Где находится Борисоглебский монастырь в Торжке. Местоположение Борисоглебского монастыря в Торжке на карте Торжка и описание

Борисоглебский монастырь в Торжке

Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь

Борисоглебский монастырь в Торжке — крупная мужская православная обитель в Тверской области, которую считают одной из самых древних в России. Живописный монастырский комплекс возвышается на крутом правобережье реки Тверцы и является настоящим украшением старого города.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Борисоглебский монастырь в Торжке

Основные моменты

Борисоглебский монастырь был основан почти одновременно с Киевско-Печерской лаврой, когда правил князь Ярослав Владимирович Мудрый. Устроителем обители считают преподобного Ефрема Новоторжского. До XVII века храмы и постройки Борисоглебского монастыря в Торжке были деревянными. Архитектурный ансамбль, который сохранился до наших дней, был сформирован в конце XVIII – начале XIX века.

За многовековую историю древняя обитель переживала взлеты и падения, ее разрушали неприятели и время. Борисоглебский монастырь пострадал во времена антирелигиозной компании, которую советская власть проводила в 1930-е годы. На протяжении нескольких десятков лет в бывших храмах работало сельхозучилище и квартировали военные. Здесь держали заключенных и лечили алкоголиков.

В середине 1990-х годов территория монастыря была возвращена церкви. В обители сохранился величественный собор Бориса и Глеба, а также несколько храмов и построек. Самая старая церковь, освященная в честь Введения Богородицы во Храм, стоит здесь с XVII века. В настоящее время Борисоглебский монастырь в Торжке нуждается в ремонте и реставрации.

История Борисоглебского монастыря

Основателем Борисоглебского монастыря считают преподобного Ефрема. В миру он занимал престижную должность конюшего у киевского князя Владимира Святославича. Потом Ефрем постригся в монахи и ушел из Киева в Тверские земли. В 1038 году на Тверце появился первый храм, построенный в память об убитых князьях Борисе и Глебе, вокруг которого позже вырос православный монастырь.

Первые письменные свидетельства о Борисоглебском монастыре в Торжке относятся ко времени правления Ивана IV Грозного. В Смутные времена город захватили поляки, и монастырский собор был сильно разрушен. Большой урон обители нанес страшный пожар, случившийся в городе в 1742 году. Потом монастырь отстроили заново по проектам известных зодчих Николая Александровича Львова и Якова Ананьевича Ананьева.

В XX веке обитель закрыли не сразу. Вначале местные власти отобрали часть монастырских помещений и разместили в них общежитие совхоза, склады и мастерские. В 1931 году многих монахов арестовали, монастырь ликвидировали, а его территорию отдали местному совхозу.

Спустя 5 лет в бывшем монастыре находилась воинская часть, а после нее – авиационные склады и лагерь, где содержали военнопленных. С 1944 года территорию Борисоглебского монастыря превратили в тюрьму, а в конце 1880-х годов – в лечебно-трудовой профилакторий.

Позже старые постройки передали историко-этнографическому музею, и началось возрождение обители. Много усилий было потрачено на то, чтобы восстановить архитектурный ансамбль, покалеченный в годы, пока здесь была тюрьма. Борисоглебский монастырь в Торжке вернули церкви в 1994 году.

Монастырский собор

К середине XVIII века обвешавший соборный храм решено было снести. Остатки здания разобрали, и в 1785 году на деньги, выделенные Екатериной II, приступили к возведению нового собора. Проект для него подготовил архитектор Н. А. Львов, а строительными работами руководил Ф. И. Буци. В 1796 году огромный собор освятили.

Иконы для иконостаса собора написал известный русский портретист Владимир Лукич Боровиковский, но, к сожалению, они не сохранились, за исключением одной работы. Эта икона сегодня экспонируется в картинной галерее Твери.

Великолепный крестово-купольный храм является ярким примером екатерининского классицизма. Внешне он похож на большой куб. Собор увенчан пятью главами и со всех четырех фасадов оформлен колонными портиками.

Храмы и постройки на территории монастыря

Самой старой постройкой Борисоглебского монастыря в Торжке считают Введенскую церковь, возведенную в XVII веке. Здание одноглавого храма сложено из простых объемов и имеет нарядный декор. На сегодняшний день это единственный действующий православный храм на территории обители. Богослужения в нем проходят почти каждый день в 8.00 и 16.00.

В монастыре также можно увидеть домовую церковь настоятеля обители – храм Входа Господня в Иерусалим (XVIII в.), высокую надвратную Спасскую церковь (1804 г.) и часовню Успения Пресвятой Богородицы (начало XIX в.). Очень интересный декор имеет Свечная башня, расположенная в северо-восточном углу обители (1809 г.). Кроме нее, в Борисоглебском монастыре сохранились каменные монашеские кельи, корпус настоятеля, накрытый кровлей погреб-ледник, входные ворота и стены хозяйственных построек.

Как добраться

Борисоглебский монастырь в Торжке стоит в центре города, на правом берегу реки Тверцы, с юга от Новоторжского кремля (ул. Старицкая, 7). Из Москвы до Твери доезжают на автобусе или на электричке. От Твери до Торжка также ходят автобусы и электропоезда.

Читайте также:
Что посмотреть в Пафосе на Кипре?

Борисоглебский мужской монастырь (Торжок)

Мiръ Россия Тверская область Торжок Борисоглебский мужской монастырь (Торжок)

Новоторжский Борисоглебский монастырь — крупный мужской монастырь в городе Торжке; считается древнейшим в Тверской области. Монастырь «не имеет клочка писанной истории вплоть до XVI века, и списки настоятелей открываются ставленниками Грозного». Из житийной литературы XVII века следует, что монастырь основал в 1038 году боярин Ефрем, бывший конюшим киевского князя Владимира I Святославича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Храмы
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Устроителем обители был преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей, который после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями тленного мира. Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно – иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе. Преподобный Ефрем 28 (10 февраля) января 1053 года всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба.

Более 500 лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного и с тех пор, 24 июня совершается празднование открытия его чудодейственных мощей. Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема открыты были мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий.

Преподобный Аркадий Новоторжский (Вяземский), ученик прп.Ефрема, был одним ревностным и усерднейшим помощником в построении Борисоглебской обители. Всенародная молва и всеобщее мнение о его святости, его высоких подвигах духовных вполне подтвердились нетлением его мощей, обретение и перенесение которых празднуется 27 августа, память же преподобного Аркадия совершается 26 декабря.

Борисоглебский монастырь со времени своего существования перенёс множество тяжких бедствий. Вместе с отечеством своим он претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах. В 1237 году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз – во времена великого князя Александра Невского, а 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз – в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками; деревянная церковь Введения Пресвятой Богородицы была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми. Но замечательно, что при всех гибельных разорениях каменная церковь, построенная преподобным, оставалась целой и неповреждённой.

После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV – начале XV веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.

Далее начинается новый период времени для обители. Это период её благоустройства, процветания и возвышения, которых она достигла усердием и ревностью своих настоятелей. Одни из них предпринимали много ходатайств пред государями, испрашивая у них различные средства для благоустройства обители, и в этом имели благополучный успех. Другие настоятели своим влиянием располагали к значительным пожертвованиям благотворительных лиц, которые на свои средства сооружали и исправляли многое в монастыре, служившее к украшению его. Но единственное общее стремление у всех настоятелей к возвышению обители – это строгая иноческая жизнь, соблюдение церковных уставов и продолжительные богослужения в духе древнего православия, что и было главной причиной возвышения обители.

Процветание монастыря продолжалось до революции 1917 года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны. В 1919 году уполномоченные наркомата юстиции вскрыли гробницу, обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема ещё одну голову, о чём был составлен специальный протокол. В 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. Затем был лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы разместился Всероссийский историко-этнографический музей. Дирекция музея предпринимала значительные усилия для реставрации изрядно изуродованного тюрьмой архитектурного ансамбля. Но восстановлению подверглись только Свечная башня да участок крепостной стены, окружающей монастырь. В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и православной церковью. По благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора настоятелем монастыря становится игумен Вассиан (Кураев).

Читайте также:
Погода на Кубе в сентябре 2022 температура воды и воздуха. Отзывы и фото

Приезжают в обитель пять монахов. Но только в 1995 году поселяются они на территории монастыря, в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключённых. В этом же году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время празднования 400-летия Нило-Столобенской пустыни. Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре 1997 года. Сразу же начались работы по его восстановлению, и 24 июня 1998 года в день памяти св. преп. Ефрема Новоторжского возобновилась литургическая жизнь в стенах древнейшего Борисоглебского монастыря.

Храмы [ править ]

  • Собор Бориса и Глеба
  • Церковь Спаса Нерукотворного Образа (надвратная)
  • Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Церковь Входа Господня в Иерусалим
  • Часовня Успения Пресвятой Богородицы в странноприимном доме

Приписные храмы

  • Торжок: церковь Климента Папы Римского
  • Торжок: церковь Воздвижения Креста Господня
  • Иоанна Богослова в г. Торжке

Святыни [ править ]

  • Благоверные князи и страстотерпцы Борисе и Глебе
  • Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские чудотворцы
  • Страстотерпцы Борис и Глеб
  • Сохранившийся древний, вышитый жемчугом покров с главы (мощей) преп.Ефрема Новоторжского чудотворца
  • Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские
  • Предсмертное завещание братии преп. Ефремом Новоторжским
  • Рака, с хранящимися внутри главными монастырскими святынями:
  1. Часть мощей преп.Ефрема,
  2. древний вышитый жемчугом покров с главы преп. Ефрема,
  3. власы (с главы) и часть параманного креста преп. Ефрема Новоторжского чудотворца

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 172006, Россия, Тверская обл., г. Торжок, ул. Старицкая, д. 7

Проезд: Торжок находится почти посередине автомобильной трассы Москва – С.Петербург (примерно 240 км на север от Москвы).

  • Из Москвы: Электричкой (поездом до Твери) или автобусом (отправление от Ленинградского вокзала по заполнению) до Твери.
  • Из Твери электричкой или автобусом (от автовокзала, каждые 30-40 мин) до Торжка.

Паломнику [ править ]

Расписание богослужений:

В монастыре совершаются практически ежедневно.

8.30 – Утреннее богослужение (часы, литургия)

16.00 – Вечернее богослужение

По вопросам, касающимся экскурсий и размещения паломнических групп обращаться к руководителю миссионерско-просветительского отдела Григорьевой Елене Михайловне, тел: +79106469442.

В монастыре имеется возможность подняться на колокольню, а также с открывающегося вида с неё выполнить фотосъемку окрестностей монастыря и города.

Для паломников, желающих посетить обитель, работает благоустроенная монастырская гостиница с отдельными 2 и 4-х местными номерами.

Также монастырь принимает трудников. Условия приема: предварительное собеседование, отсутствие алкогольной и наркотической зависимостей, готовность к участию в братских Богослужениях и внутренних работах по благоустройству монастыря. По всем вопросам и вопросу приема трудников обращаться к игумену монастыря, иеромонаху Арсению.

Фото [ править ]

Борисоглебский монастырь, вид сверху

Церковь Спаса Нерукотворного Образа

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Храм Бориса и Глеба, иконостас

Рака, с хранящимися внутри главными монастырскими святынями

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Сохранившийся древний, вышитый жемчугом покров с главы (мощей) преп.Ефрема Новоторжского чудотворца

Древний покров с главы преп.Ефрема, власы(с главы) и часть параманного креста преп.Ефрема Новоторжского чудотворца

ТОРЖОКСКИЙ БОРИСОГЛЕБСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Торжокский Борисоглебский собор

Новоторжский мужской монастырь во имя святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба в городе Торжке Тверская епархия

Монастырь основан преподобным Ефремом Новоторжским около 1038 года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.

Монастырь претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах. В 1237 году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз – во времена великого князя Александра Невского, в 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз – в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками, деревянная Введенская церковь была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми. При всех гибельных разрешениях каменная церковь, построенная преподобным Ефремом, оставалась целой и неповреждённой.

После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV – начале XV веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.

Далее начинается период благоустройства, процветания и возвышения обители.

Процветание монастыря продолжалось до революции 1917 года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны.

Монастырь в XX веке

В 1919 году уполномоченные наркомата юстиции вскрыли гробницу, обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема ещё одну голову, о чём был составлен специальный протокол. До революции в Борисоглебском соборе почивали мощи основателя обители преподобного Ефрема Новоторжского в серебряной раке, и при них находилась и голова Георгия, родного брата преподобного, положенная согласно завещанию в гроб. Здесь же под спудом находились и мощи преподобного Аркадия, которые никогда не извлекались из под земли. В 1923 году мощи преподобного Ефрема были перенесены в Михаило-Архангельский храм города Торжка. В 1926 году мощи бесследно исчезли.

Мероприятия по закрытию монастыря начались в 1927-1929 годах, когда часть строений монастыря (Входоиерусалимская церковь и братский корпус) были отданы под валяльные мастерские, склады и общежитие льносовхоза. В начале июня 1931 года прокатился шквал арестов монахов Борисоглебского монастыря, и он был окончательно закрыт.

Первоначально комплекс монастыря был передан совхозу имени Молотова. В нем в 1931-1934 годах находилось сельскохозяйственное училище, с 1936 года располагалась воинская часть, в конце 1930-х годов – воинские авиационные склады, затем лагерь для военнопленных, с 1944 года – тюрьма, а в 1985-1988 годах – лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков.

В 1989 году, после вывода из монастыря тюрьмы и ЛТП в нем разместился Всероссийский историко-этнографический музей, в связи с чем начались исследовательские и реставрационные работы. Была проведена реставрация здания Духовного правления, Свечной башни и участка монастырской ограды (северное, южное и частично восточное прясло), отреставрированы главы Введенской и Входоиерусалимской церквей.

Восстановление монастыря

В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и Православной Церковью.

Монастырь был вновь открыт в 1993 году согласно ходатайству епископа Тверского и Кашинского Виктора и Определением Священного Синода РПЦ от 2 октября 1993 года с назначением наместника обители клирика Тверской епархии игумена Вассиана (Кураева).

В 1995 году в обитель приезжают пять монахов и поселяются они на территории монастыря, в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключённых.

Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре 1997 года. Сразу же начались работы по его восстановлению, и 24 июня 1998 года, в день памяти преподобного Ефрема Новоторжского, в монастыре совершена первая Литургия.

Статистика

  • 1995 – 5 насельников
  • 2003 – 11 насельников

Святые

Святыни

  • Рака, с хранящимися внутри главными монастырскими святынями: Часть мощей прп. Ефрема, древний вышитый жемчугом покров с главы преп. Ефрема, власы (с главы) и часть параманного креста преп. Ефрема Новоторжского чудотворца
  • Предсмертное завещание братии преп. Ефремом Новоторжским

Архитектура

Храмы монастыря

  • Бориса и Глеба собор, построен в 1796 году
  • Нерукотворного Образа Спасителя над Святыми Вратами, построена в 1811 году, над сей церковью устроена колокольня
  • Введенская церковь, построена в 1833 году, при сей церкви устроен придел в 1879 году Святых Праведных Иоакима и Анны, под церковью находится трапезная, при церкви колокольня старой архитектуры
  • Входоиерусалимская церковь при настоятельских кельях

Подворье

Приписные храмы

Настоятели, наместники

  • Тихон (1533 – 1536)
  • Киприан (1537 – 1551)
  • Феофил (Стремоухов)
  • Мисаил I (1552 – 1588)
  • Иоаким (1589 – 1598)
  • Никифор, келарь (1599)
  • Константин (1600 – январь 1609)
  • Иона (Волков) (1609 – 1636)
  • Евфимий (1637 – 1652)
    • Иоасаф (? – 1647)
  • Феодосий (1653 – 1664)
  • Кирилл (1665 – февраль 1669)
  • Евстафий (20 августа 1669 – 1680)
  • Сергий I (Велтахов) (1680 – сентябрь 1682)
  • Тарасий (1682 – декабрь 1695)
  • Варлаам I (1696 – 1697)
  • Евфимий II (1697 — 1700)
    • Иона (1697 – 1700)
  • Иоиль (1700 – 1701)
  • Игнатий (1702)
  • Боголеп (1703 – 1704)
  • Герасим (1705 – 1712)
  • Исаия (1713 – 1717)
  • Никон (1719)
  • Макарий I (1720 – 1726)
  • Варсонофий (1726 – 1734)
  • Иларион I (в конце 1734 – 1735)
  • Викентий (1736 – 1744)
  • Адриан (1745 – 1756)
  • Иоасаф (1757 – февраль 1758)
  • Наркисс (февраль 1758 – 5 сентября 1763)
  • Феофилакт (1763 – 1764)
  • Кирилл (Флоринский) (1764 – 1768)
  • Варлаам II (Петров) (1768)
  • Феофилакт II (1768 – май 1775)
  • Стефан (май 1775 – 14 сентября 1776)
  • Иларион (Копьев) (1776 – 22 ноября 1777)
  • Палладий (1777 – июль 1785)
  • Макарий II (1785 – июль 1791)
  • Мисаил II (14 июля 1791- июль 1795)
  • Евгений (Романов) (1795 – 1799)
  • Никанор (1800 – 1819)
  • Сергий II (1819 – 1831)
  • Арсений (1831 – 1836)
  • Платон (1837 – 1840)
  • Сергий III (август 1840 – 1849)
  • Христофор (Эммаусский) (1849 – 1 апреля 1850)
  • Анастасий (Лавров) (май 1850 – 1864) [1]
  • Антоний (Диевский) (1864 – 1887)
  • Макарий (Драницын) (19 августа 1887 – 11 декабря 1897)
  • Арсений (Лебедев) (11 декабря 1897 – 26 декабря 1908)
  • Феофан (Предтеченский) (20 января 1909 – 11 февраля 1913) [2]
  • Симон (Стефанов) (23 марта 1913 – 3 декабря 1924) [3]
    • Феофил (Богоявленский) (1919 – 1920 [4])
  • Иоасаф (1920 – ?) [3]
  • Феодосий (? – 7 сентября 1928)
  • Андрей (Комаров) (упом. 22 августа 1927 – упом. 2 января 1928) [3]
  • Сщмч. Захария (Лобов) (упом. февраль – 7 мая 1929 [3])
  • Александр (Торопов) (1929 – 1931)

    Использованные материалы

    • “Торжокский Борисоглебский монастырь”, – страница сайта Православные храмы Тверской земли:
      • http://hram-tver.ru/torjborisoglebm.html/index.html
    • “Торжок. Борисоглебский монастырь”, – страница Народного каталога православной архитектуры:
      • http://sobory.ru/article/?object=01139
    • “Борисо-Глебский мужской монастырь”, – страница официального сайта Тверской епархии:
      • http://tvereparhia.ru/mitropoliya/tverskaya-eparxiya/14-russ. -r`
    • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. – СПб., 1877. с. 454-455:
      • http://elib.shpl.ru/ru/nodes/13047#mode/inspect/page/240/zoom/4
    • Историческо-статистическое описание Новоторжского Борисоглебского монастыря, составленное Новоторжского Борисоглебского монастыря иеромонахом Илиодором, что ныне строителем Теребенской пустыни // типография Губернского правления, Тверь, 1861, с. 158 -176:
      • http://www.prlib.ru/item/416702

    [1] Димитрий (Самбикин), архиепископ. Монастыри и приходские церкви Торжка и их достопримечательности. – Тверь, 1903. с. 18: http://elib.tverlib.ru/monastyri_i_prihodskie_cerkvi_torzhka

    [2] Определение Св. Синода от 13 – 20 января 1909 года за № 126 // Церковные ведомости. 1909. № 5 (31 января), с. 29; Определение Св. Синода от 6-11 февраля 1913 года за № 1145 // Церковные ведомости. 1913. № 7/8 (21 февраля), с. 41.

    Борисоглебский монастырь в Торжке – старинная мужская православная обитель

    Борисоглебский монастырь в Торжке

    Борисоглебский монастырь – мужская обитель Русской православной церкви, расположенная в городе Торжке Тверской области, одна из самых древних в России. Древний Торжок, величаво раскинувшийся в низине, славится интересной историей и красивой архитектурой. Украшение города – монастырский комплекс, возвышающийся на крутом правобережье реки Тверцы, впадающей в Волгу.

    Основание Борисоглебского монастыря

    Основатель Борисоглебского монастыря – преподобный Ефрем Угрин, который вместе с братьями Моисеем и Георгием служил младшим сыновьям князя Владимира – Борису и Глебу. Любимые сыновья Владимира Крестителя славились праведностью и религиозностью.

    После смерти князя Владимира старший из сыновей Святополк, считая младших братьев конкурентами за власть, тайно подослал к ним стражников, которые закололи царевичей мечом в сердце. Вместе с молодыми князьями погиб брат Ефрема Георгий.

    Ужасы кровопролитной схватки между братьями так повлияли на Ефрема, что он ушел из Киева, удалившись от суеты мира в глухие места. Основавшись в Торжке, боярин Ефрем по мере сил служил Господу: он устроил странноприимный дом, где ухаживал за больными и бездомными, облегчая их жизнь.

    В 1038 году вместе с преданным учеником Аркадием Ефрем основал в Торжке каменный Борисоглебский храм в память об убиенных князьях Борисе и Глебе. Преподобный Ефрем неустанно трудился, обустраивая обитель, ночи проводил в молитвах.

    Вокруг постройки собирались монахи, преподобного Ефрема назначили архимандритом обители, кем он и оставался до смерти 1053 года. Преподобный Ефрем, мощи которого почитались как святыни, похоронен в построенном им храме.

    Монастырь страдал от пожаров и разорения захватчиков. В конце XIV века в обители не осталось ни одного инока, знавшего грамоту. Процветания и возвышения обитель достигла усердием настоятелей.

    Обновление храма

    Возрождение обители началось только во второй половине XVIII века. В 1785 году по распоряжению Екатерины II на прежнем месте заложили новый собор Бориса и Глеба.

    Автор проекта – Николай Александрович Львов, автор 80 архитектурных сооружений. Инициативный и любознательный, он выполнил Борисоглебский монастырь в Торжке в стиле классицизма. Примечательно, что день рождения архитектора приходится на день памяти Бориса и Глеба – 15 мая.

    9 июня 1785 года императрица положила первый камень в основание будущего Борисоглебского собора, на возведение которого выделила деньги. На память о событии Екатерине Великой вручили лопатку из серебра и золотой кирпичик. Главный собор освятили во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба.

    Монастырский ансамбль, сформировавшийся в конце XVIII – начале XIX века, сохранился до наших дней, но нуждается в ремонте и реставрации.

    Трудные времена и восстановление

    В 1925 году Борисоглебский монастырь закрыли. 50 лет здесь содержали тюрьму строгого режима и лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков. В конце 1980 года бывший монастырь передали Всероссийскому этнографическому музею, работники которого начали восстанавливать изуродованные постройки.

    В 1995 году на территории монастыря в одноэтажном корпусе, где жили прежде заключенные, поселились 5 монахов. 24 июня 1998 года, в день памяти преподобного Ефрема, в монастыре возобновилась литургическая жизнь.

    Сейчас в обители живут 4 священнослужителя и один инок, 5 послушников и трудников. Монастырь входит в программу «Культура России», его восстанавливают. Отреставрирован старый братский корпус, который используют как паломническую гостиницу. Начались работы по реставрации трапезной и настоятельского корпуса.

    Архитектурный ансамбль монастыря

    Архитектурный комплекс обнесен стенами с вышками, возведенными в 1734 году.

    Церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы – самый старый каменный храм в городе, построенная в 1620 году на месте старой деревянной церкви. Церковь венчает восьмигранный шпиль, на котором установлен крест. В 1879 году на левой стороне церкви построили придел во имя святых праведных Иоакима и Анны.

    Надвратная церковь Спаса Нерукотворного образа с колокольней – украшение Борисоглебского монастыря, построена в 1804-1811 годах. Большие ворота в виде арочного входа предназначены для торжественных процессий. Слева – малые ворота для прихожан.

    Пять куполов церкви устроены в виде фонарей, последний – полусферической формы виден только изнутри.

    Трехъярусная колокольня высотой 50 метров – самая высокая постройка в Торжке, на которой устроена смотровая площадка. Здесь были устроены часы, пострадавшие во время пожара.

    Свечная башня возведена в русском стиле в 1860 году по проекту местного архитектора Степана Ивановича Гребенщикова. На шпиле нет креста – башню использовали для производства свечей и как библиотеку.

    Двухэтажный настоятельский корпус и кельи выстроены из камня.

    Борисоглебский собор

    Борисоглебский собор со строгим спокойно-величавым фасадом построен по проекту Николая Александровича Львова на месте старого собора.

    Внешний вид собора

    Собор исполнен в форме куба с пятью возвышающимися главами. В центре соборного барабана – восьмигранный купол с полукруглыми окнами. По углам собора – купола полусферической формы с круглыми окнами, которые увенчаны золочеными шарами с возвышающимися на них крестами.

    Фасады храма украшают колонны и портики, стены, покрытые штукатуркой, покрашены в желтый цвет. 4 крыльца, оформленные колоннами, выполнены из белого камня.

    Внутреннее убранство

    Интерьер собора выглядит строго, благородно и просто. По замыслу архитектора, главная роль в интерьере принадлежит пространству, залитому светом.

    Внутренние стены отделаны гладкой штукатуркой, имитирующей мрамор. В нише – образ царя Давида. Чугунный пол украшен росписью. Под шарообразным куполом храма – изображения четырех Евангелистов. В нишах и на столбах – изображение пророков Исайи и Илии, Воскресения Христова и лобзания Иуды, Преображение Господне и Моление Спасителя о Чаше.

    Купол собора поддерживают 4 столба, между ними арки с 12 колоннами, оштукатуренными под белый мрамор и украшенные живописью. На иконостасе 37 икон.

    Первоначально в соборе было три престола: основной – Бориса и Глеба, справа – в память о преподобном Ефреме, слева – Екатерининский. Основной престол украшал трехъярусный резной иконостас, украшенный червонным золотом.

    Святыни и мощи монастыря

    1. Рака с мощами преподобного Ефрема Новоторжского.
    2. Покров с головы преподобного Ефрема, обшитый жемчугом.
    3. Завещание братии преподобного Ефрема.
    4. Церковные принадлежности времен Ефрема Новоторжского.
    5. Икона «Благоверные князи и страстотерпцы Борисе и Глебе».
    6. Икона «Ефрем и Аркадий Новоторжские чудотворцы.

    Борисоглебский монастырь хранит дух старины. Архитектура, сохранившаяся в первозданном виде, – памятник храмового зодчества екатерининской эпохи. В настоящее время собор на реставрации.

    Видео: старейший мужской монастырь в Торжке

    Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

    История

    Устроителем обители был преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей, который после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями тленного мира. Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно – иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе. Преподобный Ефрем 28 (10 февраля) января 1053 года всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба.

    Более 500 лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного и с тех пор, 24 июня совершается празднование открытия его чудодейственных мощей.

    Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема открыты были мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий.

    Преподобный Аркадий Новоторжский (Вяземский), ученик преподобного Ефрема, был одним ревностным и усерднейшим помощником в построении Борисоглебской обители. Всенародная молва и всеобщее мнение о его святости, его высоких подвигах духовных вполне подтвердились нетлением его мощей, обретение и перенесение которых празднуется 27 августа, память же преподобного Аркадия совершается 26 декабря.

    Борисоглебский монастырь со времени своего существования перенёс множество тяжких бедствий. Вместе с отечеством своим он претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах. В 1237 году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз – во времена великого князя Александра Невского, а 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз – в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками; деревянная церковь Введения Пресвятой Богородицы была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми. Но замечательно, что при всех гибельных разорениях каменная церковь, построенная преподобным, оставалась целой и неповреждённой.

    После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV – начале XV веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.

    Далее начинается новый период времени для обители. Это период её благоустройства, процветания и возвышения, которых она достигла усердием и ревностью своих настоятелей. Одни из них предпринимали много ходатайств пред государями, испрашивая у них различные средства для благоустройства обители, и в этом имели благополучный успех.

    Другие настоятели своим влиянием располагали к значительным пожертвованиям благотворительных лиц, которые на свои средства сооружали и исправляли многое в монастыре, служившее к украшению его. Но единственное общее стремление у всех настоятелей к возвышению обители – это строгая иноческая жизнь, соблюдение церковных уставов и продолжительные богослужения в духе древнего православия, что и было главной причиной возвышения обители.

    Процветание монастыря продолжалось до революции 1917 года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны. В 1919 году уполномоченные наркомата юстиции вскрыли гробницу, обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема ещё одну голову, о чём был составлен специальный протокол. В 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. Затем был лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы разместился Всероссийский историко-этнографический музей. Дирекция музея предпринимала значительные усилия для реставрации изрядно изуродованного тюрьмой архитектурного ансамбля. Но восстановлению подверглись только Свечная башня да участок крепостной стены, окружающей монастырь.В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и православной церковью. По благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора настоятелем монастыря становится игумен Вассиан (Кураев).

    Приезжают в обитель и пять монахов. Но только в 1995 году поселяются они на территории монастыря, в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключённых. В этом же году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время празднования 400-летия Нило-Столобенской пустыни. Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре 1997 года. Сразу же начались работы по его восстановлению, и 24 июня 1998 года в день памяти св. преп. Ефрема Новоторжского возобновилась литургическая жизнь в стенах древнейшего Борисоглебского монастыря.

    Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь

    Новоторжский Борисоглебский монастырь – один из древнейших Российских православных монастырей — был основан в 1038 г. преподобным Ефремом Новоторжским, пришедшим в город Новый Торг (ныне Торжок) в 1015 году из Киева. Построенный во времена великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, монастырь считается третьим монастырем со времени их появления в России. Название обители возникло от имен двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.

    Устроитель монастыря преподобный Ефрем был родом из Угорской земли (нынешней Венгрии) и имел двух родных братьев – Георгия и Моисея, вместе с которыми он пришел в Киев на службу к князю Борису, у которого служил в звании конюшего. Равноапостольный князь Владимир приказал в 1015 году сыну своему Борису отразить печенегов, которые нападали на юго-восточные пределы России. Молодой князь с радостью отправился в поход на врагов. В числе дружины были Моисей и Георгий; самому же Ефрему по особенному устроению Промысла Божия не случилось быть в этом походе. Неприятели ещё ранее прибытия Бориса бежали, и князь радостно возвращался домой. На дороге застигла их весть, что князь Владимир скончался и Святополк, усыновлённый племянник Владимира, желая один владеть Русской землёй, объявил себя великим князем и послал убийц погубить Бориса и Глеба. Борис не хотел допустить и мысли о злобе и коварстве старшего брата и не принял никаких предосторожностей. Вскоре, в ночь с субботы на воскресенье, убийцы, присланные Святополком, ворвались в княжеский шатёр и бросились на князя с копьями. Брат Ефрема Георгий, пытаясь защитить господина, загородил его своим телом, был пронзён копьями и умер. Убийцы не смогли снять с него золотую гривну, подаренную Борисом, и отрубили ему голову. А благоверного князя, исколотого, но ещё живого, отвезли к Святополку, который повелел довершить злодеяние — вонзить меч в сердце страстотерпца. Это произошло 24 июля 1015 года на берегах реки Альты, в нынешней Полтавской губернии. Преподобный Ефрем, придя на место убийства князя и желая погрести тело и брата своего Георгия, нашел лишь одну отсеченную главу, которую впоследствии по завещанию прп.Ефрема, братия Новоторжской обители положили в его гроб при погребении.

    Другой брат Ефрема Моисей спасся от смерти и принял монашество в Киево-Печерском монастыре.

    После мученической кончины князей и брата Георгия, прп.Ефрем решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и нуждающимся. Особое Божие провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно – иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу реки Тверцы, на горе. В 1038 году им был построен первый каменный собор в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба. 28 (10) февраля 1053 года архимандрит Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей. До наших дней первый каменный собор Новоторжской обители не сохранился и о его архитектурном облике мы можем сложить представление по иконописным изображениям прп.Ефрема.

    Более пятисот лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного нетленные мощи преподобного были обретены. С тех пор ежегодно 24 июня в Новоторжской Борисоглебской обители празднуется это событие.

    Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема были открыты мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий.

    Преподобный Аркадий Новоторжский (Вяземский), ученик преподобного Ефрема, был одним из самых ревностных и усерднейших помощников в устроении Борисоглебской обители. Он родился в начале XI века в городе Вязьме, происходил из рода купцов Сырейщиковых, отличавшихся особой религиозностью. С малых лет возлюбив сердцем и душой Господа, он всю жизнь посвятил служению Ему. Прикрывая свою высокую ангельскую жизнь юродством, он днём веселил и удивлял недальновидных своей детской простотой, незлобием и мнимым неведением всех нужд мирских и потребностей житейских, а ночь проводил в молитвенной беседе с Богом, на камне, близ собора. Когда случалось быть крестному ходу куда-нибудь из собора, Аркадий за два дня брал метлу, шёл и очищал улицы, начиная от собора до той церкви или того места, куда совершался крестный ход. Вскоре люди стали узнавать об ангельской жизни преподобного Аркадия.

    В то время преподобный Ефрем из Торжка неоднократно ходил в Киев к более опытным старцам-подвижникам. Однажды на пути из Киева зашел он в Вязьму, узнал юношу-подвижника Аркадия, благословил его на преуспеяние в духовном совершенстве. С тех пор Аркадий стал посещать преподобного Ефрема. А со временем, укрепившись в подвигах духовных, оставив дом свой, он ушел навсегда в Торжок, сподобился там от преподобного Ефрема иноческого образа, был одним ревностным и усерднейшим помощником в построении Борисоглебской обители, и, прожив в ней несколько лет, преставился и мирно отошёл ко Господу. Тело его было погребено рядом с телом учителя и наставника, преподобного Ефрема. Всенародная молва о его святости, высоких духовных подвигах и всеобщее почитание вполне подтвердились нетлением его мощей, обретение и перенесение которых празднуется 27 августа, память же преподобного Аркадия совершается 26 декабря.

    За свою многовековую историю обитель первых русских святых переживала периоды разорения и расцвета, становилась местом распространения культуры и письменности по центральной части Руси. Вместе с отечеством своим монастырь претерпел неоднократные опустошения, трижды горел в междоусобных войнах в 1167, 1181, 1372 годах. В 1237 году монастырь подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз – во времена великого князя Александра Невского, в 1258 году литовцы захватили город, разорили монастырь и разогнали братию. Второй раз – в 1609 году, в царствование Василия Шуйского, монастырь с городом были разорены поляками. Деревянная монастырская церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми прихожанами. Но при всех гибельных разорениях каменная церковь, построенная преподобным Ефремом, оставалась целой и неповрежденной. После столь многократных разорений и опустошений монастырь был приведен в крайнюю нищету и бедность, достояние монастыря по описям было очень скудным.

    Далее начинается новый период в жизни обители. Это период её благоустройства, процветания и возвышения, которых она достигла усердием и ревность своих настоятелей. Одни из них предпринимали много ходатайств перед государями, испрашивая у них различные средства для благоустройства обители, и в этом имели благополучный успех. Другие настоятели своим влиянием располагали к значительным пожертвованиям благотворительных лиц, которые на свои средства сооружали и исправляли многое в монастыре, что служило его украшению.

    Архимандрит Новоторжского монастыря Иоасаф II стал впоследствии русским патриархом (время патриаршества 1667-1672), в период правления которого активно издавались миссионерские, катехизические и богослужебные книги.

    В 18 веке монастырь становится активным просветительским центром благодаря стараниям митрополита Платона (Левшина), который, возглавляя Тверскую кафедру, в 1772 году учреждает при Борисоглебском монастыре духовное училище.

    В 1785 году на средства, выделенные императрицей Екатериной II , в монастыре было начато строительство величественного Борисоглебского собора, при закладке которого она присутствовала лично. Вплоть до революции в построенном соборе находились мощи прп.Ефрема, а также его помощника и ученика прп.Аркадия.

    В 1800 году архимандритом Новоторжского мужского монастыря становится архимандрит Никанор, вошедший в историю монастыря как строитель. Он испросил благословение священноначалия на дальнейшую перестройку монастырских зданий, которые после постройки нового Борисоглебского собора, выбивались из нового контекста ветхостью и архитектурным несоответствием. Так, в 1804 г. начато строительство колокольни с церковью Спаса Нерукотворного образа, которая была освящена 27 августа 1811 г.. В 1811 г в ряду монастырской стены, рядом с колокольней выстроен каменный двухэтажный флигель. В нижнем этаже его помещались странники и приходящие богомольцы, а в верхнем впоследствии разместилась церковно-приходская школа, открытая с 1889 года. В 1814 году перестроена из деревянной в каменную Крестовоздвиженская часовня на городской площади. В 1818 и 1819 гг., при архимандрите Никаноре и Сергие II устроен корпус братских келий.

    В 1849 году настоятелем Новоторжского Борисоглебского монастыря был определён архимандрит Христофор. 5 марта 1850 года, по докладу св. Синода, состоялось Высочайшее назначение, а 25 марта рукоположение архимандрита Христофора во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской митрополии, причем рукоположение в Александро-Невской лавре совершал соборно с другими иерархами первенствующий член Синода, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Никанор (Клементьевский), давно знавший и высоко ценивший преосвященного Христофора..В 1855 году он рукоположил в священный сан отца Иоанна Кронштадтского.

    Ещё одним из деятельных архимандритов монастыря был архимандрит Антоний. В 1874 году в царствование императора Александра Николаевича по благословению архиепископа тверского Филофея при архимандрите Антонии на средства новоторжских купцов Василия, Иоакима и Николая Карповичей Штанковских была устроена новая серебряная рака с сенью для прп.Ефрема Новоторжского. В 1879г. усердием купца И.К. Штанковского на левой стороне входоиерусалимской церкви устроен придел во имя св.прав. Богоотец Иоакима и Анны. При сем же настоятеле в сей церкви устроено новое крыльцо с лестницею из тесанного камня высокого достоинства и в 1887 году вызолочена глава на ней и сделана печь под церковью нового устройства. В 1882 г. написан акафист прп. Ефрему Новоторжскому.

    После революции здания монастыря постепенно стали передаваться в ведение местного самоуправления: в 1917 году — здание школы с инвентарем, в 1918 – кельи настоятеля переданы под богадельню…Последним был передан Борисоглебский собор, который действовал как приходской храм до 1931 года, когда святыни собора, в т.ч. мощи преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских были перенесены в Благовещенский храм Торжка. Выставлены на всеобщее обозрение и вскрыты мощи были ещё в 1919 году, о чем был составлен протокол. Вскоре в 1925 году братию распустили, а в монастыре с этого времени до 1944 года размещали различные учреждения: инвалидный дом для мужчин и женщин, валяльную мастерскую со складами, общежитие для трактористов льно-совхоза, совхоз-училище, склады кож-завода и зерно-торга, в предвоенные годы – авиационные военные склады, в период ВОВ – лагерь военнопленных. В августе 1944 года на базе сапоговаляльной фабрики была открыта колония и размещалась она на территории Борисоглебского монастыря. В 1947 году ИТК-4 преобразована отдельный лагерный пункт №101, который выехал из монастыря только в 1982 году в отдельное новое здание на окраине Торжка. Затем в стенах монастыря был лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а после в 1987 г. — Всероссийский историко-этнографический музей, созданный по инициативе Дмитрия Сергеевича Лихачева. В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и православной церковью. Первым после воссоздания настоятелем монастыря по благословению архиепископа Тверского и Кашинского стал игумен Вассиан (Кураев). Первые пять монахов поселились на территории монастыря только в 1995 году, в одноэтажном корпусе, построенном для содержания заключенных. В декабре 1997 года было передано первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря — Введенский зимний храм, а 24 июня 1998 году в нем была совершена первая Божественная Литургия.

    С 2010 года и по настоящее время Новоторжским Борисоглебским монастырем управляет иеромонах Арсений, поставленный игуменом из числа братии Нило-Столобенской пустыни по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора. Количество братии на сегодняшний день – (6) человек, 4 трудника. Силами и трудами братии приводится и благоустраивается территория монастыря, реставрируются здания. При поддержке федеральной программы «Культура России» отреставрирован корпус братских келий, в котором открыта гостиница для паломников и гостей, произведена реставрация и внешняя отделка настоятельского корпуса. Силами монастыря отреставрирована лестница на смотровую площадку и кровля надвратной колокольни, установлен крест, отреставрирована Торговая лавка XIX в., в которой открыта монастырская трапезная. Помимо внешнего восстановления монастыря, идет возрождение и духовной жизни, прежде всего молитвенной. Ежедневно в единственном действующем Введенском храме совершаются богослужения, который открыт для посещения с утра до вечера. Просветительская деятельность также имеет место в жизни монастыря: экскурсии для гостей и паломников, проведение и участие в конференциях, налаживание студенческого и школьного обмена на основе духовно-нравственных, культурологических, познавательных проектов, организация конкурсов детских рисунков, организация пленэров для художественных школ, училищ, Союза художников (проект «Русская Атлантида»), сотрудничество с МАРХИ, организация обмерной практики издательская деятельность, окормление социальных учреждений, сотрудничество с различными СМИ: редакциями газет и журналов, телекомпаниями местного, регионального и общероссийского уровня, создателями народных путеводителей и блогерами – всё это реалии современной жизни монастыря.

    Борисоглебский монастырь в Торжке

    Как правило, путешественники по Тверской и Новгородской области делают в Торжке короткую остановку, в лучшем случае осматривая Новоторжский монастырь. На самом деле, этот маленький городок достоин более внимательного рассмотрения. Я пробыла здесь два дня и программа была очень насыщенной и интересной, в чем большая заслуга нашего экскурсовода Валерия Чукова. В своей авторской экскурсии Город золота, бархата и серебра он показал нам самые интересные места маленького Торжка.

    Торжок – один из старейших городов России. Он никогда не был захвачен иностранцами и всегда находился в составе России. Много интересного и уникального сохранил город до наших дней.

    По пути в Торжок мы проезжали много мест, интересных своей историей, ноя хочу сказать несколько слов про один храм. Он находится в Хотилово, и стоит прямо на Государевой дороге. Его история начинается во времена правления Елизаветы, дочери Петра I. Детей у нее не было, и главным претендентом на престол был ее племянник, Петр. В одном из путешествий, во время возвращения из Твери Петр заболел черной оспой. Он практически умирал и Елизавета Петровна дала обет, что она будет молиться днем и ночью до исцеления будущего императора. И если он выздоровеет, она построит храм, здесь на Государевой дороге. Два месяца, молитвами и лекарствами пытались спасти жизнь Петра. Он излечился и по указу императрицы в Хотилово был построен храм и это место по праву можно назвать чудесным, здесь произошло чудесное исцеление будущего императора.

    А тем временем, мы приехали в Торжок и первая наша остановка в Борисоглебском монастыре, старейшем монастыре Тверской области. О нем я и расскажу вам подробнее.

    Легендарная история его основания возвращает во времена князя Владимира Святославовича, князя новгородского (970-988 гг.) и князя киевского (978-1015 гг.). В опасении потерять киевский престол он убил своих родных братьев Бориса и Глеба. У братьев был верный конюх Ефрем, и когда он узнал о страшной семейной трагедии он оставил мирскую жизнь и ушел искать тишину и покой. На реке Тверце он нашел тихое место на холме, где и остался молиться за упокой Бориса и Глеба. Сначала он основал здесь небольшой монастырь, и упоминания об этом датируются 1037 годом. Сюда начинают стекаться монахи, ищущие уединения, обитель постепенно разрасталась. Бориса и Глеба причислили к лику святых и монастырь получил название Борисоглебский. От него и начинает свою историю город Торжок.

    В 1138 году к монастырю пришли жители Великого Новгорода и попросили у монахов разрешения поселиться около него. Так появилась крепость, а позже — город Новый Торг около монастырских стен.

    Скоро Борисоглебскому монастырю будет 1000 лет, но первоначальные постройки уже не сохранились. И дело не в том, что они были разрушены или уничтожены. Торжок всегда был богатым городом, монастырь получал большие пожертвования и было достаточно средств для перестройки или обновления обветшалых строений. Сейчас самое старое здание монастыря – это храм конца XVII века.

    На другом берегу реки Тверцы, напротив мужского Борисоглебского монастыря, находился женский монастырь, но до наших дней он не сохранился. Эти места были центром культурной жизни города, здесь находились иконописные мастерские, библиотеки. Есть даже версия, что книги из монастырской библиотеки использовал Карамзин при написании «Истории государства Российского».

    Главный храм монастыря, храм святых мучеников Бориса и Глеба, был построен архитектором Николаем Львовым. Он родился недалеко от Торжка, провел здесь свое детство, и сохранил о себе память в прекрасных зданиях города. Сейчас храм закрыт, находится на реставрации, и возможно уже ближайшим летом жители и гости города смогут увидеть сохранившиеся росписи в его интерьере.

    От храма открывается красивый вид на реку Тверца.

    Не менее красивая свечная башня 1870 года.

    В башне находилась монастырская библиотека, и, по преданию, отсюда отправляли книги Карамзину, для написания «Истории государства Российского».

    Колокольня с надвратным храмом Спаса Нерукотворного образа была построена в 1804-1811 гг. Строительством руководил городской архитектор Ф. Ананьин, которого иногда называют «талантливый архитектор-самоучка». Колокольня возвышалась над монастырем и «своей красотой придавала величественный вид всей обители».

    Сейчас колокольня находится на реставрации, но все равно выглядит красиво и празднично.

    В колокольне храма Спаса Нерукотворного Образа есть смотровая площадка, с которой открывается шикарный вид на монастырь и окрестности. Очень рекомендую подняться!

    А когда будете идти наверх, внимательно смотрите по сторонам. В интерьерах сохранились большие фрагменты великолепной росписи, выполненные в 1809 году художником М.Л. Ротокановым. Эта живопись относится к числу лучших образцов церковного искусства своего времени.

    Вид с высоты смотровой площадки.

    На территории монастыря есть действующая церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

    Внутри красиво и спокойно. Можно поставить свечи или просто прогуляться в тишине.

    Глядя на одну из построек монастыря, не сразу можно догадаться, что это монастырский холодильник. Он сохранился с XIX века.

    Было жаль покидать это приятное место, но нас ждали другие новоторжские истории.

    Прошли через входные ворота 1809 года.

    Прощальный взгляд на монастырь…

    Борисоглебский монастырь в Торжке я посетила во время экскурсии Город золота, бархата и серебра, авторского тура Валерия Чукова. Очень рекомендую эту экскурсию, подробное описание и запись на сайте компании Серебряное кольцо. А я уже готовлю другие истории о достопримечательностях Торжка. Stay tuned!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: