Где находится Церковь Воскресения на Дебре. Местоположение Церкови Воскресения на Дебре на карте Костромы и описание

Церковь Воскресения Христова на Дебре в Костроме

Описание

Церковь Воскресения Христова на Дебре (Воскресенский собор) — православный храм в Костроме, на берегу реки Волги.

История

Воскресенская церковь на Дебре − единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года.

Нижняя Дебря — одна из древних улиц Костромы, проходящая вдоль левого берега Волги. Название улицы указывает на густые заросли у реки, заросшую лесом низину, чащу. Эта версия подтверждается названием другой древней улицы, проходящей рядом — Лесная. Впрочем, уже в XVII веке с названием Нижняя Дебря конкурирует другое — Нижнебережняя улица, а со второй половины XIX века. Нижняя Набережная улица.

По преданию, первая церковь «на нижней дебре» была поставлена костромским князем Василием Ярославичем (1248—1276). Как сообщает дошедшее фрагментами его «Житие», молодой князь любил охотиться в борах над Черной речкой и, чтобы не водить всякий раз с Сулы своры собак, перевел туда псарню, поселил псарей и построил для них деревянную церковь Воскресения. К XV в. выросший вдоль Волги Вознесенский посад достиг здешних мест, в XVII веке в районе Дебри располагались многочисленные кожевенные мастерские. В начале XVII века здесь, на Нижней Дебре, значится шатровая деревянная посадская церковь Воскресения с приделом св. Екатерины и с теплой церковью Космы и Дамиана.

Умножившееся посадское население решило возвести на их месте каменный храм. Самый крупный вклад на его сооружение внес богатый торговец из Гостиной сотни Кирилл Григорьев сын Исаков, живший неподалеку — «от реки от Черной идучи к Боровой улице». Согласно преданию, среди бочонков краски, поставленных ему из Англии, обнаружил один не с краской, а с золотыми монетами. Исаков решил использовать их на строительство церкви.

Строили храм мастера из Ярославля и Великого Устюга. Храм был расписан вскоре после постройки, в 1650—1652 годах. Предположительно, росписи сделаны мастерами артели Василия Запокровского, а фрески Трехсвятительского придела — в 1670 году, как предполагают, Гурием Никитиным и его артелью.

В 1740-х годах окна церкви были растесаны, проемы галереи заложены, а западное крыльцо соединено крытым переходом со Святыми воротами.

Первоначально при храме была колокольня. Но в 1801 году при перестройке соседнего «тёплого» Знаменского храма, составляющего с Воскресенской церковью единый комплекс, колокольня была разобрана, а на ее месте возведена новая, примыкающая к Знаменской церкви.

В 1911—1912 годах церковь была частично реставрирована архитектором Д. В. Милеевым. В 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, её посещал император Николай II с дочерьми и свитой.

В советское время храм оставался действующим до 1930-х годов. Тогда он был закрыт, и в его стенах устроили зернохранилище, а в подклете был военный склад. В 1946 году храм вновь был открыт. По воспоминаниям современников, в храме не было полов, были выломаны иконы из иконостасов, выбиты окна… Более четверти века (с 1964 года) небольшая церковь служила кафедральным собором Костромской епархии. Здесь до 1991 года сохранялась одна из самых почитаемых костромских святынь — Феодоровская икона Божией Матери из разрушенного в 1934 году Успенского собора. В 1967—1969 годах были проведены реставрационные работы во входной группе и Святых воротах.

При церкви Воскресения на Дебре в 1993 года был учрежден Знаменский женский монастырь, в ведение которого также была передана полуразрушенная соседняя Знаменская церковь. Сейчас она восстанавливается, полностью отстроена заново пятиярусная колокольня..

Архитектура

Здание церкви — крестовокупольное, без трапезной, четырехстолпное и пятиглавое, с тремя апсидами. Церковь поставлена на подклет и окружена галереями с крыльцами (три шатровых крыльца с лестницами-всходами).

Северный придел Трех Святителей с горкой кокошников — одноглавый. Его интерьер является наиболее древним и цельным.

Помещение храма разделено четырьмя квадратными столбами с перекинутыми между ними и стенами подпружными арками на девять частей. Подкупольный квадрат сдвинут к востоку. У галереи — коробовые своды с распалубками над арками, у крылец — крестовые. Придел перекрыт сомкнутым сводом, все апсиды — коробовыми с конхами.

«Святые ворота» ограды находятся с западной стороны церкви и представляют собой кирпичное сооружение с белокаменными деталями в виде двухпролетной арки с широким проездом и более узким проходом, поставленное вдоль улицы.

Читайте также:
Петровац в Черногории: отдых и достопримечательности курорта

Воскресенский собор на Дебре (Кострома)

Храм Воскресения на Дебре — единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года. По преданию, первая церковь «на нижней дебре», то есть в густых зарослях у реки, была поставлена младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича — Василием Ярославичем Квашней.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
    • 2.1 Описание
    • 2.2 Деятельность прихода
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Ссылки

История [ править ]

Храм Воскресения на Дебре — единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года. По преданию, первая церковь «на нижней дебре»,то есть в густых зарослях у реки, была поставлена младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича — Василием Ярославичем Квашней. Предание также гласит, что здешние места были излюбленными охотничьими угодьями молодого костромского князя.

В XV веке здесь стали селиться люди, разросся в эту сторону посад, и к XVII веку здешняя часть города славилась своим искусными кожевниками. Разумеется, район был богатым. В начале XVII века здесь, на Нижней Дебре, значится шатровая деревянная церковь Воскресения с приделом Екатерины и с теплой церковью Козьмы и Дамиана. С возведением нынешнего храма ,одного из лучших украшений Костромы, также предшествовало интересное событие. В середине XVII века костромской купец из Гостиной сотни, Кирилл Григорьев, сын Исаков, ведший крупную торговлю кожами, среди бочонков краски поставленных ему из Англии, обнаружил один не с краской, а с золотом. Богобоязненный купец решил, что такой подарок можно использовать только на постройку церкви.

Новый каменный храм получился поистине великолепным. Но ,в отличии от грандиозного величественного Троицкого собора Ипатьевского монастыря, на который он отчасти похож, храм Воскресения на Дебре более оживлен декором и от этого смотрится более ярко, нарядно и жизнерадостно. Это высокое пятиглавое здание с крупными главами на мощных световых барабанах, стены разделены парными изящными полуколонками, а наличники окон украшены кокошниками. Замечательны апсиды храма, расписанные «бриллиантовым рустом»(т.е.имитирующими объем четырехугольными шашечками)-такой прием неоднократно применялся в храмах XVII век, например, в Троице-Сергиевой Лавре или в кремле Ростова Великого. Кроме того, храм украшен поливными изразцами и каменной резьбой с изображением растений, мифических зверей и птиц.

В храме было устроено два придела, возможно, по именам святых покровителей родителей Исакова, которых звали Григорием и Екатериной. Южный придел в дьяконнике был освящен в честь Екатерины(в старой деревянной церкви также значится Екатериненский придел, и сохранили его не случайно),а большой северо-восточный придел — в честь Трех Святителей — Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого.

Церковь окружена одноэтажной галереей с арками(ныне они заложены, первоначально же были открытыми и придавали храму еще большую легкость и объемность).На галерею ведут крыльца на ползучих арках(т.е.арках на разной высоте).Северное и Южное крыльцо увенчаны широкими гранеными шатрами, добавляющими к облику церкви большую сложность и нарядность. Шатры на крыльцах окружены двойными рядами кокошников в лучших традициях русского узорочья. Третье крыльцо — западное, особенно интересно. Первоначально оно также было самостоятельным и выводило в сторону красивых трехшатровых Святых ворот — равесников храма. Позднее западное крыльцо было соединено с воротами переходом. Ворота- сами по себе выдающийся памятник русского зодчества, они увенчаны тремя гранеными маленькими шатрами, украшены каменной резьбой и изразцами. Храм был окружен оградой, которую сначала перестроили в 1802 году, заменив на кованную, а в советское время разобрали.

Храм был расписан вскоре после постройки, в 1650-1652 годах. Предположительно, росписи сделаны мастерами артели Василия Запокровского. В процессе многочисленных ремонтов фрески были закрашены, их раскрыли заново только в 1960-х годах. Все фрески восстановить не удалось, но частично старинная роспись снова видна. Наиболее интересны росписи Трехсвятительского придела. Они сделаны на 18 лет позже, чем в основном объеме храма, и их автором является известный мастер Гурий Никитин, расписавший многие храмы в Ярославле и собор Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Придел Трех Святителей замечателен еще и тем, что в нем сохранился старинный пятиярусный резной иконостас с тончайшей деревянной резьбой и древними иконами. В главном храме иконостас более новый-1852 года ,но с включенными в него древними образами из прежнего иконостаса.

Читайте также:
Иерусалим, столица Израиля – все о городе с фото и видео

Первоначально при храме была колокольня. Но при перестройке соседнего «теплого» Знаменского храма, составлявшего с Воскресенской церковью единый комплекс, колокольня была разобрана, а на ее месте возведена новая, примыкающяя к Знаменской церкви.

Церковь Воскресения на Дебре известна тем, что в 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, ее посещал император Николай II с дочерьми Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией. Утверждается даже, что они поднимались на колокольню Знаменской церкви, чтобы полюбоваться оттуда видами Волги.

В советское время храм оставался действующим до 1930-х годов. Тогда он был закрыт, и в его стенах устроили зернохранилище. Более десяти лет уникальное здание служило складом для зерна, но в 1946 году храм вновь был открыт. Колокольня «теплой»3наменской церкви была разрушена, а само здание находилось в тяжелом состоянии. Немногим лучше было состояние и церкви Воскресения-по воспоминаниям современников, в храме не было полов, были выломаны иконы из иконостасов, выбиты окна..Постепенно прихожане привели храм в порядок и начали богослужения. В течение всех послевоенных лет церковь Воскресения на Дебре постоянно пытались закрыть, но прихожане и церковные власти сопротивлялись настолько сильно, что в конце концов сделали кафедральным, взамен разрушенного Успенского собора в центре города-видимо, решили, что церковь на отдаленном конце улицы не будет слишком мозолить глаза властям. Здесь долгое время сохранялась одна из самых почитаемых костромских святынь-икона Федоровской Божией Матери из разрушенного Успенского собора. В 1991 году икона была пересена в отреставрированный собор Богоявленского — Анастасииного монастыря.

Современное состояние [ править ]

Описание [ править ]

Здание церкви — крестовокупольное, без трапезной, четырёхстолпное и пятиглавое, с тремя апсидами. Церковь поставлена на подклет и окружена галереями с крыльцами (три шатровых крыльца с лестницами-всходами).

Северный придел Трёх Святителей с горкой кокошников — одноглавый. Его интерьер является наиболее древним и цельным.

Помещение храма разделено четырьмя квадратными столбами с перекинутыми между ними и стенами подпружными арками на девять частей. Подкупольный квадрат сдвинут к востоку. У галереи — коробовые своды с распалубками над арками, у крылец — крестовые. Придел перекрыт сомкнутым сводом, все апсиды — коробовыми с конхами.

«Святые ворота» ограды находятся с западной стороны церкви и представляют собой кирпичное сооружение с белокаменными деталями в виде двухпролётной арки с широким проездом и более узким проходом, поставленное вдоль улицы.

Деятельность прихода [ править ]

  • Попечительство о больных
  • Организация паломнических поездок
  • Помощь малоимущим и многодетным семьям
  • Духовно-нравственное и патриотическое воспитание юношества и детей

Святыни [ править ]

Начиная рассказ о свя­тынях храма Воскресе­ния Христова на Дебре, нельзя не напомнить еще раз, что в нем более полувека — с 1964 по 1991 год — пребывала чудотворная Федоровская икона Божией Матери. Уйдя из церкви в Анастасиино-Богоявленский собор Костромы, она на самом деле никуда не ушла — справа от Царских врат в киоте находится чтимый список с чудотворного обра­за, выполненный в середине XIX века и принимавший участие многих крестных ходах. Он одет богатым окладом, инкрустированным эмаля­ми тонкой работы (в данный момент находится на реставрации).

Древней святыней можно считать и центральный иконостас, так как, хоть он и был заменен в 1852 году, но в нем сохранились некоторые образа из иконостаса XVII столетия.

Перед иконостасом в специально устроенном ковчеге почивают частицы мощей Киево-Печерских святых: прп. Ильи Муромца (память 19 декабря по н/с); прп. Прохора Лебедника (память 10 февраля по н/с); прп. Дамиана Целебника (память 5 октября по н/с);св. Нифонта, архиепископа Новгородского (память 8 апреля по н/с) и прп. Марка Гробокопателя (память 29 декабря по н/с) и прп. Спиридона Просфорника (память 31 октября по н/с). Над ковчегом поме­щена большая икона этих святых.

Правее списка с Феодоровского образа Божией Матери в отдельно стоящем киоте помещен древний список с чудотворной иконы святи­теля Николая Мирликийского, назы­ваемой «Николо-Бабаевской», с во­семью клеймами.

Первообраз связан с Николо-Бабаевским монастырем, который рас­полагается на Волге, неподалеку от нынешней границы Ярославской и Костромской областей.

Читайте также:
Пещера Постойна на карте

Чудесное явление иконы произо­шло не позднее второй половины XIV века. Сохранилось сказание об этом событии: «Икона чудотвор­ная святого Николы, — повествует оно, — приплыв рекою Волгою на бабайке (так называли большие весла, употреблявшиеся при спла­ве леса. — Ред.), приста к брегу; благовернии же людие обретоша оную, изнесоша и поставиша на брег в дуб­раву зело красну, идеже монастырь ныне; и начаша людие мнозии стекатися на поклонение святой иконе и чудеса деяхуся; и прииде некто инок Сергиева монастыря Иоанн и устрой первый храм молитвенный из бабаек, и придел во имя Сергия Чудотворца Радонежского; и начаша монастырь созидати…»

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия, Костромская область, г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37

Телефон: +7 (4942) 32 05 71 (канцелярия храма)

Церковь Воскресения на Дебре

Церковь Воскресения на Дебре — православный храм в Костроме, один из тех памятников искусства, без которого нельзя представить облик старинной Костромы. Церковь в полной мере дает представление о ее художественной культуре.

Знаменитая церковь Воскресения — единственный сохранившийся в городе храм, который относится к XVII веку. Постройка выполнена из кирпича, украшена белым резным известняком, стены расписаны яркими красками «в шашечку». В интерьерах церкви сохранилась древняя стенопись XVII века, представляющая собой большую художественную ценность. В 1870-х годах стены и своды галереи были расписаны масляной живописью, скрывшей первоначальную фресковую роспись 1652 года. Часть этих фресок была раскрыта в 1958–1961 годах художниками-реставраторами. На стенах изображены ангелы со свитками, записывающими имена всех входящих на службу и выходящих из церкви прежде окончания литургии. Также имеются фрески, на которых оказаны сцены мучений грешников в аду.

Единый ансамбль с Церковью Воскресения составляет колокольня Знаменской церкви. «Святые ворота» ограды находятся с западной стороны церкви и представляют собой кирпичное сооружение с белокаменными деталями в виде двухпролётной арки с широким проездом и более узким проходом. Северный придел Трёх Святителей с горкой кокошников — одноглавый. Его интерьер является наиболее древним и цельным.

У входа в Святые ворота гостей приветствуют мифологические существа: лев, единорог, пеликан, алконост. Внутри собор красиво украшен.

В названии церкви «на Дебре» означает, что в древности здесь рос дремучий лес. В Костроме существовало две «дебри» — верхняя, располагавшаяся на горе на крутом берегу Волги, и нижняя — под горой.

При храме Воскресения на Дебре работает Воскресная школа, где проводятся занятия с детьми. Школа начала свою работу в 2012 году. В ходе занятий детям в игровой форме рассказывают основы христианской веры и библейские сюжеты. Занятия проводятся по воскресеньям.

История

Воскресенская церковь на Дебре была возведена в середине XVII века. Нижняя Дебря — одна из древних улиц Костромы, проходящая вдоль левого берега живописной Волги. Постройка церкви была завершена к 1645 году, в 1650 году храм был освящен.

Вместе с этой постройкой были сооружены миниатюрные Святые врата с арочными проемами, которые были украшены белокаменными вставками с миниатюрной резьбой и изображениями льва, единорога, сирены, пеликана.

Первая деревянная церковь «на нижней дебре» была возведена костромским князем Василием Ярославичем. Затем было принято решение построить каменный храм. Храм расписали сразу после постройки, в 1650–1652 годах, а фрески Трёхсвятительского придела — в 1670 году.

За годы существования церковь регулярно реконструировали. Изначально при храме располагалась колокольня, но в 1801 году она была полностью демонтирована, в момент перестройки соседнего храма, который составлял с Воскресенской церковью единый комплекс. На месте колокольни была установлена новая, рядом со Знаменской церковью. В 1911–1912 годах церковь была снова реставрирована. В 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, её посетил император Николай II со своей семьей.

В советский период храм работал до 1930-х годов. Затем он был закрыт, а внутри располагались зернохранилище и военный склад. В 1946 году церковь вновь открыли, но при храме не оказалось полов, были сломаны иконы, выбиты окна. До 1991 года здесь хранилась одна из самых почитаемых костромских святынь — Феодоровская икона Божией Матери. В 1967–1969 годах церковь снова отреставрировали. В 1993 году при церкви заработал Знаменский женский монастырь.

Читайте также:
Храмовый комплекс Яннасангварарам, Таиланд — подробная информация с фото

Церковь окружена одноэтажной галереей с арками, сейчас они заложены, а изначально были открытыми. На сегодняшний день Церковь Воскресенья на Дебре является действующим храмом, куда можно прийти и посмотреть ее внешний вид, фрески, а также посетить богослужения. Внутреннее убранство церкви восхищает многих жителей и гостей города. Все, кто побывал в церкви, советуют познакомиться с этим умиротворенным местом и называют его обязательным к посещению.

Как добраться до Церкви Воскресения на Дебре

Церковь Воскресенья на Дебре расположилась на красивейшем берегу реки Волги на улице Нижняя Дебря.

Те, кто приезжает в Кострому на автомобиле по мосту через Волгу, не могут не заметить примечательную церковь, которая является выдающимся памятником русской художественной культуры XVII века. Церковь непременно бросается в глаза своей уникальностью.

Церковь расположилась относительно недалеко от центра города, добраться до нее можно на разном транспорте:

  1. На автобусе: № 10, 15, 21, 48, 52, 57, 65, 66, 83, 125, 127, 128, 130, 131, 132, 139, 147.
  2. На маршрутке: № 76, 93, 94.
  3. На троллейбусе: № 19.

Выходить на остановке «Улица Подлипаева», затем идти вдоль улицы в сторону Волжского моста, у моста свернуть налево на улицу Нижняя Дебря.

  1. На такси: Сервис заказа такси «Максим», Служба заказа такси «Поехали», Такси Форсаж, Сервис заказа такси Яндекс Go (Яндекс. Такси), Такси «Союз».

Панорама Церкви Воскресения на Дебре на Яндекс. Картах:

Видео: Церковь Воскресенья на Дебре (Кострома)

Церковь Воскресения на Дебре

Церковь Воскресения на Дебре находится в Костроме Нижней Дебре. По преданию, первый деревянный храм на этом месте был построен в 13 веке костромским князь Василием Ярослзвичем. Впервые упоминаются в 1628 году, когда здесь, «в посаде на Дебре», стояли деревянные шатровый храм Воскресения Христова с приделом великомученицы Екатерины и клетская церковь святых Космы и Дамиана с приделом великомученика Георгия.

В период между 1623 и 1645 гг. взамен деревянного купцом К. Г. Исаковым (умер в 1645 гогу и погребен в подклете храма) был построен каменный Воскресенский храм — пятиглавый, четырехстолпный, трехабсидный, окруженный галереей, на которую с трех сторон вели увенчанные шатрами крыльца.

С севера к храму примыкал Трехсвятительский придел, увенчанный тремя рядами кокошников. По словам искусствоведа Г.К. Лукомского, Воскресенский храм представлял собой «наиболее цельный в Костроме тип храма русского зодчества периода расцвета, золотой, поры его». Перед Церковью Воскресения на Дебре в Костроме были выстроены Святые ворота с двумя арочными проемами, увенчанные тремя шатрами и украшенные белокаменными вставками с изображением льва, единорога, птицы сирин и неясыти.

В 1650-1651 гг, храм на Дебре и галерея были расписаны артелью художников во главе с известным костромским мастером В. И. Запокровским (позднее, е 80-е гг., 17 века храм был заново расписан). Во второй половине 17 века, (точное время неизвестно) взамен деревянной Георгиевской церкви был возведен, каменный двухстолпный храм.

Между Воскресенским и Георгиевским храмами находилась каменная, скорее всего, шатровая колокольня. К сожалению, позднее прекрасный храмовый ансамбль понес существенные потери; в 18-19 вв. был полностью перестроен Георгиевский храм (в 1802 г. переосвященный в честь Знамения Божией Матери), в начале 19 века разобрали старую колокольню и взамен нее в 1802 г. возвели новую четырехьярусную колокольню в стиле классицизма. В 19 начале 20 вв. Воскресенский храм на Дебре в Костроме воспринимался как один из важнейших памятников Костромы.

Во время своих визитов в город его обычно посещали представители династии Романовых. Например 20 мая 1913 года, во время торжеств в честь 300-летия дома Романовых храм Воскресения на Дебре в Костроме посетили император Николай II с четырьмя великими княжнами. Храм изучали историки и искусствоведы (Н. В. Покровский, И.А. Шляхов, И.В. Баженов, Г.К. Лукомошй и др.), изображали художники (Н.Г. Чернецов, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев).

Обе церкви были закрыты в начале 30-х гг. 20 века. Воскресенский храм в Костроме использовался под склад ячменя (к счастью, его интерьеры пострадали относительно немного, в частности сохранился уникальный иконостас 17 века в Трехсвятительском приделе). В середине 1930-х гг, разрушили колокольню у Знаменской церкви, вслед за чем в полуразрушенном церковном здании был устроен гараж.

Читайте также:
Рабочая виза для россиян в Италию - в 2022 году, как получить, список документов, разрешение на оформление, цель трудоустройства

Воскресенский храм возвращен Русской православной церкви в июне 1946 года, 28 июля 1946 года он заново был освящен епископом Антонием (Кротевичем). С 1964 по 1991 гг. храм являлся кафедральным собором Костромской епархии, здесь служили костромские архиереи, находилась главная святыня края Феодороеская икона Божией Матери. 7 мая 1993 г. во время своего пребывания в Кострому храм посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. В 1995 году было торжественно отмечено 350-летие сооружения каменного Воскресенского храма.

Собор Воскресения на Дебре в Костроме открыт ежедневно с 7:30 до 20:00. В 8:30 совершается Божественная литургия, в 17:00 — всенощное бдение. В воскресные и праздничные дни в храме служат две литургии — в 6:30 и в 9:30. Открывается в такие дни он, соответственно, раньше. Престольные праздники — память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (13/26 сентября), великомученицы Екатерины (24 ноября/7 декабря), святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января/12 февраля). Особо отмечаются также дни, посвященные Феодоровской иконе Божией Матери (14/27 марта и 16/29 августа), хотя центр этих празднований находится, конечно, в Богоявленско-Анастасиином соборе.

Подробнее о храме Воскресения на Дебре в Костроме

  • История возникновения Церкви Воскресения на Дебре
  • Жизнь Церкви Воскресения на Дебре
  • Как спасали храм
  • Фрески, иконы и частицы мощей в Церкви Воскресения на Дебре
  • Облик Церкви Воскресения на Дебре снаружи
  • Облик Церкви Воскресенья на Дебре внутри
  • Структура храма Воскресения на Дебре
  • Знаменская церковь
  • Под защитой апостола Иоанна
  • В память о гробе Господнем

Месторасположение

Адрес: г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37
Телефон: (4942) 54-77-52
Режим работы: ежедневно с 7.30 до 20.00

СОБОР ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА НА ДЕБРЕ

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) КОСТРОМСКАЯ ЕПАРХИЯ

О храме

Церковь Воскресения на Дебре

Храм Воскресения на Дебре — единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года. По преданию, первая церковь «на нижней дебре»,то есть в густых зарослях у реки, была поставлена младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича — Василием Ярославичем Квашней. Предание также гласит, что здешние места были излюбленными охотничьими угодьями молодого костромского князя.

В XV веке здесь стали селиться люди, разросся в эту сторону посад, и к XVII веку здешняя часть города славилась своим искусными кожевниками. Разумеется, район был богатым. В начале XVII века здесь, на Нижней Дебре, значится шатровая деревянная церковь Воскресения с приделом Екатерины и с теплой церковью Козьмы и Дамиана. С возведением нынешнего храма ,одного из лучших украшений Костромы, также предшествовало интересное событие. В середине XVII века костромской купец из Гостиной сотни, Кирилл Григорьев, сын Исаков, ведший крупную торговлю кожами, среди бочонков краски поставленных ему из Англии, обнаружил один не с краской, а с золотом. Богобоязненный купец решил, что такой подарок можно использовать только на постройку церкви.

Новый каменный храм получился поистине великолепным. Но ,в отличии от грандиозного величественного Троицкого собора Ипатьевского монастыря, на который он отчасти похож, храм Воскресения на Дебре более оживлен декором и от этого смотрится более ярко, нарядно и жизнерадостно. Это высокое пятиглавое здание с крупными главами на мощных световых барабанах, стены разделены парными изящными полуколонками, а наличники окон украшены кокошниками. Замечательны апсиды храма, расписанные «бриллиантовым рустом»(т.е.имитирующими объем четырехугольными шашечками)-такой прием неоднократно применялся в храмах XVII век, например, в Троице-Сергиевой Лавре или в кремле Ростова Великого. Кроме того, храм украшен поливными изразцами и каменной резьбой с изображением растений, мифических зверей и птиц.

В храме было устроено два придела, возможно, по именам святых покровителей родителей Исакова, которых звали Григорием и Екатериной. Южный придел в дьяконнике был освящен в честь Екатерины(в старой деревянной церкви также значится Екатериненский придел, и сохранили его не случайно),а большой северо-восточный придел — в честь Трех Святителей — Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого.

Церковь окружена одноэтажной галереей с арками(ныне они заложены, первоначально же были открытыми и придавали храму еще большую легкость и объемность).На галерею ведут крыльца на ползучих арках(т.е.арках на разной высоте).Северное и Южное крыльцо увенчаны широкими гранеными шатрами, добавляющими к облику церкви большую сложность и нарядность. Шатры на крыльцах окружены двойными рядами кокошников в лучших традициях русского узорочья. Третье крыльцо — западное, особенно интересно. Первоначально оно также было самостоятельным и выводило в сторону красивых трехшатровых Святых ворот — равесников храма. Позднее западное крыльцо было соединено с воротами переходом. Ворота- сами по себе выдающийся памятник русского зодчества, они увенчаны тремя гранеными маленькими шатрами, украшены каменной резьбой и изразцами. Храм был окружен оградой, которую сначала перестроили в 1802 году, заменив на кованную, а в советское время разобрали.

Храм был расписан вскоре после постройки, в 1650-1652 годах. Предположительно, росписи сделаны мастерами артели Василия Запокровского. В процессе многочисленных ремонтов фрески были закрашены, их раскрыли заново только в 1960-х годах. Все фрески восстановить не удалось, но частично старинная роспись снова видна. Наиболее интересны росписи Трехсвятительского придела. Они сделаны на 18 лет позже, чем в основном объеме храма, и их автором является известный мастер Гурий Никитин, расписавший многие храмы в Ярославле и собор Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Придел Трех Святителей замечателен еще и тем, что в нем сохранился старинный пятиярусный резной иконостас с тончайшей деревянной резьбой и древними иконами. В главном храме иконостас более новый-1852 года ,но с включенными в него древними образами из прежнего иконостаса.

Первоначально при храме была колокольня. Но при перестройке соседнего «теплого» Знаменского храма, составлявшего с Воскресенской церковью единый комплекс, колокольня была разобрана, а на ее месте возведена новая, примыкающяя к Знаменской церкви.

Церковь Воскресения на Дебре известна тем, что в 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, ее посещал император Николай II с дочерьми Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией. Утверждается даже, что они поднимались на колокольню Знаменской церкви, чтобы полюбоваться оттуда видами Волги.

В советское время храм оставался действующим до 1930-х годов. Тогда он был закрыт, и в его стенах устроили зернохранилище. Более десяти лет уникальное здание служило складом для зерна, но в 1946 году храм вновь был открыт. Колокольня «теплой»3наменской церкви была разрушена, а само здание находилось в тяжелом состоянии. Немногим лучше было состояние и церкви Воскресения-по воспоминаниям современников, в храме не было полов, были выломаны иконы из иконостасов, выбиты окна..Постепенно прихожане привели храм в порядок и начали богослужения. В течение всех послевоенных лет церковь Воскресения на Дебре постоянно пытались закрыть, но прихожане и церковные власти сопротивлялись настолько сильно, что в конце концов сделали кафедральным, взамен разрушенного Успенского собора в центре города-видимо, решили, что церковь на отдаленном конце улицы не будет слишком мозолить глаза властям. Здесь долгое время сохранялась одна из самых почитаемых костромских святынь-икона Федоровской Божией Матери из разрушенного Успенского собора. В 1991 году икона была пересена в отреставрированный собор Богоявленского — Анастасииного монастыря.

Где находится Церковь Воскресения на Дебре. Местоположение Церкови Воскресения на Дебре на карте Костромы и описание

Даты строительства каменной Воскресенской церкви на Дебре в разных источниках разнятся. Обычно пишут – “до 1652 года”. За нижнюю границу временного интервала, когда мог возводиться храм Воскресения Христова, берётся 1630 год (из “Переписных книг”). Верхняя граница тоже берётся из дореволюционной описи церкви, в которой упоминается серебряный крест с надписью: “Лета 7153 (1645). положен сей крест по рабе Божие Кирилле в дом боголепнаго Воскресения Христова”. Таким образом, получается, что Воскресенская церковь на Дебре строилась между 1630 и 1645 годами. Названный в этой посвятительной надписи Кирилл Григорьевич Исаков сыграл ключевую роль в истории строительства храма. Он происходил из известного московского купеческого рода Морозовых; в документах 1627 года значится как член Гостиной сотни – привилегированного купеческого сословия; в 1632 году перебрался в Кострому, где завёл крупную торговлю кожами. Популярная легенда рассказывает, что однажды Исаков заказал в Англии несколько бочек краски, а получив их, был несказанно удивлён тем, что одна из этих бочек оказалась доверху наполнена золотом. Благочестивый купец решил не искушать судьбу и назначил золото на богоугодной дело – строительство каменного храма. До окончания работ Исаков не дожил – его похоронили в подклете новой церкви, ещё не освящённой. Посвящение храма осталось прежним (как и у его деревянных предшественников); кроме того, было устроено два придела: с севера – во имя святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; в диаконнике (южной части алтаря) – во имя великомученицы Екатерины. Посвящения приделов, очевидно, совершались во исполнение воли заказчика: отца Кирилла Исакова звали Григорием, а мать – Екатериной.

Читайте также:
Париж за один день: от Нотр-дам-де-Пари до Эйфелевой башни

Новый храм был освящён в 1650-1652 годах, причём сначала – только Трёхсвятительский придел. На алтарной стороне его иконостаса сохранилась надпись: “Лета 7158 (1650) июня в 12 день освящена бысть сия церковь Трёх святителей. по душе Кирилла Исакова в вечную память”. Спустя два года освятили и всю церковь, о чём извещает надпись в клейме на восточной стороне юго-западного столпа: “Создана бысть сия церковь во имя трехдневнаго Воскресения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа в лето 7160 (1652). радением всего чина веродержителей, Кирилла Григорьева сына Исакова и Воскресенских прихожан христолюбивых людей, а освящена бысть церковь сия 7160 года октября 12 дня”.

Вскоре после освящения церкви Воскресения Христова, состоявшегося в 1652 году, её паперти были расписаны артелью под руководством замечательного мастера, “кормового иконописца большей статьи” Василия Ильина Запокровского, до того работавшего в Успенском соборе Московского Кремля, Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря и других знаменитых храмах. Кроме того, фресками покрыли своды и барабаны глав четверика. Остальные площади остались нерасписанными; опись 1779 года указывает, что “четыре столпа и вся оная церковь подщекотурена внутри просто”. Продолжению работ помешала эпидемия чумы 1654-1655 годов – возможно, самая страшная во всей истории России. Тогда от морового поветрия, согласно подсчётам исследователей, погибло около половины всего населения страны. Не пережил мор и Василий Запокровский. Лишь в 1670 году в Воскресенский храм вновь пришли художники – тогда артель знаменитого мастера Гурия Никитина расписала Трёхсвятительский придел.

В конце ХVII столетия фасады церкви украсили “травами” и так называемым “бриллиантовым рустом”. У последнего термина есть два значения. Во-первых, так называется специальная огранка лицевой стороны фасадных камней в форме четырёхгранных пирамид; во вторых – имитация подобной “огранки”: при этом стена расписывается прямоугольными шашками, которые делятся диагоналями начетыре треугольника, раскрашенных в разные цвета. Подобный приём часто применялся в тогдашней русской архитектуре. В случае Воскресенского храма имела место быть как раз имитация. Ныне “бриллиантовым рустом” покрыты только апсидные полукружия.

Читайте также:
Трудовая иммиграция: последствия, преимущества и недостатки

Прошло чуть менее века, и в 1740-е годы Воскресенской церкви потребовалась реконструкция. Первоначальное позакомарное покрытие храма заменили четырёхскатной кровлей (обычное дело для той эпохи); такой же кровлей скрыли пирамиду кокошников на Трёхсвятительском приделе. Растесали оконные проёмы основного четверика. Арки галерей заложили кирпичом, так как оказалось, что “открытые” галереи не вполне удобны: зимой их заносило снегом, летом заливало дождём, что добавляло сырости, которой и так хватало от Волги, текущей недалеко от храма. Живописные Святые ворота с тремя шатрами и двумя арками, “проездной” и “проходной”, возводились одновременно с Воскресенской церковью, но до реконструкции 1740-х годов они оставались отдельным сооружением – теперь их соединили крытым переходом с западным крыльцом храма, включив, таким образом, в единый храмовый ансамбль. 1852 год запомнился прихожанам заменой главного иконостаса – правда, почти все иконы из прежнего иконостаса ХVII века были в него включены.

Новые масштабные работы в Воскресенском храме датируются 1870-ми годами. К юго-восточному углу церкви тогда пристроили помещение ризницы с полукруглым, напоминающим алтарные апсиды, завершением. В основном четверике работали иконописцы, о чём свидетельствует надпись на северной стороне юго-восточного столпа с перечислением имён трудившихся здесь мастеров. Интересно, что расписывали они храм по программе, созданной в ХVII веке. К сожалению, не обошлось и без “самодеятельности”, в результате которой оказались записаны древние фрески в Трёхсвятительском приделе (эту позднейшую запись реставраторы удалили в 1960-е годы). Одновременно реставрировали оригинальный иконостас Трёхсвятительского придела. Особые торжества, развернувшиеся в Костроме в 1913 году, в дни празднования трёхсотлетия дома Романовых, не обошли стороной церковь Воскресения Христова на Дебре. Нужно сказать, что самодержцы и члены их семей нередко навещали Кострому, откуда Михаил Фёдорович Романов был призван на царство в 1913 году и которую они в некотором роде считали своей “колыбелью”. Увы, до Дебри они не добирались, ограничиваясь кафедральным Успенским собором и Ипатьевским монастырём. Но в приезд Николая II в 1913 году всё было по-другому; 20 мая вместе с дочерями он посетил Воскресенскую церковь и даже, будто бы, поднимался на колокольню соседнего Знаменского храма, чтобы полюбоваться оттуда волжскими видами.

Читайте также:
Срок регистрации по месту жительства после выписки - в 2022 году, без штрафа

После 1917 года в Костроме всё было как и везде в России – в 1920-е годы богоборцы неуклонно усиливали давление на Церковь. Изымались церковные ценности, закрывались храмы, священнослужители и наиболее ревностные прихожане подвергались репрессиям. Воскресенская церковь на Дебре продолжала действовать до самых 1930-х годов, после чего была закрыта. Закрыв её для богослужений, большевики устроили в ней зернохранилище (а в подклете, по некоторым сведениям, воинский склад). В 1946 году, на волне потепления отношений между властями и Церковью, Воскресенский храм вернули верующим. Первая встреча прихожан с храмом была печальной – в нём царила мерзость запустения: отсутствовали полы, стёкла в окнах, иконы в иконостасе. Но энтузиазма хватало, и довольно быстро в церкви навели порядок – 28 июля 1946 года епископ Костромской и Галичский Антоний (Кротевич) освятил храм. При этом была произведена некоторая реорганизация храмового пространства – Екатерининский придел переместили из диаконника в южное крыло галереи, опоясывающей церковь. Увы, время относительного перемирия, заключённого государством с Церковью, продлилось недолго – при Н.С. Хрущёве начался откат, и открылись новые страшные гонения на верующих людей.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов храм Воскресения Христова несколько раз порывались закрыть и более того, вовсе уничтожить. Идея такого вандализма исходила от жены первого секретаря Костромского обкома партии. Место, где находился храм, высшая партийная верхушка избрала для возведения своих коттеджей. Построенный с купеческим размахом особняк первого секретаря обкома был расположен рядом с храмом. Его супруга отличалась вздорным характером, амбициозностью и заносчивостью. Стремясь выделиться среди верхов, она подстрекала мужа к тому, чтобы снести с лица земли величественный древний храм, купола которого якобы мешали ей любоваться красотой Волги из окон выстроенного дома. С предложением о снесении храма она выступала и на собраниях. Но осуществить мечту ей не удалось. По Промыслу Божию, её муж внезапно заболел раком и вскоре отошёл в мир иной. После этого ревнительницу снесения храма переселили из её хором в скромную двухкомнатную квартиру на окраине города.

Великих усилий стоило епископу Костромскому и Галичскому Никодиму (Руснаку), назначенному на Костромскую кафедру в 1961 году, отстоять знаменитую церковь. В конце концов, он добился придания ей статуса соборного храма и в 1964 году перенёс в собор величайшую русскую святыню – чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери. С того времени лучезарные кресты храма на Дебре больше никому не мешали. В 1960-1980-е годы в Воскресенском соборе работали реставраторы и искусствоведы, чьими стараниями оказались раскрыты древние фрески. Одновременно здесь накапливались многие реликвии, что позволило собору уже в новейшее время поделиться утварью и иконами со Свято-Даниловым монастырём в Москве и Богоявленско-Анастасииным монастырём в Костроме при их возобновлении. В 1991 году кафедральным собором Костромской епархии стал Богоявленско-Анастасиин храм, куда торжественно перенесли Феодоровскую икону Божией Матери. В 1993 году при Воскресенском храме на Дебре был образован Знаменский женский монастырь.

Из журнала “Православные Храмы. Путешествие по святым местам”. Выпуск №20, 2013 г.

Церковь Воскресения на Дебре – живописный храм XVII века на Волжском берегу

Замечательный по красоте храм – настоящее украшение древней Костромы и единственная посадская церковь, сохранившаяся здесь с середины XVII века. Нарядный и выразительный декор выделяет ее среди других архитектурных памятников. Двенадцать куполов, затейливые фигурные формы, яркие изразцы и шашечная раскраска особенно живописно смотрятся со стороны набережной Волги и привлекают в храм много паломников и туристов.

Читайте также:
Самые удобные способы добраться до Крыма 2022

Содержание:

  1. История строительства церкви
  2. История церкви в XVII-XX веках
  3. Архитектура и внутреннее убранство
  4. Как доехать
  5. Современное состояние храма и режим посещения
  6. Дополнительная информация
  7. Церковь Воскресения на Дебре на карте

История строительства церкви

Место, где сейчас стоит храм, в старину называли Дебрей – густыми зарослями у реки. В Костроме издавна выделяли две Дебри – Нижнюю и Верхнюю. По легенде, подгорная Нижняя Дебря и стала в XIII веке местом строительства первого храма. Возвел эту церковь у реки князь Василий по прозвищу Квашня, бывшим «мизинным» (младшим) сыном великого князя Ярослава Всеволодовича. Считается, что Дебря была у костромского князя излюбленным местом для охоты.

Общий вид на церковь Воскресения на Дебре

Город разрастался, и уже с XV века эти предместья стали одним их его посадов, который населяли преимущественно мастеровые кожевенники. Их ремесло пользовалось спросом, и посад не бедствовал. По документам 1628 года расположенный здесь холодный Воскресенский храм имел шатровое завершение и придел святой Екатерины. А рядом с ним стояла теплая церковь Козьмы и Дамиана.

Существует предание, что пятиглавый кирпичный храм соорудили на английские деньги. Произошло это так. В посаде активно торговал кожаными изделиями богатый торговец – Кирилл Григорьевич Исаков. Из Англии ему привозили бочки с краской для кож. И однажды в одной из таких бочек купец увидел не краску, а золотые монеты. Богобоязненный торговец не присвоил золото, а вложил деньги в взведение каменной церкви.

Считается, что кирпичный храм появился в посаде не позже 1652 года. Два его придела посвятили небесным покровителям матери и отца ктитора Кирилла Исакова – Екатерине и Григорию. Южный придел освятили в память великомученицы Екатерины, а северный – в честь сразу трех христианских святых, одним из которых был архиепископ Константинопольский Григорий Богослов. Однако жертвователь не дождался освящения. Смерть пришла к нему раньше, и прихожане погребли купца в подклете новоотстроенного храма.

История церкви в XVII-XX веках

Первоначально при церкви построили колокольню. Но когда перестраивали рядом расположенный теплый Знаменский храм – часть архитектурного ансамбля Воскресенской церкви, эту старую колокольню разобрали. А на ее фундаменте построили новую. Как выглядел храм в начале XX века мы можем увидеть на старых фотографиях известного российского фотомастера Сергея Михайловича Прокудина-Горского, сделанных в 1910 году.

В 1913 году, когда вся России торжественно отмечала 300-летие царской династии Романовых, Кострому посетил государь с семьей. Утверждают, что он и его дети забирались на колокольню Знаменского храма и с высоты любовались живописной волжской панорамой.

С наступлением советской власти церковь продолжала принимать прихожан. Закрыли ее только в 1930-е годы, в период активной антирелигиозной кампании. А церковное здание стали использовать под зернохранилище.

В середине 1940-х годов году здесь вновь разрешили проводить церковные службы. Однако, к тому времени колокольню уже разрушили, а храмовые помещения без ремонта находились в сильно обветшавшем состоянии: полы отсутствовали, многие окна оказались выбиты, а из иконостаса исчезла часть образов. Поэтому прихожанам пришлось приложить немало усилий для их восстановления.

То, что храм потихоньку возрождается, было не по нраву властям, и его несколько раз порывались закрыть. Но прихожане сумели не только отстоять здание, но и добились признания храма в качестве кафедрального, ведь Успенский собор в городском центре был к тому времени уже разрушен. В Воскресенской церкви продолжительное время хранилась главная святыня костромичей – спасенный из Успенского собора образ Божия Матери Федоровская. В начале 1990-х годов эту икону торжественным многолюдным крестным ходом перенесли в Богоявленско-Анастасиину обитель . А спустя два года при церкви был создан Знаменский женский монастырь.

Архитектура и внутреннее убранство

Каменная церковь построена на высоком основании и первоначально обладала подзакомарным покрытием. Пять ее больших глав подпирают мощные барабаны.

Вид на церковь Воскресения на Дебре с улицы Осыпная

Здание окружает арочная галерея. В начале эти арочные проемы построили открытыми, и они придавали всему храмовому сооружению еще большую легкость. Но сейчас одноэтажная галерея заложена кирпичом. Попасть на нее можно по крыльцам, два из которых имеют широкое шатровое завершение. Граненые шатры добавляют храму дополнительную нарядность и композиционную сложность. По лучшим традициям русского узорочья они декорированы двойными рядами изящных кокошников.

Читайте также:
20 лучших городов Андалусии - фото, описание, карта

Крыльцо, расположенное с западной стороны, не менее интересно. В самом начале оно выходило к Святым воротам, построенным одновременно с храмом. Позже крыльцо и ворота соединили друг с другом крытым переходом.

Святые ворота можно рассматривать как отдельный примечательный памятник древнерусского искусства. Они очень необычны, имеют арочные проемы, завершаются тремя миниатюрными гранеными шатрами с главками и богато украшены каменной резьбой и полицветными изразцами. На воротах посетителей храма встречают белокаменные фигуры – единорог, лев, неясыть, сирена и орел. Все они являются известными в христианстве символами, связанными с праздником Воскресенья.

Внешне церковь очень напоминает Троицкий собор, стоящий в Ипатьевской обители , однако отличается от него более богатым и нарядным декором. Церковные фасады разделяют легкие парные полуколонки, а оконные наличники обрамляют живописные кокошники. Помимо этого, храм богато украшен полихромными изразцами и каменной резьбой с изображением мифилогических животных и растений.

Очень красивы алтарные абсиды храма. В их украшении использована роспись «бриллиантовым рустом», когда декор имитирует объем граненых шашечек. Так оформлялись в XVII веке церкви, построенные в Троицко-Сергиевской Лавре и в Ростовским кремле.

Известно, что вскоре после окончания строительства церковь расписали изнутри фресками. Сделала это артель изографов под руководством известного костромского мастера иконописи Василия Ильича Запокровского. Потом во время ремонтов храма старые росписи неоднократно закрашивали. И раскрыты первоначальные фрески были лишь в 1960-х годах. Конечно, все их восстановить было уже невозможно, но часть старинных росписей все же видна.

Купола церкви Воскресения на Дебре

Лучше всего сохранились фрески в северном приделе. Их сделали через 18 лет после строительства под руководством другого знаменитого костромского мастера-изографа – Гурия Никитича Кинешемцева. Сюжетом этих росписей стали жития святых и мученическая кончина апостолов. Кроме фресок, в Трехсвятском приделе сохранился пятиярусный иконостас – настоящий памятник древнерусского прикладного искусства. Он имеет очень тонкую резьбу, покрытую краской и позолотой, и древние иконы.

А в главной части храма установлен иконостас, сделанный в более позднее время – в 1852 году. Однако в нем есть образы, которые остались от более древнего иконостаса.

Воскресенская церковь – действующая, и здесь регулярно проходят церковные службы. Знаменская женская обитель, организованный при ней, объединяет 9 насельниц и настоятельницу. При этом монастыре действуют небольшой медицинский центр и богадельня.

Проведены восстановительные работы в соседнем Знаменском храме, и уже полностью отстроена высокая пятиярусная колокольня. А Воскресенский храм обнесли новой фигурной оградой, которая отделила его от Знаменской церкви.

Внутри самого Воскресенского храма постоянно проводят реставрационные работы. Кроме того, этот памятник архитектуры продолжают исследовать искусствоведы. Особо почитаемыми святынями Воскресенской церкви считаются несколько икон XVII века, а также ковчег с частицами мощей христианских святых.

Как доехать

Церковь расположена на ул. Кооперации (Нижней Дебре), 37.

На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги, и сразу же повернуть направо – на ул. Нижняя Дебря. Храм стоит в 350 м от моста.

Современное состояние храма и режим посещения

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. По городу до храма можно подъехать на автобусах № 20, 21, 25, 26 и троллейбусах № 1, 4 (остановка «Ул. Подлипаева»), а также на автобусах № 1, 2, 9, 14 и троллейбусах № 2, 3, 7 (остановка «Универмаг Кострома»).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: