Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя в Москве – главный Кафедральный собор России, который принадлежит Русской православной церкви.
История строительства
Изначально храм задумывался как памятник погибшим на Бородинском поле в войне 1812 года. Архитектор Александр Витберг предложил построить собор на Воробьевых горах. С 1817 по 1826 год велось строительство храма Христа Спасителя, пока император Николай І не приказал остановить работы. Такой приказ был связан, во-первых, с завышенной сметой, во-вторых, из-за непрочной почвы на Воробьевых горах, что осложняло стройку.
В 1832 году император выбрал новое место для строительства у берегов Москвы-реки на месте Алексеевского женского монастыря, что был перемещен в с. Сокольники. Главным архитектором постройки назначен Константин Тон. Строительство по новому проекту началось в 1839 году. В день коронации императора Александра ІІІ (7 июня 1883 года) Кафедральный собор был торжественно освящен и с того момента в храме проводились богослужения.
В 1931 году, во времена сталинского режима, правительством было вынесено решение взорвать храм Христа Спасителя, а вместо него создать Дворец Советов. После Великой Отечественной войны на месте бывшего собора 34 года просуществовал открытый бассейн «Москва».
Лишь в сентябре 1994 года правительство Москвы постановило о восстановлении храма Христа Спасителя в прежнем виде. Спустя 6 лет строительство было завершено. Если сравнить сохранившиеся рисунки прошлого столетия и современный вид собора, то внешнее сходство можно найти, но изначальный смысл в храме-памятнике был потерян. Об этой задумке могут напоминать только исторические архивы.
Описание храма Христа Спасителя в Москве
Храм построен в византийском стиле, его высота составляет 103 метра. Общая вместимость внутри собора – до 10 тыс. человек.
До разрушения в храме Христа Спасителя размещался музей в коридоре цокольного этажа. На мраморных досках были написаны имена погибших в войне 1812 года. На сегодняшний день часть музея сохранилась, но была перемещена в обходную галерею Спасо-Преображенской церкви.
Главные святыни внутри храма Христа Спасителя:
- частицы верхней одежды (ризы) Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы;
- гвоздь Креста Господня;
- образы Божией Матери «Смоленская» и «Смоленская-Устюженская»;
- Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны (выносят только два раза в год – в день Рождества и Христово Воскресенье) – старинная книга весом 30 килограмм;
- мощи святых (апостола Андрея Первозванного, князя Александра Невского, а также преподобной Марии Египетской и др.).
Центральную часть в храме занимает главный престол, в южном крыле расположен придел во имя Николая Чудотворца, в северном – придел во имя Александра Невского. Торжественные мероприятия проводятся в Зале Церковных соборов, а также в трапезных палатах.
Расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте – http://www.xxc.ru/ru/timetabl.
Посещение храма Христа Спасителя
- понедельник: с 13:00 до 17:00;
- вторник – воскресенье: с 10:00 до 17:00.
Экскурсии в храм Христа Спасителя, музей и на смотровую площадку организовываются в турфирмах за определенную плату. В индивидуальном порядке экскурсии с гидом не проводятся.
Как добраться
Адрес: ул. Волхонка, 15.
Ближайшая станция метро: Кропоткинская.
От территории храма Христа Спасителя начинается Патриарший мост через Москву-реку. В десяти минутах ходьбы находится Московский Кремль.
Чтобы успеть осмотреть все достопримечательности в центре столицы за несколько дней, советуем забронировать отель в Москве с помощью удобного сервиса Planet of Hotels.
Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя относится к самым известным храмам России. Верующие со всей страны именно здесь собираются на торжественные богослужения, проводимые во время основных православных праздников. Архитектурное величие и пышное оформление может свидетельствовать о важной роли Собора в лоне русской православной церкви и его особом значении для христиан.
История строительства и рождение идеи
Идея строительства храма была озвучена генералом Петром Кикиным в 1812 г. Его возведение должно было означать благодарность Господу и Проведению за благословение, посланное победителям. Прислушавшись к желанию генерала, император России Александр I разрешил строительство сооружения, подписав манифест.
После проведённого конкурса за право предоставить собственный проект, отличившийся величием и монументальностью, был избран победитель – художник Карл Витберг.
Чтобы получить полное утверждение проекта, Витберг принял православие. До этого он состоял в рядах масонского ордена. Для него самого возведение храма несло некий символизм – воплощение идеи масонов в архитектуре.
Император решил избрать местом расположения храма Воробьёвы горы, где и произошла закладка первоначального здания в 1817 году. Первые несколько лет стройки проходили достаточно энергично – на них трудилось около 2 десятков тыс. крестьян. Постепенно темпы работы снизились и к 1825 г. вовсе остановились. В итоге Витберга осудили за растрату и сослали в Вятку, конфисковав всю его собственность.
В 1831 г. новым императором Николаем I был назначен архитектор – Константин Тон. Кроме того, местом постройки храма стала земля на Волхонке. Строительство стартовало в 1837 г. и продлилось почти 45 лет.
1880 год принёс сооружению официальное название – Кафедральный собор во имя Христа Спасителя. Через три года прошла церемония освящения нового здания, сопровождаемая походом из нового Храма до Успенского собора и назад.
Высота Собора достигала 104 м, позволив ему получить звание самого высокого здания в Москве. Вместительность этого Храма превосходила все остальные в России. Постройка Собора стоила стране 14 млн. рублей.
Храм Христа Спасителя очень скоро приобрёл особое значение в культурной жизни России. В нём проводились всевозможные праздники, торжества, свадьбы, юбилеи. Сооружение продолжало действовать и во время революции 1917 года, и после неё – до 1931 года. На месте Храма решено было построить Дворец Советов, а 5 декабря здание взорвали. Чтобы разрушить останки, потребовалось проделать это дважды.
В 1988 году появилась идея воссоздания храма, как покаяние за грехи перед Церковью. Её подала инициативная группа, ставшая впоследствии общиной. Проведённый референдум показал желание и одобрение многих советских людей приобщиться к возрождению Храма.
В 1994 году мэрия Москвы приняла постановление о начале строительства. Проектировщиками будущего кафедрального собора стали М. Посохин и А. Денисов. Окончательное восстановление Храма Христа Спасителя завершилось в 1999 году, а в январе 2000 года с 6 на 7 число провели первую Рождественскую литургию.
Архитектура и стиль Храма
- Здание имеет высоту 103 метра;
- Ширина стен – 3 м;
- Длина всего Храма примерно 80 м;
- Объём сооружения – 524 тыс. м³.
Собор включает несколько комплексов:
- Верхний храм;
- Нижний храм;
- Стилобатная часть;
- Подземная парковка на 300 мест.
Внешний вид Храма дублирует устоявшиеся догмы российско-византийского стиля. Площадь, покрытая росписью в помещении Храма, занимает приблизительно 22 тыс. м². Кроме того, нижний коридор выступает как памятник военным действиям.
Большая часть художественного оформления Собора образуют орнаменты, изготовленные из 50 кг золота. Внутренний свод купола украшен композицией “Отечество” – изображение Бога и маленького Иисуса. Имеется множество росписей, олицетворяющих земную жизнь Христа.
Интересные факты о Храме
Неудивительно, что здание со столь богатой историей и нелёгким путём становления имеет свои загадки и факты, пробуждающие интерес многочисленных туристов.
Вот некоторые из них.
- Когда-то, во времена язычества, на территории современного Храма существовало капище Велеса. Кроме того, здесь же была построена и первая в Москве мечеть. Жрецы язычников, по легендам, наделили это место проклятием, покидая его.
- Одна из служанок монастыря, который был снесён для строительства Собора, воспротивилась уходу со своей территории. Она, привязав себя к дереву, провозгласила проклятие перед тем, как сгореть с останками своего монастыря. Говорят, что “вечный” ремонт Собора – результат последней воли женщины.
- По большей части, строительство Собора проводилось на финансирование от русского народа. Организовывались добровольные взносы, которые подкреплялись деньгами меценатов.
- Обломки Храма, которые остались после взрыва в 1931 году, использовались в постройке метро. Плиты из мрамора сохранились на некоторых станциях метрополитена. Крошево с именами героев России можно встретить на тропинках городских парков.
- Храм Христа Спасителя несколько раз становился центром проведения митингов и скандальных акций. Феминистки протестовали против выборов в Государственную Думу, а спустя год – устроили вызывающий концерт у самого алтаря.
- В Храме Христа Спасителя работает автомойка.
- Есть мнение, что Московский бассейн, закрытый в 1994 году, является результатом взрыва Собора 1931 года. На самом деле, месторасположение Храма находилось немного в стороне.
Храм Христа Спасителя по праву считается главной святыней страны и одной из самых популярных достопримечательностей Москвы, призывающей к себе тысячи верующих и туристов со всего мира.
Местоположение
Храм Христа Спасителя находится в Москве, по адресу Волхонка, 15. Туристам и просто желающим посетить достопримечательность можно доехать к храму на метро – самая близкая к нему станция метрополитена – Кропоткинская. Любители пеших прогулок могут добраться до Собора прямиком из центра Москвы – Кремль находится всего в нескольких минутах ходьбы.
Патриарший мост, расположенный на противоположном от Собора берегу Москвы-реки, является удачным местом для фотографий. Он открывает отличный вид на Храм и ещё несколько достопримечательностей, в том числе Кремль и памятник Петру Великому.
Обратите внимание! График посещения Храма: каждый день с 10:00 до 17:00. Понедельник: 13:00 – 17:00.
Цена билетов: вход в Храм Христа Спасителя бесплатный.
Стоимость экскурсий: определяется турфирмами, которые их организовывают.
На официальном сайте можно ознакомиться с расписанием служб.
Храм Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя – Москва, ул. Волхонка, 17
Храм Христа Спасителя – самый большой храм Русской Церкви. Его высота 105 м., а вместимость – 10 000 человек. Храм был построен в 2000 г. Поэтому его можно назвать одной из самых молодых достопримечательностей Москвы. После окончания строительства, он стал таким же символом столицы, как Кремль, Собор Василия Блаженного или Красная площадь. Помимо верующих, использующих храм, так сказать, по прямому назначению, сюда приходят, чтобы просто посмотреть на это чудо архитектурной мысли, сфотографироваться на его фоне.
Храм Христа Спасителя находится на берегу Москвы-реки, а к противоположному берегу от него идёт пешеходный Патриарший мост. Этот мост – хорошее место для фотографии. Стоя на нём, фоном для фото может служить как сам храм, так и Москва-река с Кремлём вдалеке или памятник Петру Великому, который также хорошо видно с этого моста.
Точный адрес Храма Христа Спасителя: ул. Волхонка, 17.
Доехать ближе всего от станции метро Кропоткинская.
Храм находится примерно в 10 минутах ходьбы от Московского Кремля, и может стать продолжением осмотра достопримечательностей центра столицы. Я бы даже сказал, что если вы не видели Храм Христа Спасителя, то все достопримечательности центра Москвы вы ещё не осмотрели.
История строительства Храма Христа Спасителя
25 декабря 1812 года российским императором Александром I был издан Манифест, согласно которому в Москве должен был быть построен храм в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном. Как отмечалось в Манифесте, храм Христа Спасителя – это знак благодарности Богу за заступничество и помощь, а также в память о тех, кто погиб в боях за свободу Отечества.
Идея строительства храма-памятника была предложена не самим императором, а генералом армии М.А.Кикин, который через адмирала А.С.Шишкова передал ее Александру I, а сама идея строительства храма была широко поддержана всеми слоями общества.
Так, на возведение храма проводилось два конкурса: первый во времена правления Александра I, а второй уже при Николае I. На первый конкурс было представлено 20 различных проектов от самых известных русских архитекторов того времени, однако император Александр I отдал предпочтение проекту А.Витберга, который предусматривал, что собор будет состоять из трех частей, символизирующих Воплощение, Преображение и Воскресение. При этом в нижнем храме планировалось захоронить останки павших во время войны с Наполеоном воинов. Храм решено было строить на Воробьёвых горах. На строительство выделили 16 млн. руб. из казны и большие народные пожертвования.
Храм Христа Спасителя, проект А. Витберга
Однако император Николай I, сменивший на престоле Александра I посчитал проект неудачным и полностью прекратил его реализацию. Официальная версия остановки строительства говорила, что из-за тяжести сооружения и наличия подземных ручьев почва под постройкой стала проседать, поэтому строительство Храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах невозможно.
В 1831 г. Николай I доверяет строительство храма архитектору Константину Тону. Было принято решение возводить храм на месте Алексеевского женского монастыря, откуда собор был виден со всех точек Москвы, также это подчеркивало связь храма с культурой и историей Россией. Существует легенда, согласно которой одна из монахинь из-за переноса Алексеевского монастыря прокляла это место и предрекла, что здесь ни одно сооружение не сможет простоять более 50 лет.
В сентябре 1839 года была осуществлена торжественная закладка храма. К концу года строителями из котлована было вынуто более 20 тысяч кубометров земли и выложено каменное основание собора. В течение следующих 14 лет (1839-1853 гг.) производилось непосредственно само строительство стен храма и куполов, а также внешняя облицовка. В 1855 году на главном куполе был установлен крест. В 1859 году были демонтированы наружные леса, а через год была начата роспись и внутренняя художественная отделка. Данные работы продолжались практически двадцать лет, и только к 1881 году вместе с благоустройством набережной и площади перед храмом данные работы были закончены.
Торжественное освящение храма Христа Спасителя состоялось в один день с коронованием на престол императора Александра III – 26 мая 1883 года.
Храм Христа Спасителя, 1881 г.
В результате практически через 60 лет строительства воплотился в реальность грандиозный пятиглавый храм центрического типа, который имел огромную центральную главу и четыре угловых башни-колокольни. Сам собор имел правильную форму равноконечного креста. Архитектурной особенностью храма стало использование внутри еще одного равноконечного креста, что позволило освободить центральный объем и не загромождать его опорами.
Однако, как и предсказывала монахиня, проклявшая место строительство храма, он простоял всего 48 лет. Уже во времена советской власти по личному распоряжению И.Сталина 5 декабря 1931 года уникальный собор был уничтожен. Первоначально планировалось разобрать часть конструкций и золоченые купола, но строители не справились с этой задачей, так как храм был построен весьма добротно. Поэтому было принято решение об использовании взрывчатки. С первого раза подрывникам не удалось взорвать храм, поэтому пришлось ее повторно закладывать. Кроме того, в течение следующих полутора лет площадка очищалась от обломков храма.
Проект Дворца Советов
Согласно планам советского руководства, на месте храма должен был быть построен Дворец Советов, который по своим размерам в несколько раз превосходил бы храм. Так, планировалось, что здание будет самым высоким в мире и его высота составит 415 метров, а на крыше Дворца будет установлена статуя Ленина. К концу 1939 года было закончено возведение фундамента и отдельных фрагментов здания, но с началом Великой Отечественной войны все работы были прекращены, а металлические конструкции, предназначавшиеся для строительства, были использованы для изготовления противотанковых ежей. В дальнейшем на оборонительные нужды был разобран и фундамент здания.
После войны от идеи возведения Дворца Советов отказались, и в 1958-1960 гг. на месте котлована, оставшегося от храма, сооружается бассейн, который просуществовал до 1994 года.
С началом перестройки в России возникает общественное движение, главной целью которого является возрождение храма Христа Спасителя, а уже в 1989 году официально принимается решение о его восстановлении. В 1992 году президент РФ Б.Ельцин подписал указ «О создании фонда возрождения Москвы», согласно которому храм Христа Спасителя планировалось восстановить в первую очередь. В 1994 году правительство Москвы совместно с московской Патриархией достигли соглашения о восстановлении собора, после чего началась разборка бассейна, а 7 января 1995 года был заложен первый камень в фундамент здания.
Архитектурный проект разрабатывался при участии академика М.Посохина (главный архитектор), архитекторов А. Оболенского, А. Денисова, Д.Солопова. Во время строительства храма была создана специальная комиссия, основной целью которой являлся контроль над тем, чтобы храм точно соответствовал историческим технологиям и образцам, а также всем канонам церкви. Отделочные и художественные работы осуществляли члены Российской Академии художеств под руководством академика З. Церетели. В итоге, храм был восстановлен максимально близко к оригиналу, однако и имеется ряд отличий. Так, новое здание получило цокольную часть, в которой размещаются музей, зал совещаний, технические службы.
Строительство возрожденного храма продвигалось достаточно быстро, и в 2000 году все работы были завершены. Торжественное Великое освящение храма было совершено Святейшим Патриархом Алексием II 19 августа 2000 года.
Видео:
Храм Христа Спасителя в Москве
Храм Христа Спасителя — это большой Кафедральный собор, историческая, культурная и духовная значимость которого очень высока. Это одновременно и памятник павшим в Отечественной войне 1812 года, и благодарность людей Богу за защиту России. Сегодня храм находится в ведении РПЦ, здесь проводятся Архиерейские соборы и другие важные мероприятия.
История
Первые попытки строительства храма Христа Спасителя были предприняты еще при императоре Александре I в. честь победы России над армией Наполеона. Николай I, сменивший Александра I на престоле, в 1832 году пригласил для работ над храмом другого архитектора — Константина Тона, который занимался изучением и применением традиций древнерусского зодчества. Храм решили поставить на месте бывшего Алексеевского женского монастыря, откуда он был бы виден с любой точки Москвы, к тому же, соседство с Кремлем подчеркивало бы глубокую связь храма Христа Спасителя с русской историей и культурой. Храм строился почти 40 лет: с 1839 по 1883 год.
Наконец, 26 мая 1883 года он был освящен в присутствии Александра III и императорской семьи. Вместимость храма составляла до 7200 человек. Фасады храма были оформлены мраморными горельефами работы скульпторов Иванова, Логиновского и Рамазанова, входные двери собора выполнили из бронзы, интерьер собора украшали росписи и каменная отделка (лабрадор, порфир, мрамор). Над украшением храма работали известные русские художники: В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской и другие виднейшие представители академической школы живописи.
Сооружение опоясывала галерея, ставшая первым музеем войны 1812 года: на её стенах находились мраморные доски с летописями Отечественной войны.
Храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет.
Решением советской власти в 1931 году стало уничтожение храма и расширение близлежащей территории для нужд государства. Вместо храма Христа Спасителя планировалось возведение Дворца Советов — утопического проекта самого высокого в мире здания с вращающимся памятником В. И. Ленину на крыше. Однако снести храма Христа Спасителя оказалось не так просто: только два взрыва смогли его, наконец, уничтожить.
Поборов грунтовые воды, строители завершили фундамент Дворца Советов и начали возведение каркаса, однако дефицит стройматериалов во время Великой Отечественной войны скорректировал планы. Фундамент здания использовали для строительства круглогодичного плавательного бассейна «Москва», который стал одним из крупнейших в мире бассейнов под открытым небом. Несмотря на неоднозначную реакцию общественности, бассейн был уникален с точки зрения инженерной конструкции и просуществовал с 1960 по 1994 год, и был закрыт только в связи с экономическими затруднениями в стране.
Идея восстановления храма Христа Спасителя на его историческом месте возникла еще 1980-х годах. К работе над проектом были привлечены реставраторы, однако окончательный вариант внешнего декора храма принадлежит Зурабу Церетели, выполнившему бронзовые медальоны для кокошников.
Строительство и отделочные работы были символично завершены к 2000 году — наступлению нового тысячелетия. Сегодня храм является крупнейшим в России, он вмещает в себя 10000 человек.
Святыни и иконы храма Христа Спасителя
Храм очень значим для православных христиан и является объектом паломничества.
Его внутреннее убранство, изобилующее сусальным золотом, мрамором, порфиром и лабрадором, гармонирует с величием экстерьера. На стенах галереи, расположенной по периметру здания, представлена военная история русского могущества: на мраморных досках сохранены для потомков значительные сражения, в которых принимала участие наша армия, имена полководцев, офицеров и простых солдат, воевавших во славу Родины.
Время от времени в храме Христа Спасителя выставляются православные реликвии из различных святых мест (Пояс Пресвятой, Богородицы, крест апостола Андрея, Дары волхвов, мощи святителя Николая).
Постоянно в храме находятся:
Мощи святителя Филарета Московского. Святой, прославившийся благодаря деятельности пастыря и богословским трудам, запомнился современникам христианским благородством. Его речи и помыслы были искренними, а отношение к миру — смиренным. Митрополит Филарет, стоявший во главе Русской Православной церкви в течение 46 лет, был одним из наиболее образованных иерархов. Благодаря ему Ветхий и Новый завет были переведены на русский язык, а при Московской епархии появилось несколько новых женских монастырей. Святитель милостив и щедр и сейчас, после смерти. У его чудотворных мощей, помещенных в Храм Христа Спасителя в 2004 году, просят помощи и получают ее.
Частица ризы Иисуса Христа. Ключарь Храма Христа Спасителя уверен, что небольшой фрагмент хитона, полученного одним из воинов — свидетелей распятия Сына Божьего, является главной святыней обители. Он хранится в особом аналое, расположенном отдельно от других реликвий. 23 июля, во время Праздника положения Ризы Господней, сокровище, обнаруженное среди экспонатов Ярославского музея-заповедника в 2002 году и переданное Храму Христа Спасителя в 2007 году, выносят к прихожанам.
Частица ризы Богородицы. Хитон Девы Марии, завещанный ею перед Успением ее прислужницам-вдовицам, долгое время хранился на Святой земле. В V веке реликвия была хитростью похищена и перевезена в Константинополь, где не раз творила чудеса. Фрагмент, ставший одной из наиболее значимых святынь Храма Христа Спасителя, был подарен РПЦ Кремлевским музеем в 2008 году. Для ризы также создан отдельный аналой, дающий верующим возможность помолиться и попросить о помощи.
Гвоздь Христа-Спасителя. Подлинный кусок железа, пригвоздивший Иисуса к кресту, попал в Россию в XVII веке. Наряду с другими святынями, он долго хранился в Кремлевском музее и лишь недавно стал достоянием церкви. Его длина составляет 14,5 см, а вес — чуть больше 80 граммов.
Также в храме хранятся чудотворные иконы, многие другие святыни и лики, творящие чудеса. Среди них пять старинных икон, изображающих Святителей Московских, образ защитницы от бедствий, злых людей и катастроф — Смоленской Божьей Матери, чтимый лик Николая-Чудотворца и древний Спас Нерукотворный. В Храме периодически «гостят» и святыни Афона.
Расписание богослужений в храме Христа Спасителя в Москве
Богослужения в храме Христа Спасителя проходят по расписанию, с которым вы можете ознакомиться на официальном сайте. Летом с пиком наплыва туристов будничные службы переносятся в храм «Державной» иконы Божией матери, в выходные проходят в храме Христа Спасителя. Однако перед посещением службы в этот храме лучше уточнить актуальную ситуацию на сайте.
Музей в храме
В храме расположен Патриарший музей церковного искусства, где можно увидеть уникальные предметы православной культуры. Среди свидетельств, посвященных основанию, уничтожению и восстановлению храма, есть чудом сохранившиеся экспонаты: закладная доска со строительства в 1839 году и элементы мемориальных плит. Вход в музей бесплатный, но экскурсия предоставляется только комплексно по всему храму Христа Спасителя и только в составе экскурсионных групп.
На нижнем ярусе храма находится площадка «Центр искусств. Москва», где проводятся выставки, лекции и концерты.
Зал Церковных Соборов
Это один из самых известных и значимых залов для проведения подобных мероприятий. Он открылся в 2008 году и является частью восстановленного храма Христа Спасителя. Зал способен вместить до 1250 посетителей. Его украшают фрески и мозаичные панно, потолок — звездное небо, а в центре находится композиция, показывающая сошествие Святого Духа на апостолов — важное событие, описанное в Новом Завете. По обе стороны от нее размещаются мозаики, изображающие два Града — «Град Небесный» и «Град Земной». Украшением четырех круглых колонн служат портреты известных людей Земли Русской — святых, государственных деятелей, воинов Господних. Помимо роскошного внутреннего убранства, зал отличают удобные кресла и отличное техническое обеспечение. Необычное устройство, в котором зрительный зал не отделен от фойе, создает особую акустику и приятную прохладу. В фойе, любимом уголке гостей, находится зимний сад, полный цветов и дивных растений, маленьких водопадов и скульптур, изображающих фантастических зверей.
В Зале Церковных Соборов регулярно проводятся всевозможные культурные программы — концерты церковных хоров и духовной музыки, детские праздники, фестивали, собрания и конференции. На мероприятия лучше приходить заранее, чтобы избежать очередей на входе и в гардеробе.
Смотровая в храме Христа Спасителя
Еще в дореволюционные времена обзорная площадка в храме Христа Спасителя была одной из самой высоких в Москве. Отсюда было снято много известных исторических фотографий города. С новой смотровой восстановленного храма, возвышающейся на 40-метровой высоте и представляющей собой 4 площадки между храмовыми колокольнями, объединенными воедино, можно рассмотреть все важные строения как советского, так и современного периода. Отсюда видно, как росла и менялась Москва, как живописны Патриарший и Большой Каменный мосты, Кремлевская набережная и Москва-река.
Посещение смотровой площадки часто совмещают с экскурсией по храму. Подъем наверх проводится в сопровождении экскурсовода, можно присоединиться к любой из групп по расписанию. Осмотр длится 30 минут, стоимость составляет 400 рублей. Обратите внимание, что подниматься туда придется пешком. За безопасность волноваться не стоит, смотровая площадка огорожена балюстрадой с кованой решеткой.
Экскурсии
Все экскурсии по храму Христа Спасителя проводятся для посетителей только в составе экскурсионных групп. Группы формируются в туристических фирмах при покупке соответствующего билета. Для индивидуальных посетителей экскурсии не проводятся.
Группам туристов доступны не только внутренние посещения, но и смотровая площадка храма Христа Спасителя.
Стоимость экскурсий в 2022 году
Обзорная экскурсия по комплексу Храма Христа Спасителя длится 1 час 10 минут. В цену билета для граждан РФ входит посещение Верхнего и Нижнего храм, Зала церковных соборов, смотровой площадки
- группа 1-4 человека — 1200 рублей с человека, льготный — 800 рублей,
- группа 5-10 человек — 5500 рублей с группы, льготный — 3500 рублей,
- группа от 10 человек — 550 рублей с человека, льготный — 350 рублей.
Билеты и аудиоэкскурсии
Елка в храме Христа Спасителя
Уже 15 лет в стенах прекрасного храма проводится одно из лучших праздничных представлений для детей в Москве — новогодняя елка. Музыкальная сказка «Дорога в Рождество», основанная на библейских сказаниях, доступно и интересно показывает важность Рождества и православных ценностей в жизни каждого ребенка. Это чудесный рассказ о добре и вере, любви, поддержке и сострадании, гармонично сочетающий традиционный русский дух с новыми технологиями.
«Хозяин Зимнего леса» отправляет гостей в настоящую русскую чащу, где обитают чудеса, герои сказок и невиданные былинные звери. Малышам предстоит помочь главным героям и развить сюжет, участвуя в своеобразном квесте. В храме можно также навести праздничный аквагрим и сфотографироваться с любимыми персонажами.
На Рождество 2019 года творческий коллектив подготовил для детей новое интересное представление — «Особенный день». Девочка Маша совершит путешествие во времени и узнает, откуда произошло Рождество и почему за 2000 лет, прошедших с рождения Христа, люди не перестали верить в чудо. Конечно, на пути главной героини встретятся и трудности, и злодеи.
Празднование Нового года и Рождества в Храме Христа Спасителя пройдет с 23 декабря по 8 января. Продолжительность представлений — от 1 часа, возраст гостей — от 3 лет.
Часы работы
Храм Христа Спасителя принимает посетителей с 10.00 до 17.00 во все дни, кроме понедельника. В этот день его двери открыты с 13.00 до 17.00.
Видео-экскурсия по храму Христа Спасителя в Москве
Как добраться до храма Христа Спасителя
Одна из главных православных достопримечательностей столицы расположена недалеко от Московского Кремля (дорога пешком займет около 10 минут), а ее осмотр может стать продолжением прогулки по историческому центру. Храм возвышается на берегу Москва-реки, а ведущий на другую ее сторону Патриарший мост станет отличным местом для фотосессии.
Транспорт до храма — метро, автобусы и такси.
Метро до храма Христа Спасителя
Если вы следуете на метро, то вам необходимо ехать по красной линии до станции «Кропоткинская». Выход из метро расположен непосредственно рядом с храмом Христа Спасителя, путь до места займет меньше пяти минут. Чуть дальше, чем станция «Кропоткинская» расположены подходящие вам «Боровицская» и «Библиотека им. Ленина». Дорога от них займет в среднем 15 минут.
Наземный транспорт
На автобусах и троллейбусах вы также можете доехать до храма.
Пешком вы можете дойти до храма Христа Спасителя через Патриарший мост, Кремлевскую набережную. Отсюда рукой подать до самых знаменитых достопримечательностей Москвы: Красной площади и Старого Арбата.
Также для поездок по Москве пользуйтесь приложениями такси Uber, Яндекс такси, Gett Taxi, Максим, ЕСТ и другими.
Выход из метро перед храмом Христа Спасителя — панорама Яндекс Карты
Старый мост в Мостаре — главная достопримечательность
Одной из достопримечательностей Мостара является Старый мост, именно про него пойдёт речь в этом посте.
Мост расположен в самой туристической части города, именно тут следует искать лучшие отели Мостара.
Посещение моста является обязательным во время любой индивидуальная пешеходной экскурсии по Мостару, мост является связующим центром двух половинок Старого города, двух народов и двух религий. Тут же начинается любая групповая экскурсия по городу.
Старый мост на карте Мостара

Обратите внимание на эту карту, на ней я указал расположение главной мостарской достопримечательности. Если вы приехади в город на машине, то наилучшей парковкой будет стоянка у церкви Петра и Павла. Там всегда много свободного места, а до исторического центра города 5 минут пешком.
Если вы приехали в Мостар на автобусе или поезде, то до центра города 20 минут пешком, или 5 минут на такси. ЖД и автобусный вокзал так же указал на карте.
Легенды мостарского моста
Практически все легенды Старого моста связаны с его строительство, и именем архитектора Мимара Хайруддина. Так как процесс строительства был весьма шероховатый, то и легенд достаточно много.
Переправу было решено строить в весьма непригодном для подобного сооружения месте, но у архитектора не было вариантов и он принялся за работу.
Первые две попытки были неудачными, построенный мост не устоял и сутки. Заказчик Сулейман Великолепный, узнав про неудачи во время строительства, пригрозил Мимару репрессиями. И дал архитектору последний шанс с условием, если в третий раз мост упадёт в реку, то туда же отправится и его голова.
Хайруддин понял серьёзность намерений и вновь принялся за работу, а рядом был возведён эшафот, который стал для архитектора отличным мотиватором.
Далее имеется несколько токований происходящего. Некоторые легенды гласят, что после постройки моста Мимар Хайруддин прожил под ним трое суток. Так сказать, если провал, то исход неизбежен.
Вторая версия легенды говорит, что архитектор сбежал из под охраны и смотрел на окончание строительства с почтенного расстояния, при разрушении конструкции был готов спешно бежать во всю силу (жизнь всё же дороже признания).
Третья легенда упоминает жену архитектора. Дабы придать мотивации или из-за побега Хайруддина, одну из жён Хайруддина заживо замуровали в мосту, что бы у него была цель построить «на века». Но тут не говорят, сколько у него было жён.
История Старого моста

Изначально на берегах реки был подвесной мост, но рост города требовал появление на его месте более надёжной переправы. Мост начали строить в 1557 году, а завершили в 1566 году. Султан Сулейман Великолепный поручил стройку зодчему Мимару Хайреддину.
Задача для тех времён была весьма амбициозная, так как классический мост с центральной опорой на горной реке построить попросту невозможно, ведь расстояние между берегами более 30 метров, а высота над уровнем реки более 25 метров.
Достоверно известно, что был выложен свод из многочисленных каменных блоков, которые соединяли железными штифтами. Свод укрепили рёбрами жёсткости (по центру и по бокам), а уже потом возвели внешние стены, и вымостили.
По конструкции остаются вопросы, как были установлены леса и были ли они вообще? Или вот ещё один, «горб моста» составляет три метра, современная копия имеет своеобразные ступени. А как в древности по нему ходил народ, и перевозили грузы?
В XVII веке были сооружены крепостные башни: Тара на левом и Халебия на правом берегах.

Башня Тара использовались в основном как склад боеприпасов. В настоящее время внутри расположена часть экспозиции из музея Герцеговины. Время работы музея — с апреля по ноябрь ежедневно с 10:00 до 18:00.

Башня Халебия на нижних этажах имела тюремные камеры, а верхнее пространство использовалось в качестве наблюдательного поста. Сегодня, внизу находится клуб «Мостари».
Разрушение
Мост простоял 427 лет, и наверное прожил бы ещё столько же. Мостарский мост символизировал многонациональное население региона, но это самое население и решило его судьбу. 9 ноября 1993 года во время Хорватско-боснийской войны он был полностью разрушен.
Армия боснийских хорватов подогнала танки, и из 100 мм орудий два дня обстреливала мост до полного разрушения. В конструкцию попало более 60 снарядов, мост, сторожевые башни и часть скалы были уничтожены.
Восстановление

В 1998 году несколько всемирно известных организаций (ЮНЕСКО, Всемирный банк и т.д.) обратились к мировому сообществу за помощью с восстановлением. На зов откликнулись следующие страны и организации: Банк развития Европейского совета, Хорватия, Турция, Италия, Нидерланды и Франция.
Идея восстановить мост из оригинальных блоков провалилась, так как большинство блоков поднятых со дна реки были очень сильно повреждены. Было принято решение изготовить всё необходимое заново (часть найденных оригинальных блоков всё же использовались при строительстве), из того же материала, добытых в тех же карьерах и теми же руками. Для последнего были приглашены турецкие строители из компании Er-Bu Construction Corp, они использовали технику Оттоманской империи.
В 2004 году руководитель ЮНЕСКО и президент Боснии и Герцеговины открывают «Старый-новый» мост.
Прыжки с моста

Считается, что с моста начали прыгать сразу после его введения в эксплуатацию, т.е. первый прыжок состоялся в 1566 году. Скорей всего это всего лишь красивая легенда, но в 2016 году соревнования по прыжкам с моста были юбилейными – 450-ми. А в 1968 году соревнования получили официальный статус, с призами, судейством и бальной системой оценки спортсменов.
Соревнования по прыжкам с моста проводятся ежегодно в конце лета. Прыгуны в 1994 году создали свой клуб Mostari, его штаб-квартира расположена на правой стороне моста.
Что бы прыгнуть со Старого моста требуется быть не только безумцем, но ещё и иметь отменное здоровье и силу воли. Вода в горной реке Неретве всегда ледяная, летом она не прогревается выше +15, в то время как на улице +42 градуса. Прибавьте к температурному удару еще и адреналин, и вы получите смертельную смесь.
Хорошего вам отдыха в Мостаре и приятных прогулок по городу.
lorien22
Записки из подполья
Мостар, часть 1 – Старый мост и невероятное гостеприимство
Мостар, культурная столица Герцеговины – один из самых красивых, дружелюбных и уникальных городов, в которых мне довелось побывать в своей жизни. Dixi.
Выезжаем из Дубровника
По дороге проезжаем несколько симпатичных городков, в том числе Стон, с его знаменитыми устрицами – http://lorien22.livejournal.com/330399.html
Подъезжаем к первой границе Хорватии и Герцеговины
С границами в бывшей Югославии сложнее, чем в наших палестинах. Об этом будет чуть позднее, но первая граница между вышеупомянутыми странами находится в городке Неум – единственным городом Боснии и Герцеговины, имеющим выход к морю. Со всех сторон окружен Хорватией.
Вторая граница, сухопутная, находится в Метковиче. Еще один ценный тамп в моем паспорте. Вообще границы пересекать на Балканах – особое удовольствие. Самое страшное произошло со мной четыре года лет назад, когда я ехал из Хорватии в Словению эту историю ужасов (на полном серьезе) можно прочитать здесь – http://lorien22.livejournal.com/184544.html. Тут все обошлось без Фредди Крюгера, но шмонали нас всеже долго и основательно, в результате чего в Мостар я приехал часа на два позже запланированного.
Тасо встретил меня с машиной прямо на автобусной станции и повез в гестхаус. Боюсь подумать, сколько он меня ждал, но он сказал что “не хотел, чтобы я мок под дождем”. Это первый, но далеко не последний раз, когда я столкнулся с боснийским гостеприимством, равном которому я мало встречал в ходе своих путешествий по миру.
Тасо угостил меня кофе, дал карту города, рассказал про достопримечательности, и вообще решал все вопросы и проблемы, так сказать, одним мановением руки. Тур по Герцеговине, который я сделал с ним на следующий день (про него будет отдельный пост) – тоже стал одним из лучших за долгое время. Частная комната, в которой я жил, находилась на втором этаже, и стоила 22 евро за ночь. Находится примерно в трехстах метрах от главной достопримечательности города – Старого моста. К нему мы сейчас и отправимся.
По дороге мы проходим мимо музыкального центра имени Лучано Паваротти, в котором располагается – внимание – школа рок-музыки.
Школа Рока, Ричарда Линклейтера – один из моих любимых фильмов. Поэтому не сфотографировать здание я не мог.
Золотая Леди, просто красивая скульптура. За ней расположен парк и паб, в котором я смотрел матч Россия-Англия, если не подозревая, какой позор ожидает обе эти команды.
Медресе. Сразу за зданием расположена одна из башен Старого моста
Однако мы к нему прямо не пойдем, а сделаем фокус, и выйдем с другой стороны.
Сделаем мы это потому, что с этого моста октрываются красивые виды на Старый мост
Ну и вот он наконец во всей красе, символ Мостара, символ Боснии и Герцеговины, да и символ всех Балкан, пожалуй.
Старый мост был построен в между 1557 и 1566 годом в период господства Османской Империи при султане Сулеймане Великолепном. Спроектировал мост архитектор Мимар Хайреддин, ученик великого Синана, “Восточного Микеланджело”, как я его называю. Синан построил многочисленные мечети в Стамбуле, в том числе Сулейманийе, в которой похоронен Сулейман Великолепный – http://lorien22.livejournal.com/170719.html, Муради в албанской Влоре, первую мечеть в Европе – http://lorien22.livejournal.com/270065.html, Баню Баши в Софие – http://lorien22.livejournal.com/287333.html, и легендарный мост Мехмеда-паши в боснийской городе Вишеграде, перекинутый через Дрину. Этот самый мост описал Иво Андрич в своей книге “Мост на Дрине”, за которую получил Нобелевскую премию по литературе.
Кстати по слухам, Синан приложил руку и к нашей Стене Плача в Иерусалиме, построив возле нее Ораторий. Это неудевительно, ибо стены Старого города в их нынешнем виде построил именно Сулейман Великолепный. Однако не будем отвлекаться. Мост имеет длину 30 метров, ширину 4 метра и высоту 24 метра над рекой Неретва. Простоял 427 лет, и был разрушен в 1993 году во время Боснийской войны. Обвиняют в этом боснийских хорватов, однако подлинно неизвестно, какая из трех воюющих сторон (боснийцы, хорваты и сербы) разрушила мост. рассказывают, что мост, символизировавший мирное сосуществование многонационального населения как Мостра, так и всей Боснии и Герцеговины, был разрушен именно из-за своего символического значения, но Тасо рассказал мне, что дело было совсем не так. наоборот, все три стороны, понимавшие историческую значимость моста, договорились сражаться в вдалеке от него в городе, и в итоге разрушил его случайный снаряд. Эту же версию я слышал в дальнейшем и от других жителей региона, причем не только боснийцев.
На этом фото хорошо видны сторожевые башни, сооруженные в XVII веке по обе стороны Моста – Тара (слева) и Халебия (справа). Знаменитый османский путешественник Эвлия Челеби в свое время писал, что “обошел 16 империй, и нигде не видел такого моста”. Он также отметил, что имя Мостар означает “Хранитель моста”, и относилось к деревнному мосту, стоявшему над неретвой до Старого моста. Челеби писал, что мост был такой жуткий, что все переходившие его испытывали смертельный страх.
Тяжело сравнивать этот мост с флорентийским Понте Веккио – http://lorien22.livejournal.com/279984.html, или Палтни в Бате – http://lorien22.livejournal.com/279514.html, но Старый мост безусловно один из самых красивых, что я видел в своей жизни. Мы еще к нему вернемся, а пока вид на вторую сторону реки, который кстати, не намного хуже. Или вот такой вид, например. Это же почти как Столовая гора в Кейптауне. Непонятно, почему та так знаменита, а про эту практически никто не знает.
Идем дальше в обход. Мне понравился вот этот домик. Хозяин себе и машинку под цвет подобрал)
Кривой Мост. Впервые упоминается в хрониках в середине XVI века, или если быть точным – в 1556 году. на протяжении двух веков не было более стратегической точки чем этот мост, соедявший как запад с востоком, так и юг с севером. Сделан из камня в форме арки, по римской модели. 8,43 метра длинной и 4,21 метра высотой, он был сконсктруирован в традиционном стиле из вытесанных вручную камней Тенелия.
Мост символично обрушился 31 декабря 1999 года. Официальной причиной называют зимние потопы, но мост сильно пострадал в ходе Югославских войн (1992-1995).
Всего в ходе правления Османской империи в Боснии и Герцеговине было построено двадцать каменных мостов. Двенадцать из них еще стояли, когда началась война в 1992 году.
Вид с террасы на Кривой мост и мечеть, названия которой я уже не помню.
Подымаемся на Старый мост
Немного видов с моста
Вид на сторую часть Старого базара и мечеть Коски Мехмед-паша, с минарета которой открываются лучшие виды на город. Туда мы еще пойдем.
Вид с моста на “Столовую гору”. Она не менее прекрасна, чем Старый мост и я готов показывать ее бесконечно.
Вид на мост, с которого я до этого фотографировал Старый Мост)
Обратите внимание на “площадь” в правом нижнем углу. Я как-то очень удачно поймал ее без людей, но обычно там стоят десятки, а то и сотни индивидуумов, и дожидаются, пока с моста будут прыгать. Дождался этого момента и я.
Прыжки в Неретву с центра моста – традиционный заработок местных жителей, и одно из главных развлечений туристов. Делают это далеко не все, поскольку высота прыжка, в зависимости от уровня воды в реке составляет от 24 до 30 метров и плюс вода в реке ледяная. Вот этот дяденька самый известный, с ним даже открытки есть.
Однако прыгал в итоге не он, а другой чувак. Внизу рядом со мной уже скопилась толпа ожидающих заветного момента.
Наступает он, когда в шляпе набирается 20 евро. обычно берут один евро с туриста, и когда сумма удовлетворяет прыгуна, он приступает к работе.
Двадцать евро для Боснии сумма приличная, но мне лично, как человеку, который боится мостов, высоты и не умеет плавать кажется, что это очень тяжелый способ зарабатывать деньги. Возвращаемся к мосту, и переходим на вторую сторону, к продолжению базара.
Отсюда виды на мост не менее красивые. И горы пострясающие
К сожалению к этому времени туристы и сюда подтянулись
Обратите внимание на камень в углу, Don’t Forget – не забывай об ужасах войны. Нас конечно в Израиле мало чем можно удивить, но я вам рекомендую для перспективы поискать в интернете архивные фото Мостара в те времена. Мороз по коже.
Ну а мы теперь зайдет в мечеть Коски Мехмед-паша
Чтобы вскарабкаться на минарет (обратите внимание – он украшен маген-давидами)
И полюбоваться оттуда видами. на Старый мост, разумеется
На Столовую гору
И на менее туристическую часть города, по которой мы прогуляемся во второй части рассказа про Мостар.
Кстати, рядом с францисканским монастырем (шпиль слева) я обнаружил развалины синагоги, но не будем опережать события. Выходим из мечети
И садимся перекусить
Боснийская кухня, как вы наверное заметили, разительно отличается от хорватской. Бурек с мясом, кофе и потрясающе вкусные чевапи – все вместе 6 евро. Я так наелся, что не мог встать с места, и долго просто сидел и разглядывал витрины окружащего меня базара.
Опять-таки, нас в Израиле восточным базаром не удивишь, но в Мостаре все очень колоритно.
Много еще о чем хочется рассказать, но все в один пост вместить нельзя. Поэтому остановимся здесь, и напоследок выпьем пива. Кстати им меня тоже в Боснии не раз угощали бесплатно. Прекрасная страна, прекрасный город – я уже говорил?
Старый мост в Мостаре
Балканы очень богаты на красивые и необычные мосты. Про самый главный мост Черногории я уже писал. Пришло время самого известного моста Боснии и Герцеговины. Находится он в городе Мостар и называется просто – Старый Мост.
Свою историю мост ведет с XVI века и является объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Но тысячи туристов со всего мира приезжают сюда не из-за истории, а благодаря отчаянным смельчакам, совершающим опасные прыжки с моста в реку.
Этой традиции почти столько же сколько и самому мосту. Первое письменное свидетельство о прыжках относится к 1664 году. Прыжки совершаются с высоты 24-30 метров (в зависимости от полноводности реки), а температура воды близка к нулевой, что делает эти мероприятия очень опасными.
1. Город Мостар считается неофициальным центром исторической области Герцеговина, то есть той части страны, которая этнически и культурно близка Хорватии, хотя хорватов здесь примерно столько же сколько и боснийцев. Находится Мостар на реке Неретве и является четвертым по количеству населения городом страны.
История моста очень символична. Он был построен в 1557—1566 годах, когда Балканы находились под властью османов. Зодчий Мимар Хайреддин выбрал для моста форму дуги с ярко выраженной серединой. Поэт Дервиш-паша Баезидович в XVI веке сравнивал мост с радугой, турецкий географ Хадзи-Калфа считал, что свод моста «удивит всех мастеров мира». Османский путешественник Эвлия Челеби XVII века замечал, что «перешёл шестнадцать империи и не видели такой высокий мост». В то время мост был символом добрососетских отношений хорватов и мусульман, живущий на разных берегах Неретвы.
А через 427 лет, во время Хорватско-бойснийской войны, мост был разрушен. Армия боснийских хорватов начала обстрел моста из 100 мм пушек Т-55 с расстояния два километра с холма Хум на юго-западе. Танковый обстрел длился два дня. До обрушения он получил свыше 60 попаданий. Вместе с мостом обрушились каменные башни и часть скалы, на которую мост опирался. И руины моста стали символом жесточайших Балканских войн.
А в 2004 году мост был восстановлен усилиями ЮНЕСКО, Всемирного банка, Хорватии, Турции, Италии, Нидерландов и Франции. Теперь мост символизирует возвращение к мирной жизни.
А с воскрешением моста в Мостар вернулась и традиция прыжков с него.
2. Прыгают в реку местные не просто так, а за вознаграждение, которое собирают с туристов. Стать прыгуном в Мостаре не просто. Это довольно закрытая группа людей, которые занимаются этим всю жизнь, начиная с детства.
3. В помещениях, прилегающих к мосту находится небольшой музей. А еще здесь есть каморка, где прыгуны греются, отдыхают и мечтают бросить свое опасное занятие.
4. Один из прыгунов-ветеранов. Его можно увидеть на фотографиях туристов десятилетней давности.
5. Во время прыжка прыгуны не отталкиваются, не подпрыгивают, а как будто бы просто падают вниз, расставив руки в стороны и согнув ноги в коленях.
6.
7.
8. В воду входят ногами, выпрямляя их в самый последний момент.
9. И сразу на берег! Всего за минут, проведенных в воде, прыгун очень сильно замерзает.
10. Вот такая опасная традиция.
Интересно, много бы приезжало сюда туристов, если бы прыжки в воду запретили?
11.
Ночью в реку никто не прыгает. Прыгуны отдыхают и тратят заработанное в местных барах, а туристы заполняют собой многочисленные ресторанчики и дегустируют балканскую кухню. То есть, тоже отдыхают и тратят заработанное.
Небольшой репортаж от начинающего влогера ))