряды пассажа имеют сквозной проход между Петровкой и Неглинной и накрыты полуцилиндрическими стеклянными сводами.

Кроме пышных изначальных украшений, на фасаде со стороны Петровки на уровне 1 этажа размещён советский барельеф “Рабочий” скульптора Матвея Манизера.

История Петровского пассажа

Идея строительства пассажа принадлежит Вере Фирсановой – богатой московской предпринимательнице и меценатке, продолжательнице известной купеческой династии Фирсановых. Получив огромное наследство после смерти отца, она продолжила развивать семейное дело и стала одной из крупнейших домовладелиц в Москве на рубеже 19-20 веков: ей принадлежали 23 дома в черте города (в том числе и на месте будущего пассажа), а также Сандуновские бани.

Строительство пассажа оказалось затратным проектом: чтобы его осуществить, Фирсанова продала 2 домовладения и пустила на него вырученную сумму. Работа была поручена архитекторам Сергею Калугину и Борису Фрейденбергу, которые чуть ранее уже проектировали для Фирсановой комплекс Сандуновских бань, и в 1903-1906 годах между Петровкой и Неглинной улицами выросло трёхэтажное здание со сквозными торговыми рядами внутри. Внутреннее пространство было единым: его спланировали таким образом, что торговые залы не изолировались друг от друга. Сверху торговые ряды накрыли полуцилиндрические стеклянные своды, выполненные по проекту известного русского инженера Владимира Шухова и под его контролем. Общие затраты на строительство пассажа составили около 1,5 миллиона рублей.

Изначально торговый комплекс называли Фирсановским пассажем – по фамилии его хозяйки.

Фирсановский пассаж открылся 20 февраля 1906 года. В нём разместились более 50 торговых павильонов и магазинов: кондитерские лавки Товарищества “Абрикосов и сыновья” и Товарищества кондитерских фабрик “Реномэ”, магазины шёлковых и шерстяных тканей Маркушевича и Григорьева, французской фирмы “Гомон”, торгующей фото- и видео- товарами, белья и галстуков Луи Крейцера, зонтов Матильды Бариш и другие. В 1910 году в подвальных помещениях открылся ресторан и кофейная “Бристоль”.

По ночам окна пассажа горели огнями благодаря электрическому освещению: электростанция находилась в Сандуновских банях, которые также принадлежали Фирсановой.

Советские годы сильно изменили жизнь Фирсановского пассажа. В 1918 году он был национализирован: все магазины ликвидировали, а помещения перегородили фанерой и разместили в них фабрику по пошиву белья для Красной армии, а также промышленно-показательную выставку ВСНХ и кинотеатр. Чтобы пассаж лучше отвечал новым идеологическим нормам, его переименовали из Фирсановского в Петровский (по улице Петровке), а в фасад вмонтировали барельеф “Рабочий” скульптора Матвея Манизера в рамках программы монументальной пропаганды. В 1928 году торговля вернулась в Петровский пассаж, но лишь частично: на его 1 этаже открылись несколько магазинов. Остальные помещения занял Дирижаблестрой – Научно-исследовательский комбинат по опытному строительству и эксплуатации дирижаблей, а также аукционный зал и пролетарские клубы: МУНИ, милиции и Госбанка. Великая Отечественная война внесла в его жизнь новые коррективы: на 3 этаже пассажа обустроили коммунальные квартиры для москвичей, дома которых были разрушены при бомбёжках.

С таким разношёрстным наполнением Петровский пассаж существовал вплоть до 1960-х, когда его сделали филиалом ЦУМа, и в здание вернулась торговля. А в 1963 году часть помещений отвели под торговое училище, которое готовило кадры для работы в ЦУМе. В 1988-1990 годах торговый комплекс был реконструирован; к сожалению, его изначальная планировочная структура была частично нарушена.

В наши дни Петровский пассаж функционирует как элитный универмаг, помещения в котором арендуют дорогие магазины и бутики.

Петровский пассаж в культуре

Перипетии жизни пассажа после Октябрьской революции нашли отражение в творчестве советских писателей.

Так, Илья Ильф и Евгений Петров упомянули Петровский пассаж в романе “Двенадцать стульев”: его аукционный зал стал одним из тех мест, куда поиск пропавших стульев привёл главных героев произведения – Остапа Бендера и Кису Воробьянинова. Кроме аукционного зала, авторы упомянули и промышленную выставку.

“В Пассаж на Петровке, где помещался аукционный зал, концессионеры вбежали бодрые, как жеребцы”.

Глава 20. Музей мебели

“Аукционный торг открывался в пять часов. Доступ граждан для обозрения вещей начинался с четырех. Друзья явились в три и целый час рассматривали машиностроительную выставку, помещавшуюся тут же рядом”.

Глава 22. Экзекуция

Илья Ильф, Евгений Петров

“Двенадцать стульев”

Петровский пассаж упоминается и в стихах культового советского поэта Владимира Маяковского, причём в своей исконной торговой роли.

“С восторга бросив подсолнухи лузгать,
восторженно подняв бровки,
читает работница:
«Готовые блузки.
Последний крик Петровки».”

“Стабилизация быта”,

Владимир Маяковский

Как добраться

Петровский пассаж находится между улицами Петровка и Неглинная и имеет сразу 2 адреса:

• Петровка, дом 10;

• Неглинная, дом 13.

Добраться до него можно пешком от станций метро “Кузнецкий Мост” Таганско-Краснопресненской линии, “Театральная” Замоскворецкой и “Охотный Ряд” Сокольнической.

ТЦ «Никольский Пассаж» в Москве

Петровский пассаж на Петровке — это не только торговый комплекс с магазинами и кафе, но и памятник архитектуры федерального значения. Здание в центре Москвы было построено в 1906 году и принадлежало В. И. Фирсановой, как и известные Сандуновские бани. Это было сооружение в эклектичном стиле с единым внутренним пространством. До 1918 года в Пассаже работало около 50 магазинов — здесь торговали текстилем, одеждой, фототоварами, кондитерскими изделиями и пр.

После революции комплекс национализировали — торговцев из него изгнали, а на освободившихся площадях разместили выставку ВСНХ, кинотеатр и бельевую фабрику. Позднее в Петровском пассаже открывались небольшие магазины, работали Дирижаблестрой, аукционный зал и различные клубы. В годы Великой Отечественной войны в доме селили горожан, потерявших жилье из-за бомбежек.

Читайте также:
Заявление о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации

Панорама Петровского пассажа:

Активная торговля возобновилась лишь в 1960-х, спустя 30 лет Петровский пассаж реконструировали и сегодня им управляет компания Bosco di Ciliegi, которая владеет московским ГУМом. В комплексе арендуют площади брендовые бутики и проекты под маркой Bosco.

Режим работы Петровского пассажа:Торговый центр работает ежедневно с 10:00 до 22:00, в воскресенье — до 20:00.

В преддверие государственных праздников в Пассаже на Петровке организуются традиционные ярмарки: рождественская — в новогодние праздники и цветочная — в первых числах марта.

Цветочный базар в Петровском пассаже, © Оф. сайт Bosco di Ciliegi

Магазины Петровского пассажа

В отличие от других торговых центров столицы, магазинов в Петровском пассаже немного.

На первом этаже располагаются бутики известных марок с товарами премиум-класса. Составить базовый гардероб или прикупить модные вещички из последних коллекций дамы смогут в салонах Moschino, Alberta Ferretti, MAX&Co, Ermanno Scervino, Antonio Marras и Marina Rinaldi. Изысканное белье продается в La Perla, а ювелирные украшения в Pomellato.

© Оф. сайт Bosco di Ciliegi

Мужские костюмы и повседневная одежда высокого качества представлена в бутиках Isaia, Etro, Jil Sander, Paul Smith и Sportmax. Вещи из итальянского кашемира — в фирменном магазине бренда Malo. Швейцарские часы от Jaquet Droz смогут дополнить образ и стать отличным подарком.

Купить премиальную косметику и парфюмерию, подарки можно в галерее Articoli by Bosco.

Второй этаж Петровского пассажа и часть первого занимают магазины BoscoFamily. Среди них салоны с одеждой — женская в BoscoCeremony, мужская в BoscoUomo и детская в BoscoBambino. Мебель, светильники, посуду, предметы декора и прочее ищите в мультибрендовом пространстве BoscoCasa.

Из других марок присутствуют Etro Home, предлагающий большой ассортимент товаров для дома, включая мебель, а также итальянская фабрика по производству фарфора Richard Ginori.

© Оф. сайт Bosco di Ciliegi

Фотографии Петровский пассаж

Петровский пассаж: Фото Карта

Страны мираРоссияГородаМоскваДостопримечательностиПетровский пассаж

В данной подборке находится 18 фотографий Петровский пассаж в хорошем качестве, которые сделаны туристами, местными жителями и фотографами. На нашем сайте также можно найти фото других достопримечательностей Москвы и России, для этого Вам необходимо перейти в соответствующий раздел на странице объекта. Помимо Петровский пассаж, наши посетители часто ищут фото Останкинской телебашни, Московского метро, Петровский пассаж, Театра сатиры и Театра Ленком.

вконтакте facebook twitter

Фото Москвы и его достопримечательностей Фото Москвы Фото Красной площади Фото Московского Кремля Фото Храма Василия Блаженного Фото МГУ Фото Поклонной горы Фото Большого театра Фото Третьяковской галереи Фото Москвы-реки Фото Пушкинского музея Фото Парка Горького Фото Москвы-Сити Фото парка «Зарядье» Фото Арбата Фото Храма Христа Спасителя Фото Измайловского парка Фото Воробьевых гор Фото Марфо-Мариинской обители Фото Нескучного сада Фото Парка Сокольники


Фото Сада Эрмитаж Фото Московского метро Фото Новодевичьего монастыря Фото Царицыно Фото Коломенского Фото Мавзолея Ленина Фото ГУМа Фото Усадьбы Кусково Фото Александровского сада Фото Царь-колокола Фото Царь-пушки Фото Коломенского дворца Фото Театра сатиры Фото Театра на Таганке Фото Манежной площади (Манежки) Фото Оружейной палаты Фото Геликон-Оперы Фото Театра Ленком Фото фабрики «Красный Октябрь» Фото Планетария в Москве Фото Охотного Ряда Фото Аптекарского огорода Фото Бункера-42 Фото Измайловского Кремля Фото Парка искусств Музеон Фото центра современного искусства Винзавод Фото Московского зоопарка Фото Театра «Современник» Фото Донского монастыря Фото Патриарших прудов Фото Палеонтологического музея Фото Океанариума в Москве Фото Алмазного фонда Фото Гостиного двора в Москве Фото Усадьбы Кузьминки Фото Мастерской Петра Фоменко Фото Бородинской панорамы Фото Новоспасского монастыря Фото Политехнического музея Фото Шуховской башни Фото Останкинской телебашни Фото Воскресенских ворот Фото Казанского собора в Москве Фото Зачатьевского монастыря Фото Дарвиновского музея Фото ЦДХ Фото ВВЦ Фото ЦУМа Фото Исторического музея в Москве Фото Покровского монастыря в Москве Фото Данилова монастыря Фото Архангельского собора Фото Памятника Минину и Пожарскому Фото Петровский путевой дворец Фото Петровский пассаж Фото Андреевского монастыря Фото Театра имени Пушкина Фото Колокольни Ивана Великого Фото Успенского собора Московского Кремля Фото Биологического музея Тимирязева Фото Московского музея современного искусства Фото Церкови Иоанна Предтечи Фото Российской государственной библиотеки Фото Елисеевского магазина Фото Музея Булгакова в Москве Фото Музея Маяковского Фото Памятника Пушкину в Москве Фото Центрального музея Великой Отечественной Войны Фото Кукольного театра Образцова Фото Зоологического музея МГУ Фото Московского Дома фотографии Фото Храма Благовещения Пресвятой Богородицы Фото Музея «Точка G» Фото Театра «Школа современной пьесы» Фото Театра имени Вахтангова Фото Большого Московского цирка Фото Гоголевского бульвара Фото дома Пашкова Фото Триумфальной арки в Москве Фото Центра фотографии братьев Люмьер Фото Памятника Юрию Долгорукому в Москве Фото Музея Есенина в Москве Фото Музея современного искусства «Гараж» Фото Музея-усадьбы Остафьево Фото Памятнику Есенину в Москве Фото Московского Цирка Никулина Фото Памятника Высоцкому в Москве Фото Тюфелевой рощи Фото Царицынского дворца Фото Памятника Грибоедову в Москве Фото Музея истории и реконструкции Москвы Фото Памятника Крылову в Москве

Показать все альбомы

Описание Фото Погода Карта

Смотрите также: Фото Дмитрова, Достопримечательности Брунея, Города Конго, Бурунди, Абеокута, Гетеборг, Базилика Санта-Мария-Маджоре, Площадь Тяньаньмэнь

Спа-салон Боско и другие услуги

Петровский пассаж — это место, где можно провести целый день. Шопинг здесь совмещают с посещением салонов красоты и кафе. Для покупателей созданы максимально комфортные условия. Например, в салоне индивидуального обслуживания Bosco (Prive) опытные стилисты помогут составить модный look для определенного события или подобрать вещи на каждый день.

Спа-салон Петровского пассажа называется Articoli Salon&spa — он занимает два этажа. Заведение славится высококвалифицированными специалистами в области дерматологии, полным комплексом косметологических услуг и профессиональной парикмахерской.

Читайте также:
Отдых в Сануре, Бали, 2022 – цены, пляжи, развлечения, достопримечательности

В торговом комплексе есть также стоматологическая клиника Bosco Clinica и аптечный бутик.

© Оф. сайт Bosco di Ciliegi

Магазины в «Никольском Пассаже»

  • Магазин ножей Rezat.ru представляет вниманию около тысячи ножей различных форматов и типов с металлическими, пластиковыми, деревянными рукоятками. Есть как обычные модели, так и эксклюзивные ручной работы от лучших мастеров. Posudamart — отдел посуды и кухонных принадлежностей. Инфолио — отдел с тканями.
  • Первый часовой — магазин-шоу-рум, где можно выбрать абсолютно любые часы, которые привезут под заказ в заранее оговоренные сроки. Консул — отдел часов.
  • MollisByNellyErmolaeva — магазин модной женской одежды: платья, брюки, юбки, кардиганы, футболки, топы, верхняя одежда и многое другое. AugustvanderWalz — национальная одежда. DennyRose — интернет-магазин одежды. LouisVuitton — брендовая одежда и аксессуары. Falke — женская, мужская одежда и аксессуары.
  • Индиго — нижнее белье для женщин и мужчин, купальники и плавки, секс-шоп. MixBikini — купальники и плавки.
  • Фото Плюс — фототовары. ReMobi — сервис по ремонту мобильных телефонов, планшетов и других гаджетов. Аудиотайм — отдел электроники.
  • Сакура — магазин косметики и парфюмерии. Эль Стиль — салон красоты.
  • КупиГримм — магазин театральных аксессуаров. Кожинка — изделия из кожи ручной работы. BoscoFamily — магазин кожаных изделий. Wellbow — ювелирный магазин: браслеты, кольца, подвески, колье, серьги, броши. Rosetti — магазин брендовых сумок.
  • Parker — отдел с письменными принадлежностями.
  • Наследие — отдел с русскими сувенирами и подарками: украшения ручной работы, яйца фаберже, матрешки, изделия из драгоценных и полудрагоценных камней, посуда из фарфора, серебра, резные и расписные шкатулки, куклы и многое другое. Маяк — антикварный магазин. Familyflowers — студия флористики.
  • Кеды — интернет-магазин, специализирующийся на продаже обуви.

Свадебные салоны в «Никольском Пассаже»

Торговый центр известен большим выбором свадебных платьев и аксессуаров. В заведении разместилось несколько бутиков, где можно приобрести свадебные платья и аксессуары: Rstelle, Pepe Botella, «Ольга», «Торжество». Здесь продают платья всевозможных фасонов и размеров, есть и эксклюзивные модели. Сразу в магазине можно подобрать обувь, фату, украшения и другие торжественные аксессуары. Доступны услуги ателье. Стоимость платьев в торговом центре высокая.

Шоу-румы в «Никольском Пассаже»

Шоу-румы, в отличие от бутиков, предлагают уникальные и зачастую небольшие коллекции вещей со штучными товарами, которые отшиваются мелкими производителями.

Здесь работают дизайнеры и швеи, что способны изготовить под заказ любую вещь, чтобы та идеально села на покупателя. В молле «Никольский пассаж» есть несколько шоу-румов:

  • В продаже в Trendshopru имеются жакеты, платья, костюмы, блейзеры, тренчи, брюки, юбки, комбинезоны, верхняя одежда в офисном и романтическом стиле, для базового гардероба. Располагается на 4 этаже.
  • FashionPeople предлагает коллекции дизайнеров из Франции: Pour Partir, Zyga, Et Compagnie, Kokomarina, Ml Woman, которые принимают участие в выставках в Париже, Дюссельдорфе, Москве. Шоу-рум для оптовых клиентов. Находится на 1 уровне торгового центра.
  • DkeyShop предлагает большое разнообразие кашемировых вещей, костюмов, а также верхней одежды. Куртки-парки представлены в большом ассортименте. Отдел расположен на 5 этаже молла.
  • FedericoFerrone продает качественную мужскую обувь и сумки из новых коллекций. Представлены как необычные модели, так и классика. Возможен индивидуальный пошив по меркам заказчика. Изготовлением обуви занимаются профессионалы, а модели создают опытные дизайнеры.
  • Namfleg — ювелирные украшения с уникальным дизайном: подвески, серьги, кольца, запонки, часы ручной работы. Покрытие — эмаль и золото.
  • Мода Групп относится к компании CreativeGroup Италия, что создает изысканные, элегантные и дерзкие вечерние наряды. В продаже множество моделей разных размеров на любой вкус из натуральных тканей и с гармоничными аксессуарами. Мода Групп объединяет дизайнеров Jean Cryo, Bianca Brandi MySize, Fabiana Ferri.

Модный Дом «August van der Walz» в ТЦ «Никольский Пассаж»

Кафе в Петровском пассаже

Плотно поесть или быстро перекусить вы сможете в Bosco Café на первом этаже ТЦ. В ресторане подают блюда европейской, русской и итальянской кухни. Посетители высоко оценивают качество еды в Bosco Café, особенно отмечая вкусный кофе и разнообразие десертов.

Петровский пассаж

Петровский пассаж на Петровке — это не только торговый комплекс с магазинами и кафе, но и памятник архитектуры федерального значения. Здание в центре Москвы было построено в 1906 году и принадлежало В. И. Фирсановой, как и известные Сандуновские бани. Это было сооружение в эклектичном стиле с единым внутренним пространством. До 1918 года в Пассаже работало около 50 магазинов — здесь торговали текстилем, одеждой, фототоварами, кондитерскими изделиями и пр.

После революции комплекс национализировали — торговцев из него изгнали, а на освободившихся площадях разместили выставку ВСНХ, кинотеатр и бельевую фабрику. Позднее в Петровском пассаже открывались небольшие магазины, работали Дирижаблестрой, аукционный зал и различные клубы. В годы Великой Отечественной войны в доме селили горожан, потерявших жилье из-за бомбежек.

Панорама Петровского пассажа:

Активная торговля возобновилась лишь в 1960-х, спустя 30 лет Петровский пассаж реконструировали и сегодня им управляет компания Bosco di Ciliegi, которая владеет московским ГУМом. В комплексе арендуют площади брендовые бутики и проекты под маркой Bosco.

В преддверие государственных праздников в Пассаже на Петровке организуются традиционные ярмарки: рождественская — в новогодние праздники и цветочная — в первых числах марта.

Магазины Петровского пассажа

В отличие от других торговых центров столицы, магазинов в Петровском пассаже немного.

На первом этаже располагаются бутики известных марок с товарами премиум-класса. Составить базовый гардероб или прикупить модные вещички из последних коллекций дамы смогут в салонах Moschino, Alberta Ferretti, MAX&Co, Ermanno Scervino, Antonio Marras и Marina Rinaldi. Изысканное белье продается в La Perla, а ювелирные украшения в Pomellato.

Мужские костюмы и повседневная одежда высокого качества представлена в бутиках Isaia, Etro, Jil Sander, Paul Smith и Sportmax. Вещи из итальянского кашемира — в фирменном магазине бренда Malo. Швейцарские часы от Jaquet Droz смогут дополнить образ и стать отличным подарком.

Читайте также:
Закон о возвращении в Израиль - инструкция для репатриантов

Купить премиальную косметику и парфюмерию, подарки можно в галерее Articoli by Bosco.

Второй этаж Петровского пассажа и часть первого занимают магазины BoscoFamily. Среди них салоны с одеждой — женская в BoscoCeremony, мужская в BoscoUomo и детская в BoscoBambino. Мебель, светильники, посуду, предметы декора и прочее ищите в мультибрендовом пространстве BoscoCasa.

Из других марок присутствуют Etro Home, предлагающий большой ассортимент товаров для дома, включая мебель, а также итальянская фабрика по производству фарфора Richard Ginori.

Спа-салон Боско и другие услуги

Петровский пассаж — это место, где можно провести целый день. Шопинг здесь совмещают с посещением салонов красоты и кафе. Для покупателей созданы максимально комфортные условия. Например, в салоне индивидуального обслуживания Bosco (Prive) опытные стилисты помогут составить модный look для определенного события или подобрать вещи на каждый день.

Спа-салон Петровского пассажа называется Articoli Salon&spa — он занимает два этажа. Заведение славится высококвалифицированными специалистами в области дерматологии, полным комплексом косметологических услуг и профессиональной парикмахерской.

В торговом комплексе есть также стоматологическая клиника Bosco Clinica и аптечный бутик.

Кафе в Петровском пассаже

Плотно поесть или быстро перекусить вы сможете в Bosco Café на первом этаже ТЦ. В ресторане подают блюда европейской, русской и итальянской кухни. Посетители высоко оценивают качество еды в Bosco Café, особенно отмечая вкусный кофе и разнообразие десертов.

Как добраться

Петровский пассаж в Москве занимает территорию между улицами Неглинной и Петровкой и имеет два входа.

Автобусная остановка на Петровке называется «Столешников переулок». Здесь ходят рейсы № 38 и н6 (ночной). Эти же маршруты курсируют по Неглинной улице. Выходите на остановке «Кузнецкий Мост».

Ближайшие станции метро — «Кузнецкий мост» (фиолетовая ветка) и «Театральная» (зеленая ветка). Первая находится в 5 минутах ходьбы: из вестибюля выходите по Рождественке на улицу Кузнецкий мост и идите по ней до Неглинной. Петровский пассаж виден с перекрестка.

От «Театральной» идти примерно столько же. От станции выходите на Петровку, через сквер с фонтанами и двигайтесь прямо, мимо ЦУМа.

Для автомобилистов вдоль тротуаров организована платная парковка (380 руб/час), а также станция для зарядки электромобилей (на Петровке).

Такси в столице вызвать несложно — к вашим услугам десятки компаний. Наиболее известные из них Яндекс. Такси, Maxim, Uber, Gett, Везет, Ситимобил.

Петровский пассаж в Москве: видео

ПЕТРОВСКИЙ ПАССАЖ

Петровский пассаж, в момент своего открытия, носил название Фирсановский, так как принадлежал Вере Ивановне Фирсановой, был построен по ее инициативе и на ее средства.

В.И. Фирсанова была единственной дочерью известного московского предпринимателя – купца Ивана Григорьевича Фирсанова и стала достойной и успешной продолжательницей его дела.

Вере Ивановне достались в наследство от отца: лесоторговля, Сандуновские бани, усадьба Середниково, 23 дома с земельными участками в Москве, в том числе и землевладение в квартале между Петровкой и Неглинной, где и был впоследствии построен пассаж.

В.И.Фирсанова, как и ее отец, следовала лучшим купеческим традициям и вкладывала деньги не только в дело, но также была крупным благотворителем и меценатом. Она достроила в Москве, начатый еще ее отцом, 4-х этажный дом для вдов и сирот, а также постоянно выделяла средства на строительство церквей, школ и больниц.

Свою наследную усадьбу Середниково, представляющую собой великолепный архитектурно-парковый комплекс в стиле русского классицизма, В.И.Фирсанова сделала центром культурной жизни. В Середниково выступали и бывали самые известные артисты, композиторы, художники, такие как Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Валентин Серов.

Землевладение между Петровкой и Неглинной Иван Григорьевич Фирсанов приобрел у художника А.Ф. Эйхендвальда в 1872 году. В собственность И.Г.Фирсанова перешло множество построек, находящихся на данном земельном участке, основными из которых были – каменный двухэтажный доходный дом с мезонином по улице Петровка и каменный трехэтажный доходный дом по улице Неглинной. Оба здания были выполнены в классическом стиле.

Само землевладение находилось в престижном районе, который продолжал свое активное формирование с начала 1820-х годов XIX века до конца столетия. После 1822 года участки по обеим сторонам Неглинной улицы продавались только привилегированным владельцам, которым предоставлялась длительная рассрочка, но при условии, что приобретенная земля будет застроена каменными домами не ниже 13 аршин высотой.

Таким образом, на улицах Петровка и Неглинная была сформирована застройка из 2-х и 3-х этажных домов, большинство из которых использовались как доходные. Помещения в них сдавались под магазины, трактиры, мастерские, фотоателье.

Вера Ивановна Фирсанова была очень удачливым предпринимателем. Все направления, в которых она работала, приносили ей большой доход. Но ей всегда хотелось создать нечто лучшее, особенное, опережающее время, в котором она жила.

Одним из таких передовых проектов, который Вера Ивановна осуществила вместе со своим мужем Алексеем Николаевичем Ганецким, стала перестройка Сандуновских бань. Открытие их, после реконструкции, состоялось в 1896 году.

Сандуновские бани и в своем первоначальном виде были одними из лучших в Москве, но изменения, произведенные в них Фирсановой, превзошли все ожидания как постоянных, так и новых посетителей.

Пышные эклектичные интерьеры, лучшие отделочные природные материалы, обилие элементов ручной работы поражали воображение, а передовые инженерные системы водоснабжения и собственная электростанция обеспечивали высочайший уровень сервиса. Банный комплекс также включал гостиницу и ресторан.

Проект оказался очень удачным, от посетителей не было отбоя. В Сандуновских банях побывали практически все известные люди того времени, среди которых были и именитые писатели, в последствии упоминавшие Сандуны в своих произведениях.

Возможно, этот столь удачный опыт и вдохновил Веру Ивановну на строительство пассажа между Петровкой и Неглинной.

На самом деле в данном районе Москвы уже существовало несколько пассажей, одним из которых являлась знаменитая «Галерея Голицына», построенная еще в 1839 году.

Читайте также:
Отдых и погода в Испании в ноябре: температура воды, фото туристов и отзывы

Но В.И.Фирсанова хотела не просто хороший магазин, а лучший – не имеющий аналогов в России. Разработку проекта она поручила архитектору Сергею Михайловичу Калугину. К работе также были привлечены архитектор Борис Викторович Фрейденберг и талантливый инженер Владимир Григорьевич Шухов. Выбор архитекторов Калугина и Фрейденберга был не случаен, так как они уже являлись авторами проекта реконструкции Сандуновских бань.

Для реализации проекта постройки торгового дома-пассажа требовались большие средства – полтора миллиона рублей. Эти средства В.И.Фирсанова получила от продажи двух крупных землевладений в Москве и вложила деньги в строительство, которое длилось с 1903-1906 годы.

Открытие пассажа состоялось 7 февраля (по старому стилю) 1906 года. Известность Фирсановой была столь велика, а репутация столь безупречна, что об открытии пассажа было размещено очень краткое и лаконичное рекламное объявление: «Открытие Пассажа последует 7 февраля с.г., о чем и доводит до сведения господ покупателей».

Несмотря на скромное объявление, весть об открытии нового необычного магазина быстро облетела Москву и вызвала огромный ажиотаж. Посмотреть новую торговую площадку пришло огромное количество людей и, в итоге, никто из них не был разочарован.

Пассаж собрал более 50-ти торговых павильонов, в каждом из которых разместились самые известные на тот момент российские и зарубежные торговые марки. Многие из арендаторов – купцов были поставщиками Императорского двора.

Здесь можно было купить сладости от Абрикосова, лучшие ткани от Маркушевича и Григорьева, белье и галстуки от Луи Крейцера, корсеты и зонты от Матильды Бариш. Через год после открытия в пассаже появился французский магазин «Гомонъ», предлагающий кино- и фототовары.

По ассортименту товаров, удобствам для обслуживания покупателей и красоте отделки этому магазину не было равных, что и сделало услуги многих других торговых точек совершенно ненужными.

В Фирсановский пассаж ходили не только за покупками. Здесь также назначали деловые и дружеские встречи, а многие посещали это место, чтобы просто полюбоваться красотой постройки.

АРХИТЕКТУРА ПЕТРОВСКОГО ПАССАЖА

Трехэтажное здание, окрашенное в мягкий бежевый цвет, было выполнено в стиле модерн, и поражало своим масштабом и оформлением. Пассаж тянулся от Петровки до Неглинной и имел два фасада, формирующих красные линии этих улиц.

Два арочных сквозных прохода располагались в ризалитах увенчанных аттиками. Сами арки представляли собой стилизованные крестовые своды со штукатурными тягами и декоративной лепниной. Со стороны Петровки арки были украшены головами льва, а со стороны Неглинной фигурами львов со щитами. Окна здания были различных размеров и форм, часть из них имела необычную расстекловку.

Здание как внутри, так и снаружи изобиловало разнообразными архитектурными элементами: каннелированными колоннами и пилястрами с ионическими, тосканскими и коринфскими капителями, скульптурами, маскаронами и лепным декором с изображениями различных растений, а также греческого орнамента – меандра. В оформлении здания, подчеркивая его направленность, присутствовали множественные изображения кадуцея (жезла) бога Меркурия – покровителя торговли.

В оформлении были и свойственные модерну витражи, а также великолепные произведения художественного чугунного литья – разнообразные фонари, ограждения парапетов и лестниц.

Внутренние помещения поражали простором за счет того, что торговые залы не были изолированы друг от друга, а представляли собой единое пространство. Посетители ходили по ним как по улице. Возможно, поэтому даже фонари здесь напоминали по своей форме уличные.

Воздуха и света добавляли уникальные перекрытия инженера В.Г.Шухова, представляющие собой полуцилиндрические металлические фермы с остеклением.

Подвал, где располагались складские, хозяйственные и служебные помещения был выстроен по всей площади пассажа. В 1910 году на части этих площадей были открыты ресторан и кофейня «Бристоль».

Электроснабжение здания осуществлялось от электростанции Сандуновских бань, и в темное время Петровский пассаж всегда сиял огнями.

В целом, архитектура здания, уровень его инженерной оснащенности, а также предоставляемые в нем товары и услуги были уникальны для своего времени.

После Великой Октябрьской революции, в 1918 году пассаж Фирсановой был национализирован, торговые точки убраны и на их месте разместились – промышленная выставка ВСНХ, кинотеатр и швейная фабрика, снабжавшая Красную Армию бельем. Тогда же новая власть сменила и название магазина, пассаж стал называться Петровским, по названию одной из улиц, на которых он расположен.

В 1921 году, со стороны улицы Петровка, в стену здания была вмонтирована фигура барельеф «Рабочий» (автор – скульптор М.Манизер). Это произведение монументального искусства сохранилось по сегодняшний день. Интересно, что будучи вмонтированным в здание, барельеф все же является самостоятельным объектом культурного наследия.

В сложные времена НЭПа (с 1921 года до конца 1920-х), молодой советской республике требовались деньги, и властью было принято решение о размещении в Петровском пассаже аукционной площадки. Выбор основывался на красоте и презентабельности здания, где можно было достойно выставлять на продажу различные ценности, в том числе и принадлежавшие царской семье.

Торговля частично вернулась в пассаж в 1928 году. Под нее отдали первый этаж. На второй линии расположился трест «Дирижабльстрой». Этот научно-исследовательский центр занимался производством дирижаблей, испытывал их, а затем строил и продавал проверенные образцы. Отношение к этим дирижаблям имел и знаменитый итальянский инженер-конструктор Умберто Нобиле, работавший в СССР по контракту с 1931 по 1936 годы. Также в здании размещались клубы различных организаций, в частности клуб Госбанка и клуб Милиции.

В годы Великой Отечественной войны третий этаж Петровского пассажа был превращен в огромную коммуналку, так как туда поселили москвичей, которые потеряли жилье после бомбежек.

Только в начале 1960-х годов в Петровский пассаж вернулась торговля, так как именно в это время он стал филиалом ЦУМа. По причине того, что для работы ЦУМа постоянно требовались квалифицированные кадры, в Петровском пассаже было решено также разместить торговое училище, обеспечивающее подготовку необходимых специалистов.

Читайте также:
Церковь Фрауэнкирхе в Дрездене – возрождённая из руин

Масштабная реконструкция пассажа была проведена в 1988-1990 годы, после чего зданию был возвращен его исторический облик и при этом были созданы все условия, для того, чтобы торговое обслуживание в Петровском пассаже могло осуществляться по самым высоким мировым стандартам.

СУДЬБА В.И. ФИРСАНОВОЙ

После революции Вера Ивановна Фирсанова стала «лишенкой». Ее выселили из собственного дома на 1-й Мещанской улице и переселили в комнатку в коммунальной квартире в доме на Арбате, некогда полностью ей принадлежавшем.

В категорию «лишенцев» советская власть переводила практически всех неугодных людей исходя, прежде всего, из их социального происхождения. При этом граждане – «лишенцы», по новой Конституции, становились полностью бесправными. Они не могли оформить паспорт, участвовать в выборах, получать жилье и помощь в виде продовольствия, а также свободно перемещаться. В целом это означало лишения права на жизнь.

В такую невыносимую ситуацию попала и прожила в ней практически 10 лет бывшая хозяйка пассажа – Вера Ивановна Фирсанова. И в это сложное время ее выручила некогда масштабная меценатская деятельность, которая сдружила ее с Федором Шаляпиным.

Великий певец сначала помог Вере Ивановне устроиться гримершей в один из театров Москвы, а за то время что она работала, собрал средства и документы для ее выезда в Европу. В 1928 году Вера Ивановна выехала в Париж, но прожила она там совсем недолго, в 1934 году В.И. Фирсановой не стало.

Другие статьи

РЕМОНТ ЧАСТИ ПОМЕЩЕНИЙ в СТРОЕНИИ 1 Работы по сохранению объекта культурного наследия. Выполнение проекта приспособлени

Выявленный объект культурного наследия «Жилой дом, начала XIX века» г. Москва, ул. Таганская, д.7 Выполненные работы Ре

Проведение работ по комплексному благоустройству территории парка «Заречная». Московская область, городской округ Ба

Московская область, городской округ Балашиха, ул. Парковая, владение 4 Выполненные работы: Установка двух павильонов

Музей Маяковского

Государственный музей В. В. Маяковского

Музей Маяковского находится на Лубянском проезде в Москве. Он посвящен жизни и творчеству одной из наиболее выдающихся фигур русского литературно-художественного авангарда – Владимиру Маяковскому. Основанная в далеком 1938 году мемориально-литературная экспозиция сегодня входит в список самых неординарных культурных мест столицы, главным образом благодаря своим футуристичным интерьерам и нестандартному подходу к размещению выставочного материала.

С 2013 года основное здание музея Маяковского закрыто в связи с плановыми ремонтными работами, но предположительно в 2018 г. дом поэта вновь откроет свои двери москвичам и гостям города.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Музей Маяковского

История музея Маяковского

История музея Маяковского началась с банальной жалобы, которую бывшая «муза авангарда», а по совместительству и владелица авторских прав на издание произведений классика, Лилия Брик, отправила самому И. Сталину. Текст письма недвусмысленно намекал на то, что советское правительство слишком быстро забыло заслуги «певца революции», в то время как было бы неплохо собрать в одном месте все материалы, касающиеся его творчества, в качестве культурного наследия для потомков. Безусловно, пеклась гражданка Брик больше о собственном благополучии, чем о подрастающем поколении, поскольку к 1935 году популярность Маяковского пошла на спад, в связи с чем доход от издания его сочинений снизился. Однако жалоба возымела свое действие, и в 1937 г. Моссовет постановил создать музей-библиотеку в Гендриковском переулке – в квартире, в которой поэт прожил вместе с четой Бриков вплоть до 1930 года.

Чтобы идеализировать облик советского авангардиста, взаимоотношения любовного треугольника Маяковский – Лиля – Осип Брик решили не афишировать. В итоге музей Маяковского превратился в классическую библиотечную выставку: скучноватую, зато приличную и не имеющую ничего общего с романтическими пристрастиями классика.

В 1967 году учреждение переехало на новую «квартиру», в бывший доходный дом И. Стахеева в районе Лубянского проезда. Когда-то в этом здании Маяковский имел отдельную комнатку, где впоследствии и застрелился. Попутно с «местом жительства» музей сменил и профиль, превратившись в литературно-мемориальный объект. В 1987 г. внутреннее убранство учреждения подверглось полной реконструкции, превратившей его в тот уникальный комплекс инсталляций, который встречал посетителей дома на Лубянском проезде вплоть до 2013 года.

Интересный факт: во время Великой Отечественной войны музей Маяковского, в отличие от большинства других культурных учреждений столицы, работал в обычном режиме, ежедневно принимая посетителей.

Внутреннее оформление

Интерьер одной из самых оригинальных культурных площадок Москвы оформлен в виде «падающей» винтовой конструкции, оборудованной лестницей и занимающей 5 этажей дома на Лубянском проезде. Вершиной этой единой инсталляции является та самая «комнатенка-лодочка», которая когда-то была закреплена за поэтом, и в которой он закончил свои земные искания. По сути – это единственное историческое место во всем здании, сохранившее дух эпохи и некоторые следы присутствия своего известного хозяина.

Все остальные помещения музея Маяковского – сплошная ода советскому конструктивизму. Экспонаты и декоративные модули словно парят в воздухе, хаотично нависая над посетителями или замирая в свободном вертикальном падении. На территории музея практически не действуют законы симметрии и упорядоченности: здесь буйствует эффектный хаос из авангардистских композиций, плакатной живописи, литературных цитат и фотодокументов. Туристам, поверхностно знакомым с жизнью и творчеством поэта, лучше заказать полноценную экскурсию в компании гида, который растолкует назначение той или иной инсталляции, что позволит по-настоящему проникнуться атмосферой и понять, какие именно идеи стремились донести до зрителя создатели экспозиции. Кстати, фотосъемка в помещении не запрещена, но чтобы получить нормальные снимки, придется прихватить с собой вспышку: в большинстве залов освещение приглушенное.

Фонды

Основная доля демонстрируемых сегодня экспонатов была передана в музейную коллекцию родственниками поэта, в частности, его сестрами, а также единственной дочерью главного авангардиста союза – Патрисией Томпсон. Помимо традиционных рукописей, фотографий из личного архива и агитплакатов, сделавших из Маяковского первого советского рекламщика, в музее можно отыскать и кое-что из его личных вещей. Например, купленные во время поездки в Париж ботинки J.M. WESTON, которые классик очень берег, или стеклянный стакан, всегда сопровождавший поэта в поездках, так как «певец революции» очень боялся умереть от заражения крови, как его отец. Сохранился в музейных запасниках и лоскуток эпатажной желтой блузы в полоску, ставшей своего рода униформой раннего Маяковского.

Читайте также:
Визовый центр Польши в Хабаровске - официальный сайт, адрес, схема проезда, время работы, документы

Литературный фонд музея Маяковского насчитывает более 25 000 единиц хранения, среди которых прижизненные издания произведений поэта, а также воспоминания о нем современников.

Музей Маяковского сегодня

В 2013 году основную экспозицию на Лубянском проезде демонтировали, а здание закрыли на ремонт. При этом сам музей Маяковского продолжает работать, используя для размещения своих коллекций сторонние площадки, а также выезжая в регионы.

Кроме того, на Красной Пресне в квартире, принадлежавшей семье Маяковских, была открыта выставка «Дочка» в память об американской наследнице поэта – Патрисии Томпсон. В основу экспозиции положен фамильный архив миссис Томпсон, завещанный ей музею. Сама выставка состоит из двух частей. Первая из них рассказывает историю знакомства авангардиста с матерью Патрисии – Элли Джонс (Еленой Зиберт), а вторая часть демонстрирует историю семейства Зибертов. Посетить квартиру на Красной Пресне можно со вторника по субботу с 12:00 до 20:00 (в четверг с 13:00 до 21:00). Вход платный: стоимость взрослого билета с уже включенным экскурсионным обслуживанием – 300 руб., детского – 150 руб.

Как добраться

Добраться до основного здания музея Маяковского можно на метро – станция «Лубянка». Точный адрес объекта: г. Москва, Лубянский проезд 3/6, стр. 4.

Чтобы попасть на выставку «Дочка», придется доехать на метро до станции «Улица 1905 года», после чего отыскать на Красной Пресне дом под номером 36, где в 24-й квартире и расположилась вышеуказанная экспозиция.

«Улицы – наши кисти, площади – наши палитры»: Москва Владимира Маяковского

Государственный музей В. В. Маяковского

Музей является правопреемником Библиотеки-музея В. В. Маяковского, открытой на основании приказа Наркомпроса РСФСР от 23 декабря 1937 г. и находившейся в переулке Маяковского (бывший Гендриков пер.), дом 15/13. В 1967 году на основании приказа Министерства культуры СССР от 10 ноября Библиотека-музей В. В. Маяковского была переименована в Государственный музей В. В. Маяковского и переведена в здание в проезде Серова, дом 3/6, строение 4 (ныне Лубянский проезд), в котором в 1919–1930 гг. находился рабочий кабинет поэта.

В 1987–1989 годах музей пережил большую перестройку и полное обновление экспозиции, в 2013 году основное здание закрылось на капитальный ремонт. В 2022 году для посетителей открылась «Квартира на Большой Пресне» (ул. Красная Пресня, д. 36, корп. 1, кв. 24). В настоящее время там представлен культурно-образовательный проект «Дочка».

В основном фонде музея хранится 50 149 экспонатов. Всего музейное хранение включает в себя пять основных фондов: мемориальный, рукописно-документальный, фотонегативный, редкой книги и предметов изобразительного искусства.

В мемориальном фонде хранятся мемориальные вещи, предметы быта, мебель, а также семейные реликвии рода Маяковских. Фонд предметов изобразительного искусства дает представление о развитии искусства в 1910–1920-е годы, от футуризма до конструктивизма. Широко представлены лубки, плакаты, афиши, реклама, созданные В. В. Маяковским и его современниками. Музейное собрание включает работы Д. Д. Бурлюка, Н. С. Гончаровой, Е. Г. Гуро, А. А. Дейнеки, Н. Ф. Денисовского, Г. Г. Клуциса, Кукрыниксов, М. Ф. Ларионова, Л. М. Лисицкого, К. С. Малевича, В. В. Маяковского, П. В. Митурича, А. М. Родченко, О. В. Розановой, С. Я. Сенькина, В. М. Ходасевич и др.

В фотонегативном фонде собраны оригинальные фотографии и негативы с изображением поэта, членов его семьи, а также фотографии поэтов и писателей 1910–1920-х гг. В фонде хранятся уникальные фотоработы таких мастеров, как А. М. Родченко, А. А. Темерин, А. П. Штеренберг, Б. В. Игнатович, С. Тулес, Л. Мохой-Надь и др. В коллекции фонда редкой книги хранятся прижизненные издания произведений В. В. Маяковского, уникальные собрания поэзии, включающее литографированные издания футуристов, поэтические сборники и альманахи 1910–1930-х гг., журналы «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», книги с автографами поэта его друзьям и родным, а также с автографами современников В. В. Маяковского.

Значительную часть музейной коллекции составляют материалы личных коллекций современников В. В. Маяковского, видных представителей русского авангарда: С. П. Боброва, Д. Д. Бурлюка, В. В. Каменского, А. Е. Кручёных, Л. В. Маяковской, В. Э. Мейерхольда, П. В. Незнамова, В. В. Хлебникова, И. Г. Терентьева, В. Ф. Шехтель и др.

Экспозиция уникального музея

На сегодняшний день экспозиция музея Владимира Маяковского включает в себя около 50 тыс. экспонатов, представленных личными вещами поэта, его записными книжками и письмами, которые он писал друзьям и близким людям, прижизненные издания его произведений, книгами о его творчестве. Особая ценность – фонд семьи Маяковских – документы, рукописи родителей и сестер выдающегося поэта.

Однако в музее нельзя увидеть привычных стеклянных витрин, за которыми хранятся бесценные рукописи или раритетные вещи, нет залов, которые бы плавно перетекали один в другой. Музей Маяковского в Москве – это воплощение его жизненного лабиринта, причудливый памятник футуризму и авангарду.

Именно по этому лабиринту предлагает прокатиться лодочка – первая комната музея. Это некое преддверие, настраивающее посетителей на встречу с неординарным поэтом, все в своей жизни делавшим на пределе: любить, ненавидеть, страдать и сострадать, критиковать, отстаивать свои взгляды.

Вторая комната экспозиции – «Рождение», в которой под потолком висит перевернутый кувшин. Это воплощение идеи рождения поэта, появившегося на свет в Грузии, где, согласно традиции, при рождении ребенка в землю закапывается кувшин с вином на его будущую свадьбу.

Посетителей музей Маяковского потрясает своей самобытностью, оригинальностью, неоднозначностью. В нем нарушены привычные геометрические соотношения. Предметы, не раз становившиеся частью стихотворений поэта – штыки, стулья, бюст вождя пролетариата Владимира Ленина, подвешены на веревках и плавают в пространстве, проводя аллюзии и стихам-лесенкам.

Читайте также:
Путешествие в Киото

Центральное место в музее отведено лестнице. В какой бы части экспозиции ни находился посетитель, он всегда оказывается на одной из ступеней, которые все вместе образуют веер.

Вместе с гостями музея, двигающимися по сложному лабиринту жизни Маяковского, двигаются и окружающие вещи – все крутится, колышется, ни секунды не находясь в статическом состоянии. На фоне всего этого необычайно аскетичной кажется 20-ти метровая комната поэта, своим минимализмом воплощающая его идею о борьбе с вещизмом. Главной целью создателей экспозиции в отношении этой комнаты было воссоздать атмосферу, в которой поэту пришла в голову мысль покончить с собой, передать ощущение безысходности, отсутствия чувств и желаний.

Музей Маяковского в Москве – место встреч поклонников творчества поэта. По четвергам здесь проходят литературные вечера с участием поэтов, писателей, артистов, художников. Звучат бардовские песни, необычное исполнение стихотворений поэта. Для школьников проводятся программы, посвященные детским стихотворениям Владимира Владимировича.

В музее имеется и кинозал, где показываются фильмы с Владимиром Маяковским, редкие кадры кинохроники с его участием.

Маршрут по следам глашатая революции: места Маяковского в Санкт-Петербурге

Владимир Маяковский провёл большую часть жизни в Москве, но Петербург был для поэта особенным городом. Именно здесь он впервые выступил перед публикой и встретил роковую любовь – Лилю Брик.

19 июля исполнится 127 лет со дня рождения Маяковского. В честь этой даты мы прогулялись по знаменательным местам поэта в Петербурге.

Гостиница «Пале-Рояль»

Где, как не здесь, в самой богемной гостинице города, мог остановиться молодой и амбициозный поэт? Владимир жил красиво, но бедствовал. Вот что он писал матери:

«Мой адрес: СПб, Пушкинская ул., гостиница «Пале-Рояль», № 126. Деньги перешлите мне сюда, а то я к первому весь выйду и сяду на мель…».

Адрес: Пушкинская, 20

Арт—кафе «Бродячая собака»

В подвале «Бродячая собака» Маяковский 17 ноября 1912 года впервые прочитал на публике свои стихи. Вот что писала об этом событии пресса:

«После г. Бурлюка выступил другой московский поэт — г. Маяковский, прочитавший несколько своих стихотворений, в которых слушатели сразу почувствовали настоящее большое поэтическое дарование. Стихи г. Маяковского были встречены рукоплесканиями».

Из журнала «Обозрение театров».

Адрес: Итальянская, 4

Троицкий театр

Выступление Маяковского на сцене этого театра подарило ему славу скандального поэта. Маяковский перед сотнями петербуржцев обругал титанов — Байрона, Пушкина и Достоевского — и призвал «сбросить их с парохода современности». Разозлённые интеллигенты стащили со сцены московского грубияна. Однако, поэт выполнил свою цель — запомнился публике.

Адрес: Рубинштейна, 18

Дом Бриков

Летом 1915 года поэт пришёл сюда в гости к Лиле Брик и ее мужу Осипу. Эта встреча предрешила всю его жизнь. Вскоре Маяковский перебрался к чете Бриков, они жили втроём в мучительном любовном треугольнике.

Адрес: Жуковского, 7

Дом Маяковского

С 1915 года на протяжении трёх лет Маяковский жил в этом доме на Надеждинской улице, которая позже была переименована в его честь. Поэт снимал просторную комнату на пятом этаже. Здесь он написал поэмы «Флейта-позвоночник», «Человек» и «Война и мир». В этой же квартире он впервые попытался застрелиться.

Адрес: Маяковского, 52

Дом печати

В марте 1930 года Владимир Маяковский привёз сюда выставку, посвященную 20-летию своего творчества. Тогда поэт в последний раз выступил в Петербурге: через месяц после этого его не стало.

Адрес: Набережная реки Фонтанки, 7

Фото: yandex.ru, majakovsky.ru, tourister.ru
Комментировать

Музей С.М. Кирова

Музей С.М. Кирова (филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга) появился в Ленинграде в 1938 году. Сначала он находился в особняке, ранее принадлежавшем Матильде Кшесинской. В 1955 году музей переехал в другое помещение — в квартиру С.М. Кирова. В экспозиции переданы интерьеры, в которых жил Киров. Здесь же воссоздана обстановка его рабочего кабинета, находившегося в Смольном дворце.

Время работы: 11:00-18:00. Выходные дни — среда Адрес: г. Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, д. 26/28 (станции метро «Петроградская» и «Горьковская») Тел.: +7, 346-02-17 Сайт: www.kirovmuseum.ru

Мемориальный музей В.И. Ленина в Смольном

Государственный музей «Смольный» (Мемориальный музей Владимира Ильича Ленина в Смольном) — рассказывает о революционных событиях 1917-1918 годов. В это время в здании Смольного института благородных девиц находился штаб вооруженного восстания, а позже — резиденция первого Советского правительства. Здесь есть комната, в которой жили Ленин и Крупская с осени 1917 года по весну 1918, а также рабочий кабинет Ленина. Другая часть экспозиции посвящена самому зданию, построенному в 1806-1808 годах Джакомо Кваренги. Посещение музея только для групп.

Время работы: 10:00-18:00, пятница до 17:00; выходной — воскресенье Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Пролетарской Диктатуры, д. 3 (станции метро «Чернышевская» и «Площадь Восстания») Тел.: +7, 276-13-21 Сайт: www.facebook.com/Smolnymuseum

Музей-квартира А.И.Куинджи

Музей-квартира А.И.Куинджи (филиал научно-исследовательского музея Академии художеств) посвящен знаменитому художнику, руководителю пейзажной мастерской Академии художеств. Здесь можно увидеть личные вещи мастера, его картины, а также работы художников, его окружавших.

Время работы: среда, пятница, суббота 12:00 до 17:00 (касса до 16:00). В праздничные дни расписание может меняться, поэтому перед визитом лучше уточнить время работы по телефону Адрес: г. Санкт-Петербург, Биржевой переулок, дом 1/10, квартира 11 (станция метро «Василеостровская») Тел.: +7 Сайт: www.nimrah.ru/muskuin

Станция метро «Маяковская»


Фото: mos.ru

Станция «Маяковская» Замоскворецкой линии открылась 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Первоначальный проект, подготовленный архитектором Самуилом Кравецем еще в первой половине 1930-х годов, из-за сложных геологических условий пришлось существенно изменить. Над финальным проектом работал Алексей Душкин. В итоге «Маяковская» стала первой в мире станцией глубокого заложения, зал которой опирается на стальные колонны. Она сразу же привлекла внимание общественности: в 1939 году проект получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Архитектура станции очень узнаваема: изящные арки и овальные ниши, в которых размещены лампы и мозаичные панно по эскизам художника Александра Дейнеки. Все эти элементы создают ощущение основательности и одновременно легкости, тем самым перекликаясь с поэзией Маяковского – такой же мощной и в то же время воздушной. На станции установлен бюст поэта, созданный скульптором Александром Кибальниковым, автором памятника на Триумфальной площади.

Читайте также:
Как найти работу в Коста-Рике

Мемориальный музей А.С. Попова

Мемориальный музей А.С. Попова — изобретателя радио открыт в доме, в котором Попов провел детство. Экспозиция разделена на две части: лабораторию и квартиру. В лаборатории можно увидеть приборы, сделанные Поповым, самый известный из которых — конечно же, радиоприемник. В квартире воссоздана обстановка того времени, в том числе — кабинет ученого. В экспозиции множество подлинных предметов, окружавших Попова.

Время работы: 11:00-16:00. Выходные дни — суббота и воскресенье. Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 5, в СПбГЭТУ, корп. 3, 2-ой этаж (станция метро «Петроградская») Тел.: +7

Государственный музей Маяковского закроют через два дня

Краткая история создания музея В. Маяковского

Музей открылся в столице в 1974 году и расположился в московской квартире поэта, в которой он прожил 11 лет вплоть до своего самоубийства 14 апреля 1930 года.
В начале 90-х прошлого столетия музей подвергся кардинальной реконструкции – было принято решение сломать существующие шаблоны и создать экспозицию, которая бы наиболее полно воплощала собой дух поэта, любившего ломать каноны, рушить клише.

Фасад музея выполнен в постмодернистском стиле. На входе посетителей встречает огромная буква «Я», олицетворяющая самого поэта и тождественная названию его первого поэтического сборника.

История

Музей в Гендриковом переулке

23 декабря 1937 года был подписан приказ Наркомпроса об организации Государственной библиотеки-музея В. В. Маяковского. Она была открыта в 1938 году в бывшей квартире Лили Брик, Осипа Брика и Владимира Маяковского в Гендриковом переулке. Главным результатом деятельности музея этого периода стала подготовка Н. В. Реформатской, В. А. Арутчевой, Ф. Н. Пицкель, В. Ф. Земсковым, Е. А. Диренштейном, Р. В. Дугановым, В. В. Радзишевским, Л. Огинской ряда монументальных изданий (13-томного собрания сочинений Маяковского, тома «Литературного наследства» и др.)[2].

Маяковед Зиновий Паперный так писал о музее этого периода:

Здесь жили Маяковский и Брики с 1926 по 1930 год. В ту пору у каждого была своя личная, интимная жизнь, и, когда молва возмущённо твердила о «любви трёх», никто из них друг с другом не был связан любовными узами. Но духовное и душевное единство не распадалось.

В квартире каждый занимал отдельную комнату, и была ещё общая комната. Здесь кипела их «триединая» жизнь, принимали гостей, собирались участники журнала «ЛЕФ» (Левый фронт искусств), писатели, художники, артисты.

Однако восстанавливать квартиру в её доподлинном виде в 1937 году не стали. Только два года назад прозвучали слова Сталина о «лучшем, талантливейшем поэте нашей советской эпохи». Стало быть, в открываемом Доме-Музее всё должно было выглядеть «в лучшем виде» — сверхторжественно и благопристойно. Комнаты Лили и Осипа Максимовича были закрыты. Если «лучший, талантливейший» — тут уже не до Бриков. Началось их отделение от поэта — отселение, и не только в жилищном смысле. Дом-Музей воссоздавался как заведомо полумемориальный. Строго редактировалась сама жизнь поэта. Он посмертно получал разрешения — что можно, а чего нельзя[3].

Во время Великой Отечественной войны Музей Маяковского был единственным музеем в Москве, ни на один день не прекращавшим своей работы. Шестнадцать работавших в то время в музее сотрудников принимали посетителей, вели лекционно-выставочную работу и чинили и стирали верхнее обмундирование для истребительного батальона. Все они были награждены медалью «За оборону Москвы»[4].

В конце 1960-х годов, в преддверии переезда музея в Лубянский проезд, за пост директора музея развернулась борьба между так называемыми «еврейской» и «русской» партиями. Номинальным лидером «еврейской» партии был маяковед Василий Катанян, в то время муж Лили Брик, которая и была фактическим лидером. Лидером «русской» партии был считавший себя маяковедом помощник и родственник Михаила Суслова Владимир Воронцов, за десять лет до этого возглавивший разгром 65-го тома «Литературного наследства» «Новое о Маяковском» и все эти годы выдавливавший Лилю Брик из биографии Маяковского. Главный редактор журнала «Молодая гвардия» Анатолий Никонов, заместитель главного редактора журнала «Огонёк» Иван Стаднюк и писатель Иван Шевцов предложили Воронцову на должность директора музея партийного и литературного функционера Геннадия Гусева[5].

Спустя тридцать лет Гусев так вспоминал об этом:

Он меня поймал дома по телефону и долго уговаривал, чтобы я дал своё согласие занять этот пост: «Мне ваши друзья говорили о вас. Вы сделаете высокую карьеру. Вам всё зачтётся. Но нам на год — на два, пока вы подготовите себе замену, надо закрыть этот участок»[5].

Весной 1968 года Воронцов вместе с Александром Колосковым опубликовал в «Огоньке» статью «Любовь поэта»[6], в которой, манипулируя фактическими данными, противопоставил Лиле Брик Татьяну Яковлеву. В вышедшем затем в приложении к «Огоньку» собрании сочинений Маяковского Воронцов убрал все посвящения поэта Лиле Брик. После этого возмущённый Константин Симонов стал добиваться приёма у Леонида Брежнева, и Суслов был вынужден отправить Воронцова в отставку[5].

Музей в Лубянском проезде

Современное название музей получил в 1967 году, когда профиль музея был изменён на литературно-мемориальный, а сам музей с 1968 года переводился в Лубянский проезд, в бывший доходный дом конца XIX — начала XX века, принадлежавший золотопромышленнику И. Стахееву. В этом доме у Маяковского c 1919 года, одновременно с общей с Бриками квартирой в Гендриковом переулке, была комната («комнатёнка-лодочка»), в которой он впоследствии застрелился[2].

Перевод музея из Гендрикова переулка в Лубянский проезд был инициирован сестрой Маяковского Людмилой Маяковской, воспользовавшейся ослаблением в это время Лили Брик (Луи Арагон, муж её сестры Эльзы Триоле, десятилетиями поддерживавший политику СССР, в это время осудил в «Юманите» вторжение СССР в Чехословакию). Людмила Маяковская так аргументировала необходимость закрытия музея в Гендриковом переулке в письме Леониду Брежневу[7]:

Здесь будет паломничество для охотников до пикантных деталей обывателя. Волна обывательщины захлестнёт мутной волной неопытные группы молодёжи, создаст возможность для «леваков» и космополитов организовывать здесь книжные и другие выставки, выступления, доклады, юбилеи и т. п. Кручёных, Кирсановых, Бурлюков, Катанянов, Бриков, Паперных и пр., а может быть ещё хуже — разных Синявских, Кузнецовых, духовных власовцев, Дубчеков, словом, предателей отечественного и зарубежного происхождения[7].

Основными формами деятельности музея в этот период стали выставочная работа и проведение массовых мероприятий[2].

Читайте также:
Можно ли взять самокат в самолет: правила провоза средства передвижения

В 1971 году в музее была открыта экспозиция «Маяковский — поэт Октября и социалистического строительства»[2].

Активное участие в жизни музея принимали советские литераторы: Николай Асеев, Борис Пастернак, Семён Кирсанов, Александр Межиров, Михаил Дудин, Давид Самойлов, Сергей Наровчатов, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Ираклий Абашидзе, Расул Гамзатов, Имант Зиедонис, Иван Драч, Наум Коржавин, Андрей Дементьев, Юнна Мориц и многие другие. В литературных вечерах также принимали участие иностранные литераторы: Жоржи Амаду, Альфредо Варела, Мария Майерова, Катарина Сусанна Причард, Диего Ривера, Поль Элюар, Жорж Садуль, Луи Арагон, Эльза Триоле, Назым Хикмет, Д. Смит, Го Можо[2].

В 1984—1986 годах в музее был проведён ряд экспериментальных выставок[2], которые, по позднейшему признанию директора музея Светланы Стрижнёвой, привели к пониманию необходимости перемен в экспозиции:

…Мы уже начали свои первые выставки, когда нам казалось, что в рамках достаточно академичной экспозиции надо попробовать говорить языком того времени. И эти выставки убедили нас в том, что этот язык очень понятен и нужен современникам, и даёт немножко другое представление о Маяковском, не совсем то, к которому на протяжении многих десятилетий привыкли наши современники[8].

В 1987 году в музее началась реконструкция, которая, не затронув «комнатёнку-лодочку», привела к полной перемене всей экспозиции.

Реконструкция 1987—1989 годов

Своё отношение к экспозиции литературного музея Светлана Стрижнёва, директор и главный инициатор реконструкции Музея Маяковского, выразила следующим образом:

…Экспозиция — это не место, где человек должен сидеть и изучать; для этого есть библиотеки, архивы. Экспозиция — это то место, где должны бушевать эмоции, где человек должен быть захвачен временем, человеком, его судьбой, его трагедией или его триумфом, это неважно. Важно, чтобы возникла какая-то внутренняя эмоциональная потребность обратиться к его книгам, потому что нельзя прочитать тысячу рукописей, сотни документов, которые можно положить в экспозиции. И потом, для того, чтобы прийти к какому-то выводу, необходимо очень сосредоточенное и серьёзное изучение этих документов, а не просто просмотр в витрине[8].

Новую концепцию музея разрабатывали сотрудники экспозиционного отдела музея под руководством Тараса Полякова[9]. Поляков, отказавшись от традиционных для советских музеев монтажных листов, стал писать для экспозиции Музея Маяковского сценарий[8].

Андрей Боков на своём официальном сайте приводит, помимо своего имени, имена ещё двух архитекторов — авторов реконструкции: Евгения Будина и Бориса Чернова[10].

В 2003 году Ревзин назвал эту реконструкцию «блестящей деконструкцией»[11]. В 2010 году Ревзин пришёл к выводу, что появиться этот гениальный музей («в Москве есть хорошие музеи, а есть один гениальный») мог только в период перестройки:

Это было 25 лет назад, и насчёт идей все понятно. Но какой невероятный драйв! Какая сила эмоции, какая уверенная свобода языка! Можно представить себе, чтобы кто-нибудь себе поставил сегодня такую задачу — структурировать физическое пространство поэзией? Создать архитектуру как стихи? Мы с тех пор сделали десятки музеев, один другого гаже, мы в массовом порядке наряжаем восковые персоны в театральные костюмы, обклеиваем их ксероксами с исторических документов и называем это музеями. А всего-то 25 лет назад мы могли делать вот так. И, глядя на всё это, ты вдруг понимаешь, что произошло с того времени. Нет, это не апофеоз советской цивилизации, не авангард, не Сталин, не Хрущев — это только что было, люди все живы. Но это высказывание стадиально иной цивилизации. Она всё ещё полагала себя центром мира, она всё ещё считала, что вопрос о самоубийстве Владимира Владимировича — это какой-то главный вопрос человечества, и на него надо отвечать нам и сейчас[1].

Вход из внутреннего двора ночью
Неутешительным был приговор Ревзина создателям «гениального» музея:

Андрей Боков, придумавший это вывернутое наизнанку, летящее пространство, с тех пор стал президентом Союза архитекторов РФ, близким сподвижником Владимира Ресина, виднейшей фигурой московского стройкомплекса. Он построил десятки зданий. Но он никогда больше не поднимался до такой пространственной изощрённости, он просто больше не ставил себе (или ему не ставили) художественных задач такого уровня. Евгений Амаспюр остался недооценённым театральным художником, Тарас Поляков остался доцентом на кафедре музеологии в РГГУ. Господи, это всё равно как если бы Родченко стал бюрократом, Лисицкий ушёл оформлять ёлки, а Экстер превратилась бы в старую преподавательницу крашения ситцев в Текстильном институте. Товарищ Сталин удушил русский авангард — так чтобы душить, надо знать кого. У нас было искусство невероятной силы, и его никто не душил. Оно как-то рассосалось, и мы этого не заметили[1].

Демонтаж экспозиции музея

При начале реконструкции в 2013 году экспозиция музея была практически полностью разобрана и упакована профессиональными реставраторами[источник?

]. Все детали экспозиции хранятся в соответствии с музейными требованиями до момента их восстановления на исторических местах.[
источник?
]

Современный этап ремонта музея

В июле 2014 года приказом[источник?

] руководителя Департамента культуры новым директором музея В. В. Маяковского в Москве был назначен Алексей Викторович Лобов. Прежний директор — Надежда Морозова — была уволена на основании статьи 278 Трудового кодекса РФ (увольнение по решению работодателя). В данное время главное здание музея закрыто на реконструкцию, для контроля за работами была создана рабочая группа, в состав которой вошли авторы экспозиции музея[
источник?
]. Планируется, что в 2022 году музей в Лубянском проезде вновь откроет свои двери для посетителей[
источник?
].

Читайте также:
Можно ли взять самокат в самолет: правила провоза средства передвижения

До открытия музея в главном здании работа не прекращается: музей работает на партнерских площадках, проводит выставки в регионах, пешеходные экскурсии, лекции и различные мероприятия[источник?

]. В настоящее время ведётся подготовка к открытию выставки «Дочка», посвященной дочери В. В. Маяковского, Патрисии Томпсон в мемориальной квартире по адресу: ул. Красная Пресня, д. 36, стр. 1.[
источник?
]

Экспозиция уникального музея

На сегодняшний день экспозиция музея Владимира Маяковского включает в себя около 50 тыс. экспонатов, представленных личными вещами поэта, его записными книжками и письмами, которые он писал друзьям и близким людям, прижизненные издания его произведений, книгами о его творчестве. Особая ценность – фонд семьи Маяковских – документы, рукописи родителей и сестер выдающегося поэта.

Однако в музее нельзя увидеть привычных стеклянных витрин, за которыми хранятся бесценные рукописи или раритетные вещи, нет залов, которые бы плавно перетекали один в другой. Музей Маяковского в Москве – это воплощение его жизненного лабиринта, причудливый памятник футуризму и авангарду.

Именно по этому лабиринту предлагает прокатиться лодочка – первая комната музея. Это некое преддверие, настраивающее посетителей на встречу с неординарным поэтом, все в своей жизни делавшим на пределе: любить, ненавидеть, страдать и сострадать, критиковать, отстаивать свои взгляды.

Вторая комната экспозиции – «Рождение», в которой под потолком висит перевернутый кувшин. Это воплощение идеи рождения поэта, появившегося на свет в Грузии, где, согласно традиции, при рождении ребенка в землю закапывается кувшин с вином на его будущую свадьбу.

Посетителей музей Маяковского потрясает своей самобытностью, оригинальностью, неоднозначностью. В нем нарушены привычные геометрические соотношения. Предметы, не раз становившиеся частью стихотворений поэта – штыки, стулья, бюст вождя пролетариата Владимира Ленина, подвешены на веревках и плавают в пространстве, проводя аллюзии и стихам-лесенкам.

Центральное место в музее отведено лестнице. В какой бы части экспозиции ни находился посетитель, он всегда оказывается на одной из ступеней, которые все вместе образуют веер.

Вместе с гостями музея, двигающимися по сложному лабиринту жизни Маяковского, двигаются и окружающие вещи – все крутится, колышется, ни секунды не находясь в статическом состоянии. На фоне всего этого необычайно аскетичной кажется 20-ти метровая комната поэта, своим минимализмом воплощающая его идею о борьбе с вещизмом. Главной целью создателей экспозиции в отношении этой комнаты было воссоздать атмосферу, в которой поэту пришла в голову мысль покончить с собой, передать ощущение безысходности, отсутствия чувств и желаний.

Музей Маяковского в Москве – место встреч поклонников творчества поэта. По четвергам здесь проходят литературные вечера с участием поэтов, писателей, артистов, художников. Звучат бардовские песни, необычное исполнение стихотворений поэта. Для школьников проводятся программы, посвященные детским стихотворениям Владимира Владимировича.

В музее имеется и кинозал, где показываются фильмы с Владимиром Маяковским, редкие кадры кинохроники с его участием.

Литература

  • Воронцов В., Колосков А.
    Любовь поэта // Огонёк. — 1968. — № 16.
  • Макаров В.
    Музей В. Маяковского открыт // Огонёк. — 1974. — Вып. 7, № 2432. — С. 26.
  • Поляков Т. П.
    Двадцать лет работы и шесть уроков музея Маяковского // Музей. — 2009. — Вып. 12. — С. 16—21.
  • Стрижнёва С. Е., Поляков Т. П., Аксёнкин А. П.
    Путеводитель по Государственному музею В. В. Маяковского. Маяковский был и остается…. — Москва: Радис РРЛ, 2007. — 64 с.
  • Стрижнёва С. Е.
    Маяковского В. В. музей. Российская музейная энциклопедия. — Москва: Прогресс, РИПОЛ классик, 2005. — С. 350.
  • Шилов Л. А.
    Голоса, зазвучавшие вновь: Записки звукоархивиста-шестидесятника. — Булат. — Москва, 2004. — 368 с. — ISBN 5-93347-142-9.

Экскурс в детские годы

Владимир Владимирович родился девятнадцатого июля тысяча восемьсот девяносто третьего года. И в этом музее находится даже импровизированный интерьер дома семьи Маяковских. Стол, стулья по количеству членов семейства. Все эти предметы имеют какое-то отношение к поэту. Даже камни были специально привезены из Багдади. Это то самое село, где появился на свет будущий гений.

Есть фотографии семьи, где все в сборе, послужные списки отца Владимира, который занимал высокую должность и был дворянином. Изображения матери Маяковского в строгом черном платье. Но на самом деле эта женщина была очень доброй и ласковой. У поэта было очень счастливое и безоблачное детство. Мама всегда окружала его заботой, прощала ему многие шалости.

Владимир Владимирович постоянно придумывал разнообразные игры. Одной из них была забава, во время которой он прятался в огромный глиняный кувшин, величиной с человеческий рост, и читал оттуда стихи. Делал он это потому, что оттуда голос звучал звонче и взрослее, а рядом ставил свою сестру Ольгу, которую и заставлял все это слушать. Именно такой сосуд из глины и находится в одной из композиций музея.

Еще один экспонат, наполненный метафорическим смыслом

Дом-музей Маяковского до сих пор хранит воспоминания о тех временах, когда к Владимиру Владимировичу приходили друзья, девушки, коллеги и, проходя через подъездную дверь, поднимались по лестнице на четвертый этаж, в квартиру номер двенадцать.

И именно эти ступеньки можно с уверенностью назвать одним из важнейших экспонатов метафорического музея. Символом бессмертия поэта, его дорогой в вечность. Рядом с лестницей находится пространство, заполненное необычными конструкциями, воссоздающими модель времени и мира Владимира Владимировича. Они задумывались как жизненный лабиринт, сердцем которого является мемориальная комната поэта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: