Фотографии Староновой синагоги

Староновая синагога в Праге – ключевое здание европейского еврейства

Путешествуем сами! traveltu.ru

Здравствуйте, друзья. Староновая синагога в Праге считается старейшей достопримечательностью пражского гетто и старейшей синагогой Европы. Конечно, мы не могли обойти это строение стороной.

Административный округ Прага 1. Исторический район Йозефов . Сам район невелик и окружен другим более крупным районом Старе Место .

История Староновой синагоги (Staronová synagoga) началась давным-давно. Тогда на правом берегу Влтавы находилось гетто, состоящее из 30 домов и молельного дома. Последний не мог вместить всех желающих, поэтому и было решено построить новую каменную синагогу.

Священное место

Долго шли споры о месте для нового здания, пока на холме случайно не были найдены несколько камней, напоминающих фундамент.

Согласно преданию, это могли быть камни разрушенного Иерусалимского храма. Так место для здания стало очевидным.

Что касается названия, здесь есть две легенды. Согласно одной, «Староновая» — это перевод словосочетания «Альт нои», что дословно означает старо-новая. Такое имя она получила, когда на территории города стали строится новые синагоги.

По другой версии, «Аль най» — это условия постройки здания, согласно которым найденные на холме камни должны были быть обязательно возвращены в Иерусалим.

Внутри здания

Войти внутрь молельного дома можно через дверь южного притвора, над которой красуется звезда Давида.

Мужчины здесь обязательно должны надеть ермолку.

Прямо напротив входа находится дверь, ведущая в главный неф. Над дверью находится тимпан – треугольное украшение, декорированное изображением лозы винограда.

Всех входящих и выходящих из здания встречает одна фраза – цитата из одного из стихов книги Экклезиаста.

Под цитатой расположены синагогальные часы, которые показывают время трех молитв.

Пространство здания образуют два нефа: северный и южный. Свод его опирается на два огромных восьмигранных столба, которые, по легенде, напоминают столбы Иерусалимского храма.

Согласно традиции, места для мужчин и женщин здесь располагаются отдельно. Женщины сидят во внешней комнате с небольшими окнами.

Кстати, когда-то внутри здания было довольно мрачно. Не сильно улучшили ситуацию и две розетки на витражной стене. Сейчас же оно освещено бронзовыми люстрами XVII — XVIII веков.

Одним из главных элементов декора интерьера молельного дома служит растительный орнамент, созданный мастерами разных школ и времен.

А еще здесь вы увидите флаг, который был подарен пражским евреям Фердинандом II, как знак благодарности за помощь в разгроме шведов.

Мистическое создание

По легенде, здесь, на чердаке синагоги раввин Иуда бен Безалелем или раввин Лёв создал Голема, глиняного великана, призванного охранять еврейский народ.

Считается, что тело великана покоится там же. Есть и легенда, подтверждающая это: вроде бы как нацистский солдат попытался подняться на чердак, но был там убит Големом. После этого чердак закрыли, лестницу к нему убрали. Местные гиды утверждают, что это только легенда. Но кто знает?

В XVIII веке чердак посетил Эзехиель Ландау, тогда главный раввин в Праге. Прежде чем подняться в таинственную комнату он много молился и прошел специальный обряд очищения. Там он пробыл всего несколько минут. Вернувшись и дрожа от страха, он запретил когда-либо и кому-либо подниматься туда вновь.

Читайте также:
Карта Национального парка Пху Крадынг, где находится Национальный парк Пху Крадынг на карте мира

Часы работы

  • Летом с 9 утра до 6 вечера
  • Зимой с 9 утра до 5 вечера
  • Пятница: закрывается за час до исхода субботы
  • По субботам и в еврейские праздники синагога закрыта

Сколько стоит

  • Вход внутрь синагоги стоит 200 крон
  • Льготный билет 140 крон
  • Детям до 6 лет вход свободный

Как добраться

  • На метро
    До станции Staroměstská.
  • На трамвае
    №№17, 53 до остановки Právnická fakulta.

Неподалеку от нее находится Еврейская ратуша, мимо которой вы точно не пройдете. Скорее всего, сразу вам в глаза бросятся часы на ее фасаде, идущие в обратном направлении.

Староновая синагога на карте

Желаем вам массу открытий в путешествиях. Подписывайтесь на наш блог! До скорого.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Вам также может быть интересно

Комментарии (0)

Получать на почту уведомления о новых комментариях в этой теме

Оставить свой комментарий Отменить ответ

Copyright © 2012-2022 Все секреты бюджетных путешествий от Галины Субботиной и Аллы Сутягиной

Все права защищены, копирование материалов, без указания открытой индексируемой ссылки на блог запрещено!

Внутреннее убранство Староновой синагоги

Староновая синагога — старейшая действующая синагога Европы, расположенная в Праге, в квартале под названием Йозефов. Первоначальное название здания было «Новая» или «Большая синагога». Позже, когда в XVI веке начали строиться новые синагоги, её стали называть — «Старо-новая синагога».

Внутреннее убранство Староновой синагоги

Староновая синагога — старейшая действующая синагога Европы, расположенная в Праге, в квартале под названием Йозефов. Первоначальное название здания было «Новая» или «Большая синагога». Позже, когда в XVI веке начали строиться новые синагоги, её стали называть — «Старо-новая синагога».

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Материалы по теме

Прага. Клаусова синагога

Михаил Френкель

Клаусова синагога находится рядом со Старым еврейским кладбищем и является важной частью еврейского квартала, к которому относятся несколько исторических зданий Еврейского музея в Праге.

Прага. Памятник Мааралю

Михаил Френкель

Раби Йеуда-Лива бар Бецалель (Маараль из Праги; ок. 5272—5369 /1512—1609/ гг.) — выдающийся законоучитель, мыслитель и кабалист ; духовный лидер еврейских общин Польши и Богемии. Происходил из рода царя Давида .

Прага. Миква, 16 век

Михаил Френкель

Историческая миква в подвале объектов около Пинкасовой синагоги была обнаружена во время археологических исследований в 1968 году. Судя по сохранившейся кладке и найденной керамики, она построена, вероятно, в начале 16 века и является одним из старейших подтверждений еврейского поселения на этом месте.

Сукка у Высокой синагоги в Праге

Михаил Френкель

Суккот отмечается евреями по всему миру

Синагога

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Какая существует иерархия в синагоге?

Рав Берл Набутовский

Расскажите мне о структуре синагоги

Габай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Кицур Шульхан Арух 13. Законы святости синагоги и Бейт-Мидраша

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Читайте также:
23 лучшие экскурсии в Тбилиси на русском языке недорого с гидом - цены 2022, отзывы

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Дербент. Старое еврейское кладбище

Михаил Френкель

На еврейском кладбище Дербента свыше 20 000 захоронений.

Московская еврейская школа «Месивта»

Михаил Френкель

Месивта — общеобразовательная еврейская школа для мальчиков, сочетающая традиционное еврейское образование и воспитание с общеобразовательным процессом.

Зажигание ханукальных свечей у памятника Карлу Марксу

Михаил Френкель

Зажигание ханукальных свечей у памятника Карлу Марксу на вокзале Краснодара.

Москва. Медицинский центр Рамбам. Сукка

Михаил Френкель

Российско-Израильский Медицинский Центр «РАМБАМ» — это лечебно-диагностическое многопрофильное учреждение.иЦентр располагается в новом, просторном здании в пределах Москвы.

Популярное фото автора
Москва. Община Огалей Яаков

28 февраля 2019 года

Ашкеназская синагога в Стамбуле

12 марта 2019 года

Прага. Клаусова синагога

6 марта 2019 года

  • Толдот.Ру — всё про иудаизм и евреев
  • Еврейская женщина — Толдот

Иудаизм и евреи

Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала

Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен

Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники

Еврейский город в Старой Праге

Я недавно узнала, что в последнее время пражские гиды стали исключать Йозефов из своих обзорных экскурсий. И мне захотелось написать несколько слов о Еврейском городе, чтобы туристы, приехавшие в Прагу, имели возможность самостоятельно познакомиться с его достопримечательностями.

Йозефов — один из самых таинственных районов Праги, овеянный множеством легенд, преданий и мифов. История Йозефова неразрывно связана с такими легендарными личностями как раввин Лев (Иегуда бен Бецалел) и староста еврейской общины Мордехай Майзел.

Для начала, я расскажу, о том, как попасть в Еврейский город.

Проще всего попасть в Йозефов со Староместской площади. Еврейский город находится справа от улицы Парижской (Pařížská). Для того чтобы оказаться в сердце Еврейского города надо свернуть с улицы Парижской (Pařížská) на улицу Широкая (Široká).

В рамках небольшого рассказа сложно уделить достойное внимание всем достопримечательностям квартала Йозефа. Поэтому я остановлюсь только на тех, которые расположены на маленьком пяточке — на пересечение улиц У старого кладбища (U starého hřbitova), Майзелова (Maiselova) и Червена (Červena).

Несколько слов об истории квартала…

На территории нынешнего Йозефова квартала иудеи поселись в 1-ой половины XII века. В средине XIII века была построена стена, отделившая Еврейский город, от остальной — христианской Праги. В те времена евреи были лишены права свободного расселения и участия в политической жизни государства. Так продолжалось до тех пор, пока в 1781 году австрийский император Иосиф II (Йозеф II) не издал указ об уравнивании евреев в правах с христианским населением. По указу Иосифа была снесена стена, отделявшая еврейское поселение от остальной Праги. Но прошло еще 70 лет, прежде чем указ императора окончательно вступил в силу и Еврейский город стал административной единицей Праги названной в честь императора — кварталом Йозефа. На рубеже XIX и XX веков квартал подвергся серьезным изменениям. В этот период были снесены многие жилые и общественные здания и на их месте появились новые строения, соответствующие архитектуре близлежащих пражских улиц.

Читайте также:
Фото Дублинского замка (96 фото)

Однако при перестройке квартала некоторые исторические объекты были сохранены и дожили до наших дней. В их числе находятся и те объекты, о которых будет мой рассказ. Это четыре синагоги, ратуша и старое еврейское кладбище.

Самой древней и самой главной из сохранившихся синагог является Староновая синагога. Основана она была около 1270 года. На сегодня это старейшая действующая синагога на территории Европы.

Расположена Староновая синагога на углу улиц Майзелова (Maiselova) и Червена (Červena).

Необычное название синагоги связно с тем, что когда ее строили, в Еврейском городе уже была синагога, поэтому вновь построенную стали именовать «новой». Со временем старую синагогу разрушили, а сохранившуюся новую стали называть «Староновой».

С этой синагогой связана одна из самых интересных легенд Йозефова — легенда о Големе и мудром раввине Леве …

По преданию на рубеже XVI — XVII веков в Еврейском городе жил мудрый раввин Лев, который при помощи каббалы создал из куска глины существо, обладающее огромной физической силой. Лев назвал свое творение Големом (слугой). Глиняный человек не подчинялся никому кроме своего создателя. По приказу своего господина Голем служил еврейской общине, выполняя грязную работу и защищая еврейский квартал от погромов. Но раввин Лев старел и понимал, что как только он умрет глиняный человек выйдет из-под контроля и уничтожит все живое вокруг. Поэтому Лев принял решение превратить Голема обратно в кусок глины. Ритуал был совершен на чердаке Староновой синагоги. Ком глины, некогда бывший Големом, прикрыли старыми книгами и одеждой и оставили на чердаке. На следующий день раввин объявил общине о строгом запрете подниматься на чердак синагоги. Говорят, Голем и по сей день находится на чердаке Староновой синагоги.

После смерти рабби Лев был похоронен не далеко от Староновой синагоги на старом еврейском кладбище.

Старое еврейское кладбище возникло в XV веке. Территория кладбища очень мала, однако на ней насчитывается около ста тысяч захоронений. Такое огромное количество могил на одном маленьком участке связано с тем, что в Еврейском городе было только одно кладбище, а уничтожение старых могил было запрещено. Вот и вынуждены были жители Еврейского города хоронить своих умерших «слоями». К настоящему времени на старом кладбище насчитывается от восьми до двенадцати «слоев» захоронений.

Кладбище обнесено мощной каменной стеной, т. к. расположенные на нем захоронения доходят на уровне 2-го этажа стоящей рядом Клаусовой синагоги. Когда смотришь на лес из надгробных плит и памятников, то в памяти всплывают образы из готических романов.

Упомянутая выше Клаусова синагога тоже является достопримечательностью еврейского квартала. Она является второй по значению после Староновой. Клаусова синагога была построена в 1694 году. Одна из многочисленных легенд, связанных с этой синагогой, гласит, что камни для строительства здания сюда принесли ангелы, которые покровительствовали ему на протяжении веков и помогли выстоять в двух пожарах.

Читайте также:
Карта Великобритании на русском языке. Подробная карта с городами и регионами страны

Рядом с Клаусовой синагогой находится еще одно интересное здание. Это Церемониальный зал похоронного братства, построенный в 1906 году в стиле романского замка. Сейчас на его территории располагается музей.

Старое еврейское кладбище, Клаусова синагога и Церемониальный зал находятся по адресу: ул. У старого кладбища (U starého hřbitova), 1

Совсем недалеко от Клаусовой синагоги и старого еврейского кладбища, рядом со Староновой синагогой находятся еще три достопримечательности Еврейского города, которые связаны с легендарным еврейским старостой Мордехаем Майзелом ставшим финансовым советником императора Рудольфа II. Этот человек очень многое сделал для своего народа. На его средства в Еврейском городе были построены многие общественные здания, в том числе две синагоги и еврейская ратуша, о которых я хочу сказать несколько слов.

Еврейская ратуша была построена в конце XVI века. Это единственная еврейская ратуша за пределами Израиля.

К большому сожалению, здание XVI века до наших дней не дожило. Существующее здание было построено в XVIII веке в стиле рококо. Особый интерес представляют установленные на ратуше часы с двумя циферблатами — обычным и еврейским.

Стрелки на еврейских часах, согласно традиции, движутся в обратную сторону. Когда смотришь на эти часы, возникает чувство, что они обладают способностью отправлять людей в прошлое.

Также с именем Мордехая Майзела связана примыкающая к ратуше синагога. Эта синагога называется Высокой. Узнать ее можно по трем большим оконным проемам. Высокая синагога была построена одновременно с еврейской ратушей. В какой-то момент оба здания были объединены, благодаря общему входу на первом этаже, но в конце XIX века общий вход был замурован.

Название синагоги никак не связано с высотой здания, а связано оно с тем фактом, что молитвенный зал синагоги расположен на первом этаже, что необычно для традиции, существовавшей в XVI веке.

Высокая синагога, когда-то была местом встреч представителей еврейской общины. В наши дни она используется как выставочный зал Еврейского музея.

Ратушу и Высокую синагогу можно увидеть по адресу ул. Майзелова (Maiselova) 18

На средства Мордехая майзела в Еврейском городе выстроена еще одна синагога.

Мордехай Майзел на склоне своих дней приобрел земельный участок и решил построить на нем самую большую синагогу. Строительство было начато в 1590 году и завершено в 1592 году. По свидетельству летописцев получилось необычайно большое и красивое здание. Эта синагога носит имя Мордехая Майзела.

К сожалению, в наши дни мы не увидим Майзелову синагогу во всей ее красоте и величии т. к. ее сильно повредил пожар 1689 года, а последующая реконструкция 1891 года сильно изменила ее первоначальный облик. Тем не менее, эта достопримечательность заслуживает внимания.

Расположена Майзелова синагога по адресу ул. Майзелова (Maiselova), 10.

Прах Мордехая Майзела также как и прах раввина Лева покоится на старом еврейском кладбище.

Читайте также:
Где находится Музей янтаря. Местоположение Музея янтаря на карте Калининграда и описание

В этом рассказе я коснулась только части достопримечательностей Йозофова квартала. Путешествуя по Еврейскому городу, стоит посмотреть на такие интересные объекты как:

Пражский Голем: Тайна Староновой синагоги

Старая Прага, мистическая и таинственная, породила множество преданий. Герой одного из них, возникшего в еврейском квартале, со временем стал неофициальным символом всего города. История голема — созданного из глины безмолвного слуги, его жизни, бунта и гибели — будоражит умы по сей день. Чешский исследователь Иван Мацкерле решил выяснить, что кроется за легендой.

Чудотворец из гетто

Во времена правления Рудольфа II среди пражских евреев жил человек по имени Йехуда Лев бен Бецалель, известный из-за высокого роста и великой учёности как «высокий раввин Лев». Он превзошёл все искусства и науки, особенно каббалу. С её помощью он мог оживлять фигуры, слепленные из глины или вырезанные из дерева, и они, как живые люди, выполняли порученную работу. Такие самодельные слуги не ели, не пили, не требовали жалования и работали без устали, кроме того, их можно было бранить, не опасаясь бунта. Раввин сделал слугу из глины, вложил шем (свиток с заклинанием) ему в рот и тем самым оживил.

Рукотворный слуга целую неделю выполнял чёрную работу по дому: рубил дрова, таскал воду, подметал улицу. Но по субботам он должен был отдыхать. Хозяин вынимал шем изо рта, и голем становился мёртвым.

Однажды Лев забыл сделать это, и случилось несчастье. Слуга взбесился, стал бросать камни, вырывать деревья, круша все, носиться по улицам. Горожане бросились к раввину, но тут возникла трудность: наступила суббота, а в этот день евреям запрещена любая работа, будь то созидание или уничтожение. К счастью, в Староновой синагоге ещё не успели провозгласить наступление субботы. Поскольку это старейшая синагога в Праге, все остальные равнялись на неё. Время, чтобы исправить ошибку, ещё было. Раввин прибежал и выхватил магическую формулу из уст голема. Глиняная фигура упала, разбившись на куски. Ужаснувшись тому, что случилось, раввин больше не хотел давать жизнь столь опасным слугам. По сей день куски голема можно увидеть на чердаке Староновой синагоги.

Первая запись легенды о големе была опубликована Леопольдом Вейзелем в 1847 году. Раввин Лев бен Бецалель (1512-1609 годы), знаменитый математик, астроном и каббалист, был известен далеко за пределами Праги. Рудольф II (1552-1612 годы), король Богемии, сам увлекался оккультизмом и алхимией, поэтому учёный был желанным гостем в его дворце.

Запретный чердак

После того как усилиями Вейзеля легенда стала достоянием всей Праги, любители острых ощущений устремились в Староновую синагогу. Оказалось, что входить на чердак, где покоятся останки голема, было категорически запрещено со времён бен Бецалеля. Чтобы ни у кого не возникало соблазна, ведущая наверх лестница была разобрана. Евреи верили, что карой за нарушение запрета станет немедленная смерть.
Единственным человеком, не испугавшимся проклятия, был главный раввин Праги Эзехиель Ландау (1713-1793 годы). Он прошёл строгий обряд очищения, постился и молился, прежде чем рискнул проникнуть в тайник. К стене приставили временную лестницу из брёвен и досок. Дверь на чердак успела заржаветь, но все же поддалась.

Читайте также:
Александерплац в Берлине – главная площадь страны

Раввин провёл наверху всего несколько минут. Когда он показался в проёме двери, его била дрожь, лицо побледнело от страха. Оказавшись внизу, Ландау приказал сломать лестницу и больше не пытаться лезть наверх. Что он увидел, так и осталось тайной.

Ещё один след, который оставила история голлема, — необычный порядок службы в Староновой синагоге перед наступлением субботы. По сей день в ней читают 92-й псалом дважды, а не один раз, как во всех остальных храмах. Это новшество было введено в знак памяти о бен Бецалеле. Когда голем взбесился, раввин в спешке выбежал, прервав службу и не дочитав псалом до конца. Устранив опасность, Лев вернулся и прочёл псалом ещё раз с самого начала.

Искусственная жизнь

Алхимики пробовали создать жизнь, подражая природе. Они пытались вырастить в колбе гомункула — искусственного человека, соединяя различные жизнетворные элементы вроде мочи, спермы или крови. Каббалисты замахнулись на большее, подражая Богу. Они верили, что при помощи Шем ха-Мефораш («ясно истолкованное имя», то есть истинное и полное имя Божие) можно вдохнуть жизнь в глиняную фигуру, как Бог вдохнул жизнь в Адама.

В трактате Сангедрин, входящем в Талмуд, приводятся истории про преуспевших в создании искусственной жизни раввинов. Равва, живший в IV веке, «создал человека» и отправил к своему другу Зеире. Тот заговорил с посланцем, но не получил ответа. Догадавшись, что перед ним «создание мудрецов», раввин превратил его в прах. Второй рассказ повествует о живших примерно тогда же Ханине и Ошайе. Мудрецы создавали по пятницам телёнка «размером в треть взрослого быка» и съедали за субботней трапезой.

Впоследствии создавать жизнь разрешили только с одной целью: проверить себя и посмотреть, насколько каббалист усвоил тайну применения Шем ха-Мефораша. Созданное существо надо было немедленно развоплотить, прочитав заклинания наоборот. Еврейские мудрецы пришли к выводу, что подражать Богу опасно и бессмысленно. Лев бен Бецалель не мог об этом не знать.

Кроме того, искусственный человек считался наделённым лишь низшей душой, или нефеш. Именно поэтому он не разговаривал. Еврейские заповеди его не касались, он мог работать и по субботам. Видимо, голем всё же не был глиной, оживлённой заклинаниями.

Робот или психопат?

— Я сразу же отвёрг все теории о механической фигуре, — рассказывал чешский исследователь Иван Мацкерле.

Человекообразный автомат не смог бы сделать никаких действий, кроме тех, на которые его запрограммировали. Слово «голем» стало ключом к разгадке. Оно имеет несколько значений. Помимо известного нам «искусственный человек, сотворённый при помощи каббалы», оно значит «бесформенная материя» и… «дурак», «тупица»! Внезапно меня осенило: в основе легенды могла лежать история психически больного. Некоторые больные страдают от приступов безумия, развивая в это время невероятную силу.

Читайте также:
Цены на авиабилеты Москва-Калининград, где купить дешево?

Возможно, раввин пожалел немого, наняв его личным слугой. Будучи всесторонне образованным, Бецалель попытался избавить беднягу от приступов. Люди видели, как он кладёт в его рот лекарство. Отсюда и пошли слухи, что это шем, который вкладывают в уста. В гетто произошёл переполох, когда Бецалель забыл дать ему лекарство и слуга во время припадка бросился на улицу. Испуганные люди прибежали за хозяином в синагогу, прервав службу. Невзирая на помощь раввина, слуга умер. Он мог задохнуться, ранить себя, или ему дали слишком много лекарства. Чтобы избежать неприятностей, про его смерть никому не сообщили и спрятали тело.

У версии Ивана есть только один недостаток. Труп на чердаке осквернил бы синагогу, делая её непригодной для молитв. Раввин вряд ли мог так поступить, тем более, что рядом Еврейское кладбище. Слуга соблюдал субботу, а значит, его могли официально похоронить как еврея без всяких проблем.

Исчезнувшая тайна

Иван Мацкерле и несколько его друзей решили проникнуть на чердак Староновой синагоги. Вот как он рассказал об этой «экспедиции».

— Металлическая дверь с припаянной звездой Давида открылась с трудом. Одной рукой я держался за металлическую скобу, вбитую в стену, повиснув в 10 метрах над шумной столичной улицей. Один шаг — и я оказался в тёмном помещении, где застыло время. Старые балки выступали из темноты, напоминая ребра мифического животного. Я балансировал на длинном бревне, ведущем внутрь.

Иван Мацкерле был разочарован — никаких следов голлема он не увидел.

— Чердак Староновой синагоги довольно мал, его легко осмотреть. Там нет ниш или потайных помещений. Хотя мы и не ожидали увидеть в каждом углу груды подсвечников, старые сундуки и тонны молитвенников, пустота поразила нас. Везде лишь толстые балки, пыль и голубиный помёт. Мы установили и включили принесённый с собой радар. Медленно, с лёгким гудением поползла бумажная полоска. Машина показала, что толщина пола меньше 40 сантиметров. Это исключает возможность спрятать что-то под ним. Но тут наше внимание привлекли пустоты над колоннами, забитые грязью и битым кирпичом.

Только над второй колонной радар показал, что там что-то есть. Мы схватились за лопаты и стали копать, пробиваясь через слои птичьего помёта, битой черепицы и гнилой древесины, перемешанной с останками голубей. На глубине 50 сантиметров мы, наконец, наткнулись на что-то твёрдое. Но это не была часть скелета или механической куклы. Там лежал кусок металлической кровли…

На балке над дверью кто-то вырезал дату: 1883. Иван принялся искать в архивах и выяснил, что в том году чердак отремонтировали. Именно тогда в старинную кладку стен вбили скобы, позволившие Ивану и его друзьям подняться наверх. Ремонт сделали люди с чешскими фамилиями (один из них упал с крыши и разбился насмерть, ещё раз подкрепив веру в проклятие). То, что испугало раввина Эзехиеля, явно убрали до того, как позволили христианам приступить к работе. Или оно исчезло само.

Читайте также:
Фотографии башни Белен

Тайна проклятого чердака осталась нераскрытой. Прихожане Староновой синагоги считают, что так и надо: некоторые секреты лучше не знать…

Романовский музей в Костроме

Романовский музей — одна из жемчужин Костромы, здесь разместилась большая коллекция старинных экспонатов. Музей посвящен деятельности царской династии Романовых, исторической родиной которой является Кострома, где в XVII веке в Ипатьевском монастыре жил будущий царь Михаил Романов.

Кроме истории дома Романовых музей повествует о Смутном времени, роде Годуновых, жизни костромских бояр, быте и традициях дворянского сообщества.

История и экспонаты

Первоначально экспозиция располагалась в стенах дома костромского дворянского собрания. Идея создать специальный музей появилась у горожан еще в конце XIX века, позже проект здания был согласован с самим императором Николаем II, и в 1909 году началось строительство.

19 мая 1913 года состоялось торжественное открытие музея в присутствии представителей семьи Романовых и, в частности, Николая II. Именно 1913 год был выбран неслучайно, тогда по всей России гремело празднование 300-летнего юбилея правления Романовых, строились новые здания, закладывались скверы, проводились мероприятия.

Первым посетителем Романовского музея стал император Николай II.

Древняя коллекция была размещена в нескольких отделах: археологическом, этнографическом, нумизматическом, архиве, библиотеке и картинной галерее. Фонды Романовского музея в начале XX века пополнили предметы из Эрмитажа и Академии художеств.

Уникальный внешний вид здания удалось сохранить. Оно на первый взгляд напоминает древнерусский терем с белокаменной резьбой, но в его декоре и конструкции встречаются сложные элементы XVIII века и более поздних времен. Такое масштабное строительство было бы невозможным без вложения казенных средств и пожертвований богатых граждан Костромы.

По сей день посетителей радует внутреннее убранство, украшавшее музей еще столетие назад: просторные залы, широкая лестница с коваными ограждениями, мощные резные и металлические двери.

В советский период музей оставался на своем месте, также в этом здании работали ученые, занимавшиеся изучением края. Сегодня коллекция картин, оружия, мебели, документов и предметов декоративно-прикладного искусства располагается в нескольких залах на двух этажах. Многие экспонаты подлинны и представляют исследовательский интерес.

В галерее Романовского музея есть живописные полотна знаменитого русского художника Б. М. Кустодиева и единственное в стране собрание работ народного мастера Е. В. Честнякова, старые иконы и произведения графики. Постоянно проходят выставки художественных работ современников. Подробнее об актуальных событиях и мероприятиях можно узнать на официальном сайте Романовского музея.

Цены в Романовском музее в 2022 году

Романовский музей является частью Костромского музея-заповедника, состоящего из пяти разных музеев. Вход в каждый музей оплачивается отдельно.

Билет в Романовский музей приобретается на определенную выставку: постоянную или временную. Если вы хотите посетить все выставки, которые проходят в данный момент, то придется покупать несколько билетов.

Стоимость билетов на постоянную выставку «Костромское боярство: кадры для трона»:

  • Полный билет 80 руб.;
  • Льготный билет 40 руб.

Стоимость билетов на постоянную выставку художественных произведений «Три века искусства»:

  • Полный билет 120 руб.;
  • Льготный билет 70 руб.

Временные выставки обычно стоят дороже.

Читайте также:
Форма ПД-4: бланк квитанции для оплаты госпошлины в 2022 году

Услуги экскурсовода заказываются заранее по телефону и оплачиваются по прайсу. Можно заказать костюмированную или театрализованную экскурсию не только по Костромскому музею-заповеднику, но и по всему городу. Экскурсионный отдел находится в здании каланчи XIX века.

Как добраться до Романовского музея

Романовский музей находится в Костроме по адресу проспект Мира, 5. Он расположен в историческом центре города и окружен достопримечательностями: множеством памятников и музеев, пожарной каланчой, гауптвахтой. Рядом находится одна из красивейших старых площадей России — площадь Сусанина.

На общественном транспорте

Добраться до Романовского музея можно на маршрутке, автобусе или троллейбусе, ближайшая остановка «Сусанинская площадь». Это конечная остановка для общественного транспорта в Костроме, отсюда вы уедете практически в любой район города. Путь от площади Сусанина до музея займет не больше 3–5 минут пешком.

На автомобиле

Если вы путешествуете по Золотому кольцу России на собственном автомобиле, вам пригодится карта, на которой видно, как добраться до Романовского музея. От Ярославля по трассе Р-600 нужно двигаться на северо-восток и пересечь реку Волга, так вы попадете в Кострому и сможете посетить самые лучшие достопримечательности города.

На такси

Для передвижения по Костроме удобно пользоваться услугами такси. С мобильного устройства можно вызвать машину через приложение, например, Везет, Максим, Тройка.

Романовский музей на панораме города:

Романовский музей и его экспозиция на видео.

Романовский музей

Романовский музей в Костроме

Романовский музей — старинный костромской музей, открытый в 1913 году к 300-летию правления царской династии Романовых. Двухэтажное здание музея построено в псевдорусском стиле и похоже на старинный терем. Здесь хранятся экспонаты, рассказывающие об истории рода Романовых и костромского боярства, а также богатая художественная коллекция.

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

Живописное здание Романовского музея украшено «бриллиантовым» рустом и резным фризом, а широкие оконные проемы обрамлены затейливыми каменными наличниками. Основная экспозиция посвящена Смутному времени, восшествию на престол первого царя из династии Романовых – Михаила Романова и истории двух знатных боярских родов – Годуновых и Романовых. Кроме того, в музее можно увидеть картины, написанных художниками Ефимом Васильевичем Чесняковым и Борисом Михайловичем Кустодиевым. Здесь также регулярно проводятся выставки работ современных художников.

Старинный Романовский музей – один из пяти музеев, входящих в Костромской музей-заповедник. В соседнем доме, который раньше принадлежал Дворянскому собранию, размещаются выставки, рассказывающие об истории города и жизни костромских дворян.

Для посетителей двери Романовского музея открыты ежедневно с 11.00 до 19.00. Касса закрывается на полчаса раньше. Осмотреть выставленные здесь экспозиции можно самостоятельно, а также во время обзорных и тематических экскурсий.

История Романовского музея

В 80-е годы XIX века в Костроме была создана Губернская архивная ученая комиссия, которую возглавил Николай Николаевич Селифонтов. Благодаря ей, в городе стали собирать старинные вещи и документы, а также издали несколько томов краеведческих исследований «Костромская старина». В 1891 году в здании Дворянского собрания открыли небольшой Музей древностей, который стал первым музеем в губернии.

Вскоре стало понятно, что для размещения всех экспонатов необходимо построить отдельное здание. Дворянство Костромы выделило земельный участок, однако к строительству приступили только летом 1909 года. Проект необычной постройки, стилизованной под палаты XVII века, подготовил костромской архитектор Николай Иванович Горлицын. Строительство проводилось на частные пожертвования и средства, выделенные из российской казны. Музейное здание возвели за два года, и до 1913 года продолжалась отделка внутренних залов и размещение экспозиций.

Читайте также:
Система образования в Латвии в 2022 году. Особенности поступления в высшие учебные заведения

В открытии Романовского музея в Костроме принимал участие российский государь Николай II. Члены императорской семьи стали первыми посетителями музейных залов и оставили автографы в памятной книге. Создание династического музея царского дома стало одним из торжественных мероприятий, приуроченных к празднованию 300-летия династии Романовых.

В музее были созданы нумизматический, церковный, этнографический и исторический разделы. С приходом советской власти он был перепрофилирован в краеведческий, а в послевоенные воды в здании открыли картинную галерею.

Экспозиции

Сегодня главной темой Романовского музея остается история царской семьи Романовых, а также тесно переплетенная с ней история рода бояр Годуновых. Посетители могут побывать в палатах XVII века, увидеть подлинные вещи боярского быта, старинное оружие, сундуки, документы и книги.

Не менее популярен у туристов музейный раздел, посвященный истории и традициям этикета дворянского общества. В этой части экспозиции представлены предметы мебели и посуда, одежда и украшения, которыми пользовались жители Костромы в XIX веке.

В художественной части Романовского музея можно увидеть более ста произведений искусства, созданных в России на протяжении трех веков. Это живописные полотна, графика и скульптуры. Большая часть выставленных здесь экспонатов появилась в 1920-е годы, благодаря поступлениям из частных собраний и национализированных дворянских усадеб.

Как добраться

Романовский музей находится на проспекте Мира, 5, в 3,7 км к западу от железнодорожного вокзала Костромы. К площади Сусанина можно подъехать на автобусах № 1, 2, 3, 7, 9, 19, 14, 81, 101 и 102 и маршрутках № 4, 6, 7, 21, 42, 48, 56, 57, 66, 76, 93, 99 и 101. Отсюда пешая прогулка до здания музея займет 3-5 минут.

Романовский музей (Костромской музей-заповедник)

Полное название объекта культурного наследия: “Здесь размещалось костромское научное общество по изучению местного края, 1913 г.; 1917-1930 гг.”

Время работы: с 11:00 до 19:00 (касса закрывается в 18:30); ежедневно

На экспозиции Романовского музея, открытого в 1913 году в честь 300-летия правления Романовых, можно познакомиться с богатой художественной коллекцией музея и оценить живописные работы на историческую тематику, портреты и скульптуры представителей династии Романовых.

Здесь вас ждут:
– выставка “Вехи искусства” (коллекция скульптур и икон из костромских церквей и монастырей, произведения русских художников XVIII–XX вв. – дворянские портретные галереи, академическое искусство, творчество передвижников и авангардистов).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: