Куда сходить в Стамбуле? Посещаем мечеть Эйюпа и кафе «Пьер Лоти»
Приглашаю вас на небольшую прогулку, во время которой мы посетим мечеть султана Эйюпа, канатную дорогу в Стамбуле и кафе Пьер Лоти (Стамбул). Сначала мы поплывем по заливу Золотой Рог, побываем в мечети, в которой покоится прах оруженосца Пророка Мухаммеда, покатаемся на фуникулере и, наконец, полюбуемся на шикарные виды города, сидя в кафе на самой вершине холма. Такая прогулка, если вы решите совершить ее самостоятельно во время поездки в Стамбул, займет три-четыре часа.
- В мечеть Эйюпа на вапуре
- Мечеть султана Эйюпа
- Канатная дорога в Стамбуле
- Стамбульское кофе «Пьер Лоти»
- Экскурсии по Стамбулу
В мечеть Эйюпа на вапуре
В сегодняшнем путешествии нас интересует район Эйюп (Eyüp). Добраться до него из центра Стамбула (район Султанхамет) можно несколькими путями. Пожалуй, самый романтичный и интересный способ — морская прогулка на вапуре (vapur). Так в Стамбуле называются небольшие катера, которые по расписанию передвигаются от одного причала к другому в пределах города и его ближайших окрестностей. По сути, морской общественный транспорт.
Из центра до остановки вапура едем либо на трамвае — остановка Эминёню (Eminönü), либо идем пешком. Наш ориентир – Галатский мост, но подниматься на него не нужно. Наоборот, минуем его с помощью подземного перехода и выходим к набережной, но уже слева от моста. Ваш путь будет лежать мимо автобусной станции, откуда, кстати, ходят автобусы в Эйюп (это второй способ добраться до мечети султана Эйюпа, канатной дороги и кафе Пьер Лоти) и автомобильной стоянки. Еще пара минут пешком и вы у нужного причала, его название — Eminönü Haliç İskelesi.
Оплачиваем проезд (либо жетоном, либо транспортной картой) и проходим внутрь.
Кораблик ходит примерно раз в час. Немного терпения и вы на борту, плывете зигзагами (от одного берега к другому) по Золотому Рогу. Нам надо сюда:
Поездка займет около 25-30 минут. В это время можно поснимать фотографии, полюбоваться видами, поболтать, попить чая.
Выше расписание вапура с отправлением от района Эйюп (оно, возможно, изменилось), поэтому проверьте его актуальность.
Мечеть султана Эйюпа
Сойдя с кораблика, вы сразу поймете, куда нужно идти. Если возникнут проблемы, то посмотрите на указатели. Вам нужен тот, где написано Eyüp Sultan и Pierreloti.
Мимо сувенирных лавок и магазинчиков, торгующих разной снедью, ваш путь лежит к мечети султана Эйюпа, которая является одной из самых священных для любого мусульманина. После мечетей в Мекке, Медине и Иерусалиме, естественно.
Кроме того, это первая мечеть, которая была построена турками-османами после завоевания Константинополя. Здесь захоронен Эйюп Ансари — знаменосец Пророка Мухаммеда, павший при осаде Константинополя (но не в XVвеке, а в VII). Причем мечеть султана Эйюпа по легенде возвели на том самом месте, на котором он погиб. И здесь хранятся останки не только самого знаменосца Мухаммеда, но и личные вещи Пророка.
Раньше к этой святыне немусульманам попасть было невозможно, теперь можно смотреть. Но нам не повезло: в момент посещения гробница (тюрбе), где захоронен оруженосец Мухаммеда, находилась на реконструкции. Теперь же она наверняка открыта и можно заглянуть в святая святых мечети султана Эйюпа.
Несмотря на это, возле стен гробницы толпятся множество молящихся мусульман и фотографирующих туристов. В самой мечети нам побывать не удалось, поскольку началась молитва.
Честно говоря, среди десятков мусульман, занятых отправлением религии, я себя чувствовал не очень комфортно. Хотелось поскорее уйти отсюда. Перед тем как покинуть мечеть султана Эйюпа обращу внимание на огромный и могучий платан, который растет в середине двора. Он огорожен решеткой и, по всей видимости, является не меньшей достопримечательностью, чем гробница Эйюпа и мечеть.
Выйдя из мечети с другой стороны, вы окажетесь среди… могил. Здесь начинается огромное мусульманское кладбище, которое тянется от подножия холма к его вершине.
Быть похороненным здесь было честью для любого мусульманина, поэтому могил не сосчитать сколько. На каменных плитах и парапетах часто греются вездесущие стамбульские кошки, а две из них даже немного подрались при мне.
Канатная дорога в Стамбуле
Выложенные камнем дорожки кладбища приведут вас к канатной дороге в Стамбуле или как называют его турки телеферику (teleferik).
Проезд платный. Как и в случае с вапуром, платить нужно будет либо жетоном, либо транспортной картой (ссылку на подробную статью о ней уже давал выше). Время работы канатной дороги в Стамбуле: с 08:00 до 22:00.
В Нижнем Новгороде есть похожая канатная дорога (связывает два берега Волги), очень удобная штука. А вы когда-нибудь катались на таком виде транспорте. Есть нет, то канатная дорога в Стамбуле вам в этом поможет.
Для любителей пеших прогулок могу посоветовать подняться на холм с помощью своих двоих. Правда, идти придется мимо все того же кладбища (я же писал, что оно огромное). Сразу после выхода из фуникулера вы попадете на смотровую площадку. Прямо под вашими ногами сотни могил и надгробий, но смотреть надо прямо и вверх. Виды захватывают.
Стамбульское кофе «Пьер Лоти»
Поднявшись на уровень выше, вы окажитесь у кафе Пьер Лоти (Стамбул). Заведение названо в честь французского писателя и моряка Жюльена Вио, жившего в конце XIX — начале XX века. Он взял себе псевдоним Пьер Лоти, когда писал первый роман «Азиаде», рассказывающий историю любви военного офицера из Франции и турчанки. Якобы это свое литературное произведение, прославившее француза, он написал именно здесь.
Имейте в виду, что в кафе Пьер Лоти (Стамбул) подают только чай, кофе, какие-то десерты и еще вроде мороженое. То есть подкрепиться здесь не получится. Мы выпили по две чашечки турецкого чаю (уж больно они у них маленькие) и съели по симит (рогалик), которые продавались неподалеку. Ну и, конечно же, много фотографировали.
Кстати, фото выше, я уже использовал. Она называется уличная еда в Стамбуле. Теперь вы знаете где они были сделаны и как сюда добраться.
Вниз вновь спустились на канатной дороге. Недалеко от него есть остановка общественного транспорта. Наш путь лежал в…. стоп! Об этом в следующий раз ведь это уже совсем другая история. А вы пока можете прочитать про другие достопримечательности Стамбула. Например, про цистерну Базилика или дворец Топкапы.
Экскурсии по Стамбулу
Все эти достопримечательности Стамбула: и мечеть султана Эйюпа, и канатную дорогу, и кафе Пьер Лоти, гораздо интереснее посетить в сопровождении гида, который расскажет много такого, что вы не найдете в интернете. Поищите экскурсию в Стамбуле на свой вкус через виджет ниже. Наверняка найдете что-то подходящее по душе.
Остались вопросы? Задавайте их в комментариях, стараюсь отвечать быстро.
Всегда ваш, Даниил Привольнов.
Пешие индивидуальные экскурсии по Будапешту с автором блога: от обзорных до необычных. Скидка 10% по промокоду TRIPANDME. Без предоплаты. Посмотреть условия и цены
Наши приключения в формате #двоевтачкенеесчитаясобачки – подписывайтесь на Youtube-канал.
Канал сайта в Телеграм. Присоединяйся! А тут я выкладываю красивые фоточки
Мечеть Султана Эйюпа: история, описание и как добраться
Eyüp Sultan Camii (Мечеть Султана Эйюпа) – важнейшая для мусульман святыня в Турции, в которую ежегодно стекается поток паломников со всех концов света. Достопримечательность известна многим несмотря на свой нетуристический характер.
Эта мечеть для верующих мусульман стоит на одной ступени с Мединой, Меккой и Иерусалимом. Экстерьер мусульманской святыни не примечателен, но внутреннее наполнение поражает и восхищает. Испокон веков ходят разговоры о том, что любая молитва, произнесенная в стенах Султан Эйюп, непременно сбывается.
История мечети Султана Эйюпа
Мечеть Султана Эйюпа с воздуха, Стамбул
История знаменитой мечети на побережье Золотого Рога началась еще в 6 веке. Когда-то на этом священном месте был захоронен знаменосец пророка Мухаммеда Эйюп, который уже в преклонном возрасте участвовал в осаде Константинополя 674 года. Османские воины тогда не сумели войти в город, и мавзолей Эйюпа аль-Ансари был организован за его пределами.
Задумку предков продолжатели османской династии сумели осуществить лишь спустя почти тысячелетие. В 1453 году Константинополь пал под натиском захватчиков. После этого место, в котором был похоронен Эйюп, назвали Eyüp, и падишах Мехмед II Завоеватель через 5 лет повелел возвести над его могилой мавзолей и мечеть.
Мечеть редко пустует
Султан Эйюп – это тюрбе и мечеть, которые имеют особое значение для мусульман, потому что они стали первой исламской святыней, которую турки возвели на бывшей византийской территории. Значимость мусульманского храма постепенно возрастала. В 16 столетии уже укоренилась традиция: каждый падишах, к которому перешло право управления государством, должен был обязательно прибыть в мечеть. Только после того, как в стенах храма султану вручали клинок Османа Гази, он получал статус полноправного повелителя мусульманского народа.
В истории мечети Султана Эйюпа были и трагические события. Сильнейшее землетрясение 1766 года привело к тому, что святыня была стерта с лица земли. Взяться за восстановление великой исламской обители решил падишах Селим III лишь через 32 года после печального происшествия. Главным архитектором был назначен Узун Хусеин-ага. На разработку проекта и его воплощение в жизнь у зодчего ушло 2 года. В 1800 году совершенно новая мечеть открыла свои двери для верующих. Архитектура святыни с тех пор не менялась. Мечеть имеет классическую прямоугольную форму и два минарета. Главный купол удерживают шесть колонн. Центральное место в храме занимает гробница самого Эйюпа, вокруг которой он, собственно, и построен.
Прилежащая территория не менее интересна, чем интерьерное убранство святыни. В центре внутреннего дворика произрастает вековое платановое дерево, защищенное металлическим ограждением. Предполагается, что именно здесь скончался Эйюп. В этом месте читают молитвы, а многие даже загадывают заветные желания: говорят, они сбываются!
Также во внутреннем дворе, как и во внешнем, имеются прекрасные фонтаны для омовений.
Со временем усыпальницы мечети Султан Эйюп росли в размерах. Здесь хоронили великих личностей, оставивших след в османской истории и искусстве. Например, в одной из могил покоится Соколлу Мехмед-Паша, великий визирь, служивший верой и правдой династии Османов.
Кто такой Эйюп?
Мавзолей Султана Эйюпа
Эйюб, или Эйюп, именем которого названа историческая мечеть в Стамбуле, родился в 576 году в Медине (ныне Саудовская Аравия). Полное арабское имя: Эбу Айюб Эль-Ансари (Ebu Eyyûb el-Ensarî), или, по рождению Халид бин Зейд бин Кулейб (Hâlid bin Zeyd bin Küleyb). Султаном Эйюп не был, да и не мог бы быть, ведь при его жизни существовал халифат, а не султанат.
Биография гласит, что Эйюп принял ислам, и после приезда пророка Мухаммеда в Медину принимал его в своем доме.
Согласно мусульманским источникам, все мединские мусульмане хотели принять Мухаммеда. Но пророк пожелал остановиться только в доме, перед которым сядет его верблюд. Отпущенное животное уселось у дома Абу Айюба аль-Ансари. Мухаммеду Эйюп предоставил первый этаж. В этом доме пророк оставался семь месяцев.
Эйюб стал был верным другом и знаменосцем Мухаммеда. Принимал участие в битвах первых мусульман.
Уже будучи в преклонном возрасте, он участвовал в осаде византийской столицы Константинополя и был ранен. По преданию, когда его навестил глава войска Язид, Эйюп сказал: “Передай приветствие от меня мусульманам и скажи им: Абу Айюб завещает вам продвинуться на землю противника как можно дальше и взять его с собой, чтобы похоронить у ваших ног под стенами Константинополя”. В итоге знаменосец был похоронен в 674 году под стенами осажденного Константинополя.
Впоследствии район Стамбула, носивший имя Абу Айюба (Эюп), турки считали священным. Многие османские чиновники просили хоронить их поблизости. Так в районе возле мечети выросло целое кладбище Султана Эюпа.
Стоит отметить, что по некоторым данным, Айюб Султан был родственником Мухаммеда. И что Айюб якобы был одним из первых, кто записал Коран.
Как бы там ни было, до сих пор самой почитаемой мусульманской гробницей в Стамбуле является именно тюрбе Эюпа.
Абу Эйюп Халид ибн Зейд аль-Ансари появился на свет на территории современной Саудовской Аравии (ранее – Медины) в 576 году. В те времена формой правления был халифат, а не султанат.
Историки пишут, что Эйюп уже в зрелом возрасте решил принять ислам. Когда пророк Мухаммеда приезжал в Медину, будущий султан принимал почетного гостя в своем доме. Этой чести хотели бы удостоиться все мусульмане города, но Мухаммед решил, что будет жить только в том доме, возле которого пожелает сесть его верблюд. Животное, отпущенное в свободное «плавание», пожелало отдохнуть именно возле усадьбы Эйюпа. Гостеприимный хозяин отвел пророку весь первый этаж, и в этом доме, где зародилась крепкая дружба, почетный гость прожил более полугода.
Эйюп стал знаменосцем пророка. Он участвовал в военных походах первых приверженцев ислама. Во время осады Константинополя 674 года Эйюп получил смертельное ранение. Он скончался, завещав потомкам-мусульманам завершить начатое и завоевать обширные территории. Могила Эйюпа стала священным местом. Вокруг нее вырос полноценный район, названный его именем. Быть погребенными рядом с великим Эйюпом считали честью все османские государственные деятели, поэтому впоследствии неподалеку от мечети выросло целое кладбище Султана Эйюпа.
Убранство мечети и что посмотреть
Внутреннее убранство мечети Султана Эйюпа
Комплекс Султан Эйюп состоит из мечети, мавзолея и хамама, выполненных в стиле османского барокко. Также к нему причисляют местную религиозно-правовую школу и школу чтецов Корана.
Основным материалом для строительства мечети Узун Хусейн-ага выбрал камень, который велел облицевать белоснежным мрамором. Главный купол имеет 17,5 м в диаметре. Он возвышается в окружении восьми небольших куполов-полусфер. Одна из главных достопримечательностей святыни – камень с отпечатком ступни пророка Мухаммеда.
Во внутреннем дворе мечети, окруженном несколькими террасами, есть тюрбе Эйюпа (мавзолей) и шадырван (ритуальный фонтан). К святыне примыкают два минарета с конусоподобными крышами.
Мавзолей спроектирован в форме восьмигранника, его венчает большой купол. Стены внутри постройки отделаны изысканной сине-голубой плиткой, привезенной из Кютахьи, и решетками из серебра, которые повелел изготовить для тюрбе падишах Селим III. Изразцы и серебряные щиты можно по праву назвать уникальными произведениями искусства!
Правила посещения комплекса Султан Эйюп
Мечеть Султана Эйюпа — одна из самых известных мечетей Стамбула
Еще несколько десятилетий назад вход в мечеть был открыт только для мусульман. Сегодня же полюбоваться комплексом может любой желающий, но необходимо соблюдать ряд правил.
- Для тех, кто не исповедует ислам, воспрещен вход в святыню во время молитвы (намаза).
- Больше всего правоверных мусульман в мечети по пятницам, поэтому посещать её лучше в любой другой день.
- При посещении Султан Эйюп следует одеваться строго и скромно. Короткие юбки и шорты отложите для других случаев. Женщине следует надеть длинную юбку, рубашку с длинным рукавом, а голову покрыть платком. Мужчине обязательны брюки.
- Входя в мечеть, снимайте обувь. Это непреложная мусульманская традиция. Пол в святынях, как правило, имеет ковровое покрытие.
- Внутри святыни запрещено использование телефонов по их прямому назначению. Да и вообще громкие разговоры здесь не приняты. Но зато можно молча любоваться и вдоволь фотографировать!
Если вы будете соблюдать эти нехитрые правила, то посещение мечети султана Эйюпа доставит вам несравненное эстетическое удовольствие и оставит в памяти массу приятных впечатлений!
Как добраться до мечети Султана Эюпа
Из старого города, исторического Султанахмет, можно добраться до мечети Эйюп сначала на трамвае Т1 до остановки Лалели. Затем пройти пешком около 7 минут до остановки транспорта Şehzadebaşı и сесть на автобус 39B. Выйти необходимо на остановке Eyüp Sultan.
Тем, кто остановился в Таксим, можно спуститься до Кабаташ (Kabataş) на фуникулере F1 или пешком, сесть на трамвай Т1 и доехать до Эминёню (Eminönü).
От пристани Эминёню, пройдите пешком до транспортной остановки и садитесь на автобус 99, 99Y или 48E и доезжайте до Sultan Eyüp Camii.
Район Эйюп в Стамбуле
Эйюп представляет собой одно из самых священных для мусульман мест, так как его мечеть построена на месте гробницы Абу Айюба аль-Ансари, носителя штандарта Пророка Мухаммеда. Сам район находится в сфере влияния Исламской Партии Добродетели, которая вложила громадные средства в проведении здесь масштабной реконструкции. Исламские паломники стекаются сюда со всего света, поэтому, если вы захотите посетить этот район, избегайте пятниц, чтобы не столкнуться с особо ретивыми правоверными.
До мечети легче всего добраться из Эминёню по Золотому Рогу. Это последняя остановка парома перед тем, как залив превращается в два узких протока. Мечеть и гробница находятся в десяти минутах ходьбы от причала на Джамии Кебир Каддеси. Из Эминёню сюда можно доехать и на автобусе № 39-А, конечная остановка которого находится у терминала парома.
Комплекс мечети Эйюпа
Мечеть Султана Эйюпа
Один из последователей Пророка, Абу Айюб аль-Ансари, был убит во время первой осады арабами Константинополя (674-678 годах нашей эры). Одним из условий последовавшего за осадой мирного договора было сохранение в неприкосновенности его могилы. Позднее в здешней мечети проходили церемонии восшествия на престол султанов Османской империи.
Мечеть Султана Эйюпа
Мечеть и гробница располагаются напротив друг друга, а между ними находится двор, в котором и проходили церемонии. Место, где стоял султан, представляет собой платформу с перилами, на которой сегодня растут два платана. Первую мечеть построил здесь в честь Абу Айюба аль-Ансари Мехмед Завоеватель.
В XVIII веке она была разрушена, возможно, тем же землетрясением, которое погубило и Фатих Джамии. Сегодняшняя мечеть из светлого камня и белого мрамора выполнена в барочном стиле. Светлая, щедро украшенная позолотой, она была закончена в 1800 году. Но ещё интереснее посетить гробницу Абу Айюба аль-Ансари. Перед тем как войти внутрь, необходимо разуться, а женщинам – покрыть головы платками.
Внутри мечети Эйюпа
Фасад и вестибюль отделаны изразцовыми панелями разных периодов, и, хотя на первый взгляд гробница кажется несколько вычурной и эклектичной, рисунки её декора представляют собой прекрасные в своём разнообразии образцы высокого искусства. Для того чтобы полюбоваться всеми этими стилями в другом месте, вам пришлось бы потратить недели и осмотреть множество различных сооружений.
Купол мечети Эйюпа
Другие гробницы и кладбище Эйюп
Так как Эйюп был популярным среди первых лиц Османской империи местом захоронения, здесь есть ещё несколько достойных внимания гробниц. Две из них, гробница Соколлу Мехмед-паши и гробница Сиявуш-паши стоят друг напротив друга в конце улицы Джамии Кебир Каддеси, которая находится в пяти минутах ходьбы от мечети к Золотому Рогу. Соколлу Мехмед-паша заказал Мимару Синану строительство гробницы за пять лет до своего убийства.
Гробница Айюба аль-Ансари
Элегантное восьмиугольное здание с замечательными витражами, некоторые из которых сохранились до сих пор, было закончено в 1574 году. Изящная колоннада с тремя арками соединяла гробницу со школой Корана. Вторая, украшенная изникскими изразцами гробница, возможно, построена Синаном для умерших в раннем возрасте детей Сиявуш-паши.
Гробница Мехмеда V (Решада)
Эйюп до сих пор является модным местом захоронения, и холмы вокруг мечети сплошь покрыты простыми современными надгробиями, между которыми возвышаются гробницы времён Османской империи. К северу от мечети, недалеко от улиц Силахтарайя Каддеси и Карьяйди Сокак находится кладбище Эйюп.
Особенно хорошо гулять там, следуя указателям, на закате, когда сверху открывается сногсшибательный вид на Золотой Рог. В двадцати минутах ходьбы от мечети находится романтичное кафе Пьер Лоти, также с видом на Золотой Рог, в котором турецкий кофе клиентам подают официанты в костюмах времён Османской империи.
Кафе прославил в автобиографичной повести французский писатель Пьер Лоти, юный морской офицер и автор романтичных новелл и книг с описанием путешествий, который влюбился в Стамбуле XIX века в зелёные глаза Азияде – черкешенки из гарема.
Мечеть Султана Эйюпа
Кид резюме
Посещение Турции с детьми – это не только отдых в солнечных отелях, развлекательных центрах или семейный шопинг. Приобщите маленьких путешественников к памятникам национальной истории страны и покажите красоту одного из самых известных религиозных комплексов Турции.
Мечеть султана Эйюпа расположена в азиатской части Стамбула, в Старом городе почти на берегу бухты Золотой Рог. Здесь находятся священные реликвии Ислама – знамя Пророка Мухаммеда и могила его последователя султана Эйюпа.
Юным путешественникам наверняка понравится атмосфера древнего Востока, похожая на легенду или сказку.
Содержание
- История строительства мечети султана Эйюпа в Стамбуле
- Описание мечети
- Интересные факты
- Правила посещения
- Что интересного для детей
- Полезные советы
История строительства мечети Султана Эйюпа в Стамбуле
Мечеть Султана Эйюпа была возведена в 1459 году на могиле Абу Эйюпа эль-Ансари, верного сахаба Пророка Мухаммеда, Этот человек заявлял о том, что лично видел и беседовал с Мухаммедом. Эйюп был захоронен здесь при осаде Константинополя арабами в VIIІ веке.
С течением времени личность сахаба становилась все более легендарной, а место пребывания его праха вошло в комплекс одной из главных святынь верующих мусульман. Постройка сооружения началась с обустройства могилы Эйюпа, точное место которой привиделось во сне наставнику султана Мехмета II, инициировавшего строительство.
Первое здание мечети, возведенное в XV веке под руководством архитектора Атика Синана, не выдержало сильных толчков подземного землетрясения и полностью разрушилось в 1766 году. На протяжении 32 лет шла подготовка к строительству новой святыни.
Сегодня турки и гости страны любуются мечетью, которая построена в конце XIX века по проекту архитектора Узуна Хусейна Эфенди.
По традиции, установившейся в первые десятилетия ХVI века, каждого нового вошедшего на престол турецкого султана сопровождали к мечети Султана Эйюпа, где шейх уль-ислам вручал ему ножны с клинком первооснователя династии Османа Гази, а народ приветствовал его как нового владыку мусульман.
Описание мечети
С высоты птичьего полета мечеть имеет вид светлого мраморного куба, в центре которого расположен огромный сферический купол. Его диаметр – 17,5 метра, под ним располагается зал для молитв, где до сих пор идут церковные обряды. Этот купол удерживается 6 колоннами.
Вокруг купола размещены еще 8 куполов диаметром в 3,5 метра. По обе стороны от мечети стоят 2 высоких минарета, увенчанные крышами с острыми конусообразными скатами.
Внутренний двор священной мечети огорожен крытой галереей и вымощен белым мрамором. В самой мечети стены покрыты изящными плитками XVI и XIX веков, выдержанными в бирюзово-серых тонах. Кованые надписи выполнены арабской вязью.
Прямо перед входом в мечеть со стороны улицы находится фонтан, в котором происходит ритуальное омовение мусульман – шадырван. Над чашей бассейна раскинулись платаны, дающие густую тень и прохладу в жаркие дни.
Исторические и религиозные ценности
На территории мечети бережно хранятся следующие мусульманские реликвии:
- саркофаг султана Эйюпа, декорированный красивым каменным покрытием, изразцами и каллиграфическими рукописями;
- личные вещи, принадлежавшие по преданию Пророку Мухаммеду, его знамя;
- отпечаток стопы пророка в камне.
Обычно здесь достаточно многолюдно не только из-за туристов, но и в связи с приходящими для молитвы верующими мусульманами.
Интересные факты
- Это одна из главных святынь турецкого ислама.
- В 1459 году турки-османы воздвигли здание этой мечети первой после завоевания города Константинополя.
- В чаше фонтана по древней традиции происходила процедура всенародного признания вступающего на пост султана. Не него надевался меч в ножнах как особый признак государственной власти.
- Мусульмане верят, что молитвы, обращенные здесь к Аллаху и его Пророку Мухаммеду, обязательно сбываются.
- Эта мечеть располагается на европейской стороне Стамбула, и в ней до сих пор проходят религиозные службы.
- Около мечети функционирует ухоженное и аккуратное кладбище, где похоронены многие государственные деятели Турции.
Правила посещения
Ислам запрещает присутствие неправоверных в мечети во время молитвенного намаза, поэтому в часы священной молитвы в мечеть христианам входить запрещено.
Традиционная форма одежды для туристов, включая и детей любого возраста, должна соблюдаться, особенно в летнее время, когда жаркий климат вынуждает носить открытую одежду.
Для мам и их дочерей лучшей формой одежды станет юбка, полностью прикрывающая ноги, блуза под горло или рубашка с длинными рукавами и платок, покрывающий голову. Мужчины и мальчики должны быть одеты в брюки.
При визите в мечеть не принято разговаривать по телефону, а звук стоит отключить. Можно вести видеозапись или фотосъемку.
Если верующий читает молитву не во время намаза, когда вход в мечеть разрешен адептам других религий, то не нужно отвлекать или мешать ему.
Не лишним будет напомнить и о правилах поведения для детей: они должны соответствовать обычным правилам хорошего тона в общественных местах. Не нужно шуметь, баловаться или капризничать в стенах мусульманской святыни.
Что интересного для детей
Дети от 8 лет и старше наверняка оценят красоту и величие культового сооружения. На примере древней мечети ребенку будет легко приобщиться и к богатому многовековому наследию и истории Турции.
Архитектура здания и его убранства очень роскошная и создает атмосферу, присутствующую в сказках и легендах Востока.
Особенно полезным будет визит для тех семей, в которых родители исповедуют ислам. Дети получат возможность приобщиться к духовному наследию и посетить религиозную святыню, а также помолиться в священном месте.
По пятницам, за 1,5 часа до обеденной молитвы, в полдень перед мечетью дает бесплатный концерт любительский оркестр «Мехтер». Это отличный способ продемонстрировать детям естественный национальный колорит Турции.
Полезные советы
Пятница – священный день, и посетителей тут большего всего. В этот день лучше не планировать визита в саму мечеть, а ограничиться созерцанием архитектурного ансамбля и фонтана для омовений.
В мечети нет секретаря, отвечающего на телефонные звонки или принимающего почту, поэтому все предварительные вопросы лучше уточнить в государственном департаменте Турции, ведающем мечетями по телефону, указанному в разделе «Информация».
Визит в мечеть султана Эйюпа позволит детям погрузиться в атмосферу многоликой и интересной Турции, своими глазами увидеть святыни ислама, мастерство древних архитекторов и приобщиться к таинству молитвенных мероприятий.
Крепость царя Самуила
Пожалуй, нет туристов, которые бы побывали в Охриде и не посетили крепость царя Самуила. Эта достопримечательность Македонии, как правило, одной из первых стоит в обязательном списке экскурсий, уступая лишь знаменитому Охридскому озеру. Как только миссия «купание и круиз по озеру» выполнена, туристы отправляются знакомиться с крепостью царя Самуила. Древнее сооружение находится на самой высокой точке города, поэтому добираться до него лучше вместе с другими путешественниками на организованном автобусе. Но об этом чуть позже.
Легендарная крепость Самуилова твердина возвышается на южном побережье города. Крепость стоит посетить хотя бы ради роскошных пейзажей, демонстрирующих Охрид во всей его красе. Отсюда видны античный амфитеатр и церковь Святого Климента Охридского, а также потрясающие панорамы озера.
Лучше всего посещать Самуилову твердину в утренние и предзакатные часы. В это время при наличии фотоаппарата гениальные снимки вам гарантированы. А вот вид на крепость лучше всего снимать в вечернее время, когда рельефные каменные стены подсвечиваются лучами сотен фонарей.
Если верить историкам, крепость была возведена в 10 веке по указанию болгарского царя Самуила. Произошло это потому, что средневековому правителю вздумалось сделать из Охрида столицу своего государства. А чтобы в ней было надежно находиться и править, Самуил приказал построить оборонительное сооружение. Так в Охриде появилась крепость протяженностью три км и почти с двумя десятками сторожевых башен. В те времена крепость служила своеобразными воротами в город. Собственно, и сейчас главные исторические достопримечательности Охрида можно наблюдать где-нибудь поблизости.
До нас крепость царя Самуила дошла в отличном состоянии, но это во многом благодаря реконструкциям, которые неоднократно проводились здесь. Кстати, не так давно археологами были обнаружены драгоценные украшения, возраст которых значительно превосходит саму крепость. Раскопки ведут и сейчас, но они не мешают туристам осматривать крепость.
От некогда неприступного форта хорошо сохранились стены и остатки фундаментов старинных построек. Впрочем, и этого вполне достаточно, чтобы оценить размеры и стратегическую позицию Самуиловой твердины. Кстати, после недавней реконструкции стены выглядят очень даже хорошо. Теперь по крутым лестницам и темным переходам, где в былые времена прятались воины, расслабленно гуляют туристы.
Кое-где на территории крепости видны остатки старых фундаментов. Бытует теория, что на месте современной крепости существовало еще одно более давнее укрепительное сооружение. Вероятно, что оно относилось к 4 веку нашей эры и было воздвигнуто при македонском царе Филиппе.
За стенами Самуиловой твердины создается ощущение, что вы попали в зону действующих археологических раскопок. На самом деле с раскопками здесь давно завязали, а вот восстановительные работы время от времени проходят. В частности, реставраторам удалось «залатать» дыры в стенах и восстановить некоторые постройки. Туристический маршрут по территории крепости отмечен хорошими дорожками и оснащен поручнями.
Еще одна причина посетить крепость царя Самуила — невероятный вид на Охрид и озеро, который открывается всем, кто приезжает сюда. Как было сказано выше, до крепости лучше всего добираться на туристическом автобусе, благо желающих посетить эту достопримечательность Македонии всегда предостаточно (особенно в сезон). Туристов сюда без проблем также доставляют охридские таксисты. Стоимость поездки у перевозчиков лучше уточнить заранее (могут и накрутить при расчете, особенно в сезон) и заодно договориться об обратной дороге.
Если все же решили добираться до крепости царя Самуила самостоятельно, ориентируйтесь на следующий маршрут. Сначала нужно двигаться по центральной улице Булевар Туристичка, затем свернуть на улицу под названием Абас Емин и ехать по ней до конца. Далее к стенам крепости поднимается довольно массивная дорожка. Посетить великолепный памятник македонской истории можно совершенно бесплатно в любое время.
Летом на территории крепости проходят фестивали, вечеринки и творческие мероприятия. Планируется, что с восстановлением крепости ее культурная значимость будет лишь укрепляться. Вероятно, что в ближайшем будущем в стенах старинной красавицы будут проходить грандиозные мероприятия с участием мировых звезд.
В окрестностях крепости имеется несколько десятков комфортабельных гостиниц, баров и ресторанов. Признаться, туристическая инфраструктура этого района налажена более чем замечательно. Да и по природной красоте место весьма показательное, идеальное для запоминающегося отдыха.
Фотографии крепости царя Самуила
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
- Recent Entries
- Archive
- Friends
- Profile
- Memories
Печальная история Самуиловой крепости
Я снова в Болгарии. Иногда приятно вырваться из сырого и серого Питера в места с более мягким климатом. В Болгарии классно, здесь до сих пор тепло. Кроме того в этой стране имеется огромное количество удивительных мест: всякие горные крепости, пещерные монастыри, руины древних городов и красивая природа. А вот от болгарских пляжей я не в восторге, как и от казино, но о них я расскажу в другой раз.
Сейчас мне не до экскурсий. Много дел и боюсь, их решение не оставит мне времени на отдых. Но на меня внезапно нахлынула волна ностальгии, отчего я решил рассказать вам о своем прошлогоднем визите в Самуилову крепость. Нужно заметить, что экскурсия получилась одной из самых запоминающихся и эмоциональных в моей жизни. Но причиной тому не внешний вид древней твердыни, а ее особый исторический ореол.
Так, Обо всем по порядку. Начну с географической информации. Остатки крепости находятся в 16 километрах от города Петрич, они возвышаются на берегу речки под названием Струмешница. Кстати, всего в 4 километрах от этого места проходит граница с Македонией, так что если кто подумывает о нелегальной миграции, то очень рекомендую.
Самуилова крепость уже давно утратила свою угрожающую мощь. Теперь на ее месте находится мемориальный комплекс с внушительными памятниками в честь древнеболгарских воинов, остатками каменных стен и красивой природой. Все вместе занимает приличную территорию и гордо именуется Национальным парком.
Вначале крепость не произвела на меня особое впечатление, – видел я руины и получше. Но как только экскурсовод начал рассказывать о грустных страницах болгарской истории, твердыня тут же предстала в совершенно новом свете. Я быстренько изложу краткую версию событий.
Итак, начало XI века – очень суровое время. Электричества нет, интернета нет, читать почти никто не умеет, а занятия сексом четко регламентированы религиозными нормами. В общем, делать не чего. Одни из немногих развлечений является война, кроме того она приносит неплохую прибыль. В этой конкретной войне болгары сражались против византийцев. Первых возглавлял царь Самуил, в честь которого крепость и получила свое название, а армии византийцев направляла длань императора Василия II.
Самуилова крепость была частью огромной оборонительной системы, точнее ее сердцем и ставкой верховного главнокомандующего. По тем временам она смотрелась очень внушительно, но данное обстоятельство не помешало византийцам сравнять ее с землей. Заодно они разбили болгарскую армию и взяли в плен 14000 или 15000 солдат. До упомянутого события болгары и византийцы беспрерывно воевали уже более 20 лет, и армии последних успели проиграть ряд крупных сражений. В общем, Василий II, который к слову приходился шурином князю Владимиру из Киева, крестившему Русь, затаил в сердце большую обиду, и потому поступил с пленными не самым лучшим образом. Он приказал ослепить их, но так чтобы на каждую сотню приходился человек с одним рабочим глазом, ему полагалось отвести остальных воинов домой. За свои военные кампании против болгар, Василий II получил прозвище Болгаробойца.
Длинные шеренги оборванных и сломленных слепцов представляли то еще зрелище. Говорят, картина была настолько ужасной, что при виде ее у царя Самуила случился сердечный приступ, на чем, собственно, и закончилось его правление.
После этой истории крепость воспринимается по-другому. Сердце переполняет печаль. Средние века были реально жестким временем. Когда почитаешь всякие исторические книги, то начинает казаться, что у руля тогда стояли психопаты и кровавые отморозки. Суровые времена, ужасные нравы, целые тысячелетия беспрецедентной жестокости и никакой романтики, присущей романам Вальтера Скота.
Но все-таки как классно ходить среди древних руин, смотреть на памятники средневековых правителей и тихонько радоваться тому, что живешь в эпоху огнестрельного оружия, атомных бомб и прочей неведомой херни, применение которой сделает процесс войны коротким и однозначным.
Очень рекомендую любителям древней истории посетить Самуилову крепость, думаю, вы не будете разочарованы. Правда, добираться до нее слегка не удобно. Особенно летом, ох, в эту пору тут жарко как в аду. Такая поездка займет большую часть дня. И если вы отдыхаете, где-нибудь на побережье, то сюда лучше не ломиться, так как Болгария хоть и небольшая страна, но дорога все равно выйдет довольно изматывающей. К тому же, Самуилова крепость, при всей своей уникальности, явно не занимает верхние строчки в рейтинге болгарских достопримечательностей. Но если у вас есть время и желание – обязательно воспользуйтесь шансом посетить это легендарное место.
Северная Македония. Крепость царя Самуила
Из пригорода Охрида мы отправились снова в центр, в историческую часть. Здесь находится крепость царя Самуила, точнее стены крепости, по которым можно пройтись и взглянуть на город и озеро. Виды открываются необыкновенные.
На македонском крепость называется Самуилова тврдина. Эта крепость связана с тем периодом истории, когда территория нынешнего города входила в состав Болгарского царства.
О том, насколько царь Самуил болгарин, до сих пор не определились ни историки Болгарии, ни Македонии.
Известно, что Самуил был царь с 980 по 1014 года. Это был период первого Болгарского царства на территории Балканского полуострова.
Первое Болгарское царство (681-1018) было первым раннефеодальным государством южных славян на Балканах. Оно образовалось в 681 г. после подчинения протоболгарами во главе с ханом Аспарухом (681-700) союза семи славянских племен. Довольно длительное время, вплоть до середины IX в., протоболгары и славяне жили обособленно и практически не вступали друг с другом в контакт. При хане Борисе I (852-889) необходимость консолидации населения страны и повышения ее престижа в христианской Европе привела в 864 г. к введению христианства в восточной (греческой) форме. Борис I принял титул князя, разрешил деятельность в Болгарии учеников Кирилла и Мефодия после их изгнания из Великой Моравии (886). Принятие христианства способствовало развитию письменности в Болгарии и появлению первых болгарских литературных памятников. При царе Симеоне I Великом (893-927) Первое Болгарское царство достигло расцвета и стало самым сильным государством на Балканах. В правление Петра I (927-970) и Бориса II (970-971) центральная власть в Болгарии ослабла. В 968-971 гг. под ударами войск византийских императоров Никифора II Фоки и Иоанна I Цимисхия и киевского князя Святослава Первое Болгарское царство фактически распалось, часть его территории была присоединена к Византии. Под властью царя Самуила (976-1014) образовалось Западно-Болгарское царство, считавшее себя наследником прежнего государства. Его преемники Гавриил Радомир (1014-1015) и Иван Владислав (1015-1018) вели ожесточенную борьбу с византийским императором Василием II Болгаробойцей. В 1018 г., после убийства Ивана Владислава, Болгария была окончательно завоевана Византией.
Царь Самуил был из династии Комитопулов. В некоторых источниках указано, что это была династия православных армян.
В Х веке долгие десятилетия в Преславе, столице средневековой Болгарии, правил царь Петр I. В отличие от своего прославленного отца Симеона Великого, он старался не конфликтовать с Византийской Империей и даже женился на дочери императора Романа Лакапина (из армянской династии, правившей тогда в Константинополе) Марии-Ирине. Когда она отправилась в Преслав, чтобы стать болгарской царицей, она взяла с собой около 50 родных и двоюродных сестер и подруг, которых раздали в жены болгарским боярам. Одна из них – Рипсиме досталась военачальнику Николаю, который управлял юго-западными болгарскими областями. Город и крепость Охрид (где создавалась кириллица) были тогда его личным владением. Он был практически независимым владетелем и подчинялся царю Петру I только формально. Слабый царь даже согласился, чтобы его сыновья от Марии-Ирины Борис и Роман стали заложниками во дворе в Константинополе, где их лишили мужественности, чтобы болгарская династия прервалась.
После смерти Петра I началось систематическое наступление византийцев на болгарские территории. Борис II и Роман не могли и боялись предпринять что-нибудь. Они сначала сдались без боя русскому князю Святославу Игоревичу, а после его гибели снова попали в плен в Константинополе. При попытке бегства Борис II погиб по ошибке от копья болгарского солдата на границе. Роман успел спастись, но царем оставался только номинально.
В это время выросли все четверо сыновей, которых Рипсиме родила Николаю: Давид, Моисей (Мовсес), Арон и Самуил (Самвел). Они и возглавили сопротивление болгар на подвластных им территориях. С их победами связаны многие славные страницы болгарской военной истории.
Давид и Моисей погибли в битвах, Самуил убил Арона и после смерти Бориса II и Романа провозгласил себя «царем болгар и ромеев (греков)».
В исторических документах упоминаются разные крепости города. Но именно крепость Самуила и сегодня является самой высокой частью Охрида, которая возвышается на 100 м над уровнем озера. Крепость считается одним из самых больших укреплений, сохранившихся в стране.
Нет сомнения, что при Самуиле именно в этой крепости была цитадель, и это был центр города.
Самая высокая часть крепости 16 м, сохранились частично оборонительные башни. Одна башня на западе, где местечке Лабино. Другая на востоке.
Сохранились “верхние ворота” расположены в нижней части холма.
Крепость сегодня является символом Охрида и Македонии.