Какая положена пеня за квартплату в 2022 году
В связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления от 02.04.2022 № 424 “Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” (далее – Постановление № 424) с целью обеспечения единообразного соблюдения жилищного законодательства на территории Свердловской области Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области сообщает следующее.
Согласно ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение либо у нанимателя жилого помещения с момента заключения договора социального найма.
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, согласно ч. 14 ст. 155 ЖК РФ обязаны уплатить кредитору пени в размере:
В случае несвоевременной оплаты начисляемых услуг неоплаченная сумма выставляется как долг потребителя соответствующих услуг перед исполнителем.
Правительством Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 18 Федерального закона от 1 апреля 2022 года № 98-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” принято Постановление № 424, согласно п. 1 которого приостановлено до 1 января 2022 года действие положений подпункта “а” пункта 32 в части права исполнителя коммунальной услуги требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), положений подпункта “а” пункта 148(23) в части права исполнителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), пункта 159 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” (далее – Правила № 354). Указанное постановление вступило в законную силу 06.04.2020.
Следовательно, с 06.04.2022 до 01.01.2022 исполнители коммунальных услуг, в том числе коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе производить начисления и требовать от потребителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за несвоевременное и (или) не в полном объеме внесение платы за коммунальные услуги (далее – пени).
Таким образом, платежные документы (квитанции) на оплату коммунальных услуг, выставляемые в период с 06.04.2022 по 01.01.2021, не должны содержать в себе начисленные пени за несвоевременное и (или) не в полном объеме внесение платы за коммунальные услуги.
Указанные требования Постановления № 424 также не позволяют исполнителям после 01.01.2022 требовать с потребителей уплаты пеней за несвоевременное и (или) не в полном объеме внесение платы за коммунальные услуги в период с 06.04.2022 по 01.01.2021.
Между тем Постановление № 424 не освобождает потребителей после 01.01.2022 от обязанности уплатить исполнителю пени за несвоевременное и (или) не в полном объеме внесение платы за коммунальные услуги, начисленные в период до 06.04.2022 или после 01.01.2021.
Таким образом, исполнителям коммунальных услуг в период с 06.04.2022 по 01.01.2022 при начислении платы и выставлении платежных документов (квитанций) рекомендуется при наличии у потребителя по состоянию на 06.04.2022 задолженности за коммунальные услуги, включающей в себя пени за несвоевременное и (или) не в полном объеме внесение платы за коммунальные услуги, исключить из такой задолженности размер начисленных пеней и отразить размер временно исключенных пеней в квитанции. Разъяснить потребителям в квитанциях, что указанный размер временно исключенных пеней может быть включен в квитанции, выставляемые после 01.01.2021.
С целью соблюдения прав и законных интересов организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и являющихся исполнителями коммунальных услуг потребителям таких домов, Постановлением № 424 также до 01.01.2022 приостановлены положения договоров поставки коммунальных ресурсов для предоставления коммунальных услуг, заключенных с ресурсоснабжающими организациями в части, устанавливающей право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное обязательство по оплате коммунальных ресурсов.
Разъясняем, что нарушение указанных положений Правил № 354, Постановления № 424 для лицензиатов образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также Департамент обращает внимание, что Постановление № 424 распространяет свое действие только на коммунальные услуги. В таком случае лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, имеет право, а собственник помещения в многоквартирном доме обязан в случае неполного или несвоевременного внесения платы за содержание жилого помещения, соответственно, предъявить и оплатить пени, размер которых установлен ч. 14 ст. 155 ЖК РФ. При этом лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, надлежит при первоначальном исключении из платежного документа пени за неоплату или неполную оплату коммунальных услуг произвести разделение пеней, начисленных за коммунальные услуги и начисленных за жилищные услуги, с подробным разъяснением указанных действий в платежном документе. При последующем включении пени в платежный документ необходимо начисления производить в столбце “Неустойка (штраф, пеня)” только в отношении строки “Содержание помещения”. Если форма платежного документа лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, отличается от примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.01.2018 № 43/пр, то при указании пени в платежном документе необходимо четко визуализировать, что пени начислены исключительно за неоплату или неполную оплату жилищных услуг.
О приостановке взыскания неустойки (штрафов, пеней) в сфере ЖКХ до 1 января 2022 года
Правительство РФ постановлением от 02.04.2022 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Постановление № 424) приостановило взыскание неустойки до 1 января 2022 года:
- в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт, т.е. освободили от взыскания неустойки собственников квартир;
- за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательств по оплате коммунальных ресурсов (газоснабжение, электроэнергетика, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, твердые коммунальные отходы), т.е. освободили от взыскания неустойки ТСЖ, управляющие компании и т.п.
Сформулированы эти запреты в виде:
- приостановки действия положений (содержащих право на взыскание неустойки) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (п. 1);
- запрета на применение положений договорово предоставлении коммунальных услуг, противоречащих настоящему постановлению (Постановлению Правительства № 424) – т.е., очевидно, что подразумевается, что если в таком договоре есть право на взыскание неустойки, то это положение теперь противоречит запрету на взыскание неустойки (п. 2 и п. 3);
- запрета на применение положений договоров управления многоквартирными домами, устанавливающих право на взыскание неустойки за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение (п. 4);
- приостановки взыскания неустойки в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт (п. 5).
Право Правительства РФ вводить такие ограничения есть. 31 марта 2022 года Государственной Думой принят Федеральный закон от 01.01.2022 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее Закон № 98-ФЗ). Указанным законом внесены изменения в некоторые нормативно-правовые акты, в том числе в Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Ранее, как следует из ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайной ситуацией считалась обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Теперь положение рассматриваемой статьи дополнено таким понятием как «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих». Ввиду чего, в настоящее время законодатель предусмотрел возможность принимать поправки в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии со ст. 18 Закона № 98-ФЗ Правительство РФ среди прочего может устанавливать особенности начисления и уплаты пеней в случае несвоевременной и (или) не полностью внесённой платы за жилое помещение и коммунальные услуги. То же касается и взыскания неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством РФ о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении.
В развитие вышеуказанной статьи Закона № 98-ФЗ Правительством РФ и было принято Постановление № 424.
Однако, основными нормативными актами, устанавливающими право на взыскание соответствующей неустойки, являются Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ и другие законы, на которые Постановление Правительства № 424 не рискнуло «замахнуться» и которые оставило без внимания. В частности, как предусмотрено ст. 15 Закона о теплоснабжении от 27.07.2010 № 190-ФЗ, частями ст. 13 Закона о водоснабжении и водоотведении от 07.12.2011 № 416-ФЗ, ст. 37 Закона об электроэнергетике № 35-ФЗ, ст. 25 Закона о газоснабжении № 69-ФЗ, потребители энергоресурсов обязаны уплачивать ресурсоснабжающей организации законную неустойку в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты энергии, а в соответствии с п.п. 14 т 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить пени.
Но несмотря на отсутствие изменений в указанных выше статьях законов, в соответствии со ст. 422 ГК РФ положения договоров в данной части должны соответствовать правилам, установленным законом и иными правовыми актами, которым и является в рассматриваемом случае Постановление № 424. Как следствие, положения, установленные Постановлением № 424 распространяются, как на законную, так и на договорную неустойку.
Само Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования – т.е. с 06.04.2020. Но из текста документа не следует, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, ретроспективных оговорок в нем не содержится. Данная мера представляет собой временный мораторий на начисление штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств.
При этом, нормативный акт не содержит конкретики в части пункта 5, в котором идет речь именно о взыскании неустойки в судебном порядке. Подробных комментариев и разъяснений законодатель также не давал. Здесь разберем поподробнее.
Пункт 5 Постановления № 424 звучит следующим образом: «Приостановить до 1 января 2022 г. взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт».
В большинстве комментариев содержится предположение, что Правительство запретило с 6 апреля до 1 января 2022 г. взыскивать неустойку (штрафы, пени) в случаях, когда плата за жилье и коммунальные услуги внесена позже срока и (или) не полностью. В этот период управляющие организации не смогут требовать неустойку с жителей, просрочивших оплату коммунальных услуг. В свою очередь, управляющие организации также защитили от штрафных санкций за неисполнение обязательств перед поставщиками коммунальных ресурсов.
То есть, углубляясь в смысл текста пятого пункта, не имея при этом комментариев законодателя, можно воспринимать двоякий смысл указанного:
1. нельзя взыскивать неустойку, начисленную в период с 06.04.2022 по 01.01.2021, а начисленную за просрочку, допущенную до 6 апреля 2022 года можно и сейчас, после 6 апреля;
2. нельзя взыскивать неустойку в обозначенный период в принципе, в том числе начисленную за период просрочки до 6 апреля 2022 года.
Судебная практика
Анализируя уже сложившуюся за короткий промежуток времени судебную практику арбитражных судов, можно сделать вывод, что суды расценивают пятый пункт Постановления № 424 следующим образом: нельзя взыскивать неустойку, начисленную в период с 06.04.2022 по 01.01.2021.
Например, в решении Арбитражного суда Амурской области от 14.04.2022 по делу № А04-1390/2022 суд указал:
Вместе с тем, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2022 № 424 в период с 06.04.2022 по 01.01.2022 приостановлено взыскание неустойки (штраф, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги.)
Таким образом, начисление пени по настоящему делу производится с 17.03.2022 по 05.04.2022 и далее начисление приостанавливается с 06.04.2022 по 01.01.2021.
В резолютивной части решения Арбитражного суда Вологодской области от 21.04.2022 по делу № А13-1686/2022 суд более подробно прописал о мораторном периоде:
Взыскать с 14 064 руб. 73 коп. пени за просрочку исполнения денежного обязательства в период с сентября по декабрь 2019 года, рассчитанные за период с 22.10.2019 по 06.04.2020, а также 7038 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В случае отсутствия оплаты задолженности до 01.01.2022 производить начисление неустойки от не выплаченной в срок суммы в размере 187 824 руб. 58 коп. с 01.01.2022 по день фактической оплаты долга.
В этом решении суд четко обозначил, что если должник не оплатит сумму основного долга до 01.01.2021, то начисление неустойки после указанной даты продолжится до момента фактической оплаты.
Также имеются судебные акты, в которых позиция суда относительно применения Постановления № 424 четко не определена, при этом исковые требования удовлетворяются в полном объеме. Так, например, в резолютивной части решения Арбитражного суда Хабаровского края от 17.04.2022 по делу № А73-2440/2022 суд указал следующее:
Взыскать пени в соответствии с пунктом 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении” за период с 18.03.2022 по день фактической оплаты суммы долга в размере 713 697 руб. 24 коп. (с учетом Постановления Правительства РФ от 02.04.2022 N 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
Каким образом будет производиться исполнение указанного судебного акта, станет известно только на стадии исполнительного производства.
Арбитражными судами ежедневно принимаются решения, содержащие аналогичные выводы. Суды считают, что положения Постановления № 424 распространяются на взыскание неустоек (штрафов, пеней) только по обязательствам, возникшим в период с 06.04.2022 по 01.01.2021, при этом, ресурсоснабжающие организации вправе предъявлять иски о взыскании неустойки за периоды просрочки исполнения обязательств, возникших с 06.04.2022 не ранее даты, обозначенной в Постановлении – 01.01.2022 г.
В рамках приказного производства, предусмотренного главой 29.1 АПК РФ, дела обстоят сложнее. И здесь суды принимают иную позицию, возвращая заявления о вынесении судебного приказа, если в заявлении есть требование о взыскании неустойки за любой период.
Например, в определении Арбитражного суда Пермского края от 22.04.2022 по делу № А50-7940/2022 суд сделал вывод что, если в период после 06.04.2022 года взыскатель подал в суд заявление о вынесении судебного приказа, в котором помимо требования о взыскании долга содержится требование о взыскании неустойки, взыскание которой приостановлено, суд возвращает такое заявление взыскателю.
А в определении Арбитражного суда Курганской области от 15.04.2022 по делу № А34-3208/2022 суд пришел к выводу о наличии спора о праве, в соответствии с принятым Постановлением № 424, и также отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
В заключение можно сделать вывод, что ввиду отсутствия разъяснений, каждая сторона – участник правоотношений будет трактовать закон в свою пользу. Пока преобладает мнение, что положения Постановления № 424 распространяются именно на требование (взыскание) неустоек (штрафов, пеней) только по обязательствам, возникшим в период с 06.04.2022 по 01.01.2021. При этом, нет четкого понимания, вправе ли ресурсоснабжающие и управляющие организации продолжать начисление и впоследствии (после 01.01.2021) требовать неустойку за мораторные периоды, поскольку по истечении этого срока снимается запрет на ее взыскание в судебном порядке.
Update: 30 апреля 2022 года Президиум Верховного Суда Российской Федерации утвердил “Обзор № 2 по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19)”, в пункте 7 которого разъясняется, в отношении каких периодов просрочки в 2022 г. не подлежит начислению неустойка.
Президиум указал, что названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2022 г. до 1 января 2022 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2022 г., если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Если решение о взыскании соответствующей неустойки принимается судом до 1 января 2022 г. (или в случае внесения изменений – иной даты окончания моратория на взыскание неустоек), то в резолютивной части решения суд указывает сумму неустойки, исчисленную за период до 6 апреля 2022 г. В части требований о взыскании неустойки до момента фактического исполнения обязательства суд отказывает на основании статьи 10 Закона No 98-ФЗ, пунктов 3-5 постановления No 424, как поданных преждевременно. Одновременно суд разъясняет заявителю право на обращение с таким требованием в отношении дней просрочки, которые наступят после завершения моратория.
Какая положена пеня за квартплату в 2022 году
Архив новостей
Порядок расчета пеней
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, плату за жилое помещение и коммунальные услуги необходимо вносить ежемесячно до 10 числа месяца – за предыдущий (если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом). С 11 числа нового месяца, применяются штрафные санкции – пени.
Общие правила:
Пени начисляются только на задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. На дополнительные услуги («антенна», «домофон») пени не начисляются. Также на сумму пеней не начисляются новые пени.
Если оплата проведена в срок, но частично – пени будут начислены на оставшуюся сумму задолженности. В первую очередь денежные средства поступают в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Оставшиеся денежные средства поступают в счет оплаты пеней.
Пени начисляются на сумму неоплаченной задолженности за весь период ее наличия. Непогашенная сумма пеней складывается с суммой пеней в квитанции за следующий месяц.
Как начисляются пени
В случае нарушения срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги или внесения платы не в полном объеме, пени начисляются в следующих размерах:
– с 1 по 30 день – не начисляются.
– с 31 дня по 90 день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования;
– с 91 дня должнику начисляются пени в повышенном размере – 1/130 ставки рефинансирования.
Порядок утвержден Федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ* (далее – ФЗ № 307). Данные изменения вступили в силу с 01.01.2016.
Как начисляются пени по взносам на капитальный ремонт
Жилищный кодекс РФ определяет отдельный порядок расчета пеней для взносов на капитальный ремонт. По аналогии с коммунальными услугами, пени начисляются не с первого дня неоплаты или неполной оплаты начислений за капремонт, а с тридцать первого дня.
При этом далее за каждый последующий день неоплаты пени начисляются в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка, вне зависимости от срока задолженности.
Действующая ставка рефинансирования
В соответствии с указанием Банка России**, с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
Начисление пеней в соответствии с ч. 14, ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ проводится исходя из размера ключевой ставки Банка России.
Ключевая ставка Банка России с 10.02.2022 — 6%
Ключевая ставка Банка России с 27.04.2022 — 5,5%
Ключевая ставка Банка России с 22.06.2022 – 4,5%
Ключевая ставка Банка России с 27.07.2022 – 4,25%
Ключевая ставка Банка России с 22.03.2022 – 4,5%
Ключевая ставка Банка России с 23.04.2022 – 5%
Ключевая ставка Банка России с 15.06.2022 – 5,5%
Ключевая ставка Банка России с 26.07.2022 – 6,5%
Ключевая ставка Банка России с 13.09.2022 – 6,75%
Порядок расчета пеней до 1 января 2016 года
До 1 января 2016 года жители, которые несвоевременно или не полностью оплачивали жилое помещение и коммунальные услуги, были обязаны оплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты.
Если ставка рефинансирования менялась, изменялся и размер пеней.
Так, в период с 14.09.2012 по 31.12.2015 ставка рефинансирования, установленная Центральным Банком Российской Федерации, составляла 8,25%.
Пример: по квитанции за январь 2015 года необходимо заплатить 3581,29 руб.
08.02.2015 была внесена сумма в размере 3100 руб.
Таким образом, по лицевому счету Абонента образовалась задолженность в размере 481,29 руб. (3581,29 руб. – 3100,00 руб.) за период с 11.02.2015 по 21.02.2015 (дата формирования квитанции за февраль).
Пени начислены следующим образом: 481,29 руб. (сумма задолженности) х 11 дней (количество дней просроченной задолженности, т.е. с 11.02.2015 по 21.02.2015) х 0,00028 = 1,48 руб.
Примеры:
1. Расчет размера пеней на задолженность, возникшую с 1 января 2016 года
(до 1 января задолженности не было, начисление пеней не проводилось)
Срок оплаты – до 10 января 2016 года, на 10 января 2016 года оплата не проведена.
С 11 января 2016 года отсчитываются 30 дней (в этот период с 11 января по 9 февраля 2016 года включительно пени не начисляются).
С 10 февраля 2016 года (с 31-го дня по 90 день) начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (пени в указанном размере начисляются в период с 10 февраля по 9 апреля 2016 года включительно).
С 10 апреля 2016 года (с 91-го дня) и последующие дни по день фактической оплаты пени начисляются в размере 1/130 ставки рефинансирования.
2. Расчет размера пеней на задолженность, возникшую с 11 сентября 2015 года (и ранее)
Срок оплаты – до 10 сентября 2015 года, на 10 сентября 2015 года оплата не проведена (оплата не проведена и после 1 января 2016 года).
С 11 сентября по 31 декабря 2015 года начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ в действующей в тот период редакции).
С 1 января 2016 года по день фактической оплаты начисляются пени в размере 1/130 ставки рефинансирования (в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ в действующей с 1 января 2016 года редакции ФЗ № 307), так как к 1 января 2016 года период просрочки превышает 90 дней с момента наступления срока оплаты.
3. Расчет размера пеней на задолженность, возникшую с 11 октября 2015 года
Срок оплаты – до 10 октября 2015 года, на 10 октября 2015 года оплата не проведена (оплата не проведена и после 1 января 2016 года).
С 11 октября по 31 декабря 2015 года начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ в действующей в тот период редакции).
С 1 января по 8 января 2016 года продолжают начисляться пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ в действующей с 1 января 2016 года редакции ФЗ № 307), так как к 1 января 2016 года период просрочки превышает 30 дней, но не превышает 90 дней с момента наступления срока оплаты.
С 9 января 2016 года (91-й день после наступления срока оплаты) начисляются пени в размере 1/130 ставки рефинансирования по день фактической оплаты.
4. Расчет размера пени на задолженность, возникшую с 11 ноября 2015 года
Срок оплаты – до 10 ноября 2015 года, на 10 ноября 2015 года оплата не проведена (оплата не проведена и после 1 января 2016 года).
С 11 ноября по 31 декабря 2015 года начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ в действующей в тот период редакции).
С 1 января по 8 февраля 2016 года продолжают начисляться пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ в действующей с 1 января 2016 года редакции ФЗ № 307), так как к 1 января 2016 года период просрочки превышает 30 дней, но не превышает 90 дней с момента наступления срока оплаты.
С 9 февраля 2016 года (91-й день после наступления срока оплаты) начисляются пени в размере 1/130 ставки рефинансирования по день фактической оплаты.
5. Расчет размера пени на задолженность, возникшую с 11 декабря 2015 года
Срок оплаты – до 10 декабря 2015 года, на 10 декабря 2015 года оплата не проведена (оплата не проведена и после 1 января 2016 года).
С 11 декабря по 31 декабря 2015 года (21 день) начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ в действующей в этот период редакции).
С 1 января по 9 января 2016 года (9 дней) пени не начисляются (в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ в действующей с 1 января 2016 года редакции ФЗ № 307 – пени не начисляются в течение 30 дней с момента наступления срока оплаты).
С 10 января 2016 года (31-й день с момента наступления срока оплаты) по 9 марта 2016 года (с 31-го по 90-й день) продолжают начислять пени в размере 1/300 ставки рефинансирования.
С 10 марта 2016 года (91-й день после пропуска срока оплаты) начисляются пени в размере 1/130 ставки рефинансирования по день фактической оплаты.
* Федеральный закон от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов».
** Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России».
Примечание: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2022 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», с 06.04.2022 по 31.12.2022 приостановлено начисление пеней в случае несвоевременного и (или) внесения не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.
Здравствуйте, мы ваши пени. Почему россиянам продолжают начислять проценты за долги по ЖКУ?
Нет повести интереснее на свете, чем история взаимоотношений власти и народа. Власть говорит, что даёт деньги на детей, — но сайт для заявок падает. Врачам обещают выплаты — и они получают их только после прямого вопроса президента «Я что, поручал часы считать?». Власть говорит, что из-за коронавируса отменят пени, — а вот же они на платёжках. Что делать и кому верить?
Прощайте, пени
В начале апреля премьер-министр подписал документ, который приостановил начисление пеней за несвоевременную оплату населением ЖКУ и взносов за капремонт. По этому же документу управляющие компании и ТСЖ не будут платить пени по договорам ресурсоснабжения. Сразу же отреагировали коммунальщики: они боялись, что население совсем перестанет платить по счетам, и вся отрасль разом «просядет». Как прокомментировали в «Т плюс»:
Именно из платежей клиентов компании финансируют закупки топлива, ремонты и зарплаты для персонала
Михаилу Мишустину написали несколько генерирующих компаний с просьбой контролировать дисциплину платежей от бюджетных организаций. В «Интер РАО» отметили:
Энергетики должны обеспечивать надежность и бесперебойность энергоснабжения. А если они недополучат средства, то как они будут закупать топливо для электростанций, выполнять ремонт оборудования, платить налоги и сборы?
- о праве исполнителя коммунальной услуги требовать пени, штрафы, неустойки за потреблённые и не оплаченные услуги,
- об обязанности потребителя-должника уплатить неустойку-штраф исполнителю.
Пени? Кто бы мог подумать. Фото: smi2.ru.
И снова здравствуйте
Не успели граждане порадоваться, как… снова увидели в своих платёжках строку «Пени». В чём проблема?
Одна из самых распространённых причин в том, что задолженность, на которую продолжает начисляться пеня, создана ещё до времени моратория. Дело в том, что постановление Правительства, которое регулирует вопрос, вступило в законную силу 6 апреля 2022 года. Именно с этой даты по закону перестают начисляться пени и запрещается отключать коммунальные услуги за просроченные платежи. А вот и комментарий Верховного суда РФ по этой теме:
Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2022 г. до 1 января 2022 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2022 г., если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория
Верховный суд комментирует и то, как будет взиматься неустойка в дальнейшем:
Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договоров за весь период просрочки, исключая период действия моратория
Рассмотрим пример. Допустим, есть долг, который накопился за год. К 6 апреля он составляет 60 000 и 4 000 пени. Если этот долг так и не будут погашать, то он вырастет. Однако пени до 31 декабря 2022 в любом случае должны составить 4 тысячи рублей.
Власти комментируют ситуацию. Министр ЖКХ Ставропольского края Роман Марченко, например, подчеркнул, что мораторий никак не означает отмену платы за услуги ЖКХ, но только временный запрет на штрафы и другие санкции. Марченко напомнил о том, что предприятия, которые занимаются обеспечением коммунальных услуг, не останавливали свою работу ни на день: чтобы дать жителям городов и сёл воду, тепло, газ, электричество, вывозить мусор. По мнению министра, службы вправе рассчитывать на оплату своей работы.
Энциклопедия решений. Срок договора аренды земельного участка
Срок договора аренды земельного участка
Для земельных участков, как и для любых объектов аренды, действует общее правило, согласно которому договор аренды заключается на срок, определенный договором, а в случае, если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок (п.п. 1, 2 ст. 610 ГК РФ).
От срока, на который заключен договор аренды земельного участка, зависит необходимость его государственной регистрации, так как по общему правилу договор аренды земельного участка, заключенный на срок менее чем один год, государственной регистрации не подлежит (п. 2 ст. 26 ЗК РФ). Срок договора влияет также на возможность его досрочного расторжения в судебном порядке по требованию арендодателя (для земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности) и одностороннего отказа от договора со стороны арендодателя (п. 9 ст. 22 ЗК РФ, ст.ст. 450, 450.1, п. 2 ст. 610 ГК РФ).
Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды. В этих случаях договор по истечении предельного срока прекращается даже при наличии в нем условия о сроке аренды, превышающем предельный срок, или при отсутствии указания на срок аренды (п. 3 ст. 610 ГК РФ). В частности:
– в случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия (п. 10 ст. 22 ЗК РФ);
– предельный срок аренды находящегося в государственной собственности и расположенного в морском порту имущества, включая земельные участки в границах морского порта, составляет сорок девять лет (ч.ч. 1, 7 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ “О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”);
– договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, заключается на срок до сорока девяти лет; в частности, это касается земельных участков, предоставляемых для размещения линейных объектов, а также участков, предоставляемых в аренду собственникам зданий и сооружений, расположенных на таких земельных участках, помещений в них (пп. 17 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ (здесь и далее нормы ЗК РФ приводятся в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, вступившего в силу с 01.03.2015)).
Для ряда случаев закон устанавливает иные сроки аренды участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Например, для строительства или реконструкции здания или сооружения земельный участок, как правило, предоставляется на срок от трех до десяти лет, вместе с тем земельный участок может быть предоставлен в аренду гражданину для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на срок до двадцати лет (пп.пп. 1, 3 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ). Для завершения строительства объекта незавершенного строительства земельный участок предоставляется на срок до трех лет (пп. 6 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ). В некоторых случаях срок договора аренды определяется сроком действия договора (соглашения), для исполнения которого необходимо использование земельного участка. Так, в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключено охотхозяйственное соглашение, концессионное соглашение, договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, договор аренды заключается на срок действия соответствующего договора (соглашения) (пп.пп. 7, 8, 8.1 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ).
Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу заключается на срок от трех до сорока девяти лет. Исключение составляет договор аренды земельного участка, предназначенного для сенокошения и выпаса скота, который заключается на срок до трех лет (пп.пп. 11, 12 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ, п. 3 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”)*(1).
Земельный участок может быть передан в субаренду в пределах срока аренды такого участка (п. 6 ст. 22 ЗК РФ).
*(1) До 14.12.2013 для договоров аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения федеральный закон не устанавливал минимального срока аренды. Такой срок мог устанавливаться законом субъекта РФ (п. 3 ст. 9 Закона N 101-ФЗ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ).
Каковы сроки договора аренды земельного участка в 2022 году
На какой срок может быть заключен договор аренды государственного или муниципального земельного участка для строительства
Для договоров аренды государственных и муниципальных участков установлены максимальные и минимальные сроки. Они зафиксированы в законе.
Договор, в котором срок указан больше максимального или не указан вообще, считается заключенным на максимальный срок. Поэтому, если Росреестр откажет в регистрации такого договора, вы можете обжаловать этот отказ в суде.
Минимальные сроки установлены для отдельных случаев аренды публичных земельных участков. Если нарушить минимальный срок, постановление о предоставлении участка и договор аренды будут недействительны. А если при этом заключить договор аренды на срок менее года, то арендатора могут оштрафовать.
Каковы минимальные сроки аренды государственных и муниципальных земельных участков
В законе установлены следующие минимальные сроки аренды государственных и муниципальных земельных участков:
- для строительства и реконструкции зданий и сооружений – не менее 3 лет. При этом срок аренды должен быть в два раза больше срока, необходимого для инженерных изысканий;
- юрлицу для комплексного освоения территории или дачного хозяйства – не менее 3 лет;
- гражданину для индивидуального жилищного строительства – не менее 20 лет. Этот срок одновременно и максимальный;
- взамен участка, изъятого для государственных (муниципальных) нужд, – не менее 3 лет;
- при аренде участка сельхозназначения – не менее 3 лет. Исключение – сенокосы и пастбища. Они сдаются на срок до 3 лет;
- при аренде оленьих пастбищ – не менее 5 лет;
- при аренде лесного участка – не менее 10 лет, за исключением охотничьих хозяйств (срок аренды равен сроку охотхозяйственного соглашения), разработки месторождений, строительства и эксплуатации линейных объектов и заготовки древесины (в этих случаях минимального срока нет). На это указано в ч. 3 ст. 72 ЛК РФ;
- при аренде лесного участка для водохранилищ и гидросооружений, а также для переработки древесины и иных лесных ресурсов – не менее 1 года.
Постановления о предоставлении участка в аренду на срок меньше минимального судебная практика признает незаконными. В таком случае арендатор заставит уполномоченный орган предоставить участок на срок не менее минимального.
Договор аренды на срок менее минимального суд может признать недействительным. Арендатор должен будет вернуть участок государству (муниципалитету). При этом арендную плату, которую арендодатель получил за прошедшее время аренды, возвращать не придется.
Административная ответственность грозит, если законом установлен минимальный срок от года и выше, а договор заключен на срок меньше года и не зарегистрирован. Это считается самовольным занятием земельного участка. За это Росреестр оштрафует арендатора по ст. 7.1 КоАП РФ.
Каковы максимальные сроки аренды государственных и муниципальных земельных участков
В законе установлены следующие максимальные сроки аренды публичных земельных участков:
- для строительства или реконструкции зданий и сооружений – 10 лет;
- для размещения линейных объектов – 49 лет;
- гражданину для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта – 20 лет. Этот срок одновременно и минимальный;
- организации для комплексного освоения территории или дачного хозяйства – 5 лет;
- для завершения строительства недостроенного объекта – 3 года. При этом если такой объект продан с торгов, то срок аренды должен быть в два раза больше срока, необходимого для инженерных изысканий;
- во исполнение охотхозяйственного, концессионного соглашения, договора об освоении территории под наемный дом, договора о комплексном развитии территории – тот же срок, что и в первичном соглашении или договоре;
- под недропользование срок аренды не может превышать срока лицензии более чем на два года;
- для сельхозпроизводства – 49 лет;
- гражданину для сенокошения, выпаса скота, огородничества – 3 года;
- при резервировании земель – не больше срока резервирования;
- аренда в рамках инвестиционного проекта – не дольше срока его реализации;
- при использовании водных биологических ресурсов – 20 лет;
- участок сельхозназначения крестьянскому (фермерскому) хозяйству или организации, участвующей в программе поддержки сельского хозяйства, без торгов – до 5 лет;
- аренда взамен изъятого участка – не больше остатка старого срока. Если остаток меньше 3 лет, то срок новой аренды составит 3 года (;
- при одновременной аренде здания или помещения – 9 лет;
- при аренде лесного участка – 49 лет.
Превысить максимальный срок аренды просто невозможно. Если вы пропишете в договоре срок больше максимального или он не будет установлен вовсе, договор будет считаться заключенным на максимальный срок. Это подтверждает судебная практика.
Если Росреестр откажет в регистрации договора аренды из-за того, что срок в нем больше максимального, обжалуйте этот отказ в суд. Суды указывают, что неправильный срок в таких случаях не является основанием для отказа в регистрации.
Каковы сроки договора аренды земельного участка в 2022 году
Все материалы сайта доступны по лицензии:
а Российской Федерации. При этом убытки в виде упущенной выгоды, убытки при прекращении договора, предусмотренные статьей 3931 Гражданского кодекса Российской Федерации, связанные исключительно с досрочным расторжением договора аренды, иные денежные суммы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации договором аренды право арендатора на односторонний отказ от договора было обусловлено необходимостью выплаты определенной денежной суммы арендодателю, с арендатора не взимаются, а обеспечительный платеж, если он был предусмотрен договором аренды и уплачен арендодателю, возврату арендатору не подлежит. Иные убытки (денежные суммы) подлежат возмещению (уплате) в соответствии с гражданским законодательством.
(Часть введена – Федеральный закон от 08.06.2022 № 166-ФЗ)
5. Арендодатель, являющийся владельцем государственного или муниципального недвижимого имущества, за исключением земельных участков, указанных в части 6 настоящей статьи, независимо от срока истечения договора аренды недвижимого имущества, заключенного по результатам проведения торгов в отношении недвижимого имущества до принятия в 2022 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, не вправе отказать арендатору, надлежащим образом исполнявшему свои обязанности до принятия такого решения, в заключении в 2022 году дополнительного соглашения к договору аренды о продлении срока аренды на срок до одного года на тех же условиях или иных согласованных сторонами условиях, не ухудшающих положение арендатора. Заключение такого дополнительного соглашения осуществляется без проведения торгов и оценки рыночной стоимости объекта аренды. (Часть введена – Федеральный закон от 08.06.2022 № 166-ФЗ)
6. До 1 марта 2022 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:
1) договор аренды земельного участка заключен до принятия в 2022 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации;
2) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды;
3) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
(Часть введена – Федеральный закон от 08.06.2022 № 166-ФЗ)
7. Срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 6 настоящей статьи, определяется арендатором, но не может превышать срок действия договора аренды земельного участка, согласованный сторонами до его увеличения, или три года, если срок действия договора составляет более чем три года. При этом положения пункта 8 статьи 398 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются. (Часть введена – Федеральный закон от 08.06.2022 № 166-ФЗ)
8. Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 6 настоящей статьи, в срок не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении. (Часть введена – Федеральный закон от 08.06.2022 № 166-ФЗ)
1. Установить, что в 2022 году срок, предусмотренный частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для уплаты в полном размере административного штрафа, в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, привлеченных к административной ответственности, составляет не более 180 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения постановления о наложении административного штрафа.
2. Положения части 1 настоящей статьи не применяются в отношении административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 6.3, главой 12, частями 101, 102 и 11 статьи 13.15, частью 4 статьи 14.42, статьями 14.16, 14.171, 19.152, 20.61, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(Статья введена – Федеральный закон от 08.06.2022 № 166-ФЗ)
Установить, что указанные в пунктах 1 – 51, 7 и 8 части 3 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, соответствующих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 указанного Федерального закона (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, соответствующих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным указанной статьей), не включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10 августа 2019 года в связи с непредставлением такими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в случае, если хозяйствующие субъекты представили в указанный орган такие сведения за 2018 год после 1 июля 2019 года, но не позднее 30 июня 2022 года. (Статья введена – Федеральный закон от 08.06.2022 № 166-ФЗ)
Установить, что аккредитованные удостоверяющие центры в отношении ключей электронной подписи и соответствующих им квалифицированных сертификатов, которые действуют на день вступления в силу настоящего Федерального закона и срок действия которых истекает до 1 августа 2022 года, по прекращении действия таких квалифицированных сертификатов создают квалифицированные сертификаты, имеющие аналогичное содержание с прекратившими действие квалифицированными сертификатами, со сроками действия с даты прекращения действия квалифицированного сертификата до даты, в которую истекают три месяца от этой даты, с использованием ключа проверки электронной подписи, указанного ранее в прекратившем действие квалифицированном сертификате, о чем уведомляют соответствующих владельцев квалифицированных сертификатов путем направления им уведомлений в форме электронного документа, подписанных квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица аккредитованного удостоверяющего центра. При этом аккредитованные удостоверяющие центры обеспечивают сохранение информации о прекративших действие квалифицированных сертификатах до даты окончания действия вновь созданных квалифицированных сертификатов, имеющих аналогичное содержание. Срок действия ключей электронной подписи, соответствующих ключам проверки электронной подписи, указанным во вновь созданных квалифицированных сертификатах, имеющих аналогичное содержание с таким образом прекратившими действие квалифицированными сертификатами, продлевается до окончания срока действия соответствующих вновь созданных квалифицированных сертификатов. При выполнении процедур, предусмотренных настоящей статьей, не применяются требования пункта 1 части 1, пункта 1 части 2, части 3 статьи 18 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ “Об электронной подписи”, а также не допускается взимание платы. (Статья введена – Федеральный закон от 08.06.2022 № 166-ФЗ)
Установить, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать на 2022 и 2022 годы особенности:
1) отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения в отношении оснований, порядка, сроков и условий такого переноса и (или) возврата заказчикам (потребителям) денежных сумм, уплаченных ими при бронировании;
2) исполнения, изменения и (или) расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2022 года включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”.
(Статья введена – Федеральный закон от 08.06.2022 № 166-ФЗ)
Приостановить до 1 января 2022 года действие части первой статьи 263-1 в части участия субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им, на основании федерального закона и абзаца четвертого пункта 1 статьи 2614 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст. 5005; 2003, № 27, ст. 2709; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 18, ст. 2117; № 43, ст. 5084; 2008, № 30, ст. 3597; 2013, № 51, ст. 6691; 2015, № 29, ст. 4359; 2018, № 17, ст. 2425; 2019, № 31, ст. 4472).
Приостановить до 1 января 2022 года действие абзаца третьего пункта 21 статьи 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции” (в редакции Федерального закона от 7 января 1999 года № 18-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4553; 1999, № 2, ст. 245; 2001, № 53, ст. 5022; 2005, № 30, ст. 3113; 2007, № 1, ст. 11; 2011, № 30, ст. 4566; 2012, № 53, ст. 7584; 2013, № 44, ст. 5635; 2015, № 1, ст. 43; № 27, ст. 3973; 2016, № 26, ст. 3871; № 27, ст. 4194; 2017, № 31, ст. 4827; 2018, № 1, ст. 17; № 32, ст. 5082). (Статья введена – Федеральный закон от 08.06.2022 № 166-ФЗ)
Приостановить до 1 января 2022 года действие пункта 3 части второй статьи 124, пункта 4 части первой статьи 127, пункта 3 части второй статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532; 2006, № 1, ст. 8; 2009, № 14, ст. 1578; 2014, № 26, ст. 3367; 2018, № 49, ст. 7523; 2019, № 30, ст. 4099) в части положений об обязательности предоставления (указания) одного из идентификаторов гражданина-должника (страхового номера индивидуального лицевого счета, идентификационного номера налогоплательщика, серии и номера документа, удостоверяющего личность, основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя, серии и номера водительского удостоверения, серии и номера свидетельства о регистрации транспортного средства) в отношении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа, подаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными, иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг (энергоресурсов) гражданам, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. (Статья введена – Федеральный закон от 08.06.2022 № 166-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 468-ФЗ)
Приостановить до 1 января 2022 года действие подпункта “а” пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4849; 2009, № 1, ст. 14; 2011, № 30, ст. 4574; № 49, ст. 7067; 2012, № 31, ст. 4322; 2014, № 19, ст. 2331; № 42, ст. 5615; 2015, № 10, ст. 1411; 2016, № 1, ст. 13; 2017, № 1, ст. 33; № 31, ст. 4785; 2018, № 49, ст. 7523; 2019, № 49, ст. 6961) в части положений об обязательности предоставления (указания) одного из идентификаторов гражданина-должника (страхового номера индивидуального лицевого счета, идентификационного номера налогоплательщика, серии и номера документа, удостоверяющего личность, основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя, серии и номера водительского удостоверения, серии и номера свидетельства о регистрации транспортного средства) в отношении выдаваемых исполнительных документов по исковым заявлениям и заявлениям о вынесении судебного приказа, подаваемым юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными, иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг (энергоресурсов) гражданам, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. (Статья введена – Федеральный закон от 08.06.2022 № 166-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 468-ФЗ)
Приостановить до 1 января 2022 года действие пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 25 января 2002 года № 8-ФЗ “О Всероссийской переписи населения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 4, ст. 252; 2017, № 14, ст. 1999) в части периодичности проведения Всероссийской переписи населения. (Статья введена – Федеральный закон от 08.06.2022 № 166-ФЗ)
Приостановить до 1 января 2022 года действие пункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 1, ст. 15; 2010, № 27, ст. 3420; 2011, № 1, ст. 12; № 48, ст. 6728; 2013, № 52, ст. 6961; 2014, № 49, ст. 6912; 2016, № 27, ст. 4169, 4195, 4293; 2017, № 18, ст. 2673; 2019, № 48, ст. 6739) в части годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фондов, являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями, за 2019 год, за исключением случая, если аудиторской организацией, индивидуальным аудитором до 1 мая 2022 года начато исполнение договора на проведение обязательного аудита такой отчетности. (Статья введена – Федеральный закон от 08.06.2022 № 166-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.