Фотографии центра Гейдара Алиева

Фотографии центра Гейдара Алиева

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свежие тексты
  • Архив
  • Лента друзей
  • Профиль
  • Избранное

Баку. Центр Гейдара Алиева

Этим зданием восхищаются все: и те, кто бывал в Баку не раз, и те, кто приехал к нам впервые. Восхищаются им и самые прогрессивные бакинцы, и те, кто с недоверием относится ко всему новому. Восхищаются мировые звезды, приезжающие сюда на гастроли, восхищаются детишки, приходящие сюда на экскурсии.
Выстроенный по проекту знаменитой Захи Хадид, Центр Гейдара Алиева сразу оказался в списках самых удивительных построек XXI века.

Единственная женщина-лауреат Прицкеровской премии (это высшая архитектурная премия) – Заха Хадид в своем творчестве избегает общепринятых архитектурных шаблонов и практически не использует прямые линии. Эти принципы прекрасно реализовались в новом шедевре, призванном символизировать вечный цикл, безграничность и устремленность в будущее.

Общая площадь территории Центра: 15,93 га. Жилая площадь здания: 101,801 кв.м. Самая высокая точка постройки: 74,1 м
Ранее на этом месте располагался машиностроительный завод имени Лейтенанта Шмидта, позже переименованный в завод имени Саттархана.

Огромное здание включает в себя три основные секции:

  • 3-этажный Музей Гейдара Алиева
  • Выставочные залы (9 этажей с галереями, кафе и офисом).
  • Аудиториум (4 уровня с концертным залом-аудиториумом, 2 многофункциональными конференц-залами, комнатами для официальных встреч, медиацентром).

В Музее Гейдара Алиева с помощью фото-, аудио- и видеоматериалов рассказывается о жизненном пути Национального лидера Азербайджана. По свидетельству экспертов, музей отличается и формой, и оригинальностью содержания. Технологии, действительно, очень впечатляющие. Наши музеи становятся все прогрессивней и прогрессивней.

На первом этаже Центра установлены автомобили, находившиеся в служебном пользовании Гейдара Алиева в периоды его руководства Азербайджаном — с 1969 по 2003 год.
Это “Чайка”, “ЗИЛ-41047” и два бронированных “Мерседеса”.

ГАЗ-13 “Чайка”. Выпуск 1969 года. Гейдар Алиев ездил на этой машине, будучи первым секретарем ЦК Коммунистической партии Азербайджана в 1972-1980 гг.

Mercedes-Benz 600 SEL Pullman. Точный год производства этой лимитированной версии неизвестен. Но подобные машины выпускались с 1995 года.
На бронированном “Пуллмане” Гейдар Алиев передвигался, находясь на посту президента Азербайджанской республики.

Мостик, ведущий к основной экспозиции музея, оформлен мини-планшетами, которые снабжены датчиками движения. И при перемещении вдоль этой электронной галереи вы заметите, как цифры (значимые годы) сменяются фотографиями соответствующего периода.

Основная экспозиция музея – это пример удивительного дизайна в сочетании с высокими технологиями. Посетители музея могут увидеть, как линия жизни Гейдара Алиева тесно связана с историей Азербайджана. Поэтому на стендах размещены не только фотографии, предметы, непосредственно относящиеся к Гейдару Алиеву, но и исторические экспонаты разных исторических периодов нашей страны.

Вот, к примеру, пуанты Гямяр Алмас-заде – первой балерины на мусульманском востоке, веер Шовкет Мамедовой – первой оперной певицы, граммофон, принадлежавший известному певцу и композитору Бюльбюлю.

Я удивился, что были бережно сохранены многочисленные документы – удостоверения, аттестаты, дипломы, грамоты, письма. На мой взгляд, это очень интересные экспонаты.

Мини-экспозиция, посвященная иностранным делам. Если коснуться на дисплее флага того или иного государства, на экране появятся материалы, посвященные соответствующим встречам на высшем уровне.

В собрании музея представлены гражданские и военные костюмы Гейдара Алиева.
Справа – форма полковника. Слева – генерал-майора.

На отдельной витрине выставлены ордена и медали, полученные Гейдаром Алиевым в разные годы. На фото – одна из двух звезд Героя Социалистического Труда.

Красивые, богатые, а порой и удивительные подарки, сделанные Гейдару Алиеву руководителями государств – тема для особого зала.

Ваза и блюдо, преподнесенные Гейдару Алиеву президентом Российской Федерации Борисом Ельциным в 1995-96 гг.

Интерактивная книга, посвященная мемориалам Гейдара Алиева по всему миру. Чтобы перевернуть страницу, вовсе не требуется ее касаться.

Дополнительная информация доступна и в небольшом кинозале с панорамным экраном (работают сразу три проектора), и в медиацентре.

Читайте также:
Как нужно себя вести в Германии: правила поведения

Все экспонаты в музее сопровождаются табличками на азербайджанском и английском языках, но ведется работа и над русской версией.

Такой вид на окружающие красоты открывается с третьего этажа музея.

Из Музея Гейдара Алиева переходим в выставочную секцию.

В ЦГА часто можно увидеть экскурсии школьников. Эти дети отдыхают после просмотра выставки “Жемчужины Азербайджана”.
Я усмотрел в этом что-то символическое. История историей, но, по-моему, именно эти девчонки и мальчишки – настоящие жемчужинки нашей страны.

Выставка “Жемчужины Азербайджана” была передвижной и демонстрировала по всему миру азербайджанские артефакты. Теперь она расположилась в Центре Гейдара Алиева. Гобустанские наскальные рисунки, древние монеты, старинные книги, ковры.
На фото серебряные украшения XIX века из Кельбаджара.

Народные музыкальные инструменты лежат здесь не просто так. Если встать на красный круглый коврик, зазвучит мелодия (или ритм), исполняемые на соответствующем инструменте.

А можно и в совокупности послушать. Например, мугам.

Национальные костюмы из разных регионов Азербайджана на модных манекенах смотрятся вполне современно.

Переходим на следующую выставку. Это невероятный и труднопостижимый Тони Крэгг. Его выставки прошли в 350 городах мира. Император Японии наградил его специальной премией. В Баку 65-летнему англичанину присвоили титул почетного профессора Азербайджанской Академии Художеств.
На фото: композиция Стеклянная посуда. 1999 год.

Экспозиция Тони Крэгга в Центре Гейдара Алиева состоит из 28 работ.

В странных работах Крэгга иногда проглядывает что-то узнаваемое.

Композиция “Making Sense” (2007). Мне по секрету сказали, что это автопортрет Тони Крэгга.
Выставка Крэгга продлится до 31 августа.

Выставка “Легенды оружия” приехала в Баку из австрийского города Грац.

130 предметов средневекового оружия и боевого облачения – самые настоящие раритеты XVI-XVII веков. Почти на всех видны царапины, на многих – следы от ударов. Некоторые доспехи принадлежали королям и герцогам.

Интересен зал, где дети могут примерить на себя доспехи (мальчики).

Ну или наряды европринцесс (девочки).

Одна из самых знаменитых выставок современного искусства “Fly to Baku” объездила многие столицы мира. Теперь она выполнила сама то, что предлагала всем – то есть прилетела в Баку.
На фото: композиция Рашада Алекперова, давшая название выставке. 90 плексигласовых самолетиков, “летящих в Баку”, отбрасывают цветные тени, образующие панораму нашей столицы.

Графика Лейлы Алиевой. Именно по инициативе Лейлы Алиевой и была организована выставка Fly to Baku.

Композиция Элияра Алимирзоева “Свидетели”. В центре виден и я, ставший на секунду частью современного искусства.

Работы Алтая Садыхзаде.

Слева: картины Мелика Агамалова “Череп”, “Гранат”, “Ракушка”
Справа: часть перформанса Али Гасанова “Scatterheart”

Выставка Адриана Стерна посвящена дикой природе Африке.

На выставке представлены фотографии Стерна, сделанные за последние 10 лет в Уганде, Замбии, Танзании, ЮАР и Зимбабве.

Мне посчастливилось побывать в ЦГА на премьере раскрашенного мюзикла “Аршин Мал Алан”, концертах Ицхака Перлмана, Александра Рыбака, видел там и Алессандро Сафину.
А вот на сцене Аудиториума – звезда белого соула Майкл Болтон.

Центр Гейдара Алиева – это необъятное пространство, наполненное светом и искусством. Искусство не всегда понятное, но всегда интересное.
Скоро здесь откроется выставка классика фотографии Анри Картье-Брессона. Если на нее придет хотя бы каждый второй бакинец, считающий себя фотографом, то километровые очереди обеспечены.

А осенью состоится выставка классических автомобилей. Пока в качестве анонса стоит элегантный Бьюик.

Кстати об автомобилях. Под Центром находится 4-этажная парковка. Там есть место для 1241 автомобиля. Въезд на парковку – со стороны проспекта Гейдара Алиева.

Пространство вокруг Центра также отдано искусству. Сейчас там располагаются газели, расписанные в рамках V Международного фестиваля “Девичья башня”.

А еще территория оформлена большими и очень большими конфетами. Их автор – Лоренс Дженкель, француженка, работающая в жанре поп-арт.

. В Баку говорили, что в основу внешнего облика Центра была положена подпись Гейдара Алиева – национального лидера Азербайджана. Однако это не более, чем городская легенда.
А поводов для гордости у Центра и без того на сотню достопримечательностей.

Читайте также:
Где наиболее выгодно взять кредит без регистрации в 2022 году

Кстати, теперь Центр работает и по воскресеньям.

Культурный центр Гейдара Алиева в Баку (арх. Заха Хадид)

Я всегда ценила тех, кто осмеливается экспериментировать с материалами и пропорциями.

В 2014 году за архитектурный проект Центра Гей­дара Алиева Заха Хадид удостоилась премии «Про­ект года», учрежденной Лондонским музеем дизайна. Таким образом, длившаяся более пяти лет сложная проектная работа увенчалась не только воплощением в жизнь, но и международным признанием и успехом. Премия, наряду с Притцкеровской, — одна из самых почетных в области архитектуры и дизайна.

Студия Захи Хадид (в создании проекта принял участие Патрик Шумахер) выиграла конкурс, объявленный правительством Азербайджана, в 2007 году. А в 2012-м огромная «волна» уже позволила окунуться его посетителям в свои удивительные пространства. Само здание стало звездным впечатлением. Как звезду, его снимают в кино, отображают на марках и в картинах. Его синусоиды позволяют вспомнить, что Баку — приморский город, а седой Каспий — один из главных «брендов» Азербайджана.

Для архитектора же его волнообразная стереометрия еще и символ бесконечности, стремления ввысь и слияния с землей, прошлого и будущего (которое символизирует белый цвет панелей здания, позволяющий выигрышно подчеркивать светотенью его рельеф). Для мест­ных жителей здание — символ нового Баку.

Центр бывшей нефтяной столицы Российской империи и Советского Союза представлял собой своего рода витрину для демонстрации финансового и социального благополучия. Целые кварталы в стиле эклектики и модерна были возведены по заказу «мил­лионщиков», сколотивших свои капиталы на нефтедобыче; в советскую пору здесь выросли многоэтаж­ные репрезентативные ансамбли правительственных зданий. И когда в 1991 году республика обрела политическую независимость, архитектура приняла на себя еще и миссию визуального подтверждения свободы от прошлых форм.

Культурный центр имени главы советского Азер­байджана и третьего президента (1993-2003) Азер­байджанской Республики Гейдара Алиева был учрежден по указу действующего президента (с 2003 по сей день) Ильхама Алиева (сына Гейдара Алиева), 29 де­кабря 2006 года. Центр «призван осуществлять после­довательную деятельность в сфере фундаментального изучения философии государственного строительства и идеологии азербайджанства… а также содейство­вать всемерному развитию азербайджанской истории, языка, культурных и духовных ценностей». Таким образом, здание должно было представлять собой многофункциональный комплекс, включающий в себя как аудитории, библиотеку, так и концертные площадки и выставочные и кинозалы, а также многие другие специальные пространства.

10 сентября 2007 года состоялась закладка фун­дамента культурного центра. Работы вела турец­кая компания DiA Holding, на территории машино­строительного завода им. Саттархана, построенного еще в 1894 году и перенесенного в другой район. (Сегодня — это проспект Гейдара Алиева, 1.) Под стройку занято 101 801 квадратный метр. Мест­ность, которая отводилась под строительство, из­начально оказалась разделенной отвесным склоном. Архитектор приняла решение обратить во благо это на первый взгляд негативное обстоятельство и не выравнивать площадку, а использовать ее раз­ные уровни, напоминающие террасы, для создания сложных пространственных связок.

И уже на этом, промежуточном, этапе она привлекала к себе внимание международной профессио­нальной прессы. Дэни Фостер, ведущий одного из выпусков передачи «Build It Bigger», так справедливо определил предназначение здания: «Это не просто культурный центр, это — способ утвердить свое ме­сто в мире».

Великий каталонский зодчий Антонио Гауди утверждал в своих постройках приоритет криволинейности: «В природе нет прямых линий». Спустя век Заха Хадид культивирует ту же максиму: в огромном пространстве бакинского Культурного центра пря­мые — исключены.

В церемонии торжественного открытия, которое состоялось 10 мая 2012 года, в день 89-летия Гейдара Алиева, приняли участие президент Ильхам Алиев и члены семьи. В своей речи глава страны, в частности, отметил: «Внешний вид здания позволяет выдвигать различные версии. Одни уподобляют этот центр волне, другие — ветру. Это естественно, у каждого человека мысли возникают на основе его фантазий. В любом случае, как с архитектурной, так и с функ­циональной точек зрения это здание уникально».

Читайте также:
Таормина, Италия — все о городе с фото

Некоторые цифры: внутреннее пространство занимает 57 519 квадратных метров. Общая протяжен­ность железных конструкций составляет 90 километров. Поверхность кровли в 4 гектара покрывают 2027 панелей в форме треугольников, прямоугольни­ков, трапеций и параллелограммов. Помимо здания в комплекс включены подземная парковка и парк площадью 13,58 гектара с двумя прудами и искусствен­ным озером.

Столь же впечатляющи, как и вешний облик здания Центра, его интерьеры, продолжающие главный архитектурный мотив, который, по мысли Хадид, должен объединять все формы и пространства. Внутри мягкие изгибы волн словно наплывают друг на друга, вызывая к тому же ассоциации с роскошно декориро­ванной восточной архитектурой, при этом автор не прибегает к стилизации. Девятиуровневое выставочное отделение включает экспозиционные простран­ства (в которых демонстрируются произведения традиционного и современного национального и мирового искусства, этнографические предметы и т. д.), офисы, ресторан и кафе. Для удобства посетителей во всем здании работают эскалаторы.

Четырехэтажное «крыло», получившее наименование «Аудиториум», состоит из масштабного аудиториума, конференц- и концертных залов, помещений для официальных встреч и собраний и медиацентра. Внутри здания разбит зимний сад, деревья, кустарники и цветы которого позволяют воспринимать окружающую «архитектуру будущего» как естественную реальность. Для лучшей ориентации в многосложном простран­стве комплекса и в проходящих в нем мероприяти­ях предусмотрены интерактивные информационные стенды и киоски.

Музей Гейдара Алиева занимает три этажа. Кроме экспозиции, раскрывающей жизненный и по­литический путь протагониста, предусмотрен мультимедийный зал с демонстрацией фото- и кино­материалов о встречах азербайджанского политика с лидерами и главами других государств.

Антропоморфное сооружение из бетона, армированного стекловолокном, может показаться странным на фоне окружающего пейзажа. Но по замыслу архитектора, это здание должно вписываться в окружение, контрастируя с прямолинейными городскими формами в непосредственной близости от него. Многослойные складки как будто соединены невидимым швом. Этот проект вывел Хадид на новый уровень цифрового дизайна.

По словам Захи Хадид (1950—), «мы имеем 360 градусов, почему же нужно пользоваться только одним?» Это отчасти объясняет ее готовность к экспериментам за пределами стандартных геометрических форм. Она заострила внимание на проблемах будущего общества, затронутых в научно-фантастическом триллере Бегущий по лезвию (1982), создав собственные проекты на эту тему.

Такой положительный подход к экспериментальному дизайну и планированию — упрощенный сегодня благодаря компьютерным программам по дизайну — объясняет сущность многих ее динамичных сооружений, включая Центр Гейдара Алиева в Баку, названный в честь первого президента независимого Азербайджана.

Хадид приступила к проекту, подав заявку на участие в конкурсе в 2007 году. Торжественное открытие центра состоялось пять лет спустя.

Комплекс площадью 57 519 кв. м имеет волнообразную бетонную крышу и стену, не только отражающую местную топографию, но и определяющую характер выставочного и функционального пространства. Внешний вид сооружения составляет яркий контраст прямолинейным зданиям раннего советского периода и выражает надежду на лучшее будущее страны наряду с другими современными сооружениями Баку, такими как Хрустальный зал (2012) компании GMP, Пламенные башни (2012) по проекту НОК и небоскреб SOCAR Tower (2013) по проекту Heerim Architects.

Ранние работы Хадид относят к Деконструктивизму, с преобладанием угловых форм, в духе советского конструктивизма. Ее недавние проекты отличаются волнообразными формами, а особенное удивление вызывают небольшие сооружения такие как раковинообразный Павильон Бернем в чикагском Миллениум-парке (2009) и лондонской Галерее Серпентайн-Сэклер в форме навеса (2013).

Компьютерный дизайн достиг пика популярности в конце 1990-х гг., в частности Фрэнк Гери использовал программу САНА в своих проектах, хотя изначально она была разработана для аэрокосмической индустрии. Сегодня существует несколько десятков программ для дизайна, позволяющих архитекторам создавать проекты. Заха Хадид использует программы Autodesk9, Maya9 и САПА компании Gehry Technologies, позволяющие трансформировать идеи в осязаемую реальность.

Читайте также:
Виза в США будет недоступна в Питере с конца июня по начало июля

Центр Гейдара Алиева (Баку)

Информация

Объект на карте

Центр Гейдара Алиева (Баку)

Адрес: Баку, пр. Гейдара Алиева 1

Часы работы: 11:00 — 18:00.

Нерабочие дни: понедельник

Культурный центр Гейдара Алиева, который включает в себя аудиториум (конгресс-центр), музей им. Гейдара Алиева, выставочные залы, административные офисы. Проект центра был разработан в 2007 году знаменитым архитектором Захой Хадид. В 2014 году был признан самым лучшим в мире зданием и получил премию Design of the Year. Если углубиться в смысл творчества неподражаемой Захи Хадид, то можно увидеть, как именно архитектура здания воплощает ее идеи. Представляя собой по форме волнообразное устремление ввысь и плавное слияние с землей, культурный центр олицетворяет не только постмодернистский стиль маэстро, но и бесконечность, символизируя связь прошлого с будущим.

Строительство здания было освещено в одном из выпусков передачи Build It Bigger на каналах Discovery и Science Channel, посвященной самым смелым инженерным проектам современности и архитектурным шедеврам мира. В настоящее время Центр Гейдара Алиева считается одним из символов современного Баку.

Выставочный зал «Шедевры Азербайджана»

Расположенная на первом этаже шедевра Захи Хадид, эта выставка привлекает возможностью познакомиться с уникальными экспонатами, рассказывающими об истории и культурном наследии страны. В том числе, увидеть образцы наскальных рисунков из Гобустана, древние монеты и ювелирные украшения, средневековые изделия из глины и меди, старинные экземпляры Корана, Библии и Торы. Разумеется, не обошлось без традиционных азербайджанских ковров и музыкальных инструментов, звучание которых, кстати, можно послушать.

«Мини-Азербайджан»

На втором этаже культурного центра находятся макеты 45 исторических и архитектурных достопримечательностей из столицы и других регионов страны. Что можно увидеть в крошечном варианте: Девичью башню в Баку, Мавзолей Момине-хатун, Бакинский вокзал, Здания филармонии и Исмаилия, есть и образцы советской архитектуры — Дом правительства Азербайджана и Зеленый театр. Наконец, современная и «будущая» архитектура — Бакинский кристальный зал и Flame Towers, а также макеты планирующихся Олимпийского стадиона и здания Нефтяного фонда Азербайджана.

«Добро пожаловать в Азербайджан»

На третьем этаже находится выставка под радушным названием «Добро пожаловать в Азербайджан». Экспозиция достаточно интересна: фотографии достопримечательностей и природных памятников страны, а также аппетитные фото азербайджанского кулинарного искусства. Последние работы принадлежат известному американскому фотографу Петеру Липпману.

Музей Гейдара Алиева

С коллекцией музея начинаешь знакомиться еще при входе — здесь стоят автомобили, находившиеся в пользовании Гейдара Алиева с 1969 по 2003 гг. В трехэтажном здании музея можно познакомиться с жизнью бывшего президента Азербайджана с помощью фото- и видеоматериалов.

Центр Гейдара Алиева — новый символ Баку (34 фото)

Возведённый в этом году Центр Гейдара Алиева по проекту знаменитого архитектора Захи Хадид — это суперсовременный культурный центр, ставший новым символом Баку и всего Азербайджана. Представляет собой комплексное сооружение площадью 57,519 м², которое включает аудиториум, музей, концерт-холл, выставочные залы и административные офисы. Носит имя 3-го президента Азербайджана Гейдара Алиева.

В проекте практически не было использовано прямых линий. Само здание по форме представляет собой волнообразное устремление ввысь и плавное слияние с землёй. Подобная структура олицетворяет не только постмодернистский стиль архитектуры, но и продолжительность и бесконечность. Линии же на здании символизируют связь прошлого с будущим. При монтаже кровли площадью 4 га было использовано 12 027 панелей особого состава и разного размера, в форме различных геометрических фигур: треугольника, прямоугольника, трапеции, параллелограмма. Благодаря белому цвету лучи света перемещаются по поверхности здания и подчёркивают выделяющиеся части здания. Помимо основного здания в комплекс входят подземная парковка и парк площадью 13,58 га. На территории комплекса имеются два декоративных пруда и искусственное озеро.

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hélène Binet)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hélène Binet)

Читайте также:
Степень защиты нового загранпаспорта от подделки на несколько порядков выше

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hélène Binet)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hélène Binet)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hélène Binet)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hélène Binet)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hélène Binet)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hélène Binet)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hélène Binet)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Iwan Baan)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Iwan Baan)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Iwan Baan)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Iwan Baan)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Iwan Baan)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Iwan Baan)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Iwan Baan)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hufton + Crow)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hufton + Crow)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hufton + Crow)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hufton + Crow)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hufton + Crow)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hufton + Crow)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hufton + Crow)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hufton + Crow)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hufton + Crow)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hufton + Crow)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hufton + Crow)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hufton + Crow)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hufton + Crow)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hufton + Crow)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hufton + Crow)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hufton + Crow)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hufton + Crow)

Азербайджан. Баку. Центр Гейдара Алиева, спроектированный Zaha Hadid Architects. (Hufton + Crow)

Вон та Большая Белая Церковь

Наконец-то, свершилось! Сбылась вековая мечта жителей Белграда и гостей сербской столицы! Строительство Храма Святого Саввы, длившееся больше ста двадцати лет, завершено. Знаменитая церковь, визитная карточка города, предстала перед нами во всем своем блеске.

Пожалуй, каждый, кто побывал в Белграде, видел этот храм. И каждый увозил с собой картинку в памяти, впечатления и воспоминания. И у каждого они свои. Поделюсь и я историей знакомства с этой замечательной церковью.

Жарким сентябрьским днем 2014 года я впервые приехала в Белград. Обычно я тщательно готовлюсь к поездкам: читаю путеводители, составляю программу осмотра… В тот раз все пошло наперекосяк. Времени на подготовку не было. Я вышла на белградские улицы, зная о городе лишь два факта: «1. Белград — столица Сербии 2. Через Белград протекает река Дунай». Вальс даже есть такой — «Голубой Дунай». Это, впрочем, был уже третий факт.

Мы с мужем отправились искать Голубой Дунай и вскоре вышли к широкой реке. Однако это оказался не Дунай, а его приток Сава. После недавних дождей река вздулась, несла ветки, мусор и имела грязно-коричневый цвет. Сава мне не понравилась. Мы продолжили поиски. Найденный в конце концов Дунай был болотно-зеленым. Песня обманула.

Программа осмотра была выполнена. Оставалось лишь бесцельно бродить по улицам, в надежде увидеть что-нибудь интересное. Сейчас, уже неплохо зная Белград, я не возьмусь повторить наш тогдашний маршрут. Мы каким-то образом ухитрились пройти мимо всех городских достопримечательностей. Мы не видели ни Калемегдан, ни Кнезмихайлову улицу, ни здание парламента, ни Соборную церковь… Прошли по задворкам рынка «Байлониева Пьяца», переступая через цыганских детей и раздавленные фрукты. Плутали по Дорчолу, мимо старых зданий, густо покрытых граффити. Устали, вспотели и, наконец, ближе к вечеру, оказались на широкой и прямой улице Краля Милана. В ее конце я увидела Большую Белую Церковь. Она напоминала айсберг. От церкви веяло покоем и прохладой. Она парила и, словно мираж, слегка дрожжала, а перегретом воздухе. Я сказала, что «хочу посмотреть вон ту большую белую церковь». «А я хочу есть» — заявил муж. Вечно эти мужчины хотят есть, когда не надо! Впрочем, в Сербии в те времена с едой проблем не было. На каждом шагу попадались рестораны, кафешки и пекарни с восхитительно ароматной горячей выпечкой. Мы завернули в ближайшую пекарню. Закон подлости существует. Пекарня называлась «Хлеб и кифла». Тогда я еще не знала, что это — сетевое заведение и единственное место в Сербии, где торгуют несвежими, невкусными и дорогими булками. Мы остались недовольны обедом. Но должна же быть от него хоть какая-то польза! Теперь просто необходимо дойти-таки до Большой Белой Церкви.

Читайте также:
Остров Санторини в Греции: где находится, сколько стоит отдых, фото острова и его пляжей

И мы до нее дошли. Уяснили, что называется она Храм Святого Саввы. К великому сожалению, прекрасная церковь была закрыта. Причем закрыта давно и надолго — велись строительные работы. Этот факт меня крайне огорчил. Мне даже захотелось высказать кому-то свои претензии. Местным властям, например. Никого из властей я не знала. Единственным знакомым сербом на тот момент был хозяин апартамента — симпатичный парень по имени Милош. Он успокоил меня и заверил, что строительные работы закончатся совсем скоро. Однако в следующий мой приезд, через три месяца, храм все еще был закрыт. Я поняла, что нужно запастись терпением.

И принялась ждать. За это время я узнала, что Храм Святого Саввы — один из самых выдающихся долгостроев. Его решили возвести еще в 1894 году. Долго выбирали подходящий проект. Начатые в 1935 году работы были прерваны войной. При национал-социалистах в недостроенной церкви располагался гараж, при титовском социализме — склад. Восемьдесят восемь раз Сербская Православная Церковь просила руководство СФРЮ разрешить достроить храм и получала отказ. Наконец, в 1984 году, работы возобновились. Спустя еще двадцать лет здание было построено и начались отделочные работы.

Одно время, несмотря на ремонт, прихожан пускали в храм. В отдельной выгородке стоял крест, а под ним — емкость с песком, в которую ставили свечи. Только как понять, где ставить свечки «за здравие», а где «за упокой»? Я пришла в замешательство. Улыбчивый сербский батюшка объяснил, что все свечи полагается зажигать в одном месте, так как «у Бога все живы». А ведь он прав! Наши покойные близкие живы для нас и для Бога.

Через какое-то время доступ внутрь храма снова закрыли. Оставалось любоваться прекрасным зданием снаружи. Но не только. Оказалось, что под основным залом, закрытым для посетителей, есть подземная церковь, очень приятная и красиво расписанная.

Церковь посвящена святому царю Лазарю, убитому османами в битве на Косовом поле в 1389 году. Сцену смерти царя можно увидеть на стене церкви.

Есть росписи с изображениями современных мучеников: православных сербов, погибших в концлагере Ясеновац в годы войны и убитого усташами банялучского епископа Платона.

Православный символ Белграда

Храм святого Саввы в Белграде — символ сербской столицы и один из крупнейших соборов мира. В статье расскажу об истории строительства сооружения, покажу, как оно выглядит в наши дни, поведаю о мстительном османском визире, «благодаря» которому появилась церковь. Наконец, узнаем, правда ли, что храм Святого Саввы является самым большим православным храмом в мире.

Читайте также:
Фотографии дворца Долмабахче

  1. Предыстория появления храма
  2. Строительство храма святого Саввы
  3. Особенности архитектуры храма
  4. Рекорды храма
  5. Храм Святого Саввы в наши дни
  6. Инфраструктура вокруг храма
  7. Полезная для посещения информация

Предыстория появления храма

Церковь на вершине холма Врачар сербы решили построить в конце XIX века. Место выбрали не просто так. Якобы тут в конце XVI века по приказу турецкого военачальника сожгли мощи святого Саввы Сербского. Для того чтобы понять кто для сербов святой Савва, перенесемся в XII век.

Архиепископ Савва (в миру Растко Неманич) являлся младшим сыном Стефана I — основателя династии Неманичей и средневекового сербского государства. Уже в юношестве он отправился в паломничество на гору Афон, где постригся в монахи. Спустя несколько лет к нему присоединился его отец. Тот отрекся от престола и тоже стал монахом под именем Симеон. Савва жил на Афоне до конца 1207 года. В Сербию он решил вернуться, чтобы прекратить гражданскую войну, которую развязали его старшие братья. Оставшись в Сербии, Савва взялся за основание автокефальной церкви. В 1219 году он возглавил Сербскую православную церковь в сане архиепископа. При нем появилось 8 новых епархий, развивались монастыри, строились церкви. В 1234 Савва предпринял второе паломничество на Святую землю. Возвращаясь домой, он скончался на территории Болгарии.

Сожжение мощей святого Саввы

Первоначально архиепископа похоронили в болгарском Тырново, но спустя год останки перенесли в монастырь Милешева. Обитель находится в 70 километров от Златибора. Савву, его отца и мать причислил к лику Святых. Мощи святого Саввы пролежали в монастыре до 1594 года. К тому времени Сербией овладели турки. Они активно продвигались к Вене и осаждали на тот момент венгерские города. Сербы помогали войскам Священной Римской империи и великий визирь Коджа Синан-паша решил наказать их. Он приказал привезти мощи святого Саввы в Белград и сжег их на вершине холма Врачар.

Спустя 300 лет сербы в память о святом, который много сделал для народа, решили построить на том самом холме церковь. Правда, есть мнение, что мощи святого Саввы сожгли на другом холме. Но история всё равно получилась красивая, согласитесь.

Строительство храма святого Саввы

Общество по возведению храма святого Саввы на Врачаре основали в 1895 году. Однако конкурс проектов собора объявили лишь в 1905 году. От архитекторов требовалось представить проект монументального храма в сербско-византийском стиле площадью до 2,5 тыс. кв. метров. Те представили пять работ, которые отправили для оценки в Санкт-Петербург. Члены комиссии, назначенные Императорской академией художеств, заявили, что ни один проект не отвечает важности задуманного.

Эскиз Александра Дероко

Первая Мировая война помешала дальнейшему планированию. Новый конкурс проектов объявили только в 1926 году. Архитекторы представили 22 работы и вновь победителя выбрать не смогли.

В 1930 году Комитет по строительству храма во главе с сербским патриархом Варнавой поручил разработку проекта архитекторам Богдану Несторовичу и Александру Дероко. Возведение церкви началось в середине 30-х годов XX века. Но велось недолго. Помешала сначала Вторая Мировая война, а затем пришедшие к власти коммунисты.

Возобновилось строительство лишь спустя 50 лет – 12 августа 1985 года. Новый архитектор храма переработал первоначальный проект с учетом современных технологий и материалов. За четыре года стены храма подняли в полную высоту. А в 1989 году возвели центральный купол церкви. Его строили на земле, а затем вместе с 12-метровым позолоченным крестом при помощи кранов подняли на вершину сооружения.

Внешнюю конструкцию собора завершили в 2004 году. Тогда же состоялась официальная церемония его открытия. Однако работы по внутреннему убранству храма ведутся до сих пор.

Особенности архитектуры храма

На этапе разработки проекта архитекторы вдохновлялись примерами других православных соборов. В том числе Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и Храма Христа Спасителя в Москве. Однако в итоге выбор сделан в пользу Софийского собора в Константинополе (ныне Айя-София в Стамбуле).

Длина храма с востока на запад составляет 91 метр, с севера на юг 81 метр. Высота — от пола до купола 65 метров, с крестом на куполе — 79 метров. Церковь имеет три хоровых галереи, которые могут вместить 700 человек и одну хоровую. Всего же храм Святого Саввы в Белграде вмещает 10 тыс. верующих.

При возведении стен храма использовались белые камни из Греции, зеленый мрамор из Италии, Индии и Южной Америки, красный и белый травертин, декоративный бордовый и светло-красный мрамор из Италии и Индии, белый известняк и другие.

Читайте также:
Стоимость индийской визы: виды, цена и сроки оформления

Вырезанные в камне узоры создавались с помощью компьютерных технологий. Сначала материал обрабатывал специальный станок, а затем к шлифовке рельефа подключался скульптор. На 1 квадратных метр такого узора уходило 45 часов механической работы и около 25 часов ручной работы.

Рекорды храма

Храм святого Саввы в Белграде вопреки распространенному мнению не является самым большим православным храмом мира. Его официальное звание — самый большой православный храм на Балканах.

При этом храм святого Саввы не входит даже в ТОП-10 самых высоких православных церквей. Первое место занимает Собор спасения нации в Бухаресте высотой 135 метров, второе – Храм Христа Спасителя в Москве высотой 103 метра, третье – Исаакиевский собор в Петербурге выстой 101,5 метра. Также в ТОП-10 входят Цминда Самеба в Тбилиси (86 метров) и Собор трех святителей в Тимишоаре (83,7 метра). Высота храма святого Саввы, напомню, 79 метров.

Храм Святого Саввы в наши дни

С 2015 года генеральным координатором работ по оформлению внутреннего убранства храма Святого Саавы в Белграде является Россотрудничество. В 2016 году компания «Газпромнефть» пожертвовала 4 млн евро на работы над центральным элементом купола – мозаичным панно «Вознесение Христово» площадью 1 248 квадратных метров. Руководил командой российских мастеров народный художник России Николай Мухин.

В 2019 году компания «Газпромнефть» пообещала пожертвовать еще 6 млн евро. Деньги пошли на финансирование работа по оформлению алтарной части собора.

На момент написания статьи в январе 2022 года доступ в храм святого Саввы по-прежнему ограничен. Попасть внутрь можно через северные вороты (всего входа три), но пройти дальше церковных лавок и нескольких икон нельзя. Зато открыт доступ в крипту церкви.

Высота стен крипту 7 метров. Ее главная цель – напомнить верующим о тех, кто стал образцом для подражания православных людей. На стенах крипты изображены различные святые, в основном почитаемые Сербской православной церковью. Но есть и русские. Например, святой Николай Романов – последний российский император. В крипту предполагалось перенести прах сербских патриархов, которые внесли вклад в укрепление православия. Но сделали ли это, я информации не нашел.

В настоящее время в крипте организовываются концерты духовной музыки, церковные выставки и так далее.

Несмотря на масштабы, храм святого Саввы не является главной церковью Белграда. Кафедральный собор Белграда расположен неподалеку от парка Калемегдан и Белградской крепости. Он носит название собор святого Михаила Архангела ( Саборна Црква Св. Архангела Михаила).

Инфраструктура вокруг храма

Перед храмом разбит благоустроенный парк (Karađorđev park) с клумбами, детскими игровым площадками, скамейками и питьевыми фонтанчиками. Ежегодно в январе в парке перед церковью открывается рождественская ярмарка.

У северного входа в храм установили бронзовую скульптуру святого Саввы. И тут без русских не обошлось. Памятник подарил российской фонд Андрей Первозванного, а его автор является российский скульптор Вячеслав Клыков.

Рядом стоит церковь Святого Саввы, построенная в конце XIX века и расширенная в начале XX-го. В годы Первой мировой войны колокола церкви переплавили для военных нужд. В 1935 году, когда по соседству началось строительство монументального храма святого Саввы, церковь решили перестроить и сделать ее более представительной. Несмотря на этот факт, церковь Святого Саввы теряется на фоне своего мощного соседа, поэтому на нее мало когда обращают внимание.

Читайте также:
Пример заявления о возврате госпошлины

Также на плато Врачарского холма стоит Приходской дом и Национальная библиотека Сербии.

Полезная для посещения информация

Адрес: Крушедолска 2a.

Доступ в храм бесплатный, часов работы обнаружить не удалось. Но всякий раз, когда проходил мимо, церковь работала.

Как добраться: проще всего пешком. Из центра Белграда идти 30-45 минут в зависимости от точки старта. Подходить к храму советую от площади Славия по бульвару Ослобођења. Отсюда открывается отличная перспектива на сооружение.

Если идти пешком лень, то к парку вас привезут трамваи №9 и №14, автобусы №30, №31, №33, №36, №39, №42, №47, №48, №59 и №78.

Храм святого Саввы в Белграде на карте

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Пешие индивидуальные экскурсии по Будапешту с автором блога: от обзорных до необычных. Скидка 10% по промокоду TRIPANDME. Без предоплаты. Посмотреть условия и цены

Наши приключения в формате #двоевтачкенеесчитаясобачки – подписывайтесь на Youtube-канал.

Канал сайта в Телеграм. Присоединяйся! А тут я выкладываю красивые фоточки

«Ослепительный символ дружбы Сербии и России»: в Белграде впервые показали убранство храма Святого Саввы (ВИДЕО)

Вчера в Сербии отметили один из самых больших православных праздников — день памяти преподобной Петки, или Параскевы Пятницы. Здесь эту святую чтят особо: она считается покровительницей всех женщин, а во многих семьях в этот день отмечают праздник рода — Крестную Славу. Неудивительно, что именно 27 октября православные сербской столицы получили особый подарок — они смогли оценить красоту внутреннего убранства храма Святого Саввы, который стал главным символом не только Белграда, но и всей Сербии. Работы над ним ведутся уже 126 лет.

В последний раз в основной части храма можно было побывать еще в далеком 2015-м году. Затем она была закрыта, а все службы совершались в крипте – подземной церкви.

Золотые переливы мозаики

Несмотря на то, что на площади вокруг Святого Саввы полным ходом идут работы по замене тротуарной плитки, людей вокруг очень много. Один поток движется в сторону центральных врат, открывшихся впервые за долгое время, другой – в сторону маленькой церкви неподалеку, чтобы поставить свечу в особый подсвечник, которые стоят прямо на улице.

В отличие от храмов Русской православной церкви, на Балканах свечи в самой церкви не зажигают (разве что в притворе). Чаще всего совершить подношение Богу и святым можно в особом здании. Еще одна особенность в том, что за здравие и упокой свечи можно ставить рядом. «Для Бога все живы»: именно так поясняет эту традицию надпись, размещенная рядом.

Миновав тяжелые высокие ворота, глазами ищу, что изменилось. И уже на входе, в притворе, золотые переливы выполненной в византийском стиле мозаики заставляют замереть на месте, вызывая восторг. Драгоценная смальта, поймавшая малейший лучик, словно светится изнутри.

До этого момента вход в основную часть величественной православной святыни был закрыт. Однако и сегодня отделочные работы в нем продолжаются, а прихожан пускают не дальше временной ограды притвора.Сейчас здесь ведется укладка узорных мраморных полов и заканчиваются работы по отделке внутренней части алтарей. Их в храме четыре, и это делает его уникальным для всего региона. Довести работы до конца подрядчики обещают к декабрю этого года.

Для сравнения, в комплексе храма Христа Спасителя в Москве алтарей шесть – три на верхнем уровне и три в крипте.

Внутри шумно и многолюдно – сдержать свой восторг сербам сложно. «Величественно, дивно, грандиозно…», «Наконец-то дождались!», «Это самый красивый храм на свете!» — слышится отовсюду.

«Никогда не думала, что храм будет так мощно выглядеть. Это очень воодушевляет. Пришла специально, хотела все увидеть сама, в день открытия. И могу сказать, что это невероятно! Мы должны быть счастливы, что у нас теперь есть такой храм!» – поделилась прихожанка Драгана.

Читайте также:
Стоимость индийской визы: виды, цена и сроки оформления

Масштабы внутреннего убранства собора, посвященного основателю автокефальной Сербской православной церкви, действительно потрясают: на 15 тысячах квадратных метров мастера выложили более 50 млн сверкающих золотом и яркими красками кусочков смальты и натурального камня. Вес конструкции более 320 тонн.

Над созданием мозаичного убранства трудилось три сотни мастеров. Основную команду составили российские специалисты, их руководителем выступил Народный художник РФ, академик Николай Мухин. Он же является и автором мозаики. Фрагменты будущей конструкции создавались в мастерских Москвы и Санкт-Петербурга специалистами смальтоварения. Была даже разработана отдельная цветовая палитра, ведь только синий цвет в мозаике представлен в 53 оттенках. Аналогов такой работы в мире пока нет.

В куполе расположена одна из самых красивых мозаик – композиция Вознесение Господне. Традиционно на «парусах» храма — фигуры четырех евангелистов. На стенах – библейские сюжеты и иконы самых чтимых в Сербии святых. И все это выполнено в сложнейшей технике мозаики.

Символ дружбы между Сербией и Россией

Отдельно стоит отметить, что в реализации этого грандиозного проекта финансовую помощь Сербии неоднократно оказывала Россия. Только за последние годы главный спонсор, компания «Газпром-нефть», выделил более 4 млн евро. Куратором проекта с российской стороны стало Россотрудничество.

А как все начиналось?

Апрель 1999 года, разгар натовских бомбардировок Югославии. В тот тяжелый момент страну посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий. Вместе с Патриархом Сербским Павлом он совершил в строящемся храме божественную литургию. А затем, стоя на площади перед народом, глава РПЦ выразил пожелание, чтобы «величественный храм святителя Саввы Сербского стал символом возрождения сербского народа». А также пообещал, что свою лепту в завершение его строительства внесет и Россия.

Оно и понятно. Сербия, пережив за последние десятилетия несколько кровопролитных конфликтов на своей территории, распад Югославии и бомбардировки НАТО, едва ли могла «вытянуть» такой масштабный проект: экономика пребывала в упадке, а предприятия по сути стояли закрытыми. Без внешней помощи этот храм мог возводиться еще лет сто.

Первые работы на Врачаре, на том месте, где османы в XVI веке сожгли мощи сербского святителя, начались в 1894 году. Тогда и было решено построить в стиле константинопольской Святой Софии один из самых масштабных православных храмов в мире. Строительство шло медленно: частые войны вносили свои коррективы. И только в 1989 году над стенами был возведен купол, а окончательные работы над громадой здания завершились в 2004 году.

Наконец мы стали современниками долгожданного события: храм, который, по словам Патриарха Сербского Иринея, является символом дружбы между Сербией и Россией, распахнул свои двери для верующих, которые выстраиваются в очередь, чтобы своими глазами увидеть всю его красоту, приложиться к иконе святителя Саввы, поставить свечи и сделать фото и видео на память.

«Мы так долго ждали этого момента, порой даже теряя надежду на то, что это произойдет! И вот сегодня он настал, хотя бы и на один день мы получили возможность увидеть это невероятное зрелище — наш прекрасный храм изнутри. А совсем скоро сможем хоть каждый день сюда приходить», — надеется Петар.

«Это главное событие нашей эпохи», — услышала я в толпе, и с этим трудно не согласиться. Дай Бог, чтобы этот величественный храм служил напоминанием нашим народам о той исторической, культурной и духовной связи, что веками роднит русских и сербов.

Подписка на новости

Подпишись, чтобы получать на почту уведомления о новых статьях

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: