Где находится Музей Николы Теслы. Местоположение музея Николы Теслы на карте Белграда и описание

Гордость сербского народа – музей Николы Теслы

Никола Тесла известен всему миру, как революционный изобретатель в сфере инженерии, электроники, техники. Его основные достижения связаны со вторым этапом промышленной революции, создании девайсов, работающих на переменном токе. Серб по национальности, стал настоящей гордостью своего народа. Поэтому музей Николы Теслы в Белграде пользуется огромной популярностью среди туристов и местных жителей. Плюс – только здесь можно увидеть коллекцию личных вещей изобретателя.

Музей Теслы в Сербии

Музей Теслы находится в Белграде, в небольшом здании 1929 года, включает несколько залов. Каждая экскурсия проводится вместе с гидом на английском языке. Основная коллекция представлена личными вещами Николы, его письмами и даже прахом. Изобретений внутри не особенно много, ведь главная цель донести и рассказать, кто такой Никола Тесла. Также в ходе посещения музея, можно посмотреть документальный фильм о физике, ознакомиться с принципами работы, например, пульта дистанционного управления.

Находится музей вблизи бульвара Bulevar kralja Aleksandra, куда можно доехать на любом трамвае. Работает с 10 утра до 8 вечера, но в понедельник – выходной. Цена билета для всех посетителей – 150 динар.

К слову, основали музей 5 декабря 1952 года в особняке в центральной части Белграда. Сейчас музей относится к достоянию ЮНЕСКО и находится под его покровительством.

Почему сербский народ так гордится Теслой?

Не секрет, что Николу Теслу считают героем и главной гордостью сербского народа. Потому что без его достижений и открытий, современна наука не существовала в том виде, в котором мы ее сейчас знаем. Именно Тесла открыл стоячие волны, устройства на переменном токе, многофазные двигатели. Также ему приписывают ряд мистических открытий, о которых до сих пор ходят легенды. Всё это о сербе по национальности, который родился в Австро-Венгрии, но позднее переехал в Америку.

Какие изобретения представлены в музее?

В музее Теслы можно увидеть множество интересных экспонатов:

  • Работающие модели устройств.

  • Чертежи и схемы устройств.
  • Наброски машин и механизмов.
  • Личные вещи в виде писем, дневников, фотографий и одежды.
  • Прах изобретателя.

Самые интересные вещи в музее – личный сейф, инструменты для расчетов, карманные часы и перчатки с инициалами, макеты изобретений, пульт дистанционного управления макет лаборатории, журнальные публикации. Из изобретений можно ознакомиться с устройством, которое задает магнитное поле. Для этого участникам эксперимента выдаются специальные длинные лампы, также созданные Теслой.

Интересные факты о жизни и изобретениях Николы Теслы

Стоит отметить, что некоторые изобретения Николы до сих пор не понятны другим ученым, не раскрыт принцип их действия. Потому что Тесле приписывают связь с потусторонним миром, попытки установить связь с иными цивилизациями. Ему приписывают тунгусский метеорит, содействие с нацисткой Германией для создания летающих тарелок. Достоверность открытий не установлена, но понятно одно – его изобретения и теории опережают время.

Интересно и то, что Тесла никогда не спал больше двух часов в сутки и каждый день пил виски, так как считал, что этот напиток продлевает жизнь. Собственного дома у изобретателя не было, он всегда жил в лабораториях.

Тесла был фанатом евгеники (наука о селекции людей), то есть считал, что продолжать потомство могут те, кто получил специальное разрешение. Ясно одно, Тесла был необычным и талантливым человеком, поэтому посетить его музей нужно хотя бы раз в жизни.

Кстати, в Сочи также открыли мини-музей, где представлены некоторые изобретения ученого. Их даже можно испытать на себе!

Музей Теслы

Вне всякого сомнения, самым известным сербом всех времен является Никола Тесла – изобретатель, благодаря гению которого мы узнали о радиосвязи и электродвигателе. Его сербское происхождение (хотя в то время эти земли принадлежали Австро-Венгерской империи) – повод для гордости всех жителей страны. Его именем назван главный международный аэропорт Сербии, практически в каждом городе страны есть улица Николы Теслы, а в Белграде открыт интерактивный музей, посвященный его личности.

Человек, опередивший свое время

Имя Николы Теслы знают и взрослые, и дети во всем мире. Будущий гений был рожден в семье священника, в юности изучал электротехнику, затем работал в компании Эдисона, а позже основал свою компанию. Всю свою жизнь он посвятил работе над прогрессивными изобретениями, до которых прежде не додумался никто, кроме него. Именно Тесла предложил использовать переменный ток вместо постоянного, занимался исследованиями беспроводной передачи электричества на расстояние, первым описал основные принципы радиосвязи.

На результатах его работ основано большое количество современных технических устройств – гидро- и теплоэлектростанции, радиоуправляемая техника, электродвигатели и пульты управления. Даже беспроводные зарядные устройства для современных гаджетов – тоже своего рода «внуки» изобретений Теслы.

Читайте также:
Фонтаны Швейцарии

Самый интересный музей Белграда

Один из двух музеев в мире, посвященных Тесле (второй открыт в Казани), находится в Белграде. Он был основан еще во времена Югославии, в 1952 г., 5 декабря.

Сегодня сюда приходят даже те, кто не очень жалует музеи – всё дело в ценности коллекции, принадлежавшей одному из самых знаменитых и гениальных ученых мира! К тому же это – единственное в мире место, где собраны оригинальные документы и вещи великого изобретателя. Сюда приходят не только туристы, но и школьники на уроки физики, а также те, кто изучает историю науки и патентного права.

Что посмотреть туристу?

Экспозиция музея уникальна – здесь находятся все сохранившиеся со времен Теслы документы (более 160 тыс.!), рисунки и наброски технических изобретений, их действующие модели, а также фотографии, личные вещи Николы Теслы и книги из его библиотеки. Интересный факт – он сам завещал передать свои вещи Белграду, что и сделал после его смерти племянник Сава Косанович.

Экспонаты распределены между двумя этажами особняка-музея следующим образом:

  1. Первый этаж. Здесь можно увидеть модели приборов, изобретенных Теслой, прочесть на табличке или послушать гида о принципах их работы, а также увидеть их в действии в ходе экскурсии. Кроме того, каждый сможет опробовать так называемую катушку Тесла и увидеть, как под действием ее электромагнитного поля загораются люминесцентные лампочки и начинают светиться настоящие «джедайские» мечи из рукояток, не присоединенных к ней никакими проводами – стоит лишь зайти в соответствующую зону. Также посетителям демонстрируют документальный фильм о деятельности Теслы.
  2. Второй этаж. Он посвящен творческому наследию гения и представляет вниманию гостей записные книжки, рукописи и другие материалы. В музее можно увидеть костюм изобретателя, который очень следил за своей внешностью, и даже урну с его прахом, привезенную из Нью-Йорка.

Музей Теслы – часы работы и особенности посещения

Прийти сюда можно в любой день, кроме понедельника, когда музей закрыт. Он работает с 10 до 18 часов со вторника по пятницу и с 10 до 15 часов – по субботам и воскресеньям.

Экскурсии по музею проводятся на английском и сербском языках. Входной билет обойдется в сумму приблизительно $5.

Как добраться?

Чтобы попасть в музей Николы Теслы, стоит взять на заметку его адрес: Белград, Крунска бр., д.51. Это находится в двухэтажном особняке в центре города, неподалеку от храма Святого Саввы. Оттуда можно дойти пешком за 10-12 мин. (расстояние составляет около километра) или доехать по улицам Макензијева/Маршала Толбухина и Кнегиње Зорке.

Музей Николы Теслы – Nikola Tesla Museum

Музей Николы Тесла ( сербская кириллица : Музеј Николе Тесле , латинизированный : Muzej Nikole Tesle ) – это музей науки, расположенный в центральном районе Белграда , Сербия . Он посвящен чествованию и демонстрации жизни и творчества Николы Теслы, а также последнего пристанища Теслы. В нем хранится более 160 000 оригиналов документов, более 2 000 книг и журналов, более 1 200 исторических технических экспонатов, более 1 500 фотографий и фотопластинок оригиналов, технических объектов, инструментов и аппаратов, а также более 1 000 планов и чертежей.

Архив Николы Теслы был внесен в Реестр программ ЮНЕСКО « Память мира» в 2003 году из-за его важной роли в истории электрификации мира и будущих технологических достижений в этой области.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
    • 1.1 Выставки
    • 1.2 Реконструкция
  • 2 Галерея
  • 3 См. Также
  • 4 ссылки
  • 5 Внешние ссылки

История

Музей Николы Теслы расположен в жилой вилле, построенной в 1927 году по проекту выдающегося сербского архитектора Драгиши Брашована . Здание использовалось для различных целей до 5 декабря 1952 года, когда по решению правительства Федеративной Народной Республики Югославии был основан музей Николы Теслы . Некоторые предметы для музея были отправлены из Нью-Йорка в Белград, Югославия, 7 сентября 1951 года благодаря усилиям Савы Косановича, племянника и ближайшего родственника Теслы, и его адвоката Филиппа Виттенберга.

Выставки

Постоянная экспозиция была организована в 1955 году. Время от времени в нее вносились изменения, но на протяжении многих лет основная концепция оставалась неизменной. Его первая часть – это прежде всего мемориальная выставка, а вторая часть – интерактивная, с трехмерными компьютерными моделями изобретений Теслы. Время от времени музей организует тематические выставки документов, фотографий и других материалов, чтобы показать некоторые периоды изобретательской жизни Теслы .

Читайте также:
Дворец Виманмек в Бангкоке — подробная информация с фото

Реконструкция

Реконструкция музея Николы Теслы началась 3 ноября 2006 года. Первый этап проекта планировалось завершить к концу 2006 года. Сад на крыше музея был спроектирован так, чтобы его окружали стеклянные окна, которые должны были быть закрыты. превратить крышу в компьютерный зал. Эта реконструкция завершена, и музей открыт для посещения.

Галерея

Запись о крещении Николы Теслы, ок. 24 июля 1856 г.

Копия двухфазного асинхронного двигателя 1887 года. Оригинальный асинхронный двигатель Тесла 1887 года находится в Имперском колледже Лондона .

Поперечный разрез асинхронного двигателя, построенного по принципам Теслы

Асинхронный двигатель с ротором в форме яйца, в народе называемый Яйцом Колумба . Это копия оригинала, показанного на Всемирной Колумбийской выставке 1893 года.

Полифазная система . Показан пример производства, передачи и использования электроэнергии.

Блок дистанционного управления для модели лодки

Гений Никола Тесла

«Люди с почтением относятся к представителям науки, но не любят пророков из их числа. Но иногда и среди ученых встречаются те, кто сумел заглянуть в будущее. Никола Тесла не пророчествовал, он говорил о будущем так, словно жил в нем сам». Борис Скупов

Никола Тесла (1856-1943) – изобретатель в области электротехники и радиотехники сербского происхождения, инженер, физик. Один из самых известных и загадочных ученых современности. Разум Николы Теслы не был скован тесными рамками, которые принято называть здравым смыслом. За время своей научной и изобретательской деятельности Никола Тесла получил более 300 официальных патентов.

До сих пор сложно сказать, что помогло ученому сделать свои величайшие открытия: мистика или логика, одаренность или неординарный ум. Не только изобретения и научные открытия, но и вся биография эксцентричного учёного овеяны легендами. Отчасти, этому способствовал и сам «сумасшедший гений», развлечения ради повествуя о своей связи с мировым разумом, который, собственно, и поспособствовал открытиям Николы Теслы.

Тесла родился в Австрийской империи, вырос в Австро-Венгрии, в последующие годы работал во Франции и США.

Семья Николы Теслы

В силу семейных традиций будущему ученому предстояло продолжить дело отца – стать священником. Однако с самого детства Никола интересовался совсем другим – он хотел изучать инженерное дело. Гимназии и училища, где обучался Тесла, способствовали увлечению именно физикой, а не религиозными знаниями. В итоге семья поддержала устремления одаренного юноши.

Никола Тесла обучался точным наукам в Высшем реальном училище в городе Карловац и в высшем техническом училище в Граце (в настоящее время — Грацский технический университет), где изучал электротехнику.

Работал в Будапеште в инженерном отделении Центрального телеграфа проектировщиком и чертежником, где у него был доступ к изучению прогрессивных изобретений, возможность экспериментировать и воплощать собственные идеи. Главной задачей этого периода было изобретение электродвигателя на переменном токе. Новаторство трудов Теслы состояло в том, что, благодаря им появилась возможность передачи энергии на большие расстояния, питая осветительные приборы, фабричные машины и бытовые устройства.

В Париже в свободное от работы в компании Эдисона время трудился над созданием асинхронного электродвигателя.

В Нью-Йорке в Edison Machine Works работал инженером по ремонту электродвигателей и генераторов постоянного тока. Тесла надеялся посвятить себя любимой работе — созданию новых машин, но креативные идеи изобретателя раздражали Эдисона.

Никола Тесла в лаборатории

С1888 года сотрудничал с американцем Джорджем Вестингаузом. Промышленник выкупил у изобретателя почти все патенты и пригласил на работу в лабораторию собственной компании. Тесла отказался, понимая, что это ограничит его свободу.

В 1888—1895 годы наиболее плодотворные, ученый исследовал высокочастотные магнитные поля.

У Николы Теслы было много изобретений, которые на рубеже XIX-XX веков стали настоящим прорывом в науке и технике. Вот некоторые из них:

Переменный ток

Различие взглядов на производство и распространение электричества положило начало конфронтации Теслы и Эдисона. Эдисон продвигал идею постоянного тока, который был дорог для передачи на серьезные расстояния. Тесла предлагал более дешевый альтернативный вариант. Тогда сторонникам Эдисона удалось склонить общественное мнение в свою пользу, убедив в опасности использования идей Теслы. Но именно исследования Теслы в области электричества сделали возможным бесперебойное электроснабжение современных домов.

Катушка Теслы

Это изобретение стало результатом исследований, проводимых в Теслой в области электричества. Оно дало понимание генерации и распространения электрического тока, возможности его использования. Катушка Теслы представляет собой комбинацию из двух катушек, между которыми генерируется электрический разряд. Это изобретение было новым этапом в работах Теслы по беспроводной передаче электричества.

Электрический двигатель

Изначально электрический двигатель разрабатывался Теслой для автомобилей. Популяризация этого изобретения смогла бы снизить зависимость от нефти. Но ряд объективных факторов помешал воплощению задуманного. В настоящее время мы можем наблюдать результат изобретения Теслы в электромобилях, электроинструментах, насосах, бытовой и промышленной электронике и других агрегатах, работающих с помощью электродвигателя.

Читайте также:
Уникальная посадка пассажирского самолета на воду в Нью-Йорке

Трансформаторная подстанция

Инновационный проект Тесла по созданию гидроэлектростанции был поистине революционным для своего времени. С помощью построенной станции электричеством было обеспечено несколько городов США. Этот проект положил начало созданию современных электростанций.

Неоновый свет

Николу Тесла можно по праву назвать создателем неоновой рекламы. Он усовершенствовал технологию получения флуоресцентного и неонового света, проведя ряд экспериментов с электрическими частицами и газовой средой. Он первый использовал неоновое освещение в целях рекламы, сделав неоновую вывеску на одной из выставок.

Асинхронный двигатель

Никола Тесла вел работы по созданию асинхронного двигателя параллельно с Галилео Феррари. Феррари опередил Теслу буквально на пару месяцев, но результаты их работы были практически идентичны. В работе двигателя использовался переменный ток, подобный механизм был долговечным и относительно дешевым. В настоящее время асинхронный двигатель используется в бытовой технике и электроинструментах.

Лучевое оружие

В последние годы жизни Никола Тесла работал над созданием лучевого оружия. В основе была идея свободной энергии, которую он пронес через всю свою жизнь. Тесла считал, что энергию можно собирать и в виде лучевого пучка концентрировать на определенных объектах. Все разработки Тесла в этой сфере были засекречены.

Умер великий изобретатель в возрасте 86 лет в 1943 году. Большая часть дневников, записей и чертежей таинственным образом исчезла. Возможно, Тесла сам уничтожил свои разработки, посчитав их слишком опасными для человечества.

В наши дни мы можем соприкоснуться с памятными местами гения электричества, путешествуя по Европе.

Один из знаковых музеев работает на родине Николы Теслы в деревне Смилян, расположенной в исторической области Лика в Хорватии (примерно в 200 км от Загреба). Добраться из Загреба до Смилян можно на автобусе или автомобиле. И, конечно, если Вы отдыхаете в регионе Средняя Далмация (города Сплит, Шибеник, Задар), то на автомобиле можно совершить путешествие по хорошим дорогам до столицы Хорватии. Вам предстоит проехать через город Госпич, где некоторое время проживала семья Теслы, а Никола обучался в реальной гимназии. От Госпича до Смилян еще порядка 10 км, и Вы увидите дом, где ученый родился и провел детские годы. Музей не очень большой по размерам и по количеству экспонатов. Но тому, кто интересуется идеями Теслы, его открытиями, здесь будет интересно. Ведь именно в этой маленькой деревушке Никола впервые узнал, что такое электричество (во время грозы он гладил кошку и обратил внимание на то, как искрит ее шерсть). По признанию самого Теслы, что такое электричество, он не смог постичь до конца жизни. При этом не было в мире человека, больше него раскрывшего тайн этого физического явления.

Мемориальный центр, открывшийся в 2006 году в честь празднования 150-летия со дня рождения Николы Теслы, — очень информативный, полностью мультимедийный. Информация есть на хорватском и английском языках. К сожалению, исторических экспонатов сохранилось немного, но посетителям будет интересен обзор исторических событий того времени, информация об изобретениях ученого, а также интересные цитаты Николы Теслы.

В музее представлены прототипы некоторых изобретений, которые можно увидеть в действии. В заключении просмотра экспозиции демонстрируется работа катушки Теслы и фильм об изобретателе. В маленькой речке, протекающей недалеко от домa, установлена турбина Теслы, а между двумя платформами проплывает макет роботизированного корабля, как показатель беспроводного управления радиоволнами. В отдельном здании находится действующая модель трансформатора Теслы.

Водяная турбина Теслы

Еще один интересный музей Николы Теслы находится в Белграде. Это атмосферный запоминающийся город, который сохранил свою культуру и самобытность на протяжении многих веков. Один из самых старых городов в Европе, является неизменным центром притяжения для туристов. В городе проходит большое количество праздников и международных фестивалей, особенно в весенние и летние месяцы. Вот некоторые из них: Белградский фестиваль танца, Музыкальный фестиваль «НОМУС», «Дни сирени» — праздничные мероприятия, посвященные сербской королеве Елене (XIII век), ИНВИНО — международный фестиваль вина, Карнавал цветов, «День Дуная», Черничные дни — мероприятия, в рамках которого проводятся соревнования по сбору и приготовлению продуктов из черники, БИТЕФ — белградский международный театральный фестиваль и еще великое множество других интересных событий. И уже в аэропоту Белграда Вас встретит памятник Тесле.

Читайте также:
Карта Большого Алматинского озера, где находится Большое Алматинское озеро на карте мира

Вид на Белград с воздушного шара

Улица князя Михаила — главная пешеходная улица Белграда

Памятник Тесле в аэропорту Белграда

Научный музей Николы Теслы расположен в центральном районе Белграда. Основан 5 декабря 1952 года по решению Правительства Республики Югославия. Размещается в двухэтажном особняке, построенном в 1927 году по проекту сербского архитектора Дражича Брашована.

Музей Теслы в Белграде

Урна с прахом Теслы в музее Бедграда

На первом этаже музея размещена экспозиция действующих моделей приборов и аппаратов, изобретённых Николой Теслой, а также собрание материалов и документов, рассказывающих о жизни и деятельности изобретателя. На втором этаже хранятся рукописи Николы Теслы, его записные книжки, письма, книги из личной библиотеки и другие материалы, предназначенные для изучения его творческого наследия.

Всего в коллекции насчитывается более 160 000 оригинальных документов, более 2000 книг и журналов, более 1200 технических изобретений и несколько тысяч фотографий, схем и рисунков, принадлежавших Николе Тесле, а также его личные вещи. Все документы и личные вещи Николы Теслы были переданы Белграду в 1949 году Савой Косановичем, племянником Николы Теслы, югославским и сербским политическим деятелем, публицистом, послом Югославии в США и Мексике.

На сегодняшний день это единственный музей в мире, хранящий оригинальные документы и личные вещи Николы Теслы. Поэтому музей оказывает поддержку и содействие исследователям творчества Теслы, а также обеспечивает доступ к информации для исследователей истории науки, изобретений и патентного права.

Так как интерес к электричеству, как физическому явлению, и всему, что с ним связано, очень высок, в разных странах открываются электрические музеи Николы Теслы (Тесла-шоу), которые демонстрируют своим посетителям представления с использованием изобретений выдающегося ученого. Такой музей есть в городе Сочи в Олимпийском парке.

Это захватывающий проект, который соединил в себе страсть его создателей к физике и умение подать любую, даже самую не развлекательную информацию с большим вдохновением.

Представления проходят в формате получасового интерактивного шоу. В рамках программы можно посмотреть короткий документальный фильм о жизни и работе Теслы, стать участником зрелищных физических опытов (например, увидеть, как 5-рублевая монетка уменьшается в 2 раза) и потрогать необычные экспонаты музея руками. Ведущие интересно и доступно объясняют юным посетителям законы физики, а взрослые с юмором вспоминают школьные годы.

Гений Николы Теслы – явление в мире науки и открытий. Тесла – гордость своих соотечественников. Его личность и изобретения, опережающие время, всегда будут вызывать неподдельный интерес у новых поколений.

Надеемся, что наше первое путешествие «от Архимеда до Хокинга» пробудит в читателях жажду познания, вызовет желание путешествовать и открывать удивительный мир науки. Ведь вокруг нас так много интересного и неизведанного!

Владимирская областная научная библиотека

тел: 4922-32-32-02 (доб. 129)

bubligum9000

bubligum9000

Вчера были в Брюсселе,цель поездки-посетить Дом-музей Виктора Орта и погулять по Брюсселю.
В городе празднично и красиво поднялись на Гору Искусств,думали на трамвае доехать к музею,а оказалось все перекрыто чествуют героев комиксов.

Фонтанчики с разноцветными шарами.

На улицах Брюсселя праздник.(С художником комиксов.)

Это деталь фонтана,

Пришли Дом-музей Виктора Орты.Музей, располагается в особняке, который он сам построил в 1898-1901гг.
Виктор Орта(1861-1947) родился в бельгийском городе Генте. Он поступил в Гентскую консерваторию, но интерес к изобразительному искусству и архитектуре оказался сильнее привязанности к музыке. Орта перешёл на архитектурное отделение Гентской академии художеств. Затем он учился у архитектора Альфонса Бала (1818—1895)
Орта не просто обладал масштабным видением, он был и прекрасным дизайнером интерьеров, умел комбинировать стили и материалы, продумывая каждую деталь. Внутреннее убранство здания несет на себе отпечаток неповторимого стиля архитектора: каждое украшение из стекла и металла выполняет ту или иную функцию.

Акварель Paul Dmoch.Дом -музей Виктора Орта.

Акварель Paul Dmoch.Дом-музей Виктора Орта.

Пространство первых этажей брюссельских жилых домов традиционно просматривалось насквозь: в них раньше устраивали служебные помещения, связанные с двором. Орта сохранил этот приём, но использовал его совершенно иначе.

Вестибюль , в который попадает вошедший с улицы человек, ограничен только металлическими конструкциями и плавно переходит в гостиную и лестницу. Гостиная поднята на пол-этажа по сравнению с вестибюлем и огорожена тонкими металлическими колоннами. Лестница, ведущая на второй этаж, поражает изяществом изогнутых маршей и напоминает ручей, извивающийся среди травы и деревьев.

Окно в сад.
Фантазия Орта в отделке интерьеров дома переходит границы архитектуры и стремится к свободе живописи или графики.
«Я спрашивал себя, — говорил мастер, — почему архитекторы не могут быть столь же независимыми, как художники?»
Металл для Орта — живой, органичный материал, способный превращаться то в травы и цветы, то в струи воды, то в клубы табачного дыма. На колоннах, как на стволах деревьев, «растут» металлические прихотливо сплетающиеся ветки и листья. Их окружают тонкий орнамент кованых лестничных ограждений, яркие краски витражей, геометрический узор мозаичных полов и мерный ритм невысоких настенных панелей, разделяющих пространство на зоны. Чудесный мир металла, стекла и света превратил творение Орта в уникальное жилище, удобное и одновременно далёкое от реальности.

Читайте также:
Поправки в ОСАГО в 2022 году Как С Добром Добраться!

Любовь к орнаментам и стремление к комфортабельности жилого пространства, характерные для этого стиля, и
созвучны духу модерна.

Пол- мозаика из плитки и паркет.





Зимний сад.

Вид с самого верха.

А это рядом с домом Орта,”музей Фантазий”,сфотографировались на фоне скилетов и пошли на Гранд Пляс.

Концерт на Гранд Пляс.

Зашли на стаканчик в наш любимый английский паб,и все-домой в Гент.

Виктор Орта и его наследство

Стиль ар нуво (в России – модерн, Германии и Балтии – югендстиль, Австрии – сецессион, Италии – либерти) появился в искусстве и архитектуре в конце XIX века. Особенностью этого художественного стиля стал отказ от прямых, жестких линий и обращение к более естественным и живым изгибам. Нередко источником вдохновения для создания новых творений, выполненных в данном стиле, служила сама природа.

Особый расцвет этот стиль получил в Бельгии. Брюссель в 1880 – 1890-х годах был центром художественной культуры, где пересекались пути основных новаторских течений в искусстве. Не случайно поэтому, что знаковой фигурой стиля ар нуво стал именно бельгиец – Виктор Орта (1861 – 1947), прославившийся необычными формами и линиями, яркой декоративностью и буйной фантазией.

Виктор Орта родился в бельгийском городе Гент 6 января 1861 года. Он начал свое обучение в консерватории Гента. Однако интерес к изобразительному искусству и архитектуре оказался сильнее привязанности к музыке, поэтому он поступил в академию художеств на архитектурное отделение. Будучи еще совсем молодым человеком, он работал во Франции, у архитектора Ж. Дюбуйссона. Далее Виктор Орта продолжил обучение в Брюсселе, в Академии изящных искусств, а с 1897 года начал там преподавать.

В 1885 году Орта выполнил свои первые 3 заказа – жилые дома в родном Генте. Однако легкой и быстрой славы он не искал, поэтому в течение следующих 8 лет оттачивал мастерство на небольших скульптурных формах и участвовал в различных конкурсах. Постепенно у него вырабатывался свой собственный стиль, где прямые вертикальные линии уступали место плавным изгибам, которые усиливали ощущение пространства.

Дом Отрика (Maison Autrique). 1893

Повод реализовать накопленные навыки появляется в 1893 году, когда архитектор строит дом по заказу своего друга, инженера Эжена Отрика. Дом выполнен, скорее, в переходном стиле, близком к эклектике, но этим он и интересен. Вырисовывается будущий характерный почерк Орта: сочетание симметричных и асимметричных элементов, промышленные строительные материалы (бетон, железо, стекло), интересное решение фасада, который будто «вырастает» из тротуара и продолжает его.

Особняк Тасселя (Hôtel Tassel). 1893 – 1897

Примерно в это же время Виктор Орта строит дом для профессора начертательной геометрии Брюссельского университета Эмиля Тасселя. Именно этот особняк считается первым в мире архитектурным воплощением стиля ар нуво. Здесь зодчий смело использует свое уникальное ощущение текучести пространства и все то, что будет в дальнейшем встречаться в его произведениях: стальные конструкции, цельность декора и структуры здания, обилие естественного света. Особняк Тасселя – настоящий «дом-портрет», который полностью соответствует своему владельцу. В качестве материалов использован камень разных видов, кованая сталь, стекло, дерево. Объемный фасад прекрасно вписан в окружающие дома, но не теряется на их фоне. Композиция симметрична, сплошные каменные части здания находятся в равновесии с легким стеклянным эркером, опорой которому служит мощный полукруглый стальной карниз антресоли. Внутри дом разделен на два параллельных «корпуса». В том, окна которого выходят на улицу, расположены кабинеты и приемные. Жилые комнаты, столовая, кухня находятся в глубине здания. Орта снабдил дом оригинальными системами отопления и вентиляции.

Фасад особняка ван Этвельде. 1895 – 1901

Интерес представляют металлические колонны в интерьере особняка, которые полны орнаментального смысла и одновременно имеют конкретную функциональность. Искусно комбинируя стекло и металл, архитектор достиг определенного эффекта, благодаря чему свет проникал повсюду, а лестничная площадка превратилась в освещенный центр жилого помещения. Комнаты особняка были просто залиты светом. Большую часть площади первого этажа дома, со стороны двора, Виктор Орта отвел под зимний сад, а непроходные комнаты верхних этажей расположил вокруг центрального холла и внутренней лестницы, освещенной стеклянным фонарем. Лестница, ведущая на второй этаж, потрясает изяществом изогнутых линий и напоминает хрупкость и красоту природы – травы и деревьев.

Читайте также:
Визовый центр Германии в Самаре — необходимые документы для получения визы, визовая информационная система

Его фантазия в отделке интерьера переходит границы архитектуры и стремится к свободе живописи. «Я спрашивал себя, – говорил мастер, – почему архитекторы не могут быть столь же независимыми, как художники?» Металл для Орта – живой и способный превращаться в растения, травы и цветы, в струи воды. На колоннах, как на стволах деревьев, «растут» металлические сплетения, напоминающие ветви и листья. Их окружает тонкий орнамент кованых лестничных ограждений, а также изящество ярких витражей, геометрический узор мраморных мозаичных полов и размеренность невысоких настенных панелей, разделяющих пространство на участки. Он стремился использовать металл и стекло так, чтобы выявить их органические качества и придать этим материалам новую архитектурно-художественную выразительность.

В особняке Тасселя, Виктор Орта впервые применил линию, названную «удар бича», которая стала образным выражением напряженного духа времени того периода, а ее изящество – образцом графического искусства и стилизации в окнах и витражах зданий стиля ар нуво. (Знаменитая линия «удар хлыста» стала визитной карточкой стиля ар нуво. Именно так некий критик назвал эффектный изгиб стебля на портьере Германа Обриста 1895 года.)

Интерьер холла особняка Тасселя. 1893 – 1897

Особняк Сольве (Hôtel Solvay). 1894 – 1903

В период с 1895 года по 1903 год архитектор выполнил заказ семьи промышленника Армана Сольве и создал уникальный 5-этажный особняк со слегка вогнутым фасадом, декорированным функциональными элементами из любимых материалов Орта – стали и стекла.

Виктор Орта предложил миллионеру Арману Сольве проект дома, который отражал прогрессивный взгляд на человека и среду его обитания. Внутри есть характерные световые колодцы, зимний сад, много свободного пространства, комнаты организованы с максимальным удобством для проживания.

Вид на остекленную крышу особняка Тасселя. 1893 – 1897

Исходя из тогдашних представлений о физиологии, архитектор мечтал добиться того, чтобы цвета и линии воздействовали на биологические ритмы человека, повышая его «энергетическую производительность». Архитектурные формы он увязывал с расходом биологической энергии, стремясь сократить количество бесполезных усилий человека и способствовать гармонии его повседневных жестов. Так, разрабатывая формы лестницы или дверных ручек, Орта учитывал анатомическую естественность движений, а объем помещений планировал исходя из того факта, что человек вдыхает примерно 10 тыс. литров воздуха в день. Архитектор отказался от обычного проветривания. Опираясь на общие принципы физики – теплый воздух поднимается, влага конденсируется на холодных карнизах, движение воздуха требует входного и выходного отверстий, – он создал новаторскую и естественную систему акклиматизации, вентиляции и отопления.

Вид на лестничную клетку особняка Тасселя. 1893 – 1897

Солнечные лучи проникают в особняк Сольве через стеклянный потолок, заливая лестницу, которая служит его центральным, организующим элементом. При помощи системы зеркал свет попадает в самые отдаленные уголки дома, а искусно расположенные лампы бросают повсюду живописные отблески. Стены украшены фресками, в которых использован эффектный прием «деграде»: к потолку цвета постепенно гаснут, и изображение становится бледнее. Зная, что изготовленные по его проекту ковры износятся первыми, Орта повторил рисунок на паркете, чтобы их можно было затем восстановить по этому образцу…

Сольве великодушно предоставил Виктору Орте абсолютный карт-бланш в отношении проекта, бюджета и сроков завершения работ. Именно поэтому особняк Сольве являет собой необыкновенную гармонию целого и деталей. Все здесь продумано одним зодчим – от несущей структуры до форм дверных ручек, петель и оконных шпингалетов. Новое слово в архитектуре сочетается с ароматом эпохи, а инженерные решения поставлены на службу красоте.

1 Интерьер холла особняка Сольве. 1894 – 1903. 2. Вид на лестничную клетку особняка Сольве. 1894 – 1903

Народный дом. 1897 – 1899

Свежесть нового стиля ярко проявилась в Народном доме, построенном в Брюсселе в 1897 – 1899 годах. Он был заказан Брюссельской федерацией рабочей партии и соединил в себе функциональность и оригинальность с дерзостью конструктивного решения. Это был единый стальной скелет, заполненный большими стеклянными плоскостями. Угловой участок с выходом на площадь позволил архитектору необычно изогнуть главный фасад здания и поместить в центре вогнутой линии главный вход. В интерьере изгиб фасада выходит в обширное пространство столовой-ресторана. Над столовой размещен лекционный зал, стены которого полностью смонтированы из металлических элементов.

Читайте также:
Сколько лететь до Гоа из Москвы прямым рейсом? Время, часов

Интерьер гостиной особняка Сольве. 1894 – 1903

Дом Орта (Maison Horta). 1898 – 1900

В 1898 году Орта получил разрешение на строительство собственного дома. Дом архитектора состоит из двух сообщающихся изнутри корпусов. При этом у каждой части дома свое неповторимое лицо. По традиции Орты, жилая часть отделена от рабочей (в данном случае – от ателье архитектора), лестница представляет собой «позвоночник» всей конструкции, есть световые колодцы и мозаики. (Сейчас здесь находится музей Виктора Орты.)

Вид на остекленную крышу особняка ван Эйтвельде. 1895 – 1897

Универмаг Innovassion. 1901

В начале ХХ века Виктор Орта построил несколько торговых зданий. Среди них можно выделить универмаг Innovassion, построенный в Брюсселе в 1901 году. В период формирования стиля ар нуво появился новый тип здания – универсальный магазин, который требовал применения больших остекленных поверхностей. Новаторским с этой точки зрения стало здание Орта, где был использован открытый железный каркас. Его фасад освещал общий торговый зал первого этажа, торговые галереи верхних этажей, лестницу и имел множество металлических переплетений.

Интерьер гостиной дома Орты. 1898 – 1900

Именно Виктор Орта стал первым крупным архитектором, который в строительстве частных домов начал широко использовать стальные конструкции, стекло и витражи, что позволило по-новому организовать внутреннее пространство здания, открыть путь в дом воздуху и свету. К этой идее он пришел, работая со своим учителем Альфонсом Бала на строительстве королевских оранжерей в Лекене под Брюсселем. Позднее многие зодчие имитировали его приемы, но сравниться с мастером так и не смогли.

Орта также продолжал устойчивую во Франции традицию – романтическую интерпретацию готики. «Я хочу уже в фасаде выразить план и конструкцию здания так, как это делалось в готике, и подобно готике выявить материал, а природу отобразить в стилизованном декоре» – говорил Виктор Орта.

Лестница в доме Орты. 1898 – 1900

Виктор Орта показал себя также мастером интерьера. Для его творений характерна новизна архитектурного декора, а также сочетание иррационального символизма с рациональной функциональностью. Декор фасада, как правило, сочетается с внутренним убранством, в котором каждая деталь продумана и связана в единый орнамент, где царствует стилизованный растительный рисунок, пластичные гибкие формы, в основе которых все тот же «удар бича». Страсть к преображению форм, тонкое понимание цвета и фактуры, эстетика вкуса помогли употребить привычные материалы совершенно по-новому.

Фасады с витыми балконными решетками и затейливыми эркерами, круглыми окошками над дверями и выполненными на стенах разноцветными изображениями орхидей и «струящихся» женских силуэтов действительно поражают воображение. Каждое из таких строений – яркий образец стиля, который кометой промчался по истории искусств, оставив в ней короткий, но глубокий след.

Вид на остекленную крышу дома Орты. 1898 – 1900

Интерьер столовой дома Орты. 1898 – 1900

В 1915 году Орта жил в Лондоне, а вскоре переехал в США. Здесь он оставался до 1918 года, до окончания Первой мировой войны. В 1922 – 1928 годах архитектор создал проект Дворца изящных искусств в Брюсселе. С 1927 года он руководил Брюссельской Академией изящных искусств. Жизнь этого знаменитого архитектора оборвалась в 1947 году. Особняки Тасселя, Сольве, Эйтвельда и самого Орты признаны частью наследия ЮНЕСКО.

Бесполезный в своих эстетических излишествах ар нуво мог прожить только миг, но в этот миг осуществилась вечная мечта художника об абсолютном искусстве. Как всякий пик, ар нуво был и тупиком. Теперь этот путь пройден до конца, шедевры созданы, стиль исчерпал себя. Вспыхнувшему, как бенгальский огонь, в 1890-е годы новому художественному течению была суждена короткая жизнь. После Первой мировой войны в Европе началась массовая реконструкция разрушенных городов, а для строительства жилых массивов с дешевыми квартирами изысканный ар нуво не годился.

Европейский модерн: Брюссель: Виктор Орта

Предлагаю Новое движение в целом называть Модерном. В дословном переводе это означает Современный — противопоставляющий себя изжившему Старому: Большим стилям, Историческим стилизациям, Эклектике.

Ситуация в Истории архитектуры в пору Рождения Модерна такова… Промышленность достигает своего полного развития. Растет волна бурной строительной деятельности. Созревает эпоха больших перемен, но… Эклектика подавляет всякую творческую энергию.

Среди архитекторов раздаются голоса, осуждающие господствующую архитектуру как «поддельную, подражательную, ложную». Х. П. Берлаге пишет: «Наши отцы и деды также, как и мы, жили и живут в самом отвратительном окружении, чем это было когда-либо до сих пор… Ложь является правилом, правда — исключением».

Читайте также:
Кенийская виза в 2022 году

Неприязнь к Эклектике с поразительной неожиданностью приводит к взрыву. Честолюбие архитекторов просыпается, принеся с собой мужество и силы, позволяющие противостоять Старому в поиске Нового.

Выразила это состояние профессиональных умов знаменитая вышивка Германа Обриста на портьере. Первоначально работа называлась «Альпийские фиалки». Когда какой-то критик сравнил бешеные движения стебля растения с «яростными изгибами обрушивающегося бича», родился термин «Удар бича», свидетельствующий о возникновении Нового движения и его фирменного стиля.

Винсент ван Гог. Звездная ночь. 1889

Открываем первую страницу в истории Модерна…

Брюссель. Особняк Тасселя на улице де Турин. Арх. Виктор Орта. 1893

Для параллели Старого с Новым, его якобы отвергающим, повторяю описание Домов Гильдии: причудливая резьба, бесчисленные колонки, гирлянды и изваяния украшают фасады с фантастическими фронтонами. В перевернувшем архитектурный мир особняке все проще, строже, менее декоративно, по сути — тот же напор фантазии…

Эрекер — навес над входом. Эркер — балкон для верхнего этажа. Эркера нет: то стена стала криволинейной поверхностью, что все должное за него исполняет.

Горизонтальная линия многократно повторена. Зачем? Чтобы придать материальную основательность стене? Не думаю… Чтобы противопоставить горизонталям вертикальную ось внутреннего пространства, активно заявляющего о себе с помощью окон-витражей.

Витражная конструкция выполнена из чугуна. Импосты превращены в чугунные колонны с подобием капителей. Внутри дома — тот же чугунный арочно-колонный каркас. Есть базы, есть капители и ничего этого на самом деле нет. Стебли фантастических растений в пучки собираются, тянутся вверх, прорастают завитками, из которых истекают новые стебли, арки оплетающие.

Брюссель. Особняк Тасселя на улице де Турин. Арх. Виктор Орта. 1893

Перед вами — несомненный Модерн, что отказался от прямых линий и углов, отдав предпочтение изогнутым линиям природных форм.

«Линия — это сила, действующая подобно всем элементарным силам; несколько связанных между собой, но отталкивающихся друг от друга линий оказывают такое же действие, как несколько противоположных элементарных сил. Эта истина — решающая, она является фундаментом новой орнаментики…» (Анри Ван де Вельде).

Брюссель. Отель ван Этвальде. Арх. Виктор Орта. 1893

Четыре городских особняка архитектора Виктора Орта в Брюсселе включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 году. Есть к тому все основания, ибо архитектор принципиально изменил отношение к организации пространства и формообразованию.

Первый творческий принцип, получивший всемирное признание… Пространство должно соответствовать своему непосредственному назначению: это возможно лишь при «гибком плане», свободном от диктата стен. Нет — отдельным помещениям. Да — «перетекающему пространству».

Второй творческий принцип, не менее признанный… Прорисовывая фасады и интерьеры, «архитектор должен быть столь же независимым и индивидуальным, как художник» (Виктор Орта).

Брюссель. Собственный дом архитектора,
превращенный в Музей Виктора Орта.

Отзыв тех лет… «Сейчас, в 1898 году, в Брюсселе живет самый вдохновенный из современных архитекторов — Виктор Орта… Его известности ровно шесть лет, она началась со строительства дома г. Тасселя на улице де Турин. Это один из первых известных современных домов, который так же подходит его владельцу, как безупречно скроенное платье. Этот дом идеально обеспечивает «среду обитания» тому человеку, для которого он построен. Дом очень прост и логичен. Но — отметим и это — в нем нет ни малейшего подражания какому-либо историческому стилю. Его линии и изогнутые поверхности обладают редким очарованием». Отметим и другое: эти слова в полной мере относятся ко всем четырем особнякам Орта, а уж к его Собственному дому вне всякого сомнения.

Ах, изысканный Модерн! Ты — Райский сад,
рожденный лучами света, о котором в таких-то пространствах
не может не вспоминать душа…

Брюссель. Собственный дом архитектора,
превращенный в Музей Виктора Орта.

Интересен вопрос: почему Новое движение зародилось в Бельгии, а не в какой-нибудь другой стране на континенте. Простой ответ: в 80-ые годы Бельгия обладала наиболее развитой промышленностью в Европе. Соответственно, бунт против подчинения живой жизни машинному производству в ней должен был проявиться с наибольшей остротой.

Второй ответ, на мой взгляд, пораэителен… Брюссель в конце XIX века был единственным городом во всем культурном мире, который оказывал гостеприимство и давал возможность проявить себя тем передовым художникам, которых повсюду отвергали, не признавали, поносили… В Брюсселе демонстрировали свои работы и выступали художники Ван Гог, Сезанн, Сера, Писарро, скульпторы Родэн и Менье, композитор Дебюсси, поэт Верхарн…

Читайте также:
Виза в Бельгию самостоятельно: оформление, цена, визовый центр

Значит, Бельгии был свойственен Дух свободы,
что не мог не стать жаждой Нового,
скажу, не боясь патетики, — на благо всего Мира.

Винсент ван Гог. Звездная ночь. 1889

Что там «Удар бича» — свидетельство человеческих страстных устремлений?! Здесь — Вселенские вихревые движения. Они снесут с лица Земли человеческих рук порождение?! Отвечают ван Гог, Верхарн и Волошин… Когда душа взыскует и страдает, все отвечают…

О, века и века над ним, городом буйным!
Старая вера прошла, новая вера куется…

Мечта, мечта! Она превыше дымов
Отравленных вознесена,
И даже в дни сомненья и уныний
Она царит над заревом ночей,
Подобно купине, пылающей звездами
И черными коронами…

Но что до язв? То было и прошло…
Что до котлов, где ныне бродит зло? —
Коль некогда сквозь недра туч багровых,
В лучах изваянный, сойдет иной Христос
И выведет людей из злой юдоли слез,
Крестя огнем созвездий новых!

Эмиль Верхарн. Душа города.
Перевод Максимилиана Волошина

Грозовое небо поглотит Землю? Раскричались вороны — вестники гибели… Нет — отвечает художник: у Земли достаточно созидательных сил. Ван Гог, вопреки общепринятому мнению, — оптимист, с непостижимой страстностью упорядочивающий Мир. Эмиль Верхарн — бельгийский поэт-символист — дает пессимистический ответ…

О, прежний мирный труд на ниве золотой,
В дни августа среди колосьев хлеба,
И руки светлые над гордой головой,
Простертые к простору неба, —
Туда, где горизонт налился тишиной!
О, час полуденный, спокойный и невинный,
Для отдыха сплетавший тень
Среди ветвей, чью лиственную сень
Качали ветерки над солнечной равниной!
Как будто пышный сад, раскинулась она,
Безумная от птиц, что гимны распевали,
Высоко залетев в заоблачные дали,
Откуда песня их была едва слышна.

Теперь все кончено, и не воспрянуть нивам;
Равнину мрак объял, она без сил…

Кто прав? Маятник качается: считает года, что в XX век текут, страшнее которого не было ничего, никогда. Какое счастье, что людям неведомо будущее и накануне всеобщей погибели они могут воспевать и создавать Земной рай…

Что там «Удар бича» — свидетельство человеческих страстных устремлений?! Здесь все соразмерено, упорядочено — гармонично. Тянется вверх изысканная жизнь, своей утонченностью себя защищает. А Верхарн — он радость жизни ощущает?

Я радость бытия принес тебе в подарок!
Как золотистый шелк, был день сегодня ярок,
И ветер весело кружил над головою.
Блестят мои ступни, омытые травою,
Ладони бархатны — к ним ластились цветы,
Глаза блестят от слез душевной полноты, —
Я их сдержать не мог, ликующий, влюбленный
В огромный сад земли, весною обновленный.

Брюссель. Особняк Тасселя на улице де Турин. Арх. Виктор Орта. 1893

Подвижную — струящуюся — линейность обретают все поверхности: ограждающих решеток балконов снаружи и лестничных переходов внутри, окон, пола, потолка… Где-то линейное буйство ослабевает, даже в симметрии замирает, где-то не уступает буйству бича.

В линейной свободе Новое превосходит Старое?
Да, но… Новое не отрицает Старого: оно его преображает согласно новым эстетическим вкусам и материалам.

Сразу же заявило о себе еще одно глобальное свойство Модерна. То – искусство изысканное, но тотальное: весь мир себе подчиняющее. Одинокие, отдельные, разнообразные вещицы в доме не приживаются. Модерн потихоньку затягивает хозяев в свою стилистику и заставляет переделывать весь интерьер. Не может тема закончиться на дверной ручке. Она продлит себя в лестничных перилах, ляжет на пол ковром, оденет прекрасную владелицу интерьера в стиле Модерн в соответствующий наряд…

Кстати, страстные поклонницы модерна всегда имели особый склад характера – мечтательный, слегка декаденский. Дама в стиле модерн – загадочная ундина с бледным лицом и талией, затянутой с помощью корсета до тридцати восьми сантиметров. Другой она и не может быть. Только сомнамбулой, что живет в своем непостижимом мире.

Брюссель. Интерьер особняка Тасселя на улице де Турин.
Арх. Виктор Орта. 1893

Можно от всего отказаться, предав анафеме былые установления. Можно всеми принципами, приемами, формами, найденными ранее, пренебречь. И с чем остаться? На месте пустом? Проблема… Нужны первооткрыватели. Вы знаете, они всегда приходят.

Бельгия. Брюссель. Улица де Турин. Рядовая застройка из зданий, выходящих на улицу узкими фасадами, где-то около семи метров каждый. Среди них — особняк Тасселя, построенный архитектором Виктором Орта. На поверхностный взгляд особняк достаточно консервативен: с массивной каменной стеной и непременным для конца XIX века эркером.

Ну и что из того? Поздравляю вас, господа!
Если приглядеться внимательнее,
все, что должно было произойти, уже произошло…

Читайте также:
На каких языках говорят в различных регионах Бельгии

Чтобы понять суть случившегося, нужно сделать несколько шагов в прошлое и уточнить в самых общих чертах, что такое Бельгия и ее столица Брюссель. Не пугайтесь — Архитектура поможет…

Площадь Гранд-Плас с Домами Гильдий. У каждого дома свое название и символ: Дом Пекарей, Дом Тачка, Дом Мешок, Дом Волчица, Дом Лиса, Дом Рожок, Дом Звезда, Дом Лебедь, Дом Голубь и Дом Золотое дерево.

Днем площадь Гранд-Плас служит театром, в котором представления устраивает цветочный рынок. Вечером при подсветке зданий главную роль начинает играть сама площадь.

Вид нарядных фасадов старинных зданий с большим количеством статуй, стрельчатых окон, устремленных в небо остроконечных башен, узорчатых карнизов, длинных коридоров, дверей с замысловатой резьбой настолько необычен, что пышное сочетание Готики и Барокко сразу очаровывает своей величавой красотой.

В проездной арке одного из домов размещена скульптура лежащей Святой. В старину те матери, что из-за бедности не могли сами вырастить своих детей, клали новорожденных младенцев в специальный ящик, устроенный под свечой. Через отверстие с другой стороны детей забирали монашки. Медная рука Святой натерта до ослепительного блеска, так как ее гладят все, кто хочет исцелиться от какой-нибудь болезни.

Собор в глубине перспективы — образец Фламандского барокко, так говорят путеводители. Я вижу свое…

Бельгия — консервативная страна:
не отдавала она времени на уничтожение
своих духовных завоеваний и не отдаст.Значит…
В такой стране Новое может вырастать лишь из Старого. Посмотрим на Модерн, именно в этой стране родился…

Питер Брейгель Старший (Мужицкий). Битва Масленицы и Поста. 1559.

В подлинный XVI век на мгновение заглянем, чтобы поднялся пласт воспоминаний о Питере Брейгеле Старшем и затих… Затих, потому что от обличителя человеческих пороков необходимо получить единственное ощущение: можно выбраться из Тьмы к Свету, как это сделала Бельгия, опираясь на созидательные свойства своего национального характера…

Rue des Francs 5. Особняк La Maison Cauchie, построенный как личная резиденция архитектором, художником и декоратом Paul Cauchie. 1905 год

Фасад особняка Кашэ признан лучшим примером брюсселького Модерна. Я смотрю и говорю: здравствуй, еще один Дом Гильдий. Как тебя назвать? Домом Зодчего, что не может превозмочь влияний собственного Прошлого и нынешнего для него Архитектурного мира, что плещется вокруг Брюсселя, исходя в фантазиях?

Иначе и не может быть: все, чему даруется жизнь, подчинено Пространственно-Временным закономерностям.

Площадь Гранд-Плас. Ратуша — шедевр готической архитектуры.
Арх.: Я. ван Тинен и Я. ван Рёйсбрук. Первая половина XV века.
Королевский дворец и Дома Гильдий. XVII век.
Собрание Ларисы Викторовской https://vkontakte.ru/club6555211.

С французским господством было покончено в 1815 году после поражения Наполеоновских войск в битве при Ватерлоо, который находится в 15 км к югу от Брюсселя.

В 1830 году было образовано Бельгийское королевство с конституционной формой правления. В пору индустриализации начался подъем экономики Бельгии, а численность жителей ее столицы — Брюсселя — стала непрерывно расти.

Название города переводится со старофламандского как «лебединое гнездо». Есть и более прозаичная версия происхождения названия от фламандского «брукселла» – «село на болоте».

Главная достопримечательность Брюсселя — Гранд-Плас: одна из красивейших в мире площадей, называемая величавым сердцем старого города. В XIII веке здесь работали сукновальни, теснились торговые ряды, шумели праздники и устраивались турниры, а также вершились суды: сжигали еретиков и вешали бунтарей.

На площадь выходит Ратуша (Отель де Виль) — шедевр готической архитектуры. Ратуша увенчана 90-метровой дозорной башней со статуей Святого Михаила – покровителя Брюсселя.

Напротив Ратуши находится «Королевский дом» (XVI век), где, несмотря на название, никогда не жил ни один Бельгийский король. Дом служил поочерёдно то пекарским складом, то трибуналом, то тюрьмой.

По периметру площади Гранд Плас возвышаются выстроенные в разное время Дома Гильдий с необыкновенными фронтонами, которые, чтобы понять Дух Бельгии, нужно разглядывать. Непременно с восхищением. Фронтоны утверждают…

Бельгийцы хотят жить свободно и благополучно.
С течением веков они научились делать это достойно.
Судя по тому, как Город бережет Дома Гильдий,
бельгийцы будут сохранять свое достоинство и дальше.

Leave a Reply Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: