Фотографии Усадьбы Середниково

Фотографии Усадьбы Середниково

[ Tags | Лермонтов, Мцыри, Середниково, архитектура, история, мост, природа, усадьба, усадьба Середниково ]
[ Current Location | Россия ]

Продолжаем путешествия по подмосковным усадьбам. Сегодня в программе – Середниково – парково-усадебный ансамбль конца XVIII — начала XIX века, одно из наиболее известных лермонтовских мест России. Решил разобраться в старых фотографииях 2009-2011 годов, это место ранее обходил вниманием, исправляем упущенное.

В своё время мы с друзьями часто ездили гулять на территорию этой красивой усадьбы, много фотографировали. Только давно это уже было, фотографий с тех пор накопилось достаточно, правда сделанных ещё на мыльницу и первый объектив для зеркалки) Но вроде они нормальные, поэтому выкладываю. Очень тихое и уютное местечко, однако в последнее время, в связи с массовым проведением свадеб в главном доме, а также с популяризацией кинодекораций средневекового города, сюда стало ездить всё больше и больше людей. Как-нибудь и я хочу выбраться на экскурсию в сам дворец, а пока что представляю вашему вниманию снимки, сделанные на территории усадьбы – как главного дома, так и флигелей, старинного моста, прудов, церкви и просто природы. Важной особенностью отчёта является тот факт, что фотографии собраны разных поездок и сезонов года.
Но сначала, как всегда, приведу историю усадьбы:

“Середнико́во (Сре́дниково до первой половины XX века) — парково-усадебный ансамбль конца XVIII — начала XIX века, одно из наиболее известных лермонтовских мест России. Усадьба расположена в Солнечногорском районе Московской области, к югу от посёлка и платформы Фирсановка.

В 1623 году земли около нынешней усадьбы были пожалованы стольнику князю Никите Черкасскому; во владении князей Егуповых-Черкасских эти земли находились почти 150 лет. С 1775 по 1796 год эти земли принадлежали сенатору Всеволоду Алексеевичу Всеволожскому, при котором и был по большей части создан архитектурный комплекс усадьбы. В 1811 году брат и наследник Всеволода Всеволожского, Сергей, продал усадьбу полковнику Афанасию Несетрову, который вскоре (1813) перепродал её графу Григорию Салтыкову. У последнего в 1825 году Середниково приобрел генерал-майор Дмитрий Алексеевич Столыпин, брат бабушки М. Ю. Лермонтова Е. А. Арсеньевой. В усадьбе в 1829—1832 проводил свои летние каникулы поэт. Здесь Лермонтов испытал чувство первой любви, писал юношеские стихи, читал, переводил. В память о пребывании поэта у Главного дома воздвигнут обелиск с надписью на фасадной стороне: «М. Ю. Лермонтов 1914 года Сей обелиск поставлен в память его пребывания в 1830-31 гг. в Средникове». Тыльная сторона содержит слова: «Певцу печали и любви …»
После смерти Д. А. Столыпина в 1855 году усадьбой владел его сын Аркадий Дмитриевич; здесь в 60-е годы прошло детство сына последнего, будущего государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина. В 1869 году имение купил московский купец 1-й гильдии Иван Григорьевич Фирсанов. Имение было куплено за 75 тыс. рублей, причём Фирсанов вернул эти деньги, только продав на вырубку окружавший усадьбу лес; распродажа антикварной обстановки усадьбы дала ему ещё 45 000. После смерти Ивана Фирсанова, имением владела его дочь Вера Ивановна.
После революции 1917 года усадьба была национализирована. В августе 1919 года в ней отдыхал В. И. Ленин; затем в ней был открыт санаторий для нервных больных, а с 1946 года — противотуберкулёзный санаторий «Мцыри».
В конце XX века усадьба пришла в запустение. В 1992 году усадьба была передана в аренду на 49 лет ассоциации «Лермонтовское наследие», возглавляемой потомком поэта по линии его двоюродного брата М. Ю. Лермонтовым (полным тёзкой поэта). Силами ассоциации была проведена частичная реставрация усадебного комплекса. Сейчас в усадьбе действует воскресная школа; проводятся выставки; комплекс усадьбы сдается внаём для проведения праздников и т. п.”

Перейдём к фотографиям.

1. Вместо того, чтобы зайти на усадебную территорию через парадный вход, срезаем лесом. Получаем огромное удовольствие от чистого воздуха и красивой природы.

2. Выходим из леса, перед нами показывается Манеж. Строение расположено в правой части усадьбы, в сторонке, на открытом месте, на самой что ни на есть видовой точке.Он был построен для объезда лошадей. Правильный, симметричной формы. Снизу, широким поясом, добротный фундамент из красного кирпича, на котором возвышаются 14 колонн. Пролеты колонн из дерева. В каждом по два окна. Вверху – свод из тесаных бревен, собран без единого гвоздя. Верхние окна свода концентрируют лучи света в центр манежа. Над воротами, возвышается треугольная арка, на широких кирпичных колоннах. Площадь манежа 350 квадратных метров. Огромная арена.

3. А это план усадьбы.

4. Немного отвлекусь от повествования и покажу фотографию близлежащих лесов.

5. Но вернёмся к тексту. Перед тем, как добраться до главного усадебного дома, пройдём мимо старых построек, пока что не отреставрированных. Это бывшие хозяйственные помещения усадьбы.

6. Аллея, ведущая к парадным воротам у главного дома.

8. Гулять в хорошую погоду по усадьбе – одно удовольствие.

9. На территории – множество хвойных деревьев.

10. Парадный въезд во внутренний двор перед дворцом. Сюда и внутрь мы ещё обязательно вернёмся)

11. Обходим главный дворец и двухэтажные флигели с правой стороны и выходим к белокаменной лестнице-пандусу, ведущей к пруду.

12. Неподалёку организовано место для культурного отдыха.

13. Спускаемся вниз к пруду.

14. Вот так выглядят искусственные островки зимой.

15. А так – летом.

16. Вид на главный усадебный дом от воды.

17. Ещё на входе в усадьбу в тени мы нашли небольшой заброшенный обелиск, рассказывающий о посещении В.И. Лениным усадьбы. На нём можно было обнаружить любопытные фотографии, показывающие усадьбу и крестьянский быт. Состояние некоторых – совсем плачевное.

18. Одно из самых красивых мест усадьбы, и в то же время – одно из самых грустных. Верхний (Чертов) мост со временем разрушается всё сильнее, а реставрация, как не велась, так и не ведётся.

19. Подробнее остановимся на нём попозже, а сейчас пойдём дальше – в само село Середниково, посмотрим на церковь.

20. Храм святителя Алексия, митрополита Московского, в Середникове. Ранее (до 2010) за церковью рос многовековой вяз, в дупле которого, по преданию, юный поэт Лермонтов писал свои первые стихи. Позже от урагана он упал, но кусок от вяза был спасён для школьного музея.

21. Старая фотография церкви.

22. Возле дома причта были обнаружены милые котята с мамой.

23. Но вернёмся в усадьбу. Ещё одна фотография искусственного острова на Барском пруду.

24. Старая фотография с видом на усадьбу с противоположного берега пруда.

25. Теперь рассмотрим Чёртов мост подробнее. Красивые арочные своды, остатки чугунной ограды – и такое состояние.

26. Влюблённые постоянно вешают на остатки ограды замки, без похода сюда не обойдётся ни одна свадебная церемония. Постепенно появляются надписи, мусор и прочие невзгоды. Увы.

28. А вот второй – Нижний мост, небольшой, но тоже красивый. Есть ещё средний, но тот после многочисленных разрушений и реставраций совсем потерял своё лицо.

29. Где-то тут в округе сделана была эта старая фотография.

30. Вид ранней весной от пруда в сторону дворца.

31. Из подборки старых фотографий не нашлось, как ни странно, ни одной нормальной фотографии дворца, только эта. Справа – белокаменная лестница-пандус.

32. Ещё раз Чёртов мост.

33. Бывшие хозяйственные постройки усадьбы на территории. Под слоем краски хорошо видна старинная кладка.

34. Разбитая фотография на камне на забытом столбе-обелиске.

35. Чёртов мост ранней весной.

36. Ещё немного яркой природы.

37. Зимний Барский пруд.

38. Чёртов мост осенью.

39. Одно из зданий вблизи усадебных оранжерей.

40.А вот и сам главный усадебный дом с фасада.

41. И закончим на красивых цветочках)

Надеюсь, что было интересно и отчёт понравился. В будущем обязательно запишемся на экскурсию в главный дом, и у репортажа появится вторая часть.

Юс Малый

путешествие по жизни и в мире слов.

  • Свежие записи
  • Архив
  • Друзья
  • Личная информация

Октябрь 2014

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Метки

  • dsbw
  • germany
  • Александрия
  • Амстердам
  • Балашихинский район
  • Балтийское море
  • Бельгия
  • Берлин
  • Брюссель
  • Быково
  • Варшава
  • Величка
  • Видное
  • Выборг
  • Гатчина
  • Гданьск
  • Гдыня
  • Германия
  • Грачёвка
  • Европа
  • Жигули
  • Звенигород
  • Зеленая Слобода
  • Зеленоград
  • Зеленоградск
  • Калининград
  • Калининградская область
  • Коломенский район
  • Коломенское
  • Краков
  • Кранц
  • Куршская коса
  • Кёльн
  • Люксембург
  • МОЖД
  • Мальборк
  • Москва
  • Московский модерн
  • Нидерланды
  • Новый год
  • Ольштын
  • Остров
  • Париж
  • Подмосковье
  • Подольский район
  • Польша
  • Прованс
  • Раменский район
  • Россия
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Скандинавия
  • Сопот
  • Суздаль
  • Суханово
  • Торунь
  • Франция
  • Ховрино
  • Царицыно
  • Ченстохова
  • Швеция
  • Ярославль
  • автомобили
  • афиши
  • весна
  • вокзал
  • впечатления
  • выставки
  • гербы
  • дачное
  • деревянная архитектура
  • еда
  • замки
  • зеленый
  • зима
  • книги
  • коллекции
  • конкурсы
  • кошки
  • крепости
  • кухня
  • лето
  • макро
  • масленица
  • модерн
  • музеи
  • мысли
  • оглавление
  • осень
  • открытки
  • паутинки
  • поле
  • праздники
  • производство
  • путешествия
  • ретро
  • ретро-техника
  • руины
  • русский язык
  • театр
  • техника
  • транспорт
  • туман
  • усадьбы
  • фиолетовый
  • флористика
  • фото
  • фотокнига
  • храмы
  • цветы
  • шоколад

Усадьба Середниково. Часть 2. Интерьеры главного дома

Фото 7 февраля 2010 г.

В первой части нашей прогулки по усадьбе мы увидели парадный двор, окруженный дугой галерей, соединяющих флигели и главный дом, и живописной оградой воротами. А теперь заглянем внутрь главного дома…

Помню, когда пятнадцать лет назад мы были в Середникове, то нам по счастливой случайности удалось примкнуть к группе, котора в сопровождении дальнего родственника М.Ю. Лермонтова, председателя ассоциации «Лермонтовское наследие», направлялась внутрь главного дома. То, что мы тогда увидели, выглядело плачевно и скорее напоминало давно заброшенный склад, чем дворянскую усадьбу. Запомнилась лишь лестница на второй этаж с витражными окнами и потолок над ней, расписанный под стеклянную крышу, сквозь которую видно голубое небо и сирень. Еще запомнился плафон в одном из залов на тему лермонтовского «Демона». Всё, больше ничего не было, а если и было, то в силу своего запущенного состояния не привлекало взгляд.

Теперь всё выглядело иначе: дом преобразился…

Первой нашему взору предстала зеленая прихожая (фото выше) с удивительным ковром метлахской плитки, которая, оказывается, была и в прошлый раз, но совершенно не запомнилась, видимо из-за чрезмерной запыленности.

От интерьеров первого этажа практически ничего не сохранилось, почти вся мебель, которую мы видим сегодня, воссоздана по сохранившимся документам об убранстве усадебного дома или же просто подобрана в стиле былых времен.

Из прихожей мы проследовали в Дубовый зал.

. в котором привлекает внимание стяг с изображением герба Лермонтовых. В щите, имеющем золотое поле, находится черное стропило, обремененное тремя сквозными ромбами (веретенами) в цвет поля, а под стропилом черный цветок. На стальном с золотыми украшениями шлеме – дворянская корона и золотое на червленой подкладке клочковатое покрывало – намет. Стропило и веретена – обозначают рыцарскую доблесть. Гербовый девиз рода Лермонтовых: SORS МЕА JESUS (СУДЬБА МОЯ ИИСУС).

Этот герб своей символикой восходит к гербу шотландских предков Лермонтовых – Лермонтов:

Слева: Герб Лермонтов из Дерси.
Справа: Герб Лермонтов из Балькоми.

Следующая комната – бильярдная, посвящена роду Лермонтовых – Лермонтов. Здесь можно увидеть фотографии современных представителей этого рода, а также фотографии древних шотландских замков Лермонтов. Древнейший представитель шотландской ветви Томас Лермонт, поэт и провидец, жил в XIII веке. Томас Лермонт (1220-1297), известный как Томас Стихотворец из Эрсильдауна, является автором «Пророчеств», вошедших в книгу «Все пророчества Шотландии». Ему же принадлежит одна из ранних версий истории о Тристане и Изольде, облеченная в сложную форму стихотворного романа. Таинственная судьба далекого предка Лермонтова, его поэтическое творчество и старинные легенды послужили основой для баллады Вальтера Скотта «Томас Стихотворец».

С историей шотландского рода Лермонтов связаны многие места Шотландии: Эрстон, Бервик, Данбер, Дерси, Сент-Эндрюс, Балькоми.

По мнению исследователей, русская ветвь Лермонтовых восходит к Лермонтам из Балькоми, многие из которых в конце XVI – начале XVII века стали «солдатами удачи» – военными наемниками. Судьба развела их по разным странам. Так в 1613 году во время войты Московского государства с Польшей на русскую сторону перешли две роты наемников – ирландская и шотландская, в числе которых был Георг Лермонт. Он остался в России и был принят на государственную службу с сохранением дворянского звания – «в шляхтичах». В 1621 году Георг (Юрий) Лермонт пожалован усадбищем Кузнецово с деревнями и пустошами в Галицком уезде, Чухломской осаде, заболотской волости. Один из его сыновей, Петр, впоследствии воевода саранский, принял в 1653 году крещение в православную веру.
От Георга Лермонта следуют по прямой линии: Петр Юрьевич, Евтихий Петрович, Петр Евтихиевич, Юрий Петрович, Петр Юрьевич, Юрий Петрович и, наконец, Михаил Юрьевич Лермонтов.

Грустью о прошедших веках, воспоминаниями о шотландских предках проникнуто стихотворение Ю.М. Лермонтова «Желание», написанное в 1831 году в усадьбе «Середниково», о чем свидетельствует пометка «Середниково. Вечер на бельведере», сделанная автором.

Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?
И арфы шотландской струну бы задел,
И по сводам бы звук полетел;
Внимаем одним, и одним пробуждён,
Как раздался, так смолкнул бы он.

На запад, на запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах.
Но тщетны мечты, бесполезны мольбы
Против строгих законов судьбы.
Меж мной и холмами отчизны моей
Расстилаются волны морей.

На древней стене их наследственный щит
И заржавленный меч их висит.
Я стал бы летать над мечом и щитом,
И смахнул бы я пыль с них крылом;
Последний потомок отважных бойцов
Увядает средь чуждых снегов;
Я здесь был рожден, но нездешний душой.
О! зачем я не ворон степной.

Сразу понимаешь, откуда возникла идея создать здесь экспозицию, посвященную шотландским предкам поэта.

Далее проходим через небольшую гостиную.

. и поднимаемся по лестнице, о которой я упоминала выше, на второй этаж.

Последняя владелица усадьбы Вера Ивановна Фирсанова превращает Середниково в культурный центр этого уголка Подмосковья. С особой любовью Вера Ивановна относилась к Лермонтову. В 1914 году к столетию со дня рождения поэта она устанавливает обелиск “Певцу любви и печали” в парке рядом с главным домом усадьбы. В комнате, окна которой смотрят на обелиск, Фирсанова решает установить брюнзовый бюст М.Ю. Лермонтова, отлитый в Париже по проекту скульптора А.С. Голубкиной. Бронзовый бюст повторяет гипсовую скульптуру, созданную Голубкиной в 1900-1901 годах под влиянием импрессионизма.

Далее мы переходим в Овальный (или Мраморный) зал. В 1890 году художник Виктор Штембер по заказу Веры Ивановны расписал плафон этого зала на тему “Демон”.

В начале XX века в этом зале концертировали скрипач и композитор Юлиус Конюс, Сергей Рахманинов. Звучал голос Федора Шаляпина. И сейчас в этом зале звучит музыка, регулярно проходят концерты.

В следующей комнате расположилась музейная экспозиция «Комната П. А. Столыпина» в усадьбе «Середниково». Открытие этой экспозиции произшло в 2006 г. и было приурочено к 140-й годовщине со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина, российского премьер-министра, великого реформатора, троюродного брата М.Ю. Лермонтова.

Именно здесь, в подмосковной усадьбе Середниково, прошли самые счастливые, младенческие, и детские годы П.А. Столыпина. Грандиозные строения, великолепный парк, тишина реки Горетовки – об этой прекрасном месте Петр Аркадьевич вспоминал неоднократно. В зрелые годы, Середниково, стало ему местом для отдыха, источником здоровья и созидания.

В последней комнате, которую мы увидели во время посещения главного дома, представлены шкаф с зеркалом и киот, принадлежащие некогда В.И. Фирсановой.

Из окон комнаты открывается прекрасный вид на Парадный двор и флигели.

На этом экскурсия наша по главному дому завершилась, и мы отправились гулять в парк…

1. Лермонтовская энциклопедия.
2. Овчининская Л., Королева Т., Воронцов В. О Томасе Лермонте – шотландском предке русского поэта. – М.: Ассоциация “Лермонтовское наследие”, 1993.
3. Сайт усадьбы Середниково.

Усадьба Середниково, Московская область – отзыв

Маленький Лермонтов и его первые стихотворения. Усадьба – колыбель поэзии. Отдых для души, работа для разума )

Доброго времени суток, дорогие путешественники!

Усадьба Середниково – это чудесный вариант для романтичного отдыха, находящийся недалеко от столицы. Я уже писала про одну подобную поездку в усадьбу Суханово. Всем, кому интересно, приглашаю посмотреть мой отзыв о Суханово.

Усадьба Середниково находится немного дальше, по Ленинградской дороге. Лично для меня это вообще дорога родная – каждые выходные езжу дальше на собственную дачу. Поэтому смело вас могу заверить – дорога легкая и необременительная. Усадьба представляет собой классический усадебный комплекс с классическим набором зданий, локаций и МАФ. Является литературным местом, так как, прежде всего связана с именем великого русского поэта – М.Ю. Лермонтова. Но, обо все по порядку.

Как добраться:

От Ленинградского вокзала до ж-д станции Фирсановская. По времени это займет что-то около 40 минут, которые пролетят незаметно. Сразу скажу, что ленинградская удобная “Ласточка” к Фирсановской не подходит. Цена билета на 2020 год – 96 руб от Ленинградского вокзала. От других станций, соответственно цена уменьшается.

Также, от метро Водный стадион, ходит автобус 440 до конечного пункта город Солнечногорск, который цепляет боком Фирсановскую. Цена билета на автобус всегда меньше, но этот маршрут лучше уточнять особо внимательно.

Далее, от станции местным автобусом №40 до остановки “Санаторий Мцыри”.

Пока мы ждали обычный местный автобусик, прогулялись по местности рядом со станцией. Очень живописные старые дачи. Похожие на дачи детства моей мамы, которая отдыхала под Пушкино.

Автобус ходит не часто, поэтому выезжать нужно пораньше, дабы приехать пораньше. Но и понимать, что есть приехать от открытия музея-усадьбы, тоже есть.

И так, уже в автобусе ) Узкая лесная дорога.

Пока в дороге, самое время сказать несколько слов о том, что из себя представляет усадьба Середниково

Имение было в руках многих хозяев. Самые известные из них – генерал-майор Дмитрий Столыпин, который приобрел усадьбу из рук Григория Салтыкова. Дм.Столыпин был брат бабушки Михаила Юрьевича и так собственно судьба связала усадьбу с семьей будущего поэта.

Именно в усадьбе Середниково подрастал маленький Лермонтов, проводя летнее время с бабушкой. Здесь он рос, развивался, набирался знаний, знакомился с лучшими образцами отечественной словесности. Здесь он впервые опробовал свое перо, совершив первые поэтические шаги и эксперименты. Занимался переводами и даже испытал первую влюбленность. Тоже в этих великолепных стенах, казалось бы специально созданных для любви, поэзии и вдохновения.

Также, усадьба в дальнейшем принадлежала отцу известного государственного деятеля Петра Столыпина, потом купцу Фирсанова. Его дочь, была большой любительницей искусства. Во время ее владения усадьбой, здесь гостили и бывали Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Юлиус Конюс, Константин Юон, Валентин Серов и др. У Юона здесь даже был выкуплен участок земли, где располагалась его мастерская и где он женился, пустил корни.

После революции, в усадьбы был обустроен санаторий для нервно-больных. Во время Великой Отечественной войны, усадьба стоически держалась и смогла устоять. Внутри расположился военный госпиталь, а с 1946 года профиль госпиталя сменился на ограниченный, а именно противотуберкулёзный санаторий, который получил нынешнее название, связанное с поэтом – «Мцыри».

Капитальная реставрация усадьбы прошла уже в наше время, в нулевых годах. После чего,усадьба по сути стала домом-музеем, связанным с именами Лермонтовых и Столыпиных. Сейчас, как я поняла, им владеет фонд-организация “Лермонтовское наследие”.

Осенью посещать усадьбы особо хорошо. Сразу обнажается их поэтическая природа и натура. Данная усадьба – это образец архитектурно-паркового зодчества в стиле “русского классицизма”.

Центральный элемент комплекса – основной господский дом, который известен своим бельведером, ровно как и характерным округлым рисунком на воротах.

“Бельведер — лёгкая постройка на возвышенном месте, позволяющая обозревать окрестности. Кроме отдельно стоящей постройки, бельведером может называться надстройка над зданием, вышка. Например, башня с широкими застеклёнными или открытыми отверстиями”

Не очень поняла, почему бельведер здесь так славится, видимо, бельведер не очень частая архитектурная деталь среди усадебных построек.

Проникнуть в него можно, если прикрепиться к одной из экскурсионных групп. Экскурсии проводятся по часам, рядом с домом есть бюро, где все это можно купить и оформить.

Вид за главным домом. Хвойный лес (воздух здесь потрясающий!) и пруд.

Перед тем, как отправиться на экскурсию в главный дом, мы погуляли по территории. Осенью, шуршать рыжими сухими листьями на территории усадебного парка, среди тишины и покоя – одно удовольствие.

По дороге встречаются различные инсталляции, вероятнее всего служащие реквизитом для празднования свадеб и проведения различных фотосетов.

Также, на территории можно найти конный манеж, построенный в псевдоготическом стиле, деревянные беседки (новодел) и вольер с птичками.

Есть и памятник Великой Отечественной, тем более, что усадьба принимала очень активное участие.

Внутри усадьба выглядит совершенно классическим и предсказуемым образом, как все остальные усадьбы. Здесь вы сможете насладиться самим усадебным интерьером (большими окнами, просторными залами, старинной мебелью, расписными потолками), так и увидеть предметы быта – книги, документы, посуду, наряды, часы, камины, фотографии и портреты владельцев и членов их семей и т.д.

Усадьба Середниково

Середниково — это старинная русская усадьба конца XVIII в., расположенная неподалёку от Москвы с практически полностью сохранившимися историческими зданиями. Обликом, дошедшим до наших дней, архитектурный комплекс обязан сенатору Всеволоду Алексеевичу Всеволжскому, в 1775 г. заказавшему возвести для себя на берегу реки Горетовка парадный дом, хозяйственные постройки и заложить парк с тремя каскадными прудами.

Усадьба Середниково связана с именами двух выдающихся личностей — поэта Михаила Лермонтова и политического деятеля Петра Столыпина, запомнившегося своими экономическими реформами в начале XX в. Поместье принадлежало их ближайшим родственникам и, будучи в юном возрасте, оба провели здесь в качестве гостей несколько летних каникул. Михаил Юрьевич пережил в Середникове первую влюблённость, впоследствии отразившуюся в целом цикле его стихотворений.

В наши дни усадьба Середниково находится во владении Национального Лермонтовского центра, возглавляемого потомком поэта – представителем российской ветви шотландского клана Лермонт и Лермонтовых. Время от времени здесь собираются все представители этого древнего рода. Усилиями новых владельцев (всё поместье сдано им в аренду на 49 лет) комплекс был частично отреставрирован, внутренне убранство комнат господского дома стало соответствовать архитектурному стилю усадьбы — русскому классицизму, популярному в начале XIX в.

Поместье открыто для туристов. В усадьбе проводятся тематические фестивали, квесты, мастер-классы, где учат писать гусиными перьями, устраиваются свадьбы и романтические свидания. Имеется свой кукольный театр, творческие мастерские. Прекрасно сохранившиеся здания и парк с мостиками служат съёмочной площадкой для фильмов и сериалов.

Достопримечательности усадьбы Середниково

На территории поместья, занимающего почти 100 га, находится усадебный комплекс, включающий 16 построек конца XVIII и начала XIX в., роскошный парк с прудами и каменными мостиками, православный храм, заложенный ещё в XVII в., и современный парк исторических кинодекораций.

На территории Середникова снимались сцены более 15 фильмов и сериалов. В числе самых популярных — «Адмиралъ», «Слуга государев», «Глянец», «Лермонтов», «Гоголь. Ближайший», «Закрытая школа» и др.

Композиция архитектурного комплекса построена по принципу центральной симметрии, что всегда придаёт дополнительную величественность историческим постройкам. По обе стороны от двухэтажного особняка расположены близнецы-флигели, связанные с господским домом белоснежной колоннадой. В это каре вписан круг подъездной дорожки, по которой раньше на каретах прибывали вельможные гости. Рядом с центральной усадьбой находятся скотный двор, конюшня, в которой некогда содержались чистокровные арабские скакуны, оранжерея, манеж. Среди построек особенно выделяется каретный сарай, возвёденный владельцами Середникова в период повального увлечения готикой.

Внутри парадного дома интересно взглянуть на обстановку Овальной гостиной (начало XIX в.), посетить Дубовый зал и рассмотреть подлинные мавританские витражи. Есть в особняке и комнаты, посвящённые Петру Столыпину, Михаилу Лермонтову. В одном из залов сохранилась фреска и расписной плафон-иллюстрация к произведению «Демон». Их создали при купчихе Вере Ивановне Фирсановой в конце XIX в., желавшей увековечить память о пребывании поэта в усадьбе Середниково. Тогда же был отлит и установленный в саду бронзовый бюст Михаила Юрьевича.

С тыльной стороны парадного дома к аллеям парка ведёт широкая каменная лестница с пандусом. Спустившись ниже, можно подойти к прудам, постоять в тишине на самом большом и красивом в поместье Чёртовом мосту, который уже несколько столетий удерживают живописные арочные конструкции. Несколько аллей и тропинок ведут к берегу спокойной реки Горетовка.

Между усадьбой и деревней Середниково находится действующий Храм Святителя Алексия. Благодаря сохранившейся грамоте, известна точная дата его основания &mdasg; 22 мая 1693 года. Здание несколько раз перестраивалось и дополнялось новыми элементами, приобретя окончательные черты лишь в начале XIX в. Самой поздней постройкой является трёхъярусная колокольня, возведённая в 1860 гг.

Примечательно, что церковь обошли стороной все войны, революции, гонения на религию, и в течение 300 лет он продолжал принимать мирян и проводить церковные службы. Благодаря этому счастливому стечению обстоятельств, в убранстве Алексиевского храма сегодня можно увидеть старинные иконы.

Неподалёку от усадьбы расположился музей под открытым небом, основой которого стали декорации, оставшиеся после съёмок приключенческой исторической эпопеи «Записки экспедитора тайной канцелярии». Крепость, фрегат в поле, таверна, тюрьма, гостиница воссоздают архитектуру Англии XVII в. и готовы принять любого гостя. Помимо возможности пофотографироваться на фоне декораций, посетители могут пройти квест по старому городу, поиграть в страйкбол и лазертаг, посмотреть костюмированное шоу или сами снять фильм.

Официальный сайт усадьбы Середниково

Посетить усадьбу можно в любое время года с 9:00 до 22:00. Вход на территорию платный. Обычный билет стоит 100 руб., для пенсионеров — 30 руб., остальные льготные категории — дети, люди с инвалидностью, проходят бесплатно.

Войти в господский дом можно только в составе экскурсионной группы. Стоимость услуг экскурсовода: с взрослого посетителя — 300 руб., с льготных категорий граждан и детей — 250 руб. Экскурсии проводятся исключительно по выходным дням:

  • начало для 1 группы в 13:00;
  • начало для 2 группы в 14:00.

Романтические свидания в усадьбе, когда всё парадное здание Середникова с его исторической обстановкой и готовым к ужину столом, предоставляется влюблённым, проходят по предварительным заявкам в будние дни с 16:00 до 19:00 и с 20:00 до 23:00.

Усадьба находится в Солнечногорском районе Московской области рядом с селом Кутузовское и санаторием «Мцыри». Из Москвы в Середниково можно доехать на электричке с Ленинградского вокзала до станции «Фирсановская», затем от станции автобусом №40 доехать до санатория «Мцыри».

Удобнее добраться до места назначения на автомобиле. Из Москвы следует выезжать по Ленинградскому шоссе, на 34 км повернуть по указателю в сторону деревни Елино и проехать до ж/д станции «Фирсановская». От станции по указателю свернуть в направлении санатория «Мцыри». Общее время поездки, если удастся избежать пробок, составляет до 40-45 минут. Бесплатная стоянка авто расположена у въездных ворот в усадьбу.

Ицукусима

Ицукусима – остров Внутреннего Японского моря, известен также как остров Миядзима – остров Храма, Япония.

На принадлежащем Японии острове Миядзима находится Святилище Ицукусима. Эта синтоистская святыня, расположенная в уютной бухте, закрытой от штормовых ветров, является одной из самых почитаемых в стране. Святилище Ицукусима представляет собой комплекс сооружений, признанный правительством Японии как национальное сокровище.

Комплекс начинается сооружением на воде — воротами Ицукусима, именуемыми «тории» и расположенными параллельно оси храмового ансамбля. Это необычное сооружение построено во второй половине XIX века, спустя несколько лет после признания синтоизма государственной религией Японии. Выполнены ворота из ценных пород дерева и выкрашены в красный цвет.

Размер ворот впечатляет: высота центральных колон составляет более 16 метров, а горизонтальная их перекладина — около 24 метров.

В синтоизме, религии духов, ворота-тории несут важную символическую нагрузку. Это некая черта между мирами людей и духов, являющаяся определенным связующим звеном. Деревянные ворота красного цвета, настраивают на определенный лад верующих, приближающихся к храму, символизируя переход. Считается, что в них заходит солнце и уходит дух предков. По японским поверьям, птицы, сидящие на воротах-тории, улетая, уносят души умерших.

Святилище Ицукусима представлено множеством построек, которые можно увидеть на краю бухты. Сами сооружения белого цвета с ярко красными шатровыми крышами. Построены святилища прямо над водой на сваях. В период приливов, в прозрачной воде, как в зеркале, отражаются необычные для славянского человека строения причудливых форм. В большинстве случаев, это залы для религиозных обрядов, таких как: очищение, богослужение, жертвоприношение.

Большая часть из них не доступна для посещения обычных путешественников или туристов. Помещения предназначены для пользования священнослужителями, однако зайдя в те немногие доступные залы, можно ощутить атмосферу святилища и увидеть особенности внутреннего убранства помещений.

Здания комплекса между собой соединены крытыми галереями, опорами которых также выступают сваи, а деревянный мост со всевозможными украшениями, соединяет здания с остовом.

Вечером, благодаря зажженной цепочке фонариков на мосту и галереях, святилище Ицукусима приобретает таинственный и незабываемый внешний облик.

Главный храм комплекса находится на живописнейшем холме, покрытом лесом, и представляет собой пятиярусную пагоду. Посвящен он богиням трех стихий, дочерям Бога бури Сусанно — одного из самых могущественных богов среди божеств синтоистского пантеона.

Миядзиме есть монастырь и святилища других божеств, занимающих особенное место в государственной религии, храмовая сокровищница, и много других сооружений.

Японцы верят в то, что зайдя в ворота-тории, они попадают в мир божественных духов, обитающих на острове и поэтому, вступая на священную землю, проникаются смирением и почтением. Существует ряд неоспоримых правил, основой которых послужили различные аспекты синтоистского учения. Одним из них является правило, согласно которому на острове не должны умирать или рождаться люди, поэтому всех прибывающих осматривали. Если видели очень пожилого человека или болезненного и изможденного, а так же женщину на сносях, их незамедлительно отправляли обратно на материк.

На острове нет ни единого захоронения. Правило о не погребении до сегодняшнего момента неукоснительно соблюдается. Существуют и другие запреты. Нельзя на священную территорию брать собак, так как они могут распугать птиц. Это разрушит то доверие, которое было установлено между людьми и птицами. Птицы на острове абсолютно не боятся человека. Ранее, в Святилище не разрешалось входить простолюдинам, так как им не место в обители богов.

Сейчас многие запреты потеряли силу, но некоторые по-прежнему выполняются, так как соответствуют религиозным убеждениям японцев.

Ворота-тори, ведущие в таинственный мир божественных духов, являются основной достопримечательность Святилища Ицукусима, а неимоверной красоты природа, окружающая их, делает посещение данного комплекса незабываемым.

Святилище Ицукусима

Святилище Ицукусима поэтично называют храмами, плывущими по воде. Синтоистское святилище Ицукусима-ма-дзингу по праву входит в сотню самых впечатляющих религиозных сооружений планеты, а знаменитые ворота Тории считаются одним из трех самых узнаваемых пейзажей Японии.

Храмовый комплекс официально признан национальным сокровищем Японии, а в 1996 году он был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Легенда об основании святилища

Синтоитское святилище Ицукусима находится во Внутреннем Японском море на одноименном острове, который больше известен под названием Миядзима – остров Храма. Этот остров считался священным с давних времен и сам почитался как божество.

Древняя легенда гласит, богиня Солнца Аматэрасу Омиками и ее брат Сусаноо-но-микото встретились на Равнине высокого неба и произвели на свет богов и богинь. Сусаноо раскусил ожерелье сестры, и на свет появились пять богов мужского пола, Аматэрасу раскусила меч Сусаноо, и родились три божественные девушки.

Богини начали искать место, где они могли бы поселиться в тишине и единении с природой. И тогда Саеки-но-Курамото, правитель острова, получил знак свыше. Направляемый божественным вороном с Равнины высокого неба, он вместе с богинями отправился в плавание вокруг острова. Вместе они выбрали небольшую бухту и основали там храм, а трем богиням стали поклоняться как охранительницам императорской семьи, защитницам японской нации и покровительницам мореплавателей. Считается, это событие произошло в 593 году, когда императрица Суйко взошла на трон.

История храмового комплекса Ицукусима

Первое документальное свидетельство о святилище датировано 811 годом, когда Ицукусима была упомянута в хронике Нихон Коки в числе других знаменитых храмов. Свое великолепие святилище приобрело в XII веке, когда военачальник Тайра-но-Киёмори приступил к реконструкции храмового комплекса. В 1146 году этот сёгун получил пост управителя провинции Аки, и клан Тайра начал делать щедрые пожертвования для Ицукусимы.

В 1168 году Тайра-но-Киёмори заложил здание главного храма, строительство которого заняло несколько лет. Могущество клана Тайра возрастало, и вместе с ним росло значение построенного им святилища. Ицукусиму стали посещать знатные паломники, а том числе члены императорской семьи.

В 1207 году, а затем и в 1223 многие храмовые постройки были разрушены пожарами, а в 1325 – сильнейшим тайфуном. Во времена гражданских войн слава святого места достигла небывалого размера, несмотря на что, что был период, когда храм лежал в руинах после битвы при Ицукусиме в 1555 году. Впоследствии Мор Мотонари, выигравший битву, восстановил комплекс и придал ему былое величие.

Сейчас храм выполняет свое предназначение – на его территории по-прежнему проходят религиозные службы, церемонии и обряды, хранятся старинные рукописи и предметы искусства. В 1568 году здесь была построена театральная сцена, на которой по сей день идут представления японского театра но, звучит религиозная музыка, и демонстрируются ритуальные танцы.

Кажется, что Ицукусима неподвластна времени. Несмотря на то, что святилище почти полностью построено на воде и постоянно подвергается воздействию окружающей среды – соленой морской воды, штормов, тайфунов, посетители могут видеть все тот же храм, который был возведен 850 лет назад, практически в его первозданном виде.

Святилище Ицукусима – это уникальный образец японской архитектуры, неповторимый в своём роде. Разрушавшийся и снова возрождавшийся из пепла, почитаемый многими людьми, повидавший на своем веку немало могущественных правителей, талантливых строителей, великих людей, переживший разные исторические эпохи, в наши дни этот храм не только представляет собой великолепный образец японского искусства, но и символизирует дух японского народа.

Архитектура святилища Ицукусима

По счастью, несмотря на многочисленные реконструкции и смену правителей, после 1168 года все, кто занимался перестройкой комплекса, бережно сохраняли его первоначальный вид. Благодаря этому внешний облик храмового комплекса и поныне представляет собой великолепный образец японской архитектуры периода Хэйан (794-1185). Святилище построено в стиле Шиндэн, к которому относятся все аристократические постройки того времени, включая императорский дворец в Киото. И даже главный храм, построенный Мори Мотонари тремя столетиями позже, выдержан в едином архитектурном стиле с сооружениями времен Тайра-но-Киёмори.

Храмовый комплекс состоит из двух частей – внешней, включающей в себя 37 зданий, и внутренней, в которой насчитывается 19 зданий. Часть зданий комплекса построена на сваях прямо над водой, отчего кажется, что он плывет по водной поверхности. Усиливает впечатление визитная карточка Ицукусимы – ворота тории, которые стоят прямо в воде на некотором отдалении от берега.

Ворота тории

Самая знаменитая часть комплекса – грандиозные деревянные ворота тории, которые принесли Ицукусиме мировую славу.

Тории – это ритуальные врата, которые устанавливаются перед синтоистскими святилищами. Тории имеют П-образную форму и состоят из двух столбов по бокам, на которые опираются две перекладины. Традиционно они выкрашены в красный цвет и никогда не имеют створок.

Тории Ицукусимы поражают своими размерами – 16 метров в высоту и 12 метров в ширину, а длина перекладины достигает 23 метров. Современные тории были сооружены в 1875 году из камфорного дерева, но хроники упоминают о воротах, которые здесь стояли с XII века.

Во время отлива дно моря обнажается, и до ворот можно дойти пешком. Тысячи паломников и туристов со всех концов света спешат пройти через священные ворота и оставить на их столбах монетку. Считается, что это принесет удачу и благополучие, а загаданное желание непременно сбудется.

Мосты и переходные галереи

  • Сори-баси (Арочный мост)

Арочный мост был построен в первой половине XIII столетия. В старину мост носил название «Мост императорских посланников», так как именно по нему посланцы императора попадали в Главное святилище по случаю больших праздников.

В 1557 году мост был реконструирован отцом и сыном Мори Мотонари и Мори Такамото, о чем свидетельствует надпись, сделанная на одном из столбиков ограждения. С тех пор мост несколько раз реставрировали.

Этот небольшой мост получил свое название от слова «наиси». Так в эпоху Хэйян называли женщин, обслуживающих Императорский двор. Они проходили по этому мосту, чтобы отнести приношения богам.

  • Нага-баси (Длинный мост)

Длинный мост соединяет Усиро-зоно (задний двор) со святилищем Дайкоку. В документах эпохи Хэйян и эпохи Камакура такие мосты называются неподвижными или плоскими мостами. В те времена здания комплекса, построенные на воде, соединялись с сушей открытыми мостами без навесов. Именно в таком традиционном стиле построен и Длинный мост.

Как и Арочный мост, в «период воюющих провинций» Длинный мост был перестроен, в результате чего он стал значительно короче. Опоры моста выполнены из камня. В эпоху Эдо в южной части Усиро-зоно была построена комната для приношений, откуда дары по мосту доставляли в святилища.

  • Восточный коридор

Восточный коридор тянется от входа в святилище, проходит через храмы Мародо и Асазайя к залу очищения главного храма. Коридор насчитывает 109 колонн с каждой стороны и имеет 4 метра в ширину. Половицы уложены без единого гвоздя, между ними есть небольшое расстояние для оттока воды. Для того чтобы половицы не поднимались водой во время высоких приливов и сильных дождей, сюда были перенесены старинные каменные фонари с набережной Микаса.

Вдоль коридоров висят бронзовые фонари, которые были изготовлены для святилища в начале XX века по образцу старинных фонарей 1366 года. В сокровищнице можно увидеть оригинальные фонари, отлитые из железа, посвященные Терумото Мори, внуку знаменитого Мотонари Мори.

Для каждого японца остров Миядзима — одно из самых святых мест в их островной стране. Почтение к острову и его храмам столь безмерно, что его немногочисленные жители даже соглашаются болеть и рожать только за его пределами. А образ красных ворот-торий, сквозь которые на лодках когда-то попадали в храм, что вытянулся вдоль берега, — национальное достояние всей страны. Остров Ицукусима известен во всем мире синтоистским святилищем Ицукусима — национальным сокровищем Японии, включенным в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ицукусима, храм на воде

Главный храм Ицукусима расположен практически на воде, что должно подчеркивать его чистоту и неприкосновенность.

Можно по-разному истолковывать тот факт, что храм Ицукусима (Ицукусима-дзиндзя), стоящий совсем неподалеку от Хиросимы, совсем не пострадал от атомного взрыва в 1945 г. Он не был целью американцев, но сами японцы склонны думать, что храм уцелел благодаря накопленной в нем за долгие века могучей священной силе.

Храм Ицукусима стоит на одноименном острове в Японском Внутреннем море, но в Японии принято именовать этот кусочек суши Миядзимой, или Островом Храмов. Ицукусима — не единственное святилище на острове, но самое главное из находящихся здесь многочисленных буддийских и синтоистских святынь.

Особую, почти мистическую атмосферу вокруг храма создают горы, что стали фоном для архитектурного ансамбля острова. Горы невысоки, они подступают к самому морю, и с них открывается вид на храм и острова Японского Внутреннего моря, почти всегда затянутого легкой дымкой. Самая высокая гора — Мисэн, откуда виден весь остров и даже Хиросима. Так как синтоизм обожествляет природу, деревья вокруг храма и вообще на острове не вырубаются.

Храм Ицукусима — одно из самых неординарных синтоистских святилищ страны, ему уже более четырнадцати веков. Считается, что изначально святилище было возведено в VI в. в честь трех дочерей бога Сусаноо равно как и 16-метровые ворота-тории Ицукусимы, которые, согласно легенде, построены из ствола одного-единственного камфорного дерева.

Впоследствии храм Ицукусима пережил немало реконструкций и перестроек: в частности, в XII в., когда правил клан полководца Тайра Киемори (1118-1181 гг.), который был в этом храме приравнен к лику богов.

Однако большинство его нынешних сооружений, очертания которых знакомы каждому японцу с детства, были построены в XVI в. Тогда господствовал помпезный архитектурный вкус, столь полюбившийся главным заказчикам — императорам Японии, и храм Ицукусима в полной мере передает роскошный стиль того времени.

Храм Ицукусима построен в виде причала над водой, и со стороны создается впечатление, что он плывет по ее поверхности, удаляясь от берега. Красные ворота-тории были изначально построены для того, чтобы лодки тех, кто желает посетить храм, проплывали бы подними, следуя верным курсом.

Примерно в те же времена состоялась Битва при Ицукусиме 1555 г. между войсками рода Мори и рода Оути. В Японии эта феодальная битва считается одной из самых выдающихся, и это было единственное сражение на острове Ицукусима за всю многовековую историю храмового комплекса.

На берегу бухты, где стоит храм, расположена храмовая сокровищница, в которой хранятся тысячи старинных предметов, в разное время пожертвованных святилищу: расписанные веера, фарфор, маски, мечи, доспехи и древние манускрипты.

В 1996 г. храм Ицукусима был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Некоторые постройки и утварь храма объявлены правительством Японии национальными сокровищами.

В 2005 г. город Миядзима, что находился на острове, был поглощен городом Хацукаити, после чего и все постройки на острове, и он сам стали одним из городских районов. В полном смысле слова Миядзима и не был городом, а скорее собранием поселков, что сохранились и в наши дни.

Миядзима, священный остров Японии

Остров Миядзима считается у японцев настолько священным, что в течение многих веков сюда не допускали людей низкого происхождения.

Забота японцев о сохранении священной чистоты острова выражалась в том, что вплоть до начала XX в. на Миядзиму не могла ступать нога женщины, дабы не осквернить его. То же стремление к защите святости острова объясняет и запрет на захоронение тел на острове, ведь, согласно канонам синтоизма, в таком месте не должно свершаться что-либо нечистое, к чему относили роды и похороны. Поэтому на острове нет кладбища, а скончавшихся вывозят с Ицукусимы.

Неподалеку от берега, прямо из глубины вод поднимаются деревянные ворота-тории, чьи очертания известны во всем мире благодаря как образцам традиционного искусства — старинным ксилографиям и веерам, так и стараниям современных масс-медиа, растиражировавших образ ворот во всем мире как образ Японии. Ворота-тории — олицетворение символического прохода прямо к главной святыне острова. Не обошлось здесь и без секретов: древние архитекторы, стремясь придать этому проходу красоту и элегантность, тщательно изучили периодичность и высоту приливов и отливов Внутреннего Японского моря, которое в этом месте совсем неглубокое. В зависимости от колебания уровня воды меняется внешний вид коридоров и основания самого храма Ицукусима и всей его объемной композиции, что является олицетворением постоянства круговорота жизни.

Еще одна известная постройка на острове Миядзима — буддийский монастырь Дайгандзи, посвященный богине Бэнтэн и считающийся едва ли не древнейшим в Японии.

Стоящая рядом Пятиярусная пагода отбрасывает тень на Зал тысячи татами (Сэндзёкаку), сооруженный по личному повелению военного правителя Тоётоми Хидэеси, и сегодня именующийся храмом Памяти Хидэеси.

Ставшие привычными на острове мартышки, что вместе с оленями бродят по набережной и горным тропинкам парка Момидзидани (Долины кленов), были привезены сюда лишь в 1962 г. для нужд местного отделения Японского центра по изучению обезьян в живой природе. Мартышек и оленей кормят посетители острова, приезжающие, чтобы помолиться в святилище Миядзимы, подняться на фуникулере на вершину горы Мисэн, с которой связана жизнь буддийского священника Кобо Дайси (774-835 гг.), и подышать чистым лесным воздухом.

У подножия же горы Мисэн расположен Дайсё-ин — один из самых популярных храмов буддийской секты Сингон и один из главных храмов в западной части Японии. Здесь основатель секты Кобо Дайси впервые начал исповедовать буддизм на острове Миядзима. В XII веке император Тоба основал здесь свой молитвенный зал. Тесные связи с Императорской семьей у Дайсё-ин сохранялись до XIX века. В 2006 г. на 1200-летний юбилей храма приезжал сам Далай Лама.

У главных ворот в храм Ниомон расположились статуи Стражей ворот.

В Дайсё-ин можно найти множество строений, статуй и других объектов религиозного поклонения, зачастую выглядящих весьма странно для иностранца-гайдзина.

Особый интерес представляют залы Каннон-до, Манидэн, песочная мандала, которую сотворили приезжие монахи из Тибета и пещера Хэндзёкуцу, где развешены 88 образов, представляющих храмы паломничества по Сикоку.

Особенно много на территории монастыря статуй дзидзо (популярное японское божество в виде монаха, часто одетого в красный шарф или вязаную шапку).

В главном алтаре зала Каннон-до находится статуя богини Каннон, а перед ней – мандала из разноцветного песка, выполненная тибетскими священниками.

На террасе у Каннон-до стоит красная голова с выпученными глазами. Это Дарума – стилизованное изображение Бодхидхармы, основателя дзэн-буддизма. Таких кукол используют в ритуале загадывания новогодних желаний. Сначала нужно купить даруму в буддистском храме и, загадывая желание, нарисовать зрачок в одном из ее глаз. Если к Новому Году желание сбылось – рисуют зрачок в другом глазу, если нет – несут в храм, сжигают и покупают новую. Сжигание дарумы – послание синтоистским богам-ками, что, мол, я ищу альтернативные способы реализации своего желания у Будды.

Зал Тёкуган-до (Chokugan-do), вход которого как раз напротив ворот Онаримон (Onarimon). Вдоль ступеней крыльца стоят 20 деревянных статуй, по 10 с каждой стороны. Внутри находится одно большое и тысяча маленьких изваяний Фудо Мё-о, одного из Пяти Королей Мудрости.

На западной стороне храма Ицукусима устроена самая старая из сохранившихся в Японии сценических площадок для театральных представлений. Когда над храмом Ицукусима опускается ночь, здесь начинаются религиозные церемонии, во время которых непременно звучит гагаку — классическая японская синтоистская религиозная музыка, зародившаяся еще в VIII в., в период Нара. Музыка гагаку сопровождает музыкально-танцевальное представление бугаку.

Около высящейся неподалеку горы Мисэн стоит еще один храм острова — храм Гунмо (Гунмо-дзи-дзе). Дважды в год — 15 апреля и 15 ноября — здесь проводится церемония огня, когда монахи-аскеты босиком расхаживают по раскаленному пеплу — искусство, требующее большой сосредоточенности, которой монахи достигают путем чтения молитв, устремив взгляд на очертания храмов острова Ицукусима.

Читайте также:
Визовый центр Венгрии в Казани время работы, адреса и телефоны
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: