2020-й — год без полетов, но авиакатастрофы были. В них гибли те, кого обычно не считают
Уходящий 2022 год был щедр на разные неприятности, но среди них было существенно меньше авиакатастроф, чем обычно. Большую роль в этом сыграла злосчастная пандемия — почти полгода небо было закрыто не только в России, но и в десятках других стран мира. Благодаря этому число жертв авиакатастроф снизилось в несколько раз.
За последние три года в авиакатастрофах погибли 222 человека в России и 906 в мире. Каждый год в среднем гибли по 302 человека — и это только в гражданской авиации, где не учитываются авиапроисшествия с участием легкомоторных самолетов. В 2022 году основные аварии были именно такими, их жертвы в официальной статистике обычно не учитываются.
Жертвы прошлых лет
В 2019 году по всему миру было 20 крупных крушений, в которых погибли 288 человек. Этот год, по данным Aviation Safety Network (ASN), оказался одним из самых безопасных для коммерческой авиации. Однако именно в марте 2019-го произошла катастрофа с участием Boeing 737 MAX в Эфиопии, в которой погибли 157 человек — все пассажиры и члены экипажа разбившегося судна.
Крупнейшая в 2019-м российская авиакатастрофа произошла 5 мая в Шереметьево. Пассажирский самолет Superjet 100 «Аэрофлота», следовавший из Москвы в Мурманск, аварийно сел в московском аэропорту, 41 человек погиб.
В 2018 году, по данным ASN, в катастрофах коммерческой гражданской авиации погиб 561 человек по всему миру. Одна из крупнейших аварий произошла в октябре в Индонезии с участием Boeing 737 MAX, погибли все 189 находившихся на борту. В крушении Boeing 737-201 недалеко от Гаваны погибли 112 человек.
Третья по масштабам авиакатастрофа 2018 года произошла в Подмосковье. 11 февраля крушение потерпел Ан-148 «Саратовских авиалиний», 71 человек погиб. Всего за 2018 год в России в авиапроисшествиях не выжили 128 человек.
В 2017 году, по утверждению ASN, было наименьшее число жертв крушений гражданской авиации с 1946 года. По всему миру погибли 67 человек (без учета легкомоторных самолетов и малых судов вместимостью до 14 пассажиров). В России в этом году в авиапроисшествиях умерли 22 человека.
Крупнейшая за этот год катастрофа произошла под Бишкеком с участием самолета Boeing 747. Он следовал из Гонконга в Стамбул с остановкой в Бишкеке. Сразу после вылета судно упало на дачный поселок — на земле погибли 35 местных жителей и все четыре члена экипажа самолета.
Счастливый для неба год?
В России за 2022 год крупных авиакрушений не было, однако в СМИ постоянно появлялась информация о том, что по всей стране каждый месяц разбиваются десятки легкомоторных самолетов и вертолетов. Большей частью из них управляли пилоты-любители, а причиной аварий становился человеческий фактор.
Одним из самых громких случаев последнего времени стало крушение самолета, за штурвалом которого был ведущий НТВ Александр Колтовой. Он увлекался пилотированием и периодически совершал подобные полеты. В день гибели Колтовой до последнего пытался увести падающий самолет от шоссе и жилых домов. Он и его спутница погибли, но других жертв они сумели избежать.
Другая авария с участием легкомоторного самолета в Подмосковье произошла в сентябре, недалеко от города Щелково, погибли пилот и пассажир. В июле в Нижегородской области упал Ан-2, один человек погиб. В июне этого года под Самарой потерпел крушение легкомоторный самолет Як-52, оба пилота погибли. В апреле под Хабаровском упал легкомоторный самолет L-4, три человека погибли по вине пилота.
По всей стране таких случаев десятки за год, число жертв этих аварий переваливает за сотню, но в статистику авиакатастроф они обычно не входят. Даже сейчас у нас нет данных о том, сколько людей ежегодно погибает в таких авариях. Судя по опыту 2022-го, немало.
При этом, несмотря на то, что почти полгода индустрия авиаперевозок была парализована, крупные катастрофы все же были. В самом начале 2022 года, 8 января, на вылете из международного аэропорта Тегерана потерпел крушение украинский Boeing 737. Все 176 человек, находившихся на борту, погибли. Причиной стала ошибка иранских спецслужб — самолет был сбит с земли ракетой ПВО.
В мае 2022-го произошло другое крупное авиакрушение. За несколько минут до посадки на жилой район упал пассажирский Airbus в Пакистане, 97 человек погибли. Пилоты были увлечены разговором и по ошибке убрали выпущенные ранее шасси, так что посадке самолет повредил оба двигателя.
Сколько самолетов падает в год
Многие люди предпочитают добираться в тот или иной регион при помощи авиалайнера, ведь воздушным путем гораздо удобнее и быстрее ехать, нежели на поезде. По статистике каждые 2—3 секунды в мире приземляется и взлетает самолет. Стоит ли поддаваться страху, когда заходишь на борт самолета? Как часто разбиваются самолеты? Такие вопросы всегда мучают пассажиров, особенно тех, кто редко летает на воздушном судне.
Каждый опасается за свою жизнь, поэтому неудивительно, почему возникают такие вопросы. Если посмотреть новости, в которых постоянно рассказывают о каких-нибудь катастрофах, причем часто связанных с авиаперелетом, то сразу отпадает желание куда-то ехать. Безусловно, опасность есть всегда. Даже во время нахождения дома есть риск гибели, например, от утечки газа. Таким образом, летать или не летать на воздушных суднах – это очень спорный вопрос и здесь каждый сам решает, как ему лучше поступать. Для того чтобы понять, много ли авиалайнеров попадает в катастрофу, рассмотрим статистику.
Как часто падают самолеты: статистика
Сколько самолетов падает в год – вопрос, который интересует многих людей, даже тех, кто не собирается в рейс. Можно привести такие данные:
- Как показывает статистика, каждый день в небо взлетает порядка 10 000 авиалайнеров.
- В воздушных суднах летают примерно 4.5 млрд людей – это больше половины населения планеты.
- Из них около 1000 человек гибнут в авиакатастрофах.
- За 100 лет пассажирской авиации 150 000 человек погибло.
Данный показатель в разы меньше, чем количество жертв в дорожно-транспортных происшествиях за месяц. Таким образом, на чем безопаснее передвигаться? Ответ очевиден. В ДТП люди гибнут намного чаще, поэтому ездить в автомобилях намного опаснее для жизни, нежели летать на самолетах.
Согласно статистическим данным, с 2009 года случилось 107 авиакатастроф, жертвами стали 3245 пассажиров.
Как часто падают самолеты в России?
К сожалению, наша страна занимает лидирующую позицию в рейтинге стран, перенесших наибольшее количество авиапроисшествий. Это обусловлено тем, что Россия – самая большая в мире держава. Если взять статистику с 2009 года, то в РФ произошло наибольшее количество катастроф, связанных с авиалайнерами – 38 штук. В них погибло 378 человек. Далее следует Америка, где случилось 11 происшествий за последние 6 лет. Если же брать во внимание данные за все время существования гражданской авиации, то здесь первое место занимают Соединенные Штаты Америки.
По данным с 2009 года рейтинг стран таков:
- Россия (38 аварий);
- США (11 за данный период);
- Украина (7 за 6 лет);
- Конго (6 за такой же период);
- Германия (4 катастрофы в 2010 году).
Какие самолеты чаще всего падают?
Если говорить о том, какие самолеты чаще всего разбиваются, здесь нужно привести рейтинг наиболее опасных авиалайнеров. Итак, список таков:
- Boeing 737. Этот пассажирский самолет был признан самым опасным, так как несколько авиакатастроф произошло именно на нем.
- Ил-76. Страшная катастрофа случилась на этом воздушном судне 13 лет назад и унесла очень много человеческих жизней.
- Ту-154. На нем произошло также очень много аварий.
- Airbus A310. Последняя катастрофа была в этом году, унесшая более 150 жизней и лишь одной девочке удалось уцелеть.
- McDonnell-Douglas DC-9. Он уже много лет не выпускается, но готовые воздушные судна летают довольно часто. За все время существования на борту данного самолета погибли лишь 44 человека.
По сравнению с годами прошлого XX-го века количество авиакатастроф, увы, увеличилось. Самолеты падают по разным причинам. Это может быть неисправность самого авиалайнера, погодные условия либо человеческий фактор. Сказать однозначно, часто ли падают самолеты, сложно. Если сравнить с ДТП, то на воздушном судне намного безопаснее передвигаться. А в целом не стоит бояться самолетов, ведь на земле риск погибнуть намного больше, чем в воздухе.
Почему в августе и сентябре опаснее всего летать?
Самолеты падают, не помогают даже суперотпуски пилотов
Большая часть авиакатастроф в России приходится на конец лета и начало осени. Пилоты связывают это с повышенной нагрузкой на экипажи при увеличении пассажиропотока и количества рейсов. Авиаэксперты же отмечают, что в конце лета возникает большой риск катастроф из-за птиц, которые учатся летать в преддверии миграции.
В этом году 15 августа чудом избежали катастрофы пассажиры и экипаж рейса «Уральских авиалиний», вылетающего из московского аэропорта Жуковский в Симферополь. Благодаря профессионализму командира Дамира Юсупова самолет, в оба двигателя которого попали птицы, приземлился на кукурузном поле. На борту находились 226 пассажиров и семь членов экипажа — все они выжили.
«Пилоты посадили самолет и успели отключить электропитание, топливное питание двигателей. Восхищаюсь!» — заявил в беседе с корреспондентом «URA.RU» заслуженный пилот России, экс-директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник, который более шести лет проработал в аэропорту Жуковский.
По его словам, именно на август в России приходится большинство аварий и катастроф лайнеров. «В августе всегда такой самолетопад», — говорит эксперт. Статистика крупнейших ЧП с самолетами в России это подтверждает.
Из ста авиакатастроф, в которых погибли почти 6,5 тысячи человек, больше трети приходятся на период с августа по октябрь.
Чаще всего трагедии происходили в сентябре — 14 из 100 ЧП пришлись именно на этот месяц. Несмотря на то, что в августе число крупных катастроф не превысило девяти, в них в сумме погибли 614 человек. Одна из самых серьезных аварий августа — крушение над Донецком лайнера, летевшего из Анапы в Санкт-Петербург. Тогда погибли 170 человек.
Сытник связывает частые ЧП с самолетами в августе с усталостью, которая накапливается у летного состава за насыщенный летний период. «Пилоты устают, у них притупляется внимание», — уточнил летчик. Он также пояснил, что «усталости» подвержена и техника, на обслуживание которой летом остается недостаточно времени.
С тем, что самолеты слишком активно эксплуатируются, согласился главный редактор портала Avia.ru, эксперт комитета по транспорту Госдумы РФ Роман Гусаров. Однако в беседе с «URA.RU» он уточнил, что пилоты уставать не могут, у них достаточно времени на отдых. «В большинстве стран мира летают и 1000, и 1100 часов в год. Российские же пилоты не могут летать более 800 часов.
Нигде в мире у пилотов нет отпуска в 72 дня, в отличие от России», — говорит Гусаров.
Собеседник агентства уверен, что причиной увеличения количества аварий в летне-осенний период может быть сама частота рейсов. Свой вклад вносят и птицы. «Если в начале лета те же утки прилетают и высиживают яйца, то к августу птенцы подрастают и учатся летать, проходят групповые полеты. Поэтому возрастает вероятность столкновения с птицами», — заключил Гусаров.
При этом рост числа ЧП с самолетами никак не связан с работой диспетчеров, которые напрямую работают с пилотами. «Диспетчеры готовы работать как в период низкой интенсивности, так и в летний напряженный период», — отмечает бывший вице-президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Юрий Батагов.
Статистика самолетов
Благодаря средствам массовой информации малейшее происшествие с авиатранспортом стает известным не только на территории события, но и в других странах. Из-за этого многие люди боятся пользоваться воздушными суднами, считая их ненадежными. Однако статистика самолетов показывает, что причиной катастроф в 80% случаев является человеческий фактор.
Почему падают самолеты
Около 15% авиакатастроф происходят из-за технических неполадок. Статистика разбившихся самолетов показывает, что оба фактора тесно взаимосвязаны между собой. Ведь каким бы опытным ни был пилот, при серьезных неисправностях техники, все его знания и усилия могут оказаться бесполезными, особенно в старых моделях. Статистика аварий самолетов показывает, что происшествие может случиться в любое время. Специалисты вывели приблизительные показатели в процентах:
- во время загрузки – 5%;
- при взлете – 17%;
- в период набора высоты – 8%;
- при снижении – 3%;
- во время захода на посадку – 7%;
- во время посадки – 51%.
Падения самолетов из-за неисправностей во время полета по статистике составляет 6% от общего количества происшествий. В остальных случаях другие причины (например, террористические акты). Большинство происшествий случаются при посадке. Но здесь учитываются не только плановые приземления авиатранспорта. Нередко экипаж просит разрешения посадить машину по причине сбоя в работе механизма, чтобы избежать трагичных последствий. Например, довольно часто в двигатель попадают птицы, что может привести к возникновению пожара. Анализ статистики падающих самолетов показывает, что пернатые считаются главным врагом воздушных суден в небе.
Технические неполадки являются не единственной причиной незапланированных приземлений авиатранспорта. По статистике вынужденные посадки самолетов при ухудшении климатических условий далеко не редкость. Незапланированное приземление может произойти из-за внезапных проблем со здоровьем пассажира или члена экипажа. Статистика самолетов также зафиксировала несколько случаев вынужденной посадки по причине ссоры между пассажирами.
Статистика падений самолетов
Авиакомпании делают все возможное, чтобы перелеты были предельно безопасными. Статистика крушений самолетов в мире зафиксировала 9 случаев в 2017 году. Сюда не входят военные и маловместительные, в т. ч. личные самолеты. Всего погибло 67 человек.
В 2017 году показатели статистики крушений самолетов в России снизились на 53%. Количество смертельных случаев пассажиров воздушных суден сократилось на 81%. Сравнительная статистика авиакатастроф:
Год | Количество крушений | Число жертв |
2016 | 32 | 119 |
2017 | 15 | 22 |
Статистика падения самолетов в России выделила три федеральных округа, где чаще всего происходят авиакатастрофы:
- Южный – 24%.
- Дальневосточный – 24%.
- Центральный – 17%.
Когда произойдет трагическое событие определить сложно. Однако за последние пятьдесят лет безопасность передвижения воздушным транспортом выросла в 482 раза. Статистика самолетов показывает, что 50 лет назад вероятность смерти пассажира в результате авиакатастрофы составляла 1:264 тыс. Сегодня показатель уменьшился до 1:127,5 млн.
Авиакатастрофы со смертельным исходом
Статистика падений самолетов в мире с летальным исходом отображает не только число погибших пассажиров, но и количество жертв на земле:
Год | Количество авиакатастроф | Количество погибших |
2010 | 14 | 792 |
2011 | 45 | 552 |
2012 | 23 | 315 |
2013 | 5 | 128 |
2014 | 15 | 980 |
2015 | 5 | 478 |
2016 | 19 | 389 |
2017 | 10 | 77 |
Статистика крушений самолетов за последние несколько лет, где при падении погибли если не все, то большая часть пассажиров:
По статистике отказ и сбои радиосвязи с самолетами наблюдаются постоянно во время крушений. Поэтому специалисты долгое время изучают останки транспорта, чтобы определить причину аварии. Статистика крушений самолетов по странам за 10 лет:
- Россия – 41.
- США – 11.
- Украина – 7.
- Конго – 6.
- Германия – 4.
Какие модели воздушных суден наиболее безопасные
Статистика самых надежных самолетов:
- Boeing 737.
- Boeing 747.
- Airbus A330.
- Airbus A340.
- Boeing 777.
Статистика безопасных самолетов по моделям:
- Ил-86, 96.
- Ту-204.
- Airbus A380.
- Embraer 135,140, 145,170,175,190,195.
- McDonnell Douglas MD-90.
- Fokker-70.
Какие самолеты падают чаще всего по статистике? Наиболее опасные воздушные судна:
- Boeing 737 JT8D.
- Ил-76.
- Ту-154.
- Airbus A310.
- McDonnell Douglas DC-9.
- Ту-134.
- Boeing 727.
- McDonnell Douglas MD-80.
- McDonnell Douglas DC-10/11.
Статистика авиакатастроф по самолетам показывает, что указанные модели крупные авиакомпании не используют. Обычно такие воздушные судна эксплуатируют в бедных странах. Частой причиной происшествий является техническая непригодность воздушного транспорта.
Статистика самолетов подтверждает указанные факты. Например, на российском рынке авиаперевозок лишь 37% новых лайнеров. Почти все они находятся в ангарах, лидирующих по безопасности авиакомпаний. Остальные 63% воздушных суден распределены между небольшими компаниями, которые занимаются внутренними перевозками.
Надежные авиакомпании
Безопаснее всего летать самолетами следующих компаний:
Самые безопасные российские авиакомпании:
- Аэрофлот. Компания основана в 1923 году. Занимается внутренними и международными перевозками.
- Сибирь или S7 Airlines. Компания основана в 1957 году. За все время отмечено три катастрофы.
- Россия – дочерняя компания Аэрофлота.
Статистика падений самолетов Аэрофлота фиксировала трагические происшествия только в дочерних авиакомпаниях. Хотя в рейтинге самых безопасных авиаперевозчиков в мире компания занимает только 37 место, на численности перелетов это не сказывается. Только за прошлый год количество пассажиров увеличилось на 12%. Аэропорты российской компании приравниваются к европейским стандартам. В ангарах Аэрофлота почти все воздушные судна новых моделей.
Развитие авиастроительства в России
Статистика производства самолетов в России по годам показывает, что после распада СССР выпуск новых машин приостановился. За рубежом закупали самолеты Airbus и Boeing. Спустя несколько лет правительство осознало свою ошибку и сделало все возможное, чтобы возродить авиастроительство. Недавно первые испытания по надежности прошел МС-21. В ближайшем будущем планируется выпуск следующих моделей:
- Ил-114.
- Ил-96.
- Sukhoi Superjet 100.
По производству вертолетов также имеются улучшения. МИ-26, 28 и 35 ни в чем не уступают зарубежным конкурентам.
Среди военной техники активно разрабатывается истребитель ПАК ФА и бомбардировщик ПАК ДА.
Стоимость перелетов
Многие российские авиакомпании используют старый транспорт. Стоимость перелетов часто необоснованно завышена. Статистика цен на билеты самолетов показывает, что за рубежом летать значительно дешевле.
Неблагополучное начало года
Статистика катастроф самолетов и вертолетов за 1 квартал 2018 года зафиксировала шесть крупных крушений со смертельным исходом:
- 11.02.2018 года – на борту российского Ан-148-100В погибло 72 пассажира;
- 16.02.2018 года – в Мексике упал вертолет, унесший жизни 14 человек;
- 18.02.2018 года – падение иранского ATR 72-600 привело к гибели 66 пассажиров;
- 06.03.2018 года – в Сирии потерпел аварию российский самолет Ан-26. Погибло 39 военнослужащих;
- 11.02.2018 года – произошло крушение небольшого самолета турецкой компании. Погибло 11 пассажиров;
- 12.02.2018 года – упал бангладешский самолет, на борту которого были 71 пассажир. Погибло 40 человек.
Статистика самолетов порою фиксирует довольно крупные аварии. Причины крушений самые разные. Однако в сравнении с другими видами транспорта воздушные судна считаются самыми безопасными.
В России всё чаще падают самолёты. Самые громкие авиакатастрофы 2022 года
В последнее время россияне всё чаще слышат новости про авиакатастрофы. Только на прошлой неделе на Дальнем Востоке случились две трагедии с разницей всего в один день: сначала в Хабаровском крае с радаров исчез самолёт Ан-26, а на следующий день жёсткую посадку на Камчатке совершил вертолёт Ка-27.
В связи с этим мы собрали самые крупные авиакатастрофы с участием российской авиации за 2022 год.
23 сентября. Камчатский край
Принадлежащий ФСБ вертолёт Ка-27 поднялся в небо в 22:09 по местному времени для проведения тренировочного полёта. Примерно через 40 минут он перестал выходить на связь. Авиадиспетчеры сообщили, что он совершил жёсткую посадку в районе горы Острая. В районе инцидента была развёрнута поисковая операция, но из-за наступления темноты активная фаза началась только утром. Среди обломков нашли тела пятерых членов экипажа.
22 сентября. Хабаровский край
Самолёт Ан-26 с воздушной лабораторией для проверки наземных средств связи и радиолокационного оборудования в Хабаровском крае, исчез с радаров в 18:45 по местному времени. Диспетчеры сообщили, что самолёт рухнул в районе Большехехцирского заповедника в 40 км от Хабаровска. В поисках были задействованы 70 человек и 20 единиц техники, усиленные вертолётом Ми-8. Но из-за непогоды операция была прервана до следующего дня. Как выяснится позднее, перед падением самолёт врезался в гору. Все шестеро членов экипажа погибли.
Источник: YouTube-канал «RT на русском»
12 сентября. Иркутская область
Пассажирский самолёт L -410, направляющийся из Иркутск в село Казачинское, упал в четырёх километрах от пункта назначения в 23:15 по местному времени. В прокуратуре заявили, что самолёт пытался зайти на второй круг при посадке, но вместо этого совершил жёсткую посадку посреди тайги. В результате происшествия погибли пилот и трое пассажиров. Ещё 12 человек пострадали, 11 из них — несколько часов провели под обломками. Детей среди них не было.
27 августа. Пермский край
Без погибших обошлось при перелёте бомбардировщика Су-24, который направлялся на авиаремонтное предприятие для техобслуживания. В районе 95 км от Перми самолёт загорелся в воздухе. Местные жители наблюдали, как из падающего самолёта катапультируются двое лётчиков.
«Мы увидели, как самолет, прямо с пламенем, упал в лес. Нашли потом двух парашютистов, которые упали за полем возле асфальта. Один лежит, рука только сломана. Другого пытались поднять — не дается. Говорит, больно все. Видимо, переломался», — поделилась очевидец с URA.RU.
Оба пилота остались живы и в последствии смогли самостоятельно добраться до ближайшей деревни и связаться с командованием.
18 августа. Астраханская область
Незадолго до празднования дня авиации во время планового полёта разбился истребитель МиГ-29. Самолёт начал падать сразу после вылета с военного полигона Ашулук. Полёт выполнялся без боекомплекта. Пилот погиб. Остальные подробности происшествия неизвестны.
17 августа. Московская область
За день до трагедии в Астраханской области под Москвой разбился опытный образец военно-транспортного самолета Ил-112В с тремя членами экипажа на борту — все погибли. Самолёт загорелся ещё в воздухе перед заходом на посадку, и столкнувшись с землёй, тут же взорвался. Командиром был заслуженный летчик-испытатель, Герой России Николай Куимов.
После трагедии испытания самолёта было решено продолжить.
Источник: YouTube-канал «РБК»
14 августа. Турецкая Республика
Этим летом в Турцию были отправлены три российских противопожарных самолетов для помощи в тушении лесов. 14 августа в 15:10 по Москве один из трёх самолётов модели Бе-200 потерпел крушение неподалёку от города Адана, врезавшись в гору. Среди погибших были пятеро военнослужащих из России и трое граждан Турции. Все погибли. Позднее Владимир Путин представит погибших соотечественников к государственным наградам.
Источник: YouTube-канал «РБК»
12 августа. Камчатский край
Вертолёт Ми-8 с 13 туристами и тремя членами экипажа на борту разбился об поверхность Курильского озера в Кроноцком заповеднике. Первыми на помощь пострадавшим прибыли инспекторы Кроноцкого. Они помогли восьмерым выбраться на поверхность и добраться до суши. После инцидента Росавиация запретила компании «Витязь-Аэро», выполнявшей 80% туристических перевозок, осуществлять полёты.
Рассказ одного из пострадавших:
31 июля. Хабаровский край
При падении Су-35 никто не погиб и не пострадал. Во время учебно-тренировочного полёта у истребителя отказал двигатель. К счастью, пилот успел катапультироваться и был оперативно обнаружен поисковой группой. От самолёта же остались одни обломки.
24 июля. Хабаровский край
Незадолго до падения Су-35 в Хабаровске случилась ещё одна авиактастрофа. При взлёте с аэродрома Калинка упад легкомоторный самолёт. Один член экипажа погиб, другой был госпитализирован.
16 июля. Томская область
Без погибших обошлось и при падении Ан-28. Во время выполнения внутрирегионального рейса по маршруту Кедровый — Томск самолёт перестал выходить на связь, оставив только аварийный маяк. В район были отправлены несколько эвакуационных вертолётов и один спасательный. Из 19 человек, находящихся на борту, пострадали 11. В том числе четверо детей.
6 июля. Камчатский край
Ещё одна авиакатастрофа на Камчатке. Ранним утром пассажирский самолёт Ан-26 вылетел из Петропавловска-Камчатского в поселок Палана, но за несколько минут до посадки борт перестал выходить на связь. Аэропорт мгновенно поднял тревогу и объявил о поисково-спасательной операции. Помимо самолёта Ан-26 и вертолёта Ми-8, к поискам был подключён противолодочный самолет Ил-38 морской авиации Тихоокеанского флота для поисков на воде и на суше. Позднее станет известно, что самолёт из-за плохой видимости врезался в сопку. Обломки разлетелись на несколько километров. Из 28 человек на борту никто не выжил, в том числе и двое детей.
Фото: ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю
24 июня. Ленинградская область
Вертолёт Росгвардии потерпел крушение во время учебно-тренировочного полёта неподалёку от населённого пункта в Гатчинском районе Ленинградской области. Первые известия об авиакатастрофе поступили от местных жителей деревни Корпикюля. Погибли три человека.
19 июня. Кемеровская область
Пилоты самолёта L-410 местного отделения ДОСААФ во время полёта сообщили диспетчеру об отказе одного из двигателей, после чего получили команду возвращаться на аэродром. При развороте самолет задел кроны деревьев крылом и разбился. В результате крушения погибли четыре человека, ещё 11 — пострадали.
8 января. Ленинградская область
В начале этого года под Санкт-Петербургом разбился легкомоторный самолёт Piper. Во время захода на посадку он столкнулся с другим самолётом того же класса, который только осуществлял взлёт. Уже находясь в воздухе легкомоторники врезались друг в друга — от столкновения Piper начал разваливаться прям в воздухе. Из четырёх находившихся на борту выжил только ребёнок, трое взрослых погибли.
В перечисленных инцидентах погибли 74 человека.
По каким причинам чаще всего происходят авиакатастрофы и гибнут люди?
В России и странах бывшего СССР снизилось количество авиакатастроф по сравнению с 2017 годом, при этом число погибших в них людей увеличилось более чем в два раза. Согласно отчету Межгосударственного авиационного комитета (МАК) «О состоянии безопасности полетов в гражданской авиации государств-участников Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства в 2018 г.», в прошлом году жертвами крушений стали 164 человека, а в 2017 — 74 человека. В коммерческой авиации, согласно данным МАК, произошло 34 авиационных происшествия, в которых погибли 143 человека.
Сколько авиакатастроф произошло за 2018 год?
По информации МАК, в течение прошлого года увеличилось количество авиакатастроф с тяжелыми самолетами (в 2018 году произошло 5 таких авиационных происшествий), на легких и сверхлегких воздушных судах их количество уменьшилось (11 авиационных происшествий за год, в том числе 4 катастрофы с гибелью 23 человек). Также в прошлом году увеличилось количество авиапроисшествий на вертолетах (17 авиапроисшествий, в том числе 10 катастроф с гибелью 49 человек).
По данным организации Aviation Safety Network («Сеть авиационной безопасности»), базирующейся в Нидерландах, в прошлом году произошло 15 авиапроисшествий с человеческими жертвами – разбились 12 пассажирских и 3 грузовых самолета, погибли 556 человек (в статистику не включались катастрофы с военными и некоммерческими бортами, а также погибшие на земле).
Что становится причинами авиакатастроф?
В прошлом году самой масштабной в мире была авария, произошедшая в октябре в Индонезии, когда разбился Boeing 737 MAX 8 компании Lion Air и погибли 189 человек. Официально расследование катастрофы еще не завершено, но после падения выяснились подробности, касающиеся системы автоматического управления MCAS на моделях MAX 8 и 9 — программное обеспечение при определенных обстоятельствах опускает нос самолета, чтобы предотвратить сваливание. Как считают эксперты, в сочетании с неверными показаниями приборов или ошибкой пилотов это и могло привести к аварии.
В России самой крупной авиакатастрофой стало крушение самолета Ан-148 «Саратовских авиалиний» в Подмосковье 11 февраля 2018 года. Следовавший из Москвы в Орск самолет разбился через несколько минут после вылета из аэропорта Домодедово. В результате катастрофы погибли 65 пассажиров. По результатам расследования причиной крушения были названы неверные действия экипажа. Пилоты не включили обогрев датчиков определения скорости, и в ходе набора высоты произошло их обледенение.
Как сказано в докладе МАК, в прошлом году авиационные происшествия в основном (в 75% случаев) оказались обусловлены человеческим фактором. По данным ASN, авиапроисшествия чаще всего происходят из-за потери контроля над воздушным судном. Как минимум 10 из 25 крупных катастроф за последние пять лет связаны с потерей пилотами контроля или управления.
Почему так часто виноват человеческий фактор?
По словам бывшего командира воздушного судна, специалиста по безопасности полетов Александра Романова, человеческий фактор сегодня действительно является основным фактором, который влияет на безопасность гражданской авиации. «В него входят не только ошибки пилотов, но и ошибки технического персонала и других людей, которые связаны с авиацией», – рассказал он АиФ.ru. По мнению эксперта, сегодняшние проблемы в гражданской авиации связаны с целым комплексом причин. Во-первых, никто не несет ответственности за безопасность полетов.
«Если посмотреть на катастрофы, которые произошли в последнее время, то никто из чиновников не понес ответственности и наказания за них. В их должностных инструкциях даже не написано, что кто-то отвечает за безопасность полетов. Во-вторых, подход к гражданской авиации у нас в стране непрофессиональный. Мало пилотов, которые непосредственно знают всю специфику. А специфика в авиации такова, что с развитием современных самолетов, которые оснащены мощной электроникой, появляется пропасть противоречий между возможностями самолета и возможностями пилотов. К тому, же пилоты испытывают высокие психоэмоциональные нагрузки, которые также иногда дают сбой в данной системе», – говорит Романов.
В советское время, по словам эксперта, экипаж состоял из пяти человек, был еще штурман, бортовой инженер и радист. Сейчас всю работу за штурмана, радиста и инженера вместе с электроникой выполняют два человека. Как отмечает Романов, значительно выросли и другие нагрузки.
«В советское время была санитарная месячная норма 66 часов, а сейчас ее сделали 90 часов и более. У нас нет баланса между работой и отдыхом. К тому же у нас огромный недостаток пилотов. Их списывают по здоровью, они уезжают за границу, некоторые просто не хотят уже быть в этой системе. И это уже не говоря про технический авиационный персонал, состав которого сегодня также сокращают. Бортпроводников должно быть не меньше, чем аварийных выходов, но и эту норму часто нарушают. В авиации сейчас много проблем, которые говорят о том, что люди работают на износ», – рассказывает эксперт.
В добавок ко всему, говорит Романов, изменилась система обучения, а летчиков приравняли к водителю или оператору: раньше пилоты «чувствовали» самолет, пилотировали вручную, много тренировались, сейчас же молодые пилоты, налетав необходимое количество часов, становятся командирами и нажимают кнопку автопилота, выполняя таким образом функции оператора.
Насколько часто падают пассажирские самолеты
Каждые 2-3 секунды кто-то приземляется или взлетает. Одни этому радуются, другие боятся. А стоит ли поддаваться страху? Ответ даст статистика: как часто падают самолеты, где это случается и насколько велика вероятность падения.
Ежедневно в небо взмывает около 100 тыс самолетов, и, как ни странно, столько же успешно садится. За год воздушные судна перевозят около 4,5 млрд человек, это больше половины населения Земли. Как думаете, сколько из них пополняют статистику погибших в авиакатастрофах? Не более 1000 в год. Соотношение впечатляет, правда?
Сколько самолетов падает в год
Согласно Википедии, за последние 6 лет в мире произошло 107 авиакатастроф со смертельным исходом, в которых погибло 3245 человек. В год это примерно 540 жертв. Важно уточнить, что в статистике учтены как коммерческие лайнеры, так и частные небольшие самолеты, а количество жертв указано с учетом погибших на земле. То есть, если падающий самолет протаранил автобус с 10 пассажирами, то они тоже учтены в статистике. Поэтому реальные цифры авиакатастроф пассажирских самолетов значительно меньше.
2010 год: 14 аварий, в которых погибло 792 человека. Самая масштабная трагедия — неудачная посадка индийского лоукостера на Боинге 737 (158 жертв) и падение польского ТУ-154 под Смоленском (96 погибших).
2011 год прошел без громких падений самолетов. Самое большое число жертв (77 человек) было в иранском Боинге 727, который не удалось посадить из-за плохих метеоусловий. Всего же было зафиксировано 45 авиакатастроф, в которых погибло 552 человека. Как понятно из статистики, в основном, это были легкие самолеты, на борту которых было не больше 10 человек.
2012 год: 23 аварии, 315 погибших. Самый тяжелый случай — падение пакистанского Боинга 737, в котором погибли все находящиеся на борту (127 человек).
2013 год был относительно спокойным: всего 5 аварий самолетов, общее количество жертв — 128 человек. 50 из них погибло в Боинге 737, разбившемся под Казанью.
2014 год крепко подпортил статистику авиакомпаниям: 15 аварий, с общим количеством жертв — 980 человек. Наиболее масштабное происшествие — сбитый над Украиной Боинг 777, на борту которого находилось 298 человек.
2015 год унес 478 жизней всего в 5 авиакатастрофах. Наиболее громкая — упавший над Египтом в результате теракта российский Airbus A321, жертвами которого стало 224 человека.
2016 год запомнился крушением ТУ-154 Минобороны России, в котором погибло 100 человек (92 пассажира и 8 членов экипажа. Всего же за 12 месяцев авиатранспорт стал причиной смерти 389 человек.
2017 год вошел в историю как самый безопасный за всю историю существования гражданской авиации. Всего за 12 месяцев погибло 67 человек.
2018 год начался с крушения пассажирского самолета Ан-148 в Подмосковье. Погиб 71 человек. В следующие месяцы произошло еще ряд крупных пассажирских аварий. За последние 10 лет 2018 год стал самым массовым по числу жертв — среди погибших числится 773 человека.
2019 год запомнился неудачной посадкой в Шереметьево самолета Сухой Суперджет, в результате пожара погиб 41 пассажир. А в самой крупной авиакатастрофе этого год под Аддис Абебой погибло 157 человек. Проблема на борту возникла спустя 6 минут после взлета. Итогом 2019 года стало 261 жертва в авиакатасрофе.
2022 год начался с трагедии. Во время новогодних праздников потерпел крушение сразу после взлета самолет, направляющийся по маршруту Тегеран-Киев. Причиной падения назвали случайно выпущенную по самолету ракету ПВО Ирана. Погибли все пассажиры и члены экипажа — 176 человек.
В какой стране чаще падают самолеты
Если принимать в расчет исключительно пассажирские авиаперевозки, то ярко выраженного «Бермудского треугольника», в котором чаще всего падают самолеты, нет. А вот если взять статистику по всему воздушному транспорту, то результат будет несколько неожиданным.
За те же 6 лет больше всего авиакатастроф произошло… в России — 41, количество погибших — 559 человек. За тот же период в США случилось 11 авиапроисшествий. Интересно отметить, что последнее было еще в 2013 году. Следующей идет Украина (7 катастроф), Конго (6) и Германия (4, все в 2010 году).
В целом, цифры весьма обнадеживающие. Узнав, как часто падают самолеты по статистике, надеемся, вы будете увереннее чувствовать себя в полете.