Крепость Эребуни
Древние и затерянные города представляют собой особую ценность и особый интерес для историков, археологов, и, конечно же туристов.
Эребуни – один из самых значимых древних городов, с которого начинается история современного Еревана. Для меня, родившейся в Ереване, Эребуни является не просто очередной достопримечательностью, это богатое историческое прошлое, наследие моего города, и моих предков. Наверное поэтому, для кого-то кажущаяся обычной грудой камней и развалин, для меня она представляет особую ценность, и вызывает сожаление, что не удалось сохранить прежнее величие государства Урарту.
Надо признать, так как Эребуни находится сравнительно далеко от центральных районов города, и его основных достопримечательностей, многие тур. операторы в стране не всегда включают в обзорной экскурсии по Еревану её посещение, что, на мой взгляд, является огромным недочетом, ведь история города начинается именно с холма Арин Берд (в переводе – “Крепость Крови”), где и расположена древняя крепость. Меня расстояние в 8 км нисколько не смутило, и я, полная решимости “покорить” старейшую крепость, начала свой увлекательный маршрут.
Как доехать
Так как речь зашла о не самом удачном, с туристической точки зрения, расположении Эребуни, то начну с того, как до нее добраться, если вы решили посетить главную историческую достопримечательность Еревана не в рамках организованного тура.
- Удобнее всего доехать на такси, которое довезет вас прямо к музею и крепости. Стоимость будет варьироваться от 3-4$ (ок. 1500-2000 драм ), если начать поездку из центра города
- Станции метро рядом с Эребуни нет, поэтому вторым вариантом является наземный общественный транспорт. Вариант с пересадкой я не рассматриваю, так как в отдаленных районах города это может быть не очень удобно, поэтому остается лишь один вариант – маршрутка №11, доезжающая до центральной улицы Григор Лусаворич и проспекта Маштоца. Стоимость проезда около 0.20$ (100 драм).
Точный адрес: ул.Эребуни, 38.
Основание Эребуни
Город Эребуни, известный как урартская крепость, был основан в 782 г. до н.э, царем государства Урарту Аргишти I, в качестве своей резиденции, и стратегического военного центра в стране Аза Араратской долины. О годе основания свидетельствует клинопись, найденная во время археологических исследований в 1950 году. Таким образом, она же является первым официальным документом – “свидетельством рождения” Еревана.
В VI веке до н.э. королевство Урарту рухнуло, но Эребуни продолжал свою историю в империи Ахеменидов, в ранние армянские и эллинистические периоды. Это подтверждается артефактами, обнаруженными в Эребуни при археологических раскопках (2 просо монеты, монета Императора Августа, 3 серебряные чашки рупорной формы, и другие, ценные с исторической точки зрения, находки).
Кстати, как не трудно догадаться в разговоре с ереванцами, они очень гордятся своей древнейшей историей, при каждом удобном случае всячески о ней упоминают, и, конечно же, пышно празднуют день основания Еревана. В этот день главные улицы становятся полностью пешеходными, а на центральных площадках города организуются массовые гулянья, развлекательные мероприятия и масштабные бесплатные концерты.
Археологические раскопки в Эребуни
Исследования и раскопки на территории Урартской крепости, начатые в конце 19-го века, продолжаются по сегодняшний день. Однако, фактически, до первой половины XX-го века мало кому было известно об Эребуни. И лишь в 1950 году, когда на холме Арин-Берд начались разведочные работы, выяснилось, что он скрывает более ста гектаров древнейших городских структур, скрытых под внушительным слоем аллювиальной грязи.
Сложные археологические раскопки Эребуни проходили в несколько этапов. Во время первой фазы работ, в середине ХХ-го века, были обнаружены дворец царя Аргишти, залы, храмы, а также более ста комнат с богатым внутренним убранством.
Почти в самом центре этой находки располагались мощные цитадели башни. Сама же крепость представляла собой огромное архитектурное сооружение, на территории которого находился дворец, религиозные и бытовые сооружения, которые, в свою очередь, были окружены тремя рядами мощных стен. Как мне стало понятно из восстановленного макета крепости, в центральной части располагалась площадь, а северо-западная сторона, обращенная к Араратской долине, была занята царским дворцом и храмом, в то время, как юго-восточная и юго-западная части цитадели были отведены для бытовых структур. Дворец также имел два внутренних двора, окруженных большими залами с помещениями для торжественных приемов, с царскими комнатами и помещениями для служащих. Меня поразила, как бы это странно не звучало, некая “современность” урартцев: глядя на все это мне трудно было представить, что меня окружает крепость, которой почти 2800 лет, что все это создано руками человека, во времена, когда никто и не слышал о современной технике и высоких технологиях. Захватывает дух при осознании человеческих возможностей уже тогда!
Большая часть крепости была построена из глиняных кирпичей. Стены, которые возвышались до 12 метров (о чем свидетельствуют сохранившиеся сектора) были покрыты отделкой с обеих сторон, а фасады были окрашены в синий цвет. Остатки красочных фресок доказывают, что потомки армян богато расписывали стены композициями со сложными фигурами и растительным орнаментом.
Кроме того, в юго-западной части комплекса был обнаружен храм Бога Халди – главного бога в триаде урартских богов. Согласно историческим данным, храм имел большое духовное значение.
Из былого великолепия крепости сохранились также удивительные фрески, на которых изображены различные сферы деятельности урартцев. Они являются уникальными образцами искусства древнего Урартского государства. Так, стены храмов были украшены фресками, показывающими сцены жертвоприношения богам, а стены крепости — сцены охоты или сельскохозяйственной деятельности. Также, приблизительно в это же время, были найдены различные артефакты урартского и ахеменидского периода, например керамика, глиняная посуда, украшения, серебряные монеты, ритоны и многое другое.
На возобновленных в 2004 и 2006 году раскопки также было обнаружено большое количество ценных находок, они внесли огромный вклад в дальнейшее изучение государства Урарту. Так, на холме в общей сложности были найдены 23 глиняные таблички и клинописи царей Аргишти I, Сардури II, Русы III. Все эти уникальные артефакты, а также экспонаты, обнаруженные на Краснoм Холме (Кармир Блур), и в разных регионах Армении, представлены в музее Эребуни.
Музей Эребуни
После обнаружения археологическими группами древней крепости Эребуни, и ценнейших артефактов, возникла необходимость создания музея. Музей Эребуни открыл свои двери в 19 октября 1968 года, по случаю 2750-летия Еревана. Он находится на пути к крепости, чуть ниже уровнем холма Арин Берд.
Здесь собраны важнейшие экспонаты, являющиеся ценными ресурсами для Малой Азии, Средиземноморья, ассирийской и месопотамской цивилизаций, а также для понимания роли и крепких связей Урарту с большим количеством исторических событий и вопросов.
Среди богатой коллекции, 649 предметов являются постоянной экспозицией музея, где я собственными глазами увидела вещественные доказательства, подтверждающие наследие Урарту, его развитую экономику, архитектуру и живопись, а также ведущие позиции в оборонительных системах, строительной технике, искусстве керамики и в других отраслях. Удивительными для меня также стали ювелирные находки, например, датируемое 8 веком до нашей эры, совершенно прекрасное золотое кольцо, обнаруженное на холме Кармир Блур.
Кстати, постоянная экспозиция музея в разные годы была представлена в престижных музеях и галереях Франции, США, России и других стран.
Само здание Музея Эребуни повторяет дизайн дворцовых сооружений Урарту, подпорных стен и плоских крыш логического принципа, содержащихся во внутреннем дворе жилого дома.
Полная впечатлений от увиденного, я оставила свой “след” в музее, написав заметку в большой книге посетителей, где, насколько мне известно, уже есть более 20.000 отзывов.
Также на территории музея действует сувенирная лавка, где представлены точные копии найденных артефактов. Я не удержалась, и приобрела прекрасный глиняный кувшин с двумя ручками. Eсли не ошибаюсь он стоил около 10$ (5000 драм).
Кстати, планируя посещение Эребуни, будьте готовы, что осматривая крепость и артефакты у вас не будет возможности присесть и отдохнуть – на территории цитадели и музея, да и в принципе поблизости, нет кафе или магазинов.
График работы
Музей и крепость Эребуни открыты для посещения круглый год, со вторника по воскресенье, с 10:30 до 16:30.
Нерабочие дни – понедельник и официальные национальные праздники.
Для того, чтобы не стоять в очереди, вы можете заранее зарезервировать свой визит по телефону: +374 10458207.
Стоимость билетов и экскурсий
Здесь возможно два варианта:
- Посещение как музея, так и крепости. Стоимость в этом случае составит около 2.5$ (1000 драм), не считая услуг гида – 5.2$ (2500 драм);
- Посещение только крепости. В этом случае стоимость билета составит 500 драм плюс все те же 2500 драм за гида.
Совет: если уж посещать Эребуни, то обязательно с полным “комплектом” – музей и крепость.
Важно: так же, как и в Матенадаране, о котором вы можете прочитать здесь, за разрешение на любительскую видео- и фото-съемку придется доплатить – 2$ (1000 драм).
К сожалению, землетрясения, а также частые войны, стерли с лица земли многие исторические постройки города. Гуляя по Еревану, еще можно обнаружить те немногие сохранившиеся памятники древнейшей истории, которые соседствуют с современной архитектурой города. Сегодняшний Ереван, с его прекрасной Площадью и впечатляющим Оперным театром – основная заслуга архитектора Александра Таманяна, создавшего первый план и макет современного Еревана, в основе которого лежал город в форме овала, и неоклассическая архитектура с ярко выраженным национальным духом. Именно поэтому во время визита в Ереван, просто необходимо увидеть Эребуни – один из немногих свидетельств уникального древнего наследия Еревана, который, как известно, старше Вечного города Рима на 29 лет.
Крепость Эребуни
Чтобы окунуться в атмосферу древности и побродить по улочкам, проложенным ещё до нашей эры, не обязательно отправляться в Грецию или Египет. Сделать шаг в прошлое можно, например, в Ереване, посетив вековую крепость Эребуни (Էրեբունի).
Крепость Эребуни (Էրեբունի)
История
Результаты работы исследователей позволяют утверждать, что селение Эребуни было заложено на возвышенности Арин-Берд ещё в 782 году до н.э. Возникло оно в период правления урартского царя Аргишти I. При нём Урарту процветало, и он решил расширить границы, добавив к своим территориям Араратскую долину, которая располагается на нагорье, сегодня известном под названием «Армянское». Для продвижения дальше по нагорью нужен был населённый пункт. Им и стала крепость Эребуни.
Факты летописей и старинные надписи дают повод полагать, что населили новый город разные национальности. Среди жителей были пленные воины из страны Хати, жители Урарту и других областей Азии.
Народное творчество жителей Урарту (8-й век до н.э.)
Состоял Эребуни из крепостной части на вершине холма и жилых домов у его подножия. Сама крепость занимала площадь около 8 гектаров и включала в себя несколько храмов, дворец и бытовые помещения. Одним из главных сооружений считался храм урартского бога Халди, который по форме был схож с зиккуратом. Другой значимой религиозной постройкой был храм «Суси». Все сооружения были обнесены стеной из глиняного кирпича, высота которой достигала от 7 до 12 метров.
Несколько десятков лет крепость и всё государство процветали. Урарты обосновались в долине, победив местное население. Они организовали каналы для орошения земель, благодаря чему собирали богатые урожаи. В Эребуни строили хранилища для зерна и содержали необходимую военную силу. Такая ситуация сохранялась до 735 года до н.э.
В этот год государство потерпело поражение в борьбе с Ассирией, а позже на Араратскую долину стали совершать набеги киммерийцы. Всё это ослабило влияние Урарту в Передней Азии, а, следовательно, и сам город. Эребуни продолжал жить, но уже всё чаще на военном положении, что отрицательно сказалось на состоянии земледелия и развитии ремёсел.
Картина «Киммерийские походы». Набеги киммерийцев сильно ослабили влияние Урарту в Передней Азии
При раскопках специалисты обнаружили, что Эребуни не был отбит в бою или уничтожен пожаром. Находки позволяют утверждать, что крепость была просто оставлена людьми, которые перешли в другой урартский город — Тайшебаини. Именно в нём было найдено много различных предметов, которые были принесены из Эребуни.
Руины города Тайшебаини. Археологи считают, что, покинув Эребуни, население Урарту перешло жить сюда
Спустя некоторое время Урарту утратило последние силы и ресурсы и прекратило своё существование как государство в 4-м веке до н.э. Однако история крепости на этом не закончилась. Находки археологов позволили говорить о том, что после падения Урарту крепость Эребуни заняли персы и возвели здесь храм, традиционный для их культуры. Кроме того, многие найденные серебряные украшения специалисты также относят к послеурартскому периоду существования крепости. Здесь были обнаружены монеты и конские удила, возможно, принесённые на эти земли из Ирана. Все это позволяет утверждать, что активная жизнь в Эребуни продолжалась ещё долгое время, а окончательно крепость забросили только на рубеже 4-3-го столетий до н.э.
Картина «Персидские воины Дария». Многие ученые считают, что после падения Урарту крепость была занята персами
За многие столетия поселение оказалось погребено в земле. За это время вокруг вырос Ереван, прародительницей которого некоторые учёные считают именно эту крепость. Впервые научный мир вспомнил о ней на закате 19-го столетия. Тогда антрополог А.А. Ивановский купил у одного из местных жителей камень с клинописью. Мужчина утверждал, что просто нашёл его на Арин-Берде. Ивановский изучил находку и вместе с востоковедом М.В. Никольским опубликовал её перевод. На камне говорилось о царе Аргишти I и строительстве хранилищ для зерна. Спустя почти 50 лет здесь начали раскопки, а в 2003 году Эребуни присвоили статус историко-археологического заповедника. В 2012 году сооружение было внесено в перечень «9 самых древних крепостей мира» по версии издания Forbes.
Считается, что столица Армении — Ереван, вырос именно из крепости Эребуни
Как добраться до крепости Эребуни
Заповедник располагается на юго-востоке армянской столицы на землях возвышенности Арин-Берд.
Точный адрес: улица Эребуни, 38.
Как добраться:
Метро:нужная станция носит название Gortsaranayin. Находится она почти в 6 километрах от крепости.
Автобус:пройти до проспекта Арцах и сесть на маршрут под номером 1. Он доезжает до остановки на улице Айвазовского, которая находится рядом с площадью Эребуни и самой крепостью. Этим же автобусным маршрутом можно добраться и с севера или из центра города. Он тянется с северной части Еревана на юго-восток от улицы Лепсия, и проходит по таким крупным улицам, как проспекты Комитас, Маршала Баграмяна, Месропа Маштоца и Арцах.
Крепость Эребуни на карте
Что посмотреть
Раскопки
Первая группа археологов отправилась разведывать состояние этой территории на вершине холма Арин-Берд в 1947 году. Это была команда под управлением археолога и востоковеда Б.Б. Пиотровского. После первых визитов холм заинтересовал специалистов, и в 1950 здесь стартовали долгосрочные работы по раскопкам, во главе которых стал тот же Пиотровский.
Б.Б. Пиотровский — знаменитый археолог, занимавшийся раскопками Эребуни
Первые признаки того, что на этом месте существует целый древний город, учёные обнаружили осенью 1950 года. Археолог К.Л. Оганесян нашёл в земле два камня, которые сыграли важную роль в судьбе этих раскопок: надпись на одном из них говорила о возведении хранилища зерна, а на другом — о строительстве правителем Аргишти I крепости Эребуни. После этого специалисты предположили, что эта земля может хранить остатки многовекового поселения.
В 1952 на проведении этих работ было задействовано уже целых две группы: одна от Института археологии и этнографии Армянской ССР, вторая — от Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. Даже через несколько лет проведения раскопок специалисты всё ещё сомневались в том, было ли Эребуни целым поселением. Причиной был тот факт, что многие предметы с надписями «Эребуни» были найдены не здесь, а на другом холме в западной части города. Всё встало на свои места в 1958 году, когда одну из табличек, говорящую о создании крепости, нашли вмонтированной в стену.
Надписи времен государства Урарту
В 1968 году были начаты работы по раскопке улиц древнего поселения, существовавшего рядом. Оно располагалось немного восточнее самой крепости. В 2002 году спонсировать процесс стал фонд Сороса. Для археологических исследований этого места в Армению прибыли западные коллеги, которых также заинтересовала эта находка. В период с 2008 по 2011 годы раскопки велись совместными силами Армении и Франции. В 2010 специалистам удалось отыскать остатки урартской настенной живописи. Археологические работы в самой крепости на Арин-Берде на сегодняшний день законсервированы. Многие элементы сооружения отреставрированы и входят в программу экскурсий по заповеднику.
Раскопки на территории крепости в 2010 году
Музей крепости
Музей, построенный неподалёку от места раскопок крепости Эребуни, распахнул свои двери для посетителей осенью 1968 года. Решение о его организации было принято руководством страны после того, как археологические работы на трех объектах границах Еревана — Арин-Берде, Кармир-Блуре и Шенгавите, принесли большое количество значимых и интересных находок.
Главный вход музея крепости
Разработку проекта будущего музея поручили архитекторам Шмавону Азатяну и Багдасару Арзуманяну. В форме сооружения они решили повторить некоторые черты дворцов и типичных жилищ, характерных для государства Урарту. Также интересными элементами постройки стали внешние звуконепроницаемые стены и крыша над внутренним двориком. Скульптурные изваяния для декора здания выполнил народный художник республики Ара Арутюнян. Сооружение получилось интересным и даже удостоилось диплома Союза архитекторов СССР в 1970 году.
Обьемный макет Эребуни
Первым автором, составившим основную экспозицию музея, стал доктор исторических наук Лаврентий Барсегян. Именно он собрал воедино все находки и сумел организовать их таким образом, чтобы каждый посетитель мог без труда познакомиться с историей Эребуни.
Сегодня в фондах музея хранится более 11 000 находок, относящихся к разным периодам истории этих земель. Все предметы систематизированы и разделены на 128 коллекций. Одним из принципов деления стало то место, где был обнаружен предмет. В современную постоянную экспозицию входит 649 экспонатов. Одно из помещений в правом крыле сооружения отведено и под временные выставки. В нём размещают последние находки с ведущихся раскопок, фотографии археологических работ и другие актуальные экспонаты. Также периодически эту часть музея используют для проведения научных дискуссий и пресс-конференций.
В 2010 году при музее был открыт сувенирный магазин. Интересен он тем, что помимо обычных сувениров, здесь можно приобрести различные предметы, являющиеся точными копиями древних экспонатов музея, например, статуэтку грифона, старинный урартский кулон или вазу.
Вид на Ереван с крепости
С момента своего открытия музей стал одной из важных достопримечательностей армянской столицы. Каждый год его посещают сотни жителей Армении и туристов из других стран.
Часы работы и стоимость билетов
Планируя визит и заказ экскурсии, необходимо учитывать, что открыты территория и музей Эребуни с 10:30 до 16:30 всю неделю за исключением понедельника и крупных праздников.
Экскурсии
В комплексе предлагаются экскурсионные программы двух видов:
-
Первый включает в себя осмотр, как самой территории крепости, так и постоянной экспозиции музея. При выборе этой экскурсии входной билет по стандартному тарифу обойдётся в 1000 драм (
150 руб. ) , для детей и студентов — в 300 драм (
45 руб. ) , а цена услуг гида будет равняться 2000 драм (
300 руб. ) . При заказе экскурсии на каком-либо другом языке, кроме армянского, цена будет выше — 2500 драм (
375 руб. ) .
Также посетителям предлагается экскурсия непосредственно по самой крепости. В этом случае по стандартному тарифу необходимо будет заплатить 500 драм (
75 руб. ) за вход, школьникам и студентам — 200 (
30 руб. ) , а цена самой экскурсии составит 1000 драм (
150 руб. ) . Однако работа гида, говорящего на каком-либо другом языке, будет стоить так же 2500 драм (
375 руб. ) . Также ещё 1000 драм (
150 руб. ) придётся доплатить тем, кто захочет по ходу экскурсии делать фото.
Посетителям предлагается два вида экскурсий
Во вторую пятницу каждого месяца школьники имеют право на бесплатный билет, что позволит сэкономить при семейном посещении крепости.
Панорама крепости Эребуни
Крепость Эребуни на видео
Заповедник Эребуни представляет собой поистине впечатляющее место. Сама крепость, прилегающие к ней кварталы старинного поселения, экспонаты музея. Всё это позволяет заглянуть за границы нашей эры, узнать, как и чем жили предки, и понять всю важность трудов учёных. Также, здесь до сих пор продолжаются исследования территории, которые очень любопытны сами по себе. Это место напоминает гостям о том, какие масштабы имеет всемирная летопись, и знакомит с такими редкими примерами архитектуры, как, например, храм бога Халди.
Визитная карточка
Адрес
улица Эребуни, 38
Стоимость билетов
Экскурсия по музею и крепости:
Стандартный тариф — 1000 драм (
150 руб. ) ;
Для детей и студентов — 300 драм (
45 руб. ) ;
Услуги гида — 2000 драм (
300 руб. ) ;
При заказе экскурсии на каком-либо другом языке, кроме армянского — 2500 драм (
375 руб. ) ;
Экскурсия по крепости:
Стандартный тариф за вход — 500 драм (
75 руб. ) ;
Для детей и студентов за вход — 200 драм (
30 руб. ) ;
Экскурсия — 1000 драм (
150 руб. ) ;
Услуги гида — 2500 драм (
300 руб. ) ;
Фото — 1000 драм (
Время работы
Ежедневно с 10:30 до 16:30;
За исключением понедельника и крупных праздников
Армения, часть II: Крепость Эребуни
Я прилетел в Ереван 16 апреля, разжился картой города на стойке информации в аэропорту, встречающий водитель Левон довез меня до снятой квартиры около площади Сахарова, я закинул сумку, вышел во двор, сориентировался на местности и пошел пешком на южную окраину Еревана до крепости Эребуни посмотреть на место, с которого началась история столицы Армении. Путь занял примерно два часа, я часто отвлекался на фотографирование, на местности эти выглядит просто как прямая дорога на юг по проспектам Тиграна Меца и Арцаха. А потом свернуть налево к холму Арин-Берд, который господствует над окружающей местностью. Археологический памятник меня скорее разочаровал своей запущенностью и излишней реставрированностью, зато музей оказался весьма интересным. А теперь по порядку.
1. Путь пролегал по южной диагональной улице ереванского центра города, имеющего своеобразную кольцеобразную сеть бульваров и улиц, прорезанную большими проспектами по диагонали и более мелкими улицами-хордами. Мимо Собора Святого Григория Просветителя, самого большого армянского собора, мимо памятника какому-то неподписанному историческому деятелю, непохоже, что это был царь-креститель Тиридат III, уж больно воинственно выглядит.
2. Дальше мимо вокзала с памятником Давиду Сасунскому выполненному в классическом ампире 50-х годов. Такой вокзал категорически не соответствует перевозкам. Единая ж/д сеть Союза оказалась разорванной из-за войн в Карабахе и Абхазии, сейчас там ходят пара поездов для Грузии и несколько куцых пригородных электричек из локомотива и одного-двух вагонов, однажды видел такой из кабины машины, жаль сфотографировать не успел.
3-4. А потом идут обычные кварталы Еревана, обычно из пятиэтажных хрущевок, в советское время здесь был рабочий пригород с заводами и фабриками, ходил трамвай. Сейчас там преимущественно район небольших авторемонтных мастерских, магазинов запчастей, моек и прочей подобной направленности. Все столбы увешены объявлениями о маршрутках в Россию. Попадаются и артефакты советских времен.
5. Музей Эребуни находится на склоне сплошь заросшего холма, так что его даже трудно снять с лежащей внизу площади с интенсивным движением. По идее, сюда можно добраться на маршрутке №1 от проспекта Меца (на ней туда я ехал обратно), только сначала спросите точно ли она идет к Арин-Берду.
6. Внизу у лестницы памятнику основателю Эребуни царю Урарту Аргишти I, который, с моей точки зрения, категорически похож скорее на какого-нибудь китайского государя-вана. Проблемой для скульптора было практически полное отсутствие портретов урартских царей на найденных памятниках, из известных мне есть только стилистическое изображение царя Сардури II, сына Аргишти на колеснице выгравированное на бронзовом колчане для лука. Вот поэтому включили фантазию и как-то по-восточному получилось.
7. Стилизованные стражи ворот. Слева сфинкс, урартское крылатое божество (со статуэтки в Эрмитаже), кто-то перешедший из зооморфных богов каменного века в антропоморфные божества Ближнего Востока. А справа – знакомый вам всем грифон, чей образ скорее всего пришел из Персии.
8-9. Настенные панно на здании музея. Справа – ремесленники и крестьяне, слева – царские воины. Военная мощь Урарту основывалась на добыче и обработке железа, эта технология пришла из соседней Анатолии, отчасти причиной столкновения с находящейся южнее могущественной Ассирией было стремление за контролем над торговлей железными изделиями через караванные пути из Малой Азии в Двуречье.
10. Предыстория Эребуни такова. Армения не была историческим ядром Урартского государства (или Ванское царство, как его называют в современной историографии), оно было основано союзом племен вокруг соленого озера Ван на Армянском нагорье, на востоке современной Турции, как ответ на постоянные набеги ассирийцев начиная с XIII века до н.э. Государство складывалось почти четыре века под постоянным натиском с юга, суровые природные условия нагорья не прельщали завоевателей на постоянное господство, обычным были только летние вторжения с целью пограбить. С началом железного века появилась возможность как увеличения урожайности при обработке полей железными орудиями, так и возведения укреплений из камня, который раньше не поддавался бронзе. Впрочем, эти два металла просуществуют вместе еще не один век. Не говоря уж о простом оружии, сами ассирийцы старались захватить как можно больше урартских железных мечей, кинжалов и наконечников копий при вторжениях.
11. А вот с этого камня собственно и начался Ереван. “Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил; установил её имя Эребуни для могущества страны Биайни и для устрашения вражеской страны. Земля была пустынной, могучие дела я тут совершил. Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, царь могущественный, царь страны Биайни, правитель города Тушпы”. Только одно но – я точно такой же камень потом увидел в Историческом музее, но не понял, где оригинал, а где копия.
12. Окрепшее к IX веку до н.э. Ванское государство само начало экспансию, но не против Ассирии, а против буферных государств в Малой Азии – остатков хеттской державы – лежавших на торговых путях и против племенных союзов Закавказья. Одна из таких земель на современной ереванской равнине называлась Аза, и была покорена урартским царем Аргишти Первым во время его завоевательного похода 782 года до н.э. к озеру Севан. Для упрочнения власти над долиной царь основал крепость Эребуни на господствующем холме и переселил сюда, в духе восточных владык, 6600 воинов из подвластных земель у Ефрата. Так что урарты на территории сегодняшней Армении все же не коренное население, а прежде всего завоеватели с юго-запада. Хотя в музее постоянно подчеркивается неразрывность культурной традиции от завоевателей с Вана до наших дней.
13-15. Самая богатая экспозиция наследия Урарту находится в Ванском музее в Турции, много артефактов в Историческом музее Еревана, но там нельзя фотографировать. Зато в музее Эребуни, несмотря на относительную немногочисленность собрания фотографировать можно, и я часа два провел рассматривая находки. Выше на снимке информщита уже упомянуто про вино и пиво, поэтому вот несколько керамических сосудов. Вот эти продолговатые справа и предназначались для пива.
16-18. Горшок на фото выше – из обнаруженной в 1984 года прямо на территории одного ереванского завода нетронутой гробницы. Что же касается просто воды, то из района Гарни в крепость был проведен хорошо спрятанный водопровод и внушительных цилиндрических каменных блоков-труб. Некоторые из них имели прорези для контроля качества воды и очистки. В древнегреческих городах века спустя такие трубы будут делать из глины и более скромных размеров.
19. Реконструкция колесницы. Привнесенная во II тысячелетии до н.э. индоевропейскими миграциями в Передняя Азию колесница стала на тысячу лет главным ударным оружием многих цивилизаций древности и безусловным знаком знатности воина-колесничего. Такой стратегический материал, как гибкая древесина березы для колес, хетты из Передней Азии и даже кочевники-гиксосы из Древнего Египта импортировали из современной южной России.
20. Бронзовый шлем и щит из раскопок. Фронтальные стороны некоторых найденных урартских шлемов украшались своеобразным зигзагообразным декором, видимо, изображающим молнию, символ Тейшебу – бога войны и грозы. И я несколько сомневаюсь, что такой метровый в диаметре щит использовался в военных, а не каких-либо ритуальных целях, в нем на глаз килограмм двадцать металла, что явно превышает возможности обычного воина.
21. Редкая находка – целый железный меч в ножнах и наконечники стрел. На заре добычи и обработки железа оно стоило дороже золота на вес, но и тысячелетие спустя это было очень недешевым оружием, которое старались беречь.
22. Бронзовые колокольчики имели скорее всего религиозное назначение.
23. Формы для отлива металлов и остатки брони в виде чешуек металла.
24. Точно такие же трапециевидные отвесы для ткацкого станка я буду находить в археологических экспедициях в Крыму. Есть вещи в древнем мире, которые не менялись веками даже в деталях.
25. Очень одинокий и интересный идол из собрания. В Историческом музее Еревана есть такие же, но крупнее.
26. Пара рисунков из найденных в Эребуни примеров стенной живописи. На верхней скорее всего леопард, ареал его обитания некогда включал в себя весь Кавказ. Плюс сверху отдельная хищная голова. И лошадка.
27. После краха Урарту под ударами ассирийцев и последующего восстания подчиненных племен крепость Эребуни становится не нужна до следующего государства в этом регионе – державы Ахеменидов. Современная Армения тоже представляла для персидских царей окраину мира, поэтому продолжала исполнять функции приграничной крепости.
28-29. Из этого времени остались самые известные экспонаты музея – серебряные ритоны с сочетанием элементов восточного, древнегреческого и урартского искусства, примерно V века до н.э.
30-31. Дальше я сфотографировал схемы-реконструкции крепости.
32-33. . пару картин современных художников, которые противоречили друг другу.
34. . и отправился на вершину холма посмотреть, что осталось от собственно раскопанной крепости.
35. Ответом было – практически ничего. Я видел много памятников археологии в той или иной степени сохранности, но сама крепость Эребуни оказалась совершенно заброшенной и наглухо зареставрированной, самого чувства окружающей старины там не было и в помине.
36. Например в реконструкции перистильного двора храма Халди, верховного божества урартского пантеона, бога плодородия и царской власти, устроили склад стройматериалов.
37. В итоге я чего-то разозлился на такое пренебрежение, походил по периметру, походил внутри, сделал несколько снимков окраин города, полюбовался Араратом в разрывах облаков и пошел вниз искать транспорт до центра. Если через год опять доеду до Армении, то может быть найду настроение по-пристальнее там походить. А тогда мне не понравилось.
38. Также рекомендую отличный пост о музее и крепости Эребуни от уважаемого maximus101 . А по приходу домой меня встретило сообщение от хозяйки квартиры, приглашавшее на весь следующий день в экскурсию на юг Армении к монастырю Татев. В планах у меня так далеко забираться не было, но раз есть оказия с транспортом, то надо ехать. Об этой поездке я напишу в следующем очерке.
Крепость Эребуни – Erebuni Fortress
Крепость Эребуни (Армянский: Էրեբունի ), также известный как Арин Берд (Армянский: Արին Բերդ ; означает «Крепость крови»), Урартский город-крепость, расположенный в Ереван, Армения. Это 1017 метров (3337 футов) над уровнем моря. [1] Это была одна из нескольких крепостей, построенных вдоль северной границы Урарта, и был одним из самых важных политических, экономических и культурных центров огромного королевства. Само название Ереван происходит от Эребуни. [2]
Содержание
- 1 Этимология
- 2 История
- 3 Архитектура
- 4 Раскопки
- 5 Галерея
- 6 Смотрите также
- 7 Примечания
- 8 дальнейшее чтение
- 9 внешняя ссылка
Этимология
На надписи, найденной в Кармир Блюр, то Урартский глагол Эребу-ни используется в смысле «захватить, грабить, украсть или похитить» с последующим изменением прямой объект. Ученые предположили, что это слово, как неизменный прямой объект, может также означать «брать» или «захватить», и поэтому полагают, что Эребуни во время его основания означало «захват», «завоевание» или «победа». ” [3]
Черкесский фольклорист Амджад Джаймуха дает альтернативную этимологию, [4] тем не мение: Эри (имеется в виду Èrs, гипотетические люди без упоминаний в каких-либо исторических записях) + буни. По словам Джамухи, буни происходит от нахского корня, породившего Чеченский слово булочка имея в виду убежище или хижину; однако корень означает просто «логово» или «убежище» и имеет индоевропейский корень. Чеченское «булочка» происходит от армянского слова Буйн (բույն) для “гнезда” или “логова”, от Протоиндоевропейский * bʰeuH-no-, от * bʰeuH- («быть; расти»). Родственные слова включают санскрит भुवन (бхувана, «мир»), албанский булочка («пастушья хижина») и среднеперсидский بن булочка (“Нижний”). Возможно, это породило слово фургон по-армянски (язык с сильным урартским субстратом), что также означает убежище. Ван как корень также присутствует во многих других топонимах в исторической Армении, включая город Ван, Озеро Севан, и Нахичевань, поэтому вполне вероятно, что фургон в Ереван это еще один прямой перевод корня. Джаймуха также утверждает, что название Эр также служит корнем для долины Аракс (ущелье Эрашки) и для средневекового грузинского названия, использованного в Грузинские хроники для озера Севан – «Озеро Эрета». Теории Джамухи не получили широкого признания среди основных лингвистов, антропологов или историков.
История
Эребуни был основан урартским царем Аргишти I (ок. 785–753 до н. э.) в 782 г. до н. э. [5] Он был построен на вершине холма под названием Арин Берд с видом на Река Арас Долина служила военным оплотом для защиты северных границ королевства. [6] Он был описан как «спроектированный как великий административный и религиозный центр, полностью королевская столица». [7] По словам Маргариты Исраелян, Аргишти начал строительство Эребуни после завоевания территорий к северу от Еревана и к западу от Еревана. Озеро Севан, примерно соответствует тому месту, где находится город Абовян в настоящее время находится. Соответственно, пленные, которых он захватил в этих кампаниях, мужчин и женщин, были использованы для строительства его города. [8]
Осенью 1950 г. археологическая экспедиция под руководством Константин Оганесян обнаружил в Арин Берде надпись, посвященную основанию города, которая была вырезана во время правления Аргишти. Две другие идентичные надписи были найдены на цитадели Эребуни. Надпись гласит:
Величием Бога Халди, Аргишти, сын Menua, построил эту могучую цитадель и провозгласил ее Эребуни во славу Биайнили (Урарту) и вселить страх в врагов царя. Аргишти говорит: «Земля была пустыней до того, как я совершил на ней великие дела. Благодаря величию Халди, Аргишти, сын Менуа, могущественный царь, царь Биайнили и правитель Тушпа.” [9]
Аргишти оставил аналогичную надпись в урартской столице Тушпе (ныне Ван), а также заявив, что он привел 6600 военнопленных из Хате и Цупани, чтобы заселить свой новый город. [10] Подобно другим урартским городам того времени, он был построен по треугольной схеме на вершине холма и окружен 10-12-метровыми (33-39 футами) высотами. валы. За ними здания были разделены центральной и внутренней стенами. Стены были построены из самых разных материалов, в том числе из базальта, туф, дерево и саман. [10] Аргишти построил здесь величественный дворец, и раскопки, проведенные в этом районе, показали, что другие известные здания включали королевский актовый зал с колоннадой, храм, посвященный Халди, цитадель, в которой размещался гарнизон, жилые помещения, общежития и кладовые. [11] Внутренние стены были богато украшены фресками и другими настенными росписями, изображающими религиозные и светские сцены. [12]
Сменявшие друг друга урартские цари сделали Эребуни своим местом жительства во время своих военных кампаний против северных захватчиков и продолжали строительные работы по возведению защиты крепости. [13] Короли Сардури II и Руса I также использовал Эребуни как плацдарм для новых захватнических кампаний, направленных на север. [14] В начале шестого века урартское государство под постоянным иноземным вторжением рухнуло.
Вскоре регион попал под контроль Ахеменидская империя. Стратегическое положение, которое занимал Эребуни, не уменьшилось, однако, он стал важным центром сатрапия Армении. [10] [15]
Несмотря на многочисленные вторжения сменявших друг друга иностранных держав, город никогда не был заброшен и был постоянно заселен в течение следующих столетий, в конечном итоге разветвившись, чтобы стать городом Ереван. [14] [16] Близость Эребуни к Еревану была отмечена на великолепном празднике, проведенном в сентябре 1968 года в ознаменование 2750-летия Эребуни. [10]
Архитектура
Крепость Эребуни находилась на вершине холма Арин Берд высотой 65 метров (213 футов) в качестве стратегической позиции с видом на Араратская равнина и главные дороги, ведущие к цитадели. [17] Из него также открывался вид на тесный урартский городок, состоящий из жилых домов внизу, у подножия холма.
Главный вход в крепость находился на более пологом юго-восточном участке холма. Он вёл в центральный двор цитадели. Здесь проходили церемонии, которые проводила личная охрана Аргишти I и гвардейцы крепостного гарнизона.
В юго-западной части двора находился храм бога Халди. Храм имел большой продолговатый план с лестницей, ведущей на крышу дома. зиккурат типа башня и боковая комната на нижнем этаже. Зал окружал двурядный двенадцатиколонный открытый портик со скамейками вдоль стен. An алтарь для жертвоприношений располагалась у левой стены. Стены были украшены красочными фрески с изображением человеческих фигур, богов, геометрических и растительных орнаментов. Одна из обнаруженных фресок изображает бога Халди, стоящего на льве со стражем в левой руке и рогатой короной на голове. Это типично для других изображений Халди, найденных на других памятниках. Пол храма сильно отличался от остальной части комплекса тем, что имел деревянные полы из небольших досок по сравнению с покрытыми глиной глинобитными полами, которые были облицованы каменными плитами, найденными в остальных комнатах цитадели.
Раскопки
Ранние раскопки начались в 19 веке, в то время как более систематические раскопки проводились в Эребуни в 1952 году при совместном спонсорстве Армянская Академия Наук’Институт археологии и этнографии и Пушкинский музейСовет по сохранению и реставрации памятников архитектуры. [17] Команду возглавили Константин Оганесян и Борис Пиотровский, который выполнял функции консультанта на месте. [18] В ходе ранней стадии раскопок (1950–1968) были раскопаны дворец Аргишти, королевский актовый зал, храмы и более ста комнат. Десятки урартских и Ахеменин также были обнаружены такие артефакты, как керамика, фаянс, пряжки для ремней, браслеты, бусы, сосуды для питья, шлемы, стрелы и серебряные монеты. [18] Обнаруженные фрагменты фресок были украшены важными религиозными сюжетами, включая «шествия богов, священных животных и деревьев жизни», а также сцены повседневной жизни, изображающие сцены «охоты, животноводства и сельское хозяйство.” [19]
Также были обнаружены склады для зерна, масла и вина. На дверях складских помещений у входных дверей были размещены надписи с указанием того, кто построил склад и количество размещенных в них предметов. Одна из таких надписей гласит:
Клянусь величием бога Халдиса, Сардури, сын Аргистиса, построил этот дом, и он же создал эти зернохранилища. В одном из них было 12 600 капи, в другом – 11 500 капи; всего 24 100 капи. Сардури, сын Аргистиса, могущественный царь, царь страны Бианинили, правитель города Тушпа
На огромных керамических кувшинах, в которых хранились вино и масло, были какие-то отметины. Керамические сосуды меньшего размера также были найдены при раскопках и, как известно, использовались для пивоварения из ячменя. Другие сосуды гораздо большего размера использовались для хранения продуктов и вина. Маленькие круглые отметки по бокам этих контейнеров в верхней части указывают количество, которое можно хранить внутри. Сосуды большего размера обычно закапывались наполовину в почву, что, естественно, сохраняло содержимое прохладным.
Вокруг комплекса обнаружены многочисленные клинописные надписи, вырезанные на базальте. Некоторые из них в настоящее время выставлены в музее, а другие все еще можно увидеть на стенах.
В 1968 году был основан Исторический музей Эребуни. Его открытие было приурочено к 2750-летию Ереван. В музее хранятся предметы, обнаруженные во время раскопок в Арин-Берде и Кармир-Блуре, и рассказывается об истории этого места.
Музей Frick Collection
Роскошная резиденция с частной коллекцией великих мастеров с 14 по 19 века была построена для американского предпринимателя, промышленника и мецената Генри Фрика. Компания Carrère & Hastings разработала проект особняка 1914 года в европейском стиле 18-го века с красивым внутренним двором и бассейном. Коллекции в доме-музее включают в себя картины мирового класса, скульптуры, мебель и посуду таких художников, как Рембрандт, Вермеер, Ренуар и французский краснодеревщик Жан-Анри Ризенер.
Frick Collection — музей живописи, скульптуры и декоративного искусства в Нью-Йорке. Здание было построено в 1914 году архитекторами Каррере и Гастингсом, которые также известны благодаря проекту Нью-Йоркской публичной библиотеки. Предметы искусства, начиная со средневековья и до конца 19-го века, были накоплены промышленником Генри Клеем Фриком под руководством дилера Джозефа Дювена и английского критика Роджера Фрая.
Коллекция находится в таунхаусе Frick’s Gilded Age Manhattan и включает в себя работы таких авторов, как Андреа дель Верроккьо, Рембрандт ван Рейн, Йоханнес Вермеер и Джеймс Макнил Уистлер. Картины и скульптуры отлично сочетаются с антикварной мебелью, китайскими фарфоровыми изделиями, лиможскими эмалями, персидскими коврами и другими предметами декоративного искусства в элегантных жилых помещениях бывшей резиденции.
Фрик построил свой особняк в 1913–14 годах с намерением сделать его публичным музеем после того, как его семья перестанет там жить. Он оставил в своем завещании пожертвования на приобретение и улучшение здания. Таким образом, коллекция продолжала расти после смерти Фрика в 1919 году, с добавлением таких известных произведений, как Comtesse d’Haussonville (1845) Жан-Огюста-Доминика Энгра.
После того, как жена Фрика, Аделаида, умерла в 1931 году, архитектор Джон Рассел Поуп начал ремонт здания, чтобы превратить резиденцию в музей. Он тщательно перепроектировал несколько комнат и добавил прихожую, тихий садовый двор и новые пространства галереи. Он также построил шестиэтажное здание, примыкающее к музею для Справочной библиотеки по искусству Фрика, которую дочь Фрика, Хелен Клэй Фрик, основала в 1920 году. Первоначально оно располагалось в подвальном боулинге резиденции. Музей был открыт для публики в 1935 году и с тех пор расширил свою коллекцию более чем на 30 процентов и подвергся различным реконструкциям. Он принимает более 300 000 посетителей ежегодно.
Сегодня в Коллекции музея находятся экспонаты знаменитых Европейских мастеров. Среди самих известных шедевров: Джованни Беллини «Святой Франциск в экстазе», Тициан «Портрет мужчины в красном берете», Ганс Гольбейн «Портрет сэра Томаса Мора» и «Портрет Томаса Кромвеля», Аньоло Бронзино «Портрет Людовика Каппон», Рембрандт «Польский всадник» и «Автопортрет», Ян Вермеер «Офицер и смеющаяся девушка», «Прерванный урок музыки» и «Хозяйка и служанка», Франсуа Буше «Четыре сезона (весна, лето, осень, зима)» и Уильям Тёрнер «Гавань».
Помимо постоянной коллекции, в музее часто устраиваются временные тематические выставки. Из тех, что уже были в этом году «Moroni: The Riches of Renaissance Portraiture» — первая крупная выставка в Соединенных Штатах, посвященная портретным работам Джованни Баттисты Морони. Художник портретов и религиозных предметов, Морони считается важной фигурой северной итальянской традиции натуралистической живописи, в которую входят Леонардо да Винчи, Карраччи и Караваджо.
Одна из тех, что выставлены сейчас называется «Edmund de Waal Installation». Впервые в истории музей коллекций Фрика представляет выставку флорентийского скульптора Бертольдо ди Джованни (1440–1491), известного ученика Донателло, учителя Микеланджело и большого фаворита Лоренцо «Ил Магнифико» Медичи. Выставка проходит с 30 мая, по 10 ноября 2019 года.
Следующая выставка «Elective Affinities: Edmund de Waal at the Frick Collection» проходит в музее с 30 мая по 17 ноября 2019. Музей представляет временную инсталляцию работы скульптора Эдмунда де Ваала — богатое сопоставление новых специфических объектов искусства, выставленных в главных галереях музея, наряду с работами из постоянной коллекции.
Адрес музея: 1 East 70th St, Манхеттен, Нью-Йорк.
Цена билета: обычный $20; для пенсионеров $15; для студентов с ID $10; в воскресенье с 11 утра до 1 — заплатите столько, сколько считаете нужным.
Нью-Йорк, Нью-Йорк. Коллекция Фрика
Пару месяцев назад я собралась посетить, наконец, знаменитую коллекцию Фрика, которая находится в Манхэттене на углу 70-й улицы и 5 Авеню.
Кроме самого факта ее существования, я не знала об этой коллекции ничего: ни о человеке, которому она принадлежала, ни о том, какие именно экспонаты здесь представлены. И очень жалею, что загодя не попыталась найти хоть какую-то информацию на этот счет – в этом случае я смотрела бы на все совершенно другими глазами.
Конечно же, с тех пор я узнала много всего интересного на эту тему: прочитала несколько статей, съездила в Питтсбург, где побывала на территории семейного дома Фрика, купила там же и прочитала небольшую книжку о нем, написанную его дочерью. Но обо всем по порядку.
Коллекция Фрика – одна из самых уникальных и изысканных частных коллекций в мире. Особняк, в котором она находится, расположен недалеко от так называемой “Музейной мили” на 5 Авеню, где стоят 10 музеев, в том числе роскошные Метрополитен музей и музей Соломона Гуггенхейма.
Сам особняк был построен в 1914 году. Именно здесь прожил последние пять лет своей жизни Генри Клэй Фрик – американский промышленник, сталелитейный магнат и один из богатейших людей страны. Именно сюда переехала большая часть его потрясающей коллекции.
К моему большому сожалению, в этом музее нельзя фотографировать. Это меня всегда немного разочаровывает и злит (да, я понимаю, что это частная коллекция, но в сети можно найти массу фотографий оттуда, поэтому тайны никакой здесь нет. Да и зарабатывать на этом я не собираюсь, видеосъемку не веду, фотографирую на память, не более того). Иногда я игнорирую эти правила, но здесь я, как честный посетитель, была вполне законопослушна.
Единственное место, где разрешена сьемка, это внутренний садик.
Но там и фотографировать особо было нечего.
Все, что я смогла сделать, это сфотографировать открытки с репродукциями картин, которые продавались в сувенирном отделе, чтобы потом по ним найти фотографии на интернете.
Я не буду сейчас подробно останавливаться на личности самого Фрика, замечу только, что в нем каким-то непостижимым образом совместились совершенно противоположные качества человеческой натуры.
С одной стороны, его до сих пор называют “худшим американским управляющим всех времен”. Он был жестоким, суровым и очень требовательным человеком. Мало того, ему надо было ну очень хорошо постараться, чтобы заслужить к тому же еще и весьма “почетное” звание “самого ненавидимого человека в Америке”. Не удивительно, что на него даже было совершено покушение.
С другой стороны, он тратил огромные деньги на благотворительность, содержал школы и больницы. Но, кроме этого, в нем было невероятно развито чувство прекрасного. Для человека, занимавшегося исключительно сталелитейным бизнесом и железными дорогами, он имел какой-то особо утонченный вкус и редкое чутье в плане искусства, красоты и дизайна.
По сей день большинство картин в его доме расположены так, как это было задумано самим Фриком. Он уделял огромное внимание не только покупаемым полотнам, но и интерьеру, с которым эти полотна должны были составлять одно целое.
Это фотография открытки с видом одного из залов, поэтому она немного бликует.
Кроме живописи, в музее также представлены коллекции фарфора, керамики, восточных ковров, скульптур, мебели, текстиля. И все это действительно создает впечатление хорошо продуманного ансамбля.
Впервые попав в Европу и увидев здешнее искусство, он был настолько впечатлен увиденным, что решил собрать и в Америке нечто подобное.
С тех пор он стал периодически скупать картины английских и голландских художников 17-18 веков.
В его коллекции есть такие имена, которые могут составить славу любому музею: Тициан, Гойя, Рембрандт, Вермеер, Эль Греко, Ренуар, Ван Дейк, Мане.
Я нашла на интернете некоторые репродукции, но отобрала вот эти 10 полотен. Если их не удалят отсюда, то здесь можно будет увидеть вот какие картины из этой коллекции:
Эль Греко – Святой Иероним
Ян Вермеер – Прерванный урок музыки
Диего Веласкес – Портрет короля Филиппа IV
Рембрандт – Автопортрет
Пьер Ренуар – Мать вместе с детьми
Франсиско Гойя – Кузница
Жан Огюст Энгр – Портрет Луизы де Брольи Оссонвиль
Джованни Беллинни – Святой Франциск в экстазе
Питер Брейгель – Три солдата
Ян Вермеер – Хозяйка и служанка
(эту картину Фрик купил уже практически перед смертью, и это было его последнее приобретение)
Вообще удивительно, насколько судьба была благосклонна к Генри Фрику несмотря на то, что он был далеко не самым хорошим или самым порядочным человеком:
Он самостоятельно достиг в своей жизни прямо-таки фантастических высот, став сказочно богатым человеком.
Он остался в живых после совершенного на него покушения.
Он за несколько часов до посадки отказался от путешествия на “Титанике”.
Но главный подарок, который сделала ему судьба, заключается, на мой взгляд, в том, что в людской памяти этот человек останется, скорее всего, не как жестокий предприниматель, запятнавший себя кровью убитых по его вине рабочих, а как щедрый меценат, собравший потрясающую коллекцию живописи и завещавший передать ее общественному музею.
Правда и тут Фрик остался Фриком: он запретил музею выставлять работы из его коллекции в других местах. Поэтому все эти картины можно увидеть исключительно здесь, в легендарном особняке Фрика, который считается сегодня одной из самых важных достопримечательностей Нью-Йорка.
Коллекция Фрика
Frick Collection – это художественный музей в Нью-Йорке, расположенный на Пятой авеню , между 70- й и 71- й улицами от Центрального парка на Манхэттене . В 2018 году коллекция насчитывала 1100 работ.
Резюме
- 1 рассказ
- 1.1 Комната прогресса любви
- 2 Здание
- 3 основные работы
- 3.1 Картины
- 3.2 Скульптуры
- 3.3 Мебель
- 4 выставки
- 5 Примечания и ссылки
- 6 См. Также
- 6.1 Библиография
- 6.2 Связанная статья
- 6.3 Внешняя ссылка
История
Музей занимает бывший дом сталелитейщика Генри Клея Фрика (1849-1919), промышленника, сделавшего свое состояние на коксе и соучредителя US Steel , и который в течение 40 лет раскапывал чудеса со всего мира.
Фрик любил собирать картины, идущие парами, или чьи главные герои имели общие или противоречивые истории (например, Томас Кромвель и Томас Мор); Несмотря на явное пристрастие к великолепным портретам женщин с характером, знаменующим свое время (Виконтесс д’Оссонвиль, Леди Иннес), обнаженные тела встречаются очень редко. Он не коллекционировал работы импрессионистов (за исключением «Репетиции пар Дега», приобретенной в 1914 году), ни Пикассо, ни Брака.
Здание было спроектировано Томасом Гастингсом из фирмы Carrère and Hastings и построено в 1913-1914 годах.
Когда Фрик умер в 1919 году, он завещал всю свою коллекцию Нью-Йорку. его коллекция оценивалась более чем в двадцать миллионов долларов. В 1931 году архитектор Джон Рассел Поуп внес в особняк коллекционера некоторые дополнения, и коллекция была открыта для публики. 16 декабря 1935 г. .
В июнь 2015 , музей отказывается от планов по преобразованию исторического здания, что предполагало преобразование сада в 6-этажное здание. В июнь 2016 , The Frick Collection объявляет о привлечении архитектурной фирмы Selldorf Architects для изучения проекта расширения. В апрель 2018 , принимается окончательный проект расширения. Затем часть коллекции Фрика переместилась в MoMa , вытеснив коллекции MET . В Май 2019 Коллекция Фрика пополняется 42 работами на бумаге Джеймса Эббота Макнила Уистлера .
В конце 2017 года The Frick Collection приобрела портрет принца Камиля Боргезе, написанный Франсуа Жераром (около 1803 г.). Спустя несколько месяцев власти Италии выступают против вывоза этой работы за пределы страны, так как формы разрешения не заполнены.
В 2019 году директором музея стал Ян Уордроппер, сменивший историка искусства Энн Л. Пуле, директора которого с 2003 по 2011 год.
Комната прогресса любви
Комната, известная как «Прогресс любви» Фрагонара , была приобретена во время продажи коллекции JP Morgan . Однако торговец произведениями искусства Рене Гимпель узнал от своего коллеги и зятя Джозефа Дювина, что Морган, увидев «Фрагонары Грасса», выставленные в Метрополитен-музее , предложил ему их за 1 250 000 долларов; Дювин договорился с ними о 1000000 долларов, чтобы перепродать их по цене, первоначально запрошенной у Фрика . при условии, что Морган сказал ему, что он получит их «по цене» (. ), а позже «Морган умер мгновенно там, где у Фрика был особняк построил для себя, и все предметы покойного, которые, как считалось, предназначались для музея Нью-Йорка, были выброшены на рынок на мирных торгах. Фрик схватил самое красивое (. ). Я все еще надеялся выкупить знаменитые панели и вернуть их во Францию, но это была война, и меня мобилизовали! “
Отвергнутый королевским фаворитом, этот уникальный декоративный ансамбль был возвращен художнику, который хранил его двадцать лет и добавил в серию еще семь полотен; когда он поселился в 1790 году в Грассе , его родном городе, он переехал все в гостиной дома своего двоюродного брата Александра Maubert, в конце XIX – го века , его маленький сын выставил на продажу. Примерно в 1893 году, согласно Гимпелю (op. Cit. P. 240 ), Вертхаймер [Кто?] Дал ему 28 000 фунтов, и парижский антиквар Гиро-старший, у которого был годовой опцион на эти работы, предлагал их напрасно. среди прочего, Эдмонду де Ротшильду; Морган находился в Каннах на своей яхте, торговец зашел к нему, отвез в Грасс, чтобы показать ему, и продал с прибылью 10%.
Видел французский эстет в 1952 году:
«Никогда не видел такого красивого Фрагонара, лучше очищенного, представленного в своих скульптурных рамах (. ) эти огромные панели цвета облака, пены, лаванды, родниковой воды ( Погоня ) или с хорошо очерченными краями». Малиновый, малиновый, ярко-красный , как увенчанная любовь (самая роскошная), или скромно тронутая тем «розовым от смущения», который освещает щеки влюбленных ( Подношение любви ), и шелком зонтика, который их защищает. Две другие панели и фрамуги, вероятно, запланированные для какого-то тамбура или алькова, являются шторами, ослепительными набросками » .
Строительство
Это неоклассический особняк, который служил резиденцией Генри Клея Фрика только последние пять лет его жизни.
Обустройство этой роскошной резиденции под музей помогает придать особую атмосферу представлению коллекций. После постройки здания Фрик получил секретный проект открытия своей коллекции для публики, но он никогда не рассказывал своему архитектору, чтобы сохранить дух частной резиденции.
В резиденции есть внутренний двор с садом, оформленный по образцу римского атриума, увенчанный стеклянной крышей. Там посажены пальмы. Этот двор ведет к круглой музыкальной комнате, построенной во время аранжировок после смерти Фрика, которая в настоящее время используется для концертов и конференций; Здесь давали концерты Исаак Стерн , Альфред Брендель и Ванда Ландовска, там же читал стихи Т.С. Элиот .
Среди шестнадцати больших залов и галерей , которые составляют музей включает гостиную , разработанную сэр Чарльз Аллом , декоратор , который работал в основном для британской королевской семьи, которая дает представление о развитии роскошных резиденций в XIX – го века.