Строгановский дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Строгановский дворец в Санкт-Петербурге — фото, адрес, история

Санкт-Петербург бога своей историей и славится своей величественной архитектурой. Одним из достояний города является Строгановский дворец. Уникальное здание, построенное в ХVIII веке неизменно продолжает привлекать к себе многочисленных туристов.

Этим старинным домом владела купеческая семья Строгановых. Сегодня, в нем расположился филиал Русского музея, который, гостеприимно открывает свои двери для многочисленных туристов.

  1. Стоимость билетов
  2. График работы
  3. Как добраться
  4. Строгановский дворец: история создания
  5. Строгановский дворец: залы
  6. Обеденные залы Строгановского дворца
  7. Минералогический кабинет строгановского дворца
  8. Строгановский дворец внутри: интерьеры
  9. Сфинксы строгановского дворца
  10. Архитектура здания
  11. Строгановский дворец, что посмотреть снаружи и внутри
  12. Кто жил в Строгановском дворце?
  13. Интересные факты
  14. Мифы и легенды
  15. Строгановский дворец: видео
  16. Какие проводятся экскурсии
  17. Официальные данные
  18. Музей в наши дни
  19. Можно ли устраивать фотосессии?
  20. Фотогалерея

Стоимость билетов

Цена входного билета колеблется в зависимости от возраста посетителя

  • для взрослых — 420 руб;
  • для школьников и студентов — 200 руб;
  • для дошкольников — бесплатно.

График работы

  • понедельник — 10:00 — 18:00;
  • вторник — закрыто;
  • среда — 10:00 — 18:00.
  • четверг — 13:00—21:00;
  • пятница — воскресенье — 10:00 — 18:00.

Как добраться

Дворец находится в пешей доступности от станции метро «Невский проспект», на автобусах №3, 7, 22, 27 или троллейбусах №1, 5, 7, 10, 11, 22 можно доехать до остановки «Большая Конюшенная улица». Поскольку это центр города, то парковок рядом нет. Если не любите общественный транспорт, то лучше доехать на такси.

Строгановский дворец: история создания

Из исторических фактов известно, что участок на Невском проспекте, под строительство будущего дворца, изначально принадлежал портному Иоганну Нейману. Он то и начал отстраивать дом из камня, к которому примыкали строения жилищ придворного повара Шестакова и адъютанта генерала Салтыкова – Янкова.

Недостроенный дом Неймана и был куплен братьями Строгановыми, примерно в 1942 году. Так как изначально он был единым комплексом для трех семей, Неймана, Шестакова и Янкова, то фасады спроектировали в едином стиле, что немало огорчало барона Строганова, который хотел все переделать по своему вкусу.

Но в то время существовала строгая дисциплина по градостроению в центре города. Известный факт, что Барон никак не мог договориться с соседом поваром о выкупе его части дома. Шестаков не желал расставаться с ним, по причине того, что дом находился в сердце Санкт-Петербурга.

Строительство было начато в 1753 году и окончено в 1754. В некоторых источниках указывается, что дворец был возведен за 6 недель. Это строительство назвали стремительным. Оно облегчалось тем, что строилось на конструкциях предыдущих домов.

В средине ХVIII Невский проспект активно застраивался дворянскими домами. И после окончания строительства, Сергей Григорьевич Строганов, принадлежавший к роду Новгородских купцов, разбогатевших за счет Уральских солеварен, поселился в своем новом дворце вместе с супругой Софьей Кирилловной и сыном Александром. Последний и стал самым знаменитым представителем строгановского рода и владельцем родового гнезда.

Строгановский дом стал чрезвычайно популярен. В нем собиралась вся блистательная верхушка общества, проводились шумные балы и маскарады, театральные постановки, балет и опера.

Были вхожи Фонвизин, Державин, композитор Бортнянский. Сама императрица Елизавета Петровна, почтила честью Строгановых церемонией празднования своего дня рождения. Александр был образованным человеком и искусствоведом.

После смерти отца, продолжил собирать коллекцию произведений искусства: картин, скульптур. Так же во дворце была обширная минералогическая и нумизматическая коллекция.

Семья Строгановых слыла богатейшими людьми. Они часто устраивали благотворительные обеды во внутреннем дворе, на которые могли прийти все желающие горожане. Строгановы держали приличный штат прислуги, в исторических документах упоминается о более 600 человек обслуживающего персонала.

Строгановский дворец: залы

Дворец включил в себя полсотни просторных искусно украшенных лепниной залов.

Так же как и дворец, все интерьеры выполнены были в стиле барокко. Высокие потолки, главный зал с огромными зеркалами и скульптурами, кажется огромным и воздушным.

Главная его достопримечательность – это необыкновенной красоты плафон, созданный знаменитым итальянским живописцем Джузеппе Валериане из тринадцати холстов, которые обрамляют необыкновенной архитектурной красоты колоннада и балюстрады.

Это единственное помещение, которое сохранилось в барочном стиле и не было перестроено. Все остальные помещения получили новое оформление уже к концу ХVIII века, автором проекта был архитектор Деменцов.

Обеденные залы Строгановского дворца

Строгановский дворец выполнен в лучших канонах стиля барокко. В обеденных залах дворца полсетите получит возможность увидеть места, где обедали представители высших слоев того времени. Перед посетителем предстанет четыре зала, выполненных в разных стилях: классицизм, барокко и рококо.

Доступ в залы («Орденский», «Гербовый», «Тронный» залы и «Аванзал» ) является свободным для всех. На данном этапе там был открыт ресторан «Русский Ампир». Это место станет настоящей находкой для желающих почувствовать себя императором. Рецепты тщательно восстанавливались из книг времен Российской империи.

Каждый зал снабжен разной посудой, выполненной из фарфора. Стол сервируется в лучших традициях барокко с помощью позалоченных приборов и хрусталя.

Просторная галерея вмещала в себя большое количество картин прославленных художников Рембрандта, Боттичелли, Ван Дейка, Пуссена и многих других. Были отдельно оформлены залы Публичной библиотеки и минералогического кабинета.

Минералогический кабинет строгановского дворца

Кабинет спроектировал А.Воронихин, сейчас он считается архитектурным шедевром. Известно, что граф Строганов был любителем книг и коллекционировал минералы. С учетом таких увлечений Ворохин выделил первый ярус под огромное собрание книг, а второй для минералов.

Потолок кабинета был украшен плафоном, а пол выполнен из редких видов дерева.

Время жестоко обходилось в миниралогическим кабинетом, в 19 веке из него даже сделали бильярдную. Однако к настоящему моменту кабинету полностью вернули первозданный вид. И он продолжает восхищать посетителей своим величием.

Строгановский дворец внутри: интерьеры

Ближе к концу 18 века, дворец начали перестраивать, менять некоторые интерьеры следуя новым модным веяниям в архитектурной моде. Уменьшалась барочная пышность и вычурность форм. Зеркальную Галерею заменили на Парадную Столовую. Интерьер стал выглядеть более просторно благодаря зеркальным панелям, которые разместили между полуколоннами ионического ордера.

Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo

Минералогический кабинет, является завершающим звеном Невской анфилады. Он считался шедевром русской архитектуры того времени. Сначала в нем экспонировались исключительно минералы. Потом его дополнила и огромная коллекция книг. Кабинет был выполнен в двух ярусной технике.

Читайте также:
Чешский Рай – маршрут нашей прогулки и фотоотчет

Первый был украшен барельефами четырех стихий в античном стиле, второй ярус поддерживался колоннами выполненными из искусственного мрамора. Купол был расписан перспективной живописью, которая была выполнена предположительно П.Гонзаго.

К сожалению, многочисленные протечки из – за последующих переделок повредили эту роспись. Одно из лучших творений Воронихина располагается в восточном крыле корпуса. Картинная галерея изящно и деликатно отделанная, вмещала огромное количество картин, которые занимали все плоскости стен.

Картины собирались более 40 лет и обрамлялись резными золочёными багетами. Стены были обиты шелком, колонны из искусственного мрамора, для удобства гостей расставлялась дорогая резная мебель.

Некоторые кресла восстановлены и выставлены на экспозиции в наше время. Так же в залах дворца представлена коллекция восковых фигур, в которой представлено семейство Строгановых, известных людей того времени, которые принимали участие в строительстве и обустройстве дворца, а так же члены царской фамилии.

Сфинксы строгановского дворца

Одна из визитных карточек Санкт-Петербурга — это сфинксы. Строгановские были самыми первыми из установленных. Их разместили у парадного входа.

Хотя вначале они украшали спуски к воде на Строгановской даче построенной по проекту А.Н. Воронихина на берегу реки Большая Невка.

О том, что они действительно украшали эту лестницу, ведущую к воде свидетельствует, картина Воронихина написанная маслом «Вид Строгановской дачи», их можно отчетливо там разглядеть.

В 1908 году дача была перестроена, а гранитные сфинксы переехали и украсили дворец. Автор их неизвестен и выглядят они довольно наивно, но именно после их появления, гранитные стражи стали появляться по всему городу.

Архитектура здания

Проектирование и возведение дворца, Сергей Григорьевич Строганов доверил Франческо Бартоломео Растрелли. Который, уже на тот момент был прославленным придворным архитектором.

Хотя он никогда не брался за строительство частных домов, для барона было сделано исключение. Богатство и пышность стиля барокко просматривалось во всем от фасада, щедро украшенными лепниной, нарядных колонн, скульптур, до родового герба Строгановых в виде двух соболей до внутреннего убранства.

Сторона, обращенная на Мойку, была не такая нарядная, но выглядела изящно. Над окнами первого этажа архитектор расположил медальоны с античными неизвестными профилями. Кто это, до сих пор не выяснено. Существует гипотеза, что это сам Растрелли увековечил себя таким образом.

История

Формирование будущего Строгановского дворца началось, предположительно, в гг., когда у Зеленого моста через реку Мойку были построены одноэтажные палаты, принадлежавшие одному из Строгановых, возможно, всей семье. В 1742 г. барон С. Г. Строганов купил здесь же недостроенный двухэтажный дом. Впоследствии все здания были объединены в одно целое архитектором Ф. Б. Растрелли, создавшем в 1753 — 1754 гг. дворец. Династия продолжала владеть им вплоть до 1918 г.

В Строгановском дворце происходило немало событий, связанных с российской историей. Здесь, в Большом зале, гг. собирались инициаторы создания в Петербурге Публичной библиотеки. В декабре 1766 г. в присутствии императрицы Екатерины II здесь же проходили выборы депутатов Комиссии по составлению Нового Уложения.

В 1918 г. Строгановский дворец был национализирован и превращен в ” Народный дом-музей (бывший Строганова)«, формирование экспозиций которого было поручено Государственному Эрмитажу. В 1929 г. помещения дворца были переданы ВАСХНИЛ (Всесоюзной Академии Сельскохозяйственных наук им. Ленина) для размещения здесь Института прикладной ботаники, и музейная жизнь дворца закончилась. Художественные коллекции Строгановых были распределены по разным музеям страны, а часть из них продана за границу.

К концу гг. Строгановский дворец занимали уже несколько арендаторов, главным среди которых был «Электромортрест» Наркомата судостроительной промышленности. 4 апреля 1988 г. Ленгорисполком принял решение № 248 «Об освобождении и передаче Русскому музею помещений бывшего Строгановского дворца». Проведенные в период Государственным Русским музеем реставрационные работы позволили восстановить фасады и интерьеры здания.

В 1992 г. по инициативе баронессы Элен де Людингаузен, внучатой племянницы графа С. А. Строганова в США был учрежден Благотворительный Строгановский фонд. Его задачей является финансовая поддержка реставрационных проектов Строгановского дворца, дворцов-музеев Санкт-Петербурга и его пригородов и воссоздания храмов России. Главной движущей силой фонда является ее бессменный директор и казначей Пьер Мерль.

Архитектура и интерьеры

Строгановский дворец был возведен в архитектором Франческо Бартоломео Растрелли на пересечении реки Мойки с Невским проспектом. Существовавшие на этом месте дома, принадлежащие Строгановым, архитектор объединил в единое целое общим фасадом, относящимся к стилю барокко. В этом же стиле были выполнены главные интерьеры дворца.

Дворец был построен «глаголем» (т. е. в плане здание имеет форму буквы «Г»). Вход в него первоначально осуществлялся из парадного двора. В конце XVIII — начале XIX вв. Андрей Воронихин устроил ныне существующий вход с Невского проспекта. Он также реконструировал и создал заново ряд интерьеров в классицистическом стиле, в том числе, во вновь пристроенном корпусе — восточном, предназначенном для размещения художественных собраний графа А. С. Строганова В 1842 г. Петр Садовников завершил формирование южного корпуса дворца и стилистически объединил все дворовые фасады в «растреллиевском духе».

На протяжении почти двухвековой истории Строгановского дворца его интерьеры неоднократно переделывались в соответствии с меняющейся модой и потребностями владельцев. В их создании принимали участие более десятка архитекторов, среди которых, помимо Растрелли, Воронихина и Садовникова, были Иван Колодин, Карл Росси и другие петербургские мастера.

Читайте также:
Фото Кролевца (18 фото)

Ф. Б. Растрелли спроектировал дворец таким образом, что оба фасада (и выходящий на Невский проспект, и выходящий на набережную Мойки) имеют аналогичную композицию. В центре каждого из фасадов — портик, на фронтоне которого помещен герб Строгановых, увенчанный баронской короной. Растреллиевская Зеркальная галерея, украшенная зеркалами и позолоченной скульптурой, так же, как и Парадная лестница, не сохранилась. Но Большой зал, предназначавшийся для балов и концертов, и сейчас поражает своим великолепием.

Главной достопримечательностью зала является огромный живописный плафон, занимающий всю поверхность потолка. Он выполнен в гг. известным итальянским художником Джузеппе Валериани на тринадцати отдельных холстах, укрепленных на подрамниках. Композиция плафона представляет собой многофигурную центральную часть, обрамленную роскошной архитектурной рамой из колоннад с нишами, балюстрадой, скульптурами. В центре композиции — богиня мудрости Минерва, поражающая пороки, справа от нее представлены аллегории искусств, которым покровительствовали Строгановы, слева — добродетели.

С начала гг. перестройкой дворца занимался «домашний» архитектор Строгановых, бывший крепостной Андрей Воронихин. Он вступил в своеобразный диалог со своим гениальным предшественником, подобно ему, воспринимая дворец как целостный ансамбль. Воронихин внес классицистические элементы в декор Большого зала, слегка умеряя барочную пышность, к концу века вышедшую из моды. В то же время, проникнувшись барочными идеями Ф.-Б.Растрелли, он создал на месте Зеркальной галереи гг. Парадную столовую, или Угловой зал. Небольшой по площади интерьер выглядит гораздо просторнее, благодаря использованию огромных, цельных зеркал, которые помещены в простенки между полуколоннами ионического ордера. Сохранившаяся авторская акварель этого интерьера позволила реставраторам в 1990-2000-х гг. воссоздать первоначальный замысел.

Невскую анфиладу Строгановского дворца завершает двухъярусный Минералогический кабинет — другой замечательный интерьер русского архитектора, по праву считающийся одним из шедевров русской архитектуры XVIII в. Кабинет был выполнен А. Воронихиным, вероятно, в Первоначально он предназначался исключительно для экспонирования коллекции минералов, но затем их потеснили книги. Каннелированные колонны композитного ордера, выполненные из искусственного мрамора, поддерживают паруса сводов, на которые опираются хоры второго яруса. Первый ярус декорирован четырьмя аллегорическими барельефами, изображающими четыре стихии: «Огонь», «Воду», «Землю» и «Воздух». Перспективная роспись купола исполнена в начале XIX в. предположительно П. Гонзаго. В середине XIX в. зал был превращен в Бильярдную, ярусы были отделены друг от друга стеклянным куполом, и вместо одного из книжных шкафов была установлена изразцовая печь. Впоследствии, в 1950-80-х гг., из-за неисправности кровли многочисленные протечки сильно повредили живопись купола и привели в негодность шкафы верхнего яруса.

В настоящее время залу полностью возвращен облик, задуманный А. Воронихиным. Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана РАН (Москва), в который в 1919 г. была передана коллекция минералов из дворца, принял участие в воссоздании экспозиции минералов. Кроме того, Русскому музею был возвращен сундук со шлифованными плитками из мрамора и других горных пород, принадлежавший Строгановым.

В восточном корпусе дворца находится знаменитая Картинная галерея — одно из лучших творений Андрея Воронихина, уникальный русский интерьер рубежа Галерея занимает большую часть второго этажа восточного флигеля. Помещение протяженностью 28 м делится на три части — центральную и две лоджии в начале и в конце галереи, которые находятся на одной оси. Средняя часть перекрыта плоским коробовым сводом, а лоджии — небольшими куполами. Центральная часть галереи отделена от торцевых лоджий ионическими колоннами, по две у каждой лоджии. Торцы основного свода (тимпаны над антаблементом) оформлены барельефами, которые представляют аллегории Живописи и Скульптуры. Свод галереи и купола лоджий расписаны кессонами.

Отделка Картинной галереи отличалась особым изяществом и утонченностью, характерными для стиля А. Воронихина. Изысканность и деликатность в пропорциях и пластической обработке проявляются во всех элементах декоративного убранства интерьера. Многочисленные картины преимущественно западноевропейских мастеров XVII в. занимали все плоскости стен, обрамленных золоченым багетом. В советское время декоративная отделка зала была частично утрачена. Однако облицовка колонн искусственным мрамором, имитировавшим сиенский, неоднократно реставрировалась и сохранилась до наших дней.

Вдоль стен стояли шесть диванов и четырнадцать кресел, обитых зеленым шелком. Этот мебельный гарнитур, исполненный одновременно с отделкой зала, долгое время находился в фондах Русского музея. К 2015 г. он был тщательно реставрирован, с воссозданием первоначальной обивки, и занял свое прежнее место. Здесь же находилась великолепная малахитовая ваза высотой 134 см и диаметром 107 см, выполненная на Екатеринбургской гранильной фабрике. Сейчас она находится в Государственном Эрмитаже, также как и видимые на картине А.С. Никитина 1832 г. трехметровые торшеры, сделанные в гг. по модели скульптора Ж.-Ж. Фуку известным французским мастером Ф.Томиром.

Художественный критик и искусствовед Александр Бенуа называл Картинную галерею «душой» Строгановского дворца. Именно здесь размещалась знаменитая коллекция живописи, которую Александр Сергеевич Строганов собирал около сорока лет. Будучи президентом Академии художеств, А. С. Строганов использовал свою галерею и как учебный класс, где воспитанники Академии изучали историю и теорию живописи и копировали произведения западноевропейского искусства. По воскресениям своего рода музей, созданный замечательным русским меценатом, был открыт едва ли не для всех любителей искусства Санкт-Петербурга.

Для Павла Александровича были отведены западный и южный корпуса, первоначально отделанные А. Воронихиным, а затем претерпевшие изменения на протяжении XIX в. Единственный подлинный пример творчества Воронихина начала XIX в. — Малая гостиная (интерьер имеет лишь незначительные позднейшие добавления. Большая гостиная почти не имеет элементов Воронихина. Она восстановлена реставраторами в соответствии с тем периодом, когда она была отделана — в конце гг. Предположительно, это сделал архитектор М. А. Макаров для второго в истории рода графа А. С. Строганова правнука знаменитого мецената, и его супруги графини Татьяны Дмитриевны, урожденной княгини Васильчиковой.

В те же годы и, возможно, при участии того же архитектора, в северном корпусе появились Большой и Малый кабинеты графа С. Г. Строганова, а также связанная с ними Арабесковая гостиная. Последний из упомянутых интерьеров, необычный для середины XIX в., до настоящего времени экспонирует копии фресок учеников Рафаэля для так называемых Лоджий Рафаэля.

Читайте также:
Карта Камбоджи на русском языке. Подробная карта с городами и курортами

Владельцы

Строгановский дворец на протяжении почти двух веков был жизненным центром так называемой петербургской ветви династии Строгановых, первым представителем которой был барон Сергей Григорьевич Строганов построивший здание и воспитавший в своем сыне Александре стремление служить Отечеству и любовь к искусству.

Ставший графом, Александр Сергеевич Строганов наиболее известный владелец дворца, представлял собой крупнейшего знатока искусства и был одним из наиболее выдающихся русских меценатов своего времени. Будучи президентом Академии художеств, главным директором Публичной библиотеки, он на протяжении десяти лет руководил комиссией по строительству Казанского собора. В своем доме Александр Сергеевич разместил богатейшие коллекции западноевропейской живописи и минералов, для чего были созданы специальные интерьеры, которые соответствовали новому подходу к экспозиции различных коллекций и произведений искусства в частных домах. Если раньше эти произведения рассматривались как элемент декорации, то теперь пришло понимание их самостоятельной ценности и необходимости соответствующего их размещения, удобного для изучения и обозрения. Таковы, например, Минералогический кабинет, Картинная галерея, зал Гюбера Робера.

Самые выдающиеся художники и писатели своего времени находили в графе своего покровителя. В. К. Шебуев, Д. Г. Левицкий, С. С. Щукин часто пользовались его материальной поддержкой. Он же был истинным ценителем их трудов. Д. И. Фонвизин читал Строганову свои сочинения, Г. Р. Державин посвящал оды, И. Ф. Богданович, И. А. Крылов, Д. С. Бортнянский были своими людьми в доме графа. Н. И. Гнедич с помощью графа сделал перевод «Илиады» и посвятил ему свою идиллию «Рыбаки».

Граф Павел Александрович Строганов сделал блестящую военную карьеру, был участником войн с Францией, Швецией и Турцией. В битве при Краоне (1814 г.) он потерял своего единственного сына Александра, погибшего в возрасте 19 лет. После смерти Павла Александровича, последовавшей вскоре за этим, в семье Строгановых наступил династический кризис из-за отсутствия прямого наследника по мужской линии. В связи с этим, учитывая заслуги рода Отечеством, император Александр I подписал особый Указ о нераздельном имении Строгановых, в которое входил и дворец на Невском проспекте. Согласно этому указу, графский титул и фамилия передавались мужу Натальи, старшей из четырех дочерей графини Софьи Владимировны (вдовы П. А. Строганова), которая осталась пожизненной распорядительницей всего строгановского имущества.

Графиня Софья Владимировна Строганова, урожденная княжна Голицына была умной и образованной женщиной, обладающей замечательными административными и хозяйственными способностями. Она открыла в Петербурге Школу земледельческих, горных и лесных наук утвердила Правила о пенсиях служащим и мастеровым и т.д. Софья Владимировна состояла в Вольном экономическом обществе и за свою деятельность была награждена золотой медалью. В 1837 г. в зале собраний Общества был установлен ее скульптурный бюст, который в настоящее время экспонируется во дворце (Малый кабинет графа С. Г. Строганова).

Еще одной выдающейся личностью строгановской династии был барон Сергей Григорьевич Строганов получивший графский титул после женитьбы на старшей дочери Павла Александровича — Наталье. Граф Сергей (Сергий) Григорьевич, второй владелец нераздельного имения, известен тем, что основал на свои средства Школу рисования в Москве (ныне это — знаменитая «Строгановка»). Он был известным коллекционером предметов археологии, нумизматики, иконописи. Будучи председателем «Общества истории и древностей российских», много сделал для издания его научных трудов. Сергей Григорьевич продолжал также пополнять знаменитую Строгановскую картинную галерею. Известными коллекционерами были и его сыновья — Павел и Григорий

Последним владельцем нераздельного имения, и дворца, был граф С. А. Строганов , который преимущественно интересовался охотой, лошадьми и яхтами. По семейным обстоятельствам он редко посещал свой дворец, предпочитая ему имение Волышово в Псковской губернии.

Строгановский дворец

На Невском проспекте в Санкт-Петербурге есть красивое здание елизаветинской эпохи, времени появления изящных архитектурных комплексов, шикарных особняков, построенных с небывалым размахом. Строгановский дворец щедро украшен лепниной, нарядными колоннами и родовым гербом. Оба фасада здания аналогичны по своей архитектурной композиции. В квартале рядом с Набережной Мойки – это единственный дом, представляющий стиль русского барокко. В гостеприимном дворце собирались известные люди: И.А.Крылов, Д.И.Фонфизин, Г.Р.Державин и другие.

История дворца и его владельцы

История строительства

Здание представляет собой творение архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Строгановский дворец, адрес его: Санкт-Петербург, Невский проспект 17, прекрасно сохранился почти в первозданном, неразрушенном виде. Он относится к образцам русского барокко.

Участком в начале Невского проспекта владел портной Иоганн Нейман. Первоначально он стал возводить здание из камня. Рядом, в примыкающих строениях, жили придворный повар Шестаков и адъютант генерала Салтыкова – Янков.

Братья Строгановы купили недостроенный дом примерно в 1742 году. Все три дома были оформлены в едином стиле. Барон Строганов был огорчен и решил переделать внешний облик своего здания, придать ему индивидуальность. Но в те годы существовали строгие правила по градостроению в центральной части города. Сергей Строганов долго не мог договориться с Шестаковым о продаже дома.

Кто построил Строгановский дворец

Здание построили не на пустом месте. Дворец включал в себя два соседних строения. Дом Неймана предположительно возводил М.Г.Земцов, талантливый архитектор, руководивший всеми строительными работами в Петербурге.

Братья пригласили талантливого зодчего Бартоломео Растрелли. Граф сразу согласился взять частный заказ у представителей знатного рода. Он возвел его за несколько месяцев, в 1754 году, красивый трехэтажный особняк стал украшать угол Невского проспекта возле набережной Мойки.

Граф Растрелли создал неповторимый шедевр, вложил в него весь свой талант и душу.
Ранее архитектор возводил императорские резиденции. Новое творение можно было сравнить с Зимним и Воронцовским дворцом. Дворец должен был соответствовать высокому рангу Сергея Строганова.

Кто в дальнейшем реставрировал дворец

В конце XVIII века Строгановым служил придворный архитектор Андрей Воронихин. Он был бывшим крепостным, затем Александр Сергеевич отправил его за границу учиться архитектурному делу. Воронихин отреставрировал Малую и Большую гостиную, построил восточный корпус. Вход в здание сделали со стороны Невского проспекта. Андрей Воронихин подготовил целую плеяду замечательных зодчих. Они возвели немало зданий в строгановском стиле.

Читайте также:
Муми-дол, Финляндия — подробная информация с фото

История создания Строгановского дворца запечатлела имена талантливых зодчих, внесших значительный вклад в его внешний облик и внутреннее убранство.

И.Ф.Колодилин, ученик А.Н.Воронихина, перестроил часть интерьера в западном и южном корпусах. К.И.Росси создал проекты интерьеров для дворца. И.Шарлемань соорудил двухэтажную пристройку возле западного корпуса, реконструировал Парадную лестницу. Петр Садовников продолжил создавать единый архитектурный ансамбль, построил средний дом и малый, присоединив к дворцу.

Дворец после революции

После революции музей стал народным достоянием и превратился в музей. Строгановы спешно покинули Россию. В 1929 году деятельность культурного учреждения прекратили. Строгановские коллекции передали Эрмитажу, Русскому музею, Российской национальной библиотеке.

Интерьеры серьезно пострадали, многие произведения искусства, книги и минералы исчезли. Часть коллекции распродали на аукционе в Берлине. Продолжительное время дворец арендовали различные организации.

С 1988 года дворец стал филиалом Русского музея. Интерьеры здания представляли удручающий вид. Многочисленные перепланировки исказили первоначальный облик дворца. Потребовалась серьезная реставрация помещений.

В 1995 году дворец распахнул двери для гостей, официальное открытие произошло в 2003. Но реставрационные работы продолжались еще вплоть до 2014 года. Финансирование прекратилось, но еще два парадных зала не были приведены к первозданному облику. Русский музей в Строгановском дворце ждет с нетерпением реставрации Библиотеки и Физического кабинета.

Владельцы

В 1754 году родовое здание на Мойке открыли и пригласили гостей на костюмированный бал. У императрицы Елизаветы родился внук Павел, торжество было организовано в честь наследника престола, будущего великого князя. С этого времени во дворце жили представители знатного рода.

Владели дворцом в разные времена представители династии Строгановых:

  1. Сергей Григорьевич (1742 – 1756).
  2. Александр Сергеевич (1756 – 1811).
  3. Павел Александрович (1811 – 1817).
  4. Софья Владимировна, княжна Голицына (1817– 1845).
  5. Наталия Павловна (1845 – 1872).
  6. Сергей Григорьевич (1872 – 1882).
  7. Сергей Александрович (1882 – 1918).

После событий Великого Октября последний хозяин дворца оставил ключи в наркоме просвещения. Граф Сергей Александрович уехал из России. Потомки Строгановых живут за границей. Елена де Людингаузен, баронесса, создала благотворительный фонд. Взносы идут на реставрацию зданий строгановского наследия. Баронесса всего добилась в жизни сама, работала у известного модельера Ив Сен-Лорана.

Архитектура и прилегающая территория

Внешний вид и архитектурный стиль Строгановского дворца отлично вписался в городской пейзаж. Трехэтажный особняк выделялся среди прежних построек размером и богатым убранством. На луковичном фронтоне фасада дома изображен герб Строгановых. Растрелли возвел дворец в стиле барокко. Декоративные элементы украшают здание:

  • трехчетвертные колонны;
  • наличники с разным рисунком;
  • лучковые фронтоны;
  • балконные решетки;
  • скульптурные композиции
  • двухцветная окраска;
  • столбики с масками львов.

Архитектор Строгановского дворца любил использовать в своих шедеврах позолоту, растительный орнамент, цветистость. Растрелли соединил во внешнем облике здания стиль итальянского барокко и черты древнерусского зодчества.

Особенности дома – ворота Строгановского дворца и герб на фасаде.

Родовой герб Строгановых на фасаде дворца

Место выбрали неслучайно, оно находится недалеко от императорского двора. Сама Елизавета пожаловала участок Сергею Строганову.

Дворец представляет собой замкнутую постройку – каре. Между корпусами зданий находится внутренний дворик. Историки предполагают о существовании сада на этой территории. Он был создан архитектором Андреем Воронихиным в 1703 году. Но уже в начале XIX века на карте дворцовой территории сад не обозначен.

В 1908 году он был посажен, привезли с загородного дома парковые скульптуры и «гробницу Гомера». Сад могли посещать все желающие. Горожанам остались лишь ностальгические воспоминания об уютном зеленом уголке. Сад существовал до начала 2000-х годов, а потом его вырубили, на этом месте открыли летний ресторан.

Сфинксы дворца

Фигуры мифических существ появились впервые во владениях Строгановых. Только потом сфинксы стали устанавливать в других местах Петербурга. Сначала они стояли возле спуска к реке Большой Невке на даче Строгановых. Об этом свидетельствует картина А.Воронихина «Вид на Строгановскую дачу в Петербурге», ее можно увидеть в Русском музее.

Позднее пара сфинксов неизвестного мастера стала украшать дворец снаружи. Они находятся во дворе рядом с бывшим парадным входом. Розовые гранитные сфинксы лежат на невысоком постаменте, спокойные и равнодушные.

Интерьеры и залы

Внутреннее убранство дворца впечатляет изысканными декоративными элементами, росписью, пышной лепниной. Гостям для просмотра доступны 15 интерьеров и залов. Описание позволит узнать особенности некоторых помещений.

Парадная лестница

Сначала она была сделана из мрамора, золота, живописи. А.Воронихин в XIX веке переделал марш. Парадная лестница приобрела строгий классический стиль. Поручни на ажурных чугунных перилах выполнены из дуба. Лестницу продлили до третьего этажа. Над ней восстановили живописный плафон, на лестничных площадках стоят бронзовые торшеры.

Большой танцевальный зал

Здесь сохранилась первоначальная отделка. Большой зал славится пышным скульптурным убранством и предназначался для балов. На стенах Растрелли создал полуфигуры атлантов, кариатид, амуров с цветочными гирляндами. Живописный плафон изготовил Джузеппе Валериани. Паркет сделан из самшита, сандала, лимона, чинара, инкрустирован узорчатой розеткой.

Плафон Джузеппе Валериани

Большой кабинет

Интерьер оформил Андрей Воронихин. В годы жизни Софьи Владимировны здесь располагалась ее мастерская. Графиня хорошо рисовала. Позднее в кабинете стали экспонировать картины. Окон в нем не было, только один фонарь под потолком освещал помещение. Когда Петр Садовников надстроил верхний этаж, светильника не стало, зато сделали окна. Украшает помещение мраморный камин. В кабинете представлена экспозиция на тему войны 1812 года.

Физический кабинет

Возвели его для хранения египетской коллекции. В кабинете проводили опыты, он был сакральным местом масонов. Здесь находится гранитная скульптура Юпитера. Портал украшен колоннами с капителями в виде лотосов. Физический кабинет вместе с Минералогическим кабинетом и Картинной галереей символизировал этапы посвящения масонов.

Читайте также:
Аэропорт Кеннеди в Нью-Йорке: общие сведения, описание терминалов и транспорт из аэропорта

Картинная галерея

Александр Строганов любил собирать картины, монеты, медали, рукописи. Создал галерею А.Воронихин, в ней представлены картины известных художников. Колонны облицованы искусственным мрамором. Свод и купола лоджий декорированы росписью кессонов.

Минералогический кабинет

Александр Строганов часто бывал в королевских домах за рубежом и загорелся желанием создать такую палату. Вскоре А.Воронихин оформил в изысканном стиле научный кабинет. В нем размещали книжное собрание графа и знаменитую коллекцию минералов. Сейчас здесь представлены картины и походный сундучок для горных пород. Книжный шкаф маскирует потайную дверь.

Арабесковая гостиная

Зал украшен копиями фресок Рафаэля. В то время роспись по мотивам Ватиканского дворца была очень популярна. Итальянские живописцы изобразили рафаэлевские лоджии. Дополняют фрески декоративные композиции сюжеты виллы Цицерона – помпеянская живопись. В гостиной есть две скульптуры: сидящие философы в античных одеждах.

Тайные комнаты

Раскопки помогли обнаружить секретные кабинеты Александра Строганова в подвале. Они намного старше дворца. Здесь на кирпичах ручной работы ставил клеймо архитектор Строгановского дворца. Это самая старая часть дворца – фундамент дома портного Неймана.

Парадная столовая

Огромная зеркальная стена придает объем и простор помещению. Столовая украшена колоннами и красивыми удлиненными люстрами. По воскресеньям здесь устраивали обеды для любителей искусства. Они приходили в столовую, посетив Казанский собор.

Выставки в Строгановском дворце

В дворце располагается филиал Русского музея. Здесь можно познакомиться с творчеством художников, писателей и поэтов.

Постоянные экспозиции:

Форма Название Содержание
Постоянная экспозиция Русский ампир. XIX век. Знакомство с декоративно-прикладным искусством в период царствования Александра I. Здесь представлены изделия из фарфора, стекла, хрусталя, созданные в имперском стиле.
Постоянная экспозиция Минералогический кабинет Двухсветный зал считается шедевром русской культуры конца XVIII века. В творении А.Воронихина воссоздан изысканный интерьер: аллегорические барельефы, колонны, колоритная роспись купола. Гости познакомятся с обширной коллекцией минералов.
Временная выставка Рок-клуб Ленинграда (до 10.06.2021) Здесь можно узнать о творчестве легендарных групп: «Кино», «Аквариум», «Зоопарк, «Алиса», «ДДТ» и других. Представлены фото, афиши, архивные документы и мемориальные предметы. Показ фильмов «Рок», «Последний герой» (режиссер Алексей Учитель).

В музее организуют также временные тематические выставки произведений искусств. Среди них: живопись, скульптура, графика, инсталляции, видео.

Легенды и интересные факты

Деликатес бефстроганов придумали искусные повара, работавшие во дворце. Согласно легенде, Андре Дюпон вкусно готовил жареные кусочки говядины под горчично-сметанным соусом. Блюдо оценили гости, так любившие посещать уютный дворец. Бефстроганов стали включать в меню ресторанов.

Вплоть до октябрьских событий, дворец мог посетить любой прилично одетый человек, знакомый с правилами этикета. Здесь бывали купцы, зажиточные крестьяне, разночинцы. Им разрешали посещать торжественные обеды, литературные вечера, балы.

В здании не были предусмотрены спальни. В особняке устраивали официальные встречи, балы для гостей. Члены династии Строгановых любили подолгу путешествовать, места для ночлега первоначально не стали делать.

Семейство опасалось страшного поверья. Каждое воскресенье представители рода в полночь по всему зданию на канделябре зажигали церковные свечи и защищали себя от темных сил.

Подробней узнать о династии Строгановых можно узнать из видео. Рассказ сопровождается показом интерьеров и залов дворца.

Вам также может понравиться

Шуваловский дворец в Санкт-Петербурге

Лучшие экскурсии в Большой Екатерининский дворец в 2021 году

Дворец Белосельских-Белозерских
  • Эрмитаж
  • Кунсткамера
  • Русский музей
  • Музей Фаберже
  • Музей Эрарта
  • Петропавловская крепость
  • Зоологический музей
  • Военно-морской музей
  • Музей железных дорог
  • Крейсер «Аврора»
  • Этнографический музей
  • Адмиралтейство
  • Летний сад
  • Музей-квартира Пушкина
  • Академии художеств
  • Ботанический музей
  • Музей политической истории России
  • Музей хлеба
  • Музей истории религии
  • Екатерининский дворец
  • Юсуповский дворец
  • Константиновский дворец
  • Михайловский замок
  • Меншиковский дворец
  • Мраморный дворец
  • Большой Гатчинский дворец
  • Приоратский дворец в Гатчине
  • Аничков дворец
  • Летний дворец Петра Первого
  • Белосельских-Белозерских
  • Елагиноостровский дворец
  • Шуваловский дворец
  • Воронцовский дворец
  • Дворец Разумовского
  • Дворец графа Чернышева
  • Каменноостровский дворец
  • Таврический дворец
  • Исаакиевский собор
  • Спас-на-крови
  • Смольный собор
  • Казанский собор
  • Никольский собор
  • Александро- Невская Лавра
  • Троицкий собор
  • Владимирский собор
  • Большая Хоральная Синагога
  • Храм святой Екатерины
  • Лютеранская церковь
  • Пушкин
  • Петергоф
  • Павловск
  • Гатчина
  • Кронштадт
  • Извара
  • Стрельна
  • Ораниенбаум
  • Старая Ладога
  • Новая Ладога

© 2009-2021 Все о Санкт-Петербурге и пригородах

Строгановский дворец

Строгановский дворец в Санкт-Петербурге — один из узнаваемых символов Северной столицы и настоящее украшение Невского проспекта. Дворянская резиденция стала революционным инженерным сооружением своего времени, продолжив традиции стиля «русское барокко». Сегодня это не просто памятник архитектуры и музей, а полноценный культурный комплекс мирового значения, где проводятся театральные, музыкальные фестивали и выставки выдающихся художников.

Цены и режим работы Строгановского дворца

Стоимость билетов в Строгановский дворец в 2021 году:

  • Взрослые посетители — 500 рублей;
  • Школьники от 16 до 18 лет, студенты, пенсионеры — 250 рублей;
  • Разрешение на фотосъёмку (без вспышки, штативы разрешены) — 550 рублей.

Право на бесплатное посещение имеют:

  • Участники Великой Отечественной войны, жители блокадного Ленинграда;
  • Солдаты срочной службы, курсанты кадетских корпусов и военно-морских училищ;
  • Герои Советского Союза и РФ, кавалеры Ордена Славы;
  • Дети до 16 лет (старше 14-ти лет — при предъявлении паспорта);
  • Студенты художественных школ, колледжей, Академии Художеств, действующие сотрудники государственных музеев России, члены творческих союзов;
  • Обладатели карты Гостя «St. Petersburg Card» (работа сервиса на 2021 год приостановлена).

Дни открытых дверей:

  • 18 мая (для всех желающих);
  • 18-е число каждого месяца — для школьников старше 16 лет и студентов.

График работы Строгановского дворца зависит от дня недели — с пятницы по понедельник и в среду двери открываются в 10:00 до 18:00, в четверг расписание смещается на 3 часа — с 13:00 до 21:00. Вторник — выходной день, часы работы в праздники и каникулы объявляются заранее.

История

Дворец в дошедшем до нас виде — это перестройка 1754-го года, когда по приказу барона Сергея Строганова одноэтажный особняк на Невском проспекте начали расширять до полноценного дворца. Ответственным инженером за возведение назначили Франческо Растрелли, который до того момента не соглашался работать по частным заказам, но авторитет будущего хозяина и солидное финансирование сделали своё дело — к стройке присоединились лучшие зодчие страны.

Читайте также:
Греция: отзывы туристов, полезные советы, фото

Буквально за два года скромный по дворянским меркам дом превратили в роскошную резиденцию, отделанную мрамором и золотом. Уже при жизни первых владельцев оформились гостиные, бальные залы, рабочие кабинеты и богатейшая картинная галерея. В росписи потолочных плафонов, стен и оформлении мебели принимали участие видные итальянские живописцы и скульпторы, специально приглашённые в Россию для украшения дворянского гнезда.

Конец XVIII века стал для дворца временем большой перестройки, занимался ей небезызвестный Андрей Воронихин, бывший крепостной крестьянин, выучившийся на зодчего и получивший вольную грамоту. Именно он придумал Минералогический кабинет — двухуровневую залу с купольным парапетом по центру. Позже её превратят в бильярдную комнату, а купол закроют прозрачным стеклом, сейчас вместо него пролёт на два этажа украшает огромная хрустальная люстра.

Первая публичная выставка прошла во дворце в 1897-м году, а после революционных событий фамильное имение добровольно передали в народную собственность. Консервация интерьеров для будущего музея заняла два года, и уже в 1919-м здесь открылась полноценная экспозиция. Спустя 15 лет произошёл спорный эпизод реставрации — кремово-розовый фасад стал пастельно-зелёным, и весь советский период ленинградцы знали только такой оттенок здания.

За войну и блокаду дворец чудом не был разрушен бомбёжками и обстрелами, с 1937-го внутри размещалось военное ведомство, которое не слишком церемонилось с дореволюционными интерьерами. К концу 1980-х состояние здания было плачевным — его погубило время, а не вражеские пули. Перекрытия сильно обветшали, особенно пострадала библиотека, где вся декоративная отделка была из ценных пород дерева, не пережившего 200 лет.

После передачи помещения Русскому музею начались масштабные реставрации. Фасаду наконец-то вернули первоначальный цвет, буквально вручную восстанавливалась антикварная мебель и отделка залов. К 300-летию Санкт-Петербурга Строгановский дворец снова распахнул двери для посетителей. В пустовавшем крыле открылся Музей шоколада, остальные залы максимально приближены к историческим интерьерам — от екатерининской эпохи до начала XX века.

Экскурсии по Строгановскому дворцу

В настоящее время для осмотра открыты 25 помещений, включая две парадные лестницы, картинную галерею и Минералогический кабинет. Большая часть постоянной экспозиции находится на втором этаже — сразу после входа гостей ждут галереи с временными выставками, сувенирный магазин и два вестибюля. Один из них сохранился практически в неизменном виде — за него и отвечал зодчий Воронихин, работу которого высоко ценили даже гости из Европы.

Печальнее судьба сложилась у главного зала и гостиной — их пришлось восстанавливать по обрывочным фотографиям и акварельным рисункам. Частично сохранился паркет — разные цвета узора в нём соответствуют породам дерева, включая царский самшит и сандал. Оттуда ведут двери в парадную или зеркальную столовую — она украшена роскошными мраморными колоннами, а выставленные напротив окон зеркала визуально увеличивают помещение, делая его очень светлым.

Другая часть постоянной экспозиции посвящена русскому ампиру XIX века, а именно — периоду правления Александра I. В нескольких залах собраны уникальные коллекции императорского фарфора и подлинных предметов быта той поры. Два не менее интересных зала — два кабинета графини Софьи — наследница рода Строгановых работала в них над картинами, писала стихи и очерки о петербургской жизни. Трудно поверить, что в таких суровых интерьерах могла жить благородная дама.

Завершить осмотр дворца советуют в картинной галерее или Арабесковой гостиной. Второй вариант интереснее, ведь каждый рисунок здесь со своей историей. По сути — вся комната это один большой комплимент классическому искусству Италии. Роспись на стенах повторяет фрески из лоджий Ватикана, мозаики Помпей и другие значимые образы Античности и Ренессанса — графика сплетается в единый сюжет о гармонии и неотделимости человеческой красоты от природы.

Интересные факты

Знаменитый мясной деликатес бефстроганов, по одной из версий, был придуман в стенах дворца придворным поваром Андре Дюпоном. Говядина в горчично-сметанной подливке настолько полюбилась гостям дворянского гнезда, что ещё в XIX веке вошла в европейский стандарт ресторанного дела как «исконно-русское» блюдо. Для широкой публики рецепт впервые опубликовали в 1861-м году в нашумевшем кулинарном сборнике Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам».

Возведение дворца сопровождалось нелестными слухами о его первом владельце. На месте будущей резиденции стоял доходный дом, треть которого принадлежала несговорчивым хозяевам, никак не желавшим уезжать с Невского проспекта. Стройка началась только после большого пожара по соседству, который вынудил собственника принять условия Строгановых. Была ли это трагическая случайность или умышленный поджог — загадка до сих пор.

Парадный фасад Строгановского дворца выходит на «красную линию» Санкт-Петербурга — маршрут, который по дореволюционному закону можно было застраивать только богато украшенными домами в едином стиле, чтобы не портить облик города. Если зайти со стороны набережной реки Мойки, то можно увидеть, насколько отличается вид здания — оно оформлено скромнее, без обилия золотой лепнины вокруг окон и мраморных скульптур, присущих вычурному барокко.

Вплоть до Октябрьской революции дворец оставался так называемым «открытым домом». По милости хозяев, сюда мог зайти совершенно любой человек, если он «одет прилично, умысла злого не имеет и с правилами этикета знакомый». Так в дворянском гнезде периодически появлялись разночинцы, купцы и зажиточные крестьяне — им разрешалось приходить на торжественные обеды, участвовать в литературных вечерах и даже появляться на балах.

Изначально во дворце не предусматривалось ни одной спальни. Династия Строгановых отличалась известной любовью к долгим путешествиям, и огромный особняк чаще всего использовался для балов, официальных встреч и работы, но не как место ночлега. Другой любопытный факт — страшное суеверие семейства — каждое воскресенье, ровно в полночь в комнатах зажигали по канделябру с церковными свечами, чтобы тёмные силы не искушали представителей рода.

Читайте также:
Как прописать человека в квартире без его присутствия в 2021 году

Сфинксы Строгановского дворца — местный талисман и персонажи городских легенд. Считается, что они первые «каменные звери» Санкт-Петербурга, созданные неизвестным скульптором, но это не так. Египетские стражи — всего лишь копия утраченных ещё до революции сфинксов, их высекли заново в 1950-х и поставили к бывшему парадному крыльцу. Суровые львы с человеческими головами до сих пор охраняют внутренний дворик от непрошеных гостей и пользуются неизменным успехом у туристов.

Как добраться

Достопримечательность расположена в историческом центре Санкт-Петербурга, ближайшая станция метро — «Невский проспект». Выходить из зала нужно на нечётную сторону, чтобы Казанский собор был по левую руку. Дальше — прямо, никуда не сворачивая, через набережную Грибоедова 400 метров, розово-белое здание дворца будет хорошо видно издалека.

Наземным транспортом туристам будет добираться ещё проще и быстрее, автобусная и троллейбусная остановка «Большая Конюшенная» находится прямо напротив парадного входа во дворец. Останется только перейти дорогу на ближайшем светофоре.

С такси в Санкт-Петербурге дефицита нет. Популярные мобильные приложения Uber, Maxim и Яндекс работают без перебоев. Единственная сложность — постоянные пробки Невского проспекта, поэтому машину лучше бронировать хотя бы за 12 часов до поездки. С уличными таксистами связываться не рекомендуют никому — тарифы будут такие, что проще пойти пешком.

Путешественникам на своём автомобиле повезло меньше — ближайшая бесплатная парковка находится за Казанским собором (59.933679, 30.325089), откуда идти дальше, чем от станции метро. Вдоль набережной Мойки стоянка разрешена, но найти там свободное место — большая удача даже зимой, поэтому стоит задуматься об общественном транспорте.

Дворец Строгановых (начало)

Архитекторы: Растрелли Ф.-Б.
Год постройки: 1752-1754
Стиль: Барокко

Дворец Строгановых барокко

Невский пр., 17 – наб. р. Мойки, 46

1752-1754 – арх. Растрелли Ф.-Б.

1788-1800 – арх. Демерцов Ф. И., Воронихин Андрей Никифорович –

В начале XVIII в. здесь находилось городское пастбище и соляные амбары.

В 1732 г. на участке началось строительство полутораэтажного дома портного

И. Г. Неймана. Слева в то же время был построен трехэтажный дом придворного повара Шестакова. Возможно, оба дома построены по проекту арх. М. Г. Земцова.

В 1742 г. барон С. Г. Строганов купил участок земли с недостроенным домом Неймана и домом Шестакова рядом с домом графа Разумовского, расположенным на наб. Мойки.

Разработку проекта нового дворца вел арх. Ф.-Б. Растрелли. Дворец был построен за полтора месяца.

Справа налево: дома 17 (два здания с единым фасадом),19,21.
Чертеж из коллекции Ф.-В.Берхгольца. 1740-е гг. [*]

Отдельно эти два дома. [**]

Фрагмент Панорамы Невского проспекта.
Литогр. И.А.Иванова с рис. В.С.Садовникова
1830-е гг. [26]

Дж. Кваренги. Вид старого
Полицейского моста, нач. 1780-х.
(добавил IVa)

Невский проспект от берега Мойки
с дворцом Строганова.
Неизв.худ. Серед. 1750-х гг.

Фасад дома по Невскому пр.
Фото 1900-х гг. [25]

Фото из Путеводителя
по Ленинграду 1933 г.

Ворота. Фото 1912 г.

Большой танцевальный зал.
Фото 1913 г.

Арабесковый кабинет.
Фото 1913 г.

Строгановский
дом-музей на Мойке
Открытка 1929 г.
(добавил – Ладада)

Картинная галерея.
Фото 1913 г.

Предшествующая окраска
здания дворца.
Фото – renata, 1997.

2003 г.
Из книги Б. М. Кириков . Невский
проспект. Дом за домом , 2013
(добавил- IVa)

* И.Г.Котельникова. Панорама Невского проспекта В.С.Садовникова. Ю.М.Денисов. Приложение к альбому “Панорама Невского проспекта

В.С.Садовникова”. Л., “Аврора”, 1974.

Строгановский дворец перестроен из двух домов справа, объединенных общим фасадом. Первоначально Строгановым принадлежал только

дом на углу Мойки, а дом слева от него принадлежал придворному повару Шестакову

** Надписи на немецком языке: – у правого дома – две надписи: 1) “Dass Eck Hauss, des Grossen Perspectiffs, und zwar die Rechte seite, des

Perspectiffs, wenn man von der Gr ü nen Br ü cke komt” – “Угловой дом на Большой Прешпективе, а именно правая сторона Прешпективы, если идти с

Зеленого моста”. 2) “des Kammer herren Baron von Stroganoffs hauss” – “Дом камергера барона (фон) Строганова”

– у левого дома: “des hoff Kochs Schestakoffs, hauss” – “Дом придворного повара Шестакова” (Добавил: S.P. )

Дворец выделяется пышным декоративным оформлением. Центральный ризалит фасада выходит на Невский пр. Ризалит украшен колоннами и скульптурной композицией с фигурами кариатид в профиль, масками львов и медальонами с мужскими профилями.

Фасад, выходящий на Мойку, украшен четырьмя колоннами и двумя пилястрами, завершающимися фронтоном с гербом владельца. На втором этаже протяженный балкон.

Первоначально входы в здание были только со двора.

Четыре чугунных столбика с львиными масками по углам подвортни служили для ограждения канала, прорытого перед дворцом около 1760 г. (по материалам [ 25 ])

Старинный и знаменитый род Строгановых (Строгоновых), крупнейших в России промышленников и землевладельцев, внес огромный вклад в развитие отечественной науки и культуры. Еще в 1720-х гг. братья Строгановы построили на берегу Мойки около Невского проспекта небольшой дом. Рядом, на угловом участке, в 1738-1742 гг. возводился дом придворного портного И. Г. Неймана, которому принадлежал также участок на противоположном берегу Мойки (Невский проспект, № 18/57). Почти одновременно был сооружен соседний особняк слева по проспекту, принадлежавший придворному повару Шестакову. Вероятно, к строительству этих домов был причастен ведущий зодчий той поры М. Г. Земцов. В 1742 г. незаконченный дом Неймана приобрели братья Строгановы. Через год он был достроен для обер-камергера барона С. Г. Строганова, собравшего первую в Петербурге частную картинную галерею. В 1753 г. у него поселился величайший зодчий эпохи барокко Ф. Б. Растрелли, спроектировавший для владельца трехэтажный дворец. Он был возведен в 1753-1754 гг. с частичным использованием стен и сводов старого дома. В объем нового здания были также включены дом Шестакова по Невскому и первое небольшое строение Строгановых со стороны Мойки. Строгановский дворец – блестящий образец зрелого барокко. Грациозные трехчетвертные колонны в центре фасадов по проспекту и набережной, разнообразный рисунок наличников, лучковые фронтоны и двухцветная окраска придают ему живописность и пластическую выразительность. Исполненный пышного великолепия, фасад по Невскому отличается скульптурностью архитектурных форм. Центр композиции – эффектный портик с парами колонн на рустованных пилонах, завершенный разорванным фронтоном, в котором помещен герб Строгановых. Боковые звенья отмечены пилястрами и малыми лучковыми фронтонами. Барельефные портреты молва считает изображениями владельца дома или зодчего. Четыре чугунных столбика с львиными масками, стоящие по углам подворотни, первоначально служили элементами ограждения канала, прорытого перед дворцом около 1760 г. (еще два таких столбика установлены у дома № 19). Здание представляет собой тип городского дворца, его главные корпуса расположены по красным линиям, а внутри находится парадный двор. С восточной стороны двор замыкала дугообразная ограда. По проектам Растрелли было оформлено 50 парадных помещений. Из них сохранился только Большой танцевальный зал с живописным плафоном художника Д. Валериани и пышным скульптурным убранством. Это единственный в Петербурге подлинный (не воссозданный) парадный интерьер Растрелли. После смерти С. Г. Строганова (1756 г.) дворец перешел его сыну Александру. Обер-камергер и тайный советник, предводитель петербургского дворянства, граф А. С. Строганов был директором Публичной библиотеки и президентом Академии художеств. Высокообразованный вельможа, щедрый меценат, он всемерно содействовал становлению зодчего А. Н. Воронихина, своего бывшего крепостного, который стал при его поддержке строителем Казанского собора. Граф Строганов сформировал замечательное собрание произведений искусства и образцов минералов. Его дворец был музеем. По заказу А.С. Строганова дворец был перестроен внутри. Работы начал в 1788.1793 гг. свойственник владельца архитектор Ф. И. Демерцов и блестяще продолжил А. Н. Воронихин, вернувшийся в 1791 г. вместе с П. А. Строгоновым из-за границы. Новые флигели замкнули пространство прямоугольного двора. Созданный заново великолепный ансамбль интерьеров в стиле классицизма включал Картинную галерею, Парадную столовую и двухъярусный Минеральный кабинет, полный воздушного изящества и внутренней динамики. Воронихин также выполнил переделки на половине П. А. Строганова, перестроил Парадную лестницу и, в «египетском стиле», Физический кабинет. Архитектор жил во дворце до 1801 г. Во дворце бывали Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, Д. С. Бортнянский, Д. Г. Левицкий, И. П. Мартос. «Приют муз» был знаменит в столице и своими обедами («бефстроганов» – гастрономическое изобретение Строгановых). Председатель Комиссии по строительству Казанского собора А. С. Строганов умер вскоре после его освящения в 1811 г.. Последующие владельцы дворца: государственный деятель, герой войны с Наполеоном П. А. Строганов, его вдова С. В. Строганова, происходившая из рода князей Голицыных, а также С. Г. Строганов – попечитель Московского университета, основатель Строгановского художественно-промышленного училища в Москве и Археологической комиссии, руководитель многотомного издания «Древности Российского государства». Археологическая комиссия работала во дворце на Невском более двадцати лет. В 1833 г. архитектор И. И. Шарлемань сделал во дворе неудачную пристройку к западному корпусу, а в 1842 г. архитектор П. С. Садовников надстроил южный дворовый флигель, придав ему черты стиля Растрелли. При последнем хозяине, С. А. Строганове, во дворе в 1908 г. устроили небольшой сад. Сюда были перенесены статуи Нептуна и Флоры, маскарон, мраморные вазы и пара гранитных сфинксов (конец XVIII в.). В 1918 г. дворец был национализирован и превращен в дом-музей, который с 1925 г. имел статус филиала Государственного Эрмитажа. Но в 1929 г. он был закрыт, уникальные коллекции распроданы или расхищены и лишь частично переданы Эрмитажу и другим музеям. В здании разместился Институт растениеводства (прикладной ботаники и новых культур). С 1938 г. здание занимали конторы, склады, общежитие и «Электромортрест», затем – закрытое судостроительное предприятие «Эра». Реставрационные работы проводились частями в 1950-1970-х гг. Первое решение о создании во дворце филиала Государственного Русского музея было принято в 1975 г., но реализовать его тогда не удалось. И только в 1988 г. дворец вошел в состав Государственного Русского музея. Часть помещений занимал в 1989-1991 гг. Ленинградский НИИ теории архитектуры и градостроительства. Сегодня (2013 г.) продолжается реставрация интерьеров дворца (научным консультантом была народный архитектор России И. Н. Бенуа). Здесь действует экспозиция восковых фигур, открыт магазин «Музей шоколада». Во дворе сооружен стеклянный ресторан, из-за которого уничтожен старый садик с вековыми деревьями. В 2003 г. закончена реставрация фасадов здания с восстановлением первоначальной окраски.

Читайте также:
Где можно курить в аэропорту Домодедово? Где находится курилка?

(Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова. Невский проспект. Дом за домом. – 4-е изд., перераб. – М.: Центрполиграф, 2013; добавил: IVa )

Увлекательная история Строгановского дворца и обзор дворцовых интерьеров

Строгановский дворец

Строгановский дворец – творение Бартоломео Растрелли, великолепное здание розового цвета, выполненное в стиле барокко. Находится в Санкт-Петербурге на углу Невского проспекта с Мойкой.

О владельцах дворца

Дворец интересен тем, что принадлежал одному роду, семейству Строгановых. Семь поколений баронов и графов Строгановых сменились в доме – родовом гнезде. Выходцы из крестьян Вологодской области, купцы и промышленники Строгановы славились сказочным богатством. Они владели заводами, землями, тысячами крепостных, занимались пушным и рыбным промыслом, горнорудной добычей.

В 1558 году царь Иоанн Грозный выдал семье грамоту на освоение территории Предуралья. Строгановы снарядили поход Ермака в Сибирь отвоевывать для России новые земли. В Смутное время семья помогала царю Василию Шуйскому, за что получила дворянское звание.

Во времена Петра I Строгановы щедрыми денежными пожертвованиями помогли царю завершить войну со шведами. Во время Северной войны Григорий Дмитриевич Строганов подарил царю два боевых фрегата. Неподдельная радость и искренняя благодарность государя так вдохновили дарителя, что он построил и вооружил пушками еще два военных корабля.

Легенда сохранила эпизод из жизни Строгановых. Угощая Петра I обедом, хозяин громадных солеварен и горных разработок Строганов, преподнес царю на десерт бочонок с золотом, прося коленопреклоненно принять угощение.

Заслуги Строгановых перед престолом Петр I отметил указом в 1722 году, даровавшим сыновьям Григория Дмитриевича Строганова баронский титул. Поэтому младший сын сподвижника российского императора Сергей Григорьевич Строганов позволил себе строительство дома в центре Санкт-Петербурга, пригласив любимого архитектора императрицы Елизаветы Петровны Бартоломео Растрелли.

Придворный архитектор не брал частных заказов, но для барона Сергея Григорьевича Строганова сделал исключение, причем с согласия императрицы.

Интересные факты о строительстве

Создание дворца Строгановых – единственный случай в России, когда придворный архитектор разработал здание для частного заказчика. Строительство велось небывалыми темпами с 1753 по 1754 годы.

Читайте также:
Особенности отдыха в Мерса-Матрух

Заказчик пребывал в восторге от построенного дома и воздал должное архитектору. Употребив свое влияние и заплатив бешеные деньги, Сергей Григорьевич Строганов добился того, чтобы прославленный итальянский живописец Ротари, приглашенный в Россию императрицей, написал также и портрет Растрелли. Получив портрет, Строганов повесил его в самом нарядном зале дворца.

Создавая дом Строгановых, архитектор работал самозабвенно. Капризная императрица Елизавета постоянно смиряла полет фантазии зодчего. Здесь же, не стесненный никем, Растрелли создает бесподобное здание в стиле барокко. Богатство и пышность просматривается во всем: в фасаде, щедро украшенном лепниной, нарядных колоннах, скульптурах, родовом гербе Строгановых в виде двух соболей.

Императрица, посетив шикарный бал Строгановых, устроенный в честь открытия дворца, восхищенная красотой и пышностью убранства, распорядилась свои именины праздновать в доме Строгановых.

Архитектура здания

Дворец построен «глаголем» – в плане трехэтажное здание имеет форму буквы Г. Дома Строгановых, расположенные на пересечении реки Мойки с Невским проспектом, архитектор объединил общим фасадом в стиле барокко. Этим и объясняются небывалые темпы строительства: Растрелли создавал дворец на готовых фундаментах с использованием стен и сводов нижних этажей.

Фасады, выходящие на Мойку и Невский проспект, украшены изысканной архитектурой в итальянском стиле с аналогичной композицией. В центре – портик, на фронтоне которого герб Строгановых, (два соболя, держащие в передних лапах щит с медвежьей головой), увенчанный баронской короной.

Соболи и медвежья голова – символ Сибири, в покорении которой участвовали предки Строгановых, снарядив туда поход Ермака.

Каждая деталь в архитектурном облике дворца свидетельствуют о богатстве и знатности рода Строгановых. Торжественный облик здания в изысканном светло-розовом цвете манит величием. Фасад впечатляет утонченностью и самобытностью. В простенках между окнами – медальоны с мужским профилем, придающие фасаду неповторимый вид – рельефное изображение графа Сергея Строганова. Со стороны Невского проспекта фасад украшают фигуры кариатид.

Дворцовые интерьеры

У входа – строгановские гранитные сфинксы, стражи дворца, в котором 50 просторных искусно украшенных лепниной залов и парадных комнат. Нижний этаж отведен для прислуги, на втором и третьем этажах – парадные и жилые апартаменты хозяев.

Дух захватывает от красоты и роскоши: золото, зеркала, лепнина, наборный паркет, каждая комната неповторима. Танцевальный зал, столовые, библиотека, музыкальные гостиные, комнаты для игр отделывались с помощью Растрелли.

В 1790 году пожар уничтожил внутреннее убранство дворца. Чудом уцелел танцевальный зал, отделанный Растрелли. Остальные комнаты восстановлены по рисункам и планам зодчего.

Дворец после пожара перестроил архитектор Андрей Воронихин, бывший крепостной Строгановых, выкупленный ими на волю и отправленный учиться за границу, где и получил образование. Пристроенные архитектором флигели превратили дворец в четырехугольное здание.

Обзор залов и помещений

Со временем интерьеры переделывали с требованием меняющейся моды и потребностями владельцев. Над внутренним убранством дворца работали 20 архитекторов, в том числе Растрелли, Воронихин, Садовников, Иван Колодин, Карл Росси.

Большой двусветный зал – для проведения балов и концертов. Зал площадью 128 квадратных метров с высоким потолком и хорами для оркестра, огромными зеркалами, украшенными лепным растительным орнаментом, кажется воздушным. Большие декорированные окна, расположенные в два яруса по пять в каждом, занимают стену.

Фигуры атлантов и кариатид поддерживают карниз, опоясывающий зал по периметру. Возле балконов – амуры с гирляндами белых цветов. Потолок покрывает живописный плафон «Триумф героя» площадью 125 квадратных метров. Выполнен итальянским художником Джузеппе Валериани на 13 отдельных холстах, обрамлен роскошной колоннадой с нишами и скульптурами. Стены оформлены лепкой по рисункам Растрелли. Убранство зала дополняет наборный паркет из экзотических пород дерева.

Парадная лестница украшена лепниной и железными вызолоченными перилами.

Картинная галерея создана скульптором Воронихиным. Помещение протяженностью 28 метров делится на три части – центральную и две лоджии, расположенные в начале и в конце галереи.

Центральная часть выделена колоннами из искусственного мрамора, на барельефах – аллегории Живописи и Скульптуры. Стены, обитые шелком, занимают картины, обрамленные золоченым багетом. Для удобства гостей расставлена дорогая резная мебель: 6 диванов и 14 кресел, обитых зеленым шелком. Украшает Галерею малахитовая ваза высотой 134 см и диаметром 107 см.

Искусствовед и критик Александр Бенуа называл Картинную галерею «душой» строгановского дворца. Здесь знаменитая коллекция живописи, которую Александр Сергеевич Строганов собирал 40 лет. Президент Академии художеств, он использовал коллекцию как учебный класс. По воскресеньям Галерея с картинами прославленных художников Рембрандта, Боттичелли, Ван Дейка, Пуссена, открывалась для любителей искусства Санкт-Петербурга.

Жемчужина парадного интерьера – Минералогический кабинет, который первоначально предназначался для экспонирования коллекции минералов, собранных Строгановыми, но затем их вытеснили книги. Поэтому Минералогический кабинет двухъярусный, в первом – огромное собрание книг, во втором – минералов.

Первый ярус декорирован в античном стиле барельефами четырех стихий: Земли, Воздуха, Огня и Воды. Потолок оформлен плафоном, пол – из редких видов дерева. Своды, на которые упирается второй ярус, поддерживают мраморные колонны.

Арабесковая гостиная украшена живописными панно с гротескными изображениями животного мира – копиями ватиканских фресок Рафаэля. Над входом в гостиную – копии изображений, украшавших виллу Цицерона.

Читайте также:
Как прописать человека в квартире без его присутствия в 2021 году

Парадная столовая, небольшая по площади, выглядит просторно, благодаря огромным зеркалам, помещенным в простенки между полуколоннами.

Чем прославился Строгановский дворец

После окончания строительства барон Сергей Григорьевич Строганов поселился в новом дворце с супругой Софьей Кирилловной и сыном Александром, который стал владельцем имения (отец умер через 2 года) и знаменитым представителем строгановского рода.

В строгановском доме собиралась верхушка общества. Во резиденции устраивались шумные балы и маскарады. Здесь блистали красавицы Петербурга, проходили музыкальные и поэтические вечера, демонстрировались театральные постановки, балет и опера. Здесь спорили о науке и литературе образованные представители русской культуры: Крылов, Фонвизин, Державин, Карамзин.

Александр Сергеевич – образованный человек и искусствовед, собирал коллекции картин и скульптур, владелец минералогических и нумизматических коллекций. В Большом зале собирались инициаторы создания в Петербурге Публичной библиотеки, директором которой стал граф Строганов.

Известный меценат, президент Академии художеств, помогал художникам, скульпторам, выкупил из крепостной неволи Андрея Воронихина и отправил учиться за границу. Граф поощрял театральное искусство, его дом называли «приютом муз».

В 1766 году в присутствии Екатерины II во дворце Строганова прошли выборы депутатов комиссии по составлению Нового Уложения. Десять лет жизни граф Александр Сергеевич Строганов посвятил строительству Казанского собора на Невском проспекте. По его представлению утвержден проект собора, строительство которого граф спонсировал.

Гостеприимство в доме Строгановых

Строгановы жили с царским размахом, содержали 600 слуг и славились щедростью, хлебосольством и гостеприимством. В доме регулярно устраивали «открытые» бесплатные обеды. Во внутреннем дворе, украшенном скульптурами, накрывали столы, которые «ломились» от всевозможных русских угощений. Обедали все желающие.

Легенда рассказывает о том, что на обед много лет каждый день приходил скромный петербуржец. Однажды он не пришел, решили, что человек умер, но никто не мог вспомнить имя: люди приходили сюда свободно, независимо от социального положения.

Восстановление дворца

Дворец передан в управление Русскому музею 4 апреля 1988 года. Зданию присвоен статус объекта культурного наследия.

В 1992 году Россию посетила баронесса Элен де Людингаузен, внучатая племянница графа Сергея Александровича Строганова, живущая в США. Наследница Строгановых, видя увядающие храмы и дворец, учредила Благотворительный строгановский фонд для финансовой поддержки реставрационных проектов Строгановского дворца и воссоздание храмов России.

К 2003 году восстановлен торжественный облик здания. Дворец манит своим величием туристов со всего мира. Реставрация продолжается.

Строгановский дворец в Санкт-Петербурге: как добраться, история, фото

Строгановский дворец в Санкт-Петербурге — прекрасный памятник архитектуры в стиле русского барокко. Автором проекта здания являлся знаменитый Бартоломео Франческо Растрелли, известный по проектам Большого дворца в Петергофе и Смольного собора на берегу Невы.

Вид на дворец с набережной реки Мойки

Как добраться

Дворец находится в самом центре Петербурга, по адресу Невский проспект, дом 17. Ближайшая к нему станция метро — «Адмиралтейская». От неё до дворца пешком не больше пяти минут.

Стоимость взрослого билета для граждан РФ — 300 рублей. Оплатить посещение можно банковской картой. Так как дворец является филиалом Русского музея, можно приобрести комплексный билет, например, в Михайловский дворец, корпуса Бенуа и Строгановский дворец.

Арабесковая гостиная. Наверное, самое необычное помещение дворца

Я был в музее в середине января. Зима — нетуристический сезон в Петербурге, да и погода была не очень, поэтому посетителей в здании почти не было, что, несомненно, является большим плюсом. Летом же, наверное, здесь полно туристов, как и в других музеях исторического центра.

Немного истории

Род российских купцов и промышленников Строгановых весьма известен в нашей стране. В своё время они являлись крупнейшими землевладельцами на Урале.

Дворец на Невском проспекте был возведён в 1754 году, возможно, на месте старого одноэтажного дома Строгановых. Автором интерьеров, повторюсь, был Ф. Б. Растрелли, но с течением времени дворец подвергался многократным перестройкам и реставрациям. Авторами изменений интерьеров были Андрей Воронихин (архитектор знаменитого Казанского собора в Санкт-Петербурге) и Фёдор Демерцов.

Минералогический кабинет явялется двухъярусным. Архитектор — Андрей Воронихин

Видео: Строгановский дворец на Невском проспекте. Прогулка по парадным залам

За весь период существования здания более десятка архитекторов принимали участие в изменениях его архитектурного облика, и по сей день среди историков нет единого мнения об авторстве оформления многих интерьеров дворца.

Кстати, бефстроганов, русское блюдо из говядины, названо в честь министра внутренних дел Российской империи, Александра Григорьевича Строганова.

Строгановы владели дворцом до 1918 года. Впоследствии здание было национализировано, и в 1919 году здесь открылся филиал Эрмитажа, Народный дом-музей, просуществовавший десять лет. Позже в помещениях дворца располагались самые далёкие от искусства организации — Институт ботаники и Электромортрест.

Во дворце можно увидеть множество предметов искусства Большой кабинет графини С.В. Строгановой Малый кабинет графини С.В. Строгановой (библиотека)

С 1988 года здание было передано Русскому музею, через три года началась его реставрация. Для посетителей экспозиция была официально открыта в 2003 году. Сейчас во дворце доступны для посещения 15 залов, разделённых помещением Новой передней с выходом на парадную лестницу. Во многих залах размещены экспозиции различных предметов искусства: картин, статуэток, посуды.

Рельеф «Иван Грозный поит своего воина» (1811 год) Большая гостиная Малая гостиная Парадная лестница

Не так далеко от дворца находятся филиалы Русского музея — Мраморный дворец и Михайловский (Инженерный) замок. Если вы располагаете свободным временем, можно совместить их посещение с экскурсией в Строгановский дворец.

Если кратко, в целом:

    прекрасные величественные интерьеры; в холодное время года во дворце совсем немного туристов; удобное расположение: от метро до дворца около пяти минут пешком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: