Где находится Мавзолей Саманидов. Местоположение мавзолея Саманидов на карте Бухары и описание

МАВЗОЛЕЙ САМАНИДОВ

Жемчужиной среднеазиатского зодчества называют мавзолей государей из местной династии Саманидов, утвердившей в Мавераннахре фактически независимое от арабского халифата государство (конец IX-X вв.).

Период арабского завоевания (VII-VIII вв.) и события, связанные с ним, на время приостановили в Средней Азии строительную деятельность. Лишь после прочного вхождения основных среднеазиатских земель в единую систему халифата, а затем во владения лишь номинально подчиненных ему местных государств Тахиридов, Саманидов, Мамунидов отмечается нарастающий подъем строительства.

По мере исламизации местного населения в Средней Азии возрастает роль культовых зданий ислама: мечетей, медресе, а начиная с правления Саманидов – и мавзолеев. Первоначально архитектура следует в основном тем традициям, которые определились здесь еще в доарабские времена. В частности, появление мавзолеев многие исследователи связывают с обрядом сохранения останков умерших в глиняных гробиках – оссуариях, которые помещали в фамильные наусы. В Согде и Хорезме это были квадратные в плане постройки, в Шаше – круглые; все они имели сводчатые или купольные перекрытия. И сами оссуарии нередко имитируют формы реальных зданий, скорее всего именно наусов, передавая ряд их архитектурных деталей, недошедших в натуре, каковыми были купол и сводчатое или шатровое перекрытие. По существу, и наусы и «архитектурные» оссуарии – это прообразы будущих мусульманских мавзолеев в Средней Азии.

В строительстве после арабского завоевания используются те же строительные материалы, что и ранее, — сырец, пахса, дерево. Однако, все большую роль начинает играть жженый кирпич на глиняных, а затем и на ганчевых (гипсовых) растворах. Освоение жженого кирпича переходит из инженерно-технической сферы в область формообразующих и образных качеств архитектуры: вырабатываются приемы фигурных кирпичных кладок, кирпичный узор завладевает фасадами.

Мавзолеи, возводившиеся для правителей и высшего духовенства, представляют оригинальную тему монументальной архитектуры этого времени. Два таких памятника хорошо сохранились до наших дней: мавзолей Саманидов в Бухаре (рубеж IX-X вв.) и мавзолей Араб-ата в Тиме Самаркандской области (977 г.). Они оба дают понятие о тех двух основных композиционных типах однокупольной усыпальницы – центрической и портальной, которые будут господствовать в среднеазиатском зодчестве на протяжении веков. Причем мавзолей Саманидов, хотя и связан еще в основном со старосогдийской традицией, уже является предвозвестием нового архитектурного стиля, в то время как мавзолей Араб-ата целиком принадлежит этому стилю (портально-купольная усыпальница).

На основе традиций среднеазиатского зодчества здесь сложились конструкции и основная форма монументальных зданий – куб, перекрытый куполом на ярусе из 8 арок. Формы зданий нашли мифологическое истолкование в символике: куб – устойчивая форма, символ земли; купол – подобие небосвода; их соединение подобно Вселенной.

Еще в древнеиндийской традиции (с которой очень тесно связана восточно-иранская) Земля в объятиях неба считалась упорядоченной и поэтому четырехугольной (по сторонам света). Отсюда легко было перейти к восприятию Земли в виде квадрата, а неба в виде круга, точнее чаши, что подтверждают как раннехристианские тексты, так и наследовавшие ранним курганным мавзолеям буддийские ступы – реликварии. Эта древняя планировочная схема оказалось очень устойчивой, как, вероятно, и ее осмысление, потому что еще мавзолей Санджара в Мерве (40-е годы XII в.) при строительстве называли «домом будущей жизни» (как в «Ригведе»).

Архитектура мавзолея Саманидов имела понятную зрителям своего времени «знаковую систему», связанную с их миропониманием, философией и образом мемориального здания. Но гармония и единство композиций этого памятника впечатляют даже современного зрителя, незнакомого с древним «генетическим кодом», от которого произошли все архитектурные формы.

Квадратному плану мавзолея отвечает общая композиция здания. Она предельно проста, являя сочетание двух пространственно устойчивых объемов: куба, увенчанного полушаром. Все фасады равнозначны, ни один архитектурно не выделен как главный – это, в свою очередь, определяет центрический характер его композиции. Уравновешенность форм продолжена и в разработке фасадов, отличающихся глубоко органическим соотношением опорных и несомых частей; горизонтальная полоса цокольной кладки выделяет основание, а легкая арочная галерейка вверху – завершение фасадной плоскости; мощные трехчетвертные колонны закрепляют углы, каждый вход выделен стрельчатой нишей с перспективно сокращающимися арками, которая до уровня пят очерчена прямоугольной рамой. Она выложена круглыми дисками – это знаки, идущие от культа Солнца и планет, но превратившиеся в элемент орнамента. Точно такие же диски, так называемые «сасанидские перлы», выложены цепочкой на фризе.

Читайте также:
Работа на острове Крит

Все очень естественно и гармонично в мавзолее Саманидов. В его композицию были вложены научно-эмпирический расчет и стройная система пропорционирования. Так называемый «динамический квадрат», то есть прием диагонально вписанных друг в друга, сокращающихся квадратов (над входными арками), определяет собой геометрическую схему построения плана и фасадов, начиная от их общих контуров, кончая любой архитектурной деталью. Действительно, размеры его кубического корпуса находятся между собой в пропорции стороны и диагонали квадрата и их частей (стороны в плане 10,8 м снаружи, 7,2 м внутри, соответственны и высотные членения; толщина стен 1,8 м). Так в практике бухарских зодчих находят косвенное отражение успехи восточной математики IX-X вв., подарившей миру таких выдающихся ученых, уроженцев Средней Азии, как ал-Фергани и Мухаммед ибн Мусса ал-Хорезми.

Отчетливость архитектурных членений видна и в интерьере, где над гладью стен, перебитых на осях входными арками, следует восьмигранник тромпов (угловых нишевых парусов) и чаша купола. При этом соблюдается глубоко обоснованная взаимосвязь наружных и внутренних элементов: наружный цоколь отвечает уровню пола, импостный пояс входных арок повторен на стенах внутри, венчающая галерейка точно соответствует ярусу парусов интерьера, и ее сквозные арочки дают достаточный доступ света через многочисленные отверстия решеток, которыми забраны проемы внутренних арок.

Мавзолей выстроен из жженого кирпича, и этот материал определяет собой не только конструктивно-технические особенности, но и его основной эстетический эффект.

Тонкоплиточный кирпич-маломерок в основных кладках стен и перекрытий, крупноразмерный кирпичные плиты в цокольной части мавзолея, фигурно отесанные кирпичные плитки в некоторых орнаментальных выкладках – все это одновременно отвечает и конструктивным и декоративным целям. При всем удивительном разнообразии узоров формирование их неотделимо от самой строительной основы здания. Чередование кирпича, положенного горизонтально и под углом, плашмя и вертикально, диагонально и «в елочку», кирпич, тесанный так, что из него выкладываются крупные диски, четырехлепестковые розетки, сквозные фигурные решетки окон, кирпич, образующий выпуклые фигуры на заглубленном фоне кладки, выявленные глубокой теневой игрой, — подобного по виртуозности использования фактурных качеств этого материала не знал в ту пору ни один другой памятник мировой архитектуры.

Мавзолей Саманидов – это архитектурное чудо. В Х в. нет ему ни равных, ни похожих как в самой Средней Азии, так и в других странах мусульманского мира.

Внимательный анализ показывает, что во всех своих основах памятник связан со старой, уходящей в доисламские времена практикой местного согдийского зодчества, формирование которого протекало в предшествующие эпохи в менее долговечных строительных материалах – дереве и кирпиче-сырце. Конструкция купола на тромпах, мотив перспективно-арочного входа и карликовой аркатуры, тема встроенных в толщу стен колонн и стиль колонок интерьера, фризы и архивольты, образованные разнообразно положенным кирпичом, терракотовые диски – все это можно проследить на памятниках древней согдийской архитектуры, с традициями которой органически связано бухарское монументальное зодчество эпохи Саманидов.

Но есть и другое в этом мавзолее: преодоление традиций, живое творческое новаторство. Его определяют, прежде всего, конструктивно-технические нововведения: обращение к жженому кирпичу, который до того употреблялся лишь в некоторых ответственных конструкциях или в декоративных деталях, но который впервые безраздельно применен лишь в этом памятнике. Использование фактурных качеств жженого кирпича определяет его главный декоративный эффект. Но этим не исчерпываются особенности памятника, который своеобразен и неповторим в своем архитектурном целом. Едва ли не впервые в архитектуре мусульманского Востока появляется мавзолей как самостоятельная тема, так как до того погребения видных представителей духовенства и знати совершались или просто в могилах, или, в лучшем случае, при мечетях. И вот, поставленный перед заданием, которому он не имел образцов, мастер создает оригинальный архитектурный тип.

Читайте также:
Работа в Гуанчжоу для русских и граждан СНГ: вакансии в 2022 году

Тема ухода из бренного земного мира в мир вечности, старая тема ислама: «Мусульмане не умирают, но лишь переходят из одних дверей в другие». Это грустный итог размышлений, сформулированный позднее Омаром Хайямом: «От стрел, что мечет смерть, нам не найти щита, и с нищим и с царем она равно крута». Таково внутреннее содержание мавзолейного сооружения, потребовавшее от зодчих соответствующего художественно-образного раскрытия этой идеи в архитектурных формах.

Мавзолей Саманидов дает один из первых на мусульманском Востоке по времени первоклассный в своем художественном претворении образ монументальной усыпальницы, разработанный на среднеазиатской почве.

Мавзолей Саманидов расположен несколько западнее бухарского Регистана. Еще в первые годы после революции в этом районе лежало запущенное внутригородское кладбище эмировской Бухары. Мавзолей среди этого запустения врос почти на треть своей высоты в бугры прилежащих погребений. В 50-х годах ХХ в. на этом месте был разбит парк, а на открытой площадке, очищенной от могильных бугров, бережно отреставрированный, высится мавзолей, спокойный, монолитный объем которого так естественно включается в зелень тенистого парка.

В народной, да и в научной литературе памятник фигурирует как мавзолей Исмаила Самани – самого выдающегося представителя этой династии, правившего Бухарой с 892 по 907 г. Научные изыскания приводят к другому заключению. Сведения о существовании на этом участке мазара отца Исмаила, Ахмеда, указание на местонахождение здесь же могилы самого Исмаила, наличие над входом в мавзолей имени внука его Насра, наконец, обнаружение при археологических вскрытиях внутри усыпальницы нескольких могил – все эти факты позволяют считать, что мавзолей – фамильная усыпальница династии Саманидов, отстроенная в правление Исмаила на рубеже IX-X вв.

Время это отмечено в различных сферах культурной жизни Средней Азии формированием новых черт и появлением ярких творческих индивидуальностей. В эту именно пору создается жизнерадостная лирика Рудаки, историк Наршахи пишет «Историю Бухары», в Бухаре обогащает свои энциклопедические знания выдающийся ученый Авиценна. К сожалению, неизвестным остается имя гениального зодчего, создавшего мавзолей Саманидов.

Мавзолей Саманидов

Мавзолей Саманидов (узб. Somoniylar Maqbarasi )— расположен в историческом центре Бухары, в парке, разбитом на месте древнего кладбища. Мавзолей, который строился в IX веке (между 892 и 943), считается одним и архитектурных шедевров Центральной Азии.

В мавзолее покоится три тела, одно из которых идентифицировавший как тело Ахмада ибн Исмаил, сына Исмаила Самани. Могилы самого Исмаила, строителя мавзолея и основателя Саманидской династии, возможно, в мавзолее нет. [1]

До XX века мавзолей был почти полностью закрыт культурным слоем.

Архитектура

Этот памятник знаменует начало новой эпохи в развитии центрально-азиатского зодчества, возрождённого после арабского завоевания. Очевидно, что на древней земле продолжали развиваться древние согдийские традиции, но уже в новом качестве: техника строительства из жжёного кирпича, её конструктивные и художественные возможности, средства архитектурной выразительности являются заслугой нового времени, хотя ещё и несут в себе привычную «знаковую систему», происходящую от доисламской культуры.

Примечания

  1. Мавзолей Саманидов на arch.net

Ссылки

  • Мавзолей Саманидов в Бухаре на Искусство ислама
  • Бухара: Карта, Медресе, Ансамбль, Мечеть, Мавзолей, Арк, Минарет, Калян
  • Государство Саманидов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Мавзолей Сайф ад-Дин Бохарзи — Мавзолей Сайф ад Дина Бохарзи Мавзолей Сайф ад Дина Бохарзи остаток некогда обширного культового комплекса у могилы популярного шейха, поэта и богослова, Сайф ад Дина Бохарзи, жившего в 1190 … Википедия

Мавзолей Тоглук-Тимура — Координаты: 44°14′24″ с. ш. 80°31′59″ в. д. / 44.24° с. ш. 80.533056° в. д. … Википедия

Мавзолей Чашма-Аюб — Достопримечательность Чашма Айюб узб. Chashmai Ayub, перс. چشمه ایوب‎, тадж. Чашмаи Аюб … Википедия

Мавзолей Бахауддина Накшбанда — Культово мемориальный комплекс Бахауддин узб. Bahouddin … Википедия

Читайте также:
Самые опасные страны для российских туристов в 2022 году

Саманидов государство — История Ирана Персидская империя Персидские цари Прото эламиты (3200 2700 до н. э.) Джирофт (3000 500 до н. э.) Элам (2700 539 до н. э.) Манна (1000 700 до н. э.) Мидия (728 550 до н. э.) Ахемениды (648 330 до н. э.) Селевкиды (330 150 до н … Википедия

Исмаила Самани мавзолей — в Бухаре, памятник средневековой архитектуры Средней Азии; усыпальница Саманидов. Построен в конце IX начале X вв. Отличается совершенной гармонией архитектурной формы (однокамерный, квадратный в плане, центрально купольный) и декора… … Художественная энциклопедия

Исмаила Самани мавзолей — в Бухаре (Узбекистан). Памятник средневековой архитектуры Средней Азии; усыпальница Саманидов. Построен в конце IX начале X вв.; однокамерный, квадратный в плане, центрально купольный, с узорной кирпичной кладкой на фасадах и в интерьерах. * * * … Энциклопедический словарь

Исмаила Самани мавзолей — Исмаила Самани мавзолей. ИСМАИЛА САМАНИ МАВЗОЛЕЙ в Бухаре, в Узбекистане (конец 9 начало 10 вв.), усыпальница Саманидов: 1 камерный, квадратный в плане, центрально купольный, с узорной кирпичной кладкой на фасадах и в интерьерах. Отличается… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИСМАИЛА САМАНИ МАВЗОЛЕЙ — в Бухаре, в Узбекистане (конец 9 начало 10 вв.), усыпальница Саманидов: 1 камерный, квадратный в плане, центрально купольный, с узорной кирпичной кладкой на фасадах и в интерьерах. Отличается стройностью и гармоничностью пропорций … Современная энциклопедия

Где находится Мавзолей Саманидов. Местоположение мавзолея Саманидов на карте Бухары и описание

Недалеко от площади Регистан, в парке Саманидов, разбитом на месте древнего кладбища, сияет под ярким бухарским солнцем жемчужина средневекового центрально-азиатского зодчества — Мавзолей Саманидов. Мавзолей Саманидов, по преданию, был возведен Исмаилом Самани – основателем государства саманидов, для своего отца Ахмада ибн Асада. Позднее мавзолей стал династической усыпальницей Саманидов: в нем был погребен и сам Исмаил, а затем, согласно надписям над входом, и внук Исмаила. Время возведения мавзолея Исмаила Самани находится между 892 и 943 годами.

Общепризнанно, что Мавзолей Саманидов является самым древним памятником исламской архитектуры в Центральной Азии, а также единственным сохранившимся архитектурным памятником времен Династии Саманидов. Его значение еще более значительно в свете того, что Ислам запрещает строительство крытых мавзолеев, поэтому в случае Мавзолея Саманидов возможно, речь вообще идет о самом раннем отступлении от этого правила, и, таким образом, о первом мавзолее такого типа истории исламской архитектуры. Архитектурно здание Мавзолея Саманидов организовано также как в древности строились зороастрийские храмы огня. Таким образом, Мавзолей Саманидов неразрывно связан с традициями доарабского времени, в чем убеждают общая композиция и многие элементы архитектурного декора. В то же время, в архитектурных решениях мавзолея, ярко выражены и прогрессивные тенденции, определившие дальнейшее развитие среднеазиатского архитектурного стиля, поиски новых форм и новых решений.

Это очень характерно для эпохи Саманидов, в деятельности которых прослеживаются как бы два противоречивых направления. С одной стороны, они — типичные мусульманские правители, распространители ислама среди многочисленных «неверных», своих соседей. С другой — они же возрождали те доисламские традиции, которые не входили в противоречие с догматами ислама и современной им эпохой.

Государство Саманидов в пору своего расцвета в Х в. включало почти всю территорию современных Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, а также северо-восток и основную часть территории современного Афганистана. А столица Саманидов – Бухара, стала одним из крупнейших городов мусульманского мира. Время Саманидов оказалось периодом расцвета экономики, культуры.

Мавзолей, полностью возведенный из жженого кирпича, в плане имеет квадратную форму со стороной квадрата 10 м. Все четыре стороны открыты для обзора. По четырем углам возведены трехчетвертные колонны. На колонны опирается ажурная аркада, имеющая по 10 арок с каждой стороны. На углах кровли расположены малые купола, которые немного сдвинуты к центру от осей колонн. В центре кровли – главный купол с небольшим фонарем.

Читайте также:
Горнолыжные курорты Турции: цены, отели, как добраться

В каждой из четырех стен имеются двери прямоугольной формы, встроенные в сложное обрамление. Внешняя декоративная рама дверного проема переходит сначала в большую, а затем в малую арки. Только обрамления входов украшены архитектурными деталями из терракоты. Убранством остальной части здания служит декоративная кирпичная кладка.

Внутри здания, четыре угловые арки придают залу восьмиугольную форму. По углам восьмиугольника расположены малые декоративные колонны с капителями. Поверх колонн расположен узкий шестнадцатиугольный фриз, который переходит в свод купола.

В зависимости от освещения, внешний облик Мавзолея Саманидов меняется, благодаря искусно выполненной декоративной кирпичной кладке. Здание хорошо сохранилось до нашего времени и поддерживается в прекрасном состоянии.

Мавзолей Саманидов

На месте древнего кладбища, что находилось в парке Саманидов неподалеку от Регистана, располагается один из древнейших памятников архитектуры Бухары – мавзолей Саманидов. Принято считать, что он был построен в конце X в. Исмаилом Самани – основоположником династии Саманидов (династия правила с 875 по 999 гг.). Есть сведения, подтверждающие, что он построил его для своего отца Ахмада ибн Асада. Однако позднее мавзолей становится семейной усыпальницей, в нем похоронен и сам Исмаил Самани, и, если верить надписям перед входом в мавзолей, его внук.

Помимо своей красоты, мавзолей славится тем, что является еще и самым древним памятником исламской архитектуры во всей Средней Азии. Мавзолей Саманидов имеет крытую конструкцию, что запрещено исламом. Его можно назвать первым и последним мавзолеем такого типа в истории
ислама. Здание сочетает в себе практически все традиции зороастрийских храмов огня, что становится заметно при рассмотрении декора, и элементы, впоследствии ставшие классикой среднеазиатского архитектурного стиля.

Здание мавзолея, построенное преимущественно из жженого кирпича, имеет квадратную форму. По четырем углам мавзолея возведены колонны, которые практически ничем не декорированы. На эти же колонны опирается аркада, которая включает по десять арок с каждой стороны. По углам крыши расположены небольшие купола, немного сдвинутые к середине по отношению к колоннам. В самом центре крыши мавзолея расположен основной купол.

Стены мавзолея выложены фигурной кладкой кирпича, с чередованием горизонтальных и вертикальных столбиков кирпичей. Благодаря искусному узору, в разное время суток мавзолей выглядит по-разному. Кирпичные кольца, опоясывающие фриз мавзолея, выстроены в цепочку и очень сильно походят на Сасанидские перлы – просверленные бусы, которые вырезались
по ганчевой штукатурке во дворцах Средней Азии в доисламский период. В некоторых местах кладка выполнена в виде плетенки, что придает зданию особую красоту и подчеркивает виртуозность мастеров, выполнявших ее.

Мавзолей Саманидов олицетворяет собой наступление новой эпохи в возрождении и развитии среднеазиатской культуры после арабских завоеваний. История подтверждает, что на территории Средней Азии продолжали свое существование древние традиции. Это особо заметно по технике строительства из жженого кирпича, которая, определенно, имела прогрессивный характер, несмотря на местами классический стиль.

Попав в священную Бухару, постарайтесь посмотреть на мавзолей Саманидов в разное время суток, и Вы увидите здание совершенно с разных сторон.

Фотографии:

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала – только с разрешения автора.

Величественный форт, сооруженный в самом сердце расположенного в Пакистане древнего Лахора, можно назвать настоящей энциклопедией архитектуры блестящей империи Великих Моголов, династии, которая несколько веков правила обширной территорией Северной Индии. На территории форта Лахор, или Шахи-Кила, сосредоточено свыше 20 монументальных сооружений, которые были выстроены в эпоху наивысшего расцвета города, чтобы служить символом несметного богатства и безграничного могущества падишахов Могольской династии.

После падения империи парадный город Великих Моголов основательно утратил свой прежний блеск и прекрасные дворцы, сады и мечети форта Лахор оказались в запустении. От окончательного исчезновения этот шедевр архитектуры был спасен искусствоведами, благодаря которым форт был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Форт Лахор, история возведения

Строительство форта в древнем городе Лахор, который упоминался еще во 2 веке н.э. в трудах Птолемея, началось во второй половине 16 века, при Акбаре I, третьем падишахе империи Великих Моголов. Богатый торговый город, в котором сходились важные пути между Персией, Индией и Тибетом, издавна являлся столицей влиятельных династий Газневидов и Гуридов. Цитадель, на фундаменте которой и вырос грандиозный форт Лахор, была построена на берегу пересохшей ныне реки Рави еще в 1021 году для Махмуда из династии Газневидов. Этот глинобитный форт перенес немало испытаний: пострадал от набегов монголов в 1241 году, был разрушен армией Тамерлана в 1398 году, и наконец, был захвачен в 1526 году потомком Тамерлана, падишахом Бабуром, основателем династии Великих Моголов.

Читайте также:
Октоберфест в Германии - старинный праздник пива в Мюнхене

Внук Бабура, падишах Акбар I приказал возвести на месте древней полуразрушенной крепости мощный форт, для строительства которого использовали уже более прочные материалы – обожженный кирпич и блоки из красного песчаника. Строительство многочисленных сооружений форта продолжалось на протяжении всего правления Акбара I (1556-1605), который желал укрепить северо-западные границы своей империи и продемонстрировать всем богатство Могольской династии. В этот период вход в форт осуществлялся через ворота в восточной стене, которые в наши дни известны под названием ворота Масти или Масджиди.

Укреплением и улучшением форта Лахор занимались все последующие правители Могольской империи, благодаря чему территория крепости пополнилась многочисленными строениями, которые были настоящими шедеврами исламской культуры. Но самые роскошные строения были сооружены в форте Лахор в годы правления Шаха Джахана (1627-58), который появился на свет именно в стенах Лахорской цитадели.

Имя Шаха Джахана известно ценителям архитектуры Востока благодаря великолепному Тадж-Махалу, который был выстроен по его приказу, но для форта Лахор по велению этого падишаха было создано также немало прекрасных сооружений: Зеркальный дворец (Шиш-Махал), Павильон Наулакха, Жемчужная мечеть, Зал для аудиенций (Диван-и-Ам) и др. При Шахе Джахане близ крепостных стен Лахора были разбиты сады Шалимар, которые располагались на трех террасах и были наполнены сотнями фонтанов, прудами, тенистыми аллеями и павильонами для отдыха.

После свержения Шаха Джахана на троне Великих Моголов оказался зачинщик переворота, его собственный сын Аурангзеб, при котором в 1674 году в форте Лахор были построены новые главные ворота – Аламгири с двумя полукруглыми башнями, увенчанными куполами. В начале 18 века империя Великих Моголов, ослабленная внутренними распрями, восстаниями сикхов и маратхов, значительно пострадала от грабительских набегов персов и афганцев. Форт Лахор несколько раз переходил из рук в руки, пока в 1760 году город не был захвачен сикхами. В 1801 году в форте произошла коронация махараджи Пенджаба Ранджита Сингха, который стал основателем сикхского государства. Почти четыре десятка лет Лахор был столицей этого государства, но после завершения Второй Англо-Сикхской войны новым владельцем древнего форта стали британцы.

В 1849 году в форте разместился гарнизон, были обновлены укрепления крепости, но многие архитектурные строения утратили свой исторический облик в результате их перестройки под нужды военных. Так, один из мраморных павильонов был превращен в гарнизонную церковь, и его изящный фонтан за ненадобностью был просто залит бетоном. Искусные мраморные фрагменты зданий с резными орнаментами, серебряные украшения павильонов и беседок иногда продавались на аукционах комендантами форта.

За несколько десятилетий некогда блестящий форт Лахор пришел в запустение и начал разрушаться. Его восстановлением занялись только в середине 20 века, когда после раздела Британской Индии Пакистан обрел независимость. В 1981 году форт Лахор был включен в список ЮНЕСКО, в последние годы в этом архитектурно-историческом комплексе неоднократно проводились обширные реставрационные работы.

Форт Лахор, что посмотреть

Наиболее известными сооружениями комплекса форта Лахор являются строения, которые появились в первой половине 17 века, в период правления Шаха Джахана. Зеркальный дворец (Шиш-Махал) был построен в 1631 году в качестве личных покоев жены падишаха, но также использовался как гарем. От пышного убранства дворца до наших дней сохранилось немного, но даже глядя на остатки чудесных мозаик из разноцветных зеркал, на резную лепнину и ажурные арочные своды потолков можно представить, какая роскошь царила здесь в годы расцвета Зеркального дворца. Павильон Наулакха с наклонной крышей, выстроенный примерно в тот же период, что и Зеркальный дворец, был искусно инкрустирован самоцветами, которые выкладывались в виде узоров по резному мрамору.

Читайте также:
Фотографии Чичен-Ицы

В западной части форта, неподалеку от ворот Аламгири, находится Жемчужная мечеть, которая была построена в 1635 году. Изящное здание из белоснежного мрамора, увенчанное тремя куполами, отличается от большинства мечетей тем, что имеет не три, а пять арок на главном фасаде. При сикхах Жемчужная мечеть носила имя Моти Мандир и некоторое время использовалась как сокровищница государства. Заслуживает внимания еще одно здание из периода правления Хана Джахана – Диван-и-Ам или Зал для публичных аудиенций, который своими архитектурными формами схож с подобным залом в форте Агры.

Привлекательно выглядит и Лал Бурдж (Красная башня) – восьмиугольное строение, входящее в систему оборонительных стен. Башню создали еще при падишахе Джахангире, отце Хана Джахана, но позже ее перестроили и украсили филигранной резьбой и мозаичными узорами. В Зале мечтаний Джахангира, личных покоях падишаха, сейчас расположен музей с выставками, посвященными истории империи Великих Моголов. Одним из экспонатов музея является миниатюрная копия прославленного Тадж-Махала, которую изготовили из слоновой кости. Сикхский период форта Лахор представлен в музее, который расположен в Хамаме Джахангира.

Сады Шалимар

В пяти километрах на северо-восток от Лахора находятся древние сады Шалимара. Созданные в 1642 году – в эпоху Великих Моголов – они до сих пор не утратили своей красоты и привлекательности. Примечательно, что этот шедевр садового искусства был построен по велению императора Шах Джахана, того самого, который увековечил память своей возлюбленной в мавзолее Тадж-Махал. Прекрасная принцесса Мумтаз Махал была третьей и самой любимой женой монгольского императора. Считается, что именно она вдохновила супруга на создание райского сада, который стал любимым местом отдыха для императорской семьи.

Удивляет совершенная ирригационная система садов Шалимара. Из центрального канала, рассекающего территорию парка на две симметричные части, вода стекает в большой мраморный бассейн. От центрального канала по террасам ответвляются многочисленные малые каналы. Более 400 фонтанов освежают воздух садов, создавая благоприятный микроклимат как для растений, так и для посетителей. В садах Шалимара растут разнообразные плодовые и декоративные растения. Среди них миндаль и персик, вишня и манго, шелковица и айва, а также сладкие и кислые сорта апельсинов, тополь и кипарис. Особенно хороши эти места во время буйного цветения деревьев и кустарников.

Сады Шалимар несут в себе черты персидских, исламских и монгольских садов. Занимая площадь в 16 га, они имеют прямоугольную форму и состоят из трех отдельных террас, спускающихся с юга на север в виде композиции из пятиметровых ступеней. Каждая терраса имеет свое название: верхняя – «Даритель удовольствия», средняя терраса – «Податель добра» и, наконец, нижняя терраса именуется «Податель жизни». Высокая каменная стена, окружающая сад, покрыта искусной резьбой. На территории террас находятся живописные павильоны, декоративные бассейны и водяные каскады. Кроме того, здесь расположены уникальные памятники архитектуры – Дворец Зеркал (Шиш Махал), Мечеть Бадшани и Мавзолей Джахангира.

Вдохновленный здешней красотой, французский парфюмер Жак Герлен в тридцатых годах прошлого столетия создал изысканные духи Shalimar, достойные самой принцессы Махал. Их дурманящий восточный аромат напоминает о благоухающих и неувядающих садах в окрестностях Лахора.

Лахорская крепость

Шахи-кила — архитектурно-исторический комплекс в сердце пакистанского города Лахор, признанный в 1981 г. памятником Всемирного наследия. Лахорская крепость Акбара Великого имеет в плане форму трапеции и занимает площадь в 20 га.

Содержание

История

По-видимому, первая царская резиденция на берегу Рави была построена для Мухаммада Гури из рода Гуридов в конце XII века. Эта крепость привлекала внимание чужеземных завоевателей и многократно разрушалась, так как в этом стратегически расположенном пункте пересекались пути между Персией, Мавераннахром, Тибетом и Индией.

Читайте также:
Перевод паспорта с нотариальным заверением: нотариально заверенная копия

Нынешняя Лахорская крепость из обожжённого кирпича и красного песчаника была заложена могольским императором Акбаром. Джахангир продолжил строительные начинания своего отца, завершив северный двор в 1617—1618 гг. При нём же в 1614—1625 гг. были украшены северная и северо-западная стены крепости. Шах-Джахан, прославившийся постройкой Тадж-Махала, родился в Лахорской цитадели и потому был особенно привязан к ней.[1] При нём Ших-кила превращается из фортификационного сооружения в дворцовое. Построенные для Шах-Джахана «зеркальный дворец» и «зал для аудиенций» по пышности декора ничем не уступали дворцовым чертогам в Агре и Дели.

После падения Моголов Шах-кила постепенно приходит в упадок. В начале XIX века крепость служила резиденцией сикхского правителя Ранджит Сингха. В 1846 г. перешла в руки англичан, которые сначала (в 1849) обновили её укрепления, а затем (в 1927 г.) срыли значительную их часть. Блистательные дворцовые сооружения быстро пришли в запустение и стали разрушаться. В середине XX века Лахорский форт был поставлен на охрану и с тех пор стал объектом пристального внимания местных искусствоведов.

Памятники

За крепостными стенами, внутрь которых ведут парадные ворота Аламгири (архитектурный символ Лахора — постройка времён Аурангзеба), находятся шедевры могольской архитектуры — Зеркальный дворец и Жемчужная мечеть, строившиеся в середине XVII века для Шах-Джахана с применением экзотических для Индии привозных материалов — таких, как алеппское стекло.

Под охраной ЮНЕСКО, помимо самой крепости, находятся и сады Шалимара, разбитые по приказу Шах-Джахана в 1641-42 гг. Они простираются на территории в 16 га вдоль т. н. царского канала. В непосредственной близости от крепости лежат ещё несколько выдающихся памятников могольской архитектуры — монументальная «царская мечеть» (Бадшахи) и садовый комплекс Хазури-Багх.

Лестница для слонов

Мраморный павильон Шах-Джахана

Источник

Всемирное наследиеЮНЕСКО, объект № 171
рус. • англ. • фр.
  • R. Nath. History of Mughal Architecture. ISBN 81-7017-414-7.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Лахорский форт

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Лахман, Гизелла
  • Лахт, Уно

Полезное

Смотреть что такое “Лахорская крепость” в других словарях:

Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Пакистане — В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО в Пакистане значится 6 наименований (на 2010 год), это составляет 0,6 % от общего числа (962 на 2012 год). Один из объектов, (Лахорская крепость), относится к шедеврам человеческого гения (критерий i). 2… … Википедия

Лахорский форт — Парадные ворота Лахорской крепости. Шахи кила архитектурно исторический комплекс в сердце пакистанского города Лахор, признанный в 1981 г. памятником Всемирного наследия. Лахорская крепость Акбара Великого имеет в плане форму трапеции и занимает … Википедия

Шахи-кила — Парадные ворота Лахорской крепости. Шахи кила архитектурно исторический комплекс в сердце пакистанского города Лахор, признанный в 1981 г. памятником Всемирного наследия. Лахорская крепость Акбара Великого имеет в плане форму трапеции и занимает … Википедия

Архитектура Пакистана — (англ. Pakistani architecture) включает в себя различные сооружения, построенные в разные периоды времени на территории государства. С началом цивилизации Инда в середине третьего тысячелетия[1] до н. э., в районе, который… … Википедия

Мохенджо-Даро — Мохенджо Даро* Moenjodaro** Всемирное наследие ЮНЕСКО … Википедия

Рохтас — Рохтас* урду قلعہ روہتاس** Всемирное наследие ЮНЕСКО … Википедия

Список объектов Всемирного наследия, находящих под угрозой уничтожения — Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, находящихся под угрозой уничтожения (англ. List of World Heritage Sites in danger, фр. Liste du patrimoine mondial en péril) представляет собой список из местонахождений, входящих в число объектов… … Википедия

Список объектов Всемирного наследия — Список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой уничтожения Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, находящихся под угрозой уничтожения (англ. List of World Heritage Sites in danger, фр. Liste du patrimoine mondial en péril) … Википедия

Читайте также:
Согласование перепланировки квартиры в москве: порядок оформления и стоимость - Помощь с недвижимостью

Пенджаб (Пакистан) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пенджаб (значения). Пенджаб урду پنجاب в. пандж. پنجاب англ. Punjab … Википедия

Таксила — Таксила* Taxila** Всемирное наследие ЮНЕСКО … Википедия

Пакистан. Ч-4. Лахорский форт

Лахорский форт — это то место, откуда начал строиться город. Цитадель имеет форму трапеции и занимает площадь в 20 га.

Снаружи крепостные стены и башни покачиваясь в полудымке, словно боевые слоны перед сражением, выглядят достаточно грозно. Внутри же моё впечатление было совершенно противоположным.

Вход в крепость находится рядом с храмами сикхов, рядом со входом в знаменитую мечеть Бадшахи.
Мощная башня, похожая на шахматную ладью беспристрастно наблюдает за туристами, подобно пешкам снующими туда-сюда возле её основания.

Повторюсь, в прежние времена главным входом в цитадель являлись парадные ворота Аламгири (Дарваза).

Но исторический ход событий повелел совершить рокировку. Если на шахматной доске в конце партии съеденные фигуры лежат в стороне и сделанные ходы уже не видны, то в архитектуре наоборот, различные эпохи и временные события чаще всего свой след оставляют.

Проходим мимо башни через первые ворота. Если башня и внешняя стена выложены из достаточно просто обожжённого кирпича и смотрятся простовато, то вторые ворота под названием Хати-Паон уже более нарядные. В комплексе со стеной этот кусочек крепости напоминает Узбекистан.

Оно и неудивительно — Тимур после Индийского похода пригнал к себе в город огромное количество здешних мастеров, которые построили то, что умели — Самарканд.

Ворота Хати-Паон подобно бальзаковской женщине, немножко сдали от времени, но красоты своей не потеряли. И можно лишь представлять, как через Хати-Паон проходило стадо слонов, один из которых медленно раскачивал из стороны в сторону люльку падишаха, уставшего после похода, но возвращавшегося в Лахор с победой.

За воротами расположена лестница слонов — это одна из главных достопримечательностей форта. Архитекторы предусмотрительно поставили здесь более длинные ступени, специально рассчитанные под слоновий шаг.

Поднимаемся вверх и мы, так и сяк приспосабливая свой шаг под эти длинные ступени. Нам повезло, и туристов в эти утренние часы было совсем не много.

С одной стороны хотелось бы хоть краем глаза посмотреть, как Лахорский форт выглядел в эпоху Великих Моголов, но с другой стороны приятно видеть крепость без новодела.

В настоящем форт напоминает старую дачу, которую новые хозяева уже купили, в собственность оформили, но что с ней делать, ещё не решили.

В любом случае, правильно, что власти не стали высаживать в крепости какие-то кусты либо деревья, и посему посетителю виден весь масштаб и все задумки могольской архитектуры.

Средневековье, застывшее в кирпичной кладке, в резном деревянном декоре, в белом мраморе фонтанов, в изящных колоннах, рассчитанное и выверенное до миллиметра, такое знакомое и неведомое, словно река, подхватывает и не спрашивая уносит за собой тебя и весь багаж твоих мыслей.

В 1542 г. на престол династии Великих Моголов взошёл 13 летний мальчик — будущий император Акбар Великий. Он правил страной 49 лет — с 1542 по 1605 гг. С 1584 по 1598 год в Лахоре располагалась его резиденция. Лахорская крепость начала приобретать свой нынешний облик именно в этот период.

Знаменитый Шах-Джахан, построивший Тадж Махал, родился в 1592 г. именно здесь на территории Лахорской цитадели и потому был особенно к ней привязан. При нём крепость из фортификационного сооружения начала превращаться в пышный в дворцовый комплекс с садами и с фонтанами.

В восточной архитектуре мозаика и орнамент это бесконечная вязь геометрических фигур, чётко просчитанных между собой.

Построение рисунка имеет философский смысл о безграничности пространства и взаимосвязи событий.

Читайте также:
Что посмотреть в Венеции за 1 день — 22 самых интересных места

Свои архитектурные идеи Восток вынашивал и совершенствовал веками. И если на Востоке существовала своя школа архитектуры, то и политика здесь век от века совершалась по своим по восточным законам.

Брахман Каутилья основоположник политико-экономического трактата Артхашаетра или «Наука политики» («Наука о государственном устройстве») в 4 в. до н. э. писал:

“Сына, который не любит, или любимого, но единственного сына пусть царь заключит в оковы. Со дня их рождения должен царь наблюдать за своими сыновьями, ибо царские сыновья подобны ракам: они пожирают своего родителя. Если у них не появится любовь к отцу, то лучше их тайно убить.”

Вот так, убить — всё чётко и просто. При всём при этом Каутилья не был ни извергом, ни злодеем. Советник индийского царя Чандрагупты, думал прежде всего о том, как уберечь от смут и междоусобиц государство.

Философ Каутилья прекрасно понимал, что у царя нет более опасного врага, чем жаждущий трона сын. Подобный феномен особенно ярко проявился во времена Великих Моголов.

Когда Селиму старшему сыну Акба Великого исполнилось 33 года, он, полный нетерпения взять бразды правления в свои руки и раздосадованный долгой жизнью своего отца. на свою ответственность принял царские прерогативы и имя. Так писал об этом один иезуит, пребывавший в то время в Индии.

Три года продолжалась борьба за власть между отцом, действующим шахом и сыном, от нетерпения шахом себя провозгласившим. Устав воевать, Акбар решил пойти на хитрость. Правитель повелел сыну явиться во дворец, угрожая в случае отказа назначить другого преемника.

Селим во дворец явился, где был сразу схвачен. Продержав сына в темнице несколько дней, любящий отец его отпустил, ибо хотел лишь проучить непокорного. А зря! Не прошло и года, как Акбар умер, отравленный, как утверждают, именно сыном. После смерти отца Салим стал правителем, приняв имя Джахангира.

Из всех могольских падишахов Джахангир был наиболее склонен к алкоголизму. Современники накопили массу всевозможных историй про бесконечные пьянки падишаха. Но пока шах занимался-таки государственными делами, незаметно подрастал его сын Шах-Джахан. И тут всё повторилось. Сын устал ждать смерти отца.

Началась борьба за власть, которая длилась опять-таки 3 года. В какой-то момент отец и сын заключили перемирие. Справедливо рассуждая, что сыну доверять нельзя, Джахангир потребовал от Шах-Джахана заложников. И тот выдал отцу своих детей — точнее, выдал деду его внуков.

Правление Джахангира продолжалось 22 года. В январе 1628 года взошедший на трон Шах-Джахан умертвил Султан Давар Бахша, Султан Шахрияр-мирзу, а также двух сыновей сына падишаха Акбара шахзаде Султан Даниала-мирзы, Таймурасп-мирзу и Хушанг-мирзу. — лишил жизни претендентов на власть: братьев и просто родственников.

И вновь повторился именно этот сценарий. Создатель Тадж Махала был брошен своим сыном Аурангзебом в темницу, где через 8 долгих лет смерть избавила его из заточения.

Падишах Аурангзеб, наученный горьким опытом, оказался хитрее всех. Когда сыновья только пытались восстать — он уже был готов к этому. Аурангзеб извёл и уморил наследников, потому и правил 50 лет.

Подобная практика взаимоотношений со всей очевидностью продемонстрировала кризис династии Великих Моголов. Прямых наследников Аурангзеб после себя не оставил. После целого ряда интриг и переворотов к власти пришли сикхи.

Тем не менее, при всех этих войнах и интригах заступавшие на трон падишахи династии моголов про Лахорский форт не забывали. Когда правитель даёт своим подданным работу, когда он что-то строит, это является неким мерилом успешности его правления.

На территории крепости находится Диван-и-Аам. То место, где падишахи обращались с речами к своим поданным. При Шах-Джахане в Лахорской крепости появилось такое чудо как зал Аудиенций.

Отдельно стоящее здание, где император принимал высокопоставленных гостей и послов. В период его правления появился Мраморный павильон, внутреннее убранство которого, на мой взгляд, интересней внешнего.

Читайте также:
Море Флорес Как С Добром Добраться!

А также дворец Шиш-Махал, который часто называют — Зеркальный дворец — один из шедевров могольской архитектуры.

Официально Шиш-Махал для посещений закрыт. Однако наш гид договорился с привратником, и тот пустил нас за небольшое вознаграждение. Трудно описать словами то, что создано гением архитектуры, имя которого я даже не знаю.

Что сверху, что снизу, что сбоку — слабых мест во внутреннем убранстве дворец не имел. На открытой галерее можно видеть фрески, обрамлённые декором из слюды, мрамора, кусочков зеркала и стекляшек.

Некоторые фрески уже не просматриваются. На других рисунок ещё виден. Дворец нуждается в срочной реставрации. А самое главное здесь — это три зеркальных зала, потолок которых усыпан множеством полудрагоценных камней, расставленных по периметру согласно расчётам геометрии (запамятовал, но мне кажется, что залов три: одна большая комната и две по бокам).

Если в других комнатах есть окна, то в эти залы изначально сделаны полутёмными. В каждой зеркальной комнате имелась подставка для маленькой свечи. Множество камней на потолке отражали её дрожащее пламя, отчего пространство наполнялось невероятным свечением. Когда через комнату проходили со свечкой, в этом случае верхний свет, возвращённый из всех углов бессчётное количество раз, человека собой просто-таки купал. И можно только догадываться, какие эмоции испытывал проходивший под этими сводами падишах, которому благоволило само Небо.

К сожалению зажигалки у нас не было, но гид показал эффект отражённого света, используя телефон. После я попробовал сфотографировать зеркальный потолок со вспышкой, но эффекта это уже не дало.

Стоит отметить, что камни на сводах за несколько веков очень сильно запылились. Вот бы кто их почистил. Я бы, в этом случае, с удовольствием прошёлся бы тут вновь, но уже со свечкой.

Когда мы вышли за ограду, нас ждала целая толпа пакистанцев, которых не столько дворец интересовал, сколько мы сами. Дело в том, что посетителями форта являются люди из глубинки, для которых увидеть иностранца, это примерно как нам под зеркальным потолком пройти со свечкой. Кое-как мы все друг друга перефотографировали и направились дальше.

Повторюсь, после Великих Моголов к власти в Пенджабе пришли сикхи. 12 апреля 1801 года в Лахоре как махараджа короновался Ранджит Сингх. Период его правления историки называют «золотым веком» в истории Пенджаба, который продлился до 1839 года.

Так получилось, что Ранджит Сингх (по словам гида) полюбил супругу одного из своих генералов. Монтас — так звали эту женщину. Дабы устранить соперника, махараджа послал его на войну в самое трудное место, где тот и погиб. Ранджит Сингх женился на Монтас. На территории крепости он построил для неё дворец и разбил сады.

В цитадели имеется музей, посвящённый сикхам и их борьбе с англичанами. По словам гида, именно это здание является бывшим дворцом Монтас. Сикхи понимали, что расширяющаяся Британская империя рано или поздно захочет покорить Пенджаб. Сикхи к войне готовились. В Лахоре был налажен выпуск огнестрельного оружия, пуль, пороха и разрывных ядер.

Зимой 1845-1846 гг. сикхская армия вступила в бой с англо-индийским войском. Для сикхов это были очень кровопролитные сражения. Но Англичане от прямой аннексии Пенджаба отказались. Через два года развернулись новые боевые действия. В 1849 году сикхское Панджабское государство было ликвидировано.

После этого Лахорский форт потерял своё стратегическое значение. Крепость начала приходить в запустение. Лахорскую крепость часто называют Шахи-кила. В середине XX века искусствоведы добились, чтобы городские власти весь этот комплекс поставили под охрану.

В 1981 г. Шахи-кила была признана памятником всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: