Долина Мзаб, Алжир — подробная информация с фото

Долина Мзаб (M’zab) – долина на севере Сахары, Гардая, Алжир

Долина Мзаб (M’zab) – долина в северной части алжирской Сахары, примерно в 500км от столицы, города Алжир. В X веке берберскими мусульманами-ибадитами, бежавшими от преследования религиозных фанатиков-фатимидов, в долине были основаны пять ксуров — укреплённых городов, еще два ксура были основаны значительно позже, в XVII веке. Это содружество ксуров, которое называют Гептаполис, существовало обособленно (практически как отдельное государство) вплоть до XIX века, когда оно добровольно, но на особых условиях вошло в состав французского Алжира.

Ксур – это компактный укрепленный город, построенный вокруг центральной мечети. Множество небольших домов жмутся друг к другу, чуть не соприкасаясь стенами. Между домами – узкие извилистые улочки. Территория ксура обнесена внушительной стеной, над которой торчат минареты, заодно являющиеся и охранными башнями. Вот цитата из репортажа журнала «Вокруг Света» (за 1978г.): «Издали он (ксур) походил на гигантские соты. Каждый ряд домов словно бы стоял на плечах предыдущего, а все вместе они ступеньками поднимались к вершине городской пирамиды, увенчанной минаретом мечети. В лучах заходящего солнца эти одинаковые домики удивительно напоминали детские кубики голубовато-желтой расцветки, как бы вобравшей в себя цвета неба и пустыни…».

Каждый город – это своя изюминка, свой замкнутый мирок, своя мечеть, белые или кремовые сооружения, узенькие переулки и удивительные рынки, которые называют музеями местной жизни. Местные жители носят гордое название “сахарские пуританы” и здесь они, как правило, держатся в стороне от туристов, мужчины носят белые шаровары, а женщины укутываются также в белое одеяние, но только так, что виден один лишь глаз.

Традиционный Мзаб – дом состоял из четырёх уровней: цокольный этаж, верхний этаж, терраса с крышей и, обязательно, подвал. Цокольный этаж использовался для взаимоотношений внутри семьи, различных праздников и повседневных дел. Верхний этаж более свободным и содержал мужские «номера». Как правило, каждый дом связан с соседским домом крытой лестницей. Это давало возможность свободно общаться женщинам.

Ибадиты ведут достаточно закрытый образ жизни (полностью открыт для туристов лишь ксур Гардая – столица Гептаполиса, а вот, например, ксур Бени-Изген открыт для посещения лишь до захода солнца, да и то далеко не вся его территория), однако поразительная архитектура этих городов-крепостей привлекает в них с каждым годом больше и больше туристов.

В 1982 году территории площадью около 4 тыс. га был присвоен статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Колоритные ксуры долины Мзаб

— В Алжире находится семь объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Шесть из них включены в список по культурным критериям. Считаю, что самый интересный и редкий из них по посещаемости это «Долина Мзаб».

Долина площадью около 4 тыс. га расположена в северной части пустыни Сахара примерно 600 километров южнее столицы.

Это вид с самолёта на центральную заселённую часть Мзаб. Снимок я сделал через несколько минут после взлёта с аэропорта города Гардая. Повезло оказаться около иллюминатора на нужной стороне.

Долина обитаема с древних времён. В X веке берберскими мусульманами-ибадитами здесь были основаны пять ксуров (ksour) — укреплённых городов: El-Atteuf, Bounoura, Melika, Ghardaïa и Beni-Isguen.

Вот так со стороны выглядит один из ксуров.

Поселения до наших дней остались практически неизменными, архитектура простая, но хорошо приспособлена к условиям региона.

Читайте также:
Отдых в Хуа Хине. Большой подробный отзыв о море, городе и ценах

Эти пять ксуров образуют необычайно однородный ансамбль, обладающий оригинальной культурой, которая благодаря своим достоинствам сохранила свою сплоченность на протяжении веков.

Долина Мзаб с её строениями даже является источником вдохновения для современных строителей.

Данные ксуры оказывали значительное влияние на почти тысячелетнюю арабскую архитектуру во многих городах разных стран мира.

Здесь черпали идеи такие знаменитые архитекторы и градостроители 20-го века как: Фернанд Пуйон и Ле Корбюзье.

Простота и функциональность — главные черты местной архитектуры. Немного похожи на наши советские пятиэтажки. Хрущёв как раз и «одолжил» эту идею у Ле Корбюзье.

Каждый из ксуров, представляет из себя миниатюрную цитадель, где доминирует мечеть, минарет которой функционирует как сторожевая башня.

На одну из таких башен нам удалось подняться.

Вначале она была закрыта. Нас пустил местный гид.

В другую сторону.

Отличная смотровая площадка.

Сюда мы пришли по дороге вдоль крепостной стены, опоясывающей ксур.

Кстати, чтобы попасть в ксур нужен гид. Причём для каждого населённого пункта они разные. У нас их было два. Оба замечательные.

Это второй. Он нам ещё музей показал. В руках старинный замок на дверь, который используют и в наши дни.

Все ксуры нереально колоритны и аутентичны.

Несмотря на запреты я сделал много снимков.

Точнее нельзя фотографировать только взрослых религиозных людей.

При виде камер они почти всегда убегали или прятались в многочисленных подворотнях.

С детьми было проще. Тем более у меня были с собой угощения.

Иногда мне в этом помогали попутчики. Это добрый дядя Виктор угощает местную детвору.

В глазах девочки любопытство и застенчивая радость.

Большую часть времени мы провели в самом крупном ксуре долины — Гардая.

В отличие от Гардаи, вход в другие города Мзаба «иноверцам» разрешен лишь днем, а визит должен быть завершен до захода солнца. При входе висят предупреждающие таблички. Я сфотографировал только гардайскую .

Перед входом в каждый ксур потёртые стенды ЮНЕСКО.

Сейчас туристов очень мало, раньше толпами прилетали французы.

Алжир их бывшая колония. Независимость они получили 5 июля 1962.

На улице можно встретить подобные ретро автомобили.

Во время знакомства с ксурами я сделал почти 1000 кадров.

Будете в Алжире, постарайтесь добраться до этих мест. Здесь особенно понравится историкам и людям, увлекающимся религиями народов мира.

Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите в личку Татьяне Афанасьевой И да здравствует наш общий и бесконечный «Гульбарий»! ;)

Пустынные ландшафты Алжира: оазисы, дюны и ксуры Сахары

Гардая

Наше путешествие началось в Гардае (Ghardaia) – столице Мзабского пентаполя, с 1982 года входящего в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Город, строительство которого началось в 1053 году, имеет трапециевидную форму.

Мзабский пентаполь, города которого были построены между XI и XIV веками, – единственный в Алжире регион, живущий коммуной. Здесь нет брошенных детей и просящих милостыню нищих; община обеспечивает потребности лишившихся возможности работать инвалидов и больных. Городские советы, заседающие в мечетях или специальных залах для собраний, независимо от государственных властей решают все локальные вопросы. Помимо традиционных подоходных налогов, жители пентаполя ежегодно платят взносы в так называемый общак, средства из которого распределяются на нужды поселений.

Важно уточнить, что ксур на берберском наречии означает сеть укрепленных сооружений, традиционно строившихся на возвышении, то есть множественное число. Тогда как слово ксар означает входящее в состав ксура поселение, в единственном числе.

Читайте также:
Отдых в Сьенфуэгосе в 2022: европейская архитектура, водопады, пещеры и пляжи

Продуманные системы ходов, знакомые только местному населению, уникальные ирригационные системы и крепостные стены помогали оборонять ксуры, в особенности лежащие на перекрестке караванных путей, от набегов кочевников. По легендам, в случае осад врагу выбрасывали едва живых коз, желудки которых были наполнены водой. Воинственным кочевникам давали понять, что еды, а уж тем более воды в поселении достаточно.

Но вернемся к рассказу о Гардае. Возвышающаяся на холме мечеть Дайя имеет необычный минарет, по форме напоминающий усеченную пирамиду. “Рожки” на углах защищают здание от порывов сильного ветра.

Кладбища, расположенные на территории пентаполя, в том числе в Гардае, представляют собой пространство с установленными в хаотичном порядке, но близко друг к другу глиняными дощечками. На некоторых могилах можно обнаружить кувшины, в которых, согласно поверьям, живые должны оставлять воду отошедшим в мир иной близким.

Неподалеку от кладбища традиционно располагается мечеть.

Архитектуру алжирских городов невозможно рассматривать без учета французского влияния.

Страна, ставшая независимой в 1962 году, получила в наследство от европейцев колониальную застройку. К примеру, в Гардае здания почты, мэрии и отеля Les Rostemides были построены французским архитектором Фернаном Пуйоном.

Что самое удивительное: французы строили новые здания и дома в качестве визуального продолжения многовековой застройки. Отличить колониальные дома, построенные европейцами, от относительно современных аналогов можно разве что на ощупь, обращая внимание на материал.

Гардая – лучшее место на всем маршруте для покупки местных сувениров. На центральном рынке можно приобрести одежду, метры разноцветных тканей для тюрбанов, кожаные брелоки, глиняные фигурки, картины из песка и, конечно, ковры всевозможных расцветок и форм.

Столица Мзабского пентаполя является малой родиной автора слов гимна Алжира и других влиятельных писателей страны, поэтому в центральной части Гардаи установлен памятник перу как главному инструменту поэта и повествователя.

Ну и еще одна интересная деталь. Трех- и четырехлетние малыши здесь гуляют одни, без сопровождения взрослых. Толпы детей, самостоятельно возвращающихся из школы или идущих на занятия, мы наблюдали в течение всего путешествия.

Осмотрев Гардаю, мы отправились в Эль-Атёф – древнейшую коммуну долины Мзаб, основанную в 1010 году. Поселение отличается от других наличием двух минаретов и двух традиционных кладбищ.

Мавзолей Сиди Брахина в Эль-Атёфе, будто бы парящий на колоннах, был построен в XV веке. Город – один из самых древних религиозных центров долины Мзаб, функционировавший с XI века.

Здание мавзолея, включенного в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, вдохновило французского архитектора Ле Корбюзье, бывавшего в Алжире, на создание паломнической церкви Нотр-Дам-дю-О, построенной в городке Роншан на востоке Франции (La Chapelle de Ronchamp).

Более того, колонны спроектированного Корбюзье здания Центросоюза на Мясницкой, 39 в Москве также служат отсылкой к путешествию архитектора в Алжир.

Под вечер мы вернулись в Гардаю, чтобы посетить Бени-Исген – самое мистическое поселение долины, вход в которое до недавнего времени запирался на ночь. Сейчас нравы стали чуть свободнее – и ворота в ксур не держат на замке. Впрочем, до сих пор вход иностранцам сюда возможен только в сопровождении местного гида, который на входе объясняет правила посещения. Курение и открытая одежда запрещена, то же касается фотографирования жителей.

Десятки ксур долины Мзаб, в том числе Бени-Исген, существовали обособленно вплоть до XIX века, когда над Алжиром был установлен французский протекторат.

Читайте также:
Размер штрафа за просроченную регистрацию и ее отсутствие в 2022 году

Строгая планировка Бени-Исгена и есть форма укрепленного ксура, традиционно окруженного крепостной стеной. Внутри города поразительно чисто; даже наш гид, периодически смотря себе под ноги, подбирал валяющиеся на земле косточки фиников.

Поселения, издалека похожие на гигантские соты, строились мусульманами-ибадитами, бежавшими из Северной Африки в Сахару от преследования религиозных фанатиков-фатимидов.

Жилые дома подобно спирали поднимаются к самой высокой точке поселения, где традиционно располагается мечеть.

Живущие в Бени-Исгене мусульмане-ибадиты – представители ортодоксального ислама. Замужние женщины здесь носят хиджабы, полностью закрывающие от посторонних глаз не только волосы, шею, руки и ноги, но и один глаз, оставляя открытым второй, пожалуй, только для того, чтобы не сбиться с пути.

Облаченные в метры белоснежной ткани “одноглазые” женщины, у которых едва можно разглядеть зрачки, производят какое-то совершенно фантастическое впечатление, порой граничащее с галлюцинацией.

Простые геометрические формы зданий медово-желтых тонов с проходящими мимо женщинами в полотнах хлопковой ткани, развевающейся от малейшего дуновения ветра, кажутся воплощенной картиной арабских сказок “Тысячи и одной ночи”.

Фотографировать ибадитов нельзя, в особенности женщин, поэтому здесь очень пригодится навык съемки с живота.

Мзаб (долина)

Мзаб (долина)

Долина Мзаб *
араб. مزاب ‎‎**
Всемирное наследие ЮНЕСКО
Страна Алжир
Тип культурный
Критерии (ii)(iii)(v)
Ссылка 188
Регион*** Африка
Координаты 32.487222 , 3.681389 32°29′14″ с. ш. 3°40′53″ в. д.  /  32.487222° с. ш. 3.681389° в. д. (G)
История включения
Включение 1982 (6 сессия)

Мзаб (араб. مزاب ‎‎) — долина в северной части Сахары, примерно в 500 км от Алжира. Административно относится к провинции Гардая.

Долина обитаема с древних времён. В X веке берберскими мусульманами-ибадитами были основаны пять ксуров — укреплённых городов. [1] Поселения до наших дней остались практически неизменными, архитектура простая, но хорошо приспособлена к условиям региона. [2]

В 1982 году территории площадью около 4 тыс. га был присвоен статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Примечания

  1. M’Zab Valley
  2. Долина Мзаб

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Мжаванадзе Василий Павлович
  • Мздоимство

Полезное

Смотреть что такое “Мзаб (долина)” в других словарях:

Долина Мзаб — Долина Мзаб* араб. مزاب‎‎** Всемирное наследие ЮНЕСКО Страна Алжир Тип культурный … Википедия

Мзаб — Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 188 рус. • … Википедия

Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Алжире — В списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Алжире значатся 7 наименования (на 2012 год), это составляет 0,7 % от общего числа (962 на 2012 год). 6 объектов включены в список по культурным критериям, а 1 объект (плато Тассилин Аджер)… … Википедия

Гардая (провинция) — Гардая араб. ولاية غرداية ‎‎ Страна Алжир Статус Вилайя Включает 9 округов и 13 муниципалитетов … Википедия

Алжирия, Алжир — Алжирия (фр. Algérie), или Алжир, название французской колонии в Северн. Африке, простирающейся вдоль берегов Средиземного моря между Тунисом на востоке и Марокко на западе на протяжении 1070 км, на юге же заходящей далеко в глубь Сахары и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в арабских странах — В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО в Арабских странах значится 66 объектов (на 2010 год), это составляет 7,2 % от общего числа (911 на 2010 год). В приведенной таблице объекты расположены по странам, а затем в хронологическом порядке их… … Википедия

Алжир французская колония в Африке — или Алжирия (фр. Alg é rie) название французской колонии в cеверной Африке, простирающейся вдоль берегов Средиземного моря между Тунисом на востоке и Марокко на западе на протяжении 1070 км, на юге же заходящей далеко в глубь Сахары и обнимающей… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Алжир (город) — У этого термина существуют и другие значения, см. Алжир (значения). Город Алжир араб. مدينة الجزائر‎‎, Madīnat al Jazā ir Alger Герб … Википедия

Берберские языки — Берберская Таксон: подсемья Прародина: Ливия Статус: общепризнана Ареал … Википедия

Тимгад — Римская арка Траяна в Тимгаде (фото конца XIX века) … Википедия

Алжир. Гардая

Из серии “Города Алжира”

Под аркадами восточного базара

Путешествуя по Сахаре и, проехав Уарглу, которой был посвящен мой предыдущий рассказ, мы попадаем в долину или оазис Мзаб. Долина Мзаб – это существующий с X в. район поселения мусульман-ибадитов, и он не изменился до наших дней.

Поездка в Гардаю и в долину Мзаб – это не только путешествие с удовольствием, но еще и путешествие во времени! Нашу машину «Simca-1000» можно без преувеличения назвать «машиной времени», так как она перенесла нас буквально за несколько часов на 1000 лет тому назад, и мы оказались в Х веке. Нас окружали такие же дома, какие изначально были построены древними зодчими-ибадитами. Это глинобитные здания белого и красного цвета, многие из которых и сегодня используются как жилые дома. Традиции, обычаи и образ жизни тоже не изменились с тех времен. Древняя часть Гардаи – главного города долины Мзаб, сохранилась в неприкосновенности, а современная ее часть на юго-востоке построена по образцу и подобию и почти доходит до похожего, только меньшего размера, города Мелика («Королева»). Недалеко расположено и еще одно уменьшенное подобие Гардаи — Бени-Изген («Священный»). Всего таких городов в долине Мзаб сейчас семь. Кроме названных, есть еще Эль-Атеф («Вращающийся»: его строения располагались по спирали от минарета), затем вслед за ними появилась Бу-Нура («Солнечная»), а в XVII в. к этим капитально укрепленным городам добавились еще два, и все они расположены рядом друг с другом.

Каждый город был задуман и воплощен в жизнь, как город-цитадель. Фактически каждое здание в нем, в том числе мечеть и жилые дома, — небольшие оборонительные сооружения. Планировка городов идентична: холм, окруженный крепостной стеной с полукруглыми башнями, вершину его венчает мечеть с квадратным минаретом. Все строения с разной подсветкой – голубой, розовой, бежевой.

Через два года после нашей поездки в 1982 г. долина Мзаб занесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в качестве примера традиционного поселения, идеально приспособленного к естественному окружению.

История Гардаи

История Гардаи, несмотря на то, что город уже давно открыт для посещения всеми желающими, во многом остается еще нерассказанной. Название Гардая образовано от имени святого Дайя, который жил в пещере Гар (хотя есть и другие версии).

Если коротко и в хронологическом порядке, то Гардая, расположенная в оазисе Мзаб, была основана в 1048 году беженцами-ибадитами из Уарглы, спасавшимися от религиозных преследований со стороны суннитов. С XVI века по 1830-е года город входил в состав Османской империи, затем перешёл под власть Франции. С 1962 года — в составе независимого Алжира.

В Гардае проживают мозабиты – это группа алжирских берберов, принадлежащая к консервативной мусульманской секте ибадитов. Для справки: сегодня ибадиты составляют около 75% мусульман Омана, их общины есть также в Тунисе, Ливии, они жили и на острове Занзибар в Танзании (до 1964 г.). Среди мусульман ибадиты составляют 1%. Запрещенная в XI в. секта перебралась в удаленный и негостеприимный район пустыни Сахара. В этом районе из-за резко-континентального климата перепад температур очень большой – от 0 °С ночью до +46 °С днём. От жары люди спасались в своих специально построенных глинобитных жилищах с подвалами и в подземельях мечети. Когда населению становилось тесно в молитвенном зале одной-единственной подземной мечети, на очередном холме начиналось строительство нового поселения. Так над пальмовыми рощами, садами и ухоженными полями в долине внизу появились идеально расположенные с точки зрения обороны укрепленные города.

Обычно дом состоял из подвала-погреба, первого, второго этажей и обязательной плоской крыши с террасой. Друг с другом дома соединяются крытыми переходами. Принципы равенства общества мозабитов отчетливо прослеживаются в одинаковости бытовых сооружений.

Религиозный и архитектурный центр города — Великая мечеть (XI в.). Мечеть стоит на вершине городского холма. Вокруг нее концентрическими кругами располагаются дома, белые и разных оттенков терракоты, с добавлением ярко-синих деталей. Последний, внешний круг — крепостная стена, за которым простирается зеленый пояс из пальмовой рощи, а дальше идут современные кварталы города.

Дома в Гардае высотой всего лишь в два этажа, они имеют отдельные террасы и дворы, встроенные в холмы в виде концентрических кругов. Их связывают узкие улицы, стекающиеся к одному-единственному венчающему город минарету.

Главная достопримечательность города Гардая — его оригинальная планировка и своеобразная архитектура.

Закрытая от чужих глаз женщина видит мир через узкую щель покрывала для одного глаза. Увидев незнакомца, она обязана отвернуться и спрятать свой единственный глаз. Чтобы их сфотографировать, я специально настраивал аппарат заранее, чтобы они не видели, а потом резко поворачивался и делал снимок.

В одежде жителей Мзаба непременно присутствует белый цвет. Мужчины носят белые головные уборы, часто — белые шаровары, а женщины — белые накидки, лица закрывают такой же вуалью.

Ниже я привожу несколько снимков Священного города Бени-Изген. Его населяют религиозные фанатики – ибадиты. Это совершенно особое поселение. Здесь все запрещено, кроме чтения Корана. Запрещены музыка, танцы, курение. Здесь нет ни кинотеатров, ни ресторанов, ни даже кафе. На ночь все иностранцы удаляются из города, и его ворота запираются. Нас предупредили заранее, поэтому мы посетили его утром и до заката солнца благополучно покинули его.

В таких домах ХI века живут до сих пор. После захода солнца входные двери запираются.

На узких улочках Бени-Изгена

Ни одному иноверцу не позволено оставаться в Бени-Изгене после захода солнца, чтобы не нарушать их священную сосредоточенность. Поэтому всех «чужих» на закате выпроваживают за городские ворота, сторож задвигает засов, и «Священный город» до утра превращается в неприступную крепость.

Гардая. Общий вид

Панорама Гардаи из отеля “Ростимид”

Отель “Ростимид” и бассейн при отеле

Улица, ведущая к рынку

На переднем плане рынок или “сук” по-арабски. На вершине холма видна Мечеть. Мечеть Гардаи — это еще и оборонительное сооружение, в ней хранятся запасы зерна и воды (сейчас это больше дань традиции), а кроме того, она служит и дозорной вышкой.

Местный базар в Гардае — это долина Мзаб во всем ее своеобразии, миниатюрный замкнутый мирок, в котором до поздней ночи бурлят страсти продавцов и покупателей со всей Сахары. Здесь можно купить все, начиная от баранов или верблюдов, фиников, которыми славится долина Мзаб, и до традиционных ковров, гончарных и ювелирных изделий, а также шерстяные ткани и отличного качества шерсть.

Мзаб. Результаты бурения в поисках воды. Правительство выделяет средства и технику для бурения в Мзабе артезианских колодцев, которые будут поднимать воду с километровых глубин, где запасы подземных бассейнов пустыни практически неисчерпаемы.

Для полива каждой пальмы требуется 10-12 ведер воды в день

Как оказалось, к счастью, водоносный слой в почвах Мзаба залегал неглубоко — максимум на уровне 100-150 м, а иногда до воды оказывалось всего несколько метров. Чтобы с максимальной выгодой использовать воду при регулярных затоплениях долины Мзаб, мозабиты придумали уникальную систему водоснабжения, построив колодцы, резервуары, дамбы, шлюзы и каналы, – каждую каплю тут бережно хранят. Благодаря этому коричневая и каменистая почва бесплодной долины превратилась в зеленый оазис, наглядно демонстрируя, что даже Сахара может быть плодородной.

Достопримечательности Алжира

Алжир — жаркая страна, где под песками скрываются самые удивительные архитектурные памятники. Алжир на 80 % состоит из пустынь, поэтому путешествие по этой стране превращается в настоящий сафари.

На большей части Алжира присутствует жаркий сухой климат. Летом температура градусника поднимается до 40 градусов, поэтому планировать свой отпуск стоит на осень или весну.
Кухня Алжира знаменита своими мясными блюдами. Чаще всего блюда готовятся из баранины и свинины. Популярными блюдами являются суп-шорба и кускус, а также лапша с цыплёнком. Также популярными являются лепёшки, испечённые в песке.

Что касается пляжного отдыха, похвастаться таковым Алжир не может, несмотря на то, что большую часть занимают пески. Покупаться и полюбоваться подводным миром можно посетив мыс Сиди Фредж.

Что посмотреть в Алжире?

А вот что касается достопримечательностей Алжира, то здесь есть на что посмотреть.

Старая Касба

Старая Касба, что в переводе значит крепость, является главной жемчужиной города. Здесь на узких проулках спрятаны старинные дома и османские дворцы. Красота дворцов приведёт в восторг любого туриста.

Город Константина

Город Константина- уникальный город, состоящий из висячих мостов. Посетив данный город и пройдя по длинным и высоким мостам, можно получить массу адреналина. Да и вид с моста просто необыкновенный.

Собор Африканской Богоматери

Собор Африканской Богоматери является главным культурным памятником. Расположен собор на высокой скале у моря. На территории собора возведён образ Богоматери, возле которой читают свои молитвы сотни горожан.

Памятник славы

Памятник славы и мученичества возведён в честь независимости Алжира. Памятник представляет собой своеобразную стелу, высота которой достигает ста метров. Местные жители называют памятник «алжирской Эйфелевой башней». Увидеть стелу можно практически с любого района столицы. Под памятником горит вечный огонь.

Долина Мзаб

Долина Мзаб также популярна среди туристов. Это местность сформировалась из нескольких поселений. Долина считается архитектурным памятником, по закоулкам которого можно найти множество музеев и рынков.

Мавзолей Мавритании

Мавзолей Мавритании выполнен в виде пирамиды. Внутри мавзолея имеются тайные ходы и туннели, которые очень популярны среди туристов. Пройдя через века, мавзолей сохранил свой великолепный вид и мощь.

Форт Санта-Круз

Форт Санта-Круз — это одна из главных крепостей города Оран. Крепость считалась самым главным архитектурным памятником, величие которого доминировало над всеми сооружениями. Крепость соединяется с другими фортами подземными тоннелями.

Пустыня Сахара

Достопримечательностей в Алжире достаточно много, но, наверное, самым знаменитым и популярным местом среди туристов считается Сахара. Здесь можно совершить экскурсию по самой огромной пустыни. Такая экскурсия может занимать от двух дней до двух недель. Путешествовать по пустыне можно пешком, на джипах или верблюдах.

Алжир большая страна и здесь, несомненно, есть на что посмотреть. А небольшая стоимость поездки и приветливые жители сделают отдых более приятным.

Долина Мзаб, Алжир — подробная информация с фото

Mzab или Mzab (в Tamazight : ⴰⵖⵍⴰⵏ Aghlan или ⵉⵖⵣⵔ ⴰⵡⴰⵖⵍⴰⵏ Ighzer awaghlan – Долина Mzab – на арабском языке : مزاب Mzab) представляет собой область Бербер северной алжирской Сахаре , расположенный в вилайета Гардэйа , 550 км к югу от Алжира (441 км , как прямой). Он занимает площадь около 8000 квадратных километров и является домом для более 200000 жителей (по данным переписи 2008 года).

Мзаб – плато, пересеченное одноименным вади . Его долина служила убежищем для Ibadites мусульман , которые построили пять городов ( Pentapolis ) к XI – го века и два города дальше на север.

Долина Мзаб является частью всемирного наследия ЮНЕСКО , она обладает богатым и самобытным архитектурным наследием. Его главный город – Гардая , столица одноименной вилайи.

Резюме

  • 1 Этимология
  • 2 География
    • 2.1 Ситуация
    • 2.2 Геология – орография
    • 2.3 Климат
    • 2.4 Растительность
  • 3 История
    • 3,1 доисторический период
    • 3.2 Основание городов Ибади
    • 3.3 Османский период
    • 3.4 Период французской колонизации
    • 3.5 С момента обретения независимости Алжиром
  • 4 Демография
  • 5 Города Мзаб
  • 6 языков
  • 7 Компания
  • 8 Экономика
  • 9 Наследие
  • 10 Примечания и ссылки
  • 11 См. Также
    • 11.1 Библиография
    • 11.2 Статьи по теме
    • 11.3 Внешние ссылки

Этимология

Согласно Ибн Халдуну , слово Мзаб происходит от слова Бени Мозаб , названного в честь доибадитского населения региона.

Согласно Ибадьте религиозную традицию , слово Mzab происходит от слова mizab , что означает переплет.

На коренном мозабитском языке мзаб называется «аглане» или тамурт-ваглан («страна аглана»), в длинной версии «игзер-аваглан», обозначающей долину Мзаб.

География

Ситуация

Долина занимает около 8000 квадратных километров , между 32 ° и 33 ° 20 ‘ северной широты и 0 ° 4’ и 2 ° 30 ‘ восточной долготы . Мзаб – плато, пересеченное одноименным вади с северо-запада на юго-восток.

Город Гардая , административная столица, занимает центральное положение в северной половине и в самом сердце Чебки . Он находится в 600 километрах от Алжира и расположен примерно на меридиане алжирской столицы.

Геология – орография

Мзаб – это скалистое плато Хамада , высота которого колеблется от 300 до 800 метров. Этот рельеф, датируемый верхним меловым периодом , представляет собой обширное каменистое пространство с коричневыми и черноватыми скалами. Почвы представляют собой известняк, их более или менее горизонтальная структура указывает на то, что они оставались на месте, вдали от орогенных движений , с момента их образования.

Средняя высота – 500 метров (Гардая: 526 метров). Самые глубокие долины, окаймленные скалистыми обрывами с крутыми склонами, имеют уклон, который редко превышает 100 метров от плато.

В целом Мзаб представляет собой равнинный регион, но речная эрозия в сочетании с воздействием климата пустыни привела к множеству поверхностных аварий.

Погода

Своим местоположением Мзаб обязан климату пустыни . Чебка – каменистое водопроницаемое плато, выветриваемое ветровой эрозией. Основа Сахары , осадки очень низкие и нерегулярные. Его пересекают посредственные вади чисто сахарского типа: Уэд М’Заб, Уэд Метлили, Уэд Себсеб, Уэд Н’Са. Однако на северо-востоке Уэд Зегрир, происходящий из региона Дайяс ( вилайя Лагуат ), имеет более частые наводнения и создает благоприятную ситуацию в оазисе Геррара .

Средняя высота атмосферных осадков, измеренная в Гардая , составляет всего 67 мм . В основном они выпадают в виде грозовых дождей осенью и весной.

Песчаные ветры с юго-запада периодически подчеркивают сухость климата. Они особенно часты и сильны в конце зимы и в начале весны. Это также область сирокко , палящего южного ветра.

Растительность

В Чебке пейзаж безлюден , и спонтанная растительность, все еще очень редкая, встречается только на краю вади. Зеленеющие после каждого дождя виды – травянистые растения и кустарники ( мармелад , мармелад ), принадлежащие к флоре Сахары. Эту скудную растительность можно использовать только для выпаса верблюдов , коз и довольно редких овец .

История

Доисторический период

В этом регионе были обнаружены останки, относящиеся к доисторическим временам , в том числе наскальные рисунки и символические погребальные останки.

Основание ибадитских городов

Между VIII е siècleet в X – м веке, Mzab долина была известна основание первых ksours берберов , в том числе кочевого племени Бени Заб, который находится в руинах Talazdit и Aoulaouel, недалеко от Эль – Atteuf .

С X – го века, после падения царства Rustamid со стороны Фатимидов , беженец Tahert составил Sedrata почти Уаргла . Затем они достигают негостеприимного района Chebka du Mzab («нетто»). В XI – м веке , они построили несколько городов в регионе: Ghardaïa , Мелика , Бени Isguen , Bounoura и Эль Atteuf .

В XII – го века, еврейская община с острова Джерба оседает в подстрекательстве Ибади Гардэйа.

Диаспора сефардских евреев в результате изгнания евреев из Испании по указу Alhambra (1492) привело к их массовой эмиграции в Северной Африке, в том числе к Mzab.

Черное население ( икураян ) было завезено восточными работорговцами . В основном они работали садовниками. Считается, что мулаты – результат скрещивания мозавитянских мужчин и чернокожих женщин. Они занимались производством тапочек, мясниками, городскими глашатаями и могли стать священнослужителями. В определенный день все они были освобождены, но могли решить остаться со своими старыми хозяевами.

С XIV – го века, регион усиливает свою роль торговых караванных перепутье Африки южнее Сахары , вокруг продуктов , таких как шерсть, финики, соль, уголь, оружие. Присутствие мозавитян, установленных в городах на севере Магриба, таких как Тунис и Алжир, подтверждает их коммерческие возможности.

Османский период

В 1510 году на остров Джерба высадилась экспедиция военного отряда мозабитов . Войскам Шейха Бахайу удалось с войсками Джербы уничтожить военно-морскую экспедицию дона Гарсиа де Толедо у побережья Джербы. Эта бригада была мобилизована для отражения атак испанцев на побережье Алжира совместно с османскими военно-морскими силами Хейреддина Барберуса . Это произошло после соглашения последнего с моцабитской знати Алжира и генеральным делегатом М’заба в Алжире.

В XVII – м веке , диссидентские фракции на основе Ghardaia севере долины двух городов, Guerrara и Beriane . Другие диссиденты из городов Пентаполиса поселились в этих городах, отрезанных от основной части общины Ибади.

В период Османской империи население Мзаба поддерживает узы преданности турецкой власти и поддерживает торговлю через караваны, которые продолжают использовать традиционные маршруты. В Алжире моцавитская община имела особый статус и имела собственное представительство в дейликовских властях в лице амина . Мозавиты были главными организаторами торговли караванами и имели монополию на управление городскими банями, мясными лавками и мельницами.

В 1792 г. (1206 г.) Мзаб был присоединен к Восточному Бейлику . Это по просьбе Салаха Бея к Дею Алжира Хасану Баха . Этот подход был отклонен знатными людьми М’заба после налогового спора. Дей Алжира быстро отменил эту аннексию и назначил нового бея в Константине (Бей Бухенк).

Период французской колонизации

После захвата Лагуата французами в 1852 году мозабиты заключили соглашение с правительством Алжира, которое обязывает их платить ежегодный взнос в размере 1800 франков для получения автономии.

В 29 апреля 1853 г. , Генерал Randon , генерал – губернатор Алжира , навязывает конфедерацию из семи городов Mzab, воплощенный советом улемов и нотаблей, в договор о протекторате . Известный во Франции как капитуляция Мзаба и в Мзабе как Рандонская конвенция , он оставляет региону относительную автономию .

В 30 ноября 1882 г. Генерал де ла Тур д’Овернь провозглашает аннексию Мзаба Францией , чтобы положить конец притеснениям кочевых мародеров [исх. необходимо] . Мзаб находится под режимом прямого управления. В 28 декабря , Он прикреплен – с aghalik из Оуаргла и chambaâ из Metlili и Эль – Голеа – к окружности Эль Голеа , которая становится, то 19 января 1904 г. , круг Гардая. В 1902-1905 годах он был включен в состав Южных территорий .

В начале XX – го века , то торговля становится основным видом деятельности Mozabites . Они даже монополизируют определенные сектора в алжирских городах, таких как Алжир .

В этот период Берриан и особенно Эль-Геррара стали привилегированным местом для реформистского движения мозабитов, которое началось с капитального ремонта образования, затем область реформ распространилась на аспекты, связанные с экономической и социальной жизнью ибадитов . Реформисты завоевали пространство и аудиторию, за исключением Бени Искуэна . Они основали четыре очень большие medersas , которые обеспечивают реформистское образование в Эль – Guerrara, Berriane, Эль Atteuf и Гардаая .

Реформисты требовали присоединения Мзаба к северу Алжира и прекращения военной администрации и в 1950 году выиграли дело. Во время войны за независимость Алжира они постепенно присоединились к требованию независимости и присоединились к ФНО . Они подменяют свой моральный и религиозный авторитет на пользу структурам ФНО.

Регион Мзаб особенно представлен в живописи художников Мориса Бувиоля , Мариуса де Бузона и других французских художников-востоковедов .

Вспышка революции 1954 года отравила отношения между евреями и мусульманами в Мзабе. Община израильтян, охваченная страхом, стала натурализованным французом в Март 1962 г. , и покидает страну, частично в Израиле и частично во Франции, предпочтительно в сторону Эльзаса, где еврейские религиозные структуры могут разместить их [исх. необходимо] . Большая синагога Гардая, не оскверненная и не превращенная в мечеть, пережила износ времени.

С момента обретения независимости Алжиром

В 1984 году, когда в столице вилайи , 47- й вилайи Алжира , было построено новое административное деление , Гардая с тремя даирами, чья дайра Бериан охватывает древние города Мзаб и шесть муниципалитетов: Гардая , Бунура , Эль-Аттеф , Эль-Геррара , Берриан. и Дхайет Бендхахуа .

В 1991 году во время нового административного деления, были созданы новые daïras: Ghardaïa , Эль Guerrara , Dhayet Bendhahoua , Zelfana и Bounoura .

С момента открытия углеводородов в регионе города Мзаб претерпели значительные социально-городские изменения и крупномасштабные демографические изменения, вызванные оседлостью кочевого населения и исходом сельских жителей из соседних регионов.

Поскольку события Гардаого в 2008 год в регионе регулярно испытывал столкновения на арабском говорящее население и Berber- говорящего населения . В июль 2015 в долине Мзаб в результате столкновений не менее 22 человек погибли и сотни получили ранения. Причина этих столкновений было бы земельные споры между двумя общинами, конфликты усугубляются религиозными различиями между двумя общинами Châambas суннитами и Mozabite Ибади .

Демография

Согласно переписи 2008 года, в Мзабе проживает более 200 000 жителей, это относительно густонаселенная область Сахары, в частности, из-за наличия большого города: Гардая . Однако это один из наименее динамичных регионов, в котором прирост населения ниже, чем в среднем по Алжирской Сахаре . В 1954 г. в области проживало 52,5 тыс. Жителей.

Коммуна Население Годовые темпы роста 2008/1998
Гардая 93 423 0,7%
Эль-Геррара 59 514 2,1%
Bounoura 35 405 2,5%
Берриан 30 200 2,0%
Эль Аттеф 14 752 1,5%
Дхайет Бендхахуа 12 643 3,3%
Зелфана 10 161 3,5%

Города Мзаб

Первоначально Mzab был набор из пяти Ksour ( Pentapolis ) в 600 км к югу от Алжира , построенный в XI – м веке :

  • Ghardaia : Основанный в XI – м веке на правом берегу реки и вверх по течению Mzab четыре других центров Pentapolis, город быстро стал коммерческой столицей Mzab;
  • Бени Искуэн , считающийся священным городом Мзаб;
  • Эль-Аттеф : самый старый город М’заб, основанный в 1012 году, он расположен в нижнем течении Пентаполиса и отделен от другого ксура;
  • Мелика : древний священный город, возвышающийся над долиной Мзаб;
  • Бунура : недалеко от Гардая.

И еще два недавних изолированных города, дальше на север:

  • Берриан : основан в 1660 году в 50 км к северу от Гардая;
  • El Guerrara : основан в XVII – м веке , это самый эксцентричный Mzab городов, 100 км от Гардэйа.

Урбанизации в регионе устанавливается воспроизводством модели Ksar с ладонью . Сегодня города Гардая присоединились к другим городам Пентаполиса, урбанизация распространилась по всей долине в ущерб пальмовым рощам, Пентаполис теперь представляет собой обширный вытянутый город, около 8 км .

Мозавитские города на протяжении веков имели известную классификацию и переклассификацию. Таким образом, основатель Эль Аттеф не получает легитимности от своего предшественника, а Гардая из-за своей коммерческой деятельности становится «роскошным» городом Пентаполиса. Бени Искуэн приобрела статус «ученого» города, хранителя «догмы» Ибади , в то время как Мелика, соединившаяся с чамба , заработала репутацию «сварливой» и потеряла свой религиозный статус. Бунура, скромная резиденция, жертва напряженных отношений между фракциями и Эль-Геррара, более отдаленный город становится «городом инакомыслия».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: