Где находится Памятник Юрию Долгорукому в Москве. Местоположение Памятника Юрию Долгорукому в Москве на карте Москвы и описание

Памятник Юрию Долгорукому

Опубликовано Olga в 12.10.2022 12.10.2020

В самом центре Москвы находится памятник Юрию Долгорукому. Монумент считается одним из скульптурных символов столицы, ведь на нем изображен князь-основатель города. К сожалению, достоверных исторических изображений князя не сохранилось, но от этого интерес к памятнику не уменьшился.

Любителям интересных исторических фактов и монументов обязательно стоит осмотреть памятник, но, если возможности посетить столицу нет, узнать больше информации о монументе поможет данная статья.

Памятник Юрию Долгорукому в Москве: описание и фото

Памятник Юрию Долгорукому абсолютно заслуженно считается одним из скульптурных символов столицы. На нем изображен основатель столицы, хотя история монумента не всегда была радужной.

Киевский князь, основавший Москву, изображен верхом на коне, в доспехах и оружием того времени. Поскольку достоверных изображений исторической личности не сохранилось, скульпторам пришлось пожертвовать исторической достоверностью в угоду эстетике (рисунок 1).

Рисунок 1. Памятник Юрию Долгорукому — скульптурный символ Москвы

Фактически, скульптура воссоздает традиционный образ русского богатыря, а сама поза витязя отображает его историческую роль. Юрий Долгорукий будто приподнялся в стременах, одной рукой придерживая сбрую, а второй указывая на место основания будущего города.

Некоторые исторические факты о Юрии Долгоруком все же существуют. Археологи предполагают, что он был невысокого роста, как и многие другие люди того времени, имел избыточный вес и страдал от остеохондроза, поэтому вряд ли получал удовольствие от верховой езды.

Несмотря на то, что монумент вряд ли претендует на достоверность, его культурную ценность сложно переоценить, ведь создатели уделили огромное внимание деталям. Все части конской сбруи и доспехов богатыря тщательно прорисованы, а постамент украшен оригинальным орнаментом из фигур василиска, кентавра, оленей, львов и других античных элементов, которые символизируют богатую культуру Владимиро-Суздальской Руси.

Где находится

Монумент расположен в самом сердце Москвы, на Тверской площади. Установлен он был сравнительно недавно, в середине 20 века, но, тем не менее, обладает интересной историей, и с созданием памятника связано много легенд и увлекательных фактов.

Найти памятник не составит труда, ведь она находится прямо напротив здания мэрии Москвы.

История создания

В основании постамента указано, что скульптурная композиция была заложена еще в 1947 году, а поводом для создания памятника стало предстоящее празднование 800-летия Москвы, хотя сам памятник открыли намного позже, только в 1954 году (рисунок 2).

Такой большой промежуток объясняется банальной нехваткой денег. Но и скульпторы, которые работали над монументом, никак не могли достичь компромисса в оформлении памятника.

Над созданием будущего архитектурного шедевра работали архитектор Виктор Андреев, скульптор Сергей Орлов и его соавторы Антропов и Штамм, а в оформление монумента весьма активно вмешивались и власти. Например, изначально на постаменте планировали выбить надпись «Основателю Москвы от Советского правительства», но, по настоянию Орлова эту надпись видоизменили.

Существует версия, что Сталин лично контролировало создание памятника. Вождю не понравилось, что Юрий Долгорукий сидит верхом на кобыле. Проект быстро изменили, и кобылу заменили на жеребца.

Рисунок 2. Монумент был создан в середине прошлого века и не сразу был воспринят позитивно

Итоговый вариант монумента отлили из бронзы на Мытищинском заводе имени Е.Белашовой. Городским властям он обошелся почти в 6 млн рублей, но скульптура определенно этого стоила.

Легенды о памятнике Юрию Долгорукому

С памятником Юрию Долгорукому связано много интересных фактов и легенд. Одна из самых известных заключается в том, что в центре Москвы могла красоваться абсолютно другая скульптура. Городские власти провели конкурс, на котором каждый скульптор мог представить свое видение памятника. В этом конкурсе тогда еще никому не известный Орлов со своим проектом выиграл у создательницы монумента «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной.

По задумке Мухиной, памятник должен был выглядеть совершенно по-другому. Вместо богатырских доспехов – традиционная княжеская одежда с вышивкой, вместо прямоугольного постамента – пьедестал в форме капители, а вместо бронзы – разноцветная эмаль.

Второй интересный факт связан с конем, на котором восседает Юрий Долгорукий. Как уже упоминалось выше, Стали захотел, чтобы князь ехал верхом на жеребце, а не на кобыле. Но после смерти вождя, главным государственным деятелем стали Никита Хрущев. Легенда гласит, что однажды, проезжая мимо памятника, он заметил слишком выдающиеся гениталии металлического коня. По его приказу это безобразие было исправлено.

Сейчас посмотреть на памятник приезжает много туристов, но сразу после открытия он понравился далеко не всем. Более того, москвичи собирали подписи под петицией, чтобы бронзовый монумент перенесли в другое место. К счастью, эти требования не были удовлетворены.

Читайте также:
Амстердам-Гаага: как добраться на поезде, автобусе, машине

Как добраться?

Конная статуя находится в самом центре Москвы, прямо напротив мэрии, а рядом проходит Тверская улица, поэтому добраться до памятника не составит труда (рисунок 3).

Рисунок 3. Найти памятник не составит труда, ведь он находится в самом центре столицы

На общественном автобусе нужно доехать до остановки «Площадь Тверская», а в пешей доступности находится сразу две станции метро – «Охотный ряд» и «Чеховская». От них до памятника нужно пройти всего 600-700 метров.

Еще больше исторических фактов и интересной информации о памятнике Юрию Долгорукому вы найдете в видео.

Памятник Юрию Долгорукому

Фото памятника Юрию Долгорукому

Памятник Юрию Долгорукому – Москва, Тверская улица, д. 13

Памятник Юрию Долгорукому – один из символов Москвы. Конная статуя основателя российской столицы установлена в центре города, на Тверской площади. Напротив монумента, через Тверскую улицу, расположено здание Московской мэрии. Памятник отличается высочайшим художественным уровнем и интересной историей.

Монумент был установлен относительно недавно – в середине XX в. В 1946 г. власти СССР готовились к празднованию 800-летия Москвы. До сих пор ученые спорят, что заставило И. В. Сталина принять решение об установке в центре столицы памятника князю Долгорукому, которого в официальной советской историографии считали достаточно одиозной фигурой.

Более того, Сталин распорядился найти и перевезти в столицу из Киева останки князя. Была создана археологическая экспедиция, которой так и не удалось обнаружить прах Юрия Долгорукого в предполагаемом для раскопок месте. Экспедицию быстро свернули, не сообщая в прессе об этом провале.

Конкурс проектов памятника был чрезвычайно разнообразен и представителен. Например, свою идею представила В. И. Мухина, к тому моменту уже бывшая всемирно известным скульптором, автором статуи «Рабочий и колхозница». Мухина увидела Юрия Долгорукого стоящим на берегу реки в полном княжеском одеянии. Вера Игнатьевна хотела сделать памятник ярким и нарядным, украсив монумент разноцветной эмалью.

Победитель конкурса был выбран весьма неожиданным образом. В 1946 г. в Манеже проходило крупное международное мероприятие – выставка изделий народных ремесел. В выставке принимал участие скульптор С. М. Орлов. Одна из работ Орлова приглянулась послу США, и глава МИД СССР В. Молотов, не спросив разрешения у автора, тут же подарил статуэтку иностранному дипломату. Художник был возмущен и даже отправил жалобу в Кремль. О ситуации стало известно Сталину.

Иосиф Виссарионович принял сторону художника и предложил тому поучаствовать в конкурсе проектов памятника Ю. Долгорукому. Орлов никогда не создавал монументальных статуй, но это не помешало ему победить в конкурсе.

В 1947 г. на Советской (ныне – Тверской) площади прошла закладка фундамента монумента. На месте строительства в разное время находилось 2 памятника. С 1912 по 1918-й гг. здесь стояла бронзовая статуя героя Русско-турецкой войны М. Скобелева, затем вплоть до 1941 г. в центре площади размещалась большевистская статуя Свободы.

Строительство памятника Юрию Долгорукому затянулось на 7 лет. Причиной стало плохое финансирование (много денег из столичного бюджета шло на «сталинские высотки»), творческие конфликты Орлова и его соавторов, нежелание создателей видеть на монументе предложенную руководством надпись «Основателю Москвы от Советского правительства». Орлову каким-то чудом удалось убедить власти отказаться от второй части фразы на мемориальной табличке.

6 июня 1954 г. при большом стечении народа с памятника были сняты строительные леса. Монумент превзошел все ожидания: это был настоящий шедевр. Фигура привставшего на стременах князя в полном боевом облачении дышала величием и силой. Памятнику свойственна уникальная динамика: кажется, что всадник и конь живые. Энергичным жестом правой руки Юрий Долгорукий указывает прямо перед собой, как бы произнося: «Здесь быть городу». В левой руке князь держит щит с нанесенным на него изображением Георгия Победоносца – этот святой считается заступником Москвы.

Мраморный постамент Орлов украсил барельефами славянской, античной и мифологической тематики. На лицевой стороне находится бронзовая табличка с надписью: «Основателю Москвы Юрию Долгорукому».

Памятник окружен невысоким декоративным забором, состоящим из мраморных шаров и цепей. Шары увиты бронзовыми узорами.

Несмотря на все художественные достоинства, многим москвичам памятник категорически не понравился: общественники собирали подписи за перенос бронзового князя в другое место.

Читайте также:
Греческий Визовый центр в Казани

В наше время памятник Юрию Долгорукому – ключевая достопримечательность Москвы. Фотографии монумента являются открыточным видом города с высочайшей степенью узнаваемости во всем мире. Изображение конной статуи размещено на памятных монетах, почтовых марках, конвертах, сувенирах и т.д.

Памятник Юрию Долгорукому в Москве

Памятник Юрию Долгорукому — один из самых известных, но в то же время противоречивых монументов Москвы. Бронзовое изваяние, посвящённое «основателю города» и первому суздальскому князю, не сразу сыскало симпатию жителей столицы. Монумент откровенно критиковали, он не раз становился объектом насмешек, про него слагали анекдоты и легенды, достопримечательность даже называли неуместной и хотели перенести в другое место.

Постепенно ситуация начала меняться: изображения мемориала стали украшением праздничных плакатов, а сама бронзовая фигура превратилась в фон для проведения Дня города. Традиция, зародившаяся при Юрии Лужкове, жива и сейчас: каждый год в начале сентября Тверская площадь и прилегающая к ней одноимённая улица трансформируются в зону для торжественных гуляний. Оживает площадь и во время других праздников. Впрочем, чтобы посмотреть на памятник, можно обойтись и без дополнительных поводов.

Описание архитектурных особенностей памятника Долгорукому в Москве

Начнём с того, что по изваянию нельзя судить, как выглядел Юрий Долгорукий — этого никто не знает. Археологи предполагают, что великий князь киевский был низкого роста, имел лишний вес, а также длинные руки и ступни. Вдобавок ко всему «основатель Москвы» страдал остеохондрозом, поэтому вряд ли получал наслаждение от верховой езды. В общем, выходит полная противоположность тому, что мы видим на Тверской площади.

Эту же информацию несёт и поза князя: богатырь привстаёт в стременах, одна рука держит конскую сбрую, в то время как вторая — указывает на место для нового города.

Всмотритесь и в мелкие детали — они тоже таят в себе немало интересного. Видите, как тщательно прорисованы все части конской сбруи? Попробуйте отыскать изображение Георгия Победоносца. Подсказка: помещено на круглый щит.

Не лишён мелких деталей и постамент. Орнаментальные мотивы в виде василиска, кентавра, грифонов, оленей, львов и античных элементов олицетворяют богатую культуру Владимиро-Суздальской Руси. В верхней части постамента различим текст «Основателю Москвы Юрию Долгорукому», чуть ниже — «Памятник сооружён в ознаменование 800-летия Москвы (1147–1947)».

На архитектурных особенностях памятника отразилась популярная в те годы тенденция советского искусства, склонная к чрезмерному украшательству, прорисовке каждой, даже второстепенной детали.

Год основания и история монумента Юрию Долгорукому в Москве

Споры по поводу основателя города и точной даты появления первой крепости на территории нынешней столицы оставим историкам, а сами перейдём к церемонии закладки монумента.

Как становится понятно из текста на постаменте, годом основания скульптурной композиции стал 1947-й. Поводом для его возведения послужило предстоящее масштабное празднество по случаю 800-летия Москвы. Однако объект культурного наследия России появился здесь только спустя 7 лет, в 1954 году.

Процесс строительства тормозили нехватка денег, постоянные споры между скульптором Сергеем Орловым и соавторами Антроповым и Штаммом, архитектором Виктором Андреевым. В дело вмешивались и власти. Например, известно, что на памятнике хотели написать: «Основателю Москвы от Советского правительства». Но, как мы видим, «Советского правительства» на постаменте нет. Спасибо стоит сказать Орлову, отстоявшему свою позицию. Поговаривают, что свою лепту внёс и Сталин. Вождю не понравилось, что Юрий Долгорукий восседает на кобыле. В проект тут же внесли изменения, и кобыла стала жеребцом.

Итоговый вариант бронзового памятника Юрию Долгорукому в Москве обошёлся городским властям в 5,5 млн рублей. Скульптуру отливали на Мытищинском заводе имени Е. Белашовой.

Интересные факты о московском памятнике Юрию Долгорукому

  1. Представьте себе Юрия Долгорукого в другом образе: вместо доспехов княжеская одежда с золотой вышивкой, вместо прямоугольного постамента пьедестал в форме капители, вместо однородного цвета разноцветная эмаль. Нет, это не фантазии, это вполне реальный проект известного скульптора Веры Мухиной. Автор знаменитого монумента «Рабочий и колхозница» смогла воплотить своё видение памятника только в фарфоровой статуэтке — проиграла в конкурсном отборе безызвестному тогда Орлову.
  2. Говоря о мемориале Юрию Долгорукому, многие любят упоминать конную статую генерала Скобелева и обелиск Свободы. Как они связаны? Все скульптуры располагались на Советской площади (бывшая Тверская). Вот только всех из них, кроме изваяния «основателя города», постигла трагическая судьба. Сначала снесли конную статую, на её месте быстро построили 26-метровый обелиск Свободы. В 1941 году снесли и его.
  3. Вернёмся к нашему бронзовому жеребцу. Вторая легенда с его участием отсылает нас к годам правления Хрущёва. Однажды государственный деятель проезжал мимо Советской площади и заприметил слишком выдающиеся гениталии металлического коня. По его приказу безобразие было исправлено, и жеребец лишился своего достоинства.
Читайте также:
Справка о несудимости необходима в ряде случаев

Реставрация

За всю свою историю скульптуру реставрировали всего один раз. Работы по восстановлению московской достопримечательности проводились в 2019 году и длились 6 месяцев. Специалисты устранили коррозию, заделали трещины на блоках лабрадорита, восполнили утраченные буквы на надписи и натёрли фигуры воском. Теперь строительные леса больше не мешают жителям и гостям столицы наслаждаться обновлённым символом Москвы.

Памятник князю Юрию Долгорукому в Москве на панораме Yandex:

Как добраться

Конная статуя возвышается на Тверской площади, напротив здания Мэрии. Рядом проходит оживлённая Тверская улица, пронизанная автобусными маршрутами. Добираться можно и на подземном транспорте.

На автобусах: ближайшая остановка оборудована рядом с книжным магазином «Москва» и называется «Площадь Тверская». К вашим услугам № 101, 904, Н1, м1, м10.

На метро: в пешей доступности находятся две станции — «Охотный ряд» Сокольнической линии и «Чеховская» Серпуховско-Тимирязевской. Расстояние от них до достопримечательности составляет примерно 650–700 метров.

На авто: от Красной площади до пункта назначения рукой подать — чуть больше четырёх километров. К статуе вас приведут ул. Моховая и Тверская. Машину можно оставить на платной парковке на Глинищевском переулке (за магазином «Москва»). Стоимость — 380 рублей в час.

На такси: вас доставят «Яндекс. Такси», «Максим», Gett, Uber, «Ситимобил», «Везёт».

Памятник Юрию Долгорукому на видео:

Памятник Юрию Долгорукому в Москве – память об основателе и символ столицы

Памятник Юрию Долгорукому в Москве

Памятник Юрию Долгорукому — один из символов Москвы. И несмотря на относительную «молодость» (в 2022 году памятнику исполнилось всего 66 лет), он стал узнаваем и любим как горожанами, так и туристами. Вокруг скульптуры сложилось уже немало легенд, которыми с удовольствием делятся экскурсоводы и столичные старожилы.

Описание памятника Юрию Долгорукому

Юрий Долгорукий изображен в виде всадника, который властным движением руки будто показывает место для сооружения крепости и основания нового города.

Князь полностью в боевом облачении. На нем доспехи, шлем с бармицей, длинная кольчуга байдана, а на левой руке — круглый щит, на котором изображен Георгий Победоносец.

Не менее тщательно проработан внешний вид постамента. Для его украшения использованы античные мотивы, образы славянской мифологии. Приглядевшись, можно увидеть кентавра, василиска, грифона, птицу Феникс, льва и оленя. Также есть табличка с памятной надписью: «Основателю Москвы Юрию Долгорукому».

Интересный факт! Скульптор, работавший над созданием памятника, был неопытен. Именно этим фактом объясняется излишнее «украшательство» монумента. Многие художники считают, что обилие декоративных деталей — попытка скрыть другие недоработки.

Памятник Юрию Долгорукому в Москве выглядит динамичным, живым. Князь не просто сидит в седле, а слегка привстает в нем. На груди у коня четко просматриваются напряженные мышцы, правая передняя нога подогнута. Создается впечатление, что животное только остановилось и в любой момент готово сорваться с места.

История создания памятника

В 1947 году Москва праздновала свое 800-летие. По решению руководства страны, это событие было решено отметить с размахом. И не последнюю роль в этом отвели Юрию Долгорукому, которого традиционно считают основателем российской столицы.

Незадолго до наступления значимой даты был объявлен конкурс на лучший проект памятника. Выиграл его Орлов С. М. Считается, что сам Сталин способствовал его победе, так как о работах скульптора положительно высказался прибывший тогда в Кремль американский посол.

Соавторами скульптуры стали Антропов А. и Штамм Н., архитектором — Андреев В. Литьем бронзы на Мытищинском заводе им. Белашовой Е. Ф занимался Г. Савинский.

Интересный факт! Свой проект памятника предложила уже ставшая на тот момент известной Вера Мухина — автор скульптуры «Рабочий и колхозница». Она видела «Юрия Долгорукого» в праздничной княжеской одежде на берегу реки. Чтобы сделать скульптуру праздничной, хотела покрыть ее разноцветной эмалью.

Первый камень памятника заложили в день празднования 800-летия Москвы. Однако работа над ним затянулась на целых семь лет. Причинами этого послужили конфликты Орлова с другими скульпторами и недостаточное финансирования.

Читайте также:
Погода в Египте в декабре 2022 температура воды и воздуха. Отзывы, фото

Торжественное открытие монумента состоялось лишь 6 июня 1954 года.

Реставрация в 2019 году

В 2019 году памятник Юрию Долгорукому был впервые отреставрирован, до этого проводились только профилактические работы. Всего за полгода сотрудники ГКУ «Мосреставрация»:

  • выполнили механическую и химическую очистку скульптуры;
  • обновили защитное покрытие;
  • очистили надписи от многочисленных слоев краски, воссоздали некоторые буквы;
  • стабилизировали очаги коррозии;
  • расчистили поверхность постамента и заделали трещины в нем;
  • уплотнили патину.

На сайте госзакупок объем работ был оценен в 25,1 миллионов рублей.

Интересные факты о памятнике

Интересные факты о памятнике Юрию Долгорукому в Москве связаны как с особенностями его конструкции, так и с историей создания.

  • Стоимость памятника на момент возведения составила 5,5 миллионов рублей. Для 1947 года это была внушительная сумма.
  • Место, которое выбрали для установки, в народе считалось несчастливым. Там уже не смогли «выстоять» монумент знаменитому генералу Скобелеву и скульптурная группа, посвященная советской конституции.
  • Существует легенда, что Хрущев выразил недовольство натуралистичными гениталиями коня. На следующий же день скульптуру подкорректировали, превратив жеребца в мерина.
  • Некоторые историки с иронией отнеслись к изображению Юрия Долгорукого в столь гордой и величественной позе, да еще на коне. Исторические описания князя свидетельствуют о том, что он был низким, полноватым и страдающим остеохондрозом, не располагающим к верховой езде.
  • К открытию памятника хотели приурочить перезахоронение останков великого князя. За ними Сталин отправил экспедицию в Киев, но официальное место захоронение оказалось ложным.
  • По первоначальному плану на постаменте должна была появиться памятная надпись: «Основателю Москвы от Советского правительства». Однако скульптор смог настоять на ее изменении. В его варианте правительство страны уже не упоминалось.

Не менее интересен тот факт, что сами москвичи прошли непростой путь от неприятия памятника Юрию Долгорукому до любви к нему. Сначала это была совсем не коммунистическая скульптура, а потом — центр притяжения во время городских праздников и просто место встречи для многих горожан и туристов.

Видео: Юрий Долгорукий: человек и памятник

Памятник князю Долгорукому в Москве

В центре Москвы на Тверской площади красуется памятник первому суздальскому, а в последствии и Великому князю Киевскому, Юрию Долгорукому.

Это одно из любимых мест гостей и жителей города – монумент передает все величие и роскошество столицы России.

История создания памятника

На 800 юбилей города было решено провести праздник с широким размахом. В списке запланированных дел было возведение нового памятника на Тверской (тогда Советской) площади Москвы.

Годом ранее проводился конкурс, в котором выбирался архитектор памятника Юрия Долгорукого – согласно многочисленным летописям именно он был основателем Москвы.

Хотя многими годами позже выяснилось, что эти показания ложные. Тем не менее решение было принято и выбор зодчего пал на малоизвестного в то время мастера керамики и пластики – Орлова С.М.

В дальнейшем это решение отразилось на произведении искусства: недостаточный опыт в монументальной архитектуре оставил отпечаток на памятнике в виде гротескных украшений в стиле древнерусского зодчества.

На 800-тый день рождения столицы России был заложен первый камень монументального произведения, а представился обществу памятник Долгорукому 6 июня 1954.

Историки объясняют такую продолжительность возведения памятника:

  • отсутствие должного опыта у главного архитектора – Сергея Орлова;
  • регулярные разногласия соавторов – Орлову с неуживчивым характером было проблематично доказать, что художественные приемы малой пластики не уместны в монументальном зодчестве;
  • разногласия архитектора с властями: зодчий был против надписи на монументе «Основателю Москвы от Советского правительства» — Орлову удалось отстоять свою точку зрения;
  • недостаточное финансирование проекта из-за широкого размаха празднования юбилея столицы:
  • начало построек знаменитых «сталинских» высоток.

В конце концов памятник был изготовлен. Им производством занимался скульптор-литейщик по бронзе Гавриил Савинский на Мытищинском заводе им. народного художника Е.Ф. Белашовой. Из городского бюджета на памятник было потрачено 5,5 млн рублей.

Россияне не поддерживали уместность памятника Юрия Долгорукого в столице России: некоторые считали, что князь «инородный» для столицы, другие просто не разделяли художественные приемы на монументе с архитекторским решением. Чуть больше, чем за полвека, культурное достояние прошло путь от негативного, иронического и в конце концов одобрительного восприятия.

Описание и особенности произведения искусства

Поскольку изображений Великого князя Киевского не сохранилось, архитекторы за прототип использовали собирательный образ из фольклора. Юрий Долгорукий на монументе запечатлен как русский богатырь в ратных доспехах, сидящий на боевом коне. Князь остановил коня и приподнялся, раскинув властный жест на русские земли.

Читайте также:
Безлюдные пляжи Таиланда на Ко Панган, отзывы и фото

Боевое облачение всадника выполнено подробно – на торсе резные байданы, на голове красуется шишак с бармицей. Особого внимания заслуживают тщательно прорисованные детали конской збруи. В левой руке Долгорукого – круглый щит, на котором гравировка древнего геральдического знака Москвы – Георгия Победоносца.

По мотивам рельефа известного памятника древнерусского зодчества – Георгиевского собора в городе Юрьев-Польский, постамент князя украшен орнаментальной резьбой.

На архитектурном сооружении можно увидеть:

  • мифических животных – птицы Феникс и Сирин, василиска, грифонов,кентавра;
  • сильных волей и разумом оленя и льва;
  • обилие орнаментов античных мотивов, которые в древнерусское зодчество пришли благодаря византийскому искусству;
  • почерк советской архитектуры 40-50-х годов – повышенное внимание к второстепенным элементам, но в то же время поверхностное жизнеподобие;
  • обильность украшений.

Как добраться до памятника?

Отыскать эту достопримечательность не составит труда – она возвышается прямо в центре Тверской площади в Москве.

Если ехать на метро, то нужно выйти на станции «Пушкинская», «Чеховская» ли «Тверская» и направиться к Красной площади. Через 500 метров будет виднеться памятник Юрию Долгорукому, а прямо за ним расположилась городская мэрия.

Для тех, кто путешествует на автобусе, нужно сесть в автобус №12ц и №Н1 или в троллейбус № 1 или 12 и проехать до остановки «Тверская площадь».

Правы летописи на счет основателя столицы или нет – разбираться историкам. Неоспоримым остается факт, что миллионы туристов и граждан России воспринимают Долгорукого как создателя города, потому приехав в Москву считают своим долгом увидеть монумент князя. Архитектурное сооружение захватывает дух и приглашает всех желающих ознакомиться с историей города и всей России.

moscowwalks.ru

В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город

Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.

Памятник Юрию Долгорукому

Сегодня мы расскажем обо всем известном памятнике Юрию Долгорукому и покажем малозаметные детали памятника в сильном приближении. История более чем примечательная и достойна отдельного рассказа.
Немного расскажем и об истории самой Тверской площади.

О гламурном непринятом варианте памятника, о том, как из лошади Юрия Долгорукого сначала сделали коня, а потом оскопили, о том как памятник чуть не снесли, как памятник не любили москвичи и немного об истории самой Тверской площади —>

Начнем с того, что незадолго до Первой Мировой войны Тверскую площадь переименовали в Скобелевскую, т.к. в 1912 году на площади поставили памятник «белому генералу», герою русско-турецкой кампании 1877-1878 гг. Михаилу Скобелеву. Памятник был поставлен на народные деньги и был многофигурным.

Но простоял он недолго – уже в 1918 году новая власть сносит памятник «слуге царизма» и на скорую руку возводит вместо него Обелиск Конституции, через год дополненный Статуей Свободы, напоминающей богиню Нику.

Средств у новой власти было мало, а выполнять монументальную пропаганду надо было, поэтому сам обелиск был сложен из кирпича, а статуя отлита из бетона. Поэтому понятно, что к концу 1930-х вся композиция советской свободы приобрела жалкий вид. В апреле 1941 г. обелиск взорвали. На счастье рядом оказались сотрудники Третьяковской галереи, которые наняли под одним данным машину, по другим подводу с лошадью и голову статуи увезли в запасники.

А в 1946 г. вдруг принимается решение пышно праздновать 800-летие Москвы. Наряду со множеством приуроченных к юбилею мероприятий решено подарить Москве высотки и памятник основателю.

Да и не просто памятник хотелось поставить. По замыслу Сталина самого Юрия Долгорукого предстояло торжественно перезахоронить в Москве . Для чего в 1946 г. в Киев была отправлена группа ученых во главе с известным антропологом и археологом Михаилом Герасимовым.
Да только случился конфуз: в официальной могиле Долгорукого оказались останки другого человека. Перезахоронение отменилось и об этой идее предпочитали больше не вспоминать, а памятник, конечно, поставили.

Удивительно то, что в конце 1940-х гг., в сталинское время, вдруг ставят памятник не кому иному, как самому настоящему князю, «эксплуататору крестьянства и поборнику феодального строя». Парадокс, да и только!

Но дальше больше, точная дата рождения Юрия Долгорукого неизвестна, предположительно он был шестым сыном Владимира Мономаха от его первой жены, принцессы Гиты Уэссекской, дочери последнего англосаксонского короля Гарольда II, убитого нормандцами в битве при Гастингсе в 1066 г., что привело к воцарению Вильгельма I Завоевателя и фактическому уничтожению прежнего англосаксонского государства.
Таким образом, великий русский князь потенциально ровно наполовину был самым натуральным исконным англичанином , но об этом в сталинское время тоже широко не рассказывали.


Какие однако у Юрия Долгорукого «перетренированные» руки с выступающими венами .

В 1946 г. объявляется конкурс на лучший вариант памятника.
Участие в конкурсе приняла и знаменитая Вера Мухина, к тому времени уже признанная и известная всей стране автор монумента Рабочему и Колхознице и множества других изваяний.

О.И. Воронова в своей книге о Мухиной писала:

…Даже проектируя памятник Юрию Долгорукому, первому московскому князю, который было решено установить напротив здания Моссовета, на месте, где в эпоху монументальной пропаганды стоял исполненный Николаем Андреевым монумент Свободы. Это один из самых необычных замыслов художницы — праздничный, нарядный. Статую Долгорукого она хотела сделать из разноцветной эмали — в пышной древнерусской княжеской одежде, в длинном белом плаще, отороченном золотой вышивкой, схваченном драгоценной сверкающей пряжкой. «На каком металле лучше всего держится эмаль? — спрашивала она Качалова. — Какая разница между прозрачной и непрозрачной эмалью? Можно ли крепить эмаль горячим способом посредством не общего нагрева вещи, а частями, разогревая лампой или каким-либо другим способом?»

И вот уже сделан эскиз из тонированного гипса. Одной рукой князь Юрий держит меч, другая опущена указующим перстом: «Здесь будет город заложен!» Военная цитадель? Нет, столица мира, добра, искусства. Не в кольчуге Долгорукий, не на коне — в кафтане, в мягких сафьяновых сапогах. Серьезное и доброе лицо созидателя, строителя. Да и меч в его руках лишь символ, не такими были русские боевые мечи. На что он похож? Немного на меч легендарного Довмонта, но еще больше на оружие былинных богатырей, а русские богатыри никогда не нападали на чужие земли, только оберегали свои.

Кончик меча упирается в капитель — наконец-то Вере Игнатьевне удалось одолеть труднейшее: найти новую органичную для скульптуры форму постамента. Постамент — словно часть вырастающего из земли древнерусского града: фрагмент белокаменной крепостной стены и рядом с ней увитая прихотливой вязью резьбы колонна; на стене — барельеф льва, добродушного, почти улыбающегося, какого можно увидеть только в русской тератологии…

….Вот только место… Замкнутый тяжелыми современными зданиями полукруг площади Моссовета совсем не подходит для такого памятника. «Долгорукий… который стоял бы близ Кремля как точки основания города психологически и по фону гораздо более убедителен», — утверждает Мухина.

Впрочем, увидеть памятник ей не суждено ни здесь, ни там: принят проект Сергея Орлова — вооруженный воин на тяжелом боевом коне. Мухина делает единственно возможное — переводит свой эскиз в фарфор, расписывает его цветной глазурью, оживляет золотом.

Замечательное такое, сказочное и очень женское изваяние получилось бы с золотом, эмалью и стразами.

Однако выиграл конкурс никому до этого толком не известный скульптор Сергей Орлов, который до этого-то и монументами не занимался, а работал с малыми скульптурными формами (птички, рыбки, пионеры).

А вышла следующая история:

В 1946 г. в Манеже проходила выставка народных промыслов, и Вячеслав Молотов водил по ней американского посла Аверелла Гарримана, тогда еще вчерашнего союзника по Великой Отечественной войне, не успевшего пока еще стать противником по войне Холодной. Отношения были дружескими.

На одном из стендов Гарриману понравилась скульптурка петушка, и Молотов никого толком не спрашивая с легкой руки подарил его послу. Петушок тот был работой Сергея Орлова, который после выставки написал жалобу и просил пояснить ему, что же делать дальше, поскольку петушка он уже обещал одному из домов пионеров. Дело случайно дошло до Сталина, после чего тот вызвал Орлова на заседание, дружески пожурил Молотова за измену советским пионерам и лично предложил Сергею Орлову в качестве компенсации поучаствовать в конкурсе на установку памятника перед Моссоветом.

Стоит ли уточнять, что конкурс Орлов довольно легко выиграл, хотя его скульптуру позже и сильно критиковали.

Живший в соседнем доме Илья Эренбург как-то высказался: Я видел скульптуры Фидия и каждое утро вижу памятник Долгорукому. Если это прогресс — я готов выброситься из моего окна.


Кентавры, василиски, птицы Сирин и Феникс, грифоны на постаменте были навеяны мотивами Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, Владимирской области.

Конечно же, к неопытному в монументальном искусстве Сергею Орлову приставили целую коллегию консультантов.
Изначально на постаменте должно было начертано: Основателю Москвы Юрию Долгорукому от Советского правительства.
Вторую часть фразы убрали по убедительному и упорному настоянию самого Орлова.


Памятник был изготовлен к 1952 году на Скульптурно-художественной фабрике №3


Вокруг постамента стоят вот такие шары


На щите у Юрия Долгорукого Георгий Победоносец — Святой Покровитель Москвы. По иронии истории, он же святой покровитель Англии.


Памятник весь подробно проработан в деталях, которые издалека-то и не видны.

Еще одна примечательная история связана с «достоинством коня».
По легенде, осматривая модель памятника Сталин изрек: «А почему у Вас Юрий Долгорукий въезжает в Москву на кобыле? Сделайте ему коня, это подчеркнет мужественность князя».
Лошади приделали соответствующую деталь.

Правда, эту легенду специалисты опровергают, говоря, что если любой мало-мальски разбирающийся в лошадях скульптор изначально лепит либо кобылу, либо коня, т.к. они отличаются не только одной видимой деталью, но и самой фигурой: крупом, грудной клеткой и т.п. У Юрия Долгорукого здесь конь по всем параметрам.

Еще одна легенда связана с Хрущевым. Говорят, Никита Сергеевич очень не любил этот памятник и даже как-то проезжая по Тверской выразил неудовольствие по поводу размеров «достоинства» коня. Дескать, тут дети гуляют и смотрят на такой срам. «Достоинство» коня укоротили и сделали более скромным.

Но на этом Хрущев не успокоился, а, более того, подписал указ о демонтаже этого памятника, переносе его в сквер Новодевичьего монастыря и восстановлению снесенного в 1941 г. Обелиска Свободы к 7 ноября 1964 г.

Однако вместо памятника в октябре 1964 г. сняли самого Хрущева, а новые власти было не до переноса памятника. Так он и остался на Тверской.


Поскольку никто точно не знал, как выглядел Юрий Долгорукий, то слепили такого сказочного богатыря с шлемом-шишаком с бармицей (свисающая кольчуга) на голове, древнерусском доспехе и байданами на торсе.

По этому поводу ходила шутка, что вовремя открытия памятника 6 сентября 1952 г. после снятия покрывала кто-то не удержался и так и выкрикнул: «Ну до чего ж похож!»
По другой легенде фраза была прямо противоположна: «Не похож»


Опять же внимание к деталям: подковы, стремена — все очень любовно проработано


Археологи утверждают, что на самом деле Юрий Долгорукий выглядел совсем не так, а был низок и толстоват. А прозвище Долгорукий вероятно получил даже не потому, что все время руки свои тянул на киевский престол, чего наконец и добился, а просто потому, что у него чисто физически были непропорциональной длины руки.


И, да! Мы знаем, что вам понравилась эта фотография. Ей и завершаем рассказ.

Этот рассказ — лишь маленькая часть нашей увлекательной экскурсии по Тверской . Погода становится все теплее и теплее. Скоро мы откроем экскурсионный сезон (пока экскурсии доступны только под заказ, см. условия здесь ).

В новом сезоне вас ждут НОВЫЕ экскурсии и новые интересные истории!

Настройте свой интернет на нашу волну!

На нашем сайте имеется страница с Избранными статьями, доступная также по ссылке в самом верху сайта.

Напоминаем, что Вы всегда можете подписаться на наш RSS поток,
а также на рассылку наших статей по электронной почте:

Если вы разместили интересный материал о Москве или планируете проводить мероприятие с московской тематикой, то пишите нам на redaktor@moscowwalks.ru
Ваша активность и отзывы помогают нам работать над улучшением и наполнением этого сайта.

Мы всегда готовы рассматривать любые интересные коммерческие и некоммерческие предложения, связанные московской тематикой.
Пишите нам на redaktor@moscowwalks.ru или звоните 8-916-832-21-13

Если Вам нравится этот проект, то Вы хотите помочь нам писать интересные статьи для Вас и дальше, то сделать это можно заказав экскурсию

Также может быть интересно

  • Берлинская стена в Москве
  • Памятник Минину и Пожарскому
  • «Не дай Вам Бог увидеть русский суд… безжалостный и беспощадный»
  • Писающий мальчик Тимирзяев
  • Памятник героям-водителям
  • Памятник собаке Лайке

Эта запись была опубликована в Среда, марта 17, 2010 в 12:01 в теме: Памятники. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. Вы можете оставить ответ, или отслеживать со своего сайта.

Описание и высота памятника Юрию Долгорукому в Москве

Опубликовано Olga в 12.10.202012.10.2020

В самом центре Москвы находится памятник Юрию Долгорукому. Монумент считается одним из скульптурных символов столицы, ведь на нем изображен князь-основатель города. К сожалению, достоверных исторических изображений князя не сохранилось, но от этого интерес к памятнику не уменьшился.

Любителям интересных исторических фактов и монументов обязательно стоит осмотреть памятник, но, если возможности посетить столицу нет, узнать больше информации о монументе поможет данная статья.

Памятник Юрию Долгорукому в Москве: описание и фото

Памятник Юрию Долгорукому абсолютно заслуженно считается одним из скульптурных символов столицы. На нем изображен основатель столицы, хотя история монумента не всегда была радужной.

Киевский князь, основавший Москву, изображен верхом на коне, в доспехах и оружием того времени. Поскольку достоверных изображений исторической личности не сохранилось, скульпторам пришлось пожертвовать исторической достоверностью в угоду эстетике (рисунок 1).


Рисунок 1. Памятник Юрию Долгорукому — скульптурный символ Москвы

Фактически, скульптура воссоздает традиционный образ русского богатыря, а сама поза витязя отображает его историческую роль. Юрий Долгорукий будто приподнялся в стременах, одной рукой придерживая сбрую, а второй указывая на место основания будущего города.

Некоторые исторические факты о Юрии Долгоруком все же существуют. Археологи предполагают, что он был невысокого роста, как и многие другие люди того времени, имел избыточный вес и страдал от остеохондроза, поэтому вряд ли получал удовольствие от верховой езды.

Несмотря на то, что монумент вряд ли претендует на достоверность, его культурную ценность сложно переоценить, ведь создатели уделили огромное внимание деталям. Все части конской сбруи и доспехов богатыря тщательно прорисованы, а постамент украшен оригинальным орнаментом из фигур василиска, кентавра, оленей, львов и других античных элементов, которые символизируют богатую культуру Владимиро-Суздальской Руси.

Где находится

Монумент расположен в самом сердце Москвы, на Тверской площади. Установлен он был сравнительно недавно, в середине 20 века, но, тем не менее, обладает интересной историей, и с созданием памятника связано много легенд и увлекательных фактов.

Описание и особенности произведения искусства

Поскольку изображений Великого князя Киевского не сохранилось, архитекторы за прототип использовали собирательный образ из фольклора. Юрий Долгорукий на монументе запечатлен как русский богатырь в ратных доспехах, сидящий на боевом коне. Князь остановил коня и приподнялся, раскинув властный жест на русские земли.

Боевое облачение всадника выполнено подробно – на торсе резные байданы, на голове красуется шишак с бармицей. Особого внимания заслуживают тщательно прорисованные детали конской збруи. В левой руке Долгорукого – круглый щит, на котором гравировка древнего геральдического знака Москвы – Георгия Победоносца.

По мотивам рельефа известного памятника древнерусского зодчества – Георгиевского собора в городе Юрьев-Польский, постамент князя украшен орнаментальной резьбой.

На архитектурном сооружении можно увидеть:

  • мифических животных – птицы Феникс и Сирин, василиска, грифонов,кентавра;
  • сильных волей и разумом оленя и льва;
  • обилие орнаментов античных мотивов, которые в древнерусское зодчество пришли благодаря византийскому искусству;
  • почерк советской архитектуры 40-50-х годов – повышенное внимание к второстепенным элементам, но в то же время поверхностное жизнеподобие;
  • обильность украшений.

Полезно знать! По одной из легенд изображение Юрия Долгорукого планировалось без боевого коня. Однако Орлов решил все-таки добавить верного спутника князю, на что услышал вопрос – для чего он нужен на монументе? Архитектор заявил, что конь передаст мужественность и отвагу основателя города.

Легенды о памятнике Юрию Долгорукому

С памятником Юрию Долгорукому связано много интересных фактов и легенд. Одна из самых известных заключается в том, что в центре Москвы могла красоваться абсолютно другая скульптура. Городские власти провели конкурс, на котором каждый скульптор мог представить свое видение памятника. В этом конкурсе тогда еще никому не известный Орлов со своим проектом выиграл у создательницы монумента «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной.

По задумке Мухиной, памятник должен был выглядеть совершенно по-другому. Вместо богатырских доспехов – традиционная княжеская одежда с вышивкой, вместо прямоугольного постамента – пьедестал в форме капители, а вместо бронзы – разноцветная эмаль.

Второй интересный факт связан с конем, на котором восседает Юрий Долгорукий. Как уже упоминалось выше, Стали захотел, чтобы князь ехал верхом на жеребце, а не на кобыле. Но после смерти вождя, главным государственным деятелем стали Никита Хрущев. Легенда гласит, что однажды, проезжая мимо памятника, он заметил слишком выдающиеся гениталии металлического коня. По его приказу это безобразие было исправлено.

Сейчас посмотреть на памятник приезжает много туристов, но сразу после открытия он понравился далеко не всем. Более того, москвичи собирали подписи под петицией, чтобы бронзовый монумент перенесли в другое место. К счастью, эти требования не были удовлетворены.

История создания памятника

На 800 юбилей города было решено провести праздник с широким размахом. В списке запланированных дел было возведение нового памятника на Тверской (тогда Советской) площади Москвы.
Годом ранее проводился конкурс, в котором выбирался архитектор памятника Юрия Долгорукого – согласно многочисленным летописям именно он был основателем Москвы.

Хотя многими годами позже выяснилось, что эти показания ложные. Тем не менее решение было принято и выбор зодчего пал на малоизвестного в то время мастера керамики и пластики – Орлова С.М.

В дальнейшем это решение отразилось на произведении искусства: недостаточный опыт в монументальной архитектуре оставил отпечаток на памятнике в виде гротескных украшений в стиле древнерусского зодчества.

На 800-тый день рождения столицы России был заложен первый камень монументального произведения, а представился обществу памятник Долгорукому 6 июня 1954.

Историки объясняют такую продолжительность возведения памятника:

  • отсутствие должного опыта у главного архитектора – Сергея Орлова;
  • регулярные разногласия соавторов – Орлову с неуживчивым характером было проблематично доказать, что художественные приемы малой пластики не уместны в монументальном зодчестве;
  • разногласия архитектора с властями: зодчий был против надписи на монументе «Основателю Москвы от Советского правительства» — Орлову удалось отстоять свою точку зрения;
  • недостаточное финансирование проекта из-за широкого размаха празднования юбилея столицы:
  • начало построек знаменитых «сталинских» высоток.

В конце концов памятник был изготовлен. Им производством занимался скульптор-литейщик по бронзе Гавриил Савинский на Мытищинском заводе им. народного художника Е.Ф. Белашовой. Из городского бюджета на памятник было потрачено 5,5 млн рублей.

Россияне не поддерживали уместность памятника Юрия Долгорукого в столице России: некоторые считали, что князь «инородный» для столицы, другие просто не разделяли художественные приемы на монументе с архитекторским решением. Чуть больше, чем за полвека, культурное достояние прошло путь от негативного, иронического и в конце концов одобрительного восприятия.

Как добраться?

Конная статуя находится в самом центре Москвы, прямо напротив мэрии, а рядом проходит Тверская улица, поэтому добраться до памятника не составит труда (рисунок 3).


Рисунок 3. Найти памятник не составит труда, ведь он находится в самом центре столицы

На общественном автобусе нужно доехать до остановки «Площадь Тверская», а в пешей доступности находится сразу две станции метро – «Охотный ряд» и «Чеховская». От них до памятника нужно пройти всего 600-700 метров.

Еще больше исторических фактов и интересной информации о памятнике Юрию Долгорукому вы найдете в видео.

Памятник в восприятии москвичей и властей

Памятник Юрию Долгорукому сразу же вызвал неоднозначную реакцию как общественности, так и властей.

Одна из легенд гласит, что в момент, когда спало брезентовое покрывало, кто-то из толпы крикнул: «Ну до чего похож!». По другой версии, крикнули диаметрально противоположное: «Не похож!». Первая реплика приписывается писателю Зиновию Паперному; вторая — композитору-песеннику Сигизмунду Кацу[7]. Как бы то ни было, в этом эпизоде обозначено стилистическое несоответствие: памятник-символ полулегендарной личности был решён подробно, портретно, со множеством деталей. Претензия на историческую достоверность, усиленная патетическим жестом бронзового князя, и стала поводом для шутки.


Открытие памятника генералу Скобелеву, 1912 год.


Н. Андреев, Д. П. Осипов.
Монумент советской конституции
(Обелиск и
Статуя Свободы
) на Советской (Тверской) пл. в Москве. Кирпич, бетон, выс. 26 м. 1918—1919


Памятник на памятной монете, отчеканенной в честь Олимпиады-80. Реверс Памятник на юбилейной монете, отчеканенной в честь 850-летия Москвы. Реверс

Однако ещё до открытия памятника «основателю Москвы» Советская площадь была у москвичей на устах, заслужив репутацию «несчастливого места». Дело в том, что здесь в 1912—1918 годах стоял многофигурный монумент генералу Скобелеву, герою русско-турецкой войны 1877—1878 годов.

В соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды он был уничтожен как памятник «слуге царизма», а на его месте осенью 1918 года появился 26-метровый трёхгранный обелиск в честь советской конституции. Стройный памятник в июне 1919 года был дополнен статуей Свободы работы Николая Андреева, для которой позировала племянница Станиславского Вера Алексеева[4] (по другой версии — прототипом стала актриса МХАТа Евгения Хованская, славившаяся своей красотой[8]). Скульптор, работая над статуей, вдохновлялся динамичными формами античного изваяния Ники Самофракийской. Памятник полюбился москвичам и даже вошёл в московский фольклор; к примеру, в анекдот тех лет:

— Почему «Свобода» против Моссовета? — Потому что Моссовет против свободы! [4]

Монументу не суждено было долго простоять. Уже к концу 1930-х годов он нуждался в реставрации, так как изготовлен был наспех, из недолговечных материалов низкого качества: обелиск был сложен из кирпича и оштукатурен «под гранит», а статуя отлита из бетона. Но до реставрации дело не дошло: незадолго до Великой Отечественной войны, 22 апреля 1941 года, монумент был разрушен под предлогом расчистки площади. Голова статуи Свободы ныне хранится в Третьяковской галерее, попав туда совершенно случайным образом. Поэт Анатолий Мариенгоф впоследствии иронично отмечал:

Площадь меняла памятники, как меняет мужей современная женщина. Перед ампирным дворцом сначала стоял белый генерал по фамилии Скобелев, потом олицетворявшая свободу замоскворецкая молодуха в древнеримском одеянии. Теперь на площади высится монумент основателю Москвы. Он крепко оседлал лошадь Васнецова с картины «Три богатыря».[7]

В ещё одной легенде говорится, что Н. С. Хрущёв сильно недолюбливал памятник Юрию Долгорукому. Однажды, проезжая по улице Горького (так тогда именовалась Тверская) в дурном расположении духа, он обратил внимание на то, что гениталии у жеребца изваяны довольно крупными и чересчур натуралистичными. Раскипятившись, Хрущёв приказал немедленно исправить безобразие. На следующий день бронзового коня под Юрием Долгоруким «оскопили». Москвичи на это сразу же отреагировали шуткой: «при царях Скобелев скакал на жеребце, а при Советской власти Долгорукий — на мерине»[9]. Памятник вызвал недовольство старых большевиков и космополитической интеллигенции.

После открытия памятника в Моссовет стали поступать письма от наиболее активных коммунистов и старых большевиков с требованием убрать «идейно чуждый» монумент «представителю эксплуататорских классов». В некоторых из них делался особый акцент на то, что памятник князю

стоит на
Советской
площади. Письма шли массовым потоком; были отклики даже от иностранных коммунистов. В 1959 году известный английский коммунист Эндрю Ротштейн (en:Andrew Rothstein), долгое время живший в Москве, писал начальнику Главмосстроя В. Ф. Промыслову:

В сравнении с монументом Свободы Юрий Долгорукий в художественном и политико-символическом значении, мне кажется, не на месте…[10]

Это и в самом деле был первый памятник в советской Москве человеку, никак не связанному с коммунистической идеологией или революционным движением. Идеологические критики справедливо указывали на отступление от ленинской программы монументальной пропаганды.

В 1962 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О воссоздании к 7 ноября 1964 года монумента Свободы на Советской площади». Памятник Юрию Долгорукому планировали перенести в сквер у Новодевичьего монастыря. Однако в октябре 1964 года Н. С. Хрущёв лишился всех своих постов. Новой правительственной верхушке было в те дни не до памятника, а впоследствии советское руководство предпочитало не вспоминать об инициативе Никиты Сергеевича.

В «годы застоя» бронзовый Юрий Долгорукий москвичами по-прежнему воспринимался как чужеродный элемент, близкий разве что приезжим. Известен анекдот тех лет:

Грузин вышел из ресторана «Арагви» в Москве и увидел памятник Юрию Долгорукому. Изумился и спросил своего приятеля: «Кто это такой?» «Как, ты не знаешь? Это Юрий Долгорукий». «Слушай, что он такое сделал, что ему памятник поставили?» Тот отвечает: «Слушай, он Москву основал». «Вай, какой хороший человек! Какой город построил вокруг ресторана „Арагви“!» [11]

Ситуация стала меняться в процессе перестройки, когда на волне демократизации московский день города стал регулярным праздником, и окончательно переломилась при Юрии Лужкове. Все официальные мероприятия, связанные с открытием Дня города, проводились на фоне памятника «основателю Москвы»; изображение монумента широко тиражировалось на праздничных плакатах. Московские осторословы отметили любовь мэра к своему тёзке, пустив шутку: «Один Юрий — Долгорукий

, а другой — Долго
срочный
»[9].

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: