Где находится Музей-квартира Римского-Корсакова. Местоположение Музея-квартиры Римского-Корсакова на карте Санкт-Петербурга и описание

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова

Музеи

Краткое описание

Музей Римского-Корсакова – это знаменитый петербургский музей, рассказывающий о жизни и творческой деятельности российского композитора. Он является филиалом Музея театрального и музыкального творчества Северной столицы.

История

Музей Римского-Корсакова расположился в квартире по адресу: Загородный проезд, 28. Тут Николай Андреевич жил и работал в период с 1893 по 1908 год. За это время появились на свет 11 его опер. Также здесь проходили легендарные «корсаковские среды». Раньше дом, где жил композитор, был доходным и принадлежал жене генерала В. Н. Лаврова. В квартиру № 39 семья Римского-Корсакова заселилась в 1893 году.

Дважды в месяц, в первую и третью среду композитор проводил творческие вечера, которые посещали знаменитые творческие личности того времени. Гостями в его доме были Глазунов, Рахманинов, Стравинский, Скрябин, Репин и Шаляпин. Супруга композитора, Надежда Николаевна, аккомпанировала солистам на стареньком рояле. Именно в этой квартире композитор написал 11 из 15 своих опер.

После смерти супруга, Надежда Николаевна привела в порядок и сохранила всю нотную библиотеку композитора, а также его документы, личную переписку, рукописи музыкальных произведений, ценные и памятные подарки, реликвии семьи. Всё это послужило основой для создания экспозиции музея.

В 1908 году вдова Римского-Корсакова переехала к своему сыну, Андрею Николаевичу. Квартира же стала коммунальной. Позже, в 1971 году, она была расселена и, по инициативе потомков великого композитора, стала музеем-квартирой его имени.

В настоящее время Музей Римского-Корсакова разделён на 3 зоны:

  • мемориальная
  • экспозиционная
  • концертная

Интерьер первой зоны был восстановлен благодаря записям одного из сыновей Римского-Корсакова. Он составил подробное описание меблировки и вещей с указанием их расположения. Обстановка комнат была сохранена в её первозданном виде. В остальной части музея было организовано экспозиционное и концертное пространство. На сегодняшний день экспозиция музея состоит из 505 предметов.

Мемориальная часть музея включает в себя несколько комнат: прихожую, рабочий кабинет композитора, гостиную и столовую.

Стены оформлены фотопортретами членов знаменитого творческого объединения под названием «Могучая кучка», а на витринах можно увидеть рукописи с набросками незавершённой оперы «Стенька Разин» и другие личные вещи композитора.

На столе в рабочем кабинете лежит рукопись оперы «Золотой Петушок». Главным экспонатом комнаты для гостей является рояль, звучавший во время творческих встреч.

Стены столовой украшают портреты предков знаменитого композитора, а на обеденном столе лежат его именные столовые приборы. В экспозиции музея можно увидеть документы, повествующие о работе Римского-Корсакова в должности композитора, дирижёра и преподавателя музыки в Бесплатной музыкальной школе и Музыкальной консерватории Санкт-Петербурга.

Среди прочих экспонатов представлен подарок композитору на премьеру «Майской ночи» — ручка с золотым пером. Именно ею были написаны все последующие произведения.

Цена билетов и режим работы в 2019 году

Стоимость входных билетов в Музей Римского-Корсакова:

  • Взрослый — 150 рублей
  • Школьники — 125 рублей
  • Студенты, пенсионеры — 100 рублей
  • Дети до 7 лет — бесплатно, в составе экскурсии — 75 рублей
  • Участники ВОВ, инвалиды — 50 рублей
  • Многодетные семьи, дети-сироты — бесплатно
Читайте также:
Разрешается ли иметь дальтонизм и водительские права в 2022 году

При желании, можно воспользоваться услугами аудиогида. Его стоимость составляет 200 рублей.

Касса работает до 6 часов вечера.

Стоимость экскурсий:

  • Группа до 10 человек — 1000 рублей
  • Группа до 15 человек — 1500 рублей
  • Группа до 20 человек — 2000 рублей

Для посещения экскурсий необходимо предварительно записаться по телефону.

Режим работы музея:

  • среда с 13-00 до 21-00
  • четверг – суббота с 11-00 до 18-00
  • понедельник, вторник — выходные дни

Санитарный день — последняя пятница каждого месяца.

В настоящее время мемориальная экспозиция музея-квартиры находится на реставрации. Свои двери для посетителей он откроет в апреле 2019 года.

Официальный сайт

Телефон

  • 8 812-575-65-87
  • 8 812-713-32-08

Где находится

Адрес

Загородный проспект 28, флигель во дворе

Метро

Звенигородская, Достоевская, Владимирская

Как добраться

До квартиры-музея можно добраться на метро, наземном общественном транспорте или на такси.

Отзывы

Отзывы о посещении музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова, которые можно прочитать и на официальном сайте, и на просторах сети Интернет, всегда восторженные и позитивные. Россияне и иностранные туристы очень радуются тому, насколько трепетно охраняется частица культурного наследия нашей страны – история жизненного и творческого пути великого композитора. Значение музея-квартиры Н. А. Римского – Корсакова, как и самого его творчества, очень велико для нашей культуры.

Музей Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге

Описание

Музей–квартира Николая Андреевича Римского–Корсакова — санкт-петербургский музей, посвященный жизни и творчеству знаменитого композитора, филиал Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.

Музей занимает пространство квартиры во дворовом флигеле по адресу Загородный проспект, 28. В этом доме Николай Андреевич Римский-Корсаков в 1893–1908 годах написал 11 опер и проводил знаменитые «корсаковские среды».

История создания

В квартиру №39 на третьем этаже доходного года, принадлежавшего жене генерала Василия Николаевича Лаврова, Римский-Корсаков с семьёй переехал в 1893 году. Два раза в месяц по нечётным средам он проводил здесь творческие вечера, на которых собирались знаменитые композиторы, художники, певцы и музыканты. В квартире гостили Сергей Рахманинов, Александр Глазунов, Александр Скрябин, Игорь Стравинский, Владимир Серов, Илья Репин, Фёдор Шаляпин. Супруга композитора, пианистка Надежда Николаевна, аккомпонировала Шаляпину, Надежде Забела-Врубель и Евгении Мравиной на старинном рояле.

В этой квартире Римский-Корсаков написал 11 из 15 своих опер: «Садко», «Сказку о царе Салтане», «Царскую невесту», «Кащея бессмертного», «Золотого петушка», «Ночь перед Рождеством», «Моцарта и Сальери», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Боярыня Вера Шелога», «Сервилия» и «Пан воевода». После смерти композитора его супруга сохранила и систематизировала рукописи, нотную библиотеку, письма, фотографии, ценные подарки и семейные реликвии. Этот архив стал основой для экспозиции музея.

В 1908 году Надежда Николаевна была вынуждена переехать к сыну, Андрею Николаевичу, а просторная квартира композитора стала коммунальной. В 1971 году квартира была расселена, а 27 декабря 1971 года по инициативе потомков Римского-Корсакова Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства открыл в квартире первый филиал.

Читайте также:
Почетное Консульство Хорватии в Новосибирске - официальный сайт, адрес, схема проезда, время работы, документы

Экспозиция

Музей разделен на три отдела: мемориальный, экспозиционный и концертный. Интерьеры мемориальных комнат были восстановлены по записям одного из сыновей композитора, составившего подробную опись мебели и вещей с их точным расположением. Убранство комнат было сохранено потомками в первозданном виде. В остальном пространстве были организованы экспозиционный и концертный залы. Коллекция музея насчитывает 505 экспонатов.

В мемориальный отдел музея входят прихожая, рабочий кабинет, гостиная и столовая. На стенах прихожей висят фотографии участников творческого объединения «Могучая кучка», на витринах представлены наброски неоконченной оперы «Стенька Разин», партитура оперы «Кащей Бессмертный» немецкого издания и некоторые личные вещи композитора. В кабинете на рабочем столе лежит рукопись оперы «Золотой петушок». Центральный экспонат гостиной комнаты — рояль фирмы Якоба Беккера, на котором во время «корсаковских сред» исполняли свои произведения Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Александр Глазунов, Игорь Стравинский и сам Римский-Корсаков. На стенах столовой размещены портреты предков Римского-Корсакова, а на обеденном столе — именные столовые приборы.

В экспозиционных залах представлены документы, рассказывающие о его работе композитором, дирижером и преподавателем музыки в Бесплатной музыкальной школе и Санкт-Петербургской музыкальной консерватории. Среди экспонатов находится ручка ручка с золотым пером, подаренная композитору в день премьеры оперы «Майская ночь» в Мариинском театре 9 мая 1880 года. Этой ручкой Римский-Корсаков писал все свои дальнейшие произведения.

Концерты и мероприятия

В концертном зале, рассчитанном на 50 мест, продолжается традиция творческих вечеров по средам. В цикл «Вечера в доме на Загородном» входят выступления солистов оперных театров, петербургских певцов и музыкантов. Ежегодно 18 марта в честь дня рождения композитора концерты переносятся в мемориальную гостиную. C 2012 года в музее проходят концерты органной музыки, исполняемой на электронном органе.

Для школьников предназначен цикл концертов молодых музыкантов «Музыкальная юность Петербурга», проходящих по субботам. Историю жизни и творчества Римского-Корсакова рассказывает цикл интерактивных лекций.

Выставки и фестивали

Весной 2010 года в музее прошла первая выставка в рамках международной музыковедческой конференции «Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе». Были представлены документы, рукописи и фотографии из собраний музеев Петербурга, Москвы и коллекции Ионийского университета греческого острова Керкира. Кроме того, на выставке был представлен же эмиритон, электронный музыкальный инструмент, сконструированный в 1932 году под руководством Андрея Римского-Корсакова. По окончании выставки эмиритон был передан Музею музыки в Шереметьевском дворце.

В 2006 и 2008 годах музей участвовал в международном фестивале старинной музыки Earlymusic, принимая концерты и мастер-классы. 10 ноября 2011 года в рамках «Ночи музыки в Санкт-Петербурге» в музее проходили концерты с участием молодых вокалистов. В 2013 и 2014 года музей принимал участие в ежегодной международной акции «Ночь музеев». В рамках детских музейных фестивалей «Детские дни в Петербурге» и «Малыши в городе муз» в 2013 и 2014 годах соответственно в музее проходили творческие мероприятия и спектакли для юных посетителей.

Читайте также:
Фотографии Археологического парка Сан-Августин

Доходный дом . Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова (двор)

Архитекторы: Покотилов Д. В.
Год постройки: 1874-1876
Стиль:

Доходный дом .

Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова

1874-1876 – Покотилов Дмитрий Викторович ([ 99 ])

В пятиэтажном флигеле в квартире № 39 с 1893 г. до последних дней 1908 г. жил Н. А. Римский-Корсаков с семьей.

Музей был открыт в 1971 г. по инициативе его потомков. Мемориальную часть музея составляют четыре комнаты – кабинет, гостиная, столовая и передняя. Остальная часть квартиры реконструирована, и там расположены экспозиционный зал, где представлены многочисленные документы о жизни и деятельности композитора, и концертный зал на 50 мест.

Н. А. Римкий-
Корсаков

1893-1908 гг. План квартиры
(Полевая М.И. Римский-Корсаков
в Петербурге. -Л., 1989. С.172)
Добавил – nikspb

Табличка на двери
квартиры

Рояль фирмы «Becker»

Гостиная.
Фото – Анчар, 04.2018.

Гостиная. Дом Римских-Корсаковых был одним из музыкальных центров Петербурга. Здесь собирались композиторы, артисты, художники, музыканты. Здесь в авторском исполнении звучали произведения Глазунова, Рахманинова, Стравинского. В домашних концертах принимали участие Е. К. Мравина, Н. И. Забела-Врубель – исполнительницы многих женских партий в операх Римского-Корсакова. Особенно оживленными были «шаляпинские» вечера, на которых собиралось порой до 100 человек гостей. На одной из них Ф. И. Шаляпин исполнил целиком камерную оперу Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Обладая удивительным голосом и уникальным актерским даром, Федор Иванович пел тогда за обоих персонажей. Постоянным аккомпаниатором на вечерах была Надежда Николаевна. С ее участием составлялись семейные камерные ансамбли: сыновья играли на виолончели, скрипке, дочери пели. С 1905 г. эти вечера стали регулярными и получили название «корсаковских сред».

Непременным участником музыкальных собраний был большой друг Римского-Корсакова В. В. Стасов. Его скульптурный портрет стоит на нотном шкафу. Стасов автор адреса в виде древнерусского свитка, поднесенного Николаю Андреевичу в день 25-летия его композиторской деятельности. Поистине бесценной реликвией является рояль фирмы «Becker», приобретенный хозяином в 1902 г. На стенах гостиной портреты композиторов, Среди них – Мусоргский, Бородин и ближайший друг Николая Андреевича Глазунов.

Кабинет. Рабочий день композитора начинался в 9 часов утра в этом кабинете. Здесь были созданы 11 опер, среди них «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок», около 50 романсов, автобиографический труд «Летопись моей музыкальной жизни». У Николая Андреевича был исключительный музыкальный слух и он всегда сочинял музыку за письменным столом без рояля. В часы работы стол был завален листами новых партитур, корректурами.

В 12 часов Николай Андреевич вставал, наводил образцовый порядок, шел завтракать и уезжал в Консерваторию. После обеда он снова возвращался в кабинет, переписывал набело утренние черновики, писал письма, работал с либреттистами. И так до поздней ночи. За другим столом работала его жена Надежда Николаевна. Она правила корректуры, делала переложения для рояля партитур его опер.

Читайте также:
Отдых на Бали

Обстановка кабинета воссоздана до мелочей. Все как было в последние годы жизни композитора: семейные портреты на столе Николая Андреевича, дорожные часы , завещанные ему матерью, майоликовая пепельница в виде дракона, настольная лампа. На самом почетном месте над столом – портрет М. И. Глинки, перед гением которого Римский-Корсаков преклонялся с юных лет. В старинном бюро хранились рукописи композитора. На книжном шкафу – бюст нотного издателя и основателя Русских симфонических концертов М. П. Беляева. Главой музыкального кружка на беляевских «пятницах» был Николай Андреевич. Над диваном – адрес работы М. А. Врубеля, поднесенный Николаю Андреевичу Товариществом русской частной оперы к 35-летию его композиторской деятельности. На рисунке гусляр наделен портретным сходством с Римским-Корсаковым.

Столовая. Рано утром Николай Андреевич появлялся в столовой. Прежде чем приняться за работу он сам варил себе кофе в спиртовом кофейнике. Проходя через гостиную, на секунду задерживался у рояля , чтобы взять аккорд в нужной тональности, и спешил в кабинет.

К 12 часам вся семья ждала его к завтраку. Во главе стола занимала место Надежда Николаевна. Справа от нее – Николай Андреевич. Так стоят их приборы и сейчас. Обедали после возвращения Николая Андреевича из Консерватории около 6 часов вечера. Нередко к семейным трапезам присоединялся кто-нибудь из друзей или его учеников. Часто после окончания спектаклей и концертов, в дни музыкальных собраний здесь собиралось много гостей.

Убранство стен столовой составляют портреты голландской школы и семейные портреты. Особый интерес представляют портреты предков композитора. В 1390 г. Венцеслав Корсак, чех по национальности, прибыл в Москву из Литвы и положил начало роду Корсаковых в России. Приставка «Римские» появилась в 17 веке. В верхнем ряду портретов в овальных рамах – прабабушка композитора Прасковья Аггеевна. В центре – портрет одного из ее сыновей – Воина. Воин Яковлевич – прадед Николая Андреевича, вице-адмирал, был первым представителем морской профессии в семье. Справа от буфета портрет дяди композитора, Николая Петровича Римского-Корсакова, известного мореплавателя. Его именем назван один из островов Тихого океана. Над диваном портреты родителей Николая Андреевича – Софьи Васильевны и Андрея Петровича. Здесь же фотография старшего брата композитора Воина Андреевича, контр-адмирала, исследователя восточных морей. С морской службы, традиционной в семье Римских-Корсаковых, начиналась и биография Николая Андреевича. На старинных рисунках в простенке между окнами – портреты родителей жены композитора Анны Антоновны и Николая Федоровича Пургольд.

Государственный мемориальный дом-музей Н.А. Римского-Корсакова

Вторник – воскресенье с 10.00 до 18.00

ВНИМАНИЕ! Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова закрыт до завершения реставрационных работ. Рядом с музеем расположен концертный зал “Полковая церковь”, в котором работает выставка, посвященная Н.А. Римскому-Корсакову.

  • Посетителям
  • О музее
  • События
  • Экскурсии
  • Галерея
  • Издания
  • Видео

Ж/д транспортом:
из Санкт-Петербурга с Ладожского вокзала. Уточнить расписание можно на сайте: pass.rzd.ru

Читайте также:
Получение визы в Индию: особенности оформления и сроки выдачи

На автобусе:
• с автовокзала на Обводном канале (ст. м. Обводный канал): 860, 867, 877, 966, 967, 804
• с автовокзала «Северный» (ст. м. Девяткино): 860 Д, 867 Д
• с железнодорожного вокзала «Ладожский» (ст. м. Ладожская): 860 Л

Из г. Санкт-Петербург по трассе «Санкт-Петербург – Вологда» (А-114). Расстояние до Тихвина – 219 км.
В навигатор можно ввести адрес: г. Тихвин, ул. Римского-Корсакова, 12

Музей открылся в Тихвине 23 июня 1944 года в честь 100-летия выдающегося композитора. Огромный вклад в формирование мемориального фонда внесли его сын и внуки.

Родовая усадьба Римских-Корсаковых была возведена в 1801 году дедом музыканта — Петром Воиновичем Римским-Корсаковым, уездным предводителем Тихвинского дворянства. С тех самых пор дом ни разу не подвергался существенным изменениям, именно поэтому удалось сохранить оригинальные лепные карнизы, двери, печи и полы. В 1980-х годах специалисты провели реставрационные работы, в рамках которых лишь воссоздали интерьеры мемориальных комнат. Десятью годами ранее у исторического дома установили памятник Николаю Андреевичу. Над его созданием работали скульптор Николай Дыдыкин и архитектор Константин Митрофанов.

Фонд музея насчитывает более 10 000 предметов, среди которых дворянская мебель, предметы быта, а также — что представляет наибольшую ценность — личные вещи Римских-Корсаковых. Конечно же, важнейшими экспонатами являются предметы, напрямую связанные с композитором. Так, посетителям представлены клавиры и партитуры с автографами Николая Андреевича, его крестильная рубашка, шерстяная распашонка, детские лайковые перчатки и ленточка с отметками роста маленького Ники. Во второй гостиной находится рояль фирмы «Беккер», прослуживший музыканту порядка 30 лет. Инструмент сам по себе является хранителем истории: за ним в своё время играли Пётр Чайковский, Модест Мусоргский, Александр Глазунов, Игорь Стравинский, Александр Скрябин, а пел — Фёдор Шаляпин.

В 1987 году преобразилось пространство вокруг мемориальной усадьбы: благоустроили сад и сквер у памятника Римскому-Корсакову. В это же время в здании Полковой церкви открыли концертный зал.

Сразу после празднования 175-летия композитора — в марте 2019 года — музейный дом закрылся на реставрацию. Экспозицию перенесли в здание Полковой церкви, она находится в 100 метрах от усадьбы.

Ленинградская область, Тихвин, ул. Римского-Корсакова, 12, тел. 8 (813-67) 51-638

5 причин посетить Государственный дом-музей Н.А. Римского-Корсакова

Тихвин – родина великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. Здесь он родился, здесь он сделал первые шаги в музыке. Посетителям музея предоставляется у никальная возможность окунуться в мир детства Николая Андреевича Римского-Корсакова, побывать в доме, где прошли первые 12 лет жизни будущего композитора.

Музей хранит семейные реликвии Римских-Корсаковых, среди них: крестильная рубашка, шерстяная распашонка, детские лайковые перчатки и ленточка с отметками роста маленького Ники.

Во второй гостиной находится подлинный рояль Н. А. Римского-Корсакова фирмы «Беккер», который прослужил композитору более 30 лет. На этом рояле играли Чайковский, Мусоргский, Бородин, Глазунов, Лядов, Стравинский, Танеев, Скрябин. У этого рояля пел Федор Иванович Шаляпин.

Читайте также:
Средняя пенсия на Кипре в 2022 годы: разбираем во всех подробностях

Музей продолжает музыкальные традиции дома – в концертном зале «Полковая церковь», расположенном рядом с основным усадебным домом, проходят концерты и музыкальные вечера.

Из окон дома открывается прекрасный вид на реку Тихвинку и Тихвинский Богородицкий Успенский мужской монастырь с его необыкновенной звонницей.

Квартира Римского-Корсакова: история единственного композиторского музея Петербурга

Темы дня

  • Транспорт с Биржевого моста из-за ремонта переедет на Тучков мост
  • Лучшим петербургским дружинникам дадут премии
  • Вице-губернатора Петербурга Николая Линченко наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • В Петербурге из-за COVID-19 на карантин ушло более 70 классов

18 марта 2019 года исполняется 175 лет со дня рождения Николая Римского-Корсакова. В честь этой даты после реставрации открывается Музей-квартира композитора. «Санкт-Петербург.ру» рассказывает, когда Римский-Корсаков туда переехал, как принимал именитых гостей и какие детали интерьера сохранились до нашего времени.

Переезд к берегам Невы

В Петербург Римский-Корсаков переехал в 18 лет с семьей сразу после смерти отца. Молодой человек на тот момент уже увлекался музыкой (сочинять он ее начал с 11 лет). В Северной столице Николай провел всего несколько месяцев: помимо изучения композиторского ремесла, он как раз окончил Морской кадетский корпус и с 1862 по 1865 провел на службе, побывав в Англии, Франции, Италии и США.

После возвращения в город карьера Римского-Корсакова пошла в гору: участие в «Могучей кучке» (содружество русских композиторов), знакомство с талантливыми деятелями искусства и новый опыт дали ему возможность развиваться в творческой профессии. Однако это совсем другая история: о мечтателе и «сказочнике», наставнике около 200 композиторов, авторе множества выдающихся музыкальных произведений и отце семерых детей.

Фото: wikipedia.org

Место вдохновения

За творческую карьеру Римский-Корсаков создал 15 опер. 11 из них он написал в квартире, расположенной в доме № 28 по по Загородному проспекту, в которой провел последние 15 лет жизни.

После смерти Николая Андреевича и его жены Надежды Николаевны квартира стала коммунальной на целых 50 лет. Лишь благодаря потомкам предметы и мебель композитора сохранились до наших дней, а в 1970 году их силами в квартире открылся музей.

Мемориальная часть музея-квартиры Римского-Корсакова состоит из четырех комнат: рабочего кабинета, гостиной, столовой и передней. В другой части расположены экспозиционный и концертный залы.

Фото: TripAdvisor

Кабинет, гостиная, столовая, залы

Музей-квартира Римского-Корсакова – это собрание предметов быта 19 века, личных вещей и рукописей классика. В его кабинете, например, находятся несколько интересных вещей: рабочий стол со множеством исторических фотографий; кресло, в котором композитор любил творить; старинное бюро работы тихвинских мастеров (с родины Римского-Корсакова); памятный адрес работы Михаила Врубеля, подаренный к 35-летию творческой деятельности композитора.

Гостиную украшает рояль фирмы «Беккер». В свое время к его клавишам прикасались выдающиеся композиторы: Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Александр Глазунов, Игорь Стравинский.

Стены столовой исписаны живописными портретами предков Римского-Корсакова (он был потомком древнего дворянского рода, известного в России с конца 14 века). На обеденном столе лежат именные столовые приборы и памятные сувениры: серебряная солонка, сухарница.

Читайте также:
Фотографии Памятника Высоцкому в Москве

В выставочном зале представлены многочисленные документы о жизни и деятельности композитора, а в концертном зале спокойно помещаются 50 человек.

Фото: theatremuseum.ru

Отголоски прошлого

Многие годы дом на Загородном проспекте был одним из центров культурной жизни Петербурга. Здесь бывало действительно тесно: среди гостей Римского-Корсакова числились известные композиторы, художники и певцы. В квартире также проходили музыкальные вечера, называемые «корсаковскими средами» (или «нечетными средами»), а при визите сюда Федора Шаляпина в гостиной собирались до 100 человек (по рассказам, соседские дети даже ложились на пол, чтобы услышать голос знаменитого оперного певца).

После выступления гости пили чай в столовой. Порой посиделки заканчивались лишь под утро.

За 50 лет существования музей не растерял атмосферы, царившей здесь при жизни классика русской оперы. По традиции, по средам здесь проходят концерты из цикла «Вечера в доме на Загородном». На них выступают солисты оперных театров и симфонических оркестров города. В музее проводятся субботние абонементы для школьников, устраиваются концерты начинающих исполнителей из цикла «Музыкальная юность Петербурга», а также другие мероприятия и памятные события.

Фото: TripAdvisor

Открытие после реставрации

После капитального ремонта Музей-квартира Римского-Корсакова открылся 18 марта 2019 года. В этот день начнется международная научная конференция «Римский-Корсаков-175. Год за годом». Она продлится три дня.

«В квартире композитора на Загородном [проспекте] 18-21 марта будет проходить Международная научная конференция. Партнерами конференции выступают Петербургская государственная консерватория имени Римского-Корсакова и Петербургский государственный университет. Участниками конференции станут более 40 ученых из России, стран Европы, США и Австралии, что свидетельствует об огромном международном интересе музыкального мира к творческому наследию русского гения», – пишет ТАСС со ссылкой на пресс-секретаря Музея театрального и музыкального искусства Ольгу Комок.

Почетными спикерами станут профессор Ричард Тарускин из США и Марина Фролова-Уокер из Великобритании.

На конференции будут обсуждать судьбу наследия Римского-Корсакова с 1908 года до наших дней, позиционирование сочинений композитора в разное время в контексте меняющихся политических режимов, а также его наследие в современной концертной и оперной практике.

Параллельно с конференцией в Петербурге пройдут три праздничных концерта, в том числе в Большом зале Филармонии, с приглашением солистов оперных театров России и известных музыкантов. Среди участников: квартет имени Римского-Корсакова, солисты Мариинского театра и Филармонии, Петербургский государственный академический симфонический оркестр, Петербургский камерный хор.

В музее гордятся тем, что, несмотря на трудности и опасности процесса капитального ремонта в старом здании, мемориальная квартира сохранила детали старинных интерьеров. В ней даже восстановили рисунок паркета, который был в помещениях при жизни композитора.

Для посетителей экспозицию должны открыть 20 марта.

Где: Загородный пр., 28

Когда: по средам с 13:00 до 21:00; с четверга по воскресенье с 11:00 до 19:00 (касса закрывается на час раньше); в понедельник и вторник – выходной; последняя пятница месяца – санитарный день

Читайте также:
Визовый центр Испании в Ростове-на-Дону - официальный сайт, адрес, схема проезда, время работы, документы

Сколько: взрослый – 150 рублей, школьники – 125 рублей, пенсионеры и студенты – 100 рублей, дети до 7 лет в составе организованной группы – 75 рублей, льготные категории граждан – 50 рублей, дети до 7 лет – бесплатно, посетителям до 18 лет третий четверг каждого месяца – бесплатно

Оплата по банковским картам в музее не производится.

Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова

Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова является Филиалом Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.

Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова

27 декабря 1971 года в последней петербургской квартире композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова открылся мемориальный музей. Семья Римских-Корсаковых поселилась в доме № 28 по Загородному проспекту осенью 1893 года. Внешне ничем не примечательный пятиэтажный флигель расположен в глубине двора, окружен зеленью и удален от городского шума. Квартира № 39 находится на третьем этаже. Здесь Николай Андреевич прожил 15 последних, необычайно плодотворных лет жизни.

После революции 1917 года Надежда Николаевна, вдова композитора, была вынуждена покинуть большую квартиру и в начале 1918 года переехала к сыну Андрею. Квартира на Загородном проспекте надолго превратилась в коммунальную (в 1950-х годах квартиру занимали 10 семей, всего более 20 человек).

До переезда Надежда Николаевна успела разобрать и систематизировать рукописи Николая Андреевича, его нотную библиотеку, афиши, программы, Фотографии, ценные подношения, поздравительные адреса, семейные реликвии. В результате сформировалась большая коллекция — основа будущего музея.

Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова

В начале 1920-х годов дети Николая Андреевича передали творческий архив композитора в Отдел рукописей Публичной библиотеки. Мечта о создании музея начала приобретать реальные очертания лишь в 1967 году, когда было принято официальное решение об учреждении музея-квартиры. Для этого потребовалось более 50 лет неустанных усилий трех поколений членов семьи Римских-Корсаковых.

Предстоял капитальный ремонт дома и реставрация квартиры, где сохранились угловые изразцовые печи, изящной формы мраморный камин, высокие двустворчатые двери, оконные переплеты с медными ручками и задвижками; рисунок и цвет обоев определили по подлинным образцам, обнаруженным под более поздними слоями оклейки стен. Более 250 предметов, бережно хранившихся потомками композитора, были переданы в дар музею.

Все вещи из кабинета, передней, гостиной и столовой вернулись на свои прежние места. В полноте и подлинности интерьеров мемориальных комнат заключается особая ценность музея; остальные комнаты квартиры реконструированы. Созданные экспозиционный и концертный залы дополняют мемориальную часть музея.

Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова

Материалы экспозиционного зала дают представление о многогранной деятельности Н. А. Римского-Корсакова — композитора, педагога, дирижера. Документы свидетельствуют о работе в Бесплатной музыкальной школе и службе в Придворной певческой капелле, о преподавании в Петербургской консерватории, с которой связаны 37 лет жизни Римского-Корсакова.

В кабинете композитора нет рояля. Римский-Корсаков обычно работал за письменным столом, доверяя своему исключительному внутреннему слуху. За другим столом работала Надежда Николаевна. Верный помощник во всех музыкальных делах мужа, она правила корректуры, занималась фортепианными переложениями его симфонических и оперных произведений. В гостиной устраивались музыкальные вечера. С 1905 такие собрания приобрели регулярный характер и стали называться «корсаковские среды». Традиционные «корсаковские среды» существуют и сегодня, привлекая слушателей теплой задушевной атмосферой.

Читайте также:
Работа гидом за границей: вакансии и зарплаты

В столовой особый интерес представляют живописные портреты предков Римского Корсакова, созданные неизвестными художниками XVIII-начала XIX в.в. Николай Андреевич — представитель древнего дворянского рода, основоположником которого в России стал прибывший из Литвы Венцеслав Корсак. Его потомки именовались на русский лад — Корсаковы.

Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова

Небольшой уютный концертный зал музея популярен как у начинающих музыкантов, так и среди известных исполнителей. Концертный зал на 1 этаже позволил значительно расширить деятельность музея, привлечь внимание и интерес широкой аудитории слушателей.

Квартира-музей Римского-Корсакова – Rimsky-Korsakov Apartment and Museum

Николай Римский-Корсаков Мемориальный музей-квартира ( русский : Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова ) является филиалом Санкт – Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства .

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История создания музея
  • 2 Коллекция
  • 3 издания
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки

История создания музея

27 декабря 1971 года в его последнем петербургском доме был основан музей памяти композитора Николая Римского-Корсакова. Семья Римских-Корсаковых переехала на Загородный проспект, 28 в Санкт-Петербург осенью 1893 года. Это, казалось бы, ничем не примечательное пятиэтажное здание расположено посреди двора, в окружении зелени и в стороне от городской суеты. В квартире 39, на третьем этаже, Римский-Корсаков прожил свои последние пятнадцать лет.

После русской революции в вдове 1917 года , композитора, Надежда, была вынуждена покинуть квартиру и переехать ее сына Андрея в начале 1918 г. Долгое время в квартире на Загородном проспекте служил в качестве « коммуналка », или коммунальной квартире, где живут десятью семьями, всего более двадцати человек. Перед отъездом Надежда рассортировала и каталогизировала рукописи мужа, музыкальную библиотеку, плакаты, программы, фотографии, ценные подарки, дани и семейные реликвии. Эта большая коллекция впоследствии легла в основу музея. В начале 20-х годов прошлого века дети Римского-Корсакова передали творчество композитора в рукописный отдел Публичной библиотеки. Мечта о создании музея стала реальностью только в 1967 году, когда государство приняло решение о создании музея-квартиры после неустанных усилий трех поколений Римских-Корсаковых на протяжении более пятидесяти лет. Во всем доме сделан капитальный ремонт, квартира отреставрирована. Внутри сохранились оригинальные кафельные угловые печи, изящный мраморный камин, высокие складывающиеся двери и оконные фары с бронзовыми ручками и засовами. Рисунок и цвет оригинальных обоев проявились под последующими слоями настенного покрытия.

Коллекция

Более 250 предметов, бережно хранимых семьей композитора, были переданы музею и возвращены на прежние места в кабинете, холле, гостиной и столовой. Полнота и подлинность этих залов делают музей особенно бесценным. Остальные комнаты в квартире были отремонтированы, чтобы создать выставочный зал и концертные залы в честь композитора. Материалы выставочного зала дают представление о разноплановой деятельности Римского-Корсакова как композитора, педагога и дирижера. Различные документы рассказывают о его работе в Свободной музыкальной школе, Придворной капелле и Санкт-Петербургской консерватории, где он проработал 37 лет. Калибр учеников композитора – Александра Глазунова , Анатолия Лядова , Антона Аренского , Александра Гречанинова , Николая Черепнина , Николая Мясковского , Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского – свидетельствует о его педагогическом таланте. Самый ценный экспонат – «золотое перо», подаренное композитору в 1880 году на премьере его оперы « Майская ночь» . С тех пор Римский-Корсаков этим пером писал все свои сочинения, письма и свой журнал «Моя музыкальная жизнь».

Читайте также:
Замок Тоомпеа (Таллиннский замок)

Последний период жизни Римского-Корсакова был для него наиболее творческим. За это время он написал одиннадцать из своих пятнадцати опер, в том числе « Сочельник» , « Садко» , « Моцарт и Сальери» , «Царская невеста» , « Кащей Бессмертный» , «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» , «Золотой петушок» и более 40 романсов. . В кабинете композитора нет фортепиано: Римский-Корсаков обычно работал за письменным столом, доверяя своему уникальному внутреннему уху. За другой партой сидела Надежда, верная помощница во всех музыкальных начинаниях мужа, вносящая поправки и фортепианные аранжировки его симфонических и оперных произведений. В юности Надежда сама сочиняла музыку и была блестящей пианисткой.

Музыкальные вечера проходили в гостиной. К 1905 году они стали такими регулярными, что получили название «Корсаковские собрания». Несмотря на то, что эти вечера не планировались заранее, они всегда были интересными. Композиторы Глазунов, Лядов, Стравинский, Танеев, Скрябин и Рахманинов дали премьеры собственных произведений, а певцы Федор Шаляпин , Надежда Забела-Врубель и Евгения Мравина выступили в сопровождении жены Римского-Корсакова. Фортепиано Becker, приобретенное Римским-Корсаковым в 1902 году, сейчас, как и тогда, стоит в гостиной. Традиционные «Корсаковские сходы» проходят и по сей день, и их привлекает теплая, интимная атмосфера.

Особый интерес в столовой представляют портреты предков Римского-Корсакова, написанные неизвестными художниками в XVIII – начале XIX веков. Композитор принадлежал к старинному дворянскому роду, происходящему от Венцеслава Корсака, который приехал в Россию из Литвы и потомки которого потом русифицировали свою фамилию на «Корсаков». В 1677 году царь Федор Алексеевич позволил нескольким Корсаковам высшую уступку прибавить к их фамилии приставку «Римский» (что в переводе с русского означает «римлянин») на том основании, что их древние предки были подданными Римского государства. Николай Римский-Корсаков принадлежал к четырнадцатому поколению потомков Венцеслава Корсака и был шестым потомком Римского-Корсакова.

Камерный концертный зал музея популярен как среди начинающих музыкантов, так и среди солидных исполнителей. Благодаря недавно открывшемуся новому концертному залу на первом этаже музей теперь привлекает большую аудиторию и значительно расширил свою деятельность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: