Где находится Музей янтаря. Местоположение Музея янтаря на карте Калининграда и описание

Музей янтаря

Музей янтаря, Калининград Kemal Kozbaev, Wikicommons

Алатырь, лежащий на дне моря, слезы морской богини, певучий камень. Янтарь издревле манил людей своей загадочностью. И правда, откуда в камне, который находят на дне моря, крылья бабочек и мух? Он и в огне не горит, и в воде не тонет, а в безвоздушном пространстве под воздействием жара плавится. Много легенд связано с янтарем, но на сегодняшний день ученые разгадали загадку этого камня. Познакомиться с научными исследованиями о янтаре, а также полюбоваться на это чудо можно в единственном в России Музее янтаря, который находится в Калининграде.

Музей янтаря был открыт в 1979 году в крепостной башне, расположенной на берегу озера Верхнее. Само здание также представляет собой историческую и архитектурную ценность: башня неоготического стиля была построена в 1853 году как одно из оборонительных учреждений Кенигсберга.

Музей янтаря достаточно внушительных размеров. В трехэтажном здании, на площади 1000 квадратных метров представлены самые разнообразные выставки, имеющие как научную, так и культурную ценность.

Что посмотреть

В 28 залах Музея янтаря постоянно работает пять разделов. Попытки разгадать природу янтаря предпринимались сразу, как был открыт этот камень, — а это произошло ни много ни мало 5-6 тысячелетий назад. В настоящее время ученые знают о янтаре все или почти все. Туристам же разгадать загадку янтаря помогут экспонаты разделов «Происхождение янтаря, его свойства» и «Историко-археологические знания о янтаре».

Янтарь с давних времен привлекал к себе творческих людей, ведь даже в своем первозданном виде янтарь прекрасен, а если уж к нему прикоснется рука художника. Украшения из янтаря начали создавать еще в эпоху неолита (более двух тысяч лет до нашей эры) и продолжают мастерить и в наши дни. Особенно гордятся в музее Калининграда уникальной коллекцией, полученной в дар от Оружейной палаты Кремля. О янтаре как произведении искусства рассказывается на таких выставках Музея янтаря в Калининграде, как «Янтарь в искусстве 17—18 веков» и «Янтарь в творчестве современных художников».

Для Калининграда янтарь — это еще и «промысел». О том, как развивалось янтарная промышленность, можно узнать на экспозициях «Кенигсбергская государственная янтарная мануфактура» и «Калининградский янтарный комбинат».

В Музее янтаря проводится и научная работа. С ее результатами можно познакомиться на ежегодных биеннале, во время лекций, которые читают научные работники музея. Здесь же ведется активная издательская деятельность: труды ученых, исследователей за девять лет были опубликованы в 30 книгах. Это наследие Музея янтаря в Калининграде переведено и на английский язык.

Как добраться

Музей янтаря находится в Ленинградском районе Калининграда, на площади Маршала Василевского. Это площадь считается одной из главных транспортных развязок города, поэтому здесь проезжают многие маршруты общественного транспорта. Так, от аэропорта вы доедете на автобусе № 144, а с калининградского вокзала до Музея янтаря можно добраться на автобусах № 37, 44, 11, 17, 21, 19, 103, 159, 144, 158, 101, трамвае № 3, а также на маршрутных такси № 64, 66, 69, 70, 73, 90, 77, 85, 80, 155.

Практическая информация

Адрес Музея янтаря: г. Калининград, пл. Маршала Василевского, 1. Телефоны: (4012) 46 65 50, (4012) 46 68 88.

Режим работы: 10:00-18:00, выходной — понедельник.

Стоимость билетов: взрослый (все выставки и постоянная экспозиция) — 460 RUB; для студентов — 360 RUB, для школьников — 260 RUB; семейный билет (родители и дети дошкольного и школьного возраста) — 800 RUB.

Музей Янтаря

В Калининграде находится музей, посетители которого могут узнать все о янтаре, это единственный в России музей посвященный всего лишь одному янтарю.

Янтарь представляет собой окаменевшую смолу, выделявшуюся древними хвойными деревьями, которые росли несколько десятков миллионов лет тому назад. Эти деревья в древности росли в местности, где в современный период располагается Балтийское море. Это объясняет тот факт, что Калининградская область особенно выделяется в плане запасов янтаря. Считается, что на данной территории сосредоточено приблизительно 90% запасов этого минерала. Неудивительно, что именно в этом месте был создан музей, связанный с янтарём и изделиями, выполненными из него.

Музей, посвящённый янтарю, был открыт в Калининграде 29 декабря 1979 года.

Впоследствии, в течение нескольких десятилетий, это учреждение функционировало в качестве филиала Калининградского историко-художественного музея. Однако в мае 2003 года Музей янтаря получил новый статус, став самостоятельным учреждением культуры.

Читайте также:
Где находится Музей Точка G. Местоположение Музея "Точка G" на карте Москвы и описание

Музей находится в центре города Калининграда в здании, представляющем собой историко-архитектурный памятник середины XIX века – в фортификационной башне Дона, получившей такое название в честь прусского генерал-фельдмаршала. Карл Фридрих Эмиль цу Дона-Шлобиттен состоял на русской службе с 1812 года и принимал участие в освободительной войне, когда Российской империи противостояла наполеоновская Франция. Эта башня, названная в его честь, была возведена в 1853 году и была частью системы оборонительных укреплений города.

Данная башня и Росгартенские ворота являются составными частями одного крепостного комплекса, в истории которого можно увидеть связь с развитием города Кёнигсберга, событиями эпохи Второй мировой войны.

В частности, 10 апреля 1945 года, в знак окончания штурма Кёнигсберга на башне Дона было установлено Знамя Победы Советской армии. Эта операция происходила под руководством А.М. Василевского, Маршала Советского Союза, который с февраля 1945 года возглавлял 3-й Белорусский фронт.

В экспозиции учреждения, в соответствии с тематикой представленных в ней предметов, можно выделить такие части, как культурно-историческая и естественно-научная. В разделе, где можно получить представление о культурно-историческом значении янтаря, присутствуют артефакты из различных эпох. Здесь посетителям предоставляется возможность ознакомиться с украшениями и предметами быта, изготовленными из янтаря, время создания которых – с IV-II тыс. до н.э. (т.е. начиная ещё с неолитической эпохи) до нынешнего периода.

Музей знакомит своих посетителей с различными историко-археологическими сведениями о янтаре. На примере экспонатов этого учреждения можно увидеть, как использовался янтарь на определённых территориях в различные эпохи. В частности, здесь присутствуют подобные предметы из Древней Греции и Древнего Рима времён бронзового и железного веков, из древней Руси и стран Европы средневекового периода. Также здесь можно увидеть, например, карту, на которой демонстрируются торговые пути янтаря в эпоху бронзового и раннего железного веков. Для посетителей могут представить интерес офорты, отображающие применение янтаря в разнообразных целях в различные времена, а также иные экспонаты, демонстрирующие историю использования этого минерала.

Что касается естественно-научного раздела, то здесь собраны образцы янтаря, различающиеся по степени прозрачности, весу, цветовой гамме.

Отдельного внимания в экспозиции заслуживает крупнейший кусок «солнечного камня», весящий 4 кг 280 г. Внушительную долю располагающихся здесь экспонатов составляют экземпляры янтаря с включениями остатков животных и растительных организмов, которые несколько десятков миллионов лет назад попали в тогда ещё жидкую органическую смолу. Такие экспонаты обладают особенной ценностью благодаря тому, что способны обогатить представления сегодняшних людей о флоре, фауне и климатических условиях данной местности, который имели место десятки миллионов лет тому назад.

В музее можно встретить экземпляры янтареподобных смол не только из различных российских месторождений, но и из других стран: Франции, Польши, Японии, Белоруссии, Армении, Украины, Азербайджана и т.д. Интересно, что находящиеся здесь образцы янтаря обладают различной формой: капля, сосулька, грунтовое скопление, натёк на стволе. Тут можно лицезреть янтарь, имеющий серповидное, линзовидное, клиновидное поперечное сечение – внутриствольные выделения смолы заставляли его принимать такой вид. В разделе, посвящённому происхождению янтаря и его свойствам, помимо образцов смол, также предоставляется возможность узнать больше о возникновении янтаря, его физических и химических характеристиках, условиях его залегания и иных темах, касающихся данного минерала.

Посетители музея могут рассмотреть произведения искусства XVII-XVIII веков в соответствующем разделе. Здесь собраны образцы различных творений того времени: работы, которые учреждение получило в дар от Оружейной палаты Московского Кремля; живописные натюрморты; копии и реконструкции тогдашних изделий. В этом разделе экскурсанты получают возможность узнать о различных примерах применения янтаря в искусстве, в том числе и ознакомиться с материалами, посвящёнными знаменитой Янтарной комнате.

При создании такого шедевра искусства, как Янтарная комната, использовались янтарные панели, украшения и панно. Как известно, эту комнату немецкие мастера создали для короля Пруссии Фридриха I. Затем король Фридрих Вильгельм I, его сын, подарил этот кабинет Петру I. Впоследствии, когда шла Великая Отечественная война, представители немецких войск вывезли Янтарную комнату; её панно смонтировали в одном из помещений Королевского замка Кёнигсберга. Дальнейшая судьба комнаты доподлинно неизвестна, на этот счёт существуют разные версии: она могла сгореть при пожаре, её могли эвакуировать из Кёнигсберга и т.д. Тем не менее, несмотря на неизвестную участь оригинала, к 300-летию Санкт-Петербурга, в 2003 году, кабинет был воссоздан заново. Он находится в городе Пушкине, в Екатерининском дворце.

Читайте также:
Какова жизнь русских в Исландии? Плюсы и минусы

Часть экспонатов музея представляют собой работы современных художников – их творения выполнены в период с 70-х годов XX века по нынешнее время. В числе современных работ здесь можно увидеть различные ювелирные украшения (например, броши, браслеты, гарнитуры), а также мозаичные произведения, мелкая пластика и другие изделия. Творения, которые находятся среди современных изделий, выполнены мастерами из различных российских городов и из других стран. Помимо возможности рассмотреть уже готовые творения, экскурсанты получают шанс увидеть сам процесс изготовления янтарного изделия – в так называемой «Мастерской художника-янтарщика».

Особенного внимания в этом учреждении заслуживает раздел, посвящённый Калининградскому янтарному комбинату. Это предприятие работает на базе богатейшего месторождения янтаря, которое находится на побережье Балтийского моря, там, где располагается посёлок Янтарный. В сферу деятельности комбината входят добыча и переработка янтаря и иных полезных ископаемых, изготовление изделий из этих материалов, приём и переработка отходов, торговля. Экспонаты, представленные в данном разделе, позволяют посетителям получить представление о различных этапах изготовления изделий из янтаря, начиная с сортировки сырья. Это демонстрируется на примере различных экспонатов, иллюстрирующих работу Калининградского янтарного комбината. Также здесь находятся сувениры, галантерейные товары, трубки и мундштуки.

Помимо перечисленных экспонатов, в музее присутствуют и другие любопытные предметы, так или иначе связанные с янтарём.

Посетителей музея также может заинтересовать возможность принять участие в каком-либо проекте из тех, что организуются данным учреждением. Здесь реализуются ежегодные проекты и биеннале, молодёжные и детские программы, различные конкурсы и иные мероприятия. Интерес также представляют издания музея, в которых затрагиваются мероприятия, проходившие в данном учреждении; творчество различных мастеров, имевших дело с янтарём; история развития данного учреждения и иные тематики.

Адрес: 236016, г. Калининград, пл. Маршала Василевского, 1

Телефон/факс приёмной: +7 (4012) 466-550
Телефон/факс отдела информации: +7 (4012) 466-888
Телефон/факс для заказа экскурсий: +7 (4012) 538-219

Что стоит посмотреть в Музее янтаря в Калининграде

Бывают дни, когда хочется немного оторваться от повседневной рутины и отправиться на поиски новых знаний. Не можете найти заведение, совмещающее в себе прекрасное и полезное? Тогда следует вспомнить, что вот уже более тридцати лет в Калининграде работает Музей янтаря – отличное место, где можно с пользой и удовольствием провести часть выходного дня.

Помещение музея

Достопримечательности начинаются задолго до того, как вы переступите порог музея. На берегу Верхнего озера гостей Калининграда встречает массивная башня из красного кирпича. Калининградцы называют ее Дона, руководствуясь надписью на фасаде и часто ошибочно полагая, что строение названо в честь некой прекрасной дамы. На самом деле история крепостной башни, которую туристы, посещающие Музей янтаря в Калининграде, часто запечатлевают на своих фото, гораздо более сурова. Она была названа в честь прусского генерала Фридриха Карла Дона, познала почти сотню лет мирного существования в роли оборонительного сооружения Кёнигсберга, позже оказалась в гуще событий Второй мировой войны, а в 1945 году стала последним опорным пунктом немецкого гарнизона. Когда же отзвучали салюты Победы, башню Дона на несколько десятилетий постигло забвение и прозябание в качестве складского помещения. И только в 1972 году заколоченные окна башни распахнулись, паутина была сметена с потолка, а в коридорах засуетились люди, влюбленные в «солнечный камень» – именно тогда было принято решение о создании в Калининграде Музея янтаря.

История создания музея

Однако от задумки до ее воплощения прошли долгие семь лет. Не такое это, оказывается, простое дело – основать музей одного минерала. Весь первый год ушел на разработку проекта по восстановлению башни Дона, которая к тому времени уже действительно была в плачевном состоянии. Еще четыре года проводились реставрационные работы, благоустраивалась прилегающая территория и проходило оформление экспозиции. Днем рождения Музея янтаря можно считать 29 декабря 1979 года, когда он гостеприимно распахнул свои двери для первых посетителей.

Читайте также:
Чем характерна перепланировка хрущевки в 2022 году

Экспозиции музея

Посещение Музея понравится и надолго запомнится и физикам, и лирикам: экспозиция объединяет в своих стенах как научные знания о солнечном минерале, так и примеры использования его в произведениях искусства. Здесь как нигде можно почувствовать нерасторжимую взаимосвязь разнообразных наук: геологии, истории, географии, естествознания и даже искусствоведения. Несколько разделов общей экспозиции повествуют о разных гранях соприкосновения человека с янтарем.

    Второй по величине в мире янтарь

«Происхождение янтаря, его свойства». В этот зал в первую очередь приглашаем тех, кто во всем жаждет дойти до самой сути. Здесь представлены натуральные, не тронутые рукой человека образцы самоцвета – иногда даже с включениями останков произведших его деревьев. Как видно по представленным образцам, янтарь имеет несколько видов формы: это или капля, или сосулька, или натек на стволе. Все камни имеют разный вес и объем, но гордость коллекции – второй по величине в мире янтарь (целых 4 килограмма и 280 грамм!).

  • Тем, кто больше ценит достижения человечества, чем чудеса природы, стоит посетить зал «Историко-археологические знания о янтаре». Оказывается, человечество знакомо с солнечным камнем еще с древнейших времен неолита. Конечно, пальма первенства здесь принадлежит племенам Прибалтийских земель, после которых эстафету подхватили античная Греция и Древний Рим. До основной части территории Европы и Руси знания о минерале добрались сравнительно – только к Средневековью, однако и здесь большую популярность обрели женские украшения и предметы оформления из янтаря.
  • Но история не стоит не месте, ремесла и искусства развиваются, а что получается в результате, можно увидеть в зале «Янтарь в искусстве XVII – XVIII вв.». К этому времени степень искусности мастеров по обработке «солнечного камня» сравнима, пожалуй, лишь с мастерами по работе со слоновой костью и перламутром. В этом разделе экспозиции представлены лучшие изделия из янтаря, в том числе переданные в дар Музею Оружейной палатой Московского Кремля.
  • Со временем ручная обработка янтаря становится редкостью, а на смену ей приходит промышленное производство. Об этой вехе истории повествует зал «Кёнигсбергская государственная янтарная мануфактура». Основанная в 1926 году, мануфактура вскоре с успехом стала продавать свои первоклассные изделия в лучших ювелирных магазинах Парижа, Брюсселя, Вены, Лондона и Нью-Йорка. Помимо ювелирных украшений, мануфактура знаменита своими курительными принадлежностями, письменными приборами и шкатулками, представленными в коллекции музея.
  • Часы «Эпоха»

    Но все течет, все меняется, и вот уже во главе добычи и обработки янтаря стоит «Калининградский янтарный комбинат». В зале, посвященном комбинату, представлена диорама карьера, в котором и добывают солнечный камень. Но интереснее всего – продукция 1950-х – 1960-х годов, впечатляющая размахом и масштабностью. Это и модель ледокола «Ленин», и монументальная метровая ваза «Изобилие», а особенно – часы «Эпоха», декорированные скульптурами «Рабочего» и «Колхозницы», а также моделям корабля, ракеты и комбайна.

  • Ну и куда же без современности! В зале «Янтарь в творчестве современных художников» можно познакомиться с ювелирными украшениями, гравюрами и мозаиками лучших мастеров Калининграда, Санкт-Петербурга, Латвии и США, а в находящейся тут же «Мастерской художника-янтарщика» своими глазами посмотреть, как в руках умельца бесформенный кусок минерала чудесным образом превращается в произведение искусства.
  • Контактная информация

    • Адрес Музея янтаря: г. Калининград, пл. Маршала Василевского, 1. Добраться сюда можно на трамвае №5, автобусах №№ 11, 19, 21, 28, 29, 32, 37, 40, 44, а также микроавтобусах №№ 64, 68, 74, 92.
    • Телефон для консультаций: +7 (4012) 466-888.
    • Е-mail отдела информации: info@ambermuseum.ru
    • Заказать экскурсию можно по телефону: +7 (4012) 538-219.

    Музей янтаря в Калининграде: режим работы

    • Часы работы Музея янтаря в Калининграде изменяются в зависимости от времени года. В период с октября по апрель музей открыт для посещений с 10:00 до 18:00, а с мая по сентябрь – с 10:00 до 19:00 все дни недели, кроме понедельника.
    • Цена билета в Музей янтаря для Калининграда достаточно умеренна: 200 рублей для взрослых, 100 рублей для студентов, 80 рублей для школьников. За семейный билет придется заплатить 400 рублей. Пенсионерам советуем запланировать посещение музея на последнюю среду месяца – в этот день входной билет обойдется всего в 20 рублей, в то время как в последнее воскресенье студенты и лица младше 18 лет могут ознакомиться с музейными коллекциями совершенно бесплатно.
    • В Музее предусмотрено экскурсионное обслуживание групп до 20 человек. Цена в зависимости от количества экскурсантов и языка повествования будет колебаться от 400 до 1200 рублей.
    Читайте также:
    Карта Национального парка Пху Крадынг, где находится Национальный парк Пху Крадынг на карте мира

    Видео обзор музея янтаря в Калининграде

    Калининград это одно из ярких мест для отдыха в Росс ии. А калининградский Музей янтаря довольно таки интересное место и мы подобрали для вас короткий, но познавательный ролик о нём.

    Дорогие друзья, приезжайте в Калининград, приходите в этот замечательный музей, узнавайте новые, увлекательные вещи, любуйтесь уникальными изделиями из янтаря, а самое главное – заряжайтесь солнечной энергией этого действительно волшебного камня!

    Калининград музей янтаря, Росгартенские ворота и башня Дона посещаем самостоятельно

    Росгартенские ворота музей янтаря Калининград, а так же башня Дона, продолжаем знакомиться самостоятельно с достопримечательностями Калининграда. Город Калининград или старинное название Кенигсберг, строился как крепость и поэтому в нем сохранились части укреплений. Во многих этих сооружениях сейчас расположены различные заведения. Чаше всего в них располагаются музеи и рестораны, а так же магазины. Самые известные остатки крепости, это семь ворот. Так как ворота реставрируются и рекламируются, то они наиболее известны туристам, но при подготовки своего тура не останавливайтесь только на них.

    • Росгартенские ворота Калининград
    • Музей Янтаря Калининград
    • Башня Дона в Калининграде

    Как добраться до музея Янтаря в Калининграде

    Музей Янтаря хорошо известное место в Калининграде, да как может быть по другому. Многие из нас ассоциируют город Калининград с янтарем и замками. Как оказалось с замками в Калининграде проблема, а вот с янтарем нет и поэтому как не в Калининграде должны были открыть музей янтаря. Единственный в России Музей янтаря был открыт в 1979 году. Музей янтаря располагается по адресу Калининград площадь Василевского дом 1

    Добраться до музея янтаря в Калининграде можно на общественном транспорте:
    Автобус:
    11, 17, 19, 21, 28, 32, 35, 37, 44, 45, 159, 101, 103, 146
    Маршрутное такси:
    т66, т68, т69, т70, т73, т74, т76, т78, т80, т85, т91, т92, т86
    Ехать до остановки «Площадь Маршала Василевского», на карте остановки обозначены красным цветом.

    На самом деле по этому адресу находятся три достопримечательности Калининграда. Это Росгартенские ворота, в которых сейчас располагается ресторан Солнечный камень, с левой стороны от ворот башня Дона, в которой и находиться музей янтаря. И так мы кажется нашли янтарь в Калининграде.

    Росгартенские ворота или ресторан Солнечный камень Калининград Башня Дона или музей янтаря Калининград Музей янтаря

    Как и положено европейскому городу, перед входом место где можно оставить велосипед.

    Парковка велосипедов перед музеем Янтаря

    Так же перед входом табличка с режимом работы музея.

    Вывеска режима работы музея

    И как обойтись без визитки города Калининград, белые лавочки с высказываниями великих людей.

    Лавочка с изречением Карамзина

    Войдя в ворота, оказываешься в не большом дворике, где располагается вход в музей. Музей расположен в башни Дона.

    Башня Дона вход в музей

    Перед входом в музей Янтаря размещена мемориальная табличка, информирующая о событиях далекого 1945 года.

    В дворике расположен оригинальный то ли стул, то ли трон.

    Трон во дворе музея

    Зайдя во внутрь разделись в гардеробе и ознакомились с прайсом. Стоимость входных билетов для взрослых с посещением всех экспозиций 200 рублей. Музей сегодня – это одно из культурных мест города. Его коллекция насчитывает более 14000 единиц хранения. Ежегодно музей посещает 160 тысяч человек, проводится 1200 экскурсий, организуется около 30 выставок и проектов.

    Прайс на услуги музея янтаря Калининград

    Музей янтаря в Калининграде размещен в башне Дона и поэтому экспозиции музея расположены по кругу, если быть не внимательным, то можно с ново начать смотреть экспозицию с начала. Вся музейная экспозиция размещается на трех этажах в 28 залах общей площадью около 1000 кв. метров, она объединяет пять разделов.

    Читайте также:
    Почему военнослужащим России запрещено выезжать за границу

    Экспозиция музея

    Экспозиция начинается со знакомством янтаря. Какой он бывает и как выглядит. При входе впечатляет огромный кусок янтаря весом в 4 килограмма. Янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев, произраставших более 40 млн. лет назад. В процессе химических и физических воздействий смола с течением времени превратилась в янтарь.

    Крупнейший янтарь

    Обычно кусочки по меньше.

    Мелкие образцы янтаря

    В некоторых есть насекомые, но они встречаются редко и если Вам предложат купить такой, знайте это подделка.

    Янтарь с насекомыми до исторических времен

    Так выглядит не обработанный янтарь. Если не знать его, то можно принять за мусор. В таком виде янтарь так же продается. Чем меньше камушки тем дешевле и так в плоть до перемолотого в муку янтаря.

    Так выглядит не обработанный янтарь

    На следующем фото привожу реальный мелкий янтарь, купленный на рынке, который по своим размерам не возможно использовать для изделий. Пакетик не большой грамм 40-50, стоит 100 рублей, но если поторговаться и два за 100 отдадут.

    Пакетик янтаря купленный на одном из рынков Янтарь добытый не в Балтийском море

    Представлена не большая экспозиция , как выглядел лес, когда зарождался янтарь.

    Экспозиция древнего леса, когда зарождался янтарь

    А здесь представлен карьер по добычи янтаря промышленным способом. Частники добывают по другому, используя сачок и обязательно время после шторма. Калининградский янтарный комбинат был образован 21 июля 1947 года. Он работает на базе крупнейшего в мире месторождения янтаря, расположенного на побережье Балтийского моря в районе поселка Янтарный.

    Экспозиция добыча янтаря карьерным способом

    В музее представлено много работ из янтаря.

    Изделие из янтаря

    Копия ларца

    Ваза Изобилия музей янтаря Калининград

    Модель корабля Васа

    После того как сделали один или несколько кругов по основной экспозиции, Вы спускаетесь в низ в другой зал. Эта часть экспозиции называется «Янтарь в творчестве современных художников»

    Здесь представлены работы не только из янтаря, но другое прикладное творчество. При желание можно поучаствовать самому в изготовление украшения или просто понравившееся изделие купить.

    Мастер класс по изготовлению украшения Работы из других материалов

    Пройдя через узкую дверь попадаешь в комнату где представлены очень интересные и добротно сделанные изделия из янтаря.

    В целом музей янтаря без экскурсии не интересен, исключением может быть если вы пришли присмотреть, что такое янтарь и увидеть какой он на самом деле, так как здесь нет подделок. Посмотрев настоящий янтарь и приценившись к ценам на изделия из янтаря в магазинах музея, можно пойти на ближайший рынок по продаже янтаря и изделий из янтаря. Рынок находиться с левой стороны при входе или направо при выходе из музея.

    Слева от входа располагается рынок по продаже янтаря

    Двигаясь в сторону рыночка, обратите на вход в стене, на обратном пути советую зайти и погулять по территории, если погода будет хорошая. На рынке представлены изделия из янтаря, хотя на нем не продаются шедевры искусства, но зато можно найти изделия на свой кошелёк и поэтому посетить его будет интересно. Если оценить подобные рынки да и вообще большая часть продаж изделий из янтаря не интересны, но доступны по цене. Теперь можно сказать, что янтарь в Калининграде мы видели и не только.

    Посмотрев или / и купив некоторое количество янтаря, можно продолжить наслаждаться окружающей средой. Не забыв нырнуть в проход в стене, можно пройтись и посмотреть на башню Дона, на озеро Верхнее.

    Дорожка по территории башни Дона

    Башня Дона в Калининграде

    Двигаясь по дорожке рассматриваем башню Дона. Башня Дона носит имя прусского генерал-фельдмаршала Дона. Дату начала строительства крепости считают 1626 год. Строили крепость из фортификационного кирпича, который для прочности обжигали по нескольку раз. Осенью 2013-го здесь встречали приехавшего из Германии Ханса Хубертаса Цу Дона — прямого потомка прусского генерал-фельд-маршала Фридриха Карла Цу Дона. По словам германского потомка: «Он чувствует себя здесь, как дома.»

    Читайте также:
    Транзитная виза в Великобританию для россиян 2022: как получить, какие нужны документы, сколько стоит

    Вид на башню Дона

    Башня Дона и ров с водой Вид на озеро Верхнее у музея янтаря

    Подводим не большой итог, первое мы теперь представляем как выглядит настоящий янтарь, второе, мы купили немного изделий из янтаря, ну и последнее — посмотрели остатки старой крепости на берегу красивого озера, а некоторые посетили ресторан Солнечный камень.

    Музей колоколов на Валдае

    Колокола… Низкие и высокие, густые и тяжелые, легкие, серебристые, грустные и веселые, их голоса во все времена воспринимались как дар неба — исцеляющий, защищающий человека, его род, его дом.

    История первых колоколов уходит далеко в глубь веков. Находки I века н.э. очень хорошо сохранились и могут многое рассказать о быте тех времен. Но сегодня не об этом.

    Первый христианский колокольчик имел форму цветка. Есть красивая легенда о его появлении. Это произошло в Южной Италии, в провинции Кампана. Епископ св. Павлиний гулял по лесной поляне, любовался красотами природы и дивными красками заката. Он так проникся этой красотой, что опустился на колени и попросил Бога послать ему знак. Вскоре епископ услышал красивый, серебристый перезвон и обратил внимание на обычный полевой цветок-колокольчик. Вернувшись домой, он повелел отлить цветок-колокол и укрепить его на фронтоне церкви. Так в начале IV века н.э. в церквях появились колокола. А в VII веке колокола становятся частью богослужений.

    В первые века христианства на Руси в колокола звонили другим, очепным способом звона. Колокол неподвижно крепили к брусу ремнями или железными петлями, от бруса отходил шест — очеп. От него – веревка и звонарь приводил в движение прикрепленный к брусу колокол. Колокол раскачивался и ударялся о язык. Так до сих звонят в западной церковной традиции.

    В России изобрели другой способ – «звон в языки». Так появилась возможность звонить в колокола в сотни и тысячи пудов и зазвучало знаменитое колокольное многоголосье.

    На верхней фотографии в правом углу — Царь-колокол. Он стоял на земле, потому что никакая колокольня не смогла бы выдержать его вес – более 200 тонн. Он никогда не звонил и является памятником всем литейщикам России.

    В настоящее время отлит новый Царь-колокол. Его вес – 72 тонны и он укреплен на звоннице Троице-Сергиевской Лавры в 2004 году. Сегодня – это самый тяжелый колокол России.

    А самый тяжелый колокол мира находится в Китае, его вес 116 тонн. В этот «Колокол счастья» звонят перед Новым годом.

    Считается, что знаменитые валдайские колокольчики тоже приносят счастье. В чем же секрет их успеха?

    По легенде, маленькие валдайские колокольчики появились из осколков Новгородского колокола, символа независимости Великого Новгорода. Надписи на них могут быть самые разные, но всегда позитивные)

    Есть на Валдае замечательная традиция — отливка свадебных колокольчиков. Молодой кузнец должен был своими руками отлить колокольчик ко дню свадьбы. И считалось, что если во время отливки что-то пошло не так, то и свадьба могла не состояться. Колокольчик был символом семейного счастья.

    Валдайский колокольчик называли жаворонком российских дорог и многие поэты и писатели посвятили ему целые произведения. «Колокольчик небывалый и меня звенит ушах» — строки А.С. Пушкина, который 25 раз проезжал мимо Валдая по главному тракту России.

    До революции в России было 20 колокололитейных заводов. Два из них находились на Валдае: завод Алексея Васильевича Усачева и завод Георгия Михайловича Андреева.

    Дело Усачевых началось в середине XIX века. В 1913 году на заводе был отлит колокол в память 300-летия дома Романовых. На фотографии колокол запечатлен на фоне водонапорной башни, которая сохранилась до настоящего времени. Сам колокол, к сожалению, был уничтожен в 30-е годы.

    Георгий Михайлович Андреев также внес огромный вклад в развитие колокольного дела на Валдае. Он начинал работать на заводе своих родственников, а затем открыл собственный завод на малой Родине, на Валдае. Особенность его сигнальных колоколов в том, что он их отливает как церковные. Обычные сигнальные имеют только ушко, а церковные — целую корону.

    В 1930 году закрывается последний колокололитейный завод в России. И в течении 55 лет колокола не отливали.

    Читайте также:
    Фото Калязинской обсерватории (14 фото)

    Колокольное дело возрождается в 1980-х годах, начинают отливать колокола в Ярославле, в Воронеже, на Балтийском судостроительном заводе.

    В музее каждый желающий может позвонить в колокольчики и зал наполняется серебряными переливами.

    А в сувенирном магазине можно купить на память колокольчик из Валдая. Но на мой взгляд, они не очень красивые :)

    Экспозиция музея колоколов открыта в июне 1995 г. и размещается в архитектурном памятнике XVIII столетия путевой дворцовой церкви во имя Великомученицы Святой Екатерины, построенной по проекту Н.А. Львова для императрицы Екатерины II.

    Здание очень красиво смотрится среди деревьев, и словно притягивает к себе. Обязательно загляните в музей, когда будете на Валдае.

    А я узнала историю валдайских колоколов и послушала их звон во время экскурсии «Чудеса и красоты Валдая» от компании «Серебряное Кольцо». В тот день мы уже побывали в Валдайском национальном парке, и после музея колоколов поехали в Иверский мужской монастырь. Скоро я расскажу вам о нем, но забегая вперед скажу, что это удивительное место!

    Музей колоколов в Валдае — подробная информация с фото

    Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

    Музей колоколов

    Колокола… Низкие и высокие, густые и тяжелые, легкие, серебристые, грустные и веселые, их голоса всеми народами мира во все времена воспринимались как дар неба — исцеляющий, возвышающий, защищающий человека, его род, его дом. На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время общей молитвы, труда и отдыха, скорби и радости. Они оповещали о грозящих стихийных бедствиях и о приближении врага, они встречали торжественным звоном дорогих гостей и народных героев, звали к единению и соборности.


    фото © Марина Яшина

    См. также:
    История Валдайских колокольчиков на нашем сайте
    Фотографии постоянной экспозиции и интерьера музея

    Откуда пошли, когда появились колокола? Как они рождаются и сколько живут? Желание узнать это и многое другое о колоколах и приводит людей в колокольный музей. Когда имеешь возможность видеть рядом древнекитайский колокольчик XVI в. до н. э. и русский колокол XVI в. н. э., итальянский кампан XII в. и корабельную рынду XX в.,

    Что рядом?

    буддийский ветров ой колокольчик XVII в. и валдайский ямской начала XIX в., то невольно задумываешься над тем, что на протяжении многих тысячелетий колокола были тем нем ногим, но стабильно необходимым, что связывало людей разных стран, верований и культур.

    И при этом как все вечное и совершенное, кажется, совсем не претерпевали никаких внешних изменений. Пастуший колокольчик XVI в. до н. э. из Древнего Китая ничем особым не отличается от коровьего ботала, сделанного в кузнице Ромкиных в с. Едрово в 1930 г. Также как и китайский, едровский колокольчик, сделанный XXXVI столетий спустя, скован из железа, склепан, а не отлит, имеет глухой, неяркий голос. Но внешняя непритязательность обоих колокольчиков компенсируется четко выверенной внутренней сутью предмета—оберега, отпугивающего все злое. И если Восток считал главной функцией колокола способность отгонять зло, то Запад — умение привлекать добро красотой колокольной формы и голоса.

    Предания утверждают, что христианские колокола родились в Италии в провинции Кампана (оттого и в России они долгое время назывались не колоколами, а кампанами) и сделаны были св. Павлинием по образу и подобию полевых цветков, явившихся ему в видении как голос неба. Металлические «цветки» стали вешать на крышах храмов и звонили они сами собой, при дуновении ветерка.

    С появлением церковных колоколов в Европе сложилась и манера звона в очапные, качающиеся колокола, которая вместе с самими колоколами пришла на Русь и удерживалась до XVII в., пока не появился особый, русский, звон в языки.

    Впрочем, Византия, давая Руси православие, завещала не пользоваться колоколами, а звонить в било. Какое оно, византийское било, большое новгородское монастырское било и било гражданское, в чем его принципиальное отличие от колокола и в чем схожесть с ним можно узнать в колокольном музее. Так же как и увидеть самый первый русской работы колокол псковских мастеров Т. Андреева и П. Григорьева 1536 г. Немецкие колокола 1636 и 1648 гг., шведские трофейные колокола 1680 и 1692 гг., колокола русского царя Алексея Михайловича и шведского короля Карла XI, колокола, отлитые в XIX в. в Ярославле, Петербурге, Устюжне, Вятке, Валдае, отливки XX в. для церквей, железных дорог, кораблей, ямские, настольные, подарочные, ботала на шею скоту и дверные колокольчики—звонки — все это экспонаты музея колоколов. Особенность его состоит в том, что эти экспонаты можно не только смотреть, но и слушать. Размещенные на трех звонницах колокола дают возможность не только услышать колокольный звон в исполнении музейных сотрудников, увидеть его технику и звонарные приемы, но и попробовать позвонить самому посетителю. И оживут легенды, и пронзят ваше тело и душу ни с чем не сравнимые звуки, незримо связывающие Небо и землю, Господа и человека: вы поймете, что колокол — голос Неба.

    Читайте также:
    Карта Великобритании на русском языке. Подробная карта с городами и регионами страны

    Почему европейские колокола поют, а русские говорят, что такое малиновый звон и кто он — мастер малинового звона Йо Хаазен, что общего между баньчжуном, «ямской гармонью» и карильоном, как звучала русская дорога полтора века назад и жив ли новгородский вечевой колокол — обо всем этом вы узнаете в Музее колоколов. В музее представлены материалы по истории колоколоведения, сегодняшнему состоянию колокольного ремесла и звонарного искусства. Здесь можно узнать о крупнейших исследователях и коллекционерах, заводах—производителях колоколов и мастерах, делающих колокольные сувениры для музея.

    Экспозиция музея колоколов открыта в июне 1995 г. и размещается в архитектурном памятнике XVIII столетия путевой дворцовой церкви во имя Великомученицы Святой Екатерины, построенной по проекту Н. А. Львова для императрицы Екатерины II (ул. Труда, д. 2а).

    Музей работает с 10 до 18 часов, выходной — вторник.
    Телефон:

    Музей колоколов в Валдае

    Летом 2019 года я впервые побывала в Валдае. Этот город в Новгородской области известен тем, что в нём отливают знаменитые на всю Россию валдайские колокольчики.

    В крохотном городке с населением всего 14 тысяч человек открыт свой собственный Музей колоколов. О нем сегодня и пойдет наш рассказ.

    Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном размере

    Здание музея

    Музей колоколов был открыт в Валдае в 1995 году.

    Экспозиция разместилась в очень интересном здании в виде ротонды. Это дворцовая церковь во имя великомученицы Святой Екатерины. Храм был возведен по проекту архитектора Н.А. Львова в 1793 году.


    Церковь окружена колоннами, которые образуют открытую галерею. На здании есть интересная надпись о том, что постройка отличается простыми гармоничными формами, стройными пропорциями и изящными деталями. Впервые вижу, чтобы подобные характеристики были указаны прямо на самом памятнике!

    Капители (верхние части колонн) украшены ионическим ордером.

    Кстати, постройка интересна не только как архитектурное сооружение.

    Исторические события, с которыми связана Екатерининская церковь

    В феврале 1826 года через Валдай проезжал траурный кортеж. Он сопровождал в Санкт-Петербург гроб с телом Александра I, который скончался в Таганроге. И одну ночь гроб с телом покойного императора как раз находился в Екатерининской церкви.

    12 марта 1861 года именно в этой церкви была совершена служба по случаю выхода знаменитого царского манифеста об отмене крепостного права.

    Даже урна рядом с музеем украшена «колокольными» рельефами!

    Почему колокола начали отливать именно в Валдае

    Возникает закономерный вопрос: почему именно Валдай становится своеобразным центром колокольно-литейного дела? Для этого достаточно полистать страницы истории города и его окрестностей.

    Страницы истории

    В 1478 году, чтобы присоединить Новгород к Москве и лишить его самостоятельности, Иван III захватывает город. Он приказывает снять вечевой колокол, символ Новгорода, и отвезти его в Москву. По преданию, новгородский колокол до Москвы не добрался. Он разбился под Валдаем, в деревеньке Зимогорье, на множество маленьких колокольчиков.

    В 1656 году мастер московского царского Пушечного двора Александр Лыков по указу патриарха Никона отливает на Валдае самый большой колокол Иверского монастыря, стопудовый «Никон». Оставшуюся бронзу мастер отдает валдайским кузнецам. Из нее кузнецы и отливают первые валдайские колокольчики.

    Во второй половине XVIII века в России начали приводить в порядок «государевы дороги» и почтовую службу. Валдай в то время стоял на одной из самых оживленных российских дорог, Московско-Петербургском тракте. В городе находился крупная почтовая станция. И ямщикам нужны были подвесные колокольчики, которые к тому времени уже отливали в Валдае.

    Читайте также:
    Фотографии башни Белен

    Видите, насколько всё взаимосвязано?

    А теперь давайте зайдем в музей.

    Экспонаты музея

    В музейном зале по всей окружности располагаются витрины с экспонатами. А еще здесь установлены звонницы с большими и малыми колоколами.

    Вот пастушьи колокольчики. Их подвязывали на шею животным. Считалось, что колокольчики не только позволяли следить за пасущимся стадом, но и оберегали животных от злых духов. На Руси такие колокольчики назывались боталами. Обратите внимание на колокольчик-ботало справа: он сделан в 1941 году из гильзы от снаряда.

    Еще были подгарки или ожерелки, то есть наборы из колокольчиков и бубенцов. Их подвешивали лошадям на шею.

    В витринах музея можно увидеть колокола самой разной формы. Иногда изумляют даже их названия. Присмотритесь к фотографиям в левом нижнем углу: слева изображен колокол типа «сахарная голова», а справа — типа «улей».

    Каких только колокольчиков нет в музее! Поддужные, наддверные, почтовые и многие-многие другие.

    Очень интересны фрагменты из летописей и старинных книг, в которых упоминаются колокола.


    Через музейные колокола незримо проступают, словно негатив на пленке, разные исторические события. И те, которые произошли несколько веков тому назад, и те, что разворачивались у нас на глазах совсем недавно.

    На фото слева мы видим знаменитую посадницу Марфу Борецкую, которая склонилась над разбитым вечевым колоколом древнего Новгорода. Это фрагмент знаменитого памятника «Тысячелетие России», установленного на территории Новгородского Кремля.

    А справа — узнали? — колокол, выполненный в виде здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Да-да, того самого, который был разрушен в результате теракта 11 сентября 2001 года.


    В музее есть колокола, отлитые на разных литейных заводах. Вот колокол с завода валдайского предпринимателя Василия Усачева. Это был последний русский колокольный завод, который работал до 1930 года.

    А вот колокол с завода Оловянишниковых в Ярославле.

    Колокольные звоны

    Наверняка вы хоть раз в жизни слышали звон колоколов и колокольчиков. И прекрасно понимаете, что школьный или надвратный колокольчик будут звучать иначе, чем огромный церковный колокол.

    А вы знаете, что европейские и русские колокола звучат по-разному?

    На звучание колокола влияют самые разные факторы, в том числе и способ звона.

    В Европе колокола было принято раскачивать. А на Руси издавна существовал и сохранился до сих пор особый способ звона «в языки», когда раскачивают не сам колокол, а его язык.

    Говорят, что европейские колокола «поют», а русские «говорят». Уже предвижу вопрос: как это «говорят»? Сейчас объясню.

    Чтобы вызвонить ритмичные мелодии, звонари пользуются особыми «звонарскими» проговорами. Это своеобразные речитативы, которые проговариваются по слогам во время исполнения звона.

    Звонницы в музее установлены не просто так. В Валдае можно не только любоваться колоколами, но и с упоением слушать звоны в исполнении сотрудников музея.


    Для меня экскурсию по музею проводил один из валдайских гидов Евгений Яковлев. Сколько же он всего знает!

    Евгений рассказал, что в Валдае существовал особый вид колокольного звона, который получил название Рябинового. А еще показал, как можно задавать ритм при помощи разных проговоров. Например, такого: «Вал-дай, Вал-дай, Вал-дай, Вал-дай, Вал-дай за-зво-нил, Вал-дай за-зво-нил…».

    Евгений поделился ещё одним интересным речитативом, чтобы показать, как «разговаривают» между собой колокола разных размеров и с разным звучанием. Попробуйте почитать вслух по слогам — и вы обязательно уловите и ритм, и регистр каждого колокола.

    Начинает средний колокольчик, словно покупатель на деревенской ярмарке:

    — Две-ко-пей-ки-с-по-ло-ви-ной, две-ко-пей-ки-с-по-ло-ви-ной, — тараторит крохотный колокольчик.

    — Врё-ё-ё-ё-ёшь, – басит протяжно огромный колокол.

    Вот это и есть «разговор» колоколов!

    Валдайские колокольчики

    Выше мы уже говорили, что через Валдай проходил тракт из Санкт-Петербурга в Москву. Город служил одной из ямских (почтовых) станций. На одной из стен музея вывешена карта почтовых трактов Российской империи.

    В Валдае было налажено производство поддужных колокольчиков. Тех самых, которые подвешивались в тройке к дуге коренника, основной лошади. Для их изготовления применялась специальная технология, которая отличалась от литья огромных церковных колоколов. Постепенно производство валдайских колокольчиков распространилось по всей России.

    Читайте также:
    Фотографии башни Белен

    Для чего на повозке подвешивали колокольчик

    В те времена колокольчик был многофункциональным. Он служил одновременно в качестве клаксона, метронома, оберега и музыкального инструмента.

    • Предупреждал другие экипажи и пешеходов о приближении тройки.
    • Оповещал людей, работавших в трактирах и постоялых дворах о том, что подъезжает тройка. А в ней обязательно будут посетители, гости, клиенты этих заведений.
    • Задавал определенный ритм и темп тройке лошадей.
    • Отпугивал диких зверей, когда повозка ехала по глухим и непроходимым лесам.
    • Служил своеобразным аккомпанементом к пению ямщика.

    Валдайский колокольчик по форме напоминал фигуру женщины, одетой в русский сарафан. Кстати, корпус колокола так и называется — «юбка». Особое соотношение между высотой и диаметром придавало колокольчику определенную устойчивость и уравновешенность.

    На валдайских колокольчиках были выгравированы самые разные надписи и поговорки. Некоторыми из них современные дальнобойщики пользуются до сих пор.

    Надписи на валдайских колокольчиках

    • «Кого люблю, тому дарю»
    • «Купи, не скупись — езди, веселись»
    • «Звону много, веселей дорога»
    • «Нет барыша, зато слава хороша»
    • «Прощай, милая моя, еду в дальние края»
    • «Кто колокол купит, тот счастлив будет»
    • «Звени, утешай, ездить поспешай»
    • «Дар Валдая»

    Поддужные колокольчики подвешивались на каждой почтовой или фельдъегерской, то есть полицейской карете. Они служили своеобразной «мигалкой», поскольку давали приоритетное право при движении на дорогах.

    Постепенно колокольчики прижились, их стали использовать и частные повозки. В декабре 1836 года по просьбе Почтового ведомства Сенат даже издал специальное постановление. Собственным и вольнонаемным экипажам (то есть владельцам личного транспорта и ямщикам-«таксистам») было запрещено использовать колокольчики, чтобы не вносить сумятицу в работу почтовой службы.

    И тогда вместо одиночных колокольчиков начали появляться бубенцы. На них запрета не было и владельцы частных экипажей могли подвешивать их на лошадь в неограниченном количестве!

    Набор колокольчиков и бубенцов, висевших на дуге, назывался «ямщицкой гармонью». В центре находился основной колокольчик с сильным голосом. Рядом с ним подвешивались два так называемых «подпевалы», подобранные в тон. А за ними рассыпались трелью семь или девять бубенчиков.

    «Не видно ни зги»

    Выражение пришло в русский язык благодаря ямщикам. Об этом можно почитать в одном из очерков о достопримечательностях города Владимира.

    Хотите послушать, как звучала русская дорога лет двести тому назад? Звон таких колокольчиков был слышен за две версты (около двух километров).

    Колокола, колокола, колокола… У каждого из них свой голос, свой нрав, своя история. И звонят они в валдайском Музее колоколов. Мне кажется, каждый из посетителей всё равно слышит в этом звоне что-то своё, что откликается именно ему.

    Большое спасибо сотрудникам музея, которые создали эту удивительную экспозицию. Отдельная благодарность Евгению Яковлеву за интереснейшую экскурсию. Будете в Валдае — обязательно сходите в музей Колоколов!

    © Татьяна Трунова, сентябрь 2019

    Пути-дороги

    • «Эх, дороги»: учимся читать знаки Вселенной — эссе о том, как видеть и расшифровывать знаки, которые нам встречаются на дорогах
    • Постой, паровоз! – эссе-размышление о том, чем современная школа похожа на железнодорожный вокзал

    Публикации в моей лингво-студии «Подружись с итальянским!»

    • Campana dei Caduti a Rovereto — очерк о Колоколе Павших в итальянском городе Роверето
    • «Ascoltare tutte le campane» — что в итальянском языке означает выражение «слушать все колокола»

    4 комментариев к статье Музей колоколов в Валдае

    Танечка! Читаю с большим интересом и колокольчики и квест в Питере. Такое ощущение, что рядом с вами побыла. Спасибо тебе большое.С Днём Учителя. Жду твоих очерков.

    Нина Робертовна, большое спасибо, очень приятно!

    Страничка красива и познавательна! Экскурс в историю на все 100! Душа поёт натуральными звуками! Спасибо!

    Валерий, большое спасибо! Очень рада, что колокольчики Вам откликнулись — в прямом и переносном смысле

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: