Где находится Сант-Аполлинаре-Нуово. Местоположение Сант-Аполлинаре-Нуово на карте Равенны и описание

Сант-Аполлинаре-Нуово

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant’Apollinare Nuovo ) — раннехристианская базилика в Равенне (Италия). Построена в конце V — начале VI веков остготским королём Теодорихом Великим. В базилике сохранились многочисленные мозаики, часть из которых датируется временем завершения строительства. В 1996 году базилика в составе раннехристианских памятников Равенны была включёна в число объектов Всемирного наследия [1] .

Содержание

История базилики

Базилика, изначально посвящённая Христу Спасителю, была построена королём Теодорихом в 493-526 годах, то есть в промежутке между завоеванием Равенны остготами до смерти короля. Это датировка связывается с летописцем Андрео Агнелло, автором хроники «Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis», приводящем в своей книге текст ныне не сохранившейся надписи в апсиде церкви: «Theodoricus rex hanc ecclesiam a fundamentis in nomine Domini nostri Jesu Christi fecit» [2] . Базилика находилась рядом с королевским дворцом, развалины которого были раскопаны в 1910-1920 годах [3] . Как и все построенные Теодорихом равеннские церкви, базилика принадлежала готам-арианам. Внешний вид и интерьер церкви, а также наиболее ранние её мозаики (евангельский цикл, цикл Страстей, изображение дворца Теодориха и порта Классе) в значительной степени сохранились с арианских времён.

После завоевания Равенны император Юстиниан I своим эдиктом «Sancta Mater Ecclesia ravennas, vera Mater orthodoxa» передал все культовые здания ариан православным, и базилика в 561 году была освящена последними в честь святого Мартина Турского, прославившегося обличением арианского вероучения [2] . После этого, мозаики на арианские темы были частью переложены, частью зачернены (как гласит предание, это было сделано по требованию папы Григория Великого). В этот же период были выполнены мозаики вдоль северной и южной стен главного нефа, изображающие процессии мучеников и дев.

В связи с участившимися пиратскими набегами на Классе, находившееся за равеннским стенами, в 856 году в базилику из Сант-Аполлинаре-ин-Классе были перенесены мощи покровителя Равенны святого Аполлинария [4] . Храм был переосвящён в честь этого святого и получил своё настоящее название Сант-Аполлинаре-Нуово (то есть «новая» — для отличия от уже существовавшей в городе церкви Сант-Аполлинаре-ин-Векло) [2] . Впрочем, в 1748 году мощи святого Аполлинария были возвращены на своё изначальное место в Классе, но базилика сохранила своё посвящение и название.

В X — XI веках к храму была пристроена колокольня, в XVI веке — мраморный портик [5] , заменивший предположительно ранее существовавший квадропортик (следы аналогичного квадропортика были обнаружены археологами в Сант-Аполлинаре-ин-Классе [6] ). В том же XVI веке из-за повышения уровня грунтовых вод пол базилики был поднят на 1,2 м по сравнению с первоначальным, в результате этой перестройки большая часть мозаичного пола VI века была утеряна [7] . В это же время была построена нынешняя апсида, подвергавшаяся впоследствии (в XVIII веке, в 1950 [7] и 1986 годах [5] ) значительным переделкам. В XVII веке был устроен ныне существующий кессонный потолок, заменивший ранее существовавший и известный только по названию (Святой Мартин в золотых небесах) [5] .

Архитектурные особенности

Внешний вид храма является типичным для остготских и лангобардских церквей: кирпичные стены расчленены пилястрами и сдвоенными окнами. Фасад, имевший ранее квадропортик (замкнутую со всех сторон паперть) с XVI века украшен мраморным портиком. Пристроенная к храму в IX-X веках 38-метровая колокольня имеет типичную для большинства равеннских кампанил цилиндрическую форму. По мере возрастания этажности колокольни её оконные проёмы имеют прогрессию створок — от одной до трёх, что придаёт строению кажущуюся лёгкость [5] .

Базилика имеет три нефа, разделяемых колоннадой мраморных колонн (по 12 с каждой стороны) с коринфскими капителями и греческими буквами. Размеры базилики 42 на 21 метр [8] . Из-за небольших размеров храма пространство боковых нефов сливается с центральным, чему способствует широкий шаг колонн. Центральный неф завершается барочной апсидой, предваряемой широким пресбитерием, отреставрированным в 1986 году [5] .

В XVIII веке к северному (левому от входа) нефу было пристроено 8 боковых капелл [5] . Интерес представляют две из них:

  • первая от главного алтаря капелла посвящена святому Антонию Падуанскому и содержит статую этого святого, используемую для процессий,
  • первая от основного входа капелла посвящена памяти итальянских солдат, погибших в Первую мировую войну, и, помимо мемориальных досок с именами погибших, украшена фресками, типичными для муссолиниевской пропаганды, вроде «Радость престарелых родителей», «Радость любящей жены», «Радость верной невесты», на которых перечисленные персонажи встречают вернувшихся с фронта солдат, а венчает этот уголок монументальное полотно «Боже, благослови Италию», где все изображённые на прочих фресках герои объединены с папой римским в общей молитве о победе.

Внутреннее убранство и мозаики

Интерьер базилики пышно украшен ранневизантийскими мозаиками, расположенными в три яруса:

  • верхний ярус — евангельские сюжеты (северная стена содержит 13 сцен евангельских чудес и притчей, южная — 13 сцен Страстей Христовых),
  • средний ярус — изображения пророков и святых,
  • нижний ярус — процессии дев (северная сторона) и мучеников (южная сторона).

Создание мозаичного комплекса относится к эпохе Теодориха, в нём участвовали различные мастера. В 60-х годах VI века мозаики были частично переложены, чтобы изжить память об остготских правителях Равенны. Академик В. Н. Лазарев отмечает, что мозаики базилики «обнаруживают дальнейший отход от эллинистическо-римского наследия, что во многом сближает их с памятниками восточного, главным образом сиро-палестинского круга». Переложенные мозаики менее интересны, чем теодориховские; среди них выделяется портрет императора Юстиниана (так он был интерпретирован реставраторами XIX века и, без всяких сомнений, ими подписан), который ряд исследователей считает портретом короля Теодориха [9] .

Читайте также:
Остров Майнау в Германии: экзотические дервья и цвети, мини-зоопарк, сад приправ и бабочек

От храма Теодориха кроме мозаик сохранился и ряд предметов скульптурного убранства: резной престол и сень из порфира, четырёхчастная преграда перед престолом с изображениями виноградной лозы, павлина и креста. Оборот одной из частей преграды украшен барельефом с Даниилом в львином рву. Причём об оборотной стороне этой части стало известно только в 1950 году, когда её извлекли из одной из боковых капелл, где она до этого была вмонтирована в стену. В центре главного нефа сохранился амвон византийского типа, созданный в VI веке [10] .

Евангельские сюжеты

Верхний ряд стен центрального нефа украшают мозаики, созданные на основе сюжетов Нового Завета. На северной (левой) стене помещены 13 сцен чудес Христовых и притчей, а именно:

  • брак в Кане Галилейской (в ходе неудачной реставрации 1854 годакувшины с вином были заменены корзинами с хлебами, что сделало сцену неузнаваемой [11] );
  • чудесное умножение хлебов;
  • чудесный улов рыбы и призвание Петра и Андрея;
  • исцеление иерихонского слепого;
  • исцеление кровоточивой жены;
  • Христос и самарянка;
  • воскрешение Лазаря;
  • притча о мытаре и фарисее;
  • лепта вдовы;
  • Христос разделяет овец и козлищ (притча о Страшном суде);
  • исцеление расслабленного, принесённого четырьмя спутниками;
  • Христос изгоняет легион бесов из бесноватого в свиней;
  • исцеление расслабленного в Вифезде.

    Чудесный улов рыбы

    Притча о Страшном суде

    На мозаиках этого цикла Христос изображён безбородым, выражение Его лица умилённо-благостное. Количество действующих лиц на мозаиках этого цикла сведено к минимуму (47 персонажей на 13 мозаик) [12] . Впервые в византийском искусстве евангельские сцены размещаются не в хронологическом порядке, а в той последовательности как они упоминаются в порядке пасхальных чтений в Равеннской церкви. [13]

    Мозаики южной стены значительно контрастируют с «северным» циклом: Христос здесь бородат, Его лик строг, и персонажей здесь в 2 раза больше (99 фигур на 13 мозаиках) [14] . На южной (правой) 13 изображений Страстей Христовых (без сцены распятия) и Его Воскресения. Последовательно здесь изображены:

    • Тайная вечеря;
    • прощальная беседа Христа с апостолами на горе Елеонской;
    • поцелуй Иуды;
    • Христос перед синедрионом;
    • предсказание Христа об отречении Петра;
    • отречение Петра;
    • Иуда возвращает 30 сребренников первосвященникам;
    • Христос перед Пилатом, Пилат умывает руки;
    • Христос следует на Голгофу, Симон Киринеянин несёт за Ним Крест;
    • жены-мироносицы и Ангел у Гроба Господня;
    • Христос и двое апостолов на пути в Еммаус;
    • уверование Фомы.

      Предсказание об отречении Петра

      Невзирая на стилевые различия между мозаиками северной и южной стен, большинство исследователей считают, что работы выполнялись в одно и то же время, хоть и разными мастерами [15] . Временем создания этих мозаик считается эпоха Теодориха, что подтверждается примитивностью изображений, ориентированностью на переднюю плоскость, то есть иконография библейских сцен находится на стадии становления. Архитектура и пейзажи лишь слегка обозначены либо отсутствуют совсем. В качестве примеров примитивности и наивности мозаик можно указать на следующие курьёзные моменты:

      • в сцене с расслабленным, принесённым четырьмя спутниками, одр с больным спускают со скатной, а не с обычной для Востока плоской кровли;
      • одр расслабленного в Вифезде скорее напоминает решётку;
      • в притче о Страшном суде по правую руку от Христа стоит красный Ангел, опекающий овец (праведников), а по левую — синий, присматривающий за козлищами (грешниками), причём кроме цвета Ангелы ничем не отличаются;
      • в сцене с предсказанием об отречении Петра Христос показывает Петру на колонну, на вершине которой сидит петух;
      • Гроб Господень изображён в виде ротонды, обрамлённой колоннами.

      Пророки и святые

      Под мозаиками на евангельские сюжеты находятся изображения 36 пророков и святых, разделённых оконными проёмами. Их фигуры помещены выше горизонтального фриза, отделяющего средний ярус стен от нижнего, что вместе с фигурами птиц и травой под ногами должно формировать мотив райского бытия святых. Святые обращены в фас к молящимся, они облачены в белоснежные одежды, их головы увенчаны нимбом, в руках у них книга или свиток, лица отличаются индивидуальными чертами (при этом среди персонажей встречаются как молодые, так и очень старые лица). Отсутствие среди указанных лиц каких-либо узнаваемых черт, характерных для иконографии определённых святых, позволяет отнести этот мозаичный ряд к эпохе Теодориха. Так же, как и в равеннском Баптистерии ариан, отсутствие надписей на мозаиках не позволяет однозначно идентифицировать изображённых святых [16] .

      Процессия мучеников

      В нижнем ряду южной стены помещено монументальное изображение процессии мучеников. Шествие начинается от здания, подписанного как Palatium, которое отождествляется с дворцом короля Теодориха [17] . В процессии участвует 26 святых (в порядке от алтаря к входу, то есть с востока на запад): Мартин Турский (ему в прошлом была посвящена базилика), священномученики Климент Римский, Сикст II Римский, архидиакон последнего велкомученик Лаврентий, исповедник Ипполит Римский, исповедник Корнелий Римский, священномученик Киприан Карфагенский, мученик Кассиан, римские мученики Иоанн и Павел [18] , мученик Виталий, сыновья последнего миланские мученики Гервасий и Протасий, равеннский мученик Урсицин, миланские мученики Набор и Феликс, равеннский епископ Аполлинарий, великомученики Себастьян, Димитрий Солунский, Поликарп Смирнский, мученики Викентий, Панкратий [19] , Хрисогон, Прот, Иовиний [20] , Сабин. Фигуры святых разделяются пальмами, по цветочному полю, держа в руках свои мученические венцы, процессия подходит к сидящему на троне Иисусу Христу, окружённому четырьмя ангелами. В руке Христа находится скипетр, заменивший в результате реставрации 1860 года книгу, раскрытую на словах: «Ego sum Rex gloriae» (Аз есмь Царь славы) [21] . Пальмы и цветы указывают на райские обители, в которых почивают святые. Помимо этого, пальма традиционно указывает на праведность и святость изображённых лиц, в соответствии со стихами 91 псалма «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего» (Пс.91:13-14).

      Все изображённые святые (за исключением Мартина Турского и Лаврентия) облачены в одинаковые белые одежды — знак святости; на Мартине, в VI веке титульном святом базилики, поверх белого одеяния наброшен аметистовый паллий [9] , а у Лаврентия под белой туникой видна ещё и золотая риза [21] . В отличие от среднего мозаичного ряда все изображённые святые в нижнем ряду подписаны. Большинство из изображённых святых упоминаются в евхаристическом каноне римской литургии [22] , остальные, по всей видимости, особенно почитались в Равенне или даже конкретно в этой базилике. Возможно, что святые именно в таком порядке упоминались в читавшейся в базилике литании [9] .

      Как показали исследования, этот длинный мозаичный ряд совмещает в себе как мозаики эпохи Теодориха (Христос с ангелами, королевский дворец), хоть и изменённые в 60-х годах VI века, так и мозаики собственно времени Юстиниана (процессия святых) [23] . Изначально в процессии участвовали фигуры самого Теодориха и его придворных, которых несколько святых представляли Иисусу. [24] Также изменению подверглась мозаика с изображением палат Теодориха. Исследователи считают, что на фоне центральной арки дворца ранее находилась фигура Теодориха, а во фронтоне — группа из трех фигур: Теодорих на коне посреди богинь городов Рима и Равенны [25] . От этих фигур сохранились хорошо различимые следы нескольких рук на высоте колонн, а также полукруглые очертания голов над горизонтальной опорой, несущей завесы. Сами завесы и призваны были скрыть арианское прошлое базилики [9] .

      Процессия мучеников в окончательном варианте является уже типично византийской композицией, для которой характерен повторение вертикальных мотивов в непрерывной последовательности [15] , ритмов, повторяющихся с определённым постоянством [26]

      Выходные в Равенне

      Базилика Сан-Витале / Shutterstock.com

      Великолепие былых времён подарило Равенне бесценное монументальное достояние. Целых восемь равеннских построек были внесены ЮНЕСКО в перечень объектов Всемирного наследия. Это базилика Сан-Витале, мавзолей Галлы Плацидии, Баптистерий православных, капелла апостола Андрея, Арианский баптистерий, базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, мавзолей Теодориха и базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе.

      Крещение Христа, центральная мозаика купола баптистерия православных © ribeiroantonio / Shutterstock.com

      Именно в Равенне похоронен Данте Алигьери; его гробница расположена в центре города, у стен базилики Сан-Франческо, рядом с небольшой часовней Квардрарко-ди-Браччофорте. Из уважения к праху величайшего поэта Италии на этой небольшой площади даже установлен специальный режим тишины. В сентябре (Данте скончался 14 сентября 1321 г.) здесь ежегодно проводятся торжества и публичные мероприятия в честь поэта.

      Могила Данте / cittadarte.emilia-romagna.it

      Прогуливаясь по старому городу Равенны пешком или катаясь по нему на велосипеде, вы погружаетесь в тысячелетнюю историю, в мир древних римлян и людей эпохи Возрождения, и далее вплоть до XIX в., когда Равенну заново открыли такие выдающиеся европейцы, как лорд Байрон, Оскар Уайльд, Зигмунд Фрейд и Густав Климт.

      Что посмотреть

      Базилика Сан-Витале

      Базилика Сан-Витале / Shutterstock.com

      Базилика Сан-Витале — один из главных памятников раннехристианского искусства в Италии, замечательный прежде всего своими мозаиками. Всякий, кто заходит в эту церковь, испытывает похожие ощущения: высота пространства захватывает взгляд, великолепные мозаики апсиды восхищают, обширный объём купола, покрытого росписями в стиле барокко, завораживает.

      Мозаика в апсиде / Shutterstock.com

      Ещё одно сокровище таится в пресвитерии: справа от алтаря на полу изображён лабиринт, извилистым путём ведущий в самый центр базилики. Найти выход из лабиринта означает пройти очищение и возродиться. Завершив этот путь, можно поднять глаза к алтарю и полюбоваться мозаиками, которые считаются одними из прекраснейших в истории христианского искусства.

      Адрес: via Argentario, 22

      Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе

      Цилиндрическая колокольня IX в. / Shutterstock.com

      Этот грандиозный и торжественный храм возвышается примерно в 8 километрах от центра Равенны. Его называли величайшим образцом раннехристианской базилики; здание сохраняет красоту своей первоначальной структуры, а интерьер его украшают великолепные многоцветные мозаики.

      Адрес: via Romea Sud, 224

      Интерьер базилики / Shutterstock.com

      Мавзолей Галлы Плацидии

      Интерьер мавзолея © vvoe / Shutterstock.com

      Галла Плацидия, сестра императора Гонория (именно он перенёс столицу Западной Римской империи из Милана в Равенну в 402 г.), заказала для себя этот небольшой мавзолей; правда, её прах был похоронен не здесь а, по всей вероятности, в Риме. Снаружи здание выглядит очень просто и скромно, зато декоративный аппарат интерьера поражает богатством и великолепием: верхний уровень полностью покрыт мозаиками, которые украшают стены, арки, люнеты и купол.

      Здесь царит волшебная атмосфера. Бесчисленные звёзды на куполе веками впечатляли приезжавших в Равенну путешественников. Говорят, что американский композитор Коул Портер, который проводил здесь медовый месяц, был так сильно потрясён атмосферой маленького склепа и этими звёздами, что сочинил свою знаменитую песню «Night and Day».

      Адрес: via Argentario, 22

      Баптистерий православных (Баптистерий Неона)

      Интерьер баптистерия © pisaphotography / Shutterstock.com

      Баптистерий православных расположен чуть севернее нынешнего кафедрального собора Равенны. Он построен в V в. и является одним из древнейших памятников города. Интерьер поделен на два уровня аркад, размещённых друг над другом, и богато украшен мрамором в нижнем уровне и лепниной в срединном; надо всем этим — мозаики, с явными следами элленистическо-римского влияния. В центре купола помещается огромный медальон с изображением крещения Христа, по пояс погружённого в прозрачные воды реки Иордан.

      Карл Густав Юнг, один из отцов психоанализа, побывал в Равенне начале XX в., и с особым восхищением отзывался именно об этих завораживающих изображениях.

      Адрес: Piazza Duomo, 1

      Капелла апостола Андрея

      Мозаики капеллы / Wikimedia Сommons

      Капелла святого Андрея построена в V-VI вв. и является единственным примером раннехристианской архиепископской капеллы, дошедшей до нас в целости и сохранности. Грандиозный декоративный аппарат капеллы посвящён прославлению Христа, изображённого здесь в образе воина.

      Адрес: Piazza Arcivescovado, 1

      Арианский баптистерий

      Купол баптистерия © vvoe / Shutterstock.com

      Это здание восьмиугольной формы относится к концу V в. Декорации интерьера до нас не дошли, за исключением великолепного купола, украшенного мозаиками. В центральном медальоне изображено крещение Христа — обнажённого юноши по пояс в воде, — а вокруг помещаются двенадцать идущих апостолов.

      Адрес: vicolo Degli Ariani, 1

      Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

      Фасад базилики © vvoe / Shutterstock.com

      Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово построена в начале VI в. Внутри сохранились замечательные мозаики на евангельские сюжеты (чудеса, притчи и Страсти Христовы).

      Адрес: via Di Roma, 52

      Мавзолей Теодориха

      Мавзолей Теодориха / Shutterstock.com

      Это сооружение было сооружено по распоряжению самого короля Теодориха в 520 г. Мавзолей полностью построен из блоков истрийского известняка и состоит из двух десятиугольных ярусов. Здание венчает огромный купол.

      Адрес: via Delle Industrie, 14

      Пляжи Равенны и парк Mirabilandia

      Пляж в Марине-ди-Равенна / Shutterstock.com

      В окрестностях Равенны множество разнообразных пляжей и морских курортов: например, городок Марина-ди-Равенна, погружённый в зелень пышной прибрежной сосновой рощи, появился ещё в 30-ые гг. Здесь вас ждут оборудованные пляжи и кристально чистое море.

      А ещё не забывайте о парке развлечений для всей семьи Mirabilandia — он тоже расположен совсем недалеко от Равенны!

      Кухня

      Равенна особенно хорошо известна своим великолепным культурным и ландшафтным достоянием, но и с точки зрения гастрономии ей есть чем порадовать гостей.

      Паста и супы с пастой доминируют в меню традиционных местных ресторанов. Самые известные специалитеты — это тальятелле, лазанья, строццапрети, которые здесь подают с насыщенным мясным рагу, а также золотистые пассателли с ароматом пармезана и мускатного ореха, а также каппеллетти с изумительной начинкой (сыр или рагу) — как самостоятельное блюдо или же в наваристом бульоне. Все первые блюда делают на основе домашней пасты и пользуются вполне заслуженной славой и спросом.

      Пассателли с дарами моря / Shutterstock.com

      Стоит сказать и о свинине, преимущественно приготовленной на гриле на древесном угле, гарниром к которой часто служит смесь свежих овощей «пинцимонио» (овощи макают в соль и оливковое масло).

      В окрестностях, поближе к морю (но и в самой Равенне тоже) можно полакомиться ризотто-алла-маринара, тальолини с дарами моря, спагетти с черенками, а также попробовать многочисленные виды рыбы и моллюсков Адриатического моря, приготовленные на гриле.

      Блюда из рыбы и мяса традиционно сопровождаются горячими и душистыми лепёшками (пьядинами) и — хотя бы для дегустации — незабываемым местным мягким сыром «Скваквероне-ди-Романья».

      Пьядина с грудинкой панчетта и сыром / Shutterstock.com

      Ко всем этим блюдам превосходно подходят местные вина (Санджовезе, Треббьяно, Пагадебит). Не стоит забывать и о традиционных десертах: бискотти, тортелли с джемом, кренделя и песочные пироги, которые здесь принято обмакивать в сладкие вина — белое Альбана или красное Каньина.

      Как добраться

      Равенна находится на северо-востоке Италии, посреди Адриатического моря и Апеннин, в 75 километрах от столицы региона Болоньи. Благодаря сети автодорожной, железнодорожной и аэропортовой инфраструктуры до города легко добраться как с севера, так и с юга полуострова.

      На самолёте

      Ближайшие к Равенне аэропорты — это:
      Аэропорт Болоньи им. Гульельмо Маркони — http://www.bologna-airport.it/
      Аэропорт Римини им. Федерико Феллини — http://www.riminiairport.com/
      Аэропорт Венеции им. Марко Поло — http://www.veniceairport.it/

      На поезде/strong>

      Вокзал в Равенне, открытый в 1863 году, находится недалеко от старого города, в 200 метрах от пешеходной зоны.
      Равенна является частью региональных веток Римини-Феррара, Равенна-Болонья (через Кастальболоньезе и/или Фаэнцу) и Равенна-Фаэнца, а также межрегиональных веток Равенна-Флоренция (через Фаэнцу), Равенна-Рим (высокоскоростные поезда Frecciabianca), а летом сюда ходят поезда компании TPER (Бреша-Пезаро, Бергамо-Пезаро (Freccia Orobica) и Кремона-Пезаро).

      На автомобиле

      С севера в Равенну ведёт автомагистраль A14 из Болоньи, в которую вливаются автомагистрали A1 (Autostrada del Sole), A21 (Torino-Piacenza) и A22 (Autostrada del Brennero).
      Из Венеции самый быстрый маршрут в Равенну проходит по шоссе SS309 Romea, в которую вливаются дороги из Падуи и Феррары (SS 16 Adriatica).
      С юга, помимо автомагистралей A1 и A14, можно указать супермагистраль E45, которая соединяет Равенну с Римом через Апеннины, а также шоссе 16 Adriatica.

      Контакты
      Отдел туристической информации и услуг
      Palazzo Rasponi dalle Teste
      Piazza Kennedy, Ravenna
      Тел. (+39) 0544.482680

      Равенна – часть 2. Сант-Аполлинаре-Нуово (начало)

      В Равенне мне посчастливилось побывать четырежды, и у меня сложился традиционный маршрут, по которому я обхожу местные памятники. После Баптистерия ариан (очень легко дойти без карты – до него от станции ведет прямая улица, с которой нужно свернуть один раз у указателя https://goo.gl/maps/dFnQDTUuumk) я возвращаюсь на виа Рома и следую по ней до базилики Сант-Аполиинаре-Нуово (https://goo.gl/maps/vjUfTBL49WG2), где беру билет, а далее уже иду, углубившись в карту (без нее у меня как-то с трудом выходит до Сан-Витале добраться). Карту выдают при покупке билета, и коли уж вы дошли до Сант-Аполлинаре, далее точно не заблудитесь))) О всех равеннских мозаиках есть неплохие статьи в русской Вики (еще бы! я там соавторствовал, скромность – наше всё), так что за историческими и архитектурными подробностями я отсылаю читателей к тем статьям. Мы же с вами будем наслаждаться мозаиками.

      Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово была построена при остготском короле-арианине Теодорихе Великом (правил в 493-526 годах), о чем до варварской барочной реконструкции можно было прочесть в пресвитерии. Изначально церковь была посвящена Христу Спасителю и примыкала к королевскому дворцу. После долгих Готских воин император Юстиниан сумел вернуть Италию в лоно империи, готы-ариане покинули полуостров, и арианские храмы были переданы православным. Бывшая базилика Христа Спасителя в 561 году была переосвящена в честь Мартина Турского. В 856 году сюда из церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе были перенесены мощи святого Аполлинария, первого епископа Равенны, и храм получил свое нынешнее имя (“нуово”, т.е. “новая”, объясняется тем, что в стенах Равенны была еще одна церковь в честь Аполлинария).

      Портик, понятное дело, позднего происхождения. Достойна внимания лишь кампанила, круглая в плане, что свойственно для таких сооружений в Романье.

      Я привел вас в Сант-Аполлинаре-Нуово, чтобы показать процессии мучеников и девственниц (на мозаиках, разумеется; в жизни церковные девы – это сплошной ПГМ, и таковых следует избегать любыми способами). На самом деле мозаик в базилике больше. Они расположены по южной и северной стенам в три ряда: на самом верху – евангельские сцены (для них требуется бинокль, в Сети есть только сканы из умных книжек, см.здесь: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Stories_of_Christ_mosaics_in_Sant’Apollinare_Nuovo_%28Ravenna%29), в среднем ряду череда неподписанных святых (они помещены между окнами, и фотографировать их – мука смертная, но есть в жизни герои: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Upper_zone_of_the_Byzantine_mosaics_in_the_nave_of_Sant’Apollinare_Nuovo_%28Ravenna%29). Мы же с вами ограничимся нижним рядом, который можно рассмотреть в деталях без применения оптических приборов и не рискуя ослепнуть от бьющего в глаза света из окон. Впрочем, фотографии я все равно буду брать из Вики; там, напомню, некий энтузиаст выложил их в супер-разрешении.

      На южной стене из дворца Теодориха к сидящему на троне Христу Спасителю следует процессия из 26 святых мужей. Чаще всего их называют мучениками, но возглавляет их Мартин Турский, так что такое обобщение неверно. Время создания мозаик – предмет дискуссий, какая-то часть создана при готах, какая-то в эпоху византийского господства.

      Ну а теперь мы с вами следуем вдоль южной стены с востока на запад.

      Все святые наделены индивидуальными чертами, хотя, по-видимому, сложившегося иконографического канона тогда еще не было в помине. Все святые изображены еще в римских тогах и туниках, но уже с нимбами; они предлагают их венцы славы Христу – такое мы уже видели на более ранних мозаиках Баптистерия ариан.

      Открывает шествие Мартин Турский – титульный святой базилики (на момент создания мозаик), он один облачен в темный плащ поверх белой тоги.

      За ним следуют два папы-мученика – Климент I (Мы с вами были в его многослойной базилике в Риме http://sibeaster.livejournal.com/44203.html, для российского читателя Климент памятен тем, что по легенде был убит в нашем наисакральнейшем Крыму) и Сикст II (Помните его первоначальную гробницу в римских катакомбах Сан-Каллисто? А эпитафию Дамасия в его честь: В то время, когда меч пронзал утробу Матери (Церкви), я, погребённый здесь, был пастырем и учителем Слова Божия. Когда внезапно воины ворвались сюда и стащили меня с кафедры, все верные склонили свои головы под меч. Но пастырь, увидев, что другие готовы отнять у него пальму (мученичества), сам первым предложил свою голову, не желая, чтобы ярость (язычников) погубила паству”? http://sibeaster.livejournal.com/27265.html)

      Следующим шествует святой Лаврентий – архидиакон папы Сикста II, погибший жуткой смертью в то же Валерианово гонение. Он – единственный изображен не в белой, а в золотой тунике.

      Далее опять следуют два папы, почитавшиеся мучениками, а именно Ипполит и Корнелий. Оба, правда, умерли не от руки палача, а в ссылке, а Ипполит был еще и первым в истории антипапой, но за давностью веков их имена прочно заняли место в числе мучеников.

      Переходим к следующей картинке.

      За Ипполитом и Корнелием Римскими (первые два слева) следует священномученик Киприан Карфагенский. В нашей традиции он печально известен сгоряча ляпнутой фразой “Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец”, но в общем и целом он – настоящий герой веры. Сохранились его подлинные Мученические акты, то есть протоколы судебных заседаний, на которых Киприан свидетельствовал о вере. Казнен в Валерианово гонение в 258 году.

      Четвёртого слева, мученика Кассиана, я знаю только по имени, а вот следующие двое – Иоанн и Павел – наши старинные знакомые, титульные святые римской базилики Санти-Джованни-э-Паоло (http://sibeaster.livejournal.com/19152.html) и венецианской Сан-Дзаниполо (был долгий рассказ, начало здесь: http://sibeaster.livejournal.com/91285.html). Согласно житию, два брата были римскими офицерами и христианами (такое бывало), а казнены были Юлианом Отступником за отказ от принесения языческих жертв. Легенда очень героическая, но, в отличие от истории Киприана, скорее всего является поздней выдумкой, о чем с прискорбием сообщает даже наша ПЭ: http://www.pravenc.ru/text/471229.html.
      Пользуясь случаем, рекомендую рассказ http://mrs-mcwinkie.livejournal.com/255816.html из френдленты; там очень много интересного рассказано о римской Санти-Джованни-э-Паоло.

      Затем мы видим мученика Виталия (второй справа), за которым следуют его сыновья – миланские мученики Гервасий и Протасий. Чтобы увидеть Протасия, нужно сомтреть следующее фото:

      На этом снимке Виталий, Гервасий и Протасий – третий, четвертый и пятый слева. О Виталии придется почитать в старой КЭ: http://www.newadvent.org/cathen/15486a.htm. Как видите, его житие тоже сомнительно, но он нам ценен, во-первых, как патрон равеннской церкви Сан-Витале (на мой взгляд, лучшее, что есть в Равенне), а, во-вторых, как удобный предлог ничего не рассказывать о следующем за Протасием мученике Урсицине (шестой слева или второй справа). Ну а Гервасия и Протасия все, уверен, помнят по “Исповеди” блаженного Августина; к тому же, мы с вами видели их мощи в миланской Сант-Амброджо (http://sibeaster.livejournal.com/101857.html). Появление образов миланских мучеников Гервасия и Протасия в равеннских церквах (они есть не только в Сант-Аполлинаре-Нуово, но и в Сан-Витале) демонстрирует, как считается, зависимость равеннской церкви от миланской (по мне, так это весьма сомнительно, но с источниками спорить бесполезно)

      Последний справа святой написан с ошибкой; его имя Набор, а не Намор, а почитается он вместе со своим товарищем по мученичеству Феликсом (Набор и Феликс столь же неразрывны в церковном сознании, как и Гервасий с Протасием). Феликса нужно смотреть на следующем снимке (первый слева, а Набора фотограф “срезал”)

      О Наборе и Феликсе можно кратко прочесть в КЭ: http://www.newadvent.org/cathen/10666b.htm. Еще их в полный рост можно увидать в каплле Сан-Витторе-ин-Чело-д’Оро все в той же миланской Сант-Амброджо: http://sibeaster.livejournal.com/102042.html. Ну и как в случае с Виталием, Урсицином, Иоанном, Павлом и проч. их житие вызывает серьезное сомнение в достоверности; в ходе литургической реформы их память (я опять о Наборе и Феликсе) исключена из Римского календаря.

      Второй слева – святой Аполлинарий, первый епископ Равенны (http://www.pravenc.ru/text/75622.html) и мученик. На момент исполнения мозаики Аполлинарий никакого отношения к даннму храму не имел, мощи его были перенесены сюда лишь в 856 году. Поэтому-то процессию святых возглавляет первоначальный титульный святой Мартин Турский, а Аполлинарий плетется в конце помещен в хвост процессии.

      Следующие двое (третий и четвертый слева) – два прославленных воина-мученика, Себастьян и Дмитрий Солунский. Как видите, в те далекие века из Себастьяна еще не сделали красавца-качка, чьи живописные и скульптурные изображения наводнили западные храмы. Даже профессию этих двух мучеников не угадать: белые одежды и венцы славы нивелировали все прежние знаки отличия.

      За мучениками – воинами идет мученик-епископ Поликарп Смирнский (+156), принадлежавший к поколению Мужей апостольских, ученик Иоанна Богослова. Сохранилось его “Послание к Филиппийцам” (например, здесь: http://azbyka.ru/otechnik/Polikarp_Smirnskij/poslanie_k_filipiicam), а о мученичестве самого Поликарпа рассказывается в Окружном послании Смирнской церкви (http://azbyka.ru/otechnik/Polikarp_Smirnskij/o_muchenichestve/).

      За Поликарпом следует (крайний справа) очень известный западный святой – Викентий Сарагосский (http://www.pravenc.ru/text/158452.html).

      Последняя фотография – “хвост” процессии

      Поскольку великое терпение читателей и мои собственные скромные познания небезграничны, то просто перечислю мучеников, замыкающих процессию: Панкратий (Римский или Тавроменийский, т.е. Таорминский; они оба были широко известныи почитаемы), Хрисогон (ему посвящена римская базилика в Трастевере), Прот, Иовиний и Сабин. По замыслу мозаичистов процессия стартовала из некоего дворца (palatium):

      Как вы помните, базилика при Теодорихе находилась рядом с королевским дворцом, и есть ненулевые основания полагать, что изначально ко Христу шли не мученики, а Теодорих со своими приближенными. Византийцы, заняв Равенну, изображения еретиков изничтожили, но сохранили саму концепцию процессии, только теперь в этом крестном ходе шли не ариане, а безупречно православные святые.

      Мы с вами, напомню, посмотрели пока что только южную (ткск, “мужскую”) стену базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. Будет еще северная – “женская” сторона. Не отключайтесь.

      Где находится Сант-Аполлинаре-Нуово. Местоположение Сант-Аполлинаре-Нуово на карте Равенны и описание

      Войти

      Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

      • Previous Entry
      • Next Entry
      • Recent Entries
      • Archive
      • Friends’ Entries
      • Profile
      • Memories

      C вашего позволения продолжу свои архитектурно-исторические фотозаметки рассказом о базилике Сан Аполлинаре Нуово, расположенной в непосредственной близости от арианского баптистерия и в пяти минутах ходьбы от Сан-Витале.

      По замыслу же эта базилика была изначально расположена подле королевского дворца Теодориха Великого (451-526), о чем свидетельствовала ныне не сохранившаяся надпись в апсиде храма «Theodoricus rex hanc ecclesiam a fundamentis in nomine Domini nostri Jesu Christi fecit» (как нам сообщил архиепископ Андрео Агнелло, автор хроники «Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis»).

      Как и все построенные Теодорихом равеннские церкви, базилика принадлежала готам-арианам.
      Внешний вид и интерьер церкви, а также наиболее ранние её мозаики (евангельский цикл, цикл Страстей, изображение дворца Теодориха и порта Классе) в значительной степени сохранились с арианских времён.

      Однако, учитывая то, что она располоагалась в непосредственной близости от королевсого дворца, и была, возможно, “домашней базиликой” Теодориха, можно не сомневаться, что она была значительно богаче украшена мозаиками, мрамором и ценными металлами, нежели чем сейчас.

      После завоевания Равенны император Юстиниан I своим эдиктом «Sancta Mater Ecclesia ravennas, vera Mater orthodoxa» передал все культовые здания ариан православным, и базилика в 561 году была освящена последними в честь святого Мартина Турского, прославившегося обличением арианского вероучения. После этого, мозаики на арианские темы были частью переложены, частью зачернены (как гласит предание, это было сделано по требованию папы Григория Великого). В этот же период были выполнены мозаики вдоль северной и южной стен главного нефа, изображающие процессии мучеников и дев.

      Размеры базилики 42 на 21 метр. Внешний вид храма, сообщает нам Википедия , является типичным для остготских и лангобардских церквей: кирпичные стены расчленены пилястрами и сдвоенными окнами.

      В связи с участившимися пиратскими набегами на Классе, находившееся за равеннским стенами, в 856 году в базилику из Сант-Аполлинаре-ин-Классе были перенесены мощи покровителя Равенны святого Аполлинария Равеннского (ум. 75 г.) .

      Тогда храм был освящён третий раз – на этот раз в честь этого святого и получил своё настоящее название Сант-Аполлинаре-Нуово (то есть «новая» — для отличия от уже существовавшей в городе церкви Сант-Аполлинаре-Векло). Несмотря на то, что в 1748 году мощи святого Аполлинария были возвращены на своё изначальное место в Классе, базилика сохранила своё посвящение и название.

      Базилика имеет три нефа, разделяемых колоннадой мраморных колонн (по 12 с каждой стороны) с псевдокоринфскими капителями. Из-за небольших размеров храма пространство боковых нефов сливается с центральным, чему способствует широкий шаг колонн. Центральный неф завершается барочной апсидой, предваряемой широким пресбитерием, отреставрированным в 1986 г.

      В начале XI в. (а, по сообщению Википедии, в IX-X вв.) к храму была пристроена весьма интересная колокольня.
      Возвышаясь на 38,5 м., она имеет типичную для большинства равеннских кампанил цилиндрическую форму. В частности, точно такие же колокольни “сопровождают” равеннские базилики Сан-Витале, Святого Франциска, Santa Maria Maggiore. Интересна она тем, что при ее проектировании, романские архитекторы использовали эффект оптической иллюзии. По мере возрастания этажности колокольни её оконные проёмы имеют прогрессию створок — от одной до трёх, что придаёт строению кажущуюся лёгкость.

      Сама базилика была неоднократно перестроена. В VIII в. землетрясение повредило мозаики апсиды, созданные при архиепископе Агнелло, которые так и не были восстановлены. В XVI в. был построен взамен существовавшего новый портик-пронаос.

      В 1514-1520 гг. из-за повышения уровня грунтовых вод пол базилики был поднят на 1,2 м по сравнению с первоначальным, в результате этой перестройки большая часть мозаичного пола VI века была утеряна. Базы колонн были полнятые над полом на новый уровень, колонны укорочены, что испортило гармонию пропорций.
      В это же время была построена нынешняя апсида, подвергавшаяся впоследствии (в XVIII веке, в 1950 и 1986 гг.) значительным переделкам. В XVII веке был устроен ныне существующий кессонный потолок, заменивший ранее существовавший и известный только по названию (Святой Мартин в золотых небесах). От интерьера первоначальной церкви сохранились колонны нефов (с капителями), мозаики, а также кое-что еще)).

      Наиболее интересны именно мозаики базилики. Создание мозаичного комплекса относится к эпохе Теодориха. В 560-х гг. мозаики были частично переложены, чтобы изжить память об остготских правителях Равенны. Сохранившиеся мозаики распололжены в три яруса на хорах нефа. В алтарной части, перестроенной сначала в VI, поврежденной землетрясением в VIII в., а затем снова перестроенной в XVI в. не сохранилось ни одного фрагмента древних мозаик.

      • верхний ярус — евангельские сюжеты (северная стена содержит 13 сцен евангельских чудес и притчей, южная — 13 сцен Страстей Христовых),
      • средний ярус — изображения пророков и святых,
      • нижний ярус — процессии дев (северная сторона) и мучеников (южная сторона).

      Если стоять лицом к алтарю, то по правую руку, на южной стене расположена стена “мужских” мозаик,

      по левую, на северной – “женских”:

      Верхние ярусы (евангельские иллюстрации: притчи и чудеса) недоступны для фотографа, стоящего на полу, и я не хочу дублировать википедию, рассказывая о них.

      На обоих стенах под мозаиками на евангельские сюжеты находятся изображения 36 пророков и святых, разделённых оконными проёмами, по 18 на каждой. Их фигуры помещены выше горизонтального фриза, отделяющего средний ярус стен от нижнего, что вместе с фигурами птиц и травой под ногами должно формировать мотив райского бытия святых. Святые обращены в фас к молящимся, они облачены в белоснежные одежды, их головы увенчаны нимбом, в руках у них книга или свиток, лица отличаются индивидуальными чертами (при этом среди персонажей встречаются как молодые, так и очень старые лица). Отсутствие среди указанных лиц каких-либо узнаваемых черт, характерных для иконографии определённых святых, позволяет отнести этот мозаичный ряд к эпохе Теодориха. Так же, как и в равеннском Баптистерии ариан, отсутствие надписей на мозаиках не позволяет однозначно идентифицировать изображённых святых.

      В нижнем ряду южной стены помещено монументальное изображение процессии мучеников. Шествие начинается от здания, подписанного как Palatium, которое отождествляется с дворцом короля Теодориха.

      В процессии участвует 26 святых (в порядке от алтаря к входу, то есть с востока на запад): Мартин Турский (ему в прошлом была посвящена базилика), священномученики Климент Римский, Сикст II Римский, архидиакон последнего велкомученик Лаврентий, исповедник Ипполит Римский, исповедник Корнелий Римский,

      священномученик Киприан Карфагенский, мученик Кассиан, римские мученики Иоанн и Павел, мученик Виталий, сыновья последнего миланские мученики Гервасий и Протасий, равеннский мученик Урсицин, миланские мученики Набор и Феликс, равеннский епископ Аполлинарий, великомученики Себастьян, Димитрий Солунский, Поликарп Смирнский,

      мученики Викентий, Панкратий, Хрисогон, Прот, Иовиний, Сабин. Фигуры святых разделяются пальмами (пальмы и цветы указывают на райские обители, в которых почивают святые), по цветочному полю, держа в руках свои мученические венцы, процессия подходит к сидящему на троне Иисусу Христу, окружённому четырьмя ангелами.

      В руке Христа находится скипетр (. ), заменивший в результате реставрации Романа Кибеля (Roman Kibel) 1852-1860 гг. книгу, раскрытую на словах: «Ego sum Rex gloriae» (Аз есмь Царь славы).

      Реставрация единодушно признается безобразной и испортившей прежний облик мозаик.

      Храм сам по себе всегда – imago mundi и должен отображать по своей идее паноптикум представлений, убеждений и знаний его создателей. Глядя на эти мозаики 560-х гг., времени раннего средневековья, поражаешься, сколь много к тому моменту христианская церковь успела обрести своих святых. Мозаики Сант Аполлинаре свидетельствуют о гонениях Деция, Валериана и Диоклетиана, о мучениках, обезглавленных (погибших “легкой смертью”), убитых камнями и поджаренных заживо на бронзовой решетке.

      Все изображённые святые (за исключением Мартина Турского и Лаврентия) облачены в одинаковые белые одежды — знак святости; на Мартине, в VI веке титульном святом базилики, поверх белого одеяния наброшен аметистовый паллий, а у Лаврентия под белой туникой видна ещё и золотая риза. В отличие от среднего мозаичного ряда все изображённые святые в нижнем ряду подписаны.

      Как показали исследования, этот длинный мозаичный ряд совмещает в себе как мозаики эпохи Теодориха (Христос с ангелами, королевский дворец), хоть и изменённые в 560-х гг., так и мозаики собственно времени Юстиниана (процессия святых). Изначально в процессии участвовали фигуры самого Теодориха и его придворных, которых несколько святых представляли Иисусу. Также изменению подверглась мозаика с изображением палат Теодориха. Исследователи считают, что на фоне центральной арки дворца ранее находилась фигура Теодориха, а во фронтоне — группа из трех фигур: Теодорих на коне посреди богинь городов Рима и Равенны. От этих фигур сохранились хорошо различимые следы нескольких рук на высоте колонн, а также полукруглые очертания голов над горизонтальной опорой, несущей завесы. Сами завесы и призваны были скрыть арианское прошлое базилики.

      Перейдем к северной, “женской” процессии.

      Расположена на северной стене центрального нефа и представляет собой процессию из 22-х мучениц выходящих из равеннского порта Классе (Civitas Classis) по направлению к престолу Богородицы, держащей на коленях младенца Христа, и окружённую четырьмя ангелами.

      Имена первых (от алтаря) 12 мучениц: Евфимия, Пелагия, Агата, Агнесса, Евиалия, Цецилия, Луция, Криспина, Валерия, Викентия, Перпетуя, Фелицитата,

      в числе последующих 10 можно определить фигуры Анастасии Узорешительницы, Виктории и Иустины.

      Все святые держат в руках мученические венцы, композиция аналогична шествию мучеников (фигуры разделены пальмами, под ногами цветочное поле). Во главе процессии изображены волхвы, приносящие свои дары Христу. Они одеты во фригийские колпаки и типичные для варваров штанишки (в Греции и Риме штаны, как известно, не носили, это считалось признаком варварской моды).

      Их фигуры заменили изображение жены короля Теодориха. Все мученицы изображены в одних и тех же одеяниях, но их вышитые золотом туники и белые вуали по богатству и блеску превосходят простые белые мантии мучеников, изображённых на противоположной стене.

      Особый интерес представляет мозаика с изображением города (он подписан Civitas Classis) и порта в Классе, созданная в тот период, когда город и порт ещё существовали.

      Исследователи полагают, что на стенах порта изначально помещались фигуры представителей остготской знати, уничтоженные при переделке мозаик.

      Два слова о капителях колоннады, разделяющей нефы.
      Поверх псевдокоринфских капителей расположены распалубки сводов с нанесенными на них люнетами с изображением святых (по 1 святому и по 1 святой на каждый месяц). На небольших абаках, лежащих поверх капителей, размещены (если смотреть из центрального нефа) изображения крестов.

      Со стороны же боковых нефов вместо крестов на абаках размещены буквы греческого алфавита.
      При написании статьи активно использовался материал Википедии.

      Нотр-Дам де Монреаль

      Базилика Нотр-Дам де Монреаль (Собор Монреальской Богоматери)

      Нотр-Дам де Монреаль – старинная базилика в старой части города Монреаля, имеющая статус кафедрального собора и считающаяся одной из самых красивых церквей Канады. Монументальный неоготический храм поднимается на высоту 70 м, поэтому хорошо заметен издалека. Нотр-Дам де Монреаль является одним из главных украшений Старого города и пользуется большой популярностью у туристов. С 1989 года монреальский собор имеет статус национального памятника Канады.

      Сэкономь на путешествии!

      Видео: Нотр-Дам де Монреаль

      Общая информация

      Первый храм на этом месте появился в 1672 году и был освящен в честь Богоматери. В те времена это была единственная католическая церковь во всем Монреале, и она выполняла функции кафедрального храма. Собор, который сохранился до наших дней, был возведен в XIX веке. На момент постройки он являлся одним из самых больших католических храмов на территории Северной Америки.

      Каждое воскресное утро мелодичный колокольный звон собирает прихожан на традиционную католическую мессу. По субботами в храме проводят венчания. Интересно, что именно в Нотр-Даме де Монреаль проходило бракосочетание знаменитой канадской певицы Селин Дион. Пышная свадьба, прошедшая в 1994 году, привлекла большое внимание прессы и поклонников творчества поп-певицы.

      Для посетителей двери собора открыты ежедневно. Во время мессы всех пускают в храм бесплатно. Те, кто хочет осмотреть интерьеры базилики, могут попасть сюда с понедельника по пятницу с 9.00 до 16.30, по субботам с 9.00 до 15.30, а в воскресные дни с 13.00 до 15.30. Вход для туристов платный. Собранные деньги используются на поддержание ремонт исторического здания. Билет для взрослых стоит 6 $, для детей от 7 до 17 лет – 4 $. Детей младше 7 лет пускают в храм бесплатно.

      Стоимость часовой экскурсии по собору Нотр-Дам де Монреаль для взрослых обходится в 12 $, для детей от 7 до 17 лет – в 8 $. Полуторачасовая экскурсия для взрослых стоит 18 $, для детей от 7 до 17 лет – 8 $. Экскурсии для групп от 10 до 25 человек проводятся на английском и французском языках.

      История собора

      В 1824 году известный архитектор Джеймс О’Доннелл, построивший несколько зданий в Монреале и Нью-Йорке, получил заказ от администрации канадского города на возведение нового католического храма. Для того, чтобы руководить постройкой большого собора, архитектор специально переехал из Нью-Йорка в Канаду.

      Первый камень в фундамент Нотр-Дама де Монреаль заложили в 1829 году, но строительство собора растянулось на долгое время. Через год были возведены нефы, к 1842 году строители поставили первую башню, а здание целиком было закончено только в 1872 году. Еще 7 лет потребовалось на завершение мелких деталей, проведение отделочных работ и оформление интерьеров, которые проходили под руководством Джона Рэдпада.

      Потом решено было соорудить для собора капеллу. По этой причине открытие Нотр-Дама де Монреаль для верующих отодвинули еще на 9 лет. Наконец, в 1888 году величественный католический собор освятили и провели в нем первую мессу.

      В 1978 году произошел сильный пожар. Когда храм восстанавливали, интерьеры капеллы пришлось почти полностью переделать.

      Особенности архитектуры

      Нотр-Дам де Монреаль построен из природного камня в традициях неоготики, поэтому его очертания очень напоминают знаменитый Собор Парижской Богоматери. Примечательно, что этот архитектурный стиль Северная Америка начала осваивать гораздо позже Европы.

      По сторонам от центрального входа поднимаются две монументальные квадратные башни, увенчанные изящными зубцами. Они имеют собственные имена: «Настойчивость» и «Сдержанность». В западной башне висит самый большой колокол Северной Америки, вес которого достигает 12 т. Звук огромного колокола настолько силен, что его можно услышать на расстоянии 15 км. Вход в собор оформлен тремя стрельчатыми арками.

      Что можно увидеть внутри

      Интерьеры Нотр-Дама де Монреаль выглядят очень празднично и торжественно. Храм украшают богатые настенные росписи, изящная резьба по дереву и позолота, а внутренние своды окрашены в глубокий синий цвет. Особого снимания заслуживает кафедра, на которую ведет резная витая лестница с деревянными фигурами, а также цветные витражные стекла, привезенные из французского города Лиможа.

      В соборе есть орган из 7000 труб, который ценят за превосходное звучание. Он был изготовлен в 1891 году известной канадской фирмой «Casavant Frères» и считается одним из самых больших трубных органов в мире. В храме регулярно проводят концерты хоровой и органной музыки, во время которых можно послушать произведения известных композиторов и песни из популярных фильмов. Билет на концерт для взрослого стоит 12 $, а для детей от 7 до 17 лет – 8 $.

      Как добраться

      Нотр-Дам де Монреаль находится на улице Rue Notre-Dame Ouest, 110, в Старом городе Монреаля. По линии 2 монреальского метро необходимо доехать до станции «Place-d’Armes» («Площадь Оружия»). Кроме того, до собора можно добраться на автобусах № 55S, 361N и 363N.

      Собор Монреальской Богоматери

      ” class=”wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_18622″>

      Канадский Собор Монреальской Богоматери находится в области Квебек в исторической части Монреаля. Этот один из красивейших в мире соборов имеет и другое название – Базилика Нотр-Дам де Монреаль.

      Уникальное возведенное в неоготическом стиле здание Собора поражает туристов и путешественников не только огромными около 70 метров колокольнями, именуемыми согласно средневековым обычаям Сдержанностью и Настойчивостью, но и поразительным убранством храма, непревзойденными органными концертами и незабываемыми световыми шоу. Этому величественному сооружению по праву принадлежит звание самой красивой церкви не только в пределах Канады, но и на территории всего североамериканского континента.

      История

      Стоит отметить, что на месте нынешнего грандиозного церковного сооружения в далеком 1672 году была построена небольшая церковь на средства, собранные католической общиной. Ее освятили и назвали в честь Богоматери. Долгое время здесь собирались на богослужение прихожане со всего города, так как эта римско-католическая церковь была единственной в Монреале.

      Со временем город стал разрастаться ускоренными темпами, и вскоре в старой тесной церкви трудно было поместиться всем прихожанам. В 1824 году было принято решение построить более просторный собор, который бы смог вместить всех желающих послушать церковную мессу.

      Архитектор собора

      Возведением и проектированием новой базилики занялся знаменитый архитектор Америки Джеймс О. Доннел. Будучи ирландцем по происхождению и протестантом по своей вере, он настолько был очарован результатами строительства базилики, что умирая, принял католическую веру только для того, чтобы его похоронили в склепе возведенной церкви.

      Строительство

      Над созданием грандиозного храмового сооружения трудились несколько десятилетий и только в 1872 году были закончены основные строительные работы. На отделку здания и на неповторимую роспись внутри Собора ушло еще почти семь лет, а в последующие девять лет решили возводить еще и церковную капеллу. Окончательное завершение строительства и торжественное открытие базилики для посещения богослужений произошло в 1888 году. Полвека ушло на возведение грандиозного сооружения, и результат превзошел ожидания.

      В огромном католическом храме одновременно могут слушать мессу 9 тысяч человек. У всех, кто впервые оказывается в стенах Собора Монреальской Богоматери в Канаде, буквально перехватывает дыхание от увиденного великолепия. Являясь главным украшением Монреаля, Базилика Нотр-Дам де Монреаль включена в почетный список Национального достояния Канады.

      Архитектура

      Очертания Нотр-Дам де Монреаль во многом имеют сходство с легендарным Нотр-Дам де Пари. Однако Монреальский Собор отнюдь не является копией одноименной базилики в Париже. Напротив оригинальные архитектурные идеи канадского храма можно рассматривать как дополнение к образу известного парижского церковного сооружения. Фасад Собора украшен тремя фигурами, каждая из которых является олицетворением Канады, провинции Квебек и города Монреаля.

      Уникальной достопримечательностью Нотр-Дам де Монреаль можно считать доставленный из Британии колокол «Святой Жан Батист», который славится не только огромными размерами и весом более 10 тонн, но и громкостью своего звучания. Колокольный звон «Святого Жана Батиста» слышен на расстояние целых 25 км. Не зря ему принадлежит звание самого громкого колокола Северной Америки. Каждое воскресенье раздается громогласный колокольный звон, созывающий прихожан Монреаля на мессу.

      Интерьер

      Своды собора имеют неповторимый синий цвет. Особого очарования придают сводам сверкающие золотом звезды. Проектом основной части интерьера церкви занимался канадский художник Виктор Бурго. Настоящим украшением алтаря служат резные деревянные скульптуры пророков, для изготовления которых использовались редкие породы дерева. Во время молитвы прихожане зажигают свечи перед алтарем на полукруглых подставках. Огромное количество горящих свечей в громадном соборе создают одухотворенную торжественную атмосферу.

      Возле главного алтаря разместилась Часовня Святого Сердца, большую часть которой уничтожил пожар 1982 года. После пожара алтарь заменили отлитым в бронзе. Незабываемое очарование придают Собору витражи, изготовленные специально для украшения окон Базилики во французском городе Лимож.

      Здесь искусные мастера не покладая рук создавали великолепную мозаику, с помощью которой были получены изображения эпизодов религиозной истории Монреаля. Эти изображения кардинально отличаются от традиционных рассказывающих о библейских историях сцен из Святого писания, которыми разукрашены другие подобные католические храмы.

      Собор Монреальской Богоматери сегодня

      Знаменитый соборный орган изготовила известная канадская фирма «Касаван». Время от времени в стенах Собора проходят концерты органной музыки, играет симфонический оркестр и выступает церковный хор. Иногда здесь устраивают фантастическое музыкальное световое представление, подчеркивающее великолепие и торжественность этой уникальной церкви.

      В Соборе часто бывают знаменитости. Здесь происходил обряд венчания Селин Дион и ее супруга, в стенах Собора бывал блаженный Иоанн Павел II.

      Базилика Нотр-Дам де Монреаль

      Один из красивейших храмов Канады — неоготическая базилика Нотр-Дам де Монреаль (Basilique Notre-Dame de Montréal) — является архитектурной доминантой города. Ее высокие симметричные башни украшают историческую площадь Оружия в самом центре Монреаля и неизменно притягивают внимание туристов. У них даже есть свои собственные имена — «Сдержанность» и «Настойчивость». Кроме того, свое название «Святой Жан-Батист» есть и у главного колокола храма. Обладая самым мощным звучанием в Северной Америке, он заливает красивым звоном окрестности в радиусе 15 километров.

      История

      Нотр-Дам де Монреаль или храм Монреальской Богоматери появился на месте небольшой старинной церкви 17-го века. Несмотря на свои скромные размеры, эта церквушка являлась, тем не менее, кафедральным собором, поскольку была единственной в Монреале. Но вместе с ростом города потребовалось более просторное здание.

      В те времена, когда Монреаль был совсем небольшим городом, базилика была главным и единственным кафедральным собором города

      В 1824 году городская администрация поручила разработку проекта нового храма американо-ирландскому архитектору Джеймсу О’Доннелу. Он быстро справился с задачей, и уже к 1830 году основное здание базилики было готово. Однако дальше работа пошла медленнее, полностью строительство завершили лишь в 1879 году. Еще около 7 лет шла отделка интерьера. Но и на этом работы не закончились! Городские власти решили, что кафедральному собору не обойтись без капеллы.

      Строительство базилики и оформление ее интерьера заняло более 70 лет

      В результате открытие новой церкви состоялось лишь в 1888 году, спустя более чем полвека после начала строительства. Она стала настоящим архитектурным шедевром, который по красоте может посоревноваться с известным парижским собором.

      Базилика Нотр-Дам де Монреаль — наши дни

      Как добраться до базилики Нотр-Дам де Монреаль

      Базилика Нотр-Дам де Монреаль, как и положено историческому памятнику, находится в старинной части города неподалеку от реки Флев Сен-Лоран.

      Точный адрес: 110 Rue Notre-Dame Ouest, Монреаль, QC H2Y 1T2, Канада

      Как добраться от центрального вокзала Монреаля:

      Пешком:1,2 километра через Rue Saint-Jacques. Время в пути составит около 15 минут.

      Пешком:260 метров от центрального вокзала до остановки René-Lévesque / Mansfield.

      Автобус:на остановке René-Lévesque / Mansfield сесть на автобус №747-Е и доехать до René-Lévesque / Saint-Laurent.

      Пешком:750 метров на юго-запад по Boulevard René-Lévesque O в сторону Rue Clark.

      Базилика Нотр-Дам де Монреаль на карте

      Что посмотреть

      В роскошном интерьере собора Нотр-Дам де Монреаль особое внимание привлекают голубые с золотом своды, усыпанные сотнями звезд. Они, наряду с таким же золотисто-голубым алтарем, создают неповторимую атмосферу, которая выделяет этот храм из ряда других. Алтарь своими очертаниями напоминает устремленный ввысь готический замок с изящными деревянными статуями святых.

      Другими яркими деталями интерьера являются резные винтовые лестницы и цветные витражные окна. Эти витражи были изготовлены во Франции и бережно доставлены в Канаду.

      Интересный факт: за столь эффектный интерьер базилику в свое время выбрала для венчания певица Селин Дион.

      Именно в этой базилике венчалась Селин Дион, и в ней же она попрощалась со своим супругом

      Часы работы и стоимость билетов

      Собор Монреальской Богоматери работает ежедневно и как действующий храм, и как туристический объект. Здесь регулярно проводятся экскурсии, хотя можно осмотреть интерьер базилики и самостоятельно — без гида.

      Часы работы для туристов:

      • С понедельника по субботу — с 8:00 до 16:00;
      • По воскресеньям — с 12:30 до 16:00.

      Стоимость посещения:

      435 руб. ) ;
      Для детей до 18 лет — 4 $ (

      290 руб. ) ;

    • Для детей до 7 лет — бесплатно.
    Виртуальная экскурсия по базилике Нотр-Дам де Монреаль
    Базилика Нотр-Дам де Монреаль на видео

    Без визита в базилику Нотр-Дам де Монреаль не обходится ни одно путешествие в Монреаль — она находится в пятерке важнейших достопримечательностей. Но если вы отправились в исторический центр города, стоит обратить внимание и на другие интересные объекты, например, посетить Музей археологии, пройти на площадь Jacques-Cartier или полюбоваться собором Нотр-Дам де Бон Секур. Сюда можно выбраться на целый день и прекрасно провести время.

    Визитная карточка
    Адрес

    110 Rue Notre-Dame Ouest, Montréal, QC H2Y 1T2, Канада

    Официальный сайт
    Стоимость

    Для взрослых — 6 $ (

    435 руб. ) ;
    Для детей до 18 лет — 4 $ (

    290 руб. ) ;
    Для детей до 7 лет — бесплатно

    Время работы

    С понедельника по субботу — с 8:00 до 16:00;
    По воскресеньям — с 12:30 до 16:00

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: