История возникновения и коллекция музея Кунсткамера в Санкт-Петербурге

1 музей Санкт-Петербурга — Кунсткамера: редкости и культура людей

В Санкт-Петербурге насчитывается свыше 200 музеев и их филиалов. В этот перечень входят, в основном, общедоступные музеи Санкт-Петербурга, за исключением узкопрофильных экспозиций по истории предприятий, музеев в учебных заведениях, воинских частях и общественных организациях.

В России именно в Санкт-Петербурге были открыты первые публичные музеи. В 1702 году, ещё даже до основания самого города на Неве, Пётр I издал указы о сборе и хранении моделей и различных редкостей.

А 12 лет спустя, в 1714 году, в Санкт-Петербурге был основан первый государственный общедоступный музей — Кунсткамера. В неё вошли “Кунскабинет” (первый художественный музей России) и “Мюнскабинет” (первый нумизматический музей).

Создание музея и его коллекции

Кунсткамера или кабинет редкостей в наши дни официально называется Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН). Кунсткамера стала первым музеем России, учреждённым Петром I.

Собиралась экспозиция музея царём во время его “великого посольства” в 1697—1698 годах, когда он посещал преуспевающие города Голландии и Англии. Там он и увидел заграничные диковинки — кабинеты “кунштов”, что означает “редкостей” или “чудес”. В дневнике Петра часто мелькает восклицание “зело дивно!”. Сохранилась запись и о новейшей науке анатомии:

Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…

Царя сильно заинтересовало всё это. Первая коллекция Кунсткамеры насчитывала свыше 2-х тысяч экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйша, голландского анатома. Царь не жалел денег, приобретая книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости, которые впоследствии легли в основу “государева Кабинета”, а позднее и Петровской Кунсткамеры — 1-го российского естественнонаучного музея.

Пугающие экспонаты и жуткие мифы о Кунсткамере

Сегодня этот музей обладает уникальнейшим собранием предметов старины. Туристы со всего света знают о том, что Кунсткамера в Санкт-Петербурге хранит коллекцию анатомических редкостей и аномалий. Немало зарубежных путешественников наслышаны о легендах и тайнах этого музея.

О том, как, якобы, царь Пётр I угощал гостей Кунсткамеры водкой, а по залам гулял безголовый скелет, и ещё многое весьма курьёзное и забавное. Понятно, музей такого рода не мог не обрасти мифами и легендами. Выбором места для нового музея редкостей, о котором основательно замыслил Пётр І, он занимался самолично. И с этим делом связана былина.

Во время прогулки по Васильевскому острову государь увидел 2 сосны, стволы и ветви которых так переплелись, что было невозможно понять какая ветвь относится к какому стволу. Сучья одного дерева врастали в ствол другого. Пётр I тогда удивлённо воскликнул:

И буквально сразу же государь повелел на этом месте построить новый музей — Кунсткамеру, в переводе с немецкого языка “Kunstkammer” означает — “Собрание диковинок”. Если же разделить название на 2 слова, то “Kunst” и “Kammer” — это “художественная палата”, ещё точнее: “Kunst” —”искусство”, а “Kammer” — “комнатка”, “каморка”, ну и “палата”.

Что интересно, самые удивительные фрагменты дерева были аккуратно срезаны и помещены в Кунсткамеру. Они вошли в число первых экспонатов нового музея.

Смотреть дорого и жутко, но поправила всё водка

Когда музей открылся, горожане боялись в него входить, а некоторые обходили его десятой дорогой. Шутка ли, такие экспонаты, что аж мороз по коже. Реально, аномалии пугали. Но и притягивали внимание любопытных.

Поговаривали, что в Кунсткамере водятся призраки, ведь в нём содержится множество зловещих магических артефактов, которые только “подливали масла в огонь”. Кунсткамеру могли посещать все, независимо от положения и сословия. Но для отважных и нищих горожан, которые ничего не боялись и желали бы посмотреть на диковинку, было не по карману.

Ситуацию поправил государь Пётр I, отменив плату за вход и приказав каждому посетителю наливать штоф водки или кофе, в зависимости от того, употреблял ли входящий спиртное или нет. С тех пор прошло более 3-х веков, но в Кунсткамеру и сегодня некоторые боятся ходить из-за природных и человеческих аномалий, которые встречаются в его залах.

Но это же ещё и Музей антропологии и этнографии, и в нём можно также с интересом посмотреть на старинные и уникальные предметы, собранные со всех уголков мира.

Страшные экспонаты соседствует с удивительными предметами

Многим хорошо известен “Анатомический раздел Кунсткамеры, где собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.

Читайте также:
Лучшие пляжи Абхазии, где лучше отдыхать и отзывы туристов

Представьте, даже в наши дни немногие знают о самой большой и удивительной коллекции Кунсткамеры, которая наглядно рассказывает о быте, истории и культуре народов мира: Северной Америки, Африки, Китая, Монголии, Японии, Индии и Индонезии.

В Кунсткамере можно совершить путешествие с севера на юг исторической Америки — от Аляски до Калифорнии; посмотреть на Самурайские доспехи, которые поражают своей отделкой и сложной конструкцией; увидеть орудия земледелия и одежду африканских племён, проживающих южнее Сахары. Один из самых интересных экспонатов — бенинская бронза.

В зале Монголии большой интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. В Кунсткамере можно познакомиться с множественными народностями Китая, узнать о их удивительном быте и культуре, к примеру, очень интересны их традиционные изделия из фарфора, камня, дерева и кости, проч.

Один из самых богатых разделов музея — это залы, посвящённые народам Южной Азии. В Кунсткамере собрана большая коллекция резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Здесь выставлены различные необычные маски, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток.

В Индонезийском разделе интерес представляют кинжалы-крисы, лезвие которых изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Очень увлекательны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре. Наконец, одним из самых познавательных и привлекательных разделов является “История Кунсткамеры и русской науки XVIII в.”.

  • Все подробности в аудиогиде о Кунсткамере в Петербурге, а также о режиме работы, стоимости билетов, как добраться и т.д.
  • Самая интересная информация — 10 малоизвестных фактов о Кунсткамере в Санкт-Петербурге.
  • Адрес: Санкт-Петербург, Университетская набережная, 3
  • Ближайшее метро: “Адмиралтейская”, “Василеостровская”, “Спортивная”

Кунсткамера – это. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого в Санкт-Петербурге: история, экспонаты

Кунсткамера — это первый музей, открытый на всеобщее обозрение. Создан он был по приказу Петра I в Санкт-Петербурге в начале 18 столетия с целью собрать и исследовать рожденные как природой, так и деятельностью человека раритеты.

Как появилась Кунсткамера?

Кунсткамеры появились в европейских странах еще в 15-16 вв., в эпоху Возрождения, когда стал расти интерес людей к новым научным знаниям и уникальному прошлому. Здесь собирали коллекции редких и неординарных находок, привезенных экспедициями, а также интересные древние инструменты, бытовые предметы, оригинальные произведения декоративного искусства. Все эти коллекции собирались с целью удивить и поразить посетителей. Чаще всего такие кунсткамеры были организованы при княжеских домах, чтобы демонстрировать гостям «ученость» владельцев.

Создание первой коллекции

Петр I приказал приносить любые выявленные подтверждения анатомического уродства в аптеку Роберта Арескина в Москве. И вот со всех окраин России стали привозить различные находки, так было положено начало коллекции. Примечательно, что за них даже платили деньги из государственной казны, а несообщение о наличии интересного раритета каралось штрафом.

Цель государя России отличалась от побуждений владельцев европейских коллекций — он приобретал и собирал экспонаты для просвещения своих сограждан. Первые диковинки были им приобретены еще в 1697 г. в Голландии: чучела птиц и рыб, засушенные насекомые и заспиртованные уродцы. Тогда же Петр I приобрел и уникальный рецепт, помогающий с помощью бальзамирования сохранять для истории трупы.

Кунсткамера: история создания

В 1714 году коллекция раритетов государя была перевезена из столицы в Летний дворец в Петербурге и получила название на немецкий мотив — Куншткамера. Этот год и считается официальной датой основания музея. Первая кунсткамера была насыщена живыми экспонатами — монстрами, а также карликами и великанами, которые были вынуждены жить при музее. Первые смотрители музея — Р. Арескин и И. Шумахер.

Спустя 4 года экспонаты были перевезены в Кикины палаты, так как во дворце уже не оставалось места. После переезда музея коллекция стала открытой для всех желающих, а Петр I даже иногда самолично проводил в ней экскурсии для иностранных послов и русских вельмож.

Здание музея строилось с 1718 г. по проектам нескольких сменяющих друг друга архитекторов, достраивал его уже после смерти Петр I М. Земцов, а украшением строения служили 12 деревянных скульптур мастера Коха, которые олицетворяли науки.

В 1735 г. музей Кунсткамера был перенесен в это здание вместе со всеми экспонатами. Вход был бесплатным, а в качестве угощения предлагалось «искушать кофе да цукерброды».

Читайте также:
Визовый центр Литвы в Новосибирске время работы, адреса и телефоны

Первые «кабинеты» кунсткамеры, создание музеев

К началу 40-х годов 18 века музей (Кунсткамера) состоял из 4 «кабинетов»:

  1. «Натур-камера», где находились раритеты по естествознанию.
  2. «Мюнцкамера» содержала коллекцию старинных монет.
  3. Непосредственно «Кунсткамера» представляла редкости прикладного искусства и особенностей быта различных народов.
  4. «Кабинет Петра Великого», где находились вещи, принадлежащие лично самому государю.

Спустя некоторое время был опубликован двухтомный каталог, демонстрирующий все экспонаты Кунсткамеры, включая иллюстрации и объяснения на немецком языке.

В 1747 г. в здании случился огромный пожар, и часть коллекции погибла. Восстановить потерянные экспонаты удалось только к 1766 году. Позднее неоднократно проводились дополнительные надстройки и усовершенствования здания музея. Спустя 200 лет была наверху пристроена армиллярная сфера, символизирующая модель Солнечной системы (арх. Р. Каплан-Ингель).

В конце 18 — начале 19 вв. коллекция музея обогатилась находками не только русских ученых, но и иностранных. Это были экспонаты, привезенные из научных экспедиций капитана Кука (Полинезия) и Миклухо-Маклая (Новая Гвинея), материалы экспедиций по Сибири и Камчатке, антарктических путешествий и другие.

В 1830-х годах Кунсткамера (Санкт-Петербург) была разделена на несколько отдельных музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический, Египетский и Азиатский, а также «Кабинет Петра Первого». Они размещались в двух зданиях.

В 1878 г. два музея объединили в один, а в 1903 г. ему присвоили имя его основателя. Так он теперь и называется — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, который содержит все собранные научные экспонаты о происхождении человека и различных видах культур.

Современные залы Кунсткамеры

Современная Кунсткамера — это музей, коллекция которого сильно отличается от первой, созданной самим Петром I 300 лет назад, хотя некоторые экспонаты сохранились и до наших дней. Побывав в музее, турист узнает о происхождении и развитии человека, о зарождении и разнообразии рас на Земле. В нем представлены одни из самых богатых коллекций всего мира, которые отражают быт и традиции народов разных уголков:

  • Северной Америки — раздел посвящен быту алеутов и эскимосов. Представлены различные композиции их ритуальных танцев: вызов дождя, солнца, урожая, лечение больных шаманом и многие другие.
  • Океании, Индии и Индонезии — представлены экспонаты, привезенные с этих континентов: резное дерево, театр марионеток, давние театральные костюмы и разнообразные маски; в Индонезийском зале можно увидеть кинжалы-крисы.
  • Китая, Монголии и Японии — здесь выставлены предметы прикладного искусства этих стран (курильницы, статуэтки, предметы одежды и обуви, заводные игрушки, этнографический манекен и др.).
  • Австралии.

Музей М. В. Ломоносова

Еще один музей Кунсткамеры, расположенный в башне здания, посвящен гениальному русскому ученому-естествоиспытателю и поэту Ломоносову, который работал в этом учреждении в середине 18 века (с 1741 по 1765 г.). Сегодня здесь можно найти его личные вещи, научные приборы, которыми он пользовался во время своих экспериментов, карты, а также различные литературные произведения и труды.

Интересны будут собранные ученым старинные книги, произведения живописи и скульптуры, предметы мебели и декоративно-прикладного искусства.

Готторпский глобус

Расположен наверху здания. Его история очень примечательна: изготовлен он был в 17 в. механиками и граверами из Гольштейнского герцогства, а затем преподнесен Петру Первому в виде дипломатического подарка. Государь привез его в Петербург, и в 1726 г. его установили на 3 этаже здания Кунсткамеры. Это был огромный шар диаметром 3,1 м, снаружи размещалась карта Земли, а внутри — звездное небо. Чтобы попасть туда, нужно было пройти через специальный люк.

После ужасного пожара глобус-планетарий сильно пострадал, практически остался один каркас и детали из металла. К счастью, в 1750-х годах удалось сделать вполне удачную его копию. Во время войны глобус, как большую ценность, даже вывозили на период блокады Ленинграда, чтобы сохранить для музея. Сегодня этот удивительный экспонат можно найти на 5-м этаже музея.

Интересные экспонаты

Кунсткамера — это удивительное место, где выставлено множество уникальных экспонатов. Расскажем о некоторых самых интересных, о которых ходят легенды:

  1. Скелет слуги. В начале 18 века во Франции Петр I увидел человека-великана (2,3 м). Звали его Николай Буржуа. Государь привез его в Россию и нанял на должность личного лакея. Когда же француз умер, то его останки были переданы в Кунсткамеру. Во время пожара череп пропал, и на его место закрепили другой. С тех пор говорят, что скелет Н. Буржуа ходит ночью по музею в поисках своей головы.
  2. Пропавшая голова Марии Гамильтон. Мария Гамильтон — английская шпионка и детоубийца. Ее голова хранилась в Кунсткамере, откуда и была похищена вместе с колбой со спиртом, в которой находилась. В похищении обвинили моряков-англичан, которые как раз стояли в петербургском порту. Они пообещали вернуть останки черепа, но так этого и не сделали и уплыли. Через год англичане прислали для музея три головы в знак извинения.
  3. Живые экспонаты. Как уже говорилось ранее, некоторые экспонаты Кунсткамеры были живыми. Вот, например, Федор Игнатьев — человек очень маленького роста (не больше 130 см), у которого к тому же на руках и ногах имелось всего по два пальца.
  4. Флейта. Один из самых интересных экспонатов музея — флейта, изготовленная из бедренной кости человека. Этот музыкальный инструмент сделал монгольский шаман и использовал при ритуалах, связанных с общением с духами.
  5. Анатомическая коллекция Рюйша коллекция, собранная голландским профессором, считается одной из самых известных и ценных, которыми славится Кунсткамера (Санкт-Петербург). Она состоит из младенцев и их разных частей тела (937 единиц). Рюйш собирал ее 50 лет, а чтобы уговорить голландца передать её, Петр Великий потратил практически 20 лет и в 1717 г. приобрел ее, обещая Рюйшу, что сохранит такое необычное собрание для потомков.
Читайте также:
Кукурузник Ан-2: технические характеристики

Заключение

Кунсткамера — это поистине удивительный музей. Некоторые его экспонаты поражают, другие пугают своей уродливостью. Здесь можно найти заспиртованных младенцев, людей с разнообразными аномалиями и животных (например, лисицу с двумя головами). О Кунсткамере и ее экспонатах ходит очень много легенд. Этот музей — место, которое действительно стоит посетить.

История самого жуткого музея в России

Cкелет телохранителя Петра первого ростом 226 сантиметров, кукла в полный рост для Николая второго, которая была создана специально для него по образу и подобию гейши, встреченной будущим царем в Японии, старейшая механическая китайская ладья 18 века, скелет младенца с двумя головами. Все эти интересные экспонаты хранятся в музее антропологии и этнографии имени Петра Великого, более известном как Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Музей содержит этнографические разделы: Северная Америка, Япония, Африка, Китай и Монголия, Индия и Индонезия, Австралия и Океания, анатомический раздел и разделы истории Кунсткамеры и русской науки XVIII века.

Автор статьи: Ольга Храбрых

Архитектура и первые экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Начиналось все с Петра Великого, который от природы был человеком очень любознательным и прогрессивным монархом. Когда правитель увидел на Василевском острове странную кривую березу, вросшую в другое дерево, у него зародилась идея создать музей, в котором были бы собраны экспонаты с разными природными отклонениями. В 1714 году по его приказу в Петербург из Москвы привезли первую собранную Петром коллекцию редкостей, которая и стала основой музея Кунсткамеры. Первую коллекцию разместили в Летнем дворце.

Посещая европейские страны в 1697 – 1698 годах, Петр стал собирать коллекции разных редкостей, а также инструменты, приборы, материалы, книги и т.д., все, что представляло для него интерес. Эти экспонаты в будущем были помещены в Кунсткамеру, первый российский естественно – научный музей.

Читать статьи на похожие темы:

Возник вопрос строительства специального здания для музея и рядом возведения палаты Санкт-Петербургской академии наук и библиотеки на Стрелке Васильевского острова.

В 1718 году был заложен фундамент здания «палат», разработан проект будущей Кунсткамеры и в дальнейшем руководил строительством архитектор Георг Маттарнови (немецкий архитектор и скульптор). После возведения фундамента с 1719 по 1724 гг., строительством занимается Гербель — один из первых архитекторов Санкт-Петербурга.

Он внес свои изменения в проект Маттарнови: крыша стала более высокой, введены крупные барочные фронтоны, к невысокой башне с балюстрадой присоединен еще один ярус с куполом — по примеру трехъярусной башни с куполом Монетного двора архитектора Шлютера (представитель раннего барокко в Германии). Еще один плотничный мастер Х. ван Болес (голландец) разработал проект столярных и металлических изделий купола.

В 1722 году закончили возведение стен Кунсткамеры и устройство кровли, затем с 1723 по 1724 годы велась отделка внутри помещений, и устанавливалось музейное оборудование. Петр не дожил до окончания строительных работ.

С 1729 по 1735 год русским архитектором Земцовым проводились окончательные работы по строительству музея в стиле петровского барокко, здание состояло из двух 3-этажных корпусов, соединённых барочной многоярусной башней с куполом. Оба фасада Кунсткамеры — и южный, и северный парадные.

Читайте также:
Преимущества иммиграции в Австралию и жизни в Австралии

Еще до завершения всех строительных работ в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге были завезены экспонаты, собранные Петром: чучела экзотических животных, заспиртованных уродцев в колбах, анатомические инструменты, редкие археологические находки и другие. Но в этой коллекции были и живые «экспонаты» — при музее стали жить карлики, великаны, уродцы. В 1728 году состоялось открытие Кунсткамеры и библиотеки.

Михаил Ломоносов — основатель Российской Академии наук и Московского университета работал в музее с 1741 по 1765 год. Он открыл первый планетарий в башне музея и астрономическую обсерваторию.

В Круглом зале Кунсткамеры находился, подаренный Петру огромный академический глобус, который он привез из немецкого города Готторп в 1717 году. В диаметре глобус достигал свыше трех метров, и представлял собой полую вращающуюся сферу. Снаружи на нем изображена поверхность земли, внутри — звездное небо и скамейка для слушателей на 10 – 12 человек с преподавателем.

Коллекция музея всегда пополнялась учеными, которые привозили из разных стран археологические находки, минералы, интересные растения.

В 1830-х годах Кунсткамеру из-за скопившегося большого количества экспонатов разделили на несколько музеев (Зоологический, Ботанический, Минералогический, Этнографический), которые в дальнейшем переехали в отдельные здания. Сегодня Кунсткамера — один из наиболее посещаемых музеев в мире.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!

Кунсткамера

Кунсткамера – один из главных русских музеев, он основан в 1714 году по приказу императора Петра I. Целью основания стало собрание православных, природных и сделанных человеческимируками ценностей в одном месте. Просветительская деятельность учреждения обязана привести к единению народов России, созданию общности, без которой сложно представить нормальноеразвитие города и страны в целом.

Музей хорошо сохранился в первоначально форме, здание редко затрагивали изменения. Примечательна история с планетарной крышей – она сгорела после десяти с лишним лет эксплуатацииКунсткамеры, а восстановлена лишь через 2 столетия после этого.

История создания Кунсткамеры

Хотя в названии Санкт-Петербурга присутствует приставка «санкт» – святой, император уделял большое внимание развитию науки. Вдохновение для создания музея пришло внезапно. Легендагласит, что Петр во время прогулки по Васильевскому острову увидел берёзу, ствол её причудливо врос в рядом стоящее дерево. Эта уродливая и в некотором плане странная картина сталаповодом для собирания редкостей с явными уродствами.

В первые годы существования музея коллекция содержала в себе живые экспонаты. Прямо здесь жили люди с видимыми отклонениями (чаще всего в росте), посещение заведения сталопопулярным средством развлечения, осмотр таких достопримечательностей проходил регулярно. В настоящий момент Кунсткамера продолжает оставаться символом северной столицы, каждыйгость города стремится сюда попасть хотя бы один раз.

Первые 4 года музей функционировал в Летнем дворце Петербурга, однако из-за огромного и постоянно растущего числа экспонатов стал необходим переезд в дом одного из ближайшихсподвижников царя. Примечательно, что до переезда экспозиция была доступна только определённым слоям населения, в новом же месте её смогли посещать все горожане.

Одно время тут заведовал основатель Российской Академии наук Михаил Ломоносов, при нём здесь открылись планетарий и настоящая обсерватория. Также произошло серьёзное пополнениеколлекции, продолжилась линия, выполняющая задумки Петра. Сбор экспонатов осуществлялся не из-за их цены, императора в первую очередь интересовала их значимость для науки. Он считал, что это поможет в будущем разгадать важные тайны жизни.

Серьёзные изменения произошли в тридцатых годах 19 века, появилось деление на четыре отдельных музея, каждый из которых посвящен своей тематике – этнография, ботаника, минералогия и зоология. Сейчас здание условно делится на две части – Музей антропологии и этнографии (некоторые местные экземпляры не стоит видеть впечатлительным людям) и Мемориальный музейЛомоносова. Наиболее древние экземпляры коллекции находятся в зале Барокко.

Здания и интерьер Кунсткамеры

В 1887 году к основному зданию Кунсткамеры сделана пристройка – Музейный флигель. Обе постройки были выполнены в одном стиле петровского барокко, который является важной частьюрусской культуры. Изучение истории будет неполным без упоминания разнообразия архитектурных направлений, которыми богата Россия. Каждое время имеет своё характерное лицо.

Главное здание целенаправленно построено для музея, сейчас оно представляет собой один из самых старых памятников архитектуры. Интересна задумка, согласно которой башня представляетсобой своеобразную модель Солнечной системы. Место под постройку выбирал сам Петр I, не обошлось без него согласование окончательного проекта. Здание состоит из двух одинаковыхкорпусов, между которыми есть соединение в центре, посередине него находится башня с верхушкой в форме сферы.

Читайте также:
В каких странах есть система «all inclusive” и чем отличаются

Первоначально многие конструкции были выполнены из дерева, к их уничтожению привели многочисленные пожары. После восстановления они деревянные элементы заменялись на изделия изболее современного материала. После крупного пожара 1747 года была значительно усовершенствована внутренняя отделка. Спустя 10 лет художник Джанни сделал свою известную лепнину. Примерно в это же время интерьер украсили горельефы скульптора Павлова.

Внутреннее оформление привлекает ничуть не меньше представленных в музее экспонатов. Многочисленные скульптурные композиции и бюсты известных ученых здесь повсюду, что являетсясвидетельством выполнения первоначальной цели Кунсткамеры – служить науке. Каждый зал обладает своими особенностями, интерьер соответствует духу представленных экспонатов. Например, посвященные традиционным культурам и быту разных народов коллекции оформлены в соответствующем стиле, вплоть до подбора цвета.

Наибольшую славу музею принесла коллекция уродств и странностей, она отталкивает и притягивает одновременно. Здесь можно увидеть сиамских близнецов, животных с несколькими головами, странные формы тел. Далеко не всем под силу досмотреть представленные здесь экспонаты до конца. Программа музея разнообразна, здесь есть и научные исследования, и развивающие занятиядля детей.

Чешский чёрный театр теней

Война и мир Толстого, БДТ

Смольный собор: история, архитектура

Royal Christmas Gala с Сарой Брайтман и хором Gregorian

Игорь Стравинский: к России с любовью

Подберем мероприятие для вас

Эстрада – поп, Концерт

группа “Руки вверх”

    09 июля 20:00 ГАЗПРОМ АРЕНА Билеты от 2300 ₽ Е

Пигмалион

    10 октября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 1000 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

Ирина Круг

    29 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2000 ₽ Е

Муж моей жены

    18 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 500 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

Золотой Граммофон

    28 ноября 18:00 Ледовый дворец Билеты от 3300 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

Мирей Матье

    05 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2800 ₽ Е

Спектакль, Комедия, Премьера

Сеанс гипноза

    17 октября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 800 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

Филипп Киркоров #Цвет настроения.

    16 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2000 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

Филипп Киркоров #Цвет настроения.

    15 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2500 ₽ Е

ЛЕС

    29 октября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 200 ₽ Е

Остров заблудших душ

    14 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 1200 ₽ Е

Пижама для шестерых

    12 ноября 19:00 ДК Ленсовета Билеты от 800 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

Удачные песни

    13 октября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2300 ₽ Е

С кем поведешься

    31 октября 19:00 Мюзик-Холл Билеты от 1100 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

Сергей Трофимов

    06 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1200 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

Артур Пирожков “Перетанцуй меня”

    08 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1600 ₽ Е

Спасатель

    22 октября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 1500 ₽ Е

Папа

    16 октября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 2500 ₽ Е

Свободная любовь

    05 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

Юрий Шатунов

    27 марта 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1200 ₽ Е

Вражда

    05 декабря 19:00 ДК Выборгский Билеты от 800 ₽ Е

Взрослые игры

    28 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

Олег Митяев

    15 октября 19:00 ДК Ленсовета Билеты от 1200 ₽ Е

Детям, Цирк, для семейного просмотра

Клоун

    10 октября 13:00 Цирк на Фонтанке Билеты от 1000 ₽ Е

Кунсткамера

Кунсткамера – один из главных русских музеев, он основан в 1714 году по приказу императора Петра I. Целью основания стало собрание православных, природных и сделанных человеческимируками ценностей в одном месте. Просветительская деятельность учреждения обязана привести к единению народов России, созданию общности, без которой сложно представить нормальноеразвитие города и страны в целом.

Музей хорошо сохранился в первоначально форме, здание редко затрагивали изменения. Примечательна история с планетарной крышей – она сгорела после десяти с лишним лет эксплуатацииКунсткамеры, а восстановлена лишь через 2 столетия после этого.

История создания Кунсткамеры

Хотя в названии Санкт-Петербурга присутствует приставка «санкт» – святой, император уделял большое внимание развитию науки. Вдохновение для создания музея пришло внезапно. Легендагласит, что Петр во время прогулки по Васильевскому острову увидел берёзу, ствол её причудливо врос в рядом стоящее дерево. Эта уродливая и в некотором плане странная картина сталаповодом для собирания редкостей с явными уродствами.

Читайте также:
Правила въезда в Индонезию для украинцев

В первые годы существования музея коллекция содержала в себе живые экспонаты. Прямо здесь жили люди с видимыми отклонениями (чаще всего в росте), посещение заведения сталопопулярным средством развлечения, осмотр таких достопримечательностей проходил регулярно. В настоящий момент Кунсткамера продолжает оставаться символом северной столицы, каждыйгость города стремится сюда попасть хотя бы один раз.

Первые 4 года музей функционировал в Летнем дворце Петербурга, однако из-за огромного и постоянно растущего числа экспонатов стал необходим переезд в дом одного из ближайшихсподвижников царя. Примечательно, что до переезда экспозиция была доступна только определённым слоям населения, в новом же месте её смогли посещать все горожане.

Одно время тут заведовал основатель Российской Академии наук Михаил Ломоносов, при нём здесь открылись планетарий и настоящая обсерватория. Также произошло серьёзное пополнениеколлекции, продолжилась линия, выполняющая задумки Петра. Сбор экспонатов осуществлялся не из-за их цены, императора в первую очередь интересовала их значимость для науки. Он считал, что это поможет в будущем разгадать важные тайны жизни.

Серьёзные изменения произошли в тридцатых годах 19 века, появилось деление на четыре отдельных музея, каждый из которых посвящен своей тематике – этнография, ботаника, минералогия и зоология. Сейчас здание условно делится на две части – Музей антропологии и этнографии (некоторые местные экземпляры не стоит видеть впечатлительным людям) и Мемориальный музейЛомоносова. Наиболее древние экземпляры коллекции находятся в зале Барокко.

Здания и интерьер Кунсткамеры

В 1887 году к основному зданию Кунсткамеры сделана пристройка – Музейный флигель. Обе постройки были выполнены в одном стиле петровского барокко, который является важной частьюрусской культуры. Изучение истории будет неполным без упоминания разнообразия архитектурных направлений, которыми богата Россия. Каждое время имеет своё характерное лицо.

Главное здание целенаправленно построено для музея, сейчас оно представляет собой один из самых старых памятников архитектуры. Интересна задумка, согласно которой башня представляетсобой своеобразную модель Солнечной системы. Место под постройку выбирал сам Петр I, не обошлось без него согласование окончательного проекта. Здание состоит из двух одинаковыхкорпусов, между которыми есть соединение в центре, посередине него находится башня с верхушкой в форме сферы.

Первоначально многие конструкции были выполнены из дерева, к их уничтожению привели многочисленные пожары. После восстановления они деревянные элементы заменялись на изделия изболее современного материала. После крупного пожара 1747 года была значительно усовершенствована внутренняя отделка. Спустя 10 лет художник Джанни сделал свою известную лепнину. Примерно в это же время интерьер украсили горельефы скульптора Павлова.

Внутреннее оформление привлекает ничуть не меньше представленных в музее экспонатов. Многочисленные скульптурные композиции и бюсты известных ученых здесь повсюду, что являетсясвидетельством выполнения первоначальной цели Кунсткамеры – служить науке. Каждый зал обладает своими особенностями, интерьер соответствует духу представленных экспонатов. Например, посвященные традиционным культурам и быту разных народов коллекции оформлены в соответствующем стиле, вплоть до подбора цвета.

Наибольшую славу музею принесла коллекция уродств и странностей, она отталкивает и притягивает одновременно. Здесь можно увидеть сиамских близнецов, животных с несколькими головами, странные формы тел. Далеко не всем под силу досмотреть представленные здесь экспонаты до конца. Программа музея разнообразна, здесь есть и научные исследования, и развивающие занятиядля детей.

Кунсткамера –
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого

Архитекторы: Маттарнови Г.
Чевакинский С. И.
Год постройки: 1718-1734, 1754-1758
Стиль: Барокко

Кунсткамера – петровское барокко

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого

1718-1734 – арх. Маттарнови Георг Иоганн

1754-1758 – арх. Чевакинский Савва Иванович

1887 – арх. Марфельд Роберт Робертович – корпус по Таможенному пер., 1

Здание состоит из двух однотипных корпусов, объединенных центральным объемом с многоярусной башней. Было предназначено для первого русского музея: восточный корпус с двухсветным залом – для библиотеки, западный с двухсветным залом – для коллекций. В башне и центральном объеме размещались первая обсерватория и анатомический театр.

В украшении фасада использованы плоские лопатки, рустованные на выступающих углах, круглые неглубокие ниши под окнами, двухцветность стен. В первом этаже сохранился лепной декор сводов 1760-х гг. С 1770-х гг. в интерьерах появились четыре скульптурные аллегорические группы, бюсты и медальоны ученых, из которых сохранились барельефы “Россия” и “Празднующая Европа”, а также портрет великого математика Л. Эйлера, жившего и работавшего на Васильевском острове.

Читайте также:
Дешевые Авиабилеты из Санкт-Петербурга в Симферополь

Несколько помещений, в т.ч. “Египетский зал”, были в 1819-1825 гг. расписаны Ф.Рихтером.

В 1887 г. был пристроен флигель по переулку.

Рисунок М. Махаева, 1753.
(добавил Mary)

Гравюра Г. Качалова.
Не позднее 1737 г.

Фото – А.Лоренс,
1860-1879-е гг.
(добавил – Ладада)

Нева со стороны
Адмиралтейства.
(добавил Mary)

Вывозка льда
у Академии наук.
Фото ателье Буллы до 1914

Открытка. 1930-е (?)
(добавил Mary)

Фото военного времени

Двор Кунсткамеры, где
в сухие солнечные дни
проветривались экспонаты.

Панорама ВО.
(добавил Mary)

5 января 1949 г.
В Кунсткамере открыт
музей Ломоносова

Фрагмент
круглого зала.

Отделка свода.
(добавил Mary)

Вид сверху на дворы
Кунсткамеры и ЗИНа.
1979-1984 гг.

Установка армиллярной
сферы. 28 декабря 1993 г.
(добавил – Ладада)

Кунсткамера. Набережная.
Макет “Петровская акватория”.

Кунсткамера. Позади глобусный дом.
Вид на макете “Петровская акватория”.
Фото – Анчар, 08.2016.

* Выступление академика С.П.Толстова на заседании ученого совета Института этнографии АН СССР в Круглом зале Кунсткамеры. 1950-е гг.

Здание Кунсткамеры (в переводе с немецкого – “кабинет редкостей”) было заложено в 1718 г. по проекту арх. Г. Маттарнови.

Оно предназначалось для библиотеки и коллекции “монстров и раритетов”, собираемой Петром I. За период постройки Кунсткамеры, продолжавшейся с 1718 по 1734 гг., строительством руководили несколько архитекторов: Г. Маттарнови, Н. Гербель, Г. Киавери, М. Г. Земцов.

В 1747 г. большой пожар оставил от здания только обгоревший остов. Арх. С.И. Чевакинскому в 1754-1758 гг. удалось восстановить здание Кунсткамеры, но без верхнего яруса башни. Эта часть композиции была воссоздана лишь в 1947-1948 гг. арх. Р. И.Каплан-Ингелем.

Место для постройки первого в России музея было выбрано очень удачно. Расположенное на набережной реки Невы, здание хорошо видно с больших расстояний. М.В. Ломоносов объяснял такое местоположение Кунсткамеры тем, что Петр I хотел, чтобы на нее все “взирали, о науках помышляли и к ним бы любовию склонялись”.

В 1727 г. из палат опального вельможи Кикина в Кунсткамеру были перенесены собранные Петром I коллекции “монстров и раритетов”, а в следующем году состоялось официальное открытие музея. Музей и дал название зданию. С этого времени “в Кунсткамере всегда великое людство” было. До конца XVIII в. в здании размещались и некоторые учреждения Академии наук, основанной Петром I. Здесь работали крупнейшие ученые Л. Эйлер, Д. Бернулли, Ж.-П. Делиль, Л.Л. Блюментрост, Г.-В. Рихман. С 1783 по 1796 г. директором Академии наук была Е.Р. Дашкова.

История возникновения и коллекция музея Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) – один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, коллекционные фонды которого насчитывают свыше 1.2 млн. единиц хранения. Он является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г.

Годом основания Кунсткамеры, как и Библиотеки Академии наук, большинством историков принято считать 1714 год. Указа об основании Кунсткамеры не обнаружено, его, по-видимому, и не существовало. Основание музея связывают с распоряжением царя перевезти из Москвы в новую столицу Российской империи личное собрание коллекций и библиотеку Петра I, а также книги и коллекции «натуралий» Аптекарской канцелярии, в том числе и купленные во время Великого посольства в Европу.

В Петербурге коллекции были помещены в только что построенный для царя Летний дворец, позже переведены в Кикины палаты, где в 1719 г. впервые были показаны посетителям. Создание публичного музея было поручено президенту Аптекарской канцелярии лейб-медику Роберту Арескину и назначенному специально “надсмотрителем редкостей и натуралиев” Иоганну Шумахеру.

Эта дата, 1714 г., названа и И.Д. Шумахером (секретарем Академии наук и директором Кунсткамеры и Библиотеки в 1724–1761 гг.) в книге «Палаты Санктпетербургской Императорской Академии наук…» (издание 1744 г.): «Библиотека и Кунсткамера учреждены в 1714 году, а в 1724 присоединены к Академии Наук».

Еще раньше, начиная с 1704 г. Петром I был издан ряд указов («О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей…» и др.), положивших начала собиранию коллекций для будущего музея. Первоначально личные коллекции Петра I и коллекции по анатомии и зоологии хранились в Аптекарском приказе в Москве.

Читайте также:
Карта Фернанду-ди-Норонья, где находится Фернанду-ди-Норонья на карте мира

Одновременно с организацией музея было начато проектирование и строительство (1718–1727 гг.) специального здания для музея. Построенное на берегу Невы в стиле петровского барокко, здание это соседствовало с наиболее важными постройками столицы – зданием «Двенадцати коллегий», Биржи, дворцами ближайших сподвижников и членов царской семьи. Здание Кунсткамеры по праву считается одним из самых ранних музейных зданий в мире. Оно является символом и логотипом Российской академии наук .

Через десять лет Петр Великий осуществил вторую часть своего «академического» проекта. 28 января (8 февраля) 1724 г. по распоряжению императора указом правительствующего Сената была учреждена Академия наук. Кунсткамера и созданная одновременно с ней Библиотека стали первыми учреждениями, «колыбелью» Санкт-Петербургской (Российской) академии наук.

Передача первого русского музея в ведение Академии наук сыграла в его судьбе решающую роль. Сосредоточение в его стенах богатейших коллекций, введение научной обработки и систематизации, а также надзор за экспозицией лучших научных сил страны превратили Кунсткамеру в подлинно научное учреждение, равного которому по постановке работы не имелось во всей Европе.

Музей с самого начала был не только научной базой Академии наук, но и важнейшим культурным и просветительским учреждением. В стенах Кунсткамеры работали многие крупнейшие российские ученые, и среди них М.В. Ломоносов, составивший описание хранившихся в Музее минералов.

В указах Петра I 1718 г. предписывалось сдавать за плату в Петербургскую Кунсткамеру «каменья необыкновенные, кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду, все, что зело старо и необыкновенно».

Эти указы сыграли чрезвычайно важную роль в формировании коллекций Кунсткамеры, а позже Музея антропологии и этнографии – на протяжении более двух столетий сюда поступали коллекции, собранные знаменитыми российскими путешественниками, мореплавателями. В том числе, в различные регионы России были посланы специальные Академические экспедиции для сбора коллекций.

Формирование этнографических фондов музея в XVIII – начале XIX вв. связано с именами И.И. Георги, И.А. Гильденштедта, И.Г. и С.Г. Гмелиных, С.П. Крашенин​никова, Г.И. Лангсдорфа, И.И. Лепехина, Ю.Ф. Лисянского, Ф.П. Литке, Д.Г. Мессер​шмидта, Г.Ф. Миллера, Н.Я. Озерецковского, П.С. Палласа, И.П. Фалька и др. В XIX – XX вв. в МАЭ поступили коллекции от И.Ф. Крузенштерна, И.Г. Вознесенского, Н.Н. Миклухо-Маклая, В.В. Юнкера, А.Л. Ященко, А.М. Манизера, Л.А. и А.М. Мер​вартов, П.К. Козлова, В.К. Арсеньева, Н.С. Гумилева и многих других. Кроме того, в состав коллекций Кунсткамеры вошли и собрания ряда известных европейских путешественников Дж. Кука, И.Ф. ван Овермеера‑Фишера, Ф.Ф. фон Зибольда, Л.Фробениуса и др. В Кунсткамеру, а позже в Музей антропологии и этнографии также передавались многие дипломатические дары российским императорам, коллекции собранные российскими дипломатами в разных частях мира.

В 30-е годы XIX в. на основе коллекций Кунсткамеры было создано семь самостоятельных академических музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I. Этнографический и Анатомический музеи продолжали находиться в здании Кунсткамеры. 5 декабря 1878 по предложению директора Этнографического музея академика А.А. Шифнера и директора Анатомического музея академика К.М. Бэра физико-математическое отделение Академии наук постановило учредить Музей антропологии и этнографии, что 10 ноября 1879 г. и было утверждено постановлением Государственного Совета. Таким образом, Музей антропологии и этнографии (МАЭ) в Петербурге стал не только одним из старейших этнографических музеев мира, большая часть которых создавалась в 1870-1910 гг., но и получил в наследство от Петербургской Кунсткамеры бесценные и старейшие этнографические коллекции, многим из которых нет аналогов в музеях Европы и Америки.

В дни празднования 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга в 1903 г. музей получил имя основателя Кунсткамеры – Петра Великого.

Годы, предшествующие 200-летнему юбилею Кунсткамеры в 1914 г. были, несомненно, «золотым веком» в истории Музея антропологии и этнографии. В два раза увеличились экспозиционные площади, были созданы новые экспозиции музея, существенно вырос его бюджет. В 1909 г. при МАЭ был создан Попечительский совет из богатых и влиятельных лиц, на деньги которых был организован ряд экспедиций для пополнения коллекций (на Цейлон, в Индию; в Аргентину, Бразилию и Парагвай, в Абиссинию и пр.). За 20 лет, с 1894 по 1914 гг. этнографические коллекции МАЭ выросли почти на 100 тыс. единиц хранения. В ходе юбилейных торжеств Музей посетил император Николай II, члены Сената и Государственного совета.

Читайте также:
Национальный парк Алтын-Эмель, Казахстан — подробная информация с фото

Бесценные этнографические, антропологические и археологические коллекции, хранящиеся в Музее, являются одними из наиболее полных и интересных в мире. Они насчитывают более 1.2 миллионов экспонатов, отражают все многообразие культур народов Старого и Нового Света и являются частью культурного достояния всего человечества.

С Музеем связана научная деятельность таких выдающихся отечественных исследователей XIX в., как основоположник российской и европейской антропологии академик К.М. Бэр, путешественник, ученый, общественный деятель Н.Н. Миклухо-Маклай (традиционные культуры Австралии, Океании). В стенах МАЭ сформировались отечественные научные школы, связанные с именами и творческим наследием таких ученых, как И.И. Зарубин (среднеазиатские исследования), Н.В. Кюнер (традиционная культура народов Восточной Азии), Р.Ф. Бартон (Филиппины), Л.И. Лавров (кавказоведение) Д.А. Ольдерогге (африканистика), Ю.В. Кнорозов (дешифровка древних письменностей Южной Америки). Трудно переоценить роль таких выдающихся этнографов-сибиреведов, как Л.Я. Штернберг, В.Г. Богораз и В.И. Иохельсон, в становлении не только отечественного сибиреведения, но и мировой этнографической науки в целом. Особая роль в развитии отдела археологии МАЭ и формировании его коллекционного фонда принадлежит выдающимся ученым-археологам России – П.П. Ефименко и С.Н. Замятнину.

На всем протяжении своей истории Музей занимал в структуре Академии наук особое место. Среди людей, руководивших Музеем в различные годы, были выдающиеся ученые: естествоиспытатель, зоолог, путешественник академик Л.И. Шренк, ЕСтествоиспытатели академики П.С. Паллас, С.Г. Гмелин, Н.Я. Озерецковский, востоковеды и историки академики В.В. Бартольд, Б.А. Дорн, В.В. Радлов, В.В. Струве, А.А. Шифнер, африканист, член-корреспондент АН СССР Д.А. Ольдерогге, языковеды академики Е.Ф. Карский и И.И. Мещанинов.

В 1933 г. Президиум АН СССР принял решение о создании на базе Музея антропологии и этнографии научно-исследовательского Института этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая (ИЭА АН СССР). В годы Второй мировой войны в связи с остро ощущавшейся потребностью оперативного получения аналитических материалов по народам, оказавшимся вовлеченными в зону стратегических интересов и боевых действий Советской армии, в Москве в 1943 г. было создано головное подразделение ИЭА АН СССР, а Музей стал Ленинградской частью этого института.

В 1992 г. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) вновь становится самостоятельным учреждением в составе Отделения истории РАН (ныне Историко-филологическое отделение РАН).

Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук. Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII – XX вв. Указами Президента Российской Федерации (№ 294 от 18 декабря 1991 г. и № 1487 от 30 ноября 1992 г.) МАЭ РАН отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

В 2014 г. Кунсткамера праздновала 300-летие. 24-25 ноября 2014 г. прошла международная научная конференция «Кунсткамера – первый музей России: 300 лет традиций и развития». 26 ноября состоялось торжественное заседание, посвященное 300-летнему юбилею старейших научных учреждений России – Первому общедоступному музею России Кунсткамере и Библиотеке Академии наук. С юбилеем Кунсткамеру и Библиотеку Академии наук поздравил Президент России Владимир Путин. Подарки и грамоты от правительства Петербурга вручил Андрей Максимов, председатель городского Комитета по науке и высшей школе.

Кабинет искусств: первый музей России на набережной Невы

Петр I основал Кунсткамеру, ставшую первым публичным музеем в России.

Великие задумки Великого посольства

Идея создания Кунсткамеры, как и многие другие гениальные идеи, созрели в могучем уме будущего императора еще в юности, во время Великого посольства 1697−1698 годов. Во время своего вояжа по Англии и Голландии Петр Алексеевич посещал и «кабинеты кунштов», где располагались различные диковины и чудеса. Царевич скупал все, что его удивляло, но в особенности он был восхищен анатомией, новой в те времена наукой.

Больше всего его впечатлило собрание знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Есть легенда, что в коллекции анатома Петр увидел заспиртованного ребенка, который выглядел почти как живой. Царевич не удержался и поцеловал его. А 1717 году Петр I купил огромную коллекцию препаратов и бальзамированных трупов младенцев у Рюйша. Именно это «собрание уродцев» и является сегодня для многих символом Кунсткамеры.

«Урок анатомии Фредерика Рюйша», Ян ван Нек. Источник: wikipedia.org

Читайте также:
Штраф за неполучение паспорта в 14 лет (отсутствие, просроченный) - в 2022 году, сроки и документы, правонарушение, размер

Кунсткамера-путешественница

В свое современное здание Кунсткамера, или, как музей называется полностью, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии Наук, переехал далеко не сразу. Первоначально редкости, собранные царем в путешествиях или полученные в дар, хранились в кабинете Петра в Москве. Когда столицу перенесли в Петербург, Петр взял собрание с собой и расположил в Летнем дворце в Летнем саду. Для диковинок пришлось выделить отдельную комнату — в кабинете они уже не помещались.

Годом основания Кунсткамеры можно считать 1714 год. Но скоро и отведенное во дворе место стало коллекции жать, и в 1718 году Кунсткамеру перенесли в «Кикины палаты» — конфискованный у опального вельможи Кикина дом. Сюда же перевезли и уникальный экспонат, который царю подарил герцог Голштинский. Это был огромный Готторпский глобус, по сути представляющий собой небольшой планетарий. К сожалению, многие экспонаты во время пожара 1747 года, глобус сгорел, но позже был восстановлен.

Символ Петербурга

Петр хотел, чтобы его музей разрастался, а потому издал указ, которым повелевал все необычные вещи везти к нему, будь то странные животные, уродцы, различные диковины. Редкости, встреченные у иностранных купцов, следовало выкупить и также отправить царю. Дары потекли реками со всей страны. Тогда самодержец задумал построить отдельное здание для своего детища.

Первый русский музей, по задумке Петра, должен был находиться в самом центре столицы, которым тогда хотели сделать Васильевский остров. По одной из легенд однажды в 1718 Петр I прогуливался по набережной и заметил необычную сосну с причудливо изогнутым стволом. Царь приказал срубить дерево и сохранить его в коллекции, а на этом месте возвести здание Кунсткамеры.

За постройкой император следил лично, но окончания так и не застал, скончавшись в 1725 году. Здание же было окончательно возведено только в 1734. Историки до сих пор спорят, кого можно по праву назвать архитектором Кунсткамеры. Проект разработал немец Георг Маттарнови, его и называют чаще всего «отцом» здания, но после него над строением трудились еще несколько архитекторов, в том числе Гербель, Киавери и Земцов. Как бы то ни было, зданием Кунсткамеры — одно из самых старых сохранившихся сегодня в Санкт-Петербурге и вместе с Зимним дворцом и Исаакиевским собором является одним из туристических символов города.

Диковины со всех уголков земли

Кроме знаменитых заспиртованных младенцев и чучел необычных животных есть в Кунсткамере и этнографические отделы. Каждый зал посвящен определенной области. Витрины в прямом смысле населены коренными народами — манекенами, одетыми в традиционные для местностей одежды, а вокруг можно увидеть макеты среды обитания. В зале Северной Америки особое внимание привлекает, например, церемониальный костюм индейцев из Калифорнии. Он представляет собой одежду, сверху донизу обклеенную вороньими перьями. В зале Китая любимый экспонат большинства туристов — крошечные женские домашние туфли. Рядом с туфельками есть и гипсовый слепок изуродованной ноги китаянки. Как известно, раньше в Китае девочкам с детства забинтовывали ноги, чтобы те не росли. Маленькая ножка считалась очень красивой, но ходить ножками младенческого размера женщины могли с трудом.

В зале Африки тяжело оторвать взгляд от ритуальных статуэток и масок, выглядящих довольно пугающе. В зале, посвященном Индонезии, интересно посмотреть на кинжалы-крисы. Эти кинжалы имеют форму языка пламени, и из-за этого не просто ранят человека, но почти вспарывают его тело. Создание такого кинжала — дело нелегкое, к тому же подобный нож имел и сакральное значение. Считалось, что между ножом и его владельцем образуется особая связь.

Музей отца российской науки

Сейчас в Кунсткамере также расположен музей Михаила Васильевича Ломоносова. Он включает в себя тот самый большой Готторпский глобус, который находится сейчас в башне Кунсткамеры.

Музей Ломоносова. Источник: pinterest.com

Здесь же можно найти большую коллекцию приборов и инструментов XVII-XIX вв. веков, например, меридианный круг Эртеля, предназначенный для определения экваториальных координат светил. Есть астролябия XVII века, принадлежавшая полководцу Альбрехту ван Валленштейну, который с помощью нее определял широту. Конечно, в музее Ломоносова не обойтись без личных вещей Ломоносова, а также большой библиотеки, посвященной знаменитому ученому.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: